|
Часть 1. Москва—Улуу
Часть 2. Улуу—Магадан
Глава 18. г. Магадан. День 15-й. 25.08.2012 г.
Утром меня разбудил какой-то знакомый звук. Под окном явно работал экскаватор. Выйдя на балкон, обнаружил нарушителя утреннего сна.
По привычке подумал: «Интересно, где представители? Порвет ведь чье-нибудь подземное». Но, возможно, в этом месте никаких коммуникаций нет и все согласовано. Но, как потом выяснилось, моя интуиция, правда основанная на приличном опыте земляных работ, не подвела. Позже станет понятно, что я имею в виду.
Утро было солнечным и настроение, в предвкушении шашлыков, было отличным. Пошел собираться. За мной должны были заехать Паша с Аленой. Солнечное утро сделало свое дело и вчерашних невеселых дум не осталось и следа. И даже перекресток у моего дома утром выглядел жизнеутверждающим.
Поехали на площадь, где был общий сбор.
А дальше поехали по той же трассе, по которой я пришел в Магадан, к симпатичной речушке.
У ребят процесс шашлыкинга полностью отлажен. Каждый знает свой маневр. А гости, и машины отдыхают на берегу живописного ручья.
Сафарь Павла.
И мы с Павлом.
Ну, и сам процесс с бесконечными разговорами, шутками и дружескими подколками.
И старый знакомый, пес Тайсон, тоже здесь под присмотром сына Евгения.
Андрюха Хохол, как всегда, в центре событий. Подключил даже руки для пущей аргументации.
Женя, так внимательно слушающий Андрея, тоже брал в руки камеру и снимал нас со стороны. Вот его фото, которые он мне прислал в Москву. Как говорится — почувствуйте разницу в качестве с правильной камерой и объективом.
Мне тут тоже явно понадобились руки для иллюстрации сказанного.
Андрей. Он местный, но, как и я, приехал из Москвы в родные края. В Москве он работает фотографом. Свободный художник. Это ему я что-то «размашисто» рассказываю.
«Конь» Евгения отдыхает после пробега из Магадана до Владимира и обратно.
Да. Надо было брать хорошую камеру. Теперь жалею.
Отлично посидели. Познакомился сразу со всеми. И это было здорово. Спасибо, ребята!
После шашлыков Павел, который, как и я, по жизни не пьет, вместе с Аленой отвезли меня к монументу «Маска Скорби». Сам монумент и виды, открывающиеся с его площадки на сопке Крутая, говорят тут сами за себя.
На склоне перед монументом стоят бетонные блоки с названиями самых суровых колымских лагерей — Мальдяк, Бутугычаг, Эльген, Серпантинка, Днепровский, Кинжал, Каньон, Хениканджа, Джелгала. Между ними в форме надгробий, расставлены камни с символами всех основных религий. Камень с советскими символами тоже ведь определенную «религию» символизирует.
На этой сопке когда-то находилась знаменитая «Серпантинка». Отсюда этапы распределялись по колымским лагерям. Там, наверху внутри монумента, куда ведет лестница, есть копия лагерной камеры. Но, как мне объяснили, открывают ее теперь только когда «большие» гости монумент посещают. Эх, Родина!
Эрнст Неизвестный, конечно, гений. Бетон, металл, память и, как мне показалось, нерв одной мысли: «Не повторите это, люди!».
Посещение монумента произвело на меня неизгладимое впечатление. Однако гостеприимные хозяева решили этот прекрасный и солнечный день, закончить на набережной бухты Нагаева и тем самым подтвердить, что понятие «Солнечный Магадан» — не простая игра слов. И мы поехали на набережную, благо она была рядом с Полярной улицей, где я жил.
Над бухтой стоял вечерний туман. И вот именно тут мое сознание, наконец, соединило эти два понятия — Колыма и Океан. Все встало на свои места. Это сочетание было настолько естественным, что я принял это как аксиому, не требующей никаких доказательств и усилий, тем более, что географически это было сделано и без меня.
Торговый порт был скрыт туманом. Лишь по его краю видно было три коробки стоящих на рейде судов. Над портом, на сопке, стояли антенны тропосферной станции, сейчас уже не работающей, а когда то это называлось «РРЛ РРЦ "Магадан"». Позывной «Дракон-1 в/ч 74180». Сейчас там планируется сделать спутниковый терминал.
Слева, куда туман еще только подбирался, просматривался рыбный порт. На набережной в этот субботний вечер отдыхали магаданцы. Солнце заливало стоящий здесь же монумент в честь основания города в 1929 году. И понятие «Солнечный Магадан» здесь не вызывало никаких стилистических противоречий и было абсолютно естественным.
Отличный день, наполненный до краев новыми знакомствами и впечатлениями и так щедро и естественно подаренный мне моими друзьями, закончился. Спасибо, Вам, друзья. Умеют в Магадане встречать гостей. А день, проведенный с друзьями, не может быть прожитым зря. Почти стихотворная строка получилось. Похоже, они меня к концу пребывания здесь поэтом сделают!
На завтра было воскресенье. И мы договорились с Павлом и Аленой съездить посмотреть бухту Гертнера. До завтра. Надо отдохнуть от сегодняшних впечатлений и подготовиться к новым.
Глава 19. г. Магадан. День 16-й. 26.08.2012 г.
Утром проснулся в предвкушении поездки на Гертнера. Где-то у меня была еще одна новая рубашечка-поло с логотипом УАЗа? Надо Павлу подарить.
Приехали Павел с Аленой. И тут получилось очень забавно. Паша приехал на своем служебном «Патриоте». Надо же! Очень кстати пришлась эта поло. Мы теперь с Павлом как два интернатских будем — сам вторую такую надел в поездку на Гертнера.
По поводу «Патриота» Паша рассказал забавную историю. Мужик уехал на материк в отпуск, кажется, на «Делике», а жена должна была позже прилететь самолетом. Мужику там предложили за его аппарат такую цену, что он отказаться не смог. Продал. Но прилетает жена и нужна машина. Ничего другого кроме новых «Патриотов» не было. Он купил. Прилетевшая жена, подозрительно осмотрев машину, спросила: «Ну, и что это за машина?». «Джип японский. Тайота Патриот», — не моргнув глазом, нашелся мужик. Теперь в Магадане их так и называют — «Тайота-Патриот».
Погода этим утром испортилась. Пасмурно и временами накрапывал дождь. Ну, так не сахарные же — когда это нам могло помешать? Поехали. Интересные у них тут магаданские «голуби» по дворам летают. Еще одна связь с морем.
По дороге заехали и проверили, все ли в порядке на базе Виталия (Дюйма), за которой в отсутствии хозяина (он уехал тогда во Владивосток) Павел присматривал. И потом заехали в гараж к Пашиным родственникам. Интересные машинки мне там показали. Автокемперы Isuzu Elf и Mitsubishi Canter. Сам их не снимал. Темновато было в боксах. Но по ним полазил.
Недавно они поехали на материк в начале июня и их сняли на колымской трассе под Магаданом. Мужики с ними серьезно поработали для приведения в состояние, пригодное для передвижения по нашим дорогам. Усилили обвязку и пр. Классная штука для семейных путешествий.
Потом двинулись на Гертнера. Сначала остановились на площадке еще на подъезде к бухте. Жаль, что все было затянуто облаками и моросью.
Пашин служебный «Патриот», на котором мы ездили в этот день.
Алена. Хозяйка здешних мест и по совместительству супруга Павла.
На берегу бухты выяснилось, что дождь не только нам не помеха. Рыбаки они во всем мире одинаковые.
За галечной береговой полосой стояли живописные скалы.
В одной из скал был грот в виде узкой расщелины.
А в подножии одной из скал была устроена оригинальная открытая часовня в память о святом Апостоле Андрее Первозванном. Часовня очень гармонично вписалась в ландшафт.
Неподалеку стоял памятный знак на месте высадки первой Колымской экспедиции под руководством Ю.А. Билибина и В.А. Цареградского.
Рядом со знаком был вот такой природный лаз в скале.
На одной из скал природа поработала основательно, выветрив зубчатые останцы.
Перекусили захваченными Аленой бутербродами и кофе. Паша показал лежащий в багажнике кусок старого рельса узкоколейки, который привезли из своей поездки в бывший колымский лагерь Днепровский. Выпущен был на заводе НКВД в тридцатых. Ребята хотят как-то вписать его в памятный знак, задуманный нами.
Павел предложил съездить еще на первый перевал по дороге на Армань. Это как бы в сторону Охотска по большой географии. Для этого надо было переехать на другую сторону Колымской трассы.
Дождь продолжался.
По пути Павел показал местный горнолыжный склон.
На верхней точке перевала все было затянуто облаками.
Там же стоит памятник В.С.Филимонову. Где-то читал, что он был директором Департамента «Магаданавтодортранс». У ребят забыл спросить про обстоятельства появления памятника здесь, а в сети ничего не нашел.
Поехали вниз, на другую сторону перевала.
Внизу протекала очень симпатичная речушка Окса. Понравились «штаны» из дороги и речки.
Речка нерестовая. Тут частенько Потапычи бродят. За сопками она впадает в Охотское море. Кстати, с другой стороны перевала, откуда мы приехали, берет начало и речка Магаданка, протекающая по городу.
А это тоже Окса, но уже в сторону перевала.
Перекурили и поехали назад в Магадан. Ребята пригласили меня к себе на обед. Но прежде надо было заехать на рынок.
По дороге, на Арманской улице, проехали Свято-Покровский женский монастырь. Монастырь основан не так давно, в 1999 году. Здесь хранится местночтимая икона Пресвятой Богородицы — «Магаданская».
Сначала заехали в супермаркет, а поток на рынок. Немного поснимал ценники в Магадане.
Еще понравилась вот такая смешная реклама.
И такой вот «деликатес» по совершенно негуманной цене. Для лохов.
А потом был обед дома у ребят. Все было очень вкусно. Спасибо, Алена!
Красная икра на тот момент была в Магадане практически по московской цене от 2 000 до 2 500 рублей в зависимости от вида. Плохой был по рыбе год.
После обеда Павел отвез меня домой. Завтра понедельник, и ребятам тоже надо было отдохнуть перед рабочей неделей.
Прошелся возле дома по магазинам. Надо было и о пище насущной подумать. На улице Билибина нашел маленькое бистро. Там продавались готовые охлажденные обеды. При наличии СВЧ в квартире это решало все проблемы. Готовкой можно было не заморачиваться, и качество было хорошим.
Перед сном позвонил домой и друзьям, а потом смотрел телевизор и отправлял твитты, делясь впечатлениями за день.
Глава 20. г. Магадан. День 17-й. 27.08.2012 г.
Утром подольше повалялся в постели. Понедельник. Все на работе. Разогрел завтрак в СВЧ. Павел сказал, что освободится по обстоятельствам на работе.
Единственное, что было известно это то, что вечером мы идем в пивной ресторан «Beer Loga», поскольку вернулся со сплава по р. Ланковой Илья (Goblinid). А, как, написал на форуме мудрый Toko: «Ходить в кабак по понедельникам — это правильно».
Илья был единственным человеком в Магадане, с кем я был лично знаком до приезда сюда. Он прошлой осенью приезжал на курсы в Москву, и мы неплохо тогда посидели в пивном ресторанчике на Кузнецком мосту вместе с Антоном (Tony60) и его женой Лизой.
Безалкогольное пиво теперь в пивных ресторанах всегда в наличии. Не то, что раньше. С ним вроде как не совсем «белой вороной» сидишь в компании и дружеское общение как-то теплее. Шутку про безалкогольное пиво и резиновую женщину мне частенько напоминают. Но свою цистерну, уж поверьте, я давно выпил и с остальным по жизни тоже порядок. Просто не так много времени осталось мне в этой жизни и жалко его тратить на алкоголь. Такая у меня нынче установка.
Ближе к полудню позвонил Павел и сказал, что сможет заехать после обеда. Мне надо было помыть машину, отвезти пробитое колесо в шиномонтаж и разобраться с «Джеки Чаном». Дилерский сервис «Ниссана» должен был открыться в Магадане только в ноябре, но есть человек, который может считать ошибку и помочь разобраться с проблемой.
Так, что до обеда бездельничал. А потом с Павлом забрали со стоянки мой «Трейл» и поехали на мойку. Народ тут на серьезных аппаратах ездит. На мойке стоял за «Тундрой».
После мойки поехали в район рыбного порта. Там должен был выйти с задних ворот сервиса человек с прибором и решить мою проблему. Почему надо было при этом соблюдать конспирацию «заднего кырылица», я так и не понял. Павел тоже вышел на этого человека только через своих знакомых. Пока ждали, осмотрел «Трейл» после мойки.
На капоте была небольшая вмятина, и тот удар из под встречки я помнил. До металла. А на заднем крыле были царапины от небольшого камнепадика в дождь, о которых я писал еще на Черном прижиме. Тут несильно, до грунта. В общем, в Москве надо будет точечно порешать с заделкой. Есть у меня одна приличная фирма. Хорошо делают. На обратной дороге еще что-нибудь появится. Надо было обклеивать или мазать. На худой конец хотя бы «мухобойку» на капот поставить. Глядишь, и на капоте вмятины не было бы. Хотя, как я помню, камень летел выше любого дефлектора. Но задним-то умом мы все крепки. Поленился.
Вышел парень с прибором. Определил, что ошибку дает катализатор. С ним здесь ничего не сделаешь и я попросил просто сбросить. Цена за эту операцию вот только была не совсем гуманной. Человек попросил за все две тысячи. Как у московских дилеров. Павлу расценки тоже не понравились. О чем он достаточно жестко и выговорил тому парню. Монополизм — штука нехорошая.
Расплатившись, поехали к знакомому Павла в шиномонтаж. Осмотрев колесо, обнаружили пробоину в виде кратера от скальника. Мастер, серьезный мужчина и авторитет среди магаданцев во всем, что касается колес, предложил для надежности аккуратно заварить, а нам заехать часа через два.
Пока делали колесо, Павел предложил съездить на бухту Веселая. Сказал, что там есть еще на что посмотреть. Поставили «Трейл» на стоянку и поехали на «Патриоте».
Сначала остановились на площадке выше дачного поселка Кедровый, что в Новой Веселой. Перед нами был залив Гертнера. Классный вид открывается отсюда в хорошую погоду.
Справа мыс Красный, а левее него видно остров Кекурный. Скала среди моря, которую еще называют Монах, а иногда еще Одинокий или Черный монах. Вот он крупнее, насколько позволил zoom.
Потом выехали на берег бухты Веселой.
Она располагается между мысом Красный и мысом Восточный. Вдали, у мыса Восточный, видны острова Три брата.
Слева, по направлению к мысу Красный, на выступе берега был старый пирс. На следующем фото его немного видно за выступом. В Старой Веселой раньше были склады ВВ. Взрывчатку завозили морем через этот пирс. От него по берегу шла дорога, теперь уже прилично разрушенная.
Ближе к нам от пирса в море что-то плавало. И как объяснил Павел, это были садки с мальком красной рыбы местного рыбозавода.
А справа в глубине бухте виднелся остров с очаровательным именем Вдовушка. В отлив до него можно просто дойти.
Вот Вам и Магадан — «холм среди воды». Помните одну из теорий о происхождении слова «Магадан»? Полный набор островов или холмов, по мнению пращуров.
Напоследок мы с Пашей решили запечатлеть себя в качестве четвертого брата. Паша вот только моргнул, а я не заметил и не переснял. Паша, извини.
На обратном пути заехали за колесом. Все было сделано на совесть. Отвезли колесо в мою машину. Потом доехали до моего дома, где я переоделся и Паша подвез меня к ресторану «Beer Loga». И хотя он был буквально рядом с домом Павла, но пойти с нами он мог. Дела. Спасибо, Паша! Столько времени потратил на мое географическое магаданское образование!
Понедельник день тяжелый, и в ресторан смогли придти только Евгений и Илья. Вот и Илья, живым и здоровым вернувшийся со сплава по Ланковой.
Посидели, поговорили. У мужиков всегда найдется куча тем для разговоров. А если учесть, что все мы люди путешествующие, да еще и рыбаки да охотники, то отсутствием тем для разговоров никогда не страдаем.
Часов в девять распрощался с мужиками и вызвал такси по телефону. Приехала милая таксистка на праворульке и лихо домчала меня до подъезда. Расценки в Магадане смешные, если сравнивать с Москвой, как и расстояния. Доставили за сто рублей.
Интересный и насыщенный день получился. И кое-какие дела успел сделать по подготовке в обратный путь.
Отправил твитты с фото прошедшего дня, позвонил домой и лег спать.
Глава 21. г. Магадан. День 18-й. 28.08.2012 г.
Проснулся в восемь утра. Вот, что интересно. Не так много городов, где у меня не работает чувство нового места. И Магадан стал одним из них. И, решив полежать еще немного, заснул, да так и проспал до одиннадцати. Разбудил Павел звонком на городской телефон, который тоже был в наличии. Обещал заехать в районе обеда и показать мне еще кое-что в Магадане.
Значит, до обеда я свободен и можно прогуляться по городу. Тем более что вид с балкона на Полярную свидетельствовал, что погода к этому располагает. И еще по привычке отметил, что траншея под балконом значительно удлинилась. Ну, ну…
Принял вид цивилизованного человека.
И направился в город пешком. Неподалеку от дома обнаружил очаг культуры имени Олега Куваева.
Пересек Полярную и вышел на улицу Билибина. Тут на углу с ул. Коммуны обнаружилась региональная государственная телерадиокомпания — ГТРК «Магадан». Связист он же сразу свое замечает — антенны, вышки и прочую телекоммуникационную атрибутику.
И в конце улицы просматривалась телемачта.
Школа №7.
Телемачта была построена в 1957 году на Комсомольской площади. Отсюда и проспект Ленина начинается. За мачтой видно здание магаданского филиала ВГТРК. Это старая телемачта. Новая находится на сопке Крутая. Чуть выше «Маски Скорби». Ее частично видно на моих фото с Маски.
А еще на Комсомольской площади в молодежном центре у ЭТИХ гнездо. Назвал бы я их по-другому, но отчет вещь публичная, и вроде… не место тут.
Ну, что? Пройдемся по проспекту?
Тут мы свернем с проспекта Ленина. Мне надо было купить большую флешку или внешний небольшой диск. Накопилось много видео в регистраторе, да и карты памяти надо было освободить от фотографий. Пошел по проспекту Карла Маркса. Одни основоположники. Хотя. Мы же нынче уверенным шагом топаем в прошлое. Чему тут удивляться?
Встретился также небезызвестный магаданский бар «Зеленый крокодил».
Ну, и как проектировщик, не мог не запечатлеть здание Дальстройпроекта и на соседней Парковой улице здание Управления регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотке.
Обнаружилось даже место, где хоть немного и зарастает, но все же проложена тропа к еще одному штабу радетелей о нашем благе. Не город, а машина времени!
И нормальное соседство — безбожники и святое. Это купола кафедрального Свято-Троицкого собора (Собор Троицы Живоначальной) Магаданской епархии.
А на соседней Якутской улице увидел филиал Питерского универа.
Тут-то, при выходе с Якутской улицы опять на Маркса, я и наткнулся на нужный мне магазин и купил себе флэшку на 64 Гб. Вполне хватит, чтобы почистить карты перед обратной дорогой домой.
Вышел из магазина и тут позвонил Павел. Подхватил меня в городе, и мы поехали смотреть отлив в бухте Нагаева.
Народу на берегу хватало. Отлив, да еще в городе — это всегда интересно.
Местные пацаны собирали дары моря.
Мы тоже спустились к воде.
Решил попробовать океанскую воду на вкус. Однозначно солоней, чем в Черном море.
Павел предложил посмотреть торговый порт. Поехали по Портовому шоссе вдоль берега бухты. Но по дороге остановились у «Родника Любви», который был практически на обочине шоссе.
Родник оказался даром г. Магадану от семьи Гордеевых.
Очень просили возле родника не мыть машины. Интересно. Неужели нашлись такие люди, которые действительно здесь мыли машины? Надо будет набрать воды здесь в обратную дорогу. Вода, текущая из родника на склоне сопки, была очень неплохой на вкус.
У здания порта стоял постамент, на котором возвышался погрузчик. Паша сказал, что он когда-то работал в порту и даже помнит, как этот погрузчик здесь работал. При этом грусть, с которой это сказал Паша, напомнила мне фразу принца датского Гамлета в известной сцене с черепом на кладбище: «Бедный Йорик. Я знал его, Горацио».
Не знаю, похож ли я на Горацио, но тут же предложил Паше именовать сей погрузчик отныне «Бедный Йорик».
«Йорик» имел даже именную табличку с указанием, в честь чего и кто его сюда установил.
Из порта Павел отвез меня домой. Вечером после работы должен был заехать Илья с ноутом и помочь мне слить видео и фото с карт на флэшку. По дороге проехали самый известный магаданский отель «Океан».
Павел уехал на работу. Он ведь меня катал вместо своего обеда. Вот оно — еще одно проявление магаданского гостеприимства. Вечером Павел обещал позвонить и что-нибудь придумать на вечер в продолжение моей культурной программы.
Пообедал дома, разогрев обед из местного бистро в СВЧ. А потом приехал Илья и мы с помощью ноутбука слили материал на флэшку. Спасибо, Илюша!
Позвонил домой. Отправил твитты. А вечером за мной заехали Павел с Аленой, и мы поехали погулять в городской парк. Посмотрели деревянные скульптуры под открытым небом.
Потом, на одной из аллей я увидел памятную колонну, посвященную магаданцам, участвовавших в Советском Фонде мира. Опять машина времени отправила меня в ту страну. И ведь, правда. Когда-то отрабатывали целый день и зарплату по заявлению перечисляли в этот фонд всем коллективом на предприятиях.
Фонд до сих пор существует (с 1961 года), но только он теперь российским называется. И в Магадане есть его отделение.
Темнело. Но под уже выглянувшей луной, футболисты продолжали играть на местном стадионе.
И на дроме еще катались роллеры.
А мы пошли в местную пиццерию, по-моему, она называлась «Саманта», что опять же на К .Маркса, есть пиццу «Морская». И заведение, и сама пицца мне понравились.
А закончили вечер опять на набережной бухты Нагаева. День завтра обещал быть ветреным.
Все дни, проведенные в Магадане, благодаря моим друзьям, были наполнены самыми яркими впечатлениями. Приезжайте в Магадан, и Вы убедитесь, какие гостеприимные, и радушные люди живут в этом городе. Я и не помню, когда вот так отдыхал душой.
Завтра оставался последний, перед отъездом, день моего пребывания здесь.
Глава 22. г. Магадан. День 19-й. 29.08.2012 г.
Утром позвонил Павел и сказал, что договорился в их служебном гараже насчет подъемника. Надо было осмотреть ходовую «Трейла» перед дальней дорогой. А на вечер у Павла была еще договоренность о замене масла и фильтров в моей машине.
Заехал Паша и мы, съездив за моей машиной на стоянку, поехали в гараж. Оказалось, что гараж оборудован даже стапелем, что, несомненно, было гораздо удобней, чем осмотр на простом двухстоечном подъемнике. Нагруженная подвеска всегда информативней.
Осмотр никаких проблем не выявил, чему я был, конечно, рад. Все железо в норме и ни протечек, ни порванных пыльников — ничего. Трейл отлично выдержал дорогу до Магадана. Несколько царапин кузова и одно пробитое колесо — это вообще ни о чем при таком пробеге.
Павел уехал на работу, а я отправился в город на своей машине. И сначала, конечно, поехал на К. Маркса, где видел сувенирный магазин. Набрал там кучу сувениров и магнитиков. А дальше направился на соборную площадь посмотреть Свято-Троицкий кафедральный собор.
Храм, понятное дело, новодельный. Строительство закончилось в 2008 г., а освятили в сентябре 2011 г. Построен на фундаменте с частичным использованием каркаса, недостроенного в свое время Дома Советов. Двухэтажный стилобат полностью использовал старый фундамент. Теперь модно так строить храмы. В московском Храме Христа Спасителя стилобат вон, какой мощности. Стиль этого проекта — Владимирско-Новгородская архитектура. Не очень мне, правда, понятны по стилю пилястры с капителями коринфского ордера над вторым ярусом арочных окон. Ну, я в смысле архитектуры любитель — возможно, чего-то и не понимаю. А в принципе храм очень удачно и пропорционально вписался в площадь и стал ее главным градообразующим акцентом. Явно потянет за собой полную ее реконструкцию.
Кое-где еще достраивают и заканчивают планировочные работы.
Прошелся по площади. Главпочтамт с телеграфом и прочей связью.
Что-то у Администрации области с финансами. Фасад на площадь явно требует ремонта.
Пошел искать Ростелеком. Дорога шла мимо Горсуда.
Рядом течет р. Магаданка.
Замочки на счастье, как и во всех городах теперь. А через проспект — музей под открытым небом.
Два истребителя — перехватчик СУ-15 и учебный СУ-15УТ — парят прямо над Магаданкой.
Здесь же мемориальный комплекс Алсиба.
А вот таких табличек там пять на всех сторонах килей.
Многоцелевой МИГ-21 без двигателя.
Ну, и прочая военная техника, стоящая у военно-спортивного технического клуба (ВСТК) «Подвиг».
А Магадан был занят своими будничными делами.
Потом еще съездил к старому кафедральному собору в честь Сошествия Святаго Духа на Апостолов. Скромный такой храм в тихом месте на улице Потапова.
Храм тоже новодельный. Других на Колыме нет. Этот освящен в 1992 году. При освящении была заложена частица мощей великомученика Георгия Победоносца.
Я люблю снимать храмы. Во-первых, приобщаешься к истории. Во-вторых — изучаешь архитектуру. А это кладезь стилей и приемов. И, в-третьих, в новых для тебя городах, лучше понимаешь, чем духовно живут люди. И как они заботятся об истории своей, о памятниках и культовых местах.
После посещения храма поехал и набрал в дорогу полную канистру воды в Источнике Любви.
Опять проезжал гостиницу «Океан» и снял ее еще раз немного с другого ракурса.
Подъехал к дому и тут увидел аварийную машину связи и кабели, судя по всему оптические, идущие в нее из телефонного колодца.
Встретились связисты Москвы и Магадана.
Как выяснилось, тот экскаватор все-таки порвал пару труб телефонной канализации, а с ними и два кабеля. Оптический, принадлежащий «Мегафону», и стопарный «Ростелекома». В машине заканчивали монтировать муфту на оптике, а дальше, в котловане, спайщики закончили монтаж медного кабеля.
Познакомился с ребятами. Это Миша — кабельщик-спайщик теперь уже Ростелекома. «Дальсвязь» недавно вошла в Ростелеком.
А это его напарник Игорь.
Поговорили о связи на Колыме и в Москве. Всю жизнь работаю со спайщиками. Как правило, хороший спайщик и человек хороший. Это как определение у Тургенева в рассказе «Хорь и Калиныч». «В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошелся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком, Полутыкиным, страстным охотником и, следовательно, отличным человеком». Вот так и здесь. Эта специальность во многом определяет характер.
Пожелал ребятам, как у нас в шутку принято, — «связи без брака» и пошел домой.
В подъезде подумал, что надо бы мусор выбросить и впервые обратил внимание на мусоропровод. Он был заварен наглухо. Оригинально. Ну, значит, понесем на мусорку. Так сказать, «закат солнца вручную».
Дома пообедал, и тут подъехали Андрей (Andy_49) и его жена Катя. Оказывается, Павел договорился с Андреем, что он сопроводит нас с Трейлом в гараж его знакомого менять масло и фильтры.
Все благополучно заменили. Подъехали Павел с Аленой. Дополнительно еще раз с ребятами осмотрел машину. Ничего нового не вылезло, и мы отправились в городской парк, где располагалась популярная в Магадане чайная «Безумное чаепитие». Пили чай с блинами. Паша с Аленой подарили мне майку «Я люблю Магадан!» и кучу всяких полезных в дороге мелочей. Спасибо, ребята, огромное. Я ведь теперь немного узнал и действительно полюбил Ваш город.
Договорились, что завтра, кто сможет до работы, приедет в восемь утра к стеле проводить меня в обратную дорогу. Был приятно тронут таким вниманием.
Глава 23. г. Магадан. День 20-й. 30.08.2012 г. Отъезд.
Проснулся рано утром с чувством явного нежелания покидать этот город. Но сегодня как раз половина отпуска, а впереди еще достаточно длинная дорога. Погода соответствовала отъезду. Шел дождь, что всегда считалось в таких случаях хорошей приметой.
Собрался, загрузил вещи в машину и поехал на автостанцию. Там находится квартирное бюро, где мне надо было сдать ключ от квартиры. Потом поехал на заправку. Она была на проспекте Ленина, т.е. по дороге на выезд из города. На заправке была пересменка, и я немного задержался, опоздав минут на десять к стелле. Приехало достаточно много ребят. Все желали счастливого пути и не забывать дорогу в Магадан. Как же Вас забудешь, ребята? Так встретили, носились тут со мной как с «писаной торбой» и так провожаете!
От волнения ничего более «умного» не придумал, как ответить ребятам, немного перефразировав последнюю строфу одного из стихотворений Есенина.
«Живите так,
Как Вас ведет звезда,
Важнейших дел вершите кипы.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш… Н.В.Филиппов»
Спасибо, ребята! Такое не забывается!
От машины сделал прощальный снимок разъезда ребят. Все спешили на работу. До свидания, Магадан! И спасибо за все! Даст Бог, я еще обязательно приеду!
Впереди были почти одиннадцать тысяч километров дороги домой. Но по пути надо заехать во многие места, где работал здесь на Колыме и в Якутии. А еще надо было заехать на Ольхон и в бывшую столицу Сибири Тобольск. В общем, планы были обширные.
Но обо всем этом я расскажу во второй части.