|
Рассказ об этом путешествии был написан непосредственно в момент, когда эти события происходили, такие путевые заметки передают больше ощущения того момента. Для этого я использовал удобное для этих целей приложение «PolarStep», помимо записей оно делает привязку к месту на карте, где сделана данная запись, и можно прикрепить фото.
24 августа 2019 года, Москва, аэропорт Домодедово. Сегодня старт нашего путешествия, через всю страну к берегам Охотского моря, в край, который даже названием вызывает чувство холодка по спине — Колыма. Дикий, суровый, но по-своему красивый. Цель поездки — сама дорога: увидеть все, что будет нас окружать и удивлять. Сейчас, когда до вылета самолёта остаётся чуть больше часа, не покидает необычное ощущение предвкушения и неизвестности и небольшое чувство тревоги. Сегодня мы летим до Иркутска, где уже пару недель нас ждёт наш верный друг Патриот, отправленный заранее автовозом. Наш маршрут будет пролегать вдоль озера Байкал, до его северной части и далее вдоль БАМа до г. Тында, где уже по трассам «Лена» и «Колыма» мы доберемся до конечной цели — города Магадан.
Иркутск встретил нас рассветным туманом и прохладой. От аэропорта до поселка Шелехов, где стоит машина, около 25 км. Когда мы приехали на такси к стоянке, было около 6 утра. Охранник сказал, что человек с ключами и документами от машины будет не раньше 10 утра!!! Раннее утро, холод, пустынная трасса. И что делать? Наматывали пешком круги по деревне Баклаши. В 8 утра, когда открылся первый магазин, нам там удалось согреться и позавтракать дошираком с консервами. В итоге машину нам отдали только в районе часа дня. Пока съездили на заправку и за продуктами, время было уже четвёртый час. Пришлось менять план маршрута на сегодняшний день, т.к. доехать 800 км до Северобайкальска нам было не реально. Решили ехать 400 до пос. Жигалово. Не знаю, что это за место, но, судя по карте, там даже есть аэропорт, значит и гостиница должна найтись.
Дорога от Иркутска в сторону Северобайкальска менялась от хорошего асфальта к волнообразному состоянию, когда по ощущениям езда напоминала прогулку на катере по неспокойному морю, а потом асфальт и вовсе закончился, началась грунтовка. Дорога почти все время проходила рядом с рекой Лена, местами в свете заходящего солнца виды открывались потрясающие. Немного наводило тоски множество заброшенных или полузаброшенных деревень. В деревне Верхоленск нас остановили на посту ДПС, двое молодых инспекторов долго проверяли наши документы, смотрели вещи в багажнике и спрашивали, куда мы едем. Услышав, что в Магадан, сказали: «А почему только один ящик спиртного взяли, что так мало?»
Первое знакомство с местными грунтовками. Участок дороги Иркутск — Жигалово.
К 9 вечера мы добрались до пос. Жегалово. Гостиница нашлась, она единственная в этом посёлке, называется «Ленатур». В наличии были номера по 900 руб. с человека. В гостинице своя кухня, на которой вечером приготовили ужин. Мы потерялись по ощущениям, в каком часовом поясе себя чувствуем, несмотря на то, что в Москве было только 5 вечера, вырубились мы моментально.
Понтонная переправа через реку «Лена». Здесь ее ширина несколько метров, выше по течению будет несколько километров.
Движение по этой грунтовке напоминает езду по гололеду.
Едва мы выехали, дорога сразу дала понять, что путь до Северобайкальска будет не простой. Грунтовка местами каменистая, где от тряски ехать быстро невозможно или, наоборот, глиняная раскисшая, по которой таскает даже на полном приводе. Местами скорость падала до 20 км/ч и даже несмотря на такую скорость тряска такая, что, в кресле удерживаешься только благодаря ремню безопасности. Из встречных и попутных машин в основном Нивы и УАЗы, но и иногда попадаются легковые тойоты, не понятно каким образом они тут едут. За всю дорогу нет ни одного населенного пункта, единственные признаки жизни в этих местах это газпромовские объекты, что-то бурят, копают и строят. Из неприятностей, у нас разбило резиновую втулку заднего амортизатора, теперь он сильно стучит по такой дороге. Затем что-то начало стучать ещё в передней подвеске. В таких условиях выявить и устранить поломку было сложно. Мы погромче включили аудиокнигу, чтобы не слышать этих стонов подвески. Надеемся, что УАЗ дотянет до ближайшего населённого пункта, где будет магазин запчастей и автосервис.
Дорога часто меняется от каменистой до раскисшей.
Вдоль дороги очень много растет черники, похоже, что ее тут некому собирать.
К 9 вечера мы добрались до Северобайкальска. Дорога сильно вымотала, из более чем 400 км асфальт мы видели лишь однажды — всего 20 км от посёлка Окунайский до поселка Улькан. К приезду в город гремела вся подвеска — оба задних амортизатора просто развалились на части. Гостиницу нашли не сразу, т.к. город оказалось популярен у туристов и свободных мест было не много. Мы остановились в гостинице «Дом у Байкала». Главное и, наверно, единственное достоинство этой гостиницы это близость озера.
Утро началось с поиска магазина з/ч, нашли его рядом с центром города. Купили два амортизатора и сами поменяли их прямо около магазина. Как машина была на ходу, поехали на берег Байкала. Погода стояла тёплая и солнечная, но температура воды Байкала, по ощущениям, была не больше 15 градусов. Классно было освежиться и попить свежей чистейшей воды. Затем пытались помыть машину, но это оказалось не просто, так как город находится в природоохранной зоне и нельзя сливать сточные воды. На весь город всего три автомойки и работают только по записи. В общем, нам не удалось найти свободную мойку и решили ехать так.
Для пополнения запаса продуктов сходили на центральный рынок. На рынке купили омуля, вылов которого уже как пару лет назад запретили. До следующего города в нашем маршруте чуть больше 400 км, из которых асфальтировано около 100, а остальные, со слов местных, хуже по состоянию, чем до Иркутска. Перед выездом из Северобайкальска поехали по улицам посмотреть город. Несмотря на удалённое и труднодоступное месторасположение, город произвёл приятное впечатление: чистый, уютный и хорошо спланированный. По рассказам, этот город строили и проектировали ленинградские инженеры и строители.
Здание вокзала Северобайкальска.
Северобайкальск Центральная площадь.
До города Новый Уоян дорога была вполне нормальная, хоть и грунтовая, но по ней вполне можно было ехать 80 км/ч.Проехав город, мы заметили, что машину тянет в сторону, остановившись, увидели (даже услышали), что спускает переднее колесо. Пока меняли, я почувствовал запах горелого металла и понял, что что-то не так. Так и вышло, запах и жар шёл от заднего правого колеса. Похоже, что заклинило тормозной механизм. Починить в полевых условиях мы не смогли и решили полностью его разобрать, чтобы колесо свободно вращалось, а тормозную трубку, идущую на это колесо, заглушить. Пока мы возились с машиной, нас атаковали какие-то мошки, которые очень неприятно кусаются и сразу появляется покраснение.
Разбор заднего тормозного механизма.
В Таксмо мы приехали глубокой ночью, почти в 3 часа. Хорошо, что в городе нашлась работающая гостиница и нас разместили. Утром нам нужно починить пробитое колесо, пополнить запас продуктов и ехать дальше. ТаксимО — поселок с населением в 9 тыс. чел. Основная отрасль — это золотодобыча и все, что связанно с железной дорогой, здесь один из узлов Байкало-Амурской магистрали, которая является основным транспортом в этом регионе. Ещё есть аэропорт, осуществляющий рейсы в Иркутск и Улан-Удэ. Автомобильная дорога в ужасном состоянии, но со слов местных, раньше она была ещё хуже, сейчас хоть построили мосты. Действительно, нам вчера часто встречались новые мосты через бессчетное количество небольших рек. Из достопримечательностей мы нашли памятник самолету АНТ-2 1930-х годов. Также в городе мы нашли шиномонтаж и автомойку.
Памятник первому цельнометаллическому советскому самолету АНТ-2.
Выезд из города, вперед к неизвестности.
Только вчера ещё разговаривали о том, что как хорошо, что у нас по пути были все новые, отремонтированные мосты. Но сегодня у нас мосты, проезжая по которым у нас замирает дыхание. Дорога в целом нормальная, позволяет держать среднюю скорость чуть больше 30 км/ч, единственное, что нас смущает, — это то, что за два часа дороги мы не встретили ни одной встречной или попутной машины.
Мосты стали гораздо интереснее. Но несмотря на свой вид довольно крепкие.
Дорога, обозначенная на карте как Автодублер БАМа.
Поворотная точка нашего путешествия. Выехав на берег р. Витим, мы увидели тот самый мост, известный как «Самый опасный мост России». Он проходит на высоте около 20 метров над рекой и длина моста около километра. Похоже, что раньше это был железнодорожный мост. Но в последнее время использовался как автомобильный. Сейчас он представляет собой металлические пролеты, на которых уложены деревянные шпалы, часть из которых сгнила. Проехать по мосту можно, но даже у грузовой машины больше шансов. Дело в том, что сам мост крепкий и выдержит любую машину, но ехать нужно строго по краям, так как там под шпалами стальная несущая конструкция. У легковой машины колея уже и большая опасность, что какая-нибудь гнилая шпала не выдержит веса и можно застрять на середине моста. Мы думали, как поступить. Рискнуть или ехать обратно вплоть до Иркутска и начинать маршрут по сути заново, но безопасно? Выбрали второе. Возвращаемся в Таксимо.
Начало моста еще внушало оптимизм в его преодоление, но несколько участков в середине заставили серьезно подумать об этой затее.
Мы выезжаем из Таксимо. Ранее утро, только светает, на дорогах нет машин, хотя их нет и днём. Удивительно, как живут в городе, окружённом со всех сторон грунтовыми дорогами, по которым местами можно ехать только 10-15 км/ч. Живя в городе, где есть все блага цивилизации, перестаёшь их воспринимать как что-то особенное. Но стоит этого лишиться, как сразу понимаешь, как ты к этому привык. За 5 дней этих дорог мы так и не привыкли к грунтовкам. Постоянно нужно быть готовым резко притормозить перед ямой и внимательно чувствовать машину, чтобы вовремя заметить неисправность или прокол.
Северомуйский тоннель и Чертов мост — самые известные достопримечательности БАМа. Чертов мост — виадук длиной 360 м над рекой Итыкит. Он был построен в 89 году для прохождения жд через Северо-Муйский хребет. По этой дороге поезда двигались по серпантину с максимальной скоростью 20 км/ч, и на подъемах их приходилось подталкивать. Чтобы избежать этого сложного участка, нужен был тоннель. Его строили с 1977 по 2011 гг. Длина его оставила 15343 м, и это самый протяженный тоннель в России. По условиям строительства он является самым экстремально сложным туннелем в мире.
Памятная стела у въезда в тоннель .
Когда оставалось до Северобайкальска около 100 км, на одном из спусков машина подскочила на неровности, что-то громыхнуло и заскрежетало. Сразу почувствовалось, что машина не слушается руля, и с трудом удалось удержать ее на дороге, не дав свалиться в канаву. Осмотрев машину, увидели, что от левого колеса оторвана рулевая тяга, ее вырвало из рулевого наконечника. Так как помощи ждать было неоткуда, решили устранить подручными средствами. Мы зафиксировали тягу стяжкой и веревкой и поехали в город. К счастью, буквально через 15 км началась асфальтированная дорога. Рулем старался поворачивать как можно плавнее, избегая больших углов. Так потихоньку, со скоростью около 60 км/ч, мы доехали до Северобайкальска. В первом магазине мы купили новую тягу и заехали в сервис на замену.
Уже через полтора часа мы выехали из города дальше в сторону Иркутска. Но радость езды на исправной машине была недолгой, через минут 40 мы услышали, как вентилятор двигателя цепляет за кожух вентилятора. Так как крепление кожуха и самого радиатора было в норме, я проверил крепление двигателя и обнаружил, что один из опорных кронштейнов разрушен. Решили ехать дальше в более спокойном темпе, рассчитывая, что поменяем кронштейн в Жигалово или Иркутске. Впервые за все поездки машина так ломается, уже поменяли амортизаторы, разобрали тормоз заднего колеса, рулевую тягу, теперь ещё и опора двигателя. Похоже, что УАЗик устал уже от таких дорог и такой эксплуатации.
Ремонт рулевого управления в полевых условиях.
Мы снова в Жигалово. Приехали только к 4 утра, в гостинице свободных мест не оказалось, и мы разложили спальное место в машине. В 8 утра нас разбудила администратор гостиницы с просьбой переставить машину. Мы толком не выспались, так как вчера пока ехали, менялись за рулём каждый час и урывками засыпали. Мы попросили разрешения умыться и приготовить еду в гостинице. Нам разрешили. Пока варилась гречка, я пошёл в душ, там в зеркале я увидел вместо себя кого-то, похожего на Маугли) Всего 5 дней назад мы были здесь, чистые, полные энергии и сил. Но дорога настолько нас вымотала, что подобного я не припомню, и машина за эти пару тысяч километров грунтовых дорог постарела, как за год обычной эксплуатации.
30 августа Иркутск, вернулись в начальную точку нашего маршрута. Доехали сравнительно быстро, так как половину пути был асфальт. Но все равно старались ехать аккуратно, так как тормоза работали только на 3 колесах, и было обломано крепление двигателя. Не,мотря на щадящий режим, у нас не выдержала и сломалась одна рессора. Пришлось срочно чинить ее с помощью той же веревочки, которой крепили рулевую тягу. Вот получается, что без веревочки на УАЗе лучше далеко не выезжать. По пути созвонился с магазином запчастей УАЗ в Иркутске, хорошо, что в наличии были все детали. Купили, сдали машину в ремонт, (кстати тоже не хотели брать, так как тут все только по записи). Но мы смогли убедить, что нам нужно починиться сегодня. Пока машина в ремонте, пошли перекусить и думать, что делать дальше.
Машину забрали уже после 19 часов и, отогнав ее в к отелю, решили скрасить вечер в одном из ресторанов 130 квартала.
После одной из кочек на дороге, к нам в салон снизу постучалась рессора.
Сервис в Иркутске и новые рессоры.
Последний летний день радовал по-настоящему жаркой и солнечной погодой. Мы в 8 утра выехали из Иркутска с желанием доехать до Читы, это около 1100 км. Спустя около часа мы стали слышать какой-то стук при движении, так как за последнюю неделю с машиной столько всего уже случалось, мы остановились проверить и найти источник стука. Нашли. Им оказалось плохо прикрученное заднее колесо. Скорее всего, вчера в сервисе его забыли затянуть. Прикрутив это колесо и заодно проверив все остальные, поехали дальше. Вначале дорога шла в самой близости от Байкала, открывались потрясающее виды на горы, бесконечную гладь воды и легкую дымку над ней. Очень хотелось остановиться и искупаться, но сегодня предстояла долгая дорога и хотелось приехать не слишком поздно. Мы ездили по этой дороге в 2016 г., когда пересекали страну из Владивостока до Москвы. Тогда в Бурятии было много проблемных участков грунтовой дороги и ремонтов, сейчас же дорога вполне хорошая. Совершенно другое настроение, когда едешь на исправной машине по хорошей дороге в солнечную погоду и за окном бесконечные степи и горы.
В Читу приехали уже за полночь. Заселились в гостинице, сняли напряжение после дороги бутылкой красного вина и спать. Несмотря на то, что поздно легли, проснулись без будильника, когда ещё не было 8 утра. Утром немного прогулялись по центру, освежить воспоминания об этом городе. После пополнили запасы продуктов, и заправившись всем топливом (кроме самого главного, так как 1 сентября в городе запретили продажу любого алкоголя), выехали на восток. Сегодня хотим доехать до столицы БАМа города Тында, до которой больше 1000 км. Погода нас снова радует солнцем и теплом. Дорога хорошая, но чувствуются, что места дикие, встречные и попутные машины попадаются не часто, заправки не чаще чем раз в 200 км и практически нет населенных пунктов.
Типичный дом в центральной части города Чита.
Бесконечные лесные дали и горы.
После того как мы свернули с трассы «Амур» на федеральную трассу «Лена», для нас начался новая, неизведанная часть страны. Движемся дальше, на Север в город Тында. Первые 35 км до поселка Соловьевск шла отлична дорога, после началась грунтовка, а затем участок около 30 км, где идёт строительство новой дороги. Ехали практически как в тумане от пыли проезжающих машин и от строительной техники. Несмотря на темноту, так как уже был поздний вечер, работа там вовсю кипела. Приехав в Тынду, нам не сразу удалось найти гостиницу, в самой приличной, на наш взгляд, гостинице «Сафари» не было мест. Мы остановились в гостинице «Медис», единственным плюсом которой было наличие свободных мест.
Утром, позавтракав на скорую руку едой быстрого приготовления, поехали сфотографироваться на вокзал. Тында является столицей БАМа, и здесь построен самый главный вокзал магистрали. На улице стало уже по-осеннему холодно, +4 и туман. Но ясное небо обещало солнечную погоду!
Гостиница Медис в Тынде. Похоже было, что это обычное состояние гостиницы, а не последствия торнадо.
Заправка двух баков не переставляя автомобиль.
Трасса «Лена». Сохранилось еще много грунтовых участков, но по ним уверенно можно держать 100 км/ч.
Плывем через Лену в Якутск. Хотя ширина реки около 4 км, паром идёт в сторону Якутска (по течению) около часа. Так как идёт не напрямую. Обратный путь больше полутора часов.
В Якутске мы решили остаться на две ночи и завтра посетить одну из главных достопримечательностей этого края. А вечером пошли попробовать местную рыбу. Чир — самая популярная рыба в этом регионе. Ресторан удивил вкусными рыбными блюдами и ещё больше счетом, сравнимым со счетом в московском ресторане.
Утром погода в Якутске была пасмурной и дождливой. В 10 часов за нами заехала машина, на которой мы доедем до пристани, и на катере попробуем добраться до Ленских столбов, до которых по воде около 100 км. От погоды сильно зависит, сможем ли мы до них добраться.
Несмотря на хмурое дождливое утро, погода наладилась и появилось солнце. Путь вверх по течению Лены занял около двух часов. Мы шли на 6-местном катере, довольно быстро — около 50 км/ч. Заповедник Ленские столбы расположен на правом берегу Лены. Фотографии не передают всей огромности и величественности этих скал, которые за миллионы лет под воздействием ветра и дождя превратились в столбы. Когда сходишь на берег и смотришь на них вверх, от вида даже немного кружится голова.
У причала есть небольшой домик инспектора, за ним небольшой домик, где нужно купить билет в заповедник и дальше — тропа на вершину. Подъем занимает около 30-40 минут. С вершины видно всю Лену до горизонта, столбы и бескрайнее море тайги. На обратном пути случилось непредвиденное — посередине реки, где до берега в любую сторону больше километра, мы сели на мель. Поначалу было немного не по себе, так как уже темнело и не понятно, как стаскивать лодку. Но все обошлось, и через 15 минут мы смогли плыть дальше. В этом году река сильно обмелела и такие неприятности стали не редкие. В город вернулись только в 11-ом часу.
Старинный особняк, на одной из центральных улиц.
Путь на катере вниз по течению, к столбам.
Острова, появившиеся на сильно обмелевшей в этом году р. Лена.
Раннее утро, выезжаем из Якутска в Магадан. Проезжая по пустынному городу, успеваем лишь сделать несколько фото, так как толком не было времени погулять, посмотреть его. На выезде накормили наш УАЗ бензином по высокой цене в 56 рублей и газом по вполне обычной цене 24 руб. Впереди у нас была паромная переправа на другой берег Лены, которая займёт приблизительно 2 часа, так как плыть нужно будет против течения.
Дорога на Магадан. Мы сразу поняли, что асфальт мы увидим очень нескоро.
Ждём паром. Зашли пообедать. Паром через реку Алдан ходит 5 раз в сутки. В перерывах можно перебираться на маленьком пароме, который отправляется по мере наполнения машинами. Переправа занимает около часа, так как идём против течения.
Мы в Усть-Нера. Наши планы приехать сюда на ночлег в 12 часов ночи не оправдались, и мы добрались, только когда уже светало. Дорога была нормальная, но из-за того, что рано стемнело и начались перевалы (Заячья петля и Ольчанский), средняя скорость снизилась до 40 км/ч. Потеряли немного времени, пока меняли пробитое колесо, хорошо, что вовремя заметили прокол, когда менялись.
Поселок Усть-Нера появился в конце 30-х годов прошлого века, когда были обнаружены богатейшие месторождения золота и вольфрама. И в настоящее время основная часть населения заняты в сфере добычи золота. Но несмотря на богатые золотые запасы, поселок производит грустное впечатление: холод, разруха, оторваность от цивилизации. Скрашивает это только красивый вид на горы и реку Индигирка. Утром заправились, починили колесо и продолжили путь.
Особенность севера — дома на сваях.
Памятник воинам на набережной реки Индигарка.
Судя по зданиям, жизнь в Усть-Нера остановилась лет 30 назад.
Погода на севере меняется постоянно, за несколько часов дороги меняется от солнечной до пасмурно дождливой. Дорога по-прежнему грунтовая, но ровная, и вроде можно ехать более 100 км/ч, но, чтобы сберечь колеса, нужно держать 60-80 км/ч. Но даже это не гарантирует, что колеса уцелеют. За этот день мы пробили два колеса. По пути к поселок Ягодное, где планировали остановиться на ночлег, заехали в город-призрак Кадыкчан, который стали расселять в конце 90-х после взрыва на шахте, и к 2000 году в нем уже не осталось жителей. Так и стоит этот немаленький (по местным меркам) город заброшенным, постепенно разрушаемый. Находясь в нем, испытываешь смешанные чувства: жаль, что столько труда потрачено на строительство города в столь сложных условиях, но и жить тут как-то не очень хочется, даже в «живом» городе. До Ягодного мы добрались поздно, около 11 вечера. Гостиница в поселке не работала, был только Хостел.
Лиственница, поменяв цвет, окрасила всю тайгу в ярко-желтый.
Бесконечная даль реки и жёлтое море тайги.
«Северная Припять», видно, как природа постепенно поглощает то, что еще совсем недавно было городом.
Собиратели металла. Их присутствие и внешний вид создают картину мира после конца света.
Ягодное один из поселков, основанный во времена «Дальстроя», когда шла активная разработка этих территорий для золотодобычи. Посёлок начинали строить геологоразведчики вместе с дорожниками как базу на пути вглубь Колымского края. Свое название он получил из-за обилия ягод в густом лесу, покрывающем все подножия сопок и долины. Еще было интересно узнать, что в этом небольшом колымском поселке родился Юрий Шевчук и провела детство Диана Арбенина.
Утром занялись поиском шиномонтажа, найти который можно было только по наводке местных. Где-то на окраине в гаражах двое парней, похожих на Бивиса и Баттхеда, починили колеса по ценам шинного центра где-то в районе Садового кольца. Усталость с каждым днём увеличивается, машине тоже достаётся, таких нагрузок она не испытывала за все предыдущие путешествия вместе взятые. Пыль, грязь, дождь, ветер и бесконечные грунтовые дороги с опасным скальником, заправки раз в 300-500 км с непонятным бензином, сотовая связь только в населённых пунктах, которые редкость в этих краях. Только оказавшись в таких местах, понимаешь, что асфальтовые дороги, дорожный сервис и наличие сотовой связи — это огромные блага цивилизации. Суровый край с суровой погодой. В начале сентября тут уже поздняя осень. Температура днём не выше 15, ночью чуть выше 0. Зеленое море тайги превратилось в желтое, лиственницы, которых здесь большинство, сменили окрас.
Самый дорогой бензин, который встретился за эту поездку.
Машина со временем приобретает цвет дороги.
Проезжая по пути пос. Оротукан, остановились сфотографировать. Я не представляю, как тут живут люди, виды этого посёлка — живые декорации для съёмок постапокалиптического кино. Только для кого-то это не кино, а жизнь.
Мы доехали до Магадана. Впервые так далеко от дома. От Ягодного до Магадана мы доехали за 7 часов. В целом была нормальная грунтовка, а за 150 км перед Магаданом начался асфальт!!! Даже не представлял, что столько радости может дать простая асфальтовая дорога.
В городе решили поселиться в съемной квартире. Жильё тут стоит 2500 за двухкомнатную квартиру в центре города. Поселившись, поехали отдохнуть, сначала в какой-то «семейный ресторан», но потом захотелось более веселого отдыха и музыки. Поехали в клуб «Билибин», но, видно, там на меня и свалилась накопленная за эти дни усталость. Я вырубился прямо в кресле за столом, и как домой попали, не помню.
Приятный досуг в Магадане — в «позе автомобиль сверху».
В Магадане мы планировали остаться на день, отдохнуть, посмотреть город и заняться машиной. Утро начали с последнего. Для начала ее нужно было отмыть, так как она была похожа на кирпич. При движении был сильный дисбаланс колёс из-за налипшей глины. Разобравшись с мойкой, столкнулись с проблемой найти автосервис. Так как была суббота, половина сервисов в выходные не работает, остальные только по записи. Кое-как мы записались только на осмотр-диагностику ходовой. Нам приговорили передние ступичные подшипники и оба кардана. Так как подшипники сам я не поменяю, а передний кардан можно отключить и до дома он как-нибудь дотянет, решили заменить только задний кардан, так как при движении с места крестовины издавали такой звук, что уши сворачивались от ужасного скрипа.
В городе посетили монумент «Маска скорби», который находится на окраине города, на вершине горы. Заехали на рынок «Фреш», закупились рыбой и крабом. И пошли просто гулять по городу. Что сильно бросается в глаза после привычной жизни в столичном регионе, так это то, что после 16 часов в выходной день жизнь замирает, большинство магазинов и сервисов закрывается. Везде, даже в будний день, если нужно что-то из сферы услуг, везде услышишь ответ «у нас по записи».
Магадан произвёл впечатление оазиса в этом диком и суровом краю. После 2000 км грунтовых дорог, заброшенных и разрушенных посёлков, безлюдных мест попадаешь в красивый, уютный город.
Проснувшись в 4 утра, когда в Москве ещё 8 вечера вчерашнего дня, мы начали собираться в дорогу. Сегодня хотим проехать 1000 км до Усть-Неры, там и заночевать в той же гостинице, в которой останавливались несколько дней назад.
Первые 150 км от Магадана по отличному шоссе пролетели на одном дыхании. Затем пошла обычная, каменисто-грунтовая. Погода нам подарила солнечный и ясный день, так было приятно ехать, когда все заливается светом, а тайга окрасилась в желтый цвет лиственниц и «горела» от солнечных лучей. Хочется просто ехать и наслаждаться этим видом.
К обеду добрались до пос. Ягодный, где так же останавливались на пути в Магадан. Зашли в кафе, в котором нас очень удивили цена на обычный салат «огурцы-помидоры» в 200 рублей. Похоже, что привычные всем помидоры в этих краях практически деликатес. В Магадане, на рынке, мы видели их по 500 руб./кг. Что ещё мы заметили, так это, как поменялся наш стиль вождения. Когда мы ехали туда, старались держать скорость 60-70 и не понимали, как местные проносятся мимо нас далеко за сотку. Но на обратном пути мы, кажется, поняли, или, что скорее всего, привыкли к этим дорогам и сами стали ехать так же. Сегодня мы стали получать обратно «украденные» у нас часы, мы проехали один часовой пояс и сегодня у нас 25 часов в сутках.
«Небольшой слой грязи на дисках, создающий легкий дисбаланс»
Хочу немного рассказать о самой федеральной трассе Колыма. Круглогодичная дорога на Магадан появилась только в 2008 г., когда построили все мосты, до этого можно было проехать только зимой по зимникам и ледовым переправам. Первый участок до парома через Алдан, в общем нормальный, много где сейчас идёт активный ремонт. Только участок около пос. Чурапча имеет свойство после дождя превращаться в месиво, и машину начинает сильно таскать по дороге. Результатом езды становится ужасный дисбаланс колёс, так как грязь налипает на диск толстым слоем более килограмма.
После парома до Усть-Неры более каменистая грунтовка с несколькими перевалами. После начинается в основном каменистая дорога, на которой мы пробили несколько колёс. Причём прокол колеса не сильно зависит от скорости, больше от давления, лучше ехать с нижним краем рекомендованного давления шин.
Знаменитая у всех путешественников, едущих в Магадан, АЗС у кафе «Куба». Судя по наклейкам, этот путь прошли путешественники со всех концов света.
Выехали сегодня рано утром, в этих краях уже заморозки, и утром мох и мелкие кустарники покрыты инеем. В лучах восходящего солнца вид потрясающий. Жаль, не передаётся это ощущение фотоснимком. Вдыхая прохладный утренний воздух, проходя по ковру из замерзшего мха, чувствуешь, что осень вовсю властвует здесь и лето окончательно прошло. Но мысли, что дома ещё будет тепло и солнечно, придают сил скорее вернуться. Сегодня удалось увидеть хозяина этой тайги. Около 6 утра когда ещё полностью не рассвело, я увидел как в 50 метрах перед машиной дорогу перебежал небольшой медведь.
Очередной перевал. Судя по опрокинутым машинам, крайне опасный. Интересно, как и с какой скоростью мы его проехали, когда направлялись в Магадан, если учесть, что этот участок дороги проезжали ночью? Утром выехали в полпятого в расчете успеть на паром в 15:00, до которого 600 км. Мы прикинули, что нужно держать среднюю скорость 60, тогда мы как раз приедем к отправлению. На тех участках, где можно ехать быстрее, иногда разгонялись за сотню. И примерно за 100 км до парома смена часового пояса добавила нам ещё один час. В итоге мы были у причала в 12 часов. Стоявшие на берегу небольшие частные паромы отправляются только при загрузке 7 машин. Так как никого кроме нас не было, оставалось только ждать до 15 часов. Мы достали плитку, приготовили обед и подкрепились. Отставшие 2 часа просто смотрели как течёт река Алдан.
К сожалению, такие ситуации на этой трассе не редкость.
Мы в пос. Алдан. Опять в сервисе ремонтируем машину. 80 км до этого у нас оборвало заднюю полуось. Выкрутив ее и заткнув мост тряпкой (чтобы не вытекало масло), мы доехали до магазина на переднем приводе. В магазине смогли купить новую полуось и узнать автосервис, где её поменяют.
Ремонт растянулся на несколько часов, мы обошли все близлежащие магазины и кафе. Потом все равно вернулись в сервис, от скуки решили почистить диски от налипшей глины, которой было больше килограмма.
Оборванная полуось сильно выбила нас из графика, но похоже, что мы уже к этому привыкли.
Нерюнгри. Из-за поломки мы потеряли почти 6 часов. Чтобы не ехать ночью, решили остановиться в Нерюнгри, а утром, как обычно, пораньше выехать. Город оказался немаленький, и найти гостиницу было несложно. Сегодня проехали всего 800 км, а завтра, чтобы попасть в Читу, нужно поехать больше 1200 км Три дня едем в жестком режиме с 5 утра до 8 вечера, а чувство, что дом ближе не становится. Но радует то, что дорога с каждым днём становится лучше и больше признаков цивилизации. Сейчас вспоминая Колымские дороги, приходит осознание, что это совсем другой мир, насколько эти места дикие.
Выехали, как обычно, рано утром, был сильный туман. Город смогли посмотреть только в рассветной дымке. Не думал, что он настолько большой, за последние дни мы уже привыкли к небольшим поселкам и городам, а здесь уже вовсю почувствовали цивилизацию и жизнь.
Как классно чувствовать, что все, впереди до самого дома будет асфальт!!! Что уже практически на финишной прямой, хотя очень длинной)))
Мы в Чите. Смываем пыль Колымских дорог) Сегодня проехали больше 1250 км.
Движение «non stop», вчера добрались до Красноярска. Второй раз в этом городе, и снова поздно вечером. Мы остановились в отеле «Ривьера». Отличный отель за такие деньги. Современный, уютный номер меньше чем за 2 тыс. руб., вспоминая ночлег в Усть-Нере с видом из окна на апокалипсис по цене 3 тыс. за два койко-места. На ум приходит анекдот о стоимости воды в пустыне) Зарегистрировавшись в отеле, пошли немного прогуляться. Но не подумали, что тут холодно и все жители уже ходят в пуховиках. Мы замёрзли, пока ходили до магазина за продуктами. Сегодня едем до Новосибирска. Вроде едем без остановки уже неделю, а до дома ещё далеко.
Мы в Новосибирске. Заехали на заправку, очень порадовала цена газа!!! По традиции, остановились в отеле около центрального вокзала. И вечер прошёл в знакомом по прошлым остановкам в Новосибирске ресторане «Бочкари».
Привокзальная площадь Новосибирска.
Новосибирск, вид из отеля «Маринс Парк».
Метро. В отличие от привычного интервала в московском метро, здесь время ожидания около 10 минут.
Выехали позже обычного, хотя ехать планировали почти 1300км до Кургана. Город для остановки выбрали не случайно, так как дважды проезжали его стороной, и в этот раз решили его посетить. Но так как приехали поздно ночью, осмотр города оставили на утро. Город произвел неоднозначное впечатление, вроде все чисто и красиво, но ни чем не цепляет, побродив около часа мы продолжили путь. Сегодня план доехать до Казани, очередной марш бросок в 1200 км.
16 сентября. Казань, 6 часов, утра. Круглосуточное кафе, легкий завтрак и крепкий кофе. Утро финального дня нашего путешествия. Вот уже как 10 дней едем из Магадана, наматывая на колёса по 1000 км в день. Причём первые 5 дней было твердая уверенность, что мы приближаемся к дому, что ещё немного, и будет хорошая дорога, но после Иркутска появилось ощущение, что дом не приближается. Столько едем, а ещё столько дней впереди. Это самое длительное по времени и самое протяжённое путешествие, которое у нас было. Можно сказать, самое сложное. Эта поездка показала насколько различается жизнь в разных сторонах нашей страны. То, чем мы восхищаемся: видами гор, рек, бескрайней тайги, близостью дикой природы — для местных это их обычная жизнь. А оказавшись в этой среде, понимаешь,, насколько мы привыкаем к благам цивилизации которые нас окружают и которые мы по привычке не замечаем и воспринимаем как сами собой разумеющиеся.
Сейчас, по прошествии нескольких месяцев после возвращения, все трудности и проблемы, с которыми мы сталкивались уже воспринимаются как приключения и вспоминаются с улыбкой.
PS. Немного статистической информации: весь маршрут составил 22611 км, включавший в себя более 18 тыс. км пройденных на машине. Из них более 7 тыс. км грунтовые дороги. На все — 25 дней и ночей. Пробег машины на начало поездки — 145 тыс. км.
PPS. По возвращении машина была отправлена на заслуженный отдых. А именно сдана в Трейд Инн, где была взята новая машина. Но это уже совсем другая история…