|
Доброго времени суток всем путешественникам и разъезжающим по дорогам России по необходимости автовладельцам.
В июне 2014 года я был вынужден (по долгу службы) сменить место жительства в г. Удачном Мирнинского района на пос. Усть-Неру Оймяконского района Республики Саха (Якутия). Владея автомобилем Lexus RX300 2004 г. в., продавать который желания не имелось из-за большой к нему любви, выбора вида транспорта особого не предполагалась, поскольку имелась необходимость перевозки личных вещей весом около 400-500 кг. Поэтому загрузив авто практически до упора (свободным оставался только передний ряд сидений) утром 12 июня я выехал из г. Удачного.
Итак, путь предстоял длиной в 2700 км, 2200 км из которых мне были ранее неизвестны. Вооружившись многофункциональным устройством фирмы GlobusGPS, которое включало в себя навигатор, видеорегистратор, телефон на 2 симки и т. д. на системе Андроид, канистрой на 15 литров для бензина, провизией и иной необходимой утварью, я двинулся в путь.
Удачный — Мирный
Здесь особо рассказывать нечего — скучный участок грунтовой дороги протяженностью 515 км, состоящей из камней и глины и позволяющий на некоторых участках (Чернышевский — Мирный) развивать скорость до 120 км\ч. Преодолел я его за 6,5 часов без каких-либо проблем. Из достопримечательностей можно отметить каскад Вилюйских ГЭС в пос. Чернышевский на удалении около 400 км от г. Удачного, где в это время обычно производят сброс воды из водохранилища. Зрелище превосходное. По-моему, около 15 тонн воды пролетает по желобу с большой высоты и ударившись о трамплин устремляется в реку Вилюй, поднимая в воздух огромное облако водяной пыли.
Кстати, в Чернышевском единственная заправка на этом участке дороги. Приехав в г. Мирный, я переночевал у друзей, заправился и в 6 часов утра 13 июня (пятница) выехал в сторону Якутска.
Мирный — Якутск
(1178 км по навигатору)
Сразу оговорюсь, в течение двух дней и ночей в Мирном шел проливной дождь с небольшими перерывами, однако в день выезда было тепло и ясно. Итак, через 15 км за Мирным идет пос. Алмазный, до которого дорога хорошая. После Алмазного первое препятствие — речушка шириной 10-15 метров, которую необходимо переезжать вброд. Наиболее оптимальная траектория с обеих сторон отмечена соответствующими флажками, глубина воды в самом глубоком месте не более 50 см (опять же после длительных дождей, наверное, в сухую погоду поменьше будет). После форсирования водного препятствия, в течение 60 км идет ровная, но узкая и сырая дорога. А вот далее, где-то за 10 км до реки Вилюйчанка дорога превращается в болото, где грязь по составу очень похожа на пластилин. В принципе, и внедорожники и легковые полноприводные машины, при наличии достаточного опыта у водителя, данный участок должны проходить, но многие не рискуют. Например, когда я пересекал ручей около Алмазного, мужик на Прадике, отмывая свой авто от грязи, сказал мне, что он вернулся обратно и мне не советует туда ехать. Но у меня не было вариантов, я рискнул и проехал. Основная проблема на этом участке заключается в том, что тяжелые грузовые машины проваливаются, садясь на брюхо, и перекрывают тем самым всю дорогу, исключая выбор оптимальной траектории проезда, а иногда полностью ее перекрывая. Длина наиболее сложного участка около 300-400 метров.
Эта фотография сделана мной на автодороге Якутск — Магадан спустя 2 дня. Под Вилюйчанкой сфоткать не сообразил, да и руки были сильно заняты, но сходство пейзажа практически стопроцентное.
Через саму Вилюйчанку бетонный мост. Далее, до Крестяха (115 км от Мирного) также узко, грязно, скользко и очень неровно, но без глубоких болот, преобладает глиняно-песчаное мягкое покрытие, часто цепляешься днищем за неровности дороги, но без риска что-то оторвать. Скорость движения варьировалась от 30 до 50 км\ч.
Первая переправа через р. Вилюй вблизи Крестяха, работает два парома, может быть и больше, но я видел только два. Интервал между отправлениями около 30 минут, работать начинают приблизительно с 7 утра и до 10-11 вечера, но поскольку лавочка частная, может быть все, что угодно (запой, например). Стоит это удовольствие 300 рублей для легковых и 400 для внедорожников и микроавтобусов. Для грузовиков, не знаю точно, но не менее 1000 рублей. Что касается безопасности, то она на высоком уровне, лично я каких-либо предпосылок к ЧП не обнаружил.
Чтобы не повторяться позже, отмечу, что всего таких паромных переправ пять (или четыре, точно уже не помню), четыре через Вилюй и одна через Марху. Работают они примерно по одному принципу. Одна переправа понтонная, проезд по ней бесплатен и не составляет никаких проблем.
Далее, до Сунтар (210 км) дорога также сырая и узкая. Вообще, воды вокруг очень много, как на дороге, так и рядом в кюветах. Более 60 км\ч разогнаться проблематично. Около Сунтар вторая паромная переправа.
До Верхневилюйска (510 км) дорога в целом хорошая, особенно по сравнению с уже пройденными участками. От Сунтар до Нюрбы (370 км) вообще шикарная по местным меркам: широкая и ровная, состоит из песчаной смеси, которая уплотнена тяжелой техникой.
Перед Нюрбой есть даже хороший асфальтный участок, правда он короткий всего 4-5 км, но разогнаться, чтобы сбросить с колес грязь длины хватает. Однако, на этом участке есть и ловушки. Дело в том, что крейсерскую скорость можно держать порядка 80-100 км\ч, но в некоторых местах есть крутые повороты, которые не отмечены соответствующими предупреждающими знаками. Поэтому автомобили с неполным приводом, а также без вспомогательных систем (типа курсовой устойчивости и т. д.) может уводить в занос. Несколько таких, лежащих в кюветах, я на пути встретил. В Нюрбе еще одна паромная переправа, а в Верхневилюйске последняя перед Якутском. Где-то дальше будет еще одна понтонная.
От Верхневилюйска до Вилюйска (595 км) качество покрытия резко ухудшается, что снижает скорость до 50-60 км\ч. Перед Вилюйском, где-то за 5 км до въезда в город укладывают асфальт.
Однако, в самом Вилюйске можно оставить всю ходовку, которая выжила на пройденном участке. Чем там занимается администрация муниципального образования, остается только догадываться, но такого отвратительного состояния городских дорожных сетей я не видел за свои 40 лет нигде.
В принципе от Вилюйска до Якутска дорога однородная, за исключением двух участков, о которых чуть позже. Покрытие составляет по большей части гравий и щебень, где-то крупнее, где-то мельче, но практически везде гребенка (стиральная доска), из-за чего крейсерская скорость ограничивается в среднем 60-70 км\ч. Дождь закончился и появилось очень много пыли.
Что касается упомянутых ранее двух участков. Первый — (где-то 940 км от Мирного) 14 км хорошего асфальта посреди тайги (почему именно там, я так и не понял) возникает как оазис в пустыне, реальный бонус за усталость. Второй — полная противоположность, за пос. Бердигестях (990 км) не дорога, а вспаханное поле, средняя скорость 15 км\ч (и это по сухой погоде), благо, участок короткий, несколько сотен метров.
Не доезжая 30-35 км до Якутска, начинается асфальт более-менее хорошего качества.
Что касается бензозаправок, то их много, расстояние между ними не превышает 200 км, качество бензина приемлемое.
Позволю себе несколько рекомендаций автолюбителям, планирующим поездку по маршруту Мирный — Якутск:
— В первую очередь необходимо запастись репеллентами, так как комаров туча, в случае каких-либо неисправностей или замены, не дай Бог, пробитых колес, они обязательно понадобятся, иначе комары могут унести Вас в тайгу и там съесть.
— Также необходимо иметь хороший запас воды или омывающей жидкости, поскольку в дождливую погоду грязи на стекле будет очень много, одного бачка может не хватить (у меня ушло два бачка по 4,5 литра), а в сухую все покрывается пылью. Воды кругом очень много, но за ее чистоту я не ручаюсь. Наверное, понадобится несколько тряпок.
— При длительной езде по грязи возникает вибрация на руле, не пугайтесь, скорее всего, это неравномерно осела грязь на внутренней части колесных дисков, вызывая дисбаланс. Раз в 200-300 км я ее очищал, и неприятные ощущения исчезали.
— В попутных кафешках я не питался, поскольку перед поездкой купил переносную газовую плиту и несколько баллончиков к ней. Цена вопроса 1500-2000 рублей, но при этом открывается множество возможностей приготовления пищи, не выходя из машины. Чай, кофе, банальный «Доширак» и т. д., всяко горячая еда лучше сухомятки.
— По технической части, тут каждый владелец своего автомобиля знает лучше, что ему нужно, но набор минимальных инструментов, запасное колесо и набор для ремонта бескамерных покрышек иметь при себе желательно.
В процессе поездки окружающая природа разнится, но посмотреть есть на что, особенно в июне. Ярко-зеленая тайга, обилие цветущих растений, множество различных животных. Больше всего меня поразили лошади и коровы, ходящие как в цирке вдоль дорог в колонну по одному, встречались зайцы, какие-то суслики, бурундуки, несметное количество различных птиц и даже семейство лис (лис-папа, лиса-мама и четыре лисенка).
В Якутск я прибыл в 8 часов 30 минут, потратив на переезд 26 часов, из которых два часа спал. Водительского и жизненного опыта приобрел немало, окончательно убив ходовую часть машины.
Всем приятных поездок, как говорится, без гвоздя и жезла.
Удачи на дорогах.
P.S. Продолжение отчета о поездке по маршруту Якутск — Усть-Нера будет чуть позже.