|
Мы с женой давно полюбили путешествовать на автомобиле в формате «свой автомобиль — автономно — от самого дома — до самого дома». Отдыхом — это язык не поворачивается назвать. Более точно подходит определение туризм, еще точнее именно путешествие — с обязательным приобретением усталости приобретаешь море впечатлений. Еще характерной особенностью является то, что наравне с популярными туристическими местами, в автопутешествии можно (и нужно) побывать в неизбалованных туристами уголках. Местная жизнь открывается честно, не прилизанно.
Но любовь одно, а проза жизни заставляет трэзвэть. Поэтому много путешествовать получается все же не очень. Живем в Екатеринбурге, из нашего местного багажа: Тюмень, Тобольск, Кунгурская пещера, Пермь—Хохловка, Белогорский монастырь, Плакун, Челябинск, Верхотурье, Алапаевск—Синячиха, Невьянск, Оленьи ручьи и прочие другие поля, реки, озера и веси. Что-то более-менее, а что-то и домоседа не впечатлит, зато заставит посмеяться бывалого путешественника.
Больших походов было только два: 2007 — Владимир, Суздаль, Москва, и 2008 — Великий Новгород, Гатчина, Санкт-Петербург, Петергоф. В 2009, 2010 и 2011 годах только местные походы.
В начале 2012 года давно зревшее желание попутешествовать на авто по Западу России сформировалось в проект. А благодаря авантюризму жены и открытым границам с Белоруссией, маршрут окончательно сформировался. Решено, едем в Беларусь, с разведкой в Киев.
Авто: Renault Megane 2, 2007 г. вып., на нем и ходили в Москву и Питер.
Экипаж: командир — Попов Владимир Витальевич, т.е. я, он же пилот и стрелок, в смысле водитель и фотограф; штурман и помощник стрелка — почти взрослая дочь Таня (немного получается у нее штурманить и главное — ГИБДД издалека видит); помощник штурмана, бортпроводник, культмассовый организатор, по совместительству пассажир, — жена Ольга.
Маршрут: Первоуральск—Орда—Чернушка—Чайковский—Воткинск—Ижевск—Елабуга—Казань—Чебоксары—Н.Новгород—Владимир—МКАД—Смоленск—Брест—Слоним—Лида—Гродно—Волковыск—Нясвиж—Мир—Минск—Гомель—Чернигов—Киев—Брянск—Калуга—Орехово—Зуево—Владимир—Екатеринбург.
Пятница 20 июля. День нулевой. На Первоуральск
Сразу после окончания последнего перед отпуском рабочего дня в пятницу, выезд из Екатеринбурга к теще в Первоуральск, заправка полного бака и последние приготовления. Старт из Первоуральска выгоден тем, что это «первый город в Европе» (для тех, кто не знает: граница Европа—Азия проходит между Первоуральском и Екатеринбургом), все ближе на запад и, главное, удобный выезд на трассу и гораздо меньше транспорта при выезде из города, чем из Екатеринбурга.
Суббота 21 июля. День первый. На Чебоксары
Подъем в 04:48, старт 05:28. По достаточно знакомой и последнее время неплохой дороге бодро идем на Пермь. Фотографий, как и впечатлений, очень много, и очень трудно было выбрать лучшие.
И еще…, все упомянутое в данном повествовании есть конгломерат впечатлений, субъективных по своей сущности, так как они были получены в течение краткого времени в ограниченном пространстве. Поэтому, если кто-то будет не согласен с нашим мнением, которое, собственно, не претендует быть истиной в последней инстанции, прошу учесть, что изложенное сформировалось под влиянием вышеуказанных впечатлений, и возможно, оно ошибочно или станет ошибочным с течением времени.
Средний Урал. Красота. А вы думали, у нас горы?
Ачит. Свердловская область. Утки.
В Пермском крае, не доезжая Кунгура, сворачиваем с трассы Екатеринбург—Пермь на Орду. За Ордой начинается страна Пампасия, как мы ее давно называем. Располагается она вдали от областных центров и между ними: Екатеринбурга, Перми, Ижевска, Уфы. Из-за отдаленности центров влияние их на Пампасию слабое. Здесь дороги хуже, но зато полное отсутствие транспорта и почти полное — населенных пунктов. Тем, кто знает эти края, это позволяет еще километров на 100 сократить путь на Запад.
09:30. Пройдено 333 км. Позавтракали в 40 км до Чернушки. Природа не терпит пустоты, это правило подтверждает Чернушка с населением около 35 тысяч человек — столица страны Пампасия. Позавтракали быстро — просторы зовут.
Пампасия. Фрагмент.
Нравится, что знаки здесь реально сообщают об опасности: знак «Обгон запрещен» — не уверен, не обгоняй; знак «30» — внимание, осторожно, сейчас будет настолько хреновый участок дороги, что если не сбросишь скорость, то тебя не оштрафуют, ты разобьешься, ну или без подвески останешься; знак «Пешеходный переход» — … лишний.
Деревня Свобода. Судя по козам, деревня даже живая, хотя с дороги виден лишь один разрушенный дом. А может козы дикие?
13:00 Воткинское водохранилище и ГЭС. Пройдено 537 км.
15:00. Ижевск.
В Ижевске и его окрестностях самые ужасные дороги из всех на нашем маршруте. Странно, но чем хуже дороги, тем безбашенней по ним гоняют. Движение, пожалуй, тоже, самое дикое. Развешанные, зачем-то, горизонтально светофоры на перекрестках, среди такой зубодробилки, тряски и дерганий уже не удивляют.
Выбрались из Ижевска, дошли до М-7, в районе Елабуги, и полетели по Татарстану.
19:55. Окружная Казани. Пройдено 997 км.
Дороги у них классные, и деревни пошли сытые и ухоженные. Окружная Казани вообще сделана на славу.
В 21:10 пересекли границу Чувашии. Проехали 1 090 км.
Дорога сложилась удачно, и, проехав окружную Чебоксар, встали на ночевку в 23:15, в местечке Юнгапоси, пройдя за день 1 217 км.
Пройденный маршрут: Первоуральск, Ачит, Орда, Уинское, Чернушка, Куеда, Уса, Чайковский, Воткинск, Ижевск, Можга, Елабуга, Мамадыш, Казань, Цивильск, Чебоксары, Юнгапоси.
Заночевали в Мегане. При разложенных задних сиденьях входим втроем, вдобавок я при своих 187, сплю в полный рост. Спокойной ночи.
Воскресенье 22 июля. День второй. На Смоленск
Проснулся и поднял всех в 05:30. А в 05:50 уже выехали. Преимущество ночевки в авто в оперативности. Не нужно искать гостиницу, определяться по цене-качеству, заселяться и выселяться. Отсутствие водных процедур и ужина-завтрака так же значительно экономят время. Заезжаем на стоянку дальнобойщиков, подъезжаем к охраннику, платим 100-150 рублей, ложимся спать, из-за отсутствия комфорта спим быстро, быстро же встаем и уезжаем. Одни плюсы. Сон в дальнем походе — это вообще лишнее… блин, Наполеон во мне заговорил.
Две связанные между собой проблемы ночевки в авто — комары и отсутствие свежего воздуха, в этот раз решили крайне просто — взяли с собой противомоскитные сетки. Сетки набрасывали снаружи прямо на двери, приоткрыв окна на проветривание.
Дорога продолжает складываться удачно. Видимо, на это повлияли воскресенье, все улучшающееся качество дорог и выигрыш по утреннему времени. С изменением часовых поясов уже в Ижевске и далее, разница во времени с Екатеринбургом -2 часа, то есть по местному времени мы выехали в 03:50. Интересно, что светает почти также как в Екатеринбурге, просто все спят дольше.
Мусор на обочинах. Увы, Россия.
Владимирская область. Встречаем старый знакомый эффект: веет московским духом — здесь начинают нормально гонять, утаю, насколько, поверьте, достаточно нормально. Такие скорости, в зоне притяжения Москвы, там, где позволяет дорога, где дорога не позволяет — огромные пробки. Мы не теряемся, идем за «зайцем».
Пробежавшись, восстанавливаем дыхание, въезжая в Боголюбово. Здесь зарезали князя Андрея Боголюбского, старшего сына Юрия Долгорукого.
Изначально у нас была запланирована ночевка во Владимире, где мы ночевали уже неоднократно и где есть достаточно большой выбор гостиниц на любой вкус. Но, пройдя лишь 423 км и въехав в город в 11:20 (09:20 местного), решили идти дальше. Экипаж мой приветствовал решение криками: «На Масквууу!!!».
Ветер продолжает быть попутным, дорога становится все лучше и лучше.
То, что за всю дорогу не видели ни одной аварии, говорит само за себя. Гаишники остановили только один раз на посту в Нижнем. Полицейский офицер взял документы, которые я ему протянул из окошка с недовольным ворчанием, что, мол, причиной остановки послужили не местные номера, едва взглянул в них и протянул обратно — мое недовольство гаишником, сменилось недовольством своей вредностью. Успокоил себя, уговорив, что устал.
ПредМКАДовские пробочки. Мазератти — признак приближения большого города. Регион, кстати, Ставропольский. Ладно, мы, свердловчане, за делом едем, а ему, блин, что в Москве надо?
По самой Москве на «Мегане» ездил, затрудненное движение и путаные развязки видел. От МКАДа ожидал чего-то подобного, к тому же разнообразные слухи вроде бы это подтверждали. Но, или мне повезло, или было рано (12:15 местного), но уже через 30-35 минут, мы свернули с МКАДа на Минское шоссе. Как минимум, байка про запутанность МКАДа оказалось несостоятельной — все четко, информативно, понятно и удобно.
МКАД. 14:40 (12:40 местного). Пройдено 630 км.
Так как идем с опережением графика, решили остановиться в Смоленске и посвятить ему целый день, ночевав две ночи, а до этого заехать еще в Вязьму, где Ольга отметила достопримечательности.
Вязьма. Иоанно-Предтеченский монастырь.
Я не сведущ в церковной архитектуре, но говорят, что трехшатровая церковь это нечто уникальное, она чуть ли не единственная.
На Смоленск. Здесь гоняют не хуже, чем с восточной стороны Москвы. Пристроились за «толстым зайцем» (он прямо вдалеке, большие скорости — большие дистанции).
На осмотр достопримечательностей Вязьмы ушло около двух часов. В 19:00 (17:00 местного), проехав 1 060 километров, остановились в Смоленске в гостинице «Патриот». Название говорит само за себя — скромно, но жить можно. Трехместный номер — 2 250 руб./сутки, завтрак включен в стоимость, стоянка за бетонным забором и металлическими воротами в пяти метрах.
Пройденный маршрут: Юнгапоси, Лысково, Кстово, Нижний Новгород, Вязники, Владимир, Петушки, Покров, Ногинск, МКАД, Можайск, Вязьма, Смоленск.
Итого за два дня: 2 277 км; 167,1 л; 7,3 л/100 км; 78,9 км/ч.
Понедельник 23 июля. День третий. Смоленск
У Мегана выходной. Встали, перекусили и двинулись по Смоленску пешком.
Официальный год рождения города — 863 н.э. В следующем 2013 году будет 1 150! Кремль в том виде, в котором мы его увидели, начал строиться с 1596 года. Вал, понятно, существует с незапамятных времен.
Не поленюсь переписать названия сохранившихся башен: Пятницкая, Волкова, Костыревская, Веселуха, Позднякова, Орел, Авраамиевская, Заалтарная, Воронина, Шембелева, Зимбулка, Никольская, Маховая, Донец, Громовая, Бублейка, Копытинская. А? Как Вам? — здесь русский дух, здесь Русью пахнет!
Город очень понравился. Из виденных нами городов самый русский. Раньше самым русским мы называли Владимир, но Смоленск с его богатой историей, славой передового бастиона России и огромным кремлем с его стенами и башнями отобрал у Владимира этот статус и отодвинул его на почетное второе место. По полной, но с огромным удовольствием, нашагались по красивым улицам, площадям и паркам этого великого города.
Днепр. Старый разрушенный мост.
К этим стенам подошли через глушь, туристов никого, зато как красиво.
Это я. Не пугайтесь, просто в образ былинного богатыря вошел, в соответствии с окружающей обстановкой.
Очень вкусно и вдобавок красиво перекусили. Фирменный смоленский курник с грибами или мясом очень рекомендую.
За вечным огнем могила того самого Михаила Егорова, который вместе с Мелитоном Кантария установил знамя Победы над рейхстагом — Слава Героям! Вправо уходит аллея городов-героев.
Аллея прославленных генералов 1812 года.
Успенский собор. Возведен в память обороны Смоленска в 1609-1611 годах.
Красивое здание с зубцами — железнодорожный вокзал.
Вторник 24 июля. День четвертый. На Брест.
Встали поздно в 08:30 (06:30 местного). Завтрак, и в 09:30 (07:30) старт на Брест.
Заехали купить зеленую карту. 480 руб. на 15 дней.
Идеально подстриженная обочина — это какая-то особенная черта Белоруссии.
Идеальная дорога, ограничение скорости сами видите.
Это не граница, границы нет, если внимательно не смотреть, можно ее не заметить. Это пункт оплаты участка автобана. Для легковых авто граждан РФ — бесплатно. Приятно.
Поля богатые, ухоженные, возделанные. Пшеница образцовая.
А не специально ли Москву ниже Прыямины поставили? В целом, сравнивая дороги, логично.
Таня переживает, что я не реагирую на приближающийся трактор, в очередной раз косящий траву на обочине.
С травой борются круто, как с классовым врагом. Обочины выкошены даже далеко от населенных пунктов, в лесу вдоль районных дорог. Мы сначала думали, что так борются с сорняками — нет, это просто порядок.
Радуемся, увидев аиста. Таня говорит: «Да нет, это не аист — это муляж». Когда ее убедили, она говорит: «Я их уже видела, они не шевелятся, думала, что это муляжи для красоты расставили».
Да их много. Ходят важно перешагивая. Особенно интересно смотреть, как они ходят за трактором.
Пока Беларусь не оправдывает своего статуса страны болот, вдоль дороги лишь множество чистых прудов.
Дорога образцовая. При наезде на сплошную справа или слева, в авто возникает вибрирующий шум. Это чтобы не спали или чтобы проснулись. Так же, через определенные интервалы, нанесены поперечные «вибрирующие» полосы.
Телефоны для вызова помощи так же установлены через определенные интервалы.
Убедились, — это гигантский муляж зубра.
На растяжке красивый непереводимый наш славянский оборот, который нам переводить не нужно, мы и так понимаем — что-то типа: «Искренне Вам рады!».
Еще мне запомнилось выражение «кали ласка». Запомнилось и тем, что красивое славянское, и тем, что употребляется, как мне показалось, в самых разнообразных случаях: это и «будьте добры», и «милости просим», и «если Вы не против» и т.д.
Немного поискав, остановились в гостинице «Молодежная». Неплохой трехместный номер. 616 000 БР ~ 2 500 РР/сутки.
Итого за день: 690,5 км; 48,2 л; 7 л/100 км; 101,5 км/ч.
Пройденный маршрут: Смоленск, М1-Е30, Брест.
Изначально по плану у нас отводились две ночевки в Бресте: день на Брест, далее через местные достопримечательности на Гродно, где предполагалось заночевать. Впечатлившись ценой/качеством гостиницы, и для того, чтобы не тратить время на поиски добра от добра, решили остаться в Бресте на три дня-четыре ночи, и отсюда делать вылазки, в том числе и на Гродно. В дальнейшем это решение нас не разочаровало.
Среда 25 июля. День пятый. Брест и Брестская крепость
У Мегана выходной. Идем пешком осматривать Брест и, конечно, брестскую крепость-герой.
Собственно, из-за популярности брестской крепости, которая оставляет сам город несколько в тени, не ожидали увидеть в городе ничего интересного. Оказалось, зря — город очень интересный, красивый, чистый и ухоженный, с элементами, как советского влияния, так и западного, в частности польского. Город за свою богатую историю из-за его географического пограничного расположения неоднократно входил в состав различных государств: Русь, Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская Империя, Польша, СССР, Третий Рейх, снова СССР, Беларусь — простите, если упомянул не всех.
Местные историки говорят, что этнический состав города за свою историю полностью менялся четыре раза, т.е. белорусы, в основной массе населяющие город — это четвертый этнос.
Морякам, участникам Русско-Японской войны.
Местный Арбат, даже я бы сказал местная улица Вайнера.
Памятник смене эпох и героев в Бресте.
Над эпохами и героями архангел.
Крэпасць. Единственная крепость — герой Советского Союза в мире. Заслуженно пользуется мировой известностью. При нас француз через переводчицу просил литературу о крепости на французском языке, однако ему пришлось удовлетвориться английским.
Четверг 26 июля. День шестой. Лида, Мурована, Гродно
Встали по нашему поздно — 09:20 (06:20 по местному). Разница с Екатеринбургом по времени составляет уже -3 часа. Сегодня запланированы: Лида, Мурована и Гродно, а раз остались в гостинице в Бресте, предстоит, с учетом осмотра достопримечательностей, достаточно дальняя прогулка. Выехали из Бреста совсем поздно, в 11:50 (08:50).
Едем на восток по уже знакомому автобану, затем на север через Слоним на Лиду, дальше на восток, на Гродно, по пути заехав в Муровану, из Гродно на Юго-запад через Волковыск, Ружаны, Пружаны и Видомлю возвращаемся в Брест.
Едем по районным дорогам, селам и деревням. Везде все так же — хорошие дороги, аккуратные дома, чистые улицы, ухоженные газоны.
Страда, уборка зерновых.
Аисты, видимо, неплохо знают сопромат. Непонятно, как они так прочно крепят гнезда — бывает, наверное, и дождь и ветер. Они смело расхаживают по краю, а конструкция незыблема.
Лидский замок. 15:40 (12:40) 323 км.
Кружка крепкого вина на троне под дичь. Так, да еще охотой на зверя, коротаем время мы, рыцари, между походами на недругов.
Ребята из местного исторического клуба не только сами изготавливают доспехи, оружие и все остальные атрибуты, но и предлагают их брать, рассматривать и даже примерять. Все бесплатно, при желании можно пожертвовать сколько-нибудь на развитие клуба, но необязательно. Понятно, пожертвовали, так как молодцы ребята.
Вдоль дорог много крестов. Это не могилы, это как бы обереги. Стоят, как правило, рядом с населенными пунктами. Кресты самые разнообразные, с цветами, гирляндами и фигурками. Кто-то заботливо за ними ухаживает и, разумеется, никто не вандальствует.
17:10 (14:10) Мурована. Заехали посмотреть на церковь-крепость. Народ в исторические лихолетья выживал, как мог — чуть не в каждой деревне сохранились замки, башни или церкви оборончатого типу.
Акцентирую! — такая красота реально в деревне в районной глубинке. Местного пацана на велике спросили, правильно ли мы едем, он: «А, царква? Правильно, прямо, увидите».
Никого нет, лишь маленький висячий замок на решетке. И опять же — чистота, порядок и отсутствие даже намека на хулиганство.
К аистам уже привыкаем, но как у них получается строить такие крепкие гнезда?
18:00 (15:00) 446 км. Въехали в Гродно.
Католический костел.
Некоторые виды Гродно.
Вид с разрушенных крепостных стен Старого замка.
Свята-Барыса-Глебская (Каложская) царква, 12 столетие.
Вернулись в Брест по-нашему поздно, да и по-местному затемно, в 00:40 (21:40 местного). В районе Ружан немного попетляли, уехали в сторону. На путь истинный наставили местные гаишники, досконально объяснив, как лучше проехать на Брест, но, взяв за превышение скорости на 15 км/час 50 тыс. белорусских рублей (~200 русских), попутно объяснив, что превышение скорости на 20 и более км/час карается 1,5 млн. БР (6 тыс. русских рублей) или лишением прав. Впечатление от белорусских гаишников остались самые положительные — вполне нормальные, даже я бы сказал, дружелюбные ребята, выполняющие свою работу — на их подсказках по дороге я больше бензина сэкономил, чем штрафа заплатил.
После общения с гаишниками четче обрисовались «зоны непонимания». Они несерьезны, но все же есть. Мы до конца не понимаем, зачем тратить такие средства и ресурсы на поддержание порядка на обочинах вне населенных пунктов — попробовали бы у нас Сибирь покосить. У них непонимание, что тут непонятного — порядок есть порядок. У них непонимание, зачем в России целая таблица штрафов для нарушителей скоростного режима, нужно как у них — превысил на километр и все нарушитель, зачем в России первые десять км не наказываются, вторые сто рублей, третьи триста и т.д. Нам все понятно — эта таблица для того, чтобы каждый выбирал скорость, с которой ему двигаться, по своему кошельку — для богатеев вообще нет ограничений, им еще гаишники дорогу будут расчищать.
И еще у них непонимание наших расстояний. Им Москва далекой кажется. А при упоминании Екатеринбурга, просто ноль реакции, что Екатеринбург, что Брянск с Калугой, где-то рядом. Пытаюсь поставить акцент, говорю, мол, Урал, опять ноль реакции — ну где-то за Москвой рядом с Владимиром. В лучшем случае, дома в атлас заглянут, где там Урал находится. И подобное впечатление осталось не только от гаишников, все примерно также относятся.
Итого за день: 729,3 км; 52,5 л; 7,2 л/100 км; 88 км/ч.
Пройденный маршрут: Брест, Слоним, Лида, Мурована, Гродно, Волковыск, Ружаны, Пружаны, Видомля, Брест.
Пятница 27 июля. День седьмой. Беловежская пуща, Каменец
Встали очень поздно, в 10:30 (07:30 местного), сказались вчерашняя усталость и позднее возвращение. В очередной раз чуть изменили планы и решили день сделать менее насыщенным, прогулочным. Прогуляться решили в Беловежскую пущу и, на обратном пути, посмотреть на Каменецкую вежу. Позавтракали и выехали аж в 13:10 (10:10).
Хотя лесом и зверушками в клетках нас не удивишь, но родственники, друзья и знакомые не поймут — побывать в Бресте и не побывать в Беловежской пуще. Забегая вперед, скажу, что посещение Беловежской пущи получилось для галочки — нашим планам помешал Батька, или точнее его кгбшники. Мы планировали велосипедную прогулку часа на полтора, а из-за приезда Лукашенко А.Г. все достаточно жестко перекрыли, включая выдачу велосипедов и даже выезд со стоянки из пущи. Поэтому посещение Беловежской пущи у нас и получилось достаточно беглым, хотя суть уловили. Зато на обратном пути нас очень повеселили сотрудники комитета, выходящие через каждые 200-300 метров из леса, чтобы сесть в автобус, который их собирал. От грибников их отличали отсутствие корзинок и наличие раций. Когда мы ехали в пущу нас однозначно вели, а мы знать не знали — лишь пересмотрев видео регистратора, увидели группы мужчин по два-четыре человека, тусующихся на обочинах, остановках, возле оград, в основном в тени деревьев или строений.
Чугунный парень под башней с частью станкового пулемета — еще одна дань павшим защитникам нашей Родины.
Каменец. Как сказала экскурсовод: «Каменец — районный центр самого маленького района, входящего в самую маленькую область (Брестскую) Беларуси».
Каменецкая вежа (башня). Я раньше считал, что все построенное из кирпича — новодел. Не тут-то было, оказывается этой технологии много веков, и раньше кирпич умели делать гораздо лучше. Отреставрированные в 20 веке зубцы уже шатаются, а рядом монолитом стоят оригинальные. Толщина стен у основания башни, кстати, — 2,5 метра.
Трудно представить, что этот ручеек когда-то давно был полноводной рекой.
Очередные чучела врагов.
Часовой охраняет вход в башню, который находится на четвертом этаже. Вход по приставной или веревочной лестнице, так что таран через речку (башня находилась на острове) да на четвертый этаж не подгонишь.
Макет. Башня рассчитана на кратковременный набег, но есть запас всего необходимого.
Если приходилось сдать врагу острог, то народ по деревянному мосту и по лестнице перебирался в башню, где благополучно ожидал конца осады. А потом, я так понимаю, все заново приходилось строить.
В 19:00 (16:00) вернулись в Брест. Итого за день: 130 км; 9,6 л; 7,4 л/100 км; 50,2 км/ч.
Пройденный маршрут: Брест, Беловежская пуща, Каменец, Брест.
Суббота 28 июля. День восьмой. Жыровицы, Сынковичи, Нясвиж, Мир
Встали в 08:30 (05:30), в ожидании завтрака сходил на стоянку за Меганом и подогнал его к гостинице.
Здесь произошла интересная встреча. Припарковался рядом с неплохим внедорожником (марку не запомнил), выхожу и слышу: «Привет, земляк!». Я взглянул на номера, вижу регион 86, и без энтузиазма здороваюсь, думая, брянский калужец тебе земляк. Прихожу к своим, смотрим в атлас и видим, что 86 — это ХМАО, наш с Тюменью местный север. Расстояния все же условны, оказывается, — на самом деле земляк, к тому же отмотавший до Бреста от Ханты-Мансийска на полторы тысячи километров больше меня. До окончания завтрака я расстраивался за свое кислое приветствие. Но после завтрака в коридоре гостиницы мы все же наткнулись друг на друга — он ехал с женой и двумя взрослыми сыновьями, все выше меня, под два метра ростом. Тут уже я тепло поздоровался и порадовал его семью своим искренним восхищением и оценкой их дальнего перехода. Оказалось, что они едут еще дальше на запад. Вот люди катаются.
Выехали в 11:40 (08:40). Планы на день насыщенные: посещение одной из резиденций патриарха РПЦ Кирилла в Жировцах, церкви-крепости в Сынковичах, дворцового комплекса Радзивиллов в Нясвиже, замка в Мире. Конечная цель на сегодня — переселение в столицу Беларуси город-герой Минск, где и собрались остановиться на два дня и три ночи в облюбованной по интернету гостинице «Звязда».
Жировичи. Мужской монастырь, основан в 1470 году, не переставал действовать со дня основания.
Очередь к главной святыне — Жировической иконе Божьей матери. Народ исподтишка фотографирует. Я стараюсь не смущать чувства верующих в церкви, но на сей раз, глядя на провокаторов, не удержался, чтобы тоже не сфоткать. Чем мне нравятся церкви — всегда по-разному, хоть просто, хоть богато, но всегда красиво.
Белорусы чтят память погибших в Великой Отечественной войне. Могилы-памятники павшим воинам во множестве стоят не только в городах и поселках, но попадаются на проселочных и даже полевых дорогах. Видно, что за ними заботливо ухаживают.
Свято-Михайловская церковь абарончага тыпу. 15 в.н.э.
Тут же захоронения кураторов церкви чуть ли не с ее основания.
Едем, вижу сохранившийся с войны дот, остановился.
Внутри чисто, лишь знаки СС на стене. Но дот, похоже, и впрямь немецкий — основная амбразура смотрит на юго-восток, вспомогательная на восток, двери с изогнутым, защищенным входом выходят на юго-запад. Еще есть лаз наверх. Дот расположен по всем правилам: на опушке леса, на холме перед полем.
Нясвиж. Одна из резиденций Радзивиллов. Род Радзивиллов — один из самых могущественных в Великом княжестве литовском, имел литовскую, белорусскую и польскую ветви. В 1518 князь Миколай III первым в Великом княжестве литовском получил титул князя Великой Римской империи. В 1547 этот титул распространился на весь род.
В 1812 году наследники Радзивиллов сделали неправильный выбор — участвовали в войне на стороне Наполеона, соответственно, немного спустя, имение было конфисковано царем в казну, а еще чуть позже передано его наследником в КГБ СССР под санаторий.
Колодец на площади — комфорт и при мирной жизни, и тем более хорош на случай осады.
Внутри, как всегда в подобных замках, простенько, но со вкусом.
Доспехи на чучелах врагов — произведение искусства. В те годы, у повстречавшего воина в таких доспехах явно не оставалось сомнений, кто перед ним.
Неужели такие пушки не жалко было таскать на войну? Наверное, они использовались при охоте на медведя, ну или на слона.
Мир. Еще один замок Радзивиллов, 16 в.н.э. Гораздо аскетичней Нясвижа — настоящая крепость.
В одной из башен обнаружили вот такую девушку, которая впрочем, не слишком расстраивалась своему заключению. Через пару минут она была освобождена своими друзьями, а Таня ломанулась фоткаться на место ее заключения.
Ребята из местного исторического клуба. Тот, который на фото выше, шикарно сыграл на волынке — если он не профессионал, значит, очень увлеченный любитель.
Туристы подходили фотографироваться. Интересно, что особым вниманием мужчин пользовались не рыцари, а средневековая барышня справа. Видимо, к рыцарям попривыкли, а барышня на самом деле привлекательная.
В 22:00 (19:00) въехали в Минск. Поселились на три ночи и два дня в гостинице «Звязда». Номер еще лучше брестского — трехместный двухкомнатный, два санузла, два телевизора, два холодильника, одна прихожая. Стоимость номера — 790 000 БР ~ 3 200 РР за сутки. Стоянка под окнами напротив.
Итого за день: 492,7 км; 35,7 л; 7,2 л/100 км; 76,2 км/ч.
Пройденный маршрут: Брест, Жировицы, Слоним, Сынковичи, Нясвиж, Мир, Минск.
Воскресенье 29 июля. День девятый. Минск туристический
У Мегана выходной. Встали, позавтракали и отправились пешком, от гостиницы на общественном транспорте, по достопримечательностям Минска.
Автобусы, как и положено нормальному большому городу, — большие городские, в том числе и сочлененные. Удивило другое — наличие компостеров и, соответственно, абонементов. Это настолько уже успело уйти в историю в Екатеринбурге, что Таня опять не верит. В данном случае тому, что кнопки на поручнях служат для продырявливания билетов. Говорит мол, да нет, эти кнопки для сигнала водителю об остановке. Пришлось продемонстрировать, как компостируются билеты-абонементы в компостере, показывать дырочки в билетах и объяснять, что каждый автобус имеет свой кодовый набор. Проезд дешевый ~ шесть русских рублей. Еще удивило, что почти никто не компостирует абонементы — неужели у всех проездные, или проезд условно платный?
Остановки объявляют по-белорусски, хотя все разговаривают по-русски, я, по крайней мере, не слышал, чтобы между собой кто-нибудь общался по-белорусски. По телевизору, например, берут интервью у местного руководителя — девочка спрашивает его о чем-то по-белорусски, председатель отвечает на чистом русском — «Уборка урожая в нашем Н-ском районе началась в установленные сроки и выполняется с опережением плана. На сегодняшний день убрано хх гектаров…».
Фотки, опять повторяюсь, далеко не все, Минск — город большой. С широкими и свободными от транспорта улицами, просторными площадями, красивыми парками, огромными дворцами и театрами — такой образцово-показательный советский город.
Страдалец в разорванной майке слева собирает милостыню, которую ему подали и мы. А вечером мы его увидели спящим за столом, с остатками изысканной трапезы, в одном из недешевых кафе в центре города.
Справа Троицкое предместье — район, сохранившийся с былых времен.
Самый крутой, который я когда-либо видел, архитектурный комплекс, посвященный павшим воинам за рубежом — на самом деле впечатляет. Еще раз подтверждает, как свято белорусы чтят память воинов, павших за Родину. Все сделано искренне и с любовью. Один из туристов сказал с одобрением: «Уважили афганцев».
Внутри на стенах выбиты имена каждого! павшего за рубежом белоруса, преимущественно в Афганистане.
Под куполом облака в огне и вертушки.
Одна из старинных улочек Троицкого предместья.
Понедельник 30 июля. День десятый. Минск магазинный
Меган по-прежнему отдыхает перед новыми путешествиями. Отдыхаем и мы, посвятив день подготовке к дальнейшей дороге и закупкам подарков и сувениров.
Вид из окна. Чуть правее за кадром стоит и наш Меган.
Вторник 31 июля. День одиннадцатый. Гомель
Подъем 08:30 (05:30), завтрак, выезд 10:00 (07:00). Маршрут на Гомель через Бобруйск. В Гомеле осмотр достопримечательностей.
14:15 (11:15) 316 км. Поселились в гостинице «Сож» в двухместный чуть лучше и одноместный чуть хуже, за оба 560 000 БР ~ 2 300 русских рублей. Переоделись и вышли гулять в город.
Белки в Гомеле! Вынуждены выживать, выпрашивая у человечков орешки.
Румянцаву Микалаю Пятровичу. Грамадзяне горада Гомеля.
Так как экскурсию мы не брали, что делает этот мужик на лодке и зачем он везет куда-то рысь, для нас осталось загадкой.
Итого за день: 315,4 км; 19,7 л; 6,2л/100 км; 75,6 км/ч.
Пройденный маршрут: Минск, Бобруйск, Гомель.
Среда 1 августа. День двенадцатый. Чернигов
07:30 (04:30) Подъем, завтрак и старт в 09:15 (06:15).
К погранпереходу в Новой Гуте подъехали в 10:00 (07:00 по местному). Несмотря на раннее время, хвост из автомобилей на таможню был порядочный, очередь еле двигалась, ожидание было мучительно долгим. Лишь только сухая статистика говорит о том, что мы простояли 3 часа 20 минут, а по ощущениям все восемь — очевидно, потому, что до этого мы везде продвигались быстро, без задержек, и успели привыкнуть к хорошему.
Из-за того, что проходили таможню на автомобиле первый раз, ожидали чего-то напряженного, но ничего страшного не случилось. Белорусы с пожеланием счастливого пути выпустили без проблем. На украинской стороне также быстро разобрались со всеми окошками и бумажками. В какой-то момент подбежал парень в униформе, попросил меня выйти из автомобиля, наскоро порылся в водительской двери, заглянул в лючок под ковриком, ничего не нашел и потерял к нам интерес. Через какое-то время идет еще один и спрашивает, проверяли нас или нет, узнав, что проверяли, кивнул и пошел дальше.
В 13:20 (10:20) благополучно миновали последний КПП. Сразу после него нас пытались остановить нахрапистые страховщики, с вопросами, проверяли ли у нас страховку здоровья. Эту фишку мы читали в интернете, знаем, что страховка не обязательна, но активно навязывается, поэтому ждали их на территории таможни, а не за ее пределами. Узнав, что мы не нуждаемся в их услугах, нахрапистость страховщиков сникла, и мы, отделавшись от них, в приподнятом настроении въехали на Украину.
Погранпереход Новая Гута. Две колонны легковых автомобилей к двум зеленым КПП — с упрощенной процедурой прохождения таможни. Слева КПП для пассажирских автобусов, крайнее справа для грузовиков, второе справа красное КПП для легковых.
Памятники, посвященные событиям Великой Отечественной, есть и на Украине — красавец ИС-3 застыл на пьедестале.
В Смоленщине, Белоруссии и Украине много мотоциклистов. Я их понимаю, где еще погонять, как не здесь — на Урале, с его погодой и дорогами, на такой Honda Gold Wing так не погоняешь. Пассажир, как нам показалось, спал.
В 15:00 (12:00) пройдя всего 124 км, въехали в Чернигов. Поселились в гостинице с непонятным названием «Брянск». Решили сэкономить, поселились в трехместный, достаточно аскетичный, номер: две ночи — 600 гривен ~ 2 400 рублей. Так же, как в Гомеле, переоделись и пошли гулять по городу. Приехали в центр на автобусе, (1,5 гривны или 6 русских рублей), и так как с утра не ели, зашли в кафе «Детинец» перекусить — очень рекомендую — вкусно, условно недорого и очень приятное обслуживание.
Откровенно говоря, от украинцев ждали к себе какого-нибудь негативного отношения, какой-нибудь колкости и вредности. Сейчас пытаемся проанализировать, на основании чего у нас сформировалось такое мнение, и не можем четко сформулировать. Наверное, раньше (1980-90 гг.) во взаимоотношениях русских и украинцев все же был какой-то негатив, примерно такой же, какой был во взаимоотношениях русских и москвичей, и вызван он был в первую очередь экономическими причинами. Второе, это формирование мнения под влиянием российских средств массовой информации, которые в целом представляют Украину как один сплошной двадцатилетний политическо-экономический кризис, замешанный на махровом национализме.
Тем ярче был контраст между ожидаемым и увиденным. Еще на таможне я шутил-пугал, мол, это вам не Беларусь, сейчас встретят с овчарками, а замешкавшихся отходят дубинками, кое-кого пристрелят. А Украина встретила щедрым гостеприимством. Буквально все, с кем мы общались, оставили самые хорошие впечатления — открытые, радушные, готовые помочь люди. Неповторимый колорит Украины, особый говор с переливами оттенков голоса, богатая плодородная земля, южная природа — все оставляет сильные впечатления.
Надписей не нашли, наверное, все знают этого гетмана в лицо. Может быть, это пресловутый «черный князь», основатель Чернигова?
Туда мы не добрались — не хватило сил и времени.
Стрелять из лука — это что-то особенное, со стрельбой из стрелкового оружия не сравнить. Первый раз пробовал стрелять в Лиде — понравилось. Здесь лук со стрелами качественней, из-за этого результативность сразу выросла.
А вот Фрунзе Михаила Васильевича, видимо, не любят.
Так же не любят, видимо, борцов за незалежность Украины — памятник разбит и собран вновь.
Весь парк заставлен какими-то непонятными каменными изваяниями, не то зверушек, не то еще кого-то или чего-то.
На этом осмотр достопримечательностей Чернигова завершили, вернулись в гостиницу отдыхать перед завтрашней поездкой в Киев.
Итого за день: 124 км; 8,9 л; 7,2 л/100 км; 51,4 км/ч.
Пройденный маршрут: Гомель, Новая Гута, Чернигов.
Четверг 2 августа. День тринадцатый. Киев
Встали 07:30 (04:30 местного), выехали 09:15 (06:15), а в 11:30 (08:30) проехав 143 км, были уже в Киеве. Немного поискав охраняемую стоянку, нашли ее посередине Днепра на острове совсем рядом с метро «Гидропарк».
И до этого один город был красивее другого, но Киев вверг нас в шок. То, что город красивый, мы слышали, но насколько красивый, не ожидали. Думали, ну церкви там, и все такое, а оказалось каждый дом — произведение искусства. Архитектура зданий отражает эпоху, в которую они строились — эпохи разные, а здания каждое по-своему красивые все. Мы сравнили Киев с Питером, даже для себя так и назвали — Южный Питер, хотя правильней, наверное, было бы, наоборот, назвать Питер Северным Киевом.
Весь Киев за день мы обойти не смогли. В частности, не были в лавре. Но это к лучшему, оставим для следующего раза, чтобы оставалось стремление вернуться.
В очередной раз проблематичен был выбор лучших фотографий — сердце кровью обливалось, когда я их выбраковывал пачками.
На Украине только-только завершился чемпионат Европы по футболу.
Техногенный, скорее всего, католический костел.
Очень много таких машинок и, очевидно, они пользуются спросом. Несмотря на жару, торговля кофе идет бойко. А еще есть автоматы с газированной водой, почти как в старинные времена, только стаканы не стеклянные, а одноразовые пластиковые.
Очередной неизвестный батька, очень похожий на татаро-монгольского воина.
Фуникулер. Стоимость проезда все те же полторы гривны. Горка кажется невысокой, если ехать в вагоне, а не идти ногами.
Памятник княгине Ольге, чуть ли не первой на Руси принявшей христианство, матери Святослава, продвинувшего (или точней, создавшего) Русь, кончив Хазарский каганат и бабке Владимира, Русь крестившего. Судя по всему, была крута — правила после рано погибшего от рук предателей мужа, вырастила сына, который затем всю жизнь провел в походах и погиб в походе, и при нем, и за него, Ольга правила до старости.
Этого батьку знают все — гетман Богдан Хмельницкий, в тяжелые для Украины годы подавший русскому царю прошение о присоединении ее к России. Сейчас одни говорят, что его жест, направленный на Восток, призывает присоединиться к России, а другие, что зовет на Москву.
Реконструкция когда-то стоявших здесь «золотых ворот». Новодел.
Спросили у встречной девушки дорогу — ответила всего лишь «Ой, та я не знаю!», а как песню спела, столько переливов в голосе — горлица, и только, слушал бы и слушал. В Киеве мне стало казаться, что мы разговариваем как-то механически и без интонаций.
Без политики и рекламы некуда. Плохо только, что много красивейших зданий закрыто рекламными растяжками — к красоте здесь относятся спокойно и обыденно.
С обратной стороны этого «ситика» написано: «Настав час!»
Только вспомнили Юлю, и, на тебе, неожиданно вышли к палаточному городку, стоящему за нее. Быть в Киеве и не увидеть Юлю, это как в Москве не увидеть Ленина.
Наверное, ни Янукович, ни Лукашенко не обижаются — достойно и почетно стоять рядом с таким человеком, рядом с вождем всех народов.
Кому-то палаточный городок переехал бизнес, кому-то вид из окон — у нас бы давно разогнали.
На последнем фото — прям как под венец. Только почему-то в черном, и фаты не хватает.
Про рекламу я уже говорил, такую красоту и таким безобразием закрывать — шелезяки, баннер, болты-гайки, сварка — тьфу.
В Москве в 2007 сфотографировал Таню на фоне надписи «администрация президента РФ», подошел мужчина в штатском и попросил удалить фото, хотя там были одни двери и табличка, затем шепотом: «Ну, или сделайте вид, что удаляете». Здесь откровенно гуляет человек пять таких же, но фотографироваться не мешают.
Площадь перед резиденцией президента Украины.
В 17:00 (14:00) стартовали обратно на Чернигов, а в 19:15 (14:15) были в Чернигове. Закупились перед дальней дорогой, потратив последние гривны, вернулись в гостиницу и легли спать. Завтра домой.
Итого за день: 300 км; 20,3 л; 6,8 л/100 км; 69,3 км/ч.
Пройденный маршрут: Чернигов, Киев, Чернигов.
Пятница 3 августа. День четырнадцатый. На Покров
Встали рано, дорога дальняя, в 06:20 (03:20 местного). Позавтракали, собрались и в 08:00 (05:00) выехали со стоянки.
Дорога не задалась сразу. Накануне был день десантника, как и у нас, усиление и все такое. Выехавший в пять утра из гостиницы под пьяный хор десантуры автомобиль не мог не привлечь внимание местных гаишников. Ничего особенного, все корректно и вежливо, проверили документы, спросили, не пил ли я с братвой и, узнав, что не пил, что мне три тысячи километров до дома, пожелали счастливого пути. Но дорогу, что называется, перешли.
И дорогу гуси переходят важно. Когда мы с ними поравнялись и остановились, они остановились тоже, внимательно, серьезно и неотрывно смотрят на нас, и как будто бы говорят: «Что уставились, давайте валите».
Нейтральная зона, стела «Три сестры», Украина позади, Беларусь налево, Россия направо.
Подошли к погранпереходу «Три сестры» в 09:30 (06:30), пройдя 87 км, а уже через 50 минут в 10:20 (08:20, уже — два часа) въехали в Россию. Все быстро, четко, дружелюбно.
Украинские таможенники знакомы с географией, может быть, профессия обязывает, может быть, просто грамотные ребята — говорят: «О, Екатеринбург!». Я спрашиваю: «Что, далеко?». Они мне: «Та не, рядом… (пауза) — три локтя по карте!» Еще и с юмором оказались, а то я из-за паузы опять уже чуть ли не подумал, что они не в теме.
Здесь же разговорился с молдавским дальнобойщиком, мол, далеко ли? Он гордо — на Екатеринбург! Я — о, добро пожаловать, милости просим! Он, не веря, делает два шага в сторону, чтобы посмотреть номера на Мегане, так же примерно, как я в Бресте, возвращается, и так уже потише, но не менее гордо: «А я следующей ходкой на Ханты-Мансийск и Нижневартовск иду!».
Но смеху смехи, а серьезно, я отношусь к этому народу с огромным уважением — труд их очень тяжел. Каждый, кто хотя бы «мимо проходил», это понимает. Между пацаном в тонированной «десятке» и серьезным дальнобойщиком такая же разница, как между дитем, балующимся пластиковым ружьем и бойцом, выполняющим свой воинский долг в боевых условиях.
В российской зоне встретили как родных, таможенник первого пункта сразу направил в обход очереди из украинцев, молдаван и поляков к следующему пункту. На нем тоже все быстро, без обысков и заморочек, однако, предложили моим дамам выйти из Мегана под предлогом, что надо же посмотреть, кого я ввожу в страну. Ольга с Таней отреагировали так: «Наконец-то к нам проявили интерес, а то уже обидно становится, как будто мы бесплатное приложение к главе семейства». Справедливости ради, надо сказать, что везде в таможенные окошки со всеми документами и паспортами совался я, а дамы даже не выходили из Мегана, поэтому требование понятно, тем более, после их заявления, им сразу же предложили сесть обратно в Меган, и дальше, опять, переговоры велись только со мной.
За весь путь до этого нигде не видели аварий, что само по себе редко, в смысле так не бывает. А сразу по возвращению в Россию началось — Родина встречает по-отечески сурово.
На фото дороги, вроде бы ничего, но это обман, так как, там, где дороги плохие, фотографировать не получалось из-за тряски. По нашей статистике за поездку, хуже брянских и калужских дорог только дороги Ижевска.
Под Брянском установлен памятник воинам-водителям. Читали, что проезжающие авто сигналят — реально, пролетевшая навстречу фура издала длинный утробный рев.
Меган и я получили очередной щелчок по носу. Из-под колес впереди идущего автомобиля, вылетевший камень оставил серьезный скол на лобовом стекле. Слава богу, в незаметном месте, возле зеркала заднего вида.
Дикие пятничные пробки перед ж/д переездами на третьем кольце чередуются участками дачной умиротворенности. Дурдом… не продолжаю. Каждый выбирает сам.
Российская дорога — опция «не разъехаться» в нагрузку к опции «сто обгонов в час».
И все равно Родина красива и мила!
В 23:30 (21:30) добрались до Покрова. Изначально рассчитывали, что доедем хотя бы до Владимира. Но, что называется, и так не плохо получилось — главное, преодолели притяжение Москвы — дальше, надеемся, будет легче.
Определились со стоянкой и ночевкой, традиционно закупились пряниками — рекомендую, традиция эта у нас давняя, открыл покровские пряники я задолго до наших походов, участвуя в походах других.
В 23:50 (21:50) без рук, без ног, без топоренка, легли спать в Мегане.
Итого за день: 905,6 км; 66,5 л; 7,3 л/100 км; 67,2 км/ч. Нормально, с учетом диких пробок, длительных ожиданий и езды по обочинам.
Пройденный маршрут: Чернигов, Три сестры, Брянск, Калуга, Серпухов, Орехово-Зуево, Покров.
Суббота 4 августа. День пятнадцатый. На Ижевск
Встали в 06:40 (04:40) в бодром настроении, отдохнувшими и полными сил. Быстро собрались, умылись и двинулись в 07:15 (05:15) дальше.
В 11:50 (09:50) в Нижегородской области быстро, минут за двадцать пообедали. А незадолго до обеда мы с Меганом получили второй скол на лобовое. В этот раз менее значительный, но с лучиком, в левую нижнюю часть. Мелкие неприятности продолжают преследовать.
Проезжаем Нижний.
Попали в особо редкую по длительности пробку.
Дорожники, позаботившись о своем удобстве, сузили продолжительный участок дороги, создав многокилометровую пробку. Сначала, как правильный, встаешь в хвост. Но, простояв минут 40-50 без движения, понимаешь, что что-то нужно делать. Начинаешь, надеясь увидеть голову колонны, потихоньку нарушать по правой обочине. И чем больше проходит времени и расстояния, тем больше нарушаешь. В голове хвоста народ едет уже и по встречной обочине.
Как не странно, это же мне предлагал дальнобойщик, с которым я разговорился в момент очередной длительной остановки. А что, говорит, теряешься, это нам бедолагам деваться некуда, а ты, мол, шпарь по встречке, да по встречной обочине. На самом деле, они, договариваясь по рации, пытаются отсекать лезущие со всех сторон легковушки, только в целом у них это плохо получается. Дальнобойщика я не послушал, а зря, так бы еще сэкономил часик-другой — гаишников нигде не было. Правильно, набивать карманы желательно с комфортом, а здесь от разгоряченных водителей можно и в морду получить. Ну, в морду или нет, но, том, что ты Полицейский Инспектор Дорожного Регулирования, узнаешь неоднократно.
Когда, наконец, вырвались, увидели такую же бесконечную колонну навстречу. Сейчас, когда пишу, специально пересмотрел видео с регистратора — кошмар. Особенно сочувствуешь тем, кто, подъезжая, пристраивается в хвост колонны, еще не зная своего счастья.
Техногенный мост через реку Сура.
Налево поедешь в Шупашкары попадешь, направо на их объездную.
В этот раз так далеко забирались, что Таня радуется Чувашии: «Ура! Москакасы, Юнгапоси, Кугеси! Мы дома!». Ничего себе дома, — впереди, кроме Чувашии, огромный Татарстан, Удмуртия и Пампасия.
Татарстан почти проехали. Наше направление — на мост налево. Прямо дорога идет через Набережные Челны в Башкирию на Уфу, затем на Сим, Миасс и Челябинск. Изначально мы и хотели вернуться по югу, но решили, что самая короткая дорога — это знакомая и проверенная дорога. Решено — на север.
Не от большого ума, проскочив в начале одиннадцатого вечера Можгу, вляпались в ночной Ижевск, с его кошмарными дорогами. При крайне низкой видимости и диком движении, мотало и долбило так, что я думал остаться без ходовой. Но Меган в очередной раз удивил своей надежностью — выжили и, пройдя Ижевск, встали где-то сразу за ним, зарулив на стоянку дальнобойщиков в 00:15 (можно уже считать нашего общего времени). А в 00:30 уже легли спать в Мегане.
Итого за день: 1 152 км; 82,3 л; 7,1 л/100 км; 74,4 км/ч.
Пройденный маршрут: Покров, Владимир, Вязники, Нижний Новгород, Лысково, Чебоксары, Цивильск, Казань, Мамадыш, Елабуга, Можга, Ижевск.
Воскресенье 5 августа. День шестнадцатый. На Екатеринбург
Поднялись в 05:55 в бодром, приподнятом настроении, быстро собрались и в 06:20 выехали с надеждой сегодня быть дома.
Утро. Воткинское водохранилище и ГЭС.
Скорость… 40 км/ч.
Въехали в Пампасию.
Утренний моцион.
За что я люблю эту страну — Пампасию, за ее огромные, почти безлюдные, по современным меркам, просторы.
Вот и Орда. Пампасию проехали, до Екатеринбурга 270 км.
Склоны дороги, де еще затяжные пологие спуски-подъемы намекают на то, что Урал — горный край. О том, что на Урале есть горы, понимаешь на юге, когда едешь по М-5, между Симом и Миассом. Нормальные горы, говорят, есть на севере, но там дорог нет.
На среднем Урале тоже красиво, только как-то посуровей что ли, но нам привычнее и родней.
Вначале я уже говорил, что дороги в последнее время в Свердловской области по качеству покрытия более-менее. На запад дороги подобного и лучшего качества начинаются только в Татарстане.
Ура! Впереди гора Волчиха, направо Ревда, налево Первоуральск, откуда мы стартовали 15 дней назад, а прямо, через 40 км Екатеринбург. Сразу за горой начинается даже не домашняя, а комнатная трасса с двумя и более полосами в каждом направлении.
14:00. Все, приехали, мы дома.
Итого за день: 613,5 км; 44,3 л; 7,2 л/100 км; 85,9 км/ч.
Пройденный маршрут: Ижевск, Воткинск, Чайковский, Уса, Куеда, Чернушка, Уинское, Орда, Ачит, Екатеринбург.
Наклеек на чемодане стало больше.
А вы думали, это будет вечно? Все, свобода кончилась.
Итого за поездку: за 16 дней пройдено 7 730 километров, сожжено 5 55,1 литров 95-го топлива, со средним расходом 7,2 л/100 км. Три ночи, в дороге, ночевали в Мегане, 12 ночей в гостиницах.
Подбив финансовую сторону похода, убедились в том, о чем подозревали — поездка вышла весьма бюджетной.
Истрачено на троих 88 000 руб., из них:
До следующих встреч!
P.S.
Подвигло меня на описание нашего похода прочтение отчетов о реальных походах одного безбашенного (в хорошем смысле) новосибирца, который обошел на разных авто и мото практически весь мир. Европа, Ближний Восток, Африка северная, центральная и южная, Китай и Малайзия, Центральная Америка — в голове не укладывается. Прочел я об этих и других путешествиях на сайте travel.drom.ru, куда собираюсь выложить и свой отчет. Пока.