Отчёт о поездке на Форде Галакси из Питера на Байкал в 2012 году

28.02.2013 | 57447 просмотров

Для начала немного статистики.

• Автомобиль — минивэн «Форд-Гелакси» 2010 г.
  • Экипаж — это я Алексей (водитель) и моя жена Тамара (штурман и летописец)
  • Пройдено 15 130 км за 30 дней.

Итак, отчет. Сразу пердупержу, что литературным даром не обладаю, поэтому отчет, возможно, будет несвязным и сумбурным.

В общем-то, идея сгонять на Байкал своим ходом сверлила наши мозги давно и настойчиво. Но в этом году было решено — надо ехать. Пытались найти себе попутчиков, но не срослось, ну да ладно. Опыта дальних поездок более чем достаточно. Начали путешествовать на автомобиле ещё в прошлом веке. Ездили с детьми и без них, с друзьями и одни. Европейскую часть России объездили всю. По Финке и Белоруссии тоже много поколесили. В некоторые места ездили уже по несколько раз. И что интересно, открывали там каждый раз для себя что-то новое. Как только приближаются праздники, где есть три-четыре дня выходных, мы уже думаем, куда бы нам съездить. За отпуск можем и семь тысяч километров намотать, а за праздники — тысячи три, т.е. почти профессионалы. В поездках за проживание и за еду, как-то так получается, отвечает жена, а на мне машина. Что посмотреть каждый ищет самостоятельно, а потом всю информацию объединяем и выбираем, так сказать, коллегиально. Во время движения я за рулём, а жена пишет легенду. У нее прав временно нет, но скоро вернут.

Машину особо не готовили, единственно — прошли только ТО-60 тыс. Автомобиль — это «Форд-Гелакси», огромный семиместный минивэн, под капотом которого поместился бензиновый двигатель с табуном в 145 лошадок. Этот автомобиль рождён для путешествий. Ездить на нём одно удовольствие. Полностью независимая подвеска позволяет проходить все неровности на раз-два. Салон автомобиля очень просторный, и на втором ряду, и даже на третьем, сидеть очень комфортно. Каждое кресло регулируется отдельно. Как вперёд-назад, так и изменяется угол наклона спинки. Сиденья второго и третьего ряда можно в течение одной минуты сложить, и получится идеально ровный пол, где можно перевозить вещи или устроить спальное место. Единственный недостаток у этой машины — нет запаски. Да, да. Её нет. Вообще. Вместо запаски идёт ремнабор: компрессор и баллон с герметиком. Вообще-то, странное решение конструкторов. Автомобиль для путешествий, а в дороге, тем более в дальней, может случиться всякое, в том числе и прокол. Я эту проблему решил просто — бросил в багажник одно колесо из зимнего комплекта (зимой кидаю летнее колесо), благо багажник огромный. Да, забыл сказать, что на автомобиле установлен круиз-контроль. Очень удобная фишка. Нажал кнопочку, и автомобиль выдерживает скорость, какую ты задал.

После страшилок из интернета, типа «Все следы ремонта кончаются внезапно и бесповоротно. И начинается кошмар. Это не грунтовка, это гораздо хуже! Куски как будто взорванного асфальта торчащие на полметра из какой-то разъезженной каши», мы готовились к худшему.

Сборы были продолжительны, так как собирались по принципу «всё своё вожу с собой». Хотя места в машине и так много, но всё-таки ещё установили «Тулевский» бокс. Набрали кучу вещей, нужных и ненужных (сказалось советское воспитание). Походные принадлежности (спальники, палатку, портативную газовую плитку, канистру воды, лопату-топор-ножовку и многое другое), автомобильный холодильник и в последний момент захватили маленький домашний вентилятор для проживания в мотелях (на нём настояла жена). Как он нам впоследствии пригодился! В общем, взяли почти все, что нужно для полной автономки.

• В поездку собрали несколько папок с необходимой информацией, найденной в интернете:
  • описание участков маршрута с картами и километражом,
  • заправки по всем трассам (эта информация очень пригодилась при планировании очередных заправок),
  • описание мотелей по трассам (в дороге несколько раз воспользовались этой информацией),
  • описание достопримечательностей и гостинец городов, которые собрались посетить (правда, не всех — не хватило времени на сбор информации),
  • списки адресов магазинов «ЛЕНТА», «ОКЕЙ», «КАРУСЕЛЬ» (не раз заезжали, забивая в навигаторе адрес, ведь питались мы самостоятельно без посещений кафе),
  • отчёты поездок на Байкал и Алтай других путешественников,
  • список дилеров Ford (на всякий случай).
  • Автомобиль заправлен по горловину, плюс взяли десятилитровую канистру с бензином (на всякий случай, до сих пор стоит в гараже, не понадобилась). С бензином проблем на дорогах нет.
  • Из техники взяли два фотоаппарата («Соньку» с 30-кратным зумом и «Касио» с 10- кратным), навигатор с комплектом карт России («Навител», «СитиГид», «Garmin» и «iGO») плюс атлас автомобильных дорог. В основном ехали с «Навителом», но периодически (когда он зависал) включали «СитиГид». Но, в принципе, можно доехать и по картам, и по указателям. Для выхода в интернет взяли ноутбук и нетбук с МТС-овским модемом. Периодически оставляли отчёты о продвижении — жена «ВКонтакте», я на автомобильном форуме «S-max клуба». Планировали каждый вечер отправлять отчёт о нашем передвижении, но, к сожалению, так получалось не каждый день. К вечеру так уставали, что не было сил сесть за компьютер. Так же, в автомобиле давно уже был установлен видеорегистратор и антирадар. И, до кучи, взяли две персональных рации и бинокль. Рациями так и не воспользовались. Как-то забыли про них.

Всё. Завтра едем.

Автомобиль к поездке готов. И мы тоже.

13 июля. В первый день была задача доехать до Череповца (это около 600 км), заночевать в машине и ехать дальше в Нижний Новгород. Выехали в три часа пополудни от моей работы. До Череповца ехали в дождь.

На улице дождь, но он скоро закончится. И мы очень долго будем наслаждаться жарой.

Без проблем доехали до Тихвина, т.е. до участка на объездной, где, как мы знали, идёт капитальный ремонт дороги, и думали этот участок объехать через Тихвин, но как-то так сложилось, что решили рискнуть и ехать всё-таки через ремонтируемый участок. Подкупила дорога с новым укатанным асфальтом. Мы шустренько по нему прокатили до конца хорошего асфальта и въехали на участок со снятым асфальтом. Через несколько километров всё-таки встали в пробке.

За объездную Тихвина взялись по-серьёзному.

Постояли в ней полчасика, пропуская встречные авто, и дальше, до Череповца, ехали уже без проблем. До границы с Вологодской областью дорога отличная. Покрытие новое. В Вологодской области поначалу дорога тоже отличная, затем начинается дорога похуже. Мелкая тряска и вертикальная раскачка, но ям нет. Всё отремонтировано. Такая дорога чередуется с хорошими, ровными участками. Проблем при движении нет. Так как знали, что мотелей по дороге нет, то решили переночевать в районе Кодуя, в лесу около туристической базы. Способ ночёвки был проработан ещё дома. Сиденье второго и третьего ряда были разложены ещё дома, уложен спущенный надувной матрац, простынка и покрывашка. Те немногие вещи, находящиеся в багажнике, убирались на передние сиденья. Матрац накачивался компрессором, и постель готова.

Наша шикарная постель. Только ей мы воспользовались два раза.

Мы планировали так ночевать хотя бы каждую вторую ночь, но нашим планам не суждено было сбыться. Жара сделали своё чёрное дело. Поэтому так мы ночевали только два раза. Да и то второй раз только по необходимости (не было свободных номеров в мотеле). Короче, первую ночёвку после скромного ужина и принятых ста грамм за начало поездки мы провели под шум дождя. Спать в автомобиле было очень комфортно. Сегодня мы проехали 598 километров за 7 ч. 20 мин.

14 июля

Сегодня надо было доехать до Нижнего Новгорода. Проснулись. На небе солнышко, +18. Обнадёживает. Вроде хорошо, но комарьё лютует. Решили умывание и завтрак перенести на попозже. Ночью кроме дождя, оказывается, был ещё и ураган. Но мы его не слышали. При выезде на трассу, на лесной дороге нам перекрыло путь упавшее дерево.

Ураган ночью поработал. Вечером дерева там не было. Мы это точно помнили.

Проехали через Череповец.

Череповец. Промзона.

Город готовится праздновать День Металлурга. Заправились на Shellе. В дальнейшем, заправлялись только на брендовых заправках: ЛУКОЙЛ, РОСНЕФТь и ГАЗПРОМНЕФТь. Очень уж не хотелось рисковать двигателем. Из Череповца поехали на Пошехонь—Рыбинск—Ярославль—Иваново и далее до Нижнего Новгорода. Дорога, в общем-то, без проблем. Проходится легко. Машин мало, не считая Ярославля. Да и его проскочили по кольцу давольно быстро. Интернет пугал разбитой Ярославской кольцевой, но ничего такого страшного не заметили. Да, забыл сказать, на заправке в Череповце обнаружил, что перегорела лампа ближнего света в левой фаре. Решил поменять её во время завтрака, но неожиданно, когда уже снял фару, обнаружил, что у меня нет запасной лампы. Вот это я лоханулся. Называется — всё взял. Ничего не забыл.

Замена лампочки, а без снятия фары не поменять. Как всё сложно.

Утренний туалет.

При установке фары на место умудрился потерять один винт. Упал куда-то вниз, на защиту. Найти не смог и распрощался, как думал, навсегда с этим винтом. Оказалось — рано. Под Казанью, во время замены этой лампы, я всё-таки нашёл его и поставил на место.

Рыбинск. Въехали в жару, которая нас не отпустит до возвращения домой.

На объездной Ярославля.

В Ярославле, из-за страха, что дороги дальше будут плохие, на заправке все колёса подкачал до 2,6 атм.

Через все города и посёлки проезжали с помощью навигатора. Как мы раньше без него обходились? С ним стало намного всё проще.

2008 год.

Эти два кадра — одно и то же место. Где-то между Ярославлем и Иваново. Январь 2008 года и июль 2012года. Как бы ни ругали Россию, но всё меняется не только к худшему.

Нижний Новгород.

Вечером на въезде в Нижний Новгород мы попали в пробку. Потолкались и благополучно просочились в центр города. Температура в Нижнем стоит под плюс сорок. Центр города был практически пустой. Выходные. Все на природе. Нашли гостиницу, заселились, поужинали и легли спать. Позади осталась первая тысяча километров. А впереди еще до Байкала почти 5 500 километров неизвестности. Сегодня мы проехали 688 километров за 12 ч. 35 мин.

15 июля. Встали рано. Быстренько умылись, позавтракали, едем осматривать Нижний. В 8:50 на улице солнце, жара, +24. Маршрут был самый простой. Кремль, набережная с Чкаловской лестницей и Большая Покровская улица (пешеходная). Всё в центре и рядом. Поэтому автомобиль оставили у памятника Чкалову, и всё осмотрели пешком. Понравилась лестница и вид с неё на Волгу. Красиво. Говорят, эта лестница самая большая (высокая) на Волге, а может быть в России. Нижегородский Кремль как-то не впечатлил. Может быть потому, что мы всё осматривали очень быстро. Времени было мало, а нам сегодня надо успеть доехать до Казани или остановиться где-то перед ней. Прогулялись по пешеходной улице и посетили музей восковых фигур, находящийся на ней.

Памятник В.П.Чкалову.

Панорама Волги от памятника Чкалову.

Теплоходы возят отдыхающих туда-сюда.

У кого-то путь до ближайшего пляжа, а у кого-то круиз.

Вот так на противоположный берег Волги доставляют народ.

Пароходики ходят один за другим.

На том берегу Волги виден палаточный лагерь.

И как же на Волге, да без рыбаков.

Воронёнок.

Чкаловская лестница. Посчитали ступеньки. Их оказалось 445 штук.

По нашим подсчётам, их оказалось на сотню меньше, чем указано в интернете.

Катер «Герой». Воевал в гражданскую и в Великую Отечественную.

Только зачем здесь эти ленточки? Совсем не к месту. Елки новогодние устроили.

Нижегородский Кремль.

Георгий Победоносец.

Вот это аэрография. Дёшево и сердито.

Пешеходная улица Большая Покровская. Народный артист Евстигнеев.

Пешеходная улица Большая Покровская. Единственный транспорт, которому здесь разрешено передвигаться.

Да ещё на козле. Точнее — козе.

Пешеходная улица Большая Покровская. Как живые.

Пешеходная улица Большая Покровская.

С Тайсаном можно встретиться только здесь. А в живую чего-то не охота.

А с ним познакомиться неплохо бы.

Музей восковых фигур.

Перед выездом решили закупиться в «Ленте».

Во время прогулки вспомнили, что забыли мои джинсы в гостинице, и после осмотра города пришлось туда вернуться. В общем, около часа дня выехали из Нижнего. На выезде из города купил пару лампочек H7 фирмы «Маяк». Других не было. В дальнейшем, так получалось, что мы выезжали из городов где-то в это время. При выезде из города как всегда много машин, а затем они как-то рассасываются, и едется вполне спокойно и комфортно. Но только до въезда в Мордовию. Здесь идёт строительство новой дороги «М-7» со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.

Мост через Реку Суру. Слева строится новая дорога и мост.

Дорога, кроме нескольких участков, хорошая. Она не показалась такой страшной, как пишут в интернете. Гайцов почти не видели. Много участков по две полосы в каждую сторону. Километров за тридцать до Казани остановились на ночлег в раю, т.е. в мотеле «Рай». Проехали за сегодня 362 километра.

Вот это «РАЙ».

На улице под плюс сорок. Номер хороший: душ, телевизор, вентилятор. Что ещё нужно уставшему автотуристу. Поужинали и начали спорить, кто первый выходит в интернет. Каждому хотелось отписаться о прожитом дне. Тамара сидит в «ВКонтакте», я на форуме «S-max и Gelaxy клуба». Победил технический прогресс. В мотеле оказался Wi-Fi, поэтому проблема сама собой отпала. Я работаю на ноутбуке, Тамара — на нетбуке.

16 июля. Проснулись, собрались и поехали в Казань. Дальше про сборы не буду повторяться. Это и так понятно. Каждое утро одно и то же. Казань проезжали по навигатору. Проблем не было, до тех пор, пока не подъехали к центру города. Нам ехать прямо, на Кремль, а там перекопано, ремонт.

Пытаемся объехать и попадаем то на длинный объезд, то в пробку.

«Пробка».

В пробке, даже пришлось выйти из машины и разруливать её. В общем, уже не слушая нашего третьего члена экипажа — нафигатора, чисто на интуиции подъехали к Казанскому Кремлю.

Казанский Кремль. Припарковались.

Кремль очень понравился. Погуляли только по территории Кремля, но этого хватило для общего представления о Казани. Поднялся на сторожевую башню и сделал несколько общих панорамных снимков города.

Казанский Кремль.

Казанский Кремль. Вид со сторожевой башни.

Казанский Кремль. Купола мечети Кул-Шариф.

Казанский Кремль. Наклоненная к северо-востоку башня Сююмбике, является частью Казанского кремля и одним из главных символов Казани (кстати, она на два метра выше знаменитой Пизанской башни).

Казанский Кремль. Мечеть Кул-Шариф.

Казанский Кремль. Фото сделал с растяжки, находящейся на территории Кремля.

В следующий раз обязательно надо съездить и в Нижний, и в Казань, а то мы многого не увидели. Где-то в начале второго выехали из города и едем в Уфу. Дорога, в общем-то, похожа на дорогу до Казани. Пробок и проблем нет. Вдоль дороги стоят установки, качающие нефть.

«Качалки» стоят вдоль дороги.

Ночевать планировали в Уфе. Перед Уфой, в семь вечера по Москве, вдруг, по радио услышали шокирующую нас новость, оказывается, в Уфе уже девять вечера. Так не заметно мы проскочили два часовых пояса. Вопрос об осмотре Уфы отпал сам собой. Надо было искать место для ночлега. У нас была информация о мотеле «Белая река». Нашли мотель. Здесь последний номер сняли перед нашим приездом, пришлось ночевать в машине. Это была наша вторая ночёвка в автомобиле. В машине мы устроились очень комфортно. Сегодня проехали 613 километров. Разговорились с ребятами, которые сняли номер перед нами. Они остались очень недовольны этим номером. Так что, всё к лучшему. Ребята (а они ехали со стороны Челябинска) нас так «напугали» Уральскими горами, что мы решили горы проходить с утра пораньше. Будильник поставили на четыре утра по местному времени (по Москве это два часа ночи) и тут же пали смертью храбрых, сраженные мечом Морфея.

Вторая ночёвка в автомобиле под Уфой. На задние двери надеты противомоскитные сетки, а стёкла открыты. Так намного свежее.

17 июля. Проснувшись по будильнику в четыре утра (или ночи), быстренько собрались и по темноте поехали на Челябинск. На улице уже +22. Я предложил жене досыпать сзади, на матраце, но она отказалась. Как проехали Уральские горы, мы так и не поняли. Мы их просто не заметили. Не то чтобы их нет, просто они какие-то размазанные. В этом отношении Кавказские горы интересней, красивей и сложней, т.ч. кто ездил по Кавказу, на Урале не пропадёт.

Предгорья Урала.

Восход.

Уральские дороги. Трасса «М-7».

Перед Челябинском, на какой-то стоянке, сфотографировался с динозавром.

Какой-то он оказался побитый. Видно, суровые челябинские мужики не любят его. Перед заездом в Челябинск решили заехать на угольный карьер. Где-то год назад по телевизору увидел сюжет о нём и решил, что это место стоит посетить. Около города Коркино находится самый глубокий в Европе и второй в мире угольный разрез. Это месторождение угля открыли в 1931 году. Коркинский карьер — самый глубокий в Европе угольный разрез. Сегодня его глубина 480-500 м. Но что парадоксально, находится он в Азии! Масштаб этой ямы диаметром примерно 2,5 км очень тяжело передать на фотографиях. В историю вошел знаменитый коркинский взрыв, готовившийся более полугода и сопровождавшийся эвакуацией города. 16 июля 1936 года ровно в 10:00 по московскому времени был произведен взрыв. Поднятый грунт достиг более полукилометровой высоты, взрывом было выброшено около миллиона кубических метров земли, сам взрыв зафиксировали все сейсмические станции мира. Карьер впечатляет. Смотря на технику, копошащуюся в нём, обманываешься в истинном размере техники. Кажется, едет КАМАЗ, а это БЕЛАЗ. Только с помощью оптики, понимаешь, как ты ошибся. Техники там немного, но она есть. То ли выбрали всю породу, то ли кризис.

30-кратное приближение. Без него было полное ощущение, что едет КамАЗ, а не БелАЗ.

То же 30-кратное приближение. Без него ощущение истинных размеров.

Опять 30-кратное приближение.

Сам Челябинск по-серьёзному не смотрели. Как-то так получилось.

Пытались найти музей ракетно-космической техники. Приехали по навигатору по адресу, но никто нам не смог объяснить, где же, все-таки, находится музей.

На выезде из города созвонился с «Северянином», нашим одноклубником. Ещё до поездки мы знали, что он с семьёй едет в отпуск, и на форуме обменялись телефонами — а вдруг да пересечёмся на узкой дорожке. Оказалось, что мы не так далеко друг от друга. Он где-то в районе Кургана. Встретились где-то между Челябинском и Курганом. Встреча состоялось в дружественной обстановке и была омрачена лишь малой продолжительностью. Они поехали на запад, ну а мы на восток.

Встреча.

А дальше мы разошлись как в море корабли. Каждый поехал своим путём. А вокруг — глухомань. И только доминирующие по высоте вдали вышки сотовой связи напоминают о 21 веке. Населённые пункты где-то там, в стороне от дороги. Только синие знаки со стрелками говорят о том, что жильё здесь есть. Так как в этих краях мы были впервые, то нас удивило засилье берёз. Они были вплоть до Новосибирска. Никаких других деревьев здесь почти нет. Одни берёзы. А ещё поля и степи. Ну не ожидали мы здесь это увидеть. На ночёвку остановились в Кургане. Проехали за сегодня 751 километр. Мотель находился недалеко от объездной Кургана. На улице опять почти сорок. Жара давит. Номер хороший, но без кондиционера и даже без вентилятора, но мы, на всякий случай (а вдруг), взяли с собой из дома маленький, настольный вентилятор (благо места в машине полно). В дальнейшем он нас часто спасал.

Курган. Гостиница.

Из окна гостиницы.

18 июля. Едем в Омск. Опять жара и усыпляющее однообразие дороги. Машин мало, и дорога, в принципе, без проблем. Кстати, забыл сказать, по дороге к Байкалу очень много участков с новым асфальтом. Ещё висят знаки со всеми ограничениями, связанными с ремонтом, а асфальт новый, и дорожной техники нет. Дорога наша лежит через Ишим на Омск. Через Казахстан решили не ехать. Проезд через границу и связанные с ней проблемы как-то отбили охоту. Мы уж по своей землице. По этой дороге, буквально вчера, проехал «Северянин», и он нам вкратце обрисовал её состояние (километров двадцать плохого участка перед Ишимом и проблемы в районе Аббатского). В районе Макушено мы ушли с «М-51» на Ишим, и машин стало ещё меньше. До Бердюжье дорога отличная. Проблем нет. Если до этого какие-то неровности встречались, то здесь вообще их не было. И даже не верилось, что впереди нас ждёт участок с плохой дорогой.

На развилке: прямо на Тюмень, направо на Ишим, мы повернули, естественно, на Ишим. И сразу же попали на этот плохой участок. Сказать, что здесь были какие-то трудности, я не могу. «Нормальный» участок разбитого асфальта плавно перешёл в грейдер. Да, была пыль, было шумновато, и автомобиль потряхивало, но с такими участками многие, наверно, сталкивались при поездках на дачу или природу. Дорога как дорога. Двадцать километров мы проехали за двадцать минут, т.е. скорость была 60 км/ч.

Вот такой грейдер.

После этого участка опять пошёл отличный асфальт до Ишима.

Наверно от Ишима до Омска был самый проблемный участок за пять дней, что мы едем. Дороги с хорошим асфальтом чередовались с плохим. Тяжёлая дорога с ямами и колеёй в районе Аббатского (там у нас на одной из ям треснуло ветровое стекло), потом участок с ремонтом дороги, где действует реверсивное движение, и перед Омском плохая дорога с ремонтом и реверсивным движением.

Пока доехали до Омска, трещина на стекле опасно увеличилась. Решили стекло по КАСКО оформить в Омске (благо, у нас стёкла без справок и меняй их хоть каждый день). Тамара, пока я рулил, по телефону связалась со страховой, и утром было предложено приехать к ним на оформление. Пока же надо было подкупить продуктов и найти жильё. Продукты нашли в магазине «Окей», а жильё — в гостинице ДОСААФ. Двухкомнатный номер-люкс обошёлся в 1700 рублей. В Омске перевели стрелки часов ещё на один час вперёд. За сегодня проехали 671 километр.

Пока ехали к гостинице, в центре на площади сфотографировали Успенский кафедральный собор.

19 июля. С утра уже +37. Утром, после обязательной программы, поехали в офис страховой «Ренессанса». Бумажную работу выполнили быстро, а фотографировать трещину на стекле, надо было ехать в другое место. Пока ехали к эксперту, проехались по близлежащим интересным местам города.

Городской пляж Омска на Иртыше.

Омск. Театр кукол.

С утра надо подзарядиться.

Потом попить чайку.

Сфотографироваться.

Поболтать с подружкой.

С городовым.

Ах, какой типаж.

Что за персонаж, мы так и не поняли.

Степаныч, хорош спать, пора работать.

На выезде из города жена вдруг вспомнила, что забыла в гостинице косметичку. Опять оказался виноват я, так как ею подпёр дверь балкона. Пришлось вернуться за ней. В итоге опять мы выехали около двух часов дня. Как всегда, на дороге у города машин много, но постепенно они исчезают. И опять однообразная дорога (трасса М-51).

Однообразная дорога.

Увидели первый пожар.

Мы, наивные, здесь ожидали увидеть мрачную тайгу, сибирские леса, ан нет, дорога от Омска до Новосибирска довольно однообразна. Небольшие березовые рощи, которые периодически сменяют степи, похожие на волгоградские. Машин мало, проблем с обгоном нет. Дорога просто убивает своей монотонностью. Представьте, почти 700 км абсолютно ровной по вертикали и горизонтали трассы, с хорошим асфальтом, отсутствием каких-либо населенных пунктов (все они в стороне и недоступны взору). Так как мы не торопились, решили остановиться на ночь перед Новосибирском, не доезжая до города километров сто. В принципе, мы могли доехать до нашего промежуточного финиша — посёлка Озёрки Алтайского края. Всего-то ещё 300 километров, но решили туда приехать завтра. Сегодняшний наш пробег 609 километров. Поужинав, залезли в интернет и скинули последние наши новости. Ещё до поездки думал, что каждый день буду писать короткий отчёт с фотографиями, но на практике оказалось тяжеловато. Сказалось многое, но прежде всего усталость. К вечеру чертовски хотелось спать. Поначалу, в первые дни, я с женой воевал за модем, а потом плюнул и стал заваливаться спать. Этому, наверное, способствовала и постоянная смена часовых поясов.

20 июля. С утра на улице +30. Едем к Новосибирску. Дорога не самого лучшего качества. Потряхивает. Но серьёзных проблем нет. В Новосибирске заехали в «ЛЕНТУ», купили мясо для шашлыка и разных вкусняшек (всё-таки в гости едем). Проехали по более или менее интересным местам Новосибирска, пофоткались на их фоне и двинули из города в сторону Барнаула.

Набережная Оби.

Памятник Императору Александру III, который начал великую стройку Транссиба, а за ним секция первого железнодорожного моста через Обь, именно его строительство позволило появиться новому городу Новониколаевску, которому суждено было впоследствии стать одним из крупнейших в Сибири.

Памятник гаишнику или светофору.

Собор Александра Невского.

Обь.

На выезде из Новосибирска попали в пробку. Время два часа дня, пятница, а народ уже едет на природу. Час потолкались в ней, а на выезде, у водохранилища, решили остановиться и искупаться.

Освежились.

Дорога до Барнаула отличная. Впоследствии мы убедились, что дороги в Алтайском крае хорошие. Честно сказать, не ожидали мы такого хорошего качества. В 18 часов были а Озёрках. За сегодня проехали немного, всего 276 километров. Посёлок Озёрки, где живут наши друзья, оказался с очень интересной историей. За вечерними посиделками под шашлык и коньячок нам рассказали, что здесь, оказывается, в 1944 году снимали фильм-сказку «Кощей Бессмертный». Может кто-то смотрел? Озеро и то место, где снимали фильм, в Озерках до сих пор так и называют — Кощейка. Местные жители участвовали в массовых сценах, одна из самых эффектных — нападение слуг Кощея на посад. По замыслу режиссера в огне должен был погибнуть декорационный городок. Более того, нужно было организовать поджог пшеничного поля — в войну дело, в общем-то, немыслимое. Чтобы получить разрешение сжечь делянку с пшеницей, режиссер Роу специально писал в Совнарком. Ни о каком втором дубле не могло быть и речи! Чтобы показать сцену во всей красе, операторы вели съемку одновременно с трех точек, а за масками слуг Кощея скрывались алтайские парни.

В съемках на природе, кстати, и было ноу-хау Александра Роу: прежде считалось, что условное действие сказок должно происходить в условных же декорациях. А Роу первым «вывел» сказку в леса и поля.

Храм, построенный местными жителями.

Местное творчество.

Вот такие интересные дворы. Сразу видно, здесь живёт «морской волк».

Ну а здесь всё по-серьёзному.

Сельская школа имеет свой стадион.

250 лет селу Озёрки.

21 июля. Мы ещё только неделю в дороге, а впечатлений море. Впереди ещё три недели. То ли ещё будет. С утра на улице +29. Сегодня мы с женой едем на родину моего отца. Попытка найти какие-то следы родственников. Срочную он служил в Питере, так здесь и остался. Как-то раньше не задавал себе вопрос о родственниках, а когда его не стало — задумался. От Барнаула едем 200 км. В сторону Казахстана. Вокруг степи. Поля каких-то злаковых (если честно, в агрономии я слабо разбираюсь, и что пшеница, что рожь, что овёс — для меня всё едино), гречихи (нам объяснили по фотографии) и подсолнечника. Вот это мы знаем. Дорога хорошая, если не сказать, отличная. Портит только один участок, где дорога потряхивает. Но он короткий. На обратном пути остановились и искупались.

Едем через Барнаул.

Как же без подсолнухов.

До родины моего отца 3 км.

Вот он Борок. Где то здесь родился мой отец. Но сейчас здесь нет никого, кто мог бы его знать. Сейчас в Борке живут чеченцы. Занимаются сельским хозяйством.

Слева поля…

…и справа поля.

А впереди дорога.

Пока я купался, Тамара посетила интернет.

Сегодня накатали 554 километра.

22 июля. Никуда не ездили. Ждём хозяина с вахты. Он работает на буровой, вахтовым методом: месяц в тайге, месяц дома отдыхает. Сегодня вечером должен приехать.

Работает вот на этой буровой. Она совсем не такая, как мы привыкли видеть.

А пока же просто отдыхаем, отсыпаемся. Помыл машину и устроил в ней маленькую приборку. Поели хозяйских ягод с куста. В общем, ждём. Вечером по поводу приезда хозяина устроили праздничный ужин, плавно перешедший в очередное поедание шашлыка под рюмочку.

Домашнее вино.

Ждём-с.

Он тоже ждёт.

23 июля. Съездили в Барнаул. Готовимся к поездке в горы. Закупили мясо, уголь и ещё много всего для поездки. На обратной дороге увидели ракетные установки «Тополь». Стояли рядом с дорогой Барнаул—Новосибирск. Сначала проскочил. Чтобы их сфотографировать, пришлось развернуться и вернутся назад. А так как дорога с разделительным барьером, то время потеряли много. Часть техники уже уехало.

Барнаул.

Всё для Победы. В Барнауле делали танковые двигатели.

Барнаул. Рядом с кинотеатром «кино снимают».

Памятник Виктору Цою.

Барнаул. У мемориала не вернувшимся с войны алтайцам.

Барнаул. «Поле дураков».

Пока на свете живы дураки, Мавроди в этом мире жить с руки.

«Тополя» у дороги.

24 июля. Началась, наверное, самая интересная и зрелищная часть нашей поездки. Едем в горный Алтай. Если говорить честно, горный Алтай мне понравился больше, чем Байкал. Да, на Байкале красиво, но Алтай это Алтай. Надо видеть. И там и там мы посмотрели маленькую часть всей красоты, но по первым впечатлениям и ощущениям Алтай круче. На Алтай хочется поехать ещё раз (и мы туда ещё съездим), а к Байкалу я как-то остался равнодушен. Наверно сказалось наше место проживания, прошлая моя работа, да и образ жизни. Водой нас не удивишь. В шесть утра тронулись в путь. Выехали на нашем автомобиле. Благо, место позволяет. По дороге заехали на место гибели Михаила Евдокимова.

Место гибели артиста и губернатора.

Потом заехали в село Сростки, родину Василия Шукшина. Село опрятное, ухоженное. Пешком прогулялись на гору, к памятнику Шукшину. Так как сюда приехали довольно рано, то на горе никого не было. Не торопясь там погуляли, пофотографировали и спустились вниз. Потом посетили музей Шукшина.

Сростки.

Сростки. Перед музеем Шукшина.

Сростки. В музее Шукшина.

И там я почувствовал какое-то недомогание в виде озноба. А на улице за плюс тридцать градусов. Видно, пока ходили на гору, стукнул меня тепловой удар. Как-то не вовремя. Начинается самое интересное, а я заболел. Кое-как доехал до нашего временного жилья в посёлке Ая на реке Катунь. Переправились на противоположный берег по автомобильному подвесному мосту.

Вид на мост из автомобиля.

По подвесному мосту через Катунь.

Катунь является самой крупной рекой Горного Алтая. Вообще, цвет у Катуни обычно бирюзовый, её даже так и называют Бирюзовая Катунь, но нам не повезло. В этом году цвет воды был грязно-коричневый. Как мы узнали позже, уже вернувшись домой, это произошло из-за сильных дождей, прошедших в горах, и прорыва 15 июля 2012 года естественной плотины озера Маашей. Как это происходило, можно посмотреть здесь https://www.youtube.com/watch?v=rAP7ZhATtLQ&noredirect=1. В поселке Ая мы сняли два номера в частной гостинице. Пока мы заселялись, мне было не до чего. Я устроился на диванчике в номере и немного подремал. Не знаю, то ли сон, то ли принятые таблетки, но болезнь вроде меня отпустила. Поехали набираться впечатлений. Ехали по Чуйскому тракту вдоль Катуни.

Дороги хорошие, а виды вокруг красивые.

Памятный знак «Алтай — сердце Евразии».

Дорога хорошая. Тряски нет. Очень много мест у реки для стоянок с палатками. Палаточные лагеря попадаются довольно регулярно. Можно было встать тоже, но в этом случае надо было стоять на одном месте, а это в наши планы не входило. Мы приехали посмотреть максимально много. Сейчас-же мы ехали на Камышлинский водопад — невысокий, но очень эффектный водопад, разбивающийся у подножия скалы брызгами всех цветов радуги. Это один из наиболее популярных и доступных экскурсионных объектов. Чтобы попасть к водопаду, надо было перейти по пешеходному подвесному мосту (а здесь, на Катуни, все мосты подвесные) на противоположный берег и идти два километра по берегу к водопаду. От водопада до автомобиля сплавились на Рафте с подвесным мотором. То есть, нас просто покатали по порогам за триста рублей. Во время этого сплава нас прокатили вдоль штатных фотографов и на выезде нам предложили купить диск с нашими фотографиями и видами Алтая за 200 рэ.

Пешеходный мост через Катунь.

У Камышлинского водопада.

Палаточных лагерей вдоль Катуни много.

Катунь.

Моторафтинг.

Как хочется пивка. Холодного…

После этого поехали в Тавдинские пещеры. Протяженность скал с пещерами (а их здесь более 30) составляет около 5 км. Пещерные отверстия находятся в отвесных скалах и утесах, но добраться до них нетрудно.

Ещё один подвесной мост.

Туристский комплекс «Бирюзовая Катунь» (искусственное озеро).

К пещере.

На входе в пещеры.

В пещере.

Иногда приходится и так передвигаться.

Бурундук здесь как дома.

Вечером вернулись в гостиницу и замутили шашлык-машлык с вечерними посиделками.

25 июля. Сегодня, по плану, едем на гору Монжерок, Чемальскую ГЭС и остров Патмос. На гору Монжерок будем подниматься на кресельной канатной дороге. Выехали рано, чтобы подняться на гору одними из первых и не терять время в очереди на подъёмник. Желающих много. Подъём занял сорок минут. Виды во время подъёма и на самой горе открываются обалденные.

При подъёме попали под прицел местного папарацци.

Провели там полчаса, а затем спустились и поехали на Чемальскую ГЭС.

В связи с небольшой, по современным меркам, выработкой, сейчас это скорее не значимая электростанция, а музей под открытым небом. В туристический сезон в здании электростанции проводятся экскурсии. В связи с большой посещаемостью этого объекта туристами, в окрестностях ГЭС расположено множество торговых палаток с сувенирами и пищевой продукцией, кафе, различных аттракционов. Цвет воды в Чамале, в отличие от Катуни, бирюзового цвета. Вообще-то такой цвет должен быть и у Катуни, она даже называется бирюзовая Катунь, но нам не повезло. В этом году, из-за жары в горах Алтая, ледники таяли даже в июле, поэтому они гнали воду такого противного, мутного цвета. Так что не увидели мы бирюзовой Катуни. По дороге на Чемал остановились отдохнуть и по фотографироваться на самой Катуни, заодно попали на авиашоу.

Катунь.

На Алтае можно полетать на самолёте.

А это аэродром.

Вот такой Транссиб.

Вообще, здесь на Алтае очень много отдыхающих со всех ближайших регионов. И даже не совсем ближайших. Чтобы попасть на саму плотину, надо заплатить 100 рублей. Это тебе даёт право постоять на плотине, посмотреть сверху на падение воды и всё. Саму плотину и себя на фоне её можно сделать забесплатно. Подходы есть, но мы об этом не знали. Да и всё равно, купили бы билеты. Эта информация просто для справки.

Как он орал.

Чемал.

Чемальская ГЭС.

Чемал и Катунь встретились.

После ГЭС поехали на остров Патмос. Свое название остров Патмос на Катуни получил в честь одноименного греческого острова, где когда-то молился святой апостол Иоанн Богослов. В 1915 году старый Иоанно-Богословский храм был перенесен на остров Патмос. В 1920-е годы храм был уничтожен, а в 2000 году заново отстроен и передан Барнаульскому Знаменскому женскому монастырю. В настоящий момент храм Иоанна Богослова на острове Патмос является действующим женским скитом, там проводятся службы. В то же время он доступен для посещения всеми желающими. Пройти на остров можно по подвесному мосту над Катунью. Слева перед спуском на мост находится церковная лавка. С самого мостика виден образ Богородицы, высеченный в скале монахиней Барнаульского Знаменского монастыря скульптором Фелофеей. Сразу, ступив на остров, слева от тропы можно увидеть икону с библейским сюжетом поклонения волхвов младенцу-Христу в Вифлеемской пещере, выполненную в нише скалы. Остров находится рядом, если пешком, то метрах в восьмистах, а если на авто — километрах в трёх от Чамальской ГЭС. На острове стоит часовня женского монастыря, который находится рядом.

Остров представляет собой большую, высокую скалу с отвесными краями, высотой метров двадцать. Чтобы попасть на остров, надо отстоять очередь и пройти по подвесному мосту около 50 м. По мосту ходят маленькими группами по 6-8 человек. На остров 6-8, и с острова примерно столько же. Все эти манёвры проходят довольно медленно, т.к. кто-то фотографируется на мосту и с моста. Кто-то идёт медленно — мост-то раскачивается.

Патмос.

Образ Богородицы.

Дорога на остров.

Икона с библейским сюжетом поклонения волхвов младенцу-Христу в Вифлеемской пещере.

Впечатлений от этих двух дней было очень много. А впереди ещё и третий день. Вечером, для красивого завершения Алтайского пробега, я думал, что завтра можно рвануть до Телецкого озера, но посчитав, что до него 200 км, а ещё надо вернуться домой, решили, что это будет уже перебор. Ничего, в следующий раз съездим.

26 июля. Сегодня возвращаемся в Озёрки. Утром позавтракали, уложили вещи в машину, попрощались с хозяйкой и поехали купаться на озеро Ая. Подъезд до озера (900 м) и проход к озеру платный. Проезд 100 рублей, а выход к берегу озера — 150 рублей с человека. Вроде бы недорого для одного раза, но если ты отдыхаешь не один день, а, скажем, неделю, и ходишь не один, а с женой и с детьми, то сумма набегает немалая, и как-то становится сразу грустно. В центре озера находится небольшой островок — беседка Любви, до которого романтики добираются вплавь. На берегу озера есть пляж, организован прокат водных велосипедов. Около двух часов там отдохнули и поехали в сторону дома.

Озеро Ая.

Обратно решили ехать другой дорогой.

Ландшафт поменялся кардинально. Горы отступили.

Холмы.

Поля.

Белокуриха. Автовокзал.

Дорогу проложили через Белокуриху. Белокуриха — это Алтайский Кисловодск. Курортный город. В Бийске был остановлен славным работником ГИБДД. На перекрёстке, при повороте налево, не пропустил пешеходов. Конечно, если по правде, я вроде бы не прав. Но дорога метров сорок шириной, пешеходы подходят с обеих сторон, и я не дожидаясь, пока они сойдутся, проезжаю между ним. Фактически я виноват. Но как-то не хочется признавать себя виновным, и пытаюсь оправдаться перед гаишником. Ссылаюсь на то, что я не помешал их переходу. Что они не останавливались. В конце концов, ссылаюсь на регистратор, что там, мол, их даже не видно. Молодой лейтенант, то ли нормальный парень, который смог разобраться в ситуации, то ли не опытный в деле поборов водителей, а может, узнав, откуда мы приехали, отпустил с богом. Штраф не выписал. Дальше проблем не было, и мы благополучно доехали до дома. По горному Алтаю за три дня проехали 909 километров.

27 июля. До свидания Алтай. Впереди Байкал. Выехали в шесть утра. На улице +20.

Прощальное фото из Озерков.

Первый ж/д переезд. Дальше до Иркутска их как прорвало.

Дорога идёт вдоль Транссиба.

Едем на Кемерово и дальше по М-53 на Красноярск. Пока утро, машин мало, да наверное и в другое время их не слишком много. За окном автомобиля опять знакомый пейзаж, поля и леса. Населённых пунктов нет. Дорога хорошая. Правда на границе Кузбасса и Алтая дорога портится, но этот участок небольшой, около пяти километров. На Кузбассе увидели первые скалы, которые, правда, быстро закончились. Туристы оставляют на них на память потомкам наскальную живопись. Иногда попадается менее культурные надписи. Перед Кемерово был замечен первый дым от горящих лесов.

Где то на границе Алтайского края и Кемеровской области. Подумали, наконец-то началась тайга. Как мы ошибались.

В Кемеровской области опять пошли поля и появился первый дым. Дыма ещё мало, но он ясно чувствуется. Потом этот дым сопровождал нас почти до самого Красноярска.

В Кемерово, на светофоре, заметили белоруса. Из Минска человек сюда добрался.

Вот это уже настоящий дым. По-взрослому.

После Кемерово начался сложный участок. Сплошная, обгон запрещён, а дорога выписывает петли через лес. Вроде и машин мало, а колонны за тихоходами собираются. Худо-бедно и эту неприятность мы пережили. А дым всё гуще и гуще. На въезде в Мариинск остановились сфотографироваться у муляжа гаишной машины. Раньше и у нас, в европейской части, таких «засад» было полно, а потом они куда-то исчезли. А в азиатской части до сих пор встречаются.

«Дурилка картонная».

Пока фотографировались, обратили внимание на церквушку за забором. Это оказался мемориал сталинских репрессий. Здесь в свою бытность находился лагерь. Сделали несколько снимков и поехали дальше.

Мемориал.

На этом участке довольно пустынно, трафик пути нулевой, даже странно, вроде федеральная трасса, два крупных города, движения ноль, как будто все вымерли (при этом нарушаем скоростной режим не более, чем на сто рублей).

На такой дороге очень хочется спать. И сон меня через некоторое время победил.

Пришлось остановиться и поспать.

Такая монотонность движения настраивала на философский лад, и мы с женой рассуждаем о том, как немцы с японцами собирались завоевывать такие пространства. Пускались в фантазии, насколько бы они продвинулись в случае сдачи Москвы. Хотя французы были в столице и толку. Как долго можно было партизанить по этим местам, да и дошли бы фрицы хотя бы до Урала? Гордость, перемешанная с грустью за отчизну. Не доезжая до Красноярска километров двадцать, остановились на ночлег. Сегодня проехали 871 километр. Мотель «Маяк» это был самый плохой мотель, где мы ночевали во время поездки (все удобства в коридоре и ужасно грязные). Но как-то не хотелось искать чего-то другого, более лучшего. Время было уже позднее. Опять переводим часы на час вперёд. Уже на четыре часа опережаем Москову.

28 июля. Сегодня осматриваем красноярские достопримечательности и едем дальше, на Иркутск. Так как от Красноярска до Иркутска больше тысячи километров, то, естественно, до Иркутска нам сегодня не доехать. В Красноярске хотим посетить Красноярские столбы. Это основное. А дальше, что получится. Из мотеля выехали пораньше, чтобы был запас по времени. Выставили в навигаторе координаты «Столбов» и поехали. И нас этот шайтанприбор, этот достойный ученик Ивана Сусанина, завёз в такие дебри дачного посёлка, что нам пришлось отказаться от его помощи и искать «Столбы» старым способом. Вход на территорию заповедника «Столбы» найти довольно просто. Он находится на выезде из города в сторону Дивногорска. Оставили машину на стоянке, переоделись в подходящую одежду и обувь, взяли рюкзачок с водой и фотоаппаратами и пошли к Столбам.

Вот карта-схема заповедника «Столбы». Открытая его часть, для посещения туристов.

Машинку оставили на стоянке. Народу пока мало. Утро. Когда вернулись, автомобили негде было поставить

Начало маршрута. Народу мало.

Чтобы увидеть первый столб, надо пройти около семи километров в горку. Сначала, километра два, дорога асфальтовая, потом начинается грунтовка-щебёнка. Так как было довольно рано, народу было мало. Мы довольно бодро поднимались в гору, обгоняя редких попутчиков, пока те фотографировали лютики-цветочки. Но некоторые уже топали обратно. По дороге находятся две площадки для отдыха. Как только прошли первую стоянку, услышали шум мотора. Нас догоняет «Газелька»-грузовичок. Должен сказать, что движение частных автомобилей в заповеднике запрещено. Если кто-то и ездит, то за очень большие деньги. Ну вот, машина едет, и нам приходит мысль её тормознуть. Авось подвезёт. Тормознули. Ура! Водитель тормознул и согласился нас подвезти. С максимально возможными удобствами разместились в кабине (под ногами перфоратор, бухта электрического кабеля).

Едем. Хоть и тесновато, зато не пешком.

Хоть дорога и короткая, но успели узнать, что водитель учился в своё время в Питере в «Корабелке» (оказалось, почти земляк и коллега). По дороги обгоняли пеших туристов, поднимающихся в гору. Так же водитель успевал объезжать «толпы» кидающихся под колёса белок и бурундуков. Расстояние, которое мы проехали, смогли осознать позже, на обратном пути. Вниз было идти, конечно, легче, но всё равно упыхались. Попрощавшись с нашим спасителем, пошли на первые (они же самые ближние) столбы. Подход к этим столбам благоустроен. Сначала поднимаешься по деревянной лестнице, а затем идёшь по тропе с указателями. В общем, никаких трудностей нет.

Вот по такой лестнице можно подняться к первому «столбу». Лестница новая. Наверно она сделана в этом году. Раньше поднимались по тропе, которая видна слева и справа от лестницы.

Вот такие лаконичные и понятные указатели.

Так как было довольно рано, то и народа почти не было. Спокойно обошли все ближайшие столбы, забираясь, где можно, на них и фотографируя с них тайгу.

Вены земли

Столб «Голова льва».

Столб «Перья».

Они же. Фото со столба «Голова льва».

Такая мемориальная доска установлена на столбе «Перья».

Познакомились там с местным экскурсоводом, который привёл сюда маленькую группу из четырёх человек. Узнали от него много интересного о «Столбах». Он подсказал, откуда можно сделать хорошие кадры «Столбов». Без него мы, конечно, это бы не узнали.

Вот они два «столба» на дальнем плане. Это только те, которые видно издалека.

После спуска со «столбов» хорошо освежиться родниковой водой…

…и подкрепиться лесной малинкой.

Спускаться, конечно, веселей.

Вот такие кормушки.

По дороге к «столбам» часовня с мемориалом погибшим скалолазам. Самая старая табличка с датой гибели середины 20-х годов прошлого века. Спускаясь от столбов, пофотографировали белок и бурундуков. Они людей не боятся.

Какие щёки у бурундука. Всё в дом.

Ну и, естественно, были очень счастливы, что нам не пришлось пёхать в гору. Спустившись к стоянке, по количеству появившихся автомобилей поняли, сколько народу мы опередили и как правильно мы поступили, приехав пораньше. После «Столбов» съездили на Красноярскую ГЭС. Решили её сравнить с рисунком на десятирублёвке. Пока ехали к станции, попали вот в такую ситуацию. На пешеходном перекрёстке, когда нам горел зелёный сигнал светофора, пешеходы ломанули через дорогу как «олени», да ещё стали показывать нам жестами, типа «куда едете, мы же идём». Пришлось притормаживать. В общем, от этой ситуации остался плохой осадок.

Бабуля, ну ты же не права.

ГРЭС как то не впечатлило. Может быть из-за солнца, которое слепило.

Енисей.

По дороге к Красноярску заехали на смотровую площадку.

Вид на Енисей со смотровой площадки.

Вот таких осетров раньше здесь ловили.

После этого решили выбираться из города, так как нам ехать ещё до Байкала очень далеко. Начинался, наверное, самый проблемный участок. По крайней мере, во всех отчётах так написано. До Канска, вроде ничего, ехать можно, а дальше участки с грейдером. Посмотрим, что там будет дальше. Сегодня решили доехать до Канска. Там заправиться, переночевать, а с утра ехать дальше. В Канске на Газпромнефте жена поинтересовалась наличием заправок дальше по дороге. От оператора получила ответ, что это последняя нормальная заправка. Операторша либо не знала, либо лукавила. Да, Газпрома не было, но были заправки Роснефть. На ночлег остановились в мотеле «Медведь», находящимся на выезде из Канска. За сегодня проехали 396 километров.

29 июля. Утром выехали. Дорога пока хорошая. Проехали 100 километров. Вот первая засада. Резко закончилась хорошая дорога. За посёлком Нижняя Пойма, сразу за мостом, закончился асфальт. Пять километров ползём со скоростью 30 км/час, а потом опять асфальт. Потом, через 80 километров, в посёлке Разгон, опять въезжаем на грейдер. Эта грунтовка короткая — всего 700 метров, но после неё пошёл разбитый асфальт. Правда, «разбитый» — это громко сказано. Просто на дороге попадаются глубокие ямы. Но если не гнать, то ехать можно. И третий участок с грейдером в районе посёлка Замзор. Его протяжённость семь километров.

На втором и третьем участке с грейдером, мы съезжаем с дороги, по стрелке «объезд». Рядом строится новая трасса, асфальт уже уложен, но по дороге не пускают, видно не всё ещё сделано. В ближайшее время этот участок наверно сдадут. Мы же пока едем по грунтовке. В меру потряхивает, но серьёзных ям нет. Грейдер он и в Африке грейдер.

Это уже не дым. Пыль.

Пыль.

Попадались и вот такие лавандовые поля.

Так как стоит жара, дождей давно не было, и над дорогой стоят клубы пыли от колёс автомобилей, и если попадётся фура, то очень долго можно ползти за ней, не имея возможности её обогнать, так как встречки совсем не видно. Но больших проблем с прохождением этого участка нет. Думаю, скоро этот участок будет пролетаться на «ура». В дальнейшем попалось ещё два таких участка, где дорога строится. Правда, был ещё один участок, где стройка не идёт. Наверно будут делать позже. Правда, на уже сданных участках стали попадаться участки с ямами. На такой дороге не раслабишся. В одном месте была ну очень большая яма, размером метра два на четыре, но она была на встречке. Так как жена вела записи по качеству дороги, то попросил, чтобы она эту яму отдельно записала и жирно обвела, чтобы на обратном пути в неё не влететь. Немного опережу события. На обратном пути эта яма была заасфальтирована. В общем-то, пока ехали от дома до Байкала, на протяжении всей дороги, во всех регионах, шли какие-то дорожные работы, то есть шевеление было видно. При подъезде к Иркутску погода стала портиться. Появились тучки.

Эта тучка разыграла у меня фантазию. Как будто бог ветра Борей, ветер нагоняет. По-моему, похоже. Или только я один это вижу?

Давненько мы это не видели. При въезде в город пошёл дождь. Дождь не большой, но это был первый дождик за всю дорогу от Череповца.

На подъезде к Иркутску. Посёлок Тельма.

Всё. Это Иркутск. Мы почти доехали.

В Иркутске нас поразила Ангара. Точнее цвет воды. Бирюзовый. Несмотря на серое небо. Воду с таким цветом мы не видели. Нет у нас таких рек. Так как было уже поздно, и мы планировали завтра ехать на Ольхон, то на ночь сняли квартиру. Сегодня проехали 844 километра.

Здесь хочу сделать небольшое лирическое отступление. По причине склонности к бродяжничеству, которое мы с женой реализуем в виде автотуризма, поездили по России достаточно, и поэтому контраст при движении по европейской части и в сторону востока разителен. Взять тех же гайцов. Концентрация их падает прямо пропорционально расстоянию от Москвы. Однако, несмотря даже на это, в европейской части более соблюдается скоростной режим, редко кто рискует рвануть через сплошную и т.д. Сибирские же водители, начиная наверно с Челябинска и до Иркутска (дальше мы не ездили), обгон через сплошную считают нормой. Обгоняют все. Или почти все. Начиная от Омска, растет количество праворульных авто, соответственно падает количество нашемарок. Так как ГАИшники практически отсутствуют, местный народ шныряет на обгоны через сплошную тока так, чем изрядно напрягает.

Теперь мы с женой не удивляемся сюжетам из «Дорожных войн» на Перце о страшных авариях в Сибири. Всё логично. Обгон праворульных — это одновременно и смешно и очень страшно. Представляете, перед тобой резко, со встречной полосы, из-за фуры, полностью выскакивает машина и несётся на тебя, а увидев тебя, также резко возвращается назад. Поверьте, на встречных курсах это страшно. А смешно, когда едешь за таким чудиком. И видишь, как он пытается обогнать. Чтобы что-то увидеть, водитель просто ложиться налево, тянет шею, чтобы хоть что-то увидеть, одновременно выезжает на встречку. Видит машину на встречной полосе и резко назад, в свой ряд. И так несколько раз. Наблюдать за этим смешно. Вот поэтому страшно и смешно. Культура вождения местных автолюбителей далека от идеала, особенно отличаются праворульки, коих там, по понятным причинам, большинство. Опять же наличие правого руля заставляет водителей сначала прижаться вплотную к обгоняемому транспорту, а затем, высунув на встречку две трети корпуса своего авто, они смотрят — свободна ли полоса?

30 июля. Сегодня едем на остров Ольхон. От Иркутска до Ольхона около 250 километров. Но перед поездкой надо купить билеты на экскурсию по Кругобайкальской железной дороге. Берём на пятницу, 2 августа. Значит, на Ольхон нам остаётся четыре дня, вместе с дорогой. Конечно, мало, но попробуем управиться. Закупили продукты и поехали из города на север. Дорога из Иркутска до Еланцев вполне себе ничего. Перед выездом из города залили бензина «до полного», чтобы на одной заправке обернуться туда-обратно. Дорога уже не федералка, но качество покрытия отличное. Вдоль дороги пролетают возделываемые поля, пасутся коровы, солнце жарит.

Коровы на дороге. Обязательно надо идти посередине.

По дороге встретили иностранцев. Она немка, он чех. Пообщаться не получилось. Чешский не знаю, а по-немецки только «Хенде хох». В этом случае это не подходит.

Там впереди идёт дождь.

А здесь пока сухо.

Как-то так получается, что наше представление о Сибири и Прибайкалью, рушатся, как карточный домик. Не это ожидали мы увидеть. По дороге попали в ливень. Едем, а впереди тяжёлые, свинцовые тучи. Куда мы едем? Но обратной дороги нет. Дорога у нас дальняя, и мы надеемся, что на острове дождя не будет. С основной трассы свернули в сторону Ольхона, на Сахюрт. Дождь скоро кончился. Асфальт сухой. Здесь даже не было дождя. Если до этого ехали по полям, и леса не было, то здесь дорога пошла через горы и леса. Виды красивые, и примерно то, что мы так ждали здесь увидеть.

Но лес опять скоро кончился, как будто его и не было. Тихо, не спеша, едем по живописной трассе.

Итак — мы все ближе и ближе к месту отдыха — и во всех деревеньках вдоль дороги стоят вязанки дров и надпись — «ДРОВА», «ПРОДАЕМ ДРОВА». Из чужих отчётов мы знали, что на острове плохо с дровами, а так как мы планировали там жить в палатке, на берегу Байкала (не зря же мы её сюда везли), поэтому по дороге остановились в посёлке Еланцы и купили две вязанки дров по 100 рублей за штуку. Но на острове нам эти дрова не понадобились, потому что сняли мы маленький гостевой домик, и при отъезде эти дрова оставили. Надеемся, они кому-то пригодятся. После Еланцов, асфальт резко ухудшился, а потом и вообще закончился. Едем по грейдеру. Ехать не комфортно, трясёт.

Вот такие пейзажи. А слева, по-моему, сокол пролетал.

Дорога ухудшается, но рядом прекрасная полевка — «дублер». Многие автомобили съезжают с дороги и едут по этим дорогам, которые в большом количестве раскатали рядом. Но, что интересно, и здесь кладут асфальт. Не доезжая километров шесть до паромной переправы, увидели дорожную технику, а за ней новенький асфальт. По нему нас не пустили и согнали на полевые дороги. В Сахюрте благополучно вернулись на асфальт. Совсем неожиданно на въезде в посёлок увидели ДПСную машину, стоящую в засаде. Видимо, ловят любителей горячительного. Подъехали к паромной переправе. Вот он, Байкал.

Встали в конец очереди.

С нашей стороны очередь относительно небольшая.

Расписание, может быть, кому-то пригодится.

На том берегу машин значительно больше.

Вот он, Байкал!

Народ отдыхает по-разному.

Даже не верится, что мы доехали. Как то не укладывается это в голове. Встали в конец очереди. Машин немного, но часик, наверное, потеряем. Очередь желающих уехать с острова значительно больше. Сейчас на переправе работают два парома: «Дорожник» и «Ольхонские ворота». Интервал между паромами примерно полчаса. Очереди две. Одна для отдыхающих, другая для местных жителей. Паром «Ольхонские ворота» берёт отдыхающих, а маленький «Дорожник» — местных. Если на маленьком пароме останется место, то возьмут и отдыхающих. Проезд бесплатный. Заехали на паром очень плотно, как «шпроты в банке».

Это мы заезжаем.

А это съезжаем. Проблем с заездом и съездом не было, не смотря на большие свесы.

Очень плотно стоим.

На пароме.

Когда мы выехали с парома — встретили очередь из 80 машин — скорость прохождения очереди прикидывайте сами. Итак, мы на Ольхоне. Переправа прошла благополучно. Начали съезжать. Но съезжали задом, хотя конструкция парома позволяет это делать нормально. То ли морячки берегут технику, то ли она неисправна. С парома мы съехали последними, т. к. на паром заехали первыми. После съезда с парома нас попросили зарегистрироваться в службе МЧС и там же выдали большой мешок для мусора.

Вот здесь, на Ольхоне, началась действительно плохая дорога. Асфальта нет, (даже электричество на остров провели лет 5 назад), но дорога более-менее, кое-где есть отличная полевка — дублер. Вроде, ничего особенного. Ни глубоких ям, ни кочек, но ехать невозможно. На любой скорости жуткая тряска. Конечно, если ехать 5-10 километров в час, то ехать можно, но очень долго. До ближайшего места, где можно остановиться, больше тридцати километров, а уже вечер. Солнышко скоро зайдёт.

Ехали так, мы ехали, стучали зубами, пока не догнали стоявший на дороге джип «Хюндай-Таракан». Владелец его нам был знаком, так как он стоял за нами в очереди на паром, и мы успели познакомиться и пообщаться. Поинтересовались, что случилось? Может, нужна помощь. Нет, помощи им не нужна. А он остановился, чтобы подспустить воздух с колёс. Машину трясёт, ехать невозможно. Мы поехали дальше, а он остался. Растительности в этой части острова нет совсем. Ландшафт холмистый. Вдоль основной дороги идут накатанные колеи, такие же, как и до острова. Решили съехать на неё. Дорога оказалась хорошая, ехать приятней. Поехали быстрее. Так мы проехали довольно много, пока в одном месте не тормознули перед крутым спуском с таким же крутым затем подъёмом. Чем-то он нам не понравился. Посовещавшись, решили вернуться на дорогу. По целине спустились вниз к дороге, и дальше поехали по ней.

Как-то дорога стала получше, помягче. Сначала не поняли почему, а на обратной дороге с острова, поняли, это был чернозём. Когда он сухой, то укатан как асфальт. За полчаса до темноты мы доехали до Хужира (административный центр Ольхона), это самый большой населённый пункт на острове. Времени для поиска палаточных лагерей совсем не было, и мы решили остановиться в частном секторе. Благо сдающегося жилья здесь полно. На любой вкус и кошелёк. Позвонили по первому же попавшему телефону, и сняли довольно уютный домик за 450 рублей в сутки. Завтра же планировали найти на берегу место для палатки. Пройдено сегодня 304 километра.

31 июля. Утром отоспались от души.

Ночь жена провела вот с таким парнем. У нас дома такая же чёрненькая ждёт.

Надо сказать, что аура на Байкале какая-то особо расслабляющая — забываешь обо всем. Расслабуха. Конкретная и всепоглощающая. Вроде не сказать, что видишь что-то необычное, вода как вода, ну только что прозрачности и чистоты необычайной, берег как берег, лес как лес, но что-то, видать, витает в воздухе, какая-то атмосфера особая, в общем, словами трудно передать, это надо видеть, вдыхать, прочувствовать на себе. Позавтракали и поехали искать место для палатки. Нашли шикарное место сразу за посёлком, но сильный, холодный ветер переиграл наши планы.

Вот здесь можно встать с палаткой.

Тоже место, только снято снизу.

Байкал.

Тепло, а вода холодная, вот и туман.

Что-то расхотелось нам стоять с палаткой. А, может быть, за дорогу разбаловались придорожными мотелями с удобствами. В общем, решили никуда не срываться и оставшиеся дни провести в домике. Посёлок Хужир — довольно большой посёлок. Основные жители — это туристы. В посёлке всё заточено под туристов. Много магазинчиков и турфирм.

Главная улица.

Хорошо покатались…

С острова ходит рейсовый автобус до Иркутска.

Grand Hotel Evropa*****. Видимо, у хозяина с юмором всё в порядке.

Народ вывозят на водные прогулки по Байкалу и экскурсии по острову на УАЗах и квадриках. У одной из турфирм мы взяли водную экскурсию на завтра, на весь день. Сегодня же решили осмотреть, наверное, одну из самых знаковых достопримечательностей Байкала — скалу Шаманку. Она находится на берегу озера в самом посёлке. Найти её очень просто. Погуляли. Пофотографировались на её фоне.

Вот она Шаманка. Красиво.

И это всё Байкал.

К вечеру туман усилился.

Вот тут мы жили.

Байкальский нерпёнок.

Вечером решили пожарить мясо.

1 августа. Проснулись рано. Оделись по-походному. Ночью прошёл дождь, поэтому оделись соответственно. На улице стоит лёгкий туман. Ветра нет. Мы идём на причал, и чем ближе подходим к воде, тем туман гуще. Причал находится на территории бывшего рыболовецкого хозяйства. Грустное и жуткое зрелище. Когда-то здесь кипела жизнь, сейчас же — разруха и запустение, но все таки благодаря успешно развивающемуся туризму, ситуация меняется в лучшую сторону. Часть рыболовецких баркасов железным ломом валяются на берегу, часть ещё находится на плаву. Из остальных сделали прогулочные суда. Причалы примерно в таком же плачевном состоянии. До кучи, с берега, по промоинам, течёт прямо в Байкал жижа из воды, солярки и песка. И всё это смешивается с чистейшей водой озера. В общем, от вида всего этого остался какой-то грустный осадок.

Как-то все эти виды угнетают.

Причалы и здания тоже разрушены.

Вот такие пятна грязи, солярки, машинного масла поднимают винты.

Народу на экскурсию собралось человек сорок. Подогнали пароходик, и мы на него загрузились. Экскурсия началась. В тумане идём на остров Огой. На острове находится буддистская Ступа, которую построила жена местного нефтяного магната по собственной инициативе. Ступу освящал сам Далай Лама. Внутри неё находятся святые реликвии буддизма, оружие известных личностей, в частности, шашка Колчака, и ещё какие-то ценности из драгоценных металлов. Ступа является посланием людям (или кому-то ещё, может инопланетянам) будущих поколений о нашей цивилизации. Хотя слабо верится, что там есть драгоценный металл — ступу бы в таком случае давно уже по кирпичикам разобрали. Буддийская Ступа на Байкале, на острове Огой, по-другому зовется, как Ступа Просветления, Покорения Демонов. Однако ступы нужны для того, чтобы растворить все негативные препятствия в мире, а также Ступы благоприятно действуют на процветание местности. В древности ступа представляла собой холм, там содержались останки святого человека. Сейчас же Ступа представляет собой высокий монумент со шпилем. Ступа состоит из пяти частей: 1. основание — Земля, 2. ступени — Вода, 3. полушарие — Огонь, 4. шпиль — Ветер, 5. на вершине — Пространство. Примерно через час подошли к острову. Носом наш кораблик ткнулся в берег, команда спустила трап, и мы по нему спустились на берег и толпой пошли к Ступе. Сама Ступа не произвела на нас особого впечатления. Новодел, призванный работать на потребу туристов. Рядом с ним, под навесом, прилавок с местными сувенирами. От экскурсовода послушали сказки и легенды об этом месте. Экскурсовод также рассказал, что здесь на этом острове возле Ступы можно очиститься духовно от разных переживаний, волнений, проблем и т.п. Для этого нужно три раза обойти вокруг ступы босиком по заранее уложенной камнем тропинке. Т.к. проблем и переживаний у всех, наверное, много, большинство согласились «устроить хоровод» вокруг Ступы. Особого очищения я не почувствовал, может, позже осознаю…

В тумане.

Но туман периодически рассеивается.

На острове Огой.

Туман. Вот она, Ступа.

Заставил жену обойти три раза вокруг Ступы. Вот она и недовольна.

Спустившись вниз, загрузились на катер и опять в тумане пошли к другому месту. Следующий пункт нашей водной экскурсии по Байкалу находится на материке, это святой источник. Пока от острова шли к материку пообедали. Нас покормили свежесваренной ухой из знаменитого байкальского омуля и салатом из овощей. Хорошо пообедали, всё было вкусно.

Рыбный суп превратили в уху, хлебнув из волшебной бутылочки коньячку.

Примерно через час опять уткнулись носом в берег, но уже материка, и пошли на серебряный родник, предварительно заказав в кафе, находящееся на берегу, позы. Позы — это местные пельмени, которые готовятся на пару. На материке нам обещали настоящие бурятские позы, которые именно здесь готовят лучше, чем где-либо ещё. Очередная разводка. Мы уже к этому привыкли. Минут 35 мы поднимались в горы к источникам. Дорога проходила через хвойный лес: свежий воздух, вокруг горы, позади плещется Байкал. Рука так и тянется к фотоаппарату, хотя фотографий Байкала и так уже сделано больше сотни, но удержаться всё равно невозможно. Ну вот, наконец, и святые источники. Их два: один женский, другой мужской. Вода в них, конечно же, целебная. Помогает от болезней желудочно-кишечного тракта. Один источник помогает женщинам, другой — мужчинам. Возле них сразу же выстроилась очередь из желающих вылечить свой желудок. Один парень попил из женского источника, ему сказали, теперь всё, грудь как у женщины вырастет. Набрали бутылки, попили. После долгой дороги в гору холодная вода пришлась как нельзя кстати. Вернувшись с родника и закусив позами с коньячком, я решил искупаться. Хотя погода была не купальная, но, наверное, начал действовать коньяк. Быстренько разделся и окунулся в воду Байкала. Ух, водичка хороша. В принципе терпимо, но долго плескаться что-то не хочется.

Вот такие пирамидки народ здесь строит.

Может быть, кому-то это и пригодится.

Какой мужской, не помню.

Познакомились и подружились с Эльвирой из Нижнего Уренгоя.

Возвращаемся с источника.

В кафе, на листе ватмана жена оставила надпись: «1.08.12 Санкт-Петербург Тамара и Алексей».

Вот они ПОЗЫ. Что-то мне это напоминает.

Покушали позы, но без волшебной бутылочки не обойтись.

После того как подкрепились позами, я решил искупаться.

Это я переодеваюсь в передвижной бане.

На посадку.

Ну, всё. Грузимся на наш катер и отправляемся в обратный путь. Всё, что запланировано, мы посетили. Честно говоря, экскурсия так себе. Я ожидал больше. Впоследствии нам сказали, что надо было ехать на север острова, там красивее и интересней. Ну что сделано, то сделано. Нам не повезло. На обратном пути были атакованы чайками, которые взлетели с острова, рядом с которым мы проходили. Ну, атакованы, это наверно громко сказано. Так, покрутились рядом с нами и вернулись на свой остров. Туман ещё есть, но не такой сильный, как утром. Народ уставший дремлет.

За кормой пенный след.

Остров.

А с этой точки, как севший на мель корабль.

Отошли от берега и сразу вошли в туман.

Прошёл ещё один час, и мы прибыли в Хужир. Здесь солнышко, сухо. Туман рассеялся здесь наверно утром.

Как народ тянет на Байкал. Из Германии едут.

Пока нас не было, к нам в гостевую усадьбу заселилась наши земляки, семейная пара из Питера. Они до Иркутска добрались самолётом, а потом автобусом, и очень удивились, увидев на стоянке автомобиль с питерскими номерами. Поговорить с ними много не удалось, так как из-за перелёта и смены часовых поясов их просто рубил сон. Но во время нашего короткого общения мы узнали, что дорога от парома до Хужира из-за ночного дождя стала труднопроходимая. Автобус, на котором они ехали, два раза застревал, и им приходилось его выталкивать. А не полноприводники, пытавшиеся сегодня уехать с острова, вернулись обратно. Не смогли проехать. Честно сказать, всё это неожиданно. Хотя, в общем-то понятно, на дороге были участки с чернозёмом, и пока он сухой, по нему ехать можно, а как только намокнет, то тогда полный криндец. Нам ещё повезло, что наш отъезд назначен на завтра. Дай бог, дорога просохнет.

2 августа. Сегодня погода солнечная, не то, что было вчера. В посёлке на дорогах сухо, луж нет. Собрали вещички, оставили две вязанки дров, купленных ещё на материке, попрощались с хозяевами и поехали к парому. Усталые, довольные возвращались мы в Иркутск. Сразу же на выезде из посёлка дорога показалась во всей красе. Застрявший рейсовый автобус раскорячился на середине дороги. Пришлось съехать на целину и ехать по траве. Но ехать тоже не просто. В низинах грунт мягкий и мы после объезда автобуса всё-таки возвращаемся на дорогу. Едем, в общем-то, нормально, но всё время ждём какой-нибудь подлянки, в виде раскисшего чернозёма, за ближайшим поворотом. Едем не быстро, километров 40 в час.

Выезжаем из Хужира.

Застрявший автобус. Со стороны, дорога вроде нормальная, а автобусу не тронуться с места. Чернозём.

Мы поехали по целине. Так лучше.

Вернулись на дорогу.

По накатанным колеям нас обгоняют автомобили с полным приводом. На небе ни облачка. Байкал и противоположный берег пролива виден хорошо. Нам бы такую погоду вчера, на экскурсии. Повстречали опять иностранных велосипедистов, которых мы видели по пути на Байкал. Когда участки с чернозёмом закончились, разогнался аж до 60 километров. Вроде всё хорошо, самые тяжёлые участки закончились. Участки-то закончились, а проблемы, оказывается, только начинаются. Водитель одной из машин, которая нас обгоняет, показывает на колёсо. Это неспроста. Левое переднее колесо почти спустило. Мы практически ехали уже на диске. Как я это не почувствовал раньше, не знаю. Никаких симптомов не было. Хотя у нас и была запаска, но менять колесо не хотелось. Остановились в очень не подходящем месте, на подъёме. Попытался подкачать компрессором. Вроде получается. Слышно, как где-то там шипит воздух, но вроде колесо держит. Решаем доехать до парома, а там уже будем смотреть.

Мы уже уезжаем, а наши иностранные знакомые только доехали до Ольхона.

Такую погоду да вчера бы. Видимость: сто на сто.

Вот она Ступа. А вчера она была в тумане. На заднем плане видна большая земля.

Приехали. Порезали колесо.

Это не столбик, это суслик.

Поставил три жгутика — не помогло.

Как с таким пробегом не поверить в магию цифр. Пять шестёрок.

Слева очередь для местных, справа для нас, туристов. Им на «Дорожник», нам на «Ольхонские ворота».

Некоторые выезжают вот такие (цвет машины — синий). Хозяйка этой «Хонды» эстет. Автомобиль грязный, зато номер помыла.

Погода отличная. Жара.

Набрали байкальской воды в бутылку. Слева бутылка с покупной водой, справа — байкальская. Разницы не видно.

В ожидании парома.

Заезжаем нормально. Большие свесы сзади и спереди не помеха.

Нигде не чиркаем.

Замуровали.

До свидания, Ольхон.

Быстренько запрыгиваем в автомобиль и едем к парому. Пока стояли в очереди, нашёл место пореза и, не снимая колесо, поставил жгутик. Не помогло. Поставил второй. Травит воздух меньше, но всё равно травит. Решил ставить запаску. Когда переправились на другой берег, поменял колесо. Запаска — это одно из колёс из зимнего комплекта. Слава богу, что не стал покупать докатку, так как полноразмерное колесо лучше любой докатки, даже если оно и не по сезону. Пробитое же колесо только навыброс, либо только как клумба. Колесо заменено, и мы едем опять в Иркутск, в ту же квартиру, где мы ночевали по приезду. По дороге три раза останавливался у шиномонтажа, пытаясь приобрести б/ушную покрышку, но моего размера не было. Как-то всё было грустно, да ещё хозяева квартиры отказали, сославшись, что они уже квартиру сдали. Хотя и обещали квартиру нам. Вот и верь после этого людям. Пришлось искать другую квартиру. Пока ехали (а дорога дальняя), жена нашла другой вариант. Въехали в Иркутск, когда начало темнеть. Заселились, и я поехал искать стоянку, так как не очень хотелось оставлять авто во дворе. Всё-таки автомобиль с иногородними номерами и с боксом — заманчивый пирог. Объехал три стоянки, мест не было. Оставил машину на четвёртой, только цена там оказалась совсем не демократичная. Целых 200 рублей в сутки. Я с такими ценами до сих пор не сталкивался. Ну да ладно. Завтра едем на экскурсию по Кругобайкальской железной дороге.

3 августа. Сегодня едем на экскурсию по знаменитой КБЖД, участку Транссиба, который стал тупиковой веткой после постройки плотины у Иркутска. Ангара поднялась и затопила кусок дороги, идущей вдоль берега. Эту дорогу построили за три года, с 1902 по 1905, угрохали кучу денег по тем временам, что интересно — строили практически вручную, только на последних этапах строительства появились немецкие электроперфораторы, единичные экземпляры. А так все динамитом да киркой. На строительство привлекли ссыльных и каторжан, но также было много вольнонаемных рабочих, и не только россиян, было много иностранцев, особенно итальянцев — платили хорошо, вот народ и ехал на заработки.

Надо сказать, что строить тогда умели. Дорога уникальна. 84 километра железной дороги с тоннелями, мостами, галереями и подпорными стенками. Всё это следует друг за другом. К тому же, всё это чудо проложено вдоль крутого берега Байкала. На КБЖД построено 38 тоннелей (самый длинный — через мыс Половинный, длиной 777,5 м). 15 каменных галерей и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Тоннели и каменные галереи Кругобайкалки уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала века.

Природа вдоль дороги очень шикарная. Если кто когда будет на Байкале, на эту экскурсию надо ехать обязательно.

Брали в вагон 1 класса, очень удобно, кресла, столик, вся для клиента. Экскурсия планируется на весь день. С собой берём два фотоаппарата и рюкзачок, в который кладём перекус и бутылочку коньяка. Гулять, так гулять. На трамвае доехали до ж/д вокзала. Прошли в зал ожидания и начали искать номер нашего поезда на информационном табло. Просмотрели всё информационное табло, нет нашего поезда. Время отправления и маршрут совпадает, а номер поезда не наш. Достаём экскурсионный ваучер и видим, что дата экскурсии у нас на два дня раньше, т.е. первого августа. Мы в шоке. У жены почти истерика. Наша поездка может сорваться. Как такое могло случиться, мы не понимаем.

Дозвониться до офиса не получается, так как ещё очень рано. Идём на перрон и садимся в поезд. Занимаем свои места и ждём, когда нас со скандалом будут выгонять. А сдаваться мы не собираемся. Но во время посадки произошёл случай, который немного нас успокоил. У одной семьи оказалась точно такая ситуация, как и у нас. У них тоже были билеты на вчерашнее число. Сидя в поезде на своих местах при входе новых пассажиров мы замирали. Не наши ли места. Наконец поезд тронулся, и мы начали успокаиваться. А когда контролёр проверил наши билеты и не нашёл в них криминала, то вообще успокоились. Видимо при печати ваучера забыли сменить дату, и автоматом не поменялся номер поезда.

Ну вот, всё устаканилось, и мы, наконец-то, едем по Транссибу. Транссиб здесь проложен через горы, перепад высот порядка 1 700 метров, мы в первый раз видим железнодорожный серпантин. От Иркутска туристический поезд везёт нас до Слюдянки, а дальше уходим с Транссиба и едем уже по Кругобайкалке до станции Байкал. Там переправляемся через Ангару и на автобусе возвращаемся в Иркутск. Оринтеровочное время прибытия, примерно восемь вечера. Дорога является памятником инженерной мысли. Виды на озеро и ближайшие горы открывается просто обалденные. В некоторых местах поезд останавливается, и все выходят из вагонов и осматривают сооружения Кругобайкальской железной дороги, которые можно по праву назвать рукотворной достопримечательностью Байкала. Кругобайкалку называют «золотой пряжкой» стального пояса России — это самая дорогая и самая красивая железная дорога, построенная ещё в царские времена. Дорога проложена по самой кромке побережья. И вот по этой дороге мы прокатились.

Вот такой поезд.

Мониторы показывают то, что видно из кабины машиниста.

Подпорная стенка.

Едем в галерее.

Это не туннель, это оказывается галерея.

Вот на одном кадре видны сразу галерея, мост и на заднем плане тоннель.

Подпорная стенка.

Торговля сувенирами под музыку скрипки.

Полуторачасовая остановка. Можно подкрепиться омулем.

Конечная станция «Байкал». Сейчас на теплоходе на тот берег через Ангару и на автобусе в Иркутск.

От этой поездки остались, наверное, самые яркие впечатления. Приехав в Байкальск, и, переправившись на теплоходе через Ангару, мы сели в заранее подогнанный автобус и вернулись в Иркутск. Экскурсией, остались очень довольны, красивая природа, шикарные виды, с одной стороны отвесные скалы, с другой — синяя гладь Байкала. Завтра едем к дому.

4 августа. Проснулись, собрались и поехали на авторынок, покупать колесо в замен порезанному. На новое решили не разоряться, а купить б/у-шную покрышку. Смотрю только на состояние да на размерность. Часов около восьми утра были на рынке. Проехались по точкам шиномонтажа. Довольно быстро нашли нужное колесо, смонтировали его и поставили взамен запаски. Вместе с работой это нам обошлось в 2 000 рублей.

Запаска же заняла своё привычное место. Пока занимались колесом, начался дождик, и под этот дождь мы покинули Иркутск. Также под дождик начиналась наша поездка на Байкал, под дождь же мы и уезжаем с Байкала. Говорят выехать в дождь, это к хорошей дороге. От Иркутска до Красноярска больше тысячи километров, и так как мы выехали довольно поздно, то решили остановиться не доезжая Красноярска, в Канске, в мотеле, где мы ночевали по дороге в Иркутск. Дорога для нас уже знакомая, все проблемные участки у жены уже записаны, поэтому едем без проблем. Участки с грейдером проходим легко. До этого ехали, стояла жара, было сухо, и пыль стояла столбом, сейчас же пыли нет. Хвала дождю, прошедшему накануне.

Опять появился дым.

Вот так перегоняют автомобили. Один автомобиль в кузове, другой на жёсткой сцепке.

А вот так эвакуируют.

Только на обратном пути обратили внимание, что некоторые участки дороги, по которым мы ехали, в навигаторе, не отражаются. Оказывается, мы едем по лесу.

В Канск мы приехали довольно рано, около шести вечера, проехав сегодня 858 километров. Мотель находится на самом въезде в город. Заселились в мотель. После Ольхона и сегодняшнего дождя вид у автомобиля был не самый чистый, и я решил помыть машину. Мотель находится на территории автобазы, и на ее территории есть автомойка. Моют не только легковые автомобили, но и фуры. Помыли машину за 370 рублей. Пока мыл автомобиль, разговорился с Александром из Ангарска. У него тоже мыли машину. Александр оказался нашим земляком и ехал с семьёй в Питер к родственникам. Интересовался состоянием дороги через Пермь—Кострому—Череповецк, но я там не ездил, поэтому ничего конкретного сказать о ней не мог. Так, только отзывы из интернета, о том, что дорога не самая лучшая, и там могут быть проблемы. Но мы сами решили ехать по ней, и для нас она тоже будет в новинку. После мойки машины поднялся в номер, поужинали и легли спать. Ах, да. Ещё позвонили в Новосибирск одноклубнику Partizani, который приглашал нас в гости. Кстати, хотя он и живёт в Новосибирске, но тоже из Питера, даже номера автомобиля питерские. Да, они заполонили всю планету.

5 августа. Утром выехали часов в семь. Попрощались с Александром, который тоже в это время собирался в дорогу. Но мы выехали раньше него. Я втайне надеялся, что по дороге к Питеру мы всё-таки где-нибудь ещё пересечёмся, но больше Александра и его автомобиль мы не видели. В Канске на «Газпроме» заправились до полного бака и поехали к Новосибирску. Перед Красноярском попали опять в дым. Видимость была просто ужасная. Из-за неё или из-за близости города автомобилей на дороге прибавилось. Перед Красноярском словил боковым зеркалом заднего вида ворону. Взлетая, она не успела отвернуть.

Дым очень плотный.

Вот что осталось от вороны.

По кольцу объехали Красноярск, и опять пошли скучные пейзажи сибирских полей. Проехали Мариинск. По дороге туда в город не заезжали, а сейчас решили проехать через город. Город довольно большой и со своей историей.

Город в 1891 году посетил последний Российский император Николай II, находящийся в то время в статусе престолонаследника.

Проезжаем через Кемерово. Объездной города нет. Дорога для транзитного транспорта идёт через кварталы частного сектора и промзоны. Город объехали. Теперь на сегодня остался только перегон до Новосибирска. Машин стало больше. Всё-таки чувствуется приближение большого города. И здесь мы словили ещё одну птаху. Что за день такой? Какая-то лесная птаха перелетала дорогу. Летела так низко, что врезалась в ветровое стекло и ушла куда-то наверх по стеклу, в щель между крышей и боксом. Созвонились с одноклубником Вадимом-Partizani, он нас ждёт. Забили в навигатор его адрес. В Новосибирске, по дороге, заехали в гипермаркет «Окей», купили «выпить-закусить» и поехали к нему домой. Да, забыл сказать, что при посещении гипермаркета я сделал большую глупость. Сунулся на подземную парковку с багажным боксом. При въезде был знак «Ограничение по высоте — 2 м», чёрт меня дёрнул туда сунуться, хотя жена говорила, что застрянем. И там мы почти застряли. Чтобы выехать, жене пришлось снаружи руководить мной (я же не вижу, как там сверху — прохожу или нет). Кое-как развернулись, и выехал против шерсти, навстречу движения (жена в это время тормознула въезд на парковку).

Встреча с одноклубником была приятная. Несколько фотографий для форума и идём к нему домой. За сегодня проехали 1 034 километра.

Встреча.

Вечером хорошо посидели. Завтра, рано утром, нам уезжать, но Вадим предложил показать нам Новосибирск и выехать попозже.

6 августа. Утром загрузились в его «S-max», и Вадим повёз нас осматривать город. Сначала приехали на набережную Оби, сделали несколько снимков реки и самого длинного в мире метромоста, который перекинут через реку.

Вот он, Метромост. Большой железный короб, по которому ходят поезда городского метро.

Потом подъехали к самому большому в России оперному театру. Этот театр интересен своей крышей, которая сделана вопреки всем законам инженерии. Купольная крыша без центральных опор держится за счёт своей конструкции.

Новосибирск. Оперный театр.

А вот она, крыша.

И третье место, которое посетили, часовня, символический центр России.

Вот он, центр России.

После прогулки по городу выехали мы из Новосибирска около 11 часов дня. Вадим нас проводил до выезда из города, мы попрощались и поехали в сторону Омска.

Попрощались с Вадимом и поехали дальше, к дому. Спасибо тебе, Вадим, за тёплый приём.

От Новосибирска, около 120 километров, дорога так себе, колея, ямки. Потом опять начинается борьба со сном. И в этой борьбе я проиграл. Пришлось остановиться и поспать полчаса. Этого вполне хватило, чтобы ехать дальше. До Омска дорога нормальная. Сам город частично объехали по объездной. Едем на Ишим. После Омска начался трудный участок. Километров шестьдесят дорога плохая. Колея, ямы, ремонт, но ехать можно. Время к ночи. Начали искать место для ночлега. По дороге к Байкалу жена записывала все мотели, поэтому мы без труда нашли ночлег в пос. Крутинка. Сегодня наш пробег составил 846 километров.

7 августа. Сегодня, по плану, мы должны доехать до Екатеринбурга. Едем через Тюмень. От Ишима дорога для нас неизвестная. Хочется верить, что проблем не будет. До Ишима попали опять на участок ремонта дороги. Ремонт капитальный, не ямочный. Организованно реверсивное движение, но даже с утра уже скопились автомобили. Проскочил Абадское, там, где по дороге к Байкалу наше стекло треснуло, но сейчас уже без происшествий. После Ишима дорога резко испортилась, пошли ямы. Мы уже подумали, что хорошие дороги кончились, но нет, километров через десять дорога опять стала хорошая. Хотя, если честно, попадались участки и с ямами. Но их было мало, и они не представляли сложности.

Попадаются участки с колеёй.

Перед Тюменью образовалась пробка. Ехали через болотину, которая растянулась на много километров. Вдоль дороги стоят ограждения, обочины практически нет и наша любимая сплошная линия.

И не обогнать.

После того, как этот участок проехали, начались обгоны, и на одном из обгонов я попал на превышение. Честно сказать, не думал, что останавливают при превышении до 20 км/ч. Очень уж маленький штраф. Но нас остановили. При обгоне разогнался аж до 107 км/ч. Выписали штраф на 100 рублей.

Вот и первый гаишник. Тормозят.

Это был единственный штраф за всю дорогу. В Тюмень не заезжали, город проехали по объездной. Единственно, заехали в гипермаркет «Лента», подкупили продукты. До Екатеринбурга тоже не было проблем. Правда, в одном месте, где-то километров за тридцать до города, навигатор пытался нас увести куда-то с трассы. Мы даже на это клюнули, но проехав около полкилометра, поняли, что Сусанин нас ведёт куда-то не туда, развернулись и вернулись на старую дорогу.

Поплутали чуть-чуть.

Так как время шло к ночи, начали искать место для ночлега. Надеялись, что рядом с большим городом место для ночлега найдём легко. Да не тут-то было, мотелей не было. Ну, думаем, на кольцевой точно что-нибудь найдём. Опять облом, да к тому же кольцевая вдруг резко закончилась, хотя в атласе обозначена даже не полукольцо, а нормальное кольцо вокруг города. Потолкавшись в городских пробках, мы, наконец-то, выехали на Пермь.

Екатеринбург. Мемориал жертвам ГУЛАГА.

В Екатеринбурге мы хотели найти памятник «Европа-Азия». Как же можно проехать мимо такого места. Памятник оказался в Первоуральске. Пришлось свернуть с трассы в сторону Первоуральска. В городе (вернее рядом) находятся два памятника: старый и новый. Мы посетили оба.

Старый памятник.

Новый памятник.

После вернулись на трассу и буквально сразу же нашли мотель. Заселились, перекусили и легли спать. Всё-таки от Байкала мы уже проехали три часовых пояса, наши внутренние часы показывали более позднее время. Проехали сегодня 865 километров.

8 августа. Сегодня мы планируем доехать до Кирова, по дороге посетив Кунгурскую ледяную пещеру. Пещера находится в посёлке Кунгур, находящемся на трассе Екатеринбург—Пермь. Дорога от Екатеринбурга идёт через Уральские горы. В целом, в Свердловской области дорога хорошая, несмотря на горный её характер. Разметка адекватная, сплошной не злоупотребляют, покрытие хорошее. В общем, без проблем проскочили до границы с Пермским краем.

Отзывы о дорогах Пермского края и Кировской области пестрят «хвалебными» комментариями. И мы, в общем-то, готовились к худшему, но реальность оказалась не такой уж и страшной. Только в районе границы немного потряслись, пообъезжали ямы, да и то немного, около 10 километров. Потом же въехали на участок с новым асфальтом, и жизнь наладилась. И вообще, в Пермском крае не увидели мы ужасных дорог. Если и были, то очень мало, и я про них уже забыл. Город Кунгур находится в стороне от основной дороги, километрах в десяти. К пещере подъехал с помощью навигатора. Он нас вывел прямо на автостоянку. Но и без него, пещеру найти просто, по городу есть указатели. В пещеры, в обычное время межсезонья, экскурсии ходят раз в час, а в сезон, т.е. летом каждые пятнадцать минут. Пещеры нам понравились. Советую там побывать.

На улице жара.

А в пещере минус пять.

Заяц.

Здесь уже температура плюсовая.

По воде идут круги от капель, падающих со свода.

Подводное озеро.

Отшельник.

В новогодние праздники в пещере проводятся гуляния.

В самой высокой пещере натянута сеть от падающих камней.

Воронка от карстового провала. Над пещерами таких воронок много.

Под этой горой пещера.

После пещеры едем на Пермь. Объездной Перми по карте нет. В планах останавливаться в Перми, у нас нет. Поэтому светит нам ехать через город. Но перед городам указатель нас выводит на объездную, и мы объезжаем город с юга. Если до Перми мы знали, как нам ехать, то дорога до Кирова для нас была большая загадка. Знали, что дорога на карте может оказаться совсем и не дорогой, а направлением. И опять, спасибо интернету. Там такого начитаешься. На выезде из Перми остановились у информационной карты-щита, показывающей проезд по основным магистралям края. Записали основные узловые пункты, куда надо ехать, и для пущей надёжности ещё его сфотографировали.

Мы ехали на: Карагай — Киров — Шарья — Кострома — Ярославль — Вологда.

При проезде через Пермский край поразило невероятное количество гаишников на дорогах. Уже когда поняли, что их много, жена начала все засады считать. Их получилось 7 на 60 км. Дороги пока хорошие, но мы ещё не выехали из Пермского края. Повернули на Киров. Свои 110 держим. Дорога почти пустынная, ям нет. Только наличие фур как-то успокаивает. Если фуры едут, значит, проехать можно. Вот и началась Кировская область. Дорога ухудшилась. Не скажу, что вся дорога плохая, но некоторые места медленно проползаем, а потом едем до следующего плохого куска. Участок убитой дороги, может быть, пять метров, а может, и триста метров. Потом несколько километров может идти нормальная дорога, а потом опять яма. Плохие участки распознавали по знакам «неровная дорога» и убывающим знакам ограничения скорости: «60 км/ч—40 км/ч—20 км/ч». Со временем к такому ритму приноровились. В общем, ехать можно.

Вот такая дорога.

Правда, однажды на развилке в такую яму чуть не влетел, что мог остаться без подвески. Знаки не поставили. Но какая бы дорога длинная и плохая ни была, но и она заканчивается. Ближе к вечеру подъехали к Кирову. На подъезде к городу начали искать место для ночлега. Но нет гостинец и мотелей рядом с городом. Пришлось входить в интернет и искать гостиницу в городе. По темноте въехали в город. Забили адрес гостиницы в навигатор и поехали к ней. Уже в темноте едем к нашему временному жилью, и нас не смущает, что оно находится на окраине. Потолкавшись в кировских пробках и потрясясь на кировских ямах, мы выезжаем из города. Тут нас начали терзать сомнения, а туда ли мы едем? Город-то закончился. Созвонились с гостиницей. Оказалось, что улиц с таким названием в городе две, и наша находится в центре города. Я с матюгами развернулся и по тем же улицам и тем же ямам поехали назад. Тут уж без проблем нашли гостиницу и заселились. Гостиница в принципе нормальная, даже с завтраком, но осадочек, всё-таки, остался. Проехали за сегодня 904 километра.

9 августа. Сегодня надо доехать до Костромы. Расстояние не велико, но пугает состояние дороги. На Кострому планируем потратить вторую половину дня и завтра после обеда поехать в Вологду. Сначала, порядка ста километров, едем по направлению на Нижний Новгород. Дорога отличная, но только до поворота на Кострому. Сначала вроде всё хорошо. Новый асфальт. Но потом асфальт резко заканчивается, и мы просто ползём по разбитой дороге со скоростью черепахи. Через километр дорога начала улучшаться. Но этот километр мы запомнили. Ям, как таковых, не очень много, потихонечку приноравливаемся к дороге. Скорость держим под сотню, до тех пор, пока не началась Костромская область.

Въехали в Костромскую область.

Эта дорога ещё хорошая.

Ямы и колея, здесь это нормально. Костромская область — единственная из всех областей и краёв, где мы не видели дорожной техники и рабочих. Дороги здесь, видно, никому не нужны. Думали, наверно в Костроме дороги будут лучше. Ничего подобного. Такие ямы, я бы их назвал воронками. По интернету нашли гостиницу. Нам повезло, что мы приехали в четверг и на один день. Дело в том, что в эти выходные Кострома празднует 860-летие, и уже с пятницы все гостиницы заняты. После заселения поехали осматривать центр города. Естественно, это памятник Сусанину и всё, что рядом с ним. На площади стоит памятник собаке, который пользуется популярностью у туристов. Довольно мило и прикольно. Каждый пытается с ней сфотографироваться. Понравилось больше, чем памятник Сусанину. В центре города идёт подготовка к празднованию Дня Города. Напротив пожарной каланчи рабочие монтируют сцену. Зашли в Богоявленский Анастасиин женский монастырь, краеведческий музей, погуляли по городу и спустились к Волге. Тут-то жену и осенило, оказывается, Кострома была последним областным городом на Волге, где мы ещё не были. Всё, теперь вдоль всей Волги проехали от истока до дельты. За сегодня наш пробег 624 километра.

Кострома.

Центр города.

Центр.

Подготовка к Дню Города. Костроме 860 лет.

Памятник собаке.

Купола Богоявленско-Анастасии женского монастыря.

Вот он, Иван Сусанин.

Волга.

10 августа. Съезжаем с гостиницы и едем в Вологду. Там у нас друзья. Но сначала досматриваем Кострому. Надо посетить музей Пожарного дела, Ипатьевский монастырь, музей деревянного зодчества и терем Снегурочки. Музей Пожарного дела находится в центре города, на центральной площади, мы вчера там рядом были, но он уже не работал. Каланча достойна восхищения. А вот музей работает не для людей. Расписание: с 10 до 12 и с 14 до 16. Суббота и воскресенье — выходной.

Музей Пожарного дела.

Диорама.

После него поехали к терему Снегурочки. Музей находится на территории гостиницы «Снегурочка». Заплатили за экскурсию и ждём начала интерактивной экскурсии, попутно фотографируясь. Если честно, сюда, конечно, лучше приезжать с детьми, но у нас детки уже выросли и нам приходится отдуваться за них. Почему с детьми? Да потому что здесь происходит сказочное представление со Снегурочкой и сказочными персонажами. Им, наверно, это больше интересно.

Терем Снегурочки.

В ледяном кафе. Кто может, пьёт водку из ледяной рюмки, а кто не может — молочный коктейль.

Фото на память со Снегурочкой и её помощником котом.

Потом поехали в Ипатьевский монастырь. Монастырь находится на берегу Волги. Монастырь красив, как снаружи, так и изнутри.

Панорама Волги. Вид от Ипатьевского монастыря.

Ипатьевский монастырь.

Недалеко от него находится и музей деревянного зодчества, поэтому довольно оперативно мы всё осмотрели и поехали в Вологду через Ярославль.

Музей деревянного зодчества.

Сегодня день свадеб.

До Ярославля дорога хорошая, а от Ярославля до Вологды ещё лучше. Отличный асфальт, разметка, обочины, ям нет. Только едь. Через Ярославль навигатор провёл нас по незнакомому для нас маршруту. Чуть-чуть потолкались в пробке, да и только в центре города.

Ярославль.

Дорога Ярославль—Вологда.

Дорога Ярославль—Вологда. Вот такого знака в России я не видел.

В прошлое лето тут прошёл ураган. Деревья были повалены или стояли без верхушек.

Сегодня всё, что можно, прибрали.

До Вологды ехали легко — два часа и мы у ребят. Сегодня проехали 321 километр. Там нас ждали приятные лица и хороший стол. За столом, да за разговорами, пропустили несколько капель «крепкого». Видимо, с устатку нас сморил сон, и мы легли спать.

Николай, наливай полней.

11 августа. Домой. Домой. Домой. Какое хорошее слово. Мы соскучились по дому. Так устали от дороги, что хотели приехать домой быстрее. Зайти в свою квартиру и отдыхать и отдыхать. Всё-таки, как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше. Поэтому рано встали и поехали в Питер. До Череповца и дальше до поворота на Кодуй дорога отличная (ремонт объездной Череповца закончен). Дальше до границы с Ленинградской областью качество дороги переменное. То отличный асфальт, с новым покрытием, то асфальт в латках, но ям нет, только потряхивает. Ленинградская область, асфальт отличный до Тихвина. Ремонт объездной Тихвина почти закончили. Мы по новому асфальту проехали почти до самого конца ремонта, и уже начали думать, что всё уже сделали, но километра за два нас всё-таки тормознули в конце колоны. Асфальт кладут, но уже второй слой.

Объезд Тихвина. Асфальт закатан.

А здесь нет.

Самый плохой участок начинается километров за 15-20 до выезда на Мурманку. Дальше до Питера больших проблем не было (не считая ремонтов мостов от Невы до города). Вот в принципе и всё. Наше большое путешествие закончилось. Сегодня проехали 725 километров, а всего за отпуск накатали 15 130 километров.

Вот мы и дома.

Наши трофеи. Куча магнитиков и пять блокнотов с легендой поездки.

Дорога обратно ничем не отличается от дороги туда, кроме участка: Тюмень—Пермь—Киров—Кострома—Вологда.

По этой ссылки можно посмотреть интересные места, где мы побывали в этой поездке http://maps.yandex.ru/-/CVBjVM5w

Заключение. Отчёт написан, фотографии отобраны и обработаны. Ещё целую неделю мы просыпались утром с мыслью, что нам надо куда-то ехать. Потом, потихонечку, медленно, это ощущение дороги прошло. Для себя мы сделали вывод, что дороги у нас в стране не такие уж и плохие, и проехать с запада на восток на автомобиле можно почти без проблем. Нами не пройден только участок от Иркутска до Владивостока. Нам просто не хватило времени. Но, я думаю, и там дороги вполне нормального качества. Может быть, всех трудностей смогли избежать благодаря нашему автомобилю. Спасибо ему, не подвёл нас. Лампочки и колесо не в счёт — расходники. Не одной серьёзной поломки, подвеска на ямах отработала отлично, а на ровной — комфортно. В дороге усталости не чувствуется, а если и чувствуется, то только от недосыпа.

Всё. Отчёт закончен. Теперь мы мечтаем о кругосветке.

• Средний расход составил 8,7 л/100 км (по БК — 8,9 л/100 км).
  • Средняя стоимость АИ 95 — 28,02 руб.
  • Самый дешевый бензин был в Алтайском крае — 25,30 руб.
  • Самый дорогой — в Санкт-Петербурге и области — 29,75 руб.
  • Средняя скорость — старался держать 100 км/ч.
  • Бюджет поездки составил примерно 96 000 р.
  • Сожгли 1 316 литров АИ-95 на сумму 36 860 руб.
  • Проживание — около 24 000 р.
  • Культурная программа (экскурсии) — около 11 000 р.
  • «Магнитики» на холодильник — около 5 000 р.
  • Колесо б/у — покупка и установка (1 шт) — 2 000 р.
  • За всю дорогу всего один штраф за превышение скорости — 100 руб. (Тюменская область).

Наш путь проходил по территории 23 субъектов Российской Федерации:

• Пермский край,
  • Кировская область,
  • Костромская область.

P.S. Прошло полгода. Пока писал отчёт, наступила зима, ударили морозы. Вода, привезенная с Байкала, благополучно стояла в гараже до морозов, а потом вместе с нашей, питерской водой из-под крана, замёрзла.

Слева лёд питерский, а справа — байкальский.

Молодцы, шикарный рассказ-----шикарная поездка!!!!

Ни чего себе поездочка! Очень даже! 5+

Серьезная подготовка к поездке и как следствие отличное путешествие, хорошие фотографии, подробный отчет, автору и всем участникам 5+.

супер отчет

Отличная поездка, массу интересных мест посетили, так держать!

P.S.: .....городу Новониколаевску, которому суждено было впоследствии стать одним из крупнейших в Сибири.

Он им и стал, только не одним из крупнейших, а самым крупным в Сибири (если ещё точнее, то третий в стране после Питера).

Классно прокатились! Много хороших фотографий!!!
KAK

Молодцы, рассказ фото супер. :)

Жаль погода вас на Байкале подвела, С нашей стороны на нем красивее
Шевроле Трекер, 2000 был
УАЗ Патриот, 2014, 2,7 "Трофи", пока в стоке

Пробег скрученный однако ,0 вначале цифр стоит))
Добрее,еще добрее..................

отлично прокатились!!! По какому маршруту из Омска на Санкт-Петербург лучше ехать, через Екатеринбург или Казань? Планирую на майские праздники...

Прекрасный отчет, хорошие фотки. Молодцы, что еще скажешь. Так держать. Новых путешествий и впечатлений. Ждем новых отчетов. Спасибо!!!

Юг Западной Сибири
Серьезный вояж, и рассказ понравился.

Хороший отчет!
I disapprove of what you say, but I will defend to the death your right to say it

Алтайский край
Супер!
МАРК2 Черностой

Огорчу Вас - это не бурундук на фото, это СУСЛИК!!! А так молодцы!!!

Мегаотчёт!

Салехард
С удовольствием прочитал! Спасибо!
Это от водки - это пройдет!

Впечатляет прогулочка.

Круто. Прочитал с удовольствием.

Жуковский
Только не Мордовия, а Чувашия в начале рассказа)

Павлодар
Отличный отчет, зачитался. Хорошие фотографии, интересные. Эх скорей бы лето, то же куда нибудь сорвусь :-)). Удачи Вам.

трасса под челябинском "М 5" а не "М 7"

а в остальном мега респект

Туапсе
главное не останавливаться на достигнутом. кругосветка - хорошая цель!
Мой отзыв: Kia Rio 2013

NGK777:
Пробег скрученный однако ,0 вначале цифр стоит))
Vlad@imir:
N-Dominion:
Хороший отчет! Ребят, чтоб в тайгу попасть, нужно с трассы сворачивать было! В Новосибирской области на Орловку и дальше и там и тайга и медведи с балалайками) Только вряд ли проехали бы там.
Джорж1:
Огорчу Вас - это не бурундук на фото, это СУСЛИК!!! А так молодцы!!!
Спасибо. Учтём. А нам сказали что это бурундук.

Молодцы за хороший отчет о довольно дальнем путешествии. Проехать столько регионов и посмотреть по ходу столько достопримечательностей это 5+.
П.С. Приезжайте в следующий раз на Бурятский берег Байкала, пляжей и теплых заливов здесь гораздо больше.
Мой отзыв: Mitsubishi Outlander 2014

Итак, отчет. Сразу пердупержу...
Автор юморист, повеселил! Отличный отчет!

CheMistT34:
Только не Мордовия, а Чувашия в начале рассказа)
lexii74:
трасса под челябинском "М 5" а не "М 7"
Извиняйти. Спасибо за поправу.

Молодцы, земляки! Мы летом в ту сторону собираемся, но всего лишь до Урала.

Очень порадовали сравнительными фотографиями церкви между Иваново и Рыбинском 2008/2012. Мы там были в 2009г. и все думали, что это: подготовка к реставрации или вместо нее просто видимость куполов создали и на этом все закончится. Приятно видеть, что церковь отстроили.

Молодцы!!! Съездить надо до Бурятии там тоже классно!!! Респект автору!

Молодцы! Но немку можно было попугать)

Очень интересный и подробный рассказ, красивые фото. Отличное путешествие!
Мой отзыв: Toyota Camry 2007

Отличное путешествие на отличном авто!

Балаково
Автор молодец! Огорчу еще раз - это не вороненок, а галчонок))). Путешествие 5 баллов!
Слоган компании BMW,1979 год: «Зачем мчаться по жизни в скучной машине?»

Основательный отчет,поезд вокруг Байкала еще наверное никто не описывал,интересно.А вот цветочки это 100% не лаванда,хотя красиво :)

Молодцы отчёт супер!!!

Отличное путешествие! Молодцы! Спокойно, размеренно.
Не обошлось без ужастиков, в т.ч. - питерская вода.

Санкт Петербург
Молодцы. Приятно читать. А Владивосток посетить надо, а с Владика вдоль побережья до Дальнегорска или Пластуна, проехаться еще те красоты. Уверен Вам понравится. В Дальнегорске скалы Два брата, что на 1000 купюре были.
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2012

Очень интересно и познавательно. Но некоторые замечания: не Байкальск, а порт Байкал. Что-то быстро доехали обратно до Канска при вашей скорости. Надо было еще и на восточный берег съездить, тогда и в следующий раз захочется вернуться.

[За посёлком Нижняя Пойма, сразу за мостом, закончился асфальт. Пять километров ползём со скоростью 30 км/час, а потом опять асфальт. Потом, через 80 километров, в посёлке Разгон, опять въезжаем на грейдер. Эта грунтовка короткая — всего 700 метров, но после неё пошёл разбитый асфальт. Правда, «разбитый» — это громко сказано. Просто на дороге попадаются глубокие ямы. Но если не гнать, то ехать можно. И третий участок с грейдером в районе посёлка Замзор. Его протяжённость семь километров.
Асфальт закончился. Точнее нас просто с него согнали, хотя асфальт дальше уложен, обочины благоустроены. На втором и третьем участке с грейдером, мы съезжаем с дороги, по стрелке «объезд». Рядом строится новая трасса, асфальт уже уложен, но по дороге не пускают, видно не всё ещё сделано.]
10 лет с 2002 года делают, ни как не сделают. Первые года ездил тоже себя надеждой тешил - вот-вот сделают. А потом перестал. А путешествие и отчёт на 5 с плюсом.

" Опять же наличие правого руля заставляет водителей сначала прижаться вплотную к обгоняемому транспорту, а затем, высунув на встречку две трети корпуса своего авто, они смотрят — свободна ли полоса?" - что за идиотов вы видили - на праворульке никогда не приближаются вплотную , а наоборот - заранее выходят на обгон - нет встречки - педаль в пол, встречка - спокойно возвращаются в свой ряд.
Прокатились замечательно, но как говорится голопам по Европам. Очаровал Вас Алтай - а вы там ничего и не видели, оз. Ая - лужа, каких пруд пруди (тафталогия однако :-) ), были вы в местах коммерческого обувания туристов. Настоящий Алтай на вашей машине не посмотришь, нужен более серьёзный проходимец, хотя бы кроссовер, но лучше настоящий Джип.
TLC Prado

Отличный вояж!

ого, супер, так зачитался, что и про работу забыл))) молодцы, очень интересно все написано!
лучше на старой и железной, чем на новой и пластмассовой.

как москитную сетку крепил??? поподробнее....
а так: отлично, 5+
- - - - - - - - - - -

Добравшись до Иркутска стоило побывать и на восточном берегу Байкала, как писалось выше со временем потянуло бы вернутся еще раз

Молодцы от всей души. По белому вам завидую.

много себе записал. если всё срастётся то этим летом рвану. только у меня маршрут немного другой намечается: москва - северный урал - байкал - москва.
Промочишь ноги - откажет горло. Промочишь горло - откажyт ноги.

Магнитогорск
Зачитался. Интересно! Последняя фотка - впечатлило!

Молодцы, хорошая поездка и отчёт хороший, подробный!

Выборг
респект землякам!!! в том году летом, и именно в это время!!!, мелькала мысль поехать на байкал. но читая разную информацию побоялись ехать: у него мондео, у меня гэлэкси... теперь с вашей подачи сомнений нет! если не в этом году, то на тот год байкал будет в планах точно! видел строчку в отчете: вернемся на алтай.... есть планы на поездку туда? еще раз спасибо за отчет!

Выборг
вместо байкала поехали в абхазию... это конечно далеко не то, но поездка дабы не забыть дорогу)))

Шимановск
С чувством с толком с расстановочкои !!!!! Удачи в "кругосветке "

Зима
Отлично написано, молодцы!
Мой отзыв: Toyota Sprinter 1993

Сообщений: 2043
Молодцы, что решились. Надо было на другой берег Байкала поехать к Баргузину (в Бурятии очень много красивых мест) и Тункинскую долину по пути (недалеко от Иркутска в сторону Монголии) раз уж выбрались. А на обратном пути через Томск до Новосиба.

Спасибо! Вроде направление к Байкалу многократно освещено, но получилось у Вас по особенному замечательно! Байкал жалко! Всех Вам благ и новых путешествий!
Не бегайте от снайпера, умрете уставшим.

Здравствуйте ,Великие Путешественники!С удовольствием прочитал Ваш прекрасный отчет о совершенно обалденном путешествии.Много для себя полезного узнал,у Вас есть чему поучиться.Еще очень понравились высококачественные фото.Особо отмечу два: фотопанораму Казани с растяжки(что за растяжка?) и "Вены земли". Я тоже автопутешественник,но последнее время больше тянет на Запад(см. мой отчет на drom-е "Смоленск-Париж 2012 на Ладе-Калине").Успехов Вам и "ни гвоздя,ни жезла" !!!

путешествие вызывает восхищение, уважение к Вам, спасибо большое за подробнейший отчет, хочу сказать на заметку: стелла "Европа-Азия" есть и на выезде из Екатеринбурга, по Новомосковскому тракту, по которому Вы ехали в Кунгур, не заметили просто) Скажите пожалуйста, все-таки, по какому пути дорога лучшего качества, как Вам было ехать комфортней: через Казань-Уфу, или же через Пермь-Киров?

Магнитогорск
У нас тоже это есть!

Кострома
Прочитала, не отрываясь. Очень интересно. Вы настоящие автопутешественники.

Рассказ просто великолепен! Текст читается легко! Рукоплещу!!!

Уважаю таких путешественников!!! За поездку и отчет только 5!!! Кстати мы тоже отдыхали на Ольхоне около 1-6 августа 2012г, помню про дождь, после которого паркетники не могли проехать до парома

Добрые люди ,добрый рассказ,.......Удачи ,здоровья новых путешествий на авто.
Истина всегда одна-любые ее версии это,ЛОЖЬ

черномор 31:
Ошибаетесь. Автомобиль был преобретён в салоне новым. Может быть на японских авто это правило и работает, но на фордах нолики стоят на навом авто.Через Екатеринбург машин меньше, но дороги за Перьмю после зимы наверника будут хуже чем мы ехали летом. Через казань машин наверника будет поболее, но дороги лучше. Самый проблемный участок начнётся перед Москвой и на выезде из Москвы. Я бы поехал от Нижнего Новгорода на Иваново-Ярославль-Рыбинск-Чере повецк и далее на Питер. Машин и посёлков намного меньше.Это понятно. Просто мы думали что в Сибире пойдут леса, а в основном ехали по полям. Для нас это было неожидано.Спасибо. Учтём. А нам сказали что это бурундук.
В Сибири вдоль дорог все леса вырубили и вывезли в Китай...

SHIMANOid:
От себя могу сказать, что в Москву комфортнее ехать Пермь - Ижевск - Казань.

Киров
Да,чтобы увидеть Байкал во всей красе и чтобы "зацепило" нужно обязательно проехать по южному берегу хотя бы до Максимихи или Усть-Баргузина. В Максимихе есть турбаза и гостиницы,в частном секторе 500 руб. в сутки. Можно отлично порыбачить,море белых грибов,рыжиков и груздей.Вода в заливе тёплая-можно купаться.
А по КБЖД можно проехать от Слюдянки до Порт Байкала на "мотане" за 10 рублей для пенсионеров.

CheMistT34:
От себя могу сказать, что в Москву комфортнее ехать Пермь - Ижевск - Казань.
Если через Пермь-Киров,то в Кирове надо уходить на Нижний Новгород ,а не на Кострому.

В Кемерово, на светофоре, заметили белоруса. Из Минска человек сюда добрался.
Jeep Grand Cherokee Limited V8 4.7 WJ O|||||||O

"В Кемерово, на светофоре, заметили белоруса. Из Минска человек сюда добрался."

В тех краях многие местные ездят на белорусских и казахских не растаможенных автомобилях, на их же номерах... :-) Специфика региона такая... Питерцам не понять... :-)
Jeep Grand Cherokee Limited V8 4.7 WJ O|||||||O

INTELligent:
"В Кемерово, на светофоре, заметили белоруса. Из Минска человек сюда добрался."
Не факт.Я тоже живу в Беларуси ,а работаю в Кирове и езжу,естественно, с белорусскими номерами. В тех краях тоже работает много белорусов,так же как и украинцев.Специфика региона.

Киров
Ещё много ездит россиян с белорусскими номерами,особенно на мощных машинах,чтобы не платить дорожный налог,ну и заодно штрафы с камер видеофиксации.Тоже специфика,только российская.

На Оби

за описание маршрута и мест для "посетить" - спасибо!
EL51 > EU1 > CF6 > CF6+GD1 > GD1 > GD1+YD1 > GD1 > UC1

abdulin252:
Молодцы!!! Съездить надо до Бурятии там тоже классно!!! Респект автору!
Спасибо. Это для вас, местных, поездка в Бурятию на авто как на дачу съездить. Для жителей же европейской части это уже событие. Главный враг - это нехватка времени.
yadonist:
Молодцы! Но немку можно было попугать)
Их уже попугали до нас. В 1945 году.
DarkBloodHummer:
Да. Придётся садиться за книги.
сиала:
А вот цветочки это 100% не лаванда,хотя красиво :)
А что это?
B_S_Y:
Отличное путешествие! Молодцы! Спокойно, размеренно.Не обошлось без ужастиков, в т.ч. - питерская вода.
Почему ужастиков. Если вы про последнюю фотографию с замороженной водой, то это факт.
gog28a:
Спасибо. Нормально доехали. 860 километров за девять часов. Дорога в основном хорошая, посёлков мало, "круиз-контроль" рулит. Всё по-честному.
AND_AVA:
Да мы собственно так и ехали. Ехали в первый раз. Для нас было всё ново и интересно. Составили себе первые впечатления. Что бы осмотреть всё времени не хватит.
baibur72:
как москитную сетку крепил??? поподробнее....а так: отлично, 5+
Сшили из тюли типа мешка по размеру верхней части двери, по низй пустили резинку от труселей что бы особо умные не проползли и всё. Одеваеться сверху на дверь как шапка. Вот и всё.

rb03rus:
Путешествие зачотное ;) Ольхон - это канеш хорошо, но чтоб посмотреть настоящий Байкал, прочувствовать его, нужно заезжать на наш берег - со стороны Бурятии, причем не не кабанский берег - типа Култушки, Прибоя, а в Гремячинск, Горчинск и далее в Баргузинский район. По поводу праворульных авто - сразу чувствуется фобия типичных представителей европейской части России. Тут выше уже говорили как надо ездить на япошках по нашим сибирским дорогам. да и не только по сибирским ;)))))
scan665:

kim-230752:
Растяжки вияп на територии Кремля при входе. Их там штук пять-шесть с видами Казани с воздуха.
ultra_slim:
понравилось. только не понял, нафига для 2х человек в 7местной машине надо было еще и багажник на крышу...перечисленный груз даже при разложенных 2х рядах поместился бы и спать место нашлось бы.только таскать пришлось бы перед ночевкой всё на передние сидения. Но ночевок было мало... Короче, туле был лишним. Без него и расход был бы поменьше.за описание маршрута и мест для "посетить" - спасибо!
Объясняю. Я уже писал в начале отчёта "Сборы были продолжительны, так как собирались по принципу «всё своё вожу с собой». Хотя места в машине и так много, но всё-таки ещё установили «Тулевский» бокс. Набрали кучу вещей, нужных и ненужных (сказалось советское воспитание). Походные принадлежности (спальники, палатку, портативную газовую плитку, канистру воды, лопату-топор-ножовку и многое другое), автомобильный холодильник и в последний момент захватили маленький домашний вентилятор для проживания в мотелях (на нём настояла жена). Как он нам впоследствии пригодился! В общем, взяли почти все, что нужно для полной автономки". Если все эти вещи расположть в салоне автомобиля, место для комфортного ночлега уже не будет. Поэтому в бокс пошли те вещи которые не нужны для ежедневного пользования. А их набралось много. В салоне же остались вещи необходимые для ежедневного пользования.

Нальчик-Новосибирс
Молодцы!!! Следущий марш брасок на дальний восток!!!!

В Вологодской области посёлок называется Не Кодуй, а КАдуй.

Улан-Удэ03rus
Гре́йдер (англ. grader, от англ. grade — нивелировать, выравнивать) — прицепная или самоходная машина для планировки и профилирования площадей и откосов, разравнивания и перемещения грунта, снега или сыпучих строительных материалов.
Iгрун:
Лучше на Северобайкальский берег!!! с посещением Дзелинды, Гоуджекита, Котелков
были SubaruLegacy, HondaStream, Odyssey, BMW-525i, ToyotaCamry, MB-ML320, MB-E320, сейчас BMW-320i

Молодцы отлично съездили, приятно читать рассказ, сразу видно профессиональные путешественники ))) Последнее фото так прям и говорит: вот тебе и разница
Жизнь не так коротка, когда едешь не спеша...
Мой отзыв: Mazda Familia S-Wagon 2000

Поездка зачетная! Отчет тоже очень не плох - есть полезная информация для меня лично!Сама собираюсь в мае на Алтай (Белокуриха) из Иркутска, поэтому буду благодарна за ответы на интересующие вопросы, т.к. планирую ночевку все-таки в Красноярске (как повезет)))
1. Ночевка в Канске - "Медведь" как вы писали, интересует цена за ночь (человек или весь номер), возможность поужинать (чтоб потом в туалет не бегать всю ночь)))
2. В Красноярске номер телефона посуточной квартиры, если не сложно. Ну или недорогой мотель вблизи Красноярска (50-60 км)
3. Бийск(около) -может кто из форумчан подскажет ночевку по нормальной цене.
С дорогами все понятно - где Европейцу не очень, нам Восточным сибирякам - норма (считаю дорогу от Сахюрты (парома) до Хужира очень даже приличной, вот немного дальше по острову - это да - полный привод рулит!
Самое главное, что Вы не увидели на Байкале! Ольхон (где Вы были) удивителен именно тем, что он макет почти ВСЕЙ ПРИРОДЫ Байкала!!! Но нужно было взять АВТОпоездку по острову (это и бескрайние степи, это и песчаные пляжи с лесной зоной(Бурятия), это и скалистые берега Северного Байкала). А Ступа (о.Огой) Вы правы - тур.развод(((( А на самой северной точке Ольхона (это мыс Хобой) можно увидеть плавающую байкальскую нерпу (правда не всегда).Расстроена от Ваших впечатлений от Байкала, хотя уверена, что Алтай - это нечто!!! Поеду сравнивать! Ведь эти места тоже сакральные)

,Бийск-науко--АД
Хороший отчёт....5
"Ни хрена не видно" - сказал водитель и прибавил газу.

Поездка и отчет прекрасные. Но на Алтай нужно приехать еще раз, просто потому, что Вы не видели Горного Алтая, хотя бы еще км. 400 подальше, до кемпинга Кату-Ярык. При хорошей погоде и с Вашим опытом перевал для Вас не будет большой проблемой. И если можно, почему маршрут в Вологду через Кострому, а не через Никольск и Тотьму? Летом планирую проехать этим маршрутом, поэтому интерес личный. Спасибо еще раз за отчет, новых Вам дорог и отчетов.

черномор 31:
Поэтому мы туда и поехали. Нам просто не объять не объятное. А по поводу фобии к праворулиным извените если кого обидел. Просто на самом деле это выглядит забавно.Привет земляк. Только у меня тоже Галка, а не Монео. Планы на Алтай есть, но это будет точно не в этом году (на этот год уже всё запланировано).
так у меня и написано: у брата мондео, у меня galaxy... побоялись ехать...))). у нас в этом году уфа - абхазия - пятигорск в планах, а вот на тот год если все ровно - тогда в сибирь.

ultra_slim:
за описание маршрута и мест для "посетить" - спасибо!
багажник на крыше - шикарная вещь! все нужное, но не в дороге, туда убирается и авто свободное внутри. на расход топлива особо он не влияет, galaxy под 2 тонны ввесит и багажник на крыше ему не помеха. вот нашел фото с нашей поездки. на одном на море едем, на другом обратно. туда 3 человека, обратно 4. на крыше стоит бокс до кучи...

Выборг
черномор 31, вот нет у меня такого модного чехла на запаску))), у меня запаска в боксе на крыше лежит в поездках.

Куйбышев
Начал читаь с интересом (планировал купить Гэлакси), но после слов, что праворульные водители выскакивают на встречку - *******. Сколько раз попадались леворульные перегонщики-*удаки, обгоняющие "трамвайчиком" в 5-6 машин (первые нормально успевают вернуться на свою полосу, а с остальными приходится разъезжаться по обочине). В то же время знаю, что "задушенные Евро-ХХХ", уткнувшиеся в "караван"фур - не могут быстро набрать скорость для обгона и этим создают дополнительную помеху для более быстрых (быстрее ускоряемых) автомобилей, независимо от расположения руля. Степень приближения к обгоняемому зависит НЕ ОТ РАСПОЛОЖЕНИЯ РУЛЯ, А ОТ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРОКЛАДКИ!

andrejkainsk:
а причем тут ford galaxy? или какая разница на чем едешь, если на тебя выскакивает машина?! Galaxy хоть и большой, но довольно прыткий. я говорю про моторы 2.0 л. а если на нем будет эко буст мотор - он фору многим машинам даст. 200 с небольшим лошадей - маленький самолет.))

Крррррасота!!!!!
Mitsubishi Outlander XL 2.4 , BMW 3серия

Скоро поеду в гости в Питер))
Mitsubishi Outlander XL 2.4 , BMW 3серия

Вот так надо путешествовать! А за мелкие ошибки в тексте не судите автора строго - за такой классный отчет можно и без придирок.

Алейск
Отлично прокатились. Отчет изложен нормально, все понятно и фотки классные! Особый респект за оценку Алтая. Сам собирался на Байкал, а теперь стоит подумать. Хотя манит не сам Байкал, а процесс...

Severobaikalsk

Severobaikalsk
Да, вы правы, это Иван-чай. но поездка вообще класс +5!!! Mы тоже хотим куда нибудь ещё съездить, в 2011г. ездили в столицу Бурятии город Улан -Удэ

Суперпутешествие и отличный отчёт. Честно говоря отчёты о продолжительных путешествиях частенько монотонны и скучны, бывает и недочитываю. Здесь другое дело- прочёл с удовольствием, правда за два раза. Если бы вместе с фотами красивых мест и названиями полезных объектов были координаты GPS - это был бы МЕГАхит для путешествий на восток. Но всё равно респект. Удачи в осуществлении планов.

Сообщений: 2099
Спасибо, питерцы!
Так приятно было проехать с вами по столь полюбившимся нам местам.
Мы тоже путешествовали на Байкал, правда, из Краснодара и в 2008.
Как и вы хотели еще Алтай посетить, но потом поняли, что это невозможно в одно путешествие. Алтай решили на другой раз оставить.

На Байкале вы маловато побыли. Конечно, надо было еще на восточное побережье съездить. Мы были в Усть-Баргузине и оттуда делали вылазки на Святой Нос и в Баргузинскую долину (до поселка Суво с его причудливыми скалами).
Были мысли вокруг Байкала объехать. Но нам сказали, что дорог там вообще нет, а мы на вазовской десятке путешествовали.
На КБЖД и на Ольхоне мы тоже побывали. Конечно, вам надо было на север Ольхона съездить, на мыс Хобой, там очень интересно и красиво, и летом много экскурсий проводится.
Еще мы в Тункинскую долину выезжали, аж за Монды забрались, Аршан посетили, пожили там несколько дней и небольшие вылазки по окрестностям делали.
А на Алтай, естественно времени уже не осталось.
Путешествовали 34 дня, проехали более 16 тыс. км. Отчет есть по ссылке в моей подписи ниже.
А цветочки на одном из ваших фото - это не лаванда. Это иван-чай.
Наши автопутешествия здесь http://www.garkushevo.ru

Сообщений: 2099
сиала:
Основательный отчет, поезд вокруг Байкала еще наверное никто не описывал, интересно. А вот цветочки это 100% не лаванда,хотя красиво :)
Мы описывали в 2008 году здесь http://www.garkushevo.ru/08_08... 80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1% 8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7% D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0%29 Называется эта дорога Круго-Байкальская, но вокруг Байкала не объезжает. Это небольшой "кусочек" от Слудянки (некоторые считают, что от Култука) до порта Байкал.
Наши автопутешествия здесь http://www.garkushevo.ru

Дорогие форумчане предлагаю указывать цены на этом сайте: ( http://benzin-price.ru/zapravk...). Там есть все заправки (всех и брендов и не брендов) во всех регионах на всех трассах России, с их данными, фото и прочим. Очень удобный сайт для всех путешественников. Легко ориентироваться по трассам где удобней, лучше и т.д. заправляться.

вроде город от Питера недалеко,а автор его неправильно называет и не один раз-Череповец,да и знакомая ваша живет в Новом Уренгое(Нижнего нет)...ну и фото жены уж слишком много
Усолье-Сибирское
Молодцы! Хороший отчет. Сам живу рядом, а не разу на ольхоне не был. Этим летом хочу наверстать упущенное)

Троицк, Челяб. обл.
Большое спасибо за отчёт! Молодцы! Отлично прокатились!
Мелкие ошибки, типа М5-М7, Абадское, Мордовия совершенно не портят впечатление!
Жду ваш отчёт о кругосветке.)
ЖеньШень с арбузом - лекарство №1 в мире.

stranger53:
Зачем через Киров? Пермь - Игра - Ижевск - Елабуга - Казань - Нижний Новгород по качеству дороги - лучший вариант.

подмосковье
Хороший отчёт! Прочитал с удовольствием. Место в Ярославской обл, где вы фотографировали в 2008-м году и во время последней поездки, это посёлок Осенево. Там реставрируют только церковь, а вот все дома в центре посёлка в полуразрушенном состоянии.
Мой отзыв: Citroen Berlingo 2010

"Да ещё на козле. Точнее — козе".

Так во-о-т, кто козлика отполировал!
А то, прогуливаясь по Покровской, задался вопросом, кто же это сделал?
Отчет и путешествие отменные.
Сам ездил в те края, могу оценить компетентно.

новомосковск
хорошее путешествие. молодцы. очень достойно. только 5.
Ну Ты это, заходи если ЧЁ! (с).

Тойота Камри 2,2л 5S-FE. GL

Классно прокатились...МОЛОДЦЫ!!!!

Питер город Петра
Автору респект !!!

Очень обстоятельный отчёт. Молодцы!!!

ошибся в расходе топлива.

Расстояние: 1316 (километров),
Средний расход топлива: 8,7 литров / 100 км,
Стоимость 1 литра топлива: 28,02
Необходимое количество топлива: 114,492 (литров),
Стоимость необходимого количества топлива: 3208

Нет Нижнего Уренгоя. Есть Новый Уренгой ,
и Эльвиро должно быть от туда))

За марш-бросок с запада на восток - 5.
Но после посещения автором Алтая создается впечатление что он уже отдохнул. Надо было там и оставаться. То ему не так, так ему не эдак. Байкал их не впечатлил... Я плакал...)))
"Верю в жизнь после смерти, любовь после секса и в крем после бритья"

Вы просто герои!!! Иные за всю жизнь столько не увидят, как вы за одну поездку. Сам живу в Иркутске, за несколько лет поездок был и в Белокурихе, и на Катуне, и на Байкале-Ольхоне конечно же, увидел много знакомых мест, но чтобы все это за раз!!!!!! А как приятно читать ваш рассказ, потому что в нем нет злобы и критики лишней, все очень позитивно и познавательно. МОЛОДЦЫ! Так держать и радуйте нас новыми подвигами. П. С. А на Байкал надо бы подольше ехать)))))
Мой отзыв: Renault Symbol 2008

Отличная поездка! :)
На Байкал езжу каждый год, бывает даже по несколько раз. В Питере нет такого ))

Молодцы!!!!! Круто!!!!

п.Кривляк
Впечатлило!!! Пятак. Сам нынче был на Байкале (о. Ольхон), красатищяяя! Тоже есть мечта махнуть в авто путешествие тока на запад.

Захватило....начало было нудноватым,а потом всё прямо в корне изменилось и заинтересовало,за отчёт-большое спасибо,за пройденный маршрут и увиденное-уважение!
пысы.а что это за подписи фотографий подводные озёра,не понял,может быть подземные?
и буддийская ступа просветления есть и в Элисте(Республика Калмыкия) и считается у них культовым сооружением.

barry:
Отчет понравился,хоть и большой размером,но читается легко и познавательный.Мелкие неточности автора вполне извинительны,не может же человек знать все на свете,на это есть энциклопедии и словари.
Не согласен с barry,что слишком много фото жены.Они же ехали вдвоем и на остановках просто муж чаще держал фотоаппарат в руках.Вот некоторые молодые парни этим злоупотребляют и чаще своих подруг светятся на фото.

Спасибо, интересно. До чево же хороша машина.