Отчет о путешествии по Алтаю с годовалым ребенком

18.09.2012 | 65548 просмотров

Предисловие

Дорогие читатели! Это было наше первое большое путешествие и мой первый отчет здесь. Прошу не судить строго. Все фотографии представлены в оригинале и ничем не обработаны. Отчет написан в основном для тех, кто хочет путешествовать с грудными детьми, но побаивается.

Маршрут: Омск—Новосибирск—Артыбаш—Курай—Кату-Ярык—Еланда—Куюс—Омск.
Бюджет поездки ( 15 дней, 2 взрослых и 1 годовас) = 38 тыс. руб.
Автомобиль — Toyota Gaia, 1999 г.

Состав команды: водитель (муж Илья), штурман (я), деть (Игорь 11,5 месяцев). Так как главным путешественником был маленький ребенок, то весь маршрут подстраивали под него. Многие интересные места приходилось проезжать без остановок, потому что ребенок спал.

Итак…

30 июня

Багажник утрамбован. 10 вечера — отъезжаем от гаража. Ребеныш засыпает мгновенно. Заправляемся бензином, обнуляем пробег и... в 22:30 мы выезжаем на трассу М-51. Смеемся над стендами с указанием расстояний: на одном до Новосибирска указано 552 км, на втором (через 2 км) указано 601 км до Новосибирска. В Омской области по трассе свежее отличное полотно. В Новосибирске похуже, но в целом дорога отличная. Стемнело. Скорость в районе 100 руб. штрафа (100-110 км/ч).

Настроение отличное. Музыка играет. Игорек дрыхнет в автокресле.

01.07

К 4 утра предыдущий тяжелый день дал о себе знать, и мы решили остановиться и покемарить часок сами. Проснулись мы в 5 утра, умылись и поехали дальше. В 7 утра уже были в Новосибе. Деть погулял по Набережной, покушал кашку и дальше в путь…

Заправили полный бак на въезде в Новосибирск. На Бердском шоссе увидели шикарный «паровозный музей». Надо будет потом еще съездить в Новосиб и посетить его.Теперь наша трасса — М52. Полотно отличное, но после Новосиба сразу начинается Бердск и промзона. Постоянно непонятные знаки «70» и обгон запрещен и куча «зеленых человечков». Но они все ловят выезжающих с отдыха. Изначально по плану было остановить на весь день и ночь у Обского водохранилища с палаткой. Но мы были бодры и решили дернуть дальше. День был очень жарким. Игорек спал два раза по два часа. Останавливались мы три раза на покушать, помыть сынку и побегать.

За нами по пятам все время шла огромная черная туча. И вот в 7 вечера уже в Горно-Алтайске она нас таки догнала. Вставать с палаткой вдоль Катуни было не вариант, поэтому стали искать место на ночлег. Нашли. Не ахти, конечно, но переночевать можно. Дождик в 9 вечера утих. Мы сходили посмотрели на красавицу-Катунь. В нижнем течении она спокойная.

02.07

Всю ночь лил дождь. Утром солнышко :). Подъем в 8 утра, стандартные процедуры, завтрак и сбор вещей. С 11 до 13 — дорога на Артыбаш. Едем на Север Телецкого озера. Дорога интересная — частые подъемы и спуски. Ушки пару раз закладывало.

По дороге попадаем в дождик и наблюдаем потрясающее испарение от воды в р. Бия. Заселились в т/б «Теремок». Находится вверх от дороги, вдалеке от всех тусовок. Мы в диком восторге. Это на наш взгляд самая лучшая база за весь наш отдых. Вот наш домик на курьих ножках.

Внутри все пахнет кедром. Очень чистенько и уютно.

Травка мягкая. Игорек восхитился хождением босиком :). Именно тут наш ребенок действительно пошел. Точнее побежал :).

Душ летний на территории с горячей водой. Туалет тоже на территории. Везде все чистенько, без запахов.

Еще у нас была кухня летняя. Готовили там еду и тусовались во время дождика. Стоимость нашего домика — 1 000 руб./сутки/номер. В 16:30 решили быстренько сходить на обзорную площадку на г.Тилан-Туу, у подножия который мы жили. Подъем минут 20 всего. С площадки чудесный вид на озеро и нашу базу.

03.07

Спали отлично просто. Утром побегали по травке босиком. Решили съездить к роднику. Ну и подняться там на небольшой водопадик на Третьей речке. Солнышко припекало. Походик занял два часа. Дорога туда прошла хорошо. Правда, из-за дождика вчерашнего было немножко скользко.

У водопадика умылись, Игорек перекусил. Устроили небольшой фотосет и отправились в обратный путь.

Вот тут детеныша разморило, и он захотел спать. А спать в слинге на папе он отказывался. Спускались половину пути мы под крик :(. После Игорехиного сна мы давили батонов на базе. Деть плюхался в бассейне. Мама загорала. Папа жарил шашлык :). Идиллия, одним словом. Но ближе к шести вечера прилетела ТУЧИЩа с дикими порывами ветра и сильнейшим дождем. Так эта туча и висела над нами до следующего утра. :( Погода на Алтае меняется просто в мгновение ока.

04.07

Проснулись в облаках, в прямом смысле. На нас спустилось облако. Видимость 5 метров, а иногда и меньше. Очень интересные ощущения. Влажность 100%, но дождя нет. Будто капли воды висят в воздухе.

Делать нечего, поэтому собираемся и едем на следующую нашу точку — оз. Ая. На обратной дороге наблюдали чудесное явление — образование облаков. Не описать словами...

Дорога Артыбаш—Горно-Алтайск — прекрасная просто. Два часа пути. Проехались на машине по подвесному мостику, заплатив 30 руб. Заселились на т/б «Три медведя». База отличная. Но на наш извращенный взгляд слегка пафосная.

Поначалу чувствовала себя очень неуютно рядом с большим количеством весьма состоятельных граждан.

По сервису — тут есть все, кроме столовой :). Душ и туалет в номере. Номер небольшой, но уютный. На территории все для детей: детская площадка, два бассейна (взрослый и детский), мини-зоопарк. Это все бесплатно. Питание в кафе рядом. Стоимость такого удовольствия — 1 800 руб./сутки/номер.

Весь день лил дождь. Но мы очень надеялись, что на следующий день он прекратится.

05.07

С Утра СОЛНЫШКО!!! Ура!!!

Обрадованные зайцы не вылазили из бассейна. Детеныш пищал от восторга. Вода была прохладненькая, но Игореху вытаскивали из воды с воплями. При первой же возможности он топал к бассейну.

Часа в четыре дня решили сходить таки посмотреть за оз. Ая. Точнее поехать, ибо до озера чапать 2,5 км пехом было лениво. Поехали по указателю «оз.Ая, Чертов Палец». Увидели дорогу проселочную по пупырышкам (ну это мы так небольшие горы называем), ну и поехали покататься.

Покатались так, что случайно заехали на скалу Чертов Палец :).

Вечером мы еще поныряли и поплавали в бассейне на базе.

Потом пока папа с сыном качались в гамаке,…

…мама сходила на фитобочку. Это кайф. Просто кайф.

База, конечно, хорошая очень. Для деток там все условия.

Но нам на третий день стало скучно. Да и впереди нас ждали ГОРЫ!

06.07

Выезжаем опять в облачность. Дождик то льет как из ведра, то просто моросит. Из-за ливня очень сильного машины стояли на обочинах (страшно ехать, когда дворники не справляются). Нас это не смущает, поэтому мы едем дальше, правда снижаем скорость до 50-60 км/ч.

В 100 км от старта начинается подъем на наш первый перевал — Семинский. 1 800 метров над уровнем. Это самая высокая точка Чуйского тракта. Подъем 9 км. спуск 11км. Перевал как перевал, он затяжной, поэтому интересного в нем мало. Вокруг сосны и елки - они радуют глаз)

За перевалом дождя нет, и облака рассеиваются))))))))) Настроение становится еще лучше.

За перевалом горы меняются... Были елки-сосны, а теперь такие плюшевые горы…, точнее пупырышки. Хотя высота у их подножия 900 метров над уровнем моря. То есть сами эти пупырышки примерно 1 200-1 500 м над уровнем моря :). Местные коровы — это вообще отдельная история. Это коровы-пофигисты. Им все равно, что здесь проходит тракт. Если они захотели лечь, то они лежат посреди дороги. Если они захотели перейти прямо перед машиной, то они так и сделают. Их ничего не пугает. Наоборот, ежели им посигналить хорошенько, то они могут и боднуть машину.

Заехали в Онгудай, купили продуктов в супермаркете «Мария-Ра». Еще порадовала «Икея» в Онгудае :).

К нашей следующей базе отдыха вел милый мостик, а рядом надпись: «Мост находится в аварийном состоянии» :).

База отдыха «Янтарный сад» — в 12 км от с. Онгудай. Стоимость домика — 1 000 руб./сутки. Туалеты и душ на территории. Но опять же все чистенько, цивильно. Хозяин сам следит за всем, все убирает. Есть кухня. Хорошая. Готовили там. Была банька. Она стоит вдалеке от домиков. Рядом пруд.

Вместе с нами жили еще несколько семей. В основном это семьи из Новосибирска и Барнаула, где по 3-4 ребенка. В принципе, за Семинским перевалом в основном встречаются только Новосибирск, Барнаул и Алтайский край. Ну и Республика Алтай, разумеется. Омичей мы видели только одну машину за неделю. Еще видели из Кемерово ребят.

Игорехе тут было приволье. По травке бегать, за киской гоняться.

07.07

Погода отличная. На солнышке даже жарко. Таки высота-то 1 200 м над уровнем моря. В 11 утра идем на пупырышек. Хозяин рассказал, что с него открывается чудный вид на три долины.

Пойти-то мы пошли все втроем. Дошли до подъема в горы. Поднялись чуток. Но Игореха раскапризничался. Все же жарко очень было.

Приняли волевое решение: мне с сыном идти обратно на базу, а папа в одного полезет на пупырь. К слову, никаких тропинок на вершину там не было, ибо места дикие :). Вот такой вид на три долины сверху снял Наш папа.

Подъем и спуск у него занял 2 часа 10 минут. Это с виду горы такие плюшевые, а на самом деле там кустарники по колено и колючие.

Илюха все ноги изодрал себе.

Вечером сходили в баньку. Попарились хорошенько. Деть поплюхался в тазике :).

И сходили еще посмотрели на местную речку Урсул.

08.07

Опять всю ночь дождь лили как из ведра. Утром трава мокрая, а Игореха рвется на волю :). А сапоги-то мы еще не купили. :(. В общем, папа с сыном игрались в домике, а я опять трамбовала багажник. В 12 дня выехали по маршруту Онгудай—Акташ. Поехали в настоящие ГОРЫ! У ребеныша активировался «транспортировочный режим» — 10 минут в машине и он уже спит. Через 10 км от нашей базы начался подъем на перевал Чике-Таман. Подъем и спуск по 4 км. Эффектный перевал, с крутыми поворотами, зигзагами. На вершине перевала — обзорная площадка. Наверх по тропе мы не полезли, так как Игорек в машине спал.

Поэтому удовлетворились видами с автомобильной смотровой площадки. Перевал дался нам очень легко, мы ожидали бОльших сложностей.

За перевалом горы опять поменялись — за спиной остались те милые пупырышки, похожие на плюшевые. Ну вот прям домиков хоббитов там только не хватало. А так ну один в один — Долина Хоббитов. Фото, к сожалению, всего этого не передает. :((( Горы теперь пошли скалистые.

Вскоре после перевала Чуйский тракт вновь встретился с р. Катунь. 30-метровые обрывы к реке делают ее еще более завораживающей. Здесь Катунь не просто стремительная, она тут бешеная какая-то. Трасса здесь просто великолепна. Полотно хорошее, знаки стоят именно там, где надо, а пейзажи… Пейзажи умопомрачительные просто!

Потом ехали вдоль р. Катунь.

Есть одно место интересное — там Катунь несколько раз поворачивает свое русло на 180 градусов. Петляет. Вот один из таких я искала, чтобы запечатлеть. Красота там.

Чуть дальше долина, где р.Чуя впадает в р.Катунь!

Одно из самых живописных мест на Чуйском тракте. С 50-метрового обрыва открывается панорама впечатляющего зрелища слияния двух рек: мутно-опаловой Катуни и грязно–серой Чуи.

Потоки долго не смешиваются, образуя две разноцветные полосы.

Папа с Игорехой там погуляли, побегали. Ну и полюбовались окрестностями.

В 1-2 км от места слияния Чуи и Катуни прекрасное кафе «Чуй-Оозы». Лагман там ну просто бесподобный! На двоих мы схомячили лагман+гуляш+пюре+2 самсы+кофе+чай = 300 руб. Игорек там зазнакомился с двумя дяденьками из МЧС :). Те ему предлагали посидеть за штурвалом их большой машины. Но деть чего-то заскромничал :)). Только мы сели в машину, как туча нас таки догнала. Начал накрывать дождик. Место с петроглифами (Калбак-Таш) проехали, решив, что на обратном пути сходим и посмотрим рисунки наскальные. Дальше идет череда бомов ( скальных прижимов к дороге). И вот мы видим беломраморную скалу Белый Бом.

На обочине дороги установлен монумент попавшему в засаду и погибшему в 1921 г. отряду красноармейцев.

Это участок дороги, где с одной стороны возвышается крутая скала (500 м над р.Чуей) из белого известняка, а с другой — крутой обрыв к реке Чуя. Это место с давних времен считается одним из опаснейших.

До образования Чуйского тракта встретившись здесь две вьючные лошади были не имели возможности разминуться, поэтому путник, приближавшийся к Белому Бому, был вынужден оставить лошадь, сам пройти вперед и положить на тропу свою шапку — предупредить таким образом едущих ему навстречу.

Здесь мы заехали на «Кемпинг у Егорыча». Поговорили с хозяйкой, «забронировали» домик на завтра. Как потом оказалось, не зря мы заранее это сделали. За Белым Бом есть старый Чуйский тракт. Посмотрели, погуляли.

Солнышко припекает. Деть босиком по Старому тракту потопал.

Дальше поехали в с. Акташ. Там как-то уныло… Зато гора — просто сказка. 12 км от с. Акташ горы расступаются и появляются ОНИ! БелкИ!!!

Грандиозные снежные вершины. Стоишь, смотришь на них, открыв рот. И чувствуешь себя таким крошечным рядом с ними. Непередаваемое ощущение. Фотки опять не передают масштабность.

Решили подобраться поближе к белкам. Перевалили через легкий Курайский перевал, спустились в Курайскую степь. Здесь все говорит о близости Монголии. И пейзажи, и местное народонаселение. В п. Курай мы искали хлеб. Но как оказалось, что у пекарни сандень, и ни в одном поселке в радиусе 100 км нет хлеба. Пришлось возвращаться на базу под с. Акташ без хлеба.

Наша база называется «Чуйская долина», душа нет, туалет на улице. Место, используемое исключительно как перевалочная база.

Вот наш альпийский домик. С виду махонький.

А внутри ничего даже так :).

Игорюн наигрался с местной таксой :).

09.07

Утром опять все в облаках. Высота — 1 500 м над уровнем моря. Решаем, что делать на базе нечего совсем. Собираемся и едем в с. Акташ, а оттуда на Улаганское плато и перевал Кату-Ярык. Это самая захватывающая часть нашего путешествия.

Дороги там нет, есть направление. Сразу за селом Акташ — Красные ворота. Они получили такое название благодаря узкому перешейку между горами и красному цвету, который придает им ртутная руда (киноварь).

Надпись на Красных Воротах. Прочитав ее у нас потом еще долго было какое-то странно-непонятное чувство. Как письмо из прошлого.

Красные ворота открыли нам путь в долину улаганских озер и на Улаганский перевал (это один из высочайших перевалов на Алтае — 2 080 м над уровнем моря). Дорога до перевала — частично бетонное покрытие, в некоторых местах дорога грунтовая с обилием ям. На самом перевале тучки. Поэтому увидеть весь Курайских хребет у нас не получилось. Ну ничего, будет зачем вернуться на Алтай :). Самое первое озеро, которое мы увидели — Чейбеккель (Чейбек-Коль — «Вытянутое озеро») или мертвое озеро. В водах Мертвого озера не водится ничего живого. Местные жители объясняют это содержанием в воде ртутных соединений.

На озере штиль. Потрясающая гладь озера. Непонятно, где граница яви и отражения. Я бы там ооочень долго просидела. Но деть начал засыпать уже, поэтому мы поехали дальше :). Второе озеро — оз. Узункель. Красивое очень. Над Улаганским плато ходят тучи. Я начинаю переживать, увидим ли перевал Кату-Ярык вообще.

По традиции на вершине перевала мы попадаем в облака, и льет дождь :).

Спуск с перевала почти не почувствовался. Проехали с. Улаган. Дальше покрытие хоть какое-то вообще закончилось. Дорогой ЭТО назвать язык не поворачивается. Там скорее ямы-ямы-ямы-ямы :). Туда ехать нужно на джипе :). Так как водитель в душе джиппер, то мы прем, оставляя за собой клубы пыли. 31 км мы ехали 1,5 часа :(.

И вот, наконец-то, ТО, зачем мы сюда ехали!

Перевал Кату-Ярык. Крутизна склона ~70% (63°). Высота от подножия — 800 м, длина — 3,5 км, девять поворотов, средний уклон — 18% (10°). Это спуск с Улаганского плато в долину р.Чулышман — это зигзаг из девяти петель, вырубленный в склоне горы, «одноколейка» над пропастью, разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах (там есть небольшие карманы).

Внизу долина р. Чулышман и единственный путь (не дорога, а именно путь) на юг Телецкого озера. Как бы Илюха не облизывался на этот перевал, но было решено не рисковать. Мы немножко не рассчитали сложность и длину дороги до перевала, и была вероятность, что у нас может закончиться бензин на обратном пути в с.Акташ. :( Рисковать с детенышем не хотелось. В общем, мы покушали, пофотались и поехали обратно.

Мы еще туда вернемся, когда Игореха подрастет…. и у нас будет джип :).

Пора возвращаться на базу, которую мы забронировали заранее — «Кемпинг У Егорыча». Дорога обратно прошла быстрее — всего 1 час с копейками :). Так как мы на предыдущей базе забыли термос, то вернулись и заодно сфотали саму базу — «Чуйская долина».

Забыла написать: 400 руб./сутки/ с человека. Снежные вершины нас все манили к себе и манили. Посему мы решили немножко прокатиться до них. Еще разок глянуть на них, надеясь, что облаков не будет.

Но увы и ах :(. БелкИ опять были в облаках. Показались нам немножко, и снова скрылись. Ну, спасибо Алтаю и на этом! Мы погуляли, подышали прекрасным воздухом и направились в Белый Бом.

Кемпинг «у Егорыча» находится на возвышенности, подальше от трассы. 400 руб. за койко-место.

Из неприятного — нас немножко прокатили с баней тут. Пришлось ложиться спать немытыми. Горячей воды тут нет вообще. Мы договорились с хозяйкой на баню с 8 до 9 вечера. Но до нас там была группа сплавщиков. И они почему-то решили задержаться, а хозяйка не проконтролировала их. Ну не пойдем же мы их выгонять сами. Расстроились немного… ну ничего.

10.07

Умываемся в ручье за оградой. Водичка бодрит :). На Игореху смотрят с уважением — он тоже умывается в ручье :). Вообще ни одного раза не было, чтобы нас кто-то упрекнул за то, что мы были с маленьким ребенком. Он никому не мешал, хотя шило еще то! Наоборот, все восхищались, что он такой маленький, а уже Большой путешественник :). Мы, конечно, сыном очень гордимся. Он нас не подвел! Обратная дорога Акташ—Онгудай—Усть-Сема прошла грустно, эх… Уезжать-то не хочется.

Близ п. Иня мы все же нашли этих каменных баб. Хотя, пардон, но на баб-то они как раз и не похожи :).

Перевал Чике-Таман опять дался нам легко. Остановились на небольшой пикник у р.Урсул. Поиграли, потопали.

После пикника мы чего-то расслабились, а зря. Перед поворотом на Нефтебазу знак «40». Ремонтные работы. Мы чуток расслабились, а на горке сразу стоят «кузнечики». Тормозят. Показывают наши фотомордии и скорость 65 км/ч.

Все, что можно, муж у них поспрашивал — и их удостоверения, и сертификат на прибор, и т. д. Ну что ж делать, раз виноваты — штраф 300 руб. В общем, это был первый и последний штраф за всю нашу поездку.

Подъем на Семинский перевал вообще не заметили. Уже на вершине поняли, что мы на перевале :).

На вершине было облако. Сплошное. Видимость почти нулевая.

Была у нас одна турбаза, куда я очень хотела попасть. Но, к сожалению, на интересующие нас дни там было все занято. Сейчас у нас был один день, который мы хотели постоять в палатках на берегу Катуни. Но... на горизонте опять облачно и заморосил дождь. Посему звоню в эту базу на удачу. И нам повезло! Как раз на сегодняшнюю ночь там есть место! Ура! Сворачиваем в Усть-Семе на Чемальский тракт и едем в с. Узнезя, т/б « Простоквашино». 1 300 руб./сутки/номер.

Тут все для детей, но совсем не пафосно. Единственно, в домиках из дерева внутри обои. Ну это просто нам с мужем хотелось жить в деревянных домах. Там такой чудесный аромат дерева. ммммммммммм...... и так спится шикарно в таких домиках.

Вечером сбегали за шашлыком. Сходили в баньку. Банька тут ядреная. В моечной можно было спокойно париться :), а в парилке вообще ушки в трубочку сворачивались. Игореха в моечной проплюхался в тазике все время.

Турбаза большая, но места всем хватает. Никто никому не мешает. А вид какой, мммм. Слияние р. Узнезя и р. Катунь. Детская площадка хорошая, есть детский бассейн надувной большой…

…а травка…, сама ходила босиком под дождем.

11.07

Солнышко. День обещает быть жарким :). Пока я собиралась, мои мальчишки качались на качелях. Да вот и укачались так, что Игорек уснул :).

Погрузили спящего детеныша в машину и дернули на наше последнее место стоянки — с. Еланда. По Чемальскому тракту. 20 км от с. Чемал. По дороге решили закупиться продуктами и сходить на Чемальскую ГЭС. На ГЭС мы немного лоханулись. Заплатили по 100 руб. за вход. Оказалось, что это только, чтобы постоять на самой плотине :). А сбоку на ГЭС можно смотреть бесплатно. И переходить на другой берег по подвесному мостику за бесплатно :). На плотине из-за шума воды почти ничего не слышно. Сверху похоже на кипящее молоко.

Внизу бурлит все. Потом мы немножко прогулялись вверх по козьей тропке. Посмотрели на слияние с Катунью.

На известный остров Патмос с монастырем не пошли по одной причине- Была жара и по этой козьей тропке шло довольно большое количество народу. Значит, на мостике и у монастыря будет не протолкнуться. Перекусив, мы поехали дальше, т/б «Еланда». Тут все просто и здорово. Наконец-то мы расслабились :).

Если честно, то именно в этот день мы оба почему-то захотели домой (к утру это прошло). Решили, что сидим на базе, отдыхаем и больше уже никаких вылазок не делаем. Но нас хватило ровно на 24 часа :). Видать, было насыщение организма впечатлениями.

12.07

Была жара… С утра познакомились с еще компанией — две семьи из Барнаула. Двое детей: девочка, три года почти и мальчик, почти четыре года (у него ДР был на следующий день после Игорехиного). Почти весь день провели на небольшом пляжике у Катуни. Папа купался, мама загорала, деть играл в песке.

Но потом деть решил полезть в воду... Водичка-то прям совсем АЙС! Разрешили ему сначала побегать просто ножками по воде. Игорюн начал тянуть папу в воду. Решили окунуть его.

Деть был счастлив!! Он смеялся там. Мы боялись, что испугается (вода-то ледяная!). Несколько раз окунули его и вынесли на берег греться (мы не изверги ж). Но Игореха с воплями возмущения топал обратно в воду. Пришлось уносить с пляжика на базу. Поставили там ему бассейн, и деть после обеденного сна там плюхался.

В 5 вечера проснулось наше шило... Батонодавление нам надоело, и мы решили прокатиться до с. Куюс. Таки посмотреть на петроглифы.

Ну, за с. Еланда дорога заканчивается, начинается направление :). Стиральная доска — особо всю ее прелесть прочувствовала попа :).

У дитя опять активировался транспортировочный режим.

Доехали мы до самого конца Чемальского тракта. 108 км — Бельтертуюк водопад, состоящий из двух каскадов: верхний поток падает с высоты 29 м, нижний — с высоты 11 м. Находится у слияния рек Бельтертуюк и Катуни. Дорога заканчивается сразу за мостиком на водопаде р. Бельтертуюк.

А мы еще такие посмотрели, что мостик есть. Решили попробовать силы — вскарабкались на него, переехали…, а там каменюкиии! Спустились аккуратно и все. :) Дорога в прямом смысле слова закончилась :). Сходили, посмотрели на водопадик. Не Учар, конечно. Но начинаем с малого :).

Игореха на водопадик в гору шел сам, держась за ручку только. Уклон-то там не хилый такой. А он не заяц, а танк прямо. Прет вверх и все тут. Походили, посмотрели. Поехали обратно. Ан-нет, товарищи! Ежели кто туда поедет, будьте мудрее нас и не переезжайте этот мостик! Чтобы обратно преодолеть каменюки и взобраться на мостик мы приложили немало усилий. Паленой резиной еще долго пахло потом :(. Но все закончилось благополучно! Спасибо нашему папе и нашей ласточке. На обратном пути искали петроглифы. Нашли. Днем там тетенька за экскурсию берет по 50 руб.. Но в 8 вечера уже никого не было, и оградка была открыта. Поэтому мы полезли и посмотрели все сами.

Наскальные рисунки на фото смотрятся, конечно, не так как вживую. Дотрагиваешься до них и думаешь, что вот этому творению уже больше 2 тысяч лет!!!

На обратном пути проехались по Ороктойскому мосту. Мост хоть и железный, но таки подвесной!

Я там с фотиком скакала аки коза. Там такие причудливые берега у Катуни! Рядом с ними можно долго стоять, открыв рот.

В с. Ороктой мы уже не поехали, ибо смеркалось. Закат в горах своеобразен очень. Особенно для нас, живущих на равнине.

Еще мы нашли случайно какие-то пещеры.

Полазили, пофотались.

Всю обратную дорогу до базы мы с мужем вспоминали события прошлого года... Как-то волнительно так было в тот вечер. Посмотрели Игорехины фотки с первых дней жизни. Какой же он кроха был совсем! И вот уже лежит сопит, такой большой наш малыш. Папина гордость и мамина радость :). Не верится, что ему уже год. Мы взрослеем вместе с ним.

13.07 Игорешкин ДР

Пока мы с Игорехой ходили мыться и чистить зубья, наш папа надул шарики и украсил ими наш домик (сфотать я, балда, забыла, но было красиво очень). Подарили Игорюну подарки. Зацеловали его. Потом мы решили, что раз погода шикарная, то съездим в Чемал, точнее на Чемальскую ГЭС. Там небольшой парк. Развлечем детеныша. Связи сотовой на нашей базе не было никакой. Поэтому поздравления мы получали только те два часа, пока находились в Чемале.

Игореха с папой покатались на детской лодочке.

Потом мы все втроем еще покатались на катамаране по Чемальскому водохранилищу. 30 минут нам хватило с лихвой. Удержать Игореху от того, чтобы он не залез в воду, оказалось непросто. Вернулись мы на базу в обед. Уложили именинника спать, а сами пошли готовить шашлык. :) Вечером мы и наши новые барнаульские друзья собрались на берегу Катуни. Игорехины новые друзья торжественно вручили ему подарок — машинку.

Попытались задуть свечу — детишки помогли. Взрослые хомячили торт, а дети-бедные-голодные устроили хлебную тусу...

Вот так скромненько мы и отпраздновали Игорешкин первый День Рождения!

14.07

В 12:00 прощаемся со всеми новыми друзьями. Старт домой. М-52 расширяют, поэтому была дикая пробка длиной почти 50км. :( Мы приуныли. Нам предстояло проехать 500 км до Новосибирска по ремонтируемой трассе, с частыми знаками «40» и ремонт дороги. Соответственно, с большим количеством гайцов. Но, слава Богу, встречки всегда предупреждали о близящейся засаде зеленых кузнечиков :). После Барнаула потом машин на трассе заметно поубавился. Что не могло не радовать. На въезде в Новосиб из-за ДТП опять встали в пробку. :( Увидев вот такой чудо, не смогла удержаться!!! Респект молодому папе!

В Новосиб мы приехали в 8:30 вечера, остановились ночевать у нашего друга. Он с еще двумя друзьями снимает трешку...

Ну в общем, переночевали мы и ладно. :)

15.07.

В Новосибе ночью +32. Спать не получается. :( Стартуем рано утром. Новосибирск—Омск. 650 км — и мы дома. В общем-то все прошло без происшествий. Ехали спокойно. Жара только вымотала нас сильно :(. В Омске были в 7 вечера. Было +38.

Грустно немного. Путешествие закончилось. Мы очень много на самом деле успели повидать на Алтае. Но еще остались места, куда обязательно нужно вернуться! Но это уже будет совсем другая история.

Мы очень хотим вернуться туда еще много раз :). Там действительно ЗДОРОВО! Надеюсь с подросшим Игорешкой мы доберемся до альплагеря Актру, совершим поход к Голубым озерам, на Каракольские озера, пройдемся по леднику. Да много еще всего интересного таит в себе этот чудесный уголок нашей страны.

И если подводить ИТОГИ

Пройдено 3 989 км.
Денег потрачено на все про все — 36 800 руб.
Один единственный штраф — 300 руб.
Поломок автомобиля — ни одной (ттт).

Удовольствия получено неописуемое!!! Впечатлений уйма!!!

И самое главное с годовасом путешествовать МОЖНО и даже НУЖНО!!! (у нас такой скачок в развитии после Алтая).

Сообщений: 2048
Молодцы, отличное путешествие. Мы с женой каждый год ездим на Алтай. В следующем году тоже поедем, но уже с нашей лапочкой-дочкой, которой в конце августа следующего года будет тоже годик.

классное путешествие.
молодцы.
Приезжайте к нам на Байкал.
О спорт, ты мир (жизнь) !!!

Молодцы, что ещё сказать!

Кузбасс.
Хорошо съездили! Отлично написали! Удачи!

На Алтае всегда было и есть и будет ХОРОШО! Для Всех. но ехать в такую даль с годовалым ребенком - это я называю ЭГОИЗМ родительский. Если машина сломается; если бэби затемпературит и т.п детские болезни и явления; в дороге больше 3 дней у ребенка отекают ноги, постоянно в 1-2 положении. Если сильно не втерпешь на отдыхаловку, дитя в таком возрасте оставляют бабушкам.
Мой отзыв: Mitsubishi Pajero Sport 2011

"И самое главное — с годовасом путешествовать МОЖНО и даже НУЖНО!!! (у нас такой скачок в развитии после Алтая)." - САМОЕ ГЛАВНОЕ НЕ СПРОСИЛ - САМИ ТО ОТДОХНУЛИ С РЕБЕНКОМ НА РУКАХ? ИЛИ НАМУЧИЛИСЬ? папаша скорей ДА чем НЕТ а вот МАМАШЕ похоже пришлось ХЛЕБНУТЬ! P.S.: у меня есть дети 6 и 2,5 годика, я их ЛЮБЛЮ, и я знаю что такое ехать на дальний бой с ребенком, наслышан.
New Pajero Sport - танк для города, болид для бездорожья.(с)

Счастья замечательным родителям и чудесному малышу! С малЫм на Алтай - смело! Зато сразу показали чаду самое красивое место на Земле :)
Subaru Forester SF5 (Old School only)

Новосибирск Академгородок
Молодцы ребята, столько знакомых мест...
Мы в этом году тоже семьей ездили с двумя детьми (полутора и пяти лет), но доехали только до впадения Чуи в Катунь.
Серый на сером :)
Outlander XL 3.0 2008

24>01
не поддержу предыдущего оратора.
у меня две девченки: старшая с 4, младшая с пребывания в животике начали путешествовать. сначала на недалекие расстояния (400-600 км), после года чуть подальше (1100-1800 км) вот ничуть не страдают. ни они ни я. у нас чаще получается путешествовать втроем (у папы не всегда отпуск попадает летом) и живем мы в палатке. нисколько не напрягает такой отдых.
а сколько впечатлений у детей после таких вылазок!

с детьми можно и нужно путешествовать. в т.ч. и на машине по нашей необъятной и удивительно красивой Родине.

ТС - молодцы и отчету 5.

Мой отзыв: Nissan March 1999

Мы с маленьким ездили первый раз на Алтай, когда ему полгода было. 2,7 тысячи туда и столько же обратно.
а в этом году мы с ним уже ездил вдвоем, он в качестве штурмана. Ему 3 года сейчас. Ребенку очень интересно было, вел себя просто замечательно!
ЗЫ: молодая мама просто великолепна!
drive2.ru/users/allex626
Mitsubishi Pajero Sport 2008, 4M41, МКПП (32", +4 см)
Opel Corsa D 2012

Toyota Corolla 2005

Супер!

томск
Молодцы родители!Вот так и надо воспитывать пацана.Пускай ходит по холодной воде и дышит свежим воздухом,а не с бабушкой дома сидит. В эти дни мы тоже были на Горном,стояли в палатке на слиянии Катуни с Яломаном.Так-же ездили смотреть белки.

Игорёха у вас молодец, отличный парень :) И вы молодцы, что не побоялись такого маленького с собой взять. Эхх, вспоминаю, как мы с мужем очковали, когда поехали с 1,5-годовалым Ильёй в хакасские пещеры... И как же зря - всё вышло более чем хорошо, в дороге вёл себя отлично, в палатке спал как убитый, разговаривать стал в три раза больше, вообще скачок в развитии был гигантский! Ещё и в пещеру сходил с нами :) Так что я только рекомендую детей с собой. Не, если настроиться на то, что вокруг будут одни сплошные неудобства, то так оно и будет. Но я, и тем более муж, их вообще что-то не замечаю, даже если хлопот чуток больше, то они ничто в сравнении с кайфом от настоящего семейного отдыха, когда все любимые люди рядом. За отчёт плюс!
PS: иногда было де жа вю прямо, некоторые фразы и предложения слово в слово как в моём прошлогоднем отчёте...

Немного бесят слова "деть" и им подобные... Но будем считать, что это моя проблема, а не проблема автора )

Мы с младшим когда ему было 8 месяцев ездили из Н-ск в Анапу
В этом году поехали ему уже 2.5 года было уже сложнее
KIA CEED / Opel Corsa

Хорошо отдохнули, молодцы. Фотки классные, особенно сейчас их смотреть, когда осень и дождь за окном:)
А с детьми надо путешествовать. Оставлять их дома - вот это эгоизм. А то "если", а "вдруг" - то вообще жить не стоит.
Так что ничего не бойтесь и в путь, навстречу неизведанному:)

Салехард
С Удовольствием прочитал! Спасибо!
Это от водки - это пройдет!

Всем, кто тут сомневается: если есть постоянный режим еды и сна у детей, можно путешествовать без проблем. С двумя уже даже гораздо проще - потому что есть огромный опыт, и вся работа идет на автопилоте. Ездили с двумя, никаких проблем не было в пути. Ну, вернее, не больше чем дома.
Ford Focus II хетчбек 2006 - 2010
Nissan X-Trail II 2011
Nissan Pathfinder 2013 LE
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2011

Молодцы земляки! красивые фото, если еще поедете, посмотрите в сторону Тюнгур - Инегень, Там, по дороге к Белухе, весьма интересные места!
Подрастет Игореня и будет джип....
Мы были там в том году с Женой и Дочкой (ей как раз год исполнился, праздновали в районе Кату-Ярыка).
Мы не ищем легких путей, нам лень!

Сообщений: 12077
молодцы! что там на катуярыке? как новую дорогу в долину строят? много еще осталось?
сам в шоке

GoodRon:
Никак не строят. Много осталось.

Так называемые "направления" (Улаган-Кату-Ярык, дорога за Еландой) на самом деле представляют собой отличные грунтовки, проходимые любым транспортом.
Направлениями называют дороги другого качества. Что-то подобное:

Симпатичная семья) Скажите,а как там дела с насекомыми в этот период?
мы были на Алтае в прошлом году (фест) - насекомых нет вообще! в р-оне Чемала, Ташанты точно. на Телецком были комарики вечером и пугали клещами.

одеяло - оно такое!

Молодцы! Да еще и с ребенком, это путешествие-подвиг )) Пять балов!

Александр IIй:
Александр, я немножко поясню нашу позицию. Во-первых, оставить ребенка бабушкам нет возможности по многим причинам. Самое главное - ребенок находится еще на грудном вскармливании. Во-вторых, мы неисправимые оптимисты по жизни. Поломка машины, болезни и т.п. - да, все это могло случиться, и мы максимально подготовились к возможным трудностям. Но "волков бояться - в лес не ходить!"

Что касается дороги - весь маршрут был построен исходя из режима дня ребенка. Все переезды по Алтаю были во время сна ребенка (утренний и вечерний сон по 2 часа). Все остальное время ребенок бегал, ползал, играл.

Александр IIй:
мы сами отдохнули - это чистая правда! Ребенок на руках был в основном только для того, чтобы сфотографироваться ( сами понимаете, что запечатлеть годовалое шило не так просто) или же в опасных местах (вблизи водопадов, обрывов). Очень много времени ребенок самостоятельно исследовал окрестности под нашим присмотром.

Отдых с ребенком - он есть! Просто он другой немножко! Мы старались совместить интересы наши и ребенка. Он очень многое увидел, запомнил, научился. И мы совершенно не мучились с ребенком. Скажу больше, через месяц после этой поездки мы отдыхали неделю с палатками в Казахстане ( 560км от Омска)- и все прошло очень даже хорошо.
Я поняла две вещи:
1) чем младше ребенок, тем проще с ним путешествовать;
2) ребенок счастлив, когда счастливы его родители.; он спокоен, когда спокойны мы. Главное - настрой родителей.

Симпатичная семья) Скажите,а как там дела с насекомыми в этот период?
Ни одного комара за все наше путешествие замечено не было. На т/б "Янтарный сад" было довольно много саранчи, но они нас совсем не напрягали.
Что касается клещей - ни одного (ттт), проверялись несколько раз в день.

Молодцы! Приятно и легко почитать и симпатичные фото! Вот только слово - деть, звучит как-то не совсем лаконично в вашем веселом рассказе. И прекрасно, что ребенок с самого детства путешествует с папой и мамой, и вы радуетесь все вместе!
Если ты рождён без крыльев, не мешай им расти.

Братск, Иркутская область.
Симпотичная у Вас семья.

молодцы!

Всё! Хватит с меня югов! Хочу тоже на Алтай!!!! Умнички вы просто!

Новосибирск Академгородок
июлька:
не поддержу предыдущего оратора...
Предыдущий оратор между прочим хочет и любит путешествовать - маму просто никак не можем уговорить... :)
Серый на сером :)
Outlander XL 3.0 2008

Горячий Ключ
Прочитал, посмотрел фоты, молодцы!
Бороться и искать, найти и не сдаваться!

Анапа
Молодцы...
>И самое главное — с годовасом путешествовать МОЖНО и даже НУЖНО!!! (у нас такой скачок в развитии после Алтая).
У нас так же было после поездки в Хакассию тоже с годовалой дочкой. Вот только мы неделю жили в палатке :). Все прошло на отлично.
Subaru Forester 04 2.0X MT, Honda Civic Ferio Vi-RS MT 99 (Продан).

KugaS:
да не..я пока пост набирала - двое ответили)))) это к Александр IIй относилось.

класссно!
молодцы!
Хонда - любовь
БМВ - мечта
Тойота - реальность

Молодцы, сынульке отдельно респект.

большие молодцы.

Саянский
Молодцы! Отчёт хорошо читается. Парень очень жизнерадостный! Красивая семья!

Молодцы! Так и надо! А в Артыбаше, гляжу, у Алёнки останавливались? Очень приветливые, позитивные хозяева!!! Как вы их нашли то?
Диагностика. Ремонт автоэлектроники.

vadim164:
да-да! у Алены были! Замечательные хозяева! А нашли просто - на сайте http://turistka.ru. Созвонились и заранее забронировали домик)

БАРНАУЛьск
насекомых нет вообще
заказ МикроАВТОБУСов 16-20 мест

озерск
счастья вам!!!!!!!! фото просто УЛЕТ!!!!!!
Мой отзыв: Toyota Blade 2007

Супер!!!
Пятак!!!....эттт эмоцыи!!!

Про отдых с ребёнком-поддержу полностью-ВСЕМ КЛАСС...И "ДЕТЮ",И РОДИТЕЛЮ.
За "ДЕТЬ"-отдельный респект...раньше не слышал)))
"Простоквашино"-дейс твительно РАЙ и СПОКОЙСТВИЕ...Швейцария...
Жизнь,это пьеса ...
И,не важно,длинная она,или нет...
Важно:КАК ЕЁ ИГРАЛИ)))

И ещё:АЛТАЙ ВЕЧНО НОВЫЙ ,НЕИЗВЕСТНЫЙ И ЗОВУЩИЙ!!!
Удачи в дальнейших познаниях АЛТАЯ!!!
Жизнь,это пьеса ...
И,не важно,длинная она,или нет...
Важно:КАК ЕЁ ИГРАЛИ)))

Хорошая поездка, а отчет просто отличный(женский/материнкий слэнг - делем вид что не замечаем) = 5+++
Поездки и отчеты еще будут?

Молодцы. Читаю и улыбка с лица не слазит. Тоже любим с годовалым ребенком поездить, бояться этого точно не стоит

Rupakoff:
Да не немного, а нормально так бесят. Велик и могуч русский язык.

GoodRon:
Строительство дороги, остановлено, вернее если быть точным просто стройка брошена, и продолжится ли это большоооойййй вопрос, ДА и на до ли эту дорог, жаль только горы попортили и бросили стройку

Андрей_55:
Да не немного, а нормально так бесят. Велик и могуч русский язык.
на женско-мамских форумах и не так говорят. Еще используют слова "ре" и "масик" )))

Молодцы ребята, так держать

И еще хотел сказать, по поводу с какого возраста ездить с ребенком на отдых, а в данном случае на Алтай тут каждый выбирает для себя сам, мы с 2-х месяцев Дочу возим (вернее все ездим) на Алтай, каждый год, сейчас ей 3,5 года, и проблем с ребенком в поездке, не больше чем дома, а детям там хороша чистота природы, горы, чистый воздух, я заметил дети прям значительно взрослеют после поездки.

Молодцы что сказать, мы тоже этим летом ездили с детями, девочки, 11 месяцев и 13 лет, в общей сложности 6500 км туда и обратно, ребенку наверно все понравилось :) только вот младшая ездить в машине после путешествия не сильно любит уже :)

омск
это ведь ещё автомобильный сайт? или уже женский журнал. Заголовок должен быть "Отчет о путешествии по алтаю на годовалой тойоте"№
AMK

мы с 7 месячным были на Алтае правда пару дней всего, а в 10 месяцев уже на Черное море поехали, проблем вообще никаких, за исключением стойкого нежелания сидеть в детском кресле...
а вот когда ребетенок будет чуть постарше долгое сидение в машине станет проблемой не только для него а для всех ))))
ОКНА ПВХ цены хорошие :)
Услуги по гибам любого профиля ПВХ

Для нас жителей равнины – виды Алтая не просто диковина, для нас Алтай это целый культ, начиная от принятия решения о поездке и составления маршрута, заканчивая отзывом о проделанном. Все что между этими двумя пунктами остается в нас, если не навечно, то точно на очень длительный срок. Большинство, единожды совершив поездку в Алтай обязательно вернуться туда вновь. Земляки Ваш отзыв просто замечателен, виды на фотографиях свежи и отличны от целого ряда представленных в огромном списке Алтайских отчетов. Ставлю Вам за поездку 5, а за смелость и решительность +. Победителей не судят. Спасибо! Отличный отчет!

Нск
Зря не спустились! Дорога там очень даже ничего! Лучше чем та, по которой вы добирались до перевала. Я спускался в дождь на едэхе (передний привод).
... если ты впередиидущий.

Отличный отчет, как будто заново все это пережил )))) Спасибо!!!

Сибирь-Матушка
деть???? нее,не слышал!
PRIMUS INTER PARES

Тоже плюсану, молодцы что не боитесь с малышом ездить, мы недавно с Казахстана, сыну 1,5 года, тоже море впечатлений

А что плохого в "деть"? Деть, ребзя, мелкий, карапуз, дите - все это уменьшительно-ласкательные слова ЛЮБЯЩИХ родителей.
Toyota Camry. 2000 г., американец.
Ждал целых пять лет для первого авто путешествия с дочей. Вот не давно вернулись с Алтая. но маршрут был выбран намного скромнее. Вообщем респект вам ребята, побольше совместных путешествий.

Молодцы!!! В вашу поддержку, скажу что у нас 2 детишек дочке сейчас 7 и сынишке 2, так с дочкой мы были на Алтае когда ей было 3 годика и доехали до Чике-Тамана через север Телецкого, а с сынишкой прошлым летом (ему 1 год) спустились по перевалу Кату-Ярык и доехали до Юга Телецкого Озера. Детишки вели себя послушно и мужественно, не капризничали и не кашляли! И им очень понравилось, судя по настроению.
BMW-X5 E53

Александр IIй:
"... и я знаю что такое ехать на дальний бой с ребенком, наслышан.
так знаешь или наслышан? это две разные вещи
MARK-II, 2001
KIA SPORTAGE, 2011
TOYOTA HIGHLANDER, 2011

Александр IIй:
Эгоизмом будет оставить ребенка с бабушкой ради своего отдыха, а вдруг машина, а вдруг температура, а вдруг ноги затекут со своими а вдруг сидите дома и не завидуйте. Отзыв отличный, удачи
Класс!!! Автор с чувством юмора,читать было интересно))) 5+!

В-А-Н-О:
так знаешь или наслышан? это две разные вещи
Знаю! - у меня 2 ребенка. Знаю, что теоретически можно ребенка и до Африки довезти в детском кресле, а на деле-это не так уж просто. А также близкие ездят на далнобой (что я не одобряю) с младенцами, и делятся впечатлениями.

Rupakoff:
меня так больше раздражает когда эти "любящие" мамаши называют ребенка "детеныш". По определению детеныш - молодое, не достигшее зрелости животное. Исходя из такой логики давайте назовем также "с любовью и уменьшительно ласкательно" автора статьи "самкой млекопитающего". Думаю такое определение будет мало доставлять радости автору.
А по поводу Алтая - там занимательные места есть, бывал там же этим летом. Всё время сравниваю отдых на Алтае и в Боровом и не могу определиться где мне уютнее.

P.S.
- не филолог и не лингвист
- свою дочь люблю

Cibzik:
Родители! ))) ваше ЧАДО вы и решайте. Некоторые чудаки собак на скейборд ставят, и крепят лапы к доске для Сёрфинга - потому что это интересно ИМ, хозяевам, родителям. а интересно родителям не означает интересно детям! Быть надо с ребенком рядом и окружить "Деть" условиями и развлечениями прежде всего в ЕГО интересах!!! Мои дети не были в горах в возрасте от 0 до 2 лет, так как мы посещали иные прекрасные места ближе к дому. Чистый воздух можно найти! он не только за 700 км от квартиры начинается )))) Вот как младшей моей исполниться 4 годика будем ездить семьей.
P.S.: нет бабушек у автора, вот и причина поездки с годовалым малышом.

Андрей_55:
У вас слово любящие в ковычках. Я же писал именно о любящих.
Говорите детеныш? Да и пусть хоть так называют, вам то какое дело? Они родители, любят своего ребенка. Так что их право.
Самка млекопитающего? С биологической точки зрения верно. Впрочем как и мужчин называть самцами, а женщин самками. Но в обществе принято немного иное название полов.
Так что не цепляйтесь до того, как родители называют свое чадо, а то такими темпами можно и обсуждать имя ребенка, его фамилию. Здесь все же отчет о путешествии, а не о том, кто и как кого называет.

Зы: мир всем!
Toyota Camry. 2000 г., американец.

За отзыв пятак! Молодцы! И правильно что с ребенком отдыхаете, это лучше чем он с бабульками сидеть будет и спрашивать где мама с папой!

пс: В Узнезе ачумительная база Феникс! В этом году там отдыхали, кайф!

Андрей_55:
Автор лишь улыбнулась на это предложение.
Давайте на автомобильном форуме не будем обсуждать как НАДО и НЕ НАДО называть ребенка родителям - это личное дело каждого.
Слова "мамаши" и "папаши" являются для многих такими же оскорбительными и неприятными, как, например, для вас слова "деть" и "ребеныш".

В своих будущих отчетах постараюсь избегать употребления подобных слов.

Александр IIй:
P.S.: нет бабушек у автора, вот и причина поездки с годовалым малышом.
У автора есть бабушки.
Нака:
Каждый родитель знает, что для его ребенка хорошо, а что плохо. Нашему ребенку хорошо и спокойно тогда, когда он с нами рядом. Считаю большим эгоизмом "свалить" своего собственного ребенка на бабушек.
Условия, развлечения и интересы для годовалого ребенка - еда, сон, свежий воздух, мама и папа. Все это у него было в поездке! Какие еще могут быть интересы у ребенка в 1 год?

Повторю еще раз: Отчет был написан не для того, чтобы устроить дебаты на тему "В каком возрасте можно путешествовать с ребенком?". Это личное дело каждого!
Отчет в основном для тех, кто ХОЧЕТ (!!), но побаивается (При подготовке к поездке на Алтай я нашла всего один отчет, где семья ездила на машине на Алтай с сыном 1,3 лет. ). Поэтому спасибо большое тем, кто в комментариях поделился своим опытом о поездках с маленькими детьми.

Нака:
Во-первых, оставить ребенка бабушкам нет возможности по многим причинам.
серьзно!? вот и я про то.
New Pajero Sport - танк для города, болид для бездорожья.(с)

Молодцы! Так и надо отдыхать семьёй и дать отдохнуть бабушкам, которые в молодости сидели с нами.
P.S. Пишу рассказ о поездке на море с полуторагодовалым)))

Белово
Автор, успокойся... :) Я не так давно писал отчет о поездке на Ниве на Телецкое ,у нас был 8-месячный ребенок. Так там про него практически никто не упомянул, зато прицепились к слову "недопривод", обвинили в экстремисском отношении к праворульным десятилетним японкам и начали учить, как на переднеприводной машине заезжать на Кату-Ярык, потому что я фото опубликовал, где грузовик иномарку в гору на тросе затягивает и . Зачем мне это нужно знать, и где я упомянул о нелюбви к ПР, я так и не выяснил. Ну, манера тут такая. Ты должен писать по шаблону, не делая ни шагу в сторону. Шаг вправо-влево - куча негодования. Ну, в твоем случае - вы хреновые, эгоистичные родители, ибо про младенцев тут почти не писалось. Я на городском форуме тоже много ахов слышал, когда народ узнавал, что мы далеко ребенка берем. Я ответил, что топить жалко, а оставлять с бабушками - приедем, а бабушки уже висят, качаются и пахнут. Пришлось взять с собой. :) У нас в городе с коляской по улице опаснее пройти, чем с собой ребенка в путешествие брать. Тем более, что чистый горный воздух ребенку явно полезнее городского, который ко всему еще и 4-е место по загрязненности в Кузбассе занимает. Вполне нормально ребенок переносит дорогу, нужно только чаще делать остановки. И чем больше таких поездок, тем меньше вероятности, что ребенок вырастет полубольным дитем асфальта, который без компьютера и сотового толком ничего не знает и даже костер разжечь не сможет, в случае чего. А тут и чистый воздух, и закалка, и навыки выживания (для ребенка это должно быть интересно). А то видел я, как на Алтае молодняк время проводит... Повторять не буду, а то опять понабегут критиканов, что я брюзга, себя то никому неприятно в нехорошем свете увидеть... Если интересно - https://travel.drom.ru/20651/ описал. Автору - молодцы!

Молодца!!!
Кто не ценит тепло, не знает, что такое холод.

Начинающий путешественник!!!!

луанраб
Только приехали с Кату-Ярыка!!!!! Очень красиво, жили у "Егорыча"
Грузоперевозки, квартиропереезды, город, межгород.

Очень классно! маршрут, отчет, фото, юмор, оптимизм - все понравилось. Я из тех кому без детей отдых - это уже не отдых. Первая поездка сына - в 3 месяца. Поэтому автора понимаю и поддреживаю

Тоже на приоре штурмовал Кату-Ярык....не удалось взять первый подём(такое чувство, что местные жители там сами ямы роют чтоб за деньги затаскивать).... уаз затянул, а дальше сам! Наверное, одно из тех мест, которое хоть раз в жизни обязательно нужно посетить!!! Отчёт и фотки КЛАСС!
Лада ГРАНТА 2012 Автомат Люкс RU

Барнео
Я поняла две вещи:
1) чем младше ребенок, тем проще с ним путешествовать;
золотые слова! сами мы приехали с долины Чулышмана буквально 2 дня назад (маршрут выходного дня), но наше чадо с бабушкой оставалось. все таки рановато так путешествовать в неполные 4 мес, да еще и в октябре))).
летом хотим туда вернуться - пацана с собой, ему как раз год исполнится.
читая такие отзывы сомнений точно не остается!

Молодцы! Замечательное путешествие! Приятно читать, заряжаете позитивом.Информативно. И приятно видеть довольного малыша, ну ни сколько не измученного и не опухшего. У нас соседка своего сыночка бережет- на улице +38 , все окна закрыты- вдруг продует, после садика каждый вечер она ему свечку в попу, чтоб не температурил, нос промываеткакими-то растворами- он же инфекцией дышал, и пр ахинею. Вот таких детей жаль, а таких родителей ...

Молодцы, хороший пример, что после рождения детей жизнь не заканчивается.

Очень понравилось и изложение и маршрут. Маршрут хочу взять за основу. Тоже вожу внуков с малолетства, нормально.

Отличный отчет! И познавательно и эмоционально. Глава семьи - Мужик! Супруга - умница и красавица (хоть сейчас на конкурс красоты). Сынишка (как его называть это только Ваше дело) - вообще чудо и море позитива. Спасибо.
С уважением, Юрий
PROGRES NC250, 1JZ-FSE, 2003 г.в. - был.
Тойота Аурис, 2014 г.в.

Приветствуем вас!!!
Это две семьи из Барнаула.
Помним вас отлично, особенно наши детки вспоминают Игорька и его щечки...))

Замечательное путешествие, ВОСХИЩАЕТ. А словечки "ДЕТЬ", "РЕБЁНЫШ", "ТРАНСПОРТИРОВОЧНЫЙ РЕЖИМ", меня лично развеселил и улыбка с лица не сходила пока читал, как-то необычно, нежно и колоритно, даже приятно на слух, вот в этих словах иногда и заключается вся ПРЕЛЕСТЬ рассказов. Молодец всё правильно и лаконично рассказано.
молчание ЗОЛОТО, потому и молчу, я за всё плачу...

МОлодцы то какие ребята)
тоже вконце июня планируем с годовалым ребенком съездить на Алтай
Прочитал, ещё больше воодушивились поездкой
inst: temych2083
ОСАГО и ТО
Ингос, РЕСО Альфа и др
+ Стр. ИПОТЕК, низк. тариф

Добрый день! Собираемся с годовалым ребенком на Алтай, за основу взяли Ваш маршрут. Скиньте ваш мейл, или аську, хотелось бы пообщаться с вами, может что подскажите.

Здорово!Молодцы!
С таким малышом далеко не каждый поедет...)

киселевск
классный отчет и выбор авто.
управляю японской мечтой
Мой отзыв: Toyota Carina 1997

Прочитал уже после Казахстанского вояжа и не пожалел! Стиль и фотки очень понравились.
Smikoff, Kemerovo-42, Opel Zafira 1.8 2012.
Merida Matts Pro-D 2011.

Новосибирск-Обь
СУПЕРРР!!!! Прям ностальжи... Мы ведь по всем этим дорогам катались в 2007м. По Кату-Ярыку спустились, а подняться не смогли на первом только подъеме. Ездили с экспедицией в 52 машины! Были мы тогда на 9ке. Поднял нас один хороший человек на джипе из нашей же команды 402km!

Тоже прочитала и узнала о вас после отчета "По дороге с облаками".

Костанай. Калуга. Омск
Отличный отзыв, отличное путешествие, лёгкий рассказ! вот теперь я ещё больше хочу поехать на Алтай. А те, кто меня отговаривают, мол, там же только на джЫпах ездят и лосями погоняют - видно - сами ни разу не были. Проехать можно! Ваш отчёт - тому подтверждение.
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012

Подскажите чем кормили дите в поездке, тоже планируем в этом году.

EtisAtis:
Подскажите чем кормили дите в поездке, тоже планируем в этом году.
Здесь ребенку 11,5-12 месяцев еще. Тут все было очень даже легко и просто. Он был на грудном вскармливании. Дополнительно кормили в основном пюрешками баночными и кашками безмолочными коробочными + фрукты (покупали в магазинах) +несколько раз простой супчик делала +покупала свежий Тему-творожок в местных супермаркетах + печенье/хлеб на перекусы.

В 2 года уже кормили тем же, чем и взрослых - каши, супы и т.д.
Большое спасибо!

Классный отчет, автор молодчинка!!! Попробуем в этом году проехать похожим маршрутом по Чуйскому.
Удачи вам и не болеть мелкому!!)))

Инженер
а на турбазе вы из какие продуктов еду готовили? с собой брали продуктов на 15 дней?

Хороший отчёт, собираемся проехать по такому же маршруты

Инженер
Продукты что-то с собой было - крупы, картошка и т.п. Что-то покупали в местных магазинах. Те же яйца, хлеб, фрукты, йогурты детские.

Александр IIй
Тупо...

Ездил на Алтай несколько раз. С женой ездил по Чуйскому тракту до Акташа. На рыбалку с друзьями на Чулышман, причем спускались вниз по перевалу на солярисах и поднимались на них сами.
Весной 2019 поедем по Чуйскому тракту с детьми, дочь 3 года и сын 8 мес. Как раз цветет маральник и очень красиво!

июлька
не поддержу предыдущего оратора. у меня две девченки: старшая с 4, младшая с пребывания в животике начали путешествовать. сначала на недалекие расстояния (400-600 км), после года чуть подальше (1100-1800...
Так и надо!

cfyznsk
Направлениями называют дороги другого качества. Что-то подобное:
Ты прав на солярисе 2017 года спускались с кату-языке и поднимались

Dmitriy__M
На бмв всем понравится)))

ЦРБ
Надо было еще пытаться

ror2000
Мы с младшим когда ему было 8 месяцев ездили из Н-ск в Анапу
В этом году поехали ему уже 2.5 года было уже сложнее
Самое интересное, что многие говорят, что с годовалым легче. А вот 2-3 года, надо ребенка занимать: мультики, рисовалки, игралки, вкусняшки и т.д. Сейчас прочитала отчет о поездке в Грузию молодой семьи с детьми 2 и 7 годиков. Очень рекомендую: https://travel.drom.ru/67860/

Елена Юрьевна
Вы что не поняли, это та же семья, только уже с двумя детьми. Время зря не теряют, молодцы.

Елена Юрьевна
Я просто порекомендовала понравившийся материал.

Andrey Razumenko
Александр IIй
Оставлять однолетнего ребёнка без родителей на такой срок - это и есть самый большой эгоизм.