|
Итак, побывав на Горном Алтае зимой и не достигнув цели, желание все же осталось и росло.
Описание предыдущей поездки можно посмотреть здесь.
Осень. Отпуск. А почему бы не рвануть в Горы на Золотую осень. Сажусь за компьютер. Вхожу в интернет. Тщательно изучаю все, что может пригодиться для поездки. Достопримечательности, карты, отзывы. Завожу файл. Записываю названия, расстояния, телефоны. Спустя пару недель имею представление о том, чего ждать, куда ехать, к чему готовиться.
Поездка планируется на четвертое октября 2010 года. Точнее, четвертого числа начинается отпуск, а поездка второго числа в субботу. Маршрут: Омск—Новосибирск—Чемальский район (База отдыха «Благодать») — Акташ — Ташанта. Обязательно посещение перевала Кату-Ярык и ночевка в Туэкте (подножье Белухи). А там и домой. Острый вопрос — погода. Интернет говорит: пасмурно и прохладно. Изучаю погоду за прошедшие года. Не сезон. Думаем о ночевках. Едим мы вдвоем с будущей супругой. Палатки отпадают. Нужна гостиница. Спасибо всем, кто писал о гостиницах. Номера телефонов оседают в файл. Окончательное решение не принимаем.
Отпуск уже не за горами, как вдруг начинаются проблемы. С работы не отпускают, нужно потерпеть неделю. Октябрь. Чем позже, тем холоднее. Не отчаиваясь, продолжаем сборы. Шестого числа захожу в интернет, смотрю погоду. Чудо. Солнце, тепло. Как раз на всю поездку по Алтаю.
Итак, 9 октября 2010. Я, Михаил и моя теперь уже жена Ольга на автомобиле Toyota Corolla Fielder 4WD с двигателем в полтора литра отчаливаем из Омска на зимней резине без шипов, штурмовать горные перевалы. С собой теплая одежда, одеяла и подушка. Консервы на всякий случай.
Первая ночевка у родственников в Новосибирске. Несмотря на то, что в предыдущий раз мы умудрились за день доехать до Чемала. В этот раз решили себя не мучить и получить удовольствие от поездки. Выезжаем в дождь. Трасса пустая. Редкие фуры. Идем не спеша. Лишь однажды налетаем на засаду. Знак «70» прощелкали. Видим, стоит экипаж, продолжаем ехать 90 и ВОТ. Не огорчились. К таким вещам были морально готовы. До Новосибирска (до Оби) 630 км. Отдыхаем. Ходим по родственникам.
10 октября. Утром в дорогу. Опять дождь. Впервые проехали через ГЭС. Штормило. Остановились сфотографировать. Ужасно холодно.
К Барнаулу небо несколько меняется. Едем не спеша, не более 100. Дорога подсыхает. Надежды на погоду усиливаются. Бийск проезжаем по подсыхающей трассе. Музей Шукшина. Остановка на реке Катунь где-то перед музеем. Обед.
Въезжаем в Республику Алтай без происшествий. ГИБДД нами не интересуется. И вот он, Горный Алтай, в Золотую осень.
Чудо сбывается. Выглядывает солнце. Настроение чудесное. Любуемся Бирюзовой Катунью. Едем в сторону Чемала до реки Куюм.
В устье реки Куюм встречаем домашнего верблюда.
Семь километров вверх по ущелью и мы на базе.
Ужин. Баня. Ночевка. Итого, пройдено еще 600 километров. Вспоминаем предыдущую поездку. Планируем выехать в 10. Однако, темнеет рано и мы понимаем, что часовой пояс наш, но мы на тысячу километров восточнее. Планируем выезд на восемь.
База отдыха состоит из деревянных домиков с централизованным отоплением. Терраса, прихожая, санузел с душем, спальня. Диван, стол, холодильник, телевизор, тарелка, кресло, чайник и посуда. Ужин в номер, после бани. Все удовольствие 3 080 на двоих.
11 октября
Завтракаем. Выставляем на навигаторе Акташ и в путь. Солнце. Фотографируем каждый угол. Едем медленно. Наслаждаемся.
Выехали к р. Катунь.
На реке лежит остаток утреннего тумана. В воздухе свежесть. На душе спокойствие.
Все берега раскуплены местными жителями и сдаются туристам. Однако не сезон и утро. Мы спокойно идем на берег и фотографируем. Природная Благодать окутывает сознание. Релакс.
Следующая остановка «Ботанический сад».
Далее, едем по трасе М-52.
Сворачиваем с трассы в поисках «Зообазы». Проезжаем за поселок и попадаем в весьма живописное ущелье.
На зообазе идем на экскурсию. Два десятка экспонатов. Птицы. Козы. Барсуки — только они спят уже.
Цесарки — милые, веселые создания.
Подъезжаем к Семинскому перевалу.
На перевале лежит снег. Но зимняя резина нам не пригодилась.
Хотя на ней спокойней. Вдруг заморозок.
Спускаемся с Семинского перевала. Делаем остановку. Голова чувствует себя не очень. Причем у Ольги она болит на подъем, а у меня на спуск. Обедаем и едем дальше. Небо божественно. Ольга обожает небо.
А вот и Онгудай.
За этим поворотом последнее известное нам место. Дальше мы не бывали.
Не могли не сфотографировать пуховых коз, пасущихся на горе. Крутизна — не описать, а они просто гуляют, причем их настолько много, что даже мы и не брались считать (голов 200 и более).
Вскоре начинается серпантин перевала Чике-Таман.
Это я. Любуюсь. Все ЭТО лучше видеть в живую.
Это зайчик (никакой это не хомяк) — пищуха сибирская: http://encycl.chita.ru/encycl/concepts/?id=2386
Спуск и подъем примерно одинаковы. Спустились. Привал.
Лошадки — это тоже наша слабость.
И тут я увидел нечто. Началась фотоохота. Все выкладывать не буду. Стадо бегало от Ольги, пока не было разогнано, а Ольга бегала, пока не была затащена в машину.
Позднее мы узнаем, что это не як, а овцебык.
Поначалу пейзажи те же.
И Катунь здесь тоже бирюзовая.
По-другому и не скажешь.
А дороги, по-прежнему, прекрасные.
Где-то там порог «Турбина». Едем дальше. Нам нужен ночлег.
Солнце прячется за горы.
Наша последняя достопримечательность на сегодня — водопад «Девичьи слезы». Он, конечно, красив. Но водопады виденные мной раньше куда живописней.
Под светом фар въезжаем в Акташ. Гостиница. Скромный номер из двух коек, стола и умывальника. Пельмени — 40 рублей порция. И спать.
Первый день в горах окончен. Шея болит. Восторг и удовольствие от увиденного.
12 октября
Просыпаюсь. Одеваюсь. Иду осматривать местность. Заодно купить хлеб. На улице -8 градусов. Стекла автомобиля затянуты. Зима. Лужи замерзли, лед выдерживает мой вес — 80 кг. Ветер. Кстати, автомобиль ночевал во дворе нашей гостиницы, за высоким плотным забором, неприметен с улицы. Что нас очень радовало. Завожу на прогрев. Выхожу пешком на трассу. Возле трассы стадион на нем пасутся коровы, покрытые инеем.
Но не все так мрачно. Сквозь изморось пробивается солнце. На душе поют «соловьи» и летает предвкушение чего-то нового, необычного, каких-то открытий. Мечты начинают сбываться.
Хлеб не куплен. Завтракаем пельменями. Обсуждаем следующий ночлег. Понимаем скудность нашего стойбища, но с другой стороны — дешево и уже все знакомо. Платим за следующую ночь и спокойно выдвигаемся к пограничникам. Ведь наша цель — монгольская граница, а после Кош-Агача требуется пропуск.
Пограничный отряд расположен при въезде в поселок, налево, как заканчивается бетонный забор. Встречает охранник. Излагаем суть. Предлагает пройти в специальную комнату и заполнить бумаги. Через полчаса выходит женщина. Проверяет бумаги. Задает вопросы. Объясняет правила поведения и… Тут-то и засада.
— Приезжайте за пропуском после обеда.
— Как после обеда?...
Ну да ладно. Меняем маршрут. Сегодня перевал Кату-Ярык.
Перед перевалом пытаемся купить хлеб. Отъезжаем от трассы к центру поселка. К своему изумлению видим цивилизацию с вполне приличными магазинами, демократичными ценами, достойным ассортиментом. В пекаренке покупаем горячий хлеб и булочки. Теперь можно рвануть за ощущениями.
На навигаторе выставляем «Улаган». Предлагает маршрут со свертком в 30 км от Кош-Агача. Открываем атлас автомобильных дорог. Никаких дорог на нем не отмечено. Едем вслепую. Из поселка выходит асфальтированная дорога и между гор устремляется вверх. Значит нам туда.
Асфальтированная улица, выводящая из поселка.
Асфальт прерывается. Начинается вполне проезжая, надежная, но трясучая дорога.
Первое высокогорное озеро — Чейбеккель.
Дорога устремляет нас вверх, и мы добираемся до вершины холмов, не покрытых лесом. Здесь попросту царствует зима. Свежо.
Полюбовавшись пейзажем, принимаю решение взобраться на ближайший холм и сделать панораму на 360 градусов.
Покрытое льдом озеро Сорукель и Курайский хребет с высотами до 3 200 м.
После нескольких покрытых льдом озер появляется озеро с водной гладью и отражающимся в них небом — Узункель.
И вот верхняя точка Улаганского перевала.
Традиционные алтайские ленточки на смотровой площадке.
Чике-Таман отдыхает. Вид со смотровой площадки в сторону Кату-Ярыка — божественный. Высота 2 080. На Семинском 1 730. Чике-Таман и того ниже.
Спускаемся по асфальту. Сомнений в правильности выбора зимней резины не осталось. Если здесь пройдет снег, на летней резине не то, чтобы ехать, стоять не удастся.
Наслаждаясь видами, спускаемся с перевала.
Едем по долине вдоль живописной реки Кубадру.
Проехали Улаган. Направление Балыктуюль.
Дорога вновь превратилась в дребезжалку. Но проезжую.
В Балыктуюль поворачиваем направо, через мосток и резко в гору.
Дорога поднимается на холмы. Камень отступает. Появляется мягкая почва. Ехать комфортнее и забавнее. Автомобиль все время ныряет то вверх, то вниз.
В какой-то момент появляются сомнения, не сбились ли мы с пути истинного. Но дорога нам нравится. Глушь нас не пугает, а манит. Решаем ехать вперед.
Дорога выводит нас на край холма и перед нами открывается резкий покат. Он нас тревожит.
Стиснув зубы, помаленьку продвигаемся вперед. Беспокоит то, что на обратном пути придется разъезжаться со встречными авто по краю пропасти.
Спуск. Оледенелая дорога. Двигаемся крайне медленно. Песок на дороге явно помогает резине.
Вот и показался Кату-Ярык.
Приехали. Спускаться мы не планируем. Отдых. Обед. Любуемся. Носимся с фотоаппаратом и выпученными от невиданного глазами.
Устали. Дорога оказалась сложной. Встретили полноприводные «Вольво» и «Прадо». Спросили, как им ехалось. На «Прадо» были довольны, а вот «Вольво» на летней резине пришлось не сладко. Все время таскало на льду. Решили в обратный путь вынырнуть до них. Чтобы в случае проблем было кому помочь. И правильно сделали. Хоть проблем мы и не испытали. Но дорога ухудшилась. Начало таять. Побежали ручьи. Опыт вождения по бездорожью в Западной Сибири огромный, а вот как это в горах на подъемах и спусках не было даже и в догадках.
Но наличие полного привода и коробки-автомат вкупе со всего лишь полуторалитровым двигателем оказалось достаточно, чтобы колеса ни разу не провернулись и заволокли нас обратно на вершину.
Ну а пока был перекур, мы полюбовались 600-метровым каньоном. Пообщались с местными жителями. Сфотографировали водопад, серпантин. Пронаблюдали подъем «Прадо» с прицепом.
Серпантин и река Чулышман.
Итак, возвращаемся обратно. Перевал позади. Первая остановка у груды камней. Возможно это разрытые курганы.
В Улагане пытались посетить музей. Но было поздно. Музей закрывается в 5:00. В пять мы и приехали в Улаган. По размышляв об остатке светового дня, решили, что времени сворачивать на проселочные дороги в поисках приключений уже нет. Смело ложимся в обратный путь. Прямиком на базу.
Интересный момент произошел, когда поднимались на Улаганский перевал. Едем медленно, любуемся. Сзади подъезжает «Нива» и как-то странно подлипает к нам все ближе и ближе. Думаю: дай прижмусь, сброшу скорость и пропущу, а то едем практически вровень. «Нива» проезжает. А мне набрать скорость вновь не удается. Коробка переключается на первую передачу. Двигатель набирает 4 000 оборотов. До этого он не набирал более 3 000. Оказывается, мы на самом последнем отрезке перед смотровой площадкой. Видимо, штурмуют его сходу. На обочине через каждые 20 метров стоят ящики с песком. Мы забрались.
Озеро Сорукель.
Вновь наслаждаемся озерами. Только теперь закат.
Озеро Чейбеккель. Темнеет. Дорога, пройдя Красные ворота, уходит резко вниз. Все время на тормозах под светом фар спускаемся в поселок. Усталость. Ликование души. Предвкушение следующего дня. Высокогорья.
Заезжаем на погранотряд. Получаем пропуска. И в гостиницу.
Пройденное расстояние незначительно. Бензина спалено около 17 литров. Расход в пределах равнины. Экстрим был. Алтайцы ездят слишком быстро. Несколько раз автомобили вылетали в лоб. Приходилось мгновенно жаться в обочину и даже вылезать дальше обочины. Им приходится делать тоже самое. Еще беспардонно ездят, посредине дороги, самоутверждаясь за счет приезжих, и выкидывают мусор в окна автомобилей. Ну да ладно, вся Россия культурой не блещет.
13 октября
Просыпаемся. Светает. 8:00 — выезжаем. Тот же утренний морозец. Окна замерзли. Вода в омывателе тоже. С трудом удается смотреть в лобовое стекло. В надежде, что по дороге авто прогреется, стекла отойдут и с трепетом в душе катим к Монголии.
Солнце яркое, но низкое. Испытываем трудности при фотографировании. Гора Куркурек в Северочуйском хребте (3 982 м) очень живописна, но достойное фото сделать не получается. Вершины белые, освещенные солнцем. Растительность у подножья в тени. Просто темный фон.
Дорога не так резко как на Улаган, но все же уводит нас вверх, вдоль Курайского хребта.
Она по-прежнему широкая и ровная.
Начинается Курайская степь. Высота горы 3 260 м.
Справа и слева от степи тянутся горные хребты: Северо-Чуйский и Курайский.
После Курая начинаются марсианские пейзажи.
Очередной памятник «Архитектуры». Холодно. Из машины выходить не хочется. Одеты тепло, но ветер пронизывает. Лобовое окно оттаивает. Солнце упорно светит в глаза. Лобовой ветер. Мотор прогрет, а омыватель не оттаивает.
Речка. Спускаемся под мосток позавтракать. В ложбинке теплее. Края реки заледенели.
Справа видим Чую. Спускаемся с трассы, едем к воде. Прыгаем по камням. Камни покрыты каким-то гипсом. Берег во льду.
За рекой деревушка — Чаган-Узун. Живописный мост. Местность напоминает сквер в центре города. Фотографируем окрестности и вид с моста.
Устье одноименной с селом реки.
После свертка по левой стороне источник. Спешим набрать воды. Читаем табличку. Заманчиво. Набираем много воды. Вода холодная, вкусная, не газированная, с небольшим привкусом, видимо, того, что написано на плакате. Позднее вода согреется и вкус станет более ярким.
Как и до Акташа, встречаются диковинные декорации ландшафта.
Курайская степь сменяется Чуйской. Становится несколько теплее.
Не менее живописный Южно-Чуйский хребет с пиками до 3 900.
Вновь, как в районе Онгудая, горы расступаются, и дорога бежит по степи.
Пейзаж особо не меняется даже за 10 минут. Становится несколько скучно. Набираем скорость. Все, что нам еще интересно — это монгольская граница. Проезжаем Кош-Агач. Крупное село. Множество заправок. Ощущение того, что всех жителей выгнали на улицу. Людьми все просто кишит. Русских нет. Алтайцев здесь представляют казахи. Они мигрировали в эти края в 30-х годах. В тех самых, которые бывший украинский президент пытался назвать Голодомором. В Казахстане голод был тоже. Один миллион погиб. Один мигрировал на Алтай, в Монголию и Китай. Очень забавно было встречать среди местных алтайцев родственников наших земляков из южных районов Омской области — казахов. Поначалу удивляли надписи на казахском языке. Позднее понял: язык алтайский имеет незначительные наречия отличающие его от казахского.
Итак, судя по навигатору и опыту пройденной части степи, там, где сходятся горные вершины, и будет Ташанта. Педаль в пол, скорость писать не буду (болезненно реагируете).
Так и есть. Ташанта. Заканчивается поселок таможенным терминалом. Этого я не знал. В моем представлении до границы 30 километров и подъем с 2 200 до 2 480 на перевал Дурбэт-Даба. Никто в предыдущих обзорах не написал, где заветная точка путешествия. Так что, обломчик. Полюбоваться с горы на степь, как это было на перевалах, не удастся. И даже краешком глаза взглянуть на Монголию, тоже не удастся. Ложимся в обратный путь. Переизбыток времени. Даже не наступил обед. Ветер дует попутно, солнце высоко. Наслаждаемся пейзажами.
Оцениваем отару овец и коз. Подъезжаем, общаемся с пастухом. Русский ему дается трудно. На вопрос: «Скоко стоит живой баран?», получаем поистине хитрый восточный ответ: «Как договоришься». Меняем вопрос: «Сколько, примерно, стоит полугодовалый живой баранчик на племя?». Получаем ответ: «Тысяся». Довольные от общения едем дальше.
Реки в степях спокойные, с редкими перекатиками.
Как и положено Казахстану, все кладбища вдоль дорог. (Выложим фото только одного кладбища). Все кладбища кардинально отличаются друг от друга. И не одно из них не похоже ни на кладбище сибирских татар, ни на кладбища Казани ни на кладбища под Астаной. Забавный этнический парадокс.
В Кош-Агаче находится войсковая часть. По фото понятно — кто и что.
Забавные пересохшие реки с глубиной метра три.
Избыток времени толкает на размышления — чем еще занять себя сегодня. Внутренний голос все время дергает за рукав, подсказывает — езжай к снежным вершинам. Открываем атлас автомобильных дорог. Видим деревушку Бельтир у подножья Южно-Чуйского хребта, часть дороги до которой асфальт. Значит, нам туда дорога. Сворачиваем в Ортолыке налево. Натыкаемся на реку с забавным для РФ дорожным указателем. (А ведь в этом направлении граница с Казахстаном) Перебираемся через мосток, опять марсианские пейзажи. Виляя, дорога ведет к горам.
Река, с забавным названием «Чуй», создала полуостров в форме сердца.
Асфальт заканчивается. Начинается дорога отсыпанная булыжником. С трудом идем 50 км/ч. Колья.
Описывать деревню и выкладывать фото не будем. Пьяные мужики подпирают завалинки половины домов. Заборов нет и не было совсем…
Судя по карте, в 50 километрах от нас горный перевал Карагем с высотой 2 800. Такой высоты не было нигде. Однако нам на него попасть не суждено. Указателей за поселком нет. Дорога расходится. На картах — пусто. Навигатор сам не знает, чего хочет. Рисует озера. Река Чаганузун раздваивается.
Выбираем левый рукав. Едва пробираемся по крупной гальке. Наслаждаемся живописными пейзажами долины. Как выяснили позднее — это дорога на озеро Акколь. На перевал дорога прямо.
Встречаем колонию сурков. Забавно — тявкают, как собаки.
Дорога приводит нас к камням. При нас грузовая «Газель» раскачиваясь на камнях, лезет вверх. Пройдясь пешком и взглянув на дорогу, ехать вперед отказываюсь. Жалко «коняку». На предыдущей бампер отрывал. Дорого чинить. На рамном авто вполне можно двигаться дальше.
На картинке дорога гладкая. В жизни, на скорости в 30 км/ч, зуб на зуб не попадает. Обед утрясывается за пять минут.
Остановились в центре долины, я решил подняться на сопочку, осмотреть окрестность с холма. Ольгу оставил внизу полюбоваться сурками, да одному мне быстрее будет зайти наверх. Камни, песок затрудняли быстрый подъем. Ну вот, я здесь. Все исхожено козами, это видно по узким тропам строгой направленности. Вид сверху удивительно богат, несмотря на выраженную скудность растительного покрова: редкие колючки. Сквозь объектив камеры с 30-кратным зумом полюбовался снежными вершинами гор высотой 3 700, на которые так хотелось попасть.
Уазик вжаривает.
Местный стадион, он же бассейн.
За этими горами Чуйский тракт и наш Акташ.
Выезжаем на тракт. Спускаемся к Чуе.
Возвращаемся в гостиницу. По пути у заправки встречаем экипаж ДПС. Демонстративно сворачиваем за один переулок до них в поселок и объезжаем по поселку. «Береженого — Бог бережет».
По дороге успели погонять яков, заехать на турбазку из деревянных домиков, посмотреть, что можно получить и за какие деньги. Залезли в пещеру. Она оказалось в глубину 1,5 метра.
Ночуем в Акташе.
14 октября
Изначальные планы: Акташ—Тюнгур. Усталость от дорог дает о себе знать. Подумываем о маршруте: Акташ — Благодать. Оставим Тюнгур на потом.
Выезжаем около 10 часов утра. Солнце светит в спину. Освещенность хорошая. Не спеша, с остановками на каждом углу, двигаемся по знакомой дороге. К Акташу мы подъезжали вечером, усталые, с мыслями о ночлеге. Теперь же мы смогли восполнить утерянный слой эмоций. Полюбоваться природой в лучах утреннего солнца.
Снова встречаем немножко коз и овец.
На этот раз к верблюду не пошли. Приелись.
Увидели сверток. Смотровая площадка. Бирюзовая Катунь. Такая же бирюзовая, как и при въезде в Горный Алтай. Достаем записи. Проскочили слияние Катуни и Чуи, Порог Турбина, находимся у моста через Катунь.
Едем к мосту.
Возвращаемся к Устью Чуи.
Любуемся порогом Турбина.
Вновь начинаем останавливаться на каждом углу. На улице потеплело. Пятнадцать градусов. Мечемся в поисках петроглифов. Кафе в Чуй-Оозы по-прежнему закрыто. Людей нет. Не найдя искомого, махнули рукой и подались на Чике-Таман.
На берегу, по аромату, нашли травку, которую нам запаривали в баньке.
Подъехали к перевалу. Солнышко несколько поубавилось.
Наконец-то нашли источник. Им оказалась лужа с мусором. Ни в какое сравнение с источником под Кураем он не идет. Воду пить из него не захотелось.
Забавную картинку рисовал навигатор на перевале Чике-Таман.
Доехав до Нефтебазы, поразмышляли — куда ехать дальше. Свинцовые тучи подсказали нам, что нужно сделать. Зашли в кафе и от души натрескались. После скудной кормежки в Акташе, здесь показалось вкусно и сытно. На сытый желудок свинцовое небо удручать перестало. Двинулись на Зообазу.
По всему горному Алтаю на дорогах бегает скот. Под Шебалино даже поросята. Остановившись на обочине, любовались лошадьми. За 15 минут, скрип тормозов услышали шесть раз. Народ на джипах сначала пытался сигналить и нестись на скот. Затем резко тормозил, практически упираясь в животных, которым точно все фиолетово. Затем, дождавшись, когда пройдут, уезжал. Жалко скотинку, живет на грани жизни и смерти.
В Черге свернули в зубрятник. Народу не было. Экскурсовод, за 150 рублев, покатал нас на нашей машине по территории зубрятника. Показал стадо с молодыми зубрятами, сосущими матерей. Особенно понравился старый зубр, который стоял у въезда. Он подходил к забору. До нас оставался метр. И создавал проблемы с въездом и выездом.
На этом интерес к Горному Алтаю у нас был полностью исчерпан. Мы переключились на вторую цель поездки — приобретение молочных коз. Активно общались с местным населением. Исколесили весь Чемальский район. Заночевали в гостях у незнакомых нам людей. Поужинали, пообщались и сутра под дождик двинулись прямиком в Омск.
15 октября
10 утра. Пасмурно. Грузимся — и в Омск. Половину постов ДПС пришлось посетить. Банальная проверка документов. В Новосибирск заезжать не стали. На трасе Новосибирск—Омск измучались с фурами. Столько их мы не видели никогда в своей жизни. Мучаясь от света фар, нескончаемых верениц, под дождем в час ночи мы пересекли границу с Омской областью. Заночевали у родственников и на этом можно поставить точку путешествию.
Пройдено 4 000 километров. Расход бензина, несмотря на автоматическую коробку, полный привод, дождь и горные подъемы — не превысил 8 литров. Самый дешевый бензин в Новосибирске и Алтайском крае. Вам негласно при заправке более 10 литров цену скинут до 21 и даже 20 рублей. Проблем с этим бензином не было. Самый дорогой бензин в Акташе — 24 рубля. Это на 30 копеек дороже Омска. Ведь в Акташе нет железной дороги и аэродрома. Бензин туда доставляет бензовоз, петляя по горным перевалам. Качество бензина отменное. Полуторалитрового двигателя хватало на перевалах. С омским бензином и на ровной трассе бывает трудно разгоняться.
Автомобиль сюрпризов не выкидывал. Год производства — 2004. В РФ до нас не эксплуатировался. Русскими механиками не чинился. Значит, ломаться нечему. (Масло и тормозные колодки и пр. я меняю сам).
Из негатива ничего яркого не выделю. Стекла в авто на стоянке, как это делают в Казахстане, не выбивали. Вымогательств со стороны чиновников не было. Кормежка скудная — видимо, не сезон.
Затраты:
Итого: 14 000 руб. Вместе со штрафами. На двоих.
Расстояния:
Желаем всем удачных поездок!