Из Новосибирска в Крым на Toyota Isis

19.09.2012 | 28526 просмотров

Всем привет.

Для начала. Для тех кто любит краткость, кто читает исключительно для получения нужной, полезной информации.

Автомобиль — Toyota Isis 2004 г. в.
Экипаж — я и дети: Саша 13 лет, Валя 10 лет (оба мальчики).
Путешествие с 02.06.12 по 23.06.12.

Нитка маршрута туда: Новосибирск—Омск—Ишим—Тюмень—Екатеринбург—Пермь—Казань—Нижний Новгород—Москва—Курск—Белгород—ТАМОЖНЯ—Харьков—Мелитополь—Джанкой—Старый Крым— Судак. 6,5 дней из них 1,5 дня в Москве.

Обратно: Судак—Старый Крым—Джанкой—Мелитополь—Мариуполь—ТАМОЖНЯ—Ростов-на-Дону—Калач-на-Дону—Волгоград—Саратов—Пугачёв—Самара—Уфа—Челябинск—Курган—Ишим—Омск—Новосибирск. 4 дня из них день в Волгограде.

Поездки по Крыму

Коктебель (аквапарк, морская экскурсия к вулкану Карадаг, купание в кратере вулкана с удивительно тёплой водой).

Мыс Меганом (перед мысом хороший чистый полупустынный песчаный пляж, чистая вода. На самом мысу, небольшие стоянки, с каменистым дном, изобилие крабов, мелководье, можно уплыть метров за 200-300 от берега, отдохнуть на подводном камешке, поплавать с рыбками).

Судак (Генуэзская крепость, оборудованный песчаный пляж, но вода не очень чистая, много народу);

Новый Свет (чистый песчаный пляж, чистая вода, Тропа Голицина, Грот Шаляпина, в котором он ни разу не был, скала для прыжков в воду с большой высоты, пиратская бухта с чистым каменистым пляжем, можно доехать на морском такси, небольшие бухточки в скалах, удобные для купания, ныряния на глубину, Голицинский завод шампанский вин, экскурсии с дегустацией, музей Галицина).

Поездка на гору Ай-Петри (крутой серпантин на высоту 1 200 м, можно подняться на канатной дороге, наверху обзорная площадка, недалеко три оборудованные пещеры, экскурсии на квадрациклах и лошадях).

Спуск с Ай-Петри в сторону Бахчисарая (крутой серпантин, Большой каньон с водопадами).

Севастополь (спокойный огромный песчаный пляж Учкуевка, в окресностях пляжи на любой вкус, Графская пристань, Океанариум, Диорама, Малахов курган, Сопун Гора, Панорама.

По дороге ночевали в машине, в Крыму базировались в Судаке и в Севастополе у родственников.

Общий пробег — 10 500 км.
Средний расход топлива — 6,5 л/100 км.

Потрачено примерно 60 000 руб, из них примерно 20 000 на бензин, остальное на питание (в дороге в среднем 500-600 руб. на троих в кафешках), развлечения, экскурсии, вина, коньяки, шампанское домой.

Самый дешёвый бензин (92) в Новосибирске 25,5 руб/л, Самый дорогой в Крыму примерно 44 руб./л. Средняя стоимость в европейской части России — 27 руб.

Рекомендации

Собираясь в дорогу, запаситесь топливными, скидочными картами, можете сэкономить до 10% средств. В Сибири до Ишима, а по северной дороге до Перми, распространены заправки «Газпромнефть», дальше они встречаются только в Подмосковье (не путайте с «Газпромом», заправки оформлены в абсолютно одинаковом стиле, но карты «Газпромнефти» на них не работают). В европейской части распространены «ТНК», на Украине они тоже встречаются, но бонусами по карте можно воспользоваться только через 14 дней. Гораздо меньше встречаются заправки «ЛУКОЙЛа», но они есть почти везде, в том числе и на Украине, но бензин на них, как правило, дороже. Российские Лукойловские карты действительны и на Украине, а вот если вы оформите карту на Украине, в России она работать не будет.

Если ваша машина питается газом, проблем с заправками небудет нигде по дороге.

В дороге не останавливайтесь в маленьких кафешках. Внешнее оформление может быть обманчиво. Можно нарваться. Выбирайте места, где питаются дальнобойщики, они лучше вас знают, где безопасно харчеваться.

Если у Вас есть какая-нибудь социальная карта или удостоверение (к примеру многодетной семьи, как у нас) возьмите с собой, Вас ждут приятные сюрпризы. На Украине они тоже работают, можно получить скидку от 50% и до бесплатного посещения музеев, выставок, аквапарков и т.д.

Приехав на место, спрячьте свою симку, как можно дальше. Я на это попался. Непонятно за что с меня после пересечения границы начали списывать за какие-то услуги, которые я не заказывал. В результате за несколько дней с моего счёта списали полторы тысячи рублей и без всякого предупреждения заблокировали телефон, в самый нужный момент. До сих пор разбираюсь с сотовой компанией, пока безрезультатно. А там пришлось брать местную симку, кстати стоит копейки и звонки в Россию очень дешёвые. Причём, звонки на стационарный телефон, дешевле, чем звонки на мобильный.

В дорогу лучше запастись сумкой-холодильником. Оправдывает на все 100%. Постоянно прохладные минеральные напитки, фрукты, йогурты, успешно утоляют жажду именно прохладные, а не холодные, так как такие автоустройства понижают температуру как правило на 15-20 градусов от окружающей среды, а больше в дороге и не надо.

Навигатор «Навител», справляется со своей задачей вполне успешно. Но по Украине ещё не мешает добавлять и свою логику. А то можете уехать с автострады через какой-нибудь посёлок по ухабистой, но более короткой дороге. В конце посёлка снова выедете на эту же автостраду.

Вот вкратце и всё. Надеюсь, мой опыт кому-то пригодится.

Ну, а теперь для тех, кто любит более подробные меланхоличные рассказы.

Началось всё ещё зимой. Когда наша, уставшая от домашних хлопот и каких то очередных выходок детей мама, сказала: «Езжайте-ка вы летом в Крым. Я хоть отдохну от вас», — мы со старшими сыновьями Сашей и Валей переглянулись и решили: «Пока Аполлон в добром расположении духа, нужно действовать». Позже наша мама уже несколько раз пожалела о своей минутной слабости, но было поздно. До отпуска ещё полгода, но собираться начали заранее. Младшего сына Руслана (ему 2 года), решено, так и быть, оставить маме, чтобы ей скучно не было. Пять лет назад мы уже ездили на машине в Крым, тогда всей семьёй, отчёт можно прочитать тут: https://travel.drom.ru/9902/, https://travel.drom.ru/9910/, https://travel.drom.ru/9918/

Подготовка началась с автомобиля.

• Заказана через интернет хорошая голова (на машине стояла старая полурабочая), с навигацией «Навител», с TV, DVD и многими другими полезными в дороге функциями, которые в общем не понадобились. Продавец, по моей просьбе, любезно установил с российскими, ещё и украинские карты.
  • В телефоне (Nuvifone garmin/asus A50) штатно прошиты два навигатора «Гармин» и «Навител». На всякий непредсказуемый случай к ним добавил ещё Гугл и Яндекс-навигации, ну и «Дубль-ГИС» для комплекта. Заблудиться с таким набором трудно. Его же решил использовать, в качестве видеорегистратора. Установил программу, картинку он даёт приличную, по качеству лучше, чем китайские мыльницы-регистраторы, в изобилии продаваемые по смешной цене.
  • Куплены чехлы на сиденья, давно собирался, но теперь повод реальный.
  • Диски литые красивые, на старых кривых штамповках ехать не хотелось.
  • Установил дневные ходовые огни.
  • Камеру заднего хода.

Хотел обгонную камеру поставить, но отговорили владельцы таких девайсов (не знаю, как правильно слово пишется). При ярком солнце особенно, когда на экран попадает блик. Видимость очень плохая. Музыка и навигация отключаются при включении камеры, если изображение выведено на головное устройство. Отдельный монитор ставить не хочется. В результате поставил «Кругозор» (два зеркала по принципу перископа) и не пожалел. В дороге проблема с высматриванием встречьки отпала.

Поставил в салон розетку 220В, 500Вт, для всяких мелких электрических нужд в дороге.

Накануне перетряс, проверил всю подвеску. Поставил проставки, приподнял сантиметров на 3-5 примерно. Пришлось пятнашку выложить в общей сложности. Учитывая, что машина куплена два года назад и до сих пор в ней только жидкости менялись, вполне приемлемая цена.

Месяц до отъезда. Решил докупить, установить круиз-контроль. Педаль газа в машине слишком мягкая, в результате на неё не давишь ногой, а наоборот, нога как бы в подвешенном положении, стоит расслабить и под тяжестью ступни, педаль опускается, скорость возрастает. Постоянно приходится ступню вверх поддёргивать. По городу всё равно, а вот по трассе.,, Уже после 200-300 км правая нога затекает, начинает ныть. Поэтому решил круиз поставить. Заказал универсальный Waeco. Пришёл быстро, установка несложная. Установил сам. Включил. Не работает. Долгие телефонные переговоры с представителем сервисцентра, попытки запустить различными схемами, результата не дали. Ближайший представитель производителя в Москве. Это и определило наше отклонение от маршрута. Предлагали вернуть круиз почтой, я решил заехать сам. Дети были рады. Давно уже просились посмотреть столицу нашей родины. Раз так всё складывается, решили задержаться в Москве на денёк, походить по музеям.

Параллельно подготовке машины готовилось снаряжение, ласты, маски, трубки. Купили походную газовую плитку в чемоданчике с баллонами из-под дихлофоса. В общем делалось всё, чтоб у нашей мамули и мысли не было на попятную пойти.

Знакомый (занимается ремонтом и обслуживанием ноутбуков), буквально подарил за 2 000 руб, (по цене металлолома) «Ровербук» двухъядерной в хорошем состоянии, но без батарейки. Вот и розетка в машине пригодилась. Докупил к нему мобильный модем. Отдал его детям на растерзание, они наставили туда игрушек, закачали фильмы, мультики. В дороге скучно не будет.

И вот! Ура! 01.06. Последний рабочий день. Завтра отпуск. В этот же день собираем вещи. В планах выехать 02.06 в 6:00. Ах, мечты… мечты… В чём Ваша сладость? Долго не могли улечься спать.

02.06. Суббота

Проснулись в 7:00. Пока спускали оставшиеся вещи, пока вспоминали, что забыли… После недолгого прощания, выехали в 10-м часу (планировали выехать не позже 8:00).

Хочу сразу извиниться перед читателями. Записей не вёл, поэтому все цифры, цены из памяти. Возможны мелкие неточности. Прошу ногами не пинать.

Только выехали вспомнил, что кроме автомобильной аптечки ничего не взяли из медикаментов. Заехали, накупили целый кулёк (в результате всё домой привезли). Вспомнили, что едем за границу и не мешало бы на мобильники деньжат добавить. Остановились у мобильного центра и тут замечаю, что заднее колесо приспущено. Вовремя остановились. Заехали в шиномонтажку. Так и есть. Гвоздь. Отремонтировали. Границу города пересекли только в одиннадцатом часу.

Первые 700 км до Омска. Монотонная скучная дорога с хорошим покрытием.

За Барабинском остановились пообедать.

В полосатой Майке Саша, в синей Валя.

Развернули плитку, вскипятили воду, заварили лапшу. Комары не дали насладиться окрестными пейзажами, часть лапши пролито. Быстро собираемся, едем дальше.

В районе 18 часов проезжаем Омск по объездной. Дети изрядно проголодались. Проезжаем за Омск останавливаемся в харчевне «У Михалыча». Отличная солянка, вкусная свининка и обалденные беляшики, их дети будут вспоминать всю поездку.

Первый день ехали в стандартном варианте, я за рулём, дети на втором ряду, вещи в багажнике. Иногда, кто-нибудь пересаживался вперёд. На первую ночь разложили второй и третий ряды в кровать, вещи распихали под сиденья, пассажирское кресло свернул, на его место уложили сумки, да так и оставили на всю поездку. Сзади большой диван, на котором дети, что хотят, то и делают, спинки 3-го ряда опустят — спят.

Поднимут — сидят с вытянутыми ногами. Ноутбук включали, когда надоедало в окно пялиться.

Им даже понравилось так ехать. Пока раскладывали, напустили полную машину комаров, потом на ходу пытались выгнать. Смеркалось. Где-то отвлёкся и поймал правой стороной большую яму, хотя дорога вроде была отличная. Откуда она взялась?... Думал, всю подвеску вырвет. Остановился посмотреть, вроде всё цело, колёса на месте. Вся морда машины в трупах насекомых. Пока протерал фары, комары устроили пир. Дети сбегали в кустики, прилетели, как ошпаренные. Валя вляпался в какую-то вонючую гадасть, вывозил ноги. Дальше нужно было видеть эту картинку. Я пытаюсь водой отмыть Вале ноги, не пускаю его в машину, он, как вертолёт, машет руками, пытается разогнать комаров. Саша стоит в открытых дверях и грудью перекрывает путь комарам в машину. Взбодрились. Поржали. Изрядно покусанные садимся, едем дальше, опять выгоняем комаров. В районе Ишима были в районе 24:00. Я решил ехать через Екатеринбург и Пермь, этой дорогой я никогда не ездил. Как я потом пожалел, о этом решении. Дети умотались. Опустили спинки третьего ряда, улеглись спать на ходу. Я решил, пока не совсем устал ехать до упора. В районе четырех проехали Тюмень. Тут меня упор и догнал. Светало, нашёл невзрачный съезд с трассы. Заехал в кусты. Откинул сиденье и отрубился.

03.06. Воскресенье

Проснулся в 7 часов от того, что кругом комары. Когда ехал, пассажирское окно было открыто маленькой щёлочкой. Закрыть забыл. Через неё эти кровопийцы и налезли. Дети спят с головой в спальниках. Делать нечего. Завёл машину поехал дальше, открыл окна, проветрил комаров. Дети проснулись часам к 9. Спали как убитые. Первый вопрос: «Папа ты что вообще не спал? Где мы едем?».

Остановились в каком-то кафе. Умылись, попили кофейку с булочками и двинули дальше.

11-12, проехали Екатеринбург. Погода испортилась, похолодало, нашли какой-то симпатичный ручеёк, на берегу которого решили отдохнуть, пообедать. Комаров нет. Вскипятили воду, заварили какую-то дрянь, быстрого приготовления, дети бутербродов настрогали. В целом неплохо поели и отдохнули. Поехали дальше и тут началась. Пермская область. Ёперный театер!!! Какие тут дороги?! В некоторых местах, ощущения, что ремонт не проводился с 90-х годов. Ямы, выбоины, глубокие трещины через всю дорогу. Думал, колёса там оставлю. По дороге встретилось поле с неизвестными нам цветами. Остановились отдохнуть.

К Перми подъехали только к вечеру и тут новый сюрприз. Дорогу строят. Конец выходных, все едут домой. Пробка растянулась километров на 10. Тащились больше часа, до перекрёстка на котором все в город сваливают. Дальше участок отличнейшей дороги, но недолго. Поужинали в придорожном кафе. Дети отрубились где-то в дороге, я ехал, сколько смог, остановился часа в два где-то в леске.

04.06. Понедельник

Проснулись все часов в 7. Выспались хорошо. Вскипятили воду под кофе, позавтракали бутербродами. Поехали дальше.

Этот день особо ничем не запомнился. Дорога среднего качества, в основном, по две полосы в каждом направлении, много участков, где ведутся ремонтные работы. В районе Казани много радаров. Стоят, как правило, на прямых скоростных участках, вблизи всегда штатская машина, но никого не останавливают, только фиксируют нарушения, видно, штрафы по почте отправляют. Планировали в этот день доехать до Москвы, но произошло событие, которое нас немного задержало.

Позвонила супруга, предложила попробовать выйти на видеосвязь по Скайпу. До этого все попытки были неудачны. Остановились. О, чудо! Связь удалось настроить. Поговорили, пообщались, пора ехать. На дорожку, в кустики. К машине подхожу, заднее правое колесо почти полностью спущено. Вспоминаю, что последние километры замечал, что машину как-то болтает. Списывал это на боковой ветер. Рукой по колесу провёл, вот он гвоздик. Поставили докатку, поехали, через 500 м за бугорком шиномонтажка. Заехали. Проверили колесо, накачали, в одном месте вспухло. Как вовремя супруга нам позвонила! Ещё бы пару километров по такой дороге и колесо уже не подлежало бы восстановлению. Заклеили, поставили большую заплатку, усиливающую корд. Устанавливаю колесо. Что за фигня? Новый блестящий диск поцарапан, по периметру две глубокие борозды. Диск испорчен, видимо, когда на станке покрышку снимали, чем-то процарапали. Подзываю мастера:

— Это что? Откуда взялось?
— Не знаю? Наверное так и было.
— Как было? Новый диск ещё и месяца не ходил. А теперь весь вид…, только на выкид!

На шум подходят ещё трое, по виду владельцы мастерской обступили вокруг. Отдают деньги, которые я отдал за работу.

— Инцидент исчерпан? В расчёте?

Посмотрел я на их криминальные физиономии. Вспомнил, что в машине дети, а кругом чистое поле. Только попробуй заикнуться, что диск 3,5 тыс. стоит . В лучшем случае вообще без колёс останешься. А в худшем…

В общем, молча сел в машину, поехали дальше, а на душе кошки скребут и ничего не сделаешь. А так хочется напиться. Через несколько километров остановились в кафе. Накормили нас невкусно, да ещё и пытались обсчитать аж на 200 руб. Но тут я был начеку.

Уже стемнело, когда навигатор со мной сыграл злую шутку. Выехал с заправке и сразу забыл включить. Через какое-то расстояние перекрёсток со светофором. Останавливаюсь на красный, включаю навигатор. Загорается зелёный, трогаюсь и в это время эта гадина заявляет: «Поверните налево». Куда? Зачем? Трасса на Москву прямо. Понимаю, что повернуть я уже не успеваю. Краем глаза в сумерках замечаю, что налево уходит тоже достаточно широкая дорога, но основной поток идёт прямо, а гадина снова: «Через 5 км развернитесь налево».

Поток идёт, слева, справа ограждения, остановиться, чтобы разобраться, нет возможности. Подчиняюсь на первом развороте, через 5 км разворачиваюсь, еду в обратном направлении. Доезжаю до уже знакомого перекрёстка. «Поверните направо». Подчиняюсь. В это время гадина пересчитывает маршрут и уверенным голосом заявляет: «Развернитесь налево». И снова направляет меня на трассу. «Да! Ё…!». Разворачиваюсь, выезжаю. «Через 5 км развернитесь налево», «Да чтоб тебя!». Включаю аварийку, останавливаюсь на крохотной обочине. Сбрасываю всё ведение и заново завожу маршрут. «Двигайтесь дальше 200 км», «Ну наконец-то!».

В этот день до Москвы не доехали километров 200, как раз не хватило того времени, которое потеряли на подъездах. Ноет правая нога, не знаю, как её поставить, педаль газа не чувствую, Уже по темноте свернул в лесок и с паршивым настроением завалился спать. Дети давно дрыхли, по-новосибирски уже 3 часа ночи.

05.06. Вторник

Проснулись поздно. Солнце высоко. Позвонили домой. Супруга злая. Младший сын Руслан после нашей вчерашней видеоконференции всю ночь спать не давал, Кричал: «Папа, папа». Уж очень сильно он переживает моё отсутствие. Папин хвостик. Дома он только со мной, мама и бабушка побоку. Позвонили в Москву, нас ждут только часам к 3-м. Раньше специалиста по круизам не будет. Время есть. Сготовили, позавтракали, немного помылись, переоделись в чистое, в машине снова установили второй ряд, вещи в багажник переложили.

Поехали. Москва нас встретила отличной погодой и пробками. Без навигатора, не зная города, было бы тяжелее. А в целом вождение по Москве не отличается от вождения по Новосибирску. Дороги немного пошире, пробки немного подлине. Вот и всё.

Доехали до трёх вокзалов. Офис Waeco находится недалеко от этого места.

Время ещё есть, погуляли, пофотографировались.

Позвонил старому знакомому, который недавно переехал в Подмосковье. Он предложил на ночь остановиться у него. Ну и отлично. Вопрос с ночёвкой решён. В назначенное время подъехал в назначенное место. Проверили мою установку. Подключено оказалось всё правильно. Причина, почему круиз не работает, оказалась в самой машине, точнее в светодиодных стопах. Не буду вдаваться в подробное объяснение. Поставили параллельно обычную лампочку, временную обманку и УРА! всё заработало.

Распрощались с представителем Waeco. Спасибо ему. Оставили машину на стоянке, сами поехали на метро на Красную Площадь.

Не буду подробно рассказывать про Москву. Не вижу смысла. За полтора дня, погуляли по центру, зашли в ГУМ, собор Василия Блаженного, Кремль, соборы Кремля, Оружейная палата. К вечеру второго дня хватило сил только на обзорную экскурсию, которая была испорчена пробками и внезапно налетевшей жуткой грозой. Мне приходилось много раз бывать в столице, поэтому всё было не ново, а вот на детей интересно было посмотреть, на их впечатления. Так Валю просто зациклило в ГУМе, от этой красоты и роскоши. Встал, рот открыл, глаза по полтиннику, ни на что не реагирует, на имя не отзывается. Пришлось встряхнуть его, мозг перезагрузился, тогда начал воспринимать реальность.

Из своих особых впечатлений, точнее разочарований — собор Василия Блаженного. Мне кажется, реставраторы немного перестарались. Снаружи всё красиво, а вот внутри. Последний раз в нём был лет 8-9 назад, тогда реставрация только начиналась. Всё просто дышало древностью, запах, копоть от свечей на стенах, это несколько не портило внутреннего убранства. Особенно, помню, поразило меня тогда даже не роспись и иконы а пол. Вышарканные ногами миллионов прихожан, ямы в кирпичах и как рёбра выступающие полоски связующего эти кирпичи более плотного цемента . Сейчас стены отмыли, местами современная штукатурка, а на пол положили бетонные плиты. Какое-то двоякое ощущение и разочарование. Больше мне туда идти не хочется.

Зато здесь мы узнали, что не зря взяли удостоверение многодетной семьи. Вход обошёлся 40 руб. вместо порядка 500. По музеям Кремля вообще бесплатно. В целом в Москве сэкономили тысяч 7-8 своим удостоверением.

06.06. Среда

Из Москвы выехали, начало темнеть. Прокатились по МКАДу. Льёт дождь стеной. Надо остановиться разложить салон в диван, но под дождём как-то не хочется. Проезжаем километров 100-150, заправляемся на заправке «Газпромнефть», оказалась последней, дальше только «Газпром». Тут же под крышей перекладываем салон. Ужинаем холодными пирожками и пиццей, запивая соком в газпромовской кафешке (нет света, не на чем разогревать). Поехали. Дети отключаются почти сразу, день был бурный, полный впечатлений. Я проезжаю ещё с час и сворачиваю в лесополосу.

07.06. Четверг

Просыпаюсь рано. Дети ещё спят. Не бужу, поехал потихоньку. Большое желание доехать сегодня до места. У дороги продают землянику. Дети просыпаются, решаем остановиться, сготовить позавтракать, ну и землянику поискать. Остановились на живописной опушке леса. Хотим попробовать новое для нас блюдо, рисовая каша в пакетиках, быстрого приготовления. Делаем всё по инструкции. Оказалось приготовление совсем не быстрое, рис разбухает, вода выкипает, пакетики пригорают ко дну. Давимся недоваренным рисом, с запахом горелого полиэтилена. Обильное политие сгущёным молоком делает завтрак условно съедобным. Бутерброды с неизвестным паштетом скрашивают жизнь. Землянику не нашли. Едем дальше.

Нужно ещё заехать куда-то, оформить Зелёную карту (страховка на Украину). Знакомые сказали, на границе обувалово полное, а в Москве жалко было времени на это. Заезжаем в Курск. Проезжаем длинную аллею, в несколько километров, с военной техникой. Пассажиры с заднего ряда просят остановиться полазить. Мальчишки. Что тут возьмёшь? Обещаю, что ещё вернёмся сюда. Оформили страховку в «Альфа-страховании». Оказалась, в два раза дешевле, чем если бы оформлял в Москве и в три раза дешевле, чем на границе. Вернулись на аллею. С час пацаны лазили по технике, и неизвестно сколько бы ещё мы потеряли времени, если бы не налетела внезапная гроза.

Едем, льёт, как из ведра, и солнце светит. Немного не доезжая границы, заезжаем в придорожное кафе, на поздний обед. Покормили хорошо. Выйти к машине не можем. Опять льёт стеной. Наверное, к хорошей дороге. К границе подъезжаем часам к 18. Нас пугали длинными очередями, так как футбол, все едут на Евро-2012. Вопреки ожиданиям, со стороны России граница пустая. Хотя работают только пять дорожек из, примерно, 10-15 (точно не считал), видимо, недавно открытых специально для потока туристов на чемпионат.

Российскую часть проходим за 10 минут. На украинской территории очередь. Пристраиваемся в конце одной из восьми колонн. Через пару минут подходит мальчик в пограничной форме, предлагает пройти без очереди. Отказываюсь, ссылаясь, что никуда не тороплюсь. Пока стояли, наблюдал, в очереди, в основном болельщики на пустых машинах, проходят оформление за пять минут, смотреть у них особо нечего. Минут через 40 подходит наша очередь. Таможню проходим быстро, без лишних вопросов. Подъезжаем к погранцам. В машину заглядывает мило улыбающаяся харя: «Ну что? Отдыхать едете? Издалека видимо?».

И в наглую, прямым текстом: «У вас два выбора. Или 500 руб. и езжайте с миром. Или машину во-о-от сюда, на стоянку для пограничного досмотра».

Недалеко сидят ещё три кирпичные рожи, видно, давно уже отдыхают. Понятно, что рассчитано на запугивание клиента. Быстро прикидываю свои шансы. Вещи по машине разбросаны ровным слоем, кроме личных вещей везу подарки родственникам. По своей работе с таможней и погранцами, сталкиваюсь каждый день и знаю, что если они хотят найти, они найдут. Чего бы это им не стоило. Перспектива застрять тут на неопределённое время не радовала. Понятно, что не случайно они меня выбрали, караулили с самого начала очереди. Портить уже отпускное настроение тоже не хочется.

Стиснув зубы, чтоб не высказать всё, что я о них думаю, с мыслью в душе: «Да подавись ты», — отдаю пятисотку и, не спрашивая разрешения, трогаюсь. В зеркало заднего вида вижу, как привстали трое кирпичнорожих, но сборщик налогов махнул рукой и они успокоились. Еду, стараясь поскорее забыть унизительную процедуру. Останавливаемся на выезде. Звоним домой. Говорим, что уже всё, можно спокойно ложиться спать, мы почти приехали. Размениваем немного денег, чтобы хватило до места. Трогаемся дальше.

В районе Харькова навигатор уводит меня в сторону, хотя таблички на Симферополь прямо. Интуитивно подчиняюсь и кажется не прогадываю. Километров через 10 выезжаю на пустынный автобан с отличным покрытием и зелёными табличками. Душа поёт. Хочется утопить педаль в пол, но разум побеждает. Настраиваю круиз на скорость, чтобы не иметь проблем с хохляцкой полицией и наконец, расслабляюсь. Да! Совсем забыл. С Москвы большую часть времени еду на круизе. Прикольная вещь. С одной стороны на пустынной дороге просто отдыхаешь. Машина живёт своей жизнью, главное, не мешать. Сиди, крути баранку, всё, что от тебя требуется. С другой стороны постоянно хочется вмешаться, сбросить газ на спуске, или втопить на подъёме. А она зараза едет монотонно, уверенно. Привыкнуть к этому нелегко. Зато какая экономия!!! Перед Москвой компьютер показывал средний пробег на 1 л 15,2 км. Потыркался в Москве по пробкам, упало до 14,6.

Как поехал на круизе, на ровных прямых участках мгновенный расход (пробег) колебался 18-20-22 км/л, впечатляет для такой семиместной ванны. Забегая вперёд, скажу что по приезду в Судак компьютер опять показывал 15,2 км/л.

Итак, едем по автобану. Звоним родственникам, обещаю приехать часам к 2-м ночи. Проезжаем километров 100. Но увы, всё хорошее когда-то заканчивается, постепенно покрытие автобана становится всё хуже и хуже. Навигатор начинает периодически пытаться увезти на какие-то просёлочные, уже давно не существующие съезды, игнорирую, еду прямо, пересчитывает маршрут почти без изменения расстояния. Вскоре от автобана остались одни зелёные таблички. То встречка, то наша полоса перегораживается знакими, превращая проезд в двухполосный. Выбоины, ямы, быстрее 40 км/ч ехать невозможно. Навигатор отправляет налево, уже привычно игнорирую, несколько раз предлагает развернуться и, наконец, пересчитывает маршрут со значительным увеличением расстояния. Да. Лучше вернуться. Возвращаюсь километра на два и сворачиваю с автобана, несколько км еду по узкой дороге, проезжаю через какой-то городок, всё по навигатору. И, наконец, выезжаю на прямую трассу с табличками на Симферополь. Дорога прилично разбита, фуры идут. Понимаю что к 2-м я уже не доеду.

Стемнело. Дорога то вверх, то вниз. Видимо, красивые пейзажи по сторонам но мы их не видим, темно. А так хотелось бы днём тут прокатиться. Дети отключились. Держусь из последних сил. Проезжаю через Мелитополь. Ещё несколько десятков км, и тело берёт верх над разумом. Час ночи, по нашему уже 5, ехать ещё часа 2-2,5. Звоню родственникам говорю, что сегодня не приедем и уже привычно сворачиваю в лесополосу.

08.06

Просыпаемся почти одновременно часов в 7. Солнце высоко. Первые вопросы от детей: «Мы ещё не приехали? Мы где? Сколько осталось? Сколько ты вчера ещё проехал?». Развернули плитку, не спеша перекусили остатками. Поехали. Заехали на заправку «Лукойл». Оформляю скидочную карту, наши карты тоже действительны. На перешейке фотографируемся на мемориале. Вечный огонь, похоже давно не горит.

Проезжаем маковые поля, мак в рост с человека, красиво.

До места остаётся меньше 100 км. Дети уже дуреют от дороги. Устроили драку. У меня нервы тоже не выдерживают. Останавливаюсь. Глушу двигатель. Выгоняю обоих из машины проветриться. Они это понимают по-своему и отправляются пешком вперёд по дороге. Ушли вперёд на полкилометра и скрылись за поворотом. Завожу машину, догоняю. «Ну что проветрились?» По лицам вижу пока шли, помирились, повеселели. Ну и ладненько! Ещё полчаса и мы на месте. Родственники встречают на подъезде к Судаку. Дома праздничный обед и т.д. Пять лет не виделись. Машина в гараже из винограда.

Дети рвутся на море. В этот день хватает сил только дойти до городского пляжа окунуться.

Первые впечатления

Приехали вовремя. Народу никого, жара и холодная вода. Духу хватает только на 5-10 мин купания. До нашего приезда стояла прохладная погода, вода ещё не прогрелась, нас это не пугает, дома и в более холодной купаемся. Через пару дней вода стала теплее, уже купались вовсю.

Описывать по дням наше пребывание на море не вижу смысла. Опишу места, где мы были.

Вообще, при путешествии на автомобиле, если хотите побольше посмотреть, побывать в разных местах, самый простой способ выбрать куда стоит ехать: подходите к туроператору, которых навалом в курортных городах, смотрите картинки, выбираете, куда хотите поехать, делаете убедительный вид, что хотите купить путёвку, выпытываете, где это место находится, вооружаетесь картами, навигатором и едете на место, не в душном автобусе, а на своём авто. Цена посещения того или иного места на месте, в разы отличается от того, что предлагают операторы. Сэкономите прилично. Лично мы именно так и делали.

Коктебель

Находится примерно в 40 км. От Судака на восток, по дороге на Феодосию.

Вода не очень чистая, в наше посещение было много мёртвых медуз. Но там мы купались только чтобы скоротать время. Здесь можно взять катерную экскурсию к потухшему вулкану Карадаг.

На самом деле, на берегу только 1/3 часть вулкана, самая высокая его часть, 2/3 и кратер вулкана, в древние времена опустилась под воду. Наземная часть закрытая территория, говорят, никого туда не пускают. Во время катерной экскурсии, предлагают покупаться в районе кратера.

Вода здесь, на удивление, заметно теплее, чем на побережье возможно с глубины термальные воды поднимаются. У берега купались, забегали на 10 минут максимум. А у вулкана вылезать из воды на катер не хотелось, капитан с угрозами загонял. Ещё в Коктебеле большой аквапарк и дельфинарий. В дельфинарий мы не попали, как-то не получилось по времени, а вот в аквапарк сходили, причём за половину стоимости. Российские льготные удостоверения работают.

Кстати, в Судаке рекламируют свой аквапарк как самый лучший на побережье. А вот местные жители даже в Судаке говорят, что коктебельский лучше. Вода не такая ядовитая и горки лучше смонтированы. Вообще обстановка приятнее и цены ниже. Говорят, в прошлом году, народ в Судаке химические ожоги в воде получил, что-то там подсыпали больше, чем нужно.

Ну ещё Коньяк. Знаменитый завод коньяков. На въезде со стороны Феодосии большая арка «Коктебель Долина коньяков». В посёлке есть фирменный магазин с дегустационными залами. Неприметное здание. Сразу не заметишь. В наше посещение залы были закрыты, а вот магазин работал, затарился по полной программе.

В общем на Коктебель, если не повторяться, можно запланировать пару дней, больше тут делать, на мой взгляд, нечего.

Мыс Меганом и долина с одноимённым названием. Находится примерно в 10 км от Судака на восток по побережью. Въезд вообще платный, но в июне будка налогосборщиков была пустая, дань никто не собирал.

Наше любимое место купания. По какой-то случайности, мы там совершенно не фотографировали, так были увлечены купанием.

Чистая вода. Пустынный пляж. Никакого сервиса, может, поэтому сюда едет меньше народа. Но зато есть места, где можно встать с палаткой.

Мы уходили пешком на сам мыс. Здесь можно найти маленькие участочки, где можно остановиться, в некоторых местах пологая каменная плита, плавно уходит в глубину, в некоторых местах камушки с растениями, рыбки резвятся на мелководье, крабы бегают. 1 км пешком от машины и перед вами нетронутое подводное царство. Причём в пределах 200 м от берега есть мелководье с глубиной до 2-3 метров, есть более глубокие места, встречаются большие камни, на которых можно постоять, посидеть, отдохнуть. Одним словом, для любителей плавания, ныряния с масками, ластами (как мы) здесь рай. Но при хорошем волнении тут делать нечего. Во-первых, муть поднимается со дна мелководья, во-вторых, есть вероятность, что долбанёт волной о какой-нибудь камушек. Но всегда можно уйти на песчаный пляж и порезвиться в прибое, поваляться на песочке, как мы и делали.

При желании здесь вполне можно провести 4-5 дней. Думаю, потом надоест. Кстати, на въезде стоит база джиперов, с квадрациклами, предлагают прогулки, а с мыса летают на парапланах.

Судак

Здесь мы жили, отсюда совершали набеги на окрестности.

Пляж Судака довольно грязный и многолюдный. Купаться здесь не составляет удовольствия, разве что детишкам с волнорезов попрыгать.

В этом году городу исполняется 1 300 лет. Из достопримечательностей, конечно же, Генуэзская крепость. Говорят, это наиболее сохранившаяся постройка того периода. Если идти с целью посмотреть полазить, поснимать, можно смело планировать минимум полдня.

Как хорошо, что мамы с нами нет.

Рекомендую взять отдельно экскурсию для тех, кто первый раз, узнаете много интересного.

Ещё там есть музей пыток. Мои застряли там на час.

Ну и виды Судака из крепости впечатляют.

Если повезёт, можете попасть на рыцарский турнир, которые тут периодически устраивают.

Можно прогуляться на мыс Алчак (восточная оконечность Судакской бухты) Живописная, оборудованная тропинка.

Можно подняться к каменной арке.

Особенно красиво на закате.

Правда, вход говорят платный, мы прошли, ещё никого не было.

Ещё сходили на гору Манджил (Ай-Георгий), восточная оконечность Судака. Почти у вершины — источник Святого Георгия.

Удивительно, но он не пересыхает никогда, хотя находится почти у самой вершины. Ещё его называют источником молодости. Говорят, искупавшись, получаешь заряд бодрости на целый год. Вода вкусная, окунувшись, действительно, чувствуешь какую-то лёгкость, снимается усталость, хотя идти до него по достаточно крутой тропинке нелегко. Когда мы были, стояла ужасная жара, у подножья горы источники пересохли, а этот нет. Ну и вид с горы, конечно, красивый.

Про Аквапарк я уже писал. Кстати, по Судаку, навигатор сломал себе голову, упорно направлял на несуществующие улицы, или на встречку, на улицы с односторонним движением. В общим, приходилось свою интуицию включать.

Проезжим я бы не рекомендовал тут задерживаться больше 2-3-х дней. Вполне достаточно для получения букета основных впечатлений, дольше уже на любителя.

Новый Свет

Находится километрах в 5 от Судака. На запад по побережью идёт сюда тупиковая, очень живописная дорога.

Вот здесь нам очень понравилось. Основная достопримечательность — Голицинский завод Шампанских вин.

Один из немногих заводов, который продолжает производить шампанское исключительно по старинной технологии, вино выдерживается в подвалах, в бутылках, в которых потом идёт на продажу.

Говорят, даже французы признают, что вино этого завода превосходит по вкусовым качествам французские вина провинции Шампань. Всем рекомендую сходить на дегустационные туры на завод.

Экскурсия по заводу, по подвалам, потом дегустация в потрясающем дегустационном зале,

Магазин на территории завода, где можно купить лучшие сорта шампанского. Ещё, в доме музее устраиваются дегустационные вечера, под живую музыку (туда мы не сходили оставили на следующий раз).

В самом посёлке небольшой, но чистый и уютный пляж. Именно здесь в 60-е годы снимался многим любимый фильм «3 + 2». Тогда ещё не было бетонной набережной. Вода очень чистая. Говорят, здесь самая высокая по побережью концентрация йода, из-за особо большёго количества водорослей, произрастающих на глубине. С пристани можно скататься на катерную экскурсию по бухтам Нового света.

Рекомендую, не пожалеете. Ну и знаменитая тропа Голицина. Узкая тропка, то пробита в скале на большой высоте над морем, то спускается к морю в бухточки. Со скал местные спиннингами тягают селёдку. Грот Шаляпина, в котором он ни разу не был — огромная прохладная ниша в скале, в которой с лёгкостью могут разместиться пара волейбольных площадок.

Сцена, говорят, была выстроена для Шаляпина, поэтому грот и называют его именем,

у дальней стены ниши — хранилища для вина со времён Голицина.

Аккустика тут потрясающая, говорят, тут любили петь многие известные певцы. Рядом с гротом отвесная скала поднимается из воды мелкими ступеньками с нее народ прыгает в море, глубина тут приличная. С уровня тропы высота порядка 10 метров. Не резко… фотоаппарат не успел настроиться.

Вроде тут даже соревнования устраивают. На самую высокую точку поднимаются вверх от тропы, там порядка 30 метров падения. Мои пацаны тоже попросились попробовать. Я думал, струсят, до этого они вообще ниоткуда не прыгали. Ничего, сиганули, метров с 5. Хорошо, что мама с нами не поехала.

Настоящие мужики растут…

Дальше по тропе Пиратская бухта. Отсюда пираты нападали на торговые суда, небольшой уютный галечный пляж, где можно искупаться, охладиться, кто устал, отсюда можно уехать назад на морском такси, моторки почти постоянно дежурят. Очень красивое место.

Мы тут побывали два раза, первый раз налегке, а второй раз приплыли на катере с масками-ластами, нас высадили на пологую скалу мыса, тут есть маленькие бухточки в скалах.

Крабы бегают, рыбки плавают, травка подводная, медузы огромные, очень красиво. Но, когда мы были, вода ещё была достаточно прохладная, из-под скал с глубины течениями иногда вообще ледяную воду выносило, аж дыхание перехватывало. Но всё равно очень понравилось, следующая бухта по тропе — Царская бухта, но туда не пускали, стоит охрана. Говорят, идёт передел собственности. А очень жаль, красивое место и пляж хороший.

На Новый Свет можно смело планировать 3-5 дней. Больше! Ну если только из дегустационных залов не вылезать…

Облазив окрестности Судака, мы, прихватив с собой и родственников, направились в Севастополь. Там у нас тоже родственники, с которыми мы ещё ни разу не виделись. Чтоб не просто так ехать, решили проехать через перевал на Ай-Петри. Дорога очень красивая, крутыми поворотами серпантина поднимается всё выше и выше. Общая высота подъёма, если верить навигатору, примерно 1 200 метров. Лично я прокатился с удовольствием.

Почему-то местные считают, что только они способны ездить по этой дороге. Когда поднялись наверх, к нам подошли пара человек, после непродолжительной беседы говорят брату Толе.

— Что приезжие боятся по нашим дорогам ездить?
— Почему он сам вёл, — брат на меня показал.
— Заливаешь! Мы видели, ты выходил из-за руля.
—Так руль-то с другой стороны!
— Ух ты, и правда.

Мои пояснения, что у нас в Сибире и горы есть повыше и дороги покруче, вызвали только дополнительное недоверие.

Пейзаж с обзорной площадке был слегка испорчен поднявшейся дымкой. Видемость ограничена. Была бы погода получше вид, наверное, был бы потрясающий.

Хотели на канатной дороге прокатиться, но посмотрели цену билета в один конец и решили отложить это удовольствие, тем более канатными дорогами нас тоже не удивишь, каждую зиму на горнолыжках катаемся и за гораздо меньшую цену.

Вообще, на канатной дороге есть смысл прокатиться, если приезжаешь к подножью.

Поднялся, погулял по вершине и спустился вниз. Наверху предлагают конные прогулки, катание на квадроциклах, в 10 минутах ходьбы три оборудованные пещеры, если ограничены в средствах, то рекомендую посетить, хотя бы самую красивую Геологическую.

Это самая левая по ходу пищера. Получите незабываемые впечатления о подземном царстве, заодно охладитесь. Температра в нутрии +10, это постоянная температура земной коры на этой широте. Кстати, тут нам тоже скидочку сделали, дети бесплатно пошли.

В целом на Ай-Петри, больше одного дня делать нечего. Нам хватило пары часов. Мои тут ещё шишек еловых набрали, целый пакет, огромные такие, у нас таких нет.

Дальше дорога по плоскогорью. Природа на этой высоте очень похожа на нашу сибирскую на равнине. Та же трава и те же кустарники.

Впереди долгий и нудный серпантин спуска. Любителям полихачить, рекомендую поумерить свой пыл и спускаться на пониженных передачах, даже если у вас коробка-автомат. Дорога лесная и истинный уклон скрадывается оптическим обманом. На поворотах кое-где видны следы не вписавшихся в поворот, возможно что и из-за отказа тормозов вследствии перегрева колодок. По пути остановились перекусить сухпаем в буковой роще.

Впереди знаменитый Крымский Большой каньон. Как выяснил позже, большим его можно назвать только по крымским меркам. Встретил бы я такой на Алтае, Саянах, Забайкалье, наверное и внимания бы не обратил. Когда подъехали и узнали цену посещения и расстояние, которое нужно ещё пройти, решили оставить на следующий раз. Тем более что тётя Зоя, которая с нами ехала, уже порядком притомилась, и два часа ждать, пока мы будем прогуливаться, ей было не под силу. В 70 лет такие поездки уже тяжело даются. В общем позже, когда добрался до компьютера и посмотрел фото этого каньона, то понял, что мы не много потеряли.

Тут без комментариев. Город Славы Руского Флота. Город, который стоит на костях русских солдат и моряков ещё со времён войны с турками.

Панорама, Диорама, Малахов курган, Сапун-Гора, Графская пристань, откуда тысячи иммигрантов после революции вынуждены были покинуть Россию. Это только маленький список мест, которые стоит посетить обязательно, ну, естественно, пляжи. На любой вкус, обустроенные, дикие, песчаные, галечные. Мы покупались на Учкуевке, тут у наших родственников маленькое прибрежное кафе.

Из-за ограниченности во времени этот раз в Севастополе мы только прокатились на пароме,…

Сходили на Графскую пристань.

В Океанариум (с 50% скидкой).

И на выезде остановились на Сапун-Горе, сходили в диораму, вокруг которой собрана техника 2-й мировой войны. Мои дети, помешанные на танках, были очень огорчены, что по технике нельзя лазить.

Везде, где ранее были, на подобных местах, это не запрещалось.

Кстати за последние 35 лет, тут ничего не изменилось. У меня есть чёрно-белые фотографии, где я в 10 лет стою у этих же пушек и танков.

В итоге, в Севастполе можно вполне провести недельку а то и две, если чередовать купание на разных пляжах с экскурсиями по городу и поездками по окружающим достопримечательностям. И-нет вам в помощь.

Из Севастополя ехали в Судак через Симферополь. Тут я в первый и последний раз за эту поездку по Украине, встретил патрульною машину ДАИ (местные гайцы, пробку разруливали). Дорога хорошая, ровная и ухоженная с приличным трафиком, в конце рабочего дня.

После поездки, ещё несколько дней провели в окрестностях Судака, поменял расходники в машине (всё привёз с собой) и начали собираться домой. Кстати, за всё пребывание в Крыму стояла отличная погода, ни одного дождика. А это последствия этой хорошей погоды.

Дорога домой

20.06

Встали. Не спеша собираемся. Уезжать не хочется. Сиденья раскладываю сразу в диван, под них прячу спиртное и всё, что не пригодится в дороге. Места, кажется, стало даже больше.

Машина как будто чувствует наше настроение. Уже простились с родственниками, завожу, не заводится. Аккумулятор сел. Мистика какая-то, он у меня ещё почти новый, за полчаса до отъезда сумку-холодильник включил, но там энергопотребление мизерное. Не могла она за такое короткое время высосать весь заряд. В общем, тайна так и осталась тайной. Пока я доставал провода, брат куда-то сходил, вернулся, открыл ворота, заезжает микроавтобус «Мерс». Водитель, какой-то недовольный, молча открывает капот. Смотрю на его аккумулятор. Знаков полярности не видно. Две одинаковые клеммы. На одной проводов навешано чуть больше чем на другой. Тыкаю на неё пальцем.

— Это плюс…
Водила кивает.

Подключаю, пытаюсь завестись, контакта нет. Брат прижимает контакты из-под них начинает идти дым. Неверная полярность. Сдёргиваем. Водила «Мерса» набрасывается на меня с матами.
— Ты мне всю машину пожжёшь!...

Я ему в ответ.
— Ты ж мне сам сказал, что это плюс. Вся батарея в грязи, знаков не видно… А если я теперь отсюда не уеду?...

Перекинули клеммы. Завелась с полпинка. ФУ… Отлегло… Но настроение, и без того омрачённое отъездом, испорчено ещё больше. Как говорится: «Осадочек-то остался». Ещё и компьютер обнулился, всю статистику порушил.

Ещё раз прощаемся с родственниками и уже после 10, по местному времени трогаемся.

Первую пару часов, никак не могу успокоиться, ворчу на пацанов. Они особо не огрызаются.

Ехать решил по дороге вдоль северного берега Азовского моря на Ростов-на-Дону. Это самая короткая дорога до российских заправок. Финансы поют романсы.

Вообще навигатор показывает самую короткую дорогу через паром Керченского пролива. Но цена на паром в этом году зашкалена.

По дороге до Мелитополя много рынков, где продают фрукты, дыни, арбузы. Но как раз в тот момент, когда мы решаем купить фруктов, дыньку и остановиться пообедать, после свёртка на Мариуполь все рынки разом как назло заканчиваются. Только редкие бабки продавали то лук, то картошку. Часам к 16-ти проехали Мариуполь. Удручающее впечатление. Почти в центре города какой-то ядовитый завод, выбрасывающий в атмосферу клубы жёлтого вонючего дыма и всё на город. Как здесь люди живут? Вскоре почти доехали до границы, решили устроить поздний обед. Остановились на берегу Азовского моря перекусить и отдохнуть.

Очень хочется искупнуться. Но в памяти прошлая поездка, когда так же по дороге искупнулись в Азове, а потом четыре дня чесались от соли, до самого дома, пока не смыли всё с себя. Место очень красивое, вдалеке целое поле с ветряками.

После отдыха двинулись к границе. Небольшой погранпереход. Очереди никакой, две машины. И украинскую и российскую прошли за 15 минут. Мои опасения, за собранную коллекцию вин и коньяков оказались напрасны. Стоило открыть заднюю дверь, из которой сыпались спальники, коврики, палатка, как у инспекторов пропадал к нам интерес.

Всё, мы в России, а значит, уже почти дома. Неважно, что ещё минимум три дня пилить. Проезжаем Ростов-на-Дону. Всё по навигатору. В одном месте, правда, немного сбились, не в тот выезд с перекрёстка свернули, но маршрут быстро перепроложился, и мы благополучно выехали из города на московскую магистраль. Движение — сплошной поток как в Подмосковье. За полмесяца, уже отвык от такого. Начало темнеть. Остановились перекусить, заодно комаров покормили. Никак не можем решить, по какой дороге ехать. Есть желание заехать на Мамаев курган, но и терять время не хочется. Решаем ехать на Волгоград, а там посмотрим по настроению. На ночлег остановились поздно ночью не доехали до Волгограда километров 200.

21.06

Проснулся рано. Усталости пока ещё нет. Поехал. Пацаны ещё спят. Когда проснулись, остановились перекусили у обочины и дальше. На въезде в Волгоград какая-то толкотня. Дороги узкие. Скорость заметно падает. Решаем всё-таки заехать на Мамаев курган.

Ну тут без комментариев.

На обратной дороге зашли в музей Сталина.

Очень приятная девушка провела специально для нас экскурсию по музею, рассказала много интересного о городе, посоветовала съездить в центр, к дому Павлова в музей-панораму. Честно говоря, был удивлён, я не знал о таком музее, поэтому мы без сомнения поехали в центр. Время обеда. Уже прилично проголодались. Надеялись заскочить в какую-нибудь пиццерию. Как назло, ничего не попадается. Странно, у нас в Новосибирске в центре питательных забегаловок, как грязи на любой вкус. Так голодные и пошли в музей. Перед этим погуляли по внешней территории. Вокруг дома Павлова. Впечатляет. И жутко одновременно. Как тут вообще можно было выжить в такой мясорубке?

Перед музеем стоит танк Т34-85, без постамента. Видно, что он на ходу и сам приехал на это место. Всё смазано, выхлопные трубы в свежей копоти.

А недалеко стоят поднятые со дна реки остатки танка, жуткое зрелище.

В музей льготникам вход бесплатный, причём у меня даже удостоверение не спросили.

Музей впечатляет военной экспозицией. Если бы нас голод не гнал, мы бы наверное до конца дня в нём зависли. Вообще туда, конечно, нужно идти с экскурсоводом. Многое для нас осталось непонятно, например, расположение экспонатов по залам. Многие повторяются в разных залах. Чётко выделяется только зал генералитета армии. Панорама тоже поражает, но хочется послушать живой рассказ. Не мешало бы организовать что нибудь типа электронного экскурсовода. Вспоминается сразу Оружейная палата в Москве. Очень интересные аудиоэкскурсии. Но во всём музее нас больше всего поразил противогаз для лошади. Такого мы ещё ни разу не видели. Сразу представляешь это бедное животное. И главное, как на него это надевали? Я думаю, человека четыре нужно было.

В общем, бегом, бегом, но от музея мы уже поехали в районе 17 часов. Приличного заведения общепита нам в городе так и не попалось на глаза. Когда выехали за город, думал, меня дети заживо скушают. Как назло, налетела гроза. Ливень, как из ведра, дворники на максимальной скорости не справлялись, по дороге поток воды, чуть машину не сносит. Слава богу, быстро выскочили из этой полосы. И, как назло, опять не можем найти ни одной кафешки. Заехали в одну, ничего нет кроме макарон. Заехали в другую, нужно ждать минут 40. Только в 3-й удалось кое-как перекусить, и то мне дали протухший плов и суп очень подозрительный. От него я отказался перекусил одними салатиками. Дети вроде неплохо поели, хотя тоже говорят, невкусно. После этого я зарёкся останавливаться в сомнительных заведениях. Дрога до Саратова ничем особенно не запомнилась. Плохое, неровное асфальтовое покрытие, хотя встречаются и ничего участки. К городу подъехали уже ночью. Навигатор направил нас на левый берег, в сторону Самары, через Пугачёв. Я особенно не сопротивлялся, хотя помнил, что там дорога не очень хорошая. Но останавливаться, перепрокладыват маршрут через Сызрань, не очень хотелось. Да ехать ночью, по незнакомой дороге тоже не хотелось. Дети дождались моста через Волгу и отключились. Я ещё проехал километров 100-150 и свернул с дороги на обочину.

22.06

Проснулся, когда было уже светло, хотя солнце ещё не встало. Поспал часа 4, но отдохнул неплохо. Поехал дальше, вскоре и дети проснулись. Заехали в какую-то забегаловку, попили кофе с булочками и дальше поехали. Самару обошли по объездной. Когда вышли на трассу, в сторону Уфы, то попали в пробку. Ремонт дороги, пропускают только по одной стороне. Потеряли около часа. Пообедали в очень приличном ресторанчике, очень вкусно, причем на ту же сумму, что за Волгоградом в забегаловке с протухшим пловом. До Уфы дорога монотонная. Холмы, низины, холмы, низины, и чуть ли ни на каждом холме машина ДПС с видеокамерой ловит за обгоны, которые запрещены почти в каждой низине. Я это знал, поэтому ехал осторожно. Да и попутное движение, кстати, было не очень интенсивное. Видимо, сказывалась ограничение движения на выезде из Самары.

К Уфе подъехали к вечеру, отличная магистраль, плавно переходит в объездную дорогу вокруг города. К Уралу подъехали, когда солнце уже садилось. Только стемнело, дети заснули. Ну а я по темноте пересёк горы. Как ни караулил границу Европа/Азия, так и проскочил, не заметил в темноте. Ночью по Уралу ехать легко, фур мало, обгоны все просматриваются, свет встречных фар заметин и из-за угла. Подъехал к Челябинску часа в 3 ночи. Навигатор повёл на объездную с юга. Там я ещё ни ездил, ну да ладно. Внезапно навалила усталость, сон. Внутренний голос завопил: «Стой. Хватит на сегодня. Пора спать». Как на следующий день я его благодарил, и себя хвалил, что послушался и вовремя свернул с трассы.

23.06

Проснулся, как только рассвело, около 6 часов. Поспал чуть больше двух часов. Усталость осталась, но спать уже не хочется. Вышел размяться, обнаружил, что остановился на клубничной поляне. Немного попасся. Двинулся дальше. Проехал километра 4-5 и вот сюрприз. Ровная, широкая, прекрасная дорога, можно смело лететь больше 100, и вдруг прямо посреди дороге огромная яма, вторая, третья. Причём предупреждающих знаков я не видел. Может, конечно. не заметил. Даже при дневном свете еле успел среагировать и, пустив машину в жёсткий слалом, чудом объехал этот подарок. Думаю, ночью, когда реакция притуплена, я бы такой манёвр совершить не смог. А если бы ещё шёл на ближнем свете. Последствия были бы не предсказуемы. Очередной раз поблагодарил своего ангела хранителя.

Дорога до Кургана особо ни чем не запомнилась. Дети проснулись поздно, заехали на какую-то заправку, там же в кафешке и позавтракали. Выехали на дорогу в сторону Ишима. Сначала идёт прекрасная дорога, но вдруг удовольствие заканчивается. Сначала идут ухабы, средняя скорость падает километров до 20, и тут появляются пауты. Эти звери догоняют автомобиль и залетают в окна даже при скорости 40-50 км/ч. Через заднее стекло видно рой, несущийся следом. Вопрос: «Может остановимся перекусить?» вызвал негодование. Дети готовы были голодом ехать до дома.

Вскоре, вообще гравийка пошла, с крупными булыжниками. Пыль от фур, видимости никакой, обогнать практически невозможно, встречки не видно. Не засекал, но по ощущениям такого бездорожья порядка 30-40 км. Плохая дорога закончилась внезапно, так же как и началась. Добавил газу. Очень хочется сегодня быть дома. В районе Ишима были к обеду. Дети отказались останавливаться на обед, что-то на ходу достали из сухпайка. Решили пообедать в Омске в уже знакомой харчевне «У Михалыча». В памяти полюбившиеся беляшики. По дороге встречаются несколько участков, где ведутся ремонтные работы, организовано однополосное движение. Потеряли много времени. Пауты не отстают, хотя дует сильнейший боковой, горячий, порывистый ветер. Машину заметно раскачивает. Кажется, вот вот гроза начнётся, но на небе ни облачка. Дети уснули, на меня тоже усталость накатила. Глаза слипаются. За последние 2,5 суток поспал только каких-то 5-6 часов. Минералка на голову, заныканные леденцы, жевательная резинка. В общем, держался как мог.

Дети проснулись. Ноют: «Когда харчевня?» Все здорово проголодались.

Ну вот, наконец доехали. Уже около 18 часов. Поздненький обед. К нашему сожалению, беляшей нет. Это самое большое разочарование за всю нашу поездку. Мы к ним так стремились. Ну да ладно, кухня у них очень даже хорошая, блюда все, какие мы брали, очень вкусные. Всё как-то по-домашнему. Блинчики с успехом заменили беляши. Сделали заказ. Пока готовят, решил поспать в машине. К моему сожалению, даже уснуть не успел, через пять минут Саша за мной прибежал.

Обед немного взбодрил. Двинулись дальше. Омск объезжаем по объездной, по навигатору, который показывает, что дома будем к 2 часам ночи. После Омска, добавил скорости, дорожное покрытие позволяет. 300 км до Барабинска пролетели как-то незаметно, Но вскоре начало темнеть. Опять накатила усталость. Пустил в ход все отработанные методы вплоть до разговоров по мобильному с женой, лишь бы заснуть не за рулём, а в мягкой домашней постели. Заехали на заправку, купил энергетика, полегчало, Проехали г.Чулым уже по темноте. До дома 250 км, из них километров 100 дорога идёт по болотам. Покрытие не очень хорошее. Скорость падает до 80-90 км/ч. Нутром чувствую, быстрее нельзя, реакция притуплена. Ну вот и огни родного, серого, грязного города. Усталость уже не чувствую. Дома были около 3-х часов ночи. Машину бросили под окнами и сразу домой. Когда дома посмотрел на свои ноги, глаза округлились — ступни распухли, превратились в две литровые банки, еле сандалии снял. Вот так, перегрузки до добра не доводят. Такого у меня ещё ни разу не было, в дороге ничего не чувствовал.

Всем, кто будет читать и критиковать, мол, нельзя так ездить, одной машиной, одним водителем, без отдыха, с детьми. Полностью согласен. И никому не советую так путешествовать. Правильно рассчитывайте свои силы. Поверьте, я так езжу, потому что у меня очень богатый опыт путешествий, в экстремальных условиях, масса способов взбодриться, чтоб не заснуть за рулём и я очень хорошо чувствую ту грань допустимого риска, который безопасен для меня и для тех кого я везу. Стаж вождения у меня, если считать с момента, когда впервые без прав сел за руль, около 30 лет. Причём за последние десять лет ни одного ДТП.

Всем спасибо, кто дочитал до конца!