Горное Лето — 2010

Горное Лето — 2010

17.09.2012 | 15272 просмотра

События, изложенные в нижеприведённом рассказе, произошли в недалёком 2 010 году и охватывают собой не одну поездку, а сразу три, которые произошли последовательно в период с 15 июля по примерно 10 сентября. По этой причине в рассказе «многабуков» занявших вместе с фото 106 листов вордовского документа в формате Times New Roman 12, поэтому потом не комментируйте, мол «ниасилили» — я сразу предупредил что тут 10 738 слов.

Часть 1. В поисках лета

Маршрут: Томск—Яровое, Горный Алтай—Томск.

Автомобили: «Лада-Приора»; Nissan Bluebird Sylphy.

В то время, как европейская часть России изнывала от рекордной жары, в центре западной Сибири царила пасмурная и порою откровенно холодная погода. Температура в 22 градуса начинала считаться жаркой, а день летним. Но это как-то не совсем устраивало местное население, ибо хотелось ЛЕТА! Настоящего Лета! А если учесть, что в памяти были свежи зимние предсказания синоптиков о жарком лете, то будет понятно к чему моя эпитафия. Но жара так и не наступала. Ну, а если гора не идёт к Мухаммеду, то Мухаммед пойдёт к горе! — было решено махнуть на недельку чуть-чуть южнее — в город Яровое Алтайского края. Всего 750 км, если в объезд Новосибирска, но зато там обычно теплее, чем в Томской области. Первый шаг сделан — решение принято.

Второй шаг — собрать компанию. А вот тут начались проблемы, ибо как всегда — кто-то работает, у других отпуск в другие сроки, а третьим просто в лом. А для четвёртых Алтай не достаточно гламурен. Методом опроса знакомых было найдено несколько добровольцев на данную поездку — остался третий шаг — назначить дату выезда. Так как я работаю вахтовым методом и бываю в городе в определённые сроки, то решено было выезжать через сутки после моего выезда с месторождения. Но тут опять обстоятельства сложились против — выезд с вахты совпал с выходными, а с учётом того, что надо при возвращении в город написать отчёты, то пришлось отложить поездку не на сутки, а на трое, а именно на понедельник 19 июля после обеда. Ну вроде все — сроки назначены, ждём-с заветного числа. И тут новая напасть — сестре дают отпуск с 12-го июля — т.е. ей резона дожидаться нет. Да и другую часть компании сдерживает только ожидание меня. Ну хорошо — договариваемся, что они выезжают на пять дней раньше, бронируют жильё, а я к ним присоединяюсь — и недельку потусим вместе. Ну вроде все, теперь без изменений — Погода-Яндекс внушает оптимизм, календарь отсчитывающий дни до возвращения — радость.

И вот, 19-го числа долгожданный день По плану выезд должен состояться в 14:00, учитывая время доезда до Н-ска 2,5-3 часа выходило, что если ехать по короткому пути через Болотное (трасса М-53), то попадал бы в самые вечерние пробки. Поэтому сразу было решено ехать «через Колывань» — эта дорога хотя и была длиннее на 60 км, зато въезжал в Новосибирск в районе Толмачёва, т.е. практически минуя город.

Итак, до обеда сделав все свои дела, сижу у родителей, жду подругу. По договору она должна подъехать к двум, после чего оставив её авто у родителей во дворе двинемся в южном направлении. Время подходит. Намёка на приезд нет. Без пятнадцати два звонок — задерживаюсь. Буду к трём. Хорошо, продолжаем ожидание. Три часа. Подруга подъезжает. Загоняем авто во двор, кидаем сумки в багажник и… раздается звонок — главный инженер предлагает съездить в командировку в Бурятию. Отказываюсь. Последняя проверка перед отъездом… звонок — директор ненавязчиво предлагает все же съездить в Бурятию, мотивируя это тем, что я на данный момент единственный свободный человек, который может произвести пуско-наладку. Ну или спрашивает — нет ли у меня знакомых наладчиков по другим филиалам, что б по договору-подряду свозить. Хорошо, начинаю обзванивать бывших коллег, в поисках «свободных». Нашёл, обрисовал свое положение, уговорил съездить. И пока никто не передумал или не надумал чего ещё, прыгаю в авто и по газам в сторону Алтая.

На часах уже шестой час. В суматохе и в мыслях «поскорее подальше» совершенно забываю, что можно поехать и по короткой дороге — все равно в Новосибе будем часов в восемь вечера, т.е. пробки будут сведены к минимуму — выехал на длинную дорогу. Хотя с другой стороны она тоже неплоха. После моста через Обь трафика практически нет, при этом качество дороги явно получше, чем М-53, в виду малого количества населённых пунктов, ограничений и знаков «Обгон запрещён».

 ГАИшников практически нет, поэтому крейсерскую скорость держу в 130-140, временами разгоняясь до 160. К часам к восьми въехали в Новосибирск и наткнулись на ремонт дороги. Вот что значит «Что такое не везёт и как с этим бороться». Немного постояв в пробке выехали на объездную. Доехали до свёртка Камня-на-Оби. Там завернули на лукойловскую заправку — хотя бензина было ещё больше полбака, но помнилось, что более менее приличные заправки будут теперь только в Яровом. Заправился. Выехал в сторону Камня-на-Оби. И тут опять это «не везёт», попадаем в поток автомобилей, после рабочего дня пригород Н-ска возвращается домой, вперемежку с ними в сторону Алтая тянутся автомобили с кемеровскими, красноярскими и хантымансийскими номерами. Скорость 70-90 км в час. Автомобили сплошной колонной — обгонять нет смысла. И так примерно до Красного Яра. Дальше поток рассасывается, скорость увеличивается. Начинает смеркаться, а живот напоминает о том, что в этой суматохе выехали не поевши. Вспоминаю, что возле Ордынки в прошлый раз останавливались в приличной кафешке — пру к нему. Подъезжаю — закрыто на ремонт — ну вы поняли. Хорошо. Едем дальше — в Ордынке-то всяко должно быть. Но проезжая посёлок насквозь не встретил ни одного кафе. И вот, практически на выезде вижу автовокзал — тут-то 100% должна быть столовая или кафешка. Подворачиваю к нему и вижу, как от здания автовокзала трогается мне на встречу машина ДПС. Подъезжаю к нему, открывая окошко — он тож остановился. Получается такой диалог:

— Тут кафе или столовая есть?
— Тут все закрыто уже и вообще-то на въезде на площадку стоит «кирпич».
— А, ну извиняюсь, а где в Ордынке поесть можно?
— Дальше по дороге две кафешки будут. Одна с левой стороны, другая с правой. И впредь — обращайте внимание на знаки.
— Да я как бы всегда обращаю, просто тут очень кушать хочется.
Подруга: — Да, отсюда супом пахнет, вот мы и рванули.

Гаишник улыбнулся в ответ, закрыл окно и поехал дальше. Мы с подругой поехали дальше, обсуждая, как оно бывает — и среди ГАИшников есть хорошие люди (памятна была поездка в Геш, когда в засадном месте меня лишили прав за обгон, предварительно повымогав деньги), проехали одно кафе. Не беда. Решили стопануть в другом. А на улице все темнее и темнее. Подъехали ко второму. К двери — закрыто. Вот думаем не везёт. Но тут к нам вышла продавщица, осмотрела и впустила внутрь. Сначала не поняли, но потом, в процессе разогреве пищи разговорились и выяснили — после 12 ночи помещение кафе закрывается, но продолжает работать «на вынос», т.к. тут любят тусоваться местные, а после принятия они шибко буянят.

Перекусив, тронулись дальше. Трафик сходит на нет. Скорость увеличивается. Подруга, откинув назад спинку сидения, окутывается в дрёму. Незаметно для себя проскакиваю поворот на Яровое — и устремляюсь в Камень-на-Оби. Из прошлой поездки двухгодовой давности, помню, что где-то тут должен быть уже свёрток, а его все нет. Въезжаю в городок. Видя незнакомые пейзажи, что-то начинаю подозревать. Подъехал к заправке, расспросил о дороге — послали на другой конец города. — там выезд. На другом конце города послали назад.

В непонятках делаю звонок другу — тому, который уехал в Яровое днями раньше. Он объясняет дорогу — действительно надо возвращаться назад. Возвращаюсь, сворачиваю — впереди финишная прямая. Давлю на газ — крейсерская скорость возрастает до 120-130 км в час. Наблюдаю местные особенности. Приметил следующее — местные не приучены при первой же встрече переключаться на ближней. Обычно происходило так: вижу встречного. Переключаю на ближний — он не реагирует. Моргаю — он переключается. Наверное, это объясняется тем, что дорога степная и с момента первой встречи до разъезда проходит много времени.

В нашей области же, по дорогам, проложенным меж болот встреча происходит незадолго до разъезда, поэтому стоит только появиться встречному, то тут же и переключаем свет, а то и ещё раньше, видя, что встречный сейчас выйдет из-за поворота или с подъёма. Вторая особенность — это то что знаки расставлены там, где они нужны. По томской привычке по началу несколько раз влетал в повороты на гране фола, не сбавляя скорости. Привык, что если у нас в области стоит ограничение, то скорее всего его просто забыли снять лет пять назад. Ну а так больше никаких местных особенностей не приметил. И так, часа в три ночи въехал в Яровое. Там, уже отдыхающая компания обрадовала — солнце было, но на него мы опоздали, погода начала портиться. И по прогнозам лучше не станет. Ну и хрен с ним — утром видно будет, а сейчас спать. Наутро, позавтракав, отправляемся на пляж. Погода действительно не ахти. Пасмурно, прохладный ветерок. Загорать толком нельзя. В воду лезть неохота. Но на пляже наблюдается толпа суровых сибиряков, которые закутавшись в полотенца и пледы делают вид, что загорают.

От нефиг делать до обеда проиграли в волейбол. После, отобедав, на холодный пляж не возвращаемся — сидим дома, играем в покер и думаем, чем заняться на завтра. Решили съездить в Немецкую слободу — покататься на лошадях, посмотреть страусов, купить немецкого пива. Я с подругой там уже был два года назад, как и моя сестра. А вот для экипажа силфика это будет впервой. Поэтому решено — я еду как проводник, подруга за компанию, сестра же ехать отказалась, мотивируя это тем, что во-первых, она там уже была, а во-вторых, она приехала сюда загорать, значит, будет загорать и ниипёт (что солнца нет)! А ближе к вечеру созвонились со знакомым, который в это время отдыхал в Горном Алтае и выяснили, что «лето оказывается там!» И по прогнозам оно там задержится до конца недели. Посовещавшись решаем ехать туда, благо до Горного всего 700 км. Но послезавтра. А на завтра Страусиная ферма. И раз такое дело — то не дожидаясь выходных, звоню соклубнику (по приораклубу) Олегу zto с предложением досрочного проведения миниконнекта — этот миниконнект был запланирован на выходные как компенсация за мое отсутствие на Втором Сибирском Слёте Приороводов в начале лета.

Наутро, проснувшись и прособиравшись до обеда, выезжаем в сторону Редкой дубравы. По пути встречается пара колон с томскими, кемеровскими и новосибирскими номерами — думали, что они решили ехать домой, ан нет — тоже сворачивают в сторону фермы. И так подъезжаем к Конезаводу — облом первый — конюшня пуста. То ли за два года конезавод закрылся, то ли кони на выпасе. Ладно, едем дальше на страусиную ферму. Подъезжаем — тут уже стоят новосибирцы. Выходим — второй облом — ферма закрыта на обед. Тут же подъехали томичи и кемеровчане.

Стоим думаем, что же делать. Один человек пошёл искать хозяев с целью упросить провести экскурсию. Вернулся ни с чем — ферма пуста, но страуса, говорит, видно. Ну тут народ и разделился на две части — первая рванула смотреть страуса, вторая решила не заходить на частную собственность без хозяев. Я присоединяюсь ко второй половине, все-таки мой главный принцип — относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе, а мне бы не понравилось, если б по моей земле шастали посторонние в моё отсутствие. И так возвращаемся назад. Что Дмитрия — хозяина «Силфика» в корне не устраивает — в этот день он решил покататься на лошади, значит он должен покататься на лошади! И у него рождается хитрый план — заехать в деревню, поспрашивать по дворам коня на прокат.

С трудом отговариваем его от этой затеи, мотивируя тем, что надо ещё заехать в Славгород за мясом для шашлыка на минимконнект. Продолжаем путь назад, до того момента, пока в поле не увидели в поле стадо коров, мальчика пастуха и ЛОШАДЬ! Тут Дмитрия было не отговорить! Съезжаем с дороги и договариваемся с мальчиком на «погарцевать для фотографий», хотя если честно, по-моему, пока первый из нас не полез на коня, парень так и не понял, что от него хотели. Но потом, ничего, — втянулся. И так, погарцевав для «одноклассников», дали парню 100 руб. и остатки конфет, которые остались в машине с дороги Томск — Яровое.

После заехали в Слагород, нашли мясо и вернулись к дому ждать вечера. Вечер настал неожиданно с приходом Олега.

Олег, конечно, же пришёл не с пустыми руками, а с вкусной алтайской водкой. Попутно до смерти напугал хозяйку дома, представившись налоговым инспектором, который проверяет дома на предмет незаконной сдачи туристам.

 По-быстрому развели мангал, нарезали зелени и начали коннектится.

Позже к нам присоединился и его сын Иван, являющийся Калиноводом. И таким образом минислёт приороводов превратился в миниКАПРИ сибиряков.

Ну а на утро 22-го июля был выезд в сторону Горного. По началу погода радовала, предвещая увеселительную прогулку.

Но чем дальше от Ярового, тем сильнее начинал литься дождь. И в конечном итоге погода полностью испортилась.

Ливень то усиливался, то прекращался. После Хабар к нам присоединились ещё томичи на «Мазде», наверное в желании проехаться с нами до Томска. Остановившись на переезде даже пообщались с ними.

Оказалось, что они тоже уже несколько дней гоняются за летом. Сначала несколько дней жили на Обском море под Новосибом, потом в Яровом. Теперь возвращаются назад в Томск. Мы предложили им скататься с нами до республики Алтай — в горы. Отказались.

Ну а дальше нелёгкая дорога до Барнаула — к правде сказать, само качество дорожного покрытия после Камня-на-Оби улучшилось, но периодический дождь все портил. В сам Барнаул въехали часов в шесть вечера. Попали в самые вечерние пробки, немного поплутав, все-таки нашли направление на Бийск.

В Барнауле, кстати, прикольные древние трамваи. А может и не древние — наоборот современные. Только я таких раньше не видел.

После Барнаула опять попали в пробку — граждане дачники и отдыхающие выезжали из города, поэтому на дороге опять образовалась колонна, в которой нет смысла обгонять. Когда эта колонна немного рассосалась, заехали на заправку, залили полные баки, поужинали и алга. Впереди ещё несколько сотен километров. А погода тем временем все ухудшается и ухудшается. Поток идёт со скоростью 80-90 км в час. Обгоны затруднены. На одном участке наблюдали «Субару», слетевшую с трассы — наверное человек понадеялся на полный привод. Зря. Больше аварий, не смотря на плохую видимость, не было.

При въезде в Бийск дождь полил с усиленной интенсивностью. Ехали буквально по приборам.

Зато сразу после Бийска дождь прекратился, да и поток исчез. Скорость сразу возросла, ехать стало веселее. Да и дорога от Бийска до республики Алтай идёт широкая, четырёхрядная.

Долго ли коротко, но за полночь мы все-таки достигли намеченной цели. На подъезде к базе отдыха нас встретил знакомый и сопроводил до места. База отдыха практически вся занята, но шесть койкомест все же нашли. Сторговались за 350 руб. за ночь +80 руб. стоянка — первый звоночек. Разбалованный Гешем, Яровым и томскими базами отдыха даже не подумал бы, что могут вот так за стоянку содрать с постояльца.

 

Небольшой минус — выселение в 9 утра. Большой минус — на утро ждут автобус с туристами, поэтому сдать домики на больший срок не могут. Ну да ладно, после 700 км дороги в сложных метеоусловиях рады и этому. Быстро ужинаем и на боковую.

А утро обрадовало солнцем и ясной погодой. Даже не верили своему счастью — наконец-то мы нашли Лето!

Принимаем душ, и решаем в темпе вальса ехать искать, где поесть, потом, где разместиться, ну а далее по обстоятельствам. Где поесть, нашли довольно быстро — кафе «Армянская кухня». Там же спросили насчёт жилья. Жильё тут же предложили в рядом стоящем домике. НО выходило по 700 руб. с человека. Хотя дом и замечательный, но решаем, что дороговато. Спрашиваем про ещё близлежащее, но более доступное. Рассказывает про домики недалече — выезжаем. Там предлагают надстройки по три койкоместа над сараем за 500 руб. в сутки с человека. Удобства на улице, кухня общая на много комнат, но обещают наличие бани.

Мнения делятся — с одной стороны можно бы и ещё погонять поискать предложения, с другой — цигель уже переваливает за полдень, а отдыхать осталось два дня. Решаем — хрен с ним селимся тут.

А далее на экскурсию — на Манжерок, для созерцания окрестностей. После по обстоятельствам. Приехали к подъёмникам: кресло стоит 200 руб., размещает четыре человека. Сколько при этом поднимается — не важно. Повисшая на горке тучка вызывает сомнения в необходимости подъёма, но решаем подняться — авось распогодится.

Ну что сказать? Авось не сработал — не распогодилось. На горе погоняли как ёжики в тумане, покликали лошадку и поехали вниз. При выходе из облака открылся отличный вид.

Жаль, конечно, что не удалось посозерцать окрестности с вершины. Во время спуска подъёмник пару раз останавливался, но ненадолго, хотя этого и хватило, чтобы намёрзнуться. Поэтому сразу решили заскочить в кафешку попить горячего чайку. Зашли. Очередь среднего размера. Встали. Оказалось, что на эту среднюю очередь только один бармен. Постояв минут 10 и практически не сдвинувшись с места, плюнули и ушли.

Далее компания разделяется — я, подруга, сестра и Татьяна решаем ехать на Чемал — посмотреть Чемальскую ГЭС, а Дмитрий с подругой — ехать домой отдыхать, ибо в прошлом году уже был там.

Поехали. Виды Горного, конечно, для равнинного человека (даже испорченного Шерегешем) шикарные.

Проезжая по тракту, увидели объявления на конные прогулки. Так же куча сдающихся домиков, подталкивающая на мысль, что со съёмом поторопились. Ну да ладно.

Приехали к ГЭС. Прогулялись до Чемала. Решили посмотреть на саму ГЭС. Вход — 100 руб. купили билеты, прошли. Ни экскурсовода, ни объяснений, в общем ничего — за что заплатили — хз. Разве что за «фото для одноклассников».

 

Прошли дальше. Узнали, что тут недалеко есть церковь на острове. Пошли к ней по горной тропе.

 

Церковь не разочаровала. Действительно зачОтная. Ну а больше там смотреть не на что, поэтому разворачиваемся и алга. На обратном пути азм очень сильно захотел совершить конную прогулку. А тут и Дмитрий позвонил — скучно сидеть стало, выехал навстречу. Идея конной прогулки ему понравилась. В ожидании его приезда торможу возле коняшек. Узнаю по поездке: 300 руб. — короткий маршрут, 400 руб. — длинный. Звоню Дмитрию. Начинаю выяснять, где он. Выясняется, что далеко. Полчаса минимум ехать. А время к вечеру, да в горах ещё и рано темнеть начинает. Поэтому решаем — он едет назад подготавливать мангал к приезду, а я тут по быстрому коротким маршрутом скатаюсь и приедем. Но одному ехать скучно. Поэтому начинаю уговаривать девушек скататься за компанию. Все отказываются. Но потом сестра все же решается. А тут ещё и машина с новосибирцами подкатила — тоже решили совершить рейд. В общем погрузились на коней и Алга — в горы. В гору поднимались с шутками. Я своего коня прозвал Мерином, другие тож какие-то имена дали. Поднимаемся, шутим — кони смирные, сами идут строем — разве что не в ногу.

Так, с шутками прибаутками поднялись на первое предвзгорье и пошли на спуск. Вот тут шутки закончились — с той горы-то и пешком страшно было бы спускаться — вся размытая, скользкая. А тут ещё сидя на коне, которым никто, кроме проводника, толком управлять не умел. И так медленно по порядку начали спускаться. Особенно мне запомнился эпизод, когда расставив копыта пытался тормозить на спуске на юз, но его продолжало нести на дерево. Как же не хватало АБС в тот момент… Но с грехом пополам все же спустились. Облегчённо взохнули и поехали по прямой. Но счастье длилось недолго. Начали карабкаться в новую горку. Как говорилось ранее — в горку оно не страшно, но эта новая горка была выше прошлой — следовательно спуск будет более долгий. Шутки, конечно, появились, но уже не полные оптимизма. А этот подъём оказался вершиной горы — высшей точке маршрута! Там нас подвели к обрыву и предложили расставить для красивого фото. Согласились единицы. Но проводников это не волновало — не смотря на протесты они все-таки нас расставили. И зафотали.

 Ну а дальше новый спуск. Благо, опыт уже небольшой имелся, поэтому спуск спорился. Вот только тут кустов оказалось больше. По тропе то тут, то там попадались кепки и панамы преведущих экскурсий. У нас тож без потерь не прошло — один человек потерял головной убор. Но проводник вернулся, отыскал и возвратил его владельцу.

Спустившись с горы уже поскакали по равнине вокруг. Вот это мне очень понравилось. Хотя и было больно. По возвращению оказалось, что ехали по длинному маршруту. Пришлось заплатить 400 руб. Но это того стоило — мне понравилось.

Ну а дальше домой через супермаркет. Пивко, сосиски, в общем, все для культурного вечера. Вот только при подъезде к жилью опять полил дождь.

На 24-е июля была запланирована обширная программа. Так как прогноз опять не предвещал ничего хорошего, то решено обследовать местные достопримечательности по туристическим программам. Для начала рванули к водопаду. Добраться к нему можно от комплекса «Царская охота» двумя способами: первый на моторке, второй, перейдя по пешеходному мосту, пехом по лесопарковой зоне (можно ещё на конях и велосипедах). Решили прогуляться. Мост оказался платным — 10 руб. с человека, что в принципе терпимо. Моторка — что-то около 200 руб. Перешли. На другой стороне висит карта данной зоны. Изучили карту и двинулись. Дорога идёт грунтовая, и в виду последних дождей размытая. Идти приходится по самой кроме травы — там грязи меньше. Через какое-то время наткнулись на табличку: «Осторожно змеи». Учитывая то, что все были в шортах и/или босоножках, то данное предупреждение не могло не демотивировать. Ну да хрен с ним — змеи обычно слышат приближение заранее и сматываются. Пошли дальше. Наткнулись на очередной демотиватор: «Осторожно клещи»… Мдя, думаю, наверное дальше будет табличка: «Осторожно медведи», а ещё дальше: «Осторожно радиация», а внизу маааленькая приписка — «Мы же говорили — возьмите лучше моторку» :). На этой весёлой ноте дочапали до водопада. У водопада куча людей, все делают фотографии «Для одноклассников», поэтому сфотаться чтобы не с посторонними — трудновато.

   

Но выбрав момент, все-таки делаем фотографии. Уже почти уходя приходит мысль — а не искупаться ли под водопадом? Раздеваюсь и под воду.

   

Бля, холодно однако, зато есть что вспомнить. Далее в сыром виде думаю, где бы согреться — глядь, а тут рядом продаётся алтайский чай из разнотравия. Подхожу выяснить почём — оказывается всего 10 руб.! Даже как-то не привычно — уже привык к минимальным ценникам 50 руб.. Покупаю. Чай — зачётный. Очень рекомендую. Попил, согрелся. Назад решаем ехать на моторке. Набрался экипаж — отплыли. При подплыве к «Царской охоте» со скалы фотограф делает фотосъёмку. Тут же фото сбрасывается на диск и продаётся желающим за 100 руб. Запись защищена от скачивания — чтобы хитрые туристы не кооперировались, а брали каждый диск для себя. Но мы хитрее — взяли один диск, а вытащить с него фото — не проблема.

Далее на очереди обед и поездка к Таврическим пещерам. Въезд к пещерам проходит по навесному мосту. Проезд платный — 100 руб. с авто. Поехали на авто. На другом берегу по лесу увидели объявления насчёт платности разбивки палатки — 100 руб. в сутки. За сервис. Дмитрий, который отдыхал в этих местах год назад, что за эти 100 руб. приносят воду и вывозят мусор. Едем дальше и подъезжаем к экстрим-парку — дальше дороги нет. Перейдя через строящуюся дорогу, попадаем ко входу к Таврическим пещерам. Экскурсия стоит 50 руб. с человека по малым пещерам и 200 по большим. Большие не работают, ввиду дождей. Берём билет на малые.

Ну а после — заключительная часть поездка на горное озеро Ая. Путь к нему так же лежит через подвесной мост.

Только на этот раз за проезд взяли 30 рублей. Подъезжаем к озеру — по дороге знаки «Стоянка запрещена». Возле самого озера стоянка платная + платный вход на территорию озера. Договорились с охранниками за 250 руб. с авто поставить на стоянке и пройти.

Само озеро небольшое, но это одно из немногих мест, где можно покупаться в Горном. Прыгнув с пирса в воду, тут же разбил палец об подводный камень, на этом мое купание закончилось. А так, на озере имеется много развлечений — надувная горка, катамараны, шары, и д.р. В общем, если с утра ехать загорать, то можно, а так на полдня — дороговато однако.

При поездке назад выяснилось, что не только въезд по мосту к озеру платный, но и выезд! Также 30 руб. Честно говоря, я думал, что такое бывает только в анекдотах.

Накупавшись, возвращаемся назад и начинам готовиться к возвращению. И тут новый сюрприз — пользование плиткой в домике платное. Поругавшись с хозяйкой по поводу сюрприза, сошлись на бесплатном использовании. Так, с грехом пополам, приготовили «перекус» на завтрашнюю дорогу, ибо, во-первых, решили ехать так, чтобы не тормозиться на кафешки, а во-вторых, Горный за три дня, проведённых тут, высосал прилично денег — налички практически не осталось.

Итак, 25-го путь назад. Встали рано утром и в обратный путь. Так как до единственного известного заправочного бренда «Роснефть» пришлось бы возвращаться к Чуйскому тракту, то решили залиться по пути. Но по пути ничего не попадалось. В какой-то залили по пять литров на неизвестной заправке. И продолжили путь, высматривая заправку. А тем временем нас то и дело против всех правил обгоняли автомобили. При чём большинство из них было с 54 регионом — наверное, богатые люди. Итак, доехав до самого Бийска, брендов не встретили. За Бийском я плюнул и заправил 20 литров на местной заправке. Дмитрий решил протянуть до заправки, на которой мы заливались в прошлый раз.

Продолжаем путь. С каждой минутой солнце светило все сильнее и сильнее, так, что уже после Бийска пришлось включить кондиционер. Через какое-то время проехали мимо торопящихся новосибирцев. Теперь они уже никуда не торопились, а ждали своей очереди в машину ГИБДД.

Барнаул на этот раз пролетели быстро и незаметно по объездной. Затруднения движения возникли только под Бердском — в воскресенье поток дачников и отдыхающих возвращался домой. Тут же нас догнал новосибирец на Toyota Tundra — тот, который обгонял сначала против всех правил, а потом ждал очередь в ГАИ. Вопрос: стоило так торопиться, если приехали в Нск в одно и то же время? А Новосибирск тем временем встречал нас пробкой по Академовской трассе. Тут я впервые в жизни увидел, как объезжают пробку по газону. Так же из-за этой пробки разорвался наш тандем с силфиком, а так как навигатор был только у него, то пришлось ехать наугад. Не, так-то я примерно представлял, в каком направлении ехать, но на какую улицу или проспект сворачивать — хз. Но все равно, немного поплутав случайно, догнал Дмитрия. Оказалось, чутьё меня не подвело. Выехав из города, заехали на заправку. Там встретили знакомых из Томска, которые в эти выходные тусили на Обском. Оказалось, что пока мы искали лето на Алтае, оно было в наших краях.

В 7-ом часу приехали в Томск. Забрали от родителей машину подруги и домой.

Так и закончилась наша поездка в поисках лета, которое к сожалению, мы так и не нашли.

Небольшой итог:

Про обнуление МК вспомнил только через 80 км после выезда из Томска. Поэтому цифры приблизительные:

Пройдено 2 500 км.
Сожжено 163 л бензина.
Средняя скорость — 66 км/ч.
Средний расход до Горного — 6,9 л/100 км, с Горного 6,4 л/100 км.

Что касается мест отдыха

Яровое подтвердил себя как место недорогого места отдыха для окрестных областей. Вот только с погодой там не всегда угадывается. Также мало развлечений. Хотя кому как — есть пляж, есть аквапарк, есть вечерняя дискотека. Часто приезжают «именитые гости» на выступления. Так что для кого отдых = вяленье неделю на пляже+дискотека — тем подойдёт. А кому нужны ещё и культурные программы — тому в Яровом делать не чего.

Горный Алтай. Полно красивых мест, куда можно съездить и на которые можно поглазеть. Но, билять, очень надоедает платить за все. Это очень портит впечатление. Поэтому в отличие от Ярового, лично у меня желания возвращаться в Горный нет.

З.Ы. А на следующий день после приезда выяснилось, что командировка знакомого в Бурятию, так что туда пришлось ехать все же мне.

Но это уже совсем другая история…

Часть 2

Командировка в горную Бурятию

Ну что сказать — как всегда срочность поездки оказалась не такой срочной, как представлялось сначала, по причине долгошедшей запчасти из Питера, поэтому после возвращения с Алтая, я был отправлен в Бурятию. В принципе, командировка как командировка — даже не знал, стоит вносить в рассказ или нет. Но раз пишется для раздела «путешествия», то наверное кому-то будет интересны те места, как возможные для посещения. Тем более, что проблем доезда на авто туда нет.

Итак, потусив несколько дней в городе, был посажен в поезд, идущий на восток. Поезд — одно из самых нелюбимых мной транспортных средств, потому как ехать надо долго и скучно. Но тут выбора не было.

Прибыли на станцию «Слюдянка», где и погрузились в «Уазик», тут же прозванным «Командирским». Почему так? Да потому что он был обшил внутри интересным способом, отличающим его от других авто:

Вскоре показались горы — нам туда:

Кстати, очень интересен «бурятский способ изготовления забора»:

Если у нас традиционная изба изготовляется без гвоздей, то у них похожу так делаются заборы. Хотя, может так делают ещё по одной причине — земля каменистая и столбики замучаешься закапывать.

Хотелось, конечно, посетить буддийский храм, но, к сожалению, был замечен всего один оной и далече от дороги, так что смог только сфотографировать:

А горы тем временем всё приближались и приближались.

Кстати, что бросается в глаза при проезде деревень: народ, конечно, живёт бедновато, судя по авто — в ходу в основном «пробоксы», «адехи» или вазовская «классика», но при этом сами деревни довольно таки крепенькие — вокруг пасётся много коров и лошадей (как позже узнал — лошади «мясных пород», т.е. разводят на мясо).

Ну а вскоре свернули в горы.

А в горах к коровам и лошадям прибавились яки:

И камнепады:

Порой горы сменялись долинами, пересеченными горными речками. Через речки прокидывалось сразу два моста.

Вскоре увидели разгадку необходимости двух мостов:

Это необходимо для беспрерывности сообщения, в случае разрушения одного моста. А такие разрушения, как я понял со слов водителя, далеко не редкость в этих местах.

Ну а вскоре, преодолев путь в 400 км, прибыли на место — вахтовый посёлок при золотоносной шахте:

Именно там, на горе, расположена шахта, и аварийный ДГУ, на ремонт которой я и приехал.

Утром погрузились в вахтовку и поехали наверх:

Собственно, вот само место с «объёмом работ»:

Синий прямоугольник — ДГУ, красные — бытовки шахтёров, тёмно-серый — компрессорная. А вот, собственно, и сама шахта:

В шахте постоянно держится температура -5 гр. И зимой и летом. На сколько уходит в глубь — хз, но руда, говорят, очень богатая — с одной тонны руды тут планируют получать 5 грамм золота! Да-да, я не ошибся, оказывается, для получения пяти грамм надо перелопатить тонну руды. И это ещё оказывается хороший результат.

Сама же золотая руда выглядит так:

Вроде как видимые жёлтые пятна на этом камне и есть золото, которое будет позже добыто на фабрике.

Сама же фабрика пока что только закладывалась:

Интересн так же способ установи опор ЛЭП:

Вкапыванием так же не заморачиваются — проще сколотить ферму, в которой камнями закрепляют столб.

Итак, провозившись с неделю с ДГУ, «дали дым», после чего для станция должна проработать три дня, чтобы считаться рабочей. Эти три дня я потратил на то, что шарился по горам, изучая окрестности (часть фото не моих):

Самое жалкое — это то что я забыл дома крепкую обувь, поэтому не смог полазить везде, где хотелось. А после подписания актов, был путь назад.

При подъезде к перевалу стали появляться следы выпавшего снега.

А вскоре и попали в снег:

Чем выше поднимались, тем сильнее он шёл (напоминаю — на календаре начало августа, а в Европейской части РФ — рекордная жара):

Но стоило только пройти перевал, как снег прекратился.

И дальше началась относительно сухая погода.

При подъезде к Слюдянке, удалось попробовать местное блюдо: позы.

 

По ощущениям — мант-мантом, но который надо есть руками. Национальный чай с маслом пробовать побоялся.

 

Ну а дальше — погрузка в поезд и обратная дорога в Томск. А впереди меня ждало возвращение в Горный Алтай, но это впрочем уже совсем другая история.

Часть 3.Возвращение в (на?) Горный Алтай

Вместо вступления

Случилось у меня при возвращении с командировки несчастье — выпала (извиняюсь за столь интимные подробности) пломба, заезжать с таким зубом на месяц в автономку нечего было и думать, поэтому воспользовался я 15 днями отгулов, заработанными в командировке. Прибавил сюда 15 дней отпуска и остался дома. Вот тут и поступило предложение от друзей сгонять на Горный Алтай. Как помните из части 1 — желания возвращаться туда у меня не было. Уж больно навязчивый, некачественный, но при этом дорогой сервис там был. Но тут от предложения отказаться не смог — ибо изменилась сама концепция поездки. Ехать туда планировалось на автомобиле ВАЗ-21213, подготовленном для трофи-рейдов, жить дикарями и поштурмовать пару перевалов. На обратном пути предполагается заехать на соревнования по трофи, которое будет проводиться где-то между Н-ском и Барнаулом. Вот такая концепция звучала заманчиво и была мне по душе.

Итак, определились:

выезд 1 сентября;
авто — ВАЗ-21213.

Экипаж:

Водитель и главный механик — Сергей ака RoadRoller, хозяин «Нивы»;
штурман и главный фотограф — Павел ака Hostman;
второй водитель и запасная лошадиная сила ваш покорный слуга ака Nachtwandler.

Осталось подготовить авто. Для этого был куплен комплект ПТФов, но пока что не установлен. И дополнительная защита. Эта защита, кстати, стала завязкой интересной истории. Купив её, Сергей попросился ко мне на яму — поставить. Приехал, поставил. На дворе вечер. Сидим скучаем. Тут я вспоминаю, что в авто уже упакованы удочки! И у меня рождается коварны план — а не поиздеваться ли над котом таким образом — по-быстрому едем до озера, там ловим какую-нить рыбку-пискаря, возвращаемся, садим эту рыбу в тазик с водой и даём коту. И смотрим, как у кота будут внутри бороться два инстинкта — любовь к рыбе и боязнь воды. Сказано — будет сделано! Садимся в авто и к озеру, которое недалече. При подъезде к озеру надо пересечь ручеёк. Серёга бьёт по газам, выскакивает на середину и встаёт колом! Трогаем назад — авто немного пробороздив дно встаёт. Вперёд — авто едет, но опять встаёт — как якорем держит. Фигня война — у нас есть хай-джек — понимаем авто и видим — под авто попало бревно, которое и не давало выехать на берег.

Хорошо, убираем бревно и пытаемся выбраться — поздно. Авто уже закопано. Попытки откопаться ни к чему не привели. Тщетно прокопавшись пару часов Серёга ушёл за УАЗом, который нас и выдернул. Так мной был пройден курс молодого штурмана. И попутно курс молодого отмывальщика авто.

Да, и как выяснилось позже, коту было абсолютно пофиг на эту рыбу.

Глава 1

Пока школьники и прочие студенты ждали с грустью первое сентября, мы ждали его с нетерпением, благо универы закончили четыре года назад, а школы и того раньше. Но тут возникли проблемы с техосмотром. Как видно из фото — авто нестандартное и хрен пройдёт этот осмотр по-честному. А с нечестным осмотром у Серёги срывалось. Начали уже подумывать — хрен с этими перевалами — поедем на моём авто. Так прошло первое сентября. Второе сентября все без изменений. И тут RR решает — хрен с ним — загоняет авто на пунк ТО, получает диагностическую карту. А с ней ездить можно 20 дней. Загон на пункт назначен на 3-е сентября, после чего по плану он заезжает сначала за Павлом, потом за мной и выезд из города состоится в 8 часов.

3 сентября, у меня все готово — сижу жду. И тут как всегда время подходит авто нет. Звоню узнаю. Что да как — задерживаются. Не рассчитали с временем погрузки и все такое. Вот интересно, сколько раз куда ни выезжал — всегда выезд проходит не по плану — это вообще реально выехать минута в минуту, как запланировано или нет? Наконец к 8 подъезжают, упаковываем мои вещи, попутно спорим, как ехать до Н-ска. Сергей хочет ехать через Колывань — та дорога, хоть и длиннее на 60 км, но менее загружена — проблем с обгоном фур на перегруженном авто не возникнет. Я же убеждаю его ехать по М-53, мотивируя это тем, что в ночное время там мало авто и проблем с обгонами не будет. В конце концов, он со мной соглашается.

В десятом часу наконец-то отъезжаем. Сергей и Павел на передних сидениях, я, в обнимку с вещами на заднем. По пути заезжаем в банк снять денег в дорогу. Сняв деньги отправляемся дальше. Я все это время пытаюсь устроить вещи так, чтобы они не мешались.

Переехав мост останавливаемся на заправке залить 20 литров бензина.

И так, в одиннадцатом часу под Overseer—Supermoves мы покидаем родной город и берём направление в сторону юга. Скорость держится в районе 60 км/ч. По плану Сергей рулит до Бердска, после чего мы с ним меняемся. Зная это и наконец-то утрамбовав вещи, пытаюсь заснуть на заднем сидении. Но сон все не идёт. Начинается стандартное общение за жизнь. Привыкнув к перегрузу, Сергей набирает крейсерскую скорость 80-85 км/час. Однако для меня такие скорости непривычны — начинаю думать о том, что эти 700 км до Бийска будут очень скучными — так пилить я не привык. Заодно троллю Серегу на тот момент, что про обгоны он явно погорячился — при такой крейсерской скорости обгонять будут только нас. Но вскоре этому троллингу пришёл конец — догоняем и обгоняем первую легковушку. И ладно бы, если это был бы какой-нить «мосик-412», но догнали Toyota Corolla Spacio. Догоняли, конечно, долго и нудно, но все равно — хоть какое-то развлечение. А после и тема для обсуждения.

Такими темпами вскоре достигли Болотного. Тут следует сделать небольшое отступление — пос. Болотный по расстоянию является серединой между Томском и Новосибирском. И с детства, когда я ездил с отцом в этом направлении, он останавливаться тут на небольшой перерыв в поездке, а позже, после того, как сам сел за руль, эта привычка осталась, перерастя в традицию при поездке на дальняк в западном направлении останавливаться тут для «попить кофе». Что я и уговорил сделать парней. Остановившись, мы с Серёгой заодно решили и перекусить — дорога дальняя, долгая. И тут хочется сказать — местная столовая, пользуясь раскрученностью бренда и тем, что рейсовые автобусы курсирующие по М-53 делают остановку на перекус тут, — готовит откровенно безвкусную пищу. В общем, лучше всего у них получается готовить кофе 3 в 1 и кроме него ничего не советую там покупать.

Перекусив и взбодрившись, трогаем дальше. В 1:30 попадаем в густой туман. И без того малая скорость падает ещё ниже. Настроение уменьшается вместе с ней — если такой туман будет долго, то как скоро мы достигнем конечной точки на сегодня?

Но слава богу, туман продлился недолго. Скорость опять поднимается до крейсерских 85 км/ч — и таким темпом примерно в 2:30 въезжаем в Нск. На въезде завернули на лукойловскую заправку, залили 27,26 литров бензина по цене 22 руб. за литр. Пока Сергей заправлял авто, я купил пару энергетиков в дорогу. После заправки поменялся с Павлом местами — я полтора месяца назад проезжал уже этим маршрутом по городу. Ориентироваться ночью по малознакомому городу сложновато. Честно скажу — я бы поплутал там, если б не было с нами инженерного творения в виде навигатора с картами «навитела». Девушка очень точно указывала дорогу, заблаговременно подсказывая о поворотах и развязках. Так что проблем с проездом не возникло. А проехали город насквозь минут за 30 — ехали по главным улицам, все светофоры работали в моргающем жёлтом режиме. И что это новосибирчане так жалуются на пробки? :)

Так же быстро проскочили и Бердск. После чего в авто произошла очередная перетасовка мест. Я сел за руль, Павел на место штурмана, а Сергей отправился на заднее сидение спать. Немного привыкнув к авто, набрал крейсерскую скорость. Ехать, конечно, с такой скоростью скучновато. И монотонно. Поэтому энергетик быстро кончился. А сон — нет.

Не доезжая до объездной Барнаула, тормознул около кафешного комплекса выпить кофея и чего-нить пожевать. Тут же проснулся Сергей. Вышли купили по кофею, «сжевали по пирожку», попутно пообщались с продавщицей — оказалось, что температура ночью упала до -1 градуса, а в подтверждении этого был показан соседний столик, покрытый инеем. Гм, не знаю как Серёга, но я как-то задумался о будущих ночёвках в палатке — «дикарского» опыта при минусовых температурах у меня ещё не было. Ну а дальше опять дорога. Не доезжая Барнаула, возле села Казачьего обогнали ещё одну легковушку — Nissan Sunny лохматого года. Он обиделся. С грехом пополам обогнал нас назад. Гм, закусон? Это уже развлечение — начал догонять его, но тщетно — наверное у него авто могло разогнаться до 87 км/час. Дальше наши пути с ним разошлись, мы свернули по направлению к Бийску, а он ушёл на Барнаул.

Доехал до заправки, где заправлялись в прошлый раз. Залил 25 литров топлива. Все. Дальше можно сказать финишная прямая — больше остановок не предвидится. По плану доезжаем до Бийска. Там сворачиваем к Бие и едем в поисках места для лагеря.

В 5:51 уже встречали рассвет на трассе.

А чуть дальше указатель, который ставил лично КЭП.

Хотя может и не КЭП — он бы поставил просто «Заря». Хотя может это «Заря» по летнему времени :)? С рассветом пришло и второе дыхание — сон как рукой сняло, но продлилось это недолго. Вскоре я понял, что сон становится сильнее меня. А так как RR к тому времени уже проснулся, то посадив его за руль, я отправился назад подремать. Проснулся уже при подъезде к Бийску.

Итак, в 7:41 въехав в Бийск, подъехали к первому магазину. Закупив пива и хлеба, отправились вдоль Бии в сторону Телецкого озера, в поисках места под разбивку Базового Лагеря (БЛ) №1

Отъехав немного подальше от города, свернули к Бие, в поисках места под лагерь. Навигатор выдавал, что недалече находится родник — подъехали к этому месту. Места стоянки людей обнаружили. Местность, как в швейцарском лесу, — в смысле убрана туристами от всяких дров, веточек и всего прочего, что имеет свойство гореть.

Но родника не обнаружили (выпит туристами?). Решили ехать дальше — доехали до Бии. Огляделись, приметили красочное место и рванули к нему. Но при подъезде к нему поняли, что облюбовано оно было не только нами, но и коровами, у которых походу в этом месте водопой, и по данной причине вся местность была ими заминирована. Тут и возникло небольшое замешательство — рисковать ставить палатку тут или все-таки поискать место, где следов пребывания коров не будет? В споре заметили остров, отрезанный от основной суши узкой полоской воды. И тут рождается мысль — мы же на внедорожнике — давайте рванём туда! Сказано — сделано. Погарцевав немного по берегу для красивой фото и видеосъёмки, переехали на остров.

Правда, к слову сказать, уровень воды был невысоким — тут бы я проехал и на своей «Приоре», поедь мы на ней. На острове, пробравшись через кусты, обнаружили поляну, на которой и было решено разбить лагерь. К чему и приступили, предварительно выпив пивка за удачное начало.

Далее я с Павлом приступил к разбивке палатки, а Серега к тасканию веток для вечернего костра.

Дров натаскали немеряно — благо, на остров не всякий турист совался — проблем с сушняком не было. Разбив лагерь. По-быстрому позавтракали домашними «шанюшками» с пивом, легли отдыхать до вечера. А на вечер у нас была по плану грандиозная программа — отпраздновать по полной начало нашей поездки и умиротворить богов, чтобы не строили нам козни, а даровали хорошую погоду. Чем мы и занялись, встав в шесть вечера (кстати, обратите внимание, на фото на заднем плане наши заготовленные дрова).

Во сколько был дан отбой — не помню. А встали часов в шесть утра, потому как решил Павел накормить нас хариусом и завёл будильник. Но рыба в тот день не клевала — все, что поймал, было пара ельцов. А пока он рыбачил мы с Серёгой развели костёр и приготовили лёгкий завтрак в виде кофе и бутербродов.

Глава 2

По сегодняшнему плану выходило следующее: быстро подсоединим противотуманки и отправляемся дальше. Быстро присоединить ПТФы не получилось — потратили на них часа два. Попутно прикрепили на крышу «Нивы» и российский триколор — раньше не цепляли его, т.к. боялись, что не выдержет переезда из Томска до Бийска. А тут планировали хотя бы пару дней погонять с ним.

Ну раз провозились до полудня с этими делами, то поменяли и план — поесть решили тут и ехать до вечера без обеда. Что и было сделано — Серёга приготовил некий помидорный супчик.

Да. А что касается правильности выбора места. То мы не прогадали — на том берегу, где хотели поставить палатку, было засечено стадо «сапёров».

Итак, пообедав, в два часа отправляемся в дальнейший путь.

Становятся видны предвзгорья — наш путь лежит туда.

 

Выехав на трассу, доехали до деревни «Стан Бехтимир». Сворачиваем туда с целью купить хлеба. И пива на вечер. Хлеба не оказалась. Как и местного пива. Едем дальше, но не по трассе а по просёлочноё дороге от деревни к деревне. Объехав пару деревень с трудом находим хлеб. Выясняется, что хлеб в деревни возят из Бийска, поэтому местные по булке не покупают.

Ну раз все закуплено, то алга — выезжаем на трассу и вперёд. На выезде замечаю кукурузное поле, стоп алга! — решаю проверить кукурузу на счёт початков. Кукуруза есть, но зелёная.

Но всё равно сорвал несколько початков на утро.

Ну а дальше поехали по трассе к границе с Республикой Алтай. Погода, конечно, радует. Как и виды за окном. Вскоре стрелка указателя топлива стала приближаться к половине бака. А заправок, прилично выглядящих, по пути не попадалось. Хотя с нами и было 40 литров топлива, но его решено было не тратить. Стали искать, где бы залить топлива. Так и ехали вперёд. А впереди нас ждал пост ДПС. Подъезжая к нему, замечаем явнозаинтересованный взгляд ДПСников — ведь по всему видно, что мы туристы.

Сама стайка ДПСников в этот момент напоминала стаю дресерованных охотничьих собак — они все замерли в охотничей позе. Но нет — за 40 метров до поста заправка, и мы сворачиваем на неё. И прямо в авто чувствуем ауру разочарования Гайцов — они теряют к нам интерес. Сергей подъезжает к заправке и понимает, что колонка не та — тут дизтопливо. А 92-й чуть в строне — начинаем вертеться по заправке и выглядит это как будто мы выезжаем с заправки. В этот момент надо было видеть работников жезла — они снова стали проявлять к нам интерес, замерев в стойке. Но их опять ждал облом. А когда, залив 20 литров, мы выехали с заправки — ГАЙцы нами уже не интересовались — были заняты разбором полётов с «ХайЛаксом» из Новосибирска.

А за окном тем временем начинало вечереть. А раз так, то надо разбивать новый лагерь. И разбивать решили его опять на Бие— свернули у ней и поехали вдоль берега в поисках хорошего места. Тщетно — весь берег усеян густой растительностью. А одно нормальное место уже было занято. Так, в поисках мы наткнулись на такое место:

Памятник войнам, павшим во Второй Мировой. Такое расположение было нам абсолютно не ясно — согласно картам и навигатору, поблизости ни каких деревень не было. Сергеем выдвинулось предположение, что когда-то это было живописное место, поэтому тут памятник и поставили. Судя по всему, так оно и было — памятник стоял на крутом берегу Бии. И если снести молодую поросль, то вид должен был открываться великолепный. Но кому понадобилось устанавливать памятник в таком удалении от деревень, было неясно.

С такими размышлениями мы двинули дальше. И тут до меня дошло — тут когда- то была деревня, а в 60-х годах прошлого века происходило объединение деревень — так кровавый коммунистический режим оптимизировал расходы на школы, поселковые больницы, администратирование и пр. При таком переселении старые дома обычно разбирались и перевозились на новое место, таким образом деревня исчезла с карт, а памятник остался. Проехав чуть дальше, нашли подтверждение данной гипотезе — за рощицей встретилось несколько домов, разбросанных по большой площади и так же несколько фундаментов — их-то на новое место не перетащишь. Судя по площади разброса деревня была довольно большой — странно, что её куда-то «укрупнили», а не присоединили другие посёлки к ней. Хотя это же Алтай — одна из житниц России — всякие поднятые целины были и здесь — может по тем меркам данное село было мелким. И в таких мыслях мы вскоре вернулись на трассу искать другой свёрток к Бие. Трасса же через какое-то время с асфальта перешла на гравийку. А гравийка добавляла грустных мыслей, ибо по всему было видно, что является оптимизацией уже либерального посткоммунистического режима — когда-то эта была асфальтированная дорога, но со временем она приходила в негодность, а денег на ремонт походу не было, поэтому ямы засыпались гравием. Пока не превратилась в гравийную дорогу с кусками асфальта.

Ну да хватит о грустном. Примерно часов в шесть замечаем ещё один свёрток в сторону реки. Свернули. И перескочив через гравиедобытческий развал, выехали на берег. Тут уже было где разбить лагерь. НО решаем проехаться чуть-чуть в глубь. И не прогадали — вскоре нашли очень живописное место. И судя по кострищам отдыхал народ тут нередко. Остановились. Начали разбивать лагерь. На берегу обнаружили рыбаков на «Паджерике» — поговорив с ними, узнали, что эти места облюбованы бийчанами как место рыбалки. Рыба тут есть — хариус, щука и есть возможность вытащить тайменя. Услышав про тайменя, я взбодрился — ещё в классе 9-м помнится впервые прочитал сборник Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой», повествующий о довоенной и военной жизни в енисейской деревне. И там не раз говорилось про тайменя как самую желанную добычу рыбаков. Признаться, я как не рыбак, всегда думал, что таймень — это местное (енисейское) название осетра, но оказалось, что я ошибался, таймень — это отдельный сорт рыбы. А раз так — надо его поймать и попробовать! Остаток вечера до заката я кидал спиннинг в надежде поймать, но нет, не судьба. Ну а после захода солнца наступило дежавю. Только без шашлыка. Опять дегустировали местное пиво. И пришли к выводу, что самое стоящее — это Ирландский эль. И так, в распитии пивка и поиске развлечений прошёл очередной день.

Глава 3

Утро опять началось с отправления Павла на рыбалку. И рыбы он опять не поймал. Зато сделал шикарные кадры восхода:

Ночь же преподнесла один не очень приятный сюрприз — то ли она холоднее была, то ли сказалась близость реки, но между слоями палатки сконденсировалась влага. Так же она сконденсировалась и на стенках спального отсека. Поэтому пришлось ждать солнца, чтобы просушить палатку и спальники. В последующем, каждое утро начиналось с сушки палатки.

Ну, а пока они сушились, каждый занялся свои делом. Павел решил «намочить ноги» в Бие…

Я приступил к поварке наворованной с колхозных полей кукурузы.

Несмотря на зелёность, есть её можно было. Но никто кроме меня её не заценил.

Ну а Сергей (папарацци хренов) в это время крутился вокруг с фотоаппаратом и всё протоколировал для истории.

А когда палатка высохла, мы скидали вещи и двинулись дальше. Дорога по-прежнему была гравийная. В первом попавшемся посёлке заехали в магазин и закупили хлеба.

А вскоре выехали и на границе Алтайского Края с республикой Алтай.

По поводу чего позвонили домой — телефон ловил только у Павла и то, если стоять строго определённо по сторонам света. Мой же «МТС» упорно молчал уже давно. Отзвонившись, двинулись дальше — дорога так же шла гравийной, сменяясь асфальтом в посёлках. В одном месте заметили родник — тормознули, чтобы пополнить запасы пресной воды (пить из реки пока что опасались).

Тут же у родника тормознул ещё один турист, от которого узнали, что буквально вчера происходили соревнования по рыбалке «нахлёстом», а позже был даже мастер-класс. Но к сожалению, мы туда опоздали.

Следующим плановым чек-понтом стал так называемый «Иконостас»:

«Гора Иконостас поднимается на правом берегу реки Бия. Природной величественностью, монументальностью и пирамидальной формой скала напоминает церковный иконостас. Отсюда и название, распространенное среди местных жителей. Отвесная скала, сложенная из каменных базальтовых плит, расположена в 7 километрах от села Турочак. Высота скалы — 80 метров. В верхней части скалы, казалось бы, на недоступной высоте хорошо виден барельеф В.И. Ленина и надпись: «Имя Ленина, его дело, труд и учение будут жить вечно».

У этого памятника советской эпохи интересная история.Высеченный после войны турочакским художником-самородком И.Е.Сычевым, наскальный рисунок представлял собой наложение профилей Ленина и Сталина на фоне красного знамени. Однако после смерти Сталина неизвестные активисты поднявшись на опасную горную вершину сдолбили его изображение со скалы, оставив только ленинский профиль и лозунг».

Под данной горой на берегу Бии сколочены лавочки и столы, где мы и тормознули на обеденный «периф».

После чего продолжили наше путешествие. Через какое-то время, при подъезде к райцентру Турочак начался довольно приличный асфальт, сильно заминированный коровами. Почему я на этом заострил внимание? Да потому что начало этих «мин» запомнилось появлением девушки на «Клюгере» с блатными номерами — эта девушка с большой охотой носилась по данным «какулам», то едя на встречу нам, то обгоняя и уносясь в даль. По этой причине авто было довольно сильно вымазано отходами жизнедеятельности коров: не ясно, то ли её это прикалывало, то ли таким интересным образом мстила своему парню — хозяину «клюгера»? Ну а дальше был Турочак, где закупили жидкого хлеба на вечер и поехали искать место под БЛ№3. Место нашлось довольно скоро — свернув с трассы по просёлку в сторону Бии, вскоре обнаружили, что данная поселковая дорога засыпана кучей щебня, перегораживающей проезд. Впрочем для «Нивы» это не было преградой. Таким образом мы и попали на пустынный берег. Ну а дальше опять дежавю: разбивка палаки, пиво,сон, подъём Павла на рыбалку с нулевым результатом.

Глава 4

«Жемчужина Алтая. Эксклюзивные маршруты. Все виды рыбалки» — такими плакатами нас встретило озеро Телецкое. Берега, утыканные сдающимися домиками, банями, лодками, конные прогулки и другие 33 удовольствия за ваш счет.

Тут мнения разделились: я предлагал снять домик с баней и остаток дня посветить культурной программе, как:то: катание на лошадях или моторках, а остальные хотели продолжить путь. Ну а так как у нас демократия, то победило большинство — решили двигаться дальше, а в Телецком озере только помочить ноги.

При выезде из посёлка тормознули купить сувениров и продуктов на вечер. В магазине решили, что мы потребляем как-то много пива — надо урезать норму, поэтому и взяли всего две полторашки, за что и поплатились позже. Но обо всём по порядку.

После отъезда с Телецкого, наш путь по плану лежал на берега Катуни. Подъезжая к мосту через Бию, тормознули на бережку на обед. Попутно смогли наблюдать, как местный житель вытащил на берег хариуса — отмазки Павла про «дальный кардон» перестали катить.

И на такой весёлой ноте продолжили дальнейший путь. Вот только веселье вскоре стало сходить на нет — с каждой минутой становилось понятно, что посветлу мы не достигнем Катуни, где хотели разбить очередной лагерь. А раз так, то пока солнце окончательно не скрылось за горизонтом, было решено найти место для лагеря. Нашли по нафигатору вроде бы речку-ручей и свернули к ней по «лесовозной дороге». Но по мере продвижения в лесные дебри, ручьёв все не было и не было. Уже почти было решили повернуть назад на дорогу, как на встречу попался УАЗ — тормознули, расспросили по поводу наличия мест под палатку для ночлега. На что мужики, сидящие в УАЗе, заметили, что смысла разбивать палатку нет — проедете три км прямо, потом свёрток на лево и через пару км упрётесь в бывший домик лесника: там обычно располагаются охотники в сезон, но сейчас он и пустует — можете в нём переночевать. Поехали. Лично я скептически отнёсся к данной идее: воображение рисовало полуразвалившуюся землянку. Но каково же было наше изумление, когда наткнулись на такую вот делянку:

В наличии дом, веранда, баня, ручей, куча срезки для топки. Один минус — бардак был такой, как будто народ покидал место в спешке. В самом домике жуткая вонь от полусгнившего супа. Зато на чердаке бани был обнаружен пласт поролона, на котором и можно было переночевать в спальниках. Определившись с местом ночёвки, составили план дальних действий:

1. таскаем воду из ручья;
2. топим баню;
3. прибираемся на веранде;
4. начинаем радоваться жизни.

Вот с п4 и возникли проблемы — как я уже говорил выше, пива в этот день мы решили взять намного меньше, так сказать чисто символически. А тут баня.. Без пива…

Глава 5

Наутро, прибравшись после себя, продолжили путь в сторону Чуйского тракта. По пути наткнулись на посёлок Чоя. Завернули туда, немного поколесили — посёлок небольшой, разделён на две части рекой Чоя, окружён сопками. На одну такую сопку я и подбил залезть Сергея, мотивируя это тем, что едем на подготовленном внедорожнике, но ещё ни разу не использовали его потенциала. Залезли, полюбовались видами и двинули дальше.

А вскоре, нас ждало радостное событие — одометр подходил к 1 000 км. А это уже повод. Рассуждая о том, как будем это праздновать, успешно пропустили исторический момент смены девяток на нули, но это нас не сильно расстроило. Через несколько км тормознули у супермаркета, закупились на вечер ( при этом даже взяли бутылку шампанского — медиана как-никак!), отмотали одометр на 999,9 и двинули дальше. Но вот как-то опять забыли сфотать момент смены цифр.

Через какое-то время тормознули на святом источнике, согласно путеводителю — набрать воды.

 И опять Алга — впереди нас ждал Горно-Алтайск. Так как на этот раз, благодаря раннему выезду, мы шли быстрее графика, то было решено порадовать себя экскурсией по данному городу. Заехали в город и сначало порадовались светофору — отвыкли уже от этого девайса. Дальше поставив авто на стоянке, пошли в Краеведческий музей, который, к сожалению, был закрыт на ремонт. Ну а раз так, то ещё немного погуляв по городу, двинули дальше.

Вывернув на Чуйский тракт, развили крейсерские 80 км/ч и покатили в сторону Катуни. Красота! Едем, любуемся окрестностями — дорога впереди пустая, вот только из-за нашей невысокой скорости, крутых поворотов и знаков «обгон запрещён», позади нас образовался серьёзная колонна — думаю, в ней по поводу красоты не согласились бы.

Скоро ли, долго ли, но прибыли на площадку сувениров, где и увеличили ВВП страны путём покупки местного рукоделия. Ну а дальше — привычный поиск места для ночёвки: свернули к берегу и наткнулись на табличку «места для палаток, услуги платные». Правда, кому платить неясно — вокруг ни души. Разбили лагерь. Серегей с Павлом решили искупаться и в Катуни (потому что первый раз тут), а я просто помочил ноги.

 А дальше приступили к празднованию. Допились до появления.. нет , не белочки — собачки:

А позже появились и его хозяева, которые кстати, реабилитировали Павла: выяснилось, что рыбы действительно очень мало. Так и закончился очередной день. А за деньгами, кстати, никто не пришёл, правда, и сервиса там не было.

Глава 6

Утро. Сегодня по плану культпрограмма: посещение пещер, водопадов и пр, а после углубление по Чуйскому тракту.

Перво-наперво Талдинские пещеры. И опять малые — большие закрыты из-за отсутствия проводников, а в малых без него не заблудишься. Прошли в пещеры. Я, что помнил по прошлой экскурсии, рассказал.

Потом водопад, до которого решили идти пехом. Тут же повстречали томича — соклубника Сергея. Он в отличие от нас, путешествовал в одиноску на Subaru Forester, так как не смог найти себе компанию (извечная проблема).

А после посещения пещер нас ждала самая авантюристическая часть маршрута: пересекли Катунь и, наконец-то, покатили в дикие дебри, в сторону Черги. В селе Черга купили сыр производства местного Маслосырзавода, вкус обалденный, весь сыр был съеден тем же вечером.

После Черги навигатор рисовал нам полевые дороги по горным долинам, но каково же было наше удивление, когда мы обнаружили асфальтированный хайвей. Мы были в шоке..., под вечер свернули к горной реке Кукуя, близ горы Кедровая. Разбили лагерь — уже с явной неохотой: разбирать и собирать палатку заметно задолбало.

А вечером нас ждал дополнительный сюрприз: оказалось, что мы разбили лагерь возле местной дойки, поэтому к нам подкатили местные пастухи знакомиться (по легенде), по факту в надежде выпить. Надежда их оправдалась — налили мы им сначала пива, а потом и коньячка, а в благодарность они нас угостили вырезкой свежеколотого барашка, которая и была мгновенно запечена на костре. Признаться, до этого момента, сколько я ни пробовал бараньего мяса, никогда не мог понять, в чём его прикол, но, отведав свежеколотой баранины, всё понял — пускай мясо и не замариновано, а просто обмазано перцем и солью перед приготовлением, но вкуснее этого шашлыка мне есть не приходилось. Заодно они рассказали, что тут где-то рядом есть пещера и даже набросали (на пальцах) план подъезда к ней. Перед отъездом пастухи выпросили у нас карманную фляжку в подарок с остатками коньяка и ушли в ночь. Так подошёл к концу очередной день.

Глава 7

Буквально через пять минут после подъёма появились вчерашние пастухи и поведали душераздирающую историю о том, что с утра приехала бригада доярок на утреннюю дойку. Бригадирша, увидев их пьяными, обругала и забрала подаренную фляжку. По этой причине они слёзно попросили подарить им вторую фляжку.

Мы, конечно, историю выслушали, посочувствовали, но вот фляжку не подарили — вчерашняя была дешёвая, купленная в спешке перед зимней поездкой в Шерегеш, а вот ту, которую выпрашивали сегодня — сувенирная. Но чтобы они сильно не расстраивались, подарили им початую бутылку водки — все равно мы её не пьём. На этой счастливой ноте пастухи уехали осваивать подарок. Мы свернули лагерь и поехали искать разрекламированную пещеру. Поездив по полям с час-полтора, пришли к выводу, что расстояние они называли в попугаях, поэтому решили поиски прекратить и продолжить путь к основной цели нашей поездки «Мариинский перевал».

 При подготовке к поезке все, что было нам известно: что в далеком 2007 году там проехало три машины, Mitsubishi Pajero, Honda CR-V и еще какой-то пепелац, из отзывов следовало, что дорога может быть размыта рекой и ручьями. Но нас это не остановило.

Весело долетели до деревни Мариинск,...

...по хорошей грунтовке, а дальше началась дорога для нашей машины. На середине подъема в самом интересном месте у нас перегрелся бензонасос, и мы решили пообедать и изучить местность. Это была заболоченная рекой поляна, по центру которой шла дорога, и по оставленным следам было видно, что тут рубились на шишиге и на конях, других следов не присутствовало. За небольшой рощицей паслись коровы. В такие моменты всегда забываешь о фотоаппарате, а просто наслаждаешься красотой... Через некоторое время мы были уже на вершине перевала, открывшиеся виды поражали своей неописуемой красотой, мы там наверное с полчаса втыкали горы, играли народные мотивы на комысе (комусе), впереди лежала прекрасная зеленая долина.

В Черном Ануе долго искали магазин, закупиться на последний день. В местную лавку пошёл я и Павел, а Сергей остался отдыхать на капоте железного коня. По возвращению увидели Сергея очень развеселившимся — по его словам, как только мы ушли, из магазина вышел мальчик лет 5-6, обошел машину кругом и спросил: «Это гонка?», на что получил утвердительный ответ, тогда мальчик обошел машину еще раз и сказал: «Красивая», нарезав третий круг он произнес: «И грязная!», и убежал по своим делам.

Дальше мы держали курс на Денисовы пещеры. Добравшись до архилолгического поста, мы обнаружили что археологи разъехались и водить экскурсии по пещере нам никто не будет, поэтому мы сами походили и все сами посмотрели, а Сергей поведал легенду, связанную с этой пещерой (согласно путеводителю):

Легенда о Белой даме возникла во время Гражданской войны. Когда колчаковские отряды отступали к Монголии по дороге Бийск—Черный Ануй, в составе гражданской колонны шла семья генерала. Но в с. Топольном заболел один из членов семьи, и решено было там остаться. Обоз пошел дальше, а Ксения, дочь генерала, ее отец, брат и жених сняли дом в Топольном. Там проживал атаман Жихарев, главарь банды, со своими братьями и отцом. Все у них было, вплоть до пианино, вот только сам атаман был не женат, ведь жена должна была быть из благородных. Он предложил Ксении помочь отвезти ее брата в Черный Ануй (там были миссионеры) и спасти ее семью, а она за это должна была стать его женой, но Ксения не согласилась. Любовница Жихарева не хотела потерять влияние на атамана и помогла бежать семье Ксении, обещав разбудить атамана через два часа, чтобы ее не заподозрили в измене. Начавшаяся пурга помешала Ксении доехать до Черного Ануя. В районе впадения Шинка в Ануй Жихарев нагнал Ксению и убил всю ее семью, а девушку бросил в Денисову пещеру, в одну из галерей, сами же преследователи устроили гулянку в центральном зале, назначив на следующий день свадьбу. Но утром охранник оказался мертвым, а девушка пропала, причем она выбралась из веревок, не развязав их. Через некоторое время, когда банда Жихарева укрылась от красноармейцев в ущелье, красным помогла очень странная женщина в белом рубище, с распущенными светлыми волосами; она шла босиком по снегу и не проваливалась. Незнакомка показала на карте горную тропу, о которой знали лишь охотники, в этот раз из боя спасся только атаман Жихарев. А весной нашли его тело в Денисовой пещере — оно лежало там с зимы. Лицо мертвеца было искажено страхом: похоже, перед смертью он увидел что-то ужасное. С тех пор существует предание, что в пещере поселился дух Белой дамы. Он очень не любит мужчин, от которых пахнет алкоголем и табаком и которые нецензурно ругаются.

Лагерем встали на месте злостного убийства семьи Ксении, на слиянии Шинка и Ануя. Живописное место на берегу реки Шинок, с прекрасным небольшим гротом.

Глава 8

Утро было самым холодным за всё время. Может, это сказывался тот факт, что палатка стояла между двух скал, может, из-за того, что поставили палатку у восточной скалы и солнце долго не могло подобраться к нам, может, это из-за того, что сентябрьская жара спала, а может и из-за всего вышеперечисленного. Но факт остаётся фактом — с утра пришлось напялить все тёплые вещи, которые взяли с собой. В виду того, что сегодня нам предстоял перегон до Томска, решили сделать завтрак не лёгким, а тяжёлым — чтобы как можно меньше останавливаться в пути. А после завтрака по плану контрольная экскурсия до шинокских водопадов и домой. В поход к водопадам только я догадался надеть резиновые сапоги, поэтому подойти к ним не смогли — упёрлись в болото. Ну что ж — зато есть повод вернуться в эти места. Возвращаемся к авто и алга — впереди путь в полтысячу вёрст. Если не больше.

А погода всё портилась и портилась. В Солонешном попали под первый дождь — дальше он то начинался, то прекращал идти. Хотя на наш темп это сильно и не влияло — крейсерская как была 80 км, так и оставалась.

Вскоре зачастили деревни, а горы становились всё ниже и ниже, и вот после очередного подъёма перед нами открылся прекрасный вид — равнинный Алтай. Смена пейзажа была так неожиданна и контрастна, что даже остановились запечатлеть его для потомков. В данном стремлении мы были не одиноки — тут же останавливалось несколько авто с аналогичной целью.

Ну а дальше как в песне: по дороге с облаками и с хорошими друзьями — очень нравится, когда мы возвращаемся назад. После Бийска тормознули в кафе «Сибирская Охота» — очень рекомендую: сервис гуд, готовят гуд, а ценник гуманный. И это несмотря на довольно приличный вид.

После обеда произошла перетасовка — я занял место водителя, а Сергей переместился на заднее сидение отдыхать.

Подъезжая к Барнаулу, решили залить в бак бензин, который возили с собой как НЗ — дальше заправок было полно, так что таскать его с собой смысла не было, да и ехали мы «в грозу».

После Барнаула становилось понятно, что ни на какое трофи мы не успеваем.

На Бердском шоссе тормознули на очередную заправку — всё же доводить бак до нуля не стоит. Тут же махнулись с Сергеем местами. Нск прошли быстро и практически непринуждённо — благо въехали в него а часов 11. Единственный минус — начал идти снег, а это уже влияет на скорость.

По выезду заехали в кафе — оставалось всего 240 км до дома, но это не расстояние для легкового авто в хорошую погоду, а вот для гружёной подготовленной под трофи «Нивы», да ешё и в такое ненастье — это ещё как расстояние, поэтому подкрепиться не помешает.

Ну а дальше произошла неприятность — навернулось реле дворников, поэтому они перестали работать. Запитали их напрямую от АКБ — ехать можно. Но, как выяснилось под Болотным, если дворники долго трут насухую, то происходит перегрев моторчика и они перестаюи работать. Пришлось пересадить их на кнопку противотуманок. И на этой грустной ноте в 4 утра мы доехали до дома.

Эпилог

Такая поездка мне очень понравилась — куда веселее, чем летний забег в Горный. Вот только «Нива» — трёхдверка, как экспедиционник, ну очень сомнительное авто. Пусть и ползает по грязи отменно, но вот в дальний путь при более, чем два человека, лучше ехать на чём-то более просторном. Впрочем хозяин «Нивы» со мной в этом вопросе согласен, а так как ему данный тип поездки очень понравился и он решил перейти из «троферов» в «путешественники», то уже к следующему лету «Нива» была заменена на «Опель-Фронтера».

Но это уже совсем другая история…

З.Ы. Бонус видео: https://www.youtube.com/watch?v=Kiv2ewo4jqw


Дром

Комментарии

     
Томск
Сообщений: 79
Хорошо поездили. Отличное путешествие. Лето прошло не зря! :-)
8
 
Ответить
   
Нижневартовск
Сообщений: 18448
красиво!!!!!
Любая демократия приводит к диктатуре подонков. (Альфред Нобель)
7
 
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2785
Класс!
5
 
Ответить
   
Пыть-Ях
Сообщений: 517
Крута!!!
В отпуске! Кончился(
3
 
Ответить
 
Астана
Сообщений: 133
*********! отличный отдых, природа абалденная!
Американский корабль дальнего плавания Avalon МСХ20, 2000 г.в.
4
 
Ответить
     
"Заветы Леонида"
Сообщений: 2601
Молодцы! И буквы светящиеся тоже супер!
....Колхоз - дело добровольное..(с)
7
 
Ответить
49R
 
49 / 54
Сообщений: 6973
Нифигасе отчет , КРУТО . 5 балофф
Родину люблю, а государство наше в топку.
O kurwa!!!!!!!!!!!!!
6
 
Ответить
  
Удмуртия
Сообщений: 15766
молодцы! весело! изложено хорошо.
Растения очень полезны, они вырабатывают кислород, жизненно необходимый автомобилям!
5
 
Ответить
     
Чита
Сообщений: 82929
красиво
GET BIG OR DIE.
1
9
Ответить
  
Оренбург
Сообщений: 430
Дружище немного навести порядок возле памятника воинам погибшим слабо было, а так поездка очень зачетная а отчет вообще класс.
3
 
Ответить
     
Сообщений: 2330
Славгородские лица :) Земелям привет!
2
 
Ответить
  
краснодар
Сообщений: 307
Класс!
1
 
Ответить
  
автор
Томск
Сообщений: 9638
Sergey B.:
Дружище немного навести порядок возле памятника воинам погибшим слабо было, а так поездка очень зачетная а отчет вообще класс.
Ну траву вытоптали, а больше чем могли в порядок привести? Появилась конечно такая идея сгонять по весне и навести порядок, но по объективнм причинам за два года так и не собрался.
4
2
Ответить
    
Рубцовск
Сообщений: 52082
Молодец аФФФтар)))
И БУКАФ-не много,нормально...
Продолжай!!!
Жизнь,это пьеса ...
И,не важно,длинная она,или нет...
Важно:КАК ЕЁ ИГРАЛИ)))
 
 
Ответить
    
Рубцовск
Сообщений: 52082
И назвал:верно!!!
ГОРНОЕ ЛЕТО...
Жизнь,это пьеса ...
И,не важно,длинная она,или нет...
Важно:КАК ЕЁ ИГРАЛИ)))
1
 
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 113
Как бы Болотное это город)
 
 
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 650
Вот и лето пролетело, и не заметил. Только по фоткам и вспоминается.
 
 
Ответить
     
Томск
Сообщений: 67
Палатка точно такая же как у меня !
А вот по поводу кафе "сибирская охота" могу сказать обратное..
Сервис отвратительный. Приехали мы туда в 20-00 .... и спросили, что есть в наличии покушать или что можно быстро приготовить ....
Нам предложили зайти утром, т.к. вечером готовить никто не собирается...
1
 
Ответить
  
KJA - WRO
Сообщений: 14184
бурятский чай не стоило бояться пробовать))) а где находится рудник, если не секрет?
2
 
Ответить
     
Сообщений: 68262
молодцы томичи, вот что интересно, томичи живут в болотах но их всё время тянет в горы, генетика однако
Люблю родину, государство ненавижу.
2
 
Ответить
  
автор
Томск
Сообщений: 9638
konica:
бурятский чай не стоило бояться пробовать))) а где находится рудник, если не секрет?
берег реки Оха - точнее сложно сказать, особенно когда тебя везут.
 
 
Ответить
  
автор
Томск
Сообщений: 9638
мегион:
молодцы томичи, вот что интересно, томичи живут в болотах но их всё время тянет в горы, генетика однако
ну почему же - и в горы, и в степи, и на озёра - в общем, на все южные направления "маршрута выходного дня".
1
 
Ответить
 
На Кит-Фин границе
Сообщений: 5236
Нивка класс!
Энергетик - ЗЛО!
Наслаждаюсь началом прорыва, десятилетия ярких побед, процветания и стабильности!
1
 
Ответить
 
Петропавловск-Камч
Сообщений: 201
Отлично!!!+55555+++
 
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28
ну нифика себе ... молодцы!!!5+
 
 
Ответить
  
Бийск - Г. Алтай
Сообщений: 357
Тавдинские пещеры, не Таврические и не Талдинские...
Мои рассказы о перегонах:/travel.drom.ru/18925//travel.drom.ru/19243//travel.drom.ru/19599/
 
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28102
Места красивые!
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
   
Благовещенск
Сообщений: 913
Очень позитивно написано. Клип супер!
 
 
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 54
Да, всё здорово! ещё бы точки GPS (координаты) интересных мест!
Лада ГРАНТА 2012 Автомат Люкс RU
 
 
Ответить
    
Сообщений: 38700
Хорошо прокатились...
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром