|
Поделюсь своими прошлогодними (2012 г.) впечатлениями от поездки с мужем в Горный Алтай.
Маршрут: Новоуральск—Екатеринбург—Новосибирск—Барнаул —Усть-Сема (около 2 тыс. км).
Автомобиль: Toyota Caldina 1995 г. (проделывала путь от Екатеринбурга до Барнаула и обратно уже не раз).
Примечание: время на фотках не выставлено, а даты верные.
Особый вкус путешествия по России можно почувствовать только на автомобиле: ты волен остановиться в любом месте, задержать мгновение, надышаться свежескошенной травой, налюбоваться подсолнуховыми полями, пожарить шашлык на берегу реки. Именно так я себе все представляла.
Сначала так все и было: голубое небо, пушистые облака, цветные поля, милые деревушки... В одну из таких мы с мужем и свернули ближе к вечеру, чтобы пожарить шашлык. Если честно, сначала мы пытались найти какое-нибудь озеро между Тюменью и Омском, чтобы искупаться, но навигатор нагло врал — постоянно показывал какие-то озёрца и слева, и справа, но на поверку все они оказывались болотами. Слава Богу, мы там не застряли. Был один цивилизованный пляж (слева по ходу движения), где-то через час после Тюмени — с горками, лодками, но народу там — тьма, мы проехали мимо.
Но вот мы увидели небольшое поселение с речкой. Проезжая мост, заметили на обочине серебристую «десятку» с пятью лысыми лбами внутри. Они проводили нас хищным взглядом. Это немного не укладывалось в романтический облик деревни-матушки. А когда они резко развернулись и поехали за нами, сердце вообще ушло в пятки, особенно после того, как мы осознали, что бейсбольная бита осталась дома в прихожей. Честное слово, мне никогда не было так страшно. Я даже боялась смотреть назад, могла лишь врасти в сиденье, пытаясь в нем раствориться. Мы черт знает где, нас никогда не найдут, какого... нам дались эти шашлыки, почему мы такие наивные, словно живем при коммунизме… Мысли летали со скоростью звука, но в машине стояла гробовая тишина. Я видела, как напряжен муж, да, собственно, и слышала — по реву мотора. Мы сделали пару кругов по деревне, глядя на беззаботно играющих детей и старушек на завалинках. Самое страшное в подобных ситуациях — не знаешь, куда обратиться. Может, тут все заодно? Да и как старушка спасет нас от пяти амбалов из 90-х? Пока муж пытался найти обратный путь, я вспоминала названия с недавно увиденных указателей. Все тщетно.
Муж, слава Богу, нашел дорогу назад, но я с ужасом вглядывалась вперед, думая, что эти амбалы могут ждать нас на выезде. Дорога была чиста. Мы буквально вылетели на трассу и ехали как никогда быстро. Около часа муж не отпускал педаль газа. Мы молчали. Но потом я все-таки спросила: «Долго они ехали за нами?». Он ответил, что не знает, поскольку в деревне дорога грунтовая и пыль стояла столбом. Это, наверное, нас и спасло: на каком-то повороте они нас потеряли. Впрочем, вполне возможно, что им на нас было наплевать, амбалы просто резко вспомнили, что у них там баня затоплена… Из этого мы вынесли урок — всегда смотреть на названия деревень, в которые заезжаешь, и самое главное — не оставлять дома биту. И еще желательно прикупить какое-нибудь легальное оружие. А вообще, поездки по России оставляют довольно милое впечатление...
Спустя несколько часов, когда сердце вернулось из пяток, мы нашли хорошее местечко для шашлыка — вдоль трассы то и дело мелькали беседки для привалов. У одной из таких мы и остановились.
Там было хорошо. Муж собрал мангал, я приготовила стол — огурчики, помидорчики, лучок, свежая черника, купленная по дороге... Вскоре подоспел и шашлык. Кстати, на месте этого кемпинга был еще дорожный умывальник — к дереву прикреплена перевернутая пластиковая бутылка без дна, но с крышкой, открывая которую, регулируешь напор воды. В воде, правда, плавала куча мух, но это уже такие мелочи... Под шашлычок мы любовались закатом, а когда начали донимать комары, свернулись и отправились дальше.
Почти всю ночь провели в дороге. Как всегда, под Омском нас застала сильнейшая гроза (бермудский треугольник там, что ль, какой: как ни проезжаем Омск, постоянно сумасшедшие грозы). Под утро, когда из-за ливня видимость на дороге стала нулевой, остановились поспать на одной из стоянок около заправки. Часов в десять вышли из машины размяться, купить горячие напитки. С сочувствием посмотрели на спящих в «ВАЗах» соседей, скрючившихся буквами зю. Утвердились в мысли, что старая «Тойота» лучше новой «десятки» и изделия отечественного автопрома непригодны для длительных путешествий.
Выехали из Омска и часа через 1,5-2 проголодались, решили где-нибудь позавтракать. И тут увидели красивый комплекс из красного кирпича — со стоянкой, кафе, отельчиком и т.д. С другой стороны дороги стоял точно такой же. Названия я, к сожалению, не помню. Но нам там очень понравилось, поели вкусных блинчиков в приятной обстановке, очень недорого. На обратном пути тоже заезжали туда, в магазинчике купили очень вкусный омский чай «Алтын», который в этой кафешке сначала и попробовали. Кстати, на обратном же пути останавливались еще в какой-то небольшой кафешке сразу за Тюменью (справа две одинаковые небольшие избушки, между ними деревянный туалет), там я серьезно отравилась, болела неделю. Вообще запах в кафе и от тарелок сразу был отталкивающим — словно все ингредиенты салата помыли «Фери», но зачем-то мы там остались и поели.
Новосибирск в этот раз поразил нас не пробками и даже не очень плотной концентрацией пиццерий на каждой улице, а количеством машин без задних и передних бамперов. Целые авто можно было легко посчитать. Постояв в пробках, мы поняли, в чем дело: про интервал между транспортными средствами новосибирцы явно ничего не слышали. Все же, несмотря на некоторые неудобства, советую не проезжать Новосиб без остановок: местный зоопарк не оставит равнодушным никого. Это действительно парк — со своим озерцом и большой коллекцией кошачьих. Вы будете долго бродить по витиеватым тропинкам, где сможете покормить белочек, потом выйдете к лебединому озеру с беседкой посередине, а затем дойдете до соснового бора с оврагами, где живут копытные. Здесь даже есть як, брызгающийся грязью в зазевавшихся посетителей.
Из наиболее зрелищных мест в Новосибирске я бы еще отметила Железнодорожный музей под открытым небом. Он находится при выезде из города, на Бердском шоссе (барнаульское направление). Здесь в несколько рядов стоят километры ж/д составов: от дрязин и снегоочистителей до романтических купейных вагонов образца начала 20 века. В некоторые вагоны и локомотивы можно залезть по специальной лестнице. Здесь даже проводят свадебные фотосессии. Думаю, и взрослые, и дети будут от такой экскурсии в восторге. В этом музее есть и небольшая коллекция старых советских автомобилей и военной техники. В общем, не проезжайте мимо!
От дорожной романтики пора переходить к главному — отдыху в Горном Алтае. Кстати, местные очень не любят, когда путают созвучные Алтайский край, с центром в Барнауле, и Республику Алтай. А Горный Алтай — это уже географическое название, а не административное образование.
Отдохнув несколько дней у родственников в Барнауле, на пару дней мы решили забыть о благах цивилизации и пожить дикарями в палатке на берегу горной реки Катунь. Перед этим мы купили в книжном путеводитель по Чемальскому тракту, затарились мясом (хранили в термосумке), консервами, тушенкой, водой и т.д. Честно сказать, сейчас я совершенно не помню, чем мы питались и как именно готовили еду... Скорее всего, на костре, и, видимо, этим занимался муж. В памяти остались лишь шум Катуни, бесконечное алмазное небо, чистейший воздух, отсутствие комаров и мошек и ощущение полного релакса. Но не все так складно было вначале...
В пятницу, выехав из Барнаула около пяти вечера (чтобы не умирать в дороге под дневным июльским солнцем), по пути мы любовались бескрайними полями гречихи, золотой пшеницы и подсолнухов, наблюдали за медленным розовым закатом солнца. Остановились у мемориального комплекса на месте гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Судя по ухоженным клумбам и чистоте дорожек, память о Евдокимове местные чтят, так же, как и о Шукшине, кстати.
Часа через четыре, то есть еще засветло, мы должны были добраться до одного из многочисленных кемпингов, которыми, судя по путеводителю, усыпана дорога по Чемальскому тракту, но как-то не рассчитали... Около часа потеряли на пробку — впереди разгребали аварию. Зато разглядели попутчиков — в основном это была молодежь, ехавшая на дискотеки под открытым небом на реке Ая, где полно развлечений для любителей шумной ночной жизни. «Ребята, спокойно, сейчас все поедем на Аю! — кричали парни, сходившие вперед на разведку. — Дорога свободна». Наши с ними пути разошлись не так быстро, как хотелось бы.
Вскоре все доехали до указателя на Аю и нужный нам Чемал. Здесь уже слышна была музыка, гремящая за рекой, и видны прожекторы дискотек. Синий дорожный указатель всех отправлял направо, на старый горбатый деревянный мост, хотя дорога продолжалась и прямо, но куда она ведет — знак умалчивал. Навигатор не раз нас подводил, потому решили следовать по знаку. Пришлось за всеми поворачивать направо. Тут опять получилась небольшая пробка, так как бревенчатый мост, сколоченный как будто наспех и в веке так 15-м, не мог выдержать сразу много машин, а движение было односторонним. Мост оказался очень крутым, мы боялись поцарапать дно, потерять трубу или еще что-нибудь, а то и скатиться вперед или назад.
В конце этого «аттракциона» нужно было еще и деньги заплатить. Напомню, движение одностороннее, обратного пути нет. К счастью, поборы оказались не очень наглыми — не больше 150 рублей за машину (точно не помню). Минуя платную проходную, мы попали в город клубов и дискотек. Несколько обескураженные (так как ехали за тишиной и пенсионским спокойствием), объезжая шарахающуюся от алкоголя или чего-то еще молодежь, мы наконец-то выехали на обыкновенную дорогу и увидели указатель на Чемал — теперь уже налево. Там увидели мост через ту же реку, которую мы пересекли минут десять назад за деньги. На этот раз мост был красивый — новый железобетонный, с освещением и нормальной горбатостью, то есть почти прямой и БЕСПЛАТНЫЙ! По нему мы, как оказалось, выехали на ту же дорогу, с которой свернули на горбатый мост. Нам надо было ехать прямо, а не сворачивать на дискотеки и не вестись на этот липовый знак. На обратном пути мы его рассмотрели: это была очень хорошая подделка. Все как на обычных дорожных знаках — белые буквы на голубом фоне, но шрифт и масштаб несколько меньше стандартных. И ведь никуда не пожалуешься — Горный Алтай объявлен особой экономической зоной, здесь каждый волен делать деньги на чем хочет. В общем, будете в тех местах — не совершайте наших ошибок.
К этому моменту уже стемнело, мы видели, как справа за деревьями мерцала Катунь, и слышали ее голос, но кемпингов видно не было, а ночевать на пустынном берегу мы после истории с деревней опасались. Муж не оставлял надежды доехать до Чемала и там уже обосноваться, но с наступлением ночи стало ясно, что лучше где-то переночевать, а утром ехать дальше. И вот вдоль берега стали мерцать огоньки, костры и фары машин. Мы поняли, что здесь можно разбить палатку. Нашли съезд, выехали на берег, утыканный палатками, стали искать себе место. Свободным было только место у реки, вдоль деревьев все занято. Мы поставили машину так, чтобы свет фар позволил разбить палатку (если их погасить, наступала кромешная тьма, но зато звезды словно становились ближе и ярче, небо было усыпано «алмазами»). Наслаждаясь грохотом горной реки — звуком доселе мне неизвестным, мы приготовили ночлег. Первый раз в жизни мне предстояло ночевать в палатке. У нас были спальники и относительно теплая одежда, но под утро я все же проснулась от дикого холода. Так сильно я раньше никогда не дрожала — словно спала в самой реке. Теперь мы поняли, почему народ располагался подальше от воды. Досыпала я вроде в машине, хотя она тоже уже остыла, а заводить мотор мы не осмелились, чтобы не отравлять соседей и природу выхлопными газами.
Как только выглянуло солнце, мы вылезли из своих укрытий, чтобы отогреться и разглядеть местность. Катунь здесь оказалась неширокой — если бы не сумасшедшее течение, переплыть ее не составило бы труда. Были и смельчаки, ныряющие в этот холодный горный поток и доплывавшие до выступающих посередине камней. Соседний скалистый берег был бедно украшен деревьями, в основном они росли на самой вершине холмов — как выстриженные ирокезы у панков. Чуть правее от нашего пристанища был платный кемпинг с домиками, беседками, банями, туалетами. Мы же жили как дикари. Дикарей под утро стало еще больше, машины приезжали и приезжали. Все интересовались нашим регионом. «Шестьдесят шестой? Вы откуда? Ничего себе вас занесло!» — удивленно восклицали соседи.
Восстановив в теле теплообмен, наевшись шашлыка и нафоткавшись на фоне местных красот, мы двинулись дальше. На пути стали попадаться милые деревушки с базарчиками. На одном мы решили остановиться, полюбопытствовать, что там продают. Помимо стандартных сувениров вроде магнитов, маек, оберегов, здесь оказалось много интересного. Я купила стакан ежевики — раньше эту ягоду видела только на картинках. Выглядит она как черная малина, но на вкус совсем другая, ближе к чернике, что ли. Себе и родственникам мы взяли сборы разных алтайских трав (чаев) и, конечно, пару бутылочек чудодейственного бальзама. На базарчике было много изделий народного промысла: от плетеных корзин до цветных ковриков из лоскутков. Ну и, конечно же, мед, его продавали везде: и на трассе, и в магазинах, и на таких базарчиках.
Затем мы добрались до знаменитой на Алтае «Бирюзовой Катуни». Это что-то вроде элитной базы отдыха. Въехать туда можно было по платному мосту, а пешком пройти — бесплатно. Решили сначала сходить на разведку. Перейдя Катунь, мы оказались в очень веселом месте: тут было и платное озеро, и платные лошади, и кафе, и аттракционы — в общем, любой каприз за ваши бабки. И народу — тьма, как на городском пляже. Нам, конечно, очень хотелось искупаться, но удовольствие это было весьма недешевое. К тому же мы искали менее оживленное место для отдыха, потому решили ехать дальше, но уже не до Чемала, где тоже полно платных развлечений, а до Семинских ванночек. Это чудное место я нашла в путеводителе: недалеко от Усть-Семы есть небольшие естественные заводи, где вода непроточная и можно купаться. Там же и несколько кемпингов.
До Усть-Семы оставалось совсем немного. При въезде в село мы свернули направо, на мост через Катунь, и там дальше нашли проезд к берегу. Здесь также были самые разные кемпинги. Мы выбрали тот, что попроще, с минимумом построек. С машины за сутки брали 250 рублей. Были бесплатный туалет и платная баня. Но главное — здесь нам почти удалось искупаться и насладиться сном в теплой палатке (мы специально забрались повыше) под монотонный грохот воды, напоминающий шум ливня.
Берег в этом месте крутой и скалистый, поэтому, чтобы спуститься к воде и подняться, надо было потрудиться. Приноровившись, мы бегали по тропинкам, как по лесенкам. Народу здесь отдыхало немало. Машины, палатки, шумные и не очень компании, но походная атмосфера, а в некоторых случаях и горячительные напитки делали всех добрыми и дружелюбными. Прямо под нашей палаткой был песчаный пляжик, наполовину заселенный, как в фильме «Три плюс два», но хозяев гирлянд из полотенец и котелков не было целые сутки, так что можно было спокойно спать на песочке. Водные развлечения для любителей острых ощущений здесь также были — туристов в резиновой лодке с мотором каждые полчаса таскали по порогам реки. Я заходила в воду только по колено: во-первых, она была очень холодной, во-вторых, течение очень мощное — удержать нужный курс и себя нереально. В ванночках мы не купались, но они очень хорошо освежали. В этих естественных заводях, за огромными валунами, вода была хоть и не проточной, но все равно очень холодной. Можно было лишь помочить ноги и обрызгать себя в жару — этого вполне хватало, чтобы не мучиться от зноя. Конечно, были смельчаки, которые и в горный поток кидались, и в ванночках спокойно плавали, но, видимо, это все сибиряки! Здесь мы впервые заварили алтайский чай, купленный на рынке. Честное слово, дома он уже не был таким ароматным.
На следующий вечер мы стали собираться домой. Этих двух дней нам хватило, чтобы хлебнуть дикой романтики и успеть соскучиться по Интернету и телевизору с диваном. Больше, наверное, и не нужно было, чтобы не испортить впечатление. А если отдыхать так неделю, например, желательно взять с собой какие-нибудь игры: карты, мяч, бадминтон и т.п. или познакомиться с веселыми соседями.
На обратном пути до Барнаула мы сделали еще одну остановку в районе поселка Манжерок — прокатились по канатной дороге на гору Малая Синюха высотой 2 340 метров. Прогулка длилась около полутора часов, стоимость подъема — 300 рублей, на горе нас ждал сюрприз — хижины с шаманами, предсказывающими будущее, огромные хищные птицы, смотреть на которых можно было бесплатно, ну и, конечно, незабываемые пейзажи. Здесь же мы заметили небольшую группу туристов-немцев. Большинство из них словно сошли со страниц каталога «Quelle», чем изначально привлекли мое внимание. Подошла поближе — говорят на немецком... Вот кому надо удивляться — как их сюда занесло!? Немцы, кстати, недоумевающе смотрели на пьяных русских, которые не могли с первой попытки сесть в свой «вагончик" и пренебрегали техникой безопасности: фуникулёр все-таки в виде открытой беседки, а не закрытый, как «London eye». С парковкой там, действительно, жуть (тоже читала у других путешественников), лучше где-то на вьезде машину оставлять, чем ближе к подъемнику, тем больше мата:)). В любом случае это было одним из самых ярких впечатлений от Алтая. Домой вернулись уставшие, но довольные. Правда, теперь, почитав отзывы на Drom.ru, стало жалко, что не поехали дальше, время было, а интересных мест в Горном еще полно. Ну, дай бог, мы там были не в последний раз.