|
На неожиданно длинные майские праздники начальство расщедрилось аж на четыре выходных! Ура, значит, хватит времени прокатиться вокруг Ладоги!
Со мной жена и племянница. Вместе мы путешествуем уже не первый раз:
Почему-то некоторые думают, что в «Пиканто» тесно. Вовсе нет, вполне можно устроить такое вот лежбище и проехать 3600 км почти с домашним комфортом :)).
Выехали 5-го вечером, часов в 18-19 после моей работы. Предполагалось, что Москву (500 км от Воронежа) с ее пробками пройдем в 12 ночи, когда пробок не будет, но не тут-то было! Стоячие пробки по всему МКАДу, на всех южных выездах. Народ выходит из машин, выглядывает, где там конец пробки, и это в 12 ночи! Все рванули на «длинные» праздники куда подальше… На север желающих было поменьше, и как-то мы Москву проехали. Дальше до Питерской области добрались без приключений, кроме стояния в пробке на границе Тверской и Новгородской областей — 7 или 8 км ехали 1 час 20 минут! А все из-за ямы на железнодорожном переезде — все ее проезжают медленно, вот и пробка. Такое возможно только в России :((. Злит это ужасно — вроде рассчитал поездку чуть ли не поминутно, выкраивая время для разных интересных достопримечательностей, и вот тупо полтора часа убил всего-навсего из-за ямы на «федералке» :((. Поспали мы два раза по 40-50 минут на заправках.
Удивил величественно разлившийся Волхов, ведь в наших краях паводок давно закончился.
В середине дня 6-го мая приехали в Питерскую область. Повезло с погодой, как это часто бывает в наших путешествиях — обещали холод и дождь, а я ходил в футболке под солнцем. И потом почти все дни были солнечными.
Первая остановка — немецкая линия обороны времен 1942-1944 годов, там, где немцы блокировали Питер с юга. Вдоль рек Тосно и Мга осталось много немецких ДОТов, однообразно простеньких, построенных по-быстрому, «однокомнатных».
Возле деревень Сологубовка и Лезье находится крупнейшее в мире кладбище немецких солдат, погибших во Второй Мировой войне (по разным данным от 20 000 до 40 000 захороненных, а будет всего около 80 000 могил). Но нас больше интересовал немецкий укрепрайон, расположенный неподалеку от этих деревень. Более двух десятков немецких ДОТов, наблюдательных пунктов и других сооружений разбросаны вдоль окрестных полей и дорог.
К некоторым сооружениям можно подъехать вплотную.
Рядом с ДОТами обнаружили пару немецких казарм, встроенных в склон оврага.
Думал, что племянница заскучает, но ей тоже было интересно…
…а внутри — и жутковато :)).
Она еще не знала, что я еще приготовил для дальнейшего осмотра :)).
Заодно полюбовались природой возле реки Тосно…
…и порогами на реке Мга.
Затем мы проехали вдоль нашей линии обороны Ленинграда с юга в 1941 году, осмотрев несколько наших ДОТов Красногвардейского укрепрайона (КрУР). Их построили около 250 штук летом 1941-го, когда стало очевидно, что войны, как планировалось, «на чужой земле малой кровью», не получилось, и немцы подошли вплотную к Питеру.
В отличие от маленьких немецких пулеметных ДОТов, наши все пушечные, хотя это тоже была простейшая полевая застройка «на скорую руку». На многих ДОТах следы жестоких боев.
У этого ДОТа близ деревни Покизен-Пурская в бетоне засели не разорвавшиеся снаряды немецких танковых пушек калибра 50 и 75 мм. На нижнем снаряде виден уцелевший донный взрыватель.
Многие наши ДОТы с венками и цветами, как вот этот ДОТ лейтенанта Карпова.
Здесь линия обороны была прорвана, немцы обошли ДОТ с тыла. На задней стенке ДОТа сильные повреждения от артогня, внутри ДОТа повсюду следы осколков. Гарнизон этого ДОТа погиб в бою.
Во многих ДОТах сохранились детали внутреннего оборудования: части пушечных станков, вентиляционные трубы, амбразуры и противооткольное покрытие потолка.
Затем мы, уже в 17 вечера приехали в городок Ломоносов (Ораниенбаум) на берегу финского залива. В Ораниенбауме вдоль берегов местной речушки Каросты….
…расположен дворец сподвижника Петра 1 — Меньшикова.
Вокруг дворца — прекрасный парк.
Мы с удовольствием погуляли там пару часов.
На ночлег мы отправились в город Кронштадт. Прошу прощения, если напишу очевидное, но так, на всякий случай :)). Кронштадт — город-крепость, основанный Петром I для вытеснения шведского флота из Финского залива. Он расположен на острове Котлин, и с конца 2011 года наконец-то полностью соединен с материком дамбой (до 2011 года сообщение с Кронштадтом со стороны Ораниенбаума было только паромное, как и при Петре I :).
До конца 1990-х годов Кронштадт был чисто военным поселением, закрытым для простых туристов. Остров Котлин окружен цепочкой созданных при Петре 1 небольших искусственных островов, на которых расположены форты, прикрывавшие проходы к Санкт-Петербургу.
Несколько фортов расположены по берегам самого острова Котлин. Всего их около 20-ти. Они потеряли оборонный смысл с развитием современной артиллерии еще в конце 19 века и использовались потом военными до 1980-х-1990-х как склады и базы. Сейчас большинство фортов брошены и разрушаются, практически весь металл там спилен и сдан в чермет :((.
Но один из фортов, форт «Великий князь Константин» слегка подкрашен, почищен и используется как туристический комплекс. Там есть плавучая гостиница, где нас ждал забронированный заранее номер в плавучей гостинице.
Проезд к форту через два кордона охраны. Хороший номер на троих с прекрасными видами из окон на форты и Финский залив стоил 2 500 плюс 200 руб. за стоянку авто.
Напротив форта «Константин» расположен самый впечатляющий форт Кронштадта — форт «Александр» («Чумной»). Назван он так потому, что в конце 19 века там работала бактериологическая лаборатория, пытавшаяся создать противочумную вакцину.
Одно из окон нашего номера выходило как раз на него.
Поужинали в тамошнем ресторанчике, соблазнившись местным деликатесом — жареной рыбой корюшкой. Она ловится только там, на Балтике, в Воронеже бывает редко, причем плохенькая, мелкая и несуразно дорогая, а тут в ресторане большая порция всего 250 руб. В северных краях начались белые ночи, солнце встает уже в 5 утра, заход около 11 вечера, так что мы до темноты лазили по форту.
Можно пришвартовать яхту к установленному вертикально пушечному стволу.
По сравнению со многими другими кронштадтскими фортами «Константин» сохранился очень неплохо.
Территория форта очень ухожена, везде проложены отличные дорожки. Имеется стоянка для яхт и, для нуждающихся в этом, вертолетная площадка :)).
А ночью с форта открывается замечательный вид на дамбу и Кронштадт.
Проехали мы за эти сутки около 1400 км.
На следующий день, 7 мая, вид из окон номера порадовал…
…но на улице сильно похолодало. Ведь в Воронеже +29+30, а тут +3 +5, да еще и холоднющий ветер с Балтики.
С утра поехали в сам Кронштадт. Кронштадт — интереснейший городок, много старины петровских времен.
Вот с этого петровского кронштадтского футштока у Синего моста идет отсчет высоты над уровнем моря в России, в том числе и для космических кораблей.
Кронштадт — мощная военная база.
Вот так выглядит центр города.
Центр Кронштадта опоясывают старые каналы.
Но увы, старина ветшает…
Нагулявшись в Кронштадте, в середине дня поехали к нашей следующей цели — городу Приозерск. Городок расположен в 150 км к северу от Кронштадта, на берегу Ладожского озера в окружении озер и рек. Он достался СССР по итогам войны с Финляндией в 1940 году, и основную часть своей «давешней жизни» назывался Кексгольм. По пути мы опять, как и в прошлой поездке в Выборг, пересекали линию укреплений Карельского укрепрайона (КаУР) так называемой «Линии Сталина», расположенную по довоенной границе СССР. Поэтому мы запланировали осмотр нескольких попутных сооружений. Первым на маршруте оказался пулеметный ДОТ, превращенный в строительную бытовку :((.
Потом мы подъехали к ДОТу, бывшему в то, «давешнее» время основанием для танковой башни. Башню лет 10 назад спилили на чермет, ну а бетон, разрисованный рекламой, остался.
На фото внизу видны сталактиты, выросшие на стальном противооткольном покрытии потолка.
Затем мы поехали осматривать такое же сооружение, танковую огневую точку (ТОТ), но уже послевоенной постройки. Под землей находится большой бетонный бункер, а танковая башня (тоже не так давно благополучно попиленная на чермет) раньше еле торчала над травой. Вокруг — старые окопы.
Вооружившись припасенными заранее фонарями, осмотрели сооружение внутри. Страшновато, но интересно :)).
А на соседнем поле…
…расположился бункер для очень оригинального оружия — скрывающейся башенной установки БЛ-116 для пулеметов и гранатомета. Кстати, БЛ — это по инициалам Лаврентия Берия, курировавшего тогда оборонку. Вот как это выглядело еще лет десять назад. Сейчас, как у нас заведено, весь металл срезан :((.
Были поражены тем, что в бункере лежали сугробы снега. Но на снег в этой поездке мы еще насмотримся :)).
Этих установок было выпущено всего несколько штук, одна находилась в КаУР, одна на полигоне в Подмосковье, говорят, тоже спилена :((. Вроде бы еще такие установке были в Забайкалье вдоль границы с Китаем. Интересно, что в тамошних УРах уцелело от разграбления?
От этой установки проехали к хорошо сохранившемуся большому двухэтажному пулеметному ДОТу.
Ну и, конечно же, полезли внутрь.
В таких местах надо внимательно смотреть под ноги — ДОТ двухэтажный, и распахнутый люк в нижнюю часть в свете фонарей виден совсем не так, как на этом фото со вспышкой :)).
А вот этот ДОТ неподалеку загажен в самом прямом смысле этого слова — пару лет назад солдаты и офицеры, находившиеся поблизости в полевом лагере, устроили там сортир (согласитесь, туалетом ЭТО ну никак не назовешь) :((. Воинские традиции, преемственность армейских поколений — видимо, это не про Российскую армию :((.
Рядом с шоссе увидели артиллерийский ДОТ, затопленный водой.
Ну а потом мы подъехали к самому мрачному и впечатляющему сооружению КаУР — подземной двухэтажной электроподстанции. Огромное сооружение было построено в 1933 году для подачи и перераспределения электричества по соседним ДОТам (чего у тех же финнов на Линии Маннергейма не было вообще). Со стороны это просто овраг недалеко от садоводств и деревень, и, пока вплотную в определенных местах не подойдешь, — ничего не заметишь.
Только косвенные признаки указывают, что здесь расположено нечто необычное.
Вот так выглядит один из входов в сооружение.
А фото внизу — дверь противоатомной защиты, добавленная при послевоенной модернизации. Видно, что мародеры вырезали автогеном кусок стали внизу и, обнаружив под обшивкой бетон, оставили дверь на месте.
Барельеф со звездой и словами «Войны мы не хотим, но в бой готовы» стал символом Карельского укрепрайона.
А это главный вход в электроподстанцию. Я встал рядом для масштаба, чтобы стал ясен гигантский размер всего сооружения. Чего только не делали у нас для войны…
Внутри все сожжено и порезано на цветмет и чермет, дизель-генераторы, переключатели и прочее оборудование растащены.
Фото плохо передают ощущения от посещения этого очень необычного места. Попробую привести небольшой наглядный пример. Вот идешь осторожно по темному коридору, свет фонаря прыгает по стенам, впереди в темноте слышны странные звуки, видимо, от капающей воды…Что-то вроде бы просматривается впереди на полу:
Ну а на фото со вспышкой все просто и понятно — там открытый люк на нижний этаж :)).
Обратно на свет Божий выбираешься с чувством некоторого облегчения :)).
Жаль, что все это заброшено, настоящий музей под ногами :((.
Постепенно мы продвигались к северу, и заболоченные окрестности Питера сменились куда более живописными видами.
По пути к Приозерску мы остановились у порогов на реке Вуокса. Во время финской войны чуть выше по течению реки наше командование додумалось устроить переправу для атакующих войск. Те, кого не достали финские пулеметы из береговых ДОТов линии Маннергейма, утонули или разбились на этих порогах, в том числе и легкие плавающие танки :((.
Бывший там тогда поэт Твардовский был так впечатлен увиденным, что тут же написал стихотворение «Переправа», впоследствии переделанном им в большую поэму о русском солдате «Василий Теркин». Отрывки поэмы нас когда-то заставляли заучивать в школе, что-то до сих пор помнится. «Переправа-переправа, берег левый, берег правый...».
Место начала переправы — в центре фото на заднем плане, между сближающимися берегами.
Если пройти под местной железной дорогой вот под этим старым мостиком к мысу Кивиниеми…
…то над порогами обнаруживается взорванный финский ДОТ с мемориалом погибшим красноармейцам.
Еще один финский пулеметный ДОТ увидели рядом с Приозерском. К нему можно подъехать вплотную.
Он недостроен, просто бетонная коробка без обсыпки и начинки, но тем не менее ему не поленились влепить снаряд в амбразуру.
Местные жители с удовольствием используют его под свалку, видимо, напоследок продолжая мстить супостатам :((.
К 18 часам мы приехали в Приозерск. В этом городе находится средневековая крепость-музей «Корела».
Напротив «Корелы» в соседней разрушенной крепости расположен военный санаторий.
Там мы и заказали номер на троих с питанием и автостоянкой за 3 700. Мы там поужинали и на следующее утро позавтракали, могли бы и пообедать, но надо было двигаться дальше. В Приозерске гуляли до темноты, то есть до 23 вечера.
Санаторий расположен в удивительном по красоте месте!
Сам Приозерск понравился — патриархален, тих, много старины.
Рядом с этой старой лютеранской кирхой — братская могила финских солдат, погибших во время Зимней Войны (1939-1940).
Совсем рядом с центром городка — красивейшее озеро Вуокса.
Правда, в Приозерске удивила местная публика, открыто пьющая водку и пиво на улицах и в парках, совершенно не стесняясь. В нашем родном провинциальном Воронеже внутренние органы :)) такие развлечения обычно пресекают. Но, надо сказать, народец выпивает спокойно и без агрессии — просто так вот люди отдыхают :((.
На следующий день с утра мы двинулись к главной части нашего путешествия — северному берегу Ладожского озера. Дорога Приозерск—Сортавала — просто кошмар, типа кавказских серпантинов, но местами еще и совсем убитая. Километров 40-50 вообще без асфальта, щебенка.
Но там, где есть асфальт — еще опаснее, хочется прохватить побыстрее, а дорога этого не позволяет.
По пути тормознули у разрушенной финской кирхи.
Ну а природа вокруг такая, что останавливаться можно хоть на каждом километре.
Слева мелькают небольшие озера...
…а справа открываются ладожские шхеры.
Но вообще-то глядя в карту надеялся, что Ладогу с дороги будет видно получше.
Любуясь карельскими красотами, подъехали к бывшему финскому городку Сортавала.
От Сортавалы мы направились в Рускеалу. По дороге тормознули возле красивых и по-весеннему полноводных водопадов. На этих водопадах снимали «А зори здесь тихие…» и первый российский 3D фильм-сказка «Темный мир». Избушка на вершине водопада — декорации к «Темному миру».
А возле этого водопада прятались немецкие диверсанты в «А зори здесь тихие…».
Остроумова-«Комелькова» купалась вот в этом заливчике напротив водопада.
Побродили по окрестностям, очень необычное место.
Только уселись в машину и тронулись, как увидели на соседней реке новые пороги и водопады. Такая вот она, Карелия, можно несколько километров ехать весь день, все время останавливаясь и восхищаясь красотами.
И наконец-то мы добрались до нашей главной наша цели в Рускеале — затопленного мраморного карьера. Раньше здесь добывали мрамор для питерских дворцов и соборов. В фильме «Темный мир» местные ведьмы плавали здесь по бирюзовой воде, но нас встретил бирюзовый лед.
«Горный парк Рускеала» организован не хуже зарубежных аналогичных парков, вот только туалеты там чисто русские :)).
В карьере развит дайвинг (очень чистая вода, а на дне — затопленная горная техника).
Вот только в наш приезд в карьере был лед, а вокруг — снег :))). И при этом солнце, тепло… Странно там, на севере.
Часть пешеходной тропы вокруг карьера проходит по небольшой горной выработке.
Эта была самая северная точка нашей поездки. На дайвинг мы, конечно, не рассчитывали, понимая, что не на Красное Море на этот раз едем, но покататься на лодочке по озеру очень хотелось.
Ну что ж, будет повод еще разок сюда заглянуть попозже
Соседнее с карьером озеро тоже было замерзшим.
Ну а после карьера мы отправились искать руины финской ГЭС. Тропа к ней местами проходит по болоту. Ну и ладно, оставили машину в лесу и пошли на поиски ГЭС.
И вот, ориентируясь по шуму воды, мы подошли к руинам.
Мощь воды впечатляла!
Внутри помещений ГЭС — толстый слой снега и льда.
Оттуда двинулись вдоль Ладоги к месту ночевки — в деревеньку Видлица, осматривая по пути разные достопримечательности: водопады, оставшиеся от финнов сооружения и места боев.
Вот разрушенный финский хутор неподалеку от Рускеалы.
Вот финский железнодорожный мост в деревеньке Харлу. Построен, как римские акведуки, на века.
А эта река своим водопадом и порогами впадает в Ладогу.
Местами дорога идет по краю ладожских шхер, опасно, но очень красиво! Вот только можно засмотреться на красоты и ненароком упасть в Ладогу )).
К счастью, (или к сожалению?) таких живописно-опасных участков не так уж и много, как кажется, когда смотришь карту изрезанного шхерами северного берега Ладоги.
В поселке Ляскеля плотина у руин целлюлозной фабрики и действующей местной ГЭС образуют длинный порог, который с удовольствием используют рафтеры.
А это — гранитный железнодорожный каньон в деревеньке Импилахти.
Выглядит это так: едешь не спеша по убитой дороге, мостик впереди, думаешь, через какой-то ручей.
Заглядываешь вниз, а там тако-о-о-е… Гранитный обрыв и маленький водопад прямо на рельсы.
Остановились у мемориала «Крест скорби», установленного на месте одного из самых трагических эпизодов финской войны.
Вопреки распространенному мнению, Красная Армия понесла основные потери не при штурме Линии Маннергейма, а при попытках ее обойти. Здесь возле деревни Леметти финские части, устроив удачно заминированный завал позади наших наступающих войск, сумели отрезать от основных сил пехотную дивизию и танковую бригаду. Бойцы на протяжении нескольких километров выкопали ячейки и землянки, устроив настоящий «Копай-город», но, фактически брошенные своими командирами, организовать надежную оборону не смогли, и почти все погибли от морозов, голода и обстрелов. Из 15 500 человек, оказавшихся в окружении, пробились к своим чуть больше 1 000. Лес вокруг мемориала изрыт окопами и остатками землянок.
В соседней деревне стоит на постаменте наш танк Т-26, вроде бы поднятый со дна Ладоги. Почему «вроде бы»? Рассказывают, что настоящий танк после подъема и реставрации был продан коллекционеру, а на постамент установили макет с Мосфильма. Может, врут, кто знает…
В одной из деревень разрушенная финская плотина стоит совсем рядом с обочиной шоссе.
Большое впечатление произвела расположенная в глухом лесу автоматическая бывшая финская ГЭС. Про нее есть такая легенда: когда часть финской территории была захвачена СССР, в одну из брошенных деревень заселились русские. Через несколько месяцев народ задумался — а откуда в деревне электричество? В СССР тогда это было далеко не везде. Пошли по проводам, ведущим в лес, и обнаружили финскую ГЭС, работающую в автоматическом режиме. Так она и работает до сих пор, с техобслуживанием и ремонтом, конечно.
А с тыла и не подумаешь, что там впереди творится, все спокойненько...
Можно ощутить себя на носу «Титаника» : )).
Дорога к ГЭС, видимо, еще финская, ужас просто. По лесу не доехали километра полтора, пошли пешком. Страшновато было и идти, и машину бросать, но куда деваться — надо :)).
По северному краю Ладоги — снег и лед! При этом тепло, но, видимо, холод от не успевшей прогреться земли не дает льду растаять.
Красоту этих мест описывать бесполезно, лучше увидеть....
Разместившись в деревенской гостинице в Видлице (1 200 за троих за простецкий номер «с удобствами»), долго гуляли, до темноты. Деревня расположена, как и большинство северных деревень, вдоль реки, народ суетится с катерами и лодками, все заняты рыбалкой.
А река впадает в Ладогу, очень красивые места.
На следующий день, 9 мая, поднялись в 5:30 и поехали домой. Машина утром была вся в инее, заморозки по ночам... А у нас-то дома +30!
Расстояние — около 1 600 км ехали до 8 утра следующего дня (на работу ведь к 9-ти!) с остановками на короткий сон и небольшие экскурсии.
Красивы северные деревни!
А вот автомобильный разводной мост через реку Свирь. Проект сталинских времен предусматривал возможность прохождения крупных боевых кораблей из Мурманска на Балтику через Беломорканал и вот эти северные реки, для чего и создавались такие странные мосты.
Попутно посмотрели крепость в Старой Ладоге, первой столице Древней Руси.
Вот так выглядит городок и берега реки Волхов с северного направления, с вершины насыпных курганов эпохи языческой Руси.
Ну и собственно крепость.
Большое впечатление произвела Волховская ГЭС. Местный народ гулял по плотине, жаль, у нас для этого не было времени.
А напротив плотины вот такой железнодорожный мост.
Как и в прошлые поездки, попали в огромную пробку в Тверской области в Вышнем Волочке — из-за светофора можно было стоять 2-3 часа на одном месте, но мы нагло проехали 10-12 км по обочине. Через Москву не поехали, боясь вечерних праздничных пробок, и сделали крюк вокруг Москвы через Тверскую, Калужскую и Московскую области. По пути удивила сельская ГЭС в Подмосковье.
Полицейские Инспекторы Дорожного Регулирования в этой поездке нас не беспокоили. Скорость держали в пределах 100-300 рублевых штрафов, то есть от 100 до120 км/ч на трассе и от 70 до 90 км/ч в населенных пунктах. Может, «письма счастья» и придут, но не хотелось бы…
Отдельный разговор про бензин. Самый дорогой бензин — в Воронеже и Москве (( В Тверской области — на ЛУКОЙЛе 95-й стоит 27 руб., у нас 30 руб. :(( В Тульской и Липецкой областях — самый плохой бензин (заливали «Роснефть» и «Лукойл»), расход вырос с привычных 6-6,5 литров до совершенно несуразных 7-7,5, причем это произошло на спокойнейшей М-4 на участке Воронеж—Москва, на постоянной скорости 100-110 км/ч. Я даже подумал, что машина наконец-то сломалась :((. Но заправился на хорошей заправке — и расход сразу стал обычным (6-6,5 литров на 100 км). Самый хороший бензин — ВР, «Газпром» и тверской «Лукойл», расход в тяжелейших условиях «Ленинградки» с постоянными разгонами «тапка в пол»и тут же возникающими пробками на этих бензинах был 6,2-6,3 литра. По карельским серпантинам неторопливо катил на Газпромовском бензине, расход был всего лишь 5,8 литра на 100 км :)). Думается, что многие жалобы автовладельцев на «огроменный расход топлива» связаны прежде всего с его ужасным качеством.
Общий пробег составил около 3 600 км. Впечатлений очень много, поездка получилась насыщенная даже по нашим меркам :)).