Дорогами войны и мира вокруг Ладоги на майские праздники (из Воронежа на Kia Picanto)

Дорогами войны и мира вокруг Ладоги на майские праздники (из Воронежа на Kia Picanto)

07.06.2012 | 25146 просмотров

На неожиданно длинные майские праздники начальство расщедрилось аж на четыре выходных! Ура, значит, хватит времени прокатиться вокруг Ладоги!

Со мной жена и племянница. Вместе мы путешествуем уже не первый раз:

Почему-то некоторые думают, что в «Пиканто» тесно. Вовсе нет, вполне можно устроить такое вот лежбище и проехать 3600 км почти с домашним комфортом :)).

Выехали 5-го вечером, часов в 18-19 после моей работы. Предполагалось, что Москву (500 км от Воронежа) с ее пробками пройдем в 12 ночи, когда пробок не будет, но не тут-то было! Стоячие пробки по всему МКАДу, на всех южных выездах. Народ выходит из машин, выглядывает, где там конец пробки, и это в 12 ночи! Все рванули на «длинные» праздники куда подальше… На север желающих было поменьше, и как-то мы Москву проехали. Дальше до Питерской области добрались без приключений, кроме стояния в пробке на границе Тверской и Новгородской областей — 7 или 8 км ехали 1 час 20 минут! А все из-за ямы на железнодорожном переезде — все ее проезжают медленно, вот и пробка. Такое возможно только в России :((. Злит это ужасно — вроде рассчитал поездку чуть ли не поминутно, выкраивая время для разных интересных достопримечательностей, и вот тупо полтора часа убил всего-навсего из-за ямы на «федералке» :((. Поспали мы два раза по 40-50 минут на заправках.

Удивил величественно разлившийся Волхов, ведь в наших краях паводок давно закончился.

В середине дня 6-го мая приехали в Питерскую область. Повезло с погодой, как это часто бывает в наших путешествиях — обещали холод и дождь, а я ходил в футболке под солнцем. И потом почти все дни были солнечными.

Первая остановка — немецкая линия обороны времен 1942-1944 годов, там, где немцы блокировали Питер с юга. Вдоль рек Тосно и Мга осталось много немецких ДОТов, однообразно простеньких, построенных по-быстрому, «однокомнатных».

Возле деревень Сологубовка и Лезье находится крупнейшее в мире кладбище немецких солдат, погибших во Второй Мировой войне (по разным данным от 20 000 до 40 000 захороненных, а будет всего около 80 000 могил). Но нас больше интересовал немецкий укрепрайон, расположенный неподалеку от этих деревень. Более двух десятков немецких ДОТов, наблюдательных пунктов и других сооружений разбросаны вдоль окрестных полей и дорог.

К некоторым сооружениям можно подъехать вплотную.

Рядом с ДОТами обнаружили пару немецких казарм, встроенных в склон оврага.

Думал, что племянница заскучает, но ей тоже было интересно…

…а внутри — и жутковато :)).

Она еще не знала, что я еще приготовил для дальнейшего осмотра :)).

Заодно полюбовались природой возле реки Тосно…

…и порогами на реке Мга.

Затем мы проехали вдоль нашей линии обороны Ленинграда с юга в 1941 году, осмотрев несколько наших ДОТов Красногвардейского укрепрайона (КрУР). Их построили около 250 штук летом 1941-го, когда стало очевидно, что войны, как планировалось, «на чужой земле малой кровью», не получилось, и немцы подошли вплотную к Питеру.

В отличие от маленьких немецких пулеметных ДОТов, наши все пушечные, хотя это тоже была простейшая полевая застройка «на скорую руку». На многих ДОТах следы жестоких боев.

У этого ДОТа близ деревни Покизен-Пурская в бетоне засели не разорвавшиеся снаряды немецких танковых пушек калибра 50 и 75 мм. На нижнем снаряде виден уцелевший донный взрыватель.

Многие наши ДОТы с венками и цветами, как вот этот ДОТ лейтенанта Карпова.

Здесь линия обороны была прорвана, немцы обошли ДОТ с тыла. На задней стенке ДОТа сильные повреждения от артогня, внутри ДОТа повсюду следы осколков. Гарнизон этого ДОТа погиб в бою.

Во многих ДОТах сохранились детали внутреннего оборудования: части пушечных станков, вентиляционные трубы, амбразуры и противооткольное покрытие потолка.

Затем мы, уже в 17 вечера приехали в городок Ломоносов (Ораниенбаум) на берегу финского залива. В Ораниенбауме вдоль берегов местной речушки Каросты….

…расположен дворец сподвижника Петра 1 — Меньшикова.

Вокруг дворца — прекрасный парк.

Мы с удовольствием погуляли там пару часов.

На ночлег мы отправились в город Кронштадт. Прошу прощения, если напишу очевидное, но так, на всякий случай :)). Кронштадт — город-крепость, основанный Петром I для вытеснения шведского флота из Финского залива. Он расположен на острове Котлин, и с конца 2011 года наконец-то полностью соединен с материком дамбой (до 2011 года сообщение с Кронштадтом со стороны Ораниенбаума было только паромное, как и при Петре I :).

До конца 1990-х годов Кронштадт был чисто военным поселением, закрытым для простых туристов. Остров Котлин окружен цепочкой созданных при Петре 1 небольших искусственных островов, на которых расположены форты, прикрывавшие проходы к Санкт-Петербургу.

Несколько фортов расположены по берегам самого острова Котлин. Всего их около 20-ти. Они потеряли оборонный смысл с развитием современной артиллерии еще в конце 19 века и использовались потом военными до 1980-х-1990-х как склады и базы. Сейчас большинство фортов брошены и разрушаются, практически весь металл там спилен и сдан в чермет :((.

Но один из фортов, форт «Великий князь Константин» слегка подкрашен, почищен и используется как туристический комплекс. Там есть плавучая гостиница, где нас ждал забронированный заранее номер в плавучей гостинице.

Проезд к форту через два кордона охраны. Хороший номер на троих с прекрасными видами из окон на форты и Финский залив стоил 2 500 плюс 200 руб. за стоянку авто.

Напротив форта «Константин» расположен самый впечатляющий форт Кронштадта — форт «Александр» («Чумной»). Назван он так потому, что в конце 19 века там работала бактериологическая лаборатория, пытавшаяся создать противочумную вакцину.

Одно из окон нашего номера выходило как раз на него.

Поужинали в тамошнем ресторанчике, соблазнившись местным деликатесом — жареной рыбой корюшкой. Она ловится только там, на Балтике, в Воронеже бывает редко, причем плохенькая, мелкая и несуразно дорогая, а тут в ресторане большая порция всего 250 руб. В северных краях начались белые ночи, солнце встает уже в 5 утра, заход около 11 вечера, так что мы до темноты лазили по форту.

Можно пришвартовать яхту к установленному вертикально пушечному стволу.

По сравнению со многими другими кронштадтскими фортами «Константин» сохранился очень неплохо.

Территория форта очень ухожена, везде проложены отличные дорожки. Имеется стоянка для яхт и, для нуждающихся в этом, вертолетная площадка :)).

А ночью с форта открывается замечательный вид на дамбу и Кронштадт.

Проехали мы за эти сутки около 1400 км.

На следующий день, 7 мая, вид из окон номера порадовал…

…но на улице сильно похолодало. Ведь в Воронеже +29+30, а тут +3 +5, да еще и холоднющий ветер с Балтики.

С утра поехали в сам Кронштадт. Кронштадт — интереснейший городок, много старины петровских времен.

Вот с этого петровского кронштадтского футштока у Синего моста идет отсчет высоты над уровнем моря в России, в том числе и для космических кораблей.

Кронштадт — мощная военная база.

Вот так выглядит центр города.

Центр Кронштадта опоясывают старые каналы.

Но увы, старина ветшает…

Нагулявшись в Кронштадте, в середине дня поехали к нашей следующей цели — городу Приозерск. Городок расположен в 150 км к северу от Кронштадта, на берегу Ладожского озера в окружении озер и рек. Он достался СССР по итогам войны с Финляндией в 1940 году, и основную часть своей «давешней жизни» назывался Кексгольм. По пути мы опять, как и в прошлой поездке в Выборг, пересекали линию укреплений Карельского укрепрайона (КаУР) так называемой «Линии Сталина», расположенную по довоенной границе СССР. Поэтому мы запланировали осмотр нескольких попутных сооружений. Первым на маршруте оказался пулеметный ДОТ, превращенный в строительную бытовку :((.

Потом мы подъехали к ДОТу, бывшему в то, «давешнее» время основанием для танковой башни. Башню лет 10 назад спилили на чермет, ну а бетон, разрисованный рекламой, остался.

На фото внизу видны сталактиты, выросшие на стальном противооткольном покрытии потолка.

Затем мы поехали осматривать такое же сооружение, танковую огневую точку (ТОТ), но уже послевоенной постройки. Под землей находится большой бетонный бункер, а танковая башня (тоже не так давно благополучно попиленная на чермет) раньше еле торчала над травой. Вокруг — старые окопы.

Вооружившись припасенными заранее фонарями, осмотрели сооружение внутри. Страшновато, но интересно :)).

А на соседнем поле…

…расположился бункер для очень оригинального оружия — скрывающейся башенной установки БЛ-116 для пулеметов и гранатомета. Кстати, БЛ — это по инициалам Лаврентия Берия, курировавшего тогда оборонку. Вот как это выглядело еще лет десять назад. Сейчас, как у нас заведено, весь металл срезан :((.

Были поражены тем, что в бункере лежали сугробы снега. Но на снег в этой поездке мы еще насмотримся :)).

Этих установок было выпущено всего несколько штук, одна находилась в КаУР, одна на полигоне в Подмосковье, говорят, тоже спилена :((. Вроде бы еще такие установке были в Забайкалье вдоль границы с Китаем. Интересно, что в тамошних УРах уцелело от разграбления?

От этой установки проехали к хорошо сохранившемуся большому двухэтажному пулеметному ДОТу.

Ну и, конечно же, полезли внутрь.

В таких местах надо внимательно смотреть под ноги — ДОТ двухэтажный, и распахнутый люк в нижнюю часть в свете фонарей виден совсем не так, как на этом фото со вспышкой :)).

А вот этот ДОТ неподалеку загажен в самом прямом смысле этого слова — пару лет назад солдаты и офицеры, находившиеся поблизости в полевом лагере, устроили там сортир (согласитесь, туалетом ЭТО ну никак не назовешь) :((. Воинские традиции, преемственность армейских поколений — видимо, это не про Российскую армию :((.

Рядом с шоссе увидели артиллерийский ДОТ, затопленный водой.

Ну а потом мы подъехали к самому мрачному и впечатляющему сооружению КаУР — подземной двухэтажной электроподстанции. Огромное сооружение было построено в 1933 году для подачи и перераспределения электричества по соседним ДОТам (чего у тех же финнов на Линии Маннергейма не было вообще). Со стороны это просто овраг недалеко от садоводств и деревень, и, пока вплотную в определенных местах не подойдешь, — ничего не заметишь.

Только косвенные признаки указывают, что здесь расположено нечто необычное.

Вот так выглядит один из входов в сооружение.

А фото внизу — дверь противоатомной защиты, добавленная при послевоенной модернизации. Видно, что мародеры вырезали автогеном кусок стали внизу и, обнаружив под обшивкой бетон, оставили дверь на месте.

Барельеф со звездой и словами «Войны мы не хотим, но в бой готовы» стал символом Карельского укрепрайона.

А это главный вход в электроподстанцию. Я встал рядом для масштаба, чтобы стал ясен гигантский размер всего сооружения. Чего только не делали у нас для войны…

Внутри все сожжено и порезано на цветмет и чермет, дизель-генераторы, переключатели и прочее оборудование растащены.

Фото плохо передают ощущения от посещения этого очень необычного места. Попробую привести небольшой наглядный пример. Вот идешь осторожно по темному коридору, свет фонаря прыгает по стенам, впереди в темноте слышны странные звуки, видимо, от капающей воды…Что-то вроде бы просматривается впереди на полу:

Ну а на фото со вспышкой все просто и понятно — там открытый люк на нижний этаж :)).

Обратно на свет Божий выбираешься с чувством некоторого облегчения :)).

Жаль, что все это заброшено, настоящий музей под ногами :((.

Постепенно мы продвигались к северу, и заболоченные окрестности Питера сменились куда более живописными видами.

По пути к Приозерску мы остановились у порогов на реке Вуокса. Во время финской войны чуть выше по течению реки наше командование додумалось устроить переправу для атакующих войск. Те, кого не достали финские пулеметы из береговых ДОТов линии Маннергейма, утонули или разбились на этих порогах, в том числе и легкие плавающие танки :((.

Бывший там тогда поэт Твардовский был так впечатлен увиденным, что тут же написал стихотворение «Переправа», впоследствии переделанном им в большую поэму о русском солдате «Василий Теркин». Отрывки поэмы нас когда-то заставляли заучивать в школе, что-то до сих пор помнится. «Переправа-переправа, берег левый, берег правый...».

Место начала переправы — в центре фото на заднем плане, между сближающимися берегами.

Если пройти под местной железной дорогой вот под этим старым мостиком к мысу Кивиниеми…

…то над порогами обнаруживается взорванный финский ДОТ с мемориалом погибшим красноармейцам.

Еще один финский пулеметный ДОТ увидели рядом с Приозерском. К нему можно подъехать вплотную.

Он недостроен, просто бетонная коробка без обсыпки и начинки, но тем не менее ему не поленились влепить снаряд в амбразуру.

Местные жители с удовольствием используют его под свалку, видимо, напоследок продолжая мстить супостатам :((.

К 18 часам мы приехали в Приозерск. В этом городе находится средневековая крепость-музей «Корела».