|
Часть 1.
Наверное, в жизни любого человека в определенный момент наступает период, когда хочется побывать в тех местах ,где прошли его детство, отрочество, юность. Все вспомнить, подышать воздухом своей малой родины, искупаться в озере, на котором в детстве бултыхался до посинения, прогуляться по лесным тропам, по которым бегал в детстве…. Отчасти это мне удалось осуществить в 2012 году (см. «Автопутешествие из Комсомольска-на-Амуре до Санкт-Петербурга (и другие города и села) в год 80-летия города Юности»). Но в результате той прошлогодней поездки возникла необходимость опять поехать туда на Запад. И ехать надо именно в 2013 году. И к определенной дате. О причине поездки пока не буду говорить. Поймете сами, когда я «приеду» в Оренбург.
Вопрос стоял — как ехать? На машине или на самолете. На машине я проехал год назад. Представление имел о всех «прелестях» такой поездки. Да и проблема была с кем ехать. Попутчика не было. На самолете, конечно, проще, но возможности очень ограничены. В конце концов решено было ехать на машине. Да и в попутчики пытался взять младшего сына (в прошлом году ездил со старшим сыном). Хотел младшему показать страну. Но не получилось у него. Но так как у меня все было готово к поездке, я решился ехать один.
На этот раз в моем распоряжении была машина Honda Stream 2008 г.в. с двигателем объемом 1,8 л. Естественно, проверено техсостояние, заменены необходимые жидкости. Оборудование все то же, что и год назад. Только вместо перископической системы зеркал была установлена камера обгона.
Установил металлическую сетку за бампером перед радиатором.
Слева видеорегистратор совмещенный с радар-детектором. Справа видеорегистратор «смотрящий» назад в салон и через задние стекла «на улицу». В левом углу лобового стекла камера обгона.
Ранее я пользовался перископической системой зеркал. Исходя из опыта эксплуатации должен сказать, что пользоваться удобней зеркалами. Их расположение в левом углу лобового стекла позволяет лучше распределять внимание, контролируя одновременно зону обгона, обстановку сзади через зеркало заднего вида и обстановку впереди. При использовании камеры обгона распределять внимание сложнее. С лобового стекла на монитор, затем на зеркало заднего вида и опять на монитор. Кроме того периодически приходиться манипулировать переключателями на магнитоле. Также камера несколько искажает цветопередачу. В зеркалах лучше видно. У зеркал два недостатка. Это их громоздкость, которая практически не мешает обзору. Второй недостаток — это сбивается настройка, когда машина подпрыгивает на неровностях. Но здесь можно что-нибудь «сколхозить».
Вот такой вид с камеры обгона. Резиновый козырек, чтобы меньше бликовал экран на солнце.
В Навител закачал карты всей России.
Установлена камера заднего вида.
Смартфон и блокнот для записей.
Разветвитель и зарядные устройства для всех гаджетов.
Чтобы поездка была более осмысленной и интересной, было достигнуто соглашение с местной телекомпанией ТНТ об освещении по местному телевидению хода моего путешествия. Для этого машина была соответствующим образом оформлена. Компания Мегафон предоставила сотовую связь и интернет на все время путешествия. Перед поездкой посетил местный храм, чтобы получить благословение на поездку.
17 июля 2013 года начался отсчет времени автопутешествия по маршруту Комсомольск-на-Амуре — Санкт-Петербург, посвященный 75-летию Хабаровского края.
Непродолжительная остановка на высоком берегу Амура запомнилась атакой огромного количества упитанных слепней. Причем их очень много именно здесь в дальневосточном регионе. Чем дальше продвигаешься на запад, тем меньше гнуса.
Проехал Хабаровск. Далее Еврейская область. Традиционная остановка у стелы Москва—Владивосток.
Здесь на посту ГАИ произошла первая и единственная остановка за все время путешествия. Чисто формально останавливали весь иногородний транспорт. Проверили документы и пожелали счастливого путешествия. Я намеренно постараюсь не останавливаться на тех моментах поездки, которые описывал в отчете о прошлогоднем путешествии.
Первое, что бросается в глаза, это заметное ухудшение трассы Чита—Хабаровск, по которой три года назад проехал на Ладе-Калине господин Путин. Провалов стало заметно больше. Причем там, где в прошлом году производили ремонт путем укладки нового асфальта, во многих местах дорога опять просела вместе с новым асфальтом. Эх, проехать бы господину Путину еще раз, но не на Ладе, а на асфальтоукладочном катке, да закатать бы в асфальт тех господ, которые отвечали за строительство дороги, дороги бы, наверное, значительно лучше стали. Но должен заметить, что очень много идет ремонтов и реконструкций дорог по всей России. Причем строятся очень хорошие дороги, зачастую шикарные. К вечеру добрался до реки Зея, где остановился на ночевку. Не первый раз я там останавливаюсь. Уж очень на Зее красивые закаты и рассветы.
Кстати, того кафе, которое стояло в стороне от дороги на Зее, где можно было остановиться на ночевку, уже нет. Остались вот такие развалины.
На этом участке, практически до Читы, дорога очень слабо загружена. Если бы не провалы, то можно было бы ехать с максимальной скоростью, на которую способна машина.
Иногда подбирал попутчиков и подвозил их. В районе развязки на Якутию встретил монаха, который добирался автостопом из Троицка (Хабаровский край) до Олонца(Карелия). Интересный человек. Отец Матфей резал иконостас в селе Троицком. К сожалению, его я взять не мог, т.к. уже вез попутчика (свободного места не было). Я уехал вперед. Но через пару сотен км, когда я остановился перекусить, он догнал меня на фуре. И вскоре умчался вперед меня.
Не доезжая до Чернышевска км 100 издалека видна часовня в память депутата ГД Ю.Тена. Туда стоит подъехать. Открывается великолепный вид на дорогу, которая построена благодаря этому человеку. Почтить память и позвонить в колокол.
Пока проехал этот путь, несколько раз приходилось подкачивать заднее колесо. Еще до поездки оно спускало, похоже, проехал где-то по стеклам. Было несколько мелких проколов. Я их «залечил» ремонтными жгутами. Вроде спускать перестало. Но на всякий случай прихватил с собой старую покрышку. И этот случай произошел. По мере продвижения колесо стало спускать все интенсивнее. Дотянув до Чернышевска, на шиномонтаже заменил покрышку и помчался до Читы.
В Читу добрался заполночь. Там меня ждали. За этот день проехал почти полторы тысячи км. Устал ужасно. Добрался до квартиры, где меня ждали и очень быстро вырубился. Дорога от Читы до Улан-Удэ одна из самых старых и плохо отремонтированных, за исключением отдельных участков. Довольно часто встречаются различные группировки животных на проезжей части (и не только там). Коровы — это вообще нечто. Они не реагируют ни на что. Пока она, корова, не перейдет дорогу так, как она считает нужным, не имеет смысла ничего делать. Делает она это чинно, размеренно, величаво. Потому что она КОРОВА! И пусть весь мир подождет.
А вот зачем нужна сетка перед радиатором…
Иногда происходят «интересные» встречи. Вот такие, например.
Вообще, на дороге много диковинного можно увидеть. Забайкалье и Бурятия очень интересны и красивы. Встречаются часто различные достопримечательности.
Когда едешь по Бурятии, открываются бескрайние завораживающие просторы. Красота, которую надо видеть глазами.
Когда проезжаешь мост через р.Селенга, на горе слева привлекают внимание скульптуры двух оленей. Стоит подняться к ним (подъем очень крутой, но преодолимый). Оттуда открывается завораживающая панорама окрестностей Улан-Удэ.
Здесь мне пришлось пообщаться с компанией, которая возвращалась с Баргузинского залива. Они меня озадачили сообщением, что там очень холодно, лето еще не наступило, все ходят тепло одевшись. А я собирался ехать туда. Весь в раздумьях я поехал искать готиницу в Улан-Удэ, которую успешно нашел. Ладно, утро вечера мудренее.
С утра небольшая экскурсия по Улан-Удэ. К тому же надо было решить небольшие проблемы с Мегафоном.
Повстречался с Ильичом.
У театра оперы и балета.
Так как я год назад был в Улан-Удэ, то после непродолжительной прогулки, отправился в сторону Усть-Баргузина. Дорога новая и в отличном состоянии. Еще продолжается строительство. Из трехсот км до Усть-Баргузина не доделано порядка 50 км. Но ведется интенсивное строительство. Трасса проходит в горах. С вершин открываются завораживающие виды. Аж дух захватывает.
В Гремячинске дорога выходит на берег Байкала.
Камень «Черепаха».
По всему берегу множество отдыхающих. Выходной день, и народ устремился на отдых. Ставят палатки, готовят шашлыки и т.д. Погода стояла замечательная, солнечная и спокойная. На Байкале наступило лето. Мне повезло. Иногда дорогу перебегали различные зверушки. В одном месте лиса перебеж… Нет, перешла спокойно передо мной дорогу, уселась на обочине и наблюдала, как я проехал мимо нее. Около 17 часов я подъехал к паромной переправе в Усть-Баргузине.
Переправа — это проблемное место там. Тем более в выходной день и когда уже вечер. Очередь примерно часов на пять. Оценив ситуацию, решил остановиться на ночевку на берегу Баргузинского залива здесь. Тем более, берег совсем рядом в паре км. А назавтра с утра переправиться. Прикупил на рыночке у переправы свежезакопченного омулька. Оказался очень вкусным. К тому же он здесь дешевле, чем в других местах и приготовлен несколько иначе. Рекомендую. Берег залива мне очень понравился. Песок, сосны. Правда, не везде можно подъехать на «пузотерке». Там где легко подъехать, много местных отдыхают. Хотя и там можно неплохо расположиться. Пока искал удобное место, сумел успешно и сильно закопаться в песок. Даже УАЗик не сразу меня вытащил. Пришлось домкратом поднимать машину. Но в конце концов нашел удобное место, поставил палатку, поужинал, искупался и лег спать. Нет ничего лучше, чем после трудной дороги, ночевать в палатке на берегу Байкала. Засыпать под тихий плеск воды и доносящиеся издалека голоса местных рыбаков.
Заметно, что за чистотой здесь следят.
На следующий день встал пораньше. По быстрому сделал все утренние дела. Собрался и быстрей на переправу. Очередь совсем небольшая, машин 5-6.
Перебрался на другой берег р. Баргузин и направился в Национальный Забайкальский парк. Въезд в него платный (недорого). Но для пенсионеров (и других льготников) бесплатно и на любой срок. Берите с собой пенсионное удостоверение! Мне пригодилось. И не только здесь. И в других местах помогло.
На въезде в парк кроме различной полезной информации(советую прочесть и принять к сведению), установлены интересные деревянные скульптуры.
С десяток км идет приличная лесная дорога, скорость смело можно держать до 100 км в час. Затем примерно км 15 приходиться ползти. Вокруг песок, а на дороге много выступающих камней.
К берегу на «пузотерке» сложно найти подъезд. Но ближе к полуострову Святой Нос можно без проблем подъехать близко к берегу. Что я вскоре и сделал. Пейзаж на этом перешейке довольно своеобразен.
Дальше пока решил не ехать. Т.к. был выходной, в сторону Чивыркуйского залива наблюдался довольно заметный поток транспорта. Многие тащили на себе или за собой всевозможные лодки и катера. Расположился на этом берегу Баргузинского залива.
Здесь очень замечательный отдых. Байкал спокойный. Погода солнечная. Вода теплая. Пейзаж завораживающий.
Привел в порядок территорию.
Ночью, когда вылез из палатки, был заворожен тишиной, усыпанным звездами небом и лунной дорожкой на водной глади Байкала. Нет, одному нельзя находиться в таких очаровательных условиях. Обязательно рядом должен находиться близкий и любимый человек.
С утра направился в Чивыркуйский залив. Вон там вдали мыс Святой Нос.
Отсюда примерно 15 км дорога значительно лучше до залива. Многие на этом участке встречались с дикими животными, лисами, медведями. Мне не «повезло». Никого не встретил.
Лесные стражи.
Весь берег в Чивыркуйском заливе заставлен палатками. Песчаная коса относительно небольшая. Мне в очередной раз повезло. Был понедельник. И как по заказу освободилось место, даже на три палатки. А вообще здесь можно элементарно постоять в очереди на место для палатки.
Надо отметить, что здесь отсутствует цивилизация. Нет гостиниц, домиков, магазинов, электричества. Присутствуют туалеты в отдалении и мусорные контейнеры. Три-четыре дома местного обслуживающего персонала-туризм и т.п. В стороне причал, где «паркуются» суда различного водоизмещения, предоставляющие отдыхающим услуги водного проката различного назначения. Можно отправиться на рыбалку или на экскурсию по «достопримечательностям» залива и в открытый Байкал. Но многие приезжают сюда со своими плавсредствами.
Залив относительно мелководен. Вода очень теплая. Рыбалка здесь очень замечательная. Пойманую рыбу на месте заготавливают впрок во всевозможных видах. Солят, вялят и т.д. Встретил здесь машину со своего региона — с Амурска. Познакомились, поделились впечатлениями. Вообще на Байкале, здесь в частности, встречаются авто со всех регионов России. Не редкость и иностранцы. Само собой, моя машина привлекала всеобщее внимание. Люди подходили, спрашивали, интересовались. Удивлялись тому, откуда и куда я еду, да еще и один. Фотографировались со мной. Приглашали к столу. Обстановка сложилась очень доброжелательная. Вскоре рядом с моей палаткой по обе стороны свободные места были заняты. С другой стороны песчаная коса упиралась в высокий утес, на вершину которого ведет деревянная лестница. Говорят, что она состоит из 300 ступеней. Я не считал. Но, похоже, что так и есть. С вершины утеса открывается великолепный вид. Красота, которую надо видеть своими глазами.
Условия для отдыха в заливе замечательные. Относительное «неудобство» — палатки стоят очень близко друг к другу. Мало места. Кстати, небольшое замечание по поводу связи. Здесь, в заливе, работал только Мегафон. МТС был недоступен.
Вода в заливе очень теплая. Можно купаться бесконечно и не посинеть.
Восхитительный закат.
На следующий день с утра я покинул залив. Путь мой лежал к паромной переправе. Вот в таких юртах можно расположиться на берегу Баргузинского залива.
Дорога на перешейке.
А это не что иное, как … урны для мусора.
На перешейке меня обогнали экстремалы на специально подготовленных УАЗах и Нивах. Они съехались со всех регионов от Харькова до Хабаровска, чтобы покорить Байкал. Но через некоторое время я догнал один УАЗик с Хабаровска, у него отломился кронштейн амортизатора. Помощь ему не понадобилась. Вскоре он подъехал к группе, которая его ждала у въезда в Национальный парк. На заднем плане та самая группа экстремалов.
К переправе подъехал ближе к обеду. Простоял в очереди порядка трех часов. В стороне виден строящийся мост. Говорили, что его должны открыть в следующем году (в интернете прошла информация, что его открыли 9 ноября этого года). Теперь, наверное, наступят проблемные времена для природы Национального парка.
Цапля прилетела охотиться к переправе.
Прощай, паром.
Святое место на берегу Байкала.
Здесь следует остановиться. Положить (не кинуть) что-нибудь (монетку, сигарету и др.), позвонить в колокольчик.
Сретенский женский монастырь. Трудно проехать мимо.
Добравшись до Улан-Удэ, направился на Лысую гору. Здесь построен новый дацан. Он еще находится в стадии благоустраивания. В нем находится вторая по величине статуя золотого Будды. Но мне не удалось ее посмотреть, т.к. уже было поздно.
Вид с Лысой горы открываеться потрясающий. Весь Улан-Удэ как на ладони.
Прошел дорогой долгой жизни. Сад благих мыслей еще не вырос. Только посажен.
После посещения дацана отправился в гостиницу, в которой я останавливался четыре дня назад. Как итог посещения Байкала, хочу отметить пару моментов. Во-первых, мне повезло с погодой. Байкал может приподносить сюрпризы. И к этому надо быть готовым. Во-вторых, на Байкал надо ехать как минимум на неделю, чтобы успеть «насытиться» им. И еще туда лучше ехать на более проходимой машине. Подальше «пролезешь» —побольше увидишь. На следующий день с утра продолжил свое путешествие вдоль Байкала. В районе Байкальска продается очень замечательная клубника. У меня уже стало традицией покупать ее там. Рекомендую.
В Култуке повернул в сторону Тункинской долины.Я ехал на курорт Аршан.
Погода была дождливая. Но несмотря на это, я направился осматривать местные достопримечательности.
Одна из них — это водопад, до которого надо добираться пару км по «фантастической» лесной тропе.
Приходится проявлять чудеса ловкости.
Но водопад того стоит.
На отвесном склоне установлена статуя медведя.
На другом склоне — крупный паук.
В воздухе висит водяная пыль.
Часто встречаются очень «смелые» бурундуки.
Возвращаться следует по той же тропе, которой шли туда. Там очень много развилок. И если свернешь не туда, то впоследствии возникнут серъезные проблемы при спуске по очень крутому склону. Что я с «удовольствием» и проделал.
Вот такой «сказочный» лес рядом с минеральным источником.
Набрал и попил минеральной воды с источника.
А это глазной источник. Вроде простой родник. Но там периодически со дна выходят пузырьки газа. Надо их успеть зачерпнуть и обмыть глаза.
Время уже было позднее. Смеркалось. Надо было становиться на ночевку. Планировал поставить палатку. Но пошел очень сильный дождь. Проехал в центр Аршана, где без труда поселился в частном секторе всего за 350 руб. за ночь. Сделать там это очень легко. Повсюду стоят зазывалы с табличками о сдаче жилья. К любому подходишь, и вопрос ночевки наверняка решится. Народ этим там живет. На следующий день выехал с Аршана в сторону курорта Жемчуг. Это км 40 назад и в сторону.
По дороге открываются восхитительные виды Тункинской долины. Вдали видны Саяны. Это надо видеть своими глазами.
В Жемчуге располагается курортная зона,где используются термальные лечебные источники. Там есть несколько басейнов с разной температурой и ванны. Но принимать различные процедуры можно не менее, чем через 4 часа. Я сначала принял ванны. Погулял по территории, благоустройство которой находится далеко не на высоком уровне. После дождя довольно много грязи. Животные бродят по территории. А народу там очень много. Деньги «снимаются» довольно приличные. Вполне возможно содержать курорт в приличном состоянии. Но, увы, все как в России. Хотя кое-какие «телодвижения» заметны.
Через некоторое время поплавал в одном из басейнов. По разговорам, эти источники творят чудеса. Но чтобы случилось «чудо», надо там пробыть не один день. И даже не единожды.
Во второй половине дня выехал из Жемчуга. По дороге остановился около одного приметного кафе. Обращают на себя внимание «бронзовые» фигуры.
Я даже не ожидал, что очень скоро мне придется встретиться с автором этих статуй. Совсем скоро, в районе населенного пункта Быстрая, я остановился у «Домика Художника». Трудно проехать мимо. Остановитесь. Это интересно. Там живет одаренный человек — ХУДОЖНИК. Вместе со своей матерью (бывший сотрудник милиции) и женой, они создают сказку. Все там создано собственными руками.
На этой сцене в танце «рисуются» портреты….ногами!
Это поезд для новобрачных (в стадии доделывания). На нем молодожены катаются по аллее любви, где их ждут много приятных сюрпризов.
Портретная галерея. Здесь можно увидеть портреты многих общеизвестных людей (губернаторы,общественные деятели, военачальники и т.д.).
А это демонстрация тех самых фигур на кафе.
ХУДОЖНИК создает персонажей, которые снимались в известных всем мультфильмах. Вместе со своими единомышленниками он строит уменьшенную копию древнего парусника, на котором новобрачные по реке будут спускаться до Байкала. Я искренне позавидовал белой завистью этому счастливому человеку, который живет в красивом месте и занимается любимым делом. Далее мой путь лежал к Култукскому перевалу.
Здесь я встретил группу монгольских байкеров. Они путешествовали по Байкалу. Прекрасно владеют руским языком (я по-монгольски совсем не говорю).
После общения с монголами успешно преодолел сложный байкальский серпантин и к вечеру прибыл в Усолье-Сибирское. Здесь остановился у родственников. На следующий день с утра пораньше держу курс на Красноярск. Погода замечательная. Пейзажи, один краше другого, открываются моему взору. По сравнению с прошлым годом, кое-где исчезли участки плохой дороги. В Тулунском районе, когда ехал туда, грунтовки было около 20 км (на обратном пути ее было уже около 15 км). Дороги строятся! Но зачастую очень долго и медленно.
Не мог проехать мимо. Отличная компания, согласны? На обратном пути одного «раритета» уже не было. Кто-то «увел».
Встречаются и более «интересные» названия.
Известная всем арка в Канске.
Выезжая из Канска на заправке встретил группу оренбургских байкеров, которые направлялись на Байкал (а я ехал в Оренбург). Дружески пообщались. Они мне подсказали более удобную дорогу до Оренбурга. Я им поведал все, что мог о Байкале.
К вечеру я приближался к Красноярску. Возникли небольшие проблемы с местом для ночлега. Нет мест в близлежащих гостиницах. Или слишком дорого. Одноместных номеров не было. Предлагали трехместные по полной цене. Но ближе к Красноярску нашел одну «хитрую» гостиницу. С дороги ее не видно. Там есть вывеска кафе и указатель заправки слева по ходу движения.
А сама гостиница представляет из себя небольшой домик. В нем стоит одноместная кровать, столик и рукомойник. Удобства во дворе. Цена вопроса — 400руб. Все очень скромно. Но когда прижмет, вполне сойдет, чтобы скоротать ночь.
На следующий день у меня по плану было посещение Красноярских столбов и других достопримечательностей. Направился в сторону Дивногорска. На ходу не заметил указатель Национального парка «Столбы» и проскочил далее. Остановился у смотровой площадки, с которой открывается великолепная панорама окрестностей Енисея.
Перила площадки увешаны замками новобрачных, ключи от которых они выкидывают в Енисей.
Вон по той дороге я поехал дальше к Красноярской ГЭС.
ГЭС особого впечатления не произвела. Да, большая, и больше ничего особенного. Никаких шокирующих эффектов, типа бурных водосбросов, не наблюдалось. Вода, правда, чистая. У меня было другое представление. Близко не подъехать. У дороги большой рыбный базар. Но цены шокируют.
Вон там наверху та самая смотровая площадка.
На обратном пути посетил зоопарк, нет, правильно будет — парк флоры и фауны Роев Ручей.
Хотя и шел дождь, но все равно получил массу приятных впечатлений. Красивый ландшафт, прекрасные условия содержания животных.
Так вот ты какой, северный олень.
Недалеко от парка находится вход в Государственный заповедник « Столбы». Въезд в него запрещен. Надо идти пешком. И я пошел. К этому времени у меня уже появилась небольшая усталость. Было 3 чася дня.
До первого столба надо пройти почти 8 км. Дорога все время вверх, временами очень крутая. Надо брать с собой питье. Хотя встречаются промежуточные площадки для отдыха, где продаются различные напитки. Одно наблюдение — многие идут , опираясь на две палки (типа лыжных). Паралельно асфальтно-грунтовой дороге идет деревянная «тропа». Периодически они пересекаются.
Под ногами шныряют многчисленные бурундуки. Птицы и белки берут корм из руки.
Пока шел, погода сменилась несколько раз. Возникало желание повернуть назад. Но я должен был дойти! С несколькими остановками на отдых, я более чем за три часа добрался до первого столба.
Несмотря на дождь, я впечатлился. Конечно, чтобы получить впечатления на все сто, надо пройти дальше и полюбоваться на другие столбы. Судя по всему там дальше очень красиво. Но надо было возвращаться. Вечерело. Назад путь был относительно легче, под гору. Шел без остановок на отдых. Но к машине практически уже подползал. Когда сел в нее, то испытал кайф. Ног не чувствовал. Изначально планировал выехать дальше за Красноярск и там искать ночлег. Но сил уже не было. Вернулся в ту же гостиницу, где провел предыдущую ночь. Перекусил в кафе здесь же. И без сил упал на кровать.
Часть 2.
Покинув Красноярск, продолжил свое путешествие дальше. Вот уже ставшее достопримечательностью недостроенное здание гостиницы. Оно бросается в глаза издалека. Много лет уже стоит в таком виде.
В районе Мариинска догнал машину с питерскими номерами, на багажнике которой была небольшая наклейка «Я проехал всю Россию». Когда эта машина остановилась у магазина, я тоже припарковался рядом. Там ехали два парня и девушка. Возвращались с Байкала. Познакомились. Обменялись мнениями о Байкале. Они ехали втроем и по очереди сидели за рулем. Когда узнали, что я еду один, откуда и куда, то чуть не содрали свою наклейку. Но все обошлось без «жертв». Визитной карточкой Мариинска является указатель города. Он явно очень индивидуален и заметно отличается от других.
Кемерово и Кемеровская область запомнились хорошим состоянием дорог. Как-то легко и быстро проехал через город и направился в сторону Алтая.
Правда, по дороге от Кемерово было проблематично найти гостиницу. Придорожный сервис довольно скуден. Пришлось заехать в Новокузнецк, где нашел недорогую гостиницу.
На следующий день меня ждал Алтайский край.
С этого рубежа дорога заметно ухудшилась. Но пейзажи тем не менее открывались впечатляющие.
Встречались интересные сюжеты.
Не доезжая села Сростки создается парк деревянных скульптур.
Совсем недалеко от этого места находится село Сростки — родина Василия Макаровича Шукшина.
На этом месте стоял дом, в котором родился Шукшин.
Храм Святой великомученицы Екатерины в селе Сростки.
Дом, где прошли детские годы Шукшина (явно новодел).
Дом матери Шукшина.
«Встреча» с Василием Макаровичем Шукшиным.
Почтив память великого ЧЕЛОВЕКА, я отправился дальше. Меня ждал Горный Алтай.
Монумент от республики Татарстан.
Прикоснулся к сакральному камню и зарядился энергией.
По мере продвижения по Чуйскому тракту вдоль реки Катунь начинается КРАСОТА! Здесь очень ЗДОРОВО! Все «заточено» под туризм.
К вечеру добрался до Чемала.
В сумерках нашел место на берегу реки Чемал. Присоседился к компании из Бийска. Они охотно приняли меня в свою компанию. Душевно посидели.
Одна особенность алтайского климата — отсутствие какого-либо гнуса. За все время пребывания на Алтае я увидел только три комара. Поставил палатку и заполночь улегся спать под приятный шум горной речки. Предыдущий день и ночь были дождливые. С утра выглянуло солнышко. День обещал быть хорошим. Попрощался со своими соседями и двинулся в сторону Чемальской ГЭС.
Сама по себе ГЭС очень маленькая. Вся ее «прелесть», что она построена в 1935 году и до сих пор действующая. В районе ГЭС множество всевозможных аттракционов в виде различной сложности тарзанок, спусков на натянутых канатах с гор, полос препятствий и т.п. По реке различные катания на всевозможных плавсредствах и рафтинг. Красоту Катуни невозможно описать. Надо видеть своими глазами.
Неподалеку находится остров Патмос. К нему можно дойти от ГЭС по «козьей» тропе или подъехать на машине. Причем дорога в одном месте раздваивается на верхнюю и нижнию. Верхняя приводит на стоянку. Но от нее надо спускаться по довольно крутому склону примерно с километр. Нижняя дорога приводит практически к месту переправы, но стоянка там стихийная. На остров ведет висячий мост, на который можно заходить не более 6 человек. Но смотреть там особо нечего. Красив сам остров со стороны.
Мост упирается в небольшой храм, где я поставил свечку за здравие. На скале высечена икона.
Красиво расписан небольшой грот рядом с храмом.
Вот такая «Охрана природы».
После посещения острова Патмос продолжил свое путешествие по Чуйскому тракту. Надо отметить, что тракт содержится в приличном состоянии. Покрытие очень ровное, за исключением небольших ремонтируемых участков. Вот этот агрегат выставлен на продажу. Кстати, такая техника очень актуальна в тех местах. Вдоль дороги часто стоят УАЗики с объявлениями о экскурсиях по труднопроходимым участкам. И этот вездеход очень подходит для этого.
Попадаются и другие интересные механизмы.
Переправился на другой берег Катуни. Буквально на каждом шагу всякие «интересности».
Далее мой путь лежал в сторону Семинского перевала. Это самая высокая точка на Чуйском тракте.
Спустился с перевала. Там уже начали появляться горы несколько другого вида.
Хотелось проехать дальше. Знал, что там дальше настоящий горный Алтай. Но, увы, обстоятельства не поволяли. Развернулся и поехал назад. Переехал Катунь, нашел место на берегу, где опять присоседился к автотуристам из Омска. Поставил рядом с ними палатку. Уже темнело. И вскоре уже спал крепким сном. На следующий день в компании с моими новыми знакомыми отправился на Камышлинский водопад. Переправился по висячему мосту через Катунь. Мост довольно длинный и ощутимо раскачивается. Но панорама с моста очень красивая.
До водопада идти по лесной тропе порядка трех км. Вот такие забавные комментарии встречаются по пути.
А вот и сам водопад. Не могу сказать, что он произвел на меня впечатление, но посмотреть стоит.
А это «стол находок» на берегу Катуни в районе водопада.
«Зоопарк» для фотосессий.
После водопада вернулся на место стоянки. Пообедал.Попрощался со спутниками и поехал дальше. Следующая остановка на искуственном озере «Бирюзовая Катунь». Сделано очень добротно и красиво. Через Катунь к нему надо подъезжать по подвесному мосту. Проезд платный — 100 руб. Но можно и бесплатно в объезд. Входной билет на озеро — 150 руб. Стоянка рядом — бесплатно.
Немного отдохнув на озере, проехал по окрестностям. Там рядом находятся пещеры и гроты. Но посетить их не удалось. Уже вечерело. Выехал назад по мосту и доехал до Манжерока. Нашел место на берегу, поставил палатку, где и заночевал. С утра курс держал на Новосибирск. Обращает внимание вдоль дороги на Алтае патриотическая реклама. Ее довольно много именно там, в отличие от других регионов. Вот один из рекламных щитов.
В канун дня ВДВ довольно часто встречалась реклама во славу ВДВ.
Между Бийском и Барнаулом находится место, где оборвалась жизнь любимого мною АРТИСТА Михаила Евдокимова (не считаю его плохим губернатором, но лично я считаю, что не стоило ему туда идти).
В селе Полковниково посетил музей Космонавтики посвященный космонавту №2 Герману Степановичу Титову. Здесь он закончил школу (родился в другом месте).
Это здание бывшей школы, переделанной в музей. Часть здания осталось в прежнем виде.
Не все экспонаты музея содержатся в надлежащем состоянии. Самолет Л-29 подарен уже бывшим Барнаульским училищем летчиков (Герман Титов на нем никогда не летал).
Продолжил свой путь в сторону Новосибирска.
К вечеру прибыл в Новосибирск, где меня ждал мой однокашник. Дальше мы собирались ехать вместе на двух машинах. Год назад я уже был в Новосибирске, поэтому следующий день ушел на подготовку к последующей дороге. Через день мы выдвинулись уже на двух машинах в западном направлении. Нас ждал Оренбург.
Успешно прошли 20-километровый участок вечноремонтируемой дороги перед Бердюжьем (кстати, сейчас я уже знаю, что есть дорога немного длиннее, но значительно лучше через Заводоуковск). Перед Курганом встретились еще с одним однокашником (в Курган не заезжали).
Через Урал решили не ехать, ввиду сильной загруженности трассы Челябинск—Уфа. Повернули в сторону Южноуральска и обошли Урал по южной его части, немного зацепив горы. Дорога там вполне приличная и много красивых видов.
А это уже Оренбуржье. Красота! Простор! Поля уходят за горизонт.
Ну вот, наконец, и Оренбург.
Вот в таком виде (следы от саранчи) мы прибыли в Оренбург.
Больше 30 лет я не был в этом городе. Почти 40 лет назад после окончания школы я приехал в этот город поступать в военное училище летчиков. Здесь я принял присягу, совершил свой первый прыжок с парашютом, впервые поднялся в небо в кабине учебного самолета, встретил свою любовь… Но о любви потом.
Памятник Валерию Павловичу Чкалову на набережной р. Урал. Сам Чкалов никогда в Оренбурге не был, но город непродолжитель ное время носил его имя. Правда, он закончил Серпуховскую летную школу, которая впоследствии перебазировалась в Оренбург . Слева от памятника находится здание, в котором в свое время находилось Оренбургское училище летчиков, которое закончил Юрий Алексеевич Гагарин.
В мое время в этом здании располагался штаб Оренбургского высшего военного училища летчиков. А сейчас двери этого здания заколочены досками и все вокруг заросло травой.
Мост через реку Урал. По нему я легко прогулялся из Европы в Азию и обратно. В мое время здесь был деревянный мост, который каждую осень разбирали и весной вновь собирали.
Здание бывшей гауптвахты. Это самая старая гауптвахта России. Оно именно так и строилось. Именно на этом месте бывал А.С.Пушкин когда приезжал в Оренбург, чтобы впоследствии написать «Капитанскую дочь». Мне тоже пришлось в свое время побывать на этой гауптвахте в карауле. Ныне здесь находится музей истории Оренбурга.
А это центральная улица Оренбурга — Советская. В мое время она была «судоходная». А сейчас пешеходная.
Там вдали просматривается памятник В.П.Чкалову. Памятник Пушкину и Далю (тот самый Даль,который создал свой словарь).
Фонтан в центре на фоне здания администрации.
На этом месте стоял храм, разрушенный в советское время (ну, как в Москве храм Христа Спасителя).
КПП бывшего учебного полка, где я впервые самостоятельно вылетел в небо в кабине такого самолета (Л-29). Ныне там базируется транспортная авиация.
Здание учебно-летного отдела бывшего училища летчиков. Ныне здесь пока (скоро выгонят) занимаются слушатели кадетского корпуса им. Неплюева. Загубили старейшее прославленное училище летчиков морской авиации. Один этаж уже отдали православной церкви под духовную семинарию. Справедливости ради надо сказать, что семинария там изначально была еще до революции. А сейчас на крыше этого здания уже красуется золотой купол с крестом.
Самолет(МИГ-15), на котором летал Ю.А.Гагарин.
Вокруг посажены деревья известными и почитаемыми людьми.
Бюст выпускника училища дважды Героя Советског Союза Полбина И.С., имя которого носило училище. На заднем плане высечены имена Героев, окончивших училище.
Музей училища. Пока еще существует.
Казарма, в которой прошли мои курсантские будни.
На этом плацу я осваивал строевую подготовку и принимал присягу.
На заднем плане видно как разрушается учебное здание.
В парке «Салют Победы». Вечный огонь.
Дерево посаженное одним очень известным человеком. Там много подобных посадок, сделанных не менее известными людьми.
А это тоже известная многим «Булава».
Слетаются бывшие курсанты на юбилей выпуска.
Прошло 35 лет со дня выпуска. Практически все уже пенсионеры. Но в душе все те же курсанты Оренбургского летного.
Аэроклуб, который создается в невероятном противодействии с чиновниками различных уровней, моим однокашником.
Полетать не удалось.Ночью прошел дождь и взлетная полоса была мокрая и грязная.
День рождения училища. Оно будет жить пока жив хоть один курсант-выпускник училища.
Среди стоящих здесь мужчин практически каждый достоин почета и уважения. Среди них Комадующий авиацией ВМФ, руководитель школы юных космонавтов (возродил из небытия), руководитель созданного самим аэроклуба, летчик-инструктор именем которого названы фигуры высшего пилотажа, летчик МЧС, тушивший пожары по всему миру, пилот экранопланов, имя которого высечено на памятнике в Москве и т.д. Я горжусь своими однокашниками.
Часть 3.
Распрощавшись с друзьями после всех торжественных мероприятий, взяв в попутчики своего однокашника, я отправился в сторону Москвы. Ранее наслышался о сложности преодоления этого пути по трассе М5(много ремонтов и большая загрузка). Поэтому двигались по М7. Да и по этой трассе мне было нужней ехать. Под Казанью (точнее, в Марий Эл) я заехал к своему бывшему летчику-инструктору, где нас очень радушно приняли. Должен отметить на этой трассе в Башкирии и Татарстане большое количество камер, которые очень часто «стреляют» сразу и вперед и назад. Также бросается в глаза обилие нефтяных качалок. Трасса особых проблем не вызвала. Только в районе Гороховца была приличная пробка. На мосту был ремонт и там умудрились въехать друг в друга четыре фуры. Пропускали в обоих направлениях по очереди. Правда, снять этот момент хорошо не удалось.
Через два дня пути прибыли в Коломну. Перед Коломной на объездной тоже около двух часов потеряли в пробке. Сейчас фуры днем не пускают на МКАД, и они все идут вокруг Москвы. Ну и, естественно, ремонт моста в одном месте «помог». На следующий день, немного погуляв по Коломне, продолжил свой путь в направлении Пскова.
Кстати, в Коломне продается медовое вино. Оно там производится по уникальной технологии и нигде больше. Это не всем известная медовуха, а именно вино. Правда, выбор сейчас более скуден, чем в былые времена. В Псков прибыл к полуночи. Очень много ремонтов. В одном месте ремонтируемый участок был более 40 км. На следующий день вместе с сестрой совершил экскурсию по окрестностям Пскова.
У дороги часто встречаются аисты.
На этом месте (р-н г.Остров) оборвалась жизнь замечательного летчика палубной авиации Т.А.Апакидзе.
Благодаря этому человеку, в России сохранилась и до сих пор существует палубная авиация.
Отсюда ушла в бессмертие 6 рота псковских десантников.
Скрыпинский монастырь. Находится в 26 км от Пскова. Ласточки облюбовали карниз монастыря.
Святой источник в этом месте имеет большую известность. Говорят, что он обладает значительной чудодейственной силой. Паломники сюда добираются со всех сторон и даже из-за заграницы. Я с удовольствием погрузился в воды источника.
Во второй половине дня отправился в Великий Новгород, где проведал свою двоюродную сестру. На следующий день меня ждал Санкт-Петербург.
Ленинградская область — это родные места. Здесь я родился и вырос. Отсюда ушел в большую жизнь.
Дворцовая набережная. На заднем плане Петропавловская крепость.
На фоне Медного Всадника.
Питерские мотивы. В районе Апраксиного двора на Садовой.
Площадь у Финляндского вокзала.
В Кронштадте. Монумент в память о петергофском десанте.
Полуденное орудие в Кронштадте. Памятник Петру.
Морской собор и памятник адмиралу Макарову («Помни войну») в Кронштадте.
Петергоф.
В Петергофе.
Пообщавшись с родственниками и друзьями, поехал в свои родные места.
В г.Приозерске я 2,5 года учился в школе. Свою историю этот город начал со старинной крепости Корела. Впоследствии это был финский город Кегсгольм, а затем уже после войны стал Приозерском.
Старая финская кирха в п. Севастьяново (в этом поселке я родился). В советское время в ней находилась птицефабрика.
Сейчас финны ее вновь востановили.
Погода в родных местах в конце августа стояла замечательная, тихая и солнечная. Днем еще можно было купаться, что я и делал до самого крайнего моего дня пребывания там.
В лесу полно ягод и грибов.
Долго будет Карелия сниться……
Наскальная живопись на прощанье (каюсь, не удержался).
А в это время на Дальнем Востоке вовсю бушевала стихия. Уже затопило Амурскую и Еврейскую области. Вода подступала к Хабаровску и Комсомольску. И здесь, на родине, у многих эти события были на устах… Пора было отправляться в обратный путь.
Единственный в России памятник Маугли в г. Приозерске Ленинградской области. Я этот памятник помню еще с младенчества.
Практически ручные утки в районе крепости Корела и военного санатория в Приозерске.
Во второй половине дня прибыл в Питер на юбилей племянницы.
Прогулка в тихий теплый летний вечер по Неве была впечатляющей и восхитительной. Что тебе снится крейсер «Аврора»…
Храм в окрестностях Петербурга.
Лето выдалось грибное в этом году.
Вот такие кораблики встречаются на берегу Финского залива. Берег Финского залива практически такой же,
как берег Баргузинского залива на Байкале - вода, сосны, песок.
Первого сентября утром выехал из Петербурга в направлении Дальнего Востока.
Проехал Вологодскую область, Череповец и к вечеру добрался до города Любим Ярославской области. Там остановился на ночлег в местной гостинице. Хочется сказать несколько слов о гостиницах. Практически в любой из них, где я останавливался, были свои «приколы». Это либо нет горячей воды, либо кронштейн для лейки душа установлен так, что саму лейку можно вставить только снизу а не сверху, либо телевизор без антенны или он (телевизор) находится за углом и его просто не видно… и т.д. и т.п. Без «приколов» не было ни одной гостиницы.Вот пример гостиницы в г. Любим .
На следующий день навигатор повел меня по «дорогам» Костромской области. Проехал город Буй, и он (навигатор) вывел меня на «дорогу», которая после дождя представляла из себя месиво из грязи. Я не ехал, а плыл по этой грязи. Грязь доходила до осей колес. Год назад я по Костромской области ехал другой дорогой через Ярославль. Там хоть и был асфальт, но удовольствия от него тоже не лучше были. По-моему (и не только моему), самые плохие дороги в Костромской обл.
Неоднократно попадались в пути подобные сюжеты.
Остановился у святого источника. Купаться не стал.Холодновато было. Умылся и набрал воды.
Не мог не остановиться и не зайти в такой лес. Ноги утопают во мху. Даже стволы деревьев обросли мхом . Хоть и рядом с дорогой, но дышится там исключительно легко. Не хочется выходить из такого леса. Кстати, дорога в этом месте была очень хорошая, новая. Встречались еше неплохие участки в Костромской области.
К вечеру добрался до г. Киров, где меня радушно принял мой однокашник. За месяц до этого мы с ним уже виделись в Оренбурге. Кстати, на заднем плане дом, построенный прадедом моего однокашника еще в 1900 году.
Выехав из Кирова, совершил ДТП. Сбил кошку. Участок дороги был очень хороший, да еще и под горочку. Ну я и притопил. Но кошка тоже виновата. Она выскочила неожиданно из кустов в неположенном месте, не убедившись в безопасности перебега. Позже, на эстакаде, я выправил эту вмятину. Но бампер от удара сорвало с мест крепления.
Периодически был свидетелем подобных происшествий. Встречались и более впечатляющие случаи. На Урале отмечается заметное увеличение пикетов ГАИ.
Перед Екатеринбургом зашел в кафе. Спросил, работает ли телевизор? Меня спросили, что, интересно как топит Комсомольск?. Я сказал, что еду туда. Мне включили телевизор. Чувствовалось, что людей волнует обстановка на Дальнем Востоке. Я уже понимал, что в Комсомольск мне не проехать. Дорогу туда затопило.Поэтому темп движения несколько снизил и выстраивал другие «пути обхода».
Омский пейзаж.
Осенью вдоль дорог на полях много птиц. Их надо отпугивать «бибикалкой».
Я, как многие путешественники, отмечаю Кемеровские светофоры. Обратите внимание на оранжевые опоры.
«Но наш бронепоезд стоит на запасном пути». Паровозное кладбище.
Храм в п.Тельма (5 км от Усолья-Сибирского Иркутской области). В этом храме приняли обряд крещения мои сыновья.
Байкал (п.Утулик в р-не Байкальска).
Снова Бурятия.
Начало сентября. На вершинах уже лежит снег. Бурятские мотивы.
Здесь и далее не обращайте внимание на дату. Сели батарейки в фотоаппарате. Сбились настройки. Сразу не заметил.
Место растрела и захоронения бывших « врагов народа» в 37-38 годах под Читой.
В Забайкалье утром уже заморозки.
А вот и Амурская область.
Пошли за другим трактором. Красиво, черт возьми. И так всю дорогу.
Заметно, что уровень ее значительно выше, по сравнению с тем, когда я ехал туда. И это он уже сильно опустился. Было намного выше. Далее и в других реках (Бурея, Хор, Бикин, Уссури и т.д.) вода вышла из берегов. Вот она причина наводнения на Дальнем Востоке. Я уже понял, что в Комсомольск не попаду. Значит, поеду в Приморье.
Часть 4.
В Хабаровск приехал к полуночи. Большая вода уже ушла из города. А вот в Комсомольске был самый пик. Дорога перекрыта. Уровень воды в некоторых местах был выше полотна дороги более метра. Можно было перебраться на временной паромной переправе. Но там надо было стоять в очереди несколько дней. Железная дорога тоже была под угрозой закрытия. К этому времени я принял решение ехать в Приморье. Необходимость этой поездки вытекала из результатов уже осуществленного путешествия. Правда, планировал это сделать я позже, в следующем году. Но стихия скорректировала мои планы. В Приморье меня ждали мои однокашники по военному училищу. И не только они.
Не виделись более тридцати лет. Встреча прошла очень тепло. Во Владивостоке раньше мне приходилось бывать. Но проездом. К тому же город заметно изменился после прошедшего САММИТа . Интересно было проехать по новым мостам.
Мост через пролив Босфор на о. Русский.
Искупался в проливе Босфор. Правда, грязновато там.
А это бухта Шамора. Здесь значительно чище. Середина сентября. Море еще теплое. Но купаются единицы.
На заднем плане мост через бухту Золотой Рог.
На заднем плане мост на о.Русский. Вид с мыса Эгершельда.
Место захоронения генерал-губернатора графа Муравьева-Амурского.
Арка Цесаревича в ознаменование пребывания Николая Второго во Владивостоке.
Здесь содержатся дикие животные в основном подобранные или найденные где-либо и нуждающиеся в помощи. Когда подрастают, они уходят в «большую жизнь» (зоопарки, цирки, на волю или еще куда-либо). Они не «заточены» в клетки. Живут среди людей (кроме тигров). Можно даже потрогать их. Вон там за мной настоящие медведи.
А это приморский парк семейного отдыха.
Как бы ни было хорошо в Приморье, но меня ждал Комсомольск. Стихия стала отступать. Можно было ехать. Но я сюда еще вернусь. Ведь я здесь нашел ту самую первую любовь, о которой вспоминал в Оренбурге. Прошло 36 лет, и мы вновь встретились. Но это уже совсем другое «кино».
Осень в Хабаровском крае. Воды еще очень много.
Первого октября я был в Комсомольске. Город устранял следы недавней битвы со стихией. Воды было еще очень много, и борьба продолжалась. Уезжал я в разгаре лета, когда ничего не предвещало никакой беды. Вернулся в разгаре осени. Прошло 2,5 месяца. Пройдено 28 тыс.км. Сожжено 2,5 тонны бензина. Средний расход 8,8 л. Ни одной поломки. Ни одного штрафа. Затраты составили около 130 тыс. рублей. Из них на бензин — 80 тыс. руб.
В определенном смысле прожита целая жизнь. Было очень много событий, встреч, знакомств, впечатлений. Это очень краткий отчет. Многое осталось за « кадром». Одному путешествовать интересно, но довольно тяжело. Должен быть хотя бы просто попутчик.
После путешествия я стал в городе довольно известной личностью. Многие меня узнавали, расспрашивали, даже просили автограф. А однажды, когда я помог одной юной даме подкачать спущенное колесо на ее машине, она мне сказала: «Ой, я вас узнала. Вас по телевизору показывали. Я сегодня буду рассказывать всем, кого я встретила». Тут я себя почувствовал «Юрием Гагариным».