|
О путешествиях уже много написано, думаю, что нового в моем рассказе будет мало или совсем ничего, но поделиться своими пережитыми моментами хочется.
Итак, как все начиналось. Мечта о поездке на запад через почти всю страну на автомобиле зрела в моем сознании давно, еще в 1997 году, когда появился у меня личный японский авто лохматого года, но по ряду всяких причин оставалась только мечтой. Сначала не было возможности приобрести хорошую машину, чтобы не развалилась по дороге. Согласитесь, но такие дальние поездки не всякому человеку под силу, а тут машина. Черт ее знает, что у нее там внутри может загнуться, механизЬм все-таки. Большого опыта дальнобойщика у меня не было и понять, отчего где-то под капотом что-то не так, для меня и сейчас трудновато. Хотя и работаю водителем достаточно давно. На дороге знаю, что и как, а вот матчасть... Нет-нет, не думайте, что коллектор от протектора не отличаю и могу сходить за ведром трансмиссии в автомагазин, просто много раз уже убедился, что про подозрительные звуки больше знает специалист, нежели я. Да еще где-нибудь в тайге зимой не дай Бог встать... Помню, было дело после обильного снегопада попал в командировку на «Волге» — ГАЗ-31029 куда-то в Пожарский район. Ехал по лесовозной колее сквозь тайгу в какой-то отдаленный поселок, куда только зимой дорога есть по льду речки. Колея, скажу я вам, была занесена снегом по бампер и совсем не для заднеприводных пузотерок.
Сам сейчас удивляюсь, как я там проехал. Пассажир мой, удэгеец, вдруг как заорет: «Стоооой!», я аж с испугу вспотел маленько. Он выходит из машины и шепчет: «Смотри...». Гляжу, а слева на сопке между соснами и пихтами на белом снегу оранжево-черно-полосатое пятно... Метрах в пятидесяти. Сидит, хвостом виляет. «Тигр, мать твою!!! Рвем отсюда!». Но резко рвануть не получилось, колеса буксанули и увязли в снегу... Вот тут, как говорят, вся прошлая жизнь перед глазами мелькнула, когда тигр встал и пошел в нашем направлении. Не спеша подошел, встал перед капотом, потянул воздух носом и... Никогда не забуду эти глаза... Облизнулся и ушел на противоположную сторону, скрывшись за сопкой. Наверное, не голодный был. Вообще страх потерял в отличии от нас с удэгейцем. Теперь-то я знаю, из какого места у меня адреналин выделяется. Только потом я понял, что машина едет, стоя на месте — повисла на мосту. Можете себе представить, каково нам было выбираться из снежного плена, когда неподалеку хищная киса ходит. Так вот, зимой в тайге не только от поломки можно загнуться!
Время шло, и мечта постепенно стала забываться, пока не услышал новость о сдаче в эксплуатацию новой дороги Чита—Хабаровск. Ехать по грунтовке тысячи километров даже в мечтах не хотелось, а тут буквально автопробегом с расходом в три «Калины» на две тысячи км премьер открыл путь к заветной цели. На тот момент я уже владел Honda HR-V 1998 года рождения, но по техническим параметрам ей до путешествий было еще далеко. На работу и с работы да по магазинам, конечно, возила исправно, но на дальняки было стремновато, максимум на 200-300 км, дальше просто масла не хватало с ее аппетитом. Решение было принято — реанимировать движок. Отдал ремонтнику, он за пару-тройку дней вернул движку в состояние нецелованной девочки всего за 27 тыр. Проверил ходовку — нареканий нет. Прошел обкатку, как положено. Полторы тысячи км в режиме дом-работа-дом было долго наезжать, поэтому в ближайшие выходные проехал из них 3/4 пути, прокатившись по краю.
Близилось лето. Отпуск ожидался в середине июля. Время для подготовки было достаточно, только вот с чего бы начать... Надо бы найти попутчика или попутчиков на своих авто. На Drom.ru были такие, но выезжали то позже, то раньше меня. То едут не так далеко... И тут мои знакомые решили подлить немного дегтя в мою бочку меда: «Вот скажут, что попутчики, а сами, раз, и дадут те по башке, а денежки отнимут...». И моя благоверная не осталась в стороне: «А ты читал про бандюков, охотящихся на транзитников в Челябинской области?..». Короче, никто не хотел меня пускать одного и пугали всячески.
Но все-таки никакие причины не могли меня отодвинуть от заветной мечты. В интернете нарыл информацию с проложенным маршрутом Владивосток—Москва, там даже снимки со спутника всю дорогу показывали. При увеличении карты даже машины и дорожные развязки были видны.
Периодически посиделки перед монитором компа очень раздражали мою вторую половину, дескать, уставился в свою карту, хоть бы поговорил с женой! Приходилось втихаря, практически пока она спит, изучать маршрут, жертвуя драгоценными часами сна. Потом, при примерном подсчете материальных средств на дорогу туда и обратно, новая волна недовольства захлестнула семейный быт. «Да за такие деньги можно на самолете туда-обратно слетать и там еще пошиковать! Не много ли ты на себя одного хочешь потратить? Это ж минимум 50 штук!! Лучше б ремонт в квартире сделал!!!». Ах, мадам, вы несказанно правы, но для того ремонта, который мне бы хотелось, сумма даже в 70 тыщ ничтожно мала. «Да я те сдачу привезу!» — ответил я, будто в магазин за хлебом пошел с пятитысячной купюрой. И кто я буду после этого, если уже загорелось в заднице и хрустальная мечта приятно манила на малую родину — в Саратов.
А там у меня мать, дочка от первого брака, брат, друзья-подружки... «Вот и лети самолетом!». Тут меня может понять только заядлый автомобилист — ну чего мне эти поезда-самолеты? Был бы я пилотом или железнодорожником, тогда, конечно, мог бы и на общественном транспорте. Я же без руля как без рук и ног! Да и страну посмотреть не в атласе, а своими глазами очень хотелось. «Надо, Федя. Надо!..» Короче, кое-как уговорил, а уговаривал полтора месяца!
С чего начать подготовку к путешествию? Маршрут в теории мною был уже изучен до мелочей. Купил атлас дорог России в последнем издании за 2011 год. Кстати, не во всех новых атласах была обозначена дорога от Сковородино до Чернышевска, купил тот, в котором она была. Маркером нарисовал путь следования на картах. Никаких навигаторов не покупал, так как во-первых дополнительные растраты, а во-вторых, говорили, что они глючат не по-детски. К тому же был навигатор у попутчика, с которым мы договорились вместе ехать. Он ехал из Находки в Пензу на «Хайсе» с семьей. Да и дорогу Чита—Хабаровск, с его слов, он знал как свои двадцать пальцев. То ли он там работал на строительстве, то ли дальнобойщиком, уже не помню щас...
Коллеги мои по работе, водилы, напутствовали, что перед дальней дорогой лучше перебрать стартер, т.к. машина на автомате и с толчка не заведешь, генератор проверить — мало ли что. Ну да, еще по-хорошему надо бы бензонасос купить, помпу, радиатор, рулевую рейку, вариатор, кардан, редуктор, ступичные подшипники и еще всякого по мелочи — все может поломаться. Тогда хоть в Африку! Вообще, было бы идеально, уподобившись Путину, пару Хондочек за собой везти на эвакуаторе, мало ли... Пришлось ограничиться только ремнем генератора на всякий пожарный, набором множества инструментов, второй запаской и канистрой бензина. Перед радиатором в решетке бампера была поставлена металлическая сетка в мелкую ячею, а то там такие дыры, что слон пролезет, не то что камешек.
Сеточка оправдала свое назначение. Страшно представить, что было бы с радиатором после дождя из бабочек.
Выезд был назначен на 15 июля. Накануне даты выезда, созвонившись с попутчиком, договорились встретиться в Кипарисово. В последнюю ночь совсем не спалось, как всегда перед ответственным мероприятием. Выехал из дома в 8 утра, как и рассчитывал. Дорога, несмотря на воскресное утро, радовала отсутствием гаишников на всех постах и кустах. До точки сбора добрался довольно быстро. Попутчик запаздывал, пришлось ждать около часа, созвонившись, он поведал, что заминка на дороге была. В общем, подъехал, познакомились, обсудили что и как, и в путь.
С места до сотни он рванул довольно быстро, я за ним, ну, думаю, в таком режиме мы хорошо пройдем весь маршрут. Но надолго его не хватило, буквально через пару километров скорость упала до 70, потом до 60, 50... Ладно, думаю, по Приморью и по одиночке проедем, если что созвонимся, обогнав его, я дал понять, мол, догонишь... На автозаправке уже в Хабаровском крае я опять прождал его на жаре часа полтора. Подъехав, он пояснил, что уже заправился и немного они перекусили домашней стряпни, припасенной из дома (я же для себя решил, что кушать буду два раза в день, утром и вечером, и желательно останавливаться для этого в кафе, где еще и заправка рядом). Перекурили, пока они опять поели бутербродов.
Выяснилось, что дорогу через Хабаровск он не знает, но у него есть навигатор. Что ж, доверимся новым технологиям, хотя я предлагал просто поехать по указателям. Как мною и ожидалось, навигатор завел нас черт-те куда, в какой-то сквер, где и кончилась дорога. Послав к чертям их путеводитель, я поехал по указателям на Биробиджан. Все оказалось намного проще, и дорога привела к мосту через Амур, на котором образовалась пробка в сторону Хабары — воскресный вечер, дачники домой пробиваются. Облегченно вздохнув, что нам в обратную сторону, мы не спеша проследовали в ЕАО.
Жара даже к вечеру не спадала, таежные мошки дождем в лобовуху совершали самоубийства. «Где заночуем-то?» - спросил я по телефону попутчика. «Скоро будет кафе, где Путин останавливался. Там и поужинаем», - ответил мне знаток читинского направления. Совсем уже стемнело, когда идущий впереди Хайс, включив левый(!) поворотник, съехал с дороги на парковку у придорожного кафе. Точнее того, что от него осталось. Какое-то недостроенное сооружение без всякого освещения среди таежной темноты. «Ну, и где ж поужинаем-то?» — «Так кафе, наверное, перестраивают, но у нас есть с собой, можем поделиться.» — «Спасибо, чужого не надо. А где ж ближайший общепит?» — «А, тут до него километров 200-250 будет. Да и закрыты уже все кафешки». Н-да. Хм. Двести км — многовато на сегодня, глаза уже слипались, а жрать хотелось сильно, но желание спать оказалось сильнее. Я завалился в машине на лежанку. Правда, головная боль от голода долго не давала уснуть. Еще бы, всю дорогу — сигаретку, водичку, сигаретку, водичку...
Организм проснулся, когда на улице еще только начинало сереть. Головная боль и урчание в животе не давали больше спать. Ночью к нашей сонной компании из двух машин примкнул еще один путешественник-перегонщик на авто с транзитами. Стараясь никого не разбудить раньше времени, я бродил по парковке, разглядывая окрестности. Наконец проснулись и в «Хайсе». Я сказал им, что поеду вперед искать провиант, пока они завтракают, потом созвонимся, кто где находится и рванем дальше. Проехав с километр-два по утреннему холодку, я увидел справа (!) у дороги весь подсвеченный диодными огоньками мотель. Рядом стояли несколько спящих фур. На фасаде красовалась вывеска «КРУГЛОСУТОЧНО»! С малой надеждой на правдивость надписи я толкнул дверь. Открыто!!! На звон китайских колокольчиков из подсобки вышла совершенно незаспаная барменша уже готовая принять заказ. «Яичницу с колбасой, хлеб, чай», — сказал я, и спросил: «А это у вас Путин останавливался?». Барменша ответила утвердительно, без тени какой-либо гордости, немного закатив глаза, показывая, что этим вопросом ее уже достали.
Проглотив яичницу буквально одним глотком, я поехал дальше, благо головная боль сразу же улетучилась, подгоняемая пинками от поглощенных калорий. Созвонившись с попутчиком, я узнал, что они только подъехали на берег какой-то ему знакомой речки и собираются готовить завтрак. Ну, думаю, это надолго — пока приготовят, пока съедят, пока посуду помоют — я уже километров 200 проеду. Да и на кой мне такие попутчики! Решил не ждать их, догонят, так догонят, хотя вряд ли, а отпуск у меня не резиновый, с такими «тормозами» мне туда-обратно трех недель не хватит. Вот такой вот я предатель...
Местами «путинская» дорога была заново разбита. В спешке делали — пришлось переделывать.
Второй день пути тоже был жарким. Кондишку не включал, открытого окна хватало для обдува. Так и ехал до вечера с перерывами на заправки. Указатели правильно указывали, куда мне ехать, колеса крутились, двигатель работал — в общем все отлично, если не считать, что постоянно думал: «Лишь бы что-нибудь не отвалилось в дороге...». Но тут же вспоминал, что мысли материальны, сразу начинал себя успокаивать — все будет хорошо! Даже прекрасно! Замечательно! Магнитола к вечеру уже надоела. Радио ничего не ловило, а флешка и диски прокручены не по одному разу. Уже по темноте, кстати, никакой усталости глаз не было, в отличии от спины и шеи, я подъехал к повороту на Могочи, где стояло небольшое кафе. Там же рядом и заночевал в машине. Пытаясь заснуть, я думал, мол, вот два дня по России пропутешествовал, а кроме асфальта с дорожной разметкой и тайги вокруг так ничего и не видел. Зато пройдена четверть пути до цели, и это радовало больше, чем любые достопримечательности. С мыслями о встрече с друзьями и родными я так и уснул.
Проснувшись, как обычно рано, естественно, не обнаружил догнавших попутчиков на «Хайсе» поблизости. Видать совсем отстали со своим прокормом. Вокруг был густейший туманище с видимостью метров в 15-20! И тишина... Кафе еще не открылось, и я двинулся в путь искать пропитание. Дорога была пустынна в столь ранний и туманный час. Ехать приходилось не более 40 км/ч. Но часа через два солнце все же сделало свое дело, расчистив путь. И опять жара, и опять мошкара...
Вообще, дорога от Благовещенска до Читы была более чем отличная, этакий автобан, на котором скорость доходила незаметно до 160 и хоть стакан с водой на капоте вези — ни капли не прольешь.
По традиции фото легендарной стелы.
Стрелка указателя топлива перевалила рубеж в полбака, и я стал присматривать АЗС. Но не только брэндовых, но и просто «фонарных» заправок было не видно. Вскоре на обочине я увидел какой-то фанерный щит с надписью «АЗС» и ценами на топливо, превышающие 30 руб/литр в то время как на последней заправке я заливался по 26 руб. Ну, правильно, как меня и предупреждали, на читинском пространстве дефицит с заправками, вот они и загибают ценник. Лихо подкатив к допотопной колонке с надписью А-93 (уже наверное лет этак пятнадцать не видел этого бензина ), я вставил пистолет в бак и, с чувством облегчения, что наконец-то накормлю лошадку, направился к окошку «КАССА» в этаком вагончике из будки цвета хаки от ГАЗ-66. В будке гремела музыка вперемешку то ли с рэпом, то ли с хип-хопом, изредка дополняемая громкими голосами, пытающимися переорать исполнителя. Раза с третьего моего напорного стука окно наконец открылось, оттуда показалось юношеское лицо с вопросом в глазах, мол, чего надо, не видишь мы заняты? Я, как мог обаятельней, типа, извините, что пришел, улыбнулся и спросил: «Бензинчику можно?». Ответ меня просто ввел в ступор: «Бензина уже неделю как нет». Опа... Приехали... Дефицит, оказывается, не только с заправками, но и с топливом! Н-дааа... «А где можно раздобыть литров 20?» — «Ну еще километров несколько проедешь до Аксеново-Зиловского, там может быть найдешь, если будет...» — «А если и там нет, то где?» — «Ну нет — так нет. Тогда не знаю». Вот те на, бляха-муха. Литров 30 вместе с канистрой НЗ у меня есть, а что дальше?! И где ж тут Путин & Ко заливались-то? Эх, была не была, поеду на сколько хватит, а там может кто и выручит по дороге — не обратно же крутить.
«...Бензинная кровь на нуле...».
Вот и поворот на Аксеново-Зиловское. Поворачиваю. Подъезжаю. АЗС более цивилизованного вида, хотя бы из кирпича, а не из фанеры. Заливаюсь. А бензин, 92-й, эх и вонючий!... Запах, как от паленой водки, какой-то сивухой смердит... Ну, как говориться, на безрыбье... Поехал. Как давай моя «Хонда» надрываться в подъем, будто с прицепом. Черный дым вперемешку с пылью из-под колес сзади... Вот это, думаю, бутор залил! Хорошо, хоть не полный бак. Налоговой на них не хватает!
По трассе топил тапок в пол, чтоб быстрей все это говно из бака сгорело. Скорость на спусках с трудом доходила до 140. Будто кто-то сзади прицепился на халяву доехать! В зеркало гляну — никого не болтается, а машина, ну, не прет и все тут. Ехал-ехал, а заправок все нет и нет. Уже и лампочка загорелась. И вот он, долгожданный Чернышевск! Заправка. А там аж по 32 рубля за литр 92-го! Вот это я, думаю, поехал — хватило бы хотя бы на бензин туда и обратно с моими финансами-то, а то вдруг чем дальше — тем дороже. Залил до полного на всякий случай, получилось около 50 литров. Да по 32 рубля — бешеные деньги! Поехал. И тут буквально через несколько километров, стрелка от полного бака отклонилась на пару миллиметров, смотрю стоят по обе стороны дороги две АЗС «Роснефть», а там бензин по 25 (!) рублей с копейками! Тьфу ты, черт, да чтоб вы все пообделались прилюдно и подтереться — одна наждачка!
Сглотнув ком досады в горле, поехал дальше. Заправки с дешевым бензином стали появляться чуть ли не на каждом повороте. Топливный стресс постепенно угас, и я, минуя «невзрачные» АЗС, стал выбирать более цивильные — с магазином и туалетом. Ближе к вечеру, подъезжая к Улан-Удэ, решил остановиться поесть и поспать у придорожного кафе, оставив на утро проезд по незнакомому городу. Как потом оказалось через город-то ехать было совсем ни к чему, но мне, крестьянину, сказано, что на Иркутск через Улан-Удэ, значит, через город надо. Болван, блин, объезд же есть!
А вот закаты там очень красивые...
Утром, как всегда ни свет ни заря — кафе еще не открылось, почистив зубы и глотнув водички, тронулся в путь. Улан-Удэ, пожалуй, единственный город, через который я проехал, все крупные города обычно имеют объездную дорогу. По указателям на Иркутск, казалось, не заплутаю, но на одном из перекрестков вместо названий городов на указателе были только номера маршрутов и стрелки какой-куда в разные стороны. Выбрал направление направо, так как и главная дорога уходила вправо. Не тут-то было! Заехал, как мне показалось, в самый центр города. На светофоре у одного таксиста спросил, туда ли я еду, но он, как и ожидалось, сказал, что мне в обратную сторону. Вспомнилось почему-то наставление для провалившихся под лед: «Выбираться надо в ту сторону, откуда пришел». Развернулся, поехал по указателям на Читу, чтоб повнимательней рассмотреть, где тот указатель, который направления на города в номера маршрутов переводит. Вернулся, проехал еще раз сначала — ну нету этого указателя!
Этот снимок специально для приморцев — «сиротки со Светланской» в Улан-Удэ, пересевшие на отечественный автопром
В конце концов, потратив на блуждание около двух часов, спросил дорогу у местного аборигена, тот показал что куда, за что ему огромное спасибо. Выйдя из города, наконец позавтракал в кафешке и в путь. Кстати, отметил для себя одно наблюдение: чем презентабельней внешний вид кафе, тем внутри все как в совдеповской столовке — очередь с подносами на раздаче в кассу, и жирные столы, смердящие тухлой тряпкой, а если кафе смахивает на хату-мазанку, то и официантки там есть, и кондиционер, и телевизор, и еда вкусней.
Дороги, скажу я вам, в Бурятии на тот момент были ужасные. Хотя и покрыты слоем асфальта, но ехать по ним было очень неприятно — гребенка жуткая. А мою «Хонду» из-за жесткой подвески на ней так трясло, аж спину отбил об спинку сиденья. Приходилось одной колесой по обочине ехать, она гораздо ровнее, чтоб позвоночник в трусы не осыпался.
Наконец доехал до священного озера нашего — Байкала, вот, думаю, искупаться бы. Нашел проезд под железной дорогой к самому озеру, выехал на небольшой каменистый пляжик, разделся... Народу никого — будний день все-таки. Решительно направился в воду и, лишь коснувшись пятками воды, тут же отпрыгнул назад — вода леденющая! Не понял, блин-на, не прогрелась, штоль еще?! Вроде середина июля, а тут как в проруби. Хорошо хоть перед какими-нибудь местными не опозорился своим поведением. Наверное, надо было лучше в школе географию учить... Ну хоть и не искупался, но ноги все же помочил и морду ополоснул.
Дальше был Иркутск с объездной дорогой, указатели на Красноярск вели куда надо и все было понятно. Недалеко от Нижнеудинска был капитальный ремонт дороги. Грунтовка в отвратительном состоянии, пришлось ехать со скоростью пешехода, посылая проклятья тому прорабу, фамилия которого была на щитах вдоль дороги, как тогда мне показалось, километров 200. На самом же деле на обратном пути я засёк — 2 км всего! Или дорогу к тому времени уже закатали, хотя эт вряд ли... Пока я там трясся уже стемнело, кругом темнота, машин нет, и тут я вспомнил про встречу с тигром в тайге... Жутковато стало, но тут за одним из поворотов замаячили огоньки. Что это такое-то? УРРРА! Из темноты показались заправка «Роснефти» и мотель «У Петра», где можно поесть и переночевать, что я и сделал.
На утро, позавтракав и проделав утренний моцион, отправился дальше. Город Канск, стоящий на пути, не порадовал своими дорогами. Яма на яме. Грязь, лужи в полколеса. Я понимаю, конечно, накануне прошел широкой полосой короткий ливень, но даже за всю ночь он бы столько не натворил с дорогами. И если там дороги в таком состоянии — не пора ли Путину по ним прокатиться? «Канский фестиваль» какой-то! Видать там кто-то на бульдозере пофестивалил.
В Красноярск пришлось заезжать, чтоб помыть машину и оттереть всех насекомых с хондовой морды, благо тайга уже закончилась. Цены на топливо в Красноярском крае просто удивили своей дешевизной (на фотке видно), хотя мне до этого говорили совсем наоборот, что там топливный край, а цены заоблачные.
В Новосибирске довелось мне заправляться на одной из заправок. С виду вроде приличная, брэндовая, правда, без магазина. Вставил пистолет, сунул в окошко деньги: «До полного, пожалуйста.» Как раз на указателе топлива только что лампочка загорелась. Литров 50 может войти, не больше. Включили подачу. Льет, льет, льет... 50 литров — даже не отстрельнуло, 51, 52, 53..... 57! Пистолет отщелкнулся, еще потихоньку до горловины долил 500 грамм. И это при 55-литровом баке! Подхожу, говорю, мол, тётенька, у вас колонка неправильно показывает. У меня, говорит, все правильно — 57, 500. Я грю, да у меня бак меньше! Она — Ничё не знаю, все по счетчику! И смотрит на меня так пристально и с нахальством. Сдачу с чеком в кормушку пихнула и сидит невозмутимо. Да, думаю, неплохо устроилась. Можно было бы и скандальчик закатить, ведь на чеке были телефоны служб доверия, но время терять не хотелось, стемнело уже...
А в Омске я перепутал направления и чуть не уехал в Казахстан. Километров 30 проехал в этом направлении пока не понял, что не туда еду. Думаю, и чего это дорога такая пустая, фур нет и навстречу редкие легковушки с иностранными номерами. Глянул в атлас — ёшкин кот, в Исилькуль еду! Может я устал? Истессссьна! Свернул в березовую рощицу и завалился спать. Проспал часа полтора, хватило. Развернулся и опять в Омск, а там дальше на Тюмень до Ишима и на Челябинск. Заночевал в Бердюжье.
С утреца, подкрепившись, попёр дальше. Быстро миновав Курганскую область, въехал в Челябинскую. Тут же на память приплыли интернетные заметки про местных хулиганов, требующих плату за проезд по их земле. Прицепился за одной из фур с неместными номерами, типа, в паре идем. Шли, честно говоря, нормально, около 100 км/ч. На дистанции между нами около десяти метров, говорят, так можно бензин экономить, я изучил всю его заднюю часть, все надписи и шляпки болтов. Не знаю, может и дальнобойщику, почувствовав на хвосте висящую машину, тоже стало некомфортно, мол, не обгоняет и не отстает. Ну, прости, дружище, я не со зла... Вдруг недалеко от Уральских перевалов фура метнулась как-то необычно в сторону, и между нами давай вклиниваться, трогаясь с обочины, персонаж на глухо затонированой «девятке» с надписью во все заднее стекло «ХУЛИГАН». Еще и гравием меня всего забросал, чертила! Этот маневр очень оправдывал ту надпись. Так, думаю, началось... Тронулся-то он лихо, а потом давай тупить, оттесняя меня все дальше от полюбившейся уже задницы фуры. Длилось это около двух-трех километров, потом он свернул с дороги и умчался прочь по грунтовке, пыля и подпрыгивая. Больше инцидентов не было...
А это уже рассвет. Тоже впечатляет...
Всю дорогу хотел искупаться и понырять в какой-нибудь речке или пруду, но всюду не мог разглядеть подъезда к ним, то лееры стоят, то далековато от дороги, а то и просто пролетал мимо на скорости, а тормозить и возвращаться не хотелось. Наконец перед Уфой увидел пруд и барахтающуюся в нем детвору. Долго искал заезд к нему, хотя все было намного проще, потому как выезжать я стал именно с заезда, который выходил прямо на дорожную развязку, но на встречную полосу.
Да простят меня полицейские, но пришлось проехать метров 20 против шерсти (благо, машин не было), и я быстро-быстро смылся. «Мы сами не местные...». Глядя в атлас, возник вопрос, как ехать — по М-5 или по М-7. Спросил об этом в кафе у каких-то дальнобойщиков, они в один голос вторили, что М-5 гораздо безопаснее, дескать, через Казань лучше не соваться, там, мол, менты борзые, докапываются до всего.
Что ж, поехал по М-5 на Москву. Дорога казалась узковатой из-за изобилия на ней длинномеров и разогнаться, как хотелось бы. не получалось. Если с трудом получалось обогнать одну фуру и газануть вперед в предвкушении свободы, то через пару сотен метров снова упираешься в задницу другой фуры, а то и пяти подряд, идущих друг за другом. Кстати, что характерно, разметка и знаки на дороге действительно для водителей — если сплошная, то в тех местах, где обгонять и не захочется. За всю дорогу встречал всего три-четыре участка со сплошной разметкой, где дорога просматривалась и обогнать в общем-то можно, но там обязательно прятались в кустах гайцы и «блюли порядок».
Или еще поставят знаки «70», потом «50», «30», «Дорожные работы», а там уже 100 лет никаких работ не делается, просто знаки стоят и чуть дальше гайцы прячутся. Как-то я проигнорировал эти знаки: еду уже по темноте, знаки стоят «70», «50», «РЕМОНТ», смотрю, свежий асфальт куском уложен, дальше опять ровно, ну, думаю, опять знаки забыли, и газу. А тут из темноты в свете фар появляется кусок дороги без асфальта и с ямой! Тряхануло меня тогда, аж язык прикусил. Вот такой подвох...
Перед Самарой опять покрытие превратилось в крупную гребенку. Благо, дело было к ночи, и я тормознулся в кемпинге. Впервые за весь путь позволил себе сто грамм за ужином, это приятно расслабило. На стоянке разговорились тоже с одним автопутешественником с Урала. Он рассказал, что через Казахстан запросто можно ездить и не бояться, что можно к местным гайцам залететь на 15 суток лишь за просроченную аптечку, например. Типа, таможни на границе нет, а если ехать и ничего не нарушать — ты там вообще никому не нужен. И еще его удивило, что я в Москву через Самару еду. Через Казань путь короче и длинномеров там гораздо меньше. Это для дальнобоев татарские гайцы опасны, а легковушки им незачем. Потом мы разбрелись спать по машинам, и до позднего утра я спал как убитый, после «допинга -то». Короче, кое-как уговорил, а уговаривал полтора месяца!
С чего начать подготовку к путешествию? Маршрут в теории мною был уже изучен до мелочей. Купил атлас дорог России в последнем издании за 2011 год. Кстати, не во всех новых атласах была обозначена дорога от Сковородино до Чернышевска, купил тот, в котором она была. Маркером нарисовал путь следования на картах. Никаких навигаторов не покупал, так как во-первых дополнительные растраты, а во-вторых, говорили, что они глючат не по-детски. К тому же был навигатор у попутчика, с которым мы договорились вместе ехать. Он ехал из Находки в Пензу на
Коллеги мои по работе, водилы,ом остался всего день езды! Позавтракав капитально, я рванул на Москву. Проезжая Жигулевск, меня впервые (!) остановили на КПП. Что гайцу не понравилось, я не понял, наверное, номера с неизвестным ему регионом. Тормознул, подошел, инспектор такой-то, документы. Я вышел из машины заодно размять ноги, протягивая ему права и техпаспорт. И тут меня качнуло! Еще бы, столько часов просидеть на пятой точке! Ноги уже забыли как стоять. Гаец насторожился. Наш диалог:
Г: — Издалека едете?
Я: — Из Приморья.
Г: — Это где?
Я: — Владивосток. Слыхали?
Г: — А.... (по выражению его лица не очень верилось в его знание хотя бы карты России) — и, приблизив faсe-to-faсe, грозно спросил, — Употребляли вчера?(ну да, так я тебе и признался).
Я: — Командир, когда ж мне пить-то? Неделю ужо как в пути, вон аж качает (качало меня, и правда, не от вчерашних ста граммов).
Ничего не почуя от меня, он немного огорчился.
Г: — А страховка есть?
Я: — А вы думаете, я через всю страну без страховки поехал?! Естественно. Вот.
Г: — А лицензия?
Я: — …?? (ой-ой-ой, а про нее-то я и забыл... Стоп! Какая на фиг лицензия?!) — А что за лицензия?
Пауза. Потом гаец с ухмылочкой так отвечает: — А черт ее знает. Сколько раз спрашиваю — в глаза никогда не видел, — и, вернув документы, сказал: — Счастливого пути!
Я так и не понял, чего он хотел, да и не сильно от этого заморочился.
Жара стала просто невыносимой. Асфальт буквально кипел. Ехать даже очень быстро, не включая кондиционер, было уже невозможно, пришлось довольствоваться полезным изобретением. После езды в комфорте, выходя из машины на заправках, ощущалось большое давление духоты на организм, хотелось быстрее уехать оттуда и добраться наконец до московского другана — хотелось холодного пива и теплого общения.
Немного об особенности езды «не по-приморски». Как у нас: если для движения в одном направлении две и более полос — езжай себе в крайней левой, кому надо обгонят и справа. Не по ПДД, конечно, но никто практически не против. У них (западнороссийских): засигналят и заморгают фарами, пока не освободишь полосу. У нас: включил поворотник, перестраиваясь, — вежливо пропустят в большинстве случаев. У них: чтоб перестроиться, надо быть проворней таракана, резко ускоряя ход. При этом сигнал поворота не всегда нужен. И не дай бог тормознуть потом перед сзадиидущим! У нас: моргнул дальним — пропускаю, езжай. У них: стой, я первый еду.
Подъезжая к МКАДу я попал в небольшую пробочку. Еду в крайнем правом. Впереди слева с поворотником пытается протиснуться в правый ряд какой-то москвич (житель, а не автомобиль) на иномарке. Я тормознул, пропустил. Благодарностей былоооо... Будто я ему очередь в районной поликлинике для сдачи анализов уступил... И руками помахал, и посигналил музыкально, и аварийкой поморгал. Я, наверное, был там единственный такой, к его удивлению.
Короче, доехал-таки. Серега, так зовут друга, встретил меня на МКАДе, куда я доехал к девяти вечера, и сопроводил до своего дома на своей машине. Он, конечно, целый вечер потом обалдевал между рюмками употребляемого нами коньяка: «Девять девятьсот… Ох…ь…» — это он про километраж. Хотел я, чтоб он меня по Москве покатал, пофотографироваться, там, погулять по белокаменной, но поняв, что на метро — жарко, а на машине — пробки, мы отказались от этой идеи в пользу холодного пива дома у вентилятора. На СТО поменял масло и фильтр, которые привез с собой.
Ремонтники там, я вам скажу, те еще... Попросил сделать диагностику ходовки, мало могло случиться за десять тыщ-то, они машину на подъемнике подняли, колеса вывесили и давай щупать-трогать-дергать. «Все в порядке, — говорят, — С вас 200 рублей». А я-то знал, что у моей красавицы линки стучат передние. «Да ну! — говорю, — И линки хорошие?!» — «А чё эт такое?» — «Вот эти железяки», — показываю. И тут он заявляет, что никогда слово «линки» и не слышал, а называются они «стойки стабилизатора»! Хм, будто он трамблёр не иначе как прерыватель-распределителем называет. Жаль, не было под рукой упаковки от них — там английским по белому написано «LINK». И, говорит, они хорошие. И как же, говорю, вы это определили на вывешенной машине?! Не под нагрузкой ли их проверяют? Ну щас, говорит, опустим и еще посмотрим... Опустили. Да, говорит, немного слабоваты. Тьфу, ты, кулибин, мать твою... И когда масло меняли, я им сказал, чтоб в новое масло — «ER» залили, ровно три унции из предоставленного мной пузырька с делениями по две унции, ну он шесть и залил — три деления по две унции, двойную дозу, балбес. Плюнул, деньги кинул и уехал...
Огромные поля подсолнухов... Почти по всей западной России...
Погостив немного, я отправился в Саратов. За день пути к вечеру уже был на малой родине. Дух захватывало при приближении к родным местам — 19 лет там не был! Конечно, все изменилось, но все было родное. За время пребывания в гостях у матушки, посетил еще и самую малую родину, поселок, где я родился и жил до 10 лет, Красный Октябрь. Наш легендарный пруд, где мы по шпане бултыхались, абсолютно высох и зарос травой. А вот сарай с погребом, установленный еще моим батей, стоял на том же месте, только подгнил по низу.
Сарай наш... Наверное, и замок на воротах еще тот же...
Через неделю пребывания в Саратове, я поехал домой. Говорят, домой лошадка быстрей бежит, только вот мне казалось наоборот. Если по пути «туда» я в сутки проезжал в среднем 1 250 км, то на пути «обратно» даже 1 000 км давались с трудом. День с каждым разом на час укорачивался, просто светового времени не хватало. Всю дорогу еще и дождь лил. Я его периодически обгонял, но за ночь он опять опережал — ему ж спать-то не надо.
Под Омском при съезде с кругового движения вдруг что-то как бумкнет в подвеске, аж руль из рук дернуло. Останавливаюсь, выхожу и под машину — глядь, вроде все на месте, что за напасть.
Потом заехал на смотровую эстакаду, всю машину снизу осмотрел, ощупал, подергал — все крепления на месте, ничего не отвалилось. Хм... Дальше поехал и все прислушивался — в ходовке что-то побрякивало. Опять на эстакаде все потрогал — все детали на месте! Пружины целые. Так и продолжил поездку, и только по возвращению рассказал о происшествии знакомому «Кулибину», он поковырялся немного и «обрадовал»: «У тебя пружина стойки лопнула, нижний виток». О, как! А на дороге я у нее никаких патологий не увидел. И это единственная поломка за всю дорогу, даже ни разу колеса не пробил!
Где-то в Амурской области еще и в грозу попал. Впервые видел разряд молнии между вершин сопок, не с неба в землю, а между вершинами. Потом еще и в землю метрах в пятидесяти от меня шарахнула. Что характерно, не в дерево, не в куст, которых было тьма вокруг, а тупо в землю, аж ошметки полетели. Вот тут я очканул. Подъехал к металлической автобусной остановке и спрятался под нее. Хоть не в машину бахнет, а то потухнет вся электроника, чего делать тогда. Потом я, конечно, узнал, что ничего бы не случилось, проверено опытом. Под Хабаровском нарвался на штраф за превышение. Всю страну туда и обратно проехал — ничего, а тут, почти дома и нате вам. Абиднааа...
В тот день я от обиды проехал самое большое расстояние — 1 700 км! Спать просто рухнул уже в Приморье, за 300 км от дома. Проспал до тех опор, пока в машине стало нечем дышать от жары — всю дорогу дождь, а тут яркое солнце и чистое небо. В общем приехал домой и заново начал учиться ходить, реально ноги не передвигались. Встречали меня как какого-то героя-первопроходца, по очереди устал всем рассказывать как да что.
Кстати, на родине в Саратове меня не так друзья встречали, дескать: «Приехал?... На машине?... Один?..» — ну и хорошо. (В глазах читался вопрос — а зачем такие сложности?) Будто я из другого района города приехал, а не с другого конца страны. Наверное, им не понять душу автомобилиста...
И как еще к нижнему названию ничего не подписали — уму не постижимо...
Дождь, солнце и радуга — красота...
Тоже ехал и рифмовал это название всяко-разно...
Вот еще одно интересное название среднего рода...
Байкал с высоты «тещиного языка». Потом почти одна тайга, три дня пути — и я дома!
ИТОГ
Всего пройдено — более 22 000 км (восемь дней из Владивостока до Москвы, 7,5 дней от Саратова до Владивостока).
Топливо в рублях — около 43 000 , в литрах — много, не считал :).
Пропитание — в среднем 500 руб./день, не считая «шикования» в Москве и Саратове.
Итого: около 70 000 деревянных на одного.
Сдачу, как и обещал, привез :).
Вот, в общем-то, и весь отпуск. Но это был самый лучший отпуск в моей жизни!