|
В эту поездку я выбрался благодаря Диме и Лере Черновым и их рассказу о путешествии по Монголии. Заглянул на Drom.ru, и первый отчет, который я прочитал, как раз и был отчет о поездке в Монголию. Мне нужно было по делам ехать в Туву и подумалось, а почему не на машине? Стал собираться. Прикупил фотик и аксессуары к нему. Палатку, матрасы, спальники, стол, шезлонги, но все это не пригодилась, поскольку жена наотрез отказалось от путешествия, а мне хотелось съездить с женой и любимым котом Симкой (ведь я ему обещал показать Саяны). Когда жена успешно сорвала и второй старт, решил ехать один. Держал секрет в строжайшей тайне. Никто не знал и даже не догадывался о моих планах. В результате получилось что-то вроде побега. Ехать решил через Самару, поскольку в Казани живет друг, и в первый вечер оказаться за столом не входило в мои планы. Вот на обратном пути — это другое дело. Настало утро 11.10.10, и как только жена ушла на работу, я рванул в гараж. Сфотал любимого Симку на память,…
…себя для протокола и в путь.
Надо сказать, что у меня до этого не было ни одного выходного дня на протяжении целых девяти лет, и чем дальше я отъезжал от Москвы, тем сильнее становилось мое ликование. Было ощущение, что вырастают крылья за спиной. Душа пела в прямом смысле слова. А поскольку в прошлой жизни я был музыкантом, то за время поездки перепел весь репертуар. Все, что помнил. В результате вернулся с охрипшим голосом, но очень довольный собой. Автопутешествие — это такая терапия, с которой не сравнится ни один санаторий-профилакторий. Приехал из поездки отдохнувший душой и телом, несмотря на приличную физическую нагрузку. Когда хорошая погода, гладкая дорога и машина работает как часики, испытываешь наслаждение от проделанной работы. Вот в таком приподнятом настроении и пролетел первый день. Прошел Самару и через километров 120 улегся спать под указателем «Антоновка».
12 октября. Второй день пути
Он сидит занозой в голове до сих пор. Началось все легко и непринужденно.
Езда от Волги до Урала нудная, однаобразная. Сплошные догонялки-обгонялки. И вот на очередной обгон пошел как-то вяло, не подготовившись, но решил идти до конца. Ни скорости, ни времени уже не хватало. Справа не пущают, а по встречке как-то особенно быстро приближается фура. И вот в самый последний момент, когда морда MANа приняла угрожающие размеры, ушел на встречную обочину. На щебенке стал влегкую притормаживать, в голове промелькнула, авось устаю, но из ряда вываливается «Toyota» на обочину, видимо, нервы у парня не выдержали. Видел ситуацию. Я еще левее — это уже кювет. Скорость приличная была, думал, буду кувыркаться, но браво «Nissan-Motors»! Все работает на самом деле, а не только в рекламном ролике. Исполнив замысловатую загогулину, машина остановилась. Испугаться не успел. Выскачил и снял этот позорный момент в моей жизни. На снимке видна та черная «Toyota» на обочине. Разминулись в сантиметрах. Что тут скажешь — не уверен, не обгоняй! И наука мне на всю жизнь.
Вылез из кювета и помчался догонять те самые фуры, которые не получилось обогнать. Со второй попытки обогнал, собрав аплодисменты в виде звукового сопровождения. Интересно, что они обо мне подумали в тот момент?
Затем был Урал.
Юрюзань.
Прошел Челябинск, Курган. После Макушина остановился на ночлег. Прямо за рулем выпил грамм 100 вискаря, закусил, но уснул не сразу. Минут пятнадцать ворочался. Перед глазами стояла морда MANa. Вот так по-глупому можно легко улететь на небеса. Спал крепко. Проснулся, а в окно светит солнышко и я еще живой. Хорошо!
Дорога от Макушина до Кемерово однообразная. Степь да березки.
Дорога прямая, машин мало, средняя скорость получилась приличная.
Где-то в Омской области.
На ровном месте. Видимо, заснул.
Был удивлен качеством дороги в Новосибирской области. Не поленился, снял ночью. Оказывается, и в России можно строить прилично. В первое мгновение, когда попал на эту трассу, думал, уши заложило. Было как-то по особенному тихо и покачивало из стороны в сторону, как в самолете.
Пройдя за день 1 560 км, упал как убитый где-то между Кемерово и Мариинском. В «X-Trail» шикарный багажник. Спится лучше, чем дома. Честное слово.
На четвертый день пути надо было добраться до Абакана. Задача не самая сложная, да и ждал меня там старый друг Славка Омельянович. Мысль о встрече грело душу. Погода отличная, настроение еще лучше.
Здесь я сделал ход неверный. После Ужура поехал налево, а зря, получилось поперек.
Зато пустая дорога.
Славка ждал меня в машине на окраине Абакана и каждые 20-30 минут справлялся, где я? А я исполнял крюк километров 150. Славик ажно заснул в машине.
Но таки дождался. Десять лет не виделись. Хорошо посидели. Душевно.
В этом Славкином гараже ночевала моя машина.
Ничего особенного, если бы на стене я не обнаружил себя образца 1984 года!
А рядом Славкина группа.
15 октября. Пятый день пути
У Володи Лосева (на фото слева) день рождения, но мне крайне важно было доехать до Кызыла в этот день. На окраине Абакана попрощался со Славиком. Заправился у красавицы…
…и через Саяны в Туву.
Одна лошадиная сила.
Брусника, кедровые орешки и совсем недорого.
Вот и Саяны.
В октябре в Саянах на перевалах лежит снег.
Хребет Ергаки:
Часовня на месте гибели А. Лебедя.
Озеро Оя:
Осень в Саянах:
Здесь заканчивается Красноярский Край и начинается Тува.
Увидев внизу прямой участок дороги, решил разогнаться, как следует.
И разогнался до 185 км/ч по GPS.Установив тем самым личный рекорд. Можно было и быстрее, но памятен был совсем недавний полет в кювет. Два полета за пять дней это уж слишком.
Здесь на слиянии Малого и Большого Енисея и расположился Кызыл.
Порешав дела в пятницу и субботу в воскресенье я поехал на родину в Хову-Аксы.
От Кызыла всего 100 км.
Вот и река Элегест, на которой стоит поселок, но до него еще около 30 км.
Машин мало, почти нет.
Отсюда все время под горку.
Начинается территория Хову-Аксы.
Чем ближе оставалось до цели, тем чаще билось мое сердце. Я уехал отсюда в далеком 1967 году. Мне было тогда всего 12 лет.
Комбинат «ТуваКобальт» или то, что от него осталось:
В этом здании главным бухгалтером работала тетя Надя Черных.
Эта взлетная полоса еще может пригодиться.
Речка все та же.
Поселок развалился. В нем не достает многих домов и даже целых улиц.
В эту школу пошел в первый класс.
А сколько голов я забил в эти ворота!? Помнится, в 60-х сетка на воротах была.
В магазине все скромно. Ну, очень скромно.
Вот моя улица.
А вот и дом родной. Березка стоит. Я ее самолично посадил аж в 1964 году!
Дом Витьки Языкова стоит заколоченный.
Но воздух тот же и речка так же течет, как и 43 года назад.
Тропинка не заросла. По этой тропинке мы бегали на Скалку купаться.
Это место называется Скалка. Вот на этой Скалке мы и пропадали все лето.
Вода ледяная, поэтому даже в жару купались с костром.
Побродил по берегу, поснимал Элегест. Попил из реки. Ну, очень вкусная вода.
Есть память на запах. И этот Хову-Аксынкий аромат будоражил воспоминания. Казалось, вот заверну за эту ель, а там пацаны в черных трусах греются у костра. Удивительное состояние испытывал, гуляя по детским местам, словно ежик в тумане.
Здесь работала моя мама:
Мой детский сад:
По весне, любил сидеть на этой горке, греясь на солнышке. И хотя человек я немолодой, и со спиной проблемы, пошел на характер и забрался на гору. Уж очень хотелось мне иметь снимки с этой точки.
Хову-Аксы — это два поселка. Слева новый поселок, или Городок, справа старый. Разделяет их гора и расстояние в 1 500 метров.
С этой горки зимой мы катались на лыжах. При желании, я мог докатиться до самой калитки. Интернета не было, все свободное время проводили на улице. Детство — самая счастливая пора. И какое счастье провести его в этих местах!
Достаточно крутая горка.
Снял со всех сторон свою деревню и отправился в обратный путь.
Фотик я купил перед поездкой и изучал кнопки в дороге, насколько позволяло время. В Саянах и Туве езда превращается в сплошные pit-stop. Хочется снять все красивые пейзажи, а они за каждым поворотом. Очень много времени уходит на фотосессию. Отснял приличное количество материала, но выкладывать все это не корректно.
По приезду в Кызыл помылись.
Понедельник посвятил делам. Город маленький, так что везде успел, все сделал за один день и уже ночью встретился с девчонками из детства, Любой и Аллой.
19 октября по плану был Абакан, но не посетить Чагытай я не мог и рано утром рванул на озеро, прихватив с собой давнишнего приятеля Виктора. Чагытай от Кызыла в километрах 90, и мы успели до восхода солнца. Восход порадовал.
В детстве по этой дороге мы ездили на великах. Когда порыбачить, чаще просто так.
Чагытай хорош в любую погоду.
На память о посещении.
После обеда взял курс на Абакан. До свидания Тува.
Пройдя 395 км, я прибыл в Абакан. Остановился, разумеется, у Славки. На следующий день мы поехали на Саяно-Шушенскую ГЭС.
Чудесный уголок. Тихий. Но именно там от КАМАЗа прилетел булыжник, а утром, когда печка дунула теплом на лобовое стекло, тут оно и треснуло аж от седова до тедова. Так со шрамом и езжу.
В тот год на смотровую площадку не пускали. Пришлось любоваться творением рук человеческих на расстоянии.
На обратном пути решили посетить форелевое хозяйство и прикупить рыбку на ужин.
После аварии на ГЭС вся рыба погибла. Разводить пришлось заново.
В Саяногорске заскочили к приятелю Сергею. Он был аккурат на месте.14 лет отработал музыкантом в Москве, а потом бросил все — и на Майну. И ни сколько не жалеет. Строит дом на берегу Енисея. Красота!
Посмотрели его владения.
Дома Славик тут же приступил готовить форель. Ужин удался на славу. Рукастый пацан.
21 октября я покидал Хакасию. Перед отъездом сделал несколько снимков Абакана.
Славик провожал до окраины Абакана. Обнялись на прощание, и я двинул в сторону Красноярска. Там, прямо на трассе, была запланирована встреча с Витей Языковым.
Захотелось перекусить, но зашел как-то неудачно. Надо сказать, что в Кызыле качество еды заметно выше, чем где-либо по маршруту.
Родина Виктора Астафьева.
На горе виднелась смотровая площадка.
С этого места я и решил поснимать окрестности Дивногорска.
Царь-Рыба с одноименного произведения В. Астафьева.
Енисей-Батюшка.
С Виктором, в деревне, жили на одной улице. Наши дома стояли напротив.
Не виделись, страшно сказать, сколько лет. Встреча была недолгой. Вечерело, а мне нужно было проделать путь до Кемерово.
До Кемерово не доехал. Ночевал в 120 км от города. Просыпаюсь, а тут сюрприз в виде снега и -3 по Цельсию.
Мы же так не договаривались? 120 км ехал часа три.
Дальше было гораздо веселее, и я почти добрался до Тюмени. Получилось в тот день 1 500 км. Решил ночью не проходить Тюмень. Заночевал рядом, а поутру прокатился по городу, в котором раньше не был.
Тюмень мне понравилась. Причесанный город.
Кафе на трассе.
Уютно и приветливо, но в Туве вкуснее и дешевле.
Доверился навигатору, который привел меня в самый центр Екатеринбурга, и даже место на стоянке нашлось.
После Дивногорска как-то не тянулась рука к камере. Расстояние пройдено приличное, а фоток почти нет. Думал Урал поснимать, но тоже все мимо. Так и проехал тыщи километров.
Самое неприятное впечатление оставила Пермь и Пермский Край с его дорогами. Ночью, когда выбирался из Перми, вспомнил всех родственником. И маму и папу…
А вот Удмуртия, напротив, порадовала.
Татарстан — это уже цивилизация.
В Казани ждал меня друг детства Володя Черных.
Встреча была теплой.
Решил задержаться на денек. Посмотреть город и навестить тетю Надю — Володину маму.
С тех пор как я был в этом городе последний раз, Казань сильно изменилась. Похорошела.
У Володи обнаружил фотки, которых у меня нет. Бывали ж дни веселые…
Утро 26 октября. Черных провожает меня в Москву.
Машина показала себя с наилучшей стороны. Заливал в бак бензин и один раз ее помыл. Вот и все хлопоты. Половина пути пройдена в темное время суток, и я по достоинству оценил свет «X-Trail». Дальний+рейлинги — это что-то! Главное, не забывать протирать фары. Багажник огромный. Матрас 175х115х12см. Две подушки и два одеяла — в результате суперкомфорт. Не нужно тратить время на установку палатки. Едешь до победного, встаешь на обочине или рядом с АЗС. Прямо за рулем накатываешь грамм 70-120 вискаревского, закусываешь бутербродом с красной икрой и переходишь в спальный салон. 5-6 часов на свежем воздухе достаточно для отдыха. После 17-19 часов за рулем спишь как убитый. Дороги на всем протяжении приличные. Ожидал увидеть худшего. Из неприятного это, конечно же, полет в башкирский кювет, булыжник в лобовое на память о Саяно-Шушенской ГЭС и Пермский Край (да, простят меня пермяки). Было очень жаль, что маршрут подходит к концу. Получилась поездка, похожая на прогулку по осенней России с заездом в детство. Чуть-чуть с грустинкой, но так и было на самом деле.
Вот и любимый МКАД. Прощай, свободная езда, здравствуй, дыр-дыр.
Приехали. Позади 15 дней и 11 000 км пути.
Еще покидая Туву, твердо решил ехать в путешествие на следующий год, что я и сделал. Но это уже другая история. До встречи. Спасибо.