|
Приветствую всех читателей данного повествования.
Предупреждаю сразу: будет «многабукаф», так что кому неинтересно описание подробностей, сразу в конец, итоги там.
Идея прокатиться по стране зрела давно, но жили на Камчатке, откуда на машине на материк не вырваться. Исключение — жЫп-маньяки из клуба «Квадратное колесо», но тут название говорит само за себя.
Недавно переехали в Новосибирск, привезли с собой наш трактор для путешествий. Nissan Safari Y60 1991 года выпуска, с атмосферным TD42 на механике. При эксплуатации на Камчатке был проведен небольшой тюнинг, направленный на улучшение проходимости, а также на создание полноценной машины для дальних поездок, в том числе и в условиях умеренного и не очень бездорожья. Лифт кузова +3” и подвески +2”, грязевая резина 35”, шнорхель, усиленные подножки, экспедиционный багажник Aiba Works на водостоки.
В прошлом году мы проехали по Горной Шории, Саянам, Тыве и Горному Алтаю, две недели по местам, где крайне редко ступает нога человека. Машина показала себя отлично.
И после некоторых сомнений мы все же решили предпринять вылазку на «Дикий Запад», или «за Урал», если смотреть с Востока.
Срок определился по предоставлению отпуска на работе — с 15 июля по 06 августа. На позже сместить не удалось, так как старшему предстоял детский лагерь.
Экипаж — 5 человек. Мы с женой Татьяной и дети: Вова, Маша и Ярик (13, 10 и 8 лет).
В плане предусматривалось посещение друзей в г. Шиханы Саратовской области, а также родственников в Пензе и Москве. При составлении маршрута было решено на запад ехать по южной трассе М5, а обратно севернее, по М7, через Казань и Пермь. Так интереснее и посмотреть можно больше. К тому же посещение Перми выпадало на 3 августа, день рождения Татьяны, которая именно в Перми и родилась.
Наш старый добрый трактор был проверен на готовность к дальнему маршруту, по заключениям мастера к покатушке допущен. В кои-то веки был отремонтирован и заправлен кондиционер, который не работал с момента покупки машины в 2011 году. В пути он нам здорово помог, так как температура за бортом иногда уходила за +30.
Подготовка шмурдяка продолжалась всю рабочую неделю, непосредственно погрузка заняла пару часов в день выезда. Еда и вещи первой необходимости в салон на третий ряд, остальное — на крышу в багажник под ПВХ-тент. Тент был специально заказан и изготовлен для защиты шмурдяка от дождя и пыли в дальних поездках. На третьем ряду специально оставили одно свободное место, на котором почти всю поездку провел Вовка. И ему хорошо, один сидел, и на втором ряду свободнее.
15 июля, суббота. Новосибирск-Омск
И вот наконец-то старт. Заправка до полного бака (полезный объем 88 литров) на выезде из Новосибирска по 30 рублей за литр, и далее «Дранг нах вестен».
К западу от начала северного объезда идет активное строительство новых развязок и широкой дороги в 4 ряда, из-за чего движение затруднено, иногда встречаются реверсы, но нам повезло, долго не стояли. Новосибирская область и далее Омская ровные, как тарелка. Многочисленные озера, которые показывал навигатор, остались за пределами прямой видимости, кроме тех, что вплотную к дороге. На озерках возле дороги непуганые чайки, цапли и утки, не реагирующие на проезжающие мимо автомобили.
Вдоль дороги периодически наблюдались бабули с ведрами чего-то красного и вкусного на вид. Содержимое их ведер мы определили при очередной остановке — напоролись на поляне неподалеку от дороги на заросли лесной клубники и земляники. Очень вкусно, но много не собирали из-за лимита времени и планов дневного пробега.
Незаметно пересекли границу Новосибирской и Омской областей, приблизились к Омску. На подступах к нему по рации услышал рекламу всякого бухла и прочего, решил поинтересоваться, где есть заправки по нормальным ценам. Добрые люди поржали и выдали целеуказание на АЗС «Осойл». Нашел эту АЗС, они торгуют отличным топливом по 29 рублей за литр. Судя по количеству колонок и заправляющихся грузовиков, у них заливаются ДТ большинство дизельной техники Омска. Водители, которых я спрашивал о качестве топлива, ничего плохого вспомнить о заправке не смогли. Смело заливаемся до пробки и катимся в центр Омска.
Небольшая прогулка по историческому центру Омска заняла пару часов. Посмотрели памятник сантехнику Степанычу, хотели поставить ему пузырь, но не стали показывать дурной пример детям. Зато сфотографировались с ним. Прогулялись по парку до места слияния Оми и Иртыша. На закате красивое зрелище.
Прошлись немного по улочкам старого Омска, посмотрели архитектуру. В глаза бросилось отсутствие навязчивой рекламы в историческом центре. Удивительно!
После проехали по мосту через Иртыш, заглянули в парк «Птичья гавань», после чего отправились на выезд из Омска в сторону Ишима и, недалеко отъехав от города и трассы, нашли место ночевки, разбили лагерь для ночевки.
16 июля, воскресенье. Омск — Ишим — Курган и чуть дальше
Утром проснулись на опушке маленькой рощицы среди полей. Завтрак, сворачиваем лагерь и в путь. В плане — пройти Курган и за ним остановиться на ночлег.
Пейзаж все тот же — равнина с полями и редкими озерцами, видными с дороги.
Река Ишим в этом году сильно поднялась в паводок, отчего на прибрежных деревьях и кустах образовались причудливые «шалаши».
Вокруг дороги периодически попадались разноцветные поля: лен, рапс, пшеница, рожь и прочие сельскохозяйственные культуры.
После поворота на Курган через некоторое время отъехали с дороги в рапсовое поле для обеда. Рядом оказалось озерцо, на берегу которого мы нашли деревянный столик со скамейками. Пообедали, пофотографировались и дальше в путь.
Сама дорога до поворота на Курган была очень даже неплохая, а после развязки — не ахти. Несмотря на большие колеса ехать не особенно комфортно. Ямки, заплаточный ремонт, куски раздолбанного в хлам асфальта и множество матов по рации от дальнобойщиков, которые везут свой груз по этм колдо..бинам. Такая дорога продолжалась до выхода на М5. Дальше до Кургана трасса нормальная. Гаишников не встречали. Перед Курганом заправились снова под пробку. Для эксперимента залили ДТ ГОСТ, а не Евро. Машина едет, ей лишь бы солярой пахло.
Заехали на пару часиков в Курган, прогулялись по центральной площади и парку.
Посмотрели на памятник молодости, слопали по мороженке и поехали дальше. При следовании на выезд проехали мимо завода, где выпускают БМП. На выезде на наш трактор удивленно посмотрели ГАИшники, но повода остановить нас, видимо, не нашли.
Проехав около сотни км после Кургана, решили заночевать в стороне от дороги. Нашли место на опушке перелеска, разбили лагерь, разогрели остатки обеда и слопали их наперегонки с голодными комарами, которые пытались съесть не только нас, но и наши макароны с тушенкой.
17 июля, понедельник. Челябинск — Уфа и чуть дальше
Утром все вокруг — заброшенное пшеничное поле, деревья, палатка и машина — было покрыто росой. И не менее голодными, чем вечером, комарами. Именно комары побудили нас быстренько собраться и продолжить путь.
Впереди был Челябинск — город самых суровых в мире людей. И, как выяснилось, комаров. На въезде решили сфотографироваться на фоне стелы с названием города, и были атакованы этими летающими крокодилами, которые пытались унести нас к себе в берлогу. С трудом отбившись, попрыгали в машину и поехали в центр города.
В центре прогулялись по местному Арбату, пофотографировались со скульптурами, в большом количестве расставленными вдоль улицы, обошли пару кварталов и поехали дальше. На выезде посетили «Ленту», выкинули накопившийся мусор.
И где-то тут у меня сдох телефон с Навителом. Перестал загружаться. Танцы с бубном и заклинания на великом и могучем оживить его не помогли. Перешли на Яndex-навигатор в телефоне Татьяны.
Дорога на выезде из Челябинска хорошая, автомагистраль. Правда, недолго. Вскоре начинаются Уральские горы. На очередной заправке залились, и тут-то нас подвело качество топлива. Движок стал хуже тянуть. В подъемы шли на третьей, редко на четвертой. Позже выяснилось, что один из дополнительных топливных фильтров, врезанных в трубопровод подачи топлива, засорился и схлопнулся. Поменяли и поехали дальше, движок снова заработал нормально.
Посреди Уральских гор нас накрыл неслабый ливень. Дворники на большой скорости едва справлялись, скорость упала до примерно 30 из-за малой видимости. Но буйство стихии продолжалось недолго, минут 10. Вскоре снова сияло солнышко.
Где-то мы прозевали стелу Европа—Азия, про которую читали перед выездом, но так и не увидели.
После ливня решили не останавливаться на приготовление обеда, зато неплохо перекусили в придорожной кафешке по очень демократичным расценкам. Там же встретили РАФик, который, судя по надписям на борту, ехал с Лиепаи во Владивосток, от океана до океана.
Чуть дальше остановились на смотровой площадке, с которой открывался замечательный вид на городок Сом. А на склонах под площадкой — заросли лесной клубники. Кое-как утащил оттуда жену с дочкой, ибо надо было еще в Уфу заехать не совсем в темноте. Хотя приехали туда уже по началу сумерек.
В Уфе поразили дороги — отличные широкие улицы, от четырех до десяти полос, но без разметки и с ограничением 40!!! И куча автоматических камер на каждом шагу.
В навигатор вбили запрос «памятник Салавату Юлаеву», получили маршрут и двинулись по нему. На самом подъезде к смотровой площадке наш трактор снова привлек внимание ГАИшников, но снова не остановили.
Прогулялись по смотровой, поднялись к памятнику, пофотались в сумерках, прошлись вдоль красивых фонтанов, полюбовались видами города и реки Белой, после чего двинулись дальше. Тут выяснилось, что в приборной панели не светятся 2 лампочки из трех. Стрелок тахометра и спидометра не видать, уровня топлива и напряжения АБ тоже. Пришлось определять скорость по звуку двигателя и по навигатору. Так как в ночи магазинов с запчастями не найти, решили отложить решение проблемы до Шихан.
На выезде из города уже в полной темноте выехали на отличную трассу, по которой незаметно прошли почти сотню км. Считали по столбикам. Когда дорога превратилась в обычную двухрядку, свернули в сторону вдоль перелеска и, отъехав немного от трассы, расположились на ночлег.
18 июля, вторник. Башкирия—Татарстан—Тольятти—Шиханы
Утречком проснулись от солнышка, освещавшего поле и деревья нам нами. Собрались и поехали. На день было запланировано порядка 750 км с конечным пунктом в городке Шиханы Саратовской области.
После просторов Сибири, где за день только успевали переехать из одного региона в другой, тут мы за день проехались по дорогам шести регионов! Башкирия (на выезд из нее), Татарстан, Оренбургская область, Самарская область, Ульяновская область и Саратовская область. Дороги по качеству более-менее нормальные. Хуже в Ульяновской и Саратовской областях.
Среди полей в Башкирии и Татарстане периодически встречаются нефтяные вышки. Часть работает, часть нет. Возле одной из неработающих мы остановились и сфотографировались. Типа на дозаправку притормозили. А заправились на обычной АЗС, кажется, по 28 за литр.
В Самарской области напоролись на штатную ловушку ГАИ. При завершении обгона на пару метров заехал на начавшуюся сплошную полосу разметки. И тут же, через 200 метров, останавливает инспектор. 15 минут общения с лекцией по ПДД и демонстрацией записи с видеокамеры закончились полюбовным договором. 2 тыс. руб. и едем дальше. Спасла фотография на правах в военной форме. Пока мы общались с инспектором, экипаж остановил еще четверых нарушителей за то же самое нарушение. День у инспекторов, судя по всему, удался. У нас тоже, остался с правами и за очень дешево.
Перед Самарской объездной немного постояли в пробке из-за ремонта дороги и практически сразу свернули на трассу в сторону Тольятти. Трасса отличная, едется по ней мягко и спокойно. По дороге созвонились с подругой с Камчатки, которая сама родом из Тольятти, она подсказала, где лучше посмотреть и купить телефон.
На Тольятти у нас ушло также около двух часов. Нашли порекомендованный нам торговый центр «Парк Хаус», купили телефон, немного поплутали в поисках нужных банкоматов и двинулись на выезд в сторону Саратова.
В городе возникло ощущение, что местные водители в основном «бессмертные». Правила написаны не для них, обгоны по встречке через простую и двойную сплошную, подрезания всех подряд, в том числе и грузовиков, «шашечки» на дороге и так далее. Сначала понервничал, потом просто включил режим «танк» и поехал. Сам не лез на нарушения, но придурков с их возмущенными сигналами просто игнорировал. Учить трехтонный жЫп со стальными бамперами желающих не нашлось.
Выехав из Тольятти, пересекли Волгу по плотине Жигулевской ГЭС. Там идет ремонт дороги, проезд узенький, но местные ТАЗоводы с номерами 63 региона летают, как дятлы. В том числе и маршрутки, набитые пассажирами.
Перед Сызранью на встречной обочине наблюдали огромный караван фур, которые ждали открытия проезда для большегрузов через плотину. Насчитали более полутора сотен грузовиков, но считать начали не сразу.
Далее обошли Сызрань и свернули на Саратов. На участке до поворота на Шиханы прошли несколько участков ремонта дороги с реверсами. Заправок с нормальными ценами не нашли, пришлось заливаться на Лукойле по 38. Самая дорогая соляра именно у них. Типа самая лучшая при этом, но двигатель разницы не заметил.
Пройдя поворот на Балаково, связались с моим другом Димой, к которому, собственно, и направлялись, обговорили организацию и место встречи. Уже в темноте свернули с трассы, прошли Шиханы-1 и за поворотом на Шиханы-2 произошло рандеву. Далее в кильватер за Димой проехали до КПП, где записались как гости и поехали к нему домой. Дома поужинали, отмылись от дорожной пыли и спать. Не в палатке!!!
19-21 июля, среда-пятница. Шиханы и Рыбное
С самого утра скатались с Вольск. Дима по работе, я для покупки лампочек в приборную панель. При разборе панели выяснилось, что когда-то давно в нее установили лампочки на 12 В, две из трех. Они-то и сгорели. Странно, что нештатные лампы проработали не один год, прежде чем умереть. Заменил на штатные, 24 В.
Вволю отдохнув от дороги, постирались и пошли гулять по городку. По сути Шиханы-2 является военным гарнизоном. Маленький, уютный, спокойный и очень чистый городок. В центре — красивый парк с прудами, на которых живут утки и лебеди. Птиц никто не обижает, люди приходит полюбоваться и подкормить птиц. На самом большом пруду на гнезде сидит лебедушка, а ее лебедь плавает по озеру и гоняет всех, кто подходит к воде, а также уток, которые попадаются под клюв. Утки ученые, разбегаются заранее при его приближении. И выпрашивают поесть у людей. А лебедь кусается за руки и за ноги, при этом топорщит крылья и шипит.
На соседнем пруду тоже пара лебедей, но они мирно жуют травку, которую им протягивают люди. Утки с утятами бродят по парку от пруда к пруду, никто их не обижает. В парке постоянно находится военный патруль, следит за порядком и чистотой. На деревьях висят таблички со стихами Пушкина, стоят резные деревянные фигуры сказочных и мультяшных персонажей, с удовольствием гуляют дети, как сами, так и с родителями.
Во дворах на детских площадках установлена списанная военная техника: МиГ-23, МиГ-29, Ми-8, в парке на постаменте Т-34, возле него вечный огонь. У школы — две гаубицы. Все покрашенное и ухоженное. Деревья и бордюры побелены, чистота и красота. Люди спокойные, дружелюбные.
После обеда дождались Наташу, Димину жену, и поехали на дачу на берег Волги в деревню Рыбное. Дорога проходит через военный полигон, точнее через неиспользуемую его часть. Накатана грунтовая дорожка, движения нет. Холмистая равнина перемежается небольшими перелесками. В конце пути открывается вид на Волгу.
Дача расположена возле самого обрыва над рекой. От нее через дорожку стоят баня с верандой, которая по сути своей является балконом с видом на Волгу. Вид открывается просто замечательный. Мы, живя на Камчатке, привыкли к видам вечно неспокойного Тихого океана, а тут пейзаж источает спокойствие и умиротворенность.
Пообщались с Димиными родителями, которых знаем уже очень долго, они уехали в тот же вечер в городок, чтобы продолжить свое путешествие из Питера на Черное море, тоже на машине.
Переночевали, проснулись под пение птиц. Позавтракали, погуляли по округе, покупались в Волге. Так и прошел день.
На раннее утро пятницы спланировали выход на рыбалку. Экипаж — мы с Димой, наш Вовка и средний сын Димы Антон. С рассветом встали, собрались, спустили на воду лодку и двинулись. Ходили троллингом вдоль левого берега, поймали жереха и судака, каждый около 2,5 кг. А потом в одной из проток на BlueFox-шестерку поймал окунька размером с саму блесну. Хотел выпустить, но Дима забрал его со словами, что это будет взятка кошке. Ближе к обеду выдвинулись в сторону дома. Вован упросил дать ему порулить и честно привез нас к нужному месту на берегу. Счастью не было предела. Сказываются военно-морские гены, однако!
Снова искупались в Волге, полюбовались вечерними пейзажами и залегли спать, так как на следующий день планировалось продолжение пути.
22 июля, суббота. Шиханы — Саратов — Пенза
Утречком собрали вещи на даче, снова по полигону вернулись в Шиханы, собрали и упаковали остальное барахло, попрощались с Димой и двинулись в путь.
После выхода на трассу в сторону железнодорожного переезда на станции Сенная уперлись в пробку, которая тянется от самого переезда. Километра на три. Но, будучи проинструктированными Димой заранее, свернули в поля и по полям проскочили в объезд. Местные жители знают дорогу, позволяющую проскочить без пробки. Мы, правда, чуток сбились и нашли еще одну, пронырнули под ж/д мостом и выскочили на трассу в сторону Саратова.
130 км до Саратова проскочили без проблем, по СКАД ушли на левый берег Волги по новому мосту, проехали через Энгельс на старый мост и по нему переехали снова на правый берег. На старом мосту я впервые ехал по дороге с реверсивным движением.
При поисках мемориала на Соколовой горе мы немного поплутали по Саратову, так как навигатор пытался завести непонятно куда. Пришлось снова сделать петлю по старому мосту, но все же парк с мемориалом нашли. Прогулялись по парку, полюбовались видами Саратова и Волги, посмотрели выставку военной техники, нашли косячок-с. Выставлен МИГ-25, а на табличке указано, что это МИГ-31. Кто не знает отличия, тот не заметит.
Наше внимание привлек лежащий на пузе ТАЗ. Для людей с Дальнего Востока зрелище непривычное. И непонятное.
После парка вернулись в машину и двинулись в сторону Пензы. После выхода из города началась трасса с кучей знаков запрета обгона, но почему-то практически без ГАИшников. 230 км проехали не спеша примерно за четыре часа с учетом выезда из Саратова и въезда в Пензу.
По приезде нас встретила моя бабуля, посещение которой и было основной целью всей поездки. Разгрузив необходимые вещи, пошли домой к ней знакомить ее с детьми.
23 июля, воскресенье. Пенза
Утром с бабулей скатались на кладбище, посетили могилу деда, который умер в 2015 году, подновили лаком крест, выдрали сорняки. После заехали на рынок накупить необходимых продуктов. В 89 лет даже 500 метров от дома даются тяжело, тем более с кучей сумок и пакетов. В Пензе есть родственники, которые регулярно навещают, также периодически появляется социальная служба, но все равно приходится ходить и на рынок, и в магазины.
Хотя, надо сказать, что для такого возраста бабуля весьма-таки бодрая, отлично управляется с домашним хозяйством, прекрасно слышит и видит.
Остаток дня посидели, поговорили, повспоминали всю родню. По ходу дела под дистанционным руководством моего дяди исправил газовый бойлер, отчего появилась горячая вода. Ишаки из газовой службы, вызванные на дом, две недели не могли добраться и устранить неисправность.
24 июля, понедельник. Пенза — Рязань — Кузяево.
Утречком бабуля напекла блинчиков, выгнав Вовку, который хотел ей помочь, ибо отлично печет блины сам, причем может даже на двух сковородках. Наелись от пуза, распрощались и поехали дальше. Предстояло проехать 650 км до деревни Кузяево Раменского района Московской области. Ехать решили через Рязань, захотелось посмотреть на древний Рязанский кремль.
Проехав по центру Пензы, вышли на М5 и двинулись в сторону Москвы. Трасса нормальная, ремонты дороги попадались редко, но движение плотное. Чувствуется близость столицы.
Как сказал Агроном в известном блокбастере «Братва и Кольцо», «Урки и гопники тусуются в двух местах, обозначенных на карту буквами «М» и «Жо». «М» — это Мордовия». Такое зрелище мы пропустить не смогли, свернули с дороги к стеле и устроили фотосессию. Заодно подпитались лесной клубничкой.
Это букет мне по случаю дня рождения.
Мордовия быстро кончилась, пошла Рязанская область. В Рязань въехали в вечерний час пик, но парковку смогли найти с ходу. Скорее всего, случайно, обнаружили место возле библиотеки. Прошлись по местной пешеходной улочке, посмотрели памятник Евпатию Коловрату, дошли до местного кремля, по которому тоже немного погуляли.
Далее снова на трассу М5 и вперед. По дороге нашелся единственный уникум за всю поездку, который решил, что «Шнива» может без поворотников перестраиваться и сгонять с дороги всех подряд. Пришлось его шугануть. С одного раза уникум не понял, попытался обойти на перекрестке справа и вклиниться перед носом. Шуганул второй раз, ушел в левый ряд и пошел обходить грядку фур. Из «Шнивы» хлестало негодование и возмущение. Обойдя фуры, ушел вправо, но уникум учительствовать и подставлять свое заднее место не решился, видимо, спасовал перед лебедкой на морде Сафаря и обиженно улетел вперед.
Далее без происшествий дошли до Бронниц, свернули на четвертое кольцо и доехали до Кузяево, где нас на въезде ждал мой дядя. В кильватер за ним приехали к нему домой, полностью разгрузили машину от всего груза, так как собирались в ближайшие дни поехать покорять окрестности Москвы.
Ну, а так как именно в этот день у меня был день рождения, то мы его отпраздновали.
25 июля, вторник. Кузяево
Утром познакомились с соседкой, с внучкой которой, Ульяной, скатались в Монино. Хотели посетить музей ВВС, но он оказался закрыт. Абыдна, да!!! Заранее не посмотрели расписание работы и встретили злую птицу Обломинго… Пришлось вернуться. Всю дорогу Маша с Улей просидели на третьем ряду и производили радостный детский смех. Все же дочке не хватает девчачьего общества.
После возвращения погуляли по окрестностям Кузяево, дети поигрались с соседской внучкой, потискали дядиного кота Марсика и соседский домашний «зоопарк».
26 июля, среда. Москва (без машины)
Среда у нас ознаменовалась вылазкой в Москву. Ехать на машине в рабочий день я не рискнул, поехали на электричке. Полтора часа без пробок — и мы на Казанском вокзале. Оттуда на метро до Китай-города, где зашли в «Экспедицию» и забрали ранее сделанный заказ. Далее пешочком дошли до Красной площади.
Центр Москвы перекопан капитально, идет строительство, реконструкция многих мест, всюду пробки. Решение ехать на общественном транспорте было верным.
Перед Красной площадью зашли в ГУМ. Поели мороженого, чтобы охладиться изнутри, ибо стояла жара. Погуляли по «гастроному №-1», вспомнили советские магазины с вредными продавцами. Цены даже не конские, у меня цензурных эпитетов не хватило, чтобы их охарактеризовать.
Прогулялись по Красной площади, зашли в Александровский сад. Пока стояли в очереди за билетами в Оружейную палату, они кончились. Ну и ладно, взяли билеты на прогулку по территории Кремля и пошли гулять. Бродили долго. Жара, которая наступила в столице практически одновременно с нашим приездом, немного сказывалась на самочувствии, но не помешала получить удовольствие от прогулки. Обошли все, где был открыт доступ, в том числе красивый сад в глубине территории. Заняло это по времени часа три, не меньше.
После прогулки по Кремлю пообедали в «Му-Ме» и пошагали в сторону Арбата. Пешочком по Арбату, далее на Садовое Кольцо к зданию МИДа, оттуда через мост к Киевскому вокзалу. Там на метро и на Казанский вокзал, а с него в Кузяево. Приехали уставшие, но довольные и завалились спать.
27 июля, четверг. Кузяево — Кубинка — Кузяево.
На четверг мы спланировали посещение Музея бронетанковых войск в Кубинке. Ехать предстояло на противоположную сторону от Москвы, в общей сложности 150 км в одну сторону. Загрузились в машину и вперед.
От Кузяево до Люберец двухполосная дорога, движение плотное, несмотря на то, что утренний час пик уже кончился. По куче развязок вышли на МКАД, без навигатора бы пришлось туго. На МКАДе сначала было нормально, а на юго-западной части движение уплотнилось до состояния едва ползущей пробки. Много ремонтируемых участков, которые и тормозят поток. Ширина дороги тоже не спасает.
Хитрый навигатор вывел нас, зараза, на платный участок, в обход Одинцово. Пришлось платить. Так как машина высокая, почти 2,40, содрали с нас 225 рублей. Дорога отличного качества, никаких препятствий, при этом пустая. Но все же решили обратно ехать по халявной дороге.
После платника немного еще по шоссе, разворот на развязке — и мы подъехали к музею. На парковке скамейки — в форме танковых гусениц. Необычно, зато в тему. Внутри музея полностью осмотреть экспозицию не удалось, так как два ангара были на ремонте, с японской и европейской техникой, а половину экспонатов из немецкого ангара увезли в парк «Патриот», расположенный неподалеку.
Вовка с Яриком офигели, так как оба любят «World of Tanks». Парням представилась возможность сопоставить игровую технику с настоящей, потрогать ее руками, а в ангаре с техникой Германии еще и облазить по полной программе. Все, что смогли вскрыть, вскрыли и обследовали изнутри. Везде, где смогли, покрутили дулами и башнями. К этому процессу подключилась и Маша, с удовольствием изучая технику, в том числе и изнутри.
К слову, на многих экспонатах указано, что это единственный уникальный экземпляр. Много таких среди немецкой техники, в том числе «Маус» и самоходное орудие «Карл». Когда я был на экскурсии в музее четыре года назад, работник музея рассказывал, что немцы слезно просят дать им на время их технику, которую они произвели в войну, но оставили на полях сражений, так как у них таких машин просто нет. Готовы на любые условия.
Многие машины на ходу, в том числе единственный оставшийся в наличии Т-35. Я его видел на реконструкции танкового сражения тоже 4 года назад. Воистину «сухопутный линкор».
В дальнем конце ангара с нашими танками послевоенного периода нас заинтересовало щебетание птиц. Источник оказался в дуле танка ТО-55, там синичка свила гнездо, в котором сидели орущие птенчики и требовали поесть. Вовка, сидя у меня на шее, дотянулся и сфотографировал это явление на телефон. По окончанию экскурсии накупили сувениров, в машину и обратно.
Навигатору объяснили, чтобы не вел по платным участкам и пробкам, он хитрыми огородами провел нас через Боровское шоссе на Киевское, оттуда на МКАД, при этом срезав большой участок пробки. На юге МКАДА источником пробки оказалась ГАЗелька, в которую ушлые лица южных кровей (типа итальянцы) напихали аж пять тонн, и она не могла даже тронуться с места. Пришлось зацепить ее на буксир и утащить в сторону, чтобы не создавала затор. До Кузяево добрались поздно, зато довольные.
28 июля, пятница. Кузяево — Монино — Москва
На пятницу планировалось посетить все же Музей ВВС в Монино, который уже точно работал, а потом уехать в Москву, на квартиру моего двоюродного брата, как раз рядом с точкой въезда на северо-востоке.
В Монино добрались без проблем, купили билеты и пошли в музей. Там помещение в самом здании, крытый ангар с техникой времен войны, очень немаленькая открытая площадка с различными машинами, некоторые, как и в Кубинке, существуют в единственном экземпляре, и еще ангар с самыми ранними экземплярами авиационной техники.
Много техники, про которую даже в документальной литературе я ранее не читал, не говоря уже про СМИ.
Крайне необычно выглядит цельнотитановый Т-4, он же Су-100. В 1972 году наши создали машину, способную развивать скорость до 3200 км/ч, работать на высотах до 24 км, при этом летать полностью по приборам. Нос отклонялся вниз и открывал обзор только при взлетах и посадках. По данным из документальных источников, самолет не пошел в серию не только из-за дороговизны, но еще «благодаря» влиянию Туполева, который, к слову, при разработке Ту-144 (тоже там же стоит), срисовал с Т-4 часть технических решений.
В ангаре с ранними машинами стоит первый в мире четырехмоторный «Илья Муромец» и АНТ-25, на котором Чкалов совершал свои знаменитые беспосадочные перелеты.
Мы с парнями с удовольствием побродили и поглядели, а вот Татьяне с Машей не очень было интересно, все же девочки.
После музея по Горьковскому шоссе двинулись в Москву. Туда свободно, а навстречу сплошной поток, кое-где мертво стоящий. В Балашихе строят большую эстакаду для транзитного потока, поэтому движение затруднено. Заехали в Москву, свернули в сторону Измайловского парка, где встретились и отлично погуляли вместе с друзьями, которые живут рядышком. Вечерком поставили машину возле дома, где планировали остановиться.
29 июля, суббота. Снова Москва (и снова без машины)
В субботу решили посетить ВДНХ и океанариум, заодно повстречаться с еще одними друзьями. Машину решили не гонять, чтобы на толкаться по пробкам.
На метро до ВДНХ, там пешочком по территории до фонтана «Дружба народов», а оттуда в океанариум. Почти пару часов провели в океанариуме.
После океанариума повстречались с друзьями, погуляли по ВДНХ, дошли до телецентра, проехали до «Му-мы» на Тимирязевской, пообедали и распрощались.
Далее все загрузились на монорельсовую дорогу, проехали до памятника рабочему с колхозницей, оттуда на станцию МЦК, на весьма комфортабельной электричке доехали до метро Измайловский парк, а оттуда на метро домой.
30 июля, воскресенье. Москва на машине — Кузяево
Поехали на машине по Москве.
Прокатились по Щелковскому шоссе, по ТТК против часовой стрелки и заехали в Москва-Сити. Там купили билеты на экскурсию на смотровую площадку.
Заехали на 56-й этаж, погуляли, послушали рассказы экскурсовода, полюбовались видами из окон, несмотря на дождик. Комплекс еще не завершен, идет строительство запланированных в его составе объектов.
Далее переместились на смотровую площадку на Воробьевых горах. Оттуда неплохой вид на тот же Москва-Сити, на МГУ. Погодка исправилась, солнышко нас порадовало своим появлением на небе.
В связи с проведением Дня ВМФ по Москве катался народ с флагами Военно-Морского Флота, как СССР, так и России. Несмотря на праздник, откровенно пьяных не видел. По требованию зрителей и фотографов пришлось перед главным корпусом МГУ понарезать круги для фотосессии в стиле «японские танки захватили Московабад».
Далее по навигатору выскочили на Шоссе энтузиастов, купили подарок моему дяде и поехали в Кузяево. На выезд трасса была пустая, так как под вечер воскресенья все едут в город. Так и катили вдоль встречной пробки всю дорогу.
Вечерком посидели с дядей, поздравили его с праздником и с наступающим ДР, повспоминали места боевой славы (оба подводники, служили на Камчатке).
31 июля, понедельник. Кузяево — Владимир — Нижний Новгород
День выезда в обратный путь.
Собрали машину, затискали кота до умопомрачения, распрощались и двинули в путь.
Проехали Ликино-Дулево (родину ЛиАЗов) и Орехово-Зуево, выбрались на Горьковское шоссе и по свободной трассе двинули во Владимир. Пока ехали, Татьяна по интернету выяснила, какие основные достопримечательности есть во Владимире. Решили пару часиков прогуляться по древнему городу.
Фото на фоне въезда в город обязательно, так как старший сын — Владимир. Тихонько проехали в центр, с трудом нашли парковочное место в Почтовом переулке. Влезли впритирку, с ассистированием сына по расстоянию до соседних машин.
Прошли по Большой Московской до Золотых Ворот. Старинное сооружение, постройки 12-го века, сохранено практически в первозданном виде, стоит в дорожном кольце. Внутри — музей, но в связи с нехваткой времени в него не пошли.
Рядом остатки оборонительно вала. Сохранился маленький кусок, около 100 метров. С него хороший вид на Золотые ворота и Большую Московскую улицу.
Дальше пошли по пешеходной зоне. Очень красивая тихая пешеходная улочка-закоулочка. Памятник пожарнику, где можно покачать ручной насос и получить струю воды из брандспойта. «Старинные» водяные колонки очень красивые и при этом действуют. Памятник Владимирской вишне, очень оригинальный. Скамеечка возле «черешчатого» дуба. Музей сказок «Бабуся-Ягуся». Памятник Шалопаю-филёру, памятник аптекарю и далее в том же духе.
Успенский собор старинный, построен в византийском стиле. Рядом, на смотровой площадке памятник князю Владимиру и святителю Федору, крестителям Владимирской земли. С площадки красивый вид на город и на Клязьму.
Центр города красивый, ухоженный, видно, что городские власти поддерживают его в порядке.
Из Владимира двинули на Нижний Новгород. Хотели, немного не доезжая, расположиться на ночлег на природе, но дождик нас убедил, что будет мокро и сыто (для комаров). На подступах к городу нашли в интернете контору по аренде квартир, заказали на ночь двушку, поближе к центру.
Навигатор провел по мосту через Оку, и далее мы мимо памятнику Чкалову спустились на набережную, где нас и застал звонок агента, который сказал подъезжать. Приехали, расположились. Неплохая квартирка, в центре города, все есть, что нужно усталым путникам. Взяли с нас 3 тыс. руб.
01 августа, вторник. Нижний Новгород — Чебоксары — Набережные Моркваши
Утром, сдав квартиру, поехали по городу. Сначала выехали на набережную, поставили машину и поднялись вверх по Чкаловской лестнице, самой высокой на всем постсоветском пространстве. Названа она так потому, что верхом упирается в памятник Валерию Чкалову. 560 ступеней. Вид сверху на Волгу и устье Оки просто шикарный.
Далее пошли в Нижегородский кремль. Он примечателен тем, что ни разу не был взят за все время своего существования, с 1221 года. Несколько раз перестраивался, менял свой внешний вид. Сейчас, глядя на него, можно ощутить его возраст. В отличие от крашеного и капитально облагороженного московского, выглядящего немного бутафорски, Нижегородский кремль смотрится монументально и сурово. Вход в него, в отличие от Москвы, бесплатный.
Внутри выставка военной техники времен Великой Отечественной. А на стене в арках выполнены коллажи из фотографий. Дизайнеры поработали основательно, подобрав различные фотографии так, что издали они смотрятся, как одно больше фото.
На территории кремля много машин, так как там много административных зданий. Но и пешеходам есть где спокойно погулять.
Вышли через нижние ворота, прогулялись по старым улочкам, потом через Оку проехали к храму Александра Невского. Красивое и необычного вида сооружение. Почему-то возле него пасутся цыгане-попрошайки.
После кремля поехали искать канатную дорогу через Волгу, самую длинную в Европе и единственную в мире, соединяющую два города: Нижний Новгород и Бор. Ехали по узеньким улочкам, но все же нашли. Удовольствие прокатиться на ней стоит 100 рублей с носа в одну сторону. По времени — 12 минут. Очень толковая альтернатива пути через мост над Волгой в объезд, особенно по времени. Народ активно пользуется канатной дорогой, но кабинки идут часто, очереди нет.
Полет в кабинке над Волгой — очень захватывающее и незабываемое зрелище. Снизу на дамбе прикольные надписи. Достигнув Бора, сразу же отправились в обратный путь.
После канатной дороги — выезд на Чебоксары. Дорога среднего качества, двухполоска.
Доехали без осложнений. Сфотографировались на въезде в город и поехали в центр к Заливу.
Жители Чебоксар позиционируют свой город как самый чистый город в России. Не буду спорить, так как очень похоже на правду. Прогулявшись по центру, увидали семерых сотрудников полиции, следящих за порядком на улицах.
Прошлись по пешеходному мостику над заливом, полюбовались на статую Матери-Покровительницы, обошли залив со стороны Волги, прошлись по местной пешеходной улочке. Там стоит памятник Кисе Воробьянинову и Остапу Бендеру. Пройти мимо без фотосессии невозможно.
Выехали в сторону Новочебоксарска, по плотине скатались на левый берег Волги, где въехали в Республику Марий-Эл. Там заправились и обратно через Волгу на трассу М-7 и в сторону Казани. Дело к вечеру, и уже потемну, немного не доезжая до моста через Волгу, сворачиваем с трассы и, немного попетляв по грунтовкам, останавливаемся на ночлег на опушке перелеска.
02 августа, среда. Набережные Моркваши — Казань — Набережные Челны — Новая Бия
С рассветом нас разбудили своим необычным пищанием соколы. Проснувшись, поглядев в навигатор (с вечера было лень), увидели название рядом стоящей деревушки — Набережные Моркваши. Солнышко, тепло, птички поют, комаров почти нету.
По русской легенде, кто в утренней росе искупается, тот получит силу.
Двинулись в Казань. Прошли мост через Волгу, далее, немного поплутав, пообщались с местными ГАИшниками. Номер передний, понимаешь, они сразу не заметили. Проверили на трезвость чисто визуальным способом и отпустили с миром. Их, кстати, полно было по всему городу, ибо все причастные и не только праздновали День ВДВ. Несмотря на рассказы интернета о злобности местной ДПС, и общение было предельно вежливое, и глупых вопросов не задавали. Спросили, правда, про оружие и наркотики, тут же сами поржали и пожелали счастливого пути. На вопрос, что посмотреть в городе, мгновенно расцвели, рассказали, как доехать до Кремля, чтобы правила не нарушать.
Остановился возле верхнего входа в кремль, там охранник подсказал, что тут стоять нельзя, но при этом посоветовал бесплатную стоянку рядышком. Пока нашли въезд на указанную стоянку возле дворца Спорта, пришлось поплутать немного. Зато потом, поставив машину, спокойно пошли гулять по Казанскому кремлю. На халяву примазавшись к экскурсионной группе, послушали немного про город и кремль, соборы, мечеть Кул-Шариф и башню Сююмбике. Кремль очень ухожен, вход также свободный. Дворец Казанского Хана, то бишь президента Татарстана, выглядит богато и внушительно. К нему, естественно, не пускают, но через ворота поглядеть можно.
Прошлись в собор, а потом в мечеть внутрь. Прогулялись по крепостной стене, зашли на дозорную башню, полюбовались видами города.
Город богатый, чувствуется вложение больших денег и не менее серьезных усилий, направленных на благосостояние города и региона в целом.
После выхода из кремля спустились по брусчатке к подножию холма, на котором стоит кремль и пошли по пешеходной улочке в поисках кафешки. Как по заказу, навстречу попалась девушка, раздававшая рекламные листовки кафе «Театральное». Туда мы и направились. Заказали местные национальные блюда, правда, без особых изысков. И, как и следовало ожидать, с трудом осилили заказанное. Очень вкусно. Нам понравилось. И еда, и само кафе.
После вкусного обеда попробовали выехать на набережную, но после неудачной попытки решили ехать дальше, на Набережные Челны. Дорога отличного качества. Идет мощное строительство второй проезжей части, чтобы со временем сделать четырехрядку с разделительной полосой. Скорее всего, будет автомагистраль.
Ближе к цели справа увидели рулоны сена, скатились в поле и пофотографировались на закате с рулончиками. Красотища. При выезде на трассу нас остановил местный житель и попросил вытащить из лужи машину. Попытался проехать большую лужу на CR-V и сел на брюхо. Сначала порвали ему буксир, а потом нашим вытащили. Спросили дорогу на набережную в Набережных Челнах, он все рассказал и долго благодарил.
На мосту через Каму нас догнала вызволенная машина, пальцами объяснили, чтобы мы ехали за ними. И вывели нас прямо к набережной, где мы с удовольствием прогуляли около двух часов.
Уже в темноте выехали обратно через мост на трассу в сторону Перми, отскочили около соткни км, отъехали в сторонку от трассы и заночевали под одиноким деревом в поле, недалеко от поселка Новая Бия.
03 августа, четверг. Новая Бия — Закамск — Пермь — Кунгур
Утро застало нас под одиноким вязом на краю картофельного поля и порадовало солнышком. Утро дня рождения Татьяны задалось.
Завтрак, сборы и снова в путь.
Обошли Ижевск по объездной, далее мимо Воткинска на Пермь. Дети повеселились на мосту через реку Вотка, поиграв с названием.
Километров за 150 до Перми нашли придорожный банно-прачечный комплекс, в котором помылись. Местные товарищи поставили его на природном источнике, из которого идет слабощелочная вода. Как намылишься, так не смоешь мыло по ощущениям. Зато потом были чистенькие и пушистенькие.
К Перми погода стала портиться. На подходах к Закамску стало хмуро, в лесу, где остановились переодеться, летали тучи комаров.
Приехали к дому, где до 4-го класса жила Татьяна с семьей, побродили по округе, зашли во двор школы. Вид городка печальный и неухоженный.
Родная школа.
Встреча одноклассников спустя 30 лет.
Подъехал Татьянин одноклассник, с которым она сидела за одной партой. Они с удовольствием пообщались, повспоминали старые времена. Прогулялись по городку, сходили в старый парк и на берег Камы. Виды парка и набережной столь же удручающие. За парком никто не ухаживает, асфальт умер много лет назад, аттракционы еле дышат, тропинки заросли.
Попрощались с одноклассником и поехали в центр Перми, где нашли кафе «Хуторок». В нем решили отметить день рождения. При заказе набрали кучу халяв и скидок, в итоге наелись до отвала за 1800 руб. на пятерых. За день рождения 15% нам скинули и пирог яблочный подарили, а также за большой заказ салатик подогнали сверх заказанного. Место душевное, приятное. Кто будет проездом — рекомендуем.
Насытившись, нашли скульптуру «Пермяк — солены уши». Проехать мимо невозможно.
Далее на выезд в сторону Кунгура. Сначала по отличной трассе, потом она стала обычной двухрядкой. На развязке ушли на Кунгур, свернули в сосновый лесок и завалились спать.
04 августа, пятница. Кунгур — Ёбрг и чуть дальше.
Утром после чая и сборов поехали к Кунгурской пещере. Билеты оказались распроданы надолго, ждать два с лишним часа не стали, купили немного сувенирчиков и двинули на Ёбрг. С началом движения созвонился с родственниками — 4-юродная сестра с детьми — и договорились о встрече.
Попытки найти Уральские горы результатов не дали, небольшие холмы, которые машина просто не ощущает на пятой передаче, за горы считать сложно. Вместе с тем, как оказалось, Урал именно в этом месте пологий и незаметный. Придорожный знак «Европа—Азия» на этот раз мы все же обнаружили, на самых подступах к городу. Но пересекать дорогу не стали, движение и разделительная полоса не позволяли.
В городе встретились с родней, которую я не видел лет около 15, с удовольствием пообщались и погуляли по центру города. Подержал на руках внучкА в фиг знает каком колене. Малыш меня, видать, признал за своего, вырываться и орать не пытался.
С началом сумерек распрощались и поехали по направлению к Тюмени. Как обычно, отъехали около 100 км и спать.
05 августа, суббота. Тюмень — Ишим и еще чуток
С утра продолжили путь в сторону дома. Предстояло посетить Тюмень и двигать дальше, насколько хватит сил. Трасса сюрпризов не принесла.
В Тюмени запарковались в центре, возле здания местной администрации. Прогулялись пешочком до сквера сибирских кошек. Необычные памятники с информационными табличками посвящены кошкам, несколько вагонов которых были отправлены в освобожденный от блокады Ленинград для борьбы с крысами, заполонившими город.
Немного перекусив в кафешке возле сквера, двинулись на выезд. На окраине города в районе объездной дороги, как грибы после дождя, растут новые многоэтажные микрорайоны. Один за другим, все разноцветные. Эдакие каменные джунгли.
Далее доехали до развязки, на которой в начале путешествия поворачивали на Курган и продолжили движение в сторону Омска. Протянув до полной темноты, примерно за 250 км до Омска свернули с трассы, ушли в сторону вдоль перелеска примерно на километр и раскатали машиной поляну для ночевки.
Платка была установлена в рекордные сроки, так как мы подняли в воздух полчища комаров. Утрамбовавшись в палатку, уничтожили прорвавшихся в нее кровососов и под обиженный звон оставшихся снаружи уснули.
06 августа, воскресенье. Омск — Новосибирск
Утром под внешним тентом палатки сидело обиженное стадо упырей. Летать, правда, они не пытались, видать, обиделись совсем.
Собравшись, продолжили путь. Предстояло пройти около 900 км до дома. Омск обошли по объездной, влипнув в пробку на реверсе из-за ремонта дороги. Дальше прошли еще три таких участка. Остановились на заправку на уже известной нам АЗС «Осойл», где заправили не только трактор, но и сами очень неплохо и вкусно подкрепились в кафе «Трактир».
Дорога до Новосибирска уже показалась знакомой, в нескольких местах был ремонт дороги, но больших задержек не происходило. В город въехали уже после 22 часов, так что воскресные пробки рассосались раньше этого. На въезде в город снова залили полный бак и неспешно покатили к дому.
Примерно в 23:30 наше путешествие закончилось. Разгрузка машины заняла немного времени, до полуночи уложились.
Итоги
За 23 дня пройдено 7640 км по счетчику. С учетом диаметра колес, примерно 8600 км.
Средний расход топлива составил около 12 литров на 100 км. Минимальный 11,2, максимум почти 13. Для массы в три с лишним тонны, аэродинамики сарая и грязевых катков диаметром в 35“ это очень даже неплохой показатель. Эксперименты с топливом показали, что такое явление как ДТФ или ТСМ (некоторые АЗС называют его СМТ) дизель ест без проблем, разницы в топливе по работе движка не ощущается. Все же старый двигатель на базе судового в данном вопросе намного надежнее новомодных дизелей с Common-rail топливной системой.
Максимальный пробег за сутки составил около 900 км. Немного напряжно в одного, но терпимо, если не повторять этот трюк несколько дней подряд. В среднем 450-700 км в день.
Протоптаны колесами дороги 21 региона России. Пройдены ногами, хотя бы по паре часиков, улицы 18 городов. С познавательной точки зрения поездка вышла замечательная. Необъятные просторы нашей Родины в таких поездках ощущаются в полной мере.
Машина не подвела, экипаж тем более.
Начато обдумывание планирования покатушек на следующий год.
Всем удачи в своих путешествиях, какими бы они ни были!