|
В июле-октябре 2011 г. команда проекта «Ocean2Ocean» совершила кругосветное свадебное путешествие. Обзорный отчет о путешествии (525 фотографий) был размещен на Drom.ru в конце декабря 2011 г. — https://travel.drom.ru/18449/. Но в обзорном отчете не было упоминаний о ценах, подробностей организации конкретных сегментов маршрута. Поэтому в последний день каждого месяца с января по июнь 2012 г. на Drom.ru публикуются подробные отчеты по наиболее интересным сегментам кругосветки: Исландия, Мексика (Юкатан), Тихоокеанское побережье США, Западная Канада, каньоны США и Новая Зеландия. Подробные отчеты по Лас-Вегасу, Гавайям, круизу через Французскую Полинезию и Фиджи, а также обзорная презентация по всему путешествию (1450 слайдов) уже вывешены на сайте Ocean2Ocean.ru.
Этот отчет по Исландии открывает серию подробных описаний стран, которые были посещены в рамках нашего кругосветного свадебного путешествия. В нем 400 фотографий, изображений и схем, а в обзорной презентации по всей кругосветке было всего 57 фотографий из Исландии, да и описательная часть была намного короче.
На осень 2012 г. запланирована публикация отчета о том, как самим полностью организовать бюджетное кругосветное путешествие (от виз, перелетов, гостиниц и кемпингов до наиболее интересных достопримечательностей в конкретных странах). Не всем нужна информация именно по кругосветке, но многие для себя смогут почерпнуть полезную информацию для собственных путешествий как за границей, так и по России.
ИСЛАНДИЯ КАК ДАВНЯЯ МЕЧТА
В Исландию мы хотели давно. Первый путеводитель Lonely Planet по Исландии был куплен еще в 2003 году, но попали мы туда только в 2011.
Исландия хороша тем, что это, наверное, последний уголок Европы (не считая Гренландии), где есть сотни километров территорий, где не живет ни один человек. Исландия — это вулканический остров, лежащий рядом с полярным кругом, который сочетает в себе необычные вулканические формации (гейзеры, термальные источники, фумаролы, лавовые поля и, конечно же, сами вулканы) и полярный морской климат в виде ледников, многодневных осадков, ветра и переменчивой погоды. Таких мест на Земле крайне мало. Этим и интересна Исландия!
2004
Первая попытка побывать в стране была предпринята в 2004 г.
В рамках поездки по Скандинавии (подробная презентация с фотографиями высокого качества в PDF (389 слайдов | 56,7Mb)) был план из Норвегии попасть в Исландию на пароме Norröna.
Раньше из Бергена (Норвегия) в летний сезон ходил паром компании Smyril-Line до Фарерских островов, а оттуда до Исландии. После Исландии он возвращался снова на Фарерские острова, шел в Шотландию, а оттуда в Данию и снова в Норвегию.
Но экономический кризис в Евросоюзе, начавшийся в 2008 г., снизил количество туристов, и поэтому паром Norröna больше не ходит в Норвегию и в Шотландию.
В 2004 г. мы что-то задержались в Скандинавии, поэтому количество дней пребывания в Евросоюзе не позволяло выделить две недели на путешествие по Исландии. Тем не менее, мы решили побывать на Фарерских островах и сели на этот паром. 90% пассажиров везут в Исландию свои авто в трюме парома, но мы были без машины и поэтому вошли в число оставшихся 10% туристов, которые не летят на Фареры/в Исландию, а плывут через Атлантику.
По пути через Северное море вокруг огромное количество норвежских нефтяных буровых платформ.
Когда хорошая погода — многие пассажиры сидят на открытом воздухе.
Но большая часть времени в море проходит в тумане и в мороси дождя.
Наконец, показались Фарерские острова.
Столица страны — Торшавн.
Здесь паром Norröna высаживает фарерских пассажиров, а сам на три дня уходит до Исландии и возвращается обратно.
Эти три дня мы посвятили пешим прогулкам по острову.
А также съездили на птичьи базары Вестманны.
Паром вернулся из Исландии, и мы пошли до Шотландии (Шетландских островов).
Жалко, что в 2004 г. не получилось побывать в Исландии, но, с другой стороны, не хотелось в спешке смотреть эту прекрасную страну.
2009
Следующая попытка побывать в Исландии была предпринята в 2009 г., когда мы планировали первую поездку на нашем Nissan Navara. Выбирали между Исландией (машина плывет на пароме из Дании и обратно) и путешествием в Центральную Азию (Монголия) и Восточную Сибирь. После долгих обсуждений мы выбрали второй вариант (Урал, Западная Сибирь, Монголия, Восточная Сибирь, Поволжье и Селигер).
2011 (весна)
В мае 2011 г. в рамках ТрансАльпийского путешествия рассматривали вариант, чтобы все же на три недели уплыть из Дании в Исландию (одна неделя пути туда и обратно и две недели на самом острове).
Расходы на паром туда-обратно из Дании для двух человек с машиной (5,25 метра) получались 1 548 евро (около $2000).
Вообще-то это не так дорого (по скандинавским меркам…), как если ехать в пиковый сезон в июле.
Цены на перевозку очень разнятся: с 15 сентября по 12 мая — низкий сезон, с мая по сентябрь — средний, а внутри среднего, с середины июня по середину августа, — пиковый (и закономерно, что он самый дорогой (цены в этот период в два раза выше, чем в низкий сезон)).
Подробное изучение состояния дорог на конец мая 2011 г. выявило, что внутренняя Исландия (самая интересная часть острова, где нет асфальта, а только грунтовки) полностью закрыта для авто. Дело в том, что ледники и снег активно таяли, и вся эта местность представляла собой кашу воды, льда и вулканического песка. Поэтому полиция и органы власти официально закрывают доступ в некоторые области страны в такой период (черная штриховка карте).
Вот, кстати, сайт текущего состояния внутренних дорог Исландии.
Многие закономерно спросят, а зачем тащить машину на остров? Но этому есть объяснение — очень высокая цена всех услуг в Исландии. Например, в низкий сезон аренда Suzuki Jimny c механической КПП стоила за девять дней практически $1 000 ($115 в день). Для сравнения в США такая машина в не сезон будет стоить где-то $30 со всеми страховками.
Ну, а в сезон (июль-август) в Исландии полноприводный автомобиль (типа «LC Prado») может стоить под $300-400 в день! Даже в дорогой Австралии, ценник на LC Prado вряд ли превысил бы $150-170 в день со всеми страховками.
Прелесть путешествия по Исландии на своей машине в том, что можно с собой взять все элементы для комфортного отдыха на природе: столик, стулья, кухонный тент от плохой погоды, газовый баллон и все кухонные причиндалы, мангал, уголь, байдарки, каяки, разные типы спальников и палаток для любой погоды, горячительные напитки из дома, а не водку из норвежских или исландских супермаркетов за $30-40. А также еду. Стоимость продуктов в Исландии выше московских в 4-6 раз! Именно так поступают практичные немцы, которые забивают свои караваны всеми нужными вещами еще на материке. Видя такой «гешефт», исландские власти ввели инспекцию на терминале прибытия Norröna — и теперь проверяют каждое авто. По последним данным в Исландию разрешается ввести только 3 кг продуктов на человека…:о)) Так что, если решитесь поехать на своем авто в Исландию — узнайте точные ограничения. Но все равно, перевозка своего авто намного выгодней, чем аренда с ее ограничениями на пересечения бродов. Если вы планируете «полазить» внутри острова, пробыв на острове более десяти дней, то удобней поехать на своем авто + вы не тратите деньги на недешевые перелеты в Исландию и обратно.
ПЕРЕПРАВКА АВТО В США ЧЕРЕЗ ИСЛАНДИЮ
Но помимо парома Norröna компании Smyril-Line, еще есть грузовая линия EIMSKIP. Вы грузите машину в Дании и получаете ее в Исландии. Ценник схож с паромной переправой, но минусом этой грузовой линии является то, что пока ваш автомобиль идет морем, вы ждете его неделю.
Если сегмент EIMSKIP «Дания-Исландия» не привлекателен (и более удобно воспользоваться паромом), то сегмент «Исландия-США» может быть находкой для тех, кто хочет сделать кругосветку на своем авто или за один сезон хочет посмотреть северную Европу, Исландию и США с Канадой на своем авто.
Из Исландии через регулярно действующую грузовую линию EIMSKIP можно отправить машину в трюме судна до США (до Бостона/ Норфолка). Запрос стоимости — $2 700 за машину (размеры «Навары», со всеми загрузками/выгрузками и страховками). Но в исландском или русском офисе EIMSKIP тарифы почему-то на 15-20% выше, чем тарифы в американском EIMSKIP (если все потом в доллары переводить — так что пишите сразу в США). Судно EIMSKIP ходит каждые 28 дней и достигает восточного побережья США за 8-12 дней. Наши предварительные расчеты затрат на перевозку авто по маршруту Дания—Исландия (паром Smyril-Line), Исландия—США (EIMSKIP), США—Владивосток (контейнер Fesco) составляли $5800.
Но когда нам удалось забронировать полноприводный автомобиль в США на месяц за $1 350 (или два месяца за $2 200), то вопрос о кругосветном путешествии на своем авто сразу же отпал. Экономически было невыгодно переправлять свое авто таким образом.
Но если вы хотите проехать через Дальний Восток России на своем авто, выгруженном во Владике, то такой вариант интересен. Дело в том, что такая небольшая стоимость месячной аренды автомобиля в США ($1 350 за месяц) была возможна только на западе США (брали и возвращали авто в Калифорнии, а до Калифорнии летели на самолете), но если вы думаете о полном пересечении США от океана до океана, то самая дешевая полноприводная машина нами была найдена за $4 200 (со всем страховками и налогом на отдачу авто в другом штате) на два месяца (лето 2011 г., если брать в Коннектикуте (около Нью-Йорка) и возвращать в Сан-Франциско).
ПЕРЕПРАВКА АВТО В США ИЗ МАТЕРИКОВОЙ ЕВРОПЫ
Кстати, стоимость перевозки авто в США можно снизить, если отправлять машину не из Исландии, а с материковой Европы (из Германии или Франции до Восточного побережья США). Есть целые линии, которые везут авто паромах Ro-Ro (Roll-on/roll-off). Ro-Ro — это паромы для тысяч авто, которые нужно загнать в судно и выгнать в порту прибытия. Никаким пассажирам подниматься на судно не разрешено. Все права на вождение авто внутри терминала вы передаете специальной компании, платите за погрузку и выгрузку, а также за страховку и за саму перевозку.
Крупные игроки Ro-Ro-перевозок — это Hapag-Lloyd, Hamburg Sűd, K-Line (Финляндия).
Мы узнавали, что из Гамбурга до Норфолка стоимость всех расходов на авто с нашими габаритами в мае 2011 г. была $1 200 (цены на страховку разнятся).
Есть отправки из Италии и Испании до южных портов США, но они чуть дороже.
Но в перевозке через Ro-Ro есть главный минус — абсолютно НЕЛЬЗЯ перевозить личные вещи в салоне или в багажнике авто. Мы даже запрашивали возможность закрыть все вещи в кунге Наварыча, но все три вышеназванные компании категорически настаивали на полном отсутствии вещей во время транспортировки. Исландский же EIMSKIP сказал, что можно отправить машину в трюме судна и с личными вещами. Нужно было сделать полную опись вещей для таможенной службы США и самим находиться в порту прибытия при растамаживании авто.
Любой иностранец может ввести в США авто на срок не более года без уплаты пошлин. Перед отправкой авто нужно получить разрешение на ввоз авто от американской экологической службы (они оперативно отвечают и высылают разрешение). Подробнее это процесс описан здесь: www.epa.gov/otaq/imports/factmna.htm, www.epa.gov/otaq/imports/420b10027.pdf и http://www.horizonsunlimited.com/hubb/trip-paperwork/temp-import-usa-epa-approval-51514.
Плюс к расходам на транспортировку необходимо добавить $450 за страховку авто в США по типу нашего ОСАГО (на три месяца — меньше нельзя). На форуме «Безлимитных горизонтов» автовладельцы джипов и байков, кто перевозил технику из Британии в США (для соревнований или поездок по американскому бездорожью (осталось его еще немного в Штатах)) рекомендуют страховщика http://www.sunriseworldwide.com/, который как раз делает такие страховки (мы общались с Tina Jenkins, csr@sunriseworldwide.com). Требуются обычные российские права. Никто не спрашивал про международные (но все же стоит сделать, на всякий случай). Кстати, с американской страховкой можно ездить в Канаду (только нужно сразу указать, чтобы сделали бесплатное расширение территорий). В Канаде на порядок больше осталось грунтовок и диких мест + через Канаду можно попасть на Аляску. Если еще Мексику добавить, то нужно дополнительно оформлять страховку (где-то $120 за месяц пребывания).
Вы спросите, зачем тащить авто из России или арендовать в США, когда в Штатах можно все запросто купить, поездить и продать. Но не все так просто, чтобы купить авто и сразу начать водить в США. Сначала нужно получить номер социального страхования (по туристической визе B1/B2 это трудно сделать) + нужно получить американские права + регистрировать авто нужно по адресу в США + также нужна страховка типа ОСАГО (ценник зависит от вашего стажа, который указан в единой американской базе данных (но там пусто — поэтому ценник на страховку может быть максимальный)). А потом не стоит забывать что тот автомобиль, который можно купить в США за дешево, не всегда может выдержать 20-30 тыс. км пробега и в том числе по грунтовкам (помните фильм «Брат-2»… :о)) ). Если все же ввести свое авто в США, то уж на срок от 2-3 месяцев, чтобы все разом посмотреть в Северной Америке!
В реализацию нашего первоначального плана кругосветки на Наварыче вмешалась авария на атомной станции Фукусима в марте 2011 г., когда стали приходить новости, о том, что на многих контейнерах из США, которые проходили через японские воды в Корею, Китай, Россию были обнаружены радиоактивные частицы (а нам предстояло везти авто обратно из Лос-Анджелеса в Россию до Владика). Весной 2011 г. мы не знали перспективы ликвидации этой аварии и не хотели зря облучать нашего Наварыча … Тем более, что удалось забронировать авто в США всего за $1 350.
ИТОГОВОЕ РЕШЕНИЕ (лето 2011): Исландия пешком :о)))
Поэтому мы решили все же посмотреть Исландию в 2011 г., но сделать это путем пешего пересечения острова в самое комфортное время — в конце июля, когда мало дождей и во внутренних районах уже сухо.
СБОРЫ
Мы знали, что в Исландии постоянно дует и достаточно холодно ночами даже летом. Поэтому взяли палатку, которая отлично защищает от ветра — у нее есть «юбка», которая к тому же спасает от низких температур (эффект иглу).
Вместе с другом Василием (с которым ходили в пеший поход через Анабарское плато (387 слайдов | 31,4Mb) на северо-запад Якутии/юг Таймыра), мы внимательно изучили карты Исландии, сформировали линейный маршрут с севера на юг.
Кстати, из всех найденных в Интернете карт — вот эта карта Исландии (4Мб) лучшая для автопутешествий.
Для пеших походов по Исландии подойдет заливка в GPS подробных векторных карт.
Чтобы снизить вес продуктов для треккинга в Исландии, покупались сублимированные продукты (обезвоженные продукты позволяют в разы снизить вес вещей). Чтобы восстановить продукт — нужно просто добавить горячей воды. Благо, что в России осталось что-то, что дешевле американского аналога…:о)
Русские сублимированные каши прошли на ура ($1 за порцию)! Кстати, когда летите на самолете в Исландию, то по прибытию никто не проверяет наличие еды в рюкзаках (такой контроль есть только когда прибывает паром). Но цена еды на одного человека на 10 дней небольшая, если покупать в Исландии — проблема в том, что не всегда и везде можно найти сублимированные продукты, обладающие малой массой и объемом.
Нас много в письмах спрашивают о списке вещей для путешествий. Вот список вещей и раскладка еды в походе по Исландии.
Оформление визы в Исландию — это геморрой! Исландия передала свое консульское представительство посольству Дании в России, которое славится придирчивостью и русофобством (именно Дания укрывала Закаева). Посольство требует бронирования всех кемпингов на все ночи + дает визы на четко подтвержденные сроки (никаких отступлений). Поэтому более удобно посетить Исландию, используя шенгенскую визу другой страны. У нас, например, был полугодовой итальянский шенген, который без проблем можно использовать в Исландии.
Из Москвы был приобретен билет до Рейкьявика с пересадкой в Берлине за $404 ($383 + $20 (багаж)).
ВЫЛЕТ
Так как поход через Исландию больше подходил для сильного пола, то Лера приняла решение поехать на это время к родителям (мы позже встретимся в Атланте (США) и вместе полетим в Мексику). Вот так у нас получилось традиционное деление — на мальчишник и девичник, когда перед свадьбой молодые разделяются и проводят некоторое время согласно своим интересам…:о))) Лера поехала повидать подруг и семью, а Дима 21 июля 2011 г. стартовал из Домодедово в Исландию.
Прямых полетов из Москвы в Исландию нет. Короткая пересадка в Берлине. Если в Москве было +32С, то в Берлине всего +18С.
Многокилометровые лавовые поля, поросшие мхом, — это первое, что видит турист при приземлении в Рейкьявике.
РЕЙКЬЯВИК
Огромный по площади кемпинг в центре города. Удобно, что нет разбиения по площадкам, но, с другой стороны, нет и столиков. Цена всех кемпингов в Исландии зависит от количества человек, а не от размеров машины или палатки (1100ISK с человека/$10).
Очень необычно, что из крана течет вода из термальных источников. Чувствуется сильный запах сероводорода.
Также в Рейкьявике для отопления домов используется геотермальная вода, а в стране есть гидроэлектростанции, на которых вырабатывается 75% всей энергии острова.
Сам Рейяквик оставил странное впечатление. Повсюду реклама на грани приличия…
Но больше всего было рекламы предстоящего гей-парада… :о(((. В общем, надо быстрей валить отсюда!
ДОРОГА НА СЕВЕР
На следующее утро после прилета был куплен билет (12 000 ISK/$105) на полноприводный автобус до Akureyri (город на севере страны), который шел целый день и останавливался у самых важных достопримечательностей центральной Исландии.
В черте Рейкьявика проложены вот такие трассы.
Но сразу за чертой года дорога сужается. Через 50-70 км будет только грунтовка.
Pingvellir National Park. Здесь был образован первый парламент Исландии в 930 г. н.э. Но это место примечательно еще и тем, что здесь проходит разлом между северо-американской и евразийской тектоническими плитами.
Именно столкновения плит и связанная с ними магматическая и вулканическая активность привели к образованию самого острова.
Чем дальше в глубь острова, тем меньше легковушек и больше джипов.
Цены на топливо одинаковые по всей стране — 242 ISK = $2.12 около 62 руб. за литр.
Грунтовки содержатся в отличном состоянии.
Остановились около Geysir. Это единственное место в Европе, где есть источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. Поэтому это явление в западноевропейских языках и назвали по-исландски — гейзер.
Geysir бьет регулярно (раз в 5-7 минут), и это самый высокий гейзер в мире, который доступен обычному туристу. В Yellowstone NP, где расположен гейзер Steamboat, можно ждать до 50 лет, пока будет очередной выброс гейзера.
2-3 раза подряд выброс воды небольшой. Многие туристы расслабляются и подходят очень близко к кратеру гейзера…Но при сильном выбросе многие вынуждены бежать в разные стороны, чтобы не получить ожог от кипящей воды!
Рядом с Geysir расположен самый мощный водопад Исландии — Gullfoss.
На этой трассе F35 встречается множество велосипедистов, но не понятно, какой кайф ехать на велике, когда каждые пять минут мимо проносится авто, оставляющее позади пыльное облако. Уж лучше на велике ехать в восточной части внутренних районов — там машин очень мало.
Вот это сюрприз — в центре Исландии наша «буханка»!
Машина на ходу. Видно, просто запарковались рядом с местом рыбалки.
В Исландии много «Навар».
Чем глубже в остров, тем больше бродов.
ИСЛАНДСКИЙ ФЕНОМЕН — ЛИФТОВАНИЕ АВТО
Надо сказать, что, если Австралия славится на весь мир своими кенгурятниками, то Исландия — лифтом машин. Ландшафт острова располагает большому клиренсу.
Особенно классно гонять на таких авто зимой (вот видео местных).
Гонки на лифтованных авто:
Вот LC 80 пробивается через ледяную реку:
Самое поразительное авто — это Ford Excursion (длина 6 метров + лифт).
Лифтуются даже авто спасательных служб.
Но всемирную известность исландские шины Arсtic Trucks получили, когда пикапы Toyota Hilux на этих шинах достигли Южного полюса в Антарктиде!
Лагерь Kerlingarfjoll — отсюда можно ходить в дневные радиальные маршруты.
Автобус и пассажиры остановились на двухчасовой обед и прогулку по окрестностям.
Стартуем дальше на север.
Везде следы геотермальной активности.
Местечко Hveravellir.
Вот они фумаролы (места выхода горячих магматических газов)!
Многие пассажиры и водитель автобуса сразу погрузились в термические ванны.
Прелесть Исландии в том, что никто никуда не спешит, но при этом все делается по расписанию. Кстати, везде, даже в захолустье, можно платить карточкой.
Выехали на трассу №1 (она идет вокруг острова).
А ближе к вечеру автобус приехал в Akureyri.
Сам город стоит внутри фьорда уже на берегу Гренландского моря (Северный Ледовитый океан).
Ночевка в местном кемпинге (1 100 ISK с человека/$10).
Рано утром снова в автобус (от Akureyri до Mývatn (3400ISK/$30)).
Водопад Goðafoss.
Еще в середине июля некоторые районы центральной Исландии были закрыты для въезда на авто. Там до сих пор таяли ледники, вода впитывалась в грунт, но по сравнению с маем-месяцем площадь ледяной жижи уменьшилась в несколько раз.
К концу июля дорогу F910 полностью открыли.
ПЕШКОМ НА ЮГ
Автобус остановился в Mývatn, откуда путь пешком лежал на юг.
Вес рюкзака где-то 33 кг. Узнал уже потом, что часть продуктов и вещей можно было отправить автобусной почтой из Рейкьявика в Landmannalaugar, который находится южнее на 307 км от точки старта и является промежуточной точкой в пути. Все фотографии в этом путешествии сделаны мыльницей Сanon А1 200. Ценность ее в низкой массе и в батарейках AA. Тащить Canon D50 с объективами не было физической возможности — все делалось, чтобы как-то снизить массу.
У этого путешествия было несколько целей:
Ритм очень простой: 45-48 минут хода, 12-15 минут на отдых.
Чем дальше вглубь острова, тем чаще приходится сверять маршрут с GPS и картой. А дальше в лавовых полях без GPS вообще нечего делать.
Этот брод неглубокий и узкий — легко можно перепрыгнуть.
Ночевка. За день прошел 28 км.
Закат летом очень поздно (где-то к 0:00) — полярные широты.
Ночью сумрачно, можно даже книгу читать.
Утром солнечно, но сильный ветер, поэтому горелку поставил внутрь палатки.
Если в вулканической пустыне есть бараны — значит, где-то есть вода.
Вокруг все безжизненно, как вдруг — из-под земли бьет источник. Видно, выходят наружу подземные реки.
Парадоксально, но в этой части Исландии главной проблемой была удаленность ручьев/рек друг от друга. Среднее расстояние — 10-15 км.
В этой части острова встречаются на расстоянии 20-40 км друг от друга бесплатные укрытия-балки от непогоды. Понятно, что они используются в основном зимой.
Никто в них не живет, но все внутреннее убранство в полном порядке.
В случае непогоды — легко места хватит на 7-10 человек!
Стоят даже две канистры с дизелем для обогревателя.
Район Askja. Именно это место на Земле было выбрано как близкое по рельефу с Луной для тренировок НАСА в конце 60-ых.
Согласно карте и GPS здесь должен быть ручей…:о((
Но до воды нужно было идти еще около 5 км.
Вода с ледников идет мутная, но встречаются ванночки с осевшей взвесью.
Есть ли в Исландии дикие опасные звери? — Нет!
Единственная опасная зверюга приплывает на льдинах из Гренландии.
Но этих белых медведей сразу отлавливают.
За день прошел 32 км.
Давление падает. Прогноз погоды негативный.
Начался дождь, который не прекращался сутки.
В Исландии еще нужно поискать место, где вообще нет связи.
Хотя на сайте местных операторов указано, что GSM-покрытие есть во всей стране. Учтите эту информацию при планировании путешествия и экстренной связи.
Связь есть, но очень слабая на холмах и на возвышенностях во внутренней части Исландии.
Впервые за три дня увидел машину, до этого видел только двух мотоциклистов. А так здесь никого.
Вышел на трассу F-910. Оживленное движение для европейской страны — пять машин в сутки…:о))
Сейсмический датчик вкопан в землю, а солнечная батарея нужна для передачи данных в лабораторию.
Нет ни одного целого лавового поля — все как будто взорвано и перепахано. Это, видно, следствие осадков и низких температур, когда закристаллизованная вода разрывает грунт. По лавовым полям очень трудно и опасно идти — очень много острых кусков лавы.
Например, когда мы были на Большом острове (Гавайи), там лавовые поля были ровные. Можно даже на машине ездить.
Видно, если нет отрицательных температур, то и рельеф более ровный — нет разрывов в полях.
Редко, когда среди безжизненного пространства пробивается жизнь.
В Исландии дорога в лавовых полях пробивается грейдером.
Этот ручей не удалось перейти без смены обуви… :о((
За день — 34 км. Физически нет воды, чтобы стать лагерем. Приходится, идти пока не дойдешь до воды. А тащить с собой пятилитровую канистру тоже не выход. Кстати, во внутренних районах Исландии можно ставить палатку где угодно, без каких-либо разрешений. Главное — никому не мешать! :о)))
Давление начало расти — значит, скоро будет хорошая погода.
К сожалению, лавовые поля закончились, и начался серый неинтересный пейзаж. Единственное, что радует, так это обилие воды — дальше бродов будет намного больше, так как рядом огромный ледник Vatnajökull.
ИСЛАНДСКИЙ АВТОСТОП
Посмотрел внимательно карту и понял, что такой пейзаж будет как минимум 100 км + будет больше бродов не через ручейки, а через реки, стекающие с ледника. Поэтому, когда первая машина появилась во второй половине дня, через 10 км от моего последнего лагеря, то проголосовал и поинтересовался, не подкинут ли они меня до Landmannalaugar, который находился в 200 км южнее. Ребята согласились.
Столь любезной командой оказалась группа итальянцев, которые путешествовали с компанией, которая организует туры в места необычной геологической формации.
Лидер экспедиции — Pier Paolo Giacomoni, доктор вулканологии в университете Феррары. Именно с ним отлично сдружился за те сутки, которые мы ехали до Landmannalaugar.
У них было свободное место сзади одного из Land Rover Defender.
Поэтому получились зачетные фото и видео бродов.
У итальянцев одна машина привезена из Италии, а вторая — местная, исландская, в аренде на две недели.
Резина на «итальянце».
Резина на местном…
Если Pier Paolo очень опытный водитель, то другой водитель LR Defender — начинающий гид.
Поэтому Pier Paolo выходит из машины, когда вторая машина пересекает серьезный брод.
Сзади второй машины прицеп для рюкзаков.
В июле-августе самый низкий уровень рек на дороге F910 за весь год.
Вот видео (местные) что происходит, когда неглубокая, но сильная река пересекается автомобилем без шноркеля.
Но Suzuki Jimny повезло — уровень воды был низким для такого небольшого авто без шкоркеля.
И это в конце июля. За бортом +9.
Средняя скорость машины из-за бродов не превышает 30-40 км/ч.
Как-то грустно переходить такой брод пешком в сменной обуви… :о))
Стали на ночевку в лагере Nyidalur.
Ветер очень сильный — главное поставить палатку ближе к укрытию, например, у основания холма.
Обложенный камнями тент не выпускает тепло из палатки.
Весь мусор в походах и путешествиях мы всегда носим с собой до ближайшего контейнера или сжигаем, если есть такая возможность.
Этот полноприводный Volvo — просто дворец на колесах.
Такие машины, в основном, выпускают немцы, например компания Unicat.
Вот несколько фоток с сайта компании, как выглядит авто внутри.
Цена такого авто от 120 до 200 тыс. евро.
Вообще в Исландии встречается много полноприводных грузовиков, переоборудованных в автобусы или жилые модули.
Особенно много списанной натовской техники, типа такого Унимога.
Мода на такие модули пришла из США.
Самопал и нереальная парусность… :о))
Когда мы стояли в кемпинге в Праге, то увидели огромных размеров MAN, и не понимали, зачем такая машина нужна в центре Европы. Очень редко можно встретить таких монстров в кемпинге — вообще-то таким супермашинам место не в Европе, а в Сахаре или в степях Средней Азии и Монголии. Это, как мы понимаем, военный трак, переоборудованный в суперкомфортный дом на колесах (с душем, туалетом и шестью спальными местами) и с мегапроходимостью. Как всем понятно, так заморачиваться могут только немцы… :о)))
А вот в Исландии им самое место — карабкаться с туристами на вершины ледников!
Барометр не ошибся — погода начала улучшаться!
Как только гравийка стала ровнее — итальянцы начали гнать! Кто водил в Италии, тот поймет, как они носятся. Русские, которые долго запрягают, но быстро едут, покажутся черепахами по сравнению с супер-скоростными зайцами с Аппенинского полуострова :о))).
Броды мы стали не проезжать, а пролетать… :о)))
За скорость приходится платить регулярной чисткой окон и зеркал.
Встретили велосипедистов — у них поломался багажник. Поэтому они попросили часть их вещей довести к лагерю Landmannalaugar (до него где-то 50 км).
Пыльная буря в лавовом поле.
Сила ветра такая, что упасть вперед у вас не получится!
Это волонтеры, которые заделывают следы от проехавшей вне проложенной трассы машины. Исландцы хотят, чтобы пейзаж их острова не изменялся, несмотря на прогрессирующее увеличение автопарка.
Так что погонять по всей Исландии на своем авто вряд ли получится — в тех районах, где интенсивно движение, за этим следят. Ну, а так если исландцы хотят поехать куда они хотят, то они ставят резину низкого давления (см. выше) или ездят зимой. Исландия — это не Монголия, где 100% свободы передвижения и проезжены тысячи направлений!
После обеда мы доехали до Landmannalaugar.
Из 307 километров до Landmannalaugar 114 км было пройдено пешком, 203 км автостопом
Из Landmannalaugar начинается самый красивый по версии Lonely Planet трек до Pórsmörk. Точнее, самая красивая часть это Landmannalaugar — Alftavatn. А из Alftavatn можно до Pórsmörk добраться пешком по трассе, или сразу уехать до Рейкьявика.
В Landmannalaugar шикарные термические ванны.
Видно исландцы позитивно оценивают нашу полноприводную технику, если завозят ее на остров… :о)))
На следующее утро начался 23-километровый трек.
Красота неописуемая!
Наверху дует нереально и очень холодно (см. видео)!
В июне 2004 г. на треке погиб израильтянин. Он недооценил погоду и не имел теплой одежды. Умер от гипотермии, не дойдя до балка на перевале всего километр.
Где-то в 12 км от Landmannalaugar на перевале стоит балок (хижина на 36 человек) с названием Hrafntinnusker. Многие ночуют здесь.
Но так как были силы, то решил, все же еще пройтись 11 км и спуститься к Alftavatn.
И это конец июля!
Кемпинг Alftavatn (1100ISK/$10).
Вид на долину Alftavatn.
Ледник Tindfjallajökull.
Вообще-то многие ледники лежат на вершинах вулканов. Например, соседний с Tindfjallajökull вулкан Eyjafjallajökull стал причиной коллапса европейского и трансатлантического воздушного сообщения в марте и в мае 2010. Когда начинается извержение, то ледник тает и вниз летит грязевой поток из смеси вулканического пепла, воды, льда и породы. Власти повсеместно раздают треккерам буклеты, что делать в такой ситуации. Главный принцип — подниматься выше, уходить дальше от вулкана и никогда не спускаться в долины рек.
Вот как выглядело извержение Eyjafjallajökull в 2010 г. (фото из Интернета):
Из Alftavatn до Pórsmörk пейзаж уже не такой разнообразный: тропа идет по гравийной дороге с интенсивным автодвижением. Поэтому было принято решение уехать на автобусе до Рейкьявика (7200ISK/$60), чтобы съездить еще в западную Исландию.
Давление начало падать — погода явно лучше не будет.
Вот продолжение тропы из Alftavatn до Pórsmörk. Те, кто идет по тропе, вынуждены делить дорогу с автобусами и джипами (движение интенсивное).
Вот так через брод проложен маршрут регулярного автобуса во внутренней Исландии (см. видео).
Справа полноприводный автобус, который ходит в Pórsmörk из Рейкьявика.
Все! Цивилизация! Шум-гам! Пробки! :о(((
В Рейкьявике узнал о страшной трагедии в Осло, когда местный националист расстрелял 76 молодых людей… :о((
Дождь начал лить не переставая … :о((
Из Landmannalaugar отправил с автобусной почтой где-то 7 кг вещей до автобусной станции Рейкьявика. Все оперативно получил, когда вернулся в столицу. Единственная проблема — сумка была без замка и поэтому куда-то пропал герметичный мешок… Но все остальное в целости. Автобусные отправления грузов — это очень удобно. Необязательно все вещи и продукты тащить весь маршрут — его можно разделить и отправить по точкам, где проходит маршрут.
Посмотрел прогноз погоды на целую неделю. Он был неутешителен…
Не стал отсиживаться в Исландии — поменял билеты и улетел на неделю раньше в США.
Перед вылетом заехал в Blue Lagoon — бассейн под открытым небом, наполненный водой от геотермальной электростанции.
Народ мажется какой-то активной субстанцией вулканического происхождения. Решил попробовать!
ПОЛЕТ В США
Улетел в США на бюджетном перевозчике Iceland Express за $330.
Прощай, прекрасная Исландия!
Под нами Гренландия!
Красота!
Вечером приземлился в Ньюарке (EWR) недалеко от Нью-Йорка.
По прилету в США арендовал Toyota Corolla и проехал по северо-востоку США 3000 км за 10 дней.
Посмотреть эти же фотографии по Исландии, но в большом разрешении, а также презентацию по северо-востоку США, можно на сайте: www.ocean2ocean.ru
Планируется, что через месяц на Drom.ru будет опубликован подробный отчет о полуострове Юкатан (Мексика).
Обзорный отчет о кругосветке — https://travel.drom.ru/18449/.
Спасибо, что уделили внимание отчету!
Удачи и хороших путешествий,
Дима и Лера.