Однажды в Средней Азии. Внедорожная экспедиция на Pajero Sport и Chevy Niva

Однажды в Средней Азии. Внедорожная экспедиция на Pajero Sport и Chevy Niva

24.10.2011 | 78717 просмотров

Однажды в Средней Азии

Пролог

Почувствовав свободу, очень трудно вернуться в клетку. В клетку нашей обычной, постной жизни...

В далеком детстве, проводя летние каникулы в родном городе Камышин, что в Волгоградской губернии, я мечтательно представлял себе путешествие по заволжским степям Волгоградской области и бескрайним просторам Западного Казахстана. Пустынно, дико и притягательно. Время шло, мечты менялись, но одна мечта оставалась неизменной — проехать Западный Казахстан на своем автомобиле, начав свой путь именно с Камышина и оз. Эльтон. Там нет дорог в привычном понимании, но там живут люди. А еще там есть знаменитое плато Устюрт и великое дно Древнего океана.

Мы любим путешествовать по просторам России на четырёх колесах — это доставляет непередаваемое удовольствие от почти полной свободы передвижений. Но все-таки, свобода ограничивается возможностями наших авто. Исколесив центральную Россию и половину Европы, пришло понимание о необходимости выбора более проходимого и надежного четырехколесного спутника. Основное условие — друг должен быть новым и рамным. Получилось так, что нашим другом стал «узкоглазый» мастодонт — Mitsubishi Pajero Sport New 3.2TD. Ну что же, осталось его экипировать и теперь ничто не мешало воплотить в жизнь одну из моих далеких детских мечт. Первые шаги в подготовке путешествия были сделаны ещё в 2009 году, когда на форуме «Винского» наткнулся на отчет о путешествии двух экипажей на Памир и на отчет о путешествии семейной пары по подобному маршруту.

Подготовка к маршруту началась в марте, а отпуск планировался на июль. Ну что же, июль не лучшее время для путешествий по Средней Азии, но выбора иного не было, а ­трехнедельный отпуск был возможен только в июле. Небезызвестные апрельские события в Киргизии внесли вынужденные изменения в маршрут и, кроме этого добавили множество неопределенностей вплоть до середины путешествия — приходилось постоянно мониторить обстановку в регионе и состояние переходов. Кроме этого, супруга настояла на поиске единомышленников, готовых отправиться с нами в столь увлекательное путешествие.

Единомышленники нашлись, а мы приступили к финальной подготовке экспедиции и автомобиля. Были получены пропуска в пограничную зону долины реки Сары-Джаз, что на границе Киргизии, Китая и Казахстана. Для навигации было решено использовать связку Ozi Explorer + Navitel Navigator. Благодоря широкому распространению интернета, достать генштабовские пяти-двух и «километровки» тридцатилетней давности не составило труда. Кроме этого, казахстанские коллеги отлично потрудились, и в сети появились неплохие векторные карты многих городов Казахстана, что также облегчало путешествие. Растровые карты были старательно сшиты в единое целое для удобства навигации. Спасибо большое ребятам, которые любезно поделились свежими майскими треками и точками по п-ву Мангышлак и окрестностям оз. Эльтон — это позволило немного оптимизировать наш маршрут.

Итак, что было подготовлено для экспедиции:

  • два огнетушителя — набор медикаментов;
  • навигация растровая и векторная (Ноутбук + КПК);
  • радиостанции LPD, инвертор 12В->220В, Тросы;
  • хайджек;
  • набор для ремонта бескамерной резины;
  • герметики, смазка, антифриз, тормозная жидкость, WD-40 и т.д.;
  • воздушный и топливный фильтры, присадки для ДТ;
  • канистры для топлива 2*20 л;
  • МСЛ (Малая саперная лопата);
  • палатка, спальный мешок;
  • фото- и видеотехника;
  • личный «шмурдяк» и иной бесполезный скарб;
  • много-много денег и голова;
  • питьевая вода (60 л);
  • техническая вода (30 л).

Машина была старательно обута в BFG MT KM2 265/75R16, а сверху водрузили симпатичную экспедиционную корзинку. Учитывая, что на момент подготовки, пробег у «Паджеро» был 7000 км, иных работ по подготовке машинке не требовалось.

Нить маршрута должна была пролегать по следующим точкам:

Москва — Тамбов — Михайловка — Камышин, переправа через Волгу — оз. Эльтон — переход Вишневка/Жаныбек (РФ—Казахстан) — пос. Новая Казанка — Индербор — Атырау — Бейнау — Сайотес — Шетпе — Форт — Шевченко – Актау — Узень — переход Бейнау (Казахстан — Узбекистан) — Кунград — Нукус — Хива — Бухара — Самарканд — Ташкент — Наманган — переход Учкурган (Узбекистан — Киргизия) — оз. Сары-Челек — оз. Сонг-Кель — оз. Иссык­-Куль —долина реки Сары-Джаз — переход Кеген (Киргизия — Казахстан) — Кольсайские озера — каньон Чарын — Алмата — оз. Балхаш — Караганда — Астана — Петропавловск (Казахстан — РФ) — Тюмень — Нижний Тагил — Чусовой — Пермь — Киров — Кострома — Ярославль — Москва.

Дата: 02 июля 2010 — 25 июля 2010

Автомобиль Mitsubishi Pajero Sport New 2008 3.2TD МКПП:

  • Экипировка: BFG MT KM2 265/75R16, хайджек, лопатка, экспедиционник.
  • Экипаж: М+Ж.
  • Пробег на начало экспедиции — 7 100 км.
  • Пробег на конец экспедиции — 20 600 км.
  • Общий пробег экспедиции — 13 500 км.
  • Маршрут: Москва — Эльтон – Казахстан (Мангышлак) — Узбекистан — Киргизия (север) — Казахстан — ­Москва.
  • Количество погранпереходов: 12.
  • Минимальное время прохождения границы: 1 час.
  • Максимальное время прохождения границы: 3 часа.

Автомобиль: Chevy Niva 2010:

  • Экипировка: BFG MT KM2, лопатка, экспедиционник.
  • Экипаж: М.
  • Маршрут: Москва — Эльтон, Казахстан (Мангышлак) — Узбекистан (Возврат в Москву) — Казахстан — ­Москва.
  • Количество погранпереходов: 8.

Глава 1

2 июля в 19:30 стартуем двумя машинами из Москвы. Наша первая точка — переправа через Волгу в Камышине. Выяснилось, однако, что паром ходит всего лишь два раза в день — в 06:00 утра и в 6:00 вечера. Раньше же он ходил каждые три часа. Традиционные пятничные пробки внесли коррективы в маршрут, и из Московской области по M-6 мы выбрались только к 11 вечера. Это было первое изменение маршрута — идти в объезд Волги через Волгоград, т.к. на утренний паром уже не успевали.

К десяти утра добрались до Волгограда. Решено было провести день в Волгограде, в очередной раз посмотреть Мамаев Курган и отдохнуть от ночного перегона. Экскурсия по Мамаеву Кургану, обед и отдых на Волге. Пройдено — 1 050 км.

В 17:00 выдвигаемся в направлении оз. Эльтон. Чтобы не делать крюк в 200 км через Быково, решено было идти напрямую через степь по маршруту: Волгоград — Средняя Ахтуба — Ленинск — Заря — Степное ­северный берег оз. Эльтон. Последняя брендовая заправка на нашем пути до трассы Уральск — Атырау находилась в Ленинске.

В 18:30 уходим в сторону степи с трассы.

Волгоград — Ахтубинск. Началось...

Асфальт закончился через несколько десятков километров после Степного.

Первой жертвой степных дорог стали канистры. Ручки канистр деформировались во время ударов об экспедиционный багажник, несмотря на надежную обвязку канистр медицинскими бинтами. Чудом канистры не совершили свободный полет с последующим красивым приземлением останков канистр на капот автомобиля. Пришлось в срочном порядке переместить их в салон.

Нас окружают бескрайние и выжженные заволжские степи. Жара. Дорога петляет, а пыль становится нашим неотъемлемым и невыносимым спутником на многие сотни километров пути. Дико и безжизненно. Очень редко попадаются одинокие карликовые деревья на нашем пути.

Сейчас мы движемся по «зоне». «Зона» — закрытая территория военного полигона Капустин Яр. Учитывая, что сегодня суббота, скорее всего, мы никого не заинтересуем. О возможных проблемах можно было бы думать во вторник или четверг.

Скорость держим не более 30-40 км/ч. Когда забываемся и разгоняемся до 50-60 км/ч, жесткие удары подвески и огромная продольная раскачка авто резко возвращает нас в суровую реальность. Темнеет. До Эльтона остается километров 40. Уже устали, вторые сутки без полноценного сна.

К часу ночи обходим озеро по северному берегу и разбиваем лагерь... Пройдено 200 км.

Глава 2

Сегодня нам предстояло покинуть Россию и начать свой вояж по Казахстану, но перед этим мы должны были посетить Эльтон. Добравшись до поселка Путь Ильича, выезжаем на трассу Палласовка — Эльтон и направляемся в поселок Эльтон.

Попутно выясняем, что это строение, отдаленно напоминающее АЗС, является единственно АЗС в округе. Что-то более цивилизованное только в Палласовке. Приходится заправляться.

После заправки выдвигаемся к озеру с восточной стороны. Подъезд к нему не совсем тривиален. Но ­таки добравшись до берега, обнаруживаем, что до воды идти очень далеко. Решаем повторить сей подвиг в другое время года.

К 10 утра подъезжаем к погранпереходу Вишневка—Жанынбек. Со стороны Вишневки к переходу ведет укатанная грунтовка. Занимательно. Переход пустой, и наши машины вызывают неподдельный интерес у российских пограничников. Границу прошли за два часа. Пришлось полностью разгружать машины как на нашей стороне, так и у казахов. На нашей стороне даже есть сканер, на котором рассматривали содержимое наших чемоданов и всего, что хоть как-то заинтересовать таможенников. Было одно изменение — с 1 июля вступил в силу Единый таможенный кодекс и отменили заполнение обязательства о временном ввозе автомобиля, но ничего более не изменилось. Это оказался самый проблемный переход границы за все время.

Ситуация осложнилась тем, что мы попали под празднование дня рождения «папы Нурика», как его, любя, называют казахи. С 3 по 7 июля были праздничные дни, а нам предстояло как-то оформить страховку и обменять деньги. В 12 часов дня мы оказались на территории Западно-Казахстанской области. Мы без особого труда нашли выезд из поселка по трассе P-44 и направились в сторону озера Аралсор. Трасса представляла собой разбитый старый советский грейдер, который, тем не менее, позволял нам двигаться со скоростью 50-60 км/ч. Периодически перед нами возникали небольшие песчаные смерчи.

Степные пейзажи плавно переходили в полупустыни и пески. Нас окружало бесчисленное количество степных орлов и иных не опознанных пернатых.

При нашем появлении, семейство верблюдов «напряглось» и пристально нас рассматривало. Как только мы погрузились в машины, животные расслабились и продолжили свое мирное существование.

К пяти часам дня мы добрались до Новой Казанки и начали искать прямую дорогу на Индерборский через степь и пески. Местные подсказали, что охотники добираются до Атырау напрямую через пески и направление необходимо искать в Ленинском. Реальные дороги в Ленинском уже давно не соответствовали обозначенным направлениям на картах. Мы потеряли на поисках переправы через речку болотного типа не менее полутора часов драгоценного времени.

Благодаря помощи чабанов, которые любезно нам указывали направление движения, мы выбрались на немного укатанную грунтовку.

Дороги сходились и расходились, петляли, уходили куда-то и появлялись из ниоткуда. Мы начали понимать, что главное — выбрать направление и наиболее накатанную дорогу. Все-равно рано или поздно они сливаются и пересекаются друг с другом. Качество грунтовки оставляло желать лучшего, периодически возникала глубокая колея, об которую мы чувствительно бились защитой.

«Ниве» было ещё хуже, у нее, в отличие от нас, были не 32", а 27" колеса, что привело к первым нашим потерям — отрыв части заднего бампера совместно с номером и лампами подсветки номера. Номер был старательно убран в машину, а плафоны подсветки номера прикручены к креплению бампера.

Данное обстоятельство привело в дальнейшем к целой цепочке событий, которые серьезно изменили ход нашего путешествия. Мы незаметно въехали на прикаспийскую низменность, которая простиралась на юге Западно-Казахстанской области и далее продолжалась вплоть до северного берега Каспийского моря.

Итак, по нашим подсчетам до трассы нам предстояло преодолеть около 170 км, из них 50 км мы успели пройти до темноты и разбили очередной лагерь на солончаке. Погода портится и поднимается сильный ветер, ночью будет дождь. Пройдено около 400 км.

Глава 3

Кого-то основательно съели...

Сегодня нам надо добраться до Бейнау и остановиться в гостинице. В такие моменты начинаешь очень сильно ценить простые человеческие потребности: душ и кровать. До трассы остается чуть более 100 км, в «Ниву» заливаем первый стратегический запас топлива. Быстро собираем лагерь и продолжаем наш путь. На пути изредка встречаются одинокие аулы, чабаны и несколько встречных автомобилей.

Во время одного из разъездов со встречным грузовиком, «Нива» садится на «брюхо» на глубокой колее. Потребовалась помощь друга, чтобы продолжать движение. Оперативно достаем динамическую стропу и дергаем нашу «репку».

Качество грунтовки продолжает ухудшаться. Присутствуют уже глубокие ямы, которые вызывали сильную продольную раскачку «Паджеро», мини-трамплины и постоянная глубокая колея. Вообще, все 170 км этого направления в полной мере давали нам почувствовать себя участниками гонки Париж ­Дакар.

Вторая, третья..., вторая, третья, четвертая, яма... опасный поворот, влево — вправо...Скорость колеблется от 20 до 50 км/ч

   

К десяти утра мы таки выбрались на превосходную трассу Уральск—Атырау, в 100 км от Атырау. Не могу не упомянуть о том, что с 2010 года в ПДД Казахстана были внесены приятные изменения — увеличена максимально допустимая скорость движения по шоссе с 90 км/ч до 110 км/ч, что позволяет без труда в режиме круиз-контроля идти 120 км/ч. Нам предстояло обзавестись страховкой и местными тугриками — тенге, но перед этим мы не смогли отказать себе в удовольствии искупаться в реке Урал, познакомившись с аборигенами.

В обед мы достигли Атырау и приступили к безуспешным поискам обменных пунктов и работающих страховых компаний. К счастью, нам встретились хорошие люди, которые помогли найти работающий и обменный пункт и страхового агента. Учитывая, что мы будем покидать Казахстан 22-23 июля, решено было сделать страховку на месяц. Цена вопроса — 1 100 тенге. Не обошлось и без общения с «жол полициясы"». «Ниву» оштрафовали на 3 000 тенге (в карман) за отсутствие заднего номерного знака. Обед, небольшой осмотр Атырау и ближе к вечеру мы выехали в направлении Бейнау.

На выезде из Актау мы встретили вот такого вот путешественника. Интересно, как долго он уже в пути...

Несколько лет назад был достроен последний участок превосходной трассы Атырау — Бейнау, и нам предстояло преодолеть около 400 км отличного асфальта. Крайняя цивилизованная заправка между Атырау и Актау находится в п. Кульсары, где мы, конечно же, и заправились. В Бейнау мы прибыли около 10 часов вечера. Ночью город оставляет о себе впечатление богом забытого места. И несмотря на это, «Нива» опять попалась «жол полициясам» за непристегнутый ремень. В городе оказалось всего два приемлемых отеля (должен заметить, весьма скверного качества с космическими ценами), в одном из которых мы и остановились.

Пройдено — 700 км.

Глава 4

Как и предполагалось, ночью мы не видели всей красоты этого замечательного городка, зато наступивший день позволил нам наверстать упущенное в полной мере.

Сегодня начиналась наша полноценная экскурсионная программа по п-ву Мангышлак и плато Устюрт, поэтому отъезд из Бейнау был запланирован на 08:30. Итак, заправив полные баки горючего с добавлением присадок, долив запасы технической воды и включив навигацию, мы выдвинулись в направлении Актау.

По нашим расчетам, сегодня нам предстояло преодолеть около 500 км пыльных направлений и любоваться просто потрясающими пейзажами. Отелей, душа и качественного топлива в ближайшие сутки не предвиделось.

В 40 км от Бейнау, асфальт неожиданно закончился, и следующие 200 км нам предстояло преодолеть ЕГО. Его «величество» грейдер ­— наследие советского прошлого. Нам про него много рассказывали, еще больше мы про него читали. Легковые машины восстанавливают подвеску после дороги туда, внедорожники после вояжа туда—обратно. Так говорят местные и почему-то нет оснований им не доверять. С каждым километром грейдер все ухудшался, а температура воздуха все повышалась.

Гребенка была невыносима даже для нас. Параллельно грейдеру стали появляться многочисленные степные грунтовки, которые зачастую гораздо были более приятны для езды, нежели грейдер. К 12 часам дня в тени было около +45, а климат-контроль перестает справляться с охлаждением салона. Мы решили отобедать в редкой шайхане, попавшейся нам по дороге. Экстерьер, впрочем, как и интерьер этого заведения, конечно, не внушал оптимизма, но иного выбора у нас не оставалось — надо было набраться сил перед уходом в степь.

Ассортимент блюд в шайхане был фантастический: Куардак, лепешка да чай. Обед оказался на удивление вкусным и сытным, а кроме того весьма познавательным — у дальнобойщиков мы узнали текущую обстановку на грейдере и советы по выживанию летом в степи.

Местные дальнобойщики не стесняются употреблять за рулем такой вот продукт...

Через некоторое время мы свернули к поселку Устюрт, пересекли ж/д пути и двинулись в степь. Для экономии времени на поиск маршрута было решено частично использовать трек майской экспедиции. Местами мы двигались по следам прошедшей экспедиции, которые не успели исчезнуть за истекшее время иль раствориться средь сотен таких же дорог. Удивительно, но мы двигались по плато со скоростью 40-50 км/ч, как будто двигаемся по грунтовке. Дороги нам были не нужны — просто корректировали направление движения.

Вода... Вода — это жизнь в выжженной степи. Летом в безжизненных степях и полупустынях Казахстана без воды делать нечего. Запас драгоценной жидкости тает на глазах. Без учета технического потребления воды у нас уходило по пять литров воды в сутки на человека. Автомобильный холодильник стал абсолютно бесполезным агрегатом. Вода прогревалась до температуры в 40-50 градусов за несколько часов. Ещё одна опасность, подстерегающая путешественников в летних степях и пустынях — тепловой удар. Он приходит незаметно и очень коварен, поэтому, несмотря на работающий климат-контроль, обильно смачиваем тело водой и стараемся всячески компенсировать вымывание минеральных веществ из организма. По-мере продвижения вглубь плато, перед нами открывались потрясающие пейзажи, в воздухе витал сладковатый запах полыни, а под колесами разбегались представители местной фауны.

Справа перед нами простирался Сор Мёртвый Култук, а перед нами представал Западный Чинк Устюрта.

Как-то незаметно мы подобрались к закрытой зоне по разработке месторождений газа и пересекли охраняемый периметр. Сработал датчик охраны периметра, и к нам уже мчался УАЗ охраны месторождения. Нас вежливо попросили проследовать на пост для выяснения деталей. Объяснив, что мы «RUSSO TURISTO OBLIKO MORALE», охрана переписала наши данные, попросила написать объяснительную о том, как мы попали на территорию месторождения, и указали нам дорогу к грейдеру. Выбравшись на грейдер, обнаружили, что то, что до этого называлось грейдер — ­являлось скоростным шоссе, и только сейчас начинался настоящий грейдер. Скорость упала до 20-30 км/ч, машина жалобно отзывалась на каждую яму, а раздробленный ка