|
Введение
Так уж сложилось, что за последний год мне по делам четыре раза пришлось проделать маршрут Новосибирск — Улан-Удэ — Новосибирск, 2350 км туда и 2350 обратно. Захватил все четыре сезона: весна (март), лето (июнь), осень (ноябрь), зима (январь). Предлагаю вашему вниманию небольшой отчет о поездках с целью помочь информацией тем, кто когда-либо соберется ехать по тем же местам.
Фоток, к сожалению, почти нет, т.к. цель поездок была несколько иная, нежели отпуск/отдых, да к тому же на трассе особо нечего и некогда фотать :)
Дороги
Маршрут можно делить на две части: Новосибирск — Алзамай (1 300 км), Алзамай — Улан-Удэ (1 050 км). Тяжеловато ездить, но можно.
Или на три части: Новосибирск—Красноярск (800 км, 10 часов), Красноярск—Усолье-Сибирское (1 000 км, 14-15 часов), Усолье-Сибирское—Улан-Удэ (550 км, 8 часов). Мне так удобней. Под часами подразумевается не только рулежка, но и питание, остановки на заправках, ж/д переездах и т.п., в общем, полное затраченное время для переезда из одной точки в другую. Манера езды спокойная, в основном 90-110, местами 120-140, когда дорога позволяет.
Дороги очень разношерстные по качеству, однако в целом ставлю полотну твердую «4 с минусом». Гравийки мало (навскидку, километров 70-80 за весь маршрут в одну сторону), в основном асфальт. Ужасы трассы, о которых писали раньше, постепенно исправляются, много нового широко дорожного полотна, к примеру, некогда убитые развалины Нижнеудинска ныне представляют собой добротный асфальт, выложенный совсем недавно.
Основной минус дорог — это то, что в большинстве случаев они очень узкие, особенно это ощущается зимой, когда и без того узкая дорога еще более сужается из-за снега и наледи. Бедные дальнобои — поражаюсь, как им порой удается расходиться на расстоянии пары-тройки десятков сантиметров друг от друга, очень опасно! Кстати, особо плохо в расчистке дорог от снега и наледи трудятся дорожники Иркутской области и Бурятии. Красноярские и новосибирские дорожники более добросовестные.
Однако есть и места, где дорога по-настоящему классная и широкая, на них поистине получаешь удовольствие от вождения, любители «положить стрелку» — такая возможность много, где представится.
Особняком стоит горный перевал Култук, который начинается сразу после Иркутска (если ехать в сторону Улан-Удэ), достаточно сложный и опасный перевал, особенно зимой. Длится примерно 70 км.
Красноярск и Иркутск лучше проезжать по объездной, а не через город (если не собираетесь ночевать в этих городах), сэкономите уйму времени, сил и нервов. А вот Канск по объездной не вздумайте объезжать, она словно после Второй мировой.
При выезде из Иркутска и Красноярска пользуйтесь «Дубльгисом», поскольку, ссылаясь только на указатели, можно заблудиться и изматерить все! Настолько, порой, безграмотны эти указатели, что хочется руки оторвать тем, кто их делал! К примеру, в Красноярске едешь, висит указатель «Новосибирск — прямо», а после него кольцо, по которому нет движения прямо, а можно ехать лишь направо или налево! И вот гадай, куда же тебе ехать!
Не бойтесь гравийки, по ней вполне спокойно можно ехать 50-70, «Крузаки» и «Прадики» позволяют себе 80-90. Сильных ям и колдобин, коих я побаивался перед самой первой поездкой, — нет, риск оставить колеса на дороге практически нулевой.
И зимой и летом свои плюсы и минусы.
Зимой неровности и гравийка укатаны снегом, однако скользко и порой очень опасно (в тех местах, где не чистят), маневрируйте осторожно, старайтесь не допускать резких перестроений, может занести только так! Поаккуратней с обочинами, не прижимайтесь к ним близко, можно провалиться правыми колесами под снег, что произошло однажды со мной (благо, на малой скорости). Попытался, не тормозя, плавно добавить газу и вырулить обратно на дорогу, однако не получилось, машина на полколеса ушла под снег. Спасибо дальнобоям с 22 регионом, которые остановились, дернули тросом. Мужики, если читаете, здоровья вам и всего наилучшего!
Летом снегом ничего не прикатано, гравийка пылит, зато асфальт сухой, едешь и маневрируешь уверенно, не боишься, что тебя занесет. Мне больше нравится ездить летом, средняя скорость выше, чем зимой.
АЗС, цены
Заправок по трассе много, качество топлива хорошее. У меня машина с двигателем GDI, которого многие почему-то боятся (а зря, очень напрасно!), тем не менее никаких проблем не испытывал (тьфу-тьфу-тьфу). Старался заправляться только в крупных сетях.
У меня бака (до загорания желтой лампочки) хватает на 500 км (плюс-минус 50), проблем с нервотрепкой остаться на мели и встать на трассе не было, т.к. крупные АЗС стоят с интервалом от 50 до 200-300 км друг от друга, однако все же не советую терпеть до желтой лампочки и только после этого искать заправку, лучше заправляйтесь до полного, как только заметили, что бак опустел примерно наполовину (плюс-минус четверть). Я заправлялся всегда до полного бака в среднем через каждые 300-500 км.
Какими АЗС я пользовался по трассе:
Новосибирская область: «Газпромнефть» (цена 25,30 — 26,00 руб.за литр АИ-95).
Кемеровская область: «Газпромнефть» (цена 25,30 руб.за литр АИ-95).
Красноярский край: «Красноярскнефтепродукт», «Техас», «25 часов» (цена 27,00 руб.за литр АИ-95).
Иркутская область: «Роснефть» (цена 29,00 руб.за литр АИ-95).
Республика Бурятия: «Роснефть» (цена 28,40 — 29,00 руб.за литр АИ-95).
ГИБДД, штрафы
По сравнению с алтайским направлением, гаишников по трассам М-53 и М-55 практически нет. За все поездки меня останавливали на посту для проверки документов всего два раза, оба раза был один и тот же пост примерно в 200 км после Алзамая (если ехать в сторону Новосибирска). На некоторых постах вообще как будто все спят, пусто! Засад с радарами, а тем более с треногами по пальцам пересчитать, очень мало.
Ни одного штрафа за превышение! :) В этом три причины: очень мало радаров по трассе, наличие у меня радар-детектора, а самое главное то, что езжу я относительно спокойно (в пределах 100-300-рублевого штрафа, т.е. не более 130 км/ч), поэтому даже если радар-детектор пищит, то всегда успеваю сбросить скорость до нужной.
Кафе, гостиницы
В первую очередь хочется отметить обалденное кафе-гостиницу в Алзамае, называется «Паллада», располагается по другую сторону дороги относительно знаменитого «У Петра». Это середина пути. Ооочень вкусно и сытно кормят, недорого! Рублей на 200-250 ужраться можно! :)) К тому же там очень неплохая гостиница по низким ценам. К примеру, четырехместный номер по 40 руб./час с человека, а двухместный по 50 руб./час с человека. Есть душ, даже сауна (за отдельную небольшую плату). Прямо напротив «Паллады» заправка «Роснефть».
Телефон «Паллады»: 8-950-141-8888, можно забронировать номер заранее.
Также ели в «Жили-были» (в с. 2-я Пристань, рядом с Мариинском), «Медведь» (в Канске). И там, и там также вкусно, недорого. В «Медведе» очень смешной туалет — два унитаза стоят рядом друг с другом, никакой перегородки нет, можно сидеть и в шахматы играть :).
В «Красноярске» ночевали в гостинице «ВАН» (1 400 руб./сутки за двухместный, номера очень хорошие, уютные), «УЮТ» (1 320 руб./сутки за двухместный, номера похуже, зимой холодно, но в целом пойдет). Также снимали квартиры посуточно, по цене даже чуть дешевле (от 1 000 и выше), однако тут главное заранее договориться и не прогадать с квартирой, порой такие убитые попадаются.
В Усолье-Сибирском (рядом с Иркутском) ночевали у родственников.
Топ-5 самых жутких аварий
В ноябре ехали как раз тогда, когда выпал первый снег, местами был гололед и аварий было относительно много, однако особо запомнилась Mazda Demio, которую буквально смяло между двумя фурами (одна спереди, другая сзади), почти сплющило, возможно, водитель слишком близко прижался к передней фуре, та затормозила, «Демио» в нее, а сзади добавила вторая фура.
В январе видели, как фура перевернулась прямо на посту! Так и не поняли, как такое возможно, то ли разогналась, поздно увидела пост и при торможении ее занесло, то ли припарковалась на ночлег и нечайно завалилась набок.
Также в январе видели жуткую картину: в кювете легковушка, у которой перед (справа) практически полностью смят, на дороге КамАЗ, у которого оторван прицеп, у прицепа оторвано с металлом (то ли ступица, то ли рычаг) левое заднее колесо! И все это в 6 утра в кромешной тьме, лишь мигалка ГАИ освещала трассу.
Самая жуткая авария была в Иркутской области, где лоб в лоб на большой скорости столкнулись две фуры! Одну разорвало на три части и выбросило в кювет, проломив ограждения. Пробка была в несколько километров, движение парализовало в оба направления, пришлось аккуратно спускаться в кювет и объезжать (на это рискнули джипы и паркетники, седаны в основном стояли и ждали, когда откроют проезд).
Напоследок расскажу об аварии, которая, к счастью для водителя, завершилась не так трагично, однако она является ярчайшим примером, почему происходят большинство аварий. Я ехал спокойно (100-110), меня раз пять за трассу обгонял шальной казах на белом «Ипсуме» (казахские номера, цифры даже запомнил — 4666). Я диву давался — как так, он что каждые 100 км останавливается поесть, да в туалет сходить что ли? Тем не менее, обгонял он меня и не только меня снова и снова каждые 200-300 км на бешеной скорости, через сплошную, прямо в пекло тумана и т.д., в общем, рисковал жутко! Еду по трассе, гляжу, впереди знак аварийки выставлен, проезжаю, смотрю, а это тот самый «Ипсум» с полностью оторванным левым передним крылом и зеркалом, ДООБГОНЯЛСЯ! А сколько их таких! Мужики, я, конечно, понимаю, что вы спецы, профи и т.д., что Шумахер нервно курит в сторонке, но ведь все это до поры до времени, пока навстречу не попадется такой же! Казаху на белом «Ипсуме» повезло, он легко отделался, а кому-то уже не повезет никогда! Цените свою жизнь и жизнь других!
Лично я обгоняю только тогда, когда у меня 100%-ная уверенность в маневре. Если есть хоть доля сомнения, что могу не успеть, обгонять не буду, и вам того же советую!
Топ-10 самых смешных названий
Магазин «220 вольт», «Друг детства» (плакаты рядом, сливаются в один).
Чебулинский район (прикольно, если без первой буквы прочесть).
Магазин «Четверочка».
Р. Безголовка.
Р. Верблюд.
С. Мальта.
С. Козулька.
С. Мочище.
С. Тыреть.
Ст. Вагино.
Немного о машине, гаджетах, расходе топлива и финансов
Mitsubishi Airtrek, 2002 г. в., передний привод, объем 2,4 литра, двигатель GDI.
Очень хороший автомобиль, прекрасно подходит для езды по трассе, экономичный (для своих габаритов), надежный, с невероятно крепкой и «сбитой, словно истребитель» ходовкой (не зря родство с «Мицубиси Ленсер Еволюшн»).
Двигатель 2,4 литра тянет прекрасно, всегда уверен, что обгонишь, если пошел на обгон. При этом всего 139 лошадей и налог 1 390 руб. в год! Неприхотливый, главное раз в 2-3 года менять фильтрик ТНВД (стоит всего 70 руб.) и фильтр в баке (стоит 700 руб.). Сигналом к замене фильтров служит небольшое подергивание машины при разгоне свыше 100 км/ч и периодическое загорание чека. Как только заменишь, машина вновь летает.
Автомат-типтроник. Однако я типтроником не пользуюсь — мне и так резвости движка при обгонах за глаза хватает. На Култуке правда зимой пригодился, когда периодически двигателем тормозить приходилось при спуске.
Шумоизоляция хорошая, разговариваешь всегда в полголоса, музыку даже тихо можно слушать без напряга (скорость 90-130).
Салон и багажник вместительные, задним пассажирам удобно ничуть не менее, чем передним, места для ног валом. Спать можно без проблем, т.к.багажник, задние сиденья и передние при желании можно разложить в кровать.
Расход топлива по трассе варьируется от 8,8 до 10,5 литров в зависимости от манеры и скорости езды (летом и зимой практически одинаково по расходу), это при том, что всю дорогу включены в прикуриватель климат-контроль, радар-детектор, навигатор и видеорегистратор. За всю поездку (туда-обратно, т.е. порядка 4 700 км) съедает 450-480 литров (опять же в зависимости от того, как ехать), по деньгам это в пределах 12-13 тысяч рублей.
Единственное, чего мне в нем не хватает — это круиз-контроля.
Кому интересно, об этой машине на Drom.ru есть подробный отзыв с множеством дополнений.
Также мои верные помощники в дороге — это мои гаджеты:
Навигатор (самый простой и дешевый «Texet» за 2 500 руб.с картой «Навител»), прекрасная вещь, особенно помогает, когда едешь первый раз и не знаешь дороги.
Видеорегистратор (пятимегапиксельный, недорогой в пределах 3 000 руб.с флешкой на 32 гб).
Радар-детектор (недорогой «Crunch» за 2 500 руб., прекрасно ловит все радары и треноги).
Советую всем, кто часто ездит по трассе, приобрести эти гаджеты, поверьте — они себя окупят с лихвой и с ними ехать гораздо спокойней.
Заключение
Подобные поездки однозначно на любителя. Мне доставляет удовольствие часами ехать по трассе, погружаться в этот особый мир со своими правилами и законами, слушать музыку, аудиоверсии юмористических передач, анекдотов и т. п., размышлять о насущном :). В таких поездках по-настоящему сдруживаешься со своей машиной и начинаешь понимать, что это не просто груда металла и пластика, а твой верный друг и спутник!
По деньгам: если ехать одному, то дешевле поездом, если вдвоем, то примерно также, а если втроем-вчетвером, то дешевле машиной.
Самое главное, не бойтесь, ничего страшного и сверхестественного в подобных поездках нет! К примеру, у меня стаж вождения всего два с лишним года, тем не менее я совершил четыре поездки за год. Пробуйте, дерзайте!
Не забывайте помолиться каждый раз, когда рано утром садитесь за руль, дабы дать старт очередным сотням километров, не пренебрегайте этим, в независимости от того, какой религии вы придерживайтесь.
Мечтаю когда-нибудь объехать на авто Европу, а пока с удовольствием читаю отзывы людей, которые это уже сделали!
Удачи всем и спасибо за внимание!
С уважением, S.c.o.r!