|
Не было бы счастья, да несчастье помогло. В общем, появилось время, а с ним и деньги :-). На морях и раньше бывал не раз, но всегда хотелось проехать на машине к морю, по принципу машина — свобода передвижения, куда захотел туда и поехал, где захотел, там и остановился.
В общем, маршрут задуман был такой: Новосибирск — Омск — Челябинск — Уфа — Тольятти — Волгоград — Ростов-на-Дону — Ейск — ст. Должанская — Коса Должанская (тут отдых на косе, Азовское море, обучение виндсерфингу, затем двигаться дальше) — Тимашевск — Краснодар — Джубга — Туапсе — Сочи (остановочка, отдых на Черном море, празднование Дня города, затем вылазка в Абхазию) — Адлер — Гагра — Рицинский национальный парк, оз. Рица.
Подготовка Subaru Forester: машина и так в идеале, поэтому была, в основном, профилактика: замена приводных ремней, замена масла в ДВС, масляного фильтра, воздушного фильтра. С собой взял масляный фильтр (в обратную дорогу по пробегу заменял масло в ДВС), один литр антифриза (пришлось доливать, ибо стакан жидкости испарился, еще бы у нас +13, а с Самары и всё время далее было не меньше +30, а на Кубани все +35), набор ключей.
Навигация: GPS-навигатор «ATLAS»(«Navitel»), атлас автодорог России и Ближнего Зарубежья, «Google Maps» в мобильном. Багаж: вещички для отдыха, палатка, спальные мешки, надувные матрасы, топор, котелок, тренога и всякая туристическая мелочевка, iPod с 30 Гб музыки.
Выехал второго июня в ночь, так как ночью и транспорта мало, и гаишники спят. Решение было верным, как потом убедился, лучше двигаться ночью, а отдыхать днем. За ночь проскочил почти всю Новосибирскую область, ночью туманище был, мама не горюй, видимость — метров 200, навигатор исправно подсказывал направление и повороты, очень удобно. Туман такой густой, что вода конденсировалась на окнах, дождя не было. Рассвет встретил в Тебисе. Дорога до Карагата так себе, везде ремонты, после Чанов дорога — ништяк, не усните :-). Бензин весь есть, и 98 в том числе на «ННП», «Сибнефти».
Далее встало солнце, и перед Омском из леса начала вылезать живность, жаль, фотик не успел достать и спугнул двух оленят, стоят на обочине метрах в пяти от дороги два таких Бемби, коричневые с белыми пятнышками — у меня чуть челюсть не выпала!
В общем, живность на дорогах совсем отдельная тема разговора — и красиво, и опасно, то собаки, то ежики, то совы, бакланы, чайки, вороны, блин, всех перечислять долго, за всю поездку пострадало только два баклана — тупорылых тормоза, кулик и гастелло стриж, все, кроме стрижа, остались живы. Ночью будьте особо внимательны — соседи по кемпингу привезли трофей совы в фаре.
Ну, в общем, отвлекся, короче, в Омск въехал в утренний час пик, у омичей своя школа вождения, логике не поддается, когда можно обгонять, они сидят на хвосте фуры, когда видят встречную машину, выходят в лобовую. В городе ваще бардак! В общем, надо было в центр — чисто и красиво, переехал мост, ушел на Челябинск. На выезде из Омска открылась иная картина.
В Омске заправился 98-ым на «Сибнефти», далее такой бенз пропадет надолго, до самого Урала. После Омска поехал, как все, в объезд Казахстана на Ишим (М-51), после Ишима поспал два часика, поел и поехал дальше на Бердюжье, дорога хорошая, гаишники отсутствуют, встречаются только на постах, от Бердюжьего до Частоозерья строится дорога, а также многокилометровый участок дороги, где, видимо, прорвались немецкие бомбардировщики времен Второй Мировой и разбомбили всю дорогу. Тут подобрал автостопщика — занятные ребята, они передвигаются по стране еще быстрее, чем вы едете на своей машине. Любят поговорить, но в тему, главное их правило — не напрягать водителя, тем не навязывают, не спорят, спрашивают, если надоели — сами просятся высадить :-). Проблем у них ни с передвижением, ни с ночевками нет, у них свои сайты и свои люди в любом городе, где им всегда есть остановится, «вписаться» и отправится дальше — маладцы!
В общем, доехал до Кургана, там совершенно случайно свернул возле какой-то кафешки на вывеску «Чистые озера» — оказалось, пляж. Озеро, хвойный лес, шишки падают на голову, песок и чистейшая вода — место просто класс.
Дальше был Челябинск. «А это Челябинск!», при подъезде открывается вид на две огромные градирни ТЭЦ и сразу в нос бьет серный запах, задраиваю люки — и вперед через город, навигатор четко проводит по улицам, двигаюсь как местный :-).
Видок у «Форика» уже не айс, весь облепленный мухами, перед Челябинском влетели в стаю мошкары, ровным, липким, вонючим слоем было покрыто всё, смывать бесполезно, все останавливаются и чистят скребками, и вот, короче, такой вот я вкатился в Челябинск и сходу на одном из светофоров «порвал» зазевавшегося, чистенького, черного «Кайена», тот обиделся и на следуюшем светофоре ушел не дожидаясь зеленого — что я дурак, тягаться с «Поршами»? :-)
В Челябинске заливаюсь на «Лукойле» 98-ым, ибо ожидаю горных серпантинов и думаю вжигать на подъемах при обгоне фур — наивный… :-)
Далее весь Урал и всю Башкирию 98-го почти нет, заправляюсь 96-ым с «Лукойла» — ничем не хуже, а вот дальше в Поволжье, Самарской, Ростовской, Краснодарском крае 96 «Лукойла» просто никакой, старался искать 98, перед серпантином Джубга — Туапсе — Сочи он актуален, как никогда.
После Челябинска начинается Урал (М-5).
На Урале мало кафе и стоянок, города остаются в стороне, магазинов тоже мало, на стоянках продают надувные матрасы, бассейны, вазы, бинокли, рации, детские игрушки — нафига все это, где еда?!Дорога из себя представляет затяжные, но не крутые спуски и подъемы, крутых поворотов мало, тоже много, где ведется ремонт дорог и мостов, и поэтому собираются многокилометровые тянущиеся колонны из фур, обгонять мало, где можно, везде пасутся гаишники, снимают обгоны на бытовые камеры, просмотр кино стоит от 2 000 до 5 000 рублей. Стоит знак «Ремонт дороги», «Обгон запрещен» и ограничение скорости — не нарушайте, ждите конца всех ограничений или перекрестка, даже если никаких работ не ведется. Вы не видите гаишников, никто не видит гаишников — а они есть :-).
Короче, сколько хватало сил и внимания, доехал до Сатки, остановился в мотеле переночевать, да и стемнело уже. Сходил в душ и отрубился. Встал утром, солнце светит прямо в глаз, поел и поехал дальше. Красивейшие места на Урале — Юрюзань и Усть-Катав, жаль, не сфотал, потому что одновременно со мной проснулось и двинулось в дорогу еще несколько десятков дальнобойщиков, и поэтому каждая остановка — это значит снова обгонять фуры. Так без остановок на одном дыхании допилил до Башкирии, вот тут Урал кончился и начались степи, нефтяные качалки в огородах, бенз подорожал и появились настоящие гандоны на дорогах. Гаишники Башкирии настолько беспредельные, что дежурят в засадах по три экипажа, видимо, по одному боятся, самая распространенная подлянка — знак «Обгон запрещен» на подъеме, далее сплошная, потом подъем пройден, начинается спуск, прекрасная видимость, пошла прерывистая, а знака «Конец зоны действия знака "Обгон запрещен"» нет и нет, и вот тут-то народ начинает обгонять какой-нибудь дымящий КАМАЗ, и вот уже из полей, кустов, землянок и схронов вылезают гаишники, 5 000 рублей и свободен, а знак «Обгон разрешен» или «Конец всех ограничений» действительно где-то метров через 400 попадается, и таких подлянок по всей Башкирии, лучше ваще плестись 70 км/ч — дешевле.
Заехал в Уфу в банкомат, выезжал по навигатору, см. фото :-).
Навигатор видит дорогу.
А вот что на самом деле перед глазами.
В общем, проезжать Уфу, не заезжая в неё, там строящаяся развязка и путаница с направлениями и въездами и съездами с/на развязку, будьте внимательны — тоже пасутся гаишники, короче, ищите указатели на Самару или Москва.
Далее маленький кусочек Татарстана и, видимо, местным гаишникам тоже обидно за небольшой кусочек трассы, поэтому тоже очень суровые :-).
И наконец-то Россия, Поволжье! Дороги — просто сказка!
+33, «Форик» на 96-ом начинает «нехать», 98-го днем с огнем не найти :-(.
По М-5 плавно подлетаем к Самаре и уходим на Тольятти/Жигулевск — родина ТАЗов.
Свой среди чужих! На дорогах одни «Приоры», «Калина» не котируется, праворуких японцев — только я :-). На посту перед ГЭС инспектор подходит к левой двери, я его жду справа, махаю документами, обходит, интерес вызывает только навигатор: «Помогает?». Я: «Очень!». Отдает доки, и внимание его устремляется к проезжающими фурам, еду дальше.
Вдоль дороги полно разной рыбы, Сызрань — соблазн остановится и напиться пива — едем дальше, «На Берлин!» :-). В Сызрани ухожу с М-5 и двигаюсь на Саратов — Камышин — Волгоград по Р-228. С одной стороны степи, с другой водохранилища, гаишники дежурят с бытовыми камерами с 200-300 кратным увеличением за 1-2 км после знаков «Обгон запрещен» — дети малые...
Вот и он, город Волгоград, Мамаев Курган виден с любой точки города — монументально! На выезде из Волгограда попал на переезд — простояли три часа!
Дальше двигался по М-21 на Ростов.
Здесь на мосту первый официальный штраф на 100 рублей :-).
Далее начинается Ростовская область и новые разводы с использованием скрытого видеонаблюдения (за знаками «Ремонт дороги» и «Ограничения скорости», как правило, стоят неприметные «девятки» или «семерки» из них-то и ведется «видеонаблюдение», и ни одного экипажа ДПС вам не попадется до самого Каменск-Шахтинска, просто на каждом посту вам будут предлагать посмотреть кино и расплатиться, если вы нарушали, на каждом посту знак «Стоп-Контроль», останавливайтесь и демонстративно ждите, когда на вас обратит внимание ДПСник, бибикните ему, если он вас игнорирует, а то потом будет трудно доказать, что вы не мимоходом проехали мимо него — это еще одна статья заработка для них, да еще и с возможностью проехаться с мигалками в погоне за вами — детский сад-трусы на лямках!
Попал в жестокий ливень на трассе Москва — Ростов (М-4).
Левый, левый, левый берег Дона…
Ростов-на-Дону путаный, указатели на въезде в город, а в городе они пропадают, поэтому если вам не надо в город, и вы едете на Юг — лучше его объехать через Аксай. Мне надо было на Батайск-Азов (Р-268), Ейск (Р-250).
А вот и промежуточная конечная точка маршрута на Азовском море — ст. Должанская, Коса Должанская — километров на 20 вдается в Азовское море, с одной стороны Азовское море, с другой стороны Таганрогский залив, а на другом берегу залива Украинская Ялта.
Вся коса, дороги на косе, пляжи, везде ракушки.
Должанцы зажиточные, у некоторых во дворе есть самолеты :-).
Тут я жил неделю, кемпинг «Данис», 150 рублей в сутки, на охраняемой территории к услугам в 50 метрах от моря навес для машины, место под палатку, летний душ, теплый душ, туалеты, кафе, если хотите, есть номера эконом и люкс класса.
Каждый вечер по телеку одно и тоже.
Уникальность косы в том, что если с одной стороны ветер и волны, то с другой стороны ветер и гладь, ради этого сюда многие серферы и кайтеры и приезжают, ветер в наличии всегда, солнце, море теплое, условия почти идеальные для активного отдыха.
Бычки, которые бывают в томате :-). Шторм их просто выкидывает на берег — ходи собирай на уху.
«Форик» на Должанке и рыбачка ... Вероника :-).
Велосипед — транспорт номер один для местного населения.
Не «Фотошоп» — чудеса поляризационного фильтра.
Обучение кайтингу начинается на земле.
Фигасе, как я загорел, а зарос-то как :-).
Воды Азовского моря смешиваются с водами Таганрогского залива — течение, капец, водовороты.
Ну вот понаехали 12 июня! Пора ехать дальше.
Попрощавшись с Азовским морем и Должанкой, двинулся на Черное море в Сочи. Ейск — Староминская — Каневская — Брюховецкая — Тимашевск — Краснодар (Р-268).
Дороги Краснодарского края, Кубань.
Кубань: поля, поля, фруктовые сады, казачьи станицы…
Праздник 12 июня! Центр перекрыт.
Поплутав по Краснодару (М-4), выехал на Джубгу — Туапсе — Сочи (М-27).
180 км горного серпантина проходил ночью — кошмар, так накрутился рулем, просто капец, аж взмок. Фур мало, но движняк плотный, скорость 40-60 кмч, поворот за поворотом, вверх-вниз, тормоз-поворот-газ-тормоз-поворот и так 180 км, обгонять просто негде — идет сплошная колона машин, как в одном, так и в другом направлении, тещины языки… В общем, дорога — сплошной генератор адреналина! Если турбо, лучше заправится 98-ым — надежнее! Туда ехал на лукойловском 96-ом — просто вода, обратно на 98-ом от «Роснефти» — машина просто зверь! Не такая уж там и большая высота, но атмосферники дохнут, а турба резво подхватывает! Дайте мне резину, бенза, девять жизней, перекройте дорогу, и я там еще погонял бы :-).
В общем, к утру был в Сочи, как изменился город за пять лет и далеко не в лучшую сторону, куча начатого и брошенного строительства, к морю не подъехать — везде платные или санаторные пляжи, все побережье застроено.
Остановился на Мамайке — не так шумно и спокойнее, чем в центре.
Дороги Сочи — продолжение серпантина.
Шашлыки-машлыки, какое разнообразие.
Нифига не поп-корн — это рус-корн, вареная кукуруза с маслом и солью :-).
В общем, велкам, чего не скажешь про сочинских гаишников.
Кому нужна работа на лето в престижном городе, пишите телефончик :-).
Хочулия… могулия… а-а-а-а — магнолия!
Дорога на Ахун — тоже своего рода НФС в реале.
Агурские водопады (полтора километра пешком по горам).
Короче, после Дня города Сочи выезжаю в Абхазию, заправляюсь 98-ым под завязку, потому как там с заправками напряг и доверия они не внушают, 98-ой есть в Сочи на «Газпроме» рядом с «Рэдисоном» и между Сочи и Адлером на «Роснефти», больше 98-го нигде нет.
Таможня проходится бодренько, на нашей стороне заполняете по образцу декларацию в двух экземплярах, показываете номер кузова, содержимое багажника, и всё! На абхазской таможне оплачиваете страховки на автомобиль(450 руб.) и на человека (100 руб.) — все, вы в Абхазии!
Абхазцы туристам рады, не то что сочинцы! Намного приветливее и доброжелательнее — ехать в Абхазию и пять лет назад было не страшно, а теперь тем более :-).
Абхазия, как многие знают, расположена между горами и морем, вот и дорога также идет.
Красиво!
Зимний театр (Зимний вечер в Гаграх).
Пляж в Гаграх, вода попрохладнее, чем на Азовском море, но прозрачнее.
Кстати, «Субариков» очень редко встречал на дороге. Праворульных машин много и в Краснодаре, и в Сочи, и в Ростове-на-Дону.
Дороги не только для машин, другой дороги на оз. Рица просто нет.
Поднимаемся выше, дороги уже, горы выше, ущелья глубже.
Водопад Любви — всем мыться, пить, набирать воду по карманам :-).
Горные дороги — отдых от городских улиц.
Вот она, конечная точка маршрута — оз. Рица.
Обратный маршрут был такой же, по тем же местам, еще на неделю остановился в Должанке и потом уже поехал домой в Новосибирск.
Общий километраж: 10 300 км, бензина потрачено 958 литров, средний расход за всю поездку 9,3 л на 100 км.
Будут вопросы, спрашивайте :-)
Lehamen |