Монгольский путь

12.01.2023 | 16324 просмотра

«Монгольский путь» — это записки о путешествии от Красноярска до Гоби и обратно. Всё, что мне показалось важным и интересным, то, что хотелось бы сохранить в памяти. Стилистика автора сохраняется.

Часть первая. Начало пути.

Наш «Монгольский путь» начался ещё в России, фото необычного или красивого пополняют трэвэл-портфолио по дороге в другую страну. Путь предстоит неблизкий, мы в предвкушении чего-то особенного.

Пожалуй, на такой тачке надо ездить в путешествия, ну или хотя бы на рыбалку.

Чем ближе к Иркутску, тем больше водителей из телепередачи «Водить по-русски». Столько лет ничего не меняется, видимо, это особый иркутский менталитет. Говорят, в Монголии дорожный беспредел, потренируемся пока.

Култук и Слюдянка издалека в темноте выглядят уютно, окаймляя своими манящими огоньками побережье Байкала. Ночлег нашли без проблем. На заправке ОМНИ поужинали прилично, к тому же поразила ресторанная подача. Столько раз бывали на этом удивительном озере, но впервые ночевали прямо на берегу Байкала! Так красиво и романтично. Хотела встретить рассвет, часто вставала и проверяла. Но было пасмурно и хмуро, всё небо затянуто. Так и не встретила. Только не выспалась.

Дорога от Слюдянки прекрасна. Бесконечные живописные повороты, подъемы и спуски вдоль Байкала. Напоминает Алтай каменными стёсами и густой лесной растительностью. Чем ближе к Улан-Удэ, тем реже пролесок. Вскоре он и вовсе сменяется степью, обрамленной вершинами горных хребтов. То тут, то там встречаются дацаны. Один понравился с дороги, даже подошли к нему. Ещё проехали дворец Белой Тары. Если будет время и желание, можно заскочить на обратном пути. А вообще, конечно, интересно всё, что для нас необычно.

г. Новоселегинск — перекресток многовековых дорог. Узнали, что Великий Чайный Путь составлял 9-10 тыс. км, проходимый за год. Посёлок практически воинской славы. От него до Кяхты половину дороги, действительно, ехали не выше 80 км/ч, как и обещал навигатор: асфальт сплошь состоял из дыр и гребёнки. Зато почти не было машин, и абсолютно все попутные большегрузы и автобусы сигналили поворотниками свободную дорогу.

Минуя объездными дорогами Иркутск, Улан-Удэ и их заторы, мы, на вторые сутки, прибыли в приграничный г. Кяхта. На въезде у нас проверили паспорта, спросили о цели проезда. Очень спокойный и вежливый пограничник разъяснил правила проезда пограничной зоны, чёрт возьми, напугав меня строгими порядками. Мол, надо ехать спокойно, не сворачивая и не останавливаясь, если остановиться, могут скрутить, а потом оштрафовать. Хорошо ещё не расстрелять.

Ещё находясь в пос. Култук, решили с утра забронировать гостиницу в Кяхте, чтобы переночевать, отдохнуть, а утром рвануть на границу. Свободных номеров в гостиницах не оказалось. Неужели придется заезжать на ночлег в Улан-Удэ? К счастью, нам посоветовали хостел в Кяхте. Удача. Номер люкс с одной двуспальной кроватью оказался вполне приличным, с собственным душем и принадлежностями, холодильником, чайником, телевизором, вентилятором и пледом. Последние, наверное, в комплекте. Даже полотенца отбеленные. Ну супер. Недалеко кафе, где можно нормально поесть и пускают со своим алкоголем. А в гостинице, как сказал пограничник, нужно разрешение на пребывание в пограничной зоне. Ну и хорошо, что там мест не было. Тут даже машина в собственном гараже стоит. Моя рекомендация: хостел «Эдельвейс» по ул. Рукавишникова, двухместный номер за 1800 руб. и с бесплатным местом в гараже.

Досуг в хостеле: карта мира на всю стену. Занимательно.

Граница.

С российской стороны сразу 3 пункта досмотра. Очередь движется, ждали около часа. Нормально. Начали выгружать вещи... и тут оказалось, что неким последним указом президента РФ введён запрет на вывоз подсолнечного масла и сахара! В связи с действиями на Украине. И ведь почитали заранее правила провоза через границу, но этого пункта нигде не попалось. Нас разворачивают, чтобы оставить запрещенку за границей, на территории России. Несмотря на то, что початые упаковки предназначались для личного пользования, их нужно было выбросить. Что поделать, делаем быстренько круг, возвращаемся на досмотр. И какой же лайтовый был осмотр (в сравнении с нашим прошлым переходом через Тыву), спросили, быстренько посмотрели и всё. Дольше VIN искали у машины. Паспорта, штампы — вперёд, на монгольскую сторону. Там даже смотреть не стали, просто открыли багажник. Вот так дружественные страны увеличивают пропускную способность КПП. Всегда бы так. А то в прошлый раз (в 2017 году) машину наизнанку вывернули, вообще всё вытащили, даже коврики из машины и вещи из сумок, с собакой и металлоискателем всё осматривали.

Ну что же, вот и Монголия!

«Обменник» находится в обычной женской сумке размера чуть больше среднего. Никаких решёток, сигнализации, УФ-лампы, и чего там ещё положено... 50 тыс. руб. обменяли на 2 млн. 600 тыс. тугриков. Поехали тратить.

Часть вторая. Долгожданная Монголия.

От границы сносный асфальт переходит в хороший на абсолютно прямой дороге. Такой прямой по такой ровной и однообразной степи, что закрываются глаза. Дорожные знаки стандартные, штампованные. До сих пор вспоминаем знаки «дикой Монголии», где были в прошлый раз, это, конечно, ржака.

Развлечения ради читаю вывески, ничего не понятно, смешно, хорошо хоть на кириллице. Однако чувство сонного удовлетворения длилось недолго. Неожиданно хорошая дорога кончилась, и началась строящаяся. Ремонт дорог по-монгольски выглядит не совсем так, как мы привыкли: небольшим кусочками с реверсивным движением дорожники продвигаются вдоль запланированного промежутка, либо делают полностью новую временную дорогу вокруг ремонтируемого участка. А точнее, здесь он выглядит совсем не так. Участки ремонтируемой дороги перекрыты полностью в общей сложности примерно на 130 км. Объезд накатывается водителями самостоятельно. И весь путь стройки отсыпается по всей длине. Потом будут ровнять, укатывать не спеша, потом асфальтировать... Не участками, а пока полностью не сделают всю дорогу. Ну, что же, едем направлением. Зато хоть машин здесь много, снуют туда-сюда по дорожкам. Никаких больше знаков и указателей.

Дороги сходятся и расходятся. Знаешь примерное направление и едешь примерно в его сторону. Скорость 30-40 км/ ч + торможения. Легковушки летают, как по асфальту, даже не притормаживая. Автобусы, вообще, «джигиты, блин». Наверное, для монголов это считается хорошей дорогой, раз они такие прыткие. Что же тогда нас ждёт после столицы?

Примерно на полпути снова ненадолго появился асфальт. От границы до этого момента мы ехали 3,5 часа. Это около 80 км. Женя матерился, мне приходилось ещё и это выслушивать. На прямой гладкой асфальтированной дороге монголы едут, как ни странно, с той же скоростью, что и по бездорожью. Будто у них машины настроены на одну цифру на спидометре.

Каждая вторая машина — Приус. Ещё и гибрид. Второе по популярности место делят большие Лексусы, Крузяки и Крауны. Остальное малочисленное — тойоты седаны и буханки на внедорожье. Практически все машины праворульные.

Невыносимая тряска заставила нас остановиться в придорожной кафешке заморить червячка хуушууром. Это были самые вкусные хуушууры за последние годы! Хуушууры — это такие типа чебуреки с бараниной. В этой части Монголии их жарят на растительном масле. А вот где мы были в прошлый раз (в 2017 году), там на курдючном жиру, очень бараньи пирожки!

Иногда встречаются непонятные объекты, раздумывая над которыми, хоть отвлекаешься от тяжести пути.

Последний рывок на небольшом отрезке асфальта, недалеко от Улаан-Баатора. Останавливает гаишник, не представляясь, просит предъявить документы. Здороваемся по-русски, чем сразу повергаем его в недоумение. Смотрит на права и не понимает, кажется, ничего.

Дальше диалог выглядит так:

— Оххх, эээээ. Ох, — чешет красной палочкой полицейский в затылке.
— Русские номера, — уточняет Женя.
— Рус?
— Рус, рус. Красноярск, Сибирь.
— А, да. Ээээ. Уф.
— Ну так я поеду?
— Эээ, да, еду... — как-то разочарованно махнул красной палочкой в сторону дороги полицейский. Всё равно ничего не понимает.

Мы забрали документы и поехали дальше, смеясь. За весь этот утомительный день хоть какая-то разрядка.

Часть третья. Улаан-Баатор.

После ужасной дороги наконец-то въехали в город. Однако счастье длилось недолго. Мы буквально сразу же оказались в заторе. Движение ооочень плотное, все сигналят. Правила? Не слышали. Какой-то дорожный хаос из девяностых. 9 км ехали больше двух часов. И то уже развернулись по-монгольски, а не так, как показывал навигатор.

В гостевом доме нас уже ждали, номер максимально простой, без излишеств, хотя и просторный. Главное — свой душ и горшок. Хозяин приветливый, понимает по-русски и по-английски. Цена дешёвая, место тихое, всё рядом, что ещё нужно для переночевать? Три ночи обошлись нам в 185000 тугриков (примерно 3500 руб.). Прибыли уже в десятом часу вечера, кинули сумку и сразу пошли искать пропитание.

За едой далеко идти не пришлось. Буквально сразу через дорогу зашли в ресторан корейской кухни. В меню ничего не поняли, ткнули пальцем в какую-то картинку, заказали к этому местной водки (для Жени) и пива (для меня). Принесли сразу чай в чайнике, хоть мы и не заказывали, по обычаю.

А блюдо оказалось совсем не простым! Во-первых, идеально острое, как по мне (заказали ещё к нему рис), во-вторых, интересная подача — принесли кипящим, в-третьих, к нему ещё кучу маленьких плошек с разными дополнениями поставили. Как это есть, мы так и не поняли, но слопали почти всё.

И ещё карамелизованная курица пришлась по вкусу. Пиво лёгкое, не горькое и не кислое. Приятное, на вкус как несладкая газировка. А водка почти без запаха. Женя нашёл её крепкой и масляной. В общем, получилось неожиданно приятное и необычное завершение этого тяжёлого дня. Скорее спать, завтра всё ножками, ножками.

Шли домой со странным и противоречивым ощущением. Вроде как поняли, что заграницей, но ещё не поняли где. Кажется, как в Бангкоке, но вывески все русскими буквами, хоть и непонятно ничего. Транспорт, люди, движуха, темно, но прохладно. Кто был в Тае, поймет меня. Завтра всё разузнаем и проникнемся, я думаю.

Часть четвертая. Новые впечатления.

После утомительного переезда спали до талого. Потом ещё долго раскачивались. К завтраку вышли в начале одиннадцатого часа. Для меня это уже почти обед. Хозяин тут же вынес нам посуду, кипяток, на столе не убирал всякие вкусности. Пока мы думали, что из этого изобилия нам поесть, он уже принёс горяченькие сосисочки, омлет и салат. Каждому. Обычный завтрак с таким подходом сразу же превратился во вкуснейший. Правда очень приятно, чувствуешь себя желанным гостем.

Очень отзывчивые люди. Зашли в сотовую компанию купить симку. Рядом стоящий мужчина подсказал жестами, где брать талон и следил за нашей очередью, т. к. на табло не написано, а объявляли голосом. Когда у менеджера, не говорящего по-русски и очень плохо по-английски, стали выяснять, что они могут предложить, подошёл мужчина в возрасте и на прекрасном нашем родном языке стал переводить туда-сюда. А потом ещё свой номер телефона оставил и сказал звонить, если что, он всё подскажет. Удивительные люди, мне кажется, россияне другие, более чёрствые и равнодушные.

Нельзя не заметить, как ровненько сидят медицинские маски на плоских монгольских лицах.

Рядом с ТЦ, где брали сим-карту, расположен музей естественной истории (он же палеонтологический). Красивый снаружи, перед музеем интересная площадь со стелой. Ну, раз рядом, то пошли, хоть запланировали другой музей. И — офигеть! Вот уж не ожидала, что там будет так захватывающе! Археологические находки костей и черепов разных динозавров, макеты в натуральную величину, собранные скелеты... Всякого необычного. С интересом рассматривали окаменелые скелетики рыбок, удивительных бабочек и чучела птиц и животных. Вот жаль только, что не было там гобийского медведя, очень уж хочется на него посмотреть.

С хорошим впечатлением от музея естественной истории пошли в Национальный. Уж сильно хвалят. Музей, в общем и целом, хороший, даже познавательный…, если бы понимать по-монгольски. И что самое удручающее, есть гиды на разных языках, кроме русского. Отсутствие русскоязычного экскурсовода или аудиогида прямо выбесило! Это не просто ложка дёгтя, это удар под дых. Всё, с музеями покончено. Завтра лучше в дацан сходим.

Так бывает, что чего-то ждёшь, планируешь, а это не оправдывает ожидания. И почти всегда спонтанные события оставляют наилучшие эмоции и приятные воспоминания. Судьба, порой, сама подталкивает нас в нужном направлении. Главное — распознать её знаки и не сопротивляться.

Вспоминаю Тай десятилетней давности. Почему? Потому что обжираловка. В ресторанах (а мы пока что кушаем только в них) порции подают таких размеров, чтобы раскормить слона на убой. Надо попробовать питаться где-нибудь в бистро, там подешевле и, возможно, порции поменьше. С такой кормежкой никогда не похудеешь.

Чем ближе к центральной площади, тем чаще встречаются каменные львы у парадных входов зданий.

Люди компаниями располагаются на траве перед новым зданием Парламента. Минуточку, на искусственной траве!!! Ну как так-то?! Стоит только замедлить шаг или вообще остановиться, тут же вырастают откуда-то продавцы картин на коже. И все сплошь сами художники. Вообще интересно, даже красиво, но — нет.

Сам город пестрит разнообразной застройкой. Даже в центре много высоток, современной архитектуры, сплошь стеклянных фасадов. Прогуляться по улицам мне было приятно, потому что необычно. И в центре всё нужное для туриста кучно. Нет ощущения уж совсем каши, впечатление, скорее, современного города. Но! Очень не хватает именно национального колорита. Его нет совсем.

Раз уж мы сегодня гуляем, то догуляли до ЦПКиО. Много разных аттракционов, искусственный водоем посередине, зелень. Решили прокатиться на американских горках и на колесе обозрения. Сами аттракционы в описании не нуждаются, но вот как артистично мы покупали билеты — нужно было кому-нибудь заснять!

Много раз видели, как люди ловят такси старым дедовским голосованием, а машины проезжают мимо. Как же мы отвыкли от этого. Даже за поездку платим теперь через приложение.

На оживленных перекрёстках не умолкая свистят регулировщики, кое-где даже заметили специальный постамент для человека с красной палочкой. Вдоль дороги чувствуется сильная загазованность, машин непомерно много. Город в нескончаемых заторах. В какое бы время мы ни посмотрели на карту, в большей степени протяжённости они всегда бордовые (кроме времени сна, конечно).

А лежачие полицейские такие высокие, что на коленках только переползать! Как они на своих Приусах через них прыгают?

Из-за большого количества машин воздух такой грязный, что голову невозможно промыть на два раза, а мне понадобилось и трижды. Портится кожа. Как в городе…

Обмен валюты на тугрики самый выгодный на границе. Решили ещё немного деньжат поменять на всякий случай. Обменники ещё те, да и просто на улице торгуют, как в девяностые, курс один. Но не все менялы в сговоре, нашли одних, что продали дороже остальных. Можно торговаться.

Ходили на рынок, что возле дома. Открывается в десять, почти никого, всё закрыто. Половина одиннадцатого — продавцы только начинают подтягиваться кое-где. Ни разу люди поспать не любят. А в шесть уже никого не будет. Сам рынок крытый, много-много отделов, три этажа. Но ощущение, что попали в девяностые (опять же). Даже на примерку шторки нет прикрыться, вот так и стоишь в одних трусах у всех на виду. Цены, тем не менее, очень радуют, качество товара, из того, что смотрели, хорошее. Ну и пусть посмотрят на трусы, нас тут всё равно никто не знает :))

Дацанов здесь прилично, в центре, во всяком случае. Как у нас церквей. Есть и монастыри. Пошли в монастырь Гандан, что рядом с домом. Понравился комплекс. Здания разные, есть совсем старые (или старинные), есть строение ну совсем новое, из мрамора и гранита. А в одном дворце Будда долголетия стоит — 26 метров! И смотрит на тебя такого махонького. Говорят, он битком набит лекарственными травами и мантрами, как и положено ламаистским Буддам. А вокруг него много молитвенных барабанов, аж в два ряда. Я усердно покрутила их все, в надежде на помощь небес в предстоящей поездке. Я ещё никогда так много не молилась, даже рука устала. Но чувство внутри себя было прекрасным. И статуя впечатлила. Потрясающе!

И напоследок об Улан-Баторе...

Так как искусство вне времени, политики и религии, то в музее изобразительного искусства имени Занабазара можем, пожалуй, обойтись без гида. Кто такой Занабазар, мы выяснили ещё по дороге, когда изучали краткую историю Монголии. А там ведь ещё работы, сделанные им собственноручно, уже интересно. В экспозициях выставлены работы монгольских мастеров до ХХ века, как правило, на религиозную тему. Есть, кстати, полотно Николая Рериха, что меня немало поразило. Через мобильный переводчик читали описания, прониклись некоторыми божествами и стражами. Очень мне всё это нравится, особенно когда многосюжетные картины, с бесчисленными мелкими деталями и тончайшими прорисовками. И такое это всё няшное-мультяшное, ну прям лапусячное. Одну картину даже купили в постере, заберём с собой. Статуэтки решили оставить на родине. Этот музей мне понравился очень.

Кашемир — национальное достояние. Прощупали изделия из настоящего качественного кашемира. Ну, конечно, у нас такого я не видела, это точно. Но и стоит это всё хороших денег. Покупать не стали, но теперь наверняка знаю, как должен выглядеть хороший кашемир.

Общепиту Улан-Батора требуется сервис. Банально салфетки и хоть какой-нибудь соус (дают соевый) приходится просить. На столах даже солонок нет. Хорошо, что хоть со столов тряпочкой стирают. Никто сильно за клиента не бьётся. Если не понимают, то так и говорят, не предпринимая никаких шагов навстречу, а ты сам решай, оставаться тебе или голодать дальше.

Музей паровозов состоит из целых четырех паровозов, одного тепловоза и пары электровозов советского периода. Для разнообразия можно позырить, но специально ехать сюда нет смысла, не насытишься.

Чёрный рынок. Важное место для местных. Можно купить всё, от батона до гон ... Приехали и попали на рынок КрасТэц (что у нас в Красноярске) девяностых годов. И продукты, и электроника, и линолеум, и стройматериалы, и посуда... Площадь огромная, не гуляли, стали сразу спрашивать, где место нужное нам. Что искали — не нашли, зато купили мне красивый тэрлэг. И то два часа пролетело, пока шли.

Музей Богд хана. Это не был обязательный пункт нашей программы, учитывая его отдалённость, содержание и наше отношение к непонятному языку, после посещения Национального музея. Здесь мы оказались случайно, когда по дороге увидели здоровенных верблюдов и искали парковку, чтобы их рассмотреть. Неожиданно нас встретил гид, молодой парень, прекрасно владеющий английским и немного русским языками. Повел по сохранившимся после репрессий храмам бывшего когда-то огромного великолепного храмового комплекса. Это была не стандатрная гончая экскурсия за час, нас никто никуда не торопил, можно было всё рассматривать, спрашивать, только фоткать нельзя. И так приятно было не просто смотреть, а ещё и обсуждать увиденное со знающим человеком! К этим новым знаниям прибавилось то, что мы видели ранее, и картинка стала более целостной, история интересной, религия понятной. В зимнем дворце последнего гэгэна к нам с удовольствием присоединился мужчина в возрасте, естественно, говорящий по-русски, рассказывал дополнительно про экспонаты. Мы интересовались, изучали детали. Когда уже вышли, этот мужчина что-то сказал служителю музея, она провела нас к юрте Богдо-гэгэна, на минуточку, сшитого из 120 шкур барса, и открыла её для нас, показав удивительно изящное убранство внутри. В изумлении был даже наш храмовый гид, так же, как и мы, впервые увидевший то, что спрятано за резным замком. Очевидно, что этот музей не такой насыщенный, как Национальный, но именно он оставил наиболее благоприятные впечатления и целостные познания. Конечно, в этот раз не могли уйти без сувениров.

Итак, возвращаемся к нашим верблюдам. Вдоль оживленной дороги, объединяющей новостройки современного микрорайона, замер в металле караван прекрасных мощных навьюченных верблюдов во главе с монголом на коне. Экспозиция называется «Переход». Эта тема довольно часто отражается в картинах и просто рисунках разных эпох Монголии. Но вот такое воплощение, конечно, впечатляет.

Собственно, целью поездки, доставившей попутно столько приятных впечатлений, был монумент Зайсан, посвященный битве на Халкин-Голь. На вершине горы построена смотровая площадка, окольцованная мозаичным панно, увековечившим советских и монгольских солдат, вместе выигравших это сражение. В центре стоит, к моему огромному сожалению, потушенный вечный огонь. Так обидно видеть, что он уже не вечный. С этой вершины вид открывается прекрасный, погода великолепная, город просматривается далеко. Всё как везде: центр, вокруг высотки, на окраинах частная застройка.

Маленькое приятное воспоминание. У подножия монумента решили пообедать. В целом, кухня в Улан-Баторе представлена хушуурами и корейской кухней. Встречается европейская, но реже. И всего один ресторан русской кухни с выцветшей вывеской «Матрёшка». Здесь зашли в один из павильонов жрачного ряда, потому что внутри было людно, а значит вкусно. Сразу у входа стоит безумных размеров мангал с колдующим над ним совсем юным худеньким парнишкой. В меню забегаловки оказались совсем привычные нам блюда современной русской кухни: оливьешечка, морковка с чесноком, шашлык из чего угодно, компот насыщенного вкуса. Причём этот юноша прекрасно прожарил очень вкусно замаринованное мясо. Действительно приятного аппетита.

Повсюду ковидные надписи: «Зай Барь (рус. — держи дистанцию) 2 м». У нас всего 1,5. Их вирус, видать, страшнее, чем наш вирус.

Если ты не видел статую Чингисхана, самую большую в мире конную статую, значит, ты не был в Монголии. Как-то так. Почему-то такой важный объект находится не в столице, а где-то в степи. Автобусы туда не ходят, только туры или своим ходом. Много россиян приезжает в Монголию поездом, добраться сюда сами они не смогут. Впрочем, в гостевом доме, где мы поселились, хозяин договаривается с турами или арендой машины с водителем. Долетели мы быстро, по хорошему асфальту, только успевай обруливать машины (они ведь везде ездят с одной скоростью, 60 км/ч), да отстегивай по тыще будочникам платных дорог. Только из-за холма начала показываться голова, сразу стало понятно, каких габаритов должна быть статуя. Подъезжаем. Вот это масштаб! На степном просторе, в окружении юрт-турбаз, блестя металлом на солнце, слепит глаза огромный всадник, воплощение истории страны. Заходим внутрь, самый большой сапог, маленький музейчик, сувениры, лифт. Поднимаемся сначала в обклеенной (а не исписанной), похожую на дверцу холодильника, кабинке лифта, затем по очень узкой лестнице на голову коня. Здесь смотровая площадка. На степь, сколько видно до горизонта. Так и не поняла, зачем. Наверное, в этом и заключается монгольская философия бескрайних просторов и былых завоеваний.

Часть пятая. Самая захватывающая! Необычная Монголия.

По дороге от статуи Чингисхана видели соревнования лучников. Это одна из частей Наадама. Соревнования в чистом поле, участников много, все в национальной одежде. Стреляют на большое расстояние. Болеть не за кого, результат не важен, но значение придали, поехали дальше.

По дороге очень много встречных грузовичков с лошадями. Наверное, их везут к Наадаму, а может и на продажу, ведь такой хороший повод: один из этапов праздника — скачки!

Большая грозовая туча, уже прорвашаяся в некоторых местах дождём, заслонила собой всё небо и сделала наш вечер короче. Ехали до наступления полной темноты. Чуть свернули с дороги и устроились на ночлег. Как классно ездить сразу с домиком, мы как улитки! Поужинали купленными в последнем попавшемся супермаркете пивом и колбасой и улеглись. Я ночевала на спальнике, под приобретенным накануне таким желанным монгольским одеялом из верблюжьей шерсти. Как давно я так сладко не спала! Даже страшная туча не стала тревожить мой сон, тихо ушла, на цыпочках, посверкав на прощание молниями.

Степь бескрайна. Когда исчезают холмы, степь упирается в горизонт и становится похожа на бесконечное зелёное море. Если выйти из машины, тебя сразу же окутывает душный запах полыни или медовый аромат алиссума (у нас их называют медунками). Все растения в сухостепи такие мелкие, что сразу и не разберёшь, что же может источать такой дивный аромат. Но если присмотреться, окажется, что здесь довольно много цветов, просто они малюсенькие. И от этого ещё более ценные, радуешься им, как шикарным пионам. А между ними разбегаются от кроссовка в разные стороны разнообразные жуки, причём не маленького размера. Температура воздуха за пару-тройку часов может измениться несколько раз в диапазоне от 12 до 28 градусов.

То тут, то там встречаются древние захоронения. Какие-то огромные птицы, вроде орлов, защищают свои гнёзда с птенцами, и быстрые козлы или сайгаки испуганно удирают за холмы, подпрыгивая белыми попками. Степные ушастые лисы, озираясь, ищут добычу, заметая след длиннющим пушистым хвостом. Иногда можно встретить колодец, заботливо накрытый крышкой и окаймленный разбитыми бетонными кольцами. Пересохшие сайры странным образом напоминают, что здесь всё-таки в какой-то момент была вода.

Когда были в восхитительном заказнике Их Газрын Чулуу, лазили по невероятным скалам, неожиданно невидимая взгляду колючка мощным острым шипом прошла сквозь толстую подошву кроссовка и вонзилась прямо мне в ногу. И вытащить её было тоже не просто. Страшная вещь, эти колючки.

Заповедная зона Их Газрын Чулуу потрясает воображение! Огромные каменные валуны взгромоздились друг на друга, создав скальные группы причудливой формы. Их тут множество, целый город из камней. Не похоже ни на что, ни на Столбы, ни на Ергаки. Мы нашли среди них верблюда, черепаху, птицу, индейца, лягушку, кита, какие-то какашки, зрительный обман... Много всего, у кого на что хватает воображения. Есть среди скал и останки древних монастырей. Сюда приезжают просто помолиться, новые храмы больше не строят. Забрались на видовку, пейзаж ошеломительный, хорошо просматривается заповедник по краю, кажется, что сухостепь заиграла красками. Необычное место, конечно, стоило найти его.

Когда встречали людей, они понимали, что мы из России. Относились все дружелюбно. Показывали дорогу, говорили: «Добро пожаловать». Один дяденька, служивший, как он сказал, три года на границе, довольно эмоционально заявил: «Русский — хорошо, китаец — тьфу!» Хочется верить, что они искренне нас не ненавидят. Во всяком случае, нам попадались именно такие люди. В гостевом доме две женщины-алтайки сказали, что им отказались менять деньги на вокзале из-за событий на Украине, уже думали, что обратно поедут.

В г. Мандалгови заправились и зашли в какой-то «зоог». Внутри оказалась вполне приличная кафешка, аж с четырьмя видами обоев. Особенно впечатлила большого размера картина с самыми разными известными личностями. Еду, как водится, заказали по картинкам. Сразу принесли чай в... пивных кружках! Подали к нему всего 2 кусочка сахара и ложечки с длинной ручкой. Ещё ни разу я не пила чай из такой посуды. Горячее оказалось очень вкусным, моё блюдо ещё и острым. Омлет, острая маринованная капуста и совсем без запаха, хорошо промаринованная и прожаренная баранина, перемешаны и обжарены в сковородке. Подаётся, опять же, с рисом. Называется Ондог Кимчитэй Хурга. Это божественно вкусно, хоть сперва и странно. Ондогтэй Хурга похоже на предыдущее блюдо, только не острое и без капусты. Цуйван вообще как жаренный лагман. В этой части Монголии кухня меня подкупает, не то, что в прошлый раз.

От г. Мандалгов до г. Даланзагдад дорога асфальтированная, доедем спокойно, без матюгов.

Чем ближе к югу, тем лысее травяной покров, реже юрты и выше колючки. Табуны лошадей сменяют верблюды. Но неизменно огромное небо. Оно настолько огромное, что невозможно понять его размеры. То ли оно такое низкое и одновременно бесконечно высокое, то ли это такая плоская земля, но кажется, что тебя окружает только НЕБО. Это непередаваемое чувство ощущения себя в пространстве.

В Даланзагдад прибыли поздно вечером, нашли гостиницу. Всё нужное — чистая постель, душ, туалет — обошлось в 80000 тугриков (1600 руб.), завтрак включен. При въезде в город поразил ряд из десятка заправок, прямо рядышком, одна к другой. Сам город хороший. Здесь вообще города интересные. У здания администрации обязательно на небольшой площади стоит кому-нибудь памятник. Есть стадион, банки, гостиницы... Везде чисто, улицы ровные, выстроенные квадратным способом. Высоток особенно, кроме Улан-Батора, не встречали. Обычно не людно, но спросить, если что, всегда кто-то найдется. Хотя вряд ли что поймет. В просторных дворах за высоким забором, везде, вместе с домом, стоят юрты и пара машин, никакой растюшки или украшений нет, всё в каменистом песке, без орнамента.

После Даланзагдада, если свернуть с совершенно чёрной дороги (!) влево, вдруг ниоткуда, прямо в гобийской равнине вырастают горы. Направляемся прямо туда, в ущелье. Впереди шлагбаум, начинается заповедная зона, дань по 3000 тугриков с каждого и 1000 с машины. Взяли карту Гоби. Ох, нифига ж себе площадь! Это чтобы её объехать, экспедиция нужна серьёзная. Мы тут на клочке топчемся уже сколько времени.

Ещё около 4 км и дорога заканчивается, начинается Ёлын Ам. Не знаю, что это означает, но фактически это расщелина в горе. Высокой горе! Из какого-то реально красивого камня. Выглядит как радость геолога. Ну и нам, конечно, понравилось. Удивительно, но дорогой встретились синие цветущие ирисы, тонкие фиолетовые ромашки, какие-то ещё цветочки, похожие на веронику. Этакий оазис среди пустыни. Оставив машину на конечной парковке, взяли лошадей и двинулись дальше по ущелью верхом.

Это ж что мне привели?! Лошади здесь коренастые какие-то, стремена короткие и так приделаны, что едешь, согнув ноги в коленях. Мне подали жеребца с необычным седлом, как подушка с ручкой, без спинки. Может, это монгольское женское седло? Хотя, скорее всего, просто старое. Ехать на подушке, свободно, не как в седле чётко, было сначала страшно. Да ещё и согнутыми ногами неудобно пришпорить или привстать. Первые сотни метров мысль в голове была одна: «падать нельзя!». Но коней нам подобрали спокойных, к тому же, в целях безопасности, следит за ними проводник. Через несколько км кончилась и конная тропа. Спешились, двинулись дальше.

Прямо по узкому разлому (местами не шире трёх метров) бежит горная речка. Сейчас сухой сезон, она совсем маленькая, однако представляю, какой мощной может быть весной. Ещё здесь то и дело снуют бурундуки, мыши, а может и хомяки, бесчисленное количество маленьких птичек. Скалы так близко и высоко, от них реально захватывает дух. Рассматриваем камни, ничего не понимаем, но очень нравится, почему-то есть уверенность в том, что это не просто камни, а породистые. Дошли до узкого горлышка, опасный крутой, почти гладкий камень-спуск, за ним сразу резкий поворот. Чёрт, обувь совсем не трекинговая, да ещё подошвы мокрые от того, что речку всё время переходишь туда-сюда. Скользко и страшно спускаться. Помялись немного, но всё-таки полезли вперёд. Впереди горы смыкаются так узко в зигзаге, что даже в это время там лежит ледник! Вот оно, чудо природы. По отметкам, оставленным им на скале, видно, какой это был большой ледник ещё сравнительно недавно. А я ещё боялась лезть по тому скользкому камню. Только смелых ждёт награда! Прогулявшись ещё чуть-чуть, пошли обратно, взбираться наверх, по крайней мере, не страшно, нежели спускаться. Лошадки наши стоят, ждут. Прежде необычная езда теперь уже знакома и совсем не боязно. Гид, видя, что я осмелела и теперь уверенно держусь верхом, — «Чу, чу!» — подгонял лошадей рысцой. От парковки большую часть пути прошли верхом, я ощущала себя монгольским кочевником. Как будто мы тоже совершили переход.

В маленьком городке Баяндалай зашли в газар, взяв теперь уже одну порцию цуйвана на двоих, изучили карту. Как на бумаге всё просто и легко! Ну, конечно, надо сначала вот по этой дороге вот сюда, потом по той, трам-пам-пам, и мы на месте! По факту, выехав на перекресток сразу засомневались в правильности выбранного пути. Да и дорога... убийца подвески. Впереди машина — поехали к ней! Спросили, как ехать в пески. Супружеская монгольская чета расплылась в улыбках, поднимая большой палец вверх. Мы, мол, едем туда, давай за нами. Удача! Едем! По дороге неожиданная встреча. Несколько внедорожников команды «Red of road»! Тоже путешествуют по Монголии. Только едут в обратном направлении. Поздоровались, ребята, стоя на каком-то диком ветру, предупредили нас, что ветер там может достигать 30 м/с. По этой причине они даже не смогли поставить палатки. Блин, меня сейчас уже сдувает, надеюсь, когда мы доедем, ураган стихнет. Пока теряли время, болтая со звёздами оф роада, наши монгольские провожатые остановились нас подождать. Они довели нас до жилища в сухостепи, где живёт их «большой брат», указали нам путь, пожелали удачи. Ну не милашки?

Придерживаемся направления, держа горный хребет по левой руке. Прямо у его подножия длинной полосой желтеют песчаные барханы. А перед ними бескрайняя пустошь. Только песко-камни, колючки, да иногда травинка. Птицы пропали вовсе. Уже и юрт не видно совсем. Вот такая она, Гоби, разная, суровая, огромная.

Эрозия делает из дорог жёсткую гребёнку. Женя на ней уже орёт и матерится, а я пою песенки таким смешным дребезжащим голоском…

Чем дальше продвигаемся, тем выше песчаные дюны. Вот они уже совсем закрыли собой горные хребты. Вдали белеют в поле зрения юрты турбаз. Значит, мы на верном пути. Ветер совершенно сухой и достаточно сильный, обветривает непривычную чувствительную кожу докрасна. Никогда не ночевали в юрте, остановились ради этого в кемпинге. Четырехместный гэр обошёлся в 60000 тугриков, освещение, душ, туалет, столовая на территории, обложенной камешками. Ну, наконец, можно распаковать бутылочку вина. До дюн сегодня так и не доехали, хотя до них осталось совсем чуть-чуть. Зато переждали какую-то дичайшую непогоду в уютном надёжном домике. Даже понравилось это чувство надёжности и защищённости. Ближе к ночи поднялся сильнейший ветер с песком, аж стало приподнимать крышу у домика. Хозяева быстренько стянули специальными стяжками юрту, привязав к укреплениям в земле. Теперь хоть ураган, внутри хорошо. Хочу себе такую штуку на дачу!

Утром следующего дня сразу махнули на знаменитые песчаные барханы Хонгорын-Элс («светло-рыжие пески»), которые уже выросли почти с километр в высоту. Фотали, конечно, но камера телефона не может реально передать такой масштаб и тем более наши эмоции. Разулись, полезли босиком по пока ещё не горячему песку. Ноги проваливаются выше щиколотки, крутизна подъёма приличная, двигаться нам, сидячим, тяжело, но невероятно интересно. Постоянно останавливаясь, рассматриваем окрестный пейзаж. Как же всё-таки красиво! Даже несмотря на затянутое сизое небо. Монголы приезжают сюда семьями, как арабы, расстилаются на покрывале для отдыха, лазят по барханам и катаются с них на пластиковых корытах-санках. Ребятишкам очень нравится. Получается летний аналог наших зимних развлечений.

Гобийский песок разный. Из прошлой поездки я привезла малёха серо-желтого. На дюнах он яркий оранжево-желтый, в каменистой Гоби он чёрный. Тот самый знаменитый чёрный песок! Взяли жменьку на память вместо магнитика.

Продолжается череда неожиданных знакомств. Возле дюны встретили пожилого мужчину, прекрасно знающего наш родной Красноярск. А почему? Потому что он знает кто такой Иван Ярыгин, постоянный соперник по количеству чемпионства их Хорлоогийна Баянмунха (кажется, так). У которого, в свою очередь, он учился сам, став мастером спорта по вольной борьбе. Во как! Борьба — это вообще их национальный вид спорта. А моя футболка «Kuala Lumpur» привлекла внимание молодого темнокожего парня, который приехал из Малайзии через Урал и Новосибирск сюда. Парень заинтересован на следующий год ехать через Красноярск во Владивосток. И кто бы мог подумать, что в пустыне можно повстречать не только жуков.

Почему-то монголы могут ходить в туалет чисто. По дороге из Иркутска нужда заставила сходить в общественную уборную, специально дотерпели до заправки, казалось бы, следить хотя бы должны. Так там подойти нельзя было. Меня ещё сотню километров подмывало блевануть. В Монголии же даже в пустыне есть туалет, в нём чисто, удивительно, но люди попадают в дырку и выбрасывают бумагу в ведро. Везде. Опять убеждаюсь, какие русичи свиньи. Их же беда — сотовые телефоны. Хоть умирай перед ними, в кафе или магазине, пока не договорят о своём, на тебя даже не посмотрят.

Везде, абсолютно везде, стоят универсальные розетки, под любую вилку. Даже в удлинителях. Даже в юртах в пустыне.

Как же тяжело с монголами, когда они не понимают. Причём работают, в том числе на туристов, могли бы десяток общих слов выучить на языках, которыми к ним часто обращаются. А то ни по-русски, ни по-английски, ни по-каковски. Просто смотрят немигающим взглядом, а ты уж сам догадайся, то ли предложили тебе что, то ли послали. В прошлую поездку, в другом регионе, хотя бы жестами объяснялись.

Крайняя точка нашего путешествия Баян заг. Катить туда по Гоби кажется очень далеко. А всё потому, что нет края у пустыни. Каменистой пустыни. До самого горизонта ровная каменистая равнина, иногда пейзаж скрашивают кочки колючек. Даже невозможно на глаз определить расстояние до горизонта, как на море. Кажется, вот сейчас доедем до видимого края, а там уже что-то появится. Но чем ближе приближаешься к горизонту, тем он от тебя дальше и бесконечнее. Если мысленно поделить участки пути на отрезки, то получится, что за горизонтом то же самое — горизонт. Главное, выбрать правильное направление, дорог-то много. Сверялись с картой, но чем этот маленький рисунок нам поможет в этой масштабной пустоте?

А вот тут, внимание, на горизонте появился город. И сколько дорог к нему ведёт. Правда, до него ещё ехаааать....

В песчаной пустыне всё иначе, конечно: холмы-барханы. Это очень красиво, особенно вечером, когда песок приобретает разные цветные оттенки и рельеф!

Вы прочувствовали поверхность?

В Баян заг, кое-как заказав покушать, отправились на поиск достопримечательности. Дорога привела нас к необычным глиняным обрывистым холмам, на которых торчали заросли каких-то совершенно необычных деревьев. Никогда таких не видела. Серые сухие стволы перекрутились неестественными изогнутыми фигурами, на концах ветвей трубчатые листики. Размер не выше человеческого роста. Однако особый интерес вызывают корни. Во-первых, нужно учесть место произрастания. А во-вторых, корни видно уже на поверхности, иногда они растут как бы в воздухе. Такие же сухие и твёрдые, как камень. Мы уже видели здесь окаменелые деревья, необычная древность, конечно. Но это совсем другое. Твёрдые и острые корни на глиняном песке, сухие скрученные стволы и зелёная листва, как хвоя. И этого чуда целые заросли на обрывистых красных островках посреди каменистой пустыни. Зрелище удивительное.

Неподалеку, по пустынным меркам, от необычной рощи перед глазами предстаёт марсианский пейзаж. Близко не подъехать, ограждение на приличном расстоянии, пропускной пункт. Девочка на КПП владеет английским, отлично, хоть кто-то не тупит. Сейчас всё узнаем. Девушка записала в журнале, откуда мы приехали, взяла дань, стандартную для заповедной зоны, сказала, что внутри есть информация. Прекрасно, идём внутрь, обогащаться новыми знаниями.

Место, оказывается, не простое. Для начала выяснилось, что мы только что были в уникальных зарослях саксаула. Так вот он какой, пустынный саксаул! А конкретно в этом месте нашли много костей динозавров, практически на поверхности. Самой уникальной находкой являются сцепившиеся динозавры, скелеты целые. И яйца динозавров с хорошо сохранившимся зародышем. Ещё показали документальную киносъёмку об этой экспедиции. Ну всё, вооружившись знаниями, пошли посмотреть на знаковое место. На машине не подъехать, объект находится под природной охраной. Зато для удобства пешего перемещения сделаны мостики. Но всё равно находиться небезопасно. Высоченные глиняные отвесы, как каньоны, сумасшедший ветер, порой сбивающий с ног. И невероятный пейзаж, будто ты попал на другую планету. Разве возможно этот вид отписать словами? Пожалуй, что нет, его можно только прочувствовать. Да ещё прибавить к нему динозавров! О да, мы были на другой планете.

Часть шестая. Ещё немного о Монголии.

Верблюды в пустыне смотрятся органично и лаконично, кажутся такими милахами! Не то, что в зоопарке, как странное нелепое животное.

Больно видеть встречающихся вдоль дорог сбитых животных. Особенно коров. Сами, конечно, виноваты, но все равно жалко. Автомобилистам тоже не позавидуешь.

Наадам — очень важный праздник. Проводятся состязания в борьбе, стрельбе из лука, конных скачках. Различные концертные площадки, конечно, и народные гуляния. Многие люди одеты празднично, кто-то в красивой национальной одежде. Длится неделю, официальная часть (открытие — награждение — закрытие) два дня. Официальный выходной три дня. В выходные никто не работает! Как 1 января, только совсем глухо. Можно зайти только в небольшой продуктовый магазин «у дома», пару крупных торговых центров и в дацаны. Всё. Закрыты все госучреждения, частные лавки, аптеки и даже общепит. Улицы, ежедневно забитые пробками, в эти дни совершенно пустые! Ни одной машины, ходили пешком. Людей практически нет. На выезде из города каждого водителя проверяют на алкотестере. Отложенные на покупки перед отъездом деньги придется менять обратно, если на границе будет работать обменник. Граница, кстати, тоже закрывается, работает только один КПП, куда мы и поехали. Слоняться по пустому городу смысла нет, закрытие было вчера. Очень жалею, что так и не набрали приглянувшихся товаров, оставив их напоследок, чтобы не таскаться с ними в песках.

Монголы похожи на буренок: по-своему симпатичные, безобидные, простые, участливые, но очень медлительные. Уж тайцы тормознутые, а эти вообще долгие. Во всём. Вообще не торопятся жить, им спешить некуда. Даже праздничный фейерверк, объявленный на одиннадцать вечера, прогремел оглушительно и красиво, почти одновременно с трёх точек, но... в час ночи.

Если монгол протупил или не понял, у него на всё: «нет».

Типичный случай. Хушурная. Подходим, спрашиваем:
— Хушуры?
— Да! — радостно отвечает женщина
— Есть?
— Нет.
— Ням-ням хушуры? (жестами даём понять, что хотим есть)

Пауза:

Появляется в дверях другая женщина. Спрашиваем у нее:
— Хушуры. Есть?

— Даааа, — говорит вторая.
— Нет, — одновременно с ней первая.

Ну хорошо, делаем шаг ко второй:
— Накормите?
— Да,— улыбаясь, жестом приглашает вторая.

А жарит первая!

Всё чисто, продукты из холодильника, закрыты, как положено. И не важно, что совсем маленькая забегаловка.

В придорожных забегаловках еду подают в одноразовых бумажных тарелочках, завернутых в полиэтиленовый пакетик. Он, видимо, стоит дешевле тарелочки, делая её автоматически многоразовой. Что бы ни принесли, пусть даже просто чебурек или сосиску, на тарелке обязательно будет немного салатика или порезанных овощей. Так принято, наверное. Это очень мило.

Водители моргают дальним светом фар встречным машинам. А уж если пошёл на обгон, то эти ссыкуны изморгаются вовсе. Впрочем, несколько раз нам попадались мужики с яйцами.

Заправщики вставляют пистолет в бак сами, расчет тут же, не отходя от колонки.

Нам очень повезло с погодой. Все ненастья прошли ночами. Температура воздуха была комфортной, в то время как в этот сезон в пустыне она зашкаливает за 40. Думаю, что затянутое небо сыграло в этом не последнюю роль. От увиденного мы действительно получили массу положительных эмоций. Возможно ли, что сыграли молитвенные барабаны?

В этой тряске заклинило багажник у машины. Надеюсь, что несерьёзно и дома мы всё починим. Но вот как проходить таможенный контроль?! Там уже такой бардак, всё прыгает, да и пограничники заставляют всё поднимать в машине. А вещи вообще уже просто валяются. Монголия не для слабаков, это точно.

В окрестностях Дархана, ближе к Бурятии, земля более плодородная, степи заняты возделанными полями под разные культуры. Мы подумали, что здесь можно заготавливать сено для многочисленного скота. Как огромные стада живут зимой — для нас пока остаётся загадкой. Чем ближе к границе, тем больше появляется растительности, даже деревья, в основном, вязы и немного тополя.

Здесь, на границе, закончилось наше невероятное путешествие по Монголии. Настоящее приключение, эмоциональное, разнообразное, даже экстремальное. Такое не забудешь никогда. Впереди ещё путешествие домой, длинный путь, пусть он будет легче, чем монгольский.

Часть заключительная.

Россия встретила нас приветливо, как родных. На границе машин было мало, очередь совсем короткая, сказался праздник. Но попали в пересменок, из-за чего простояли лишние полчаса. Впрочем, досмотр начали с нас, россиян, быстренько засняли, особо не копаясь, и отправили домой. Как только выехали за кордон — запахло родиной! Аромат смешанных лесов обнял нас, мачты сосен приветственно желтели на закате, ровный асфальт скатертью выложил дорогу. Как же приятно было вновь окунуться во всё это с головой!

Так как мы немного прониклись ламаистскими божествами, заехать теперь в Бурятии в храм Белой Тары становится делом святым. Как и во всех их дацанах, здесь тихо и умиротворенно. Зайдя в ограду, пошли, как водится, по часовой стрелке крутить барабаны. Пошёл очень мелкий дождик. Всё время, пока обходили храм и были внутри, он тихонько так накрапывал. Но стоило нам выйти снова за ограду — тут же прекратился. Казалось, что это Тара благословила нас, окропя святой водичкой.

С нескрываемым удовольствием приехали снова в Улан-Удэ. Погуляли по центру, послонялись по магазинчикам. Просто получили удовлетворение, поехали дальше отдохнувшими.

Снова ночевали всё в том же гостевом доме на берегу Байкала. Утром пошли к воде. Какая красивая гладь сегодня! Вода спокойная, небо живописное, ни ветерочка. Восхитительно. Не то, что вчера вечером под дождём вода сливалась с сизым небом, лишь белые гребни волн разделяли их. Попробовав накануне все виды рыб, купленных на местном рынке, купили с собой пару-тройку хвостиков. Надеемся довезти.

Вот уже и родные леса, дорога то извивается, как змея, поднимаясь и спускаясь на перевалах, то прямой стрелой позволяет немного поднажать. Путь домой всегда кажется короче. Названия населенных пунктов поражают воображение. Вот уж поистине, великий и могучий русский наричитель. Хихикали всю дорогу. В некоторых из них мне бы не хотелось проживать, название слишком говорящее. Ну вот, например, некоторые из них:

р. Пьяная

Конторка

Половино-Черемхово

Курдояки

Я уж молчу про нерусские названия.

Но всех победила — Введенщина!

Только лишь проехали знак «территория Красноярского края», Женя тут же перевёл часы в машине. Ну всё, одной ногой перешагнули порог дома.

Всего за эту поездку мы исколесили 6200 км дорог, сожгли 32 тысячи рублей топливом, пересекли несколько климатических зон, включая три вида пустыни. Сказать, что было необычно — не сказать ничего. Переезды были порой сложными, но всегда утомительными. Но это того стоило. Попа скоро всё забудет, а в памяти сохранятся лишь положительные эмоции от пережитого, да ощущение покорителя.