|
Ну вот, наконец-то, я решился написать отчет о поездке с Запада на Восток на автомобиле японского производства в сентябре 2010 года. С тех событий минуло уже больше года, но впечатления от них до сих пор не отпускают меня. Итак, обо всем по порядку.
Я простой хабаровский парень, на лето 2010 г. достигший 23-летнего возраста, недавно закончивший университет.
Истинный ценитель «отечественного» японского автопрома. Обладатель на тот момент Toyota Crown Majesta 97г. выпуска.
С тех пор как у меня появился первый автомобиль в 2008 г., меня не покидала идея проехать через всю Россию. Я стал постоянным посетителем сайта Drom.ru. Я перечитал все отчеты о перегонах и рассказы, о путешествиях по нашей необъятной Родине. Проехать по «федералке» стало моей мечтой, как я думал, несбыточной. Но… мечты сбываются, на то они и мечты.
В конце июля 2010 г. мне позвонил мой друг Стас и предложил перегнать из Чебоксар (республика Чувашия) в Хабаровск Toyota Corolla Fielder. Кстати, машина была куплена на Монтажке в Хабаровске в июне 2010 г., и перегнана в Чувашию своим ходом, но это история достойна отдельного рассказа. Я ответил ему, что я подумаю.
Но какой там думать. Я не находил себе места, потерял сон, вспоминая про ужасы «федералки», прочитанные на Drom.ru, сомневался, достаточно ли моего пятилетнего опыта вождения для такого перегона, надежна ли машина. Но это все ненужная лирика, и вот всего через несколько дней, дав другу согласие, я уже в «Авиакассах» приобретаю билет до Москвы. Кстати, билет мне обошелся всего в четыре тысячи рублей. Хоть за это спасибо можно сказать нашему правительству.
Незадолго до вылета я увидел по телевизору репортаж о поездке по трассе Хабаровск—Чита ВВП на «Ладе-Калина», и это предало мне дополнительной уверенности, что дорогу подшаманят как раз под нас.
И вот 28 августа я в Москве. Во Внуково меня встречает Стас. В Москве я провел несколько дней. Как мы там проводили время, — также отдельный рассказ.
30 августа комфортабельный междугородний автобус «Mercedec» всего за 700 рублей с человека и за одну ночь (расстояние 652 км.) доставил нас из Москвы (отправлялись с Черкизовского рынка) на автовокзал города Чебоксары. Немного передохнув от поездки и освоившись, Стас повел меня показывать машину, которая очень скоро должна стать нашим другом и домом в долгой дороге на Восток. Итак, немного об авто:
Toyotа Corolla Filder: страна-изготовитель — Япония; цвет — серый; год выпуска — 2006, V двигателя — 1,5 литра; привод — передний; автомат; двигатель — 1 NZ; кузов — NZE 121; в РФ завезена в апреле 2010 г. под полную пошлину. Можно сказать, беспробежная (не считая, маршрута Хабаровский край — Чувашия). Для меня, после «Кроуна», конечно, показалась табуретом, но, как потом выяснилось, очень надежным табуретом. Удивила бедность комплектации салона, для 2006 года как-то уж очень скромно. Единственный наворот — все стеклоподъемники — авто и, пожалуй, все.
В Чувашии мы задержались до 3 сентября. Стас доделывал свои дела, а я готовил автомобиль в дорогу. Хотя готовил, это уж очень громко сказано. В дорогу было заменено только масло в двигателе, все остальное жидкости замены не требовали, тем более были еще японскими. Продлили в г. Новочебоксарске транзиты на 21 день. Расстояние между Чебоксарами и Новочебоксарском, как в Хабаровске из центра на Красную Речку съездить. А вот очереди в ГАИ, видно, во всей стране одинаковые. В багажник был уложен комплект зимней резины (кстати, багажник очень вместительный), в кармашек боковой двери — универсальная отвертка, плоскогубцы и ключ на «10». И все… Легкомысленно, скажете вы, уважаемый читатель. Я согласен. Но спишем это легкомыслие на молодость и надежность японского автопрома. Кстати, забегая немного вперед, скажу, что ничего из этого не пригодилось.
День первый
3 сентября 2010, пятница, в 05:30 утра по местному времени мы выезжаем из Чувашии и берем курс на Татарстан. Путешествие на Восток началось. Движемся мы по трасе М-7, дорожное покрытие хорошее, только дует сильный боковой ветер, машину слегка сносит, но это не смертельно.
Очень быстро долетаем до столицы Татарстана Казани, в город не заезжаем, обходим его по объездной, а жаль. Но наша цель — перегнать машину, а не путешествовать. После того как «взяли» Казань, держим путь на Набережные Челны. Город проходим по его окраинам. Вообще, правду говорят, что этот город — родина «Камазов», их там действительно огромное множество. И еще в Татарстане самый дешевый бензин, литр 92 стоил 19 рублей 50 коп. Дальше, по ходу нашего движения, как прибавлялся часовой пояс, так бензин на заправках дорожал на рубль, в Хабаровске литр 92 стоил уже 26 рублей 50 копеек (7 часовых поясов — 7 рублей разница). Метаморфоза какая-то, живем в одной стране, а за один и тот же товар платим по разным ценам. Это как, уважаемое наше правительство? Посты ДПС на транзитах проходим без проблем. Ощущение складывается такое, что гайцев в центральной части России интересуют только фуры.
Ближе к обеду подъезжаем к границам двух республик Татарстан и Башкортостан.
Миновав границу республик, берем курс на столицу Башкирии — город Уфу (кстати, Башкирия — родина моей бабушки, как ее занесло на Дальний Восток, одному СССР известно). Дороги в Башкирии тоже весьма приличные. Через пару часов налипаем на первый штраф. Произошло это так. На абсолютно идеальном асфальте стоят временные знаки — ремонтные работы и ограничение скорости до 40 км/ч. Мы подумали, дорожники забыли убрать и спокойно летим себе под соточку. Но не все так просто в нашей стране. Вскоре видим взмах полосатой палочки, и машину ДПС, мирно стоящую на обочине.
Гаец подходит слева, потом долго тупит, почему там нет руля и, проверив документы, зовет себе в машину. В машине нам показывают на ноутбуке фотку нашего авто и нашу скорость в зоне действия знака «40». Причем сфотан авто сзади, как пояснили гайцы, передние номера часто чем-либо закрывают. С барской руки нам выписывают штраф 1 000, а не 1 500. Спасибо, конечно. Но когда узнают, где я прописан (а прописан я в г. Советская Гавань) сразу расстраиваются. Спрашивают, это где, что я тут делаю. Но штраф все-таки выписали, не заполнив до конца строчку, о том, где я проживаю. Посоветовали, больше не торопится, а то так можно и без прав остаться, и отпустили. Вот такой вот сговор дорожных служб и ГИБДД РФ. Штраф на родину так и не дошел. После штрафа не торопимся и тихонько доезжаем до Уфы, город проходим также по шикарной объездной. Город большой и красивый.
После Уфы берем курс на Урал. Двигаться надо все время прямо. Итак, дальше наша цель — Челябинск — город суровых мужиков и Ивана Дулина. И вот скоро на горизонте замаячили Уральские горы, хребет который делит материк Евразию пополам.
На южно-уральском серпантине потеряли много времени. Очень крутые горные подъемы, забитые фурами. Везде нарисована сплошная линия разметка, в кустах прячутся гаишники, скорость на трассе порой падала до 20 км/ч. По дороге запомнились большое количество блошиных рынков на обочине дороги, где можно купить, по-моему, все: от болтика до заднего моста. Ближе к сумеркам переваливаем Уральские горы и въезжаем из Европы в Азию.
После крутого спуска с Уральских гор, подкатываемся к Челябинску. Не доезжаю немного до города, по указателю на Екатеринбург, уходим направо. И вот мы движемся по отличной объездной дороге, Челябинск где-то сбоку, и ищем указатель на город Курган. Стоит заметить, что маршрут мы прокладывали без всяких навигаторов (глупо, конечно, для 21 века), пользовались только атласом дорог РФ, да знаниями с уроков географии. Где-то километров через 100 мы все-таки увидели долгожданный указатель на Курган и взяли курс на Курганскую область. На улице было уже достаточно темно, да и усталость давала о себе знать, поэтому, свернув в первый подходящий кармашек с дороги, мы завались спать прям в машине. Вообще мы изначально договорились со Стасом, ночь спать в машине, ночь в гостинице. В целях экономии денежных средств, конечно.
Итоги первого дня:
День второй
4 сентября 2010 г., суббота, проснувшись около 7 утра, наспех умывшись и позавтракав, мы «полетели» на Курган. От вчерашней усталости не осталось и следа. Хочется ехать и ехать. Дорога великолепная. На этом участке пути я в первый раз за всю дорогу положил стрелку.
Кстати, Филдер «туповат» на разгон и обгон, но если раскочегарить, угнаться за ним не просто. Полторашка, она и в Африке полторашка.
В скором времени въезжаем в Курган. Нам надо было найти банкомат «Сбербанка», с чем мы неплохо справились. Сам город мне не понравился, серый он какой-то и маленький. Дальше перед нами стояла дилемма, как ехать дальше: идти на Омск через Казахстан и срезать путь, или же остаться в России и ехать на Тюмень. Недолго посовещавшись, мы решили, что дома и стены помогают и двинули на Тюмень.
Не заезжая в Тюмень, срезали 120 км пути, взяв курс на село Исицкое, повернув по указателю на город Ялуторовск. Дальше наш путь следования протекал по трассе № 1Р-402 на город Ишим. На этой дороге, наконец, навстречу попался «родной» японский автомобиль — это была «Креста» в 100 кузове. Как мы были рады, а то от ВАЗов, ГАЗов, ЗАЗов п прочих ТАЗов уже рябило в глазах, и искренне жалко было их владельцев, которые очень часто, встав на обочине и подняв капот, что-то там крутили и подвинчивали.
На этом же участке налипли на второй штраф, попали под радар. Штраф составил 300 рублей, просил гайца отпустить, не удалось. Этот штраф до родины, как ни странно, дошел где-то к ноябрю. Забегаю немного вперед, скажу, это был последний штраф на всем нашем пути до Хабаровска. Доехав до Ишима, берем курс на Омск и углубляемся в Сибирь. Дорога до Омска была вся в ремонте, и фуры, фуры, фуры. Ехать было не очень комфортно. Порой приходилось обгонять караваны фур справа по обочине. У нас вообще сложилось такое впечатление, что в России от Москвы до Сибири все работают дальнобойщиками.
Наконец выбравшись из плена больших грузовиков, ближе к вечеру подъезжаем к Омску, проехали немного по городу, большой и современный город, нам понравился. После Омска впервые были остановлены на посту, гаишник опять подошел слева, но проверив документы, молча отпустил. Сегодняшнюю ночь решили ночевать в придорожном мотеле. Немного о сервисе: на Западе он развит довольно неплохо. За 500-700 рублей за ночь вам предложат вполне комфортный гостиничный номер, с удобными кроватями и телевизором. На этаже есть душ и туалет, очень даже приличные. Всего за 100 рублей горничная постирает вам ваши вещи в машинке-автомат, при гостинице есть бесплатная стоянка для автомобилей. Вообще все условия для отдыха созданы. Вот и мы, воспользовавшись всеми благами цивилизации, уснули, наконец-то вытянувшись в полной рост, глубоким сном. Завтра нас ждет путь до Новосибирска, но это будет завтра…
Итог второго дня:
Отель между Омском и Новосибирском.
День третий
5 сентября 2010 г., воскресенье, проснувшись довольно поздно, позавтракав в кафе, которое находилось на первом этаже нашего мотеля, мы проверили уровни всех технических жидкостей нашего авто (естественно, все было в норме) и поехали дальше на Восток. Дом был все ближе и ближе, но в то же время еще так далеко. Автодорога Омск — Новосибирск с очень хорошим дорожным покрытием, практически прямая, но в то же время очень скучная. Ехать по ней можно довольно быстро, но мы, наученные штрафами, ехали в пределах 110 км/ч. Получается, и так нарушали, так как нигде в России я не видел знака «Автомагистраль».
Но вскоре нас обошла с приличной скоростью черная «Камри» без номеров, и мы, пристроившись за ней, поехали теперь как надо (160-180 км/ч). Водитель нас вскоре приметил и был не против такого хвоста, даже показывал нам сигналом поворота, когда надо выходить на обгон. Так мы летели до Новосибирска, преодолев расстояние в 670 км, всего за пять часов. Остановившись на заправке мы познакомились с водителем черной «Камри» (к сожалению, я не помню его имени).
Он оказался перегоном со стажем, гнал «Камрюху» из Екатеринбурга в Новосибирск. Узнав, что мы из Хабаровска, произнес: «О, великий бандитский город, раньше гонишь машину с Владика, Хабаровск проехал нормально — считай, что дома. Хотя до дома были еще тысячи и тысячи километров». Но мы успокоили его, сказав, что это давно в прошлом. Он предложил нас провести через Новосибирск, показать город. В наши планы это не входило, мы собирались уйти на Кемерово не заезжая в город, но, подумав, согласились. И, как оказалось, совсем не зря.
Наш проводник (спасибо Вам еще раз большое, вдруг прочтете).
Новосибирск оказался просто восхитительным. Гораздо красивее и масштабней Хабаровска. Есть метро. Город просто поразил нас и запомнился надолго. Захотелось задержаться в нем, но нас ждут дома. Мы решили, что обязательно в него вернемся.
Пожав руку нашему проводнику и вручив ему чувашского пива ( у нас собой был целый ящик, так пиво очень изумительное) и сказав ему огромное спасибо, едем дальше. По указателю уходим на Кемерово. До него 265 километров.
Вот такие вот патрульные автомобили у кемеровских гаишников на постах ДПС.
Проходим их без особого труда и попадаем в город Кемерово, который мне почему-то очень сильно напомнил Комсомольск-на-Амуре, построен он также по типичной советской линейке. Немного поплутав по городу, наконец находим указатель на Мариинск и движемся дальше. Через 172 км. покорили и этот город, было уже довольно поздно, поэтому немного не доехав до Ачинска, прибились к дальнобойщикам на постой и мирно легли спать в машине.
Итог третьего дня:
День четвертый
Утро 6 сентября 2010 г., понедельник, встретило нас пасмурной погодой. Но нас это нисколько не расстроило, проехав от места нашей ночевки 163 км, мы попали на объездную Красноярска, сам город остался где-то справа.
Впереди Канск, Богом забытый городишка, но банкомат «Сбербанка» имеется, что нас не могло не порадовать. Больше в этом городе радовать нечему. Едем дальше. И вот вскоре началось она, позор на карте автомобильных дорог Российской Федерации, — Иркутская область. После элитных автострад, эта гравийка, ямы и ухабы казались нам дикими. А такие города как Нижнеудинск и Тулун, я даже вспоминать не хочу. Я такого вообще нигде не видел, чтобы федеральная трасса проходила сквозь город по раздолбанному вдрызг асфальту, фуры ездили по дворам жилых домов, не понимаю, как там люди вообще живут. Пыль, грязь, выхлопные газы. Да, умом Россию не понять. Не знаю, изменилось ли что в тех местах за прошедший год. Вообще четвертый день пути оказался самым тяжелым, муторным и нерезультативным. Мы кое-как дотянули до темноты и заночевали в каком-то дешевом и не очень уютном мотеле под Тулуном. Усталость была такая, будто огород копали, а не ехали на комфортабельном автомобиле.
Бездорожье — единственное на всем пути.
Итог четвертого дня:
День пятый
Утро 7 сентября 2010 года, вторник, началось со слов Стаса: «Димон, сегодня ты увидишь Байкал! Такого ты еще никогда не видел». И вот через 30 минут мы уже снова в пути. Через некоторое время въезжаем в Иркутск, интересный город, но уж что-то больно компактный: очень узкие улицы, забитые машинами, пешеходами и трамваями, причем одновременно. Большое количество пробок. После часа, а может и больше, блуждания по городу в поисках указателя на нужную нам трассу М-55, мы решили просить помощи. Добрых сибиряков долго просить не надо, и вот мы уже едем за синей Toyota Ipsum.
Наш проводник по Иркутску, спасибо Вам еще раз.
«Ипсум» довольно таки быстро вывел нас на нужное нам направление, сказав водителю огромное спасибо и вручив ему по традиции чувашского пива, движемся дальше.
Вскоре начинается очень крутой серпантин с незабываемыми пейзажами и опасными поворотами, но дорожное покрытие просто идеальное. Спуск, подъем, опять спуск. Дух захватывает. А какой там свежий воздух, и где-то совсем рядом он, дедушка Байкал.
Дорога коварна и ошибок не прощает. Попадаются на пути лежащие на боку фуры:
Но на дороге встречаются и «веселые» автомобили, вызывающие улыбку и поднимающие настроение, например такие:
Рейстайлинговый ГАЗ-66, наверное.
И вот хвойный лес, окружающий нас до этого с двух сторон, расступается, и взору предстает восьмое чудо света — озеро Байкал. Такой красоты я не видел никогда в жизни. Всего многообразия и богатства русского языка не хватит, чтобы описать красоту и живописность этих мест. Взором не объять, словами не описать. Сразу останавливаемся и бежим фотографироваться.
Тут же рядом есть местная достопримечательность: кафе на возвышенности с видом на озеро Байкал, куда мы, естественно, зашли и взяли себе по порции местного блюда позы, которое было съедено с огромным удовольствием. Очень вкусно, а главное, сытно.
Подкрепившись, а также прикупив омуля различного копчения (с чувашским пивом просто пальцы съешь), движемся дальше, наша цель — Улан-Удэ. Дорога проходит прям по берегу Байкал, озеро все время слева от нас, рядом идет поезд «Россия».
В общем, красота неописуемая! За процессом любования на чудо природы дорога пролетает незаметно, и вот мы уже на границе Иркутской области и Республики Бурятия.
В селе Бабушкино можно подъехать на машине прямо к берегу озера, ведь кто ноги в Байкале не замочил, значит, там не был, позволить такого себе мы не могли.
Да Байкал, это великолепно, но нам надо ехать, бросив по монетке в воду, чтобы обязательно сюда вернуться, мы движемся дальше.
С первыми сумерками подъезжаем к столице Бурятии, городу Улан-Удэ. Заезжаем в город, чтоб, как обычно, найти банкомат «Сбербанка». Город великолепный и какой-то необычный, жаль, было темно и нам не удалось его, как следует, рассмотреть. Вернувшись обратно на трассу, мы принимаем решение проехать еще немного и найти гостиницу для сна и отдыха. Это было нашей большой ошибкой. Начался угрюмый и унылый Забайкальский край, а вместе с ним закончилась цивилизация, куда-то пропали все гостиницы, кафе стали работать до 24 часов, газовые заправки (для тех, у кого машина на газу: от Бурятии до Москвы заправиться газом нет проблем). На протяжении 600 км нам не попалась ни одна гостиница. Единственно, что запомнилось мне по этой дороге, — это звездное небо. Таких звезд я ни видел больше нигде. Сама дорога скучна и неинтересна. И вот мы нашли гостиницу, часы показывают шесть утра местного времени. Злые на весь мир, мы кое-как доползли до наших кроватей и рухнули спать.
Итог пятого дня:
День шестой
Вторая половина дня 8 сентября 2010 г., среда, проснулись мы только после обеда, помылись, поели и вперед на Читу. Оказалось, что вчера мы не доехали до нее всего каких-то 50 километров. Заехали в Читу купить продуктов, снять денег, чтоб хватило уже до Хабаровска. Чита — маленький, серый городишка, совсем не тянущий на краевой центр, с ямами на центральных улицах. И вот все прикупив, мы проходим читинский пост и с волнением движемся вперед, домой — ведь дом уже так близко, на часах пять вечера местного времени. И что же мы видим, где же она, «федералка», с ее отсутствием асфальта и ужасной гравийкой?! Ан нет всего этого. Все. Это теперь в прошлом. Нашу взору предстала такая вот дорога, которою я раньше видел только в фильмах про красивую заграничную жизнь:
Трасса была просто идеальна, стрелка быстро завалилась за 180 км/ч, скорости не чувствовалось совсем, будто едешь не более 90. Одометр стал мотать километры, быстрее электрического счетчика. Машина держала дорогу просто великолепно, что позволяло двигаться с такой скоростью практически до Амурской области. Мы двигались так всю ночь. Ни постов, ни ментов. Рай. На отбойниках дороги установлены светоотражающие элементы белого и красного цвета, которые прекрасно подсказывали направление дороги в темноте. Так что проехаться по легендарной «федералке» нам не удалось, но мы этому поводу расстроились не особо сильно. Значит, самой необустроенной дорогой, по которой мне довелось проехать за свои 23 года, пока остается трасса Лидога — Ванино. Ехали мы, пока глаза не стали слипаться, свернули на стоянку, где было большое количество автомобилей, возле какого-то кафе, ночевать на безлюдной обочине как-то не очень хотелось, и легли на свою крайнюю ночевку в машине. До Дальнего Востока осталось всего чуть-чуть. Часы показывают полтретьего ночи.
Итог шестого дня:
День седьмой
Вот и наступило утро нашего финального дня поездки, 9 сентября 2010 г., четверг. Проснувшись около семи часов утра, позавтракав яичницу в придорожном кафе, мы прыгаем в машину, впереди последний рубеж и нам уже ничего не страшно, мы почти дома. Дорога по-прежнему не вызывает нареканий, и вскоре мы въезжаем на Дальний Восток в Амурскую область, на посту ДПС перед легендарной «путинской» стелой нас останавливает совсем юный инспектор ДПС, долго изучает наш ПТС, и очень расстроившись, что транзиты наши еще не просрочены, нехотя отпускает нас. Мы понимаем, мы точно почти дома.
Дорожное покрытие в Амурской области волнистое, похоже на гребенку, но мы этого уже не замечаем. Ближе к полудню мы уже в ЕАО. А дальше, дальше уже не вспомнить…. Дорога Биробиджан — Хабаровск, по которой до этого путешествия, я ездил неоднократно, и вовсе выпала из памяти.
В 17:40 мы приехали в Хабаровск.
Итог
Расходы на еду и ночлег зависят от вкусов и аппетитов, но скажу, что на 150-200 рублей можно вполне вкусно и сытно поесть, за 500-700 рублей переночевать.
P.S. «Филдер» был отмыт до блеска и продан покупателем из Читы, которые специально приехали за ним в Хабаровск, найдя его на Drom.ru.