|
Введение
В 2011 г. нашей семье пришлось умерить свой пыл к дальним путешествиям. Душа жаждала Монголии, Средней Азии, Кавказа и Крыма или повторного покорения окрестностей Байкала. Пришлось же довольствоваться ближним — Хакасией. Благодаря разнообразию ландшафтов (от степей до гор), обилию озер, более мягкому климату и минимальному количеству гнуса с клещами, она для нас дежурное место отдыха, куда можно съездить на 3-7 дней и получить массу положительных эмоций.
Транспортным средством в поездке послужил стоковый Toyota Hilux Surf 2,7 2001 г.в. , купленный за пять месяцев до этого.
С момента покупки машина не подвергалась какому-либо техобслуживанию. За три дня до поездки только поменял порванный пыльник на наружной гранате. Из известных проблем — неработающий режим 4WD на раздатке Multimod (блокировка и пониженная рабочие), неработающие аварийная сигнализация и гудок, разбитые шарниры калитки запаски, зимняя резина («липучка»), нерабочая лебедка (выяснилось за два дня до поездки). Лезть в говны, ломаться и гудет быдлу на дорогах не планировали, поэтому проблемы машины не должны были помешать отдыху.
Экипаж — наша семья в составе трех человек (Роман, Юля и дочь Лиля) и кота Стича.
Четвертой поездкой в Хакасию мы не пытались «изобрести велосипед», несмотря на обновление семейного автопарка и расширение его внедорожных возможностей. Мы просто хотели отдохнуть. Данный отчет не призван удивить кого-то и так уже заезженным вдоль и поперёк регионом. Он просто еще раз покажет красоты этого уголка Сибири в окрестностях Большого и Черного озер и озера Учум .
23.06.2011 г. — 1 день поездки
Выехав из Томска в районе обеда, границу Хакасии мы пересекли уже в опускающихся сумерках, потратив много времени на разбитом участке дороги перед Мариинском.
Четкого плана, на каком озере встать на первую ночевку, не было, поэтому, учитывая позднее время, решили переночевать на ближайшем — Учуме. Озеро находится всего в 5 км от трассы Ужур — Шира. Встать с палаткой можно только на косе за поселком или возле дороги перед поселком. Берег во втором месте, как и большая часть озера, заросшего тростником. Мы встали на косе за поселком, немного поплутав в темноте на его улицах в поисках проезда. В четверг здесь оказалось с два десятка машин.
24.06.2011 г. — второй день поездки
Погода оставляла желать лучшего. Ночью моросил дождь, а утром небо оказалось затянуто серыми тучами. Купаться было холодно, на месте не сиделось, поэтому мы решили подняться на машине на ближайшую сопку.
За 15 минут подъема мы были вознаграждены потрясающими видами озера Учум.
По возвращении к озеру погода несколько улучшилась, позволив искупаться мне с Лилей.
Вода в озере была теплая. Сказались предшествовавшие нашей поездке три недели экстремальной жары.
К вечеру на косу начал стягиваться народ на машинах. Всем хотелось отдохнуть после трудовых будней. Только вот не все умеют это делать культурно, не мешая остальным. Это особенности русского быдла на отдыхе. В 10 метрах от нас остановились красноярцы на двух машинах, которые сразу обозначили свое присутствие матом и выкрученной на всю громкость магнитолой с песнью «Дельфин – Я люблю людей». При этом их не особо волновало, что никто на косе не слушает громко музыку и рядом отдыхают люди с детьми. Только после замечания они сделали музыку тише. Зато маты и пьяный треп из серии «ты меня уважаешь» мы слушали до утра.
25.06.2011 г. — третий день поездки
Утром мы покинули озеро Учум.
Оно оставило двоякое впечатление. С одной стороны красивые окружающие пейзажи с сопками и теплая соленая вода озера, с другой — обилие туристов из-за доступности, загаженность мест стоянок (основная часть мусора хоть и убрана с берега, но свалена в огромные кучи в стороне) и дно озера, заросшее неприятными скользкими водорослями.
Дальнейший наш путь лежал к Черному озеру, через п. Шира. На нем мы уже останавливались в 2008 г.
Как и в прошлый раз, оно встретило нас сильным ветром и пасмурной погодой.
Народу на озере оказалось несколько больше, чем ожидали, но это нам не помешало найти стоянку подальше от всех.
Однако ночью нас снова ждали сюрпризы. В два часа ночи разбудили пьяные вопли: «Есть кто живой» и свет фар в палатку. Оказалось, что пьянь с соседней стоянки поехала в поселок за очередной дозой и потерялась в темноте. Показав направление, легли спать, но ненадолго. В пятом часу подняли очередные пьяные вопли: «Есть кто живой». В этот раз он засадил машину в грязь и просил помочь вытащить. Послав его на три заветные буквы, я снова лег. Еще два часа он буксовал в грязи по соседству с палаткой. Может оно и лучшее, что грязь остановила дальнейший ночной вояж этого алкаша, но только не для нас. Очередная испорченная ночь.
26.06.2011 г. — четвертый день поездки
Несмотря на «веселую» ночь, этот день решили провести на берегу озера.
Оставив Юлю любоваться озером в компании интернета, мы с Лилей отправились за рыбкой к шашлыку на форелевое хозяйство в окрестностях п. Коммунар.
Легких путей мы не искали, поэтому дорогу выбрали по левому берегу р. Белый Июс.
Обогнули Черное озеро с запада.
Проехали вдоль заброшенных оросительных каналов в окрестностях с. Балахчин.
Покатались по полям и лесам левобережья Белого Июса.
На дорогу к Коммунару выехали возле моста через Белый Июс.
Минуя Малую Сыю и Мирный, по разбитой гравийной дороге добрались до форелевого хозяйства Салгон.
Ловить форель самостоятельно не планировали, поэтому ограничились покупкой свежевыловленной рыбы на 800 руб.
На обратном пути хотели с Лилей подняться по «тропе шаманов (предков)» на скальный массив Тогыз-Аз. Но плохая погода в ущелье с моросящим дождем отговорили это делать. Оставили это на будущее.
Обратно к Черному озеру вернулись другой дорогой — Трошкино — Мал. Топанов — Мал. Кобежиков.
По пути остановились посмотреть «священные камни» вдоль дороги.
И поднялись на Аёшинский хребет, с которого посмотрели на потрясающую панораму долины р. Белый Июс, заливных лугов юго-западной оконечности озера Фыркал и горной гряды Сундуки.
В итоге покатушки за форелью составили 180 км. Но мы увидели много нового и интересного, избавившись от лишнего лежбища на берегу озера.
Недовольство Юли по поводу долгого отсутствия было быстро ликвидировано отменными шашлыками из радужной форели.
Объевшись шашлыков и накупавшись в озере, очередную ночь на природе мы провели в уединении. Пьяное быдло в этот раз не мешало крепкому сну на чистом воздухе.
27.06.2011 г. — пятый день поездки
На месте не сиделось. Душа требовала движения и новых ощущений. Даже кот засобирался в дорогу.
Очень хотелось попасть на Ивановские озера за Приисковым. Много о них слышали от знакомых. Чтобы не делать круг через трассу Шира — Ужур, решили проехать наискосок по маршруту Черное озеро — Кирово — Подкамень — Сарала — Приисковый. Черное озеро покинули в обед. Оно нам понравилось, как и в прошлый раз. Одно из самых любимых мест в Хакасии. Привлекает нас небольшим количеством туристов и неплохим пляжем с песчаным дном и неглубоким спуском.
Минуя село Черное озеро, преодолели перевал к озеру Ошколь, по пути потревожив фотосъемкой колонию пернатых хищников (пустельга) в старом дереве.
Хотели посмотреть в этом районе Ошкольскую писаницу . Даже нашли скалу с ней, но оценив сколько придётся пробираться по кустарнику с клещами, решили оставить ее осмотр до лучших времен.
За селом Подкамень по мосту перебрались на другой берег Черного Июса.
Здесь свернули на грунтовку. Наш путь лежал по долине Черного Июса к селу Сарала. Дорога сначала петляла по полям, а потом поползла в гору.
После нескольких небольших перевалов и одного неприятного прижима мы выбрались на трассу Копьево — Приисковый.
В целом места здесь очень живописные, а дорога, за исключением вышеупомянутого прижима (который можно и объехать) проходима в сухую погоду для любой «пузотерки».
До Приискового мы по ряду причин не доехали. Развернувшись возле Орджоникидзевское , решили ехать на Большое озеро . И естественно наискосок, по полям. Грунтовка к Большому озеру через Костино нам известна еще с 2008 г. Она проходима для всех типов машин и проблем у нас не вызвала.
Где-то среди этих красивых пейзажей мы въехали на территорию Красноярского края.
По дороге я потренировался в фотоохоте на местную фауну:
На Большом озере остановились в том же месте, где отдыхали в 2009 г.
28.06.2011 г. — шестой день поездки
Из-за того, что не поехали на Ивановские озера у нас был день в запасе. Решили провести его на берегу Большого озера.
Но уже к обеду тюлений отдых начал надоедать, и я с Лилей, под видом поездки в магазин, улизнули кататься по окрестностям. Первым делом заехали на Круглое озеро. Оно находится выше Малого и Большого озер и отделено от первого узкой горной грядой.
Из-за этой гряды к озеру можно проехать только на внедорожнике.
Здесь есть небольшой пляж.
Оставив машину, мы прошли к небольшому ручью, соединяющему Круглое и Малое озера. Из-за перепада высот ручей образует высокий каскад, который и был целью нашей прогулки.
Вода Круглого озера показалась нам теплее и чище соседних озер. Дно каменистое, за исключением участка пляжа с песчаным дном.
После Круглого мы проехали к озеру Сарбаголь.
К нему можно проехать на любой машине, поэтому отдыхающих тут в избытке. Вода в нем чище Большого озера, западный и северный берега заболочены, южный и восточный пригодный для отдыха на воде. Дно здесь каменистое.
Наша поездка по времени значительно превысила поездку в магазин, поэтому поспешили в лагерь к Юле.
Накупавшись и назагоравшись, вечер провели у традиционного костра, дожигая последние дрова, привезенные из Томска, и любуясь красивым закатом.
На следующий день мы покинули Большое озеро и без особых приключений вернулись домой.
Итоги
За 7 дней мы проехали 1 669 км и сожгли 191 литр топлива 95 марки. Средний расход вышел 11,5 литров на 100 км. 90% пути колеса терлись об асфальт и 10% об гравий с землей. Полный привод использовался эпизодически. Это наша самая ленивая поездка. Обычно за такое количество времени мы умудряемся прокатиться на расстояния в два раза больше.
Машина не подвела, несмотря на полное отсутствие ее подготовки. Единственной проблемой стал заклинивший суппорт из-за битума с места дорожных работ по новомодной технологии «чипсил» в Кемеровской области. Его ремонт через месяц обошелся в 1 500 руб.
Представителями дорожной полиции были остановлены однократно под Мариинском за превышение скорости в населенном пункте на 15 км. Были отпущены с миром. В век бездушных камер такое становится маловероятным.
В денежных затратах поездка вышла малобюджетной. Деньги был потрачены только на бензин (4 900 руб) и форель (800 руб).
Во время поездки укрепили наше мнение, что русский человек на отдыхе — это свинья и пьяное быдло. Не говорю, что все, но хватает таких с избытком. Подтверждает это загаженная природа и поведение соседей по стоянкам. Глядя дома очередной выпуск «Наша Russia» с «Тагил — рулит!» вспоминаем о нашей поездке. Как будто трудно сложить мусор после себя в мешок и выкинуть в ближайшем поселке, а если нажрал репу, то не показывать ее другим отдыхающим. Не можешь без этого — вали в лес, где никого и ори там на луну под любимую музыку. Зачем это делать при чужих людях. Просто злость в этот раз взяла. В горах Бурятии и степях Тывы мы в полном одиночестве среди диких животных спокойнее себя ощущали, чем здесь среди людей.
Именно благодаря таким людям-свиньям природа Хакасии превращается в это.
И самое главное. Эта небольшая поездка стала для нашей семьи значимой. На самом деле путешествовать мы ездили не втроем, а вчетвером. Для четвертого путешественника это была первая поездка в его жизни. Он не мог насладиться с нами красотами северной части Хакасии, но очень активно участвовал в выборе маршрутов, реагируя на каждую колдобину на пути автомобиля. А все, что он думает об этой поездке, поведал нам через два месяца, когда появился на свет. И сейчас, лежа в своей кроватке, он даже не подозревает, какая судьба путешественника ему уготована.
Спасибо за внимание.
P.S. Ниже представлен весь список наших поездок. Отчеты о четырех из них опубликованы на сайте Drom.ru:
С уважением, Volos-t.