|
Эта поездка стала самой спонтанной среди прочих незапланированных поездок нашей семьи по просторам России. За неделю до нее мы не знали, что куда-то вообще поедем, за три дня не знали, на какой срок поедем, а в момент выезда из Томска — куда поедем. У нас были только направление поездки — Хакасия и пятидневный интервал между дежурствами на моих работах, за который надо было максимально дать отдохнуть душе и телу. Поэтому импровизировали на ходу.
На момент написания отчета портфолио наших путешествий выглядело так:
Ниже представлена карта наших путешествий.
Экипаж путешествия теперь уже традиционный — одна семья (Рома, Юля, Лиля) на одной машине (Toyota Caldina).
14.08.09г. 1-й день путешествия
Собирались в день поездки, из-за чего покинули Томск только в 11:00. Глобальных задач для первого дня мы не ставили. Главное было добраться до Хакасии. На ночевку решили встать на небольшом пресном озере Матарак недалеко от Шира. На нем мы уже ночевали два месяца назад во время непродолжительной поездки в Хакасию с велосипедами. Оно нам понравилось меньшей популярностью у туристов, чем другие водоемы этого района и красивыми ландшафтами в окрестностях с обилием сопок.
Нигде не задерживаясь, мы за шесть часов по маршруту Томск — Ижморский — Кольцовка — Верхняя Чебула — Тисуль — Шарыпово — Ужур — Шира добрались до озера Матарак.
На озере, в отличие от июньской поездки, на этот раз мы ночевали не в гордом одиночестве. Было с десяток машин туристов, главным образом рыбаков. После дороги и дежурства накануне мы не стали откладывать сон.
Пройденная дистанция за день — 635 км.
15.08.09г. 2-й день путешествия
Утром нас разбудил холод. Погода на улице больше соответствовала середине осени, но никак не пику лета. Температура не превышала 7 град. С и периодически моросил дождь.
Желания задержаться в такую погоду на озере мы не испытывали.
Поэтому собравшись и позавтракав, отправились в путь. На трассу к оз.Шира вернулись по дороге мимо оз.Шунет.
В районе обеда были в Черногорске, где заехали к знакомому Юли. За кружкой чая поведали о своих бесцельных планах ехать куда-нибудь на юг к горам, в сторону Ергаки по трассе М54 и возможном заезде в Тыву. Он нам посоветовал ехать в сторону Абазы, т.к. места там малолюдные и не менее красивые, чем в Ергаки. По поводу Тывы его родители поведали о страшных историях, как тувинцы убивают туристов и разбойничают на дорогах. В догонку к рассказам получили газовую горелку, то ли для разжигания костра в сырую погоду, то ли для обороны от тех самых тувинцев.
Еще перед Черногорском небо затянуло тучами, и начался противный холодный дождь, который сопровождал нас весь оставшийся день до места ночевки в горах за Абазой. Из-за него мы не стали заезжать в Абакан и на Саяно-Шушенскую ГЭС.
Абазу миновали в районе семи часов вечера, не забыв залить полный бак бензина. Дальше на 200 км нет ни заправок, ни сотовой связи. Горы встретили нас дождем, туманом и сумерками.
Знакомый из Черногорска посоветовал остановится на ночевку возле 4-го после Абазы моста через р.Она. Место стоянки нашли в темноте не сразу, свернув сначала на лесовозную дорогу, где оторвали защиту двигателя и повредили (как оказалось потом) переднюю внутреннюю гранату. Дождь не прекращался, поэтому трансформировав багажник, заночевали в машине. Тесновато для троих, зато тепло и не сыро.
Пройденная дистанция за день — 399 км.
16.08.09г. 3-й день путешествия
На этот раз разбудил нас не холод или дождь, а яркие лучи солнца, слепившие глаза даже через закрытые веки. Настроение сразу улучшилось. Место для стоянки оказалось удобное, но изрядно загаженное предыдущими постояльцами-свиньями. Подкрепившись, мы прогулялись вдоль реки, любуясь пейзажами гор.
Во время прогулки встретили деда-рыболова, избавляющего р.Она от избытка хариусов. Оказалось, что по соседству с нами ночевала большая компания красноярцев.
Рыбалка на хариусов на р.Она популярна у местных и туристов. По дороге в Тыву мы встретили более двух десятков рыбаков.
Изрядно отдохнув, выдвинулись дальше.
Дорога через Западный Саян в Тыву живописная. На всем протяжении (за исключением небольшого участка на границе республик) она покрыта асфальтом, в сносном состоянии, окружена тайгой и имеет много мостов, поворотов, участков, проходящих под отвесными скалами или над горными реками. Скучать, созерцая окружающие пейзажи, нам не пришлось. Мы часто останавливались, гуляли, фотографировали. Погода благоприятствовала этому.
Движение по трассе А161 Абаза — Ак-Довурак минимальное. Машин с номерами других регионов встретили всего несколько штук. Организованный туризм ограничивается несколькими турбазами, самой старой и известной из которых является Снежный барс. В общем раздолье для дикого туризма, охоты (много свертков на охотничьи угодья) и рыбалки на горных реках.
По дороге насчитали четыре крупных перевала. Самый высокий из них — Саянский (Сотый) высотой 2206 метров над уровнем моря на границе Хакасии и Тывы. Он находится в зоне горных тундр. Горы здесь почти лишены растительности и местами покрыты снегом.
Пронизывающий холодный ветер и 2 градуса тепла не позволили насладиться окружающими панорамами и прогуляться. А жаль. Помимо красивых пейзажей именно здесь находится граница республик Хакасия и Тыва.
Через 20 км от Сотого перевала проехали тувинскую таможню. Символическая запись в журнале, осмотр багажника и мы свободны.
Вскоре растительность начала меняться. На смену соснам и елям пришли тополя.
На мое предложение встать на ночевку на р. Кара-Суг, Юля захотела проехать еще дальше. В итоге, перевалив Акский перевал, мы оказались в степной Тыве. Посреди степи на ночевку не встанешь, а все мало-мальски приличные места заняты стоянками тувинцев-скотоводов. Пришлось ехать дальше.
В Ак-Довураке заправились. На заправке привязались местные тувинцы-гопники на двух «девятках»: откуда, куда, дай закурить, дай денег. Проигнорировав их любопытство, выдвинулись на восток по трассе А162 в Кызыл. Начало темнеть, а приличные места для ночевки не попадались.
Еще дома, изучая карты, я обратил внимание на Саяно-Шушенское водохранилище, которое на территории Тывы значительно разливается по равнинной местности, образуя самый крупный водоем республики. С западной стороны по степи к нему шло множество ниток дорог. Туда мы и отправились в поисках ночлега.
С трассы свернули в Ак-Дуруг и, минуя Ча-Холь, оказались в степи с десятком дорог во всех направлениях. Время было за полночь. Темнота не способствовала ориентированию на пересеченной местности. Света фар хватало высветить разве что тушканчиков, в панике прыгающих под колеса машины. Тут-то и пригодилась GPS-навигация со спутниковой картой. Только благодаря ей удалось найти стоянку на берегу водохранилища. Рассмотреть окрестности стоянки в темноте не удалось. В надежде утром не обнаружить возле машины толпы тувинцев, мы легли спать.
Пройденная дистанция за день — 355 км.
17.08.09 г. 4-й день путешествия
Утром, выбравшись из машины и осмотревшись, были приятно удивлены ночным выбором стоянки. Мы находились в уютной бухте, с трех сторон окруженной горами. Дорога, уходящая в воду, осталась для нас загадкой. Одно из предположений — паромная переправа.
Подкрепившись, я с Лилей облазил близлежащие горы. Юля в это время покидала спиннинг, но зацепила только камень. Из жалости к блесне пришлось искупаться в холодной воде водохранилища.
Ночные жители тушканчики попрятались в норы отсыпаться. Им на смену повылезали змеи, став для нас неприятным сюрпризом. В непосредственной близости от машины встретили двух. Выяснять ядовитость у 70-сантиметровых гадов мы не стали.
В обед мы отправились в дорогу. При дневном свете рассмотрели степь, на которой искали место ночевки. Пейзажи непривычные глазу жителя лесных районов России.
В целом же равнинная часть Тывы вдоль трассы А162 Ак-Довурак — Кызыл нам не понравилась. Серые и однообразные пейзажи, тянущиеся за окном на многие десятки километров. Только изредка они разнообразятся одинокими скалами, немногочисленными сопками, зарослями тополей или петляющими в осоке речушками с заболоченными берегами.
Степная часть Хакасии нам больше приглянулась.
В сам Кызыл заезжать не стали. Испортилась погода. Начал периодически моросить дождь. Город обогнули по объездной дороге и направились в сторону Абакана по трассе М54.
Степи начали уступать место горам и пейзажи за окном стали меняться в лучшую сторону.
Отметившись на посту в Шивилиге, мы пересекли границу Тывы и Красноярского края на перевале Нолевка (1560 м над уровнем моря).
Природа здесь не менее красивая, чем вдоль трассы Абаза — Ак-Довурак. Но интенсивность движения по М54, обилие местных и туристов, повсеместные следы человеческого влияния на природу не дают здесь оторваться от цивилизации. Плюс к этому нехватка времени и дождливая погода не позволили уделить этому отрезку нашего путешествия больше внимания. По этим же причинам не стали устраивать пешую прогулку по природному парку Ергаки.
На ночевку хотели встать за Буйбинским перевалом на р. Бол. Кебеж, но орды голодного гнуса нападали, как только выходили из машины. Поэтому отправились в ночь в поисках лучшего ночлега. Он нашелся ближе к полуночи на оз.Тагарское, куда мы завернули, игнорируя таблички с запрещающими надписями. Запах сероводорода и кряканье уток в зарослях тростника не могли помешать крепкому сну после насыщенного впечатлениями дня.
Пройденная дистанция за день — 559 км.
18.08.09 г. 5-й день путешествия
Пора было возвращаться домой. Лимит времени отведенного на отдых подходил к концу. Уже завтра я должен был выходить на дежурство.
Через Минусинск и Абакан мы вернулись в Черногорск, тем самым замкнув так называемое Саянское кольцо. В Черногорске заскочили к знакомому и съездили на продуктовый рынок, где закупились помидорами, яблоками и вкусными минусинскими арбузами. Все же щедрее на урожай абаканская земля. После вида огорода знакомого в Черногорске, на свой смотрели со слезами.
От знакомого также узнали, что в то время (17.08.09 8:13), когда мы стояли в Тыве на берегу Саяно-Шушенского водохранилища, произошла авария на СШ ГЭС.
Из Черногорска выехали с опережением графика, поэтому никто не был против поездки в Долину царей. Она находится в 35 км от трассы М54 по дороге на Сорск. Немного поплутав по степи, мы нашли ворота в Долину царей. Это два невысоких менгира, по описанию в руководствах обладающих высокой энергетикой. Возле ворот уже находилась новосибирская семья, глава которой подпитывался той самой энергетикой от одного из менгиров, прислонив к нему седалище. Мы энергетики не почувствовали, разве что Юля захотела спать.
Помимо ворот в долине много крупных курганов. Один из них, раскопанный, находится недалеко от ворот. Это Большой Салбыкский курган. Побродив по нему, мы поспешили в дорогу, испугавшись приближавшихся дождевых туч.
Остальная дорога повторяла наш путь из Томска с минимальными отклонениями. Мы заехали на заброшенный аэродром возле оз.Шира, чтобы перекусить и на оз.Тус, чтобы набрать лечебной грязи.
В 1:00 19.08.09 мы были дома.
Впереди нас ждал целый год тяжелой работы и новые путешествия по России.
Пройденная дистанция за день — 905 км.
Итоги
За пять дней путешествия мы проехали 2 835 км по территории Томской и Кемеровской областей, Красноярского края, республик Хакасия и Тыва. Несмотря на ограниченные временные рамки и отвратительную для пика лета погоду мы познакомились еще с одним уголком нашей необъятной и такой разнообразной Родины, изрядно оторванным от большой цивилизации и не всегда гостеприимным для чужих.
Уже по приезду в Томск, спустя время, я начитался в отчетах и статьях о не всегда адекватном отношении местного населения к русским, различных инцидентах и т.п. У нас проблем с местным населением, за исключением случая на АЗС в Ак-Довураке, не было. Да мы и не особо стремились контактировать с ним, ища покой и уединение. С удовольствием еще раз побывали бы в горных районах Тывы и Хакасии, а также прокатились бы вдоль границы с Монголией от озера Торе-Холь до п.Кош-Агач на Горном Алтае. Новая машина (Toyota Hilux Surf 2001г.) это позволяет сделать. Осталось найти только драгоценное время.
Спасибо, что осилили мой рассказ.
volos-t