|
Пролог
Все началось неожиданно. В четверг утром.
Муж, прежде чем переступить порог и уйти на работу, неожиданно сказал: «А не поехать ли нам на выходные на Белё?» (Если кто не знает, Белё — это озеро в Хакасии.) На что я не задумываясь ответила: «Поехали».
Часа через два я перезвонила ему, чтоб убедиться в серьезности его намерений. К моей великой радости намерения его оказались самыми серьезными, и я начала собирать вещи в поездку. Весь день прошел в сборах незаметно. Наступил вечер, муж пришел с работы. Мы сели ужинать, по телеящику передавали прогноз погоды с дождями. И только в этот момент мы решили поинтересоваться погодой там, в Хакасии.
— Гы, дожди, грозы и температура +15 днем и +6 ночью....
— Ничего не знаю, я весь день готовилась к поездке. Я хочу отдохнуть. Смотри, где тепло и солнышко. Туда и поедем.
Тепло оказалось в Яровом. Прогноз просто фантастический: +29 в субботу и +25 в воскресенье. В воскресенье к вечеру, правда, был обещан небольшой дождь, но нам было это безразлично, так как вечером нас там уже не будет.
Итак решено. Едем в Яровое. Мы там не были никогда и остаток вечера и половину следующего дня я посвятила поискам информации об озере и дороге до него. А так же о других близлежащих достопримечательностях.
Начало пути
Ехать решили в ночь с пятницы на субботу. Во-первых, пустые трассы — нет ни машин, ни гаишников, во-вторых, приехав рано утром на место, можно даже успеть выспаться. Единственный недостаток — в темноте не видно окрестностей и, соответственно, фотографий тоже нет.
Почитав отзывы в и-нете о разных дорогах выбрали такой путь: Томск—Мельниково—Кожевниково—Колывань—Новосиб—Ордынское—Кирза—Спирино—Крутиха—Панкрушиха—Хабары—Гальбштадт—Славгород—Яровое.
Почему поехали через Мельниково? Сложно сказать. Народ на форумах советовал этот путь во избежание Н-ских пробок на дорогах. Хотя какие могут быть пробки в 11 вечера?
Итак, время 20:00. Машина Mazda MPV. Нас четверо: я, муж и двое детей 14 и 11 лет. Дорогу до Мельниково нет смысла описывать, а вот впечатлениями о дальнейшей дороге хочу поделиться. Скажу честно, мы в первый раз в Н-ск ехали через Кожевниково. Обычно мы едем через Болотное. Дорога приятно удивила. Иногда создавалось впечатление, что мы вообще одни на всей трассе. Редкие попутные машины (в основном фуры) и о-о-очень редкие встречные машины. Больше машин стало попадаться уже за Колыванью при подъезде к Новосибирску. Забегая вперед хочу сказать что до Н-ска мы доехали за три часа.
Колывань
Проехав Колывань, мы решили размять ноги. Остановились перед за поселком перед развилкой. Никогда там не останавливайтесь, особенно вечером! Не успели мы выйти из машины, на нас напали полчища комаров. Таких огромных комаров и в таком количестве я не видела даже на томских болотах! Пока мы открывали двери в машине, чтоб войти-выйти, в нее залетело столько комаров, что мы потом еще полдороги пытались их перебить.
За Колыванью есть развилка. Если верить дорожной карте, обе выходят на Ордынскую трассу. Та, что левее, ведет в обход Н-ска. Та, что правее, ведет в Нск через поселок Большой Оеш. Мой муж уперся и отказался ехать в обход Новосиба, поэтому мы поехали в город.
Новосибирск
При въезде в город вы попадаете на улицу Станционную. Она достаточно большая и длинная и упирается в Т-образный перекресток. Перед ним висит указатель на Толмачево. Сворачиваем по нему направо и едем в сторону аэропорта. Перед Толмачево есть большое кольцо. Едем по нему и сворачиваем на поворот, который ведет вверх, на мост. Он там один ведет наверх — ошибиться сложно. Далее едем до следующего кольца. На его середине стоит стела огромных размеров, так что даже ночью ее видно издалека. На этом кольце поворачиваем направо по указателю на Камень-на-Оби. И вот оно, ордынское шоссе!
Да, самое главное! Если вы решитесь дозаправляться в Н-ске, никогда не заправляйтесь на «Лукойле». У этих жлобов бензин был самым дорогим — 25 руб за литр. Когда на том же «Газпроме» есть от 22,80 за литр.
Ордынское
До самого Ордынского дорога вполне себе приличная и средняя скорость на спидометре 120 км. Дети спят и видят десятый сон. Мы грызем орешки и пьем кофе.
Ордынское оказалось довольно большим населенным пунктом. На въезде в него есть пост ДПС, но зеленые человечки не заинтересовались нами ни по дороге туда, ни по дороге обратно. Как ни странно, но по всей дороге мы дважды только встречали гаишников и оба раза на стационарных постах.
На некотором расстоянии от Ордынского есть развилка. Правая дорога ведет через Карасук. Эта дорога дольше и по отзывам в и-нете хуже. Левая ведет на Крутиху. Сворачиваем налево.
Гравийка
До Кирзы проложен асфальт, а вот потом начинается 23 км гравийки. И идет она до самой границы с Алтайским краем. Я не знаю, почему такие плохие отзывы в и-нете об этой гравийке. Гравийка, как гравийка. Очень даже сносного качества. Нет ям в полколеса на дороге и колеи, из которой не выбраться. Относительно ровная. По ней вполне комфортно можно ехать 60 км/ч. Дети, спящие на среднем ряду сидений, даже не проснулись, пока мы по ней ехали. Рядом с этой гравийкой идет строительство новой дороги. Судя по масштабу, стройки дорога будет просто шикарная. По дороге «туда» нам крупно повезло — прошел дождь и пыли на дороге не было. А вот на обратном пути пыли было хоть отбавляй. Хорошо, что муж поставил новый фильтр.
Дорога на Славгород
Ну вот мы и в Алтайском крае. По дороге ориентируемся на указатели на Славгород. Дорога после гравийки приведет нас к деревне Крутиха. Там будет последняя большая развилка до самого Славгорода и заблудиться в пути просто нереально. Налево ведет дорога на Камень-на-Оби, направо на Славгород.
Начинает светать, и можно уже вглядываться в пейзаж за окном. Сверяем названия деревушек, которые проносятся за окном, с картой.
Доезжаем до областного центра Хабары. Указатель на Славгород ведет в объезд города. Можно проехать по центральной улице. И выедем все равно на ту же трассу.
Далее следует немецкое село Гальбштадт и сам Славгород. При въезде в город висит указатель «Яровое — направо». Сворачиваем и едем до конца улицы, снова сворачиваем направо. Здесь мы встречаем рассвет. Впечатляющее зрелище. Солнце встает прямо на глазах. Огромный красный круг поднимается прямо из-за горизонта.
Дымящую трубу Ярового видно издалека. Она, кстати, портит весь вид озера. Ну вот мы и в Яровом. Все дороги в городе ведут к озеру. На часах 5:02. Нашего томского времени.
Озера
Большое Яровое
На самом деле возле села находится Большое Яровое озеро. Но в округе есть еще много озер, которые стоит посмотреть. Снять жилье в Яровом — не проблема. На каждом доме висит табличка «Сдам жилье». Но мы поклонники палаточного отдыха и еды с запахом костра. Поэтому едем целенаправленно на Теплый ключ.
Так называется пресное озеро, которое находится через дорогу от Б. Ярового. Очень удобно. Поплавал в соленом озере, смыл соль в пресном. Но пусть вас не смущает название Теплый ключ. Ни фига он не теплый, а вода в Яровом была гораздо теплее. Пейзажик озера повеселил — вокруг степь, красота, и... торчащая и дымящаяся труба то ли ТЭЦ, то ли какого-то завода. Тьфу, весь вид испортила.
Всю субботу мы провели на Большом Яровом. Успели выспаться и накупаться. Температура воздуха днем была +31 градус. После обеда в соленом озере вода стала совсем теплой, градусов 25.
Повеселили некоторые отдыхающие персонажи — намазанные грязью до самых макушек. Грязь эта жирная, плохо смывается, а самое главное, что она абсолютно бесполезная. Уже давно в Большом Яровом всю грязь вычерпали и в санаторий завозят грязь с Малого Ярового.
Вода в озере сильно соленая, как в Мертвом море или Тусе. Утонуть в ней нереально — можно просто лежать на воде и наслаждаться жизнью. Только надо уворачиваться от брызг, иначе соль будет сильно щипать глаза :).
После обеда поднялся ветер и на Яровом поднялись волны. Это такой кайф — лежать на воде и качаться на волнах. Мы объездили много озер и в Томской области и в Новосибирской и в Хакасии, но таких волн не видели нигде. Мои дети так впечатлились такими волнами, что из озера их пришлось вытаскивать чуть ли не за уши.
Что удивило больше всего, так это то, что в 9 вечера народ разбрелся по палаткам спать. Никаких пьяных дебошей до утра, как на Обском море или озерах Хакасии. Наверное, правду говорят — в воздухе вокруг озера много брома. От этого туристы все умиротворенные и спокойные.
Ночью ветер усилился. Было ощущение, что палатку унесет, причем вместе с нами. Но, наша новая трехкомнатная палатка прошла «боевое крещение» очень даже с достоинством.
Утром нам открылся необычный вид на берегу озера. Ветер ночью «вспенил» воду озера и его берега покрылись белой воздушной пеной. Интересное зрелище — от ветра она взлетала и летела по воздуху.
Утром воскресенья ветер нисколько не утих. Более того, он стал холодным, и мы решили, что делать на этом озере больше нечего, надо собираться и посетить другие озера.
Бурсоль
Ближе всего было озеро Бурсоль. Тот, кто был на Яровом и не заехал на Бурсоль — потерял ооочень много. Это озеро, из которого добывают поваренную соль. Вода в нем розового цвета. И вообще пейзажик вокруг него еще тот — идеально подходит для съемок фильмов про инопланетные миры. До воды почти километр. Рекомендую разуться и дойти до воды босиком. Сначала идет серая субстанция — не могу назвать ее ни песком ни глиной. На ощупь совершенно потрясающая — мягкая теплая. Идти босиком по ней одно удовольствие. Пятки потом как после посещения салона — гладкие и мягкие. Потом идет белоснежная полоса из соли. Причем, чем ближе к воде, кристаллы соли становятся все крупнее и идти по ним становиться больно. Говорят, глубина озера в самом глубоком месте — 1м 30 см. Вода теплая. Но чтоб искупаться в ней, надо иметь с собой запас чистой воды для того, чтоб потом смыть с себя соль, а иначе почувствуете себя соленым огурцом :).
Соль на озере добывали еще во времена царя Гороха, но, к сожалению, сейчас соледобывающий завод находится в удручающем состоянии из-за постоянных рейдерский войн. От здания завода прямо к середине озера в воду проложены рельсы. Самые настоящие. Вдали на рельсах стоит вагонетка, которой черпали соль со дна озера. Сложно сказать, работает ли сейчас завод — мы были в воскресенье — и тогда не было ни одной живой души. Туристов, там, кстати тоже совсем нет. Мы там были около двух часов в полном одиночестве. А жаль. Посмотреть там есть на что!
Не забудьте взять с собой что-нибудь железное для того, чтоб отколоть себе кусок соли на память.
Доехать до озера можно по дороге на Бурлу. Проезжая через поселок Бурсоль, сверните налево и в конце деревни можно подъехать к озеру. Пробыв на озере больше двух часов, мы все-таки смогли заставить себя сесть в машину и поехать дальше. Наш путь лежал на Малое Яровое.
Малое Яровое
Нам надо было вернуться в Славгород к началу города и на первом перекрестке свернуть направо (мы же выезжали из города), а для въезжающих в город надо на нем свернуть налево на с. Знаменка. Далее едем, проезжая с. Веселое, Семеновка и Владимировка. За Владимировкой — вправо в степь и выезжаем на пустынный берег М. Ярового. Если ехать через Владимировку, то можно попасть в относительную цивилизацию на озере. Но у нас не было такой задачи. Мы планировали приготовить обед, искупаться, отдохнуть перед дорогой домой. Честно говоря, М. Яровое мне понравилось больше Большого. Кристально чистая вода, мелкий песочек под ногами. А если копнуть его, то видна лечебная грязь. Некоторые приезжают сюда, живут неделями и мажутся этой грязью с ног до головы. Говорят, помогает от многих болезней.
Хоть Википедия и говорит о том, что глубина озера до 5 м, нам так и не удалось дойти до глубины «полбедра». Хотя прошагали метров 150 от берега. Да это и не нужно, наверное. Выталкивающая сила на этом озере выше, чем на его старшем брате — Большом Яровом. Можно просто лежать на воде и рассматривать проплывающие мимо облака. Почему выходные такие короткие?!
А это берег малого Ярового:
На фото за спиной у сына люди — им там по колено.
Что больше всего удивило, так это наличие ворон. Вернее, огромного их количества. При подъезде к озеру эти наглые птицы сидят на дороге до той поры, пока под колеса чуть-не попадают первые ряды. Затем они дружно взлетают и перелетают метров 10-15 дальше по дороге и опять ждут, пока машине не подъедет вплотную к ним.
Дорога домой
Ну вот казан гречки с тушенкой съеден, мы отдохнули и готовы к обратному пути домой.
На часах 16:15 томского времени. Мы решили не возвращаться через Славгород, а проехать дальше по трассе на Нововознесеновку и через Зеленую Рощу. И выехать на дорогу на Хабары после Гальбштадта. Скажу сразу, это была ошибка. Мы, конечно, сэкономили много времени и бензина, но дорога была отвратительной. Хоть на атласе эта дорога указана как с твердым покрытием, на самом деле все не так. До Нововознесенки действительно асфальт, а дальше.... Несколько сот метров гравийки переходят в нечто глиномесное. И так 10 км. Местами становилось страшно от одного вида растерзанной колеи. Если бы в этот момент пошел дождь, то мы точно оттуда не выехали бы. Но несмотря на такое качество дороги, встречных машин было на удивление много. Если кто захочет сократить путь, то по дороге Хабары — Славгород надо свернуть на знаке «Нововознесеновка 20 км» налево.
Домой решили ехать через Новосибирск. Очень порадовала отремонтированная дорога после Н-ска. Ровная, как лента. Так что средняя скорость была 140 км. И дома мы были уже в 12 ночи.
Мобильная связь
На Большом Яровом проблем со связью не было. Мтс-ный телефон работал без нареканий, «Теле-2» был подхвачен «Мегафоном» со зверской ценой за роуминг. Мегафоновский интернет работал замечательно. В Бурсоле и на Малом Яровом работал только «МТС» и то весьма коряво.
Ничего не могу сказать про «Билайн», поскольку услугами этого оператора уже давно в нашей семье никто не пользуется.
Итог
На спидометре 1 580 км. При относительно небольших финансовых затратах мы отдохнули замечательно. Открыли для себя еще один уголок нашей родины. Вернемся сюда еще раз обязательно. Хотя мне лично больше нравится природа Хакасии: сопки, курганы, менгиры... Но это мое мнение. Мне больше нравится лежать на берегу озера и любоваться сопками, чем любоваться степью. Хотя ковыльная степь — потрясающее зрелище. Мы нарвали букетик, теперь он стоит в вазочке и напоминает мне о прекрасно проведенном отдыхе.