|
Зимой в Сибири возможности для автопутешествий по понятным причинам ограничены. Но ровно сидеть на месте не в наших правилах. И когда чуть отпускают морозы, отправляемся в недалекие поездки. Так пару лет назад метнулись с берегов Ангары на берега Лены.
А чуть раньше созрели для путешествия по льду Хубсугула.
В этом году заготовок не было. Покатавшись в межсезонье по ставшим уже привычными маршрутам на Байкал и в Тункинскую долину, мы созрели для большего. Но еще не знали для чего. Мотив возник неожиданно.
У кухонного гарнитура отвалилась одна панель — сломался крепеж. Заказывали мы его давно, в ближайшей к Иркутску «Икее», то есть в Новосибирске. Пробежался по местным строительным рынкам в поисках хитро выделанной детальки, но аналога не нашел. Засланный в Новосибирск гонец также ее не обнаружил. Смотреть же на дыру в самом посещаемом месте квартиры оказалось выше моральных сил. Колхозить чего-то самостоятельно тоже не хотелось. Пришлось собираться в дорогу, ведь никто еще не опроверг правило: хочешь сделать хорошо — сделай сам.
От Иркутска до Новосибирска около 2 тысяч километров. Посмотрели прогноз погоды: температуры на всем протяжении дороги обещали теплей -20 С. Нам подходит. Но хотелось бы разнообразить поездку, поэтому дополнительно рисуем кольцо на Томск, где уже бывали, но толком город не рассмотрели. Сверх того ставим задачу тщательнее изучить на обратном пути Красноярск, с которым все никак не складываются отношения.
Перемещаемся привычным экипажем: я за рулем, жена штурманом. Под седлом у нас проверенный дорогами и временем 3-литровный дизельный «Тойота-Прадо».
Путь наш лежал во мраке.
Ну, не то чтобы уж совсем мрак-мрак, но на 8 дней поездки выпало всего три дня солнечных.
При этом к самой дороге претензий никаких, разве что в Кемеровской области из-за мощных снегопадов не успевали расчищать обочины. Но об этом отдельно и позже.
В первый день добрались до Канска, где и остановились в знакомой гостинице «Медведь». Несколько лет уж соблазняет она нас низкой ценой, бесплатными wi-fi и завтраками, а также охраняемой парковкой. Я уж как-то упоминал, что Канск для меня город нечужой — здесь родился отец. Поэтому смотрю на него через розоватые очки, и он меня порой радует. Вот бывшее отделение «Сбербанка». Оно, похоже, стало ненужным, и его продали. Новый владелец креативно использовал фирменные цвета заведения и также открыл здесь банк, но пива. Молодец!
А взять детскую горку. Как задорно скатываться с нее под руководством В. И. Ленина.
Словом, хороший город — враг тут без проводника не пройдет!
Ачинск я всегда проскакивал ходом. Но однажды здесь встал на ночевку. И открыл для себя самого сурового Ильича, допреж не виданного на российских просторах. Есть у этого пролетарского городка еще несколько особенностей. Это, конечно, терриконы, результат работы местного глиноземного завода. Пыль от этого производства покрывает город шершавым слоем. Однако это не мешает местным под факелом завода строить дачные скворечники, а некоторые особо продвинутые возводят нечто помпезное, то, что в нынешней традиции называют словом «коттедж». Это очень странная идея — возводить дворец и сидеть на его завалинке, наблюдая, как сверху на тебя сыпется какая-то ядовитая пыль.
Явно здесь какая-то аномалия, которая проявляется не только в строительном зуде. Участок дороги вдоль терриконов закрыт для обгона.
Однако местных, перемещающихся на очень подержанных япономарках, это вообще не волнует. Впервые, когда через сплошную, под встречный грузовик меня обогнал один такой ухарь, я, конечно, удивился. Но когда из раза в раз эта ситуация стала здесь повторяться, я пришел к выводу, что здесь гоняют местные стритрейсеры, не иначе как обнюхавшись глинозема. Об этом и сигнализирую.
На зимней дороге развлечений немного, но на этом участке есть пара мест, достойных внимания. Это, прежде всего, придорожный рынок у села Козульки. Здесь продавцы работают с выдумкой, и можно, смеха ради, что-то прикупить для дома, для семьи.
Место уникальное: такого торгового энтузиазма на сибирских дорогах больше нигде не встретишь.
Еще одна достопримечательность: недостроенный придорожный дворец. В нынешнем состоянии он стоит много лет.
В этот раз я остановился, чтобы получше его рассмотреть. Похоже, у владельца закончились деньги раньше, чем он возвел коробку. Шиномонтажку и заправку с горем пополам достроил, а дворец, который про себя я назвал пионерским, потихоньку приходит в негодность и уже дал трещины.
В Кемерово мы остановились в гостинице, которая прежде была, видимо, центром переподготовки летного состава. На что, собственно, намекал вертолет, установленный у входа. В целом — неплохо. Однако в самом областном центре чувствовалось напряжение. После обильных снегопадов город оказался погребен под снегом, и на его раскопки были мобилизованы даже студенческие строительные отряды. Видимо, по этой же причине дорожники не справлялись с очисткой обочин, хотя, нужно заметить, что тяжелой техники вокруг было очень много.
Что еще удивило в Кемеровской области, так это цены на бензин и дизель. Они подравнялись под среднесибирские. Какое-то время губернатору Тулееву удавалось удерживать их на низком уровне, но, похоже, нефтяные олигархи сломили его волю. И теперь дешевле всего топливо стоит в Красноярском крае. Но здесь этого добились не административными мерами, а за счет развития независимых продавцов нефтепродуктов.
От Кемерово до Новосибирска ничего интересного с нами не случилось, и мы прибыли в точку назначения в ожидаемое время. Встали на постой в гостинице «Аврора».
Очень, кстати, рекомендую автопутешественникам: огромный номер, низкие цены, закрытая парковка, бесплатные wi-fi и завтраки. Но есть и странности: персонал настойчиво интересуется: когда съедете? Огорчают и высокие цены в буфете, которые, однако, компенсируются тем, что рядом есть качественная столовая и огромный социально ориентированный магазин.
В Новосибирске дорожная обстановка оказалось схожа с кемеровской. То есть снега выше головы, но на борьбу с ним народ отчего-то не мобилизуют.
На межквартальных проездах движение очень затруднено, со встречным транспортом приходится расходиться буквально краями. Всё это, а также предыдущий печальный опыт стояния в многочасовых пробках как-то не способствовал к автомобильным прогулкам по Новосибирску.
Поэтому силы решили распределить так: сначала дело, а затем уж развлечения.
И мы погрязли в торговых центрах почти без остатка. Как обычно, накупили всякой дребедени и только под занавес нашли то, что искали. В самой «Икее» необходимого держателя не обнаружили, но дизайнер мебели посоветовал обратиться в сервисный центр. Заглянули туда без всякой надежды на успех, и о чудо, через несколько минут нам вынесли пакетик с двумя держателями, а также крепежом для них. Все удовольствие обошлось в 49 рублей. Вот, кстати, как они выглядят.
Достигнув поставленной цели, мы решили в Новосибирске больше не задерживаться и направились в Томск.
Томск, кстати, очень похож на Иркутск: университетский город с сохранившейся старой застройкой.
Удивительно только то, что побывавший там и там Антон Павлович Чехов об Иркутске отозвался уважительно, а о Томске уничижительно. Странно, но в Иркутске памятник писателю не поставили, а вот злопамятные томичи припомнили Антон Палычу его слова и установили на набережной какой-то пародийный монумент Антоше Чехонте.
Как и в Иркутске, в Томске, свернув с центральной улицы, можно оказаться в ХХ, а кое-где и в XIX веке.
А вообще, по городу бродить интересно. Даже зимой. Вот эту надпись с первого раза прочитал как «Пушкин гастарбайтер».
Но попадались и другие изюминки…
Чтобы ни говорил Чехов о Томске, но город интересный. Побродим еще немного по его улицам, прежде чем пустимся в обратный путь.
Домой, до Иркутска, из Томска можно добраться двумя способами. Либо через Кемерово, либо напрямую через Мариинск. Первый вариант длиннее километров на 100, но при этом более предсказуем. Второй — понятно, короче, но дорога хуже (сужу по опыту двухлетней давности, когда часть пути пришлось проходить по гравийке), к тому же в условиях многоснежной зимы могли возникнуть дополнительные сложности. Штурман настаивала на маршруте через Кемерово — хоть и дальше, но надежнее. Мне же показалось, что лишних 100 километров — это не баран чихнул. К тому же зимой все ямки укатываются, и вряд ли мы на внедорожнике почувствуем какой-то особый дискомфорт.
Так что двигаемся напрямую и вскоре оказываемся в Мариинске. Об этом городке я недавно довольно подробно рассказывал (o-avgust.livejournal.com/82813.htm). Но поскольку мы зашли в него с другой стороны, то открылись новые грани.
Прежде я сетовал на то, что в Мариинске я не обнаружил фирменного магазина знаменитого водочного завода, зато нашел его аналог. Вот он!
Спиртным затариваться не стал: выбор хоть и огромный, но в иркутских супермаркетах цены на этот же товар ниже. Там же познакомился вот с таким вот замечательным котом, видимо, талисманом магазина.
В центре Мариинска наконец-то нашел бюст императрицы, в честь которой и назван город. Пришлось перед съемкой руками убрать снежный макияж с утонченного лица.
Для комплекта добавлю и фото ее суженого — российского императора Александра II, который расположился неподалеку.
Долго задерживаться в этот раз в Мариинске не стали, поскольку впереди нас ждал Красноярск.
Мне Красноярск напоминает родной сумрачный Братск. Когда я впервые это сказал на дром.ру, набежала куча красноярцев и начала мне пенять: зачем я их сравниваю с пальцем. Однако неожиданный факт прекратил эту истерику: площадь Братска оказалась больше площади Красноярска на 40 квадратных километров. Но если оставить в стороне высоту плотин, мегаватты выработанной энергии, многие тонны произведенного алюминия, то, конечно, у краевого центра есть несомненные преимущества перед райцентром. Одному из них мы и посвятили день в Красноярске.
Звездой Края (так порой в Сибири называют Красноярск) несомненно является художник Василий Суриков. В его музей-усадьбу мы прежде несколько раз пытались безуспешно попасть, но попадали то на выходной, то на реставрационные работы. В этот раз нам воздалось за прошлые тяготы, и мы гуляли по усадьбе в одиночестве.
Отчего-то мне казалось, что судьба художника развивалась по современным лекалам: родился в провинции, уехал в столицы и там зажил. Реальность оказалась иной: Суриков родину не забыл, часто тут бывал и даже здесь написал некоторые из своих знаменитых работ. В частности — «Взятие снежного городка».
Судьба художника причудлива: сам из енисейских казаков, отец умер рано, семья начала бедствовать и вынуждена была сдавать в аренду второй этаж своего дома. Но однажды рисунки молодого Сурикова попались на глаза тогдашнему губернатору, он заметил в них талант и нашел для него мецената — местного золотопромышленника, который не только оплатил обучение Сурикова, но и купил его первые работы. А дальше все пошло по восходящей: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове», «Переход Суворова через Альпы».
Говорят, что Суриков один из самых удачливых российских художников: он продал при жизни все свои работы, но, судя по музею-усадьбе, особо богато не жил.
Дом хоть и выглядит с улицы солидно, но внутри не особо большой. Во дворе сохранили старый уклад, нашлось и место для памятника художнику. Их, кстати, в Красноярске два.
Второй стоит в центре города, у церкви.
Ну и под занавес просто интересный факт, может, кто не в курсе: правнуками Василия Сурикова являются известные кинорежиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский.
Второй день в Красноярске мы посвятили собственно городу. Походили по набережной, улицам… Солнце так и не выглянуло, поэтому все смотрелось немного мрачновато.
Словом, как обычно. Поэтому утром следующего дня мы расстались с Красноярском без особого сожаления.
От Красноярска до Иркутска больше тысячи километров. Летом при благоприятных условиях можно пройти этот маршрут за световой день. В феврале это просто нереальная задача, тем более что я зарекся ездить ночью на дальние расстояния. Поэтому мы стали присматривать себе место для ночевки. Само собой, отсеялись те городки, где мы уже бывали, и единственным подходящим вариантом показался Нижнеудинск. Где-то на середине пути, прибываем днем и успеваем город посмотреть.
На ночевку встали в небольшой частной гостинице. Пока администратор нас оформляла, попытался расспросить ее: что можно интересного рассмотреть в ближайших окрестностях.
— Ничего, — безнадежно ответила она.
Но так не бывает. Делаю вторую попытку, но уже пытаюсь разговорить водителя такси.
— Вот если бы сейчас можно было бы выбраться в тайгу, — ответил он, — то я бы показал вам красоты. А так, разве что вокзал.
Действительно, как позже выяснил, местных достопримечательностей здесь немного. В 20 километрах есть водопад, а еще дальше — пещеры. Но зимой, понятно, оценить их достойно невозможно. Что касается тайги, то она здесь потрясающая. Много лет назад довелось мне из нижнеудинского аэропорта вылетать в Тофаларию. Просто потрясающая получилась поездка — как-нибудь расскажу о ней.
А вот вокзал здесь действительно непростой. Город железнодорожный, и вся жизнь сосредоточена вокруг него. Так сейчас, и так было сто лет назад.
Достаточно сказать, что именно на этом перроне был арестован Верховный Правитель России — адмирал Колчак.
И не случайно именно здесь в годы первой мировой войны был создан один из крупнейших лагерей военнопленных. В нем содержалось более 2 тысяч иностранцев.
Мощный железнодорожный узел позволил создать здесь огромные воинские склады, размерами которых поражается всякий, кто едет на автомобиле в сторону Иркутска и обратно.
Но сам город невыразительный. Я бы сказал, среднестатичный сибирский. Из конца в конец мы его объехали часа за два. Но тут уж и стемнело.
Следующий день — практически прямая дорога к дому. Как заметил, последний отрезок мы проезжаем быстрее обычного, и к обеду уже были дома, в Иркутске.
Вот, кстати, наш трек. За восемь дней прошли около 4 тысяч километров и накинули-таки лассо на Сибирь.
Скажу тут пару слов о трекере, очень необычном приборчике, вшитом в наш дорожный крейсер. Когда я покупал «Прадо», то в предвкушении долгих и сложных дорог решился его застраховать и в КАСКО. Страховая компания потребовала, чтобы дополнительно на машину было установлена спутниковая сигнализация. Такие дополнительные расходы не вписывались в наш тогдашний бюджет, и я решился искать недорогие альтернативные варианты. Неожиданно наткнулся на тахографы и трекеры. Как выяснилось, они работали так же, как и спутниковая сигнализация, за исключением того, что не могли только блокировать передвижение автомобиля, но при этом указывали его местонахождение с точностью до метра. Страховую такой вариант устроил.
В Братске нашлась фирма «СибТеКо», которая устанавливала такое оборудование, но работала только с юридическими лицами. В далеком 2013 году я оказался у них первым частным клиентом и получил просто потрясающий дисконт. Сначала я относился к трекеру, как к формальности. Затем вник в его потрясающие возможности, которыми еще до конца не овладел. Можно не только постоянно следить за автомобилем через Интернет, но и отобразить пройденный маршрут за любой интересующий период, рассчитать расход топлива на конкретном участке и многое другое. Можете сами посмотреть, как это работает — sibteco.com.
За эти плюшки я плачу небольшие деньги ежемесячно и при этом не испытываю никаких проблем с тем, что я сейчас живу в Иркутске, а фирма, установившая оборудование и обслуживающая его, находится за 600 километров от меня, в Братске.
Кстати, на опубликованном треке виден небольшой лишний хвостик на восток от нашего основного маршрута. Это мы успели съездить на Байкал. Вот вам зимний Ольхон для поднятия настроения.
PS.
А кухонный шкаф я отремонтировал в тот же день, как оказались дома.
Февраль 2017 г.