|
Мечтали долго, планировали быстро, собирались впопыхах и в последний момент. Такая предыстория поездки нашей семьи к Великому озеру. И как во всех наших поездках, в этом виновата работа. Из-за нее для отдыха вырвали в последний момент всего 11 дней.
Сама идея поехать на Байкал родилась по принципу «там еще не были» (ранее были на Горном Алтае, в Хакасии и Тыве). Она расширилась и оформилась за несколько дней в незатейливый маршрут: Томск — Красноярск — Иркутск — Слюдянка — Усть-Баргузин с вероятными заездами в Улан-Удэ и Тункинскую долину и маловероятными — в Братск, в Листвянку и на Ольхон. Из отчетов я ознакомился со всеми «достопримечательностями» трассы М-53 и нанес на спутниковую карту россыпь меток интересных мест.
Выезд был запланирован на 21 июня. То, что туристический сезон на Байкале в августе, а едем в июне мы восприняли как «Меньше народа — больше кислорода». О чем в дальнейшем ничуть не пожалели.
Машину (Toyota Caldina) немного порадовал свежими жидкостями, пыльниками, сальниками, фильтрами, колодками. Экипаж (я Роман, жена Юля и дочь Лиля) особой подготовки к поездке не нуждался.
1 день путешествия
18 июня — дежурю сутки, 19 июня — дежурю сутки, 20 июня — дежурю сутки, 21 июня — не дежурю! Забираю Юлю с дежурства, Лилю из дома, набиваем полный багажник «Калдины» заранее купленной едой и туристическим скарбом и в три часа дня вылетаем из города.
Задача первого дня поездки — уехать как можно дальше, а если повезет, то заночевать на берегу Красноярского вдхр. в районе с. Даурского. Дома, играя с зумом спутниковой карты, я нашел там полоску дикого пляжа, из-за которого маршрут первого дня пройдет мимо трассы М-53.
Дорога до Ужура (Томск — Мариинск — Тисуль — Шарыпово — Ужур) нами уже давно разведана. Поэтому участок асфальто-гравийно-ямочной трассы Р-400 перед Мариинском и гравийки перед Шарыпово воспринимаются как должное.
Серые и безликие города (Тисуль, Шарыпово, Ужур) разнообразили отроги Кузнецкого Алатау и озера (Инголь, Большое, Бережское вдхр.).
Дорогу от Ужура к Даурскому через Балахту преодолели на одном дыхании в опускающихся сумерках.
За Даурским асфальт, к нашему удивлению, не закончился. Как-то не вязалось это с дорогой к дикому пляжу. Оказалось, что за время, прошедшее с последних спутниковых снимков этой местности, предприимчивые красноярцы застроили домиками весь пляж, и он стал совсем даже не диким. Сунувшись в несколько свертков и попугав в темноте дальним светом фар местных обитателей с бутылками неизвестной жидкости в руках, мы нашли нужный и через 4 км полевой дороги оказались в тихом и укромном месте на берегу Красноярского водохранилища. Ужасно хотелось спать, и мы не стали себе в этом отказывать в условиях полного одиночества на берегу Енисея.
За день наездили 630 км.
2 и 3 дни путешествия
Утром осмотрели нашу стоянку. Место оказалось неплохое. Несмотря на присутствие здесь стоянок (со столами, стульями, кострищами и даже мангалами), следов человеческой деятельности немного. Все убрано и кучи пластика с бутылками не режут глаза и ноги.
Возле стоянки берег сложен из нагромождений массивных скальных пород, вымытых из-под земли поднявшейся водой водохранилища.
Хотелось купаться, но прохладная вода и не совсем теплая погода отговаривали это делать.
Рядом есть небольшая бухта с песчаным пляжем.
Если бы целью нашего путешествия был не Байкал, то здесь можно было провести не один день отдыха. Но нас ждала дальняя дорога…
Дорога до Красноярска (трасса М-54) пролегла через живописные горы, покрытые тайгой. Это западная оконечность Восточных Саян, через которую Енисей пробил себе дорогу к Ангаре. Пасмурная погода не дала поснимать пейзажи, ограничились цветами вдоль дорог.
Перед Дивногорском посетили Красноярскую ГЭС. Это не первая плотина ГЭС на пути наших странствий, но посмотреть с нормального ракурса получилось пока только Красноярскую.
Сброс излишков воды с водохранилища только добавлял эффектность картины плотины.
Возле Слизнево полюбовались красивой панорамой Енисея со смотровой площадки.
Красноярск встретил нас бесконечными пробками в час пик. Промышленно-спальные районы — не лучшее место для знакомство с этим красивым городом. Потратив два часа на преодоление улиц запруженных транспортом, отложили знакомство на следующий раз и устремились к Байкалу по «дороге жизни» — М-53.
Дорогу от Красноярска до Байкала подробно описывать не буду. Она прошла однообразно в постоянном движении, по чему-то, отдаленно напоминающем федеральную трассу, под проливным дождем, большей частью в темное время суток с запотевшими окнами из-за неисправности кондиционера. Ночевали в машине на полпути между Нижнеудинском и Тулуном. Иркутск, Ангарск и Усолье-Сибирское миновали вечером и из-за дождя и нехватки времени знакомиться с городами не стали.
До Байкала мы добрались в седьмом часу вечера. После долгой тяжелой дороги, открывшаяся с серпантина Култука, панорама озера особого впечатления не произвела. Настроение еще портил дождь, который преследовал нас от самого Томска. Мысли же были только о сне.
Еще по дороге я разрекламировал Юле байкальского омуля и первым делом, которое мы сделали перед тем, как спуститься к озеру, это прикупили вкусной рыбки на вечер. На серпантине возле Култука обустроен целый «омульный» рынок. Несколько десятков продавцов с омулем любого размера, вкуса и вида приготовления. Цены выше, чем в других участках Байкала, но зато работают круглосуточно.
Пиво есть, омуль есть, Байкал есть. Осталось найти место, где все это совместить и отдохнуть. С этим оказалось не все так просто. Трасса М-55 тянется на 200 км вдоль озера и кажется, что ничего сложного съехать к берегу. Но между ней и Байкалом идет полотно железной дороги Транссиба, через которое нет ни одного переезда. Проехать к берегу можно только в поселках по тоннелям или под мостами по руслам рек.
К своей первой стоянке на озере мы проехали по руслу р. Безымянная возле с. Мангутай.
Наконец-то мы осознали, что добрались до Байкала. И уже никакая непогода не могла помешать нам отметить это событие.
За второй день проехали 725 км, за третий день — 592 км.
4 день путешествия
Весь день погода сохранялась пасмурной, но без намека на дождь. До обеда отдыхали и любовались озером.
А почувствовав прилив сил, отправились в дорогу.
Не спеша, часто останавливаясь, гуляя и фотографируя окружающие пейзажи, к вечеру мы миновали Бабушкин (пополнив запасы омуля и питьевой воды).
Встал вопрос о поиске места для ночевки. Хотели встать на стоянку в заливе Посольский Сор, свернув к Толбажихе. Но весь берег оказался застроен турбазами, на которых мы останавливаться не планировали.
Проехали по трассе дальше и свернули в сторону с.Посольское.
Осмотрели местную достопримечательность — Спасо-Преображенский монастырь, основанный на месте гибели русской посольской миссии в Китай (1653 г).
Впоследствие нас преследовало дежавю при виде церквей в селах Кабанского и Прибайкальского районов Бурятии. Они строились по схожим проектам. Вот ряд из них:
Богородице-Казанская церковь (с. Творогово).
Сретенский женский епархиальный монастырь (с. Батурино).
Свято-Одигитриевский кафедральный собор (Улан-Удэ).
Спасский храм (с. Турунтаево).
Возле Посольского на берегу были места для стоянки. Но сильный ветер с озера не позволял поставить палатку. Мы проехали по берегу дальше, пока колеса машины не начали вязнуть в гальке.
Пришлось возвращаться и ехать в поисках стоянки по дороге Посольское-Кабанск. Ничего путного не нашлось, поэтому отправились дальше по трассе М-55 в поисках паромной переправы через Селенгу. В отчетах читал, что возле с.Татаурово есть два парома и еще где-то недалеко мост. Но в темноте мы ничего не нашли и на ночевку встали на берегу Селенги, не доезжая 20 км до Улан-Удэ.
За день наездили 374 км.
5 день путешествия
Особо расстраиваться из-за того, что не нашли паром мы не стали. Было решено посетить Улан-Удэ и одну из достопримечательностей Бурятии — Иволгинский дацан. Тем более, что этому способствовала погода. В первый раз за время поездки стояла ясная солнечная погода и +30 град за бортом.
Иволгинский дацан расположен в степи в 30-ти км юго-западнее Улан-Удэ.
Он произвел на нас огромное впечатление, которое нельзя описать словами и фотографиями. Здесь надо побывать.
Ранее нам не приходилось сталкиваться с культурой буддизма. А тут сразу попали в ее центр. Именно с Иволгинского дацана началось возрождение буддизма на территории России в 1945г. Сейчас это большой монастырский комплекс, включающий более 50 зданий, среди которых десять храмов (дуганов) и Буддийский университет «Даши Чойнхорлин».
Вход на территорию комплекса бесплатный. Сразу возле входа небольшой рынок с сувенирами, оберегами и прочими атрибутами буддизма, от покупки которых очень трудно удержаться. По монастырю можно бродить не один час, вращая многочисленные барабаны и снимая грехи или любуясь дуганами, которые представляют собой произведения деревянного зодчества.
Под впечатлением от дацана мы отправились в Улан-Удэ.
Знакомство с городом ограничили посещением площади Советов с местной достопримечательностью — гигантской «башкой» Ленина и Свято-Одигитриевского кафедрального собора.
Пробки Советского района и жара выгнали нас в направлении Байкала. На выезде из города заскочили посмотреть Улан-Удэнский дацан Хамбын-Хурэ. По сравнению с Иволгинским дацаном масштабы уже не те.
Трасса от Улан-Удэ до Усть-Баргузина на момент нашей поездки находилась в стадии глобальной реконструкции и напоминала этим М-53. Начиная с с. Турунтаево участки новой дороги с идеальным асфальтом постоянно сменялись гравийными насыпями и объездами. Это значительно замедляло движение. Причина таких глобальных работ на тупиковой дороге районного значения не щедрость властей, а особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань». Это участок берега Байкала длиной около 40 км (пять участков: «Турка», «Пески», «Гора Бычья», «Бухта Безымянная» и «Горячинск»), который будет застроен коттеджами, гостиницами, яхт-клубами, конгресс-центрами, набережными, горнолыжными комплексами и прочими атрибутами организованного туризма. Здесь будет отдыхать более 2 млн.человек в год и еще одним уголком дикой природы станет меньше.
Ну а пока, продвигаясь северо-восточнее вдоль Байкала, мы наслаждались безлюдными песчаными пляжами и красивыми бухтами.
На одном из красивых мысов возле с. Безымянка мы остановились на ночевку.
Мы его назвали мысом 1000-ти муравейников. Они здесь были через каждые 10-15 метров и чтобы найти площадку без санитаров леса нам пришлось сильно постараться.
Компанию у костра нам составили летучие мыши, обитающие здесь в больших количествах.
Прошедший день нам запомнился еще двумя событиями. В Гремячинске в придорожном магазине я купил бутылку «Томского» пива (за 2 500 км от дома!). А когда загружались в багажник продукты, мною был забыт на крыше кошелек с нашими финансами. Он был обнаружен там случайно через 20 км, когда остановились фотографировать берег. Хорошо, когда все хорошо заканчивается…
За день наездили 289 км.
6 день путешествия
Погода продолжала нас баловать. Утро провели в отдыхе и прогулке по мысу.
После обеда отправились в путь к самой дальней точке нашего маршрута — полуострову Святой Нос.
Чтобы попасть на Перешеек и Святой Нос, надо преодолеть р. Баргузин на пароме в с. Усть-Баргузин.
Пока женская часть экипажа пополняла запасы омуля (самого вкусного, что мы ели на Байкале) на рынке возле парома, я наблюдал за работой паромщика, который жонглировал словно в цирке тяжелой баржей на длинном тросе.
Юля с Лилей так увлеклись выбором рыбы, что чуть не остались на берегу.
За паромом дорога раздваивается. Одна идет в Баргузинскую долину, а вторая — на перешеек к Святому Носу. Недалеко от развилки зарегистрировались на экопосту Забайкальского национального природного парка и оплатили пошлину за въезд туда.
После небольшой полосы леса перед нами открылось очень красивое озеро Бармашево с песчаными берегами.
Дальше по перешейку дорога идет среди песчаных дюн и берегом Байкала с одной стороны и болотами с заливными лугами с другой.
Перед поездкой переживал, что дорога будет песчаной и проходимой только для джипов. Она оказалась песчано-гравийной и проходимой для пузотерок, правда, плохого качества.
Главное не спешить сворачивать в дюны к берегу. Одних таких товарищей на Toyota Corona Premio пришлось дергать тросом.
К Байкалу на легковой машине можно подъехать только ближе к Святому носу, где дорога подходит вплотную к берегу. Именно там останавливается основная масса туристов в пик сезона отдыха. Мы встретили здесь только пустые стоянки, оборудованные туристами предыдущих сезонов столами, стульями, кострищами, каркасами для шатров и даже банями. Подобные стоянки идут через каждые 10-20 метров на протяжении 10 км берега. Даже трудно себе представить, сколько здесь скапливается народа. Мы же были одни на 20 км превосходных песчаных пляжей. Чем незамедлительно и воспользовались, вволю нагулявшись по дюнам, накупавшись в озере и вкусив вкусного омуля под жаркими лучами июньского солнца.
Дальнейшим планом была поездка на горячий источник в Змеиной бухте. О нем слышали мельком на пароме. Но мы немного не рассчитали время и дорогу. В бухту можно попасть только по воде на катерах из Монахово и Курбулика. К Курбулику дорога пролегла через перевал, который дался с трудом «Калдине».
Пришлось постоять, подышать свежим воздухом. В дождь есть шанс не подняться на него по скользкому песчанику.
В село мы попали только в семь вечера.
У местного жителя узнали, что все, кто возит к источнику, ушли на промысел, и предложил приехать утром, когда они будут дома.
Решили возвращаться ночевать на перешеек, т.к. возле села не было укромных мест для стоянки. На следующий день были запланированы поездка к Змеиному источнику и подъем на пик Макарова.
Место для ночевки нашли в нескольких километрах от горной гряды прямо возле пляжа.
На огонек к нам слетелись с близлежащих болот голодные комары (в других местах Байкала они не попадались). Но кормиться им и отдыхать у костра нам выпало недолго. С озера налетел шквалистый ветер. Пришлось собираться все вещи, тушить костер и придавливать палатку, поставленную на песке, камнями. Стихия продолжалась всю ночь, правда, не сильно мешая нам спать после насыщенного дня.
За день наездили 168 км.
7 день путешествия
Утром ветер стал тише, но начала портиться погода.
Как бы ни было обидно, но мы приняли решение возвращаться. Спокойно собраться без ветра и покушать остановились на оз. Бармашево.
Тут произошел неприятный инцидент. На пульте случайно нажалась кнопка пассивной постановки на сигнализацию. И когда мы покинули машину, захлопнув все двери и оставив ключи в зажигании, она послушно встала на сигнализацию. На душе упало. Перебрав все варианты и просчитав, без какого стекла будет комфортнее и дешевле ехать до дома, я пошел к соседям по стоянке. На наше счастье таковые имелись на довольно безлюдном перешейке. Повезло также, что у соседей оказался тонкий и длинный стальной прут. Отжав водительскую дверь сверху железкой, прутом нажали на кнопку разблокирования всех дверей. Вышло все быстро и безболезненно для машины. Отблагодарив соседей тем, что «прикурили» севший аккумулятор, отправились в путь.
На пароме в Усть-Баргузине пришлось потратить больше часа в очереди.
С нами переправлялся грузовик из Германии. В кабине — муж с женой и собакой. Теперь у меня мечта — купить подобный дом на колесах и путешествовать семьей по миру, ну или хотя бы по России.
До переправы через Селенгу добрались только в сумерках.
На этот раз мы нашли оба парома. Первый в с.Татаурово, который безуспешно искали на другом берегу ночью, уже не работал. У него мало рейсов в день и работает не круглосуточно. Второй находится в 10 км на восточной оконечности с. Ильинка (поворот на окраине села возле кафе). Он работает круглосуточно.
Еще существует мост в с. Тресково в 40 км от паромов. Через него ехать на 30 км длиннее.
Место для ночевки по традиции нашли в темноте на р. Мишиха.
За день наездили 430 км.
8 день путешествия
Из-за того, что мы не поднимались на Святой Нос, в запасе оставался еще один день. Мы решили посвятить его посещению Тункинской долины.
По дороге завернули к Теплым озерам поглазеть на реликтовые тополя. К самим озерам проходить не стали из-за дождя.
Пополнив в Слюдянке запасы воды и провизии, начали подниматься в Тункинскую долину. Затянувшие небо над Байкалом тучи и туман остались позади, и погода стала проясняться.
Долина сразу нам понравилась своими красивыми зелеными лугами, на которых безмятежно пасутся стада лошадей и коров. Словно очутились в Альпах.
Знаменитые Тункинские гольцы остались закрыты от взора пушистыми облаками.
Удивили причудливой формы заборы, тянущиеся на многие километры вдоль трассы. Как будто их хозяева учувствовали в конкурсе на оригинальность.
В опускающихся сумерках на ночевку встали на р. Иркут возле моста к курорту Нилова Пустынь.
Место для стоянки было удобное, но смущал один факт — вода в Иркуте была высокая и бурная, что говорило о полноводии. Берег же, где остановились, был только на полметра выше кромки воды. Искать другое место было уже поздно. Поэтому решили поставить вешку и мерить уровень воды до сна и ночью.
За день наездили 326 км.
9 день путешествия.
За ночь вода не поднялась, а наоборот упала на полметра, чему мы были очень рады. Ночной эвакуации нам только и не хватало.
На день был составлен план — сначала проехать в сторону с. Хойтогол, потом в сторону Монды и подняться на Окинское плоскогорье, а во второй половине дня вернуться обратно и на ночевку встать возле Иркутска.
Пока Юля занималась хозяйством, я побродил по окрестностям с фотоаппаратом, запечатлев реку Иркут и старый деревянный мост через нее.
Река Иркут в месте нашей стоянки из двух рукавов объединялась в одно русло. По одному рукаву воды шли мутные, по другому — чистые. В общем русле они еще долго не смешивались, образуя очень интересную картину.
Перебравшись по мосту на другой берег Иркута, мы по долине р. Ихэ-Ухгунь проехали до с. Хойтогол. По дороге посетили курорт Нилова Пустынь (знаменит радоновыми и минеральными источниками), Ниловский буддистский дацан и с. Хойтогол, от которого начинается тропа на Шумакские источники.
Дорога к Хойтогол заняла немного времени, но оставила массу впечатлений. Дальнейший путь лежал к с. Монды на границе с Монголией.
Тункинская долина за с. Выс. Мойготы закончилась и дорога пошла в узком ущелье р.Иркут.
Пейзажи сменились с зеленых лугов и еловых лесов на горы, покрытые сосново-лиственничным лесом.
Иркут же преобразился в горную реку с бурным потоком и многочисленными порогами.
Село Монды находится в 10 км от границы с Монголией в небольшой долине, зажатой со всех сторон горами.
За ним дорога раздваивается. Одна ведет к таможенному посту на границе с Монголией, другая — по долине р. Иркут на Окинское плоскогорье в с. Орлик. Визами мы себя не обеспечили, поэтому нам была открыта только одна дорога — на северо-запад.
Дальнейшие 50 км подъема на Окинское плоскогорье подробно описывать не буду. Это надо видеть…
Неспешно виляя по горным серпантинам, мы наслаждались красотами Восточных Саян. Дорога от Монды до Орлика гравийная. За исключением небольших участков, среднего качества. На 50 км пути встретили только несколько машин. Места здесь немноголюдные.
По дороге мы поиграли в снежки,
поглазели на буддистскую ступу на слиянии Черного Иркута и Белого Иркута и взобрались на скалу возле этого места,
набрали питьевой воды в водопаде у дороги, оставив подношение его духу.
Постепенно горы уступили место равнине. Мы оказались на Окинском плоскогорье.
Возле беседки на перевале наш путь в глубь Окинского района Бурятии был завершен. Впереди оставалось еще много непосещенных интересных мест (озеро Ильчир, водопады на р. Малый Жомболок и Сайлаг, долина вулканов и др.), но время поджимало. Пора было возвращаться в Томск.
На обратном пути в с. Монды заехали в позную (по-бурятски правильнее в буузную). За все девять дней пути мы питались самостоятельно, не пользуясь кафе и сомнительными забегаловками. Но не могли же покинуть Бурятию, не отведав местной кухни, и в частности — бурятские позы (буузы). Тем более, что в дороге по горам жутко проголодались.
Хозяйка приняла нас тепло и накормила от души вкусной домашней кухней.
Сытые и довольные от проведенного дня мы устремились в сторону Иркутска.
С Байкалом в районе Култука попрощались уже в темноте. Он проводил нас прохладой и моросящим дождем. Другого от него и не ожидали. На серпантине закупили омуля впрок.
Иркутск миновали во втором часу ночи, сняв деньги на дорогу до дома в банкомате.
Шел дождь, дорогу заволокло густым туманом, хотелось спать. В пятом часу утра добрались до п. Залари. Еще перед поездкой я рассматривал вариант ночевки на берегу Братского вдхр. возле Балаганска. Пришлось воспользоваться запасным планом. Словно в популярном мультфильме про ежика мы плыли по туману Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, изредка выныривая из него на пригорках. На рассвете мы нашли пристанище на заливных лугах залива Унга-Братского вдхр. возле с. Новоленино.
Однако наш покой был нарушен…
Я обратил внимание, что возле берега в заводях что-то копошится. При ближайшем рассмотрении, это оказались десятки карасей, пришедшие в заросли травы у берега на нерест. Казалось, протяни руку и они твои. Сон как ветром сдуло. два часа я и Юля бегали по заливным лугам в тщетной попытки наловить гору рыбы голыми руками.
Несмотря на то, что рыба торчала наполовину из воды на мели, убегала она очень быстро. Удалось поймать только пять штук.
Мокрые, холодный и уставшие, мы решили прекратить «рыбалку». Солнце уже сияло вовсю силу, туман ушел и надо было отдохнуть после ночи в дороге.
10 и 11 день путешествия
Отдохнув несколько часов, мы проехали непосредственно к главному руслу Ангары. Возле с. Первомайское нашли уютное место, в котором позагорали и искупались.
После обеда выдвинулись в путь.
Дорога домой по трассе М-53 далась несколько легче дороги на Байкал. Плохой участок между Тулуном и Иланским преодолели при свете дня и в сухую погоду.
Ночевали между Канском и Бородино.
В Кемеровской области возле Итатского пробили заднее колесо. До дома пришлось ехать на «банане».
В Томск вернулись вечером 1 июля.
За девятый и десятый дни наездили 1 600 км, за 11 день — 760 км.
ИТОГИ
Результаты
За время путешествия было преодолено 5 985 км. Сожжено 560 литров топлива.
Непосредственно на поездку потрачено 19 450 рублей. Из них бензин — 12 859 рублей, штрафы ГАИ — 300 рублей, въезд в Забайкальский национальный парк — 350 рублей, замена резины на двух колесах — 5 100 рублей, сувениры в Иволгинском дацане — 850 рублей. Не учтены затраты на амортизацию машины (жидкости, подвеска) и немногочисленные затраты на еду.
Дороги
Описываются одним прилагательным — УЖАСНЫЕ. Удручает еще тот факт, что им описываются не только дороги бог весть какого значения, но и федеральные, связывающие два конца страны.
Гравийная дорога в глушь Восточных Саян — Окинский район и то в лучшем состоянии, чем асфальтовая М-53.
Дороги стали единственным отрицательным моментом нашего путешествия.
Автомобиль
По дороге на Байкал заднее колесо получило боковой порез и сформировалась большая грыжа. Каждый день приходилось подкачивать. На обратном пути в Кемеровской области это же колесо поймало гвоздь. До дома ехали на «банане». По приезду домой, пришлось менять заднюю пару. Багажник пополнился полноценной запаской, а кошелек похудел на 5 000 рублей.
По дороге на Байкал начал глючить кондиционер. Из-за погоды большой нужды в нем не было, но при дожде потели окна, что создавала определенные трудности, особенно ночью.
Других проблем с машиной не было.
ГАИ — ГИБДД
Еще в Томске сгорела ксеноновая лампа ближнего света. Все деньги пошли на поездку, поэтому покупку лампы за 2 000-3 000 рублей отложили до лучших времен. В поездке из-за лампы останавливали четыре раза. Выписали предупреждение, штраф и два раза просто отпустили. Также были остановлены за превышение скорости на 20 км в Тункинской долине и для проверки документов возле Кабанска. Больше проблем с ГАИ не было. Ездили аккуратно, чего и всем советуем.
Погода
Лето 2010 года в Сибири выдалось холодным и дождливым в противовес рекордной жаре в Европейской части России. Из 11 дней поездки только четыре дня выдались поистине летними. Однако этот факт ни в коей мере не мог испортить общее впечатление от поездки. Нам удалось даже позагорать и искупаться Байкале и Братском водохранилище.
Навигации
В поездках я большое внимание уделяю спутниковой навигации. Без нее сейчас даже в лес по грибы не езжу. При дальней же поездке по неизвестным малонаселенным районам она просто незаменима. Выручала уже неоднократно при поиске интересных мест, дорог, мест для стоянок и ночевок и т.п. Для навигации использую нетбук и bluetooth GPS-приемник. Под нетбук перед поездкой соорудил полку, которая цепляется в районе магнитолы и купил универсальный адаптер для ноутбуков от прикуривателя.
Популярные автомобильные навигаторы не признаю, т.к. по ним можно ездить только в крупных городах. Когда же нужно сориентироваться на пересеченной местности спутниковая карта — незаменимая вещь. Совершенно другая наглядность. Кроме этого ноутбук используется для музыки, фильмов, просмотра фотографий и т.п. В этой поездке не пользовался интернетом, а в будущем планирую постоянно находится в сети через 3G-модем.
Основная программа, используемая мной для навигации — SAS.Планета. Использовал слои Google Спутник, Google Гибрид, Wikimapia и Panoramio с нанесенными метками интересных мест и достопримечательностей.
Эти карты были дома выкачаны до 14 слоя (1250 м) всего региона поездки и до 18 слоя (50 м) всех городов по ходу маршрута.
Картами-справочниками городов пользовался при необходимости найти нужный магазин, банкомат и т.п. Ниже их список:
Конечно же, GPS-навигация полностью не избавляет вас от главного навигатора в незнакомых местах — языка, но значительно облегчает вам жизнь.
Выводы
Дорога на Байкал и обратно нас очень сильно вымотала. Из 11 дней поездки пять мы провели на трассе М-53, прочувствовав все прелести одной из бед России. Сначала думали, что не поедем больше на Байкал, пока трассу не отремонтируют. Но время залечило усталость и стерло воспоминания о дороге, оставив целый груз положительных эмоций и воспоминаний об этом поистине Великом озере и красивом уголке нашей страны — Республика Бурятия. Теперь сидим дома долгими зимними вечерами, просматриваем фотографии и мечтаем о зеленых лугах Тункинской долины, серпантинах Восточных Саян, бескрайних песчаных пляжах Святого Носа.
В будущем путешествии к Байкалу хотелось бы больше внимания уделить Тункинской долине (посетить Аршан, побывать на источниках Жемчуга и Шумака) и Окинскому району (побывать в долине вулканов, на источниках Хойто-Гол, посетить красивые водопады на р.Сайлаг и М.Жомболок ), побывать в Баргузинской долине, подняться на Святой Нос и сплавать на источник в Змеиной бухте, прогуляться по Кругобайкальской железной дороге и посетить Ольхон. Да много еще красивых мест, где стоит побывать. Планы грандиозные. А если учесть, что на Байкал хочется добраться через Тыву и Монголию, то трудновыполнимые. Но не дня нашей семьи!
Спасибо, что осилили мой рассказ.
Ps: Фотографии из путешествия большего разрешения с привязкой на местности вы можете посмотреть в моем фотоальбоме на Panoramio.com
Pps: Через месяц мы совершили путешествие по Казахстану. Читайте отчет о нем на сайте —Путешествие в Восточный Казахстан из Томска на Toyota Caldina (лето 2010 г.)