|
Дело было вечером, делать было нечего. И предложила сестренка на первомайские праздники прокатиться в Горный Алтай покушать шашлыков да воздухом подышать. Лично мне по большому счету все равно куда ехать, главное, как говорится, процесс, а не конечный пункт назначения. И все бы ничего, да только за последние три года мы с супругой побывали на Алтае аж семь раз, и основные доступные места были уже изъезжены вдоль и поперек. Поскольку в распоряжении было всего три дня выходных, ясно, что далеко уехать не получится, а так хочется попасть на Кату-Ярык, к подножиям Белухи, Актру. Иными словами, что ни говори, а трех дней однозначно мало! Но так или иначе — решено ехать, при условии, что мы не будем сидеть на месте, а попробуем все-таки забраться подальше.
Сестра с мужем благополучно сдали двоих ребятишек на хранение бабушке, накануне вечером мы вместе пробежались по магазинам и загрузили машины.
01.05.2009 г. в 6:00 утра встречаемся на АЗС «Сибнефть» на выезде из Бердска, заливаем баки до отсечки, распределяем между собой рации и поскакали.
Началось это путешествие в следующем составе.
Экипаж 1: Honda Civic, 2008 г.в., V-1,8 М/Т — я Вячеслав, моя жена Юлия;
Экипаж 2: Toyota Harrier, 2000 г.в., V-3,0 А/Т — моя сестра Майя, ее муж Андрей.
Пятница, утро, рано. Машин на дороге немного, темп взяли хороший, всю дорогу ехали в пределах 300-рублевого штрафа. К счастью, штрафам так и не случилось быть, поэтому на глупые остановки времени не тратили. Останавливались только на чай-кофе у стелы Евдокимова перед Бийском, да в поселке Чуйское после Бийска — встречались со знакомым бердчанином (уехал Мишка на Алтай дороги строить!).
В 11:30 уже благополучно съезжали к берегу Катуни между селами Черемшанка и Манжерок. Это место выбрано нами как промежуточный финиш, и выбрано не случайно. В июле 2008 г. отмечали здесь мой день рождения, всем очень понравилось. Место примечательно тем, что имеет небольшую заводь и летом в жаркую погоду вода в ней прогревается до температуры, позволяющей купаться, а каменистая насыпь, выпирающая небольшой косой в реку и образующая залив, гарантирует отсутствие клещей.
Заехали, встали, осмотрелись. Первичный осмотр неба показал, что, вероятнее всего, дождю быть (в прошлый раз приехали сюда в жуткий ливень и на скорую руку мастерили из палатки крышу). В этот раз мы оказались умней, на случай дождя заранее был приобретен тент с распорками и растяжками, его и решили ставить, пока дождь не начался.
Привязав растяжки ко всему, что было по периметру тента, с гордостью за свои умения оглядели, что получилось.
Однако быстро стало ясно, что это не столько крыша, сколько парус! Тент, привязанный к камням и колесам «Цивика» и «Хорька», ветром полоскало, как парашют, при этом тент издавал характерный для подобного материала шорох.
Пока ветер на оборвал растяжки и не унес нашу крышу в Катунь, было решено по-скорому ее снять.
Вскоре из «Хорька» появилась трехлитровая баклажка пива, заранее припасенная и привезенная Андрюхой из Бердска. Первичный ее осмотр показал — мало, надо еще съездить купить пивка, пока все трезвые. В прошлом году пришлось в Манжерок за пивом идти пешком по жаре, а все потому, что за руль нельзя было. На ошибках учимся, поехали на «Цивике» (типа, бензина меньше ест), да поторопился я и слишком высунулся в сторону склона с каменистого бережка. Выворачивать руль вправо в сторону выезда стало страшно, можно было по камешкам боком скатиться в прибрежные кусты и какие-то коряги. Сдать назад тоже не получилось, слишком низко морда оказалась относительно кормы. Несколько попыток — туда-сюда, сюда-туда, и я зарылся передними колесами в гальку, пришлось выдергивать «Хорьком».
На машине до села оказалось совсем рядом, в прошлый раз пешком шли около часа в один конец. Затарились в магазине пивком, да по оказии рыбкой и прочими нужными и полезными вещами.
Вернулись в лагерь, привезенное из магазина пиво и прочее н/з поставили в холодильник.
И начались кайфы.
Прошедший небольшой дождик настроения не испортил, в целом, хорошо, что тент убрали.
Вскоре подъехал и третий экипаж нашего вояжа: Петрович (коллега зятя) с женой и дочкой на Mitsubishi Delica, 2002 г.в., V-3,0 А/Т.
Ну и началось: за встречу, за приезд, за Алтай, пиво, шашлыки, горилка, суп, водка. Холодильник быстро опустел.
Время от времени к берегу приезжали разные машины, люди гуляли, играли с детьми. Некоторые приезжали открывать купальный сезон.
Занятые опустошением холодильника и разглядыванием приезжающих и уезжающих, мы не заметили, как солнце село. Остаток дня провели сидя у костра и активно обсуждая тему запрета правого руля и прочие автолюбительские моменты.
Ночью пожалел, что в последний момент выложил из багажника палатку, ночью было достаточно тепло, на надувном матраце в спальниках не замерзли бы. Зато в «Цивике» спать вдвоем — вообще жесть, даже в «Интегре» мы с женой спали на более-менее приличных «кроватях». Спинки передних сидений у машин с европейским расположением руля выше, чем у праворульных «японок», и угол наклона спинок у «Цивика» меньше, чем у «Интегры». В общем, полночи ворочались, пока не нашли наиболее оптимальное положение тел.
Как обычно, я проснулся раньше всех, впрочем, если бы мне было удобно, наверняка бы дольше дрых после такого вечера. А тут… В пижаме и резиновых сапогах побродил около часа по берегу, размялся, что еще делать, все спят, пойду и я. Однако уснуть в позе «зю» на трезвую голову с остатками головной боли оказалось задачей куда более трудной, чем накануне.
К девяти утра второго мая лагерь проснулся окончательно, начались утренние процедуры и приготовление завтрака. Суп из картошки с тушенкой (на халяву навернул две порции!), какие-то бутерброды, позавчерашние сырники, чай-кофе — КРАСОТА!
К 11 часам свернули лагерь и поехали дальше исследовать Чуйский тракт. Объективно прикинув расстояние и свои возможности, решили ехать до слияния Чуи и Катуни с остановкой на ночлег на левом берегу (на Drom.ru вычитал о подвесном мосту на другой берег!).
В селе Усть-Муны есть магазинчик, где торгуют местным «живым» пивом. Первый раз (два года назад) попробовали — понравилось, теперь регулярно покупаем и для отдыха, и домой везем иногда. Пиво называется «Шульгинское», в первый раз дядька-продавец сказал, что «здесь за речкой варится», в последствии выяснилось, что варится это пиво где-то под Бийском. Этот раз тоже не стал исключением, набрали пивка из расчета по трешке на машину и продолжили свой путь.
Эта надпись прямо на горе над этим магазином.
В Усть-Семе уходим на левый берег Катуни, и сразу за первым поворотом после моста я, идущий первым в колонне, ловлю единственный за всю поездку штраф, вместо 40 км/ч у меня 72 км/ч. Впрочем, вежливые гайцы вместо 300 руб. выписали протокол на 100 руб., «как гостю» (цитата). Это был единственный экипаж ДПС, попавшийся нам на всем пути следования и туда, и обратно в Республике Алтай.
Сестра с мужем отрезок пути от Маймы до Чемала изъездили уже на сто раз вдоль и поперек, но еще ни разу не ездили от Усть-Семы в сторону Семинского перевала, поэтому после Усть-Семы всю дорогу по рации из «Хорька» доносились восторженные возгласы, типа «Ух ты, горы!», «Ух ты, снег!» и т.д. и т.п. На мой взгляд, действительно, самый настоящий и интересный Горный Алтай начинается после Семинского перевала, поэтому и тянет подальше от обсиженных турбазами мест.
В 2007 году после свадьбы мы с супругой ездили на Чике-Таман и до слияния Чуи и Катуни, дорога и природа нам были знакомы, и в этот раз мы ощущали себя в некотором смысле проводниками.
На Семинском перевале традиционные фото, сувениры, орешки. Себе в качестве сувенира купил национальный алтайский музыкальный инструмент — комыс (этакая бренчалка, «губная гармошка» по-алтайски).
На спуске с перевала перевожу рычаг КПП в нейтральное положение, и держа ногу над педалью тормоза, устремляюсь накатом вниз. Надо сказать, скорость в свободном полете набирается ой-ой как быстро, несколько секунд — и на спидометре 100-110, чуть притормаживая на одних поворотах, посильней притормаживая на откровенных виражах, поворотом руля стабилизируем иногда срывающуюся в занос заднюю ось, слушаем по рации возгласы из «Хорька»:
— Ух ты!
— Ух ты, блин!
— А че это я не пристегнутая?
— И Петрович не отстает!
В восторге едем дальше, иногда попадаются деревни в три дома, как эта:
Перевал Чике-Таман Андрюха предложил проехать по старой дороге, Петрович на «Делике» его поддержал. Я грустно посмотрел на свой «Цивик» и осторожно произнес: «Чур, я не первый». (дабы имелась возможность прицепиться за джип).
Но не тут-то было, на подъезде к повороту на старую дорогу случилось самое пренеприятное, что могло случиться. Крутил башкой по сторонам, искал взглядом съезд на старую дорогу, осматривал утесы новой дороги, и в последний момент, когда вернул глаза на дорогу, увидел на ней два булыжника. Вроде и скорость была небольшая, и возможность объехать была. Почему-то показалось, что эти каменюги небольшие и легко пройдут меж колес. Оказалось — показалось. Нет, ну надо же так по-идиотски встрять! На ровном асфальте! Заглянул под днище, защита двигателя замята нехило, но до картера, слава Богу, не достало. Настроение у меня резко ухудшилось и от подъема по старой дороге пришлось отказаться. Решили встретиться наверху, «Хорек» и «Делика» поехали по старой дороге, а мы, мягко шурша шинами по асфальту, покатились по новой.
Примерно к 16:00 часам проехали село Иня и достигли места слияния Чуи и Катуни.
Наша цель — попасть на противоположный галечный берег, где-то неподалеку должен быть подвесной мост. Начинаем движение обратно в сторону Ини, рассматривая и исследуя все мало-мальски приличные съезды. Добежали до указателя «Инегень 12» и по стрелке сворачиваем налево (если ехать со стороны Чике-Тамана — соответственно, направо), а вот и спуск к мосту.
И дальше в обратную сторону по направлению к галечному бережку.
Несколько каменисто-глинистых спусков-подъемов, около километра по полевой дороге, и подъезжаем к белому домику, сворачиваем и мимо него к берегу. То, что с противоположного берега казалось трансформаторными будками и галькой, на деле оказалось тремя беседками и 30-сантиметровыми (в диаметре) валунами. Но до беседок можно без проблем доехать на любой машине, дорожки накатаны.
Расположились, пожарили и съели шашлычки, обсуждая пройденный путь и прочие достопримечательности, под шашлыки выпили пивко. Красота!
В какой-то момент Андрюха заметил, что у моего «Цивика» провис тормозной шланг. Нашли в местном ландшафте природную ямку, аккуратненько закатили на нее машинку, и полез я исследовать повреждения. То, что открылось моему взору, давало явное представление о пройденном булыжниками пути. Первый удар в защиту двигателя (спасибо манагерам, практически навязали при продаже авто!), далее жестяная пластина, прикрывающая выходы задних тормозных шлангов из-под днища, потом крепление заднего правого тормозного шланга, в результате чего шланг несколько вытянулся назад, и погнутое крепление зафиксировало его в таком положении, и под конец — вмятина в трубе глушителя на изгибе перед первой банкой. С мыслями: «Вот это прокатился!» — немного поковырялся со шлангом, крепление выпрямить не получилось, но удалось шланг немного протащить вперед, чтобы не сильно провисал.
Пока я прохлаждался под машиной, к месту нашей стоянки подошли местные жители (видимо, из того белого домика) и сообщили, что стоянка здесь платная — 350 руб. с одной машины. Андрюха попытался с ними сторговаться хотя бы до 200 руб. с машины, те ни в какую. Вот ведь предприимчивые горные алтайцы: на въезде нет никакой информации об этом, кроме того, прежде чем к нам подойти, они дождались наступления сумерек — чтоб наверняка не отказались, так и мы ведь уже не совсем трезвые.
Когда я вылез из-под машины, увидел наш лагерь в состоянии экстренного сбора. Поняв в чем дело, быстро доел недоеденное, допил недопитое, попрыгали по машинам и выехали за пределы этой «зоны отдыха».
Солнце уже скрылось за горами, быстро темнело, и чтобы найти новое место и разбить лагерь на все про все времени оставалось минут 20-30. Настроение несколько испорчено, мест, пригодных для стоянки (в туристическом смысле этого понятия) нет.
Решаем вставать на ночевку на обрыве над рекой, нашли ложбину между полевой дорогой и берегом реки. Отсутствие каких-либо деревьев чисто психологически немного напрягает, создается впечатление, что сидим у всех на виду, но, благодаря достаточно широкой и глубокой впадине, с дороги нас не видно. Что-либо менять времени нет, останавливаемся, достаем столы-стулья, еду-питье, разводим костер и продолжаем трапезу.
Но все-таки это напряжение дало о себе знать. Ночью жена разбудила меня, попросила проводить ее по нужде. Пока я искал под сиденьями кроссовки, она вылезла из машины, однако тут же запрыгнула обратно и с испугом говорит: «Там люди!» Блокирую двери и начинаю всматриваться в темноту.
Действительно, над обрывом виднеются две фигуры. Оглядел наш лагерь, показалось что за «Деликой» стоит какая-то машина типа «Таун Айса». Подумал, может, тоже туристы какие-нибудь залетные, увидели нас и прибились на ночь. А может и не туристы. Согласитесь, неприятно, находясь в таком месте, вдали от цивилизации, осознавать, что тебя пасут. «Делика» и «Хорек» мирно спят, а у нас сон как рукой сняло. Думаю — что делать? Не нашел ничего лучшего, чем завести двигатель. На шум двигателя две фигуры над обрывом никак не отреагировали, даже голов не повернули. Интересно, думаю, включаю свет фар, протираю запотевший изнутри лобовик, несколько секунд еще смотрю в сторону обрыва, и понимаю, что это… две елки, растущие с самого низа обрыва (практически от берега Катуни), у которых макушки примерно в человеческий рост торчат над обрывом. Поворачиваю голову в сторону «Делики» — «Таун Айс», типа, «уехал». Вот это глюки! Осторожно вышел из машины, еще раз осмотрелся — да уж, действительно перебдели.
Утром над этой историей поржали все вместе.
День третьего мая целиком по плану был отведен на дорогу до дома. По итогу пройденного за два дня расстояния до этого места, на 700 км до дома отводилось 10 часов. Выезд планировали на 10:00 утра, чтобы к 20:00 быть дома (сестре с мужем надо забирать у бабушки детей и успеть собрать их в школу и садик). В районе 9:00 утра начал моросить дождь, усиливавшийся с каждой минутой. С мыслями, что дождем размоет глинистую дорогу, да и по мокрому скальнику может оказаться трудно подниматься, быстро собрались, позавтракали и в 9:30 уже выезжали после моста на асфальт. Хотели было снять видеоролик о проходе через подвесной мост, но фотик снял ролик длиной в две секунды и сказал, что память заполнена.
До вершины Чике-Тамана ехали не пойми как. «Хорек» вырывался вперед, я старался за ним не отставать, но в то же время не выпускать из вида следующую за мной «Делику», причем, Петрович, явно не торопился. Наверху определились, что Петрович с семьей будет ехать не торопясь и разглядывать природу, а мы можем его не ждать. Зять попросил меня «снять ногу с тормоза и висеть у него на бампере». Не то чтобы я не любил быстрой езды, просто привык выбирать темп и стиль движения по собственным ощущениям, потребностям и восприятию дороги. Висеть на хвосте и полагаться в выборе маневров на другого, пусть даже и опытного, водителя лично меня несколько напрягает. Ну да ладно, наступили на гашетку, отпустили ее на Семинском. Потом еще раз наступили, отпустили в Усть-Семе. Благо не было ДПСников, а так, если сложить все наши нарушения за этот промежуток пути, там лишения прав лет на 50 было бы. После Усть-Семы машин на дороге значительно прибавилось, ближе к Бийску с определенной периодичностью стали появляться засады ГИБДД, поэтому здесь уже ехали по мере возможности.
Примерно от Троицка до Тальменки попали в жуткий ливень с градом, видно только стоп-сигналы впереди идущих машин, ехали конкретно медленно. «Хорек» то и дело пытался ускакать вперед, но каждый раз был нами обнаружен на две-три машины впереди нас.
В конечном счете до дома добрались к 19:30, план по времени выполнили. Петрович добрался до дома к 21:00. Не уверен, что полтора часа времени стоят того, чтобы так рисковать.
В целом, желаемый результат от этой поездки достигнут, необходимые эмоции получены.
Одновременно понимаю, что Горный Алтай для меня становится все менее интересным. В то же время, проанализировав и проверив на практике внедорожные качества «Цивика», поездку на Кату-Ярык ставлю под большой вопрос, но так, или иначе, время покажет.
На форумах Drom.ru существует раздел «
Путешествия и приключения», где можно обсудить планируемые и состоявшиеся поездки.