|
Здравствуйте, уважаемые дромовцы. Меня тут знают под ником Верный Вилли, предлагаю вам отчет про автопутешествие на Алтай в апреле-мае 2024 года.
Мой весенний отпуск выпал на майские выходные, это увеличило его на два дня. Плюс два дня к отпуску позволяют замахнуться на довольно длительные поездки, в этот раз я решил прокатиться на Алтай.
Автомобиль Ларгус Кросс, пробег около 185 тысяч километров, на пропане. В машине кухонька, биотуалет и спальное место. Особых проблем с автомобилем за все время эксплуатации не было. Забегая вперед скажу, что из-за плохих участков дорог в этом путешествии автомобиль ломался.
Как обычно, сначала определил направление, потом выбрал точки интереса, далее разбросал по времени посещение этих точек — маршрут построен, можно ехать.
Среди моих точек интереса есть и города с музеями, популярными местами отдыха горожан, и различные природные достопримечательности. Обо всем, что увидел в эту поездку, постараюсь тут рассказать. Будет много фотографий с мест по пути на Алтай, а сам Алтай будет только во второй половине отчета.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ 27.04.2024 г.
САМАРА — ОРЕНБУРГ — САРАКТАШ — АРКАИМ
В первый день путешествия я планировал посетить Губернаторский музей и набережную в Оренбурге, осмотреть Свято-Троицкую Семеновскую обитель в Саракташе, посмотреть карьер в Сибае и к вечеру доехать до Аркаима.
Старт из Самары рано утром, дорога до Оренбурга хорошо знакома, бесконечные обгоны большегрузов, все как всегда на этом участке дороги. В Оренбург приехал как раз к открытию Губернаторского музея.
Здание Губернаторского музея (краеведческого) в Оренбурге находится на улице Советская дом 28.
В оренбуржском музее неплохо представлен быт дворян 19 века.
Вязанные иконы, пуховые игрушки, такое я видел только в Оренбурге.
Музей мне очень понравился, рекомендую посетить. Посмертная маска Пушкина один из самых необычных экспонатов, который хранится в музее, посетители могут увидеть копию маски.
Выйдя из здания музея, я направился в сторону набережной реки Урал.
Памятник Валерию Чкалову, от него идет лестница вниз, на набережную реки Урал.
Весной 2024 года был значительный разлив Урала, набережная скрылась под водой.
Из-за большого разлива не работала канатная дорога в Оренбурге, которая соединяет два берега Урала.
Оренбург, здание гауптвахты. Глазированный кирпич, в нижней части стен здания, весь покрыт надписями, которые оставляли люди в разные времена.
Погуляв по Оренбургу и пообедав, я поехал дальше и совсем скоро прибыл в небольшой город Саракташ, где в центре расположилась Свято-Троицкая Семеновская обитель.
В постсоветское время обитель в Саракташе возрождалась как дом милосердия для стариков и сирот.
Особенно обращает на себя внимание игровая детская площадка в обители, на территории которой разместился настоящий пассажирский самолет.
Обитель меня поразила своими размерами и ухоженностью территории. Нашел так же и нелепые моменты, на одном из стендов в центральной аллее упоминалось о двухтысячелетней истории крещения Руси.
Сразу за Саракташом есть местечко под названием Красная Горка — место съемок сериала «Русский бунт».
В этот раз на Урал я заезжал с южного направления, вскоре после Саракташа стали появляться первые невысокие вершины Уральских гор, напоминающие большие холмы.
Так начинаются Уральские горы с юга.
Скальный останец посреди деревни.
Около 8 вечера доехал до Аркаима. Припарковался на площадке рядом с бродом, прогулялся, осмотрелся, поужинал и лег спать.
Брод, за которым строится кемпинг, продают сувениры, за этим бродом находится один из холмов, некоторые люди считают этот и другие ближайшие холмы «местом силы».
Реконструкция жилища «каменного века».
Пробег за первый день составил примерно 820 км.
ДЕНЬ ВТОРОЙ 28.04.2024 г.
АРКАИМ — МАГНИТОГОРСК — КУРГАН
По плану, на второй день я должен был осмотреть музейный комплекс Аркаим, посетить набережную в Магнитогорске и приехать на ночевку в Курган.
Утром, пока музей Аркаима был закрыт, я отправился гулять по окрестностям, местность в округе не представляет собой ничего интересного, степь и несколько холмов. Некоторые люди придумали считать эти холмы «местом силы», таких людей приезжает в Аркаим гораздо больше тех, которым интересна история.
Этот небольшой участок земли относится к Ильменскому заповеднику.
Вид с одного из холмов на равнину с раскопом. В наше время современные люди выложили лабиринт-спираль из камней.
Неплохая получилась прогулка в ожидании открытия музея. По пути рассматривал первоцветы и змей, которые выползли на тропинки погреться.
Один из холмов раньше назывался Грачевым, для меня было открытием, что грачи строят такие большие многоуровневые гнезда.
Музей Аркаим находится в небольшом новом здании посреди поля, рядом небольшая парковка на десяток машин.
Музей целиком посвящен Синташтинской культуре, культуре бронзового века с конца 3 по начало 2 тысячелетий.
На раскопках городищ Синташтинской культуры обнаружен отпечаток колеса со спицами, это самое древнее колесо современного типа, ему более 4 тысяч лет.
После осмотра музея я с группой, в сопровождении экскурсовода, пошли на раскоп древнего городища, который в наше время принято называть Аркаим. Самостоятельное посещение раскопа строго запрещено, это территория заповедника.
Дорога к раскопу Аркаим идет через луга, я не удержался и длелал несколько кадров с первоцветами.
Ученые раскопали, изучили и снова закопали только половину городища. На части территории сделали реконструкцию, проводят эксперимент, смотрят, как стареют постройки. Вторая половина городища еще не изучена.
Городище имеет два кольца валов диаметром 145 м и 85 м соответственно и четыре прохода, которые ориентированы по сторонам света. Главный проход обращён на запад. Жилища людей образуют ещё два кольца диаметр 40 м — внешнее и 27 м — внутреннее. Во многих жилищах имелись свои колодцы, а также печи для выплавки металлов. Между кольцами жилищ имелась круговая улица с деревянной мостовой. Под мостовой находился ров ливневой канализации (глубина и ширина 1,5 м) с водосборными колодцами. В центре поселения была расположена незастроенная площадка диаметром около 25 м, назначение этой площади не выяснено.
Во второй половине дня я выехал дальше. Путь пролегал через Магнитогорск. Большой город с гигантским металлургическим комбинатом. Качество дорог в городе невысокое, в целом бросается в глаза, что городу требуется тщательный уход.
Магнитогорск, монумент первой палатке геологов.
Магнитогорск, набережная и пляж на реке Урал.
Магнитогорск, монумент «Тыл—фронту».
Где-то по дороге в Курганской области.
Качество дорог между Магнитогорском и Курганом крайне плохое, я несколько раз попадал колесами в ямы на асфальте. В итоге это привело к поломке некоторых узлов автомобиля.
Курган. Стоянка за филармонией.
В Курган приехал около 10 часов вечера, лег спать на парковке за филармонией. Перед въездом в город почувствовал небольшую вибрацию на скорости 110 км/час. При внешнем осмотре неисправность не выявил. С мыслями, что утро вечера мудренее, лег спать. Пробег за день составил примерно 740 км.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ 29.04.2024 г.
КУРГАН — ЧАСТООЗЕРЬЕ — ИШИМ — ОМСК
В этот день я планировал осмотреть центр Кургана, заехать в Частоозерье, в Ишим и вечером приехать в Омск.
Завтракаю я обычно рано, примерно в 6 утра, в это время кафе и столовые не работают, поэтому всегда в путешествия беру с собой посуду и газовую плитку.
Прогулку по Кургану начал от филармонии.
От курганской филармонии я пошел по улице Климова, где среди современных зданий встречаются дома 19-го века, адаптированные под современные нужды.
Улица Климова привела меня к Богоявленскому собору, который стоит на берегу Тобола.
Из-за сильного паводка набережная Тобола в Кургане была усилена мешками с песком.
Одна из скульптур на набережной в Кургане.
Здание Курганского краеведческого музея.
Прогулка по городу была недолгой, около часа. И пока город окончательно не проснулся, я решил ехать дальше.
По дороге нашел местечко для перекуса в березовой роще.
Заехал на небольшой отдых к озеру Мартыново в поселок Частоозерье, где на территории Рождественского храма есть набережная.
Река Ишим разлилась очень сильно, фонарные столбы на набережной ушли под воду.
Ишим. Дом-музей писателя Ершова.
Выехав из Ишима, я через некоторое время уперся в хвост начавшей образовываться пробки у села Тушнолобово, посмотрев в навигаторе, что затор до Аббатского, принял решение объехать затор через поля и перелески. Дорога та имела когда-то твердое покрытие, по факту состояла из сплошных ям разной глубины и диаметров. Через 30 километров такой дороги я заехал в Аббатское и уперся в полицейского, который перекрыл выезд из села на трассу. Мне удалось узнать, что река Ишим очень сильно разлилась, а ветер нагнал воду к дороге и вода через временные дамбы хлынула на полотно шоссе. Рабочие заделывали дыры в дамбе, грузовики возили песок. В какой-то момент полицейский разрешил движение, и мне удалось проскочить этот участок дороги. Уже позже в новостях передали, что дорогу все же залило водой и движение автомашин было остановлено на несколько дней.
Тот самый участок дороги, который затопило при разливе Ишима.
На многие сотни километров пейзаж за окном стал однообразным, болото за болотом.
После езды по убитой дороге, при попытке объехать затор перед Аббатским, вибрация усилилась, ехать со скоростью более 95 км/час стало и некомфортно и не безопасно. На скорости 90-95 км/ч вибрация не ощущалась. Вставать на ремонт Ларгуса где-то в Сибири, где большинство машин праворульные, накануне майских праздников грозило срывом путешествия. Было принято решение ехать дальше со скоростью, при которой не ощущается вибрация.
Поначалу идея ехать несколько тысяч километров со скоростью большегрузов, в их потоке, показалась мне безумной, за 25 лет стажа я не имел опыта перемещаться за городом с такой низкой скоростью. Забегая вперед, сообщу, что никакого дискомфорта следуя несколько тысяч километров до дома со скоростью 90 км/час не испытал, везде успел, все посмотрел и был приятно удивлен расходом топлива. Конечно, я как мог осмотрел ходовую часть автомобиля (домкратил, снимал колеса), выявил совершенно убитый правый опорный подшипник, а также незначительный люфт переднего левого колеса, на правом переднем колесе рытвина на диске и надорван верхний слой резины на покрышке.
К вечеру удалось доехать до Омска и припарковаться на ночь где-то в тихом месте недалеко от набережной. Пробег за день составил около 690 км.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ 30.04.2024 г.
ОМСК — НОВОСИБИРСК
На этот день я запланировал большую прогулку по Омску и доехать до ночи до Новосибирска.
Омская крепость возводилась в конце 18-го века как одно из крупных сооружений на востоке страны. В 1782 году по административной реформе в Сибири Омская крепость становится уездным городом. Но это мало что изменило в жизни Омска. Он по-прежнему оставался военным поселением с немногочисленным гражданским населением и являлся местом ссылки и каторги.
В июле 2009 года мэром города было принято решение о реконструкции историко-культурного комплекса «Омская крепость». Внести в проект комплекса археологическую реконструкцию жилища эпохи бронзы, которое было обнаружено на территории крепости. Его возраст — 3 тысячелетие до н. э.
Омск. В одном из скверов в центре города.
Гулять пешком по Омску комфортно, чисто, уютно, много кафе и скверов, есть где отдохнуть по дороге. В конце пешей прогулки я решил посетить омский художественный музей имени Врубеля.
Омск. Художественный музей, улица Ленина 3.
В залах Омского Художественного музея.
Художественный музей в Омске оказался очень достойным, рекомендую посетить.
Дорога от Омска до Новосибирска.
После Омска мой путь лежал напрямую в Новосибирск. Дорога хорошая, я ехал вместе с большегрузами и к вечеру приехал в Новосибирск. Нашел место на парковке недалеко от метро «Площадь Ленина» и отправился гулять по вечернему городу. На метро доехал до станции «Речной вокзал», где есть выход на набережную реки Обь.
Новосибирск. Краеведческий музей. Красный проспект 23.
Новосибирск. Театр оперы и балета.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ 01.05.2024 г.
НОВОСИБИРСК
Первое мая я полностью посвятил прогулкам по Новосибирску. Пешком прогулялся по городу, походил по магазинам, кафе, посетил Краеведческий и Художественный музеи, а вечером поехал в Новосибирский зоопарк.
Новосибирский Краеведческий музей можно смело рекомендовать к посещению, кроме привычных экспозиций в нем есть несколько залов, посвященных народам севера.
После Краеведческого музея я направился в Художественный музей. В Новосибирске эти музеи находятся в шаговой доступности друг относительно друга на Красном проспекте.
Новосибирск. Театр оперы и балета.
Художественный музей Новосибирска находится на Красном проспекте 5.
Художественный музей Новосибирска меня впечатлил своим размахом. На фото нет и десятой доли картин, которые выставлены в музее для обзора. Очень рекомендую посетить это место.
После обеда я на машине поехал к зоопарку, свободное парковочное место удалось найти на улице Стасова. В Новосибирске зоопарк объединяет в себе целый комплекс для семейного отдыха — океанариум, дельфинариум, зоопарк и парк отдыха. В океанариум и дельфинариум билеты приобретаются отдельно.
План океанариума в Новосибирске.
Океанариум в Новосибирске очень яркий, с фантастическим дизайном и большой коллекцией рыб.
Как я уже писал выше, океанариум с зоопарком соединены в один комплекс, пройти между ними легко можно через турникеты.
Зоопарк представляет собой огромный парк, расположенный в лесном массиве, где размещены большие вольеры для зверей, аттракционы, кафе, сувенирные лавки. Для меня это место стало образцом для семейного отдыха с детьми.
Эмблема новосибирского зоопарка.
Ночевать так и остался на парковке недалеко от зоопарка. В этот день, уже под вечер, из вольера с приматами сбежала одна из обезьян. Работники зоопарка пытались ее изловить, но та ловко прыгала от них по высоким соснам. Надеюсь, поймали.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ 02.05.2024г.
НОВОСИБИРСК — БАРНАУЛ — БИЙСК — СРОСТКИ
Наступил шестой день путешествия, в этот день я планировал посетить города Бийск, Барнаул, несколько музеев, а также место образования реки Обь.
Завтракать я уехал на берег Обского моря.
После Новосибирска в сторону Алтая начинается довольно хорошая и удобная дорога, ехать по ней было очень комфортно.
Около 10 утра пересек границу Алтайского края.
В Барнауле пошел гулять в Нагорный парк, так как на нем есть несколько смотровых площадок.
Барнаул, храм Иоанна Предтечи в Нагорном парке.
Вид со смотровых площадок Нагорного парка.
Нагорный парк, аллея с плакатами о истории Барнаула в ВОВ.
Из Барнаула я поехал в Бийск, где меня интересовал небольшой музей Чуйского тракта.
Бийск, улица Советская 42, площадка перед музеем с нулевым километром.
Музей Чуйского тракта небольшой, даже немного тесноватый и от этого кажется уютным, домашним.
В Бийске на улице Гейдена 1к1 расположена Покровская церковь. Необычна она тем, что на ее территории имеется большое количество скульптур, отлитых в металле, в том числе и со светскими персонажами, что совсем не типично для православного храма.
После осмотра необычной территории около церкви я направился в место, где сливаются две реки Бия и Катунь и образуется река Обь.
Слева сливаются Катунь и Бия, а справа течет уже Обь. К сожалению, близко к берегу подъехать на машине не удалось в этом месте, да и ветер был довольно сильный, поэтому поплавать на САПе сразу в трех реках не удалось.
Последним пунктом в этот день решил осмотреть памятник Шукшину в Сростках. Трафик был почти нулевой, дорога очень хорошего качества, я потихоньку катил по ней, и скорость 90 км/час стала казаться мне вполне нормальной. Я уже не опасался, что куда-то не успею, опоздаю, что-то не посмотрю. Неисправность автомобиля не прогрессировала, и это давало мне надежду, что смогу проехать на нем еще несколько тысяч километров.
Сростки, памятник Василию Шукшину.
Сростки, парковка перед памятником Шукшину.
Место перед памятником Шукшину мне понравилось, я решил остаться ночевать на площадке для парковки автомобилей. Пробег за день составил 455 км.
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ 03.05.2024 г.
СРОСТКИ — ГОРНО-АЛТАЙСК — АРТЫБАШ — ГОРНО-АЛТАЙСК — ЧЕМАЛ
Седьмой день очень насыщенный: сначала Горно-Алтайск с национальным музеем, потом сплав по Телецкому озеру и ночлег в поселке Чемал.
На рассвете к Шукшину пришли кони.
Кони оказались довольно общительные.
После завтрака мой путь лежал в Горно-Алтайск, где у меня даже оставалось немного времени на пешую прогулку до открытия Национального музея Алтая.
Турист и его пес:
По приезду в Горно-Алтайск пошел гулять на гору Комсомольская, так как с нее открывается красивый вид на город.
На вершину горы оборудована прогулочная тропа.
При подъеме по склону фотографировал первоцветы.
На склоне горы еще лежал снег.
Вид на Горно-Алтайск с горы Комсомольская.
Я много читал ранее про этот музей и добавлю от себя, что подтверждаю, это музей высокого уровня.
Ниже я публикую фотографии экспонатов с этого музея, десятую долю того, что там видел, для того, чтобы заинтересовать читателя посетить этот замечательный музей. Адрес: улица Григория Чорос-Гуркина, 46.
Очень редко фотографирую чучела животных, потому что они редко получаются на фотографиях удачно. В этом музее почти все экспонаты фотогеничны за счет правильного освещения и фона.
Среди экспонатов мне попалась коллекция монет разных стран с изображением растений и животных.
В этом музее также нашлись залы с живописью.
Зал, в котором выставлены самые ценные экспонаты с раскопок курганов.
К мумии, которую называют «Принцесса Укока», попасть не удалось. Это экспонат показывают редко, по графику.
В целом, музей меня очень сильно впечатлил.
После музея я поехал в село Артыбаш на горное озеро Телецкое. Заранее по карте нашел берег, с которого можно стартовать на САПе, нашел точку интереса — Каменный залив на противоположном от поселка берегу.
Дорога от Горно-Алтайска до Артыбаша в общем в нормальном состоянии, но весной 2024 года были участки, на которых проводили ремонт дороги.
Периодически дорога шла вдоль реки Бия.
Лес на берегу реки Бия, мое место для отдыха и обеда.
На Бие довольно сильное течение в мае.
На озере много берега, с которого можно стартануть на САПе.
В половине третьего я уже бодро греб по Телецкому озеру к Каменному затону.
На озере даже в начале мая оживленное движение быстроходных катеров, которые катают туристов. Поэтому, если захотите на САПах пересекать Телецкое озеро, соблюдайте правила для маломерных судов.
На берегу Телецкого озера лежат груды камней и скатившиеся с гор огромные валуны, а мхи и лишайники на камнях придают берегам сказочный вид.
Вдали видны снежные шапки на горных вершинах.
Каменный затон. Плавник поставил складной, под водой много камней, о которые легко задеть обычным длинным плавником.
Весь маршрут, до Каменного затона и обратно, составил всего пять с половиной километров, поэтому его можно смело рекомендовать неопытным туристам, при условии безветренной погоды и соблюдения правил безопасности на воде.
Турбазы на берегу Телецкого озера.
Берег, отлично подходящий для старта и финиша.
Далее мой путь лежал в поселок Чемал, который находится на берегу реки Катунь. В Чемале я планировал заночевать, осмотреть остров Патмос с храмом Иоанна Богослова, прогуляться по Козьей тропе до Чемальской ГЭС, где река Чемал впадает в реку Катунь.
По дороге в Чемал увидел участок каменной реки.
К вечеру доехал до поселка Чемал, сходил на прогулку к острову Патмос.
В районе Патмоса везде висят дорожные знаки «остановка запрещена», поэтому на ночь нашел тихое место около стадиона. Пробег за день составил около 420 км.
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ 04.05.2024 г.
ЧЕМАЛ — ОРОКТОЙСКИЙ МОСТ — КАЛБАК ТАШ (ПЕТРОГЛИФЫ)
В этот день я планировал погулять по козьей тропе в Чемале, доехать до Ороктойского моста, потом обратно через Чемал, через перевалы Семинский и Чике-Таман доехать до местечка Калбак Таш, где осмотреть древние петроглифы и устроиться на ночлег на площадке около петроглифов.
Козья тропа, проходит по склону горы над Катунью, от Макарьевской церкви до Чемальской ГЭС. Весной 2024 года около ГЭС начал оборудоваться туристический рынок.
После возвращения с Козьей тропы я по подвесному мосту перешел на остров Патмос, где находится храм Иоанна Богослова. Места на острове, куда пускают прихожан и туристов, немного, тесновато.
На фотографии, с левой стороны от храма, можно заметить образ Богородицы в камне.
От Чемала я поехал к Ороктойскому мосту на реке Катунь. Асфальт скоро закончился, катить пришлось по хорошему грейдеру.
Чемальский тракт перед Ороктойским мостом.
На Чемальском тракте есть небольшая стоянка под горой, на берегу реки, в горе есть безымянная пещера.
Тропинка к пещере довольно крутая.
Вид с пещеры на площадку для автомобилей.
Река Катунь около безымянной пещеры на Чемальском тракте.
Встретил непугливую лису, которая меняла шубу и от этого стала трехцветной.
Около моста стоят ларьки, где за наличку торгуют сувенирами и чаем.
Около моста множество небольших пирамидок из камней. Но это немного, самое большое количество и разнообразие подобных пирамидок я видел в Карелии.
Первоцветы на Чемальском тракте.
Живописные долины вдоль Чемальского тракта.
Далее мой путь лежал на юг по Чуйскому тракту. На Семинском перевале осмотрел рынок сувениров, прогулялся по кедровой роще, пообедал в столовой.
Кедровая роща около Семинского перевала.
Семинский перевал невысокий, всего 1700 метров, но в мае на вершинах гор еще снег, по времени года — очень ранняя весна.
Спустившись с перевала вниз, замечаешь, что климат изменился, стало теплее.
Сначала мне попадались редкие кусты маральника.
Вид на долину с перевала Чике-Таман.
Следующая остановка перевал Чике-Таман. Парковка перед перевалом небольшая, есть рынок сувениров и пара смотровых площадок.
Чем дальше я уезжал по Чуйскому тракту от перевала Чике-Таман, тем больше маральника цвело на склоне гор.
К вечеру доехал до площадки перед археологическим памятником Калбак-Таш.
Купил билет у смотрителей и отправился на скалу осматривать петроглифы.
Место знаменито петроглифами, которые представлены антропоморфными, солярными и зооморфными изображениями. К последним относятся изображения оленей, лошадей, коров. Петроглифы относятся к различными историческим периодам: от неолита до древнетюркской эпохи.
Петроглифы Калбак-Таша выполнены как каменными, так и металлическими орудиями.
В этом месте также на скалах выбиты 30 строк рунических надписей, что является самым большим скоплением рунических надписей в России.
Одна из причин почему горы Алтая цветные. Алтай имеет богатую палитру окраса гор и скал не только из-за минералов, но и из-за растений, лишайников, которые порой раскрашивают в яркие цвета целые склоны гор.
Вид со скалы с петроглифами Калбак-Таш на реку Чуя.
Осмотрел машину, новых неисправностей не выявил, старые не прогрессировали. Ехать по дорогам Алтая с небольшой скоростью оказалось комфортно, так как большинство водителей редко разгоняются на Алтае более 80 км/час. Мне много раз встречались местные автомобили, которые ехали по трассе 60 км/час. Для местного размеренного образа жизни это нормально.
Спать лег на площадке перед петроглифами. Пробег за день составил около 350 километров.
ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ 05.05.2024 г.
КАЛБАК-ТАШ — КРАСНЫЕ ВОРОТА — ГЕЙЗЕРОВО ОЗЕРО — МАРС — КОШ-АГАЧ — ПОРОГ ИЛЬГУМЕНСКИЙ — КАРАКОЛ — ШЕБАЛИНО
Утром по дороге остановился у памятника шоферам Чуйского тракта или как его еще называют памятник Кольке Снегиреву.
Рядом с памятником Шоферам Чуйского тракта находится сохранившийся участок старой дороги и площадка с памятниками коренным жителям.
Сохранившийся участок старой дороги.
В поселке Алкташ я свернул с Чуйского тракта на Улаганский тракт и поехал посмотреть скалы у дороги под названием Красные ворота.
Улаганский тракт очень живописен.
Вдоль дороги протекает небольшая горная река Чибитка.
Иногда на дороге встречаются камни, скатившиеся с горного склона.
Скалы имеют красный оттенок, так как в этом месте на поверхность выходит ртутный минерал — киноварь.
От Красных ворот я вернулся на Чуйский тракт и доехал до Гейзерова озера.
В долине перед Гейзеровым озером расположен кемпинг.
К Гейзерову озеру ведет тропа с настилом.
По количеству монет в ручье видно, что место пользуется популярностью у туристов.
Само озеро расположено в небольшом лесу у подножия горы.
На дне озера находятся термальные источники, поэтому вода не замерзает зимой. Озеро подпитывают один большой подземный родник и три поменьше. Поверхность дна — смесь голубой глины и песка, которая при увеличении притока воды из родников поднимается и оседает на дне, образуя причудливые узоры, похожие на те, что оставляют гейзеры на поверхности земли.
Северо-Чуйский хребет, вид с дороги.
Чуйский тракт и Чуйская степь.
Около 10 утра я приехал в село Чаган-Узун, где на площадке увидел с десяток УАЗов, которые катают туристов к Марсу и к Луне. У водителей на площадке своя очередь на извоз туристов. Весной 2024 года цена поездки на Марс-2 и Марс стоила 4 тысячи за машину.
«Марс-2» это смотровая площадка на горе, с которой открываются потрясающие виды на долину, на горный хребет и собственно на сам выход цветных пород.
Сам выход цветной глины расположен далеко внизу.
На склонах гор растет много кактусов.
После мы поехали на «Марс». Перед «Марсом» есть кафе, площадка для автомобилей, артобъекты.
Долина Кызыл-Чин когда-то была покрыта многометровым слоем воды — и это первое, что нужно о ней знать тому, кто интересуется происхождением удивительного места. Другими словами, алтайский Марс в Горном Алтае — не что иное, как дно древнего океана, который плескался здесь около 90 млн. лет тому назад.
Красноватые оттенки дает оксид железа (попросту ржавчина), розовые — марганец, а желтоватые — хром. Таблица Менделеева, скрывающаяся под этими холмами и осыпями, превратила долину в очень нарядное место. Обилие минералов распределено неравномерно, поэтому и цветные полоски иногда возникают в самых неожиданных местах и комбинациях.
К обеду прибыл в Кош-Агач. На рынке ничего интересного для себя не нашел, пообедал и отправился в обратную дорогу. Обратил внимание на большое количество пыли в воздухе, на машинах, строениях, возможно, это сезонное явление.
На обратном пути часто останавливался, чтобы посмотреть и сфотографировать красивые места.
Много раз останавливался на берегу Чуи, виды потрясающие.
Следующую остановку сделал на территории турбазы «Кур-Кечу», на берегу которой есть подход к Ильгуменскому порогу на реке Катунь.
Ильгуменский порог, река Катунь.
Повсюду вода обтесала каменные валуны причудливым образом.
Передохнув около реки, я поехал в окрестности села Каракол, где на одном из холмов установлена скульптура «Мальчик с сусликом».
С трассы сворачиваем на Каракол, проезжаем село, проезжаем этот мостик и около холма видим площадку для авто.
Памятник установлен на горе Межелик в знак признательности алтайского народа суслику, благодаря которому в трудные годы ВОВ жители Горного Алтая спасались от голода. С площадки, где установлена скульптура, открывается прекрасный вид на Каракольскую долину.
Проезжая Семинский перевал, не мог снова не сфотографировать кедровую рощу.
На ночь решил остановиться в селе Шебалино, где довольно быстро нашел тихую улочку для сна. Пробег за день составил около 550 км.
ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ 06.05.2024 г.
ШЕБАЛИНО — БИЙСК — НОВОСИБИРСК — БАРАБИНСК
Ночью полил дождь, горы заволокло тучами, дорогу туманом. По плану было посетить Талдинские (или Тавдинские) пещеры, которые находятся рядом с трактом.
Мост через Катунь от тракта к пещерам.
Тавдинские или Талдинские пещеры — массив из большого числа пещер (около 30) карстового происхождения в Алтайском районе Алтайского края (вблизи границы с Республикой Алтай), на левом берегу Катуни. Протяжённость скал с пещерами составляет около 5 км. Входы в пещеры находятся в отвесных скалах и утесах, большая часть из которых легко доступна.
Ко входу в пещеру ведет оборудованная лестница.
От тракта к пещерам через реку Катунь ведет мост, проезд по которому платный. В мое дождливое утро пункты оплаты не работали и проезд был бесплатным. Пещеры из-за дождя тоже не работали, проходы оказались закрыты. Перед пещерами расположился туристический комплекс с автостоянкой, сувенирными лавками, кафе, гостиницами.
Мне не оставалось ничего другого как продолжить путь в сторону дома.
Река Катунь. Вид с моста к Талдинским пещерам.
Потом мой путь лежал мимо Бийска, мимо Барнаула и Новосибирска. Двигался в потоке с грузовиками. Ничего необычного, перегонный день, стоянки для приема пищи, заправка автомобиля.
К закату приехал в поселок Барабинск, где и решил остаться заночевать. Пробег за день составил около 900 километров.
ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ 07.05.2024 г.
БАРАБИНСК — ОМС — КУРГАН — ШУМИХА
Одиннадцатый день путешествия тоже перегонный. Цель была проехать как можно дальше на запад, в сторону дома, в потоке с большегрузами.
Впереди ранее перекрытый из-за разлива реки участок дороги.
В некоторых местах дамба сужала дорогу до одной полосы.
Проехал ранее затопленные участки без стояния в заторах, хоть и со сниженной скоростью.
Для ночлега остановился в поселке Шумиха за Курганом. Для себя еще раз отметил очень плохое состояние дорог в Курганской области. Пробег за день составил около 1130 километров.
ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ 08.05.2024 г.
ШУМИХА — ТУРГОЯК — ЗЛАТОУСТ — УФА
По плану в этот день — поплавать по озеру Тургояк, посетить оружейный музей Златоустовской фабрики и к вечеру доехать до Уфы.
На пляж озера Тургояк я прибыл к 9 утра и уже в 10 часов бодро греб, пытаясь достичь противоположного берега. И когда я уже был на середине озера, внезапно поднялся сильный встречный ветер «мордодуй», который поднял волну и сбил меня с курса. Пришлось разворачиваться и грести обратно к пляжу поселка Тургояк. В этот раз озеро мне не покорилось, есть повод вернуться и попробовать еще раз.
Во время старта был почти штиль.
Озеро Тургояк славится прозрачной водой.
Ветер заставил грести обратно.
На мой взгляд, САП доски бренда «Гладиатор» это лучшее сочетание цены, качества, надежности и функциональности.
И все-таки я поплавал вдоль берега, развлекая себя борьбой с боковой волной.
Конечно, я не пренебрегал мерами безопасности: страховочный лиш, полноценный спасжилет, сообщение о заплыве и контрольном времени друзьям — это минимум мер для безопасности, которые должен выполнить одиночка при гребле на САПе.
От Тургояка по живописной дороге поехал в город Златоуст, с намерением посетить музей местной оружейной фабрики.
Музей находится в здании самой фабрики и попасть в него можно только через КПП по билету. А вот билет необходимо приобрести в фирменном магазине от этой фабрики, на первом этаже этого же здания, вход в магазин свободный, с улицы.
Площадь перед Златоустовской оружейной фабрикой.
В магазине от Златоустовской оружейной фабрики.
В музее Златоустовской фабрики.
В целом музей мне очень понравился, большинство экспонатов я видел впервые. Рекомендую посетить.
Дорога на Уфу модернизируется, расширяется. Строятся новые мосты и развязки.
До Уфы доехал довольно быстро, несмотря на то, что некоторые участки трассы модернизируются. В Уфе я планировал заночевать и утром осмотреть местный Художественный музей. Ночевать остановился недалеко от Художественного музея. Пробег за день составил около 570 километров.
ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ 09.05.2024 г.
УФА — САМАРА
Это последний день путешествия. Я не стал перенасыщать обратную дорогу до дома локациями, запланировал только минимум точек интереса. По причине банальной утомляемости, а также с целью оставить Алтай как главное событие этой поездки. В Уфе я с удовольствием сходил в местный Художественный музей.
Здание Башкирского государственного Художественного музея. Улица Гоголя, 27.
Музей понравился. Здание современное, правильное освещение, картины в хорошем состоянии. Рекомендую посетить.
А меня ждали последние 450 километров пути от Уфы до Самары.
Зеленые поля покрылись снегом, а дорога начала парить.
Сразу же по окончании поездки в голове возникла мысль — надо ехать на Алтай еще раз, так как я не проехал и не посмотрел и половины из того, что можно было бы посмотреть.
Итоги поездки:
Спасибо за внимание.
Ваш Верный Вилли.