|
Санкт-Петербург – Хельсинки – Росток – Гамбург – Путтгарден – Рёдби – Хельсингёр – Хельсинборг – Стокгольм – Турку – Санкт-Петербург.
Всё началось довольно обыденно. У нас в Германии есть не очень близкие, но родственники. И мы получили приглашение посетить семейное торжество – свадьбу их дочери. И начались дебаты. Муж заявил: родственники твои – вот и поезжай одна. Моё возражение: но ведь приглашают-то нас с тобой. Дети верещат, что они тоже хотят поехать. Старший сын помалкивает: у него закончился срок действия загранпаспорта. Проблема в том, что у нас не так много времени (не больше недели) и с деньгами не слишком густо. И тут мне приходит в голову неожиданная идея: поехать на своей машине вчетвером.
Плюсы:
Поездка на авто дешевле авиаперелёта; есть многоразовые финские визы и какие-то познания в немецком языке.
Минусы:
Почтенный возраст нашего авто; по времени быстрее, чем на поезде или автобусе; никто из нас никогда не ездил за границу на машине, хотя опыт дальних поездок по России был; абсолютно нулевой английский.
Но поразмыслив, что не боги горшки обжигают, приняли решение ехать через Финляндию. Тем более, что в Питере есть паромный центр, продающий билеты на рейсы нескольких паромных компаний (расписание и цены на перевозки http://www.paromy.ru/). Добраться в Германию можно как прямыми паромами Хельсинки – Росток и Хельсинки – Травемюнде (первый дешевле, второй подороже), так и через Швецию и Данию ( самый экономичный вариант).
Итак в середине апреля выкупаю в паромном центре 2 автопакета (провоз автомобиля + каюта на 4-х пассажиров) Хельсинки-Росток (туда) и Стокгольм-Турку (обратно), распечатываю схемы проезда к паромным терминалам, оформляю страховку на машину.
В книжном магазине покупаем подробную карту Финляндии и обзорную карту Европы. Перед отъездом запасаемся наличными евро и шведскими кронами.
Экипаж: водитель Игорь, штурман Таня, вольные путешественники Максим (14 лет) и Вика (12 лет). Старший сын Олег остается дома.
Автомобиль: Opel Vectra 1992 г., двиг. 2,0 л, 116 л.с.
29 апреля 2008г.
В 6-00 стартуем от дома в сторону Выборга. Едем через город (живём в южной части Питера),
Благо пробок рано утром нет. В сторону Финляндии в Ленинградской области три пограничных перехода ( Торфяновка, Брусничное и Светогорск). В Хельсинки удобнее ехать через Торфяновку. Ближе к Выборгу трасса проходит сквозь гранитные скалы ( похожие потом будут встречаться в Финляндии и Швеции).
Перед Торфяновкой заливаем полный бак бензина и…
В 8-50 упираемся в длинный хвост очереди легковых машин, желающих попасть в Финляндию. Удивительно, что в то утро для грузовиков очереди не было. Сказался , видимо, предпраздничный день. Через 3 часа попадаем в зону пограничного контроля. На все погранично-таможенные формальности у наших и финнов ушло примерно час и, наконец, мы в Финляндии.
Времени до парома у нас более чем достаточно ( паром в 20-15, до Хельсинки не более 250 км), поэтому едем не торопясь. Кстати, разрешенная скорость для загородных дорог в Финляндии всего лишь 80 км/ч. Часто встречаются площадки для отдыха (столик, скамейки, контейнер для мусора, стенд со схемой дорог и местных достопримечательностей). На одной из этих площадок мы подкрепились взятыми из дома припасами. По трассе ориентироваться легко: везде указатели, даже к какому-нибудь небольшому хутору. Единственный минус: финские названия очень длинные и пока дочитаешь до конца, забудешь, что было в начале. Хотя у нас была схема проезда к паромному терминалу, но всё-таки с непривычки на очередной развязке мы свернули не туда и к нашему терминалу подъезжали через центр города, вымощенный брусчаткой. Оставив машину на платной стоянке, (оплата через парковочный автомат, квитанцию в машину под лобовое стекло) пошли гулять по Хельсинки. Там было гораздо теплее, чем в Питере. Чистый город, из общественного транспорта: трамваи, автобусы и множество небольших паромчиков местного значения.
Вернувшись к терминалу, нашли там немецкоговорящего кассира и узнали, где и как будет проходить погрузка. Всё очень просто: подъезжаешь к пропускному пункту, предъявляешь билет (или оплачиваешь проезд), тебе дают ключи-карточки с номером каюты и бумажку на провоз автомобиля. Потом ещё довольно долго стояли на набережной, ждали, пока на паром загонят фуры и автобусы. Наконец и мы въехали на автопалубу. Машину – на ручник (потом персонал подложит ещё колодки под колеса), а сами, взяв необходимые вещи, поднимаемся на 8 палубу, где находится наша каюта.
Этот паром (Superfast YIII) раньше принадлежал эстонской компании, которая потом объединилась с финской. Поэтому почти весь персонал был эстонским, а примерно треть пассажиров – русские. Вся информация объявлялась же на финском, шведском (в Финляндии два государственных языка) английском и немецком. Как сказал Игорь: «Хочешь путешествовать по Европе – выучи хотя бы один иностранный язык, лучше английский». Ну а нам, в принципе, для первого раза и немецкого хватило. Вечером мы бегло осмотрели паром и легли спать.
30 апреля, среда.
Проснулись мы оттого, что радио на 4-х языках приглашало нас на завтрак. Питание на паромах организовано по принципу шведского стола. Основательно подкрепившись, пошли детально обследовать паром.
Путешествовать на пароме очень удобно и комфортно. Каюты 2-4-х местные на любой вкус и кошелек. Почти все каюты имеют свой санузел. На пароме множество баров, ресторан, магазины. Для младших детей игровая комната, для более старших – разнообразные электронно-компьютерные игры. Даже есть специальное помещение для младенцев: там установлены пеленальные столики и подогреватели детского питания.
Судоходство на Балтике очень оживленное: постоянно встречаются другие паромы, контейнеровозы и даже парусники.
Так, дыша морским воздухом, мы пересекаем Балтику по диагонали и приближаемся к Ростоку.
Точно по расписанию паром прибывает в Росток. Мы уже в машине на автопалубе ждём своей очереди на выезд. В 20-30 мы катим по немецкой земле в направлении 20-ого, а потом и первого автобана, ведущих в Гамбург. Информация на немецких дорогах на 5+. Всё чётко, кратко и понятно. Наших дорожников – чиновников бы туда, а то такие указатели поначалу повесили на строящихся участках кольцевой дороги Петербурга – ужас! За эти указатели их не ругал только ленивый. Сейчас, правда, понемногу стали исправлять это безобразие.
Съехав на этот раз на нужной нам развязке в Гамбурге, мы встречаемся с родственниками, которые провожают нас до дома.
В 23-00 мы уже ужинаем в теплой компании.
1 мая, четверг.
Этот день посвящаем осмотру города. Гамбург – второй по численности населения город и крупнейший порт Германии. По грузообороту занимает второе место в Европе после Роттердама. Что нас питерцев поразило в этом городе (кстати Гамбург – побратим Петербурга):
Объяснение довольно простое. Когда что-либо строят в Гамбурге, ни одного кустика-деревца зря не спилят. А у нас в Питере строят по принципу: лес рубят – щепки летят. И второе: величина налога с автовладельцев у нас зависит от мощности двигателя, а там – от степени чистоты выхлопных газов твоего авто. Чище выхлоп – меньше платишь. Ну а к хорошему качеству дорог, чистоте на улицах и общественному транспорту, работающему строго по расписанию (с точностью до минуты), мы были морально готовы.
Несколько фото города.
2 мая, пятница.
В этот день часть народа отправилась в зоопарк, а часть по магазинам за покупками. Вечером мы первый раз (после России) заправляемся бензином, моем машину на мойке самообслуживания и чистим салон. Ведь завтра состоится событие, которое послужило поводом к нашей поездке.
3 мая, суббота – свадьба.
Впервые мы присутствовали на венчании в протестанском храме. Для нас это было очень необычно.
Приглашенные гости прибывают на свадьбу на своих автомобилях. Российские номера нашего авто вызвали интерес у публики. Саму свадьбу подробно описывать не буду. Чем-то похоже на русскую (всё-таки бракосочетались российские немцы), чем-то нет.
4 мая, воскресенье.
Примерно к 10 – 11 часам гости начали снова собираться в банкетном зале, чтобы продолжить праздничное застолье. Около часа дня некоторые гости , и мы в том числе, стали собираться в обратную дорогу. Обсуждая ещё в Питере дорогу назад, мы решаем возвращаться менее затратным по деньгам маршрутом через Данию и Швецию.
Мы выезжаем по первому автобану на север Германии – остров Фемарн, откуда ходит паром в Данию.
В Путтгардене мы сразу берём билеты на паромы Путтгарден – Рёдби (Германия – Дания) и Хельсингёр – Хельсинборг (Дания – Швеция). Первый паром через пролив Фемарн-Бельт ходит каждые 30 минут.
В 14-45 мы отчаливаем от немецкого берега и в 15-30 съезжаем с парома уже в Дании. Теперь марш-бросок по Дании (примерно 200 км). На этом пути случился небольшой инцидент. Во время движения неожиданно глохнет двигатель, и машина потихоньку останавливается на обочине. Включаем аварийку. Игорь быстро выясняет, что бензонасос не подает топливо. Ещё 10 минут и найдена причина – плохой контакт предохранителя в цепи бензонасоса. Быстро исправляем и дальше в путь. Да, 16 лет – хороший возраст для девушки, а не для машины.
В 18-03 мы в Хельсингёре, через три минуты после того, как ушёл очередной паром. Ну ничего. Здесь они отправляются каждые 20 минут.
О чём я сейчас жалею, что в Хельсингёре мы не посмотрели замок Гамлета. Время-то, в принципе, было. Но мы изначально не собирались останавливаться в Дании, даже не взяли с собой датских крон.
Итак, в 18-20 паром отходит от Хельсингёра, а в 18-40 он уже в Хельсинборге. Погрузка – выгрузка авто отлажена буквально до автоматизма. Кроме транзитных путешественников этими паромами активно пользуется местное немецко-датско-шведское население. Они активно покупают в магазинах беспошлинной торговли на этих паромах сигареты, пиво и прочий алкоголь.
Теперь нам предстоит путь с юга Швеции до Стокгольма примерно в 600 км по трассе Е-20.
К ночи дорога совсем пустеет. С нашей дорогой М-10 (Петербург – Москва), на которой что ночью, что днем плотный поток машин, не сравнить. Где-то через 3 ч останавливаемся на заправке, заливаем бензин на все шведские деньги. Кругом хвойный лес с кучей непуганого зверья (лисы, зайцы, ёжики).
5 мая
Примерно в 2 ночи понимаем, что мы уже близко от Стокгольма. Встаёт вопрос: куда двигать дальше? Дело в том, что у нас не было карты Стокгольма. Знали мы лишь то, что паромный терминал Vicing Line находится в юго-восточной части города. Игорь шутит: найдем, время ещё есть (паром отправляется в 7 утра), солнце встанет, сориентируемся по солнцу. И спросить не у кого. Большинство заправок в Швеции, Финляндии, да и Германии тоже, ночью не работают, либо работают в автоматическом режиме.
Наконец, на наше счастье работающая заправка. За кассой – девушка. На мой вопрос: Sprechen Sie Deutsch, она отвечает: Ja, und Englisch auch. Дальнейшее объяснение происходит на немецком языке. Девушка знает этот терминал, но путь к нему затрудняется объяснить. Тут появляется еще один работник заправки, пожилой мужчина. Он знает, как проехать к терминалу, но зато не говорит по-немецки. В общем, дядька, рисуя схему проезда на бумажке, объясняет дорогу девушке, девушка переводит мне со шведского на немецкий, ну а я своему мужу на русский.
Без их помощи мы бы долго искали этот паромный терминал. Дело в том, что Стокгольм расположен на островах и скалах. Кроме многоуровневых развязок, мостов, там есть туннели, которые переходят один в другой, причудливо соединяясь друг с другом и расходясь потом в разные стороны. В общем, где-то за час добрались мы до искомой точки.
С рассветом покатались немного по окрестным улицам, правда, не удаляясь далеко от терминала. Понимали, что с ориентированием в Стокгольме у нас плохо. Первое впечатление: Стокгольм – это город, в который хочется специально приехать, чтобы хорошо его посмотреть.
Возвращаясь к терминалу, видим такую картину: прямо на середине дороги стоит машина, на номере 78 регион. Игорь говорит: наверное, карту рассматривают, думают, куда дальше ехать.
Потом смотрим – поехали за нами. Оказалось, что им тоже нужно было на паром.
Ближе к семи стала собираться очередь из автомобилей: шведские, финские, немецкие; российских было немного.
Подошел паром из Турку. Одни машинки быстро выехали, другие так же быстро заехали.
Да, это вам не российско-украинская паромная переправа Порт Кавказ – Керчь. Паром идет минут 20, а погрузка – выгрузка занимает по три часа и более.
На этот раз у нас была внешняя каюта с иллюминатором на 5-ой палубе. Несмотря на бессонную ночь спать сразу не легли. Любовались Стокгольмом и его окрестностями с борта парома.
Потом пошли дегустировать блюда шведского стола на шведском пароме. И только потом на боковую. А дети с энтузиазмом отправились исследовать паром. Они-то спали в машине этой ночью в отличие от нас.
Примерно в два часа дня паром делает остановку на Аландских островах. Острова принадлежат Финляндии, но населены, в основном, шведами. Очень живописные места.
Окончательно выспавшись, осматриваем паром.
В отличие от предыдущего здесь есть информация и на русском языке. Мелочь, а приятно. В 8 вечера по шведскому, и в 9 - по финскому, мы съезжаем с парома в Турку.
Дальше путь несложный: Турку – Хельсинки – погранпереход Ваалимаа/Торфяновка – Санкт-Петербург. По километрам 165-238-160.
В два ночи на границе очереди нет, финнов проходим быстро (минут 5), наших дольше (минут 20). Основное время ушло на заполнение въездной декларации в двух экземплярах. Холод ужасный. Градуса два. Пальцы ручку не держат. И наконец: здравствуйте родные бугорки и ямки на шоссе Скандинавия.
По дороге уже за Выборгом повалил снег (и это в ночь с 5 на 6 мая), видимость практически нулевая, съехали с трассы и минут 20 стояли, пережидая эту непогоду.
В 5-45 паркуемся у дома. Пара часов сна в родной кровати и на работу. Всё.
Некоторые итоги.
Пройдено: 2180 км.
Затрачено бензина: 132,5 л.
Средний расход бензина: 6,1 л (очень порадовал).
Затраты на бензин: 5120 рублей (евро и шведские кроны переведены в рубли).
Паром Хельсинки – Росток: 483 евро.
Паром Турку – Стокгольм: 60 евро.
Паромы Путтгарден – Рёдби и Хельсингёр – Хельсинборг: 90 евро.
Вывод: за рубеж на своем автомобиле ездить можно и нужно, даже с минимальным знанием языка. Получите массу впечатлений и эмоций. Прошу не судить строго, это мой первый литературный опыт. Если у кого будут вопросы, с удовольствием отвечу.