|
Прочел свой опус — удивился. Мемуары какие-то. Не пугайтесь, это только в начале, дальше все выбросил.
Поездка была задумана давно, маршрут отработан. Однако дети и жена были против. Тебе, сердечнику, 25 дней за рулем? И думать забудь. Свозил жену на выходные на Брянщину к моим родственникам: «Вот видишь, почти 1000 км проехали и все нормально». В результате было дано согласие на путешествие, но в урезанном виде. Минск — Петербург — Петрозаводск — Кандалакша (Мурманская обл.) — Минск. Есть здесь мой отчет в 2015 г. Поездка всем понравилась, в результате шансы на полный маршрут возросли.
Бронировать отели по маршруту начал с января, периодически меняя, т.к. каждый раз хотелось объять необъятное, то туда заехать, то там задержаться. За месяц до отъезда дочь объявила, что в Хельсинки присоединится к нам — пришлось уже менять в отелях номера с 2-местных на 3-местные.
В авто поменяли тормозные колодки, передние диски, ремень ГРМ. Больше проблем не было выявлено. Обновленный «Навител» отнял немало времени — ничего не знает о запрещенных левых поворотах на перекрестках, в каждом городе петлял. Пришлось параллельно включать «Maps me» на телефоне, та тоже иногда вела себя безобразно — к смежному дому на соседней улице запросто прокладывала маршрут в 2-5 км.
1 день. 8 июля. Минск — Каунас. 280 км
На границе Беларусь—Литва потеряли часа 4. Мне кажется, что отдыхающие на пляже двигаются быстрей, чем служащие погранпереходов.
В Вильнюсе был сотню раз проездом, но в городе так и не ориентируюсь. Городишко хоть и с амбициями, но пошарпанный. С Литвы началась моя профессиональная деятельность, не одну сотню квадратных километров обошел пешком при создании топографических карт: прошел по каждой дороге, зашел на каждый хутор, деревню, т.к. необходимо было выделить каждую огнестойкую постройку, показать все магистральные ЛЭП, характеристики дорог и труб под ними, колодцы и т.д. и т.п. Вся информация добывалась ногами. Поэтому ничего нового для себя я не рассчитывал увидеть в Прибалтике, но все-таки интересно проехать по местам, где провел более 10 полевых сезонов, до развала Союза. Присвою себе звание последнего советского топографа, работавшего на территории Литвы, Латвии. Прибалты уже объявили независимость, а у меня на стыке Литвы, Латвии, Белоруссии с десяток вычерченных, но не обследованных планшетов (карт). Выехал в поле с приказом на территорию Латвии, Литвы не заезжать. Как не заезжать, я что, зря месяц чертил? Необследованный планшет мне не оплатят. Поселился бесплатно в литовской деревне при помощи местной власти, что-то наплел им про демаркацию границы. Так и отработал объект среди вывешенных на сельсоветах плакатов с изображением русских солдат с кровью на зубах и штыках.
Едем на крайний Север. Жена, которая десять раз переспросила меня, все ли я взял, забыла взять для себя теплую куртку. Начали мотаться по Вильнюсу по магазинам, но где ж ты купишь в жару зимнюю одежду в Европе. Кстати о погоде. Нам дико повезло. Весь отпуск +23 - +30 без дождей, включая Север.
Из-за потерянного времени в Вильнюсе проскочил намеченный для посещения г. Вевис. В молодости делал план этого города, и для меня он запомнился тем, что при заселении на 2 этаж 2-этажного деревянного дома с меня местная власть взяла расписку, что я обязуюсь не ограбить (через потолок) расположенную на первом этаже сберкассу. Ночью меня разбудила барабанная дробь. Выхожу на балкон — внизу факельное шествие, с барабанами, куда-то в темноту строем топают пионеры с красными галстуками. Бли-и-и-н, я что-то похожее видел в хронике про фашистскую Германию.
В следующий по трассе г. Электренай все-таки заехал. Всего-то хотел проехать мимо гостиницы, где жили, ДК, куда ходили на танцы. Тогда же узнал, что в Литве, пригласив девушку на танцы, надо с ней танцевать 2 раза подряд. Ехал наобум, и дорога привела к бывшей атомной станции. Эту закрыли, новую построить не дали — один из платежей Литвы за вхождение в ЕС. Теперь из кожи лезут, борются за прекращение строительства АЭС напротив, в Беларуси, ведут работы по выходу из энергосистемы Беларуси и России. Автострада Вильнюс—Каунас считалась лучшей в Союзе, по ней когда-то прошел пешком километров 20. Ноу-хау тех лет — по обочине были лотки, заполненные щебенкой, якобы должна была гасить скорость авто в аварийной ситуации. Специально смотрел — убрали.
В Каунасе поселились в частном доме-отеле, на горке, с видом на старый город (в рекламе). Только вид этот наполовину закрыт деревьями на участке так, что и снять не смог ничего. Город в центре откровенно запущенный, наверно, из бюджета Советского Союза последний раз деньги выделялись на благоустройство.
Побродив вечером по старому городу, повторили это же на машине. Машину оставлял на платных (других не видел) стоянках без оплаты по причине неумения и нежелания общаться с паркоматом. Наказан не был.
2 день. 9 июля. Каунас — Калининград, около 300 км
Решили заехать в Польшу, купить чудо лекарство «АMOL» , разрекламированное родственниками (до сих пор лежит не распакованное). Нарезали лишних 80 км. Границу Польша — Калининградская обл. прошли быстро. Жена умилялась с собаки, обнюхивавшей впередистоящую машину на предмет наркоты. Нас проигнорировали.
Отправляемся в поселок Веселовка посетить дом пастора, единственное место, куда выезжал Иммануил Кант из Кенигсберга.
Вместо развалины обнаружили восстановленный дом, через пару дней должен был начать работать музей. Ничего выдающегося, но нам лишь бы повод был куда-нибудь ехать, хоть на место гибели колобка. Заезжаем в Черняховск посмотреть остатки замка Инстербург с богатейшей историей. Встретили энтузиаста, который провел небольшую экскурсию.
Черняховцы, как вы там ездите? Зубодробительные булыжные мостовые, таллинские или рижские по сравнению с вашими — детский лепет. Всерьез опасался, что моя Дуся развалится в хлам. На севере Черняховска, в Маевке замок Георгенбург.
Пишу замок, но это везде жалкие остатки. Я так понимаю, что государство восстанавливать ничего не собирается. То ли чувствует себя временщиком на данной территории, то ли не хочет увековечивать память о предыдущем народонаселении. Что денег нет, это само собой, когда они были на такие дела. Теперь эти земли передают РПЦ, которая, похоже, готова все вокруг себя схавать. Башню Бисмарка проскочил, с дороги не заметил. Компенсацией стали незапланированные к осмотру останки бывшего конезавода, крупнейшего в Восточной Пруссии, в Доваторовке. Какая-то живность шевелилась в помещениях.
В Калининграде сняли квартиру на ул. Суворова, не самый удачный выбор района — вокруг промзона.
3 день. 10 июля. Калининград
Утром отправились в Балтийск. На выезде первый и последний раз за поездку остановили гаишники. Начали было докапываться до гринкарты, но Россия вписана в карту на Европу, удивились и отстали. На обратный путь у меня была отдельная гринкарта только на Россию, она дешевле.
Как-то бестолково провели время в Балтийске, побродили по набережной, вместо пляжей забурился в промзону, где сплошные причалы.
Музей янтаря в Калининграде, как же без него. Сложилось мнение, что в музее выбор изделий из янтаря разнообразнее и дешевле, чем где-либо по ларькам, магазинчикам.
В кафедральный собор не попали. Билетерша предложила поменять входные билеты, т.к. нам продали по завышенной цене на отсутствующую экспозицию. Кассир начала что-то выступать, в результате я просто сдал билеты, спорить не стал.
Большой удачей оказалась покупка зимней куртки для жены. (УРА! Теперь можно ехать на Север). Зашли в первый у входа бутик торгового центра — да, есть одна, сегодня хотели на склад отправить, забирайте за полцены. На Нордкаппе один раз пригодилась — ветер с моря холодный.
4 день. 11 июля. Калининград — Паланга
Утром отправляемся на Куршскую косу. Въезд на косу платный. С западной стороны это бесконечный пляж.
Вода холодная, но ноги помочили, отметились. Прошлись по пешеходным туристическим маршрутам: в танцующий лес, на песчаные дюны. Шаг влево, шаг вправо — расстр……штраф.
На косе погранпереход Россия—Литва, проходим быстро. Таможню интересует только количество вывозимого янтаря. С полуострова бесплатный паром в Клайпеду. Бесплатная услуга приподняла настроение, обед в торговом центре в Клайпеде за 50 евро обнулил это состояние. В Паланге к хостелу заехал со стороны грузового двора, кругом обитые железом постройки. Жена скисла — я тут жить не буду. С фасада здания все прилично, магазин, офисы, 3-4 двери, однако нужную нам искал полчаса. Хостел выше всяких похвал. Выход из комнат в общий зал-кухню. Все новое, симпатичное, в шкафах штабелями всевозможная посуда, инструменты, чай-кофе. Одновременно с нами заселилась толпа литовской молодежи, они сразу засели… как-то слово бухать совсем не подходит. Мы отправились на пляж, по возвращении застали ту же чистоту и тишину.
Хотели посетить музей современного искусства — по адресу с интернета жилой дом. Поспрашивали местных — никто о музее не слышал. Зато там же развлек мужик, который ползал на коленях и маленькими ножницами подстригал траву, выступающую на насколько сантиметров на тротуар.
5 день. 12 июля. Паланга — Рига
Сделал очередной крюк, заехал в г. Добеле, Латвия. Здесь я встретил сообщение о чернобыльской катастрофе. Долго нарезал круги по центру городка, и все-таки смог опознать место, где жил около месяца. Снесли наш дом и подобные, с печным отоплением и керосинками вместо кухни.
Город не узнать, разительные перемены, в лучшую сторону. Теперь тут на танковом полигоне хозяйничают натовцы. Что-то хотел узнать у местного населения, специально выбрал старого латыша. А он сделал морду лица, что не понимает меня. Знаю я вас, самозабвенно служили советской власти, с куда большим усердием, чем россияне.
От добельского замка 14-го века остались одни развалины. Замок многократно захватывался шведами. В 1986 году равнодушно проходил мимо. Сейчас, когда легко узнать историю объекта из интернета, уже по-другому на все смотришь.
Звонить и встречаться с друзьями в Риге не стал, иначе города совсем не увидим. Лично для меня посещение Риги — так, для галочки. В 1980 г. делали обновление карты города, 60 кв. км только я сделал, т.е. обошел каждый дом на данной территории. Пожалел, что из отеля в центр поехали на троллейбусе. Всю дорогу, минут 40 пьяный «коренной» рижанин, но «негражданин» на весь троллейбус вел политический монолог. Ну, очень хотелось дать ему в глаз. Помня цену обеда в Клайпеде, отправились целенаправленно в кафе сети «Лидо». Дешево, быстро и вкусно. На Домской площади попали на выставку 149 медведей, разрисованных художниками разных стран, подарок — выставка от Германии к столетию Латвии. Вдруг подумалось, что 100-летие ЛНР, ДНР тоже будут отмечать, если не военным парадом, то тихонько на кухне.
6 день. 13 июля. Рига — Таллин. 310 км
Дорогу от Риги до Таллина сейчас и не помню, значит обыденная. В Пярну часик посидели на пляже у моря. В Таллине пешком почти не ходили. Подозреваю, что в старый город, на гору, проезд машин (не жильцов) запрещен, поскольку только я один поздним вечером рассекал по узким улочкам, проехал мимо здания парламента. Чуть было не выехал на обзорную площадку к толпе народа — из-за зеркал не пролезла машина между домами.
Начитавшись, что в Скандинавии все жутко дорого, продукты решили закупить в Таллине. Поскольку готовить на горелках и в плане не было, оказалось, что особо купить-то нечего. Вода, печенье, сыр, колбаса и все. Хорошо, что съездили в порт на разведку, узнать, как грузиться утром на паром. Погрузка «со двора», с фасада заезды на ремонте. Утром мог бы и опоздать на паром, пока разобрался. Билеты на паром покупал за месяц. Предварительно вступили в клуб «tallink silja line», какая-то скидка получилась, может и в будущем пригодится.
На открытых палубах на корме знатоками все места сразу были заняты. Некоторые продвинутые легли спать на полу в проходе, никто не гоняет.
7 день. 14 июля. Таллин — Хельсинки
Финны встретили нас торжественно: метров 300 или более, от теплохода до выезда из порта, ехали сквозь живой коридор из полицейских по обе стороны дороги. Объяснил себе это тем, что завтра Путин и Трамп приезжают в Хельсинки. Отправились сразу в аэропорт встречать дочь. Конечно же, проскочил нужный поворот, нарезал лишние километры.
Дома детально разобрал схему парковок аэропорта, где дешевая краткосрочная, где длительная парковка. На месте все рухнуло. Там где наметил, сказали — не положено, проваливай. Припарковался далеко от терминала наобум, на площадке, откуда потом с трудом выехали после долгих переговоров со шлагбаумом, переплатой в несколько раз.
В хостеле тоже пришлось бы туго, если бы не дочь со своим английским. Дверь оказалась на замке, связь только по телефону. Сказали номер комнаты и код от двери и что утром завтрак сами себе делайте из того, что найдете в холодильнике, поскольку рано уезжаете.
Курьезный случай случился вечером. В холле-кухне дочь помыла фрукты, поставила на стол, приготовились к ужину. Тут заваливает человек 10 пожилых теток, и одна из них давай клевать наши фрукты. Мы промолчали. Вечерние поездки по городам мне начали нравиться, у парковщиков, видимо, рабочий день заканчивается, потому штрафы некому выписывать. За всю поездку, кроме аэропорта в Хельсинки, нигде не платил за парковку.
По одному из маршрутов прокатились на теплоходе между островов. Везде обустроенные причалы, сауны на берегу, очень все симпатично. На одном острове группа финнов сняли штаны и показали задницы нам.
Ледокольный флот Финляндии.
Посещение музеев из-за позднего прибытия отпало, как и по всему маршруту путешествия.
Богатством архитектурных шедевров Хельсинки не страдает.
8 день. 15 июля. Хельсинки — Вааса. 430 км
Вся дорога на Тампере под наблюдением. Причем камера может стоять через 200 метров после знака, а может и через 3 км. Финны, оказывается, еще те пижоны. Такого количества кабриолетов, американских авто 60-х годов на дорогах я не встречал, или это отличная погода так повлияла, что они как тараканы повылезали из гаражей. Чем дальше на север, тем выше плотность кемперов на дороге. Финляндия представлялась мне стерильной страной. В Ваасе убедился в своей наивности после утренней поездки по городу.
9 день. 16 июля. Вааса — Хаппаранда. 450 км.
Маршрут планировал вдоль Ботнического залива, чтобы периодически устраивать пляжный отдых. Увы. Где прилично — кемпинги с закрытой территорией. Залив иногда видели сквозь просветы в лесополосе. Остановились в кемпинге в Швеции, чтобы поставить галочку — в Швеции были. Граница Норвегия — Финляндия с севера на юг проходит по реке. В устье реки шведский Хаппаранда и финский Торнио связаны 3 мостами. В чем прелесть путешествий на север — это белые ночи. В час ночи отправился на прогулку по Хаппаранде с фотоаппаратом. Тишина, длинные тени и плюс 23 на безликих улицах.
10 день. 17июля. Хаппаранда — Леппаярви. 350 км
На финском берегу видна колокольня церкви Алаторнио — входит в цепочку пунктов дуги Струве (работа выполнялась российскими геодезистами для определения длины меридиана). Сохранившиеся пункты включены Юнеско в список мирового наследия. Фирма, в которой я работал, занималась поиском таких геодезических пунктов. Разница в координатах, определенных в начале 19-го века и сейчас системой GPS — несколько сантиметров.
Далее на север дорога становится все интересней. Решили ехать по шведской стороне реки. Где-то через сотню км вернулись на финскую сторону. Разницы никакой.
Заезжаем на сопку Аавасакса, скала из гранита высотой 242м, на вершине императорский домик, был построен к предполагаемому приезду Александра II.
Для нас Аавсакса примечательна тем, что здесь расположен один из пунктов дуги Струве. Над ним построена смотровая башня.
На условной границе полярного круга очень приличный сувенирный магазин.
Пороги Каттилакоски.
Остались очень довольны кемпингом «Kalotin Rantamajat», на берегу озера. Воспользовались стиральной машиной, искупались, покатались на лодке.
11день 18 июля. Леппаяртви — Альта. 200 км
Что меня поразило в Финляндии — повсюду игровые автоматы, на заправках, у входа в магазины. И везде сидят мужики играют. Это от хорошей жизни? Начиная с Таллина и до Киркенеса, кроме «Рема 1000» других торговых центров нам не встречалось, или просто рефлекторно останавливались у знакомого бренда. Никакого рыбного разнообразия там не нашли. Долго думал, как ехать в Альту, по шоссе или старой почтовой полевой дорогой Финляндия — Норвегия. Разрешилось просто, съезда на почтовую дорогу не обнаружил.
В Альте остановились в кемпинге. Соседями была семья из Москвы. Через пару дней дочь делала пересадку на самолет в Тромсе, встретилась случайно с ними на улице.
В магазинах надо болтать поосторожнее. Возле кассы стоим, обсуждаем гипермаркет — полный отстой, в отпуске желудок просит чего-то особенного, а тут и взять-то нечего. Кассир нам на русском объявляет стоимость покупки. Сомневаюсь, что норвежцы учат русский, скорее всего это прибалты приехали за лучшей долей.
Собор Северного Сияния, вход платный.
Лично у меня не было желания посещать музей «World Heritage Rock Art Centr». Подумаешь, кто-то нацарапал на камнях фигурки 4 тыс. лет назад. Камни и петроглифы подкрашены, иначе их не заметишь.
Место очень красивое, с удовольствием провели там пару часов.
12день. 19 июля. Альта — Хаммерфест — Trollholmsund — Скарсвог
Оленей встретили только по дороге из Альты в Хаммефест.
В Хаммерфесте расположен самый северный пункт дуги Струве.
Перед поездкой раздумывал: если пару ведер морошки соберу в Норвегии, будут ли у меня проблемы на границе. Наивный мальчик — несколько ягодок видел только в Альте.
В длинных туннелях были странные ощущения: не мог понять, подъем или спуск происходит, переключаешь передачи и все невпопад. На въездах скоростной режим не обозначен.
Очень необычное место, выпадает из общей картины Норвегии — Trollholmsund.
На 2 дня остановились в «Kirkеporten Camping», возле рыбацкой деревни Скарсвог.
У рыбаков вроде как не сезон.
Недалеко от кемпинга причудливая скала — Киркепортен.
Не хотел бы я присутствовать при таких геологических процессах.
13 день. 20 июля. Нордкап
В Хоннингсвог на заправке что-то опять не в той последовательности сделал, снова разборки. Уже отъезжаю — бегут за мной. Оказывается, чужую заправку оплатил, с перебором. Возврат хотели сделать наличными — я отказался, мне дырявые деньги не нужны (монеты в 1 крону с дыркой по центру), рассчитались с нами обедом на троих, вышло по нулям. На Нордкап отправились в час ночи, т.к. не придется платить за въезд. На площадке ни души, все спят по кемперам, тишина и почти нулевая видимость в осевшем облаке.
И распили на крайней точке нашего путешествия бутылку новозеландского вина, закусывая швейцарским шоколадом.
Через пару часов облако исчезло мгновенно: только что смотрел в туман, поворот головы — чистое солнечное небо.
В полдень отвезли дочь в аэропорт Хоннигсвог. Из-за ветра погода нелетная. Автобусом отвезли пассажиров в Хаммарфест. Оттуда дочь вылетела в Стокгольм с пересадкой в Тромсе. Прямых рейсов нет. А нам на следующий день предстояла погрузка на круизное судно по маршруту Хоннингсвог — Киркенес.
14 день. 21 июля. Хоннингсвог — Киркенес
Осмелюсь предположить, что в Хоннингсвоге всегда плохая погода, лучше там не останавливаться. Вокруг на острове солнце, а здесь постоянно скатываются на город облака, даже по фотографиям это хорошо видно. В городе подходила к нам женщина, интересно ей стало, что за клоуны на белорусских номерах так далеко заехали.
А вот и наш теплоход.
Туристов с теплохода увезли на Нордкап, загрузили-выгрузили почту и тишина, пирс пустой. Стоит теплоход, стою я. К кому обращаться, черт его знает. Ни какой бабки-билетерши у трапа нет. Тут же, на пирсе, в офисе транспортной компании пусто, дверь со стороны склада открыта, по обстановке через окно видно, что все вышли на минутку, компьютеры включены (и через 2 часа там никто не появился). Соседняя дверь в полицейский участок. Позвонил им в звонок, попинал в дверь, показал язык на камеру, все равно никто не вышел. Решил подняться на теплоход, а там на входе рецепшен, как в гостинице. Подал билеты, паспорта, тупо улыбаюсь, киваю головой на всю болтовню, что на меня вылили на норвежском языке. Выдали магнитные именные карты от каюты, по ней же загрузил авто в трюм. Каюту дали шикарную в плане расположения (по билетам полагалась внутренняя, без иллюминатора). Каюта с окном и в паре метрах выход на палубу на обе стороны. На пальцах расспросил, во сколько вернуться на борт и отправились еще раз на пару часов гулять по городу.
По пути заходили в 6-8 норвежских портов — ничего примечательного, горы все ниже и ниже, а домики как под копирку.
Очень поразила швартовка теплохода — несколько минут. В детстве в Кандалакше часто наблюдали это действие. С полчаса ерзают, примеряются, буксир рядом суетится.
15 день. 22 июля. Киркенес — Мурманск. 240 км
В стоимость билета входил только завтрак — шведский стол был обалденный. Ограничился приличной горкой соленой рыбы — лососем и разными сырами, сверху с десяток разных фруктов. В Киркенес прибыли около 10 утра. Отправились в торговый центр заняться шопингом. Ввел в уши жене, что незачем отвлекаться на шопинг по дороге, все вкусное и интересное купим в Киркенесе, там по-русски понимают, проще будет.
Случился полный облом, все закрыто, даже продуктовые магазины, воскресенье. Где-нибудь возможно и работали магазины, покатались по улицам, ничего не нашли. Может и к лучшему, все что привезли — норвежскую колбасу из оленины, жена выбросила, ей не понравилась.
Границу Норвегия — Россия прошли быстро, 15 километров от Киркенеса. Ситуация больше похожа на проезд проходной с территории какого-нибудь предприятия. Через какое-то расстояние от границы шлагбаум. Военные с недоумением крутят наши документы, типа вас тут не должно быть. Потом махнули рукой, проезжайте, не отправлять же назад в Норвегию. Заехали в г. Никель, чтобы своими глазами увидеть, как выглядит уничтоженная природа.
Где-то в районе Заполярный опять шлагбаум и опять недоумение, как вас сюда пропустили. Пропустили, ничего не сказали? Ладно, проезжайте. В Мурманске устроились на квартире. Если бы не оставленный залог, съехали бы среди ночи. Жара под 30, окна не закрываем, грохот от машин с улицы под 100 децибел. Ночь не спали, утром отправились в Кировск. Только в Мурманске меня осенило, что поиски соленого палтуса бесполезны. Вероятнее всего, кроме сельди, лосося другую рыбу больше не солят. Холодильник лишил нас многих соленых рыбных деликатесов.
16 день. 23 июля. Мурманск — Кировск. 210 км
Делаю последнюю попытку найти морошку. Захожу на болото. Почти на метр кочки проседают под ногами, воды нет, нет и ягод. Расплата за жаркое лето.
В Мончегорске планировали посещение геологического музея, оказался закрыт. С сопки открывается прекрасный вид на город.
17 день. 24 июля. Кировск — Кандалакша
В предыдущую поездку не нашел дороги на вершину горы. Как-то в голову не пришло, что можно и по долине проехать в горный массив Хибины. Из доступного проехали только половину пути. Дальше жена категорически отказалась ехать, вернее колотиться по булыжникам — частично дорога по руслу реки.
Прошел вперед пешком пару километров, дорога улучшилась, пейзаж тот же. Сам себя успокоил: дальше и правда можно не ехать, ну подумаешь, линия гор немного поменяет форму.
В Кандалакшу приехали рано, отправились сразу в «Японию», так в народе называют старую часть города. Загорали на берегу залива, до встречи с другом было несколько часов.
Как оказалось, он в нескольких сотнях метров от нас сидел на даче, тоже дожидаясь условленного времени. От его дачи пришел в восторг: участок микроскопический, но уютный, терраса нависает над водой.
18-19 день. 25-26 июля. Кандалакша — «Пушной» — Петрозаводск
Мой дом в Кандалакше стоял на месте старого кладбища, сохранились только 2 могилы. Еще школьником пытался найти родственников Гойко Томича. Куда бы ни писал, ответа не получал. В 2012 г. городом был осуществлен проект по установлению истории сербского батальона, вот только не знаю, занимались ли судьбой Томича.
Кандалакша — Петербург 1100 км многие пролетают за день. Дорога отличная, отсутствие населенных пунктов, лес, лес, лес. У меня выторгованный у жены лимит 400 км. Мы ехали 3 дня, с ночевкой в мотеле «Пушной».
Оплата через «booking» оказалась на 100 руб. дешевле, чем на месте. Cледующая ночевка в Петрозаводске. Посетили обнаруженное в прошлой поездке кафе «Дежавю» на ул. Ленина, быстро, недорого, съедобно — советую.
20 день. 27 июля. Петрозаводск — Петербург. 430 км
На въезде в Петербург увидели магазин ИКЕА. Так как в Хаппаранде самый северный магазин ИКЕА в Европе остался без нашего внимания, решили отыграться на этом. Купили всякой ерунды, в Минск ИКЕА не пускают. Квартиру сняли в ЖК «Царская Столица», очень здесь понравилось в предыдущую поездку: рядом Невский, тихо, есть где приткнуть машину, огромные внутренние дворы.
21 день. 28 июля. Петербург
На следующий день более 8 часов просто крутились по городу на машине, совмещая с прогулками и посещением трёх соборов. Парк 300-летия Санкт-Петербурга удивил ценой входных билетов в День Военно-Морского флота — более 1000руб. Не очень-то и хотелось — отправились дальше.
Купаться в Неве запрещено, но это не останавливает отдельных клоунов.
Возможность парковаться бесплатно практически везде в городе — это все-таки здорово. Прогулка по набережной — потом перегоняю машину вперед, снова прогулка, таким образом много прошли-проехали. На глазах у полиции вылез с Адмиралтейского пр. на Дворцовую пл. на красный свет — по глупости увязавшись за впереди идущей машиной. Она неспешно укатила на желтый, а я оказался поперек 2 встречных потоков. Пронесло, ГАИ за мной не погнались.
Вечером отправился по маршруту, пройденному в студенческие годы сотни раз, от Московского вокзала по Суворовскому проспекту. Ничего не узнал, все заведения поменяли названия и назначение. Убило наповал — возле общежития, в котором я жил, сохранилась самая мерзкая столовая Ленинграда — кажется, даже табличка та же. Успел постоять на вечерней службе в Александро-Невской Лавре.
22 день. 29 июля. Петербург — Остров. 340 км
С утра отправились на прогулку в Летний Сад. Не давала покоя мысль, что жил в Ленинграде, а в Летнем саду не был.
В Гатчину заехали просто взглянуть на дворец, т.к. в этот день он был закрыт для посещения. Немного прогулялись по симпатичному парку.
Вечером остановились в «Отель Остров Парк» в г. Остров Псковской обл. Всем рекомендую: местоположение, интерьер. Собственный пляж на реке.
В городе есть достопримечательность — исторический подвесной мост через р. Великая. Когда-то отчим меня сюда привозил (он из этих краев). Теперь я жену привез.
23 день 30 июля. Остров — Минск
«МAPS ME» напоследок сделала свое подлое дело. Вернее сначала приятно удивила: перед пунктом оплаты дороги вдруг нарисовала петлю через лес. Не повелся, а на кассе расспросил, что за дорогу мне навигатор предложил. Оказывается, есть дорога в объезд пункта оплаты. На Минск все время южное направление. После какого-то перекрестка «прямая дорога» оказалась раздолбанной гравийкой. Проехав километров 5, повернул назад. По новому маршруту навигатор повел нас куда-то на восток, после очередного перекрестка на запад — в Латвию. Смотрю на карту, вообще не могу понять, где нахожусь. Ехали долго и вдруг — поверните налево. Заросшая лесная дорога. В конце концов, выбрались, нарезав лишние десятки километров. По старой памяти заехали в придорожное кафе «Гостиный двор» за Лепелем. Отвратительная еда, несметное количество мух, как будто вернулись в 60-е годы. Через несколько часов были дома.
«Дастер» в любом режиме показывает расход 9,8 л. Перешел на дорогой 95 в Прибалтике и Скандинавии — расход стал 8,9 л всю дорогу. Решил, что езжу дома только на 95. Пару месяцев поездил — расход 9,8л. Оказывается, и белорусский бензин не лучшего качества.