Мы это сделали! Или первое самостоятельное путешествие за рубеж (Финляндия в июле 2012 года)

15.08.2012 | 15548 просмотров

Добрый день, уважаемые дромовцы! Меня зовут Елена, и это моя вторая попытка поделиться своим опытом путешествий. Первый отчёт был посвящён Уралу и его неповторимой природе. И вот началась теоретическая подготовка к новому летнему сезону и встал вопрос ― куда?

А начиналось всё со случайности, хотя в жизни, как известно, случайностей не бывает. Читая отчёты о путешествиях, я заразилась мечтой о Норвегии, а точнее о норвежских фьордах. И эта мысль так глубоко поселилась в моей голове, что путешествие уже было предопределено.

Смею надеяться, что данный отчёт хоть чем-то будет кому-то полезен.

В планах была Норвегия на своём авто, а в реальности получилась Финляндия, на трёх видах транспорта. Но об этом по порядку.

Наша семейная команда:

Супруг Василий ― финансовый организатор нашей поездки и, как предполагалось, главный пилот нашего любимого «Форда-Скорпио».

Я, Елена ― идейный вдохновитель поездки и разработчик маршрута.

Сын Владимир ― виновник сего предприятия, именно ему посвящалась эта поездка на 18-летие (впоследствии он не раз напоминал мне о том, что я «умею выбирать страны», это относилось к погоде).

Документы

Когда началась бумажная подготовка (паспорта, визы), казалось, что это жутко сложно, но на деле оказалось вполне возможно.

Зимой сделали загранпаспорта, в Казанском визовом центре оформили финские визы, т.к. это страна первого въезда, а впоследствии оказалась и страной основного пребывания. Бумаг требуется минимум (можно посмотреть на визовом портале). Для подтверждения посылали запросы в кемпинги (мы путешествовали с палаткой) и получали ответы по электронной почте. В письме послу приложили подробный маршрут со стоянками и ответами. На одну ночь на Booking.com забронировали гостиницу, от которой затем отказались. Будьте внимательны, бронируйте только те номера, где есть возможность бесплатного снятия брони. Оформили страховку. Жутко волновалась, а дадут ли визы? Ура, дали. Получала я их одна за всю семью.

На тот момент мысль о Норвегии супруг отодвинул далеко назад, мотивируя большим расстоянием и, конечно, что самое главное, преклонным возрастом нашего «Форда» (27 лет). Машина, «понимая» всю сложность данной ситуации, начинает планомерно предупреждать о своих неисправностях, хотя в прошлую поездку успешно проехала 4 000 тыс. км по Уралу. Ну что ни делается, как говорят ― делается к лучшему.

Начинается планирование с нуля. Однозначно решаем ехать со своей палаткой, это самый экономичный отдых.

Дорога

Мы живём в Ульяновске, за 2000 км от границы.

1. Покупаем билеты до Питера и обратно, они обходятся нам в 12 000 тыс. на троих.
  2. Из Питера поздним вечером на Автобусе компании Finnord с финским экипажем едем в Хельсинки ― 39 евро с человека. Там останавливаемся в кемпинге «Rastila» на восемь дней и знакомимся с Финляндией (место под палатку и проживание троих взрослых обошлось в 175 евро).
  3. Бронируем билеты на паром, ещё в Ульяновске, «Принцесса Мария» компании St.Peter Line, 5 500 руб. (хотелось запоминающихся впечатлений, ведь именно в ночь на пароме мы и отпраздновали совершеннолетие своего сына!).
  4. И снова поездом возвращаемся домой.

Всем нашим планам, слава Богу, удалось быть благополучно выполненными.

Багаж:

• палатка кемпинговая (долго у нас обсуждалась тема, стоит ли тащить такую роскошь на себе? Пришли к выводу, что лишившись машины, хоть в чём-то мы должны себя чувствовать с комфортом).
  • из посуды кастрюлька, сковородку купили на месте, ну и конечно, чашки, ложки, миски и нож.
  • плитку и баллоны брать не стали из-за соображений возможности запрета провозить через границу. О чём впоследствии не пожалели. Забегая вперёд скажу, что в кемпинге необходимости в плитке не было.
  • туристические коврики и спальные принадлежности.
  • личные вещи.
  • из технических прибамбасов брали сотовые телефоны и зарядники, навигатор (оказался бесполезным), нетбук, ну и, конечно, фотоаппарат и зарядное устройство для ак. батареек.
  • еду брали только в дорогу, всё остальное покупалось и готовилось на месте.

Больше всех наверное, этого путешествия ждала я сама. Столько было «вынянчено» и пережито, долгие месяцы проведённые у монитора в поисках информации, и вот оно такое далёкое и неизвестное у нас впереди!

Путешествие

Дружной компанией друзья нас провожают на вокзале. Отзваниваются по телефону родные. Такое приятное чувство, что вместе с нами делят радость наши друзья и близкие.

Ждём отправления на Питер. Посещение северной столицы будет для нас тоже впервые. По дороге туда планируем посетить Эрмитаж, но в первую очередь купить билеты на финский автобус.

На ул. Итальянской, 37 в компании «Финнорд» покупаем билеты в Хельсинки и в 23:00 благополучно отправляемся. Экипаж говорит на английском, очень приветлив и дружелюбен. Автобус оснащён туалетом, что очень удобно в дороге.

Границу прошли за два часа. Всё по схеме: паспортный контроль на российской территории, затем наша таможня, где нам проставили штампики обозначающие выезд из страны. Вещи были в багажном отсеке автобуса, их визуально просмотрели, и автобус тронулся в сторону Финляндии. Между двумя погранпостами, конечно, было традиционное посещение магазина Дьюти-фри.

Ну а дальше финская таможня и под утро сама Финляндия, а точнее её столица.  За всё время пребывания в ней чувствовалось спокойствие, умиротворение, идеальная чистота, порядок и продуманность во всем, что касается комфорта жизни и удобства!!!

Дорога до кемпинга должна была проходить на метро, но тут нас ждал сюрприз, метро до развязки закрыто на ремонт. Обладая набором стандартный фраз на английском, пытаюсь расспросить у работника автовокзала, как доехать до кемпинга.

Немного о транспорте

Система транспорта просто совершенная. Самые дешёвые билеты в специальных автоматах на каждой станции метро. Их можно купить одноразовые, они действительны в течение часа на все виды транспорта, но самое выгодное ― покупать на несколько дней. По таким билетам мы легко пересаживались на любой транспорт. По этим билетам мы смогли посетить о. Суоменлинна (морская крепость), ничего не доплачивая. Паромчики бело-чёрного цвета, именно на них действуют билеты общественного транспорта

Чтобы съездить в города Эспоо, Вантаа нужно приобрести региональный билет, он чуть дороже, но будет также действителен и в Хельсинки. Их мы купили, когда закончились билеты на четыре дня, и мы собрались поплавать в аквапарке в г. Эспоо.

Наше место жительства на 8 дней (наш дом)

Кемпинг международный, и мы это ясно ощущали каждый день. Рядом с нами жили немцы, французы, семья из Нидерландов, англичанин, видели испанцев, итальянцев ну и, конечно, финнов и туристов из России, преимущественно из Питера, Москвы и Карелии.

Отдельные лужайки для кемперов и для палаток.

Места очень много, всё утопает в зелени, всё продуманно. На территории кемпинга несколько домиков общего пользования. Это открытые летние кухни и закрытые кухни. Есть большой холодильник, электрические плитки, удобные раковины с горячей и холодной водой, ну и, конечно, просторные столики.

Очень чистые туалеты, уборка проходила каждое утро, с горячей водой, сушилками, специальной комнаткой для мытья грудных детишек, несколько душевых кабинок, помещения для ручной стирки, а также сушильная комната и стиральные машины. Пользование всеми удобствами включены, за исключением пользования стиральной машиной, её работу следует оплатить отдельно. На кухнях много розеток, где мы легко заряжали свою технику, пока готовили и кушали.

В кемпинге есть свой пляж, но благоприятной погоды для плавания мы не дождались, удалось лишь помочить ноги в Финском заливе

В лесу было много черники. Для прогулок по окрестностям мы брали напрокат велосипеды. Поездки незабываемые, тем более, что везде проложены велосипедные дорожки .Ездить одно удовольствие.

О продуктах

Как я уже говорила, мы покупали продукты и готовили сами. Старались разнообразить своё меню. С опытом, нашли наиболее дешёвые магазины, такие как «Lidl» и «Alepa». Традиционными фруктами торгуют практически везде. Обязательно нужно попробовать сладкую финскую викторию, очень вкусна черешня ну и, конечно, голубика.

Готовясь к поездке на сайтах читала о топовых продуктах, которые неплохо бы было попробовать.

За время отдыха в Хельсинки мы попробовали не раз ягоды, о которых говорилось выше ― действительно вкусные. Когда мы ездили в Эспоо, в аквапарк, видели плантации виктории, мы читали, что можно самим собирать ягоду по довольно низкой цене, что успешно делали многие люди.

Кроме ягод, конечно, это знаменитые лакричные конфеты, с интересным вкусом и ароматом. Их существует великое множество, мы пробовали классические чёрные. Лакрица пользуется у них несомненной популярностью и встретить её можно в молочных продуктах, сладостях, жевательной резинке, и др.

В магазине покупали мясо оленя (интересное на вкус), можно было вкусить мясо кабана и медведя, но всё это пиршество недешёвое, мы смогли себе позволить только лосятину.

Супруг на границе покупал традиционную финскую водку с клюквой, которую смаковал в течение отдыха.

Покупали свежую сёмгу и жарили (пальчики оближешь), продаётся порционно в любом крупном супермаркете.

Неплохое финское пиво.

Очень вкусен традиционный хлеб и всевозможная выпечка (надо сказать, что вообще хлеб ― удовольствие довольно дорогое. Примерно 80-150 рублей).

Немного интересного

Очень хотелось в отсутствие нашего авто почувствовать себя автолюбителем.

Везде всё ухожено, чисто и максимально комфортно.

Развлечения

В Хельсинки пользуется большой популярностью парк аттракционов « Линнанмяки». Конечно, мы в нём побывали. Билет на целый день, а точнее, браслет стоит 35 евро. Мы решили, что впечатлений мы нахватаемся на нескольких аттракционах. Можно купить отдельные билеты. Их стоимость 6,5 евро. Очень понравилось прохождение водных порогов, ну и конечно, американские горки.

Поездка на о. Суоменлинна

На острове есть возможность использования бесплатных велосипедов. Эти стоянки повсюду.

После культурной программы, любимая рыбалка.

Купив региональные билеты мы едем в г. Эспоо, в аквапарк «Серена».

Интересная информация о сауне: она раздельная и заходить в неё нужно, предварительно раздевшись.

Билеты в аквапарк нельзя купить на несколько часов, только на полный день Их стоимость ― 25 евро с человека. Но нам хватило и пяти часов. С собой можно проносить любое количество еды, о чём мы не знали. Финны благополучно идут в аквапарк с сумками-холодильниками, размещаются на шезлонгах в открытой части и используют аквапарк в качестве пляжа.

Добрая половина горок, и на мой взгляд самая интересная, находится именно на открытой части аквапарка. На улице было 20 градусов, но ветерок не очень приятный. Хотелось погреться и для этого на улице вода в бассейне подогревается, что было очень приятно.

Очень интересная поездка на о. Сеурасаари. Там можно посмотреть музей деревянного зодчества 17-18 веков под открытым небом, ну и конечно, непуганую живность, огромное множество практически ручных белок, чаек, уток, лебедей, даже синички садились на руку! Обязательно возьмите с собой корм, мы благополучно забыли его в палатке.

Ну, а это не деревянное зодчество, а реалии финского благосостояния.

Уникальное творение человеческих рук, это церковь в скале. Купол выполнен из медных пластин, великолепная акустика, живая музыка, орган, множество туристов из разных стран.

Очередной ужин, подведение итогов дня и подготовка к отъезду на паром.

Шопинг

Такой цели мы себе не ставили, но по магазинам пробежались. Скидки летнего сезона не только реальные, но и существенные. Очень много русских приезжают именно за покупками. Нам понравились торговые центры «Кампи» (у автовокзала) и «Призма» (метро Итакескус).

Ну, а впереди нас ждёт интересное путешествие на пароме. На нём мы готовимся отметить совершеннолетие сына. После благополучной швартовки в Питере, ребёнок сказал, что ради этого стоило ехать в Финляндию.

Билеты на паром я бронировала дома на сайте паромной компании. Всё четко и грамотно. После брони, успешно оплатив её, переживала по поводу билетов, а точнее, их отсутствия. Списавшись по почте с паромной компанией, получила успокоительный, для себя ответ, что при регистрации на терминале в порту достаточно будет указать номер брони. Но всё равно волнение присутствовало до момента регистрации. Она прошла успешно, и нам были выданы электронные билеты, которые являлись одновременно ключами от каюты.

Паром просто поразил своим размахом. Это своеобразный город, со своим кинотеатром, барами, ресторанами, магазинами, водным комплексом, казино, может, что-то забыла. Очень красиво!!! Каюту выбирали самую дешёвую, но и она была довольно комфортна. Большие и удобные спальные места с ортопедическими матрасами, место для гардероба, зеркало с пуфиком, столик, туалетная комната с душем.

Гуляли по открытым палубам, сидели в баре, посетили магазин Дьюти-фри, получили возврат НДС в Такс-фри, завтракали в ресторане «шведский стол» и попробовали играть в казино.

Персонал говорит на русском, как русскоговорящий, так и финский, и на английском.

Шведский стол удивил своим многообразием. Хотелось всё попробовать, но, как сами понимаете, это невозможно. Я старалась кушать медленно и с чувством, но желудок оказался не резиновый. Завтрак стоит 10 евро на человека с оплатой на пароме, а если заказывать с билетами, дешевле.

Ну а теперь немного фото.

Высадка с парома, прохождение таможни, здравствуй, Россия и прощай, Финляндия, а лучше до новых встреч. Страна, которая очаровала своим совершенством, открытостью и дружелюбием к туристам, останется в нашей памяти, а может быть мы снова её увидим!

До поезда у нас больше суток. В планах Петергоф, разводные мосты, Петропавловская крепость и, конечно, крейсер «Аврора».

Ну вот и заканчивается наше увлекательное путешествие по двум столицам: северной российской и финской.  Готовясь к поездке, моей двоюродной сестре кто-то сказал о том, что удивительно, как умеют люди имея довольно скромный доход, организовать себе достойный отдых, и те, кто может позволить себе нескромный отдых, сидят дома.

Наверное, у каждого в жизни свои приоритеты, желания, мечты и надежды.

Мы долго и упорно, прилагая все силы, шли к намеченной цели. У нас это получилось. Мы это сделали! Может быть, для многих это покажется сущей малостью, а для нас это небольшая победа, победа над своими возможностями, переживаниями, финансовой ограниченностью, победа над обыденностью. Обязательно нужно ставить цель и упорно к ней двигаться. Слава Богу, у нас всё получилось, надеюсь, всё сложится и у вас!

Спасибо всем, кто прочитал наш отчёт, всем, кто нас поддерживал в нашем начинании, кто ждал нашего возвращения домой.

P.S.

Статистика в денежном выражении:

• Паспорта, визы, страховка ― 13 500.
  • Поезд, автобус, паром, проживание в кемпинге ― 27 000.
  • Продукты, кафе, ― 300 евро и 3 500 рублей (Питер). Завтракали в кемпинге (чай, кофе, бутерброды), перекус днём в городе и основательный ужин снова в кемпинге. Тут можно было немного поэкономить, но хотелось всё попробовать.
  • Транспорт ―100 евро и 500 руб. (Питер).
  • Развлечения (именно на них можно существенно экономить) ― 160 евро и 2 000 руб. (Питер).
  • Многочисленные сувениры (магнитики, финское спиртное, сладости), которые ждали от нас близкие и друзья. Тут экономить нельзя  ― 120 евро.
  • Небольшие покупки ― 130 евро.

Супер

сегодня увидела напечатанным свой отчёт и что особенно приятно, уже первый отзыв. Спасибо Чита!!!

Хорошее путешествие. Путешествие всегда хорошо :) НО... Простите за критику, но подписи прямо на фотографиях хделать - это я не знаю... по крайней мере спорно :)
Honda Fit 2003 1.3
Ка бы не было зимы...

СПб
вот если бы обратно на новенькой Феррари вот это тема Droma))
金色

вологда
Замечательное путешествие-молодцы Ульяновские туристы.только на авто более удобно и свободно.А возраста авто не нужно боятся . Удачи!!!

Люблю Скандинавские страны. Родные они нам.

ижевск
Замечательная семья,посмотрела другую планету,где ЛЮДИ ЖИВУТ!

Замкадыш
Спасибо за рассказ, но за такие бабки я с семьёй в Италии всю страну объездил летом в 2011 году хватило на месяц пребывания и привёз оттуда багажник разного барахла.

Тоже гоняли в Suomiю "Стокманн", аквапарк Serena, крепость Suomenlinna (Свеаборг). все аккуратно и мило. Кемпинг Растиллу рассатривал Но все равно отмели. жили в "Еврохостеле" в ист. центре около паромного причала(о Катаянокка. внизу ресторанчик-столовка с полным набором блюд (завтрак free) ели там.) недалеко от кафедрального собора. https://travel.drom.ru/12703/ Классное фото с Shevrole Corvette (?) с пешеходным.

valio_79:
Да ну, брось, за столом видал какие лица довольные, особенно у "папы"! Правильно, путь к сердцу мужчины лежит через желудок! Зато Елена большая умничка, по своему опыту знаю как бывает тяжело организовать своих мужиков на отдых, у старшего свои интересы, а младшенькому свои. И приходится метаться между ними...В остальном огромный позитив, все просто замечательно. Спасибо, очень интересно. Может и нам когда-нибудь посчастливится побывать в Скандинавии. Путешествуйте и пишите еще.

valio_79:
Можно ли прочесть ваш отчёт о поездке в италию ? Есть задумки на будущее. Поделитесь информацией.
А по поводу бюджета- дешевле не получится, Финляндия одна из самых дорогих стран европы

Фисташка25:
valio _79Да, и лица на фотографиях какие-то не довольные, на отдыхе нужно излучать позитив!!!
Большое спасибо за поддержку и понимание. Ведь действительно организовать двоих взрослых мужчин довольно непросто. Поездкой мы очень довольны, а позировать на фото мои мужчины не очень то любят

Молодцы! Хорошая поездка.

На фото черника, она у них такая крупная :) Голубика выглядит немного по другому и я ее в продажу в "чухе" ни разу не видел (на болотах у них растет).

На St.PeterLine естественно говорят по-русски. Хозяева то наши.
Мои путешествия http://travel.drom.ru/user/447510/
Мои отзывы: Hyundai i40 2013, Ford Focus 2007

Написано отлично, с чувством и от души! Спасибо.
Для нас, питерских, Финляндия - дело привычное, почти пригород.
Действительно, прекрасная, спокойная и красивая страна.

Елена, Вашего мужа действительно зовут Василий??? Точно не Адриано??
Он же вылитый Челентано!
Очень симпатичная у вас семья.

Приезжайте еще на север. Норвегия, Швеция.. В Финляндии очень рекомендую Турку - старая столица страны. В этом городе больше шарма и души, чем в имперском Гельсинфорсе.

Полярный круг
Супер! Сам в 2008 году был там фотки почти с техже мест, только на пароме в Стокгольм другом плавали на "Викинг лайн" такой же большой но красный. Кстати в катакомбах только руские фоткаются. А в аквапарке где русский мат слышно значит хорошая горка:))
P.S. В аквапарке все на трех языках (финский английский русский) но на сломаном автомате кока-колы большими буквами только на одном языке "НЕ РАБОТАЕТ".
В этой стране соблюдение законов не освобождает от уголовной ответственности...

Чернота повсюду
И правда Челентано...

Пермский край
МОЛОДЦЫ!!!

Хороший отчет, мне понравился, правда с авто не связан...

valio_79:
ну если только "Доширак" кушать и воду из под крана пить , то хватит на месяц путешествия по Италии. Сам каждое лето ездию отдыхать в Италию на море, неделя обходится минимум 1000 евро.( это если в ресторанах не питаться ).

Да, ездием с семьёй - 4 человека .

Елена, Вы МОЛОДЕЦ!!! Вы написали не просто отчет, это небольшой кусочек жизни Вашей замечательной семьи в которой сплоченость, терпение, понимание и желание вместе двигаться к намеченной цели приводят вот к таким победам. Я Вас поздравляю, путешествие супер!!!

Бюджет конечно маловат!Сами третий год в Прибалтику ездим,меньше 100-120т.р.за 7-10 дней уложиться не получалось.В этом году решили продлить маршрут из Риги до Стокгольма на пароме.Хотел спросить сколько идет паром с Хельсинки до Питера?

радует что всё больше людей предпочитают путешествовать самостоятельно. Молодцы!!!!! За отчёт, фото и смелость +5

Молодцы ребята так держать купите себе какой ни будь микрик и вся европа для вашей семьи открыта!!!!!!!!!!!

МО, Пушкино
Понравилось:) Молодцы, земляки! Заходите в региональную ветку на форуме https://forums.drom.ru/ulyanovsk/ , пообщаемся :)
Эвакуатор по Москве и области.
+7-916-631-15-69
Скидки форумчанам и форумчанкам.

отлично!
за первый опыт самостоятельной поездки, за отличный и обстоятельный отзыв - только пять!
молодцы.
Мой отзыв: Kia Carens 2011

Молодцы!!! Знатно скатались, главное многое увидели а не как некоторые на курортах Турции просиживают не видя даже Стамбула:):):)
Эх, девять лет без отпуска....................... ......................
"Хочешь изменить мир - начни с себя!!!"

Сергей к522рв02:
Эх, девять лет без отпуска....................... ......................
Сочувствую дружище...Не сидишь случаем?

ульяновские туристы:
Чтобы его прочесть, его нужно ещё написать. Жену если уговорю написать, то сразу повесим на дроме, она у меня писатель, а я по натуре добыватель и ленивый читатель.:)

коммунист:
Моря в Италии нет, а что есть - ничем от Крымского побережья не отличается, даже Крымское повеселее будет, на прибрежных территориях всегда всё гораздо дороже, не даром сами итальянцы стараются подешевле отдохнуть на море других стран, таких как Египет, Турция, Тунис и подобные. И не говорите, что итальянцы все состоятельные, знаю, плавал.

Игорь Астрахань:
Сочувствую дружище...Не сидишь случаем?
:):):) Не, не сижу к счастью пока ещё. Держусь только благодаря командировкам по интересным местам:):):)
"Хочешь изменить мир - начни с себя!!!"

Сергей к522рв02:
Да ладно не обижайся,я пошутил!Столько тоски в твоих словах!

Отличный отчёт!В следующий раз путешествуйте на машине,удобней во много раз!В 2008 году с женой переправлялись на пароме из германии в Хельсинки(перегоняли машину),впечатлений на всю жизнь!

Пятисотрублёвск
Как в кемпинге с кражами? Как вы хранили вещи в свое отсутствие?
Только начнешь привыкать к хорошим новостям, как новости становятся еще лучше.

valio_79:
ты хоть прочитал, о чём я написал ? При чём здесь состоятельность итальянцев и какое у них море ? Я написал о том, что в италии за неделю отдыха минимум уходит 1 000 евреев. А вообще в италии есть Адриатическое и Средиземное море, если чё.

Краснознаменск
коммунист:
Ну да с отсутствием моря в Италии в штангу
Мой отзыв: Citroen C4 2011

коммунист:
ты хоть понял о чём я написал...???

Хороший отчёт о хорошем отдыхе.

Молодцы Туристы
Так Держать

Северо-Запад
Надпись "Самсунг" над Авророй на предпоследнем фото интересно попала. Как будто название корабля. )))

Ирк. и обл.
Фотки классные, путешествие супер! Конечно, жаль что не на авто.

Здорово! Мы тоже там в июле были. Когда планировали отпуск на машине, то сначала до Питера хотели доехать, а потом вдруг: "А почему бы и в Финляндию не заехать?" И заехали! Может позже соберусь и выложу фотоотчет о путешествии форика из Магадана в Хельсинки

отлично!

JokerSL:
Написано отлично, с чувством и от души! Спасибо.
Для нас, питерских, Финляндия - дело привычное, почти пригород.
Действительно, прекрасная, спокойная и красивая страна.
Елена, Вашего мужа действительно зовут Василий??? Точно не Адриано??
Он же вылитый Челентано!
Очень симпатичная у вас семья.
Мужа действительно зовут Василий и он не только похож на Челинтано, но и неплохо поёт его песни. А в одной из пиццерий хельсинки при общении хозяин был рад гостям из россии, а про супруга сказал, что он не русский , а " итальяно мафиози". Спасибо большое зя тёплые слова!

Игорь Астрахань:
паром отплывает в 19.00, а в Питер приходит в 9.30

Сергей Р.:
Как в кемпинге с кражами? Как вы хранили вещи в свое отсутствие?
Все вещи включая нетбук , навигатор и мелкие покупки оставались в палатке. За 8 дней ни одного проникновения и как ни странно всё это мы оставляли совершенно спокойно. Но при желании особо ценное можно сдать на ресепшн, у них есть ящички.

Молодцы !
Я за мир во всём мире ...... Без пиндосов.

Приятно читать. Пожалуйста поподробнее по возврату НДС?

a.gro58:
Приятно читать. Пожалуйста поподробнее по возврату НДС?
Делая покупки , больше чем 40 евро в одном чеке, вы оформляете такс-фри (чек) в магазине.В крупных супермаркетах и не только в крупных при входе можно заметить вывески синего цвета " Такс-фри" В дополнение к обычному чеку, вы получаете ещё одну бумажечку с печатью магазина. при возвращении домой на границе, а в нашем случае на пароме, есть окошечко возврата " такс-фри". вы предъявляете паспорт, чек и могут попросить показать покупки ( важно чтобы запакованные в пакет купленные товары были не распакованы, т.е. ими нельзя пользоваться ) и получаете назад примерно 14% от стоимости. Всё просто

я на обратном пути, оформила карту такс-фри. Чтоб в следующий раз при покупке не заполнять чеки.