|
Отчет, возможно, длинноват, но после упреков о скудности отзыва про поездку до Новосибирска, я постаралась осветить все моменты поездки в Европу. После довольно насыщенного лета путешествиями на машине по России, решили, что нам этого мало и рванули в страны Прибалтики. Тем более что финские визы мы успели заказать накануне отъезда в Новосибирск, и до ужесточения их правил получения. Именно финскую визу было проще всего оформить, да и лояльность присутствовала некоторая к петербуржцам. А сейчас, чтобы получить ее, необходимо доказать свою экономическую состоятельность, предъявить бронь в отеле, письменное описание маршрута, тогда как раньше было достаточно только анкеты. Поездка на своей машине в иные страны первая, ровно как и посещение стран Прибалтики тоже впервые. Поехала я и двое детей, 16 и 4 года.
В планах были только Эстония (Таллин) и Латвия (Рига) «по минимуму», так как у нас отведено было на всё лишь 5 дней. Мы не хотели себя изматывать частыми передвижениями туда- сюда, но в итоге расширили пребывание в Европе на 1 день, добавив Швецию, круиз до Стокгольма и назад на пароме Baltic Queen.
Сначала хотела бы немного рассказать о подготовке к поездке. Визы и страховки делали достаточно оперативно в туристической фирме, зеленую карту заказывали там же. Приехали забрать визы, грин карта тоже была готова. Три визы (моя, ребенка 16 лет и 4 лет) обошлись около 12000, карта на 15 дней 2450. Так как супруг с нами не ездил, то необходимо было для оформления виз согласие на вывоз детей, заверенное нотариусом, что мы и сделали. Но позже, когда я искала информацию, понадобится ли еще это согласие на границе, никто вразумительного ответа так и не дал, включая и консульство. На форумах 90% положительных ответов о необходимости предъявления согласия инспектору на пограничном пункте. Поэтому я позвонила в фирму, где мы делали визы с этим вопросом, на что дали ответ — «обязательно берите с собой, спрашивают». Я на свой страх и риск поехала без этого документа (по определенным причинам), боялась, что на границе развернут. Так вот, официально заявляю, никаких согласий не нужно. Оно требуется только для получения виз в консульстве и не более. Международные права также не нужны! Есть много противоречивой информации в интернете связанной и с этим. Также мне говорили брать детское свидетельство старшего ребенка, который имеет уже свой паспорт. У нас не смотрели свидетельство даже и на младшего, хотя брать с собой на всякий случай стоит, так как у моих знакомых потребовали, но опять же на ребенка до 14 лет.
Первый день. Выехали 23 августа, в пятницу, курс был на пограничный пункт «Ивангород — Нарва». Планировали выехать в 7 утра, опасаясь очередей больших на границе, но проспали, провозились, и в итоге добрались только к 14:00. Путь до границы составил 189 км, и по времени 2 часа 15 минут. Из продуктов с собой брали только яблоки, бутерброды, которые съели по дороге, ехать с запасами продуктов не планировали, около отеля нашего большой торговый центр, в котором все есть и по вполне нормальным ценам, поэтому брали только перекусы. А так провозить в Эстонию нельзя колбасные и любые мясные изделия, молочку, более подробно можно прочесть здесь.
Качество дорожного покрытия трассы Е20 хорошее, вплоть до Ивангорода, а о дорогах в Эстонии сказать плохого тем более нечего, они просто отличные. Перед границей есть несколько АЗС, чтобы не переплачивать в Эстонии, лучше пополнить запасы заранее. Один раз в месяц можно пересекать границу с полным баком, если планируется второй въезд в этот же месяц, то бензин необходимо декларировать заранее, иначе могут выписать штраф. Со стороны России границу проезжают в порядке живой очереди, бронировать место нужно только при возвращении из Эстонии, на всех погранпунктах. Но если вы едете из России через пункт Лухамаа, очередь тоже можно бронировать, бесплатно. На этом сайте.
Порядок прохождения КПП достаточно понятен, едем по указателям, встаем в очередь на одну из выделенных полос для легковых автомобилей. На пункте досмотра говорят, какой пакет документов им необходим. Смотрели паспорта, визы, зеленую карту на машину, права, техпаспорт, больше ничего. В медстраховки, что удивило, не заглянули, и на обратном пути тоже. Да и багаж не «шмонали», заглянули в машину, включая бардачок и отделения карманов за сидениями, подкапотное пространство и все на этом. Еще я, когда готовилась к поездке, находила информацию о том, что при пересечении границы требуют иметь в машине запасные лампы, жилеты светоотражающие. Ничего этого не спросили. Вот антирадар лучше оставить дома, его использование в Эстонии запрещено.
Границу прошли быстро, около получаса, так что все опасения были напрасны, а может и повезло. Но все-таки этот день был не выходным и не предпраздничным. Если разбить прохождение КПП по пунктам, то на первом шлагбауме предварительный контроль, где водитель, остановившись перед разметкой «стоп», показывает загранпаспорта и техпаспорт, далее таможенная проверка. Водитель и пассажиры подходят к окну, и каждый отдает свой паспорт (водитель кроме этого еще техпаспорт) и, если нужно, декларацию (на таможенном пункте есть примеры ее заполнения). Затем осмотр машины таможенником. На эстонском пограничном контроле все то же самое, только проверяют еще соответствие отпечатков пальцев. При осмотре автомобиля сверяли VIN номер.
Многие оставляют свои машины и пересекают границу пешком, для этого есть выделенный коридор.
Фото КПП не мои, взяты с официального сайта, так как фотографировать и использовать видеорегистратор там запрещено, об этом сразу оповещают перед первым шлагбаумом.
За погранпунктом есть Duty Free, где, говорят, можно купить алкоголь, шоколад, косметику и др. дешевле, чем в Таллине. Мы его проехали мимо, не заходили, так как спешили. Поэтому и по дороге не останавливались у намеченных пунктов, планируемых к посещению. Например, хотели посетить водопад Ягала — один из крупнейших в Эстонии, Кооги. Очень красивые, оставили их на следующий раз.
До Таллина ехали два с половиной часа, расстояние от Нарвы до него 210 км. В отель оформились в 6-м часу вечера, бронировали его заранее, напрямую, не через посредников. Остановились в «Go Shnelli», бронировали семейный большой номер с мини кухней (холодильник, микроволновка), большой ванной, телевизором и 3 спальными местами, одно из которых большая кровать «king size». Постельного белья в шкафу очень много, подушек, одеял. Из минусов, нет ложки для обуви и крючков для одежды, только плечики в шкафу. За сутки (в первой половине августа 2019) цена за него была 72 евро, мы оплатили за 3 ночи. Завтрак входил в стоимость, очень вкусный и разнообразный, действительно большой выбор блюд. Питались в течение дня в основном в отеле, готовили сами, рядом большой торговый центр с приемлемыми ценами. В непосредственной близости парк одноименный, остановка автобусная, до центра пешком 10 минут. Пару раз перекусывали в старом городе, у ратушной площади. В основном это был салат «цезарь с курицей», цена его около 10 евро. В кафе нашего отеля такой салат стоил 7 евро.
Движение в Таллине не насыщенное, есть улица с реверсивным движением. Полицию ни разу не видели ни в городе, ни за пределами, но и правила там регулярно всеми участниками, без исключения, соблюдаются. Не как в России. Преимущество люди отдают больше общественному транспорту, он здесь очень хорошо развит. Дорога до Таллина в основном по 2 полосы в каждую сторону, не загружена и хорошего качества. Ограничение скорости за пределами Таллина — 90 км/ч, на отдельных участках, имеющих по 2 полосы в обоих направлениях — 110. В населенных пунктах — 50. Фары ближнего света должны быть включены постоянно. Парковки в основном все платные, можно приобрести единую проездную карточку внеся на нее 3 евро, она позволит пользоваться бесплатно перехватывающими парковками и общественным транспортом, информацию можно найти на сайтах.
Общественным транспортом пользуются бесплатно дети до 7 лет и сопровождающие детей до 3 лет, а также местные жители.
Мы были в Таллине всего 3 дня, поэтому смысла в приобретении карточки не нашли для себя, оставляли машину у отеля на бесплатной парковке, ходили много пешком. Также администрация отеля нам позволила оставить машину на время круиза до Стокгольма и назад, на 2 дня.
АЗС достаточно много по Таллину разных, цены за 95-й от 1, 4 евро за литр.
Заправлялась я только раз, когда выезжали с Эстонии в Латвию. Там и случился неприятный момент со мной, посмеялись конечно, но одежду с обувью подпортила. Процесс заправки в Таллине отличается немногим. Необходимо в компьютере выполнить ряд действий, выбрав самостоятельную заправку или же через магазин, но не совсем было понятно все же с очередностью их, или карту не принимал. Поэтому был выбран способ заправки через магазин. Вернувшись, беру пистолет в руки, и из него начинает бить фонтаном бензин. Как оказалось, щеколда была защёлкнута))) Было смешно, особенно потом на кассе при оплате.
Языкового барьера в Эстонии не испытывали, ни одного человека не встретили не понимающего русский, даже на заправке.
В Таллине пробыли 3дня. Много гуляли, в основном по центру старого города, современный Таллин тоже прошли вдоль и поперек. На что я сразу обратила внимание — везде и всюду очень чисто, не видела ни одного плюющего или сморкающегося человека на улице. Покатались на автобусах, трамваях. Очень комфортный и удобный транспорт и, что интересно, никто не стоит над душой, чтобы получить оплату за проезд, нет кондукторов. Наверное, там никто не ездит зайцем? А может это потому, что по большей части общественный транспорт для местных жителей бесплатный.
Ратушная площадь. На следующий день уже было солнце, отличная погода.
Монумент Победы в освободительной войне.
Церковь Святого Иоанна, на реставрации.
Парк Шнелли (в честь имени садовника, жившего неподалеку в 18 веке), официальное название Тоомпарк, а пруд этот когда- то был защитной системой крепостных рвов. Также немного видна лестница Паткуля.
Мемориальная доска памяти Б. Ельцина.
Памятник адмиралу Йохану Питке.
Башня Длинный Герман, крепостное сооружение, на цокольном этаже которого, согласно легенде, приводились смертные приговоры в исполнение. Подняться на башню можно по лестнице, состоящей из 215 ступенек.
Ездили в зоопарк Таллина, хорошее место для отдыха, особенно с детьми. Большая территория, для животных раздолье, много места для передвижений внутри вольеров. Есть некоторые недостатки зоопарка, но плюсов гораздо больше (Новосибирский зоопарк все же в приоритете), хотя ожидали бОльшего количества животных. Открыт был зоопарк в 1983 году и насчитывает около 8000 особей различных зверей, среди которых имеются редкие виды, такие как олени Давида (в этом зоопарке занимаются разведением их и последующей отправкой в Китай, где пытаются восстановить эту популяцию в естественных условиях), ирбисы, амурские леопарды, европейская норка. Есть и тропические экспозиции, но мы туда не попали, наш день посещения зоопарка был санитарным.
Смотровая площадка вольера белых медведей.
Ну очень грустный. Фото плохое, через толстое мутное стекло.
За слонами можно наблюдать со специальной смотровой вышки.
В зоопарк можно приносить еду и напитки, фотографировать, вести видеосъемку, но с животными проходить запрещено. За билеты заплатили в целом 11 евро, 7 евро взрослый, 16 лет ребенок прошел по детскому за 4 евро, младшая бесплатно (4 года). Можно оплатить как картой, так и наличными. Добирались до зоопарка на 43 автобусе от остановки Balti jaam (если не ошибаюсь в названии) около 15 минут. За проезд стоимость составила 2 евро с человека, дети до 7 лет ездят бесплатно. Вообще, всю поездку по Европе, в основном, всегда рассчитывались только картой mastercard.
Посетили в Таллине колесо обозрения Skywheel Of Tallinn, которое находится на крыше торгово- развлекательного комплекса T1 Mall. Сконструировано фирмой Mondial, является вторым по высоте после телебашни обзорным пунктом. Оно поднимает на высоту 120 м над уровнем моря, с которой открываются великолепные виды на Таллин, море, озеро Юлемисте.
Брали в Таллине в прокат самокаты от Bolt.
Замечательный способ быстро осмотреть город, удобный и в целом не дорогой, если знать все нюансы, так как не все отражено в приложении. Например, то, на что попали мы, а именно нельзя останавливаться на время более 10 минут вне той области, где был собственно и взят самокат, они автоматом отключаются, и со счета списывается штраф в 40 евро. Можно, конечно, найти выходы из этого положения, но мы же честные, но было неприятно, так как в приложении в правилах был упомянут только факт штрафа за законченную поездку вне места локации (а заканчиваем поездку также в приложении, выбрав соответствующий пункт), но остановка более 10-20 минут не упоминается. А мы заехали покушать, подходим к самокатам — и неприятный сюрприз.
Еще была ошибка в том, что не подумала о мобильной связи за границей заранее. Роуминг дорогой у МТС, я купила местную симкарту оператора Telia, с недорогим роумингом по странам Прибалтики. Можно было tele2 купить, но местные не советовали, из-за плохого качества интернета. В Таллине прекрасно работала купленная симкарта, а в Стокгольме роуминг не заработал, что сильно побесило, там мне особенно был необходим интернет, было сложно ориентироваться, все вокруг говорят на английском и шведском, а свои знания английского достаточно скромные. Затем при возвращении и визите в офис оператора мне пообещали, что в Риге уж точно все будет ок, но не тут-то было. При возвращении в Россию и после нескольких писем к ним мне вернули плату за роуминг, которым так и не удалось воспользоваться. Поэтому не советую покупать симкарты этого оператора, как мне позже подтвердили представители его, что сбои у них бывают и не редко.
На четвертый день поехали в круиз, поездку в который мы также оплатили заранее еще в России, через этот сайт. Были хорошие акции, и мы докупили каюту «a-premium» с окном и питание «завтрак-ужин».
Также можно получить скидку на билеты, если у вас есть на руках карта магазинов Prisma. Отправлялись от терминала, который находится по адресу Lootsi, 13, до него дошли пешком, машину оставили у отеля. Паром перевозит и автомобили, поэтому многие используют круиз как линейные переправы, так как все равно выходит дешевле, чем покупать билет на паром в одну сторону до того же Стокгольма. Если решите ехать в круиз с автомобилем, то там также все просто, едете по указателям, да и ошибиться сложно, въезд регулируют работники порта. В каюте большая кровать двуспальная, санузел из душевой, раковины, унитаза. Есть тумба с зеркалом, шкаф, телевизор.
Внутри парома современный интерьер, много хороших ресторанов, магазинов, детская комната.
На пароме проходят разные программы, выступления артистов, мы не ходили, но многие очень хвалят. Можно поучаствовать в лотерее, купив билет на стойке информации, выигрышей больше, чем проигрышей. На спа-процедуры, в бассейн записаться можно там же, но лучше покупать данные услуги при приобретении билета на паром, так как непосредственно по прибытии чаще всего все раскуплено. Кстати, на русском говорят только на стойке информации, больше русскоговорящих мы среди работников не встретили.
В Стокгольм прибыли в 10 утра (разница с Таллином плюс час, в билетах всегда указано местное время, необходимо это учитывать, при отправлении назад). Времени на прогулку у нас было 6 часов, в 16:00 нужно было быть у парома. От порта в центр города отходит 76-й автобус, мы это знали заранее, и пошли на остановку, но сесть на него было нам не суждено, так как карту проездную надо было покупать еще на судне. Еще один прокол. Мы какое-то время тупили, блуждая туда-сюда, надеялись купить билет внутри порта, но там не продают, пока нам не встретились замечательные люди, которые проводили до метро. Метрополитен открыт был в 1950 году, он единственный в Швеции, включает в себя 100 станций, находится в непосредственной близости от терминала, и пройти к нему можно через переход внутри здания или с улицы. Нам нужен был самый центр, поэтому поехали до станции T-Centralen. Хотели сделать себе экскурсию по метрополитену, но времени было мало. Здесь есть очень красивые станции, раскрашенные в разные цвета и рисунки. Каждая станция со своей концепцией и тематикой.
В Стокгольм мы приехали в будний день и пробок не встретили ни разу, где бы ни гуляли, но опять же, благодаря грамотной организации движения, и это при населении почти 2 млн. На многих дорогах все зоны разделены, все отдельно, автобусы, машины, пешеходы, велосипедисты. Здесь очень много ездят на велосипедах, и для этого предусмотрены все условия, есть даже специальные светофоры из 4 секций. Парковки для великов есть даже у деревьев. Многие из них оборудованы вытягивающимися толстыми цепями на пружине, все для удобства и перекусить их вряд ли получится. На велодорожке не встретишь пешехода. В России к этому всему придут, наверное, лет через 5. Еще в Стокгольме очень много пунктов проката велосипедов и самокатов, можно купить карту на день для этих целей.
За парковки автомобиля в неположенных местах долго штрафа ждать не придется (и не маленького), при мне мотоциклист через 10 минут стоянки, под запрещающим знаком, тут же был оштрафован, не знаю, откуда взялся полицейский, нигде рядом машин их не видела.
Фотографий со Стокгольма немного и все они с центра. Одного дня очень мало для этого города, даже крупицы не посмотрели и при этом жутко устали. В следующий раз сюда уже поедем с машиной.
Домики 15-17 века, площадь Stortorget. Средневековый центр района Гамла Стан. Здесь же есть самая узкая улица, шириной всего 90 см, переулок Мортена Тротзига.
Немецкая церковь, в 14 веке на ее месте располагались строения немецкой гильдии имени Святой Гертруды. Собрания гильдии часто посещали и шведские купцы. В церковь предыдущее здание было перестроено в 16 веке.
Королевский дворец. Один из крупнейших дворцов в Европе, официальная резиденция короля Швеции. Открыт для посетителей круглый год.
Церковь Риддархольмена. В разное время здесь проводились протестантские богослужения, а также здание служило усыпальницей.
Стокгольмская Ратуша на горизонте.
Памятник королю Швеции Густаву III.
Памятник королю Карлу 14-му Юхану. Открытие 1854 г.
Нагулявшись и наевшись в местных кафе (кофе капучино здесь подают, кстати, холодным, со льдом; мне кофе у них не понравился), регистрироваться на паром в обратное направление.
Около 11 утра следующего дня мы вернулись в Таллин. У нас оставались сутки, которые мы посвятили Риге, поэтому быстро забрали машину и выехали в Латвию.
На Ригу, как и на Стокгольм, нужно выделять как минимум 4 дня, поэтому наша поездка в эти города была скорее первым знакомством. Соответственно, увидели и посетили очень мало, а это значит, нужно вернуться сюда еще и не раз.
В Риге тоже бронировала отель заранее, который очень понравился, с бесплатной парковкой, Rixwell Elefant. Завтраки также очень разнообразные, входили в стоимость. Цена номера с большой двуспальной кроватью, телевизором, ванной, обошелся в 70 евро. Добирались от отеля до центра (остановка в 600-700 метрах ) на автобусе, около 15 минут. В столице Латвии также парковки платные, но есть места, где можно оставить машину бесплатно и безопасно, только выезжать надо рано утром. Старый город бесспорно красив, и так же почти все говорят на русском.
Памятник Иоганну Гердеру, немецкому писателю.
Статуя Riflemen, около городской площади.
Церковь Марии Магдалины, одна из католических церквей Риги.
Обратная дорога из Риги была комфортной до пересечения границы. Выбрали пункт «Лухамаа» по причине (почти всегда) отсутствия очередей на нем. Перед возвращением в Россию необходимо забронировать предварительно очередь на сайте или этом, выбрав удобный вам пограничный пункт. Мы это делали за неделю, и почти все временные интервалы были свободны. Все очень просто, регистрируетесь, заполняете личную информацию, данные загранпаспорта, данные об автомобиле (вводите на кириллице). После выбора КПП, через который будете выезжать, типа очереди, даты и времени выезда и доп. услуг, если нужно, оплачиваем бронь онлайн. Можно на сайте зарегистрироваться еще перед поездкой, положив определенную сумму на счет аккаунта заранее, на случай недоступности других методов оплаты.
Нами было выбрано время с 17:00 до 18:00, но уже в 17:15 пришло смс-уведомление о приглашении. Мы подъехали к 17:40, и нас сразу оперативно, осмотрев на первом шлагбауме, отправили дальше, то есть в «отстойнике» мы и не побывали. Однако я в дополнительных услугах оплачивала зону ожидания, ведь никогда не знаешь, какая обстановка на пограничном пункте. Осмотр здесь так же, как и на въезде в Эстонию, почти идентичен, за исключением осмотра на российской границе. Нас правда особо не задержали, а вот мужчина впереди немного понервничал, его заставили раскрывать все сумки, а их было много. Осмотр велся с собакой. Также проверили автомобиль, открывая все двери, подкапотное, бардачок, и еще осмотрели днище машины с зеркалом и фонариком. На все ушло не более 35 минут, то есть тоже не долго.
Поднялся последний шлагбаум, и мы направились домой. Полицию ни разу не встретили, но дорога плохая местами, выбоины, качество полотна оставляет желать лучшего. Приходилось часто делать остановки, по причине многочисленного ремонта дороги. Много фур, и вообще машин, трафик очень плотный.
Итого, на дорогу и на всю поездку в целом, со всеми тратами на проживание, круиз, питание, оплата на КПП (штрафы, связанные с самокатами, не считала) ушло 650-670 евро.
Попутного ветра!