Путешествие по автодублеру БАМ: от края до края — 5 часть. Хабаровский край

Путешествие по автодублеру БАМ: от края до края — 5 часть. Хабаровский край

31.01.2025 | 1527 просмотров

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) проходит по значительной территории Хабаровского края к портам на берегу Татарского пролива.

Восточный участок, как и 50 лет назад, строят военные железнодорожники, именно по этой причине про эту часть БАМа так мало написано.

Про памятник на границе регионов был когда-то даже вопрос в программе «Что? Где? Когда?». Дескать, зачем его поставили в глухой тайге.

Этыркэн — первая с запада станция на БАМе в Хабаровском крае, построил ее Куйбышев. Давно мечтал ее посетить и посмотреть, что построили мои земляки. Сейчас к годовщине юбилея БАМа тут проходил ремонт.

Построить жилой поселок в условиях вечной мерзлоты и тайги, где на сотни километров вокруг не найти и следа человеческого, — задача не из легких. Строители из города Куйбышев прибыли строить станцию в октябре 1981 года.

Еще 6 лет назад, когда Саша Еликов проезжал восточный БАМ, эти места были как раз самые заброшенные и редкий автомобиль проезжал по автодублеру. Сейчас же благодаря строительству БАМ 2.0 тут кипит жизнь и дорога с каждым месяцем становится лучше и лучше. Но лучше не ехать тут в апреле во время весенней распутицы.

Дальше Алонка, которую построила Молдавия. Красно-белое сооружение считается одним из самых красивых на восточном участке БАМа. Над входом размещена металлическая композиция, которая символически изображает дружбу русского и молдавского народов. Молдаване даже решили увековечить своё присутствие на БАМе, начав выпуск марки с таким необычным названием — Алонка.

Станция Ургал-1 появилась еще в 1937 году. Однако в 1942 году рельсы с этой линии были сняты и использованы для строительства Волжской рокады. История же поселка Новый Ургал корнями уходит в город Донецк. Отряд первостроителей «Донбасс» первым прибыл на строительство поселка в 1974 году. Именно оттуда на дальний Восток прибыли строители, чтобы по призыву Ленинского Комсомола возвести на БАМе новые населенные пункты.

Строительство Нового Ургала велось по генеральному плану, разработанному харьковским проектным институтом.

В зале ожидания находится мозаичное панно с сюжетами из жизни Советской Украины и русско-украинской дружбы. В возведении поселка также принимали участие военные строители.

Здесь недалеко находится памятник военным строителям, который называют «куб» — это своего рода символ Нового Ургала. Первый куб, сделанный во временном варианте из оргалита, был установлен в 1976 году на месте, где был забит первый костыль Восточного участка БАМа студентами Московского художественного института им. Сурикова, которые оказались в отряде, работавшем здесь. Через три года он был вновь изготовлен уже из кровельного металла. Через пять лет, после того как таежный климат и время сделали свое дело, была создана еще одна копия куба, простоявшая до 1994 года. Восстановленный современный памятник поставили в 2003.

Вообще, в Ургале удалось пообщаться с военными строителями, которые сейчас на пенсии, и узнать очень много интересного из истории БАМа, о чем никогда не говорили и не писали. Это можно посмотреть в интервью нашей серии фильмов «БАМ: от края до края».

Доехав до Ургала, мы не смогли не съездить в посёлок Чегдомын, который находится примерно в тридцати километрах в стороне от трассы. И является административным центром Верхнебуреинского района. Первостроителями Чегдомына стали квалифицированные шахтёры. Из Донбасса, Квиды, Сучана и Артёма и молодёжь — главный участник новостроек того периода. Был разбит палаточный городок и сколочено несколько бараков. На один из них водрузили шахтёрскую эмблему из двух скрещенных молотков. Посёлку предстояло стать центром угледобычи Хабаровского края.

Дальше на восток поселок Солони, который построил Таджикистан. После нужно пересечь горный хребет Дуссе-Алинь, который является одним из «Семи чудес Хабаровского края». Дорога и перевал поддерживаются дорожниками в хорошем виде — подсыпаны шлаком крутые уклоны и идёт нешуточная борьба с наледями.

И если автомобильная дорога идёт по верху через перевал, то железная врезается в хребет тоннелем.

Дуссе-Алиньский тоннель — это железнодорожный тоннель почти двухкилометровой длины на Восточном участке БАМа, где сейчас строится еще один тоннель для вторых путей.

Нам повезло изнутри посмотреть, как происходит его строительство и обустройство.

История первого тоннеля очень интересна. Начали его строить заключённые в 1932 году. С западной стороны проходку вели исключительно женщины, с восточной — мужчины. В качестве мотивации для заключённых было обещано трёхдневное «свидание» строителей после соединения. Удивительно, но женщины всё время проходили больше мужчин. И в итоге после сбойки обещание было сдержано. Обустройство тоннеля продолжалась с перерывом до 1953-го. Со смертью «вождя» строительство было остановлено и возобновлено только со строительством БАМа в 1975 году уже железнодорожными войсками.

Восточный портал старого тоннеля Дуссе-Алинь и одноименная станция

Приехали в поселок Березовый. В середине прошлого века к этой местности была проложена железная дорога от Комсомольска-на-Амуре. Здесь построили станцию, которой дали название Вели — по имени местной речки. Однако оно не прижилось.

Перебороло его местное название, связанное с «березовыми» местами. Станцию Постышево строила Новосибирская область, центр которой сам был рождён железной дорогой. Проект вокзала был разработан специалистами института «Сибгипротранс» под руководством молодого новосибирского архитектора Владимира Авксентюка, который позже получил госпремию РСФСР. Мы про него уже рассказывали ранее в статье, посвященной Бурятии, ведь он является автором и железнодорожного вокзала Северобайкальска.

Возрождённую в 1978 году станцию Берёзовка уже в 1981 переименовали в честь старого большевика Павла Постышева. Станция Постышево сама по себе шедевр советской архитектуры. Крыша вокзала напоминает горы, а на стенах барельефы, изображающие сцены строительства БАМа.

Выезжаем дальше на восток по пыльной дороге из скальника.

И по пути заезжаем в поселок Эворон. Панно над платформой напоминает о том, что Эворон строил Алтайский край. В 1949 году здесь закончился тогдашний БАМ.

Вторая жизнь Эворона началась в 70-е, когда решились реанимировать проект Байкало-Амурской магистрали, сделав его всесоюзной стройкой. Отряд комсомольцев из Алтайского края прибыл на всесоюзную стройку через четыре года после ее начала.

Ну а дальше еще через 130 километров город Комсомольск-на-Амуре — второй по величине город Хабаровского края и крупнейший на БАМе. Это промышленный центр Дальнего Востока, один из экономических центров России. Значимую роль в жизни города играет и стальная магистраль.

Жд вокзал сейчас выглядит так. Но самый первый вокзал — одноэтажный, деревянный — был построен в 1936 году, к прибытию первого поезда. Первый поезд из 28 вагонов прибыл на станцию Комсомольск 25 ноября 1936 года.

А это мост через реку Амур. Строительство его началось в 1969 году. Сооружение опор завершилось в октябре 1974 года, а в августе 1975-го было установлено последнее пролётное строение. Вскоре однопутный железнодорожный мост общей длиной 1435,3 м открылся для грузовых и пассажирских поездов. В 1981 году на мосту было открыто автомобильное движение. До открытия этого моста через Амур действовала паромная переправа на паромах «Дон» и «Волга». В зимнее время лёд дополнительно намораживался для прокладки временных железнодорожных путей, по которым переправа осуществлялась до весны.

Монумент в честь строителей БАМа установлен в Комсомольске-на-Амуре в честь трудового подвига строителей магистрали в день открытия сквозного рабочего движения поездов 27 октября 1984 года.

Авиационный завод имени Ю. А. Гагарина, открытый в 1934 году, изначально планировался как одно из градообразующих предприятий Комсомольска-на-Амуре. О вехах его истории и рассказывает специальный экспоцентр. Начинается музей, по хронологической логике, с экспозиции, посвящённой первостроителям. Так в Комсомольске называют людей, приехавших на эти места для возведения города на берегу Амура. Первой продукцией завода стали самолёты Р-6 (разведчик, истребитель) и ДБ-3 (дальний бомбардировщик). В наши дни здесь по-прежнему производят военные истребители и даже пассажирские самолёты «Суперджет».

Еще посмотрели завода «Амурсталь», который начинал свою работу в далеком 1935 году. Это было время, когда по всей стране закладывались основы отечественной металлургии, шла большая индустриальная стройка. Первая плавка была выпущена в 1942 году. Именно этот год считается началом трудовой истории предприятия.

Сегодня «Амурсталь» продолжает свою великую историю. Это единственный на Дальнем Востоке металлургический завод, производящий сталь с использованием электросталеплавильной технологии с дальнейшим переделом в сортовой прокат.

Дальше на восток едем по асфальтированной дороге, но уже не БАМа. По автодублеру до Ванино сквозной проезд невозможен, дорога заканчивается в поселке Тумнин, дальше только на поезде через перевал на Устье-Орочи, поэтому мы объезжаем это место через Лидогу, через которую и попадаем в Ванино.

Впервые бухта Ванина появилась на российских морских картах в 19-м веке благодаря экспедиции по исследованию Татарского пролива. Бухта носит имя военного топографа Иакима Клементьевича Ванина. И порт, и населенный пункт, и район получили свое название от названия бухты.

Сейчас Ванино — крупнейший транспортный узел Дальнего Востока, в который ведут все основные виды транспорта. Это важный пункт БАМа, где магистраль встречается с Тихим океаном.

Советская Гавань. Традиционная фотография у стелы

В последний город на БАМе железная дорога пришла, на самом деле, раньше всего. Как уже говорилось ранее, магистраль от Комсомольска-на-Амуре была построена в 1945 году. Первый же западный участок БАМа Тайшет — Усть-Кут закончили лишь в 50-х, о чем мы писали в первой статье, посвященной Иркутской области. Это последняя станция БАМа, но она не пассажирская, поэтому сюда редко кто приезжает.

Но и здесь не заканчивается БАМ. Мы решили пойти дальше, туда, где заканчиваются рельсы, и нашли это место!

Надеюсь, вам понравились все 5 подробных статей, посвященных дорогам и населенным пунктам БАМа.

И обязательно посмотрите наш документальный сериал «БАМ: от края до края» в ВК и Youtube.

Автор: Алексей Жирухин «Путешествия со смыслом»


Дром

Комментарии

Pol
Комсомольск-на-Амуре
Великолепно!
9
5
Ответить
  
Владивосток
Сообщений: 14
спасибо
9
 
Ответить
Евгений
Владивосток
Спасибо, очень интересно!
6
1
Ответить
   
Якутск
Сообщений: 17117
Все 5 частей за раз прочитал, просмотрел. Очень интересно. Спасибо!
Путешествуйте!
8
 
Ответить
Егорыч
Хабаровск
С Тумнина до Ванино есть дорога.... Даже 2
2
 
Ответить
Антон
Москва
Как ощущения от дороги Февральск - Новый Ургал?
Вы конечночно зимой ехали, там проще. В Июле 2024 ехал из Турции во Владивосток и по пути побоялся заехать на родину в Чегдомын.
На обратном пути думаю заехать все же.
 
 
Ответить
     
Хабаровск
Сообщений: 2149
Ещё Березовый примечателен старинным поселением староверов Тавлинки под одноименной горой, где то у моста через Амгунь. За репортаж автору спасибо!
"Было бы величайшей ошибкой думать"© ПСС В.И.Ленина, том 13, стр. 666
 
 
Ответить
Егорыч
Хабаровск
Антон
Как ощущения от дороги Февральск - Новый Ургал?
Вы конечночно зимой ехали, там проще. В Июле 2024 ехал из Турции во Владивосток и по пути побоялся заехать на родину в Чегдомын.
На обратном пути думаю заехать все же.
Тас сейчас нормальная дорога, строители бам-2 сделали её. Относительно того что было....
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром