|
Маршрут: Де-Кастри—Хабаровск—Иволгинск (Иволгинский Дацан)—Иркутск—о.Ольхон (мыс Хобой)—Култук—Тункинская долина (Охор-Шибирь)—Тресково (переправа)—Улан-Удэ—нов. Энхэлук (Сухая)—Иволгинск (Иволгинский Дацан)—Чита—Хабаровск—Де-Кастри.
Транспорт: Toyota Land Cruiser 80 VX, 1995г, 1HD-FT 4,2 л.
Байкал давно тянул к себе. Побывать там — давняя мечта многих людей, и не только россиян. Решились на поездку к нему всей семьей.
Основной целью мероприятия было посещение давней мечты — озера Байкал, добравшись до самого северного мыса его крупнейшего острова Ольхон. Предполагалось дать старт экспедиции в двадцатых числах июля из Де-Кастри (побережье Татарского пролива, север Хабаровского края) в составе трех человек и двух пушистых игрунцев в качестве хранителей домашнего уюта (на самом деле их не на кого было оставить). Далее пару суток в Хабаровске на сборы и присоединение четвертого участника — моей мамы. Затем сквозняком четверо суток до крайней северной точки острова Ольхон — мыса Хобой, передохнуть и десять дней в обратную сторону подробно, или как получится, глазея на достопримечательности Байкала, заехав куда-нибудь на восточное побережье. Четче плана у нас не было.
Было просмотрено много отчетов об автопутешествиях. Перелопачено много форумов. Хотелось побывать везде!
И вот время «Ч» наступило — с 20-го июля отпуск. К этому сроку хотелось своего старичка-кукурузира привести к соответствующему экспедиционному виду. Но там, где мы предполагаем, деньги не располагают. И мы выехали в том виде, в каком были изначально, за исключением спальника в багажнике.
Позвольте представиться, в состав членов экспедиции вошли: механик-водитель Андрей Попугаев, его штурман в экспедиции и по жизни — Светлана, его дочь Александра, его мама Тамара Леонидовна — далее бабушка, а также пес Рекс и кот Мао — домашние, кот абсолютно. Состав придал экспедиции некоторый экстремальный окрас.
Итак, из Де-Кастри выехали в 08:00 21-го июля.
Грунтовый участок в 300 км Де-Кастри—Селехино трассы Николаевск-на-Амуре — Хабаровск самый хр... плохой из всего пути экспедиции, достаточно скучный для нас, т.к. является единственным связующим звеном всех населенных пунктов Ульчского и Николавского-на-Амуре районов с «большим миром» и от того морально напрягающий. Мы не догадались сделать пару-тройку кадров для отчета, поэтому выкладываю старые.
Едешь и тихо плачешь по убитой ходовке. В Интернете много отзывов о данной дороге и я не стану особо заострять на ней свое и ваше внимание. Хотя и она для кого-то экстрим. Преодолев 670 км, в 19:00 были в теплых, даже я бы сказал душных, объятиях Хабаровска.
Три дня были потрачены на сборы. Последняя ночь перед выездом: попытка впихнуть в машину невпихуемое — чемпионский уровень тетриса из вещей трех взрослых людей, одного ребенка, двух животных, а также кемпинга, запчастей, хозтоваров и миллиона нужных мелочей... Наконец настал долгожданный выезд на федеральную трассу Хабаровск—Чита, М-58 «Амур».
День первый, 25.07.12
Заправка до полного и в 12:00 по хабаровскому времени официально дан старт нашему трофи. Я за рулем, жена рядом, бабушка с внучкой на заднем сидении, собака на спальнике среди вещей, кот на грузовой сетке под потолком (сам забрался). Эмоции зашкаливают, поэтому воспоминания граничат с ощущениями. Едем с открытыми от эйфории ртами, в которые задувает ветер из открытых окон — жара. Скорость умеренная, частые остановки на попить и выгулку. Первая дозаправка через 631 км — 67,97 л., т. е. средний расход на 100 км — 10,77 л., неплохо!
Приблизительно через 647 км в 20:30 все еще по хабаровскому времени останавливаемся на ночевку на живописном берегу Васильевской протоки перед Белогорском.
Тишина, умиротворение, первый в пути ужин, 50 г. и отдых... Как оказалось, только до часу-двух ночи. Где-то неподалеку расположилась веселая нетрезвая компания. Видно не было, но все же было неспокойно. Второй раз заснули поздно, или рано. Зато проснулись точно поздно.
День второй, 26.07.12
Завтрак, сбор лагеря. Снова тетрис. С места тронулись поздно. Река Томь, река Зея. Преимущественно веселые равнинные пейзажи во второй половине дня сменились суровыми, холмистыми. В придачу остаток дня мы играли наперегонки с сильнейшим дождем. Убежав, стали искать место для стоянки.
В продолжительных поисках места на ночевку остановились где-то у реки, немного свернув с дороги в районе населенного пункта Амазар. Смеркалось. Было прохладно. И тучи комаров. Разбивка лагеря, ужин и спать. Бабушка с внучкой в машине, мы с женой в палатке. Всего пройдено порядка 1 480 км.
День третий, 27.07.12
Комары нас прогнали. Быстро собрались, позавтракали и в путь. Через три-четыре часа унылые пейзажи и хмурая погода начали меняться. Остановились у возвышающейся над дорогой часовни Николая Мирликийского Чудотворца, покровителя путешественников, в честь Юрия Тена, 1 717 км, если не ошибся. Позвонили в колокол. Его чистый звук слышно на многие километры.
Рядом с часовней, кстати, есть дощатые лавочки, столик и подальше туалет типа сортир. Отдохнув, полетели дальше.
Проезжаем Чернышевск... Красиво! За Чернышевском начинаются бескрайние луга. Воздух там сладкий, насыщенный, плотный, его хочется вдыхать и вдыхать. Специально остановились. И надо же: барбос умудрился найти на десятках километров лугов тухлятину... Оттирали шерсть влажными салфетками...
Заехали в поселок Богомяково. Провожу очередной технический осмотр подведомственного мне транспортного средства, а женские три четверти экипажа проводят осмотр мемориала памяти павшим. Стрекочут кузнечики, щебечут птицы, в остальном какая-то особая тишина. Не знаю почему, появилось ощущение, что Советский союз еще существует.
2 045 км — прямо за рекой Мыкэн расположено кафе, прямо терем!
2 146 км — проезжаем мимо Читы. Решаем заехать туда на обратном пути. Дорога пошла скучная и однообразная, особенно на контрасте с только что пройденным. Через 230 км сворачиваем в лес на очередную ночевку. Останавливаемся прямо на лесной дороге, метрах в пятистах от трассы. Тайга. Разбиваем лагерь, готовим ужин. Сходили по грибы — утром будет жульен. День был красочный, яркий, насыщенный видами. Итого, пройдено порядка 2 380 км. Пока все здорово!
День четвертый, 28.07.12
На завтрак обещанный жульен из грибов. В путь, нас ждет Бурятия! По пути останавливаемся у буддийской ступы — субургана. На всякий случай положили монетки. Едем дальше, наслаждаемся процессом первооткрытия для себя новых мест.
Постоянно уничтожаемый четырьмя челюстями провиант необходимо пополнять. Приходится снисходить до посещения магазинов. Заезжаем в Мухоршибирь — жене страшно понравилось название. С раскрытыми ртами рассматриваем резные наличники на окнах домов — абсолютно все разные. Им мы устроили особую фотосессию. Множество магазинов в самом центре городка и приветливые люди — всё вместе оставили у нас хорошее впечатление.
Останавливаемся у еще одной ступы. Вид вокруг завораживает своим простором и красками. Просто дух захватывает.
Все чаще вдоль дорог и в лугах попадаются местные жители — суслики:
Вот и близится Улан-Удэ.
За мостом через реку Селенга, на утесе нас встречают два оленя.
У местных бурят был обычай во время свадьбы: жених на руках должен был занести невесту на утес. Однажды очередной нетрезвый несчастный споткнулся и... В назидание потомкам поставили оленей. Вот они-то нас и встречали вместе с наскальной живописью современных неандертальцев, как неизменный атрибут любой цивилизации. А свадьбы в Бурятии все чаще играют безалкогольные.
Чуть выше этого места расположилась стоянка легендарного полководца Гэсэра. Буряты связывают с ним множество легенд и мифов.
Вид на реку Селенга и Улан-Удэ со стоянки Гэсэра поистине великолепный. Хочется остаться здесь, присесть, любоваться и думать о чем-то возвышенном.
За этим делом мы застали одного интересного человека. Он представился Борисом Бадмаевичем. Борис Бадмаевич предложил сопроводить нас до Иволгинского Дацана. Просто так, без всяких условий, от чистого сердца. Мы были, мягко говоря, шокированы. В дацане он провел нам великолепную экскурсию, рассказал и показал много интересного.
Иволгинский Дацан расположен в тридцати километрах от Улан-Удэ. Сопровождая нас на своей «Волге», Борис Бадмаевич управлял ею крайне лихо. На дороге вел себя расковано. А когда на обратном пути свернул в холмы, я на своем «кукурузере» от него отстал. Стал ему сигналить и моргать фарами остановиться, но он продолжал двигаться. К слову сказать, жена Светлана все это время ехала с ним. Так вот, в холмах я не на шутку испугался: заехали черте знает куда, жена в машине с незнакомым человеком — приставь к телу любое оружие и требуй чего угодно. Выстрел даже из пушки не услышат за много километров. В одном месте он лихо спустился с холма, а я понял, что могу перевернуться, а кувыркаться метров сто пятьдесят — сдал назад и поехал вокруг, потеряв из виду «Волгу». Я начал нервничать, вслух ругаться, обещая расправу, если догоню. Обогнув холм, увидел стоящую машину, рядом жену и Бадмаевича весело чего-то обсуждающих. Я начал остывать когда узнал, что он плохо слышит и не смотрит по зеркалам, так как до пенсии возил не кого-нибудь, а министра культуры Бурятии. В холмах он решил срезать, заодно показать нам великолепные виды и рассказать, связанные с ними бурятские предания. Мне стало стыдно. С его слов — он участвовал в ежегодных соревнованиях на авто и выиграл их. И я ему верю.
Тепло попрощались. Как же не хотелось расставаться с интересным, очень необычным, открытым человеком, но мы слишком надолго задержались... На обратном пути, может, заедем в Улан-Удэ.
Через 2,5 часа, за Селенгинском, в сосновом бору, остановились на ночевку. Разбили лагерь. Несколько палаточных стоянок обнаружилось неподалеку. Кто-то уже уезжал — странно как-то, на ночь глядя! Позже поняли почему — подул ветер и принес вонь с городской помойки. Сниматься не стали — жутко устали, а сборы-разборы длительны и утомительны — тетрис понимаешь ли. Уже пройдено 2 900 км с копейками.
День пятый, 29.07.12.
Нас снова прогнали комары. Раннее прохладное утро быстро сменил жаркий солнечный день. Двигаемся, как и всю дорогу, со скоростью 90 км/ч, соблюдая скоростной режим. И вот показалось море — иначе не назовешь. Чуть менее пяти суток не спеша и мы наконец-то увидели долгожданный Байкал. Шкала эмоций снова в красной зоне. Заезжаем в Байкальск в поисках автомагазина, покупаем топливный фильтр и с нетерпением дальше. Останавливаемся на высоком берегу после Утулика, на площадке за Ореховой падью и долго любуемся видом с моста над самой падью. Решили спуститься к воде. В районе 132 километра трассы Иркутск—Улан-Удэ есть спуск, им и воспользовались. Берег — каменная насыпь, но даже это не отпугнуло жену-нерпу от купания. Температура воды градусов 10 — 12. Даже холодные воды Татарского пролива в районе Де-Кастри кажутся курортными в сравнении с байкальскими. Вода Байкала настолько притягивает своей прозрачностью, даже кристальной чистотой — я бы сказал, своей свежестью! Можно бесконечно награждать ее разными восхваляющими эпитетами и все будет не зря.
Как и во время любой более, или менее длительной остановки провожу техосмотр, заодно меняю топливный фильтр. Он забит субстанцией, похожей на ту, которая остается на сковороде после длительной и особо старательной жарки котлет, или рыбы — никогда, если вам дорога ваша дорогая машина не заправляйтесь на частных заправках недорогой соляркой! Все делаю аккуратно — ни одной капли ГСМ на землю. Мусор в пакет и в багажник до мусорного ящика — правило! Вопрос экологии на Байкале стоит крайне остро, как оказалось далее — к такому достоянию люди относятся крайне потребительски. Мы это увидели на примере местности под названием Сухая.
Мелкие постирушки, обедаем, эйфория чуть-чуть улеглась, «играем в тетрис», садимся в машину, поехали. «ГДЕ КОТ?!» — звучит вопрос бабушки. А где кот? — был рядом с машиной, а теперь его НЕТ! Стоп, машина! Выходим, «кысс, кысс, кысс» — фиг вам. Минут сорок истерических поисков вдоль берега за камнями и в траве по пояс. Нет! Пытаем ребенка — когда последний раз видела кота? Говорит, видела, как он залазил под машину. Лезу под нее сам — не видно кота. Поиски продолжаются в той же манере. Снова лезу под машину — результатов «0»! Нервы на пределе. Лезу под машину и лежу там от бессилия. Вдруг! С теплового экрана над резонатором глушителя вываливается черный хвост! Звучат радостные нецензурные возгласы! Задаюсь вопросом — как он туда забрался? — между кузовом и экраном сантиметров 10, не больше. Пытаюсь вытащить — не выходит. Делаю брызгалку — вода помогает. Трудно коротко описать весь эмоциональный диапазон этой встречи. В общем, кота в багажник и тронулись дальше.
Слюдянка, Култук, Шелехов и Иркутск. Въезжая в Иркутск, пройдено 400 км за день и 3 319 км всего, я был уже старательно измотан и физически и эмоционально. Поплутав по Иркутску, стал раздражаться. Съездили на дамбу через Ангару. На заправке стукнул об высокий бордюр задний бампер, стал беситься. Испортилась погода. Купили карту, выехали на трассу Р-418 на Баяндай. Время близилось к ночи, срочно требовался отдых. А на расквартировку сил уже не было. Как назло, все придорожные гостиницы были битком, либо по цене «Паласа». На заправке нам советуют заехать в Усть-Ордынский.
Едем, долго (по причине усталости) ищем гостиницу. Находим. Гостиница оказалась неплохая, по-моему, «Байкал». И главное — нам рады! Женские три четверти экипажа отправил в номер, а сам со скарбом и зверьем сплю в машине — лишь бы никто не трогал. Ночью жрут комары — как без них. Позади, наверное, самый тяжелый день за всю поездку (кроме самых последних суток путешествия!) и 468 км дороги.
День шестой, 30.07.12
С утра, ополоснувшись в душе гостиницы, бодрые выдвигаемся дальше. Следующая ключевая точка нашего маршрута — поселок Баяндай. На нем мы сворачиваем с трассы в сторону острова Ольхон. Иркутск—Баяндай — 130 км, Баяндай—Сахюрта (МРС), расположенная на берегу Байкала — 125 км.
В Сахюрте мы погрузились на паром. Всего их два, ходят световой день с интервалом в один час. Шокированы очередной раз — паром бесплатный в оба конца! Хотя на острове с нас взяли добровольный экологический взнос 180 руб. и в Хужире, забегая вперед, скажу, в обязательном порядке, выписали в егерской службе талон контроля, где указали (по совету служащей) пять пикниковых точек, т.е. мест, где мы можем переночевать и разжечь костер, указали автомобиль и оплатили все вместе — 1 900 руб. Можно догадаться, что данную процедуру проходят не все. Мы посчитали, что это и так мизерная плата за то, во что окунулись, в прямом и переносном смыслах. Плюс халявный паром... Да и другая сторона медали говорит о том же — за несанкционированное пребывание на машине, с костром, четыре человека, могут «раскрутиться» где-то на 5 000 руб. штрафа. В чем мы убедились чуть позже на чужом примере.
Становимся в очередь на паром. Женщины пошли смотреть сувениры, продаваемые лотошниками тут же. Позже я долго ломал голову о причине плохого настроения жены. Как оказалось, у нее сперли тысячу рублей из кармана пацаны-воришки, толпившиеся там же. Товарищи будьте внимательнее!
Паромы «Дорожник» и «Ольхонские ворота»:
Едем в Хужир, от переправы 38 км. Хужир просто состоит из постоялых двориков и дворов, туристических баз, магазинов и кафушек. Здесь же можно и заправиться, только цена у соляры, как у топлива для космического корабля, по-моему, 36 руб. за литр (июль 2012 г.). Время обеда. Пока ожидаем открытия егерской службы, поехали осматривать окрестности. Священная скала Шаманка на мысе Бурхан — это визитная карточка Ольхона. Поодаль расположился индийский(?) отшельник.
Спускаемся на берег, обедаем на песчаном пляже. Хотя светит яркое солнце, все же довольно прохладно — ветер пронизывает насквозь. Рекс встретил местную красавицу под стать себе. Таких красивых игр я еще не видел — жалко было разлучать. Но время обеда прошло, и мы оформили все необходимые формальности. Первый пункт по плану — залив Саса. Дорога на острове преимущественно мягкий грунт, вдоль побережья — песок, встречается чуть-чуть камень. В любом случае джип показал себя, как всегда великолепно — куда хочу, туда и еду (если не запрещено!). Глазея на все, что попадалось, не спеша мы преодолели 25 км до залива Саса. «Стоим здесь!» — веское слово жены, — «Место классное! Я сюда вернусь!».
В Саса наш километраж составил 3 637 км. Здесь мы простояли остаток 30.07.12: бабушка с внучкой изъявили желание спать в палатке, затем весь день 31.07.12 жена художествовала, я возился с лагерем, бабушка с внучкой строили каменную дорожку к воде, затем все пошли купаться в баньку, стоящую на берегу, по приглашению соседей, кот все это время дрых в машине, а барбос болел после того, как сунул свой любопытный нос в осиное гнездо, расположившееся по соседству; и может быть остались надольше, но зарядил дождь и мы в спешке собрались 01.08.12 дальше в путь.
День восьмой
Следующий пункт экспедиции — мыс Хобой — по-бурятски «Клык». Он и внешне напоминает острый клык. По дороге видим табличку-указатель: «СВЕЖИЕ МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ», судя по карте — строения с названием Усык (могу ошибаться). Решили заехать. Попытка найти кого-нибудь живого увенчалась успехом. Очень нетрезвого состояния женщина сообщила: «...вчера Костя женился, ик — коровы не дояны, ик...». Есть ли в наличии молочные продукты, мы не выяснили, да и расхотелось чего-то. Нам не повезло — сильнейший туман, ветер, изморось. Добавили еще около 18 км на спидометре. Самая крайняя северная точка Ольхона — она же самая крайняя точка нашей экспедиции, но как оказалось позже — только северного направления. Начинается обратный отсчет нашего путешествия — отстаем от первоначального плана дня на три...
Потерпев неудачу на Хобое, решили пропустить Узуры, предвидя из-за малого расстояния там такую же погоду. Возвращаемся в Хужир. Повсюду пасутся лошади; каменные нагромождения и развалины древнейших стен, иногда из белого мрамора — напоминание об исчезнувшем народе — памятники курыканской культуры. Ощущение, что все здорово, не покидает ни на минуту.
В Хужире пополнили провиант, заправили, судя по стоимости топлива, космический корабль, согласовали дальнейший план и рванули вперед. Следующий пункт — священное, лечебное, соленое озеро Шара-Нур. Направление: юго-восток, в противоположную сторону через дорогу от озера Ханхой, дистанция 17 км от Хужира.
Кругом идолы. По дороге, на перевале, нас встретил мужичок, которого, по всей видимости, очень уважают бурятские женщины. На Шара-Нуре еще троица.
Пора бы становиться лагерем. В этом районе стоит тишина. Нет ветра, сухо, тепло и уютно. Вблизи идола, в сосновом бору, в двухстах метрах от озера предлагаю компаньонкам встать на привал. Вижу кислые, недовольные взгляды бабушки и жены — предлагают искать место на другом берегу острова. Едем обратно, выбрали обратно другую дорогу — лес как из страшной сказки. Выезжаем на Малый Хужир, едем обратно к озеру Ханхой, выезжаем на берег какого-то залива, красотища, но жутко холодно, ветер, недавно прошел дождь. Основная дорога — она на Ольхоне одна, превратилась в месиво — наш «крузак» тонул в ней по ступицы. Высказываю вслух свои мысли по поводу наших плутаний и уже возможного отдыха у озера Шара-Нур. Со мной запоздало соглашаются, едем обратно к лечебному озеру, плутания с обратной дорогой занимают часа два с половиной и еще 30 км на спидометре. В спешке наконец-то разбиваем бивак. Ужин, коньячок и умиротворенье в туманной дымке под светом луны. Тишина.
День девятый, 02.08.12
С раннего утра стоит великолепная летняя погода. К обеду невыносимая жара. Полдня вожусь с техосмотром и мелким ремонтом. Чиню разбитый в Иркутске бампер, меняю стертые до железа тормозные колодки... Обедаем и собираемся. Решили проехать по дороге ведущей дальше, мимо оз. Шара-Нур. Преодолеваем очередной перевал, скрытый сосновым бором. На спуске находим избушку бабы Яги. Проезжаем узкую дорожку над падью Ташкиней и попадаем на побережье — путь до побережья чуть более 7 км.
Вид понравился даже коту, он вылез поглазеть в открытое окно. Здесь быть очередной стоянке!
День десятый, 03.08.12
Яркий, солнечный, жаркий по-летнему. Был полностью посвящен рыбалке на хариуса — гранаты оказались у меня не той системы; посещению вершин, образующих падь, созданию на верху своей каменной пирамидки, купанию (бррр), естественным бытовым нуждам. А вечером баня и под яркой луной пекли картошку.
Познакомились с соседями из Ангарска, они нам посоветовали съездить в Тункинскую долину и указали интересное место «Икс» (почему «Икс»? — чтобы никто не догадался!).
В довесок один грустный комментарий: все — ничего, но российский человек почему-то не может не гадить, как в прямом, так и в переносном смысле. Один из склонов загажен настолько, что туалет на ЖД-вокзале в каком-нибудь «Урюпинске» в сравнении — просто реанимационная палата. Выкопать ямку для них целая проблема, а закопать ее — ...
Ночью подул сильный шквалистый ветер. Мы поняли — это знак. Пора срываться. Так и сделали.
День одиннадцатый, 04.08.12
Собравшись попрощались с роскошным местом, встали на тропу, и на самом выезде ее перегородил УАЗик инспекторов. Проверили наличие талона контроля, пожелали хорошего отдыха, а сами на берег с проверкой (вот, кстати, о штрафах!). Мы выбрали следующее направление — озеро Ханхой, затем Курумчинская стенка далее все, что попадется по пути и на выход — пора и честь знать…
Ольхон — остров сусликов и лошадей. Что этих, что тех — целые табуны...
По дороге, помимо сусликов, видели еще одну достопримечательность острова, требующую отдельной дискуссии — «ведьмины круги».
Минув километров эдак четырнадцать-пятнадцать, выехали к озеру Ханхой.
В округе сотни каменных террас и остатки древнейших стен вперемешку с современными туристическими и местноэтническими изваяниями.
Вот и она — Курумчинская стенка — мегалит в стиле Ольхон…
В одной из следующих бухт нашли останки палатки. Им 300 лет будет в обед. Хорошо, если их бросили в этом сезоне! А вполне возможно, и в прошлом году. Они находились в состоянии, не пригодном для жития: обветшали, порваны ветрами и потеряли конструктив. У нас на палатке вот-вот сломается алюминиевый пруток, вот мы и решили взять несущую конструкцию — до дому еще далеко и всякое может случиться. Не тут-то было! Откуда ни возьмись, а именно со стоящего метрах в трехстах пятидесяти лагеря, явился на своем автобусе общественный деятель. Стал с пеной у рта требовать, чтобы все положили на место. Мол, все это его друга и он вот-вот вернется. А у самого алчно тряслись губы, злобно горели глаза — видать, давно уже присмотрел себе; уехал обратно. Из принципа не отдали. Нахамил, настроение испортил так, что вся неделя эйфории насмарку. Двинули к парому. Стоим в очереди… Ну надо же кого я увидел в зеркало бокового обзора: наш «приятель» примчался! Это ж надо, за 15 км! Начал требовать, скандалить, орать «позову милицию!» (пардон, полицию), демонстративно достал видеокамеру. В ответ я достал фото… Мои спутницы до конца уговаривали меня не поддаваться на провокации, но мне это чертовски надоело, человек очень сильно «выпрашивал» и мог «выпросить», а этого не позволял его возраст, и мы вышвырнули палаточные запчасти из машины…
В каждой бочке меда всегда есть ложка дегтя!
К слову сказать: наша «вертикалевская» палатка выдержала до конца всё путешествие…
Ну, вот мы и на большой земле. Всего на Ольхоне наш «кукурузер» намотал около 240 км. Настроение понемногу начало исправляться. Четкого дальнейшего плана у нас нет, да и думать не хочется. Тапку в пол и более чем четырехкубовый двигатель резво понес джип, вырывая из сердца красивейший остров Ольхон. Направление смутно вырисовывалось куда-то в Тункинскую долину, но сначала Баяндай, Иркутск и Култук. Почему смутно? А вы попробуйте за тыщщи километров от родного дома без ЖиПиЭс и без подробной карты…
А пока мы сворачиваем с дороги в древние Тажеранские степи, в поисках места для очередной ночевки. Не найдя, выезжаем на дорогу на Баяндай. И снова съезжаем с нее в долине реки Анга. Мчимся обратно к Байкалу. Места по-прежнему завораживают.
Проносимся мимо природного памятника — шаровидной отдельности в габбро (об этом узнал уже сидя дома за компом из инета) — ее мы осмотрим завтра, на обратном пути. К величайшему сожалению проносимся мимо священной горы Ёрд — не зная о ее существовании. А воля случая приводит нас в залив Бегул. Где-то неподалеку есть красивый грот и об этом я узнал тоже дома за компом из инета — эдакий инетовый путешественник. Потемну разбиваем лагерь и спать… Намотав еще 51 км, прошли за одиннадцать дней 3 863 км.
День двенадцатый, 05.08.12
Начинаем с осмотра достопримечательностей, пропущенных ранее вечером: всяких шаровидностей, стенок, террас, сейдов, селищ и городищ — кто их разберет, что же на самом деле эти мегалиты!? Многое из белого мрамора…
Еще один «памятник природы» правильной шестиугольной формы…
Закончив с экскурсами по феноменам геологии, снова продолжили путь.
Где-то на перевале перед Баяндаем на рынке у дороги пополнили провиант творогом, сметаной, пирожками, салом — все домашнее, скусное! Баяндай. Далее Иркутск: на выезде чуть не уехали в Ангарск… Через пару часов Култук. Не правильно рассчитав горючее, в Култук въехали накатом, с яркой лампочкой «fuel». Но все обошлось без эксцессов. Заправились. Нашли указатель «Култук—Монды» и снова в путь, в Тункинскую долину — заветное место «Икс» указывало на лечебные источники в районе реки Харагун, за бурятской деревней Охор-Шибирь. В сие место ведет федеральная трасса А-164.
День выдался дождливый и тяжелый. Было слишком много смен направления: на Баяндай, на Иркутск, на Култук, на Монды. Головы пухли от переизбытка информации. К концу дня мы проехали село и реку Зун-Мо(или «у»)рино уже в поисках места на ночлег. Остановились через пару километров, на опушке под мостиком через какую-то мелкую речушку. Рядом, в глубине леса, за стеной травы в человеческий рост пустовало какое-то строение. Поставили палатку, поужинали. Устали отбиваться от комаров, слепней и оводов величиной с воробья. Забились кто в машину, кто в палатку. Резко стемнело. За день пройдено не много — 395 км. Итого 4 258 км. Вроде день закрыт — не тут-то было: только улеглись — ливанул дождь, под удары капель начали с женой засыпать и… — совсем рядом раздалось то ли рычание, то ли ворчание, то ли хрюканье. Полные штаны адреналина. Я беру служившую у нас люстрой в палатке люминесцентную автомобильную переноску в одну руку, лопату в другую и выхожу наружу из палатки. Дождь льет как из ведра, ничего не видно дальше собственного носа. Подсвеченный ужин собственной персоны — адреналин выветрился только под утро. Сон длился часа три…
День тринадцатый, 06.08.12
Достаточно раннее для не выспавшегося человека, сырое, туманное утро. Комары так никуда и не делись. Проводим, ставшие уже привычными скорые сборы, комкаем и запихиваем в багажник мокрую палатку. И завтракаем уже в пути. До реки Харагун еще 30 км. Солнце поднимается, с ним уходит туман и приходит жаркий летний день. Въезжаем в деревню Охор-Шибирь.
В местном магазине предусмотрительно продают тару для воды. Пересекаем поле.
Где-то через 10 км от дороги нас встречает Хонгор-Уула:
Через пару километров находится санаторий. Хотя слово «санаторий» слишком громкое для него. Но ведь главное содержимое! А оно, поверьте, действительно дороже золота!
Первым встречаем желудочный источник. Весь лес увешан табличками благодарных исцеленных.
Как-будто что-то живое поселилось в нем.
Чудесная вкусная минеральная вода…
Через пару километров, после санатория оказался подвесной мост через реку. В округе, прямо в лесу и по обочинам дороги стояли палатки семей, лечащихся у источников — уже только это о чем-то говорит… А еще через 2,5 км пешей прогулки нашлись остальные источники, все, кроме сердечного, — его, нам поведали местные жители, нужно искать зимой, когда окружающее его болото замерзает. Источники Хонгор-Уула — стали нашей крайней южной точкой экспедиции. Далее нас ждала легкая прогулка по лесу с центнером лечебной воды в обратную сторону и выезд на асфальт. Спасибо этому месту! Мы едем обратно в сторону дома.
Снова на дороге. В районе поселка Жемчуг стоит еще один субурган.
Палатка в багажнике сообщила о том, что она начала преть — срочно требуется просушка. Благо, места предостаточно и погода располагает. Спускаемся к берегу реки Иркут.
Наблюдаем, как недалеко в Саянах раз за разом зарождается дождь, проплывает мимо, иногда цепляет нас. Настоящая дождевая фабрика. Но нам все же удалось просохнуть, пообедать и отдохнуть.
На въезде в Тункинскую долину, сразу за рекой Большая Быстрая, километрах в трех, находится забавное место — местная достопримечательность — дача художника-мультипликатора Андрея Михайлова, построенная его собственными руками. Нас встретила Тамара Алексеевна — мама художника, в прошлом работник милиции, сегодня — сама художник.
И на этой радостной ноте отчаливаем из Тункинской долины. Где-то там, за Мондами, в Окинской долине нас все еще ждут водопады, лавовые поля, вулканические кратеры, но мы выбираем следующее направление в соответствии с начальным планом, после Ольхона, мы должны были посетить что-нибудь на восточном побережье Байкала — выбрали Гремячинск и его окрестности. Сказано — сделано! Поехали! … Култук позади, проезжаем Мангутай — где-то здесь мы спускались к Байкалу первый раз…, а почему бы и нет!? — останавливаемся на ночевку на нашем «старом» месте. Сон под стук колес поездов, проносящихся пятнадцатью метрами выше каждые полчаса — та еще экзотика, но так уж захотелось супруге. Километраж за день — всего лишь 197 км, но зато каких!
День четырнадцатый, 07.08.12
Итак, пройдено 4 455 км. Направление на восток — северо-восток, т.е. Гремячинск. Остановившись на обочине для покупки «даров» природы, встречаем того самого соседа из Ангарска по пади Ташкиней с острова Ольхон, с легкой руки которого мы посетили Тункинскую долину — низкий поклон — спасибо!
Вот такие наличники есть в каждой деревне, которые мы проезжали. Где-то более, где-то менее нарядные.
Путь к Гремячинску приграждает река Селенга. Существует два способа пересечь ее со стороны Иркутска. Первый — по мосту в п. Тресково, далее поворот на Шергино, только нам направо, мимо Покровки до Комы, Турунтаево и т.д. до Гремячинска. Второй — на пароме в п. Татаурова — ходит каждый час до 17:00, далее Кома и т. д. Ехать по мосту нам показалось более привлекательно, хотя и дольше и дальше.
Стоит предостеречь тех, кто печется не только о себе, но и о боевом коне — выбранный нами путь, а это не много не мало 50 км — грунтовая дорога не особо хорошего качества.
И где-то за Турунтаево случилось непредвиденное… Как-то незаметно… Типа «долго — ли коротко»… Вижу я стелу… Улан-Удэ! ЧТО!? Глазам своим не верю! По тормозам. Выхожу из машины. Под стелой сидит дедушка. Задаю дедушке почти идиотский вопрос: «Это взаправду Улан-Удэ?». «Да», — спокойно отвечает дедушка. Прыгаю в машину, в висках стучит, закипает продукт жизнедеятельности человеческого организма, давление пара мгновенно увеличивается, нога давит на педаль акселератора, плотные клубы едкого черного дыма из выхлопной трубы… Где-то, скорее всего в Карымске, свернули не на ту дорогу, почти 90 км не в ту сторону! Кстати о ЖиПиЭс!
Жена и бабушка предполагали заехать в этот красивый город на обратном пути. Вот он! Похоже, недорозумение испортило настроение только мне, оно было такое же мрачное, как и те тучи, что заволокли небо… В общем, благодаря мне, скучно покатались по городу, не забыв заблудиться. Дедушка, жена, мама, дочка, а также жители Улан-Удэ, прошу прощения за свое поведение!
Впрочем, покупка карты исправила ситуацию с плутанием по городу. Я твердо решил добраться до побережья еще сегодня. Моего рвения никто не оценил. Мы подумали, и я решил, раз уж потеряли столько время, поедем несколько ближе — в Сухую. Сухая — так называется живописная местность со множеством песчаных пляжей, сосновым лесом и село на восточном берегу Байкала, севернее дельты реки Селенга, недалеко от северного мыса залива Провал. Снова Тресково, далее поворот на Шергино, только нам теперь прямо. Скоро асфальт закончился, и началась дорога «без покрытия», километров за двадцать до Сухой она превратилась просто в стиральную доску. Сухая нас разочаровала количеством «отдыхающих», а утром следы «отдыха» просто ужаснули.
Не сложно подсчетать пройденный за сегодня путь: наша последняя стоянка за Мангутай — Тресково — расстояние 235 км, Тресково—Кома — где-то 50 км, Кома—Улан-Удэ — где-то 90 км, Улан-Удэ—Сухая — 180 км. Всего 555 км, не счетая плутания по городу. Итого, за четырнадцать дней — 5 010 км.
День пятнадцатый, 08.08.12
Красота этой местности соответствует ее описаниям в проспектах и альманахах Байкала. Вот бы здесь остановиться на денек-другой! По-видимому, так думают сотни семей, отдыхающих вокруг. Этот райский уголок, несмотря на детские рисунки-плакатики на экологические темы на деревьях, загажен не лучше городской помойки. Очень обидно и стыдно!
Остатки предыдущих стоянок, бытовой мусор на земле и переполненных мусорных баках, «общественные туалеты» в кустах и т.п. — в общем, весь прекрасный набор цивилизации в округе…
Разочаровались. Даже не стали обсуждать дальнейшие действия. Собрались. Проехали до следующего по дороге населенного пункта — Заречье, которое называют Байкальской Швейцарией. Нагло врут, или не были в Швейцарии… Хотя красиво, как и везде на Байкале.
Заскочили на местные лечебные источники. Впечатление хуже, чем от источников в Тункинской долине — в Сухой все ориентировано на массы, на поток…
Всё, поехали обратно! Вкусно перекусили в «Сытом Хубууне» у дороги и дальше, любуясь разыгравшимся буйством красок. Выезжаем на федеральную М-55, мчимся к Улан-Удэ. Решили снова посетить Иволгинский Дацан и стоянку Гэсэра.
По пути, в 20-ти километрах от Тресково, заезжаем в п. Троицкое, где в находится Свято-Троицкий Селенгинский монастырь.
Приобщившись к духовному миру православия, двинули дальше в Иволгинск к буддийскому духовному миру, подъезжая к которому я понял, что променяю на сон все святыни мира и не удостоил чести посетить Дацан вновь. Вырубился в машине прямо за рулем. Воспользовавшись отсутствием моего скряжества, женщины накупили целую кучу сувениров.
На стоянке Гэсэра решили подняться на гору к православному кресту — 801,1 м над уровнем моря. Обычай, что ли, у местных христиан ставить кресты на всех бурятских святынях?! Путь наверх не самый легкий, бабушку оставили внизу. Пока мы карабкались наверх, наш барбос успел сгонять вниз, в долину, погонять там отару овец и вернуться наверх к нам — вот у кого энергии хоть отбавляй! Вид сверху открылся поистине грандиозный. Аж дух захватывает! Мать-природа постаралась в этих местах на славу.
Вот и всё! С этого момента, можно считать, наше трофи пошло к завершению. Стало очень грустно. Никак не хотелось прощаться с местами, которые оставили такой яркий след в памяти. Чем дальше двигались на восток, тем меньше стало разговоров. Пока не возникла необходимость остановиться на ночлег. Все внимание переключилось на поиски удобного места. Пожалели, что не остановились на берегу Селенги в районе горы Спящий Лев.
Отъехав от Шаманских гор (стоянка Гэсэра) около 100 км — 550 км трассы «Байкал», съезжаем в чистое поле. Первая стоянка на обратном пути. Здорово расположились прямо на мягкой дороге. Разожгли костер. Пекли картошку. Чуть-чуть злоупотребили. Долго не ложились спать. Где-то в час — в два достал свой инфракрасный термометр и обалдел — температура воздуха была 8 градусов по Цельсию. И это 8-го августа! Вот так сюрприз! Под утро пошел дождь. Продрогли, как цуцики. За этот день отмотали снова немного — всего 340 км. Значит, итого за пятнадцать дней 5 350 км.
День шестнадцатый, 09.08.12.
Утро выдалось дождливое. Запихали мокрый кемпинг в багажник и, не позавтракав, продолжили путь. Перекусили в машине.
Ближе к обеду распогодилось. Остановились на привал. Просушили палатку и пообедали.
1 080-й км трассы М-55 — подъезжаем к Чите. В моей памяти еще свежи воспоминания о проведенной мною «экскурсии» по Улан-Удэ, гложет совесть, и я предлагаю спутницам заехать в Читу. Это было моей ошибкой. «Город» произвел крайне нехорошее впечатление (почему в кавычках?), да потому что Читу городом назвать не поднимается язык. Ливший недавно дождь придал ей «особое очарование». К тому же мы заблудились. Пробовали купить карту — не вышло. Спрашивали прохожих — те понимающе ухмылялись, объясняли, но мы выехали далеко не с первой попытки, плутая между какими-то заводскими постройками… В общем, убили кучу время, спалили солярки, провели краш-тест ходовки, потому что нормальный асфальт в Чите — экзотика. Наконец выехали. Все облегченно вздохнули. Определились с направлением и поехали прочь.
В остальном день выдался обыденным, даже скучным. Погода к вечеру совсем наладилась. Место на ночлег я, набравшись храбрости, выбрал сам. И не ошибся. Свернув с дороги где-то в 150 км от Читы, в районе села Богомяково, напрямик через луг, без дороги, поднялся на холм. Перед нами раскинулась ровная, красивая поляна. Как и прежде, поставили палатку, развели костер, поужинали, пекли картошку, разговаривали — красота. Ночью в палатке грелись закутанной в тряпку вынутой из костра картошкой. За шестнадцатый день пройдено около 710 км, т.е. всего где-то 6 060 км.
День семнадцатый, 10.08.12
Прекрасное утро. Пока мы собираемся, кот охотится на кузнечиков, которые просто огромные — сантиметров по семь. Очень веселое зрелище. С хорошим настроением продолжаем свое возвращение домой.
Дорога на этом участке просто идеальная, к слову от Читы она теперь М-58 и называется «Амур».
Чем ближе к дому, тем сильнее стала проявляться усталость. Даже Рекс, который всю дорогу смотрел в лобовое стекло, стоя на лапах между передних сидений, стал все чаще спать, потеряв интерес к дороге.
Я поддался на уговоры женского пола заехать на ночлег в населенный пункт и переночевать в гостинице, как «белые» люди. Поэтому решил ехать в это день до упора, пока не стемнеет и уже потемну заехать в населенный пункт. Таковым оказалось Сковородино. Это оказалось наше заключительное приключение.
Сковородино находится в стороне от автомобильной трассы в 5 км. Жуткие 5 км. У местных не хватает денег даже на «просто пустить грейдер». После дождей все канавы этой, с позволения сказать, дороги, были наполнены дождевой водой, которая была тщательно перемешана с грунтом проезжающими машинами. Заехав в городок, стали искать приличную гостиницу. От одной к другой. Где-то через минут тридцать поисков, когда нашли и договорились о цене с владельцем частного отеля, прозвучала уже знакомая с начала путешествия фраза: «Где кот?!». Мы умудрились потерять кота в ночном городе. Уже второй раз за путешествие. У меня на фоне усталости нервный срыв — потеряли любимого кота… Часто и глубоко дышим, успокаиваемся и принимаем решение — вперед на поиски! Два часа ночи. Вернувшись на место первой остановки, громко кричим «Кысс, кысс! Кысс, кысс!». Безрезультатно! Едем дальше по всем остановкам. В одном темном закоулке бабушка с открытым пакетиком «Вискас» чуть не была съедена стаей голодных уличных котов. Все безрезультатно. От бессилия едем снова на место первой остановки. Выходим из машины в разные стороны, даже не прикрыв двери. Пока ходили-орали «Кысс» в округе по ночному городу, он ВЕРНУЛСЯ сам! И забрался через открытую дверь в машину. Счастью не было конца. Я наотрез отказываюсь от гостиницы. Поплутав по Сковородино, выезжаем на трассу. Злость, усталость, чувство облегчения, радость и еще миллион разных оттенков эмоций… В кромешной тьме нереально найти нормальное место для ночевки и мы останавливаемся на стоянке дальнобоев. Кидаю на землю внутреннюю, без крыши, часть палатки, раскатываю два слоя туристической пенки, одеваю на себя все, что есть и падаю спать, переругавшись с женщинами, которые остались спать полусидя-полулежа в машине. Через полчаса супруга решила поддержать мой сон аскета на открытом воздухе. За сегодня прошли, вместе с плутаниями по Сковородино, где-то 790 км. Значит, итого за семнадцать дней 6 850 км.
День восемнадцатый 11.08.12
Первое, что бросилось в разлипшиеся глаза в лучах рассвета — это цвет машины — Сковородино — так и сяк его! Молча проснулись, молча собрались, поехали. Помирились. Единственная цель этого дня — добраться до Хабаровска. Но по пути просто необходимо было привести себя и автомобиль в порядок. Комплекс «777» где-то перед Шимановском великолепно справился с первой частью задачи: душ, прачечная и гостиница (нам они были уже ни к чему), неплохая закусочная — почти ресторан… А с помывкой машины, из-за отсутствия соответствующего сервиса, пришлось переступить через себя и помыть ее водой из реки — каюсь! Практически не останавливаясь, мы преодолели за восемнадцатый день 1 200 км! — въехали в Хабаровск в 4 часа утра. Пройдено 8 050 км.
Отпуск подходил к концу и 15.08.12, после ремонта машины, был выезд в Де-Кастри в компании наших друзей, но уже без бабушки. Остается только суммировать весь путь и подвести итог. Прибавим 1 340 км до Де-Кастри (туда и обратно по 670 км) к нашим пройденным уже 8 050 км и накинем километров 50÷60 на все плутания за экспедицию, получим 9 450 км.
Все цели путешествия были так или иначе достигнуты: оз. Байкал, о. Ольхон посетили, в Улан-Удэ заехали, на восточном байкальском побережье побывали. Помимо всего смотались в Тункинскую долину. Жаль, что все было «галопом-по-европам», жаль, что не доехали до Окинской долины. Жаль, что на многое не хватило времени. Но есть и другая сторона медали — есть перспективы! Да и с планами уже определились: летом 14-го года на Алтай! Всем спасибо, что набрались терпения это прочесть и посмотреть!