Из Де-Кастри (Хабаровский край) на Байкал на Toyota Land Cruiser в 2012 г.

14.05.2013 | 22894 просмотра

Маршрут:   Де-Кастри—Хабаровск—Иволгинск (Иволгинский Дацан)—Иркутск—о.Ольхон (мыс Хобой)—Култук—Тункинская долина (Охор-Шибирь)—Тресково (переправа)—Улан-Удэ—нов. Энхэлук (Сухая)—Иволгинск (Иволгинский Дацан)—Чита—Хабаровск—Де-Кастри.

Транспорт: Toyota Land Cruiser 80 VX, 1995г, 1HD-FT 4,2 л.

Байкал давно тянул к себе. Побывать там — давняя мечта многих людей, и не только россиян. Решились на поездку к нему всей семьей.

Основной целью мероприятия было посещение давней мечты — озера Байкал, добравшись до самого северного мыса его крупнейшего острова Ольхон. Предполагалось дать старт экспедиции в двадцатых числах июля из Де-Кастри (побережье Татарского пролива, север Хабаровского края) в составе трех человек и двух пушистых игрунцев в качестве хранителей домашнего уюта (на самом деле их не на кого было оставить). Далее пару суток в Хабаровске на сборы и присоединение четвертого участника — моей мамы. Затем сквозняком четверо суток до крайней северной точки острова Ольхон — мыса Хобой, передохнуть и десять дней в обратную сторону подробно, или как получится, глазея на достопримечательности Байкала, заехав куда-нибудь на восточное побережье. Четче плана у нас не было.

Было просмотрено много отчетов об автопутешествиях. Перелопачено много форумов. Хотелось побывать везде!

И вот время «Ч» наступило — с 20-го июля отпуск. К этому сроку хотелось своего старичка-кукурузира привести к соответствующему экспедиционному виду. Но там, где мы предполагаем, деньги не располагают. И мы выехали в том виде, в каком были изначально, за исключением спальника в багажнике.

Позвольте представиться, в состав членов экспедиции вошли: механик-водитель Андрей Попугаев, его штурман в экспедиции и по жизни — Светлана, его дочь Александра, его мама Тамара Леонидовна — далее бабушка, а также пес Рекс и кот Мао — домашние, кот абсолютно. Состав придал экспедиции некоторый экстремальный окрас.

Итак, из Де-Кастри выехали в 08:00 21-го июля.

Грунтовый участок в 300 км Де-Кастри—Селехино трассы Николаевск-на-Амуре — Хабаровск самый хр... плохой из всего пути экспедиции, достаточно скучный для нас, т.к. является единственным связующим звеном всех населенных пунктов Ульчского и Николавского-на-Амуре районов с «большим миром» и от того морально напрягающий. Мы не догадались сделать пару-тройку кадров для отчета, поэтому выкладываю старые.

Едешь и тихо плачешь по убитой ходовке. В Интернете много отзывов о данной дороге и я не стану особо заострять на ней свое и ваше внимание. Хотя и она для кого-то экстрим. Преодолев 670 км, в 19:00 были в теплых, даже я бы сказал душных, объятиях Хабаровска.

Три дня были потрачены на сборы. Последняя ночь перед выездом: попытка впихнуть в машину невпихуемое — чемпионский уровень тетриса из вещей трех взрослых людей, одного ребенка, двух животных, а также кемпинга, запчастей, хозтоваров и миллиона нужных мелочей... Наконец настал долгожданный выезд на федеральную трассу Хабаровск—Чита, М-58 «Амур».

День первый, 25.07.12

Заправка до полного и в 12:00 по хабаровскому времени официально дан старт нашему трофи. Я за рулем, жена рядом, бабушка с внучкой на заднем сидении, собака на спальнике среди вещей, кот на грузовой сетке под потолком (сам забрался). Эмоции зашкаливают, поэтому воспоминания граничат с ощущениями. Едем с открытыми от эйфории ртами, в которые задувает ветер из открытых окон — жара. Скорость умеренная, частые остановки на попить и выгулку. Первая дозаправка через 631 км — 67,97 л., т. е. средний расход на 100 км — 10,77 л., неплохо!

Приблизительно через 647 км в 20:30 все еще по хабаровскому времени останавливаемся на ночевку на живописном берегу Васильевской протоки перед Белогорском.

Тишина, умиротворение, первый в пути ужин, 50 г. и отдых... Как оказалось, только до часу-двух ночи. Где-то неподалеку расположилась веселая нетрезвая компания. Видно не было, но все же было неспокойно. Второй раз заснули поздно, или рано. Зато проснулись точно поздно.

День второй, 26.07.12

Завтрак, сбор лагеря. Снова тетрис. С места тронулись поздно. Река Томь, река Зея. Преимущественно веселые равнинные пейзажи во второй половине дня сменились суровыми, холмистыми. В придачу остаток дня мы играли наперегонки с сильнейшим дождем. Убежав, стали искать место для стоянки.

В продолжительных поисках места на ночевку остановились где-то у реки, немного свернув с дороги в районе населенного пункта Амазар. Смеркалось. Было прохладно. И тучи комаров. Разбивка лагеря, ужин и спать. Бабушка с внучкой в машине, мы с женой в палатке. Всего пройдено порядка 1 480 км.

День третий, 27.07.12

Комары нас прогнали. Быстро собрались, позавтракали и в путь. Через три-четыре часа унылые пейзажи и хмурая погода начали меняться. Остановились у возвышающейся над дорогой часовни Николая Мирликийского Чудотворца, покровителя путешественников, в честь Юрия Тена, 1 717 км, если не ошибся. Позвонили в колокол. Его чистый звук слышно на многие километры.

Рядом с часовней, кстати, есть дощатые лавочки, столик и подальше туалет типа сортир. Отдохнув, полетели дальше.

Проезжаем Чернышевск... Красиво! За Чернышевском начинаются бескрайние луга. Воздух там сладкий, насыщенный, плотный, его хочется вдыхать и вдыхать. Специально остановились. И надо же: барбос умудрился найти на десятках километров лугов тухлятину... Оттирали шерсть влажными салфетками...

Заехали в поселок Богомяково. Провожу очередной технический осмотр подведомственного мне транспортного средства, а женские три четверти экипажа проводят осмотр мемориала памяти павшим. Стрекочут кузнечики, щебечут птицы, в остальном какая-то особая тишина. Не знаю почему, появилось ощущение, что Советский союз еще существует.

2 045 км — прямо за рекой Мыкэн расположено кафе, прямо терем!

2 146 км — проезжаем мимо Читы. Решаем заехать туда на обратном пути. Дорога пошла скучная и однообразная, особенно на контрасте с только что пройденным. Через 230 км сворачиваем в лес на очередную ночевку. Останавливаемся прямо на лесной дороге, метрах в пятистах от трассы. Тайга. Разбиваем лагерь, готовим ужин. Сходили по грибы — утром будет жульен. День был красочный, яркий, насыщенный видами. Итого, пройдено порядка 2 380 км. Пока все здорово!

День четвертый, 28.07.12

На завтрак обещанный жульен из грибов. В путь, нас ждет Бурятия! По пути останавливаемся у буддийской ступы — субургана. На всякий случай положили монетки. Едем дальше, наслаждаемся процессом первооткрытия для себя новых мест.

Постоянно уничтожаемый четырьмя челюстями провиант необходимо пополнять. Приходится снисходить до посещения магазинов. Заезжаем в Мухоршибирь — жене страшно понравилось название. С раскрытыми ртами рассматриваем резные наличники на окнах домов — абсолютно все разные. Им мы устроили особую фотосессию. Множество магазинов в самом центре городка и приветливые люди — всё вместе оставили у нас хорошее впечатление.

Останавливаемся у еще одной ступы. Вид вокруг завораживает своим простором и красками. Просто дух захватывает.

Все чаще вдоль дорог и в лугах попадаются местные жители — суслики:

Вот и близится Улан-Удэ.

За мостом через реку Селенга, на утесе нас встречают два оленя.

У местных бурят был обычай во время свадьбы: жених на руках должен был занести невесту на утес. Однажды очередной нетрезвый несчастный споткнулся и... В назидание потомкам поставили оленей. Вот они-то нас и встречали вместе с наскальной живописью современных неандертальцев, как неизменный атрибут любой цивилизации. А свадьбы в Бурятии все чаще играют безалкогольные.

Чуть выше этого места расположилась стоянка легендарного полководца Гэсэра. Буряты связывают с ним множество легенд и мифов.

Вид на реку Селенга и Улан-Удэ со стоянки Гэсэра поистине великолепный. Хочется остаться здесь, присесть, любоваться и думать о чем-то возвышенном.

За этим делом мы застали одного интересного человека. Он представился Борисом Бадмаевичем. Борис Бадмаевич предложил сопроводить нас до Иволгинского Дацана. Просто так, без всяких условий, от чистого сердца. Мы были, мягко говоря, шокированы. В дацане он провел нам великолепную экскурсию, рассказал и показал много интересного.

Иволгинский Дацан расположен в тридцати километрах от Улан-Удэ. Сопровождая нас на своей «Волге», Борис Бадмаевич управлял ею крайне лихо. На дороге вел себя расковано. А когда на обратном пути свернул в холмы, я на своем «кукурузере» от него отстал. Стал ему сигналить и моргать фарами остановиться, но он продолжал двигаться. К слову сказать, жена Светлана все это время ехала с ним. Так вот, в холмах я не на шутку испугался: заехали черте знает куда, жена в машине с незнакомым человеком — приставь к телу любое оружие и требуй чего угодно. Выстрел даже из пушки не услышат за много километров. В одном месте он лихо спустился с холма, а я понял, что могу перевернуться, а кувыркаться метров сто пятьдесят — сдал назад и поехал вокруг, потеряв из виду «Волгу». Я начал нервничать, вслух ругаться, обещая расправу, если догоню. Обогнув холм, увидел стоящую машину, рядом жену и Бадмаевича весело чего-то обсуждающих. Я начал остывать когда узнал, что он плохо слышит и не смотрит по зеркалам, так как до пенсии возил не кого-нибудь, а министра культуры Бурятии. В холмах он решил срезать, заодно показать нам великолепные виды и рассказать, связанные с ними бурятские предания. Мне стало стыдно. С его слов — он участвовал в ежегодных соревнованиях на авто и выиграл их. И я ему верю.

Тепло попрощались. Как же не хотелось расставаться с интересным, очень необычным, открытым человеком, но мы слишком надолго задержались... На обратном пути, может, заедем в Улан-Удэ.

Через 2,5 часа, за Селенгинском, в сосновом бору, остановились на ночевку. Разбили лагерь. Несколько палаточных стоянок обнаружилось неподалеку. Кто-то уже уезжал — странно как-то, на ночь глядя! Позже поняли почему — подул ветер и принес вонь с городской помойки. Сниматься не стали — жутко устали, а сборы-разборы длительны и утомительны — тетрис понимаешь ли. Уже пройдено 2 900 км с копейками.

День пятый, 29.07.12.

Нас снова прогнали комары. Раннее прохладное утро быстро сменил жаркий солнечный день. Двигаемся, как и всю дорогу, со скоростью 90 км/ч, соблюдая скоростной режим. И вот показалось море — иначе не назовешь. Чуть менее пяти суток не спеша и мы наконец-то увидели долгожданный Байкал. Шкала эмоций снова в красной зоне. Заезжаем в Байкальск в поисках автомагазина, покупаем топливный фильтр и с нетерпением дальше. Останавливаемся на высоком берегу после Утулика, на площадке за Ореховой падью и долго любуемся видом с моста над самой падью. Решили спуститься к воде. В районе 132 километра трассы Иркутск—Улан-Удэ есть спуск, им и воспользовались. Берег — каменная насыпь, но даже это не отпугнуло жену-нерпу от купания. Температура воды градусов 10 — 12. Даже холодные воды Татарского пролива в районе Де-Кастри кажутся курортными в сравнении с байкальскими. Вода Байкала настолько притягивает своей прозрачностью, даже кристальной чистотой — я бы сказал, своей свежестью! Можно бесконечно награждать ее разными восхваляющими эпитетами и все будет не зря.

Как и во время любой более, или менее длительной остановки провожу техосмотр, заодно меняю топливный фильтр. Он забит субстанцией, похожей на ту, которая остается на сковороде после длительной и особо старательной жарки котлет, или рыбы — никогда, если вам дорога ваша дорогая машина не заправляйтесь на частных заправках недорогой соляркой! Все делаю аккуратно — ни одной капли ГСМ на землю. Мусор в пакет и в багажник до мусорного ящика — правило! Вопрос экологии на Байкале стоит крайне остро, как оказалось далее — к такому достоянию люди относятся крайне потребительски. Мы это увидели на примере местности под названием Сухая.

Мелкие постирушки, обедаем, эйфория чуть-чуть улеглась, «играем в тетрис», садимся в машину, поехали. «ГДЕ КОТ?!» — звучит вопрос бабушки. А где кот? — был рядом с машиной, а теперь его НЕТ! Стоп, машина! Выходим, «кысс, кысс, кысс» — фиг вам. Минут сорок истерических поисков вдоль берега за камнями и в траве по пояс. Нет! Пытаем ребенка — когда последний раз видела кота? Говорит, видела, как он залазил под машину. Лезу под нее сам — не видно кота. Поиски продолжаются в той же манере. Снова лезу под машину — результатов «0»! Нервы на пределе. Лезу под машину и лежу там от бессилия. Вдруг! С теплового экрана над резонатором глушителя вываливается черный хвост! Звучат радостные нецензурные возгласы! Задаюсь вопросом — как он туда забрался? — между кузовом и экраном сантиметров 10, не больше. Пытаюсь вытащить — не выходит. Делаю брызгалку — вода помогает. Трудно коротко описать весь эмоциональный диапазон этой встречи. В общем, кота в багажник и тронулись дальше.

Слюдянка, Култук, Шелехов и Иркутск. Въезжая в Иркутск, пройдено 400 км за день и 3 319 км всего, я был уже старательно измотан и физически и эмоционально. Поплутав по Иркутску, стал раздражаться. Съездили на дамбу через Ангару. На заправке стукнул об высокий бордюр задний бампер, стал беситься. Испортилась погода. Купили карту, выехали на трассу Р-418 на Баяндай. Время близилось к ночи, срочно требовался отдых. А на расквартировку сил уже не было. Как назло, все придорожные гостиницы были битком, либо по цене «Паласа». На заправке нам советуют заехать в Усть-Ордынский.

Едем, долго (по причине усталости) ищем гостиницу. Находим. Гостиница оказалась неплохая, по-моему, «Байкал». И главное — нам рады! Женские три четверти экипажа отправил в номер, а сам со скарбом и зверьем сплю в машине — лишь бы никто не трогал. Ночью жрут комары — как без них. Позади, наверное, самый тяжелый день за всю поездку (кроме самых последних суток путешествия!) и 468 км дороги.

День шестой, 30.07.12

С утра, ополоснувшись в душе гостиницы, бодрые выдвигаемся дальше. Следующая ключевая точка нашего маршрута — поселок Баяндай. На нем мы сворачиваем с трассы в сторону острова Ольхон. Иркутск—Баяндай — 130 км, Баяндай—Сахюрта (МРС), расположенная на берегу Байкала — 125 км.

В Сахюрте мы погрузились на паром. Всего их два, ходят световой день с интервалом в один час. Шокированы очередной раз — паром бесплатный в оба конца! Хотя на острове с нас взяли добровольный экологический взнос 180 руб. и в Хужире, забегая вперед, скажу, в обязательном порядке, выписали в егерской службе талон контроля, где указали (по совету служащей) пять пикниковых точек, т.е. мест, где мы можем переночевать и разжечь костер, указали автомобиль и оплатили все вместе — 1 900 руб. Можно догадаться, что данную процедуру проходят не все. Мы посчитали, что это и так мизерная плата за то, во что окунулись, в прямом и переносном смыслах. Плюс халявный паром... Да и другая сторона медали говорит о том же — за несанкционированное пребывание на машине, с костром, четыре человека, могут «раскрутиться» где-то на 5 000 руб. штрафа. В чем мы убедились чуть позже на чужом примере.

Становимся в очередь на паром. Женщины пошли смотреть сувениры, продаваемые лотошниками тут же. Позже я долго ломал голову о причине плохого настроения жены. Как оказалось, у нее сперли тысячу рублей из кармана пацаны-воришки, толпившиеся там же. Товарищи будьте внимательнее!

Паромы «Дорожник» и «Ольхонские ворота»:

Едем в Хужир, от переправы 38 км. Хужир просто состоит из постоялых двориков и дворов, туристических баз, магазинов и кафушек. Здесь же можно и заправиться, только цена у соляры, как у топлива для космического корабля, по-моему, 36 руб. за литр (июль 2012 г.). Время обеда. Пока ожидаем открытия егерской службы, поехали осматривать окрестности. Священная скала Шаманка на мысе Бурхан — это визитная карточка Ольхона. Поодаль расположился индийский(?) отшельник.

Спускаемся на берег, обедаем на песчаном пляже. Хотя светит яркое солнце, все же довольно прохладно — ветер пронизывает насквозь. Рекс встретил местную красавицу под стать себе. Таких красивых игр я еще не видел — жалко было разлучать. Но время обеда прошло, и мы оформили все необходимые формальности. Первый пункт по плану — залив Саса. Дорога на острове преимущественно мягкий грунт, вдоль побережья — песок, встречается чуть-чуть камень. В любом случае джип показал себя, как всегда великолепно — куда хочу, туда и еду (если не запрещено!). Глазея на все, что попадалось, не спеша мы преодолели 25 км до залива Саса. «Стоим здесь!» — веское слово жены, — «Место классное! Я сюда вернусь!».

В Саса наш километраж составил 3 637 км. Здесь мы простояли остаток 30.07.12: бабушка с внучкой изъявили желание спать в палатке, затем весь день 31.07.12 жена художествовала, я возился с лагерем, бабушка с внучкой строили каменную дорожку к воде, затем все пошли купаться в баньку, стоящую на берегу, по приглашению соседей, кот все это время дрых в машине, а барбос болел после того, как сунул свой любопытный нос в осиное гнездо, расположившееся по соседству; и может быть остались надольше, но зарядил дождь и мы в спешке собрались 01.08.12 дальше в путь.

День восьмой

Следующий пункт экспедиции — мыс Хобой — по-бурятски «Клык». Он и внешне напоминает острый клык. По дороге видим табличку-указатель: «СВЕЖИЕ МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ», судя по карте — строения с названием Усык (могу ошибаться). Решили заехать. Попытка найти кого-нибудь живого увенчалась успехом. Очень нетрезвого состояния женщина сообщила: «...вчера Костя женился, ик — коровы не дояны, ик...». Есть ли в наличии молочные продукты, мы не выяснили, да и расхотелось чего-то. Нам не повезло — сильнейший туман, ветер, изморось. Добавили еще около 18 км на спидометре. Самая крайняя северная точка Ольхона — она же самая крайняя точка нашей экспедиции, но как оказалось позже — только северного направления. Начинается обратный отсчет нашего путешествия — отстаем от первоначального плана дня на три...

Потерпев неудачу на Хобое, решили пропустить Узуры, предвидя из-за малого расстояния там такую же погоду. Возвращаемся в Хужир. Повсюду пасутся лошади; каменные нагромождения и развалины древнейших стен, иногда из белого мрамора — напоминание об исчезнувшем народе — памятники курыканской культуры. Ощущение, что все здорово, не покидает ни на минуту.

В Хужире пополнили провиант, заправили, судя по стоимости топлива, космический корабль, согласовали дальнейший план и рванули вперед. Следующий пункт — священное, лечебное, соленое озеро Шара-Нур. Направление: юго-восток, в противоположную сторону через дорогу от озера Ханхой, дистанция 17 км от Хужира.

Кругом идолы. По дороге, на перевале, нас встретил мужичок, которого, по всей видимости, очень уважают бурятские женщины. На Шара-Нуре еще троица.

Пора бы становиться лагерем. В этом районе стоит тишина. Нет ветра, сухо, тепло и уютно. Вблизи идола, в сосновом бору, в двухстах метрах от озера предлагаю компаньонкам встать на привал. Вижу кислые, недовольные взгляды бабушки и жены — предлагают искать место на другом берегу острова. Едем обратно, выбрали обратно другую дорогу — лес как из страшной сказки. Выезжаем на Малый Хужир, едем обратно к озеру Ханхой, выезжаем на берег какого-то залива, красотища, но жутко холодно, ветер, недавно прошел дождь. Основная дорога — она на Ольхоне одна, превратилась в месиво — наш «крузак» тонул в ней по ступицы. Высказываю вслух свои мысли по поводу наших плутаний и уже возможного отдыха у озера Шара-Нур. Со мной запоздало соглашаются, едем обратно к лечебному озеру, плутания с обратной дорогой занимают часа два с половиной и еще 30 км на спидометре. В спешке наконец-то разбиваем бивак. Ужин, коньячок и умиротворенье в туманной дымке под светом луны. Тишина.

День девятый, 02.08.12

С раннего утра стоит великолепная летняя погода. К обеду невыносимая жара. Полдня вожусь с техосмотром и мелким ремонтом. Чиню разбитый в Иркутске бампер, меняю стертые до железа тормозные колодки... Обедаем и собираемся. Решили проехать по дороге ведущей дальше, мимо оз. Шара-Нур. Преодолеваем очередной перевал, скрытый сосновым бором. На спуске находим избушку бабы Яги. Проезжаем узкую дорожку над падью Ташкиней и попадаем на побережье — путь до побережья чуть более 7 км.

Вид понравился даже коту, он вылез поглазеть в открытое окно. Здесь быть очередной стоянке!

День десятый, 03.08.12

Яркий, солнечный, жаркий по-летнему. Был полностью посвящен рыбалке на хариуса — гранаты оказались у меня не той системы; посещению вершин, образующих падь, созданию на верху своей каменной пирамидки, купанию (бррр), естественным бытовым нуждам. А вечером баня и под яркой луной пекли картошку.

Познакомились с соседями из Ангарска, они нам посоветовали съездить в Тункинскую долину и указали интересное место «Икс» (почему «Икс»? — чтобы никто не догадался!).

В довесок один грустный комментарий: все — ничего, но российский человек почему-то не может не гадить, как в прямом, так и в переносном смысле. Один из склонов загажен настолько, что туалет на ЖД-вокзале в каком-нибудь «Урюпинске» в сравнении — просто реанимационная палата. Выкопать ямку для них целая проблема, а закопать ее — ...

Ночью подул сильный шквалистый ветер. Мы поняли — это знак. Пора срываться. Так и сделали.

День одиннадцатый, 04.08.12

Собравшись попрощались с роскошным местом, встали на тропу, и на самом выезде ее перегородил УАЗик инспекторов. Проверили наличие талона контроля, пожелали хорошего отдыха, а сами на берег с проверкой (вот, кстати, о штрафах!). Мы выбрали следующее направление — озеро Ханхой, затем Курумчинская стенка далее все, что попадется по пути и на выход — пора и честь знать…

Ольхон — остров сусликов и лошадей. Что этих, что тех — целые табуны...

По дороге, помимо сусликов, видели еще одну достопримечательность острова, требующую отдельной дискуссии — «ведьмины круги».

Минув километров эдак четырнадцать-пятнадцать, выехали к озеру Ханхой.

В округе сотни каменных террас и остатки древнейших стен вперемешку с современными туристическими и местноэтническими изваяниями.

Вот и она — Курумчинская стенка — мегалит в стиле Ольхон…

В одной из следующих бухт нашли останки палатки. Им 300 лет будет в обед. Хорошо, если их бросили в этом сезоне! А вполне возможно, и в прошлом году. Они находились в состоянии, не пригодном для жития: обветшали, порваны ветрами и потеряли конструктив. У нас на палатке вот-вот сломается алюминиевый пруток, вот мы и решили взять несущую конструкцию — до дому еще далеко и всякое может случиться. Не тут-то было! Откуда ни возьмись, а именно со стоящего метрах в трехстах пятидесяти лагеря, явился на своем автобусе общественный деятель. Стал с пеной у рта требовать, чтобы все положили на место. Мол, все это его друга и он вот-вот вернется. А у самого алчно тряслись губы, злобно горели глаза — видать, давно уже присмотрел себе; уехал обратно. Из принципа не отдали. Нахамил, настроение испортил так, что вся неделя эйфории насмарку. Двинули к парому. Стоим в очереди… Ну надо же кого я увидел в зеркало бокового обзора: наш «приятель» примчался! Это ж надо, за 15 км! Начал требовать, скандалить, орать «позову милицию!» (пардон, полицию), демонстративно достал видеокамеру. В ответ я достал фото… Мои спутницы до конца уговаривали меня не поддаваться на провокации, но мне это чертовски надоело, человек очень сильно «выпрашивал» и мог «выпросить», а этого не позволял его возраст, и мы вышвырнули палаточные запчасти из машины…

В каждой бочке меда всегда есть ложка дегтя!

К слову сказать: наша «вертикалевская» палатка выдержала до конца всё путешествие…

Ну, вот мы и на большой земле. Всего на Ольхоне наш «кукурузер» намотал около 240 км. Настроение понемногу начало исправляться. Четкого дальнейшего плана у нас нет, да и думать не хочется. Тапку в пол и более чем четырехкубовый двигатель резво понес джип, вырывая из сердца красивейший остров Ольхон. Направление смутно вырисовывалось куда-то в Тункинскую долину, но сначала Баяндай, Иркутск и Култук. Почему смутно? А вы попробуйте за тыщщи километров от родного дома без ЖиПиЭс и без подробной карты…

А пока мы сворачиваем с дороги в древние Тажеранские степи, в поисках места для очередной ночевки. Не найдя, выезжаем на дорогу на Баяндай. И снова съезжаем с нее в долине реки Анга. Мчимся обратно к Байкалу. Места по-прежнему завораживают.

Проносимся мимо природного памятника — шаровидной отдельности в габбро (об этом узнал уже сидя дома за компом из инета) — ее мы осмотрим завтра, на обратном пути. К величайшему сожалению проносимся мимо священной горы Ёрд — не зная о ее существовании. А воля случая приводит нас в залив Бегул. Где-то неподалеку есть красивый грот и об этом я узнал тоже дома за компом из инета — эдакий инетовый путешественник. Потемну разбиваем лагерь и спать… Намотав еще 51 км, прошли за одиннадцать дней 3 863 км.

День двенадцатый, 05.08.12

Начинаем с осмотра достопримечательностей, пропущенных ранее вечером: всяких шаровидностей, стенок, террас, сейдов, селищ и городищ — кто их разберет, что же на самом деле эти мегалиты!? Многое из белого мрамора…

Еще один «памятник природы» правильной шестиугольной формы…

Закончив с экскурсами по феноменам геологии, снова продолжили путь.

Где-то на перевале перед Баяндаем на рынке у дороги пополнили провиант творогом, сметаной, пирожками, салом — все домашнее, скусное! Баяндай. Далее Иркутск: на выезде чуть не уехали в Ангарск… Через пару часов Култук. Не правильно рассчитав горючее, в Култук въехали накатом, с яркой лампочкой «fuel». Но все обошлось без эксцессов. Заправились. Нашли указатель «Култук—Монды» и снова в путь, в Тункинскую долину — заветное место «Икс» указывало на лечебные источники в районе реки Харагун, за бурятской деревней Охор-Шибирь. В сие место ведет федеральная трасса А-164.

День выдался дождливый и тяжелый. Было слишком много смен направления: на Баяндай, на Иркутск, на Култук, на Монды. Головы пухли от переизбытка информации. К концу дня мы проехали село и реку Зун-Мо(или «у»)рино уже в поисках места на ночлег. Остановились через пару километров, на опушке под мостиком через какую-то мелкую речушку. Рядом, в глубине леса, за стеной травы в человеческий рост пустовало какое-то строение. Поставили палатку, поужинали. Устали отбиваться от комаров, слепней и оводов величиной с воробья. Забились кто в машину, кто в палатку. Резко стемнело. За день пройдено не много — 395 км. Итого 4 258 км. Вроде день закрыт — не тут-то было: только улеглись — ливанул дождь, под удары капель начали с женой засыпать и… — совсем рядом раздалось то ли рычание, то ли ворчание, то ли хрюканье. Полные штаны адреналина. Я беру служившую у нас люстрой в палатке люминесцентную автомобильную переноску в одну руку, лопату в другую и выхожу наружу из палатки. Дождь льет как из ведра, ничего не видно дальше собственного носа. Подсвеченный ужин собственной персоны — адреналин выветрился только под утро. Сон длился часа три…

День тринадцатый, 06.08.12

Достаточно раннее для не выспавшегося человека, сырое, туманное утро. Комары так никуда и не делись. Проводим, ставшие уже привычными скорые сборы, комкаем и запихиваем в багажник мокрую палатку. И завтракаем уже в пути. До реки Харагун еще 30 км. Солнце поднимается, с ним уходит туман и приходит жаркий летний день. Въезжаем в деревню Охор-Шибирь.

В местном магазине предусмотрительно продают тару для воды. Пересекаем поле.

Где-то через 10 км от дороги нас встречает Хонгор-Уула:

Через пару километров находится санаторий. Хотя слово «санаторий» слишком громкое для него. Но ведь главное содержимое! А оно, поверьте, действительно дороже золота!

Первым встречаем желудочный источник. Весь лес увешан табличками благодарных исцеленных.

Как-будто что-то живое поселилось в нем.

Чудесная вкусная минеральная вода…

Через пару километров, после санатория оказался подвесной мост через реку. В округе, прямо в лесу и по обочинам дороги стояли палатки семей, лечащихся у источников — уже только это о чем-то говорит… А еще через 2,5 км пешей прогулки нашлись остальные источники, все, кроме сердечного, — его, нам поведали местные жители, нужно искать зимой, когда окружающее его болото замерзает. Источники Хонгор-Уула — стали нашей крайней южной точкой экспедиции. Далее нас ждала легкая прогулка по лесу с центнером лечебной воды в обратную сторону и выезд на асфальт. Спасибо этому месту! Мы едем обратно в сторону дома.

Снова на дороге. В районе поселка Жемчуг стоит еще один субурган.

Палатка в багажнике сообщила о том, что она начала преть — срочно требуется просушка. Благо, места предостаточно и погода располагает. Спускаемся к берегу реки Иркут.

Наблюдаем, как недалеко в Саянах раз за разом зарождается дождь, проплывает мимо, иногда цепляет нас. Настоящая дождевая фабрика. Но нам все же удалось просохнуть, пообедать и отдохнуть.

На въезде в Тункинскую долину, сразу за рекой Большая Быстрая, километрах в трех, находится забавное место — местная достопримечательность — дача художника-мультипликатора Андрея Михайлова, построенная его собственными руками. Нас встретила Тамара Алексеевна — мама художника, в прошлом работник милиции, сегодня — сама художник.

И на этой радостной ноте отчаливаем из Тункинской долины. Где-то там, за Мондами, в Окинской долине нас все еще ждут водопады, лавовые поля, вулканические кратеры, но мы выбираем следующее направление в соответствии с начальным планом, после Ольхона, мы должны были посетить что-нибудь на восточном побережье Байкала — выбрали Гремячинск и его окрестности. Сказано — сделано! Поехали! … Култук позади, проезжаем Мангутай — где-то здесь мы спускались к Байкалу первый раз…, а почему бы и нет!? — останавливаемся на ночевку на нашем «старом» месте. Сон под стук колес поездов, проносящихся пятнадцатью метрами выше каждые полчаса — та еще экзотика, но так уж захотелось супруге. Километраж за день — всего лишь 197 км, но зато каких!

День четырнадцатый, 07.08.12

Итак, пройдено 4 455 км. Направление на восток — северо-восток, т.е. Гремячинск. Остановившись на обочине для покупки «даров» природы, встречаем того самого соседа из Ангарска по пади Ташкиней с острова Ольхон, с легкой руки которого мы посетили Тункинскую долину — низкий поклон — спасибо!

Вот такие наличники есть в каждой деревне, которые мы проезжали. Где-то более, где-то менее нарядные.

Путь к Гремячинску приграждает река Селенга. Существует два способа пересечь ее со стороны Иркутска. Первый — по мосту в п. Тресково, далее поворот на Шергино, только нам направо, мимо Покровки до Комы, Турунтаево и т.д. до Гремячинска. Второй — на пароме в п. Татаурова — ходит каждый час до 17:00, далее Кома и т. д. Ехать по мосту нам показалось более привлекательно, хотя и дольше и дальше.

Стоит предостеречь тех, кто печется не только о себе, но и о боевом коне — выбранный нами путь, а это не много не мало 50 км — грунтовая дорога не особо хорошего качества.

И где-то за Турунтаево случилось непредвиденное… Как-то незаметно… Типа «долго — ли коротко»… Вижу я стелу… Улан-Удэ! ЧТО!? Глазам своим не верю! По тормозам. Выхожу из машины. Под стелой сидит дедушка. Задаю дедушке почти идиотский вопрос: «Это взаправду Улан-Удэ?». «Да», — спокойно отвечает дедушка. Прыгаю в машину, в висках стучит, закипает продукт жизнедеятельности человеческого организма, давление пара мгновенно увеличивается, нога давит на педаль акселератора, плотные клубы едкого черного дыма из выхлопной трубы… Где-то, скорее всего в Карымске, свернули не на ту дорогу, почти 90 км не в ту сторону! Кстати о ЖиПиЭс!

Жена и бабушка предполагали заехать в этот красивый город на обратном пути. Вот он! Похоже, недорозумение испортило настроение только мне, оно было такое же мрачное, как и те тучи, что заволокли небо… В общем, благодаря мне, скучно покатались по городу, не забыв заблудиться. Дедушка, жена, мама, дочка, а также жители Улан-Удэ, прошу прощения за свое поведение!

Впрочем, покупка карты исправила ситуацию с плутанием по городу. Я твердо решил добраться до побережья еще сегодня. Моего рвения никто не оценил. Мы подумали, и я решил, раз уж потеряли столько время, поедем несколько ближе — в Сухую. Сухая — так называется живописная местность со множеством песчаных пляжей, сосновым лесом и село на восточном берегу Байкала, севернее дельты реки Селенга, недалеко от северного мыса залива Провал. Снова Тресково, далее поворот на Шергино, только нам теперь прямо. Скоро асфальт закончился, и началась дорога «без покрытия», километров за двадцать до Сухой она превратилась просто в стиральную доску. Сухая нас разочаровала количеством «отдыхающих», а утром следы «отдыха» просто ужаснули.

Не сложно подсчетать пройденный за сегодня путь: наша последняя стоянка за Мангутай — Тресково — расстояние 235 км, Тресково—Кома — где-то 50 км, Кома—Улан-Удэ — где-то 90 км, Улан-Удэ—Сухая — 180 км. Всего 555 км, не счетая плутания по городу. Итого, за четырнадцать дней — 5 010 км.

День пятнадцатый, 08.08.12

Красота этой местности соответствует ее описаниям в проспектах и альманахах Байкала. Вот бы здесь остановиться на денек-другой! По-видимому, так думают сотни семей, отдыхающих вокруг. Этот райский уголок, несмотря на детские рисунки-плакатики на экологические темы на деревьях, загажен не лучше городской помойки. Очень обидно и стыдно!

Остатки предыдущих стоянок, бытовой мусор на земле и переполненных мусорных баках, «общественные туалеты» в кустах и т.п. — в общем, весь прекрасный набор цивилизации в округе…

Разочаровались. Даже не стали обсуждать дальнейшие действия. Собрались. Проехали до следующего по дороге населенного пункта — Заречье, которое называют Байкальской Швейцарией. Нагло врут, или не были в Швейцарии… Хотя красиво, как и везде на Байкале.

Заскочили на местные лечебные источники. Впечатление хуже, чем от источников в Тункинской долине — в Сухой все ориентировано на массы, на поток…

Всё, поехали обратно! Вкусно перекусили в «Сытом Хубууне» у дороги и дальше, любуясь разыгравшимся буйством красок. Выезжаем на федеральную М-55, мчимся к Улан-Удэ. Решили снова посетить Иволгинский Дацан и стоянку Гэсэра.

По пути, в 20-ти километрах от Тресково, заезжаем в п. Троицкое, где в находится Свято-Троицкий Селенгинский монастырь.

Приобщившись к духовному миру православия, двинули дальше в Иволгинск к буддийскому духовному миру, подъезжая к которому я понял, что променяю на сон все святыни мира и не удостоил чести посетить Дацан вновь. Вырубился в машине прямо за рулем. Воспользовавшись отсутствием моего скряжества, женщины накупили целую кучу сувениров.

На стоянке Гэсэра решили подняться на гору к православному кресту — 801,1 м над уровнем моря. Обычай, что ли, у местных христиан ставить кресты на всех бурятских святынях?! Путь наверх не самый легкий, бабушку оставили внизу. Пока мы карабкались наверх, наш барбос успел сгонять вниз, в долину, погонять там отару овец и вернуться наверх к нам — вот у кого энергии хоть отбавляй! Вид сверху открылся поистине грандиозный. Аж дух захватывает! Мать-природа постаралась в этих местах на славу.

Вот и всё! С этого момента, можно считать, наше трофи пошло к завершению. Стало очень грустно. Никак не хотелось прощаться с местами, которые оставили такой яркий след в памяти. Чем дальше двигались на восток, тем меньше стало разговоров. Пока не возникла необходимость остановиться на ночлег. Все внимание переключилось на поиски удобного места. Пожалели, что не остановились на берегу Селенги в районе горы Спящий Лев.

Отъехав от Шаманских гор (стоянка Гэсэра) около 100 км — 550 км трассы «Байкал», съезжаем в чистое поле. Первая стоянка на обратном пути. Здорово расположились прямо на мягкой дороге. Разожгли костер. Пекли картошку. Чуть-чуть злоупотребили. Долго не ложились спать. Где-то в час — в два достал свой инфракрасный термометр и обалдел — температура воздуха была 8 градусов по Цельсию. И это 8-го августа! Вот так сюрприз! Под утро пошел дождь. Продрогли, как цуцики. За этот день отмотали снова немного — всего 340 км. Значит, итого за пятнадцать дней 5 350 км.

День шестнадцатый, 09.08.12.

Утро выдалось дождливое. Запихали мокрый кемпинг в багажник и, не позавтракав, продолжили путь. Перекусили в машине.

Ближе к обеду распогодилось. Остановились на привал. Просушили палатку и пообедали.

1 080-й км трассы М-55 — подъезжаем к Чите. В моей памяти еще свежи воспоминания о проведенной мною «экскурсии» по Улан-Удэ, гложет совесть, и я предлагаю спутницам заехать в Читу. Это было моей ошибкой. «Город» произвел крайне нехорошее впечатление (почему в кавычках?), да потому что Читу городом назвать не поднимается язык. Ливший недавно дождь придал ей «особое очарование». К тому же мы заблудились. Пробовали купить карту — не вышло. Спрашивали прохожих — те понимающе ухмылялись, объясняли, но мы выехали далеко не с первой попытки, плутая между какими-то заводскими постройками… В общем, убили кучу время, спалили солярки, провели краш-тест ходовки, потому что нормальный асфальт в Чите — экзотика. Наконец выехали. Все облегченно вздохнули. Определились с направлением и поехали прочь.

В остальном день выдался обыденным, даже скучным. Погода к вечеру совсем наладилась. Место на ночлег я, набравшись храбрости, выбрал сам. И не ошибся. Свернув с дороги где-то в 150 км от Читы, в районе села Богомяково, напрямик через луг, без дороги, поднялся на холм. Перед нами раскинулась ровная, красивая поляна. Как и прежде, поставили палатку, развели костер, поужинали, пекли картошку, разговаривали — красота. Ночью в палатке грелись закутанной в тряпку вынутой из костра картошкой. За шестнадцатый день пройдено около 710 км, т.е. всего где-то 6 060 км.

День семнадцатый, 10.08.12

Прекрасное утро. Пока мы собираемся, кот охотится на кузнечиков, которые просто огромные — сантиметров по семь. Очень веселое зрелище. С хорошим настроением продолжаем свое возвращение домой.

Дорога на этом участке просто идеальная, к слову от Читы она теперь М-58 и называется «Амур».

Чем ближе к дому, тем сильнее стала проявляться усталость. Даже Рекс, который всю дорогу смотрел в лобовое стекло, стоя на лапах между передних сидений, стал все чаще спать, потеряв интерес к дороге.

Я поддался на уговоры женского пола заехать на ночлег в населенный пункт и переночевать в гостинице, как «белые» люди. Поэтому решил ехать в это день до упора, пока не стемнеет и уже потемну заехать в населенный пункт. Таковым оказалось Сковородино. Это оказалось наше заключительное приключение.

Сковородино находится в стороне от автомобильной трассы в 5 км. Жуткие 5 км. У местных не хватает денег даже на «просто пустить грейдер». После дождей все канавы этой, с позволения сказать, дороги, были наполнены дождевой водой, которая была тщательно перемешана с грунтом проезжающими машинами. Заехав в городок, стали искать приличную гостиницу. От одной к другой. Где-то через минут тридцать поисков, когда нашли и договорились о цене с владельцем частного отеля, прозвучала уже знакомая с начала путешествия фраза: «Где кот?!». Мы умудрились потерять кота в ночном городе. Уже второй раз за путешествие. У меня на фоне усталости нервный срыв — потеряли любимого кота… Часто и глубоко дышим, успокаиваемся и принимаем решение — вперед на поиски! Два часа ночи. Вернувшись на место первой остановки, громко кричим «Кысс, кысс! Кысс, кысс!». Безрезультатно! Едем дальше по всем остановкам. В одном темном закоулке бабушка с открытым пакетиком «Вискас» чуть не была съедена стаей голодных уличных котов. Все безрезультатно. От бессилия едем снова на место первой остановки. Выходим из машины в разные стороны, даже не прикрыв двери. Пока ходили-орали «Кысс» в округе по ночному городу, он ВЕРНУЛСЯ сам! И забрался через открытую дверь в машину. Счастью не было конца. Я наотрез отказываюсь от гостиницы. Поплутав по Сковородино, выезжаем на трассу. Злость, усталость, чувство облегчения, радость и еще миллион разных оттенков эмоций… В кромешной тьме нереально найти нормальное место для ночевки и мы останавливаемся на стоянке дальнобоев. Кидаю на землю внутреннюю, без крыши, часть палатки, раскатываю два слоя туристической пенки, одеваю на себя все, что есть и падаю спать, переругавшись с женщинами, которые остались спать полусидя-полулежа в машине. Через полчаса супруга решила поддержать мой сон аскета на открытом воздухе. За сегодня прошли, вместе с плутаниями по Сковородино, где-то 790 км. Значит, итого за семнадцать дней 6 850 км.

День восемнадцатый 11.08.12

Первое, что бросилось в разлипшиеся глаза в лучах рассвета — это цвет машины — Сковородино — так и сяк его! Молча проснулись, молча собрались, поехали. Помирились. Единственная цель этого дня — добраться до Хабаровска. Но по пути просто необходимо было привести себя и автомобиль в порядок. Комплекс «777» где-то перед Шимановском великолепно справился с первой частью задачи: душ, прачечная и гостиница (нам они были уже ни к чему), неплохая закусочная — почти ресторан… А с помывкой машины, из-за отсутствия соответствующего сервиса, пришлось переступить через себя и помыть ее водой из реки — каюсь! Практически не останавливаясь, мы преодолели за восемнадцатый день 1 200 км! — въехали в Хабаровск в 4 часа утра. Пройдено 8 050 км.

Отпуск подходил к концу и 15.08.12, после ремонта машины, был выезд в Де-Кастри в компании наших друзей, но уже без бабушки. Остается только суммировать весь путь и подвести итог. Прибавим 1 340 км до Де-Кастри (туда и обратно по 670 км) к нашим пройденным уже 8 050 км и накинем километров 50÷60 на все плутания за экспедицию, получим 9 450 км.

Все цели путешествия были так или иначе достигнуты: оз. Байкал, о. Ольхон посетили, в Улан-Удэ заехали, на восточном байкальском побережье побывали. Помимо всего смотались в Тункинскую долину. Жаль, что все было «галопом-по-европам», жаль, что не доехали до Окинской долины. Жаль, что на многое не хватило времени. Но есть и другая сторона медали — есть перспективы! Да и с планами уже определились: летом 14-го года на Алтай! Всем спасибо, что набрались терпения это прочесть и посмотреть!

МОЛОДЦЫ
Мой отзыв: Nissan Safari 1996

Классно! Молодцы! Надо двигаться в следующий раз дальше на запад.

оренбург
КОТ УМНЫЙ И ХИТРЫЙ .класс.удачи в новых путешествиях.

Молодцы! Интересно читать, я сам из Мухоршибиря и приятно когда хорошо отзываются о твоей малой родине, спасибо.
мазда мпв

BARNAUL
КЛАСС!!!!!!!!, молодцы, хорошая поездка. Тоже планирую в это лето в конце июля съездить на Байкал (давняя мечта). Лишь бы погода не подвела. Говорят если лето без солнца и с дождями, на Байкале очень холодно, и не хотелось бы просидеть в палатке все время.

Спящий пес с дочкой умиляют )))

молодцы земляки. прочитал на одном дыхании

Классно!!! Большие молодцы!!! - вся семья!!!

поездка класс!
котик очень красивый!
p.s.: очень опасно ездить с ним без поводка в такие поездки, вы не потеряли его чудом. Есть специальные шлейки для кошек, в следующий раз обзаведитесь и привязывайте его
new фен REDVERG Basic HG2000 1.2тр, new инвертор ACV DC-1006 4.5тр, масло TAIF VIVACE 5W-40 5л 2тр

Хорошо съездили, машина подходящая для таких путешествий.
Продам своего крокодила. Subaru Outback 2001г.в. Пишите в л.с.

Крута

Село
Путешествие отличное!Тож переживал за кота когда он потерялся в Сковородке.

Liberty City
Интересно, что автор прячет в левой руке за спиной.
у тебя, видать, нету опыта эксплуатации зеркалки типа кэнона. Есть такое классное устройство для фотоаппарата, называется "пульт ДУ"! =)))
Алтайский настоящий мёд. Это ко мне.
Мой отзыв: Honda Partner 2003

Просто супер! Признаюсь был везде по вашему маршруту, кроме Ольхона. (Местный потому что, наверно). А вы просто молодцы!!! В ваше путешествие еще бы и рыбок аквариумных взять, да птичку в клетке))).

Ангарск,ирк.обл.
Привет Эдуарду Борисовичу!!!)))Отец моего товарища!!!
Мужчина должен быть надежным, как Toyota, и большим, как Sequoia..

НОВОСИБ
ВЕСЕЛАЯ У ВАС СЕМЕЙКА.

Ulan-Ude
очень понравились ваши панорамные фотографии ! спасибо за очень интересный обзор вашего путешествия

в такие путешествия, 80-й Крузак - идеальный вариант.
ULTIMA RATIO REGIS

Энгельс
Необыкновенные приключения!

Петербург
Присоединяюсь к восторженным отзывам писавших до меня. Прекрасный отчёт! Спасибо! а особенно за маршруты на картах, тем боле на каждый день, так что никаких трудностей с попытками понять где же всё это проезжаемое и описываемое находится. Все бы так делали!
С уважением всей семье,
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции

Маршрут интересный, но вы как человек из небольшого посёлка, похоже боитесь городов с их движением и пробками и поэтому пишете что Чита и Улан-Удэ некрасивые города, хотя не увидели там ничего, а там много что есть посмотреть. А Иркутск проскочили, это вообще город-музей. Зато насладились природой, хоть вы и не дружите с комарами. Главное вы съездили и получили впечатления, а в следующие разы будете более детально готовиться к поездке.
MSX

Хабаровский край
хорошо прокатились! это не кузнечик, это саранча...
С уважением, MSX!!!

отличное путешествие!

Молодцы, еще одно подтверждение тому, что надо ехать на Байкал, хоть раз в жизни побывать там.
Был: ТАЗ 2106-77 год
Сейчас: Nissan Presage 2000-КА24

Село
Да,Байкал манит к себе.Проезжал мимо несколько раз и только раз остановился там на день.Не возможно передать словами или фото ту красоту природы,её нужно почувствовать.

Каменск, Бурятия
Хорошее путешествие! Молодцы! Очень радует, что есть путешественники, не оставляющие после себя мусор. Я сам житель этих мест (побережье Байкала и воочию наблюдаю как "ДИКИЕ" (действительно дикие) туристы гадят и захламляют берега нашего Священного озера. Местные администрации как в с.Сухая, Заречье, так и другие не имеют финансовых возможностей даже на уборку мусора, хотя поток туристов увеличивается с каждым годом. Иногда помогают волонтеры ( в основном - школьники и студенты). Мне также стыдно и обидно за наш Российский пофигизм по отношению к окружающей среде. А Вам желаю удачи в дальнейших путешествиях!
Да, в Тункинской долине Вы не посетили п.Аршан - там тоже замечательные места в предгорьях Восточных Саян.

КЛАСС!

Саянск
капитанКакао:
Если не обратил внимание, то на одной из фоток есть штатив
Subaru Legacy BP5 EJ203 2005

Саянск
Суперотчет, молодцы!
Subaru Legacy BP5 EJ203 2005

Котямба супер!!! Классное путешествие )))
Мой отзыв: Mazda CX-7 2007

Молодцы хорошее путешествие!!!

Сызрань
Молодцы, хорошо прокатились! Да еще и с пушистой живностью. И у меня тут же возник вопрос: если кот домашний, значит привык к латку, как вы и он обходились с этим в дороге. Я тоже хочу взять кота в дорогу, но он, казявка, в туалет не просится: чистый лоток - хорошо, грязный - сам выберу место куда сходить, например, на кровать.

Лукоморье
Через месяц едем в Новый Энхалук. Лед к тому времени растает? И кролика не с кем оставить.

МОЛОДЦЫ! В следующий раз езжайте в Чивыркуйский залив - самое красивое место на Байкале. Будет еще боьше впечатлений. И еще: Почему не сфотали голову Ленина на площади Советов в Улан-Удэ????? Пролетели мимо прямо там ! Самая большая голова Ленина в мире!!! Но все равно круто съездили.)))

Все хорошо написано. Единственное, Вы не правы насчет воришек. Там где жена потеряла тысячу, ее у нее не украли. Там пацанов воришек нету. Местность известная, люди тоже. Там все на виду. Хороший рассказ.

VanDiesel:
Подскажи адресок магазина

Очень интересный рассказ, прочитал всё)
Для полного комплекта, вам не хватило съездить в Баргузинский район и выше, там пейзаж не менее интересный :)

Очень интересно написано, правда чужие вещи брать лучше не надо, для местных это повод для скандала, пусть сгниет но не бери, это про сломанную палатку. А вообще интересное путешествие, но в женском коллективе иногда сложно принимать решение без настойчивасти. Рекомендую не на Алтай, а в Туву, так же интересно, но и ближе будет вам.

надо было свернуть на юг от Иркутска примерно 250 км. доехать до Аршана место классное не пожалели бы у предгорья Саян

если каждый приехавший туда произведет уборку территории где он отдыхает, не только за собой но и за другими будет круто! матушка Земля отблагодорит! несколько раз был в этих местах и наблюдал, как англичане, американцы, фины, приезжают туда и наводят там порядок! сам производил уборку берега от мусора и пластика с другой стороны Байкала где это соленое озеро несколько киллометров от п. Хужир.

Кызыл
Приезжайте в следующий раз в Республику Тыва.

Сильно!!! Просто молодцы!!! Спасибо за добрые слова про Бурятию.
Обузданная мысль приводит к счастью...

Отличное путешествие, великолепный КОТ! На какой объектив вы снимали панорамные кадры?
Дром.ру - Форум успешных людей!

Машина то что надо)

Этим летом тоже собрался на Ольхон. Вопросы автору: Насколько легко можно найти частное жильё в самом Хужире? Какая стоимость с человека за сутки? Есть ли на берегу специально оборудованные палаточные городки? А телефона какого-нибудь островитянина сдающего жильё случайно не осталось?
Правый руль FP CP8W 1839 куб см 138 л.с. 7 мест

ДА ПРОБЕГ ДОСТОЙНЫЙ УВАЖЕНИЯ!!!!

Хабаровский край...
Андрюха, в 14-м едем вместе)))) готовлю авто!
Прювет Де-Кастратам, скоро вернусь!!!!:)
https://www.drive2.ru/r/jeep/479593778970099816/- now
Вжик-вжик...

silent_control:
Спасибо! Объектив, как и аппарат, SONY, 3.5-5.6/18-70 + PanoramaStudio v1.6.0

Алдар В.:
Сильно!!! Просто молодцы!!! Спасибо за добрые слова про Бурятию.
Да, в Бурятию влюбились всем семейством! Даже задумались про переезд...

Ayas:
Приезжайте в следующий раз в Республику Тыва.
Спасибо за приглашение! Большой соблазн - виды у вас великолепные!

zallex:
Думаю, подобные акции следует организовывать в массовом порядке, как субботник!

zallex:
В Тункинке мы побывали, только "голопом-по-европам" . Да, про Аршан задумался ранее, как и про Окинскую долину!

Алекс56 рус:

Kucher K:
Сам понял - если бы не обстоятельства даже не подумал бы смотреть на эти останки - я не привык жить чужим добром! А про женщин - все верно :-) Тува - здорово, но ближе Кодарский хребет в Забайкальском крае и Чарские пески - туда тоже хочу... :-)

shukuchi:
Очень интересный рассказ, прочитал всё)
Согласен с Вами полностью!

Подскажи адресок магазина
С рукой просто так вышло - нет у меня пульта :-) А аппарат "сонька" альфа сотая :-) - уже динозавр...

Izbarel:
Как знать... И спасибо за оценку!

DDDddd:
В следующий раз! Обязательно!

Railwarrior:
Не поверите - сегодня дочке на День рождения подарили кролика :-))))

e-ljuda 63:
Если честно, пару раз мыл коврики (хорошо были резиновые), соответственно воспитательные меры... А потом, как у Куклачева :-)

andreika1403:
Молодцы хорошее путешествие!!!

Veter E:
Котямба супер!!! Классное путешествие )))
Я ему передал! Спасибо!

KDL38:
КЛАСС!

Деспот:
Андрюха, в 14-м едем вместе)))) готовлю авто!
Прювет Де-Кастратам, скоро вернусь!!!!:)
Ловлю на слове! :-)

uyris:
Я полностью с Вами согласен - это не пустые слова! Спасибо за такой комментарий! Про Аршан - уже не раз кусал локти...

nastroga:
Согласен - видел собственными глазами!

nastroga:
Безусловно!

noname38:
отличное путешествие!

MSX:
хорошо прокатились! это не кузнечик, это саранча...
Спасибо! Кот уминал как кузнечиков... :-)

matinec:
Не совсем с Вами согласен! Я не боюсь больших городов. Даже более - я жил в Питере, Хабаровске, Выборге и т.д. - просто есть с чем сравнивать. Обидеть никого не хотел! Согласен про Иркутск и Улан-Удэ - города-музеи! Нигде в отчете не опровергаю. А вот Чита... А с комарами мы дружим - они снами не дружат :-) В остальном полностью согласен. Спасибо за хороший коммент!

PeterC:
С уважением всей семье,

Свет@лана 2:
Необыкновенные приключения!

twincam:
в такие путешествия, 80-й Крузак - идеальный вариант.
Абсолютно согласен! Проверено на опыте!

ahdKt:

паха 54:
ВЕСЕЛАЯ У ВАС СЕМЕЙКА.
Еще какая... :-)

капитанКакао:
крутяк! где вы вместе на фотках, фотал кот?)
Спасибо! Угу, кот. А пес командовал :-)

м 008 мм сафари:
МОЛОДЦЫ

KnA_kms:
Классно! Молодцы! Надо двигаться в следующий раз дальше на запад.
Спасибо! Так и планируем!

дядя саня оренбург:
КОТ УМНЫЙ И ХИТРЫЙ .класс.удачи в новых путешествиях.
Действительно! Как Вы догадались!? Спасибо!

fooma:
Не за что! Это Вам спасибо за Вашу малую Родину - очень приветливый городок!

Ser@ga:
Нам попался и дождь, и палящее солнце. В любом случае поездка того стоила! Купаться будет холодно в любом случае :-)

Denis2:
Спящий пес с дочкой умиляют )))
Согласен! Таких фоток штук десять за всю поездку...

Интересно, что автор прячет в левой руке за спиной.
...пальцы скрестил, на всякий случай :-)

DV_FOR_LIFE:
молодцы земляки. прочитал на одном дыхании
Спасибо! На зимнюю рыбалку к нам не ездите?

ШТРАФБАТ:
Классно!!! Большие молодцы!!! - вся семья!!!

laurel:
поездка класс!
котик очень красивый!
Есть такая... Пробовали, но это мука! Предпочли риск мукам :-)

ander8:
Хорошо съездили, машина подходящая для таких путешествий.
Точно!

Street Storm:
Крута

Alex-real:
Это всегда так: сапожник без сапог. У нас в трехстах километрах Амурские столбы - несколько лет собираемся посетить... Рыбок - нет уж, извольте! А вот кролика дочке подарили...

operman:
Привет Эдуарду Борисовичу!!!)))Отец моего товарища!!!
Дак, это Вы передавайте от нас - Вам сподручнее! Еще раз ему ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

Братск, Иркутская область.
Молодцы! ЗдОрово прокатились!

не пожалеете....

да уже говорили, что по сто раз говорить читай коменты.......

slapet79:
Я понял ЛЕГКО! Про цены не скажу, т.к. не интересовался - ездили "дикарями" принципиально. Есть и палаточные городки, даже есть карты Ольхона где они указаны. Телефонов в Инете много.

Масштабно. Далеко не все местные могут похвастаться, что были во всех этих местах. Респект.

ИзСибири:
Спасибо! ...Бадмаевич

ИзСибири:
"А свадьбы в Бурятии все чаще играют безалкогольные." ? )))
Если и глупость - то очень правильная!

Strannik_T:
Молодцы! ЗдОрово прокатились!

улан удэ
Хорошая поездка ! Но немного сумбурная те куда завезет ! Пропустили много красивого и в Бурятии и в Иркутске Надо побывать на берегу с Баргузинской стороны Всего конечно за короткий срок не обьять и так много повидали Все про котяру а пес то как проехал ? Спросите у него ??? Приезжайте еще к нам в У-Удэ и на священный Байкал !

улан удэ
владимир бадмаев:

владимир бадмаев:
Согласен с "сумбурностью", а когда узнал мимо чего мы проехали кусал локти, грыз ногти и т.д. Барбос Рекс на самом деле тяжко перенес поездку - усидеть день в тесном авто для собаки у которой энергии хоть отбавляй... Обязательно приедем! Спасибо за приглашение!

Ust-Ilimsk
Молодец,отчет классный,читается легко!
улыбнуло,как песик тухляк нашел,аналогично у нас с отцом было(ездили в 1994г из Усть-Илимска в В.Нерген(Малмыж) и обратно на ваз 2101 с прицепом) и,тоже в районе чернышевска,правда наш песик(дальневосточная лайка) был покрупнее и поэтому бежал до ближайшей речки примерно 30 км,т.к. в салон нереально было забирать(вонь метров за 5 сбивала с ног).

(Обычай, что ли, у местных христиан ставить кресты на всех бурятских святынях?!)
Тенденция последних лет- неуважение или комплекс неполноценности.

Zubtsov
Нормалек!!! Пишите еще!!!! Талант!!

Да про Читу отзыв в точку!!! Про дороги тоже отзыв +5. Свернув от Читы в сторону Китая ваша бы машина до точки назначения недоехала. Федеральная трасса, лицо нашей страны. Китайцы в шоке, богом забытый край, кругом разруха, вид как после войны. Зато раздолье, малая населенность, красивая природа , когда конечно лес не горит, но это бывает редко. Отчет о путешествии замечательный с радостью почитал.

В Тункинской долине были а в Аршан не заехали... Зря...
Jeep Grand Cherokee Limited V8 4.7 WJ O|||||||O

Амурск
Очень понравилось, спасибо за рассказ и фото!
М. Булгаков, роман "Белая гвардия", о гражданской войне на Украине в 1918 году..
Мой отзыв: Daihatsu Terios 2005

блин, я тоже так хочу!!!
Интернет-магазин umka27.ru с закупками на Taobao (комиссия 12 %) 8-914-192-80-64.

Комсомольск-на-Аму
аффигеть.... а плохое пусть забудется!!!!
Заправка лазерных картриджей
ММС CHARIOT 4G63 1992. (В-909-ВВВ-21-2б)
ниссан Тиида, Тойота Хариер

Отличный отчет. Нынче собираемся в те края, приблизительно в те же сроки. Автор поминал на всех (или почти всех) стоянках комаров. А вот как насчет ситуации с КЛЕЩАМИ... ??? Или июль-август не их сезон?

Vald:
Спасибо! Мы (включая пушистых) с себя не сняли ни одного клеща!!!

Vald:
Спасибо! Мы (включая пушистых) не сняли с себя ни одного клеща!!!

Neformatoff:
блин, я тоже так хочу!!!
В чем же дело?!

Никодимушка:
Очень понравилось, спасибо за рассказ и фото!
Очень рад, что Вам понравилось!

INTELligent:
В Тункинской долине были а в Аршан не заехали... Зря...
Да, это уже было:-)
AgEnT 76:
... когда узнал мимо чего мы проехали кусал локти, грыз ногти и т.д.

Jack Ghost:
Молодец,отчет классный,читается легко!
Ваш случай тяжелее:-) Но тоже очень улыбнуло!

AlexZub:
Нормалек!!! Пишите еще!!!! Талант!!
Про талант - это Вы загнули, но писать буду...

Евгений Махлинский:
Если это пишет читинец, что еще можно сказать?! Хотя можно: наша местность тоже богами и администрациями забыта, но и здесь есть сезоны и места прекраснее которых я еще не видел! Думаю тоже самое и с Читой: к сожалению нам попались места "НЕ ОЧЕНЬ" и не в "ТО" время по которым мы и сделали свои выводы... Как-то так!

Караганда
Вот что я понял. Автор отправился в поездку для того:
1. Чтобы поменять тормозные колодки на Ольхоне.
2. Чтобы там же раздобыть запчасти для палатки.
3. Чтобы где-нибудь потерять хотя бы кота - с тещей это получалось хуже!
5. Провести ревизию экологии пройденного пути.
Черепаха-путешественница, или 11 т. км на MMS к морям нашего детства

Андрей Юрич:
Вот что я понял. Автор отправился в поездку для того:1. Чтобы поменять тормозные колодки на Ольхоне.2. Чтобы там же раздобыть запчасти для палатки.3. Чтобы где-нибудь потерять хотя бы кота - с тещей это получалось хуже! 4. Периодически ругаться со своим семейством, с жадным владельцем странной палатки, а также ругать дороги, Читу, грязь Сковородино...5. Провести ревизию экологии пройденного пути.А вообще-то - молодцы! С тещей я бы точно не смог! А собаку с котом нам очень хорошо заменяет Черепашка (см. наши отчеты).
Все совершенно верно! За исключением тещи... - цитирую: "механик-водитель Андрей Попугаев, его штурман, его дочь и его МАМА Тамара Леонидовна"!, т.е. для некоторых свекровь :-) Да, с котом вышла промашка, но мы честно пытались потерять его целых два раза! :-). А нам теперь будет дополнять еще и кролик! (похоже на выездной зоопарк) по всей видимости домашнего уюта в пути будет хоть отбавляй :-)

Nissantino:
Молодцы! Отличное путешествие у вас получилось! Вот сам живу в Улан-Удэ и никак такой возможности нет прокатиться,даже стыдно( На Байкале был всего раз 10-15 и то максимум в 200-300 км. от города. Но надеюсь когда-нибудь обязательно будет такая возможность))Расскажи пож-ста сколько денег за все путешествие потрачено в общем? И на бензин?
Отвечу в обратном порядке:

на бензин не потратил ни гроша :-), а вот на газ... - целых три упаковки балончиков - для плитки:-) автомобиль дизельный :-), поэтому тратился, в основном, на дизельное топливо. Спалили его около 1100 л, или около 30 000 в рублевом эквиваленте. А итого, вместе с ремонтом автомобиля (в Хабаровске - не на Ольхоне :-) ), вместе с продуктами и питанием в придорожках душем, гостиницей (одна ночь!), сувенирами, разными сборами, топливом и непредвиденными расходами - чуть менее сотни тысяч рублей!

Хороший отчет и серьезная поездка.

Караганда
AgEnT 76:
А, извиняюсь! Так долго читал, что и забыл уже, с чего началось! Ну, тогда в следующий раз можно будет и тещу прихватить в дополнению к кролику!
Черепаха-путешественница, или 11 т. км на MMS к морям нашего детства

agro*nom58:
Хороший отчет и серьезная поездка.

Андрей Юрич:
Это, к сожалению, будет проблемотично...

Молодцы ребята, это нужно иметь колоссальную выдержку, чтобы таким составом путешествовать! А по Улан-Удэ мы тоже поплутали. И дело не в том, что кто-то боится крупных городов, дело в том, что любой незнакомый город со своими дорогами, развязками и движением. Наверное нужно заиметь карты крупных городов перед поездкой, у нас не получилось. Ориентировались в основном по навигатору и знакам. Уже через месяц снова собираемся на Байкал, на Святой нос, действительно Вам побывать еще и в Баргузинской долине, красотища! Спасибо за отчет, захватило, и воспоминания навеяло....

Поездка огонь! Тож поедем осуществлять мечту 06.07.2013. прям после ЗАГСа!

Все здорово. Но навигатор не помешал-бы. А так - конечно молодцы. просто супер.
Мой отзыв: SsangYong Rexton 2008

Аполон-Союз:
Именно! Спасибо за понимание! И действительно, нужны карты либо на бумаге, либо в навигаторе. Вам желаем хорошо отдохнуть, ровных дорог, приятных попутчиков! С удовольствием бы присоединились, но в дальнюю дорогу только в сл.году. Удачи!

пивка_бы:
Поездка огонь! Тож поедем осуществлять мечту 06.07.2013. прям после ЗАГСа!
Молодцы! Мечты должны осуществляться! Удачи во всем!

Canek73:
Все здорово. Но навигатор не помешал-бы. А так - конечно молодцы. просто супер.

Улыбнуло про собаку, огорчилась про котейку. Вы отчаянные на такую поездку с животными, хотя у нас был кот тоже любил в машине ездить и в палатке ночевать. Очень интересно и познавательно, прямо хочется побывать там.

Мыха:
Не переживайте! - и кот, и пес прекрасно закончили путешествие. Не смотря на кажущиеся трудности, хлопот с животными у нас было не много. Шаг первый Вы уже сделали - главное захотеть! Удачи!

AgEnT 76:
Спасибо! Мы (включая пушистых) не сняли с себя ни одного клеща!!!
Это радует!

Отличное путешествие!

И бабушку,и кошку с собакеной с собой взяли...)))))))Молодцы!!!!Нико го не забыли.)
Хорошее путешествие и отличный отчёт!

«Город» произвел крайне нехорошее впечатление (почему в кавычках?), да потому что Читу городом назвать не поднимается язык. Ливший недавно дождь придал ей «особое очарование». К тому же мы заблудились. Пробовали купить карту — не вышло. Спрашивали прохожих — те понимающе ухмылялись, объясняли, но мы выехали далеко не с первой попытки, плутая между какими-то заводскими постройками… В общем, убили кучу время, спалили солярки, провели краш-тест ходовки, потому что нормальный асфальт в Чите — экзотика. Наконец выехали. Все облегченно вздохнули. Определились с направлением и поехали прочь. - если не знаешь города, а мозгов настроить навигатор даже в телефоне нет, зачем поливать грязью? по сравнению с тем же Хб, Чита гораздо чище, улицы расположены понятней, дороги, опять же если сравнивать с ХБ в гораздо лучшем состоянии даже на окраинах!!!

Де-Кастри
Я рад, что за восемь лет чего-то изменилось, а вы проснулись... Отчет 12-го года.