22.10.2007 | 40954 просмотра

Моей старшей дочери Маше, которая
одна осталась поддерживать в рабочем
состоянии дом и огород, посвящается.

Автопутешествие по маршруту Гавердово (Рязанская область) — Зарубкино — Саранск — Ульяновск- Борма — Кошки — Сергиевск — Уфа — Челябинск — Курган — Исетское — Ялуторовск — Омск — Павлодар — Семипалатинск — Усть-Каменогорск — Аюда (залив на Бухтарминском водохранилище). Машина Honda Odyssey 1998 года, пробег 98 000 км.

О машине:
Первый отзыв — https://reviews.drom.ru/honda/odyssey/13007/
Второй отзыв — https://reviews.drom.ru/honda/odyssey/14014/

Экипаж: водители — я и жена Татьяна, дети: Сережа, Саша и Поля. Дубль три, два предыдущих можно посмотреть здесь:

2005 год:
Без фоток — http://automarsh.ru/rasskazy/Alqeksandr_Ajvozqan/Rqazanq_UstqKamqenogorsk.html
С фотками — https://info.auto.vl.ru/adventures/travel/6251

2006 год:  https://www.auto.vl.ru/misc/autotravel.pdf
(pdf, 53 страницы с фотографиями, 2.4 МБт)

В эпиграфах использованы слова из песен группы «Машина Времени».

Предисловие.

Коротко о себе. Мне 41 год, жене Тане столько же, четверо детей, живем в деревне Гавердово Рязанского района. Дом со всеми удобствами, построили сами. От нас до города Рязани, где мы работаем и учимся 40 км, ездим почти каждый день. Старшие дети Маша и Сережа 18 и 17 лет учатся в институте, младшие — Поля и Саша — 14 и 16 лет — в школе. Участок 30 соток, рядом река Ока. В Усть-Каменогорске у меня родители и сестра, я сам там прожил первые 18 лет своей жизни. Едем на машине уже в третий раз, поэтому дорога уже не вызывает такого опасения и любопытства, как в первый раз. В первый раз я ездил с двумя детьми, второй раз — с тремя. В этот раз кроме трех детей взял с собой жену. Количество багажа резко увеличилось, зад машины ощутимо опустился. Одиссей — просторная машина, но на большие расстояния лучше ездить втроем-вчетвером, впятером — тесновато. Зато жена тоже водит, поэтому есть планы не останавливаться на ночевку, а почаще меняться ночью. Подготовка машины стандартная и описана в предыдущих статьях. Поменялось только расположение багажа и пассажиров. В Одиссее три ряда сидений, за третьим рядом — достаточно большой багажник. Туда вошла каркасная лодка в собранном состоянии и продукты в дорогу: яблоки, вода, консервы, хлеб, колбаса, сыр и копченая курица.

* Мы перед дорогой замораживаем в морозилке 10 бутылок газводы, утром перед выездом упаковываем их в пакеты и одеяла. Туда же кладем скоропортящиеся продукты. Даже в жаркую погоду два дня вода остается еще холодная.

Средний ряд сдвигается вперед и полностью раскладывается. Спинки его сидений образуют с сиденьем третьего ряда ровную поверхность. В ноги среднего ряда укладываются высокие сумки с одеждой. На третий ряд вместо подушек тоже ставятся мягкие баулы. Таким образом, в машине остаются два сидячих места водителя и пассажира и большое спальное пространство, где помещаются остальные три члена экипажа. Не скажу, что очень комфортно, но других вариантов не было. В этот раз, из-за дефицита места, не взяли дополнительный комплект инструмента и жидкостей для машины, который в предыдущие годы исправно возили. Зато неизменно берем много соленого арахиса и яблок, которые помогают нам не заснуть за рулем гораздо лучше всяких энергетических напитков, перепробованных и забракованных.

Часть 1, отъезд.

В небе рассветном полыхали зарницы
Мы уезжали, чтобы возвратиться.

День выезда — четверг 12 июля 2007 года намечен заранее, но нет уверенности, что меня отпустят на работе за два дня до законного отпуска. Иначе придется ехать в субботу утром вместе с потоком дачников из Москвы, которые полностью забиваю дорогу вплоть до 500 км от столицы. Вопрос с отгулами решается положительно и нас уже ничто не останавливает третий раз проделать путь в 4 000 км. Вернее почти ничего, потому как месяц назад между нашим домом и асфальтовой дорогой вырыли яму, которую так и не закапывают. Уже два месяца практически нет дождей, поэтому выбираемся на асфальт по грунтовке в объезд. Но иногда мне по ночам снятся кошмары, что надо ехать, а пошел дождь. Но пока дождь ничто не предвещает, ни прогноз погоды, ни вечернее небо. Мы с женой ложимся спать, а дети идут на прощальную гулянку, за три дня пути они еще отоспятся. Просыпаюсь я от звука грома. Сразу и не понимаю, это все мне снится, или на самом деле начинается гроза. Разобравшись, что это не сон, бужу всех, вернее, почти всех. Дочки до сих пор не вернулись с посиделок. Звоню им на сотовые, ругаюсь и требую срочно прибыть домой. А пока укладываем продукты из холодильника и прогреваем машину. Вовсю идет сильный дождь, минут через 15 верхний слой глины на дороге размокнет, и мы уже не проедем. Тем более что дорога идет вверх, в горку. Наконец прибегает Поля, и мы выезжаем. Машу не ждем, она с нами не едет, придет попозже, закроет гараж, дом и ляжет спать. Теперь у нее начинается другая, самостоятельная жизнь, с кучей забот по дому и огороду, но свободная от опеки родителей. Выезжаем с трудом, колеса уже пробуксовывают. Наконец долгожданный асфальт, с него звоним Маше, прощаемся. Она будет ждать окончания дождя, потом только пойдет домой. По голосу слышно, что дочка плачет, даже попрощаться не успела. А мы начинаем наше путешествие на восток. Темно, изредка сверкают молнии, и идет сильный дождь. Машин на дороге почти нет, но быстро ехать пока не хочется, разгонимся постепенно, когда посветлеет. Дорога пока неплохая, ухудшается она только в окрестностях Шацка. Перед границей с Мордовией дозаправляемся, помня, что в Мордовии бензин на 2 рубля дороже. Светает, и начинаются населенные пункты, переходящие друг в друга. Среди них легендарный Умет, 3 км закусочных по обеим сторонам дороги. Дождь утихает. Поворачиваем на Саранск, сразу разгоняемся до 100 км/час. После Торбеева меняюсь с женой, не потому что устал, а потому что начинается самый комфортный участок пути, где ей будет легче войти в ритм. Штурманом к ней садится Сережа, который уже 4 раза проезжал по этой дороге. Сам ложусь спать, но скоро просыпаюсь, оттого что машина останавливается. Это нас в Краснослободске остановили для проверки документов. Заставили даже лезть в бардачок за страховым полисом. Хорошо начинается поездка, обычно нас за всю дорогу туда и обратно всего пару раз тормозили. Да ладно, едем дальше. Я лежу в полудреме, примерно представляя, где мы сейчас едем. Ближе к Ульяновску поднимаюсь, чтобы выбрать заправку, проехали уже больше 600 км. Вот та самая дешевая заправка, где мы заправляемся каждый год. Заливаем бензин до полного бака и посещаем ближайшие кусты. За руль снова сажусь я. Перед Ульяновском интенсивность движения возрастает, но все равно машин намного меньше, чем на трассе М5 (Москва — Челябинск). Качество покрытия ухудшается. Вот и сам город. Весь асфальт в трещинах, едем как на поезде, тук-тук, тук-тук. На мост въезжаем без проблем, пробок нет. Медленно, но без остановок проезжаем 3-х километровый мост и выезжаем из города. Вперед — на Димитровград. Машин довольно много, но, в основном, легковые. Проезжаем Димитровград с его отвратительными дорогами, лежачими полицейскими и огромным количеством поворотов. Зато везде есть указатели, спрашивать ничего не приходится. В городе немного машин и много СТО. Очевидно, из-за таких дорог половина машин постоянно в ремонте. Едем дальше на Самару, дорога неплохая, светит солнышко и уже хочется есть. Те, кто не спит, уже что-то жуют — яблоки, орешки, печенье. Путешествие на машине с тремя детьми имеет свои особенности. Во-первых, весь салон мгновенно замусоривается крошками и фантиками. Во-вторых, стоит кому-нибудь проснуться, как он будит остальных и начинается веселая для них и утомительная для нас возня и драки. Гораздо спокойнее, когда они спят.

Недалеко от Бормы поворачиваем на Кошки, возле поворота пост ГАИ. Проехав немного, останавливаемся на обед в уже знакомом месте. Жена с дочкой первым делом идут фотографироваться, а мы раскладываем скатерть-самобранку. На обед копченая курица, колбаса, сыр, зеленый горошек и помидоры.

После обеда Таня рвется за руль, видя, что машин на дороге почти нет. Но впереди много развязок и я сажусь сам. Едем на Кошки, в районе 23 столба вижу указатель направо: «Сергиевск». Поворачиваю, через некоторое время понимаю, что не прогадал, дорога идет в обход города и выходит на уже знакомую трассу. Проезжаем поворот на Черные Вершины, потом поворачиваем на дорогу «для транзитного транспорта», чтобы не проезжать через Сергиевск. Еще несколько развязок, и мы выезжаем на плотно забитую фурами М5. Здесь меняемся с женой (согласен, садизм), и я ложусь спать, очень прося ее не нарушать правила, особенно в Башкирии. Надеялся на женскую аккуратность и напрасно. Опять просыпаюсь от остановки машины, поднимаюсь, осматриваюсь. Машина стоит на обочине, жены нет, дети сообщают, что остановили за пересечении сплошной. Таня возвращается с приподнятом настроении, ее так отпустили, немного почитав мораль. Да, хорошо быть женщиной. Снова ложусь поспать впрок, хочу ночью пройти Урал, пока мало машин. Жене пришлось нелегко на этом отрезке пути, сам знаю по предыдущим вояжам. Поужинать останавливаемся уже под Уфой, на новой дороге, на оборудованном месте для отдыха. Сильно расширенная полоса асфальта, эстакада, туалет и беседка со столиком и скамейками.

Двадцать лет спустя. Автопутешествие Рязань — залив Аюда Бухтарминского водохранилища.

Ужинаем остатками курицы, запиваем газировкой. Рядом останавливаются две фуры из Турции. У одной из них из фургона что-то сильно течет. Водилы достают примус и начинают готовить себе еду. А мы катим дальше, за рулем до конца дня буду я. Длинная, прямо нескончаемая объездная Уфы. Потом трасса с небольшими подъемами и спусками. Время от времени попадаются гаишные засады, хотя и не так много, как до Уфы. Потом начинаются горы. Уже темно и моросит мелкий дождь. Машин, вопреки ожиданию, меньше не становится. Проезжаю участок плохой дороги перед Симом и начинаю искать место для ночлега. Первоначальный план проехать Урал ночью терпит крах. Фур на дороге много, средняя скорость не более 40 км/час. После Юрюзани, где-то в 23 часа по Москве становимся на стоянку и ложимся спать. Встаю в 2 ночи, завожу машину, иду в туалет и осматриваюсь. Машин на дороге нет, дождь прекратился. Это то, что нам надо. Бужу Сашу и мы выезжаем. Разгоняемся до 80 км/час. Быстрее в темноте ехать боязно, все-таки горы. На длинных спусках закладывает уши, при подъемах чувствуется, как тяжело двигателю в разреженном воздухе. Два года назад, на ВАЗ-2104 я во время подъема иногда даже переходил на 2 передачу. Проезжаем знак Европа-Азия, желающих остановиться и сфотографироваться пока нет. Местность становится все более равнинной. Теперь надо не пропустить поворот на Екатеринбург, это выезд на окружную Челябинска. В том году мы ее проскочили и заехали в город, попортив там себе немного нервов. На этот раз все удачно, этот поворот в районе столбика 1852/27. На Челябинской окружной машин почти нет, ведь местное время всего полседьмого утра. Проскакиваем ее за час, мне уже сильно хочется спать. Поэтому, как выезжаем на трассу М51 Челябинск-Омск-Новосибирск, так я отдаю руль Тане. Делаю это со спокойным сердцем. Дорога не загруженная и в основном ровная, видимость несколько километров. Просыпаюсь уже перед Курганом. Снова меняемся, договариваемся позавтракать на трассе М53 Курган-Тюмень, там места поживописнее, и есть хорошо оборудованные места для отдыха. Проезжаем две кольцевые развязки, одну на Шадринск, другую — на Петропавловск. Между ними 10 км. Каждый раз думаю, что если бы не граница, мой путь сократился бы на 240 км, не пришлось бы объезжать кусок казахской территории. Дорогу М51 строили очень давно, когда граница была чисто условной. Начинаем искать место для отдыха. По бокам дороги — сосны, продают чернику и малину. Грибов нет, наверное, давно не было дождей. Наконец находим то, что искали, останавливаемся. Расстеливаем одеяло, достаем провизию. Газвода еще холодная, сыр не испортился. Еще несколько банок консервов и все сыты и довольны. Комаров, как ни странно, нет. Дети немного походили по лесу, это так приятно после 30 часов в машине. Проехали мы к этому времени чуть больше 2 000 км. Опять рассаживаемся, нам осталось немного до Исетского. Настроение отличное, второй день пути — самый спокойный. В Исетском поворачиваем на Ялуторовск, это совершенно пустая дорога длиной 60 км, которая, тем не менее, имеет свой номер — Р329 и свои километровые столбики. Выезжаем на трассу Тюмень-Омск (Р402), теперь нам по ней ехать больше 500 км. За руль садится жена, я опять ложусь поспать. В полудреме чувствую, как наша Хонда время от времени притормаживает, потом разгоняется и обгоняет ревущую фуру. Эта трасса — одна из самых интересных за весь маршрут. Движение на ней средней интенсивности, фур довольно много. Так как дорога в основном равнинная и прямая, то даже они идут довольно быстро. Ждать момента для обгона долго не приходится. Номера регионов самые разные, со всей России и стран СНГ, встречаются даже номера Евросоюза. Много праворулек, как легковушек, так и грузовичков. Качество покрытия не дает расслабляться. То совсем хорошо, то вдруг начинаются ямы или пучины. Населенных пунктов, через которые проходит эта дорога немного, в основном все они расположены в стороне. Вдоль дороги есть только заправки, кафешки и гостиницы. Поля засеяны, иногда видны стада коров. Постоянно попадаются островки леса, обычно — березового. Проспав пару часов, снова меняюсь. Обедать решаем в каком-нибудь кафе. Тане хочется горячего, а для меня это просто эксперимент. Ищем кафе, у которого стоят дальнобойщики. Находим теремок, ставим машину в тень и идем читать меню. Выбираем борщ и харчо для меня и Тани, дети от первого отказываются. На второе берем картошку с окорочками, гуляш и котлеты. Хотим продегустировать ассортимент по полной. Ну и кофе для меня, остальным компот.

Вышло все это в 461 рубль. Борщ и харчо оказались очень жирными на наш вкус, окорочка непрожарены, гуляша 3 куска жирного мяса, к котлетам — без претензий. Пюре недоваренное и плохо промятое. Само собой, пришлось ждать, пока все это разогреют. В общем, потратили время — 40 минут и деньги, удовольствия от еды не получили. Впредь буду останавливаться только в рекомендованных местах. Иначе в дороге проще поесть консервы, быстрее и съедобнее.

Перекусили, едем дальше, за рулем — Таня. Были планы переночевать на последней охраняемой стоянке перед Омском, как мы это делали в прошлые годы. Потому что между Омском и таможней больше таких стоянок нет. Но еще очень рано, 17 по Москве, 20 часов по-местному, не уснем. Решаем ехать до таможни, проходить ее ночью и ночевать сразу после нее, там вроде большая площадка есть. Поэтому проезжаем нашу стоянку не останавливаясь, а перед Омском меняемся. Начинается небольшой дождь, это меня немного беспокоит. Сразу после таможни идет ремонт дороги на 30 км с объездом по степи. В форумах мне писали, что после сильного дождя там не проедешь. Проходим без проблем Омск по очень удобной карте с развязками из Инета, которую пользуем второй год. Кстати, уже появились более-менее понятные указатели. И вперед, к российско-казахской границе, трасса М38, Омск-Майкапчигай (граница с Китаем). Машин почти нет, дорога отличная, только в одном месте идет ремонт. В районе 81 столба есть место для отдыха, где есть съезд на галечный берег Иртыша. Можно посмотреть на воду, помыть руки и даже искупаться. Раньше мы здесь перекусывали, но сейчас торопимся. Долетаем до таможни быстро, не забудьте до нее остановиться сходить в кусты. Сначала погранпост, где нужно показать паспорта всех пассажиров и документы на машину. Дают бумажку, которую не терять! Там указаны дата, время, номер машины и количество человек. Через 10 км — погранпереход Ольховка (с казахской стороны — Урли-Тобе). Шесть или семь вагончиков. Там сначала оформление выезда, нужны документы на машину и паспорт водителя. Потом погранконтроль, нужны паспорта на всех и их личное присутствие (пограничник сверяет фото в паспорте с оригиналом). Внимание, если с Вами едут дети до 14, должен в свидетельстве о рождении быть вкладыш о российском гражданстве или заменяющий его штамп. Если с Вами дети до 18 лет, а один из родителей не едет, то от него нужно нотариально заверенное разрешение на выезд ребенка. В Рязани в том году это разрешение стоило 500 рублей, без него могут быть проблемы. Далее — таможенный контроль. Здесь лениво обходят машину, лениво задают наводящие вопросы об оружии, наркотиках. Смотрят одну из сумок и отпускают. Все, мы в Казахстане. Большое современное здание. Сначала берем и заполняем миграционные карточки. Тут же можно оформить страховку, но дороже, чем в городе. Страховка на мою машину на месяц в РК стоит 1 030 тенге (оформлял в прошлом году в Усть-Каменогорске, так как на таможне страховщиков не было), а с меня взяли 360 рублей (1 730 тенге). Но зато ехал дальше по Казахстану спокойно. Потом паспортный контроль перед фотокамерой, спрашивают адрес, где будете регистрироваться (в том году было проще, 90 дней без регистрации), потом заполняем таможенную декларацию. Я туда вписываю машину, все мобильники, цифровой фотоаппарат и деньги. Потом сам заполняю обязательство обратного вывоза транспортного средства, раньше это делал таможенник. Машину мельком осматривают, в основном задают вопросы. И все! Мы на свободе в РК! Пока проходим таможню, выясняю у мужчины на пятерке с павлодарскими номерами, как дорога до Павлодара. Он подтверждает, что объезд около 30 км, потом асфальт, в основном неплохой, но встречаются ямы. Ночью они особенно опасны. Спрашиваю, как поедет, ночью или будет ждать утра. Отвечает, что лучше ночью, меньше машин, пыли и камней от них. А при свете фар со скоростью 30-40 км/час ехать вполне можно. Мы с ним соглашаемся. После таможни все, кроме меня и Саши укладываются спать. А мы выезжаем на грунтовку в 11 часов вечера по Москве. Вполне можно идти со скоростью 30-40 км/час, но очень внимательно. Иногда попадаются ямы, иногда — гребенка, где машину немилосердно трясет на любой скорости. Судя по поворотам и подъемам-спускам, объезд идет то по одной стороне ремонтирующейся дороги, то по другой. Иногда встречаются ответвления, где неясно, куда ехать дальше. Тем более в полной темноте. Машин, ни встречных, ни попутных — нет. Ощущение, что заблудился и заехал далеко в сторону. Наконец вижу кустарный указатель «Pavlodar», почему-то латиницей. Успокоился на время, правильно еду. В одном месте из под колес выскочил заяц и в свете фар некоторое время бежал перед машиной. Спать пока не хочется. Вижу сзади себя свет фар, кто-то меня догоняет. Обогнали меня сразу несколько машин, но мне торопиться некуда, и машину жалко. Судя по одометру, скоро должна быть Железинка, но ее все никак нет. Неужели и там все перекопали? На очередном переезде строящейся дороги встречаю обогнавшие меня машины. Они держат совет, куда ехать дальше. Есть несколько ответвлений, но ни одного указателя. Выхожу, присоединяюсь к консилиуму. Одна из машин уехала в разведку, все ее ждут. Она возвращается и водитель говорит, что въехал в чистое поле. Выезжаем по другому ответвлению, вскоре встречаем долгожданный указатель на Павлодар. Наконец, через некоторое время попадаем на долгожданный асфальт. Всего по щебенке и грунтовке проехал 37 км. Это больше, чем в том году. Потом еще попались два небольших объезда. Такими темпами через пару лет они всю дорогу перероют. Еду 70-80, остерегаясь ям, которые в свете фар замечаешь слишком поздно. Вот тут уже начинает хотеться спать, асфальт убаюкивает. Сашка уже давно спит. Начинаю есть орешки, изредка — яблоки. Помогает, но желудок ведь не бездонный. Потом меня догоняют две машины, идущие в связке, одна из Тюмени, другая — из Ханты-Мансийска. Увеличиваю скорость, пристраиваюсь за ними. Так идти гораздо легче, видно, где они тормозят, объезжая ямы. Так мы ехали до самого Павлодара. Пару раз они снижали скорость, пропуская меня вперед, потом снова обгоняли. Сейчас вспоминаю этот отрезок пути и кажется, что это было не со мной. Будто эпизод из фильма, который видел очень давно и подробности стерлись из памяти. Или видел все это во сне, который наполовину забыл. Но вот наконец и Павлодар. На улицах — никого, местное время — пол пятого, уже светает. Обменники все закрыты, хорошо, что с того года остались тенге. На них заправился до полного бака, выехал за черту города и рухнул спать. Просыпаюсь через два часа от жуткой тряски. Начался неважный участок дороги с заплатками и пучинами, а жена и не думает снижать скорость, она не умеет ездить меньше сотни. Делаю ей выговор, машину и мой сон надо беречь. Дальше уже просто лежу, сон не идет. Мы уже едем по моей родной восточно-казахстанской области, но до Усть-Каменогорска еще почти 400 км. Немаленькая область, семь Швейцарий поместится. На ее территории есть степь, тайга, горы, небольшое пресное море и даже пустыня на юге. Дорога от хорошей до плохой, тут нам до Швейцарии еще далеко. Появляются первые островки соснового леса, значит скоро Семипалатинск. Перед городом останавливаемся, все уже проснулись. Очередной плотный обед, хотя по московскому времени даже на завтрак еще рановато, полседьмого. А тут солнце уже вовсю жарит, хочется в тень. Дети наконец очнулись от двухдневной спячки и начали бегать и драться. Поев и сфотографировавшись, отправляемся дальше, машину веду я. Семипалатинск проезжаем легко, по памяти и записям, решаем не заправляться, чтобы не терять время, бензина должно хватить. Сразу за городом поворачиваем налево, на Шульбинск. Это более короткий путь, чем через Георгиевку, но часть дороги ремонтируется, приходится ехать по щебенке в объезд. В этом году этого объезда насчитали около 27 км. Казахи, кстати говоря, ремонтируют дороги не так, как в России. Они снимают асфальт на большом (20-30 км) участке дороги, где было бы достаточно сделать ямочный ремонт. И кладут новое покрытие не торопясь, годик-два. А машины в это время пылят по объезду, бьют стекла, краску и подвеску. Выезжаешь после такого объезда на асфальт, разгоняешься на радостях и влетаешь в ямы. Которые можно было бы залатать за несколько дней. Так нет, их латать не будут, просто в следующем году этот участок тоже перекроют, не доделав предыдущий. Езжу третий раз, и каждый раз длина объездов только увеличивается. Причем часть может быть уже готова, но ее не открывают, заботливо засыпав кучами земли места возможного въезда на нее автотранспорта.

Скоро начали попадаться совсем родные названия: «Привольное», «Таврическое», «Донское». Вот наконец и Ахмирово, за ним мост через Иртыш. Гудим на радостях три раза, почти приехали. Доезжаем до родного подъезда и начинаем разгружаться. На одометре 3 740 км, наш Одиссей прошел их за 55 часов, включая сон, еду и таможню. Скушал 326 литров бензина на 5 900 рублей. Средний расход составил 8,7 литра на 100 км. Машина была явно перегружена, кондиционером пользовались, но не часто, в основном при проезде городов и в Казахстане. Встреча с родными, ванна, обед, арбуз. Потом я отрубился до вечера. У меня была возможность поспать по дороге, пока жена вела машину, но больше часа-полутора обычно не спал. Волновался за нее сильно, и ошибиться на развязке могла, и в яму влететь, и на рискованный обгон выскочить. Три часа сна сняли усталость как рукой. Поужинали, потом отогнал машину на стоянку. По традиции погладил ее по капоту, сказал ласковые слова. Всю дорогу прошла без нареканий, уровни всех жидкостей на старом месте.

Часть 2, неделя в родном городе.

В Казахстане отменили перевод часов на летнее время, и в 4 утра уже светло. Поэтому мы с 6 уже на ногах, пригоняю машину со стоянки и едем к папе на дачу, пока не очень жарко. Опять встречи-обнимания и осмотр дачного участка с дегустацией созревших ягод и фруктов. Это ранние яблоки, кустовая вишня и черная смородина. Потом занимаемся машиной, отмываем ее от слоя грязи, снимаем и осматриваем колеса, прощупываем подвеску.

Все в отличном состоянии, как будто и не было 4 000 км, из которых 70 по грунтовке и скальнику. В прошлом году я на участке таможня-Павлодар влетел в яму и надорвал переднюю опору двигателя. В этот раз ехали внимательнее и осторожнее, ведь лучше приехать на пару часов позже, чем создавать себе проблемы с ремонтом. Приведя машину в порядок, обедаем и обсуждаем фронт работ на даче. Надо покрасить крышу, привезти старый холодильник и заменить дверь. Еще надо подготовиться к поездке на Бухтарму, в смысле закупить продуктов. Также хотим прокатиться на Сибинские озера, покупаться и позагорать. У меня есть еще планы встретиться с одноклассницей Лерой в девичестве Кольковой. Мы с ней живем недалеко друг от друга, она в Москве, я в Рязани. Звоним, пишем друг другу, но пообщаться вживую никак не получается. А тут вот очутились в одно и то же время в родном городе. Ну и город жене показать, он просто красавец, весь в цветах, парках и набережных. На все это у нас есть 6 дней. Успели все, вот краткий отчет о проделанной работе и сопутствующем отдыхе:

1. Крышу покрасили, холодильник привезли, дверь заменили и покрасили. Проблемы были только с покупками, в местных магазинах очень плохой выбор по стройматериалам и сантехнике. Саморезы, которые у нас стоят 15-20 копеек и есть в любом магазине, тут надо искать. И цена будет от 3 тенге и выше. Похожая ситуация и с электронной техникой. Мы задумали сделать подарок — пишущий DVD привод, оббегали кучу магазинов и в результате купили аппарат неизвестной фирмы в 2 раза дороже, чем в Рязани фирменный. Это я заметил еще 2 года назад, когда искал здесь магнитолу взамен украденной на отдыхе. Выбор меньше, цены в 2 раза выше. Хотя все китайское, а до Китая здесь рукой подать. Это я к вниманию бизнесменов, ищущих новые рынки сбыта.

2. По городу погуляли. Особенно хочется отметить парк имени Кирова, где разбили ботанический сад, парк имени Джамбула, в котором есть минизоопарк.

Посетили также место слияния Иртыша и Ульбы, называемое «стрелкой». Там красивая набережная, вся в цветах, алея героев СССР, памятник погибших в Великую Отечественную войну. Там же, рядом с набережной есть детский городок, в котором интересно побегать и совсем уже взрослым детям. Все это посещать лучше вечером, днем по жаре очень тяжело. В городе большая часть дорог представляют собой мозаику из заплаток. За исключением центральных, по которым проезжает во время визитов Назарбаев. Правда, перед самым нашим отъездом начался масштабный ремонт дорог. Для начала их все обильно полили битумом, который мы и привезли в Рязань в большом количестве на корпусе нашей машины.

3. Съездили на Сибинские озера. Их всего пять, расположены вдоль автодороги в 80 км от города. Дорога неплохая, но попадаются «нырки» — волны асфальта, где можно оторвать бампер или глушитель, если не снизить скорость. Озера разные по размеру, разные по температуре воды. Во втором от города озере она была самая теплая, но мы в результате поисков остановились на третьем, там место было поудобнее и ландшафт необычный. Фотографии не передают неземную, прямо из фантастических фильмов красоту гор напротив.

Вода прохладная, но очень чистая. Из рыб видели окуней до 200 грамм. Удочек с собой не брали, рассчитывали только покупаться и позагорать. Что и делали весь день, подготавливая организм к 10-ти дневному отдыху на Бухтарме.

4. С Лерой встретились, поговорили о себе, вспомнили одноклассников, которых разбросало по всему миру. Вспомнили учителей и школьные годы. Обсудили изменения, которые произошли в любимом городе. Никогда не был националистом, город наш всегда был интернациональным. Русские, украинцы, немцы, казахи, корейцы, кого тут только не было. Город и область росли быстро, в основном за счет приезжих молодых специалистов. Коренного населения было очень немного. Сейчас все изменилось. Русскоязычное население навсегда уезжает. Приоритет отдается титульной нации, очень часто в ущерб делу. Грамотным и культурным казахам в таком количестве взяться просто неоткуда, приезжает молодежь из аулов. А у них кочевой образ даже не жизни, мышления. Результаты видны невооруженным глазом. Неподалеку от моего дома протекает Иртыш, мы детьми там всегда купались. В 100 метрах от реки — общежитие. Теперь зарисовка, от общаги отъезжает машина, в ней 5-7 человек, если их так можно назвать. Пешком не могли дойти. Доехали до реки, выгрузились. Съели все, выпили, побили бутылки, поорали и уехали. Весь берег в мусоре от них, бутылочных стекол больше, чем гальки. По населению город больше не стал, а берега изменились до неузнаваемости. У Леры такие же впечатления. Попрощались, договорились встретиться уже в Москве, куда я изредка попадаю.

5. Закупили продукты на 10 дней отдыха. С этим управились за 1 день. Затолкать бы все это в машину... Затолкали, но с большим трудом. Как же мы раньше ездили отдыхать без машины, с палаткой, в безлюдные места свободные от магазинов?

Часть 3, дорога до Аюды.

И пугаться нет причины
Если Вы еще мужчина.
Пусть добрым будет путь…

Для начала расскажу, что такое залив Аюда и Бухтарминское водохранилище. Давным-давно, лет 40 назад, для обеспечения электроэнергией заводов по производству цветных металлов на реке Иртыш были построены две гидроэлектростанции (ГЭС), Усть-Каменогорская и Бухтарминская. Первая (от города) плотина, высотой 47 метров, образовала Усть-Каменогорское водохранилище длиной около 100 км, шириной около 1 км. По его берегам идет железная дорога, по самому водохранилищу раньше постоянно сновали теплоходы на подводных крыльях, развозя отдыхающих и дачников. Очень это красивое зрелище, теплоход на подводных крыльях в движении. Теперь их не осталось. Мы школьниками ездили сюда купаться, недалеко и вода очень теплая. Вторая плотина высотой уже 120 метров, образовала Бухтарминское водохранилище, или как его здесь называют за большие размеры, море. Местность тут горная, поэтому поднявшаяся вода заполнила многочисленные ущелья, образовав заливы. В полученное море было запущены разные породы рыб, многие из которых прижились. Так что помимо народнохозяйственной ценности плотин появились уникальные уголки, где красота алтайских гор сочетается с прозрачной чистейшей водой и обилием рыбы. Об одном таком заливе — Голубом заливе - я написал в прошлогоднем отчете. Перед первой поездкой в 2005 году я искал в Инете информацию об Бухтарме, ведь 17 лет не был в этих краях. В одном из ресурсов — http://old.express-k.kz/2002/08/09/27.php прочитал о почти полном отсутствии здесь рыбы. И очень сильно огорчился. К моей радости, автор статьи просто не умел рыбачить. Рыба здесь есть, она стала мельче и более капризна. Но настоящий рыболов себе на пропитание ее добудет в любую погоду.

Залив Аюда сильно отличается от Голубого залива. Во-первых, он менее оцивилизован, всего две небольшие базы отдыха. Раз в 50 меньше народа. Во-вторых, более гористая местность, заросшая соснами. В-третьих, рыбы явно больше. Это плюсы. Минусы вытекают из плюсов или наоборот. Ужасная автомобильная дорога и худшие бытовые условия. До этого я был в Аюде три раза. В 1980 году мы с родителями и сестрой отдыхали на базе Аюда-2. Тогда еще к каждому домику была прикреплена лодка, и мы вдоволь нагреблись, катаясь по заливу. В 1982 году я с моим другом Андреем Тарасовым отдыхали дикарями в дни школьных каникул. До сих пор удивляюсь, как это нас родители тогда отпустили за 150 км от города. Как они мне объясняли позже: «Тогда время было другое». Конечно, раньше и трава была зеленая, и небо было голубое, и на деревянных кораблях плавали железные люди. И, наконец, в 1987 году я привез сюда жену в свадебное путешествие. Тоже с палаткой, этакий студенческий вариант медового месяца. Честно говоря, у меня этот залив всегда ассоциировался с раем. До сих пор часто снится восход солнца в горах, плеск волн о камни, крики бакланов. И теплая, прозрачная на несколько метров, ласковая вода, которую можно пить не кипятя, а купаться, не выходя, целый день. И вот 2007 год, прошло двадцать лет с последнего посещения Аюды. Мы с женой с волнением ждем встречи с молодостью. Андрей Тарасов, который теперь живет в Барнауле, тоже обещал подъехать с женой и детьми. Только раньше мы добирались на водных видах транспорта, теперь вот на машине.

Итак, в 7 утра, уложили, наконец, последние вещи и выехали. Едем на двух машинах. Наш Одиссей и Тойота сестры. В Одиссее уже перечисленные персонажи, в Тойоте моя сестра Сусанна, ее муж Володя и их дети Максим и Женя. Едем по трассе на Самарское. Проезжаем повороты на проселочные дороги на верхние (направо) и нижние (налево) Таинты. На верхних Таинтах, озере Шебандыкуль я в детстве вместе со спортивной секцией отдыхал дикарем несколько раз, пока озеро не загадили. Сейчас оно почти со всех сторон застроено дачами, железные изгороди уходят в воду. Сама вода стала зеленой, появились раки и окуни. А ведь раньше вода в этом высокогорном озере была кристально чистой и водились в большом количестве форель и зеркальный карп.

Примерно через 90 км от моста через Иртыш поворачиваем по неприметному указателю «Манат». Все, началась плохая дорога. Насколько плохая, мы поняли попозже. Видел то я и худшие, но сам по ним не ездил, это первая такая. Узкая, с ямами, промытыми канавами и большими камнями. Усеянная острым скальником, об который ничего не стоит порезать колеса. С крутыми подъемами по осыпающимся камням. Но отступать некуда, продукты и дети в машине, путевка на руках, черви для рыбалки накопаны. Едем очень-очень медленно. На сайте базы отдыха показана эта дорога, расстояние до Маната — 20 км, от Маната — 10 км. Также показана так называемая «новая» дорога. Мы по ней не поехали из-за краткой, но емкой таблички «Для джипов». Как потом слышал на базе отдыха, еще не каждый джип там проедет. Указанные на сайте http://www.altay.kz/ajuda.htm расстояния, мягко говоря, не соответствовали действительности. До Маната оказалось 32 км, после — 18 км. Итого 50 км ужаснейшей дороги на 1 и 2 передаче. Прошли мы их за 4 часа. После этих 4 часов мои понятия о «плохой» и «хорошей» дорогах очень сильно изменились. Вылезая уже на месте из машины, Таня, с каменным лицом сказала глухим, не своим голосом: «Хочешь угробить машину, езжай в Аюду». За эту дорогу я примял немного приемную трубу глушителя и ободрал и передний, и задний бампер. Все клипы, снятые нами в первый день веют какой-то безнадежностью. Это мы еще не отошли от дороги сюда, но уже думали о дороге обратно. Наша машина — это не только наш билет обратно в Рязань, но и полноправный член семьи. И нам очень ее было жалко. Только на следующий день мы немного отошли и начали полноценно отдыхать, решив, что обратно машина пойдет уже не перегруженной. А поедем еще медленней, пусть 6 часов, но без происшествий.

Часть 4, в Аюде.

Кто может знать. Может там, а может тут,
Нас будут ждать, так, как нас нигде не ждут.
Но зовет нас путь, подгоняет ночь и день.
Я сюда еще вернусь, мне бы только выбрать день.

Аюда, если не ошибаюсь, в переводе значит медведь. Когда-то их здесь было много. Моя сестра, Сусанна, утверждала, что по дороге сюда она видела удирающего от дороги медвежонка. Их машина шла впереди нас, и всю живность они распугивали, нам доставались только суслики. Залив длиною около 4 км, шириной около 1 км, в который впадает небольшая речушка, в жаркое лето даже не речушка, а ручеек. По бокам горы высотой около 500 м, поросшие в основном сосной. Ну очень красиво, такие пейзажи обычно изображают на настенных календарях. А тут это все настоящее, живое, с запахами хвои и большой воды, со звуками прибоя. В общем, сказка, побывав в которой хочется возвращаться обратно снова и снова. На южном берегу залива насыпан желтым привозным песком пляж, построено жалкое подобие аквапарка, напихано около 100 домиков. Общее количество отдыхающих — 500 человек. Есть прокат лодок, катамаранов, велосипедов.

Приезжают подзаработать владельцы моторок с водными лыжами, скутеров и амфибий (что типа дельтоплана с резиновой лодкой и большим винтом — очень нас поразили своим коротким разбегом и крутым взлетом). Есть колонки с артезианской водой, водопровод с водой из моря, есть контейнеры для мусора и туалеты типа «сортир». Еще есть магазин, кафе и дискотека, извините, если что пропустил. Домики самые разные, от самых дешевых строительных вагончиков с верандой и древними холодильником и плитой; до кирпичных с телевизором. В общем, на любой кошелек. Путевки лучше покупать до мая месяца, потом уже не будет, только горящие. Добираться посоветую, если у Вас не внедорожник (которого к тому же не жалко) до Новой Бухтармы, потом на теплоходе.

Итак, первый день, осматриваемся, едем за ключами и постельным бельем. Домик-вагончик разделен на две одинаковых половины. В одной будем жить мы, в другой Сусанна с семьей. Открываем двери, видим электроплиту, у которой работают только 2 комфорки и только на одном режиме. Древний холодильник, с морозилкой без дверцы и немного убогой посуды. Это все на закрытой веранде. Перед верандой стол со скамейками для обедов на свежем воздухе. Точнее для завтраков и ужинов, потому что в полдень на такой жаре находиться было невозможно. Сам «домик» представлял собой немного переоборудованный строительный вагончик. Кровати, тумбочки, небольшая кладовка, все по спартански. Зато отличная теплоизоляция (пенопласт), днем внутри было прохладно, а ночью — тепло. До воды 150 шагов вниз, там был небольшой естественный пляжик с белым местным песком. Итак, с чего мы начали отдых.

Во-первых, поставили у домика и полностью разгрузили наши машины. Потом мы с помощью шайтан-метлы убрали пыль с автомобилей. А пыли было — на полсантиметра, и внутрь тоже порядочно попала. Я осматриваю содранную краску на бампере, такую краску я уже год пытаюсь найти, не получается. Потом накрыли машины тентом. Таня снимает первый клип. Комментирует его расстроенным глухим голосом, еще не отошла от тяжелой дороги.

Во-вторых, искупались, потом поели на скорую руку. Обследовали окрестности, набрали питьевой воды из скважины и отнесли первый мусор.

В-третьих, собрали лодку и спустили ее на воду. Потом взяли веревки, два больших камня и пластиковую бутылку и поставили якорь в 40 метрах от берега. Мы обычно ищем место с глубиной 6-8 метров и опускаем два камня на веревках. Наверху — как поплавок — пластиковая бутылка. При рыбалке одну веревку внатяг крепим к корме, другую — к носу лодки. Таким образом, рыбачим всегда на одном и том же прикармливаемом месте, лодку не крутит от ветра, как крутило бы на одном якоре.

Все, отдых начался.

1 день, 22 июля 2007 года, воскресенье, день приезда.
(Погода: жара под 35 градусов, небольшой ветер.)

Поставив якорь, варим перловку для подкормки, потом готовим зимние удочки к рыбалке, ставим на них мормышки. Мальчики в это время уже снарядили обычные удочки и спиннинг и ушли. Женщины с Женькой ушли купаться, вода теплая.

Пока вяжем мормышки, видим следующую картину. Приехали 3 машины 22 региона (Алтайский край), одна пробила колесо. Остановились у соседнего домика. Им он сильно не понравился. Нашли кого-то из «администрации», возник скандал: «Мы 50 км по такой дороге ехали, заранее деньги платили, чтобы в этом сарае жить? Верните деньги». Интересно было, чем это все закончится, но мы спешили на рыбалку. Потом эти 3 машины расположились недалеко на берегу, поставили палатки, тенты натянули и отдыхали параллельно с нами. Вернули ли им деньги, не знаю. Но через день в этот домик уже вселились новые жильцы. Мы же кормим рыбу горячей перловкой и с волнением забрасываем снасти. Клюет, идут лещи и подлещики. Изредка попадаются подъязки, сорожек нет. Рыба явно крупнее, чем в Голубом заливе и ее больше. Это внушает с одной стороны оптимизм, с другой — тревогу, у нас мало червей. Будем искать. Особенно радуется Сашка, он еще ни разу не был на настоящей рыбалке, в Оке только мелочь ловил. Ему, кстати, попался самый крупный на этот день лещ. Увидев его в воде, Саша с перепугу отдал леску Володе, сам не рискнул выводить. Мы итак потеряли 2 мормышки после поклевки чего-то большого. Итог первой рыбалки, мы с Володей и Сашей поймали около 4 кг, ребята — около двух. Крупную рыбу сразу чистим и жарим, мелкую — в ведро с солью. Потом ужин и купание перед сном, утром рано вставать. Мы с Сережкой ложимся в машине, Сашка с женщинами — в домике.

2 день, 23 июля 2007 года, понедельник.
(Погода: жара под 35 градусов, небольшой ветер.)

Ночь была теплая, в машине спали раздевшись без одеял с открытыми стеклами. Комаров здесь, как и в Голубом, нет совершенно. Зато есть мухи и осы. Встал в 5 утра, разбудил Володю и поплыли на рыбалку. Перед этим разбудили ребят, они собирались порыбачить с берега. Уже светло, хотя солнца пока нет, его закрывают горы. Клев начался сразу, как только забросили мормышки. Решили, что завтра встанем в 4 утра. Тут, как и Голубом заливе, утренний клев имеет четкие временные границы. Через полтора-два часа интенсивного клева рыба вдруг резко перестает ловиться. Потом начинает вяло брать в обед и снова жадно вечером, вплоть до темноты. В обед мы обычно не рыбачили, нам вполне хватало утра и вечера.

Вытащив около 6 кг подлещиков и упустив 6 мормышек, оторванных крупной рыбой (личный рекорд), приплыли на берег, где уже ждала нас Таня с фотоаппаратом. Она уже засняла рыбалку с берега и жаждала запечатлеть возвращение лодки.

Время около 8 часов, все еще спят, не сильно жарко. Самое лучшее здесь время суток. Относим рыбу и лодку к домику и садимся завтракать. На завтрак у нас свежие лепешки с маслом и вареньем. Лепешки каждое утро продают «бродячие торговцы». Кроме лепешек у них можно купить молоко, творог, самодельные торты и червей. Мы брали все, но кроме лепешек больше ничего не понравилось. Предваряя вопросы, скажу, червей сами не ели, просто их оказалось маловато на 200 тенге, к тому же мы нашли, где их копать. После завтрака все идем чистить рыбу.

Мелкую — на таранку в ведро с солью, крупную — жарить, потроха — чайкам. Чайки нас не подвели, прилетело штук 30 и несколько мартынов. Они исправно все 9 дней поедали у нас рыбьи потроха, избавляя нас от необходимости носить их на мусорку. Иногда Сережа с Сашей лишали их части обеда, унося потроха и головы кормить окуней и щук в «свое прикормленное место». К концу отдыха такая «прикормка» тоже начала давать свои результаты в виде пойманных на спиннинг щук. После чистки рыбы все пошли на большой, центральный пляж. Забегая вперед, скажу, что мы посетили его всего несколько раз за весь отдых. Там было слишком шумно и людно, более взбаламученная вода. До нашего маленького пляжика было рукой подать, там было тихо и спокойно. На центральном пляже стояли палатки с пивом, был практически не работающий аквапарк. Периодически в нем пытались реанимировать то горку, то тарзанку, то батут, дабы оправдать плату за вход, но все тут же ломалось. Пляж огорожен буйками, за которые, естественно, нельзя заплывать. Неподалеку, приезжие джигиты со скутерами и моторками катали желающих на водных лыжах, банане, круге и просто так. И громко орет музыка. Точно напротив пляжа, на северном берегу залива я высмотрел нашу старую стоянку. Появилось желание сплавать туда. Тем более Аюда раза в два уже, чем Голубой залив, который я переплывал и в более прохладной воде. Но жена тут же подняла шум, и я не стал испытывать ее нервы. Поплескавшись у берега, идем домой перевязывать мормышки. После каждой выловленной рыбы леска постепенно вытягивается и слабеет, особенно в районе узлов поводка. Поэтому, если не хочется упустить крупную рыбу вместе с мормышками, надо раз в день обрезать уставшие куски лески и привязывать мормышки заново.

Обращаем внимание на соседей. Рядом с нами, в таком же вагончике остановились две семью из Астаны, они приехали на УАЗе Патриот и Мицубиси Галант. Странно видеть название «Patriot» на латинице, само значение этого слова требует написание кириллицей. Пообщались с хозяином, он пожаловался, что по дороге сюда порезал без возможности ремонта покрышку, совсем новую. Машина еще даже не обкатана. Мы осмотрели этот пепелац, тем более, что до покупки Одиссея я рассматривал и этот вариант. Мне показалось, что задний мост у нее висит очень низко для внедорожника. С этими соседями у нас установились хорошие отношения, первое время, правда, немного раздражала блатная музыка, которая целыми днями, пока не сел аккумулятор, звучала из их авто (из Галанта).

Напротив нас, в маленьком домике отдыхают молодые люди. 4 парня и 2 девушки, 16-18 лет. Одна девушка со своим парнем, другая — без четкой ориентации. Было интересно, как они там ее делят? Ребята нормальные, а вот «общая» девчонка постоянно громко употребляет нецензурные выражения, никакие замечания на нее действовали. Прозвали ее матершинницей. Девочка симпатичная, но изо рта такая грязь льется, что хочется туда стирального порошка набить, тем более, везде дети бегают и слушают. Под конец заезда она под грузом негативной энергии, скопившейся над ней, подвернула в сортире ногу.

Немного ниже жила семья из Павлодара, кстати, тоже на Одиссее, только 4WD. И его я осмотрел, искал, за счет чего у него на 1 см больше клиренс, чем у переднеприводного. Не нашел.

На сегодняшний вечер у нас запланирован шашлык из курицы. Во-первых, отметим наш приезд, во-вторых, освободим одну морозилку для свежей рыбы, в-третьих, завтра Володе уже уезжать на работу. Мариновать мясо доверили мне, правда женщины помогли с чисткой и резкой лука. Потом обед и послеобеденный сон. Надо выспаться днем, чтобы снова встать пораньше утром. После обеденного сна с непривычки встал немного не в себе. После основательного купания снова как огурчик. Вечером на рыбалку отправили Володю с Максимом. К этому времени уже нашли в вещах подсачок, который сильно облегчает поимку крупной рыбы. К закату подул сильный ветер, подняв волну. Порыбачив недолго, наши рыбаки приплыли обратно, потеряв подсачок, который «смыло волной». Мы к этому времени сложили из камней мангал и разожгли костер. И вот в воздухе появился особый запах — запах шашлыка. Надо отметить, что этот запах гуляет по всей базе каждый вечер, то тут, то там люди жарят мясо. Ну а потом вкусный ужин у костра. Мы в деревне регулярно делаем шашлык, есть все условия для этого. Но на Бухтарме совсем другая атмосфера. Полностью забыты все дела и заботы, вокруг — неповторимая природа, а над головой — удивительно яркие звезды, у нас таких не увидишь. В детстве немного увлекался астрономией, сделал сам телескоп. Показываю детям основные созвездия. Подходят соседи, две девушки и задают вопрос, который уже слышу в сотый раз. Почему созвездия имеют такие названия, ведь «Большая медведица» на небе совершенно не похожа на медведя, что бы ни рисовали в атласе. Я для себя давно ответил так, названия были даны очень давно. В то время людей окружали не так много предметов. Это сейчас мы сравниваем «Большую медведицу» с ковшом. Древние люди ковша не знали, а вот медведя встречать доводилось. Кроме того, у них была необычайно богатая фантазия, в отличие от наших современников, замученных излишней информацией по телевизору и другим СМИ. Небо было близко, и они представляли на нем те же события, что происходили днем на земле.

Костер догорел, все разбредаемся спать. Тепло, окна в машине опять оставляем открытыми.

3 день, 24 июля 2007 года, вторник.
(Погода: жара под 40 градусов,без ветра.)

Володя рано утром уезжает, ему надо на работу. Мы с Сережей и Сашей, тихо соболезнуя ему, идем на рыбалку. Он обещает приехать в пятницу, привезти арбузов и мормышек, запас которых стремительно тает. Я с ужасом думаю о предстоящей ему дороге. Хотя машина пустая и будет полегче. Он увозит только несколько килограмм замороженной рыбы для родителей. У нас рыбалка идет по накатанной колее. В основном ловится подлещик на 300-500 грамм, изредка балуют своим вниманием килограммовые лещи и мешаются окуньки с ершами. Сорожки и подъязка нет совсем, хотя в первый день ловились. За 2 часа мы втроем до отказа набили садок рыбой и поплыли домой, не дожидаясь окончания клева. Время только 7 утра, все спят, будить жалко, но надо. Такое количество рыбы не хочется чистить втроем.

Дожидаемся утренних лепешек, завтракаем и идем на берег. Опять чистка рыбы и кормление чаек. Сегодня мы развешиваем первую партию засоленной рыбы для просушки. У себя в деревне мы сушим рыбу на чердаке, там темно и жарко и совсем нет мух. Тут же они испортят таранку за час. Поэтому мы надеваем на веревку чулок из москитной сетки и завязываем его по краям. С этого момента начались наши мучения с сушкой рыбы. При засоле приходилось ее пересаливать, чтобы она не подтухла на такой жаре. Потом надо было каждый день просматривать всю рыбу на наличие опарыша, который несмотря на сетку кое-где появлялся. И вешать новую партию, предварительно вымочив. В итоге наши старания материализовались в большом мешке сушеной рыбы и нескольких ведрах соленой, которую досушивали уже в городе. Забегая вперед, скажу, что почти полный мешок таранки мы взяли с собой в Рязань, чтобы накормить ей бедную Машу. Хватило этого мешка на две недели, Маше активно помогали остальные члены семьи.

Более крупную рыбу мы жарили и варили уху. Из-за изобилия рыбы у нас к концу отдыха осталось довольно много продуктов. Правда, я после еще долго не мог смотреть на жареную рыбу.

Итак, с рыбой разобрались и идем купаться. Сегодня особенно жарко, ветра почти нет. Поэтому от воды уходить не хочется, только просохнув, снова лезем обратно. Вспоминаю, что Андрей Тарасов обещал подъехать 24-25 июля. Будем ждать. К обеду становится особенно жарко, просто пекло. Обедаем не за столом, а в тени под соснами, расстелив там одеяла. В машине под тентом жуткая жара, поэтому засыпаю в домике на кровати. Вечером беру на рыбалку Таню и Сашу. Жена собирается «просто посмотреть», хотя запасные удочки всегда с собой. Двадцать лет назад я уже давал ей в руки удочку, так она меня прилично обловила. Тогда у меня была отмазка, я ей дал лучшую снасть, поставил на прикормленное место... Итак, приплываем, насаживаю ей червяка, выставляю глубину. Сразу поклевка. Показываю, как подсекать, как выводить, как укладывать леску, чтобы не запуталась. Объясняю, что если рыба попадет в лодку, то перепутает всю леску, поэтому надо брать ее в воде, извлекать над водой крючок и потом класть в садок. На этот раз попался ерш. Мы люди не суеверные, поэтому его отпускаем. Пока разматываю свою снасть, Сашка уже поймал 2 подлещика. У Тани опять поклевка, на этот раз мелкий окунек. Приходится отвлекаться, чтобы его снять с крючка и отпустить. Еще полчаса, как нарочно, Таню и меня (я снимал ее рыбу с крючка) мучили ерши и окуни. В это время у Саши ловись вполне приличные подлещики. Потом пошла нормальная рыба. Для меня же рыбалка практически закончилась. Только заброшу свою удочку, так надо снимать с крючка Танин улов, потом насаживать ей червяка (научилась только через пару рыбалок). За это время у меня уже объедали всю наживку. Вытащишь, насадишь новых червей, забросишь... И все по новой. Иногда, жалея меня, Таню обслуживал Саша. В результате мы набили полный садок рыбой и поплыли домой.

Со всей остротой встал вопрос с червями. Их осталось на одну рыбалку. Немного накопали под краном, где мыли посуду, но там были очень нежные бледные черви, рвались при насадке на крючок. Поэтому на следующий день снарядили мальчиков с лопатой на поиски ручейков, которые должны быть в конце залива. А пока вечерняя трапеза, перевязка удочек и бай-бай.

4 день, 25 июля 2007 года, среда.
(Погода: жара под35 градусов, небольшой ветер.)

Ночь опять теплая, взятые с собой теплые вещи лежат на дне сумок. Утром плывем с Таней вдвоем, мальчики крепко спят, просили не будить. Первый азарт рыбалки у них уже прошел. У Тани он только проснулся. Хорошо рано утром, особенно когда слегка начинает пригревать солнышко. Утренняя тишина в этот раз была нарушена истерикой парня, приехавшего на Ниве-Шевроле со стороны «новой» дороги, которая для джипов. Его разговор по телефону был слышен во всем заливе. Он поносил последними словами, которые тут приводить нельзя, свою девушку, пригласившую его отдохнуть. Как мы поняли, она расписала ему все прелести местного отдыха — пиво, баня, аквапарк, и он поехал к ней под вечер. Не ждавши подвоха, он свернул по указателю «для джипов» и понял, что к его машине это не относится. Он что-то там себе оторвал (в смысле — у машины), у него кончился бензин, и наступила ночь... Только под утро, выпросив у кого-то бензин, он добрался сюда. Постепенно он под ее уговорами и обещаниями затих, и в залив вернулась утренняя тишина. Рыбалка в это утро закончилась раньше обычного, вместе с червями.

На перловку в Аюде за все время отдыха ни разу не было нормального клева. Мы периодически пробовали эту наживку, помня, что в некоторые дни в Голубом заливе на нее клевало гораздо чаще. Поэтому, при традиционной покупке лепешек мы на завтра заказали и стакан червей. А сразу после завтрака, вместе с ребятами отправились на поиски наживки. Ребята нашли небольшие заросли с мелким ручейком, и мы накопали несколько десятков бледных нежных червей. Лучше, чем ничего. Потом опять водные процедуры, изредка прерываемые приемом пищи и сном. А вечером — на рыбалку. Во время рыбалки видели егерей на лошадях, объезжающих берег. Они надолго остановились у палатки парней, отдыхающих дикарями недалеко от нашего пляжика. Громко ругались, потом что-то писали, потом ребята достали кошельки и расстались с частью сбережений. Мы сначала подумали, что егерям не понравились сети, которые использовали эти браконьеры. Оказалось, дело в шестах для тента, которые были из свежей, недавно срубленной сосны. Эти парни занимались в основном употреблением алкогольных напитков. Изредка, в перерывах, спали, ходили на дискотеку и в магазин. И совсем редко купались и забрасывали сеть. Поутру кто-нибудь выползал из палатки и облегчался через ротовое отверстие. Ну не понимаю я такого отдыха.

5 день, 26 июля 2007 года, четверг.
(Погода: тепло, 25 градусов, пасмурно.)

Утром поплыли втроем, я, Таня и Саша. Погода переменилась, и рыба клевала как бешенная. Экономили червей, но все равно наловили полный садок. А вопрос, куда девать рыбу, встал еще вчера. Все ведра заняты соленой рыбой, все морозилки забиты свежей, на всех веревках — вяленая рыба. Мое предложение отпускать всю рыбы менее полкило одобрение пока не получило. Но скоро к этому придем. Поднимаясь к нашему домику, обнаруживаем там продавца лепешек и червей, а также неизвестную нам женщину. Покупаем за 200 тенге стакан с землей и вожделенными червяками. А женщина интересуется, не можем ли мы продать ей рыбы. «Еще как можем» — радостно отвечаем мы и насыпаем ей около 3 кг еще живых подлещиков. Я долго думаю, сколько с нее содрать денег, совсем не ориентируясь в местных ценах. У нас в Рязани мелкая свежая рыба стоит не менее 50 рублей за кг. Тут должна быть явно дешевле, поэтому называю ей цену в 100 тенге (20 рублей), итого за 3 кг — 300 тенге. Окупили червей, и осталось на мороженное. По покупательнице было видно, что цена ее расстроила, но она ничего не сказала. Через пару дней я узнал у Володи, почем в Усть-Каменогорске лещи, и понял, что ограбил эту бедную женщину. Средний лещ от 500 до 1 000 грамм стоит 80 тенге. А на месте лова еще дешевле.

Изучили содержимое купленного стакана. Около 20 средних крепких червей. Качество претензий не вызывает, а вот количество... Это нам на одну рыбалку при тщательной экономии. Надо было искать места, где эти сокровища водятся. Помог нам справиться с этой проблемой случай. В этой поездке мы с женой постоянно сорились. Я считал, что у себя на родине, в отпуске, могу свободно распоряжаться своим временем. Жена же считала себя очень одинокой и обиженной среди почти незнакомых людей. Поэтому, когда я, не посоветовавшись с ней и не «отпросившись» уходил в горы или шел купаться, она замыкалась и переставала со мной разговаривать. И чтоб не видеть меня втихую уходила с фотоаппаратом гулять по окрестностям. Мы, обнаружив ее отсутствие, конечно, волновались, куда она запропала, и я шел на поиски. Как правило, находил, и мы мирились, но так было не всегда. Вот и сегодня она куда-то пропала, обидевшись на что-то, о чем уже никто и не помнит. Найти ее не нашел, проголодавшись, пришла сама, и, после очередного выяснения отношений, успокоившись, сказала, что нашла ручей с ископанными берегами. Тут же была организована экспедиция с небольшой лопатой. Ручей оказался крохотным, но все его берега были тщательно перепаханы любителями рыбной ловли. Но черви нашлись и на нашу долю. Они были и в уже перепаханной земле, и на еще не тронутых местах, прямо под листьями деревьев. Мы накопали не меньше двух сотен, и с этого момента проблема наживки была решена. Осталась только проблема рыбы. Крупную мы еще кое-как съедали, жарили, варили уху. А вот мелкую рыбу вешать было уже некуда. Отказаться от рыбалки мы не могли, поэтому решили мелочь отпускать. Вечером ребята рассказывали нам, как соседние рыбаки крутили пальцем у виска, видя, как они отпускают только выловленных подлещиков. Хорошо, что никто не видел, сколько отпустили мы, рыбачившие в 40 метрах от берега.

6 день, 27 июля 2007 года, пятница.
(Погода: около 25 градусов, временами дождь.)

Утром опять на рыбалку, как на работу. Иногда шел мелкий дождь, но было тепло. После рыбалки все как обычно, завтрак, чистка рыбы и купание. Потом решили разнообразить наш отдых и сходить в горы. В жару там делать нечего, а сегодня погода как раз для таких походов. В качестве достойной цели была выбрана самая высокая из окрестных гор. Пошли вшестером: я, Таня, Сусанна, Максим, Поля и Женька. Мои мальчишки от похода отказались, у них был запланирован лов на спиннинг. Вначале идти было несложно, не очень круто и протоптанные дорожки. Потом тропинки кончились, и гора круто пошла вверх. Так что пришлось оставить балласт в виде Сусанны, Тани и Максима, и дальше лезть без них. Восхождение осложнялось из-за мокрого и скользкого мха на камнях. Наконец мы на вершине.

Здесь дует сильный ветер и открывается изумительный вид и на залив Аюда, и на противоположный берег Бухтарминского водохранилища, где расположен Голубой залив и поселок Октябрьский.

Также видны следующий залив по нашему берегу и дорога, по которой мы сюда ехали.

Между прочим, стоять на верхнем камне горы достаточно страшно, с обеих сторон крутой обрыв, если покатишься, то костей не соберешь. А тут еще ветер норовит сбросить неопытных альпинистов. Обратно спускаться было даже сложнее, чем влезать. Поля осталась очень довольна восхождением, мы пожалели, что с нами не пошли мальчики.

Придя обратно к домику, услышали, что нас искали мужчина с женой и мальчиком. Я сразу понял, что это друг детства Андрей Тарасов, которого мы уже и не ждали. Решив, что он поехал ставить палатку и устраивать лагерь, я обошел все окрестности, где бы я сам остановился. Но нигде их не нашел, осталось только ждать. А пока мы слушали рассказ мальчиков о поимке щуки. Они регулярно подкармливали хищников рыбьими головами. Изредка ловили небольших окуней и щук, но большая рыба все не шла. И вот, наконец сегодня было сразу две атаки на блесну. Первую щуку Сережа подвел к берегу, но там было очень круто, чтобы ее взять руками в воде. А рядом стоящие рыбаки мешали ему вывести ее на более удобное место. Кое-как, помучившись, он ее вытащил. Практически сразу взяла вторая. Но во время очередных мучений с выводом она сошла с блесны. Причем уплыла не сразу, а некоторое время стояла в прозрачной воде, дразня рыбаков. Тут я их нашел с вопросами, не проходили ли тут мои друзья. Пошли домой ждать, через часок появилась машина, синяя семерка с барнаульскими номерами. После первых обниманий и знакомства со своими супругами и детьми они рассказали свои приключения. Раньше приехать они не смогли, машину эту купили прямо перед поездкой. И приехали они только на одни сутки, потом им позарез нужно обратно. Дорога до Аюды произвела на Тарасовых такое же неизгладимое впечатления, как и на нас. Кроме тех неприятностей, которые видели мы, они попали под дождь. В это время по дороге бурлил поток мутной воды пополам с камнями. И они с тревогой думали о пути назад. К тому же, при парковке у нашего домика, у Андрея пропали тормоза, как потом обнаружили, лопнул тормозной шланг на переднем колесе. Страшно представить, что бы было, если бы он лопнул раньше, на горной дороге. Мы успели дозвониться до Володи и попросили его привезти шланг для классики и тормозной жидкости. А пока что мы собрались на рыбалку. Андрей — потомственный страстный рыболов, я знал, что ему здесь понравится. Взяли и его жену Лену, а мои мальчики повели сына Ваню ловить с берега. Рыбалка в этот вечер была замечательная. Дождя не было, тепло и тихо. Клевало без передышки, Лене в основном попадались ерши и окуни, поэтому Андрей в конце концов насадил ей перловку, чтобы не отвлекаться по пустякам. Наловив полсадка, стали гораздо реже поглядывать на кивок, увлеклись разговором. Чудесный был вечер, до сих пор вспоминаю.

Приплыв на берег, занялись приготовлением шашлыка и других блюд на праздничный ужин. Ребята уже развели костер и сожгли в нем по неопытности весь древесный уголь, оставленный Володей. Пришлось в темноте искать дрова, благо здесь этого добра было достаточно, не то что в Голубом заливе.

Потом подъехал Володя, привез немного провизии, тормозной шланг и жидкость. Но ремонт оставили на завтра, а сегодня шикарный ужин и беседа за чаем.

7 день, 28 июля 2007 года, суббота.
(Погода: около 25 градусов, дождь.)

На рыбалку с утра поехали мы с Володей, гости отсыпались. Порыбачили с часок, потом полил приличный дождь. Только доплыли, начался ливень. Володя, пользуясь случаем, отмывает свою машину от пыли. Дождь быстро заканчивается, временами даже выходит солнышко. Мы меняем тормозной шланг и прокачиваем тормоза. Все, можно ехать. Лена настаивает на немедленном отъезде, пока не размыло дорогу. Мы ее отговариваем, лучше обождать, пока с гор сойдет вся вода и немного обсохнет. А пока идем играть в волейбол, родители против детей. На базе есть волейбольная площадка, покрытая песком. Мы здесь еще ни разу не играли по причине ее отдаленности. Но по такому случае прогулялись. Успели сыграть три партии, общий счет 2:1 в пользу родителей! Потом снова начал капать дождик. Вернулись в домик, стали провожать Тарасовых. Жалко было расставаться, меньше суток они побыли у нас. Скоро и нам уезжать, хотя об этом думать совсем не хочется. Даже Таня, которая неохотно сюда поехала, стала думать, как остаться еще на пару дней дикарями после сдачи домика.

Дальше день прошел как обычно. Временами вдали гремели грозы, но у нас существенных осадков не было. Волновались за Андрея, у них все мобильники были к этому времени разряжены, поэтому сообщить они нам ничего не могли. Только на утро следующего дня позвонила мама и сказала, что они нормально доехали. Вечером порыбачили по полной программе, дождь не помешал. На ночь в окнах оставили только небольшие щелочки для вентиляции, похолодало.

8 день, 29 июля 2007 года, воскресенье.
(Погода: около 30 градусов, солнце.)

Утром, как обычно, рыбалка, чистка рыбы и ее обработка. После завтрака решили с Таней сплавать на лодке на тот берег, поискать наш старый лагерь. В смысле не кострище с горой мусора, как это сейчас бывает. В то время после нас оставался только небольшой очаг из камней и бледный квадрат на траве от палатки. Весь мусор, которого было очень мало, пережигался и закапывался в яму. Просто мы хотели найти тот залив, в котором провели около недели 20 лет назад, сразу после свадьбы. Вот как это было:

Двадцать лет назад или история одного свадебного путешествия.

(Все фотки со старых слайдов)

Ведь прощаемся мы не с людьми, не с местами,
И не в том ( между нами ) расставания суть.
Всякий раз мы прощаемся с нашими днями -
Что уже не вернуть...

Двадцать лет назад, летом 1987 года, у нас с Таней была свадьба. Чтобы ее сыграть и купить обручальные кольца, нам пришлось все лето выращивать и продавать в Москве огурцы, что впоследствии стало нашим маленьким семейным бизнесом. Свадьба была в Гавердово, с большим столом на открытом воздухе, танцами на деревенской улице и матерными частушками под баян. В общем, весело, хотя и не в моем вкусе. Но что не сделаешь ради любимой. Приехало очень много гостей и вечером мы с трудом их всех разместили. Да так, что нам с Таней места совсем не досталось. Таким образом, первая наша брачная ночь прошла на чердаке, что было совсем неплохо. Свежее ароматное сено, что может быть лучше. Второй день свадьбы был еще веселее. А вторую ночь мы провели в электричке Рязань-Москва. Рано утром ТУ-154 уже мчал нас в Усть-Каменогорск. Уже там я посетил Речной вокзал, где узнал, что теплоходы на подводных крыльях в это лето ходят до моей любимой Аюды, хотя и без шлюзования. Теплоход идет до Серебрянки, потом автобус, потом уже другой теплоход. Итак, куплены продукты, взяты напрокат палатка и спальные мешки, найдены мои старые удочки. Нарисована схема проезда до нашего будущего лагеря, так как мой одноклассник, Миша Шейнессон выразил желание к нам присоединиться. И вот мы уже в пути, я, Таня и моя сестренка Сусанна, которой тогда было 14 лет, и которая втихую ревновала брата к чужой девушке.

Добрались до залива без проблем, теперь надо было обогнуть весь залив пешком, форсировав по пути речушку, чтобы попасть на наш старый лагерь на северном берегу, подальше от людей. Девчонки здорово измучились, 7 км по горам с приличным грузом — не шутка.

Особенно тяжело дался брод через речку. Но вот мы на месте, поставили палатку. Я первым делом беру удочку и подхожу к воде. Прямо у скалы глубина около 3 м, дно прекрасно видно, и прекрасно видны 4 леща, которые ничего не подозревая, гуляют внизу. Опускаю крючок с наживкой, подсекаю, и вот первый лещ на 1 кг пойман.

Это было только начало. Погода стояла прекрасная, вода была теплая, рыба ловилась. Особенно было здорово рано утром, когда солнце показывается из-за гор. Плещут волны, кричат чайки, клюет рыба. Потом приехали Мишка с Мариной Барышовой, нашей одноклассницей.

Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Скоро 1 сентября, Сусанне в школу, мне в Рязанский радиотехнихнический институт, Тане в Рязанский медицинский институт. Да и погода начала портится. Вот примерно так прошла моя последняя встреча с заливом Аюда.

Через 20 лет мы опять в том же заливе. Уровень воды упал, в то давнее лето он был необычно высок. К тому же похожих заливчиков на том берегу было несколько. Но мы все равно нашли место старого лагеря.

Сняли клип, пофотографировались, покупались и позагорали. Очень не хотелось уезжать, вернемся ли сюда — не знаю. Знаю одно, помнить об этих поездках мы будем всегда.

После обеда ребята собрались порыбачить с лодки, соскучились по этому занятию. А я лег спать. Проснувшись, узнал, что порыбачить им не удалось, поднялся ветер и нагнал большую волну, которая захлестывала лодку. Традиционная вечерняя рыбалка тоже была под угрозой. Особенно это беспокоило Таню, которая утром не рыбачила, ее заменял Володя. А «подсела» она на рыбалку серьезно. Уговорила она меня, поплыли. Чтобы волна не попадала в лодку, мы прицепились носом только к одному якорю. Теперь лодка всегда принимала волну носом, который у нас хорошо закрыт. Правда нас постоянно крутило при смене ветра, и подкармливали мы каждый раз новой участок дна. Но клев был неплохой. И рыбы мы привезли достаточно.

9 день, 30 июля 2007 года, понедельник.
(Погода: около 30 градусов, жара.)

С утра отличная погода, ни ветерка. Ловим рыбку и наблюдаем жизнь на берегах залива. Приехали несколько машин и разбили палатки. Счастливые, их отдых только начинается, а нам завтра уезжать. Сегодня, как не печально, последний полный день. После завтрака начал уговаривать ребят сходить в гору, ведь в Рязани гор нет. Но они пошли играть в волейбол на площадку. А мы с Таней, Полей и Максимом пошли по уже проторенному маршруту. Основная цель — затащить Таню на вершину, до которой она в прошлый раз не дошла. Ну и по дороге пофотографировать окрестности, чтобы было что потом вспоминать. Дошли легко, в сухую погоду кроссовки отлично держат на камнях. Да и останавливались часто, чтобы заснять очередной пейзаж. Последнюю высоту Таня взяла с трудом. И не потому что тяжело, а потому что уже было страшно смотреть вниз. Там, на верху, пожалели, что с нами не пошли мальчики. Такую красоту фотография не передаст, нужно увидеть своими глазами. И стали потихоньку спускаться.

После обеда Саша поплыл на лодке один. Сережа хотел спать, а мы не верили, что в жару можно что-то поймать. Но, пока купались, видели, как он постоянно таскает рыбу. Буквально через час Саша привез полный садок. Тут уж не вытерпели и мы с Таней. Рыба действительно сама садилась на крючок. Через час, вернувшись на берег, узнали, что Володя с Сашей взяли у соседей коптильню и уже подготовили рыбу к копчению. Этот процесс они доверили нам, а сами снова поплыли рыбачить.

Коптильня представляла собой медицинскую биксу с небольшими доработками. Я такой уже пользовался раньше. Внутрь кладутся опилки, над ними рыба на решеточках. Бикса ставится на угли, после появления дыма переставляется подальше от огня. Опилок деревьев лиственных пород у нас не было, поэтому, по совету хозяев коптильни, взяли старые еловые шишки. Через 20 минут была готова первая партия рыбы, она слегка горчила. Следующая партия была намного лучше. Потом мы подложили немного можжевельника, а Сережа слишком сильно раскочегарил костер.

Так что оставшиеся две последние порции были с сильной горечью. Зато они превосходно перенесли длинный путь до города на следующий день. Благодаря процедуре копчения мы свой последний вечер в Аюде провели у костра. Так мы вряд ли собрались его разжечь. Потом приплыли Володя с Сашей, привезли очередной улов, в том числе и крупного, на килограмм, язя. Он клюнул у Саши, но так здорово сопротивлялся, что тот отдал удочку Володе, боясь упустить такой экземпляр. Рыба, в том числе и наша с Таней, была выпотрашена и обильно посолена. Послезавтра, уже в городе, мы ее вымочим и повесим сушиться. Потом ужин, ели копченую и жареную рыбу досыта без гарнира и хлеба. Было грустновато, прощались с заливом не только мы. Во всех домиках допоздна горел свет, и звучала музыка. И плыл восхитительный запах шашлыка, немного смешанный с ароматом свежекопченной рыбы. В этот день наконец собрались сходить на дискотеку.

Увы, дискотеку отменили из-за низкой явки.

10 день, последний, 31 июля 2007 года, вторник.
(Погода: около 35 градусов, жара.)

Традиционная утренняя рыбалка. Выловленную рыбу мы подсолим и смешаем с промороженной из морозилок. В таком виде она должна доехать до города, не испортившись. Садок наловили быстро, с каждым днем наше прикормленное место пользовалось все большей популярностью у рыбьего племени. Последний час я уже не рыбачил, смотал удочку, чтобы она не мешала мне последний раз насладиться волшебным утром. Когда я еще все это увижу? Следующий год у нас выдастся очень тяжелым, вряд ли мы сюда вырвемся. А дальше, чем на год, в наше время лучше не загадывать. Потом мы вытащили наши камни-якоря и срезали с них веревки, которые еще пригодятся. Без нашего поплавка залив осиротел, каждый раз, приходя на берег, мы искали его глазами. Ребята плавали до него наперегонки. Потом я отмывал, сушил и укладывал лодку. Потом отмывался дом, холодильник и посуда. Собирался мусор в округе, фантики, газеты и прочее. Потом грузили машины. Все, ключи сданы коменданту, и мы, уже бездомные, выезжаем на центральный пляж. Последний раз купаемся, и в мокрых плавках и купальниках садимся в машины и уезжаем. Проезжая наш пляжик, давлю на клаксон. Мы обязательно еще вернемся в Аюду, может, не на машине, может, на другой берег, но вернемся…

Часть 5, дорога до Усть-Каменогорска.

Дорога обратно далась намного легче. Во-первых, машина была не так загружена, во-вторых, я ехал еще медленнее. Нигде и ничего не зацепили. Видели по дороге очень красивых птиц, названия не знаю. Еще нас обогнал странный автомобиль Toyota Land Cruser Prado с русской надписью «Проходимец» и необычно высокой подвеской. Там, где мы ехали со скоростью 10 км/час он несся по 60. И не один, он буксировал старенький «Москвич». У нас было ощущение, что от «Москвича»” до города доедет только крыша. Через некоторое время мы нагнали эту странную парочку. Обе машины стояли на обочине, под крузером лежал парень и что-то высматривал. Они спросили у нас Декстрон, пробили коробку. В том году я возил с собой ATF-Z1, в этом не брал, ничем помочь не смог. Позже они нас обгоняли несколько раз, последний раз мы их видели заезжающими на СТО уже в черте города. Мы же по дороге заехали купить еще москитной сетки для сушки рыбы и большой арбуз. Потом домой, к маме, помыться и поесть. И сразу к папе на дачу, развешивать рыбу. Вот такой насыщенный день получился.

Оставшиеся 6 дней до отъезда пролетели быстро. Гуляли по городу, ездили на дачу, покупали продукты в дорогу и подарки. Купались в Иртыше.

Пребывание в родном городе было омрачено одним инцидентом. В предпоследний день, при маневрирование в чужом дворе задел задним правым фонарем металлический столб, торчащий из земли. Разбил фонарь и погнул немного крыло. Так было досадно, но тут уж сам виноват. Фонарь купил и заменил на следующий день, а вот править и красить крыло пришлось уже в Рязани.

Часть 6, дорога до Рязани.

Я с детства склонен к перемене мест,
Я путаю прощанья и прощенья,
Мне дорог в путешествии отъезд,
Всегда с трудом дается возвращенье,
В том нет моей вины - таков мой крест.

Жена очень хотела выехать так, чтобы на таможню попасть поздним вечером. Очень ей понравилось прохождение границы ночью, ничего не смотрят. Тем более у нас опять полностью, до крыши забитая машина, пахнущая смешанным ароматом персиков, копченной и сушенной рыбы, дынь и арбузов. Но, прикинув график движения, понял, что на Урал и на мост в Ульяновске мы попадаем в самое неудобное время. Поэтому выехали рано утром (или поздно ночью), в 1:30 по Москве. Пока добрались до ремонта дороги с объездами, уже рассвело. Машин практически нет, поэтому пылью подышать не пришлось. В Семипалатинске заправились до полного бака, я выехал из города и посадил за руль Таню. Позавтракали по дороге взятой с собой выпечкой и яблоками. Потом я лег спать до Павлодара. Там снова меняемся и заправляемся. Были планы поменять оставшиеся тенге на рубли, но как-то забыли. Теперь у меня лежат несколько тысяч казахских денег, ждут следующей поездки. Участок Павлодар-таможня Урли-Тобе лучше не стал, длина объездов только увеличилась. Дорожная техника стоит без движения, наверное ремонт остановлен. Иначе как объяснить, что за год не открыт ни один километр трассы. Тряслись мы здесь долго, около 3 часов. Несмотря на закрытые окна изнутри все было в пыли. На таможню попали в 12 по Москве, прошли ее даже быстрее, чем ночью на пути на восток. Это наш личный рекорд — 1:23, к тому же успели пообедать, пока ждали у шлагбаума. Кстати, с нас содрали около 50 рублей за дезинфекцию колес нашей машины. От таможни до Омска отличная дорога с небольшими участками ремонта. Ее пролетела Таня, даже не заметив. Отправили в Рязань и в У-Ка СМСки, что мы уже в России. Сразу за Омском остановились перекусить. Для этого съехали в лесополосу. И тут первый раз за последние 3 поездки нас одолели комары. Мы еле закончили ужин, и сильно покусанные поехали дальше, выгоняя из салона непрошенных гостей. Темнело, но мы решили ехать всю ночь, меняясь почаще. Таня никогда так надолго не покидала свой дом, поэтому ее сильно тянуло назад. Да и от Маши были нерадостные известия, что она заболела. Менялись мы через час-полтора, как только начинало клонить в сон. Опять же выручали соленые орешки и яблоки. Таким образом, в Кургане были в полвторого ночи по Москве, через сутки после выезда. По дороге несколько раз проезжали через сильный дождь. В Челябинске были утром, когда начало светать. Заправились на окружной, и скорее, вперед, пока машин еще мало надо пройти горы. Опять поели на ходу, останавливаться не хотелось, пришлось бы пропускать те фуры, которые уже обогнал. Полноценно пообедали за Уфой, даже арбуз разрезали и пофотались, первые фотки за всю дорогу. Потом Таня села за руль и попалась на башкирских гайцев. Как она рассказывает, был знак запрещения обгона и сплошная, потом разметка вся закончилась, пошел недавно положенный асфальт. Она догнала трактор с тележкой, который собрал за собой целый караван. Видимость тут отличная, плавные и длинные спуски-подъемы. Поэтому все потихоньку стали обгонять этот тихоход. И все встретились через километр около трех!!! машин ДПС. Я проснулся, когда она уже отсутствовала минут двадцать. Расспросил детей, взял фотоаппарат и пошел фотографировать дорогу без разметки с отличным обзором, машины ДПС и с десяток машин их жертв. Потом подошел к авто, где жена спорила с местными взяточниками. Она замахала на меня руками, дескать, уходи, сама разберусь. Вернулась минут через 10, права ей отдали, протокол выписали, сказали, что придет по месту жительства. Написали в нем, что ехала без ближнего света, она действительно забыла его включить. А инкриминировали вначале запрещенный обгон, дескать, действие знака не закончилось. А он был 3 км назад. Я представляю, как обогатятся гайцы после ввода новых штрафов после 11 августа. Дальше мы уже ехали предельно осторожно, кое-где пришлось тащиться со скоростью 30-40 км/час. Зато проехали с десяток засад, у которых стояло как минимум 3-4 жертвы. Большинство останавливалось ненадолго, чтобы отдать без лишних споров деньги и рвануть вперед. Одна из машин обгоняла нас так три раза. Я думаю, ему было бы дешевле на самолете слетать, чем обошлась эта поездка. А хуже всего то, что таким образом мы прикармливаем гайцев, которые получают лишний стимул поставить запрещающий знак или нанести разметку, где это совсем ни к чему. Хотя их задача — безопасность дорожного движения, а не поборы с водителей.

Средняя скорость на этом участке оказалась самой маленькой, даже меньше, чем на Урале. Хотя дорожные условия намного лучше. Едешь за караваном из фур, соблюдаешь правила, одна из фур начинает тормозить, чтобы остановиться, весь караван встал. Потом медленно и долго разгоняемся. И так много-много-много раз. Дождался пунктира, обогнал этот караван, догнал следующий и все заново.

Все плохое когда-нибудь заканчивается. Закончился и наш отрезок М5, мы подъехали к Сергиевску. Пошла отличная незагруженная дорога до Кошек, а потом и до Бормы. От Бормы до Димитровграда машин стало побольше. Далее, до Ульяновска тоже почти пусто. В Ульяновск попали вечером, в 19:20 по Москве. Мельком по городу видели таблички, что с 20:00 мост то ли закрывается, то ли будет работать не в нашем направлении. Идет ремонт. И вправду, попутных машин на мост почти не было, мы очень волновались, что застрянем здесь на ночь. Повезло, проскочили. Сразу за городом остановились плотно поесть, это последняя трапеза, под утро должны быть дома.

Эта ночь запомнилась очень плохо. Менялись с женой очень часто, через час. Спать хотелось, даже орешки не помогали. Но доехали. Позвонили Маше, хотели порадовать приездом, но она оказалась в турпоходе, не знала, что мы так быстро доедем. Расплакалась, соскучилась за это время. Потом мы уже узнали, что она там подняла всех на ноги (в 2 часа ночи), чтобы довезли до города на машине. Потом на такси за последние деньги, потом на электричке. Все-таки под утро она до нас добралась.

Мы же в 4:30 были дома. Не разгружая машины, плюхнулись спать. Итого, проехали 3 740 км за 51 час, немного в двое суток не уложились. Машина — молодец, ни разу не подвела. А утром первым делом мыться, потом на огород и в сад. Наелись яблок и груш, наварили кукурузы. Потом встретили Машу, вся семья наконец в сборе. Накормили заплаканную дочку копченой пелядью, таранкой, персиками и арбузами.

Послесловие.

За 4 недели отпуска мы проехали около 9 000 км. В очередной раз придя к выводу, что путешествовать на машине по России можно и нужно. Прошло уже почти два месяца со дня возвращения. Первое время было противно купаться в желтой окской воде, есть невкусный серый хлеб, потом привык. Машину привел в порядок, поменял масло, воздушный фильтр, свечи. Крыло подправили и покрасили. Снова тянет в дорогу. Между прочим, сильнее всего запомнилось первое путешествие, помню почти все детали. Это как первая любовь, потом будут и другие, но первое — особенное. Поэтому завидую тем, кому первое дальнее автопутешествие еще предстоит.

Многа букв...
No Dif - no drift
Silvia S15 - жёлтая.
evginfo@
Красавец!Восточный Казахстан(Бухтарма) отличное место для местодля семейного отдыха.В Новосибирске живу 10 лет,но каждый год отдыхаю в Голубом заливе.Только путевку нужнопокупать в феврале.Рассказ-5!Как сам побывал!

Интересные места!
Domani 1993
Orthia 2000
StepWgn 2002
Stream 2001
Presage 2001
SSang Yong Sports 2012

Ты смотри и клуб "ПроходимецЪ" засветился одним из своих многочисленных членов....
За отчет 5
Сам летом на своем Одике 4ВД (RA2) ездил Алматы-Семей-Барнаул-Бийск-Гор но-Алтайск-Барнаул-Новосибирск -Томск-Новосибирск-Карасук-Пав лодар-Астана-Алматы. Воспоминания только хорошие, даже при том что дороги не везде таковыми являются. Одик отлично подходит для таких путешествий
God forgives. Bulls don't !!!
Odyssey RA-2S 4WD 1996г
Мой отзыв: Honda Odyssey 1996

MaxFactor
Хороший рассказ. Я сам из Усть-Каменогорска, но сейчас живу в Кемерово. Бухтарма и Сибины - красивейшие места! Жаль только, что вся эта красота загаживается год от года все сильнее...

Хабаровск-Оха (Сахалин)
Пока не прочитал,скоро доберусь:)но пока посмотрев фото, могу сказать, что задумка со слайдами прикольная!!!и ещё дочь,красавица, прям модель;)
Mazda Demio Sport, 2007
иногда Isuzu Bighorn,UBS69DW,1994г., АКПП

serikpai007
А проезжая Павлодар Вы не заметили сколько ODISSEYев здесь,сами смеемся когда стоя на светофоре стоишь уперевшивсь в зад другому а на встречной третий, у нас это машина распространнена среди праворуких даже больше чем марко_подобные. У своих двух братьев одиссеи, и у очень большого количества людей. А на Аюду ездил позапрошним летом, на другую строну и переправлялся катером. Отдых очень понравился и если-бы не дискотека то такой отрыв от цивилизации... но очеь понравилось.

Timmi601
Родные места. Жаль что в этом году не получилось съездить.

Neffedov
Основательный рассказ! Прям ностальгия нахлынула:)Сам из Усть-Каменогорска, 7 как уехал, сейчас в Барнауле живу. Особо приятно, что люди спустя столько лет и через такие расстояния приезжают отдохнуть и погрузиться в эту атмсферу. Автору спасибо за экскурсию с иллюстрациями:))!

До сих пор со страхом и ужасом вспоминаем этого рыбоненавистника с Рязани! В течение двух кошмарных недель они наводили ужас на нас! Не было покоя ни утром, ни вечером. А днем было еще ужасней!! Они свежевали наших бедных, убиенных собратьев и бросали их внутренности прямо в воду!!Всё рыбное сообщество вздохнуло с огромным облегчением, когда это семейство собрало свои многочисленные рыболовные снасти и уехало восвояси. Очень надеемся, что в следующем году дорога до нашего чудного залива не станет лучше и...в таком случае сочувствуем своим собратьям с противоположного берега. Скорей всего они отправятся туда..там ведь дорога лучше.
sosedi
Отдыхали мазево, купались, знакомились с девчонками, пили пиво, водку еще что-то. Вобщем отрывались по полной. Приехала какая-то мрачная семейка на Одиссее. Весь первый день хныкали и жаловались на плохую дорогу. А потом всё оставшееся время рыбачили, чистили рыбу прямо в воду и неодобрительно косились в нашу сторону. Якобы мы облегчаемся каждый раз утром через ротовое отверстие. А как тут не облегчиться?? Выходишь утром умытья к воде, а там кишки рыбьи плавают..ну понятно идет рвотная реакция.Ну НЕ ПОНИМАЕМ МЫ ТАКОГО ОТДЫХА!!
метершинница
Да там класно только на дискотеке!(Тут же закрылись и спрятались ненадолго, когда Вы пришли) А ещё лучше с соседями!:) После знакомства с Вами вступила в партию "зеленых"!
НЕ ПОНИМАЕМ Я ТАКОГО ЖЕСТОКОГО ОТДЫХА!!!
VladVg
Автор красавчик! в 41 - 4 детей, дом своими руками и все такое. На таких мужиках должна стоять Россия!

Сообщений: 2004
Привет старым знакомым, метершиннице, соседям и рыбному миру. Особенно рад за рыбный мир. Я уехал в полной уверенности, что всех взрослых особей, владеющих клавиатурой я всех выловил. Растите и размножайтесь. А с соседями хотелось бы увидеться еще раз. Они оставили такой классной памятник современной потребительской культуре на берегу...
кассир 42
хороший рассказ но за раз трудно успеть прочитать все
уже домой надо , рабочий день кончился.
фотографии хорошие!

Хорошо пишете - интересно и познавательно (завтра, думаю до конца дочитаю)
Мой отзыв: Daihatsu Pyzar 1998

Земляк, супер статья!
10 лет живу в Новосибирске, в ВКО съездить не получается по объективным причинам, одна из которых - дороги в РК. А в Аюде я отдыхал в 1990, память до сих пор хранит впечатления.
Респект, ни гвоздей, ни жезлов тебе.
З.Ы. Вот куплю внедорожку, и поеду летом на Бухтарминское вдхр.)

Извините, я вам тут немного дегтя подложу в ваш мёд. Насчет безопасности. Как я понимаю. у вас в путешествии осталось только два нормальных кресла - водителя и переднего пассажира, которые могут пристегнуться ремнями. А как же ваши дети? Они не пристегнуты плюс в салоне груз, который также незакреплен. А если, не дай бог, резкое торможение или небольшое столкновение (тьфу три раза)? Они же и себя покалечат и вас достанут!!!

Сообщений: 2004

Но больше никогда так не поеду. Максимум вчетвером и из вещей только самое необходимое. То есть жену придется оставлять дома :).
Хочешь сделать хорошо - сделай сам.

"Все, кто находились сзади, постоянно спали лежа. Сидеть там было нельзя, так как проход был заставлен сумками."
Ну конечно, нарыбалил столько, что все проходы сумками с рыбой забил! На зиму заготовками занимаетесь товарищ? Рыбку любите откушивать? Надо будет егерей в следующем году предупредить насчет вас :)
Память в виде загаженного чешуей и внутренностями берега вы тоже оставили классную. Зачем жаловаться на то, что в городе гадит молодежь с общаг на берегу Иртыша, если вы сами такой же?

Хакасия
Натрави егерей на рыболовные траулеры - они сотнями тонн рыбу вылавливают, или на японских китобоев - жалко млекопитающих:-(
Отходы от рыбы - это вам не пластик-полиэтилен-стекло-ж/ба нки. Через неделю все превратится в органику:-), а за это скажет спасибо растительный мир АЮДЫ :-)
Мой отзыв: Nissan Wingroad 1999
Согласитесь, что когда подходишь к берегу и видишь там..кхмм..органику (как вы дипломатично выразились), то рвотный рефлекс скорей подкатит к горлу нежели от вида пустой пластиковой бутылки (ее кстати гораздо легче убрать). Просто человек жаловался на грязнуль с общаг, а сам тут же расписывает в подробностях как, чем и где он гадил. Объективность forever.
Тут вот егеря подсказывают...В целом конечно отчет очень подробный и познавательный. Еще парочка замечаний есть. Зачем жаловаться на дорогу в Аюду, если каждый местный знает, что она ОЧЕНЬ ПЛОХАЯ. Если уж хватило у тебя безрассудства ехать туда на минивэне, то...после драки кулаками не машут как говорится. Очень удивили наблюдения насчет дефицита саморезов и стройматериалов. Видимо не в те магазины ходили. Также и насчет ДВД. Те же самые слова. Родственники видимо не в курсе что, как и где в городе.
да, развёрнутый канечна рассказ :-))
фотки классные

НО, реально, если семья ОТДЫХАТЬ приехала, то какого.......спрашивается этот ОТДЫХ в путину превращать????
знаком с такими промысловиками, НО они хотя бы НЕ на ТУРБАЗЕ это делают!!!!!

куда только администрация турбаза смотрела????!!!
так что в чём то согласен с "водным миром аюды":-))
хочешь заниматся промыслом, не порть этим занятием отдых соседей!!! :-))

P.S.
миграционные карточки в РК действуют как мин. с 2002г.!!!!
а, как вас таможня РК ваще выпустила с таким кол-ом рыбы в афто????
у них с этим строго.............

P.P.S.
как знаком энтот уровень сервиса, ТАКИЕ места в РК красивые, НО сервис исчо о-о-о-очень далёк даже до Российского, хотя конечно и ценник за эти вагончики вполне бюджетный.

Бухтарма классное место два года летом там отдыхаю, качество дорог, от Нска если ехать - терпимо внедорожник - необязателен но - нужно ехать по правильным (есть варианты) В этом году с рыбалкой не получилось (один окунь 200гр) погоды не было штормило - зато как на море прибой

Молодец, классно написал.
Конечно на Аюде не был, но думаю там не страшнее дороги чем на Голубом заливе. Сколоко ездили, оставались без порогов как минимум. Реально видел как Патрол чуть не перевернулся (бабы за рулем, да чуток свернули). И вся дорогая состоит из булыжников со страусинное яйцо, а местами и вообще говорить не стоит. А где спуски к воде так там по сухому боялись спускаться и все молились чтоб дождь не пошел к отьезду.
Тоже планирую совершить подобную поездку, в обратном порядке, весной, с Павлодара до Димитровграда. Хотел бы узнать как лучьше добираться и не поделитесь картами?
Nissan Bluebird LeGrand HU-14, SR20DE, 1998г.

Обнадежил автор последней строчкой, а вообще молодцы. Рыба не надоела?

Хакасия
А вообще-то согласен с "рыбный мир АЮДЫ". Не надо превращать отдых в путину. Это разные вещи. Опять же это IMHO.
По себе уже давно заметил, что если еду "чисто" на рыбалку и даже, попадая на хороший клев, почему-то азарт быстро проходит и рыбалка превращается в рутинную добычу. Ну в самом деле, мне что жрать нечего? Отдых должен быть отдыхом.

Не надо было водку трогать (с)

Уже лично высказывал свою благодарность автору по поводу его опусов. Еще раз хочу сказать "спасибо"! Не в последнюю очередь, после прочтения его отчета о поездке в Усть-Каман в 2005, мы сами решились на аналогичное путешествие протяженностью около 3700 км из Казани в Риддер (бывший Лениногорск) Восточно-Казахстанской области. Там родина моей жены. До города Александра там рукой подать. Ездим уже 2 года подряд. В 2006 путешествовали на ВАЗ-2114, в этом году на Ford Focus II. По-поводу качества наших машин ничего плохого сказать не могу. В дороге проблем не было абсолютно никаких. Также без проблем доехали и до Бухтармы - отдыхали на базе отдыха "Прибой" Лениногорского отряда горноспасателей - это вообще дикие места. Выйдешь с утра, а вокруг никого и только чайки кричат. За рулем по дороге менялись с братом жены. По ночам спали, а не ехали. Конечно напрягало отсутствие в машине кондиционера.
В этом году, также за 3 дня и 2 ночевки (в Кургане и около Барабинска) доехали без проблем. За рулем сидел только сам. поскольку ездили вдвоем с женой, а у нее прав нет.
На Ford-е также посетили прикормленную базу отдыха на Бухтарме. Проехали без проблем. Ничего не оторвали и даже не цеплялись нигде несмотря на более низкую подвеску. Считаю, что мнение о необходимости иметь повышенную проходимость для поездки на Бухтарму, слегка завышено.
Сесть и написать аналогичный рассказ отчасти мешает лень, отчасти - отсутствие свободного времени. Кроме того, прочитав один раз то, что написал Александр не хочется повторяться.
Если у кого есть вопросы - отвечу. Мой маршрут пролегал немного по другой траектории - Казань-Набережные Челны-Мензелинск-Уфа (далее до Челябинска дорога одна) - Челябинск проезжали не по объездной, а через город - далее Курган-Петухово-Бердюжье-Ишим- Омск - далее мы ушли на Новосибирск-Барнаул-Рубцовск-В еселоярск-Горняк-Михайловку -(здесь переход границы)-Шемонаиху-Риддер.
Удачи всем на дорогах!

serg521
Вот читаю каменты и удивляюсь...
Что такое отдых? Я считаю, что отдых- это полное отречение от повседневных забот, смена обстановки и занятие увлекательным любимым делом. Для большинства горожан, живущих в суете это, к сожалению, лежание на пляже, пивко (возможны варианты) и ничего не деланье. Но не все же такие!!! Кому то это показалось промыслом, а ведь сразу же видно, как автор говорит О РЫБАЛКЕ!!! я прямо его глаза горящие представляю. Ну тащится человек от этого дела, ждет целый год, так и пусть занимается любимым делом. Да сколько он на удочку то поймал? в разы меньше чем соседи на сеть, но сеть если часто не потрясещь, рыбка тухнет.А какже тогда относиться к горнолыжникам? вставать рано утром, переться на гору,уставать как лошадь, падать,ломать конечности? это ж не отдых!!! А спроси его после отпуска: Как отдохнул? А байдарочники из отпуска возвращаются с мозолями, а альпинисты? Каждому свое. А по поводу отходов, так там же щуки. все съедается за полдня,это естественный процесс, происходящий в природе и без нашего участия. А вот стекло, пластик, химия (а это может быть даже краска на упаковках) из этого процесса выпадают.
Да и по поводу дополнительного питания полезным, богатым минералами и белком продуктом... Родите хотя бы двоих-троих, после этого и судить будете. Татьяне большой респект, представляю просто как приготовить обычный обед на 6-х почти взрослых людей, из которых 3 мужика!!! УДАЧИ ВАМ!!!

Serg521
"...Начался неважный участок дороги с заплатками и пучинами, а жена и не думает снижать скорость, она не умеет ездить меньше сотни..."-улыбнуло, прямо как про мою!!! Интересно, в этом все жены одинаковые?!!! :-)))
paha1512
что то в рязани совсем плохо с рыбой...
подлещик сорная рыба, и опасная (костей больше чем чешуи, мяса нет!!!)
вот из-за таких "рыбаков" на Бухтарме леща ни когда и не будет...
ехать за 3500км чтоб втариться подлещиком....???

MaxFactor (---.kemerovo.protek.ru)-привет землякам на "чужбине" :)

serg521
paha1512
Ответ из рекламы про гепарда (кошку): "просто ты не умеешь их готовить!" есть своя прелесть в костистой рыбе, есть ее интереснее

Сообщений: 2004
Постараюсь всем ответить. Насчет рыбалки и загаживания берега. Мы, конечно не ангелы, упреки в свой адрес принимаю. Выловили мы где-то 150 кг рыбы, весом от 200 до 1000 грам. Леска была 0,15, поэтому рыбка покрупнее при вытаскивании ее без аммортизации удилищем снасть рвала. Нас там было две семьи, иногда приезжали гости. Только что выловленная и пожаренная рыба при таком количестве народа, по полдня проводящего в воде, да еще свежий воздух... В общем, килограмм пять в день мы съедали не напрягаясь. Рыбу чистили мы только рано утром, до 8 часов, пока никого на пляже не было. Кидали потроха чайкам, кто там был хоть раз, тот знает, что больше 10 секунд потроха в воде не плавают, чайки за них дерутся. Чешую с камней за собой смывали тазиком. В течении 30-60 минут в воде около камней пахло рыбьей кровью, потом запах пропадал. Опять же, рыбаки знают. Куда девалась чешуя, для меня всегда оставалось секретом. Может рыбешки какие подъедают, может сносит на глубину. Но наутро в воде у берега уже ничего не оставалось. Зато постоянно появлялись пакеты с консервными банками, бутылками, арбузными корками и прочим. С собой с Бухтармы мы привезли около 30 кг замороженной рыбы и мешок сушеной. С собой в Рязань взяли сушеную (около 15 кг) и 3 кг купленной копченой пеляди. Таможенники ничего не сказали, нас все-таки 5 человек, по 3 кг на брата - это немного. Рыбалка - это азарт. Сейчас уже жалко, а тогда остановиться было тяжело. Кто-то любит весь день в карты резаться, кто-то весь отдых не просыхает. Рыбу, конечно, жалко. Можно стыдливо покупать в магазине котлеты и считать себя защитником природы и гуманистом. Мы же живем в деревне. Были времена, когда денег не было совсем, в магазине покупали только хлеб, соль и макароны. Держали свиней, кроликов, гусей, уток, коз. Приходилось самому резать эти живые существа, чтобы накормить детей супом с мясом. Ну и огород, и грибы, и рыба. Привык я обеспечивать свои потребности сам. И сейчас деньги зарабатываю не в офисе, не перепродажей, не в сфере услуг, а в материальном производстве. В Голубом заливе был на машине два раза в базе отдыха Простор. От Новой Бухтармы одна из последних баз по южному берегу залива. 5400 метров от асфальта. По сравнению с Аюдой - великолепная дорога. Я не плакался по поводу плохой дороги, а предупреждал. Каждый третий, кто приехал первый раз, не знал, что его ждет. На сайте все красиво и быстро. А отдыхают там не только местные... При чем тут миграционные карточки, я не понял. Я только писал, что в том году мне на таможне приветливо сообщили, что я могу 90 дней находиться в РК без регистрации, а в этом году это отменили. Но в России еще жестче с этим. В РК демократия по сравнению с нами. Сервис меня лично вполне устроил. Просто он хуже, чем, например, в Просторе. Идеал для меня - это безлюдное место, палатка, костер и близкие люди. Подумываю в следующий раз обойтись без баз, поехать по направлению на Самарское и найти там на берегу удобное место. Жаль, что спутниковые карты Google в этом районе низкого разрешения. Карты я использовал из атласа. Есть таблички с населенными пунктами, столбиками и одометром. Кому надо, пишите aiva1965@ http://mail.ru, вышлю и отвечу на вопросы. Если приеду еще раз, постараюсь с рыбкой быть поласковее. Возьму, наверное, леску потолще, место поглубже и буду ловить крупные экземпляры. А чистить вообще не буду, пусть так едят :) Насчет дефицита саморезов и электроники. Я в Рязани в любом хозяйственном магазине могу купить саморезы по цене от 7 до 30 копеек за штуку (от 13 до 43 мм) для примера. На строительных рынках еще дешевле. В У-Ка я был на всех рынках и в куче магазинов. Самый дешевый саморез 16 мм - 2 тенге(40 копеек) в магазине Меркурий. По электронике. В 2005 году у меня в Голубом из машины ночью украли аккумулятор и магнитолу. Самая дешевая магнитола с CD стоила тогда 25000 тенге(5000 рублей). По приезду в Рязань купил Sony за 2700. В этом году купил привод DVD-RW за 8000(1600 рублей) тенге. Могу дать ссылки на наши магазины, сравнивайте, 700-800 рублей. Если напишите, где в У-Ка хороший выбор стройтоваров и электроники, буду благодарен.
барниаполь
Молодец,прочитал и настольгия нахлынула по Бухтарме,сам я из Барнаула,каждый год ездим отдыхать на Бухтарму,правда ездим на эту сторону,где Айна,Эдельвейс,Данко и т.д.,в этот год с Омичами познакомились отличные люди,они тоже ездят туда каждый год,вообщем хороший и отзыв и отдых,5 баллов.
И два слова соседям: Я сам выпиваю,но мне кажется как вы там отдыхали и знакомились и ртом у вас по утрам все выходило,так уж лучше смотреть на рыбную чешую на берегу,а вообще СОСЕДИ вы правильно делаете отдыхайте в Аюде,на той стороне,где дикие места,и не мешайте нормальным людям на другой стороне.

aiva
Вот о чем и речь, если любишь порыбачить то не там где банда народу отдыхает! на счет самарского напраления, ты прав, недоезжая Васильевской переправы 3-5км сворачиваешь с трассы и еще 1-1,5 по полям, там рыбу не кому "пугать", там она и покрупнее, есть щука 1,5-2,5кг и судак иногда попадается 4-6кг, и вода там потеплее!!! но пейзаж конечно по проще и тенек в жакий день не найти, с дровами тоже проблема!
Удачи!!!

Вечер добрый автору,три года отдыхаем недалеко от пос.Новотимофеевка,от Самарского 50 км,рыбы стало меньше заметили все,друзья уже 20 лет катают каждый год берега этой косы.Я сам рыбак с 5 лет, с батей в лодке с дошкольного возраста рыбачу,и азарт и всё остальное как у нормального рыбака имеются.Но порыбачив 2-3 дня надоедает честно,не рыбу таскать,а чистить да и жрать её родимую...Сколько ж можно.Отношусь к вам с уважением,прочитали отзыв с супругой на одном дыхании,пережили поездку на БУХТАРМУ опять с новыми впечатлениями,в этом году брали с собой моторные лодки,так что было себя чем занять.И на хрена нам эта ТУРЦИЯ.!!!???

Челябинский
А мне понравилось...Автор просто молодчик,не слушай всяких блевантинов малолетних..."Отказаться от рыбалки мы не могли, поэтому решили мелочь отпускать"-это вообще качество настоящего рыболова,у меня кореш такой же,я-то больше сеткой)))Позитив,однозначно!

Сообщений: 1909
Эх, люблю я Бухтарму, в детстве каждое лето по несколько раз там отдыхали!
(: (с) (r)

Отличный отзыв. Я сам из Усть-Каменогорска. Бухторма отличное место

не читал, фотки посмотрел. офигенно. Особенно старые понравились. как люди меняются. вот так живёшь-живёшь, а когда-нибудь и у тебя будут 3 детей, жена и ни намёка на былые квадратики пресса.

По прямой лупить может любой арангутан
412, 2106, Galant, Corona, Sunny, Avancier, Civic

PO(E
Эх, ностальгия........
я тоже из Устькамана, теперь в Екатеринбурге проживаю уже 13 лет, раньше отдыхал на бухтарме каждый год - у меня в Н.Бухтарме бабушка жила, объездил все берега, красивейшие места. На урале тоже неплохо, но там другая красота.

Заглянул к вам из клуба CRV. Уехал в 2003-м из Согры. Спасибо за ностальгию. В другой раз побольше фоток!
Самому мне туда не к кому ехать...
А какая там осень!

чувак...!

Спасибо за рассказ,очень понравился. я сам из усть-каменогорска,точнее не из самого этого города а из поселка БЕЛОУСОВКА это в 15 км от города. сейчас мы уже год Как уехали в россию в краснодарский край,но все равно черное море не заменит бухтармы ,так хочется туда вернуться,отдохнуть на полную катушку.рассказ прочитал будто сам там побывал,большое спасибо.за рассказ 5+

Бухтарминское водохранилище - отличное место! Но сервиса тамошним турбазам явно не хватает. Тот же Голубой залив - унылое убожество по цене, сравнимой с берегом турецким... Да бог с ним с сервисом - хотя бы вагончики для житья непритязательных туристов подальше друг от друга ставили. Я приезжаю отдыхать и у меня свой ритм отдыха, он абсолютно не совпадает с соседями, любителеми блотняка или бухания у мангала..
Кстати, путёвки заранее покупать очень сильно НЕ рекомендую!. Просто приезжайте вечером воскресенья и место вы найдёте 100%, ещё и выбирать будете.
Автомобиль тоже член семьи, причем сильно пьющий.
Здравствуйте. Замечательный рассказ. Как мир тесен. Это получается мы отдыхали сразу после Вас. Как раз в первых числах 2 или 3 августа 2007 года. Слева от домика маленькая каруселька и место где жарили шашлыки, напротив домика через тропинку кран, где все мыли посуду. В левой половине домика,как зайдёшь электро плита Электра? и холодильник. Между ними на стене картина два дельфина. В следующей комнате было три кровати и кладовка. Если по тропинке идти вниз, то слева кирпичный домик. Друзья занимали правую половину. А жили мы можно сказать точно так же как и вы. Два первых дня отдых от дороги и осмотр машин, мы ехали из Томска, где-то 1200км, так что здесь мы не сильно устали, а вот от указателя "Для джипов" и до места, тут только одни выражения и все китайского происхождения с русским смыслом в десять этажей. Здесь мы были первый раз. Мы всегда отдыхали Айна, бухта Солнечная, вообщем с той стороны. Там у нас была лодка а у соседей катамаран. Потом с утра рыбалка, вечером шашлык, рыбу чистили также на камнях. Поездка в Голубой залив. Солнца было много и рыбы тоже, вода теплая, а вот червей после вас там уже не осталось, но мы не в обиде, нам хватило потому что мы сразу охотку сбили, а потом в конце сходили купили немного червей. А вот интересно там какие-то молодые жили, может это те же ребята и были, моя жена не выдержала пошла попросила, чтобы они поменьши матерились, хотя у нас все дети взрослые, но слух резало. У меня и фотки почти такие как у Вас. Горы, вода, пляж. Один раз в баньку сходили. Так что отдых там хороший, мы одних друзей свозили на Бухтарму, потом они уже без нас ездили, а те ещё кого-то уговорили. Но в Аюду скорее всего больше не поедем. Если только до Голубого, а там на катере, но не знаю, машины не обворуют? Никогда там не оставлял. Всегда машина была рядом. Рассказ прекрасный, вот жалко в этом году скорее всего не удастся съездить. А жалко, друзья уже зовут купили путевку на 11 августа в Айну, там базы СЦК Свинцово-Цинкового комбината.
С уважением Александр.

С уважением Александр.

спасибо автору за фотографии и рассказ, все прочитала внимательно,это мои родные места, родилась в большенарыме,раз в год стараюсь съездить на бухтарму отдохнуть.прочитала и как будто дома побывала, каждое фото проглядела очень внимательно, мне кажется я там каждый камешек знаю, еще раз спасибо за ностальгию!

алексей 727272
Ребята обращяюсь к детям купите наконец то своему папе новую футболку а то он бедолага уже 3 года в одной и той же и на юг и к родне судя по фото

Сообщений: 2004
Так и есть, моя любимая футболка. Ей уже лет 12, моя мама мне ее подарила, когда единственный раз приезжала ко мне в Рязань. Так что я с ней не расстаюсь. Хотя, честное слово, у меня еще есть:).

Да, Александр Петрович, все точно. Рад, что Вы тоже смогли отдохнуть, погода не испортилась. Мы так не хотели уезжать, были мыслишки взять еще домик на 10 дней или дикарями остаться. Но из солидарности с сестрой уехали вместе.

Марине привет! Ностальгия всех мучает. Иногда думаешь, катись все к чертовой бабушке, куплю домик в Новой Бухтарме, летом буду по базам ездить, продукты продавать со своего огорода, зимой спать. А вокруг - родные горы... Подождем пенсии.

Отчет - зачет!
BMW E53, E39

Отличный рассказ..Прочел от "корки до корки"..Спасибо..
Понял также что на авенсисе мне до аюды не добраться...Или может что-то поменялось на том участке дороги,
о котором крепкими словами здесь говорят..?))
Поедем в июне, из Томска..Хотели на Аюду, поменяем вероятно планы на Солнечную бухту..
Реально там домики найти приехав "дикарем"?

Сообщений: 2004
В Аюде, если приехать в воскресенье вечером или в понедельник, то почти наверняка домик найдете. Много народу уезжает. В Голубом заливе все посложнее было.

А дорогу в Аюду делать не собирались. Там может быть комплексное решение: и базу посолиднее строить и дорогу привести в норму. Но тогда цены взлетят, народу будет больше и от природы останется гораздо меньше.

?????, ???????????
Отличный рассказ! Очень познавательный для тех, кто вообще не знает, что это за места, и полезный всем, кто туда все-таки собрался. Я вот, например, крепко задумалась. Сама из этих мест, несколько раз в детстве отдыхала в Аюде. Однако дорога через Манат, по детским ощущениям, виделась более преодолимой. Может, потому, что тогда путешествие совершалось на УАЗе, а может, дорога действительно за эти годы стала хуже.
На самом деле, в советские времена до Аюды был еще один маршрут: напрямую из поселка Асу-Булак через горы. Там была какая-то дорога, непонятно кем и зачем проложенная: может, геологами, а может, у местных были там покосы. Выходила она где-то прямо посередине Аюды. Короче, вот эта дорога - настоящая жуть. С такими страшными спусками-подъемами и прочими дорожными условиями - бррр!
И все-таки возвращаясь к реальности: автор, посоветуйте, есть ли шанс доехать до Аюды через Манат на Мазде Демио? Что-то я сильно засомневалась...

Ольге:

Доехать можно. Если хватит терпения ехать на 1-2 передаче. Заранее заложите на этот участок в 50 км 5 часов и ничего вашей машине не будет. Просто к концу дороги надоедает и начинаешь разгоняться на более менее приличных участках, а тут, бац, ямы.

Когда обратно ехали, не торопились. Ничего не поцарапали и не ободрали.

Ребята,вы молодцы!
Ваша статья подтолкнула нас к принятию решения о поездке.
Последний раз мы были в Аюде в 2005 году.Тогда мы доезжали
на Зыряновском поезде до Октябрьского,а там уже ждал катер
до Аюды.В этот раз я заказала путевку еще в марте и мои родственники в Усть-Каменогорске выкупили ее со скидкой 30%
(23100 тенге) домик №5 прямо у воды (как было 4 года назад)
с 11 по 20 июня. В Усть-Каменогорск из Омска мы без проблем
доехали на автобусе,зарегистрировались, простояв в очереди
около часа (в течении 5 дней по прибытии должен пройти
регистрацию), купили билет на Зыряновский поезд до Бухтармы
и в 2-30 ночи я и мой муж были на берегу любимого водохра-
нилища. На том месте, где раньше был причал для катеров и теплоходов остался мрачный железный скелет,уровень воды ,
как мы узнали позже, упал на 2 метра, вода отошла от берега
метров на 50, поэтому никакие катера и теплоходы года 3 сюда
уже не подходили, надо было добираться до базы отдыха Садко
и оттуда, если вы сообщили им о своем прибытии,посылают
катер в дни заезда в 11 часов дня. Долго описывать как мы
доехали до бо Садко,как искали средство передвижения на тот
заветный берег, в конечном итоге, на моторной лодке за 2000тг
в 9 часов утра получили постельные принадлежности и ключ от
домика.

Хорошая погода была в первый день,когда не было ни ветра ни дождя и 15-го, в остальные дни было холодно особенно ночью,
но это не помешало нам получить удовольствие от отдыха.Рыбку мы ловили на удочку с берега: первый и второй день попадались
небольшие подлещики вперемежку с окуньками, а потом только
сорожка и окуньки. Соседи заплывали на лодках, так же как и вы, но ничего крупного им не попадалось.В лесу мы собирали грибы: свеженькие маслята-очень вкусные поджаренные на сливочном масле со сметаной. Домик мы сдали раньше 20-го,так
как соседи, которые отдыхали без путевки, предложили отвезти
нас на машине до Усть-Каменогорска,поэтому 17 -го июня в 12
часов дня мы покинули это прекрасное место.До Маната дорога
более менее нормальная, а вот ландшафт кругом удручающий:
в прошлом году здесь был страшный пожар,охвативший огромную
территорию. На самой базе Аюда он не оставил почти никаких
следов, не считая пару закопченных чердаков у домиков возле
леса с родниковой водой (за магазином наверх по дороге).
А вот дальше, когда начались горные перевалы (их всего 9),
дорога действительно тяжелая: много острых камней,крутых поворотов, спусков и подъемов,однако,машин нам повстречалось
много и в том и в другом направлении.Мы ехали на старенькой
29-й Волге, в Омске у нас осталась в гараже Тойта-Королла,
муж решил, что проехать можно, потихоньку,не торопясь,что и
делают другие.Наш водитель, который часто ездит по этой доро-
ге,довольно уверенно мчал нас по этим ухабам 40 км до трассы.
Вот самые свежие впечатления от поездки на Бухтарминское море
на базу отдыха Аюда.Кстати, от аквапарка не осталось и следа,
только пару зонтиков на голом песке,но вывеска,которая красуется на одной из ваших фотографий,сохранилась, а создавал этот шедерв именно тот водитель Валера,с которым мы благополучно добрались до У-Ка.В общем,наша мечта осуществилась и мы этому очень рады.
Всему вашему семейству удачи и всего наилучшего!

30.06.2009г.13-00
Р.S. Кстати, забыла спросить,какой номер домика,в котором вы отдыхали?

Сообщений: 2004
Честно говоря, номер домика уже не помню.
В этом году еду в Голубой залив.
Хочешь сделать хорошо - сделай сам.

Рассказ конечно интересный и познавательный,но скажу честно желание ехать в Аюду он мне отбил надолго.

И в Голубом заливе рыбы не станет.. )
Интернет это не только вседозволенность, но и беззащитность перед разгневанным обществом.

Отличный рассказ.
Предложение автору разместить его на новом ресурсе о Бухтарме.
Адрес сайта в подписи
t.me/chinamarka - АВТО ИЗ КИТАЯ

TURBOCAFE.RU - #ОКОЛОТУРБИН

Вот Аюда 2009!

СИЛА!!!

Впечатляющий рассказ! А о новинках Аюды уже 2010 можете узнать - www.altay.kz

2008/2009 год, восемь раз ездил на Аюду туда и обратно, автомобиль ГАЗ-2705, один раз свернул на дорогу "для джипов" проехал за 6 часов, в кузове было 1,5 тонны, боялся повредить - по скалам скреб мостом и балкой, но доехал, пару раз рвал сцепление на скалах. Остальные разы ехал через Манат, почти пустой - 50-60 км/ч без остановок за 45 минут в одну сторону, пробил два колеса, не так уж много, если подумать.

Но сама база вообще отстой, никогда больше не поеду на левобережье Бухтармы, лучше на "мохнатку".

красиво...!!!

День добрый! Никто не в курсе спустя 5 лет дорога так и не изменилась?)))