|
Поездку в Узбекистан думал осуществить давненько, но все не получалось.
Место назначения одноименно моему нику.
К концу 2011 года стало ясно, что дальше откладывать нельзя. Много русских уезжает, по программе переселения соотечественников, на ПМЖ в Россию. В июне 2012 года и моя сестра с племянницей собрались перебираться в РФ. Посему был определен для поездки май месяц, а точнее праздничные каникулы. Ехать решили вдвоем, с земляком из Зарафшана. В праздники поехать не получилось.
Предстартовая подготовка включала в себя:
Маршрут запланирован заранее. Томск—Змеиногорск—Усть-Каменогорск—Алма-Ата—Тараз—Шымкент—Ташкент—Навои—Зарафшан—Учкудук.
Обратный путь запланирован так: Учкудук—Зарафшан—Навои—Ташкент—Шымкент—Тараз—Шу—Караганда—Экибастуз—Карасук—Томск.
24 мая должны уже быть в Томске. К сожалению, не всегда есть возможность растянуть отдых.
Получилось выехать только 12 мая. Денис предложил поехать на его Toyota RAV4 с левым рулем. Этот вариант отпал по двум причинам. Первая, это наличие пленочной тонировки (заставили бы обдирать, однозначно). Вторая, это не совсем гуманный расход топлива. Да и покомфортнее на «Више» по трассе.
Сразу приношу свои извинения тем, кто хочет увидеть больше фото. Фото будет мало. Нужно было успеть посетить максимум мест при минимуме времени.
Итак. Стартуем из Томска 12 мая в 23.30.
Описывать российские дороги не буду. О них и так все известно. От Новосибирска и до Рубцовска дорога хорошая. Но… Нам нужно уходить с трассы Барнаул—Рубцовск на Поспелиху, а там уже дорога средней паршивости.
Ближе к Змеиногорску уже чувствуется близость алтайских гор.
Утром мы на российско-казахстанской границе, близ деревни Михайловка. 850 км от Томска.
Разница в архитектуре пропускных пунктов разительная.
Поскольку таможенный пост убрали почти год назад, то проходим только паспортный контроль и досмотр авто. На казахской стороне заполняем миграционные карты. На территории Казахстана можно находиться без регистрации в течение пяти суток . Казахстанский полис ОСАГО лучше оформлять на территории России, потому что на казахской таможне тот же полис будет процентов на 25-40 дороже.
Прохождение границы заняло 40 минут. Повезло, что не было машин, несмотря на воскресное утро.
150 км от границы и мы в Усть-Каменогорске.
Заезжаем к тестю. Пройдено 1 000 км.
Вышли из машины ,а «морды лица» как с бодуна. :)
В городе поменяли рублей на теньге. Курс 4,82 теньге за один рубль. Небольшой отдых, душ, ужин. К вечеру едем дальше.
Дорога через Калбатау (бывшая Георгиевка) до Аягоза на троечку, но местами позволяет идти разрешенные 110 км/час.
Аягоз встретил нас бездорожьем. Видно, что нормальный асфальт там был, но давно. Ближе к Учаралу дорога становится вполне приличной. Напрягает только бестолковость установки знаков ограничения скорости. Знаки отмены их зоны действия попадаются до Аягоза. Дальше ориентируйся как хочешь. Разрешенная скорость за городом, в Казахстане, 110 км/час. Часто попадаются связки из знаков «90», «70», «50». В некоторых случаях под «50» висит табличка с расстояние зоны действия. Чаще ее нет. Едешь 50, а метров через 800 или больше опять установлена тройка «90», «70», «50». Как сказал казахстанский водитель: «После знака метров 100-300 проезжай и все. Они же для себя их понавешали».
Поселок Кызыл Аскер. Построен для пострадавших во время схода селя с гор. Дома выстроены по линеечке.
Ближе к Талдыкургану видны снежные вершины Тянь-Шаня.
Начиная с объездной вокруг Талдыкургана идет одностороннее движение. По две полосы в каждую сторону. Покрытие дороги хорошее. Забавно смотрятся стриженые деревья на разделительной.
Сужается эта дорога только на перевале. После перевала Опять одностороннее, до самой Алма-Аты (Алматы). Поселок Капшагай (Капчагай) интереснее проезжать в темное время суток. Это казахстанский Лас-Вегас. Туда вынесены казино. Ночью очень красиво все подсвечивается. Казино соревнуются между собой в крутости архитектуры.
2 140 км от Томска. Мы в Алматы.
В Алматы взялись за реконструкцию развязок на основных магистралях города. Если проходить город транзитом, то этого не заметно. Мы заезжали к друзьям, потому пришлось почувствовать временные трудности при передвижении по городу.
Самое высокое здание в городе.
Поскольку мой напарник не был в Алматы до этого, то поехали в очередной раз на Медео, Чимбулак (Шымбулак), Кок-Тюбе.
Для тех, кто не в курсе, Медео — самый высокогорный каток в мире.
Чимбулак — горнолыжный курорт в Заилийском Алатау.
Дома вдоль дороги, из окна авто видятся так.
Кок-Тюбе — гора, с которой открывается замечательный вид на город.
Проезд на Медео и далее на противоселевую плотину и Чимбулак свободный. На смотровую площадку Кок-Тюбе можно проехать и на своем авто, но получается значительно дороже, чем доехать до промежуточной парковки, а оттуда подняться на гору на маршрутке.
Переночевали у друзей в Алматы. Утром стартуем в сторону Узбекистана через Тараз, Шымкент. По совету друга оставил свой ноутбук у него, чтобы не попасть в подобную историю http://www.fergananews.com/news.php?id=18465 . Мало ли, что таможенники могут найти в ноутбуке. Прохождение досмотра на узбекской таможне подтвердило правильность такого решения, но об этом позже.
От Алматы в сторону Тараза километров 150-180 хорошего асфальта. Потом начинается «веселье» с ямками. Чем ближе к Шу, тем хуже дорога. От Шу до Мерке межямочный слалом. От Мерке в сторону Тараза строится новая дорога. Когда мы ехали, то была готова одна половина. Шикарная бетонка. Если даже ее не будут покрывать асфальтом, то и тогда ехать по ней в удовольствие: https://youtu.be/7QCN6DjsGOk
От Тараза до Шымкента дорога нормальная. Местами ведется ремонт, но, в целом, прилично.
После Шымкента начались поиски таможенного перехода. Спасибо новосибирской форумчанке, которая озвучила название таможенного перехода — Яллама. Как оказалось, это название для жителей Казахстана мало о чем говорит, поскольку сей пункт находится на территории Узбекистана.
В сторону Ташкента есть три таможенных перехода. Черняевка — пешеходный, Яллама (в Казахстане пост имени Бауыржана Конысбаева) — автомобильный для граждан третьих стран, и еще один автомобильный переход, но он только граждан Узбекистана и Казахстана. С горем пополам выяснили у местного населения, что переход, который нам нужен, находится возле селения Кара-Тере. Направление от Шымкента на Сарыагаш и далее, через Абай, вдоль границы. В Кара-Тере доливаем бак до полного на заправке «Газпромнефть». Заправка стоит справа, перед перекрестком. Чтобы попасть на таможню, нужно уйти налево. Примерно 25 км и мы на месте. Координаты таможенного поста для Навитела N40°58.091’, E68°43.649’.
На таможню попали под пересменку. Это лишний час ожидания. Очередь на таможню, состоящая из фур, вообще не дает определить время задержки. За 3 000 теньге дежурящий на входе пограничник быстро решает проблему. Проезжаем на территорию таможенного поста. «Подарок» в таможенном отделе еще ускоряет наше продвижение к Узбекистану. Таможенный досмотр проходит довольно быстро. Выезжаем с территории таможенного поста и упираемся в хвост из восьми фур. За «сделай от души» казахстанский пограничник прижимает все фуры к обочине с криком «Дипломатическую машину пропустите».
С облегченным, за все прохождение казахской таможни, на 10 000 теньге кошельком, мы у ворот на въезд на таможенный пункт «Яллама». Вот тут начинается веселье.
«Сделай от души» услышал от троих сотрудников. Первый выписал квитанцию за прохождение санитарной спецобработки, которая должна заключаться в проезде машины через яму наполненную грязью, содержащей какие-то химикаты для уничтожения бычьего цепня. Второй выписал квитанцию за осмотр машины на наличие растений и семян, типа фитоконтроль. Третий вообще непонятного назначения, но тоже выписал какую-то квитанцию. Каждому из этих троих хватило, в качестве «от души», по 5 000 сумов (по официальному курсу, это 80 рублей). Ну да ладно. Голову не морочили и ладно.
Проехав до знака «STOP» перед пунктом досмотра автотранспорта, оставляем машину и идем в здание таможни заполнять таможенные декларации и проходить пограничный контроль.
В таможенную декларацию лучше вписать все украшения и аппаратуру. Деньги лучше пересчитать и вписать реальное количество. Могут попросить представить указанное количество. Если обнаружат расхождение, то радости вам это не добавит. Мозг они выносить умеют.
В транспортном отделе оформляем обязательство на вывоз автомобиля. Эта процедура тоже не очень быстрая. 30-40 минут только на получение этой бумаги. Да еще и под пересменку приехали. Попытка предложить компенсацию за задержку на рабочем месте увенчалась неудачей. Услышал в ответ «У меня, что, на лбу написано, что я взяточник». Ну, нет так нет.
В это время Денис проходит таможенный досмотр как пассажир. Эта процедура попроще. Она похожа на прохождение досмотра в аэропорту. Тот же набор техники. Очень заинтересовал таможенника телефон Дениса. Samsung Galaxy S II, как, впрочем, и ценник на него, неподъемный для большинства узбеков. Вот и попытался таможенник найти в телефоне что-нибудь, за что можно зацепиться и изъять аппарат. Все фото пересмотрел. А вдруг да попадется «парнаграфий». Не нашел.
Если укажете, что едете к родственникам, то в одном из заявлений нужно указать их адрес и телефон. Не совсем понятно, для чего им это, но расспрашивать не стал. Получив на руки все нужные бумаги, загоняю машину на досмотр.
Просят достать все вещи из машины. Вещей немного. Выгружаем их на стол для осмотра.
И вот тут появляется тот самый персонаж, который не взяточник. Смотрит на машину и с улыбкой говорит: «Досмотра не будет. Сейчас вещи загружаете назад и возвращаетесь в Казахстан. У нас правый руль запрещен». Поздравил его с этим. Поинтересовался на каком основании он решил завернуть нас назад. В ответ только «У нас правый руль запрещен». Наконец добился от него ссылки на Постановление от 1993 года. Поинтересовался, что же в нем такого написано. Он коротенько пересказал его первые пункты. Пришлось процитировать ему пункт, в котором говорится об автомобилях, составляющих исключения. Спрашивает: «Чего, читал что ли?». Конечно, читал.
Видно, что ему очень хочется вернуться к вопросу о «компенсации», но паровоз уже ушел. Тем временем начался досмотр. Вещи сначала обнюхала собака. Сумки сильно не ворошили, а вот в машине им понравилось наверное. Дежурные вопросы про оружие, наркотики и наличие порнографии. Флешки с музыкой и диски хотели унести на проверку в здание. Эта затея мне не понравилась, потому предложил проверить их здесь же, в машине, открыв им плеер в подголовнике. Такая заморская диковина им понравилась.
Проверяли все флешки. Диски проверяли только самописные, которые были подписаны маркером. Студийные их не интересовали. В общем, досмотр выглядел весело, если бы не было грустно. Трое пограничников усевшихся в машину и не торопящиеся выполнять свою работу, не поднимали настроения. На улице время к обеду. Температура под тридцатник. После ночи за рулем четвертый час торчать на узбекской таможне грустно, если еще принять во внимание тот факт, что даже чаю выпить негде. Вывернув что было в бардачке и кармашках на пол в машине, завершили осмотр. При этом вежливо попросили посмотреть, что ничего из машины не пропало во время осмотра.
Через четыре часа с момента въезда на территорию таможенного поста покидаем его. В голове мысль: «Ни хрена себе на Родине встретили». Может быть, виной таким придиркам стало ночное происшествие на узбекской таможне. Таможенники пытались вытянуть по 600$ с трех турецких фур. Водилы не согласились и куда-то позвонили. Вот налетела какая-то внеплановая проверка. Как сказал один из белорусских дальнобоев: «Там ночью фуражки летали». Ну да ладно.
Сразу после таможенного поста на дороге стоит пост ДПС, по-узбекски YPX. На посту проверка документов, запись в журнал регистрации иностранных автомобилей. Рядом с постом стоит меняла, который меняет нам пять тысяч рублей на 425 тысяч сумов. Курс 85 к 1. Это выше официального (62 к 1), но ниже курса у городских менял. Забегая вперед скажу, что в городах курс от 90 до 97 к 1. До Ташкента 60 км. Едем туда.
Поскольку на таможне негде даже чаю попить, то по пути остановились в придорожной чайхане. Две порции шашлыка, лепешки, салат из помидоров и огурцов, чайник зеленого чая обошлись всего в 9 000 сумов. Порция шашлыка в Узбекистане — это не один шампур, а четыре. Нежная баранина. Жаль. Но на всю оставшуюся жизнь наесться ни у кого не получается. Лепешки имеют свой неповторимый вкус. Не знаю, что так влияет на вкусовые качества: вода ли, мука ли, уголь ли, но в России таких лепешек нет. Может весь секрет в антисанитарии? Для иностранцев вид восточных кухонь весьма не презентабельный. Но… Сколько жил там, не видел, чтобы кто-то маялся с отравлением.
На въезде в Ташкент остановили на посту. Инспектор решил поживиться.
— У нас тонировка запрещена.
— Поздравляю! У нас разрешена. Да и тонировка заводская. Это стекло такое.
— У нас «борские» стекла тонированные тоже нельзя.
— Вот смотрите, это стекло заводское. Штамп на стекле «Toyota».
— Вах. У вас монитор установлен. (это про двухдиновую голову).
— Установлен. И что?
— У нас запрещено мониторы устанавливать и пользоваться ими.
— Ну так это у вас. У нас можно.
— Пройдемте на пост. Сейчас регистрацию сделаем и протокол составим.
Идем на пост. На лице у инспектора написано, что семья у него большая и всех нужно кормить. :-) Пока вносит запись в журнал регистрации под одну из книг на столе подкладываю тысячу сумов. Все. У него амнезия – про протокол забыл.
Въезжаем в город.
Ташкент по-прежнему хорош. Зелень, цветы, хорошие дороги. Много новостроек. На Чиланзаре строят новый спорткомплекс. Чем ближе к центру, тем больше зеленого цвета. Добавляет его зеленая форма местных милиционеров. Именно милиционеров, а не полицейских. В Узбекистане, похоже, решили не мудрить с переименованием милиции. Да и зачем? Люди-то те же.
Кстати, о людях. Это может показаться удивительным, но простые люди, несмотря на бедность, граничащую с нищетой, не становятся злыми. Очень радушное отношение к гостям. Посещение восточного базара — действо, не похожее на наш российский «рынинг». Здесь купить что-либо не поторговавшись, все равно, что плюнуть в сторону продавца. Торг здесь как национальный спорт. Попадаются виртуозы в этом деле. При этом довольны оба, и покупатель, и продавец, продавший товар со скидкой до 40% от стартовой цены. На восточном базаре можно наесться, не покупая ничего, а просто пройдя вдоль рядов и попробовав всяких разностей. Никто из продавцов не плюнет вам в спину, если вы, попробовав его товар, не купите ничего. Короче. Ташкент — город хлебный.
Немного о деньгах. Местная валюта – сум. Курс во время нашей поездки был 16 рублей за 1 000 сумов. При этом самая крупная купюра у них 1 000 сумов. Народ ходит на рынок с пачками денег, которые по формату похожи на Евро. У местного населения имеются банковские карты. Рассчитываются ими весьма своеобразно. В магазинах владельцы карт вводят PIN-код самостоятельно. А вот в кафе и ресторанах эта процедура выглядит непривычно. Официант приносит счет. Клиент отдает ему карту и на бумажке пишет PIN-код. Официант идет и сам снимает с карты нужную сумму. Клиент может, конечно, и сам пройти с официантом, чтобы ввести код, но таких попадается один из десяти, а то и реже. Пользоваться картами VISA и Master Card можно далеко не везде. Обналичить по ним деньги можно только в отделениях банков. И то не всех.
В районе ташкентской телебашни построили аквапарк и Диснейленд. Для тех, кто желает попасть в аквапарк, скажу, что работает он сезонно. Открытие аквапарка происходит ежегодно 27 мая. Билет обходится примерно в 400 рублей. За эти деньги вы можете зайти туда утром и выйти только вечером. При этом все аттракционы в вашем распоряжении. Как говориться: «Дешевле только даром». Дисней-ленд тоже значительно дешевле европейского.
Приехали к дому племянницы в обед. Машину припарковали и отдыхать. Решили ехать в Учкудук в ночь, чтобы не так жарко было. Денис поехал на базар, а я со своей сестрой планировал, как уложиться в три дня, чтобы и им успеть помочь и свои планы реализовать.
Короткий сон перед ночной поездкой не будет лишним. Вечером грузим машину. Пытаюсь установить навигатор. Не получается. По темноте и не понял, почему кнопка не нажимается. Все оказалось весьма просто. Держатель навигатора расплавился на солнце.
Кстати. Темнеет в Узбекистане рано. Ночи темные. Как же я отвык от южного красивого звездного неба. В Сибири летом и ночи-то нет, практически. Здесь же и звезд много и до луны, кажется, можно рукой дотянуться.
В районе Сырдарьи выехал на встречку, а точнее на полосу с односторонним движение во встречном направлении. Очень неприятный оказался перекресток. Из двух зеленых секций светофора (одна обычная и одна с левой стрелкой) работала только одна обычная. Из темноты сразу же выскочил инспектор со светящимся жезлом. Жезлы у инспекторов в Узбекистане и Казахстане не полосатые, а красные, со светодиодной подсветкой. Инспектор начал рассказывать про все рабочие секции, про установленный перед светофором знак. Пытаюсь объяснить ему, что дополнительная секция на светофоре не работает. Он упрямо твердит, что раз она есть, значит, нужно ей руководствоваться. Пока он проводит свой ликбез, на эту же полосу въезжает «Нексия» с ташкентскими номерами. Уже вдвоем с водителем «Нексии» объясняем, что лучше бы инспектору встать на перекресток и разруливать движение на перекрестке, чем сидеть в засаде. Тут племянница не выдержала и начала воспитывать инспектора. За словом она в карман не лезет, да и отношение к врачам на востоке весьма почтительное. В итоге, оставив инспекторам 5 000 сумов, едем дальше.
Знаки в Узбекистане — это вообще отдельная история. Знаков с белой светоотражающей основой очень мало. Те, что покрашены обычной белой краской, плохо заметны. Привыкнув к тому, что у нас для обозначения населенных пунктов используется два вида знаков — белый шрифт на синем фоне и черный шрифт на белом фоне, слегка сконфужен увидев знаки синим шрифтом на белом фоне. При этом фон обычный, а буквы светоотражающие. Стало интересно, как такой знак влияет на скоростной режим. На первом из постов, где остановили для регистрации, поинтересовался, что за чудные знаки. Инспектор спокойно объяснил, что это тот же самый знак, что и с черным шрифтом, а посему ограничивает скорость передвижения по населенному пункту в 60 км/час.
В Самаркандской области начинаю поиски заправки, где в наличии есть 91-й бензин. Да, да. Именно 91-й. Бензина в Узбекистане два — 80-й и 91-й. После заезда на несколько заправок, нахожу ту, где есть в наличии 91-й. Заливаю бак под горлышко. С бензином в Узбекистане напряженка. Наверное, это и есть причина того, что газовых заправок вдоль трассы значительно больше, чем бензиновых.
Стоимость 80-го 1 800-1 900 сумов, что по официальному курсу 30 рублей, а по рыночному 20. За литр 91-го просят уже 2 400 сумов. Это 38,4 по оф.курсу и в районе 26 рублей по рыночному.
Дорога от Ташкента и по Самаркандской области хорошая. Вся трасса Ташкент—Бухара — это четыре полосы, по две в каждую сторону, разделенные бетонным отбойником. В Джизакской области начинается полигон. Ямки неглубокие, но с острыми краями. Слегка подбитая на казахстанских дорогах правая передняя стойка не выдерживает и сдается. Отправляю в Алматы СМС с просьбой пробить цены и наличие на стойки. На рассвете въезжаем в Навоийскую область. Опять радуемся наличию хорошего асфальта. Заправки закрыты, потому как бензина на них нет. Бензин можно приобрести у местного населения. Продают его в полутора- и пятилитровых пластиковых бутылках. На вид это мутноватая жидкость. Все равно покупают и заливают в баки авто. А куда деваться? Ездить же нужно.
От Навои, а точнее от Карманы, наш путь лежит на север, к центру Кызылкумов. Навигатор здесь уже и не нужен. Дорога одна, заблудиться нереально. Пейзаж вдоль дороги становится однообразным. Зелень еще не выгорела до конца. В августе все, кроме саксаула, уже желтое.
На дороге часто попадаются тушки сбитых сусликов, ползают черепахи, бегают вараны.
Вот и Зарафшан.
Оставляем Дениса и выдвигаемся в Учкудук.
Первая стела с названием города теперь находится километрах в двадцати пяти от города. Как я понял, в районе нового ж/д вокзала.
А вот и въезд в город. Символичные «Три колодца».
Добрался. На одометре 3 954 км.
Сразу поехал регистрироваться. Вот тут и понадобятся 5$. Заполняю квитанцию на оплату пошлины за регистрацию. С образца заполнения квитанции списываю сумму в 9 085 сумов. Подхожу к кассе и подаю кассиру бланк квитанции и указанную в ней сумму. А вот фигушки. Говорят, что оплатить я должен 5 долларов. Это в банке. Решил под дурачка закосить. Говорю, что я не из Америки и не в Америку приехал. Посему долларов нет. Быстро узнал, что это их не волнует и их проблемой не является. Попросил их продать мне 5 баксов, чтобы я тут же им их вернул в качестве оплаты за регистрацию. Оказалось, что доллары они не продают. Точнее продают, но только в отдельных случаях для выезжающих за пределы Узбекистана: по справкам от предприятий, выезжающим в командировки, по справкам еще откуда-то для выезжающих по телеграммам или туристическим путевкам, по справкам из поликлиники для выезжающих в санатории и на курорты. Ясно.
Отдаю пять долларов в окошко обмена валюты. Взамен получаю требуемую сумму в сумах, квитанцию и сертификат о продаже мною пяти долларов. Передаю квитанцию и сумы в соседнее окошко и получаю квитанцию с отметкой об оплате. Цирк да и только. Короче, для долларов система приближена к системе «ниппель» — всех впускать и никого не выпускать.
Кстати, если кто планирует пользоваться не только автотранспортом, а еще и поездом или самолетом, то билеты для лиц, не являющихся гражданами Узбекистана, планируют продавать только за валюту.
Поставив в паспорт отметку о регистрации, отправляюсь делать страховку ОСАГО, о которой дважды интересовались инспектора на постах. Получилось отбрехаться от них только потому, что объяснял про то, что въехали в Узбекистан ночью, а ночью ее сделать негде. Прокатило. Оформляю страховку. Минимальный срок страхования — шесть месяцев. Ну хоть так. Названная агентом сумма за страховку на полгода вызывает улыбку — в пересчете это 250 рублей. Халява просто.
Ну всё, формальности улажены.
Теперь можно спокойно заняться своими делами. Поскольку поездка у меня получилась больше хлопотно-бытовая, то описывать сильно не буду. Просто нужно было помочь сестре с отправкой вещей в Россию. Наконец-то она с дочерью собралась перебраться к нам. Спасибо программе переселения соотечественников. Очень многие люди смогли воспользоваться этой программой и перебрались в Россию.
Готовить дома обеды и ужины не стали. Да и не интересно это занятие при их ценах в кафе.
Вот, например, на 50 рублей:
Вечером решил посетить крутой в свое время ресторан. Дракон, лежащий на горе, впечатляет.
Вход через пасть.
Внутри убранство в стиле «Золотого путешествия Симбада». Посетителей нет. И это в пятницу.
В зале два скучающих официанта. Меню просто убило. В наличии оказались только шашлык, самсы, манты, салаты. Позорище. Несколько снимков на память и мы с племянницей покидаем это «сказочное» заведение.
В хлопотах быстро пролетели два дня в родном городе. Утром 19-го мая выдвигаемся в Ташкент. Денис еще на день решил задержаться в Зарафшане. До Ташкента доберется сам, а мы его там дождемся. На заправке, в Зарафшане, отстояли очередь более чем из тридцати машин. Бензин только 80-й. А куда деваться?
Объявили, что бензин кончился. Точнее он остался, но только для служебного автотранспорта. Пока дошел до окошка кассы, увидел, что пистолет уже в баке и мою машину заправляют. Как гостю залили полный бак. Спасибо, конечно. Правда, у них получилось утолкать 48 литров бензина в тот объем, который в России позволяет залить не более 42,5 литров. :-)
Узбекистан превращается из мира «Дэу» в мир «Шевроле».
По пути заезжаем в Самарканд. Нужно же посетить Гур-Эмир и прочие достопримечательности этого древнего города. В городе чистота. Величественная восточная красота древних зданий. Майолика — это вообще загадка. Интересно, какие из современных стройматериалов смогут простоять более пяти веков, не теряя своего блеска. Посещение музеев оплачивается по-разному. Если для граждан Узбекистана билет стоит 600 сум (порядка 10 рублей по оф.курсу или меньше 7 рублей по рыночному), то для иностранцев тот же билет будет стоить 4,5 доллара.
У Гур-Эмира наелись свежего медового тутовника. Это уже почти забытый вкус из детства.
Напротив Гур-Эмира усыпальница духовного наставника Тимура.
Здесь же лавочки, в которых торгуют сувенирами.
В одной из них был приобретен традиционный узбекский кинжал.
Теперь при покупке ножа нужно спрашивать, есть ли у продавца сертификат, что данные ножи не являются холодным оружием. В нашем случае такая справка оказалась. Без подобной бумажки могут возникнуть проблемы на таможне при выезде из Узбекистана. Цена на подобные изделия, в последнее время значительно поднялась. Теперь подобные ножи находятся в ценовой категории от 45 000 сумов, но это все равно дешевле, чем в магазине у Сталика Ханкишиева. Скажу сразу, что на кухне им работать одно удовольствие.
Далее медресе Улугбека, Регистан.
Конечно, для посещения Самарканда лучше иметь в запасе целый день, но для меня эта роскошь была непозволительна. На улице 19 мая, а в Ташкенте ждет сестра, которая родилась в этот день. Потому едем дальше.
Вечером справили день рождения сестры за семейным столом.
С утра созвонился с одноклассницей, живущей в Ташкенте. Марина, спасибо за обзорную экскурсию по современному Ташкенту.
После обеда приехал из Зарафшана Денис. 700 километров на такси обошлись ему в 150 000 сумов. Получится у вас проехать за полторы или две с половиной тысячи рублей 700 километров по России на такси? Это цена за машину. Если бы ехали вчетвером, то эту сумму можно раскидать на четверых, соответственно.
В ночь стартуем домой. В этот раз на узбекской таможне проблем не было. Никто ничего не просил. Вместе с досмотром затратили на узбекской таможне час.
Казахстанская таможня встретила очередью из фур. Повезло, что на въезде на таможню дежурил тот же пограничник. 1 000 рублей ему «от души» и через 20 минут мы уже на казахстанской таможне. Побегать ему пришлось много. Пока искал водителей нужных фур, пока их передвигали, пока мы протискивались в образовавшиеся между фурами щели. В таможенном отделе опять вопрос про подарок в паспорте. Это уже проходили. Пожалуйста. Получаем непонятный клочек бумаги, который нужно показать на досмотре. Показали. Опять дежурные «Наркотики, оружие, запрещенные предметы есть?». Нет ничего запрещенного. «Хорошо. Вон туда заезжай на рентген». Заехали на просветку автомобиля в подготовленный бокс. Три минуты и мы на выезде. Всего на казахстанской таможне пробыли 30 минут. Всё. Мы в Казахстане. Держим путь на Алматы.
До Алматы добираемся без приключений. В 5 вечера мы на месте.
Следующий день запланирован под пит-стоп. С утра в сервис, где снимают переднюю стойку для образца.
Тут же узнаем, что серьезно засопливил сальник правого привода. На авторынке, по образцу подбираем сальник и стойки. Стоек на «Виша», естественно, нет. Кому они нужны, если таких машин нет в республике? Максимально близкими оказались стойки от Короллы в 120-м кузове. Поставили их. Обрадовались тишине при проезде неровностей на дороге. В 23:30 стартуем из Алматы.
По пути, опять заехали в Усть-Каменогорск, к родственникам. Короткий отдых и опять в путь.
Казахско-российскую границу в Михайловском прошли за 25 минут.
В 3 часа утра 24 мая мы в Томске.
Поездка заняла чуть больше одиннадцати суток.
Пройдено почти 7 933 километра.
Бортовой компьютер показал средний расход 13,8 км/литр, или 7,25 л/км. Получается, что израсходовали 574,85 литров бензина.
По чекам заправляли 557,86 литров (это уже 7,03 л/км) на сумму примерно 14 650 рублей. «Примерно», потому что курс валют не стабильный. Сумы пересчитывал по рыночному курсу.
В целом, ездить в Узбекистан можно. А один раз даже нужно. Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива. Достопримечательности этих городов перекроют те мелкие неприятности, которые могут возникнуть в дороге.
Писатель из меня никакой. Потому, если у кого возникнут вопросы, спрашивайте.