|
В далеком уже 1995 году мой знакомый совершил автопутешествие по маршруту Владивосток — Тверь — Владивосток на Toyota Land Cruiser 60. Привез из поездки массу впечатлений, заряд энергии и положительных эмоций. Я помню, как скрупулезно он готовил машину к поездке в течение всей зимы. Дороги между Шимановском и Чернышевском не было вообще, грузились на платформу. Сотовой связи тоже не было. Да много еще чего не было. Но у человека была мечта, и он ее осуществил. Проблем особых у него в дороге не возникало. В общем, положительных эмоций было море.
С тех пор я тоже заболел желанием съездить на Родину в Казахстан своим ходом.
Но одно дело мечтать за кружкой пива, другое реально съездить.
У меня есть товарищ из Новосибирска, занимается перегоном с 2000 года. Хотя перегон и путешествие с семьей во многом разные вещи. «Перегон» на работе, едет один, встает ни свет, ни заря и лупит до ночи. Тяжелая работа. Я понимал, что с семьей такой режим движения соблюдать не удастся.
В 2009 году я купил Mazda MPV, дизель 4ВД. До этого много всяких машин было, и турбовых и вэдовых, но, поездив на МПВ, в голову пришла мысль, что машина как нельзя лучше подходит для магистральных пробегов. Надежный экономичный дизель, высокий клиренс, удобный салон трансформер, независимая подвеска спереди. Не ракета, конечно, но держать100-120 км на дальняке самый раз. Вот он, мой верный друг, благодаря которому мечта стала реальностью.
Решено было без особой спешки подготовить машину к дальнему путешествию.
Основным препятствием к осуществлению задуманного было уговорить жену. У меня двое детей. Парень 15 лет и дочка чуть больше года. Поначалу она даже слушать ничего не хотела. Я понимал, что если что-то произойдет с машиной в пути, то расходы тоже будут не детские. Поэтому права на ошибку я себе не давал. Как запасной аварийный вариант держал в мыслях, что если что-то произойдет с машиной, буду ждать автовоз с Запада во Владик, ну а сами на поезде.
Перелопатил кучу информации в Инете о подобных путешествиях. На листке я набросал, что мне надо сделать перед поездкой, чтобы минимизировать риски, машина как никак в солидном возрасте. Получилось 56 пунктов. Время у меня было, не спеша я начал готовиться к пробегу. Ниже приведу часть сделанного, наиболее важного, может, кому-то пригодится.
Остальное по мелочам. В принципе, пригодилось почти все, жирным шрифтом пометил, что особенно часто использовалось в дороге и радовало.
Останавливаться на ночлег сразу планировал в мотелях, но на крайний случай взял в дорогу надувной матрац, сиденья в МПВ раскладываются, сверху кладешь матрац и в принципе три «спартанских» спальных места готовы. Но это на крайний случай. В тестовом режиме мы их опробовали, места на троих маловато, но лежишь в полный рост, что еще надо.
Выезд назначили на 17 июня. До этого решили с женой взять дочку и прокатиться до Находки туда — обратно. Дочурка на удивление спокойно перенесла поездку. Последние сомнения были отброшены.
Честно скажу, в день отъезда мандраж был. Дорога не близкая. Как оно пойдет?
17 июня — СТАРТ!
Денек выдался отличный, нежарко, самый раз. Выехали в 9. Едем. Через час жена мне говорит:
«Ты знаешь, я, по-моему, паспорта забыла... Как думаешь, сколько по времени займет, если вернемся?». Ну и там всякие вопросы, типа, мысли вслух «может, нам документы потом ДиЭйчЭль вышлют» и т. д. Посмотрел я на нее «ласково». Ну что поделаешь, надо возвращаться. Развернулся, и поехали на море, не терять же день.
Забегая наперед, скажу, я к таким моментам отношусь философски. В этот день решили остаться дома.
Наступило 18 июня. Выехали около 9 утра. В принципе ничем особенным этот день не запомнился. Погода была хорошая, часам к 6 были в Вяземском. Остановились на ночлег в мотеле «М-60». Забегая вперед, скажу, что это лучшее место на всем пути, где нам довелось останавливаться. Очень комфортные номера. Цена за трехместный номер 1 500 рублей. После приморского влажного климата воздух показался очень сухим.
На следующий день встали в полседьмого, пока готовили завтрак, туда сюда, в общем, выехали в 9. По всему Дальнему Востоку я пользовался симкой «Билайн» с подключением функции «везде как дома». В принципе, не дорого. Каждое утро начинал с осмотра машины, масла, антифриз, давление в шинах и прочие мелочи.
Доехали до поселка Хор, далее километров через семь повернул направо на Бичевую, доехал до развязки, повернул налево и около сотни на Князь Волконку. Потом опять налево на Тополевое, выскочил на мост за Хабаровском и ходу. От развилки на Биробиджан пошла отличная дорога, но ненадолго.
Часам к пяти был на стеле Москва — Владивосток в Новобурейске.
Решили в этот день заехать до Свободного или Шимановска.
Часов в 10 вечера пошел дождь, за день за рулем подустал, а тут еще сумерки с дождем. Хотелось только одного — поскорее добраться до ночлега.
По своим ощущениям от езды могу сказать следующее: первые 200-250 км просыпаешься, потом до 650-700 км бодрячком, после наваливается усталость, глаза слезятся, надо останавливаться и отдыхать, походить, размяться, поесть горячего. Глаза протирал влажной гигиенической салфеткой, проверено, снимает усталость. После горячего обеда ощущаешь реальный прилив сил. Дальше километров 300 едешь на подъеме сил, потом оставшиеся 200-300 км на автопилоте. Самое трудное для меня — ехать ночью после часа. Один раз попробовал, больше не пытался.
Короче, к 12 ночи добрались до Шимановска. Долго плутали по городу, пока местный паренек на мотоцикле не сопроводил нас до гостиницы.
Такого негатива давно не испытывал. Гостиница одна на весь город, на первом этаже кабак с музыкой до трех ночи, в номерах, если их так можно назвать газетные обои 70-ых годов, покосившиеся не закрывающиеся двери, истлевшая мебель, короче, дрэк полнейший. Делать нечего, остановились. За все удовольствие с нас взяли 2 200. Дороже за всю поездку нигде не было.
Уснул часам к трем, утром встал разбитый, одно желание было поскорее уехать оттуда.
Выехали в 9, через 120 км остановились в мотеле «Хуторок», здесь тебе и шиномонтаж и мелкосрочный ремонт и кафе приличное, знал бы вчера на «зубах» бы доехал.
На заправке увидел, как один чел переобувал своего «Прадика», снял хорошую резину и поставил подубитую. Эта картина немного насторожила.
Ну а дальше пошел хайвэй, по лучшим дорогам я еще не ездил, ровный асфальт, ограждения, регулярные съезды к местам отдыха, на которых оборудованы эстакада, беседка со столиком, емкость под мусор. Пару раз останавливались, грели чай на газовой плитке, бутерброды.
Потянулась бескрайняя, глухая тайга.
Населенных пунктов на трассе нет вообще, все они в стороне, заправки есть, расстояние между ними приличные, потому я заправлялся практически на каждой, т. к. «обсохнуть» совсем не хотелось. Места тут глухие, но мне, как ни странно, этот участок от Шимановска до Чернышевска больше всего по душе пришелся. Суровые места, непростая жизнь, в этих краях, судя по всему. Неасфальтированных участков было несколько, протяженностью от 10 до 70 км, покрытие скальник, скорость держал не более 50, внимательно вглядываясь вперед, под колеса. Можно по такой дороге и 80 идти, но не хотелось рисковать и терять время на замену покрышек, с детьми еду.
Названия речушек здесь суровые: Урка, Уркан. Много в этих местах, видно, каторжного люда было.
Часам к шести заехали до Амазара, в «Жанне», останавливаться не стал, харчевня не внушала доверия, следующая, по-моему, вообще не работала, остановился перед Амазаром то ли «Попутчик», то ли «Перекресток», не помню точно. Ну что, кислая домашняя лапша, 650 рублей на троих за обед. Перед входом в кафе на доске для информации куча фотографий людей, пропавших в этих местах. Жутковато. Жене показывать не стал. До Семиозерного, оставалось совсем ничего, решили там остановиться. Приехали в Семиозерный, все места в мотелях заняты, что делать, в Могочу что ли рвануть, хорошо буфетчица подсказала, где у добрых людей на ночлег можно стать. Переночевали в гостинице на дому у Валентины и Виктора, душевные люди. Телевизор, чистое белье, кипяток, баня по желанию, разговоры по душам. Дай им Бог здоровья.
Утром в путь. Километров через триста заправился с бензовоза, по 20, паренек лет 18, деловито расспросил, куда путь держим, пожелал хорошей дороги. Мелочь, а приятно. За Чернышевском асфальт кончился, пошли «дикие степи», где, как в песне поется, «бродяга судьбу проклиная, тащился с сумой на плечах». С заправки вылетели два паренька на ижаке, бухие по ходу, потому как дважды чуть ограждение не собрали, один все оглядывался, не догоняю ли я их, я подотстал, чтоб не побились. В пять проехали Читу, километров через 60 пообедали в позной, рекомендую, приветливые люди, качественная еда, кондиционер и все такое. Остановились в Улетах, очень понравилось, культурно, чисто, телек в номере, душ, 1 500 — трехместный номер. На следующий день задача была в Иркутск заехать. Дорога в Забайкалье до границы с Бурятией удовлетворительная, в Бурятии до Улан-Удэ на троечку. Чем ближе к Улан-Удэ,
тем становилось все жарче и жарче. В Десятниково уже 38 было. Пекло.
Улан-Удэ прошли по объездной, за КПП недалеко позная «Тибет», позы по 28, взял с собой, решили на Байкале остановиться. До Байкала километров 300, прошел на одном дыхании, и вот мы уже в Боярском. Остановился, купил омуля разного, разузнал, как к Байкалу спуститься. Температура опустилась до 21. Полегчало.
И вот ОН — БАЙКАЛ! Седой, вечный, таинственный. Вода холоднючая, как в ключе. Зашел по колено, ноги аж выворачивает. Как в нем купаются? Тут на грудь 250 надо, не меньше, чтобы занырнуть. Стояли на берегу часа три не меньше, приятная прохлада, позы с омулем под чаек, ехать совсем не хотелось.
Усилием воли заставил себя сесть за баранку, до Иркутска еще около 300 км. За Култуком началось родео, пошла иркутская горка, спуск — подъем, серпантины. Водители многие здесь безбашенные, закрытый поворот, ограниченная видимость, сплошная не для них. Летят, как в последний раз.
Короче, в 10 были в Иркутске, стемнело, поплутали чуть, остановились на ночлег у друзей.
На следующий день стартанули в Братск. Иркутск прошли по навигатору, особых проблем не было. Начали встречаться заправки с евродизелем, заправился на одной, машину просто не узнать, полетела. Навстречу пролетали немцы, голландцы на шикарных кемпинговых тачках — на Байкал. Вот для кого экстрим!
На одной из заправок под капотом раздался нехороший удар. Открыл капот, осмотрел, с виду криминала нет. Поехал дальше, причину обнаружил позже, в Братске. В принципе, ничего выдающегося в этот день не произошло. К 7 вечера был в Братске.
В Братске гостили две недели, чем на машине удобно, тем, что ни от кого не зависишь. Каждый день куда-то катались.
Теперь о последствиях удара под капотом. Утром я, как обычно, дернул капот, проверить уровни, смотрю шкив на генераторе голый, без ремня. Спасибо японским инженерам, два ремня на шкиве сделано в «Мазде», один рвется, на другом едешь. Грамотно. В Братске запчастей на мою машину практически нет, объездил весь город, только в одном магазине подобрал, на запас еще два взял, как оказалось напрасно, все дело было просто в низком качестве ремней, которые мне поставили перед поездкой во Владивостоке.
Кроме того, на заправке обнаружил, что крышка горловины бака разбита, скорее всего, на заправке в Иркутске заправщик уронил. Купил тоетовскую на разборке за 100 рублей, подошла как родная, до сих пор стоит.
В Братске ездили на Братское море и Ангарскую деревню. Кто не знает, это музей под открытым небом. Перед затоплением деревень при строительстве Братской ГЭС было решено часть домов 19 века перевезти сюда и организовать музей. Что интересно, при строительстве этих домов не использовались гвозди. Умели раньше делать, до сих пор дома стоят.
В Братске гостили две недели, следующая точка маршрута — Казахстан.
Выехали с Братска 6 июля, за день надо было доехать до Красноярска. Много писали на форумах о дороге за Тулуном. В принципе, ничего нового я не добавлю, дорога очень плохая, ямы, пыль. В Нижнеудинске дороги нет вообще, за всю дорогу об этом месте остались самые мрачные впечатления. Под Канском поймал скол на ровном месте, решено было залечить при первой возможности. К вечеру были в Красноярске, остановились на ночлег у знакомых. Красноярск поразил своими новостройками, очень понравился.
За Красноярском движение стало поинтенсивнее. В принципе, до Новосибирска дорога очень хорошая. После Кемерово пошли на Промышленную, Журавлиное, Гусинобродск. По времени гораздо быстрее, чем по федералке, дорога малозагружена.
В Новосибирске остановились у друзей. Шашлыки, банька, песни под гармошку, все как у людей. Сибиряки крепкие люди. Моему другу Геннадию из Новосибирска 60 лет в этом году стукнуло. Сидим после баньки, отдыхаем. Смотрю, рядом плаха березовая лежит в обхват, спрашиваю: «Гена, за раз сколько можешь переколоть?». Ответ: «Машину в легкую». И в подтверждение выносит колун. Минута, и от плахи ничего не осталось. Причем сказано это было обычно, без понтов. В баньке парится при температуре 120 градусов. Сибиряк! Вообще люди в Сибири очень отзывчивые по большей части.
Наутро стартанули на Казахстан. Последний рывок. В принципе, дорога до Барнаула хорошая, несколько напрягает тема с обгонами при любой возможности сибиряками. Обгоняют рискованно, интервалы и дистанция минимальные.
Барнаул прошли по объездной, затем выскочили на Змеиногорский тракт. Стоит отметить , что от Алейска до Поспелихи очень качественный ровный асфальт, не хуже, чем на федералке за Читой. По сторонам потянулись бескрайние алтайские поля, очень красиво, воздух пропитан ароматами разнотравья. Все мы отметили, что за всю поездку комфортнее и спокойнее мы себя нигде не чувствовали. АЛТАЙ Батюшка! Этим все сказано.
Часам к 16 были в Змеиногорске, далее на Михайловку.
Таможню прошли на удивление очень быстро, через час после начала прохождения были в Казахстане.
А дальше встреча с родными, десять дней отдыха на Бухтарминском водохранилище.
Очень красивые места, теплая чистая водичка, рыбалка, прогулки на катере и, что совсем удивляет, — полное отсутствие комаров и мух.
В Усть-Каменогорске, это столица Восточного Казахстана, поменял на СТО масло, фильтра. По ценнику работа рублей триста на наши. Очень понравилось обслуживание на мойке. За комплекс отдал 400 рублей, машину просто вылизали. В Казахстане очень качественный и дешевый алкоголь. Бутылка «Парламента» литровая — 100рублей, коньяк «Казахстанский» — 120. Будете в Казахстане — обязательно попробуйте. По развитию инфраструктуры, конечно, отстают от России. Цены ниже наших, значительно, солярка, к примеру, по 14 рублей, а у нас в Приморье 23 с копейками.
Все хорошее когда-то заканчивается. Пришло время отползать обратно.
На обратной дороге опять остановились в Новосибирске на пару дней, сходили в зоопарк, кстати, рекомендую, покатались по городу. Очень выручает навигатор.
А дальше — на Восток! Обратную дорогу до Братска, описывать не буду. Все благополучно.
Душевно сделано, глаз радует.
Кузбасс — это советская кузница, как говорил товарищ Саахов.
Очень красивые места между Кемеровской областью и Красноярским краем.
По приезду в Братск, обнаружил, что потек сальник на рулевом валу. Болячка это у МПВ. Весь город объездил, нашел по образцу аналог, почитал на сайте «Микроб», как устанавливать, потратил день, поставил сам. В сервисе делать не хотели, куда я только не ездил. Лентяи.
Двинули на Иркутск. Перед Куйтуном под капотом появился ооочень неприятный скрежет. Остановился, дернул капот, двигатель работает ровно, оборотов добавляешь, звук уходит. До Иркутска около 400 верст. Что делать? Отзвонился в Иркутск другу, решили ехать по тихой до Иркутска, там разбираться. Не доезжая Усолья, пропала тяга в подъем. Докатился, все, встал. Под машиной сразу образовалась лужа декстрона.
Старался думать позитивно. Задача выполнена, всех увидел, везде, где хотел, побывал. В крайнем случае, машину на автовоз до Владика, а сами на поезде. Хорошо, что это произошло здесь, рядом с Иркутском, а не в Могоче. Позвонил в Иркутск, заказали эвакуатор. Достал термос с чаем, бутерброды, включил фильм. За бортом +25 — курорт. Эвакуатор пришел в 21, к одиннадцати были в Иркутске.
Хочется сказать большое спасибо нашим друзьям из Иркутска, Андрею и Кристине за помощь и гостеприимство.
В Иркутске задержались на четыре дня. С утра поехали в СТО. Предварительный диагноз — автомат кончился. Срезало крепление маховика. Говорят, скорее всего внутренний дефект. Масло я менял во Владе перед поездкой, лил родное маздовское.
Смысла в ремонте нет, надо искать замену. Созвонился с пацанами с Владика, конечно, есть такой автомат, цена вопроса 10 рублей, но, сколько будешь его ждать. Стал искать в Иркутске, на мое счастье, нашел. Цена 17 рублей. Плюс снять-поставить 4, 5 рубля. Делаем. Кстати, причину поломки установить не удалось. Мастера сказали, что впервые «Мазда» с таким диагнозом попадает.
Пока машина в ремонте, покатались по Иркутску. Понравился город, очень уютно,
Город с душой.
Ну и конечно байкальский омуль!
Через пару дней машину забрал, спасибо иркутским мастеровым, сделали на совесть.
Решил опробовать в тестовом режиме, скатались на Байкал в Район Большой Голоустной. Места очень красивые, дорога не очень, подразбита.
Мы где-то даже были рады, что задержались в Иркутске.
Ну а дальше — на Восток!
В Култуке на федералке был ремонт, перекопали. Пробка, вдруг бах! Удар в зад. Выхожу, «Одиссей» у меня на бампере. Думаю, да что за неперка такая. Выходит бурят, его мама, отец. На лобовом у него буква «У». Мама в эмоции кинулась, машина у них новая. Ты, говорит, зачем так резко останавливаешься? Смешно мне стало, я, говорю, СтоЮЮЮ, как и все. Мне еще три дня до дому ехать, а тут вы. Короче, порешали на месте. Крепкий бампер у МПВ!
В Байкальске продавали клубнику, море клубники и это в начале августа, у нас в Приморье в конце июня уже отходит.
По дороге на Бурятию заметил, что местные таксисты на «Инстанах» почти всегда едут по встречке, забавно. Багажники на крышах, как у индусов, и обязательно «телогрейка» на капоте.
Дорога домой всегда короче. В день проезжали от 1 000 до 1 300 км. Останавливались перед Улетами, в Семиозерном, в «Питстопе» под Биробиджаном. Ночами было холодно, до +2, особенно, в Забайкалье. Созвонился с людьми в Семиозерном, приготовили нам баньку. Хорошо!
С Семиозерного вышли утром, хотелось доехать за день до Биробиджана. Это около 1 300 км. Вообще я не суеверный, но заметил, что вслух лучше не загадывать куда заехать хочешь. Лучше говорить: «Как получится».
Пересекли границу Дальневосточного округа, ну что сказать — ДОМА!Природа пошла другая, лиственницы стало значительно меньше. Под Урушой первая заправка «Альянса». Ценник — как везде у них, шуток нет.
Поражает размахом развязка на Якутию.
К часу ночи были в «Питстопе», рядом с Биробиджаном. Кстати, дорога между Архарой и Облучьем за время нашего отсутствия превратилась в месиво из глины, ехал на 4 ВД, машину как будто держит кто за зад.
Вот такого земляка там увидел.
С утра стартанули на Владик.
В принципе ничего интересного до Лучегорска не было.
Вот оно — родное, неповторимое Приморье! Сразу и природа наша пошла и самое главное — воздух! Мне уже после Вяземского начало казаться, что морем пахнуло. Настроение 10 баллов! И все же, как красиво у нас в Приморье! Наша природа ни на что не похожа. Просто неповторимая!
Ну а теперь ложка дегтя в бочку с медом или как я попал в бесплатное кино.
Про лучегорский ДПС, наверно, многие слышали.
Проехал я уже около 16 000 км и нигде не остановили — НИГДЕ!
Вижу знак ДПС, скорость держу 35 по навигатору, ближний горит, все пристегнуты. Впереди две машины хабаровчан. Проезжаем КП, их пропускают, меня тормозят.
Остановился. Неспешно подходит в чине капитана.
Документы — пжлста, страховка — пжлста, техосмотр — пжлста, вертел-вертел его, ну да ладно. У вас, грит задний пассажир не пристегнут.
Короче, нет даже желания вспоминать. В конце концов, устроили личный досмотр при детях и досмотр машины.
Короче, вот на такой «радушный» прием налетел я дома. Ну а дальше по трассе засад восемь ДПСников встретил. ТАКОГО «внимания» к нам водителям не встречал нигде.
Ладно, едем дальше. За бортом +26, кайф просто. Возле Шмаковки остановились нарзанчика купить,
да на лотосы посмотреть.
Вечером были дома.
Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Проехали в общей сложности 16 500 км, денег за поездку на топливо около 30 000 рублей, кемпинги, еда — еще 30 000 рублей, туда-сюда еще — 30 000. Ремонт автомата с маслами эвакуатором — 40 000. Но это могло случиться и здесь, в Приморье.
Получили массу положительных эмоций и впечатлений. Чем ближе были к дому, тем печальнее становилось от того, что скоро это все закончится. Будет возможность по времени и по деньгам, еще поедем. Хочу проехать до Байкала, Телецкого и Иссык-Куля. Назовем условно три озера.
Да, если поедете на запад, возьмите две симки разных операторов, спокойнее будет.
Всем удачи, ни гвоздя, ни жезла!