Как уральцы Алтай покоряли

12.01.2024 | 9177 просмотров

Приветствую всех любящих формат путешествий на автомобиле, хотел коротко рассказать о нашей поездке на Алтай.

В планах есть масштабные поездки в Белоруссию и Карелию, объехать среднюю Азию и доехать до озера Байкал, вернувшись через Монголию, но по различным причинам в этот раз были ограничены в днях отпуска, а уехать куда-то очень хотелось и выбор пал на посещение Алтая. Недолго думая еще в мае забронировал все гостиницы на август, где-то пришлось внести предоплату, срок поездки был на 12 дней.

Постоянно со знакомыми и друзьями делюсь своими впечатлениями об автопутешествиях, о посещенных странах и городах, как говорится, вовлекаю в наш состав новых участников. Так и в этом случае неожиданно и быстро с нами согласились ехать еще 2 семьи. До поездки оставался 1 месяц, и пришлось резко немного менять маршрут, и так как состав вырос с 4 человек до 13 искать в высокий сезон проживание на такую компанию. Потратив пару дней, удалось в некоторых отелях увеличить количество номеров, а от некоторых отказаться и бронировать новые места проживания. Потратив титанические усилия на планирование, стали ожидать старта уже 13 человек.

Теперь о составе экспедиции:

• Nissan X-Trail (он же Беляш) — 2021 г.в. (2 взр. 2 детей)
  • Cherry Tigo 8 Pro (он же Черныш) — 2021 г.в. (2 взр. 3 детей)
  • Toyota Land Cruiser (он же Бегемот) — 2006 г.в. (2 взр. 2 детей).

После всех бронирований и изменений маршрут выглядел следующим образом: Челябинск — Омск — п. Солнечный (Алтайский край) — Акташ (Горный Алтай) — Элекмонар (Горный Алтай) — п. Солнечный (Алтайский край) — Омск — Челябинск. Как водится, мы строим планы, а происходит так, как надо, по итогу в течение поездки немного маршрут был изменен и не все удалось посетить, но это нормальная практика и обо всем по порядку.

День 1. 02.08.2023. Челябинск — Омск

В первые два дня между собой договорились не ждать, не встречаться, а ехать каждый по своему желанию, скорости и времени, виделись только вечером в гостинице. Каких-то интересностей по дороге в Омск нет, болота и низкая растительность, мы выехали в 5 утра и завтракали на объездной Кургана, благо там выбор кафе большой и можно по отзывам выбирать. Обед у нас был в Ишиме, по заправкам — за день помимо полного бака в Челябинске заправлялся на развилке Петропавлоск — Ишим на Роснефть и потом уже в самом Омске, на какой-то региональной заправке, бывшая франшиза Лукойл.

Встретившись с друзьями в гостинице, поужинали вместе и легли отдыхать, так как утром все рано собирались выезжать.

День 2. 03.08.2023 Омск — п. Солнечный (Алтайский край)

Утром выезд был также примерно в 5 утра по местному времени, никто никого не ждал, и каждый сам выбирал, когда выезжать. Вся дорога до Новосибирска прямая, с минимальным интересом ее проезжаешь, много фур, но трасса не загружена и всегда найдется момент для их обгона. В самом Новосибирске попали в пробку через дамбу, после него выяснилось, что одна из машин немного позади нас, и поступило предложение купить арбуз и где-нибудь в тенечке часик отдохнуть. По времени мы приезжали достаточно рано, и мы воспользовались данным предложением. И вот во второй половине дня, когда поедали арбуз на полянке, наконец-то стало приходить чувство отпуска и предстоящих приключений.

Выбор отеля на второй и третий день был обусловлен расстоянием, которое можно проехать спокойно с детьми, и наличием в нем искусственного озера. Планировалось приехать вечером и весь следующий день компанией провести, купаясь и отдыхая от дороги.

День 3. 04.08.2023 п. Солнечный (Алтайский край)

Все добрались благополучно, и мы предыдущий вечер провели в обсуждениях о дороге и предстоящих теперь совместных покатушках, потому что дальше двигаемся в колонне, я как спланировавший эту поездку должен был вести караван по проложенным точкам.

К сожалению, нам без объяснения причин отказали в купании в приотельном озере, оно было закрыто, ни администратор, ни еще какие-то сотрудники не могли внятно сказать, по какой причине это происходит. Пытались найти директора данного заведения, но его телефон никто не давал, время, когда она появится, не говорил, и в итоге директор так и не вышла на связь. Расстроившись о потерянном времени, сходили в бассейн при отеле, ну и отдыхали в номерах, хотя, конечно, могли более продуктивно провести этот день.

День 4. 05.08.2023 п. Солнечный (Алтайский край) — Акташ (Горный Алтай)

Теперь начиналось самое интересное, мы уже были на Чуйском тракте и собирались наслаждаться видами, к сожалению, фотографий мало, в основном снимали видео, но я думаю, кто заинтересуется маршрутом и поездкой, легко сможет в интернете все почитать и посмотреть. Не хочу копировать какие-то факты о пройденных достопримечательностях, считаю, что каждый в своей возможности и желания может это сделать самостоятельно.

Первой нашей остановкой была деревня, в которой родился и провел юность Василий Шукшин. Парковка рядом с памятником небольшая, но постоянно кто-то уезжает и освобождается место.

Далее проехали до границы Алтайского края и Республики Алтай. Тут уже с парковкой посложнее, желающих пофотографировать становится больше, а мест не очень.

Также по дороге мы останавливались у Айского моста через реку Катунь, вход на него платный, 100 рублей, с детей не брали, только со взрослых. Виды очень красивые, насыщенная зелень деревьев и бирюзовый цвет Катуни отлично сочетается.

Потом поднялись на Семининский перевал, на нем погода не дала нам даже выйти из машины, зарядил такой ливень, что дворники не справлялись. Парковка с двух сторон огромная, но, видимо, из-за наличия ларьков все там останавливаются и мест практически нет.

Далее проехали на перевал Чике-Таман, его высота меньше, чем у Семининского, но более крутой подъем и больше серпантинов. Парковки практически нет, все ставят машины на обочине, будьте там внимательны.

Следующей остановкой была деревня Иня со старым Ининским мостом через реку Катунь. Тут желающих вообще нет, возможно, об этом мало кто знает и все проезжают мимо, но зато в деревне есть магазин и можно восполнить запасы перекусов и воды.

От моста буквально езды минут 10 и попадаешь на смотровую площадку слияние рек Чуи и Катунь.

Хотели заехать на урочище, посмотреть петроглифы комплекса Калбак-Таш, но большинством решили не заезжать, потому что уже за день все были насыщенны видами и дорогой. Проехали еще до памятника шоферам Чуйского тракта и поднялись посмотреть кусок старой дороги.

Ниже наш караван — Беляш, Черныш и Бегемот.

Ночевали в Акташ, остановились на две ночи, потому что планы были съездить на перевал Кату-Ярык и доехать до Марса с Луной. В самом Акташ есть большой продуктовый магазин местной сетевой фирмы «Мария - Ра», рядом много ларьков с фруктами, рыбой и прочей снедью. Кто выбирает варианты самостоятельной готовки, то пополнить запасы там можно легко, единственно, оба вечера, что мы его посещали, то тратили только на очередь по часу, хоть и один человек сразу вставал в нее на кассу. Что поделать, сезон и популярность региона в августе зашкаливает.

День 5. 06.08.2023 Акташ — через Чаган-узун на какой-то из Марсов и Луну

С утра, позавтракав, двинулись в сторону границы с Монголией, свернув через поселок Чаган-узун, двинулись по навигатору на марс. Сначала по пути были маленькие броды и незначительные преграды, далее подъёмы и спуски становились круче, камни больше и острее, больше переживали за боковые порезы, с остальным все машины справились, даже Черныш, хоть и был только переднеприводным, на нескольких подъемах ему пришлось туго. Все закончилось благополучно, виды были шикарные, птицы летали на нашем уровне, адреналин от такой поездки получили все, Но я бы категорично не рекомендовал легковым автомобилям ехать туда самостоятельно.

Единственные, кто не боялся преград, это были местные жители на своих буханках, которые обгоняли тебя с приличной скоростью, да и при разъездах не боялись залазить на каменные обочины, но удовольствия от встречи с нами не испытывали, мало того, что на пути мешаемся, так и еще не стали потенциальными их клиентами. Стоимость их услуг не скажу, не интересовались.

На обратном пути заехали на Гейзерное озеро, но там нас настиг опять ливень и обратно уже бежали до машин. И вообще, в районе поселка Акташ погода меняется постоянно по нескольку раз за день, от ливня с грозой до жары, угадать, какая погода будет весь день, невозможно.

Немного отдохнув и дождавшись прекращения дождя, поехали на берег реки, где устроили пикник. Дети играли в бадминтон и летающую тарелку, пытались порыбачить, но течение очень сильное и ничего у нас не вышло.

Также было принято решение в связи с утомлением детей от поездки не ехать на перевал Кату-Ярык, а сразу выдвигаться на место длительной дислокации в Элекмонаре. Да, знаю и читал многие отчеты и комментарий, что кто на Кату-Ярык не бывал — Алтай не видал, но эмоциональное и физическое состояние коллектива было важнее.

День 6-10. 07.08.2023 — 11.08.2023 Акташ —Элекмонар

На базе в Элекмонар у нас была бронь на 5 дней, в течение всего отдыха планировали доехать до конца Чемальского тракта, организовать шашлык на берегу речки. Ну и просто отдыхать, и купаться в бассейне. Наша база была на горе, виды были шикарные. Как в самом Элекмонар, так и Чемал есть местные продуктовые сетевые, а в Чемал и Пятерочка и Магнит, выбор огромный. У моей младшей дочки был день рождения в этот период, так я в Чемал нашел и шары, и цветы, при желании все можно найти.

Нам удалось прокатиться до конца тракта и побывать на водопаде, у речки пожарить шашлык с местными коровами, которые пришли в гости.

Машин и людей очень много, особенно в Чемале, пытались попасть на остров Патмос и Чемальскую ГЭС, но невозможно даже припарковаться, посмотрели на это сумасшествие и не стали с детьми даже соваться.

Пасущихся лошадей и коров очень много и прямо на дороге, надо быть осторожным и соблюдать скоростной режим, чтобы не осуществить наезд на скотину.

По Чемальскому тракту заезжали на Ороктойский мост.

За время отдыха с Бегемотом случилась беда — в один из дней, выехав в магазин для пополнения запасов провизии, он отказался заводиться. Все наши попытки найти причину отказа не увенчались успехами, в том районе 1,5 автосервиса и все показали на единственного и незаменимого автоэлектрика, который в этот день по каким-то причинам не брал телефон. Отогнав машину к ближайшему автосервису в Чемале, вернулись на базу расстраиваться и придумывать варианты спасения Бегемота, нашли даже электрика в Горно-Алтайске и эвакуатор. Но все оказалось банально, утром следующего дня автоэлектрик вышел на связь, прибыл с компьютером и в течение получаса вынес вердикт — бензонасос. И самое удивительное, взамен был куплен наш отечественный от 10-ки, который поставили, и машина была спасена.

День 11. 12.08.2023. Элекмонар — Омск

Получив отвратительное отношение от отеля в Солнечном, на обратном пути решили туда не заезжать, придумали поехать до Новосибирска. У Черныша наступал срок ТО, и ему необходимо было сделать замену масла и фильтров. Были даже забронированы номера на всю компанию. Но уже по дороге понимал, что будем в Новосибирске часам к 15-16 и особого интереса гулять там не было, поэтому решил до тянуть до Омска и перенес бронь номера на 1 день раньше.

Один экипаж поехал до Новосибирска на ТО, а мы доехали до Омска, уже поздней ночью.

День 12. 13.08.2023. Омск — Челябинск

Утром, выспавшись и позавтракав, мы спокойно двинулись в сторону дома, выиграв неожиданно один день, никуда не торопились. Дорога обратно так же, как и в первый день, была ничем не примечательна, спокойно к вечеру добрались до дома.

Итоги за 12 дней:

• пройдено 5250 км, проблем с автомобилями, не считая бензонасоса, не было. По заправкам есть немного сетевых брендов, типа Газпрома, Роснефть, но в основном региональные, в принципе, нареканий к ним нет.
  • потрачено около 160 тысяч (на каждую семью), точную сумму не могу сказать, так не особо контролировал расходы на питание. Питались как в кафе, так и готовили сами, особенно в Элекмонаре, где устраивали шашлычно-барбекюшные вечера.
  • эмоций очень много, фотографии и видео не передают ту природную красоту, там обязательно надо каждому побывать. К сожалению, не везде проехали, но тогда это остается для следующих путешествий.

Всем новых путешествий и открытий!!!

Как показал себя Черри Тигго?
Продам уши от мертвого осла.
ПАЛАСИО
Очень смешно, правда!!!

Странно, доехать до Акташа и марса, а остановиться отдыхать в Элекмонаре, где проходной двор и смотреть то не чего
Ратибор
Сгнил
У вас какой автомобиль, дромовский эксперт?
Ратибор
У вас какой автомобиль, дромовский эксперт?
Киа, шкода
Палыч
Ни что так не портит автопутешествие, как большое количество участников.
Людвиг Аристархович
Путешествие на древних авто - к приключениям.
Зато не китай.

ПАЛАСИО
Как показал себя Черри Тигго?
Отлично, третий год автомобилю, нареканий нет, более подробно, если хозяин автомобиля захочет сам прокомментирует. Были проблемы на марсе в части подьема в гору, т.к. передний привод, но опыт водителя позволил все трудности преодолеть.

alur333
Это была первая поездка на Алтай, многое не знали. По итогу поездки все сошлись во мнении, что ехать надо без брони и останавливаться где понравится, таких мест много. Чемал и Элекмонар не рекомендую, очень много людей и нечего там делать.

Палыч
Ни что так не портит автопутешествие, как большое количество участников.
Смотря какая цель, учитывая такое количество людей сразу понимали едем наши компании и общения, дети наигрались, взрослые наобщались)))

Пристрелялись)))

Ну все, щаз вам алтаеведы накидают. Там не были... сюда не дошли... ;)
Да сам по тексту уже признался не везде побывали, где хотели))) ну и еще было одно обстоятельство не позволившее все охватить - перед поездкой старшая дочь ногу сломала, слава богу была не в гипсе, а в лангетке, поэтому был бережливый отдых с учетом такого происшествия.

AVTorgashev
В таком случае это доездинг до места отдыха. Чемал и Элекмонар - тусовочные места, куда по выходным новосибирцы и барнаульцы выезжают на пикники.
Все до боли стандартно.Хотя в первый раз конечно впечатляет новичков.

Кто там местный, с Алтая, правда что эта сеть Мария Ра монополист, остальных магнитов и пятёрочек там просто нет?
Serk
Полно

Палыч
А можно весь классификатор автомобильный?))) Когда по работе поехал в другой город и там в свободное время решил покататься, то это работинг? А если переезжаешь на машине в другой город жить, то переездинг? 😂

Что за Солнечный? Никогда про такой не слышал...

Ну и что, покорили Алтай?
Да, заголовок можно бы и на что-то менее пафосное и кликбейтное сменить.
А так хороший отзыв и фотки отличные.

Serk
Полно

filatich
Что за Солнечный? Никогда про такой не слышал...

Tiguan1
Да, заголовок можно бы и на что-то менее пафосное и кликбейтное сменить.
А так хороший отзыв и фотки отличные.
Все дело в бессмысленной борьбе за просмотры)))

А человек был в прошлом году в Горном Алтае, говорит не видел.
В Чемале точно есть пятерка и магнит, в Акташ не было

Перепутал - отель Солнечный, а село Солнечное, на Чуйском тракте
Да и села такого нет там на моей памяти) Где хоть примерно? Просто интересно.

Всё нашёл. Увидел.

AVTorgashev
Как же так получилось, что не знали?! Три месяца к поездке готовились, все отели задолго забронировали... Да тут на дроме только про Алтай тысячи отчётов, всё жёвано-пережёвано миллионы раз. И вы умудрились так впросак попасть. ))

AVTorgashev
Где на Марсе умудрились горы найти?))) В начале сентября там были на Аурисе, везде проехали без гор и полного привода)) А в долину Чулышмана вы зря не поехали, жили там 4 дня - на грибы сходили, на Учаре были, на Куркуре сходили. Дорога туда отстой дикий, но очень скоро туда автострада будет.

Перепутал - отель Солнечный, а село Солнечное, на Чуйском тракте
Да, ничего не перепутал. Посёлок "Солнечный", его так и называют. Коттеджный посёлок рядом с Новоалтайском. В туристическом плане ничем не приметен.

На Алтае
Как то невесело от чтива. Горный Алтай становится местом для попсовых вечеринок. На Кату-Ярыке машин, как на проспекте. Район озера Ая, Чемал, стал мусоркой уже давно. Манжерок и Бирюзовая Катунь- уже для богатых. Такая же перспектива у всего Горного Алтая. Хорошо, пока Горный Чарыш для местных относительно чистым и немноголюдным остался, аэропорта рядом нет, и от Н-ска далековато. Но, и туда доберутся.
AVTorgashev
Как с дорогами на алтае? На седане можно по алтаю поездить, полюбоваться красотами? Конечно с учетом того, что не будешь ******* заезжать. Или без хотя бы высокого паркетника лучше не соваться?

alaska70
Можете посоветовать какой нибудь особенно интересный отчет о поездке на алтай? Где было бы все точно описано, что бы прям взять и поехать по этому маршруту.
tutoleg
Тут нечему удивляться, алтай как туристическое место рекламируют много лет, со всей России каждое лето сюда съезжается народ. И это не плохо, а даже хорошо. Только лишь бы туристы не мусорили и были службы которые убирают. Всё таки каждая поездка на алтай это еще и духовный отдых.

Антон
Сделайте выборку отчетов в разделе «Автопутешествия» Россия/Сибирь/Республика Алтай /. Отчетов тут много- на любой вид транспорта и кошелек! Почитайте, отберите те маршруты, что подойдут именно Вам, и вперед! Удачи!

Антон
Спокойно на седане проедите.

tutoleg
Ну, в Джазаторе и Тюнгуре совсем немного пришлого народа, а в Соузе вообще туристов не видел

Антон
С 2014 года был на Горном 8 раз, каждый раз по 5-7 дней и до сих пор есть места, где не побывал. Поэтому желание в один заход охватить все интересное - это утопия. Устанешь от навалившихся впечатлений. Ну, или, как вариант, уехать на пару месяцев, но потом "в миру" будешь смотреть на окружающих, как на постоянно нервничающих по пустякам. Со временем пройдет, но поначалу непривычно. Поэтому дозируй посещения

Антон
В ознакомительной поездке вдоль Чуйского до самой Ташанты вполне достаточно седанчика - красивейшая дорога. Ну, а потом начнешь понемногу смелеть и будешь отскакивать в стороны от тракта. Если без фанатизма, то ничего страшного. Видел на Чулышмане двух бойких девчушек лет по 19-20 на Марчике - никакого напряжения на мордахах, а вот загар уже чутка прилип. В общем - надо ехать!

Антон
А вот насчет служб, "которые убирают" - самая главная служба - это ты сам! И не надейся ни на кого - сам сгреби и в мешок - дома выбросишь

Красноярский острог
Уральцам респект за то, что организовались и осуществили! Успехов в дальнейших путешествиях!
К.В.Н.
Я то всегда за собой убираю. А вот есть люди свиньи, которые загаживают всё вокруг.

К.В.Н.
Спасибо, самый полезный коммент! Обязательно съезжу)

К.В.Н.
Да я не стремлюсь охватить всё. Просто ни разу не был в горном алтае. Думал вдруг есть подробный отчет о поездке, что останавливались там то и там то и т.д. Что бы каждый шаг был расписан и можно было бы на первый раз ехать по этому руководству.

Антон
Что есть - то есть. Когда в 2012-м купил пикап, то многие удивлялись - ты что - фермер какой или дом строишь? В 2014-м с Горного вернулся и во дворе в мусорный контейнер мешок всякого хлама-мусора аыбрасываю и наконец один из вопрошающих сказал, что, мол, понял для чего кузов

Антон
Отчеты, конечно, можно почитать - польза, безусловно, будет, а когда поедешь, то на первом же базарчике в республике Алтай купишь себе путеводители по Чуйскому тракту и по Горному Алтаю и карту Горного Алтая, которая похожа на то, что в скрине - масштаб у нее хороший - вроде в 1 см 500 метров, размером она где-то метр на метр. И в этих трех документах будет у тебя полная картина - что и где посмотреть, где остановиться покушать или на ночлег - в-общем, много чего и практически обо всем. Мы с другом в 2014-м рванули вообще в теме Горного ни в зуб ногой - знали только, что он мимо Барнаула в сторону Монголии, а сейчас уже немножко соображаем что и где. И поверь - какие бы отчеты не были литературно исполненными, какими бы красивыми фото не были украшены - то, что увидишь своими глазами не идет ни в какое сравнение с описанием и фото. После первой же поездки будешь смотреть на окружающих с вопросом "кто эти люди - зачем они здесь"? Есть в России и другие места, достойные внимания (был на Урале 6 раз, на Камчатке - 8 раз, раз на Байкале), но зацепил больше всего именно Горный. Был на нем в мае-июне-июле-августе и сентябре. Самый лучший месяц, на мой взгляд - август. В середине сентября уже попал на перевалах под снег - на летней резине ехалось, но напряженно. Зато народу было уже мизер - ну суеты, ни толкотни. Так что, Антон, успехов! И никогда не пожалеешь, что съездил

Забыл карту выложить

Красноярский острог
Странно - скрины не вставляются?

К.В.Н.
Спасибо, короче главное начать, а там само пойдёт)

К.В.Н.
Тоже всегда складываем весь мусор в мешки и вывозим потом на помойку в город. И всегда мусора назад везешь больше, чем с сотбой провианта брал) магия какая-то ХD

Кирилл
Для пробной, поездка получилась довольно таки не плохой. НО. Будьте осторожны, Алтай опасен. Засосет, будет хотеться постоянно. И всегда есть что то новое, куда поехать, что посмотреть.

Никанор Фёдорович
Неправда. И Пятёрочки есть, и Магниты.

А человек был в прошлом году в Горном Алтае, говорит не видел.
Что такое Горный Алтай? Республика Алтай или места в республике и крае, где есть горы? Так-то есть глухие деревеньки, где сетевых магазинов вообще нет. Горный Алтай-понятие географическое. Субъекты федерации именуются республика Алтай и Алтайский край. Горы есть в обоих субъектах.

Антон
На седане-можно. Точно знаю, у меня седан.

Антон
Спасибо, самый полезный коммент! Обязательно съезжу)
Смотровая на Чике-тамане. Спускаетесь вниз, а там куда ни глянь-достопримечательности. Почти сразу слева от дороги кордон Кур-Кечу-с неё видно Ильгуменьские пороги. Посмотрите пороги, вернётесь на трассу смотрите налево-в поле металлическая конструкция. Это памятник стремени. Едете дальшу. слева от дороги кучи камней. Если приглядитесь, то увидите, что это не просто кучи, а могильные курганы. Дальше будет красивейший участок с песчаными стенами, двумя смотровыми и красивейший участок в скалах. Дальше будет м. Яломан. Проезжаете его, дорога поворачивает вправо. В солнечный день обалдеете от вида! Если будут редкие облака-обалдеете ещё больше. Потом с. Иня. На выезде из Ини справа три каменный столба. Почти ничего не разглядеть на них, но заехать надо. Дальше столпотворение на смотровой над слиянием Чуи и Катуни, ещё там петрогрифы, которые не разглядеть без поллитра. Не останавливайтесь. Спускаетесь вниз и по паршивой грунтовой дороге направо. Увидите слияние ближе. А если проедете чуть дальше, то можно попасть на мыс, с которого слияние можно потрогать. Всё, устал писать. А ведь только начала.
Ленинск-Кузнецкий
Ух, спасибо большое за столь подробный путеводитель, может вам статью написать на эту тему, весь маршрут расписать подробно. А то коммент затеряется, а статья останется и пригодится многим людям)
Ленинск-Кузнецкий
На седане-можно. Точно знаю, у меня седан.
Можно проехать по обоим трактам но лучше с дороги особо не съезжать или фигня это всё?
От Барнаула до Чемала часов пять езды. Далековато для пикника, не находите?
В выходные дни посмотрите на номера машин - сплошь 54 и 22 регион.

Антон
Это какие оба? Чуйский тракт один.

Палыч
В выходные дни посмотрите на номера машин - сплошь 54 и 22 регион.
Подскажу вам, что 54, 22 и 42-х номером там полно и в будние дни.

Антон
В учётку зайдите, там всё есть. Хотя полно путешествий и более качественных.

Ленинск-Кузнецкий
Это какие оба? Чуйский тракт один.

Ленинск-Кузнецкий
В учётку зайдите, там всё есть. Хотя полно путешествий и более качественных.
Обязательно всё прочту, спасибо!)

Чуйский и Чемальский.
Да свят с тобой - дорога на Чемал - какой же это тракт? 40-километровый "аппендикс" в сторону от Чуйского и еще немножко за собственно Чемал.

Чуйский и Чемальский.
Чемальскую ветку советую оставить на "потом, когда-нибудь". Либо если время будет поджимать. Единственное, что приходит на ум это деревня художников село Аскат(дом-музей художников Головань-рекомендую. Дарья Головань божественно рисует на шёлке). Либо село Анос-музей художника Чорос-Гуркина. А в целом Чемал кишит людьми, не советую летом. Осенью либо весной-да. И самое последнее, что следует посетить-Телецкое озеро. Дорога до него скучная, на озере : 1) день прогулка по озеру, 2) день подъёмник на гору Кокуя, смотровая над Артыбашем, водопад Третья речка. И на этом всё, делать там нечего, народа много, гулять негде.

Красноярский острог
На Алтын-кель вообще посоветовал зайти с ЮБТО и в Артыбаш уйти на пароме, чтобы дважды не ездить по достаточно ординарной дороге. Ну, тут уже надо смотреть бюджет путешествия

tutoleg
Заграницу надо открывать, чтобы москвичи туда свалили и перестали на Алтае баблом закармливать местных.

Антон
По Чуйскому тракту можно хоть на Ferrari. А вообще на Алтае был больше двух десятков раз, из которых только 2 на Равчике друга. Остальное на пузотерах. И до Кату-Ярыка доезжал, когда там еще ремонт не начинали, и просто всякие достопримечательности по грунтовкам, и по курайской степи гонял. Ну сильно в горы - экскурсии брал на всяких шишигах и буханках. Там даже свой внедор жалко)

AVTorgashev
Тогда палатки надо брать. Без брони в сезон найти базу - либо что-то совсем печальное, либо оверпрайс.

Sad Panda
Да именно так, с палатками, но без детей, либо когда подрастут. А базу с душем найти не проблема.

К.В.Н.
Совет ваш будет уместен, когда доделают дорогу Акташ-Улаган-Телецкое. В этом году на седане там ездить- убивать подвеску. Пишу как владелец седана в этом году отдыхавший в Улагане. На Кату-Ярык попал только потому, что свозили знакомые из Улагана. Сам бы не поехал, машину жалко.

Красноярский острог
То-то я на ЮБТО седанов не видел? Если, конечно, покупать авто для поездок исключительно по асфальту и превращать его в семейную "икону", то на южном берегу, естественно, делать нечего. К тому же если снизить немножко скорость, то и с подвеской ничего не случится - проверено на Горном кучу раз. И не дай бог, чтобы эту дорогу доделали - из шикарнейшей долины Чулышмана, пока не потерявшей своей первозданной красоты и привлекательности, за пару лет получится не менее "шикарный проходной двор", типа Чемала.

К.В.Н.
Я на прошлых выходных видел Камри, доехавшую от Аската через лес до Голубых глаз Катуни. Мы Субару XV на полдороге к глазам бросили. О чём это говорит? Да ровно ни о чём. Мы пешком вернулись к Субару и поехали в Аскат. А вот выедет ли обратно Камри, которая скребла днищем и билась бамперами на всех колдобинах-вопрос. Главное не доехать куда-то, а вернуться своим ходом обратно. Человек, который спрашивает совета, судя по всему нигде не был. Вкатываться нужно постепенно, иначе можно надорваться.

Красноярский острог
Вот, честно говоря, меньше всего волновал бы вопрос "как человек будет выбираться"? Все вроде взрослые люди и сами думаем что делаем и задумываемся о последствиях. Раз он туда поехал - значит считает, что ему именно так надо. Раз вы не поехали - значит считали, что пешком удобнее.

К.В.Н.
Так и я о том же. Поэтому автор вопроса будет иметь две точки зрения: 1)не очкуй, я видел в долине Чулышмана седаны и 2) лучше повременить, я ездил по этой дороге на седане.

Красноярский острог
Автору вопроса надо просто сесть в свой седан и лично убедиться в своих возможностях и возможностях своего авто, а не слушать и не читать чужие рассказы и мысли. Заодно увидит такое диво дивное, как Горный Алтай. "Видел седаны на Чулышмане" - это не точка зрения, а констатация того факта, что люди туда ездят на седанах, не более. Для многих страшнее не поездка туда на седане, а виды, открывающиеся с серпантина. Моя жена вообще категорически отказывалась ехать вниз - вплоть до развода прямо там, наверху. Немного вразумила моя фраза "а где я тебе здесь ЗАГС найду"? Зато сейчас частенько гундит "ну, когда мы на Горный Алтай поедем - хочу в беседке на берегу Чулышмана посидеть". Адреналин - он штука такая завораживающая. И когда на Акташский ретранслятор ехали, то поскуливала - мол, зачем это надо? А сейчас опять хочет посмотреть на мир с высоты 3 км и чтоб без самолета. Женщины - они такие женщины.

К.В.Н.
Надо или не надо автор вопроса уже сам решит. Мы всего лишь высказали свои мнения. Я высказал как владелец седана, а вы-как человек, который видел седаны в долине Чулышмана.

Красноярский острог
Констатация факта - не есть мнение. Если интересно мое мнение, то на Горный я бы на седане и немсмог бы поехать при всем моем желании. Хотя бы потому, что больше 20 лет к ним не имею никакого отношения. Но не надо и забывать, что чем проходимее авто - тем дальше топать за трактором

К.В.Н.
К Горному Алтаю это мало применимо. В отношении "за трактором". Непроходимой тайги, трясин и болот на туристических маршрутах нет, в зимние бураны, да при этом ещё и в сторону от трасс, автотуристы сюда не ездят.. Просто нужно понимание, готов ли ты шкрябать порогами и поддоном по камням, или нет. А маршруты по республике Алтай есть и для пузотёрок с клиренсом 10 см, и для тех, у кого полметра под поддоном. Просто едь, смотри, и трактора не надо, а сколько лет ты "не имеешь отношения" к теме мало относится.

покорители в повозках с мягкими креслами. "матрасники" вы.

На Алтае
Действительно, название выбрано необдуманно. Жителям Алтая про "покорителей" слышать неприятно.

моя жена на кату ярыке мне сказала срочно покупать джип
какая она у тебя умненькая наверно блондинка а шубу покупать передумала

Мы вот на этом там были
Жизнь - это затяжной прыжок из роддома в могилу!

покорители в повозках с мягкими креслами. "матрасники" вы.
А вы критикан

tutoleg
И помимо названия отчета еще и текст читать надо, там нигде нет, что уральцы заняли дома алтайцев, угнали скот, а их жен забрали. Добра вам представитель алтайцев)))

Красноярский острог
Да не от великого ума к названию придрались. Я им предложил на Урал прокатиться и озаглавить отчет "аморальным" заголовком, но модер вымарал. А по вам повторюсь - организовались-собрались-проехали-впечатлений набрались. Молодцы! Успехов в последующих путешествиях!

К.В.Н.
Спасибо! И вам новых классных путешествий!!!

AVTorgashev
Необдуманно такой комментарий писать. Я как понимаю раз от всех жителей Алтая пишите, то вы глава региона? Может тогда делом займетесь, развивать свой регион, о людях заботиться, а не на сайте сидеть будете....
Извините, не хотел вас обидеть! Но, почему-то считал, что уместней будет: "Алтай нас покорил", чем Алтай был покорен вами. Видимо, мы по разному понимаем значение слова. Просто наберите в любом поисковике: значение слова покорять. ПОКОРЯТЬ, покорить кого, подчинять, овладеть; заставить повиноваться, делать подвластным, зависимым; брать верх, побеждать, приводить в послушанье...Не сомневаюсь, что этот комментарий, как и все мои предыдущие, будет вами удалён. Ещё раз, извините!

моя жена на кату ярыке мне сказала срочно покупать джип
Девочки такие девочки: я вот, после Кату-Ярык, заказала срочно новый перевал, побольше и повыше 🙃 а машина и старая хороша: везде возит, куда ей колеса ни направишь.

Мы вот на этом там были
ороктойский перевал

Сообщений: 1942
Подскажу вам, что 54, 22 и 42-х номером там полно и в будние дни.
я даже больше скажу,оз Ая так же бирюзовая катунь это Алтайский край,22 регион

я даже больше скажу,оз Ая так же бирюзовая катунь это Алтайский край,22 регион
Разве кто-то спорит с тем, что озеро Ая это Алтайский край?

Сообщений: 1942
Разве кто-то спорит с тем, что озеро Ая это Алтайский край?
я про то что 22 регион там местный так же как и 04

я про то что 22 регион там местный так же как и 04
Не совсем верно. Местных на 22-х номерах там мало. В основном гости.

Ну все, щаз вам алтаеведы накидают. Там не были... сюда не дошли... ;)
Каждый сам решает что смотреть и как.

Никанор Фёдорович
У нас в городе все есть и Мария. И магниты и пятерочки..В том же Чемале тоже все представлено. Дело еще в том что Мария зашла первой. остальные смотрят по населению стоит ли открывать свои магазины или нет. Огромный наплыв то 3 месяца летом и все.

А человек был в прошлом году в Горном Алтае, говорит не видел.
На форуме один рассказывал .Вечер пятница .На территорию базы заезжают машины. женщины выносят из них своих мужиков и уносят в домик. В воскресенье они выносят их из домиков грузят в машины и едут домой. Вот интересно видели эти мужики что нибудь в Горном.

tutoleg
Мне яндекс выдал что это так называется автобусная остановка. А не поселок.

Зависит от водителя.

К.В.Н.
Я с 1980 года бываю в Горном иногда по 5-6 раз за лето. Половины еще не видел. Прошлым летом случайно столько нового в Чемале открыли.

Антон
Вот именно москвичи понаехали. А прислугу с собой не взяли. А сами за собой убирать не приучены. Вот и копится мусор. А там куда едут настоящие туристы мусора нет.

Антон
Вы сначала определитесь что вы хотите увидеть. А потом спросите .вам все расскажут и посоветуют.

К.В.Н.
Почти в любом населенном пункте есть мусорные контейнеры. можно в нем мусор оставить .и не везти его домой.

К.В.Н.
Странно - скрины не вставляются?

От Барнаула до Чемала часов пять езды. Далековато для пикника, не находите?
Так с пятницы по воскресенье пикникуют. И не только барнаул. Но и Кемерово Новосибирск. Знаю людей они в баньку попариться с Новосиба в Горный ездили.

Камень-на-Оби
А до Чике Тамана достопримечательностей нет совсем?

К.В.Н.
Делать на ЮБТО нечего. Такое же озеро как и в Артыбаше. По Озеру день на пароме тоже не вариант. У меня знакомый попробовал.Сказал лучше бы обратно по Чуйскому вернулись.

Sad Panda
Вот с этим согласен. И мусора они оставляют гораздо больше чем бабла. А какой вред природе наносят никаким баблом не посчитать.

AVTorgashev
Были с Горном у знакомых ребенок 3 года. Прекрасно в палатке ночевал.

Камень-на-Оби
А как раньше то по грунтовкам ездили. И ничего не убивалось.

К.В.Н.
А так и будет. До Улагана дорогу делают.

моя жена на кату ярыке мне сказала срочно покупать джип
А моя сказала что ей подъем понравился. У нас машина переднеприводная. пузотерка.

Зависит от водителя.
Ого, по дороге на алтай или на самом алтае словил камень в лобовуху?

Серенький 13
Мне яндекс выдал что это так называется автобусная остановка. А не поселок.
Если тебя это очень взволновало, в следующий раз заедь в Солнечный, поспрашивай у людей, как он называется.

Серенький 13
Зачем столько категоричности? Тебя прямо прорвало, как от слабительного, поток комментариев в назидательном тоне всем. А где вообще делать есть чего? Можно просто со "знакомыми" поговорить, которые "пробовали". Они всё расскажут, зачем куда-то ездить? А вот у меня от поездки по долине Чулышмана до ЮБТО впечатлений больше, чем от всего Чуйского тракта. Во первых- сама долина, это настоящий каньон. Водопады Карасу, Куркуре, ну и УЧАР. Каменные грибы.. Да и само озеро по сравнению с Артыбашем- небо и земля. На ЮБ оно летом просто тёплое, как и сам Чулышман.

Антон
Ого, по дороге на алтай или на самом алтае словил камень в лобовуху?
Нет Бабулька прилетела.

tutoleg
Мне все равно. Я когда в Горный еду до Чемала вообще на ночевку не останавливаемся.

tutoleg
До каменных грибов стоит побывать. А дальше не хочу. Просто там побывали мои друзья и разочарованы. Вкусы у нас примерно одинаковые. И что из того что Телецкое теплое. У меня друг наоборот предпочитает купаться в тех озерах на которых лед плавает или снег на берегу лежит. У меня Теща была людей лечила .Сейчас таких экстрасенсами называют. Так вот она побывав на Телецком сказала что там энергетика тяжелая. Озеро давит на человека. Супруга тоже на него ехать не хочет . года 2 назад мы с Горного поехали посмотреть в Дмитриевке на барельеф Ленина на скале. Не поверите никто из компании не захотел доехать до Телецкого. Хотя возможность была. Если вам нравится то конечно нужно еще раз там побывать.

tutoleg
Просто мы едем через Барнаул. И мимо этого поселка ни разу не проезжали. Я про него даже не слышал. Потому и набрал в яндексе.

Серенький 13
Такое ночное небо, как из долины Чулышмана, я видел только на Байкале. Впечатление такое, как будто зрение снова 100%, хотя оно уже изрядно подсело по возрасту. Видимо работает эффект колодца, ну и чистая атмосфера. И, да, долина Чулышмана, это место, куда действительно тянет снова. В отличии от Артыбаша, Аи, Манжерка, или Чемала. Но это всего лишь моё мнение, Кому то Ая- лучшее место в Горном Алтае, а кому Чемал. Кому баня, кому шашлык, и даже дискотека.

Серенький 13
А как раньше то по грунтовкам ездили. И ничего не убивалось.
У вас конечно не убивалось. Нисколько не сомневаюсь.

Серенький 13
А до Чике Тамана достопримечательностей нет совсем?
Находящихся возле дороги нет. Кроме бесплатного туалета на границе республики и края.

Серенький 13
Знаю людей, которые за пивом на вертолёте летали. О чём это говорит? Да ровно ни о чём.

Нет Бабулька прилетела.
Очень цинично и пошло. Даже мерзко. Надеюсь, это попытка проявить юмор? Если правда, то с головой совсем неладно, не в смысле происшествия, а в самой подаче.

tutoleg
На АЕ дискотеки на всю ночь. и говорят народа уйма. Воздух там везде чистый. Хотя как то были когда Красноярская тайга горела. весь горный в дыму был. Ну эффект колодца там почти везде.

Камень-на-Оби
У вас конечно не убивалось. Нисколько не сомневаюсь.
Так накупляете дорогих машин . Вам потом озвучивают ценник на ремонт вы за корвалол хватаетесь. А у меня ремонт подвески стоит недорого. я не меняю там что то поштучно в целях экономии. беру стойки в сборе. С пружинами опорами.

Камень-на-Оби
Как все запущено. В ботаническом саду бывали. Ванночки катунские смотрели. Зубровый питомник. Шаманская скала. и много еще чего. На смотровой на Семинском бывали. По старому Семинскому проезжали. Еще десяток перечислить ?

Деньги девать некуда.

tutoleg
Для вас может и цинично. Я тоже переживал всю ночь на корвалоле. .Пока про нее все не узнал. Во первых она сама кинулась мне под машину в темное время суток. Мне даже штрафа не было. А на нее протокол составили ГИБДД. До меня ее уже 3 раза сбивали машины. После меня еще один оаз .Больше информации не было. Похоже ей не хватает внимания и таким образом она попадая в больницу получает его. Когда я утром пришел в больницу ее навестить. узнал что она одинокая . Так вот она мне давай рассказывать .Как у нее из палисадника землю украли. Как весь дом ее не любит .И скинулись и наняли киллера. Осадок что человека сбил до сих пор остался. Но моей вины в этом ДТП нет. И ГИБДД и следственный комитет проверку делали. И техническая экспертиза была. А вот я полгода имея инвалидность был без машины .Потому что она на стоянке стояла пока тех экспертизу не сделают. Это как назвать подарком.

Серенький 13
Ваши комментарии год за годом становятся всё бредовей. Это нормально, возраст берёт своё.

Серенький 13
Что из всего перечисленного является достопримечательностью? Кусты в ботаническом саду? Выемки в камне в скалах на берегу Катуни, где купаются люди и собаки? Зубры летом уходят под деревья и фиг их там разглядишь. Где смотровая на Семинском- в чебуречных рядах? Упомянутое вами народ минует ходом, не останавливаясь. Всё интересное начинается за Чике-таманом. А Семинский надо рассматривать с точки, фото которой прилагаю. Но до неё ещё добраться надо.

Деньги девать некуда.
Могут себе позволить. Только и всего. У вас древнероссийский вседорожник, у людей деньги на вертолёт. Каждому своё.

Камень-на-Оби
А в чем бред. Что вы боитесь на своем авто с асфальта съехать. Потому что ремонт дорогущий. Есть местные возят хоть куда. Но 99% автомобилей на которых они это делают на дорогу выпускать нельзя. Мне свое здоровье дороже . А вы сами решайте.

Серенький 13
Ваш жизненный опыт ценен только для вас. У меня есть возможность ездить на Патриоте по колдобинам вокруг Бельтира. Зачем мне знать что вы по этим колдобинам ездили на легковой? Совершенно начхать.

Камень-на-Оби
За чебуречными рядами видно ретранслятор. за ним такие виды.классные. А старый подъем на Семинский перевал. Ничем от Чикета почти не отличается. Сейчас он проходит по маральнику. Они так близко от дороги гуляли. От мыюты классная дорога на вершину перевала. От чуйского классная дорога на Ороктой. через ороктойский перевал. Есть еще одна тоже очень красиво.В сторону горы Сарлык. есть несколько достопримечательностей. А за Семинским столько достопримечательностей. У меня столько букв на клавиатуре нету. Вот уверен сколько вы раз в горном были столько раз вы мимо вот этого и проехали.

Камень-на-Оби
Я только рад за вас. вы хоть мусор в Горном не раскидываете. потому что дальше ворот базы нигде не были. Такого с вертолета не увидишь

Камень-на-Оби
На джипе мне не интересно .Не поверите.

Серенький 13
На джипе мне не интересно .Не поверите.
Начхать.

Серенький 13
Послушайте, человек, который не был в республике спросил где и что посмотреть. Я накидал ему точки, которые можно посетить не далеко не отходя от дороги. Для первого раза вполне достаточно. Нафига ему сейчас ехать на старый Семинский или Сарлык? Проедет, посмотрит, а там глядишь и пойдёт дело. Нафига ему лезть вслед за вами сразу?

Серенький 13
Я же пишу вам-возраст берёт своё. Память у вас уже не та. Сколько мы с вами препирались в комментах к моим отчётам? Многократно. И вы всё равно кидаете фотографии мест, куда вы гремя и переваливаясь по камням добрались на своей машине. Мне это не надо. До Талдуринского ледника доедете-с удовольствием почитаю. А фотками всякой попсы типа Акташского ретранслятора меня не удивишь.

ну вы то профессионалы

Камень-на-Оби
Бред в том, что делаете допущения и начинаете их комментировать. Примеры: "накупляете дорогих машин" , "за корвалол хватаетесь", "боитесь на своем авто с асфальта съехать"....
Я ценю ваши возможности. Мне все равно на чем и где вы будете ездить.

Камень-на-Оби
Так вачем его сразу за Чикет то отправлять.

Камень-на-Оби
Я подумаю над вашим предложением.

ну вы то профессионалы
Так там половина автомобилей переднеприводных.поднимается. Это лет 10 назад там камни на половину колеса были. Сейчас их нет. От старого перевала остались одни страшилки. А скоро новую дорогу доделают там вообще асфальт будет. До улагана тоже новый асфальт ложили осенью.

Антон
Можно на легковой по чуйскому до кош-агача и до чемала отличная дорога. На телецкое и к белухе похуже. Я на Солярисе катался.

Ленинск-Кузнецкий
К Белуге похуже, но все равно проехал на солярисе?

Антон
К Белуге похуже, но все равно проехал на солярисе?
Похуже означает отрезки грунтовки между Усть-Каном и Усть-Коксой. Пыльно,но ехать можно. Моё личное мнение-вам для начала проехать от Чике-тамана до Курая. Почему я так думаю? Дорога отличная, много популярных мест для селфи рядом с дорогой. В наличии продуктовые магазины, кафе и базы. Природа меняется постоянно. Из одной красоты переезжаешь в другую. Дорога в сторону Белухи довольно однообразна. Более унылая дорога до Телецкого через Горно-Алтайск. Хотя вам, как кемеровчанину, можно проехать через Дмитриевку-Салазан и Турочак. Там красиво-Ленин на скале, Бия вдоль дороги. Один момент-дорога через Турочак, которая лежит в пределах Алтайского края омерзительного качества. Грейдерят иногда, но помогает ненадолго. Зимой там хорошо, хоть боком катись.
Спасибо за подробности!)

Архара
Счастливчики!!!

Вадим
Так на всякий случай скажу вам ,что в чаган узуне рядом с марсом находится гора Сукор,3100м,куда местные на уазиках возят ,там смотровая есть