Дорога домой. По БАМу, Якутии и Колыме на «Козлике» 1957 г.в.

20.05.2015 | 62730 просмотров

Очередная история автопутешественника Вячеслава Гусарова. Его рассказ о поездке на «Москвиче-403» по маршруту Магадан—Алма-Ата в 1970-м году получил немало отзывов на Дроме. Летом 2014 г. гусаровский ГАЗ-69 проделал еще несколько тысяч километров по необъятным просторам нашей страны.

Вступительное слово

Трофи... Фото-Трофи Клуб...

Это не наше слово давно интересовало меня только как знамя путешественников, и хотя слово «не наше», дело оказалось как раз нашим. Очень даже нашим. Не помню где увидел соревнование «Трофи-Рейды», с большим удовольствием посмотрел, посетовал, что они меня не взяли. Были там такие предложения — кто может стать участником таких соревнований, войти в их экипаж. Прикидывал: «А Вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?».

Думал, что смог бы! Мой профессиональный колымский опыт меня в этом поддерживал. После выхода моего путешествия в «Солнечную Алма-Ату», попробовал свой старенький DELL-600 — подарок семьи на день рождения, в качестве путеводителя. Осилил интернет, о чём известил моих первых и очень доброжелательных читателей Дрома, которые к тому времени написали отзывов на две страницы больше чем я — Путешествия...

... И однажды набрёл на такое знакомое и желанное слово. Внимательно вчитался в правила жизни в «Трофи-Клубе», далее Клуб... Мне понравилось... Сначала — все эти разъяснения, понятные даже мне, никакому пользователю. Решил зарегистрироваться, выбрал имя — Тенька, надеясь на встречу с колымчанами. Стал новичком — чечако по Джеку Лондону. Клуб подбадривал на рассказы о путешествиях, и я рассказывал. Более того, Клуб открыл мне такие дали. В его Календаре были прописаны автомобильно-спортивные мероприятия Приморского края и многих регионов до самого Урала. Предложений — приходите, посмотрите, примите участие, расскажите о своём, — было нескончаемо много ...

Были соревнования по автоспорту для начинающих и о-ч ч-ень продвинутых, Мотокросс, Картинг разных рангов: от начинающих до международных соревнований. Ну и, конечно, «Трофи- Рейды»... Активно поддерживал путешественников «Шинтоп». Только в Магадан при его активной поддержке на моей памяти было четыре или пять экспедиций. Моя, наверное, шестая. Первой была в 2002-м году. Вёл её Игорь Куликов, мы с сыном Мишей, участником путешествия на Муравье, провожали её из Новосибирска, подарили значок с гербом Магадана. Они шли почти нашим маршрутом 1970-го года. Шли на четырёх или пяти внедорожниках, ещё и по БАМу и по Старой «Колыме».

... Я стал рассказывать об интересном, и скоро из новичков, коих в клубе много тысяч, поднялся в команду продвинутых, таких всего сотни. Трудно загадывать, но по итогам этого путешествия я мог бы, наверное, называться мастером. В «табели о рангах» я на сегодня в первой пятёрке. Для себя я думаю, что в первой десятке я держусь твёрдо. Хотя моё мнение несколько субъективно.Учитывая все параметры участия в Клубе, «Шинтоп» принял решение о поддержке моего путешествия...

... P.S. После путешествия, я отправился в Алма-Ату, к Маме с Отчётом. В поезде мой попутчик — первопроходец БАМа, припомнил авторскую песню о БАМе:

Я теперь один в горах Витима
Скрылась Путеводная Звезда
Отшумели воды Бодайбина,
Не забыть тайгу мне никогда.

Вот так и с «Фото-Трофи Клубом»... Не забыть!

№1 ЭКСПЕДИЦИЯ... Алма-Ата — Магадан. Дорога домой...

Запись с форума «Шин-топ».

«Экспедиция, в общем-то, непривычное для меня название, но положение обязывает...

Итак, мы готовы отправиться в далёкое и длительное путешествие к местам, где прошли наши детство, юность, молодость, зрелость — самая лучшая часть нашей жизни. Дорога дальняя — маршрут длиной минимум 15 000 километров. При благоприятных условиях — 22 000 км.

Большая часть маршрута (из 15 000 км) мне знакома. Остальные полная неизвестность.

Начало экспедиции намечено на середину июня. Окончание планируется на сентябрь.

Отправление из Новосибирска. Торжественных мероприятий не планировали, просто в этом не было опыта и необходимости.

Число участников от двух до шести. Автомобилей — 2.

Старый, в смысле закалённый в походах, Козлик — «Газ-69» и возмужавший в хороших руках «Ниссан-Караван».

Начинаем пробег вдвоем. Остальные присоединяются по мере их возможностей. И отсоединяются при окончании этих возможностей.

Участники будут и из Владивостока, и из Москвы. Такова наша колымская диаспора.

Карта маршрута уже готовится, пока только по «кусочкам» — этапам Большого Пути. Маршруты Туда и Обратно не будут полностью повторять друг друга, постараемся идти максимально новыми дорогами.

По принципу — не ищи проторённых путей.

Места остановок будем искать, где есть технические виды спорта, нам это интересно...

Дорога Туда: Новосибирск, Кемерово, Мариинск, Абакан, Шушенское, Минусинск, Курагино, Кошурниково, Выезжий Лог, Канск, Тайшет, Лесогорск, Вихоревка, Братск, Усть-Кут, Северобайкальск, Таксимо, Чара, Олёкма, Тында, Якутск, Хандыга, Кюбеме, Оймякон, Кадыкчан, Магадан...

По дороге до Магадана проходим два Золотых Кольца: Кубома — Кадыкчан, и Большевик — Палатка. Когда пройти, какой дорогой — будем решать на месте События: В Магадане у нас Событие — Городу исполняется 75лет (он моложе меня почти на три месяца!). После этого мы работаем по индивидуальному плану. В плане посещение родных пенат, рыбалка на Верховьях Кулу и на побережье Охотского моря. Сплав с Верховий Кулу до встречи с Аян-Юряхом, потом по Колыме до Синегорья, Колымской ГЭС. Конечно же, в планах бесконечная фото- и киносьёмка и создание диска «Рыбалка на Колыме». ... Если хватит в голове серого вещества...

По дороге до Магадана мы будем пересекать пути Семёна Дежнёва.

Поищем его следы в Усть-Куте, в Якутске, Хандыге, Оймяконе...

Он там бывал. Поищем интересные места, куда захотели бы поехать те, кто будет читать наш Путевой Дневник.

Например: пройти на лодке по легендарной реке ВИТИМ, хотя бы немного. Побывать в БОДАЙБО —на знаменитых Ленских приисках...

В Якутске и Сеймчане хотелось бы прикоснуться к истории АЛСИБа — перегон самолётов из Аляски в Сибирь.

В обратный путь от Тынды идём на юг до Благовещенска и затем домой, по новой Трассе. По дороге навещаем друзей картингистов в Чите, Улан-Удэ, Иркутске, Ангарске, Красноярске, Ачинске...

В нашем путешествии встречаются такие реки и речки!!! Мечтаем пройти по ним, сделать фото и порыбачить. Вот такие мысли приходят в голову и не дают сидеть дома.

Командор пробега: Вячеслав Гусаров.

Р.S. Кстати, команда категорически против спешки и постановки рекордов скорости.

Думаю, у нас всё получится. Приглашаем к участию всех желающих. Приглашаем обсудить этот животрепещущий вопрос с теми, кто знает дорогу и её особенности. Сложности как всегда в мелочах...»

Такими были планы на это путешествие, теперь уже можно подвести итоги...

№2 ЗА ЗАПАХОМ ТАЙГИ...

... Мы часто совершаем поступки, не отдавая себе отчёта зачем и почему мы делаем именно Это...Очень часто...Вот и сейчас я поступаю так же.

Я еду в Магадан, и ничего в этом нет экзотического. Лично для меня, в Магадан — как в соседний город за покупками. Особенно в нынешнее время крутых автомобилей, развитой сети автодорог, массы Атласов и GPS, придорожных кафе, коих развелось местами больше, чем грибов-маслят вдоль автотрассы «Колыма». Я собираюсь проехать по тем давним местам 70-х годов, где мы ехали семьёй на 407-м Москвиче в солнечную Алма-Ату. Посмотреть новые места, где я ещё не был, увидеть старых друзей и встретить новых — если повезёт.

... Самое простое объяснение — я еду ЗА ЗАПАХОМ ТАЙГИ... И это правда...

Всего-то и проработали мы с семьёй в Магадане каких-то 30 лет, но КАКИХ! При встречах магаданцы на материке говорят о тех трудных годах только хорошее.

Свою первую публикацию на Дром.ру я увидел благодаря своим старым друзьям - колымчанам. Из самодельной, бумажной книжечки они восстановили, по признанию читателей, интересный рассказ. Был и ещё рассказ — о путешествии в Шушенское на Газ-69, на том самом, с которым мы идём в новый Поход на Колыму... Рассказ, правда, остался незаконченным, хотя и был сдан в Дром довольно давно...

В это Путешествие я готовился с 1993-го года... С того времени как перебрался в Сибирь из Магадана...

... Я покинул тебя, Колыма,
Затерялся в Сибири громадной,
А теперь я «съезжаю с ума»
И мечтаю вернуться обратно...

И мечтал и готовился. Подготовка по разным причинам затянулась, но не завяла на корню... Наконец я еду...

В разное время ко мне готовы были присоединиться наши колымчане, но не складывалось. И я уже настроился ехать один, хотел поздравить город Магадан с днём рождения, мы с ним одногодки. И вдруг... Такое тоже бывает... ... Опять «весенняя капель», декабрь, вторая половина. Вдруг звонит Обухов Андрей... Воспоминания лавиной:

На улице декабрь 2013 года, дождь и звонок из далёкого, очень далёкого прошлого. Мы жили в одном бараке, когда ему было 7, а мне 27... И почти 30 лет наши пути то сходились, то расходились. Нашёл он меня по путешествию в Алма-Ату 70-го года на Дром.ру.

Попробуйте это сделать Вы по тем данным, и вы поймёте его. Или почитайте его сайт Андрей Обухов. Каменная палитра...

И вот, перед самым новым 2014-м годом мы сидели за столом в деревеньке Боровлянке, делились воспоминаниями и планами на путешествие в родные места. Андрей планировал начать движение из Санкт-Петербурга на «Ниссан-Караване», и вместе мы должны пойти от Новосибирска.

... Ко времени путешествия, на сайте Шинтоп.Ру в Фото-Трофи Клубе, «непосильным описательным трудом» своих путешествий я заслужил поощрение в виде двух комплектов «обуви» для Козлика и Ниссан-Каравана и форменных костюмов для водителей. Шинтоп.ру пытался обеспечить меня новейшим навигационным контролёром, но он затерялся где-то в дебрях Почты России. Мы планировали прибыть в Магадан ко дню города, там мы должны были встретить друзей — они добирались на аэроплане. Были определены задачи на время пребывания в родных пенатах.

...Контроль за продвижением экспедиции вела моя жена — Штурман Лина. Ненадёжность связи компенсировалась несколькими точками контроля. Были оговорены «пароли и явки»...

... Читая восторженные отклики на путешествие в Солнечную Алма-Ату и в Шушенское, я пытался выйти на личную связь с читателями во время Путешествия. Для таких встреч я приготовил по полсотни книжек — Путешествия на бумажном носителе. Не сложилось... я не смог ни с кем связаться... Очень жаль... Правда, одна встреча всё-таки состоялась, совершенно случайно. Уже на Тенькинской трассе, прямо на Нулевом километре...

Последние штрихи в подготовке: загрузка, обустройство «домиков на колёсах», обсуждение вариантов событий и решения проблем.

Надо сказать «Фото-Трофи Клуб» постарался украсить наши автомобили и сделать их заметными и узнаваемыми на дорогах от Балтики до Магадана.

...На дорогу до Магадана мы планировали затратить месяц неспешной езды — одним словом, путешествие, а не автопробег. Андрей возвращался в детство, я возвращался домой... Ну и по пути следования отчёты о путешествии, так как это было в 1970-м году... Вот только Штурмана Лины со мной в этот раз не было. И это был большой и невосполнимый минус в нашем путешествии.

№3 НАЧАЛО...

Путешествие в Магадан для меня как возвращение из того дальнего похода «В Солнечную Алма-Ату». И сегодня я брожу по весенней Алма-Ате, по давно знакомым местам в очередной, юбилейный день рождения. Всего не рассказать, как изменилась Алма-Ата с 1970-го года...

Улица Фурманова, Аль-Фараби, Горный Гигант, Кирпичный завод и россыпь из кирпично-заводских улочек, а их более десятка... Как давно это было... Узкая улочка Шоссейная стала красивейшим проспектом Аль-Фараби. Развязка Фурманова—Аль-Фараби очень облегчила жизнь автомобилистам...

На месте пустыря и антенного поля растёт новый микрорайон Самал — Свежий ветер. В торговом центре Рамстор — каток. Для детей это — Начало жизни, познания себя и развития.

Я смотрю на каток, слышу музыку, вижу детей, выполняющих непонятные мне команды наставников, а вижу своих мальчишек — учащихся Гастелловской школы, картингистов картклуба «Начало», на такой же подготовке к Жизни. Жизнь продолжается...

И далее по порядку: слова, понятные только посвящённым, для меня они звучат как иностранный язык...

Жизнь продолжается...

С этой мыслью и отправляюсь я в это путешествие от 70-го к 2014-му году, по тому же маршруту, только в обратную сторону...

№4 Отчёт Экспедиции «Путешествие в Детство»

«Заправлены в Планшеты космические карты, и Штурман уточняет в последний раз маршрут»... замечательные слова, оч-ч-че-нь подходящие к нынешней ситуации. И маршрут у нас «космический» — от Балтики до Охотского моря...

Мы с Андреем Обуховым несколько дней перегружались, «перетаривались» во дворе нашего дома. Подгоняли снаряжение, распределяли груз. Наконец-то всё вроде бы готово к походу, и мы выделяем «бездельный» день на последние размышления перед походом...

«Свободный день» используем для размышлений о прошлых и будущих Событиях.

06.06.2014 года — «Ниссан-Караван», в дальнейшем Караван, в очередной раз прошёл по улицам Петербурга, отмечая своё присутствие перед дальней дорогой...

Санкт-Петербург, Александро-Невская Лавра... Точка Отсчёта...

Москва, и далее...

Отличные дороги, быстроходный комфортабельный «Ниссан». И вот уже состоялась встреча в Новосибирске, на улице Большой у магазина и СТО «Шинтоп»...

Я приезжал в этот комплекс, когда он только-только начинал работу. Не помню дату — я искал заслуженному «Козлику» достойную обувь. В те времена это было обшарпанное здание в промзоне Новосибирска. Помещение, забитое самыми разными шинами, не очень привлекало, да и шин подходящего размера и «фасона» подобрать не удалось... И вот новая встреча... Руководство «Шинтоп» подарило обеим нашим машинам новую «обувь», и нам предстояло выбрать «размер и модель»... Выбор предстоял непростой. С Козликом было проще, после процесса согласований приобрели «крутую» обувь для трудных дорог...

С «Караваном» было труднее. Выбор был невелик. Я предлагал шины помощнее и погрубее, но Андрей предпочёл помягче и комфортнее. К моему сожалению, резина, выбранная Андреем, оказалась для Каравана слабоватой. Просто потому, что Караван был для неё тяжеловат. Зато Козлик щеголял в красивой, удобной и надёжной обуви. И мне она очень понравилась. На первый взгляд она была грубой, но на ходу оказалась очень мягкой и малошумной.

Да и в магазине были трудности с наличием и количеством нужных шин... Но проблему утрясли к общей радости... оставалось переобуться и в Дальний Путь!

Сердечно благодарим всех, кто помогал подготовиться к дальнему походу... Теперь ещё немного ремонта и в дорогу...

Дорога на Восток... Мы выбираем маршрут на Кемерово по Ленинск-Кузнецкой трассе через Промышленную. Маршрут обкатанный, для нас более удобный, да и покушать в «Журавлях» всегда нас привлекало. Дорога хороша, погода радует теплом и солнцем, и скоро мы покидаем Новосибирскую область.

Спокойно проезжаем совсем не главной, но качественной дорогой, и вот новая встреча в Кемерово. Магазин и СТО «Шинтоп» я сразу не увидел — оживлённое движение на незнакомой улице не даёт времени на «поглазеть по сторонам». Пришлось возвращаться немного назад.

Большая «уличная» выставка продаваемой техники, большой выбор самых разных автотоваров на стендах Шинтопа. Помещение магазина ещё не полностью отделано, но всё ещё впереди. Моему Козлику потребовалась помощь автоэлектрика. Надо было видеть, с каким интересом взялись за работу специалисты. Ещё бы — где ещё удастся «поковырять» такой РАРИТЕТ... Такая возможность была использована по полной программе и очень эффективно...

Делаю фото на память, памятный подарок Козлику в дорогу — стеклоочиститель, и вперёд с песней.

От Кемерово наши пути с «Караваном» расходятся: он идёт по федеральной трассе, а я по трассе Абакан — Тайшет...

Дорогу дальше Кемерово Андрей ещё не видел, мне довелось пройти её несколько раз. Путь через Абакан — Тайшет я тоже уже проходил, но мне хотелось пройти его снова и без спешки. Меня интересовала история этой трассы. Мне довелось читать замечательного автора, который позже работал на Бутыгычаге. Автор нескольких поэтических сборников, многих стихов о Теньке — Анатолий Жигулин. Его книгу о Бутыгычаге — Чёрные камни рекомендовала мне Полина Игнатьевна Малько, библиотекарь прииска им. Гастелло. В книге говорилось и о строительстве трассы у Тайшета.

Обычно Абакан я обхожу стороной, но сегодня другой случай. На СТО «Шинтопа» пришлось устранять мелкие неполадки в электрооборудовании. Это не проблема и для меня, но я дал возможность профессионалам поработать с древним автомобилем... Справились отлично, молодцы... А теперь на трассу Абакан — Тайшет.

В третий раз я иду по этой трассе и не перестаю удивляться, насколько она сложна. Железная и автомобильная дороги тесно переплетаются, не касаясь друг друга. Они проходят через горы и меняют высоты в зависимости от местности. То «железка» идёт над автодорогой на большой высоте, то ныряет в тоннель глубоко ниже автотрассы. И вокруг такая природная красота, чистые и бурные реки, богатая и разнообразная растительность... Это надо видеть...

Кошурниково — наверное, центральный посёлок на этой трассе. Небольшой, компактный и разнообразный. Часть посёлка временная, часть постоянная. Большая школа, краеведческий музей, много торговых точек разного калибра и привлекательности. Городок производит приятное впечатление, хотя некоторые улицы в таком состоянии, что даже пешком по ним ходить трудно. Но это дело поправимое.

Музей небольшой, но насыщен экспонатами под завязку. Смотритель Музея с гордостью показывает своё интеллектуальное богатство, а я пытаюсь уложить всё это на фотоплёнку. Кое-что удаётся заснять... История этого края — не только строительство трассы: дороги и добыча золота в этих местах начинались ещё в 1900-х годах.

Два часа в Музее пролетели незаметно. В Музее можно так много увидеть и узнать, жалею, что времени мало...

Я лечу по давно изученной и описанной мной дороге, у слияния двух речек Джебь и Малая Джебь пью чай с рыболовами, один из которых бывал во Владивостоке одновременно со мной.

И снова Дорога, красивейшие места, старательские артели, полигоны, дамбы и котлованы, и лёгкая радуга, и грохот крупнокалиберной гальки от гидравлики... Почти как у нас на Теньке. Скоро я всё это увижу, это греет душу, как говорится — зовёт и ведёт...

Абакан — Тайшет...

Недалеко от Кошурниково Артёмовск. Он работал уже в 1900 году, в позапрошлом веке получается. В недалёком прошлом в этих местах был старый тракт и поселения, в том числе и на реке Джебь вниз по течению от Кошурниково. Поселения не сохранились, а старыми дорогами местные жители пользуются до сих пор. Старая дорога была значительно труднее, да и машины — ЗИСы и полуторки...

Погода нас с Козликом балует, дорога хорошая, и снова я стою перед выбором: налево пойдёшь — в Нарву и Красноярск попадёшь, направо пойдёшь — в Партизанск и Тайшет попадёшь.

Выбираю Тайшет... Иду направо... От перекрёстка дорога сразу идёт в гору и почти у самого верха под ногами у «Козлика» расстилается гостеприимное приглашение.

20 июля... Юбилей... Выезжий Лог — фестиваль. Высоцкий...

Красиво, доходчиво, зовуще. Как жаль, что мы не можем принять участие, но мы отмечаем эту дату в своей памяти и очень хотели бы её отметить именно в Логу.

В магазине Выезжего Лога нас огорчили — сказали, что фестиваль хотят забрать в район, и как это будет, пока никто не знает. А жаль... Очень жаль!... Это село уже не фестиваль — Легенда!

Привлекательная Легенда. А райцентр и есть райцентр, и пусть он создаёт свою Легенду...

... Дорога на Партизанск тоже оказалась непростой. Ещё недавно здесь были паводки — часть дорог была размыта, а часть разбиты и не сделаны должным образом.

Но мне удалось скрасить трудное путешествие недолгой рыбалкой и ночёвками у реки на двух интересных реках — Мане и Мине. Вот так вот! Взобраться на крутой перевал, под которым проходит трасса Абакан — Тайшет, взглянуть на проходящий поезд с высоты птичьего полёта...

Связь на моём пути не очень надёжная, но впереди у меня встреча с «Караваном», и я стараюсь не отстать. Выход на федеральную трассу у Рыбного, обход Канска по Объездной, разбитой донельзя, где любая машина, будь то быстроходная фура или тихоходный Козлик, идут со скоростью черепахи — 10-15 км/час.

«Ниссан-Караван» устроился на отдых на расширении трассы. Здесь недавно проводился капремонт. Запах свежего асфальта и лёгкий ветерок разгоняли комаров.

Курорт...

К нашему подходу Андрей развёл костерок и готовил обед. А тут и мы с «Козликом». Я добавил к костру своих дровишек — мой возимый запас. Располагаемся на обед, отдых, техобслуживание. Заодно решено начать вялку хариузков. Присолёную рыбу промываю от соли и располагаю на импровизированных вешалах. Проволоку для крючков я везу из дома.

Лёгкий ветерок с дымком от костра быстро обсушивют влагу. Рыбёшки принимают аппетитный вид и запах подкопчёной рыбы. Андрей не выдерживает соблазна и разбирает рыбёшку на составные части — спинка отдельно, брюшко отдельно, смачно употребляет её и жмурится от удовольствия. Для меня рыбка сыровата...

Дорога зовёт, и мы снова в пути. Неподалёку от Тайшета устраиваем Совет. Я предлагаю проехать по маршруту Тайшет — Чуна — Братск, спрямляя и укорачивая дорогу. Андрей стоит за стандартное решение: Тайшет — Тулун — Братск. Он хочет ехать по асфальту. Козлик мой готов ехать по любой дороге, были бы контуры. Жаркие дебаты без авторитетного третейского судьи привели к более надёжному и известному нам стандартному маршруту... Собрались и полетели...

Этой испытанной дорогой мы проезжали ещё в 1970-м году, семьёй на «Москвиче-407», потом на «Козлике» в 1973-м году из Алма-Аты в Магадан. «Козлик» бежит с удовольствием, не капризничая, видимо, чувствуя, что едет домой. У меня и у Андрея тоже хорошее, бодрое настроение...

... Покушать останавливаемся в кафе «У Петра»... Первый раз у Петра я обедал в 1993-м году... На старом Московском Тракте недалеко от станции Алзамай мне встретилась небольшая самодеятельная автостоянка с пунктом питания. Несколько автомобилей разного калибра притулились на разбитой колёсами площадке у колхозного прицепа. В кузове прицепа кухня и стойка буфета. За стойкой кормилица средних лет продаёт горячие, с пылу с жару пирожки. Начинка пирожков пяти или шести наименований. «Вход» в «КАФЕ» по шаткой приставной лестнице. Емкость «зала» — один-два человека, если стоять впритирку. Запахи в «кафе» — пальчики оближешь, язык проглотишь. Приехавшие раньше меня водители сползают по шаткой лесенке, бережно обнимая пакеты с пирожками. Скоро и я выношу полтора десятка пирожков с печенью, капустой, с повидлом на десерт. Само собой, в кафе был и чай, и кофе, и морс из местных ягод. Славно подкормились, заявляют клиенты. И ещё долго питались мы с Серым вкуснейшими пирожками, вспоминали Петра добрым словом, обещали заехать при случае.

На теперешнем месте у Петра первый раз я трапезовал в феврале 1999 года. Мы шли тогда двумя машинами «Камаз» в заполярный посёлок Депутатский. Была построена только кирпичная столовая. На площадку к столовой заехать было проблематично — бездорожье в чистом виде... Теперь у Петра вполне современное предприятие со всеми мыслимыми удобствами и, как водится, с растущим конкурентом через дорогу. Но мы пока кушаем у Петра, посещаем автомагазин, только посмотреть, заглядываем в Шиномонтаж... Чисто экскурсия. И двигаем дальше.

Дорога на Тулун почти полностью модернизирована. Сделаны хорошие объезды проблемных мест, асфальт заменяет ранее разбитые щебёночные трассы... Конечно, до хорошей оценки этого участка ещё далеко, но масштабы работ внушают уважение и вселяют надежду. А куда нам без главного компаса — надежды...

Дорога Тулун — Братск за последние 10 лет улучшилась мало, скорее только постарела. Но плохой её не назовёшь, это уж точно. Только заметно как разрастается молодой лес, пытается выйти на дорогу, уже приходится вести борьбу с этим наступлением.

При подходе к Братску Андрей сообщает о встрече с друзьями в городе и уходит в сторону от маршрута, обещая догнать меня ещё до Усть-Кута... А мы с Козликом выходим напрямую через посёлок Падун к Плотине Братской ГЭС. Точно так шли мы в 1970-м году на «Муравье» — «Москвиче- 407» посмотреть плотину.

Дорога после Братска меня совсем не обрадовала. Конечно, немного улучшена. Построены новые мосты, появились новые спрямления, работают маркшейдеры на будущее развитие трассы. Но дорога такая побитая и такая тру-у-дная, что надежда на улучшение в скором будущем как-то и не зарождается. Огорчены мы с Козликом до глубины души...

В Усть-Кут вместе с Андреем въезжаем по объездной дороге. С высоты птичьего полёта любуюсь растущим городом, новыми постройками вдоль реки, пытаюсь разглядеть наш возможный путь вдоль БАМа, на другой стороне реки Лены. Горный массив покрыт густым лесом, и еле просматривается только малый участок дороги высоко над рекой.

Первым делом ищем причал, откуда идут речные суда вниз по Лене на Хандыгу или хотя бы в Ленск. Это на случай, если дорога вдоль БАМа покажется нам не по силам.

По старой памяти о прежних поездках в Ленск, и далее в Мирный и Удачный, выезжаем к мосту через Лену, и ищем Площадку Ожидания Погрузки и, конечно, находим. Ограждённая и охраняемая территория уже заставлена автомобилями. Громадные фуры и легковые готовятся к пути по реке. Рядом магазин, где без проблем можно пополнить запасы. Очень удобно. Охрана предлагает записать нас в Лист Ожидания. Записываемся, на всякий случай. Тем более что подходит баржа снизу, и на завтра-послезавтра планируется наша погрузка.

Оказывается, это не так-то просто уехать с машиной. Не всякая баржа может нас взять. И ходят такие баржи не очень часто. Можно записаться на баржу до Ленска — она уже поднимается к Усть-Куту, придёт не сегодня-завтра. Стоимость проезда на барже для Козлика — 20 тысяч. Для Каравана с прицепом возможно 30 или 40. Меня в принципе цена устраивает, хотя и напрягает. Андрея — категорически не устраивает. НЕТ, НЕТ и НЕТ...

Берём время на размышление, кто-то из собеседников подсказывает о маршруте, колёсами, но по «Трубе». Поскольку собеседник только что-то слышал о Трубе, подробностей он не знает, едем в город искать подробности и другие возможности попасть к Хандыге или Якутску, или хотя бы к Ленску.

У нас есть время до погрузки. Необходимо найти надёжные источники информации о БАМе, чтобы в дальнейшем не жалеть, наделав непоправимых ошибок. И ещё у нас есть в запасе РЖД. Родная железная дорога, построенная на наши кровные налогоплательщиков деньги. Уж она-то не подведёт, не страшно ей никакое бездорожье...

Возвращаемся в центр Усть-Кута, к станции Лена.

Площадь у Вокзала — бойкое место. Здесь остановка разных городских автобусных маршрутов, маршрутных такси, рядом магазины для всех мыслимых товаров, уличная торговля привозными овощами и фруктами. Здесь же торгуют местной рыбой: солёной, вяленой, копчёной, есть и свежая. И соленья местных жителей тоже активно торгуются.

Для начала изучаем возможность проезда по ж.д. до Тынды. На товарной станции стоимость открытой платформы для перевозки нашей Команды всего 50 тысяч. Вполне приемлемая цена, но нам-то хочется своим ходом, а не как кот в мешке. Хотя и это уже вариант...

У наших машин уже бродят местные жители, заинтересованные нашими яркими наклейками. Знакомство, обмен информацией: кто где бывал и куда стремится. Оказалось, парни недавно прошли трудным маршрутом 110-й километр, легендарный Зимник на БАМ.

Теперь всё обсуждалось в одном ключе: как быстрее и надёжнее добраться до Тынды или Якутска и далее на Магадан.

Какие возможности у нас пройти по БАМу? Да никаких — один ответ... Ответ лично меня не устраивал... Нужна конкретика, а её как раз у наших новых друзей и не было. Так, вроде Ёжика в тумане.

Ответы вроде того: кто-то, что-то, когда-то, вроде-бы — меня не устраивали... Постепенно прояснилось, что до Таксимо вроде как ходят грузовые и даже легковые автомобили. Вымучил я таки из парней полезную информацию и уже склоняюсь к маршруту Усть-Кут — Таксимо — Тында с большей долей вероятности. Андрей же категорически против этого — его очень увлекла идея «рвануть по Трубе» с ветерком. Наши собеседники о «Трубе» говорили более определённо и конкретно знали с чего «начинается Труба». А начиналась «Труба» с позволения или не позволения Руководства Трубы проехать по технологической дороге вдоль Трубы —нефтепровода. Гарантий «позволения» — ноль!

Решаем обсудить Острую Тему на нашей стоянке, делаем несколько снимков на память и прощаемся с нашими консультантами. Добираемся на стоянку, плотно питаемся и обсуждаем проблему со всех сторон. Приходим к окончательному решению продолжить наше путешествие в автономном режиме.

Во всех наших разговорах и зримо и незримо присутствует основатель и первостроитель города Усть-Кут, и тоже как бы основоположник БАМа. Мне как-то не удалось сделать снимок достойный этого подвижника, пришлось воспользоваться чужим. Большое спасибо авторам этого портрета .

«Ниссан- Караван» прекрасно приспособлен для путешествия, но его проходимость по сравнению с Козликом..., тем более он обременён автоприцепом. А это на БАМе чревато... Да, собственно, и где угодно это дополнительные трудности. Так что ясно — нам с Караваном не по пути.

Обговариваем новые маршруты, места встречи, возможные перебои связи, возможные трудности в пути и способы их преодоления.

Кажется всё решено, дело за малым — выполнить намеченный план. Караван уходит первым, я заканчиваю сборы и выкатываюсь со стоянки снова к мосту и причалу.

Дежурный по стоянке радует меня известием о приходе нашей баржи, завтра погрузка до Ленска. Я его радую отказом от погрузки в пользу других очередных. Несколько минут в магазине и в далёкий и абсолютно неизвестный путь по БАМу...

БАМ в одни Руки, как сказал один из наших консультантов. «Ну, если по два БАМа в одни руки нельзя, то пусть будет по-Вашему», — ответил я консультанту.

Выкатываюсь на трассу Усть-Кут — Северобайкальск, мурлычу: прощай любимый город, ползём неспешно в горы... Поехали...

МОЙ СТАРЫЙ КОЗЛИК... Как много пройдено дорог...

Мои интернет-читатели о путешествиях на «ГАЗ-69» просили рассказать о моём Козлике. Теперь я попытаюсь рассказать о нём: давнем, очень давнем друге, надёжном и безотказном в любой ситуации.

Это теперь, с высоты прожитых рядом с Козликом лет, я могу понять, как всё в жизни не просто. Раньше думалось иначе...

Середина августа, год 1957, Крайний Север, городок Охотск на побережье Охотского моря, Северный Завоз, длинный день и короткая ночь, круглосуточная работа флота и береговых служб. И в этом бурлящем котле я — стажёр водителя РПС — Охотско-Аянского Рыболовпотребсоюза. Я прошёл этап обучения на курсах шоферов и мотоциклистов при Охотском ДОСААФ, успешно сдал выпускные экзамены и был допущен к работе — практике перед главным экзаменом в ГАИ. Работа предстояла бесконечная и активная, от неё зависит будущая зима и время ожидания новой навигации.

В это время на Север везут всё: от бельевой прищепки до самолёта. На рейде Охотска в это время всегда есть один-два парохода, и они сдают свой груз на мелкосидящие плавсредства. Катера местного порта, называемые ЖучкАми, буксируют по одной-две баржи к площадке разгрузки РПС. Постоянно прибывающий груз развозят по местам хранения два-три десятка автомобилей. Часть груза временно складируется на территории Площадки. На одном из таких автомобилей и прохожу я стажировку под руководством водителя Евсюкова.

Высокий, худой, неразговорчивый Евсюков терпеливо прививает мне любовь к автомобилю ГАЗ-51, за которым он сам ухаживает, как за маленьким ребёнком. Нашему ГАЗику второй год, но выглядит он как новенький. Ни вмятин, ни царапин, всегда чистенький и подтянутый, в смысле ничего не болтается и не брякает. Он учит меня слушать машину и понимать все её шумы и даже запахи... Личный пример — лучший педагогический приём. Учусь я быстро и качественно, благодаря опытному водителю, скоро мне уже доверяют, как любому водителю на Площадке. Старые шофера называют Сынком...

На одном из плашкоутов подвозят зелёного, как кузнечик, ГАЗ-69-го. Для всех на Площадке это практически невиданное чудо, для меня вообще — чудо из чудес. Таких Козликов в районе — как пальцев на одной руке. Перенесённый с баржи на берег краном, Козлик стоял в сторонке, не мешая общей работе, пока за ним не пришли.

Козлик пришёл в адрес местного эвенского колхоза «Расцвет Севера», и за ним явились будущие водители. Но он был без бензина, по правилам транспортировки, а водители его без опыта работы на ГАЗ-69. Мне было поручено помочь в запуске Козлика в эксплуатацию. «Дерзай, Сынок», — подбодрил меня мой учитель Евсюков... Конечно, я старался не ударить в грязь лицом, оправдать высокое доверие... А как мне понравился Козлик... Сочная зелёная краска, подтянутый стройный, боевой, Козлик источал особенный запах нового автомобиля.

После всех необходимых процедур Козлик завёлся рукояткой с первой попытки. Хозяева попросили меня показать на ходу управление Козликом. Я согласился, мне так хотелось прокатиться на крутой машине, но в шутку предупредил: кто первый на машине за рулём, тот и будет её хозяином — так машина думает, однако... Конечно, конечно — согласно кивали эвены, не вникая в суть вопроса. А может быть, и они так думали?

Мой отец, Гусаров Михаил Степанович, тоже сразу влюбился в Козлика: ах какая машина для рыбалки и охоты — вздыхал заядлый рыбак и охотник. Он даже предлагал колхозу продать ему Козлика, ездить в тех местах было практически некуда, но получил отказ. Конечно, мечтать о такой машине в те времена — это было слишком... Мы с папой вместе закончили курсы шоферов, он отучился получше меня. До этого, ещё в Хабаровске мы стояли в очереди на «Победу». Очередь подошла, «Победу» сняли с производства, а на «Волгу» денег не хватает. Так и успокоились, а мечта осталась...

Прошло время и незадолго до нового 1958 года председатель колхоза предложил нашему Папе купить Козлика, утонувшего в Охотской Лайде.

Охотская Лайда — небольшое море-озеро, созданное водами трёх рек: Охота, Кухтуй и Урак. Сам Охотск расположен на Морской Косе и нисколько не разрастается в тундру. Лайда и отделяет Охотск от тундры. Далеко от берега Моря построен аэропорт Охотск, до него летом добираются, сначала переплывая Лайду на плавающем вездеходе и затем автобусом Аэропорта. Зимой по льду Лайды открывается дорога на материк. Этой дорогой привозят лес из тайги и всё, что получает Аэропорт. Этой же дорогой, конечно же, только зимой, можно выйти на Старую Колымскую трассу к посёлкам Куйдусун, Томтор, Оймякон. Семён Дежнев когда-то зимовал в Оймяконе, и его казаки пытались пройти этим путём в поисках Ламского (Охотского) моря, но не сложилось. Позднее другие казаки пришли из Якутска к морю по реке Улья, это в сотне километров от Охотска. В давние времена между Охотском и Якутском был проложен Якутский тракт. Он выходил к Охотскому Перевозу на реке Алдан.

Лайда имеет выход в море, по нему без больших проблем и доставляют Северный завоз в Охотск. Судоходство в Лайде зависит от морских приливов-отливов. В прилив Лайда — это настоящее море, а в отлив становится илистым полем, по которому текут реки в направлении устья Лайды. Есть даже посёлочек Устье и Новое Устье... Зимой приливы не отменяются, и ледовая обстановка в Лайде не всегда надёжна. Вот и покатайся в своё удовольствие на автомобиле 4 ВД...

Так и владельцы Козлика, считая его Железным Оленем, загнали его на неокрепший лёд Лайды. Лёд, ломаный-переломаный приливами, расступился, и Козлик повис над водой. Пока водители соображали, что делать, новая подвижка льда заставила Козлика нырнуть в русло реки Кухтуй. Вопрос что делать, если машину не видно, лёд тяжёлую технику не выдерживает, а весной машину может унести в море и помог решению, а не продать ли её, пока есть желающие? Правда, желающий остался всего один: мой Папа.

Оформление покупки и подготовка спасательного оборудования не заняли много времени. На папин призыв: кто со мной — пришли пять-шесть мужичков из Охотской Экспедиции — Папа работал в Экспедиции, и несколько рыбаков. Расчистили майну над Козликом, в темноте опустили две автомобильных лампочки в воду — сразу стало видно под водой, тросиком приподняли передок Козлика силами бригады, завели под его мосты две одиннадцатиметровые лесины. Из такого спец-леса строят на Севере опоры линий электропередач. На конце опор закрепили ручную лебёдку. На лебёдке разрешили работать мне. Над Козликом было около двух метров воды.

У мужичков всё было с собой: у костра, горевшего всё это время, соорудили ужин с возлияниями, сушку одежды, весёлые посиделки. Геологи-работяги умеют обживать любое пространство. Отмечали все этапы большого пути: за удачную сверхценную покупку приняли раза три, за того, кто под водой — для его подогрева, видимо. За Майну, за вира-по-малу, за крышу над водой, за колесо над водой, за кузов над водой, за Козлика на льду, за долгую и славную жизнь Козлика... Надо сказать, пили на мой взгляд вполне разумно, скорее ради ритуала и чтобы поговорить «за жизнь».

Я увлечённо крутил рукоятку лебёдки, был счастлив быть допущенным к серьёзной работе с серьёзными парнями... и даже не представлял — куда всё это приведёт... Парни отсылали меня покушать, погреться, отдохнуть и с азартом «из болота тащили бегемота». Я питался у гостеприимного костра, слушал умные разговоры, впитывал полезнейшую информацию. Постепенно народ убывал, и к обеду Майна была обозначена аварийными вешками, Козлик помещён в тёплое «стойло» с ветродуйкой для быстрой просушки. Так началась его новая жизнь. Так Козлик стал членом нашей семьи.

Мне повезло служить в элитном подразделении — во взводе ВПСС в/ч 19288. У каждого из нас были права на управление автомобилем и мотоциклом. Три года активной службы на ГАЗ-69 и постоянной учёбы — неплохо меня подготовили к профессии. Потом ещё диплом автомеханика — Козлик попал в надёжные руки. Он получил цельнометаллическую крышу, двигатель из капремонта. Эти работы провело специализированное предприятие на ул. Дунаевского в г. Новосибирске. Козлик был готов к любым испытаниям. Он уже прошёл долгий путь из Алма-Аты в Магадан в 1973-м году, потом из Магадана в Новосибирск на «усах» в 1993-м. И вот мы снова в дороге. Я уверен в моём друге. Двадцать лет работы на Колымской трассе и в её далёких окрестностях подтвердили его безусловную надёжность.

Двадцать лет Колымы — не пустяк,
Даже, если сидеть в кабинетах.
Только с нами-то было не так,
Мы с тобой не жалеем об этом...

Говорил я Козлику потом...

ОДА СТАРОМУ « КОЗЛИКУ»

Мой старый «Козлик» - шестьдесят девятый,
Полсотни пятый год с тобой вдвоём.
Прошли с тобой такие «перекаты»...
Поём и пляшем, плачем и поём...

Был когда-то городок Охотск
Первой точкой долгого отсчёта.
А теперь мой «Козлик», мой дружок,
Ты взошёл на пьедестал почёта.

Эту «Тачку» знала Колыма.
Казахстан стелил асфальт ей в ноги.
За полвека столько вёрст прошла...
И везла, и выручала многих...

Куйдусун ей отмывал бока.
Оймякон пред ней склонялся низко.
Пройдена до точки Колыма.
Всё далёкое ей становилось близко...

Знал ты и лопату, и тросы,
Знал труды земные и парады.
Только никогда ты для красы
Не лепил на грудь чего не надо.

Из Колымы и Лены воду пил,
Иртыш и Обь ему колёса мыли.
И никогда «Братишка» не вопил,
Мол, он трудяга и его забыли

А иначе не могло и быть,
Ведь не зря наш ГАЗ тебя взлелеял.
Посмотрю через десяток лет
Кто ещё дойдёт до Юбилея.

Нас «забижает» иномарок рой.
Ну так и что ж, у них другие нравы.
Мы столько этих самых ОХ и ОЙ
Таскали мягким фалом из канавы...

12.12.12. В. Гусаров. Одиссей.

Конечно, сегодня в такое долгожительство трудно поверить, особенно на фоне стремительно «сгорающих» от ржавчины УАЗиков-469. Надо понять разницу в принципе изготовления нашего Козлика и его «потомков». Во-первых, качество металла, защитной обработки на заводе, во-вторых, правильный уход в процессе эксплуатации, а вернее использование новых достижений в защите наших четырехколесных друзей от коррозии. Ну, и наше отношение к друзьям напрямую влияет на их здоровье и соответственно на продолжительность их жизни, нам на радость...

После перегона Козлика в 1973 году из Алма-Аты на Теньку, ему был произведён практически капитальный ремонт, впервые с 1957 года, Козлик не был бесконечно изношен, хотя с 57-го по 72-й год он активно работал на побережье Охотского моря.

Козлик был полностью разобран, агрегаты проверены, отрегулированы, изношенные детали заменены. Двигатель подвергнут переборке и расточке цилиндров. Главная работа была по защите кузова от коррозии. По «Совету бывалых» из журнала «За рулём» кузов был обработан свинцовым суриком и затем самодельной противошумной мастикой.

Под сурик кузов был полностью очищен от ржавчины и обработан слабым раствором уксусной эссенции: читай — в ней содержится ортофосфорная кислота, та самая, что сегодня предлагается в автомагазинах для восстановления ржавчины. В 70-х годах мы об этом не знали, зато знали Умельцы и щедро делились с нами своими знаниями. Спасибо им большое от нас и нашего Козлика. Вторая большая удача — самодельная мастика, нанесённая на сурик. Нынешняя мастика, засыхая, отслаивается от поверхности металла, открывая доступ к нему зловредной ржавчине. Мы надеемся, что у нас всё в порядке, пока ноги пассажира не провалятся «на улицу». Мастика самодельная практически не сохнет, при эксплуатации принимает на себя песок с дороги и бронирует себя. На беговой дорожке крыла, мастика выхаживает три года, потом её подновляют, и до сих пор Козлик «летает» на родных крыльях.

В первый раз при обработке Козлика свинцовым суриком мы не учли некоторые особенности конструкции и не смогли защитить часть кузова. Готовясь отметить юбилей Козлика, мы снова провели ремонт кузова: заменили ржавые части кузова и снова обработали кузов свинцовым суриком. Правда, уксусом мы уже не пользовались, устарело...

Вторым слабым местом Козлика, нет, пожалуй, любой автомашины, были амортизаторы. У Козлика лучшие амортизаторы из всех, что я знаю. На моём стоят родные, успешно работающие до сих пор. Их не спутаешь ни с чем, и они повергают зрителей в шок... Просто они сделаны так, что ломаться в них нечему. Единственное слабое место — сальник. Я нашёл способ ремонта без разборки и замены сальника. Амортизаторы работают как часы, впрочем, как и весь Козлик.

Иногда мне доводилось «пошалить» как «Три Товарища» у Ремарка. На дороге, где легковые иномарки бережно переносят себя через рельсовые пути, я пролетаю, не снижая скорости. Только лёгкий, дробный топоток, и никаких проблем. После этого живой интерес и восторг джиперов. Даже английские испытатели, идущие караваном в Магадан, неподалёку от Хандыги снимали крупным планом это ретро-чудо, попрыгав на бампере Козлика и убедившись, что они работают.

Главная ценность Козлика — его простота в обслуживании и ремонте. Можно без аккумуляторов завести его на любой батарейке, заводной рукояткой. Завести с буксира, или отбуксировать куда угодно на «усах». Простейшие детали для Козлика можно найти в самых отдалённых уголках нашей необъятной и богатой металлоломом Родины. Ну, а на первый случай я приготовил Козлику возимый запас — Гутап, который не был полностью использован, к нашей обоюдной радости. Потом я расскажу подробности по ходу «пьесы», как говорил мой колымский друг — Пётр Палыч Зайцев.

БАМ в одни руки... 05 июля... 20:00 (эта часть публиковалась ранее)

Есть о чём задуматься... Усть-Кут покидаю под вечер. Заезжаю в магазины, пополняю запасы продовольствия, кое-что из мелких запчастей. Вдруг припомнил, что у меня нет запасной запорной иглы на карбюратор. Это такое хитро-ненадёжное сооружение с пластмассовой капелькой. Бывает выходит из строя... Начинаю постепенно осознавать БАМовские расстояния и вношу коррективы в свою экипировку, в меню без опоры на придорожные кафе. О них как-то и речи не было у наших коллег-консультантов. Работать буду автономно... На реке пью чай вместе со сборной командой «Ветер и колёса», выслушиваю соболезнования по поводу маршрута и пожелания доброго пути, отвечаю благодарностью...

Над рекой Леной опускается вечер. Ветер и тучи обещают непогоду, временами даже пробрасывается дождичек...

Сразу за мостом через реку, дорога начинает подъём в гору. Асфальтовая дорога идёт выше ЖД вдоль хребта. Река Лена лежит серебряной лентой в обрамлении зелёной тайги... Как точно пелось у Пахмутовой и Добронравова — зелёное море тайги. Теперь оно долго колышется подо мной и рядом со мной. Далеко ниже шоссе виден локомотив на рельсах, ещё ниже — большая река с островом, столбик дыма у реки... Голубая струйка на серебряном и тёмно-зелёном фоне и далеко впереди скальные откосы вдоль автомобильной дороги... Ни встречной, ни попутной машины. После федеральной трассы — настоящий курорт. Асфальт давно закончился, и я «зубами танец с саблями стучу». Но, надо сказать, дорога не вся сплошь плохая...

Погода опять поливает нас дождём, «оспины» на дороге заполняются водой, и блестят блюдцами, занимая большую часть дороги. Теперь ещё и брызги из-под колёс огорчают меня. Хорошо, что дождь смывает грязь с ветрового стекла. Я так и не установил омыватели стёкол. Шестьдесят километров пути пролетели незаметно, «или проползли»? Первая легендарная точка БАМа — Звёздный...

Несколько километров асфальта и впереди на возвышенности возникает стела с надписью «ЗВЁЗДНЫЙ» и гусеничный вездеход, идущий вперёд и вверх. Кажется, он сейчас рванётся с постамента... Прямо под ним река Таюра.

Не спеша поднимаюсь по деревянным ступенькам к труженику-вездеходу, обхожу вокруг него, внимательно рассматриваю грозную технику... Да-а-а... видимо, нелегко проходила его жизнь. На его «теле» масса боевых шрамов снизу доверху. Помяты гусеницы, нижняя часть корпуса избита и помята, швы электросварки идут в разных направлениях. И борта, и верх вездехода в шрамах. Его дороги не были лёгкими... Похлопываю ладонью по корпусу: давай, брат, отдыхай, заслужил... А нас с Козликом зовёт дорога...

От вездехода открывается вид на реку, автомобильный и ж.д. мосты, небольшой посёлок у излучины реки, база землеройной и автомобильной техники... Сам посёлок Звёздный с промзоной отсюда не виден, до него еще пару километров. Время близится к полуночи, посёлок спит... Примечаю оригинальный по конструкции дом, потом дома такого типа на БАМе встречались очень часто. Подвожу первый итог на трассе БАМа: на экскурсию в 60 км нами затрачено чуть более двух часов.

Вскоре нахожу место для ночёвки. Снова тучи, лёгкий дождичек и площадка для сна в старом карьере у дороги. Засыпаю под шорох дождя, вспоминая пройденный путь...

06 июля... Восьмидесятый километр БАМа. Просыпаюсь очень рано по новосибирскому времени — 5 часов утра, а здесь уже рабочее утро. Какая-то машина прошуршала по трассе, и я проснулся. Значит, пора в дорогу. Утро туманное, место стоянки мокрое и неуютное для разведения костра, обхожусь сухим пайком и яблочным соком из пакета. Вкусно и без задержки, за время первого завтрака успеваю проехать десяток километров. Через час после подъёма внезапно выезжаю к железнодорожной станции. Новенькое современное здание.

Вокруг абсолютно ни души, но у вокзала припаркованы два автомобиля. Оставляю Козлика и обхожу вокзал вокруг. Станция Небель... Электроника на фасаде сообщает: московское время — 04:47, атмосферное давление — 700 мм, температура + 10. Неплохо для начала...

Пробегаем ещё немного и вот оно — место нашего полноценного завтрака. Кафе «24 часа» — такое название нам уже встречалось... А вот такое удобство — точно нет. Перед кафе стоянка выложена из досок, такой тротуар для стоянки легковых автомобилей клиентов. Очень удобно, особенно в дождливую погоду — как сегодня. Помещение кафе небольшое, чистенькое, и в нём тепло и уютно, не забудьте — на улице только + 10. Хороший выбор блюд, большие и вкусные порции. Даже не ожидал и еле-еле справился с едой.

Под одной крышей с кафе — магазин «Жемчужина». Мне абсолютно ничего не надо, «торгую глазами», хозяйка магазина наблюдает за моими «галсами» по магазину и не подгоняет с выбором. Это сразу говорит об опыте продавца. В овощном уголке замечаю черешню. Крупная, почти чёрная ягода вызывает у меня слюноотделение — я всегда любил эту ягоду...

— Сколько стоит? — спрашиваю.
— Сто сорок, — отвечает хозяйка.
— Ведро?
— Да, пятнадцатилитровое, — невозмутимо дополняет хозяйка.
— Мне килограмм, пожалуйста.

В разговоре хозяйка подтверждает доставку покупателей магазина домой. Поскольку, по её словам, я тоже покупатель, предлагаю отвезти меня в... Тынду. Смеялись от души.

Предлагаю хозяйке заменить название кафе и соответственно всего комплекса. Пожалуй, ему подойдёт имя — «Первая Жемчужина БАМа»... Идея ей понравилась, будут думать...

Рядом с кафе заканчивается строительство мотеля со всем необходимым для водителей и автомобилей. Кстати, ничего похожего на этот придорожный сервис до самой Тынды мне увидеть не довелось.

Впрочем, я только проезжал, возможно, где-то и было что-то похожее...

... Магистральный это уже небольшой городок. На въезде торговые точки разного калибра и специализации. Меня интересуют хозтовары. Здесь они тоже представлены крохотным магазинчиком. Однако внутри магазин не то, что снаружи. Магазин бытовой химии внутри смотрится как картинная галерея, такое ещё поискать! Не нахожу нужного мне, покупаю гель для мытья рук с чудесным запахом лесных ягод. Долго разглядываю картины, беседую с продавцом. Она на БАМе с первого колышка, воспитательница в детском садике, пенсионерка. Уезжать не хочет, здесь ей нравится, но жить становится всё труднее. И это не жалоба, а сожаление: не заслужили строители БАМа такого поворота судьбы...

Я решаю проехать через город, хочется чуть-чуть прикоснуться к нашей Истории, той самой, что мы строили своим нелёгким трудом. Мы на далёкой Колыме, они на суровом БАМе.

Увиденное, конечно же, не радует. Красивый городок стареет, сохранять себя в достойном виде ему всё труднее, и помощи Страны, для которой он строил жизненную артерию, явно недостаточно...

Потому и стараются жители-строители своими силами плыть в бурном море перемен, ещё надеясь, что откроется, наконец, впереди тот самый маяк, к которому тянули все мы эту самую Магистраль.

... А дорога серою лентою вьётся, залито дождём ветровое стекло...

Это уже не кино, я снова еду «Там, где кончается асфальт...»

Покидаем Магистральный, проезжаем через красивую речку с непонятным, но красивым именем Окукихта. Вскоре рядом с дорогой появляется другая большая и красивая река, вроде бы Улькан, и стоянка для автомобилей. Два водителя готовят обед на газовой плитке, приглашают к столу. Беру свои вещи и занимаю место за рулём Вольво, для обеда другой возможности нет. Водители тоже удобно устраиваются вокруг. Наслаждаемся едой и разговорами. Долго и обстоятельно...

Потом я примериваюсь порулить красивой и сильной машиной, ну и фото на память — это первые автомобилисты на трудной трассе БАМа.

Самая крупная река на этом участке — Киренга. Потом идут ещё несколько бурных и чистых речек...

Дорога разделяется: направо пойдёшь — в Жигалово попадёшь, налево — Улькан, Северобайкальск.

Дорога на Северобайкальск идёт через перевал Дабан. До него ещё далеко, но уже видны хмурые тучи на горизонте. Дорога идёт по узкому ущелью, часто высоко над железной дорогой. Здесь же идёт и строительство ЛЭП. Только мачты ЛЭП теперь совсем другие, совершенно другие...

Дорога то лучше, то хуже, пересекает бурные речки, втискивается в узкую долину. По обеим сторонам долины высокие хмурые скалы, остатки снега в глубоких складках хребтов.

Таёжный перекрёсток... С удивлением рассматриваю стелу: прежде видеть не приходилось. Гранит? Возможно карьер?

Позже понял: здесь работал тоннельный отряд № 19.

Потом разберёмся, а пока нам на Северобайкальск, это уже недалеко.

... Дорога приводит к границе двух регионов. Впереди — Бурятия.

Обращаю внимание, что давно не вижу ж.д. путей. Пошли куда-то в обход перевала? Или нырнули под него... Скорее второе, иначе и автодорога не карабкалась бы с такими трудностями на перевал.

Делаю снимок на границе на память, вглядываюсь в пройденный путь и удивляюсь, вроде ничего похожего и не проезжал?

В девяностые годы я мечтал и собирался поехать домой в Магадан, намечал маршрут через Усть-Кут и БАМ, только по зимней дороге. Для изучения обстановки написал коллегам в ГАИ Усть-Кута, попросил совета по проезду вдоль БАМа. Ответил инспектор Кожевников, достаточно подробно и доходчиво объяснил обстановку. В 1999 году мне повезло, и мы пошли на Север, за Полярный Круг, на Депутатский. В Усть-Куте в феврале решали, каким маршрутом идти: можно по БАМу, можно по Зимнику на Мирный и Якутск. Всё решила погода на Дабане: трое суток непрерывного и густого снегопада сделали его трудно проходимым на несколько суток. И вот теперь, через много лет я на дороге моей мечты. Душевный подъём, острое внимание на каждом километре, я счастлив. И Козлик в хорошем настроении...

Дорога сложная, в зимнее время она труднее в разы. Она и сейчас трудна и опасна. Дорога крутая, закрытые повороты, ползем по краю глубокого обрыва. Почти на самом верху Перевала, из правого небольшого ручейка вывалился сель, снёс в пропасть участок дороги. Её восстановили, ручей мирно течёт по своему руслу, но он ведь может и повторить? Мурашки по моей спине, ой какие крупные ползут.

И спуск с Дабана, тоже далеко не прост... И новенькая станция так же, как в Небели, совершенно безлюдна.

Ниже станции выезжаю на идеально ровную дорогу, абсолютно чёрную, прямо бальзам на душу после трудной дороги через Дабан.

Небольшая площадка для стоянки автомобилей и громадный валун с надписью в честь Дорожников России. Заслужили!!! Молодцы!!!

Только надо было Памятный Камень поставить по-другому, его с трудом можно заметить, когда спускаешься с Перевала...

Уже хорошо вечереет, и к въезду в Северобайкальск я приезжаю с включенными фарами...

На въезде в город большая асфальтированная площадка, она обустроена как смотровая со всеми удобствами, имеется и дополнительная информация, что ещё можно увидеть в окрестностях города.

Для начала делаю ночной снимок, потом снимок со вспышкой.

Ночую здесь же, рядом с двумя «Камазами», отодвинувшись подальше от освещённой площадки... Сплю спокойно, сделана такая работа. Впереди ещё труднее, надо хорошо отдохнуть...

Первый шаг по БАМу сделан ... По-моему, удачно...

БАМ в одни руки... Шаг второй...

07.07.2014. 06:00 нск.

Утро в Северобайкальске начинается с завтрака под крышей, но без стен. На площадке для посетителей предусмотрено место для отдыха и принятия пищи. Так далеко от города на голодный желудок не погуляешь. Водители «Камазов» с напарниками уже закипятили чай и приглашают меня присоединиться. Несу свои аксессуары, и мы за завтраком обмениваемся полезной информацией. Парни едут в Таксимо и далее в Бодайбо. Правда, едут в первый раз по поручению владельца транспорта, но уже понятно, что дорога для Камаза проходима, это уже меня подбадривает, у Козлика повышаются шансы на проезд до Таксимо без больших проблем.

На площадке ночевала и крупненькая иномарка, её водитель начинает готовить завтрак. Путешественника зовут Володя, и едет он ...в Таксимо. Вот так удача. В разговоре выясняется, что он знает моего приятеля из Таксимо — Руслана. Володя подробно рассказывает о предстоящей дороге, я пытаюсь хотя бы вкратце законспектировать, но увы... Вывод один: ни шагу без разведки через ручьи и речки, никто мне в принципе не поможет в связи с весьма малым автомобильным потоком. Короче, работать будем очень даже автономно.

Ну, что ж, Михалыч, ты этого хотел... Скоро получишь...

Володя обещал найти Руслана, передать ему привет и мой номер телефона для связи. Потом оказалась, что польза от Билайна и МТС в тех местах почти нулевая. Там на просторах БАМа работает Мегафон... Уже когда я добрался до Таксимо, Володя сообщил, как найти Руслана и вывел меня к его дому. Большое спасибо Володе!

Мы объединяем наши припасы, неспешно завтракаем и обмениваемся информацией: Володя рассказывает, что я увижу дальше по дороге, а я рассказываю, что я уже увидел в своих путешествиях... Володя предупредил, что дальше Таксимо практически не ездят, на реке Олёкме вообще нет и не было автомобильного моста, была паромная переправа, но она давно не работает. В тех местах, хочется сказать — медвежьих, ходят только автомобили РЖД. Кстати, одна из тамошних речек называется Медвежка, как и одна из речек у нас на Теньке, т.е. в Тенькинском районе Магаданской области... Вот так, принимая второй завтрак, любимое моё занятие, приобрёл интересные и полезные сведения...

На площадке интересная информация: посмотрите сами...

С большим интересом разглядываю эти интересные картинки и представляю этих неугомонных людей, задумавших и делающих эту Большую Байкальскую Тропу. Романтики не стареют...

Пытаюсь сделать снимки для себя и для моих друзей, ожидающих моего возвращения из Путешествия.

Очень хотелось бы пройти Большой Байкальской Тропой... Но пока у меня «тропа» вдоль БАМа, которому исполнилось вчера 40 лет.

Мои поздравления БАМу и его героическим строителям...

На ближайшей остановке, у торгового центра, встречаемся с местными путешественниками-экстремалами. Они тоже прошли вокруг Байкала немало трудных километров, дают много интересной информации о моём будущем маршруте, полезные советы бывалых людей.

Иду вдоль Байкала, красотища, ребята!!! Дождь остался за Даваном, видимость по трассе, как говорят лётчики, миллион на миллион.

Далеко-далеко виден в дымке противоположный берег Байкала. Рядом с трассой берег, застроенный для отдыха. Кафе, лодочные причалы, возможно, дома отдыха. Выше дороги, прижимаясь к горным склонам, идёт трасса БАМа, местами крытые галереи защищают пути от осыпей. Временами рельсы ныряют в глубину горы, это и есть Мысовые Тоннели, отсюда и буква М, встреченная нами на той стороне перевала Даван. Ниже автодороги плещется Байкал, голубая вода притягивает взгляд, приглашает поплескаться или испить водицы. Ищу возможность съехать к берегу. Скоро мы с Козликом уже принюхиваемся к запахам моря. Могу определённо утверждать — запах Байкала и запах Охотского моря практически одинаков. В этом я убедился уже в августе на Ойринской косе на берегу Охотского моря недалеко от Магадана. Вода в Байкале прозрачная, видно даже издалека, зелёные водоросли ничуть его не портят, точно такие растут и в магаданских реках...

Умываюсь байкальской водой, беру с собой в приготовленную посуду небольшой запас, и мы летим дальше.

Высоко над дорогой, памятник могучему МАЗу — инструменту тоннельщиков, и железное утверждение «тоннели строят настоящие мужчины». Кто же будет спорить!

И вот уже граница города. Надо сказать, такого обозначения границ города я пока не встречал. Юбиляр отлично обозначил себя. Он этого достоин... Дорога приводит к месту Сбойки Мысового Тоннеля. Место отмечено памятной стелой и красивым павильончиком.

Постепенно удаляюсь от города. Узкая полоса берега становится шире, зелень на обочинах мешает увидеть озеро во всей красе. Новая стела — новый город Нижнеангарск. Город на низком берегу озера. Автодорога идёт мимо него в широкую долину между двух горных цепей, северной и южной. Сейчас между ними километры, но на далёком горизонте они явно сближаются. Ну что ж, посмотрим...

Наш путь теперь на Новый Уоян, на карте показана улучшенная дорога, и мы спокойно катим по асфальту. Дорога уже достаточно давняя, но держится в хорошем состоянии. Еду по плоской равнине и растительность здесь не таёжная, дорога то становится ровной, как стрела, то поворачивает в поисках лучшей доли между болотистыми участками. Мне поочерёдно видна то правая, то левая горная цепь. Погода пока радует светлым горизонтом впереди. При разговорах с водителями одним из главных условий успеха моего путешествия всегда было: если не будет дождей. Пока же вода в реках на моём пути была в пределах нормы для их форсирования. Наконец встречаю древний дорожный указатель, ну хоть что-то родное, знакомое и радующее. Внимательно читаю и списываю в тетрадку, как чужую контрольную, не понимаю, но может пригодиться. А потом встречаю ещё, и ещё, и ещё. Понимаю, что дорога живёт и она нужна. Но на ней так мало автомобилей, вот один из них.

Автомобили — редкость, а вода в речках такая чистая и вкусная...

Почувствуйте красоту природы...

и мы без проблем доезжаем до Уояна, заправляемся «до полного бака», заполняем запасные ёмкости и отчаливаем в автономное плавание, в полную неизвестность...

Дорога приводит меня к вокзалу в Новом Уояне. Уже вечереет, на улице ни души, и в вокзал попасть тоже не получается, делаю снимок на память и выкатываю из Уояна. Дальше начинается другая дорога, вполне проезжая, гравийная, недавно грейдерованная. Только с каждым километром дорога ухудшается, и скоро я уже на нормальной, заброшенной дорожниками и забытой РЖД автотрассе. Не подумайте, что я вредничаю, для нас с Козликом достаточно намёка на колею, мы путешествуем и можем позволить себе ехать по своему разумению. А вот для людей, везущих грузы в Таксимо и Бодайбо, такая дорога — мука и материальные потери, порой невосполнимые...

... Даже на моих новосибирских часах для меня время сна, нахожу укромную полянку в стороне от дороги и засыпаю, ни о чём не печалясь. Утром продолжим наши изыскания...

06:00 новосибирского времени. Лёгкий завтрак, размышления о дороге и фото встречных автомобилей. Три тяжёлых автомобиля проехали мимо, и водители даже не покосились в сторону Козлика. То ли плохо спалось, то ли такая мелкота им не брат, то ли очень торопились. Пропыхтели мимо и скрылись вдали, как призраки: вроде были, а вроде и нет...

Встретился я с ними на переправе через красивую и глубокую реку Янчуй и вспомнил, что здесь есть метеопост и там работает Николай. Об этом мне говорили в Северобайкальске. А тут ещё и подошёл случайный прохожий, назвался бывшим лесником этих мест. Нашли Николая, поговорили о жизни на глухом кордоне, о БАМе, об охоте и рыбалке. Живёт он не один, ему не скучно, и он на жизнь не жалуется. Кое-что рассказал и о дороге на Таксимо...

На видном месте нужное объявление, очень даже иногда нужное, запишите... Не пожалеете...

И снова дорога.

08:10. Меня догоняет джип, местные предприниматели едут в лесные дебри работать. Рассказывают о дороге впереди, расспрашивают о пройденном пути. Они занимаются лесом, главная помеха — отсутствие нормальных автодорог. Надеются на решение этого вопроса в будущем... Делаем снимок на память, и они исчезают, нырнув под ЖД по течению ручья. Там у них своя дорога. Кстати, мне встречалось много таких проездов и даже с ограничителями высоты транспорта...

11:00. Мне сегодня везёт, снова догоняют попутчики, у них иномарка, похожая на приплюснутый Баклажан, едут они... в Бодайбо. Беседа, обмен ценной информацией.

Но дорога ухудшается очень заметно. Здесь цивилизация кончается.

11:20. Определённо у меня сегодня День открытых дверей... А вот это удача дня: мотопутешественник Валера из...Благовещенска. Но беседа не была особо удачной, мотоциклист очень торопился и говорить не был особо расположен. Ответил на все мои вопросы и добавил, что за ним едут ещё трое его одноклубников. А какой смысл так разбредаться? Хотя я ведь тоже... еду один... Ладно, надеюсь, следующая встреча будет более удачной... Всё ещё впереди...

По дороге замечаю припаркованый квадроцикл небольшой мощности, служебная техника электрослесаря, он копается в электрощите неподалёку. Мудрое решение. Оперативно и недорого. Я не стал мешать человеку занятому...

11:55. Снова встреча: три Камаза перебираются к новому месту работы, парням жарко, устали от тряской дороги, а тут такое чудо прошлого века. Конечно, надо рассмотреть и сделать фото, и поговорить есть о чём. Еду не торопясь, разглядываю и фотографирую интересное. Вот Большой Валун на обочине, устоял под натиском нехилой землеройной техники и наблюдает за жизнью дороги почти полвека...А вот те самые «кедры вонзаются в небо». И мой Козлик, которому я много раз пел эту песню, наконец увидел эти кедры наяву.

А дорога серою лентою вьётся, и далёкие горные цепи всё ближе сходятся впереди, и очень скоро сомкнутся в крепких объятиях. Меня обгоняет белая иномарка с оборванным передним обвесом, торопится первой попасть на полуразрушеный мост. Штурман показывает знаками, как водителю рулить, отступает перед машиной, и постепенно машинка перебирается на другую сторону бурной речки. Я внимательно наблюдал этот процесс и иду вслед за ними. Страховки у меня нет. На первый взгляд вроде всё путём, всё хорошо видно, но сердце куда-то закатывается, я не дышу и, спустившись вниз, начинаю подъём на другой берег. Подниматься надо где-то на тридцать-сорок градусов, но Козлик задирает нос, и я перестаю видеть перед собой ненадёжный настил. Как полёт по приборам. Козлик твёрдо держится заданного курса, толчок отмечает выход на берег передних колёс, а потом и задних. С последним толчком непонятно откуда выпрыгивает сердце и начинает радоваться жизни. А я долго сижу за рулём, изображая занятость каким-то делом, ожидая, пока ноги перестанут быть ватными. Речка называется Ковыкта, бурная и непростая.

Экипаж иномарки на меня ноль внимания, для них это каждодневная рутина, они разглядывают коллегу, презревшего мостовой переход. Он недалеко от моста и нам хорошо видна его одиссея. Ему пытается помочь «Камаз-Сайгак», но тщетно. Камаз с прицепом, и прицеп блокирует все попытки сдать назад. Камаз уходит, и владелец автомобиля пытается уговорить нас понырять в глубокой речке и вытащить «умершую» иномарку с посаженным аккумулятором. Шансов у нас никаких, ясно как день. Водитель «Белой» предлагает довезти пассажиров до Северомуйска — там есть «технички» на такой случай, а я отдаю буксирную ленту напрокат: догонишь отдашь.

...Уже видно впереди смыкание двух горных цепей, там перевал, под ним Северомуйский тоннель. На перевале следы гигантских работ: здесь был временный проход ЖД до пуска тоннеля. С перевала долгий и трудный спуск до стелы на въезде в город. Уже темнеет и чем ниже в долину, тем темнее. Ухожу от города и устраиваюсь на ночлег у ближайшей речки.

06:00, 9 июля. Речка оказалась не простой...

Сплошные валуны самых разных калибров. По всей ширине речки рассыпаны и свалены они, словно гигантский бульдозер гнал их по руслу реки, иногда выплёскивая волной выше берега круглыми окатаными ядрами. Местами видны следы «цивилизации» — обрывки стального троса различного диаметра. У кого что было, тот этим и пользовался. На берегу — трофеи, оставшиеся от путешественников: обломки обвесов иномарок, обрывки буксирных фалов, даже резиновые сапоги, видимо не прошедшие испытание трудностями. На дереве разноцветные ленточки — благодарность местным духам за поддержку путешественникам. Я подвязываю свою, и говорю спасибо за понимание и поддержку. Форсирование водной преграды не было простым, но мы справились и скоро догнали «Баклажан», для него дорога была совсем трудной, но всё-таки проходимой, для Козлика это как дом родной...

Скоро дорога вышла к серьёзной реке, еду и любуюсь могучей рекой, по которой спокойно можно ходить на подвесном моторе. Скоро на мосту увидел и название реки — Акукан. Дорога становится всё лучше, явные следы улучшенного обслуживания дороги.

На большой площадке давнего карьера расположился Урал-вахтовка. Дежурный по хате готовит обед, экипаж работает на обслуживании опор ЛЭП, скоро не ожидается. Водитель угощает свежим чаем, я его вареньем из жимолости — везу из дома. Разговоры, разговоры, разговоры...

Дорога становится всё лучше, чувствуется приближение к большому жилью. В зоне видимости большие постройки, несколько заводских зон в разных местах. И вот наконец давно ожидаемое — Таксимо.

«Приехали, друг», — говорю Козлику, паркуясь у торгового центра. Надо спрашивать дорогу. Первый же водитель на контрольные слова «Руслан» и «Магирус» объяснил дорогу к дому Руслана. Но я, конечно, сбился с дороги, позвонил Володе, и он привёл меня прямо к дому Руслана.

Володя, большое спасибо...

Приехали! Верится с трудом...

БАМ «в одни руки». Шаг 3

Таксимо... Красивое имя, красивое место...

Очень давно в начале 2000-х, нам с Мишей, пассажиром «Муравья» в 1970 году, довелось встретить человека из Таксимо. Мы были на большом «Магирусе-290». Руслан был за рулём Магируса-чебурашки и обедал в кафе «На верблюде» недалеко от Тайшета. Мы довели его оптимальным путём до Новосибирска, подружились. О Таксимо много слышал и в связи с Бодайбо, известном центре золотодобычи. Это старейшие золотые прииски Сибири. Всегда смотрел с завистью в ту сторону — хотелось там побывать. И вот до мечты подать рукой, на перекрёстке на север уходит трасса на Бодайбо, на юг — несколько километров до Таксимо.

Поиски Руслана не заняли много времени: волшебные слова «Руслан» и «Магирус» помогали прокладывать курс. Окончательно доставил меня к крыльцу дома Руслана Володя, с которым мы завтракали у стелы Северобайкальска 7 июля... Теперь я дома...

Тёплая встреча... Долгие разговоры обо всём, главная тема — как доехал сюда и как буду ехать дальше. Руслан на БАМе с первой автомобильной колеи и сейчас за рулём, поэтому знает и видел трассу в любое время и года, и суток. Разговор обстоятельный, неторопливый, предметный... Получалось, что я попал в хорошую переделку. Мало того что дальше дорога всё сильнее ухудшается, так ещё и погода неустойчивая, была большая вероятность поднятия воды в реках... Мосты через реки Витим, Куанда, Чара вообще под вопросом, мост через Олёкму только ЖД. А те, что якобы помельче, Имантра, Тас-Юрях или Чильчи, могут такой сюрприз преподнести... Короче, засада на каждом шагу.

... Грустные размышления подтолкнули меня к варианту железнодорожному. Интересно, а сколько стоит доехать до Тынды на платформе, с комфортом и не напрягаясь на трудной дороге? А то ведь кое-где возможно придётся ехать через реку «верхом» на грузовике. И, говорят, при таком переезде обе машины плавали в реке, как две рыбки. Тут уже не до смеха... И представьте, мне выкатили «ценник» до Тынды в два раза выше, чем от Усть-Кута до Тынды. Огорчён я был до крайности и передумал даже ехать на экскурсию в Бодайбо. Трудности пути доедали мой временной запас до встречи с друзьями. У них был строжайший лимит, ограниченный авиарейсами.

Первый день прошёл в неторопливой езде. Места становятся всё более дикими, по этим дорогам ездят в основном вахтовки, обслуживающие ЖД.

Засыпаю на большой, ровной площадке, не мешая никому...

03:30 нск. Спокойный сон отлетел без всякой раскачки, лежу, осматривая едва видимую в запотевшие окна буйную растительность рядом с Козликом. Выползаю на волю, сладко зеваю и потягиваюсь. Как хорошо. И жизнь хороша, и жить хорошо... Теперь только понимаю, что спал я на берегу могучей реки. Здесь граница Бурятии и Забайкальского края, об этом мне напоминает красивая стела недалеко от моста. Далеко-далеко за мостом над горизонтом прорезается луч солнца, потом его краешек, и скоро красный шар повисает невысоко над мостом.

Иду посмотреть состояние моста. Мощные опоры моста, металлические пролёты, деревянный настил поперёк моста. Видимо, мост когда-то горел и теперь восстановлен, хотя и не до прежнего своего состояния. Настил крепок, надёжен, но идти по нему настоящая мука.

Высота моста метров десять, возможно, преувеличиваю невольно, я иду по центру, внимательно осматриваю настил, опасаясь провалов. Взгляд невольно падает на край настила, улавливает движение воды под мостом, и скоро голова начинает кружиться от этой проблемы. Ощущаю себя, как на качелях, ноги становятся ватными и абсолютно непослушными. А ведь я не прошёл еще трети моста, что же будет дальше? Останавливаюсь, сосредотачиваю взгляд на плахе настила, всматриваюсь в рисунок древесины, металлические пластины соединения, шляпки металлических костылей, вбитых в дерево. Приходит шальная мысль — ещё бы и костылик отсюда на память, повешу в комнате в память этого похода. Начал шутить — видимо, оживаю. Продолжаю движение, остерегаясь взглядов на реку. Вскоре выхожу к стыку моста, далее он уже идёт в прежнем негорелом состоянии, с нормальным дощатым покрытием и колейным настилом. Присутствуют и отбойники по краям моста. Успокоенный и уверенный, я возвращаюсь к Козлику. Вернее, почти приползаю, в состоянии жидковатого студня. Вползаю на спальное место и проваливаюсь в сон.

Просыпаюсь через час-полтора бодрый и решительный. Движение вперёд начинаю неторопливо и осторожно. Солнце приподнялось выше леса и внимательно наблюдает за нами. Опускаю противосолнечный козырёк, открываю обе форточки на дверях и вползаю на мост. Душа забивается непонятно куда, я почти не дышу, вцепившись в баранку, не могу ни о чём постороннем думать. Считаю удары колёс не счётом, а как удары по нервам, шпала — удар. Уже через несколько метров возникает проблема. Первая пониженная передача моего Козлика несёт меня по мосту очень быстро, на мой взгляд. Ведь у моих мостов волговские редуктора — более скоростные, нежели УАЗ-овские. Конечно, на асфальте, когда Козлик играючи обходит транспорт под 90, это хорошо, а теперь это плохо... Очень быстро, на мой взгляд. Возможно, я не прав... Поэтому я двигаюсь вперёд, держа левую ногу на педали сцепления, изредка полувыжимаю ее, снижая скорость движения. Дыхание больше идёт на вдох, чем на выдох и скоро мне трудно дышать. Осторожно начинаю выдыхать воздух, как писк души: иду я по ка-на-ту-у, иду я по ка-на-ту-у, иду я по ка-на-ту-у... И наконец задышал полной грудью. Думаю, Алла Борисовна обзавидовалась бы искренности моего писка...

Осторожненько переползаю через соединение двух половинок мостов и въезжаю на нормальный и понятный мост. Снимаю ногу с педали сцепления и прибавляю газ. Слышу приятный рокот мотора, который шептал невнятно на холостом ходу на той половинке моста...

Про-е-ха-ли... Вываливаюсь радостный из машины, распрямляюсь во весь рост и радостно рявкаю в долину Витима: «Ого-го-го! Спа-а-а-си-бо В-и-и-тим!». Мне кажется, что он тоже рад этому событию. Он машет мне в ответ ветками прибрежного кустарника. Ну осталось немного поснимать и дальше в дорогу... Полетели... На новом берегу тоже оставляю кусочек тельняшки и ухожу в сторону Куанды. Она уже где то недалеко.

Дорога дальше неплохая, издалека замечаю стоящую у моста иномарку. Крепкий мост высоко над водой, приличная речка с водой коричневатого цвета, под мостом рыбак машет удочкой над обширным омутом. Окликаю рыбака, напрашиваюсь на чай и спускаюсь с крутого берега по извилистой тропке. Павел уже оживил костерок с угольками, подвесил чайник. Он рыбачит с супругой, она на другой стороне моста. Павел показывает улов, заваривает чай, очень кстати пришлось варенье из походного моего запаса. Улов у бабулечки побогаче, но Павел тут же исправляет этот перекос крупной серебристой рыбёшкой.

Речка называется Конда, и рыба здесь разнообразная и клюёт активно. Павел с женой приехал к сыну в гости и объясняет, кто в Куанде поможет перебраться через реку. Это в плюс к адресам от Руслана.

В Куанде друзья Руслана сразу запустили процесс переправы, подошла машина, по дороге заправились у земляка из Усть-Каменогорска, загрузились в «Урала» и покатили к реке. Без раздумий «Урал» с ходу ринулся в Куанду, пофыркивая, перевёз меня без проблем на другой берег. И вот я на песчаном пляже, и путь мой лежит к новой большой цели... Спокойно закусываю, наблюдая за машинами на переправе. При спокойном размышлении понимаю, что шансы на самостоятельную переправу у меня были ниже НУЛЯ. В Козлике на полу было бы 35-50 см воды. Возможно, я прошёл бы и сам, но перемочить все свои драгоценные вещи, без возможности просушить... Нет... Не готов...

Пляж бесподобный, местами мельчайший песок, местами с добавлением разнокалиберной гальки. Это на любой вкус. А я подумал, побродив в районе брода, что грунт достаточно мягкий и это ещё плюс 5-10 см к глубине брода, а это уже Козлику выше ноздрей, точнее карбюратора.

12:00 нск. Впереди у нас встреча с Чарой. Спешим на свидание... Дорога сложная, то уходит далеко от ЖД, огибая гору, то ползёт прямо через гору по крутым склонам, то местами пробегает рядом с рельсами по будущему второму пути. Мне настоятельно рекомендовали держаться самого накатанного пути, во избежание блужданий по многим дорожкам. Стараюсь придерживаться этого правила. И Вам в будущем тоже советую. Ехать рядом с рельсами неудобно тем, что можно приехать в тупик, куда ходят вахтовки ЖД, потом придётся возвращаться далеко назад и снова искать верный путь. Хорошо бы иметь путеводитель — подробно записанные приметы с перекрёстками, переправами и перевалами. Я понадеялся на свою память и много раз вставал в тупик перед неизвестной развилкой.

15:10 нск. Нахожу хорошую площадку рядом с дорогой. Устраиваю походное СТО, уже не первое на БАМе. Расстилаю мягкую куртку и заползаю под Козлика, внимательно просматриваю и пробую крепление рессор, карданов, КПП и двигателя, бензобака. Бензобак, кстати, особо опасный объект. Случись повреждение и течь его и можно надолго застрять в дороге «без права переписки»... Подтягиваю сальники обоих задних амортизаторов — они начали «мокнуть», пропуская гидравлическое масло. Проверяю и уровень масла в КПП и редукторах мостов.

Попутно стряпаю поздний обед, закусываю и отдыхаю, наслаждаясь лёгким запахом костра, сложенного из сухих веток тальника, принесённого на берег рекой. С тальником мы коптили рыбу на реке Кулу. Запах обалденный. И рыба приобретает незабываемый золотистый цвет и прозрачность... Лёгкий сон и снова в путь.

Снова преодоление препятствий. Ручьёв и речек здесь бесчисленное множество, никаких отметок у них нет, я буквально теряю себя на этих бескрайних просторах, но это нисколько не мешает наслаждаться окружающей природой. Мы с Козликом становимся частью этой природы. И это нам очень нравится... Спешить нам некуда, и неторопливое движение и созерцание окружающего мира радует.

Сетовать на трудности пути? А для чего ты сюда забрался? Посмотреть и прочувствовать? Смотри и чувствуй, ты этого хотел, ты это получил... Или пока ещё получаешь... Всё ещё впереди, всё ещё впереди... Так поётся в одной очень хорошей песне... Качество дороги не то, так и места эти не те. А дорога бывает и очень даже хорошей, и в планах на будущее эти дороги тоже значатся. Вот, к примеру, буровая скважина с координатами. По рассказам знающих людей, эти по сути бесхозные дороги начинают обустраивать для людей. Передают из ведения РЖД территориям, и они будут заниматься ими для общей пользы. Конечно, если РЖД ещё и поможет территориям, как мы НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ помогали всей страной для РЖД создавать БАМ. Скважина, а их на этой дороге великое множество, помогает точно определить состояние и возможности будущей трассы. Где-то в тиши кабинетов составляются карты и схемы, а к ним и бюджеты строительства, вернее оживления этой автодороги. И вполне реальна, думаю, возможность проехать из Тайшета в Тынду и далее на Магадан и Анкоридж, сократив окольный нынешний путь на ТЫСЧОНКУ километров. А процесс уже запущен, сам вижу своими глазами.

По дороге есть что посмотреть, вот хотя бы камень у дороги... Как создала природа и сохранила для нас такое чудо... Может быть, на нём какая-то карта? Будущие или прошлые пути дороги?

Думай, Славик, думай, а пока «крепче за баранку держись шофёр».

Но не спеши и пора отдыхать, вот уже и луна вышла, и в сумерках можно пропустить очень интересное... Тем более что где-то рядом Кодарский тоннель, перевал в новую долину, новую местность. Спим...

05:00 нск. Заканчиваю ЕО — ежедневный осмотр автомобиля, слегка завтракаю, плотный завтрак и движение на восход всегда клонят снова в сон. А нам с Козликом не до сна. Медленно поднимаюсь всё выше на Кодарский перевал. Вокруг такие скалы-глыбы, расколотые природой, трудно оторвать взгляд. Вот одна из них... Может, он присматривает за перевалом? Поговорив с Караульным, оставляю ленточку из тельняшки на Дереве Регистрации. Долгий и извилистый спуск на одном из поворотов открывает вид на Круглое озеро глубоко внизу. На той стороне озера виден выход из Кодарского тоннеля, железная дорога, идущая вдоль Удоканского хребта. А мы Козликом спускаемся с Кодарского хребта и выходим к мосту через узкую протоку, соединяющию Круглое озеро с ещё бОльшим, гораздо бОльшим озером. Мне доводилось слышать об озёрах Большом и Малом Лаприндо. Может быть, это они и есть? Посмотрим, посмотрим... Прохожу переправу пешком, на ней подозрительно много свежих веток.

Ничего страшного, кто-то подправлял прогнивший настил. Уже хорошо, значит, здесь происходит циркуляция людей и машин. Пока «гуляю», наслаждаюсь первозданной тишиной и замечательным горным воздухом. Переправляюсь без проблем и засекаю на спидометре километраж, когда озеро кончилось, прибавилось... 15 километров. Очень неплохо. Озеро прислонилось к подножию Кодарского хребта. От берега до берега больше полукилометра. Пара чаек рисует над водой причудливые линии, иногда срываясь с высоты в воду. Вроде никого не поймали. В полной тишине слышен шум падающей воды. Осматриваюсь, прислушиваюсь, ничего не нахожу. Уже потом в Новой Чаре мне сказали, что я проехал рядом с водопадом и не увидел его... В конце озера громадные стволы деревьев, принесённые озером. Из озера вытекает приличный ручей. Видимо, это будущая река этой долины. Возможно, это начало Чары... Я зачерпываю ладонями воду из ручья, наслаждаюсь её свежестью, освежаю водой лицо. Похлопываю по воде ладошками, как по детской попе, нежно и ласково. Так кто же ты, малыш? Чара ты или не Чара, а я-то, выходит, присутствую при твоём рождении. Значит, могу считаться твоим крёстным отцом. А ты малыш крепенький, расти и развивайся, не принося нам огорчений. Малыш совершенно не возражал, ни единым словом. Здесь же у озера давний лагерь рыбаков с дощатой площадкой для палатки, примитивным столиком и местом для костра. Место часто посещаемое.

Через несколько минут езды пересекаю мою речку уже хорошо располневшую и выезжаю к другому ещё бОльшему озеру. Теперь ясно, два первых были Малым а это уже Большое Лаприндо. Я так думаю... Но это никак не влияет на мой самозваный титул крёстного красавицы Чары.

На пляже Большого Лаприндо устраиваю маленькую фотосессию.

Собственно, пляж это вынос ручья, который втекает в озеро со склонов Кодара. Когда-то здесь были водопропускные трубы, но ручей их давно замыл песком и растекается по берегу, как ему захочется. Вот и насыпал площадку на радость проезжающим... Вода в озере прозрачная и вкусная. Пробовал с удовольствием. Озеро действительно Большое. Дальний берег, подножие Удокана, закрыт лёгкой дымкой. На берегу нахожу подходящую натуру, устанавливаю поровнее и делаю снимки. Какая никакая живая душа. Ну и соответственно Козлик, Удокан, Кодар, и снова Лаприндо. Хорошо...

И снова дорога, трудные ручьи и старые, заслуженные мосты, продолжающие свою нелёгкую службу.

10:30 нск. Ожидаемая встреча. Те самые мотопутешественники из Благовещенска, первый из них проехал давно мимо меня. Парни с удовольствием размялись после долгой дороги, поделились своими знаниями о дороге. Я поделился своими. Сильно мешали комары, правда, меня они как-то не трогали. Ребята рвались вперёд за своим компаньоном, я их не задерживал.

12:00 нск. Дорога значительно улучшилась, недалеко от трассы работает дробилка, из неё непрерывной рекой сыплется щебень. Этим же синеватым щебнем и благоустроена и дорога. Могучие самосвалы вывозят щебень к ЖД. Здесь ведут работы по прокладке второй нитки БАМа. Выкладывают наше светлое завтра из наших сегодняшних налогов. Наконец-то они применяются с пользой для всех. Через пару километров въезжаю в базовый лагерь строителей. Конечно, такого я не ожидал увидеть. Громадная площадь, огороженная и охраняемая. И любые подсобные службы на территории. Видна заправка, рядом со мной сварочный пост. Сварщик с треском «палит» электрод шестёрку, идёт ремонт ковша экскаватора. Нашлись земляки из Казахстана. Токарь профессорского вида из Усть-Каменогорска, работает в комфортабельном вагончике на токарном станке, есть у него и другое необходимое оборудование для любых работ. Да, тылы у строителей надёжны.

За чаем происходит обмен любезностями: я угощаю вареньем из жимолости, достаточно редкое угощение. Строители прямо со сковородки перекладывают в пакет коврижку под названием Мужской Каприз. Такую нам готовит наш штурман Лина. Вкуснятина, язык проглотишь, речи лишишься. Она очень хорошо хранится, и я долго-долго наслаждался её вкусом, экономно её расходуя...

17:10 нск. Наконец снова встреча с Чарой. Вот неожиданность, Чара так подросла и похорошела. Теперь это уже могучая река, и глубокая и широкая. Здесь два моста, ЖД и нерабочий автомобильный. Он был сожжён и теперь заново восстанавливается. Уже сделана одна треть моста. Работа тормозится нехваткой леса для настила. На ЖД мосту идёт активная работа. Красные спецовки заполняют мост. Под мостом несколько вахтовок. На мосту идёт замена рельсов. Большое окно в графике движения специально для этой цели. Если бы я приехал с утра, мог проехать без больших проблем по ЖД мосту. Так мне пояснили на посту охраны. Теперь перспективы весьма туманны, надо ждать утра и начальство.

Перекусив, засыпаю в тени близких зарослей, чтобы не мешать работе на мосту. После отдыха иду на мост вдоль новеньких ещё слегка ржавых рельсов и узнаю о возможности перебраться на тот берег в кузове Урала, как в Куанде. Я сразу согласился. Чара оказалась более глубокой и сложной в переправе, но всё прошло без проблем...

После переправы пьём чай в домике Смотрителя Моста. Сергей с увлечением рассказывает легенду о красавице Чаре. Её расположения упорно добивались два рыцаря — старый Удокан и молодой Кодар, но она ускользнула от обоих...

Вечереет, и я уезжаю поближе к посёлку и станции Новая Чара. Станция построена казахстанскими специалистами, и я хочу для них немного рассказать о Новой Чаре.

БАМ. Шаг 3. Продолжение...

13 июля. 03:20 нск. Просыпаюсь от свистков тепловозов, шума от движущихся вагонов. Утро хмурое, много облаков. Вопреки моим надеждам, солнце не может подсветить при восходе скалы Кодара. Смотритель Моста так красочно рассказывал об этом явлении, скалы становились алыми и смотрелись сказочно.

Главной задачей в Новой Чаре было увидеть и сделать фото вокзала. Его строили казахстанцы, им будет интересно увидеть своё детище.

Как и везде, на БАМе вокзал пуст. На входе знакомлюсь с охраной, один из них берётся проводить по вокзалу. Он интересно рассказывает о здании, пытается показать те самые алые склоны Кодара, показывает в каком направлении находится Чарская Пустыня, ещё одна местная достопримечательность... О ней есть много публикаций. На полу верхнего этажа размечена трасса БАМа, схематично, но интересно, в точке Чара вмонтирован камень Чароит. Тоже предмет гордости очарованных жителей. По схеме трассы бродит серьёзный Кот по имени БАМ, на мои поглаживания Кот ответил тихим мяу. На нижнем этаже вокзала закрытые киоски, сувениры Чары выглядывают в окна и просятся в руки на память о поездке. Цены достаточно серьёзные, но вещи очень красивые. Есть и книги о Чаре.

Обхожу вокзал вокруг, делаю снимки, любуюсь видом окрестных гор и рвусь в неведомую даль, куда по моим расчётам отправилась капризная красавица Чара. Подождал открытия ближайшего магазина и добавил себе продуктов на дорогу. Один из сортов продаваемого молока — «Мумуня», из Казахстана. Подумать только...

Мой путь лежит на северо-восток, по просторной долине Чары. Попутно я заезжаю в старый посёлок Чара, здесь в самом дальнем углу расположена заправка. Рядом аэропорт Чара. Посёлок, я полагаю, уже давно был здесь, когда началось строительство БАМа. Как же он жил до этого? Заправляюсь до самого горлышка, дальше заправка весьма ненадёжна...

Снова выхожу на центральную трассу. Дорога хороша! Широкая, хорошо выглажена грейдерами. Иногда идёт ровно, как по линейке и далеко на горизонте видны Горы, уже другие Хребты и другие Долины... Меняется и климат, всё больше становится признаков Севера, то топкая марь и запах багульника на солнцепёке, то заросли rедрового cтланика на склоне сопки с пятнами мха и лишайников. Дорога продолжает улучшаться, расчищаются и углубляются водоотводные канавы. Дорога начала благоустраиваться для снабжения золотодобытчиков, где-то далеко впереди в горах. Прекрасно, значит, автодорога востребована, и мне это нравится. По трассе есть места выхода горячих источников, мне о них рассказывали, но посетить я их пока не могу — я тороплюсь на встречу с друзьями на Колыме.

У дороги приглашение на горячие источники, хорошо бы, но времени в обрез, и я ещё надеюсь окунуться в лечебную грязь курорта Талая на Колыме. Благодаря ей я продолжаю до сих пор «кататься» за рулём Козлика.

Дорога наконец достигает гор и начинает петлять между ними, подбирая оптимальный путь. Жалею, что у меня нет карты кроме Атласа, это совершенно недостаточно для хорошего понимания местности. Нечаянно нахожу давний километровый столб, долго соображаю точки отсчёта, откуда и куда идут километры. На одной из плоских вершин стоит мачта связи, она облеплена ракушками антенн. На мобильнике высветляются ризки приёма, но мне пока не до звонков, мои абоненты в «отключке». Моё дело Колёса и Километры, причём побольше Километров. Похоже, скоро спустимся в новую долину, с виду беспорядочные горки уже выстраиваются в цепочку. Моя прекрасная дорога вдруг делает резкий поворот влево и уходит на перевал, собираясь преодолеть хребет. Мне явно с ней не по пути. А я так к ней уже привык. И она мне нравилась... Но ЖД видна далеко впереди, и дорога похуже и позаброшеннее ведёт меня туда, на поиски Хани, следующей точки на моём непростом пути... Немного сожалею, что бросил хорошую дорогу, надо бы подняться на перевал, заглянуть за эти голубые горы... Но не время, а жаль. Вскоре выхожу к ЖД, вместе с ней вдоль реки и в обход неприступных скал выбираюсь к современному посёлку в Тайге. На переезде выбор: Тында или Хани. Конечно, выбираю Хани, сегодня она для меня ближе и роднее, она приютит, согреет, накормит и напоит и меня и моего неутомимого Козлика. Очень на это надеюсь.

Хани — большой поселок с многоэтажными зданиями, небольшой «Торговый Центр» из нескольких маленьких магазинчиков. Беру связку из пяти крупных, спелых бананов, пяток аппетитных яблок, пакет молока Мумуня, пакет сока Виноград-Яблоко. В хлебном беру булку красивого с коричневой корочкой хлеба, армянскую лепёшку. Это местное производство, сказали мне. Хлеб вкусно пахнет, а лепёшку пробую. И тут же беру ещё три штуки, явно не пропадёт.

Обхожу станцию Хани, делаю снимки. На фасаде портрет декабриста, возможно, Кюхельбекера, под ним надпись по металлу, разобрать её нет возможности. Спросить не у кого. Буду искать и читать. Выкатываюсь к переезду и теперь выбираю Тынду, а Хани как подруга остаётся в моём сердце. Спасибо, Хани... На краю посёлка весёлый домик. Долго разглядываю его, любуясь строением и посадками, радуясь за романтиков, живущих в Хани, да и на всём БАМе. Переправляюсь через реку, это явно Хани... На мосту сидит и о чём-то мечтает ворона, на меня ноль внимания, видимо, думает: и этот проедет. Сколько их уже здесь было... К фотосессии отнеслась с полным равнодушием.

Дорога после Хани вполне приличная, но я жду следующую реку, о которой предупреждали консультанты. Впереди Тас-Юрях — Каменная река, её трудный характер хорошо известен местным жителям. ...

Река появилась неожиданно и во всей своей каменной красе. Голубая бурная вода разбивается о множество разнокалиберных валунов. Кто-то из них стоит по пояс в бурной воде, кто-то в воде по горло, кого-то вода накрывает с головой. Впечатление потрясающее... Мне совершенно непонятен «фарватер» для движения Козлика. С берега осматриваю предполагаемый путь через Тас-Юрях, потом начинаю исследовать его в ручном режиме, буквально на ощупь. Выбираю подходящий посох для устойчивости в воде и промера глубин, подвязываю плотно верх «болотников» и ползу осторожно по следу прежних автомобилей. Просматриваю и прощупываю дорогу в поисках безопасного «фарватера». Дорога не вдохновляет, глубины часто и резко меняются, «непроходимые» для Козлика валуны разной формы и размеров перекрывают дорогу. Там, где нет валунов, Козлик нырнёт на неприемлемую глубину, там, где глубина доступная, валуны непреодолимые... Прохожу реку от мели до мели, выбираюсь на берег вымотанный походом, оглядываю замысловатый пройденный путь и вдруг понимаю, что совершенно не запомнил дорогу... Вот это номер... Забираюсь в Козлика на отдых, слегка перекусываю, успокаивая нервишки, которые прежде как-то и не шалили. Яблочно-виноградный сок, заедаемый вкуснейшей ханьской лепёшкой, незабываемое удовольствие. Подкрепившись и поразмышляв, отправился в новое «плавание». «Фарватер» причудливо изломан, и я начинаю выкладывать «маячки» — ориентиры поворотов на камнях в бурном потоке. Вроде что-то стало получаться, только после четвёртого прохода и выкладки около двух десятков «маячков».

В реку вхожу с замиранием сердца, жалею, что нельзя уменьшить скорость движения и начинаю «танец маленьких лебедей». Козлик, как Неваляшка, опасно кренится с борта на борт, то глубоко ныряет носом, задрав корму на валунах. На двух опасных местах он не вписывается в повороты, и я вынужден сдавать назад, выкручивая Козлику ручки и ножки до отказа. Как я прошёл до безопасного мелководья — не помню. Тогда и решил запечатлеть Козлика на фоне Тас-Юряха. К сожалению, фото совсем не отражает сути этой реки. Выбираюсь на коренной берег, отхожу от волны адреналина, и вдруг на той стороне выходит красавец «Камаз» и идёт по моей дорожке. И «танцует» почти как Козлик. Только идёт он почти по прямой и через валуны переступает играючи, только клонится с боку на бок весьма опасно. Я стараюсь заснять его прогулку в опасных местах и щёлкаю Никоном, пока Камаз не останавливается рядом с Козликом.

Водитель, молодой парень, работает на вахте. Обсуждаем дальнейшую мою дорогу, возможные проблемы и пути их решений. «Камаз» уходит по производственным делам, а я... «выхожу один я на дорогу, предо мной кремнистый путь блестит». Блестит от очередного кратковременного дождичка и мелкого, светло-серого щебня на дороге. Как точно описал это Михаил Юрьевич.

Сложная, но вполне проезжая дорога без каких-либо проблем приводит меня в Олёкму, посёлок и станцию ЖД. Здесь пришлось вспомнить лихое преодоление Тас-Юряха, которое было больше похоже на прыжки задом наперёд в ширину. При одном из разворотов в узком месте у Козлика заклинило руль. Я не могу передвигаться, руль встал в крайнем правом положении — движение только по кругу. Руль поворачивается только на четверть оборота вправо-влево. Начинаю «ёрзать» на месте по градусу выравнивая руль для движения строго по прямой. С трудом выровнял руль, но поворот возможен не более 30-40 градусов туда-сюда.

На помощь приходит местный житель на джипе. Он берёт меня на «усы» и доставляет на производственную базу местного умельца. Умельца зовут Володей, местный предприниматель. На его обширной территории большое количество разной техники для покорения бездорожья. Наверное, об этом Володе упоминал А. Камерзанов в рассказе о походе по БАМу. Володя помогал ему чинить технику.

Володя принял участие в моей беде: приютил на своей территории и помог всеми силами при ремонте Козлика.

Ставлю Козлика в удобное место, определяю неисправность. Рассыпался левый кардан равных угловых скоростей. Неисправность — результат или цена преодоления Тас-Юряха. Как я смог безболезненно доковылять сюда и не заметить её? Разобрался кардан из-за отломившегося гнезда для шкворня, на нижней стороне поворотной цапфы. Гнездо было приварено на одну треть. Возможно брак, возможно превышение нагрузок. Думаю, всё-таки второе. Специалисты советовали готовиться к зимовке. Пока в Тынду за запчастями, пока обратно, другие проблемы и проблемки...

Обошлось малыми трудами. Гнездо приварили на место, я собрал узел, испытал его и уехал уже к обеду следующего дня. Спасибо механику Володе, мастеру-сварщику Станиславу и парню, что привёл меня к ним на жёстком буксире. Речь об оплате была резко прервана отказом: тебе ещё далеко ехать.

Дорога недолгая привела нас к новому испытанию. Река Итенгра не такая каменистая, но глубокая и дно у неё помягче. Проезд через неё извилистый и тоже не сладкий сахар. Тщательная разведка колеи и глубин, недолгое замирание сердца, и мы с Козликом карабкаемся на крутой бархан на другой стороне реки. Ещё недолгое блуждание по ненакатанным дорогам и по насыпи ЖД, и передо мной шлагбаум, закрытый на висячий замок. Я даже не иду проверять, куда я приехал. Ночь, темно, никаких звуков посторонней жизни поблизости. Утро вечера мудреней! С тем и отхожу ко сну, достаточно вымотанный сегодняшними приключениями...

04:24 нск. Подъём ранний по Новосибирску, иду на разведку местности. Согласно моим планам мы точно дошли вчера до реки Олёкмы. Вот это река, вот это мост. Понятно, я уже видел мост на Витиме, но там он был далеко и не производил такого впечатления. Этот можно потрогать руками, пройти по нему... Я иду на правый берег Олёкмы, любуюсь видами природы, пытаюсь увидеть рыбу под мостом, как видел на Чаре, пытаюсь запомнить и запечатлеть на фото.

Идти по мосту удобно и приятно, скоро я добрался до берега. Издалека заметил скопление жилых строений у береговой опоры моста, несколько палаток и автомобильных кунгов. Горит костёр, циркулирует рабочий народ. Кто-то пьёт чай, кто-то одевает рабочую одежду. Народ всё больше молодой. «В общем-то, зелёный, молодой народ», — мурлычу себе под нос известную песню. И зелёный не только годами, они одевают форму цвета молодой осины. При близком знакомстве команда выглядит зрелой и мужественной.

Бригада занимается покраской ЖД Мостов. Насколько это трудоёмкая и опасная к тому же работа, видно на мосту. Его надо тщательно очистить от старой краски, продуть сжатым воздухом от пыли и потом аккуратно прокрасить, не пропустив ни единого сантиметра.

Мы дважды делали такую примерно процедуру с нашим Козликом и сохранили родной кузов в хорошем состоянии. А работа на мосту... Снаряжение парней, как у альпинистов, одеваются спокойно, молча, сосредоточенно. Уходят не толпой, военной колонной, на штурм, взятие очередной высоты. В разговоре с Бригадиром и Водителем знакомлюсь с их историей, проблемами в работе, планами на будущее.

У моста, как и на Чаре, есть смотритель, зовут Алексеем, скоро прибудет смена ему. Смена приедет с бригадой ремонтников. По поводу проезда — проблемы. Переправы через реку здесь нет совершенно, проезд по мосту возможен, но нужны согласования.

Для решения проблемы необходимо ехать в Юктали к Главному.

Только Главного в Юкталях нет, уехал в сторону Тынды... Ну и, само собой, нет связи ни с Юкталями, ни с главным на трассе. Попал Славик в переделку.

Ожидаю прибытия ремонтников, беседую с Алексеем, бригадиром мостовиков, водителем Володей. Пытаюсь из их рассказов извлечь рациональное зерно именно для моего похода, узнаю много нужного и поучительного. Интересные люди с богатым и разным жизненным опытом. Оптимисты и романтики, труженики — мастера своего трудного дела. Сколько я их видел на Колыме, на зимнике Усть-Кут — Мирный или Хандыга — Депутатский. Со многими из них скоро встречусь на колымской трассе и в Магадане.

Вот только «договорюсь» с Олёкмой...

Мой путь по БАМу, ОХ не прост,
Но скоро встречусь я с друзьями.
И только на Олёкме Мост
Стоит преградой между нами.

А Мост ажурный над рекой
В тумане смотрится загадкой.
Помогут «Главною Рукой» —
И дальше всё «покатит» гладко...

Так думалось и верилось мне во время ожидания «Главной Руки», у костра на берегу знаменитой реки. Место для ночлега и костра выбрали прежние путешественники. Я только нашёл его случайно во время экскурсий вокруг моста. Когда-то ниже моста была паромная переправа, потом необходимость в ней отпала, осталась только отсыпанная площадка и останки конструкций переправы.

Устраиваюсь у костра со всеми удобствами. Питание вполне приличное: салат из свежих овощей из магазинов в Хани, лук репчатый домашний из Новосибирска, картофель сибирский рассыпчатый, колбаса любительская на живом огне. И выбор напитков: казахстанский «Марсель», чай «Акбар», квас «Андреич» алтайского производства, куплен в Журавлях большим пакетом — хватит до Магадана. После еды пью чай с коньяком: одна булька на эмалированную кружку. Нет-нет, одна булька коньяка на кружку чая. Сплю я в отдельном номере без отрыва от руля. Без помех от кровососущих. Да их как-то и нет вокруг меня. В ожидании не томлюсь бездельем, проверяю и обслуживаю автомобиль, принимаю ванны, любуюсь природой.

Пришло моё время, и на той стороне моста нас с Козликом приветствует первостроитель БАМа «Вячеслав Аксёнов», мой Тёзка.

Стараемся не потерять темп движения. Проезжаем покинутый и разрушенный посёлок Мостовой, базу строителей моста через Олёкму.

На подходе к Юктали встречаем местных автомобилистов, получаем богатую информацию о дороге и заправках в этих малолюдных краях. Пытаюсь сказать личное спасибо «Главной Руке», светское имя — Сергей Иванович, узнаю, что он вообще за сотню км от Юкталей, где-то на моём будущем пути, вполне можем и встретиться. И встретились на переправе ещё через одну речку, проходимую своими силами.

Вот и Юктали, большая и важная опорная точка на трассе БАМа.

В поисках заправки попадаю в тихий, зелёный уголок Юкталей. В теплице цветут и дают плоды огурцы. Огород усажен цветами и разными овощами, у всех пора цветения. Оптимизм жителей заряжает на трудную работу.

Большая река Нюкжа, за рекой эвенский посёлок. Работает паромная переправа, лёгкая, пассажирская. Долго беседую с паромщиком о жизни и о заправке. Продавец топлива приезжает на реку, заправляет меня до полного бака, желает счастливого пути.

Впереди у нас с Козликом ещё одно трудное место: переправа через реку Чильчи. Это не Куанда и не Чара, но считается весьма и весьма непростой. Всё зависит от погодных условий, а они пока складываются не в нашу пользу... Ну, что ж дорога на Чильчи, и далее на Тынду: ещё один шаг по легендарному БАМу...

БАМ, Чильчи...

Юктали... Разговоры, продукты, заправка... Всё позади, и мы уходим в трудный переход, ближайшее жильё и заправка — Чильчи и трудная речка тоже Чильчи, после них начинается «цивилизованная» дорога, дорога с обслуживанием по всем параметрам. Погода не радует, если на пути из Усть-Кута дожди шли следом за нами, то теперь они обгоняют и грозят далеко впереди. Хорошо слышен гром и блеснуло несколько молний. Всё это далеко на горизонте, но я ведь и еду туда.

Проблемой становится и расстояние. На моих картах в Атласе Чильчи не указана, и расстояние собеседники указывают на глазок, кто-то говорит 100-120, кто-то 100-150. И все, наверное, правы. Короче, иду в полную неизвестность. Дорога очень сильно запутана, много мест, где надо ехать вдоль путей, много мест, где дорога уходит очень далеко от ЖД, забирается в такую глушь...

Пришлось и мне немного «поблукать»... Долгая дорога вдруг вывела к скоплению автомобилей и землеройной техники. Дождь идёт с переменной интенсивностью, на территории базы никого. Мужчина, вышедший из домика на территории, просит подвезти двух пассажиров до ближайшей станции. Увидев тесноту в моём Козлике, от этого предложения отказался. На вопрос о дальнейшей дороге, просто махнул рукой на восток, всё время прямо... Это прямо и завело меня в глухие дебри на вершину непонятной горы. Дорога всё время ухудшалась и развернулась в обратную сторону и стала такой заросшей, что я понял: забрёл я явно не туда. Через час плутаний я вернулся с претензиями к Сусанину, и он показал «дырку в заборе», куда я должен был протиснуться и выйти на насыпь ЖД. Эта бригада была на конечной точке и занималась подготовкой полотна для второй нитки ЖД. Дальше ездили только избранные, да вот и нам пришлось. На этой дороге пришлось хлебнуть всякого, в конце концов, после полуночи новосибирского времени мы вышли к реке. Других, кроме Чильчи, здесь быть не могло, и мы спокойно заснули, хотя в свете фар река смотрелась весьма серьёзно.

19.07.14 г. 03:24 нск. Сквозь сон различается мерный шум воды, словно настойчивый шёпот без слов... Из моей «люльки» виден только плотный туман и крупная слеза росы и дождя на стёклах Козлика. Река в тумане видится как что-то серое и неспокойное перед бампером Козлика. Лежу несколько минут в размышлениях о прошлом, собираюсь с мыслями перед новыми «подвигами». Решаю сначала позавтракать и потом изучать возможный маршрут переправы. Так и сделал...

Местность у переправы довольно суровая. Широкая и бурная река, каменистое русло, в котором высятся останки опор моста. Переправа с ровным, но быстрым течением, даже без замера глубины выглядит непосильной для Козлика. Выше и ниже брода заметно глубина меньше, но на них вода бурлит на крупных камнях. Пройдёт ли Козлик по этим глыбам — большой вопрос. На верхней стороне брода заметной дугой выделяется колея, видимо, здесь и проходил Уазик Сергея Ивановича. Но это было почти сутки назад, за это время вода поднялась. Смогу ли я пройти сейчас, я не знаю...

Кроме этого заметно, что на этом участке Козлик будет идти с приличным наклоном в сторону течения, это во много раз увеличивает риск опрокидывания Козлика бурным течением при «переползании» левых колёс через крупные валуны. Я помню, какие подскоки делал Козлик на булыжном ложе Тас-Юряха. На нижнем краю Брода следа колеи не видно, но зато вода буквально кипит от массы валунов. Это явно не мой путь...

Река выглядит грозно, но далеко выше брода видно спокойное течение, и русло реки в этом месте значительно расширяется, значит, возможно, и более мелководный брод. Отправляюсь посмотреть место, стараюсь найти удобнее проход Козлика к верхней кромке переката. Ни малейших признаков прохода других машин в этом месте, ни по берегу — он совершенно непроходим, ни по мелководному плёсу вверх по течению. Да, здесь в самом начале переката течение не такое агрессивное, дно потока песчаное и довольно плотное, валуны большие, но очень редкие, практически проход для Козлика свободен. Но глубина местами выше моих сапог, дальше от берега проверить не могу. Жалею, что не взял полукомбинезон для глубокой воды. Как бы он пригодился... Рисковать, не проверив что там на той стороне, глупо. Отсюда видно, что уклон русла достаточно велик, потому и течение бурное и быстрое.

Возвращаюсь к Козлику, вода уже приподнялась, залила место моего костра. Над хребтом, откуда идёт Чильчи, бурлят дождевые тучи, по реке плывёт пена, явный признак подъёма воды. Пытаюсь осмотреть окрестности, поднимаюсь на заброшенную дорогу к остаткам былого моста через Чильчи. Разрушенные береговые опоры, остатки опоры в русле реки, камни, бурный, кипящий поток. Явно другой возможности для переправы здесь нет. В раздумье пью чай, вспоминаю слова Сергея Ивановича о переправе. Жалею, что легкомысленно понадеялся разобраться на месте, надо было законспектировать рассказ подробно да ещё и схемку дорожных развязок приложить. Надеяться на попутный или встречный транспорт не приходится. Может, попробовать выйти к ЖД и там ведь есть мост и переправа там должна быть. Иначе речь шла бы о разрушенном мосте, возможно. После второй кружки чая с домашними сухариками, решаю вернуться немного назад и пойти по правой дороге, она должна привести меня к ЖД.

Дорога не была долгой. На новой дороге не было никаких примет недавнего проезда автомобилей, да и откуда, дождь разрушает следы, а идёт он по три раза в день. Неожиданно выхожу к мосту, дорога ныряет под него, и вот я уже ниже ЖД моста через реку Чильчи. Река здесь раза в три шире верхнего б рода, течение спокойнее, без валунов и кипения воды. Мелким брод не назовёшь, но в сапогах и с посохом я прошёл треть брода. Вроде как можно пройти. Сомнения нагоняет вторая половина брода, на ней течение меньше, но вода по виду глубже. Помню, что Сергей Иванович говорил о переправе ВЫШЕ Моста. Отправляюсь на осмотр возможностей вверх по течению, ничего абсолютно не нахожу и выбираюсь на ЖД мост с той же целью. С Моста хорошо видна колея от проходивших ранее машин, просматривается весь её путь до самого берега. На колее виден наклон в сторону течения, сразу за колеёй через метр-полтора, глубина, синяя и неопределимая. На колее заметны три промоины-канавы, одна другой глубже. Самая глубокая у другого берега. Весь брод выглядит трудным и опасным, но в свете яркого солнца эта опасность была явно скрыта и недооценена. Это я очень скоро понял. Но было уже слишком поздно...

Обычная подготовка к переправе, вроде отключения вентилятора и укрытие трамблёра от брызг, была дополнена загрузкой «балласта». Это я видел у путешественников в колымские края. Около трёх десятков красивых обкатанных голышей правого берега Чильчи были «приглашены» в Козлика для придания ему веса и солидности. Я делаю несколько глубоких вздохов, успокаиваю волнение и со словами «ну что, красивые, поехали кататься?», начинаю движение...

Козлик спокойно и уверенно берёт с места, входит в воду строго по старой колее, чуть «клюнув» капотом проходит первую промоинку. Немного погодя, так же, только поглубже «клюнув», проходит вторую...

Я дышу еле-еле, вижу, как растёт глубина брода, перестаю слышать мотор Козлика — так сильно шумит вода, приходит мысль, что я сделал что-то не так... Вдруг Козлик чуть вздрагивает и останавливается. Первая мысль — захлебнулся. Но по виду воды мы ещё не вошли в опасную глубину. В левую дверь струйками вливается вода, хотя колесо только погрузилось в воду. Это сильное течение, остановленное кузовом, поднимается сантиметров на 30 выше уровня реки. Выключаю зажигание и передачу, делаю несколько вдохов и пытаюсь завести двигатель. Мотор завёлся с одного касания, пробую его на разных оборотах — работает без замечаний. Пробую включить заднюю передачу и отползти с извинениями на сухой берег Чильчи. А вот это шалишь. Маховик двигателя почти весь в воде, на включенной передаче Козлик даже не шелохнулся, называется — прокатились. Собираюсь на берег — надо искать помощь. Ждать собственно нельзя, вода поднимается, и в верховьях Чильчи над хребтом громоздятся тучи, гремит гром, и сверкают молнии. Наверное, в честь нашего «купания»...

Собираюсь быстро и налегке, не знаю, как далеко мне идти до ближайшего жилья — станции ЖД. Подвязываю болотники, достаю посох, натягиваю перчатки, проверяю документы — кажется, всё...

Козлик стоит на давней колее, с наклоном против течения. Левая сторона высоко замывается водой, правая на мелководье — даже подножка выше воды на десяток сантиметров. Левый буксирный крюк в воде, правый выше воды. По воде густо плывут клочья пены...

Готовлюсь к переправе через промоину, не хотелось бы промокнуть перед дальней дорогой. Течение сильное и рядом край переката и тёмная вода глубокого и бурливого омута. Пытаюсь сделать шаг через промоину, опираюсь посохом на другой стороне промоины, переношу правую ногу вслед за падающим телом. Быстрая вода захватывает ногу и разворачивает меня спиной к омуту, начинаю падать всем телом в глубокую и быструю струю. Каким чудом я перебросил посох и остановил падение в положении полумостика, я не понял. Резкая боль в пояснице и в ладонях, затаив дыхание, пытаюсь встать вертикально. Это удалось далеко не сразу. Осторожно, внимательно прислушиваясь к постанывающей пояснице, выбираюсь на берег. Болотники привожу в походное положение — аккуратно и плотно закатываю голенища до основного сапога, плотно упакованные голенища придают лёгкость хода. Подумал, было бы неплохо идти в ботинках, не случилось... На ЖД Мосту посмотрел на Козлика, вид жутковатый: большой водный простор и крошечный Козлик. Ещё раз прошу его продержаться до моего возвращения, я скоро...

Ходьба по шпалам совсем не песня про электричку, трудно и очень трудно... Неравномерность шага утомляет очень быстро. Засекаю время, нахожу пикеты на обочине и начинаю гонку со временем и усталостью. Считаю шаги от пикета до пикета, отмечаю пройденный километр, определяю скорость движения... Неплохо, но до скорости японской пехоты, как говаривал мой Папа, ветеран и трижды орденоносец, мне далеко. После второго и третьего километра начинаю костенеть в спине и плечах, лечусь бросанием посоха на землю и его поднятием, меняю посох в руках, несу посох на плечах как коромысло... Временами ухожу с рельсов на дорогу или на насыпь. Первые шесть км я прошёл за час... Дальше я шёл, как в тумане, на автопилоте, пока не увидел на обочине технологические трубы, красный глаз светофора вдали, и наконец здание с работающими моторами. Ура, добрался! Дежурная очистных сооружений вызвонила нужных людей, довела меня к ним, и мы начали эпопею спасения моего Козлика...

Толчок, Прыжок... Как в полусне наблюдаю подготовку спасательной экспедиции. Согласования по телефону, обсуждения и объяснения. Я свалился со своей проблемой совсем не вовремя, возможности Чильчи совсем небольшие. Скоро мы поехали. Так в полусне и пролетели километры до Козлика, которые в пешем строю казались мне бесконечными... Сразу замечаю повышение уровня воды, по затоплении небольшой косы у опоры ЖД Моста. Водитель Дима замечает, что этот уровень не критичен для нашего ЗиЛа-131. Бывало и хуже. Не знаю, не знаю... только оказалось, что был он не прав... Но это потом...

Мы остановились под мостом и определили план действий. ЗиЛ подвозит меня к Козлику, высаживает на него и уходит на мелководье в ожидании подготовки и креплении буксирных фалов. По-другому нельзя, мягкий грунт под ЗиЛом течение вымоет моментально, и он просто захлебнётся, тем более водитель не «отвязал» вентилятор. О том, что ЗиЛ имеет лебёдку и трос к ней, речь как-то даже не шла. ЗиЛ переждёт подготовку и придёт ко мне по моей команде «ГОТОВО». Мне остаётся набросить фал на крюки ЗиЛа и запрыгнуть на сиденье Козлика. Всё правильно, всё логично, поехали...

Высадка моя прошла успешно, хотя страху я натерпелся... ЗиЛ подошёл к Козлику лоб в лоб, сначала далековато затем всё ближе и, наконец, на ШАГ от него. Делаю этот отчаянный, опасный шаг, спрыгиваю на крыло Козлика, прилипаю к его капоту и машу ЗиЛу — уходи к берегу. Начинаю готовить спасательный буксир. Достаю верёвки, вяжу крепления, по плечи в воде завожу концы на крюки через рессоры, чтобы не сорвались случайно. Ещё не готов буксир, а ЗиЛ вот он рядом и без команды. Машу ему — не готов, вернись, а он молча напирает, метрах в пяти от меня вдруг «хватает» воду вентилятором, начинает чихать и кашлять, он сдаёт назад и уходит на берег, где я теряю его из вида. Через несколько минут я закончил подготовку и стал ожидать спасателей. А их нет и нет... Вечереет, солнце скоро сядет, и я останусь на воде ночевать, как на кочке посредине болота.

Счастливые часов не наблюдают, но сумерки заставили меня беспокоиться и думать. Нахожу свисток, он катается в Козлике давным-давно. Запускаю трель, как волчий вой в небеса, на берег выходят мои спасатели, пытаются что-то сказать. Но снова уходят надолго...

Спасение утопающих... грустное дело. Когда я мокрый, стучащий зубами, как пулемёт Максим, вышел к стоянке ЗиЛа, он был не один.

Рядом с ним был Камаз-Сайгак, стройный высокий красавец на высоких и широких колёсах... Он пришёл на выручку, но время уже ушло... Плотные тени легли на Чильчи, воду почти не было видно, риск для всех нас увеличился многократно... Возвращаемся...

Толчок, прыжок и стыдно подниматься, во рту опилки, слёзы из-под век... По крайней мере, у меня... Точно...

20.07.2014, 04:30 нск. Ночь прошла без сна, но как во сне, какие-то кошмары на разные темы, вовсе не связанные с последними событиями. Всплываю из этого кошмара с ощущением оптимистическим, хотя и не знаю, отчего это ясное и твёрдое ощущение. Рано утром за мной пришли, пора выезжать на реку. Нового спасателя зовут Евгений, Женя забирает меня, заезжает за другим профи —Сергеем, вслед за вчерашним ЗиЛ-131 катим к реке. По дороге команда добывает метров 300 телефонного провода, брошенного, давным-давно вдоль всей трассы БАМа. Четыре нитки этого провода должны послужить буксирным тросом для Козлика, если он ещё держится на перекате. Я почему-то уверен, что держится, хотя сердце моё ноет в тревоге за Друга. Я не посвящён в тонкости операции и существую как-то в стороне, только наблюдаю весь процесс. Пучок проводов цепляем за фаркоп ЗиЛа, он бодро тащит его на косу выше ЖД Моста, растягивает по косе. Решено оставить только три нитки провода, на концах пучка профессионально завязаны петли, одна привязана к надувной лодке, другая накинута на буксирный крюк ЗиЛа. Женя и Профи должны спуститься вниз по течению сплавом, попасть и закрепить провода на Козлике, остальное сделает могучий ЗиЛ, даже не замочив ног... Легко и просто...

Женя в минимуме одежды отчаливает от берега, он вытягивает провод вниз по плёсу, но провод погружается в воду, цепляется за камень в глубине, и процесс замирает. Приходится машиной тянуть провод вместе с лодкой и соображать, что делать дальше...

«Решение» пришло откуда не ждали. На берег Чильчи резво выкатился новенький «Камаз-Сайгак», без раздумий ринулся в воду, он даже не видел нас. Мы его остановили, и он взялся вытащить Козлика назад на берег. Для форсирования Чильчи мы надёжно соединили наш дуэт жёстким буксиром-усами, который сделал наш магаданский друг-кузнец на руднике им. Матросова, ещё в 1993 году. Проверив надёжность соединения и подстраховав тросом, мы двинулись в опасный путь. Река поднялась прилично, и трудность преодоления возросла. Пристально наблюдаю за движением «Сайгака», медленным погружением в воду: вот уже снова вода подошла под сиденье, медленно затопила его и поднимается по телу к моей пояснице. Сердце моё тоже поднимается из ботинок уже к горлу. Вода поднимается к щитку приборов...

«Я лягу на дно, как подводная лодка», — непроизвольно вырывается у меня давняя наша Магаданская песня о Чукотке, — колючие звёзды, держа на весу, Чукотка, это ты Чукотка...» Краем глаза по боковым ориентирам я вижу, что мы уже не движемся, но колёса Сайгака вращаются и погружаются в воду. Козлик, кажется, мы приплыли. Мои мысли замерзают, боясь подумать о дальнейшем, когда я увидел, что Сайгак сдаёт назад. Он вывернул свой руль вправо до отказа, и наш дуэт стал складываться ножницами. При заднем движении для Козлика беда великая, либо сломается буксир, либо Козлика столкнут в омут. Сайгак благоразумно остановился, когда усы стали толкать Козлика поперёк колеи. Сайгак коснулся задним краем кузова воды и начал медленно выползать из глубины, теперь уже повернув колёса круто влево. Последний уровень воды в Козлике — на половине спидометра. Вода так и осталась в нём к изумлению зрителей. Немало изумились спасители, когда я попросил их помочь выгрузить камушки с того берега. А дальше всё просто, перецепляем Козлика за ЗиЛа, и бегом на базу, сливать, сушить, заводить, отогреваться...

Заниматься автомобилем меня устроили в большом свободном цеху. Сливаю содержимое бензобака — даже бензином не пахнет, открываю сливную пробку поддона двигателя — воды нет. Воздушный фильтр карбюратора чист от воды. Прокачиваю бензин, дополняя карбюратор, проворачиваю генератор и натягиваю ремень генератора. Проворачиваю рукояткой коленвал двигателя, чувствую компрессию, пять-шесть оборотов для подачи масла в подшипники, и можно заводить. Конечно же, проверено и состояние трамблёра...

Спасатели собрались на торжественный момент. Включаю зажигание, толчок в педаль газа, пол-оборота рукояткой раз, ещё раз, и ещё: мотор Козлика спокойно «забубнил» на малых оборотах, будто и не с ним всё это было. Посмотреть запуск собрались и другие рабочие, публика была поражена, я в восторге от полноты чувств целую Козлика в капотик, фару, в подфарничек, со словами благодарности, за стойкость и мужество. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что все эти «телячьи нежности» заснял на телефон зритель Федя, командированный из Тынды. Он тут же, не отходя от натуры, показал всю мою суету вокруг Козлика и его запуск, и мою искреннюю благодарность. Конечно, я сразу запросил копию, но у Фёдора не было технических возможностей для этого, а теперь он загубил эти кадры, утопив свой замечательный телефон. Какая жалость, он не может оживить симку после купания...

Были и другие проблемы водных процедур, снова заклинило левый шрус. И самый тяжёлый удар — затопление моих фото камер. При попытке заснять события и Кэнон, и Никон виновато глядели на меня белыми, невидящими объективами. Попал я в переделку...

Ремонт и обслуживание Козлика для меня, как собственное дыхание, и просто и незаметно. Груз просушен по мере возможности, машина готова к походу. Женя помогает с заправкой, и мы выкатываемся из Чильчи на главную дорогу. На перекрёстке картинка: на листе фанеры нарисованы рельсы и шпалы и на них надпись — Чильчи. А у меня нет фотокамеры. Живой и рабочей. Укладываю обе камеры под шланг обдува стёкол и пробую реанимировать их просушкой. Так мне советовали, хотя другие советовали выкинуть... Ну, выкинуть никогда не поздно...

Теперь мой путь лежит по наезженной дороге, я погоняю Козлика в надежде ещё застать друзей в Магадане. Лапри, Новый Мост, Ларба, ночлег у ручья, кафе на трассе у посёлка Хорогочи, первые дома Тынды. По дороге переломилась выхлопная труба, и Козлик громко сообщает о своём спасении и прибытии в славный город Тынду. Я уговариваю его быть поскромнее, и держу мотор в половину газа, это не так шумно. Доезжаю до первой СТО, Козлика ставят на эстакаду, приваривают на место трубу, а я тщательно обследую Козлика, затягиваю ослабевшие гайки, короче, лечу его подручными средствами. Обнаруживаю мокрое от масла место на стыке КПП и раздатки, проверяю уровень масла в КПП и мостах.

Козлик встречен на СТО с удивлением и восторгом, особенно был активен молодой парень Алексей, клиент СТО. Он уговорил меня дать интервью местной газете, и мы поехали в редакцию. Журналистка Марина долго и дотошно расспрашивала меня, делала снимки и обещала прислать мне репортаж. Представьте, прислала... Алексей зазвал меня в книжный магазин и заставил принять в дар книгу о Тынде — «Территория Любви».

Книга небольшая, но это не уменьшает её ценности. Замечательный подарок. Решать проблемы фотокамер пока не тороплюсь, сушу и жду, поэтому поеду без фотосессий, с надеждой на обратный путь. Дорога на Магадан мне хорошо известна, я проходил здесь в 93-м, 94-м, 99-м годах. Теперь только фиксирую изменения. Изменений много, появилось много кафе и магазинов вдоль трассы, улучшились дороги, машин стало, как комаров на болоте... Работа по обустройству трассы идёт круглосуточно, и результаты обнадёживают и радуют...

Теперь я еду по давно знакомым местам, не перестаю удивляться их перестройкой. Первое и главное впечатление от новой трассы: столпотворение... На трассе от Тынды до Нижнего Бестяха столько техники и людей на улучшении трассы... И техника, и люди со всего света. Как при строительстве Вавилонской башни. И весьма ощутимы результаты их деятельности...

ТЫНДА — ТЕНЬКА

Закончился напряжённый трудовой день, и я покидаю гостеприимную Тынду. Моё время сжато до предела. Меня ждёт Тенька...

Страдая от невозможности вести съёмку, тороплюсь сократить расстояние до Магадана. Дорога известная, но во многом изменилась в лучшую сторону. Только жаль, что потерялось во времени маленькое придорожное кафе, в котором мы не смогли поужинать весной 1999 года. Мы возвращались из дальнего похода на Депутатский, уже в сумерках остановились у кафе на Нагорном, но оно оказалось почти закрытым. Почти, осталась одна Хозяйка, понимая наши затруднения, предложила по чашечке Кофе, настоящего, потому и пишу с большой буквы. Кофе был таким вкусным... его послевкусие сопровождало нас несколько дней. Денег Хозяйка не взяла и снова извинилась, что не может нас накормить. Сейчас в Нагорном уже ни покушать, ни выпить хоть какого кофе, хорошо хоть осталась заправка и магазинчик с продуктами.

Беркакит, Нерюнгри, Чульман, Малый и Большой Нимныр... так же, как и в давние годы, могут и заправить, и накормить. Давняя стоянка дальнобойщиков в Алдане стала уже небольшим городком, так много здесь предложений проезжающим. Я выбираю полный обед и дальнюю дорогу на десерт. Томмот радует меня готовым ЖД мостом, после него уже встречаются и указатели на новые ЖД станции. Автотрасса находится в активной реанимации. Участки дороги подвергаются реставрации, совершенно неожиданно можно выехать на свежий асфальт, только вчера укатанный, в другом месте только что нанесли дорожную разметку, в третьем в глухую полночь раскатывают новый асфальт, иногда на втором слое. Дорожники, вернее строительные компании, не дают скучать водителям. Прямо с новенького асфальта можно въехать на участок ремонта с такими камнями на полотне дороги... Мама не горюй... Замечаю, участки идут размером 5 км, или 10, или 15... Это позволяет подсчитывать, где ждёт нас радостная или грустная дорога. Самая трудная часть дороги, кажется, несколько десятков километров перед Нижним Бестяхом. Вот уж разворотили дорогу, вот уж дают объёмы и страху автомобилистам. Но нас греет надежда, скоро асфальт раскатают одним одеялом от Невера до Якутска, а потом и дальше до Магадана.

Нижний Бестях это уже не посёлок 1993 года. Его просто не узнать. Главная улица идёт в сторону Хандыги, и вокруг неё, или вдоль неё идёт вся жизнь. Торговые центры, магазины и магазинчики предоставят всё, что душе угодно. Я не мог найти старую пекарню, где в 1993 году запасался вкуснейшим хлебом, которого хватило до Сковородино и Чернышевска, и он не портился. Я и сейчас прикупил вкусного, судя по запаху, хлеба и не пожалел об этом... У меня возникли проблемы со стартером, видимо, после продолжительного «купания» в Чильчи. Полностью отказала муфта свободного хода. Снял стартер, разобрал, нашёл замену, но рассыпались щётки стартера, старого образца, большие... Не удалось их найти, пришлось менять стартер. В магазине, увидев «кому» я покупаю стартер, сделали скидку — 500 руб. Спасибо, ребята. На обратном пути я посетил магазин и поблагодарил за качественный стартер.

Дорога на Хандыгу оказалась самой трудной из пройденных дорог. Местами она была ну совершенно никудышной, возможно, она готовилась к федеральной перетряске-перестройке. Еду не торопясь, разглядываю новые постройки в каждом населённом пункте. В давнем знакомом Тюнгюлю настроили много магазинов и кафе. Они начинают конкурировать, зазывая автобусы и маршрутки, предлагая хороший бонус за «пообедать у Нас». Я обедаю там, где кушал в 93-м, 94-м, 99-м годах. Старый друг лучше новых двух... С собой беру десяток якутских лепёшек, люблю грызть по дороге вкусненькое... Дорога трудна, но я доехал почти до Чурапчи, а это уже немало.

Просыпаюсь на травянистой полянке, в сотне метров от дороги, никто не мешает понежиться и поразмышлять о пройденном пути, и о том, что меня ждёт впереди. С учётом состояния дороги и консультаций с местными водителями.

... Чурапчу я не узнал совершенно. Вообще-то, само поселение находится в стороне от трассы. Когда-то здесь был только пост ГАИ на перекрёстке, теперь на километры вдоль трассы рассыпалось новое поселение. И автозаправка, и магазины, и кафе... Правда, у всех в здешних местах проблемы с подъездными путями. Кафе есть, а дороги нет. Колея глубиной в колено — не дорога...

За Чурапчой дорога пошла лучше, останавливаюсь в интересных местах, фотографирую, вспоминаю время, когда я проезжал впервые по этим местам. Харбала, Ытык-Кюэль, Черкех — этапы большого пути.

Уолба — отдельный разговор, это место встречи старой дороги от реки Алдан и новой, которая теперь становится федеральной трассой Колыма... В 1993 году по зимнику я вышел к Уолбе от Мегино — Алдана. Дорога была трудной, полуразбитой, очень грязной. Неожиданно зимник привёл меня к жилью. Неподалёку играли дети младшего школьного возраста, человек шесть-семь. Я подозвал их, и мы хорошо и интересно поговорили. По моей просьбе ребята рассказали о дороге, куда я поеду. Ребята местные, но говорили по-русски прекрасно, называли поселения на моём пути, иногда рассказывали коротко о них. Например, отметили что в Черкёхе есть православный храм, что в Ытык-Кюеле много пилорам, и много чего, в том числе и о борцах-спортсменах в Чурапчы... Вот такие знатоки-краеведы.

Я записывал их рассказы, угостил вкуснейшими конфетами — фруктово-ягодный букет. Таких уже не делают, наверное..

Теперь в Уолбе кафе, пожалуй, самоё уютное на этой трассе. Выбор блюд, приветливые девушки, тишина после тряской дороги — чего ещё желать путнику.

От Уолбы начинается новая дорога на берег Алдана. В 1993 году это был трудный зимник, в 1999 несколько десятков километров уже были нормальной дорогой, остальное непролазный весенний зимник и обещания построить дорогу и мост через Алдан... уже в 2002 году. Теперь я еду по дороге и надеюсь на мост в недалёком будущем.

На перевале граница районов, оставляю свои пожелания местным духам и скоро выкатываюсь к переправе. В этом месте мы выходили на ледовую переправу, когда шли на зимник до Депутатского в 1999 году. Здесь много машин, стоят паромы в ожидании своего часа. Костры, чай, обмен информацией, погрузка на паром с пиратским флагом — Кодр. Уж не Атаман ли Кодр из старого фильма? Нет, молодые ребята загружают паромчик, уплотняют погрузку в разумных пределах, запускают двигатель, и мы выходим на Алданский простор под тихий говор дизеля. Мне интересно увидеть всё в деталях, и я иду в рубку, конечно, это не то, что было в 1970, размеры не те. Меня приглашают в кают-компанию откушать ужин. За ужином речники интересуются дорогой, а я рекой. Хорошо поговорили...

Выход на берег, выход на трассу Кескил — Хандыга, и сама Хандыга... Уже вечереет, я добираю продуктов в супермаркете у дороги, снова заправляюсь «до полного» и ухожу на «Колыму» трассу Хандыга — Магадан. Мне хочется посмотреть на Хандыгу, но я надеюсь на встречу с друзьями и оставляю её на обратный путь... Тёплый Ключ проезжаю в темноте и останавливаюсь ночевать на Развилке — отсюда идёт дорога на Тополиное, Батагай, Депутатский... Засыпаю, перебирая воспоминания о походах в Алма-Ату в 1970, и в Депутатский в 1999, именно здесь у нас были тогда памятные привалы. На площадке я уже не один. Большие фуры «бегут» в Магадан и уходят едва чуть рассвело. Я загоняю Козлика на старую бетонную эстакаду, тщательно обследую его, подкрепляю, доливаю, смазываю, подбадриваю его и себя бодрыми дорожными мелодиями.

Развилку не узнать, вокруг вырос настоящий лес, и видимость с площадки ограничена. Раньше отсюда была видна дорога на Тополиное. Она просматривалась на несколько километров, светло-жёлтая среди зелени в 1970 году, и накатанная среди сугробов в 1999-м.

04:50 нск. После ТО я завтракаю, и мы снова катим в сторону Магадана...

07:40 нск. 26.07.14. Место для стоянки машин, домик для желающих покушать «на природе», прозрачный ручей с вкусной водой... Этот ручей не замерзает зимой...

К ручью ведёт деревянная лесенка, в воде россыпь различных монеток на счастье, на удачу, на будущую встречу... Мои монетки тоже там лежат... И ленточка от тельняшки среди множества других развевается на ветке...

Я пью чай с попутчиками и снова в путь... Дорога разного качества, зависит она от качества подсыпки, то совершенно глинистая примазка и скользкая дорога, то пластинчатый камень без примазки. Отношусь к этим проблемам с философским спокойствием — всё когда-то кончается... Главное — я снова вижу дорогу, о которой мечтал много лет. Знакомые Горы, знакомые Реки, знакомые повороты Дороги — считай я уже Дома... Изменения незначительные и вполне предсказуемые.

Вскоре наступают и коренные изменения, дорога развёрнута уже как федеральная трасса. А это уже несравнимо с прежними представлениями. Некоторое время еду по «Новой Колыме», не приходя в сознание. Конечно, я уже видел подобную дорогу на трассе «Амур», но здесь трасса смотрится по-другому, может быть, потому что я хорошо помню её ещё по семидесятому году, может, потому что она в узкой долине между крутых гор смотрится так же «круто». Ну, ребята порадовали, говорю я вслух тем, кто построил такую красоту.

А дорога действительно хороша. Я уже несколько раз останавливался, обследовал дорогу, кюветы, высокие откосы, ограждения. Хорошо!

08:40. Сейчас я остановился, увидев кусочек старой трассы, она осталась не у дел после расширения и спрямления. Иду по ней, вспоминая давнее время, когда здесь бегали машины и наш героический Муравей в 1970 году. Дорога узкая для новых машин, остался верстовой столб и даже надписи тех, кто бывал здесь. Вот они теперь, как в музее под открытым небом. Один заявляет, что он здесь БЫЛ, другой говорит, что ВАСЯ НЕ БЫЛ. Как интересно. Я-то здесь точно был и не однажды...

Уже где-то недалеко Метеостанция, там будем пить чай и разговаривать, делиться воспоминаниями. Конечно, там уже другие люди, но они всё знают и помнят... Вот, уже промелькнула Развилка на Нежданинское, мост, новый мост на той дороге, последний подъём на площадку Метео и Ах! Вместо зелёной и тенистой площадки Метео громадная площадь, забитая до отказа самой разной дорожно-строительной техникой. СтройГазКонсалтинг — как говорили мне на трассе москвичи. Шлагбаум, охрана, вахтовки — мне говорили о строителях, но такую массу я не мог и представить. Эта картина впечатляет. Обращаю внимание на состояние территории, обычно такое скопление техники превращает территорию в непонятно что. Здесь — городок, в котором хочется жить и работать. Это первое впечатление, вполне оптимистичное, а что будет дальше, покажет дорога.

... Дорога впереди как раз одна из сложнейших, нам предстоит пересекать горный хребет Хамар Дабан по двум прижимам Жёлтому и Чёрному. Самый «крутой» — Чёрный. В 1970 он был очень крутым по подъёму, очень узким и извилистым в самом низу. На части прижима была закрытая галерея, с потолка которой падали камни. Перед проездом их надо было убирать, опасались за поддон двигателя. На самом верху прижима-перевала росли эдельвейсы...

Погода пугает дождём, и я тороплюсь к Прижимам. Уже через несколько минут заторопился дождь и Жёлтый Прижим, раскопанный и размятый тяжёлой техникой, скрылся в тумане. Подползаю к началу Чёрного с опаской, здесь так всё разрыто и неузнаваемо... Далеко впереди виден новый мост — бетонный, высоко над старым. Новый мост ещё не готов, к нему подведены два конца Колымской трассы, скоро их соединит мост. Моросит дождь, в мою сторону идут два бензовоза, и я, пережидая их, разглядываю «поле боя». Иначе не скажешь. Выше меня идёт активная работа, именно там будет проходить «Новая Колыма» в Федеральном статусе, та тропинка, по которой проползаем мы сейчас — технологическая дорога, просто объезд, только очень сложный и опасный. Мы с Козликом стоим почти там же, где в 1970 стояли с Москвичом-Муравьём. Под нами так же кипела бурная река, уходя в ущелье сквозь хребет Хамар Дабан... К Жёлтому Прижиму и дальше к Алдану...

Это уже третий мост на этом месте. В 1970 мы проезжали по деревянному мосту, самому первому. А теперь вот такая впечатляющая картина...

Оставляю Чёрный Прижим до лучшей погоды, сквозь непрерывный дождь ползу вперёд, скоро встреча с давней знакомой Кубомой.

Работа на Чёрном Прижиме и на «Колыме» продолжается в любую погоду... Ограждения — последний штрих на готовом участке...

Иду дальше в верховья Хандыги Восточной, трасса временами остаётся нетронутой реконструкцией, но её качество от этого не ухудшается, только становится узковатой. Встречные, могучие гиганты, уважительно пропускают Козлика, и я делаю так же... Люди трассы...

Расходимся, салютуя сигналами, счастливого пути...

Через несколько километров новая встреча — семейная пара ИЗДАЛЁКА. Обмениваемся новостями дороги, они внимательно рассматривают мой раритет, одобряют его подвиги и желают успехов на дальней дороге. К моему глубокому сожалению, я утратил свои подробные записи и не могу припомнить многие имена моих встречных собеседников. Если можете, друзья, откликнитесь!!!

Одно из трудных мест — «Заячья Петля», интересно как это будет выглядеть после реконструкции.

14:50 нск. 26.07. И вот наконец давно ожидаемая встреча с прошлым... Кто читал мою книгу «В Солнечную Алма-Ату», или мои отчёты о путешествии на Москвиче в 1970 году на сайте Дром.ру, должен помнить это место. На этом приметном месте в июне 1970 года я сделал снимок нашего «Муравья» — Москвича 407. И вот теперь новый снимок другого героического путешественника. Разворачиваю Козлика в обратную сторону, делаю несколько снимков. Как потом оказалось, я немного не так снял Козлика. Но не беда, памятная Скала и Лиственница на ней сразу угадываются.

Столько лет...

Ещё немного и мы проходим границу знаменитого Оймяконского района, здесь один из полюсов холода, возможно, самый холодный. Другой полюс холода — Верхоянск. Мимо него мы проезжали в 1999 году.

16:50, 26.07. Кубома, она же Кюбюме, сегодня Куба, для меня недостижима. Она рядом за рекой Кубома, но мост новый еще не достроен. На развилке расходятся Старая и Новая Колыма. По Старой мы проходили в 1970-м, 93-м и 94-м. Теперь эта Дорога за Томтором непроходима для легковых машин. Новая Колыма раньше была зимником и теперь получила статус Федеральной Трассы, ей теперь и развиваться. На развилке у Кубы есть скромный домик — кафе, заправка, неухоженное место стоянки автомобилей. Возможно, всё это разовьётся в приличную инфраструктуру. Это очень востребовано, судя по движению грузового и пассажирского транспорта, и исходя из громадных и безлюдных расстояний. У Кубомы есть ШАНС...

Кушаю и дозаправляюсь до полного бака, выхожу на новую для меня трассу, до Усть-Неры больше никого на трассе НЕТ. У Кубомы я проверяю «больную» КПП, рассчитываю проехать без доливки 200-250 км. Ухожу в светлую северную ночь, разглядываю незнакомые места, любуюсь северной природой. Неожиданно нахожу просторную и пустую площадку для стоянки автомобилей, даже с осмотровой эстакадой. Настоящая находка. Здесь я решаю заночевать...

05:00 нск. 27.07. Просыпаюсь с радостным настроением, вчера хорошо «укатался» на родной трассе, набрался впечатлений и воспоминаний. Сегодня вдруг всплыла мелодия и слова: завтра будет лучше, чем вчера...

Загоняю Козлика на эстакаду, изучаю внимательно состояние его здоровья, провожу лечебные процедуры. Как бы хороша ни была дорога, Козлику необходима моя помощь, и я её оказываю постоянно. Больше всего и меня и Козлика беспокоит течь трансмиссионного масла, я боюсь, что она может внезапно усилиться.

06:00 нск. На площадку вкатывает длинноплодная Вольво, водитель начинает осматривать верного друга, что-то делает вокруг машины, обычные процедуры дальнего похода. Размышляю, было бы неплохо поговорить, он идёт минимум из Усть-Неры, что там с дорогой, какие могут быть проблемы? А может, не надо, человек занят?

... Мы стоим друг против друга удивлённые, поражённые, нет, ошарашенные, мы не можем сказать слова... Коля Антоненко сгребает меня могучими лапами, отрывает от земли, трясёт, как грушу. Я хлопаю его по спине ладошкой, еле выговариваю — пусти задавишь... Мы не виделись минимум 25 лет... Вот уж поговорили... Вспомнили былое, наметили планы на будущее... Коля рассказал о наших общих друзьях, дал телефоны и координаты многих знакомых, дал рекомендации по дороге... Сам Коля идёт в Якутск за грузом, мы ещё встретимся...

... Ольчанский перевал я ожидал давно, начинаю подниматься на него, жду указателя на Усть-Неру. У дороги прыгает громадный ворон, что то высматривает. Держу в руке фотокамеру, готовлюсь заснять местного старожила, кадр не складывается, и я проезжаю мимо поворота на Неру, только спустившись с перевала до русла ручья, понимаю свою ошибку.

Ольчанский перевал — не просто спуск и подьём, это долгая и извилистая дорога почти по вершинам горного массива, петли длинные, хорошо просматриваются... Где-то на половине перевала развилка на Неру.. Возвращаюсь к развилке, долго спускаюсь с перевала в долину Индигирки, проезжаю Аэропорт, мост через Индигирку, и вот она Усть-Нера... Пасмурная погода не даёт хорошо рассмотреть посёлок и его окрестности, но у меня есть шанс на обратный путь...

Первым делом ищу СТО, где можно помочь Козлику. Несколько человек опрошены на эту тему: вывод один только у Володи. Нахожу СТО — большая площадь в какой-то промзоне, с крышей над смотровой ямой и бетонированным полом. Здесь может одновременно поместиться несколько большегрузных машин. Получаю разрешение заехать на яму. Очищаю «рану» на КПП от загрязнения и масла, зачеканиваю разрыв плиты для уменьшения течи, разгружаю плиту от нагрузки, и мы сваркой соединяем оба края плиты металлической накладкой, предохраняя её от дальнейшего разрушения. Результат — значительное уменьшение течи и гарантия длительной работы. Гарантия о-ч-ч-е-н-ь длительная — мы сходили в Магадан и вернулись в Новосибирск без проблем. На предложение платы Володя отреагировал оригинально: у нас сегодня выходной, мы не работаем — поэтому езжайте и не «хворайте», счастливого пути... Будете в наших краях... Спасибо, ребята!

После Неры дорога мне уже хорошо известна, отмечаю места реконструкции, новые мосты, работу на золотых полигонах. Дорога идёт вдоль реки, вода жёлтого цвета, бурная и быстрая...

... Опасные места — Прижимы. Таких мест несколько. Начинаются Прижимы после моста через Неру, скалистые обрывы прижимают трассу к берегу реки, потом Неру меняет Бурустах, его меняет Артык. Здесь и поджидает самый опасный Прижим...

... Трасса — тонкая ненадёжная ниточка, прикреплённая на «груди Утёса Великана». С груди утёса сползают, размягчённые длительными дождями, груды грунта. Трасса висит над рекой на высоте в несколько десятков метров. По этой ниточке в одну колею ползает Бульдозер, он поддерживает проезд в рабочем состоянии. Надо сказать, с большим трудом... На трассу непрерывно сползает переувлажнённый грунт... Я терпеливо ожидаю прохода бульдозера в мою сторону, аккуратно и с опаской протискиваюсь между ним и близким обрывом. Искоса поглядываю на крутой откос, опасаясь селевого схода, еду без рывков и резкого ускорения. Высоко над трассой вижу медленное движение грунта мне наперерез, вот уже грунт касается трассы и начинает нарастать на колее под левое колесо Козлика, качнувшись с борта на борт, преодолеваем препятствие. А впереди уже насыпано и подрастает второе, а дальше третье, но уже поменьше...

Метров через полста Козлик уже ничего не опасается, дальше голые скалы, площадка для отдыха и временная стоянка дорожников. Да, есть на что посмотреть и о чём подумать... Интересно, как будут выглядеть Прижимы в федеральном варианте... Дальше уже попроще, бетонный мост через мутный и многоводный Артык, сильно обезлюдевший посёлок, автозаправка — «только для своих». Подгоняю Козлика не в ущерб безопасности, успеваю отмечать новые ручьи: Светлый, Спокойный, Делянкир, это уже граница с Магаданской областью... Посёлок Озёрный — здесь можно заправиться из бочки, 92-й здесь стоит полста рублей, не хочешь не бери — никто не неволит. Ближайшая заправка в Сусумане. До него ещё надо доехать...

15:50 нск. И уже совсем родное — угольный разрез «Кадыкчанский», раньше был Тал-Юрях. Памятное место — здесь довелось мне, дважды в один день, менять крестовину кардана на ЗиЛ-130... Градусник показывал - 61... Кадыкчан вижу только издалека, хочу сохранить добрую память о хорошем посёлке. На площадке у речки Мяунджинки отзваниваюсь Штурману Лине и Мише — я снова на трассе нашего путешествия в Солнечную Алма-Ату 70-го года... Абсолютно пустая трасса, Аркагалинский перевал и, наконец, развилка на Теньку и река Чай-Урья — одно из Сокровищ Сусуманского Района...

Останавливаюсь на Нулевом километре Тенькинской трассы...

18:30 нск. Полная тишина, только в ушах остатки шума Козлика. Теперь Козлик притих и слушает тишину вместе со мной. Природные запахи Колымы буквально опьяняют меня. Я обхожу Козлика, без всякой нужды постукиваю по колёсам, накидываю рабочую куртку и осматриваю Козлика снизу. Там всё в порядке. При осмотре поверху обнаруживаю сгоревшую лампочку в габаритах...

Не успели насладиться тишиной, а тут и гости подоспели. Этот крутой джип идёт нам навстречу, путешественники... едут в отпуск ... во Владивосток... Они дотошно осматривают Козлика, не верят, что он ещё и бегает... Красочно рассказывают о переправе через ручей, показывают на своём джипе глубину брода. Впечатляет, конечно, нам с Козликом очень глубоко...

Для фото джип, специально развернувшись, позирует рядом с Козликом, хорошо стоим... За спиной у нас Центральная трасса...

Через несколько минут к нам снова гости — московские. Молодые люди приезжали посмотреть на Колыму, проехали по Центральной трассе, побывали в Магадане и возвращаются по Теньке. О них мне говорил их компаньон при встрече у моста через Неру, он сокрушался, что потерял с ними связь, теперь вот они мне встретились. В разговоре я упомянул, что ездил в Алма-Ату на Москвиче в 1970 году. Их удивление было поразительным.

— Вы? Тогда? И теперь? ... Мы читали с большим интересом...
— Думаете, так долго не живут? Живут, живут, — успокаиваю я их...

Оля и Саша рассказывают, как преодолели вброд ручей на Теньке, только не могут объяснить какой. Они едут на УАЗ-Патриот, машиной довольны. Мы пробуем подсчитать кем приходится их Патриот моему Козлику — получается пра-пра-внук... Вот как делали эти машины!!!

На прощанье обмениваемся координатами, я обещаю им печатную книгу «В Солнечную Алма-Ату». Уже потом, много позже, мы встретились в «эфире» и продолжили наш разговор, они переслали мне их Колымские фото, и я применил их на сайте Шинтоп.ру.

Гости разъехались, пора и нам за работу — подбодрил я Козлика, подгоняя его на перевал Лашкалах. Это самый длинный перевал на Теньке — 20 км. Потом идёт Гаврюшка — 10 км. Ничего особенно не изменилось за эти годы. Немного расширились узкости трассы. По качеству полотна Тенька всегда была лучше других, точно. Вот и сейчас она не обманула моих ожиданий. Только вырос лес по обочине, который мешает разглядеть окрестности без остановки... Всё здесь так узнаваемо, и останется теперь таким навсегда — вряд ли трассу Тенькинскую станут перестраивать под Федеральный стандарт... Спать ложусь очень поздно, пройдя оба перевала, между Матрайбытом и рекой Арга-Юрях. На указателе написано Арго-Юрях, в старых картах — Арга-Юрях. Далеко-далеко, в верховьях на этой реке работал прииск им. Марины Расковой, он уже давно закрыт, и дорогу к нему разрушило Время... В тех же местах рудник Хениканджа...

02:10 нск. Утро туманное, утро глухое... Грустная мелодия, но настроение радостное... Скоро я обниму старых друзей... Дождя нет и в ложбинах вдоль трассы — Тенькинской трассы плотный белый туман. Очень и очень прохладно. Очень много воды, ручьи, в которых едва набиралось попить воды, теперь бушуют от души.

Какой же из них размыл мост или мостик, как передавали знающие люди. Доедем, посмотрим...

Доехали, здравствуйте! Вот уж не подумал бы, что отмоет этот давний мост на ручье Дегдекан. Но случилось... Долго брожу по ручью-реке, исследую возможности преодоления. Убеждаюсь в безопасности, перебравшись через повреждённый мост, грунт достаточно плотный, глубины преодолимые. Перебираюсь, почти вплавь, на другой берег, а тут и встречные подоспели. Две фуры идут в Якутию, ожидаю их переправу и снимаю как свою, меня-то никто не снимает! Полковника никто не любит?...

Первая фура выстрелила подушкой и застряла в реке, пошла другая на помощь... Да, для Козлика глубины были немалыми, жаль, никто не снимал... На этом ручье очень много лет работал на золотодобыче посёлок Гвардеец...

После переправы трасса идёт по Ленинским горкам, от первоначальной трассы военных лет остались заброшенные старые мостики и крутые, узкие «извилины» трассы. С Ленинских горок открывается панорама долины реки Кулу, притока Колымы...

Посёлок Дорожный приказал долго жить, почти весь растворился в зарослях, осталось скромное упоминание о дороге отсюда на посёлок им. Марины Расковой. Когда-то там закончил работу прииск Дальний. Я бывал там не раз и как автоинспектор, и как литсотрудник районной газеты «Ленинское Знамя»...

Проезжаем по новому мосту бурную реку Нерючи, ещё один мост уже через реку Кулу. Смотрю с высокого утёса на новый мост и вспоминаю давнего друга Мишу Одинца, участкового уполномоченного, здесь я делал его фото на фоне моста...

Здесь было очень трудное место для автомобилей, теперь его расширили и упростили. Проезжаю мимо посёлка Кулу, когда-то он снабжал нас молочной продукцией. Мы не оставались в долгу и помогали коллективно в заготовке кормов... А ещё здесь была громадная стоянка лодок, и Омчакская долина отдыхала и рыбачила на реке Кулу и её притоках... Славное было время...

Дорога к Кулинскому перевалу почти не изменилась, только чуть расширилась и спрямилась, пасмурная погода не даёт полюбоваться видами природы и подгоняет к близкой цели. На минуту останавливаюсь у поворота на ручей Ченер — здесь была старая дорога на Хатыннах и Оротук, и сюда мы ездили со школьниками на природу. Незабываемое путешествие...

Ещё ручей Оротукан, он течёт с перевала более новой дороги на Оротук и Хатыннах. Интересно, что там сейчас...

07:54 нск. 29.07.2014 г. Впереди приметная сопка и вот он сегодняшний центр жизни Омчакской Долины — посёлок Омчак... Я уже Дома...

ЗОЛОТАЯ ДОЛИНА... Впереди Магадан...

29.07.2014 г. 08:09 нск.

Стою на Тенькинской трассе на въезде в посёлок Омчак со стороны Кулинского перевала... Во мне бушуют эмоции... Ещё бы, на этом месте в первый раз я был весной 1964-го, в прошлый раз был в августе 1994-го, обещал вернуться... и вот я здесь... Теперь во мне бурлят и те 30лет, что я прожил в этих краях, и те 20 лет, которые я прошёл, возвращаясь к Долине...

Издалека видны знакомые строения... На левой стороне трассы, знаменитая Сопка, как древняя пирамида, словно специально сложенная человеком, у её подножия ЗИФ — золото-извлекательная фабрика имени Александра Матросова. На фабрике в 1970-м мы взвешивали своего Муравья перед дальним походом. Рядом с ней Отвал — хвостохранилище отходов промывки. Это новое, рукотворное, техногенное месторождение ЗОЛОТА. Создалось оно из-за несовершенства технологий извлечения рудного золота и ждёт своего Звёздного Часа. Поговаривают, что скоро его «переработают»...

На правой стороне трассы — посёлок Молодёжный, вернее его остатки. Когда-то это был лучший микрорайон Долины. Сейчас в Долине ведутся работы для развития золотодобычи — новые постройки ярких цветов и разрушенные, и разрушающиеся дома Молодёжного. Когда-то здесь жили мои Друзья — Матросовцы.

Представьте: первый комсомольский набор 1956-го, тогда же Валентина Хетагурова, масса молодого народа. В их числе Пётр Палыч Зайцев — закончил работу на Руднике в 2006 году. Несколько профессий, мастер на все руки, надёжный друг. Их было много и в этом, и других призывах. Пётр Палыч собирался со мной в эту поездку, не довелось. Больше двадцати лет мы выезжали на реку Кулу на отдых... Это отдельная, большая тема.

От Молодёжного идёт дорога к посёлку им. Матросова, теперь на его месте строится карьер для открытой добычи вместо шахт. Здесь в устье ручья Наталка и начиналось первое золото Долины. Наталка была не единственной. Были и ещё: Павлик, Ваня, Наталка... Первые прииски носили имена Маршалов: Тимошенко, Будённый, Ворошилов. И Долина звалась Маршальской...

Был и ещё один ручей — Глухарь. На полигонах Омчакской Долины и на ручье Глухарь работал Георгий Жжёнов, об этом времени он писал свои книги «Омчагская Долина» и «От Глухаря до Жар-Птицы»... В конце посёлка, высоко на террасе высятся мрачные руины бывшего Лагеря. Отсюда на работу в Долину выходили и Жжёнов и, как говорят, Солженицын.

Я въезжаю на территорию автозаправки, она, как площадь, соединяет три дороги: одна идёт на Кулу и далее на Материк, вторая продолжает путь на Магадан и третья на рудник имени Матросова — РиМ. Получается, что все дороги ведут в РиМ...

Дорога в РиМ перекрыта шлагбаумом и внушительной охраной, я ищу моего ученика Лёшу, и мне помогают дельным советом и телефоном. Созваниваемся и договариваемся о встрече, а пока я еду искать быстроходный «Ниссан-Караван» с Андреем Обуховым. Он уже заждался меня, обошёл и объехал все памятные места, перенавестил всех своих многочисленных родственников.

Несколько вопросов к прохожим, несколько поворотов в посёлке Молодёжный, и я у дома, где теперь живут мои Гастелловские друзья и соседи...

Гена Репин, в дружеском общении — Рыжий, рыжее не бывает... Большой, добродушный, немного с сумасшедшинкой, иногда значительной. На работе — мастер на все руки, на охоте и рыбалке непоседлив и неутомим. Наш человек...

Жена Светлана — душа человек, медицинский работник, соседка по пос. Гастелло. Она начинает хлопотать вокруг меня: умыть, накормить, уложить на отдых и потом вопросы, вопросы, вопросы...

Несколько лет мы жили по соседству, дружили, выращивали в теплицах овощи вплоть до дынь и арбузов, расстались и вот встретились через 20 лет. Есть о чём поговорить.

Разговор трудный... Круг наших друзей так поредел за эти годы. Многие ушли в Края Счастливой Охоты, многие разъехались по Колыме и на Материк и затерялись там... Грустно...

Есть и хорошие моменты: в нечаянных соседях у Репиных мой друг и командир моего пожарного расчёта Гена Меньшиков. Профессионал высокого класса, интересный собеседник...

Лёша Халько, младшеклассник-картингист вырос, но узнаваем с первого взгляда, не верю своим глазам. Лёша деловито спрашивает о проблемах и тут же решает вопрос. При переправе через Чильчи с Козлика смыло наклейки, и Лёша берётся исправить дело... Получилось даже лучше, чем было при начале Путешествия.

Тщательно осматриваю Козлика, подтягиваю ослабленные крепления, доливаю то, что требует доливки, смазываю нужные места, перекладываю снаряжение, готовлюсь к выезду в Магадан.

Мы с Козликом снова в дороге. Проезжаем давно заброшенный посёлок Ремонтный — здесь издавна были ремонтные мастерские землеройной техники Долины, сюда в детский садик мы возили нашего Костю. Маленький уютный садик «Льдинка» помнится до сих пор, а посёлка давно уже нет. Нет и посёлка Нагорный, его знаменитой столовой и звонкоголосой «кормилицы» Двадцать Висим... Даже заехать в посёлок Гастелло весьма сложно, там идут работы прямо на улице поселка.

От родного посёлка мало что осталось, по возвращении из Магадана я обязательно побываю здесь, никуда не торопясь.

Посёлок Транспортный — бывший Мохоплит, теперь без транспорта. Когда-то здесь была автоколонна Тенькинской Автобазы, потом самостоятельное Тенькинское Автотранспортное Предприятие...Разрушенное жильё, безлюдные улицы...

Новый мост через реку Тенька, бывший посёлок Валунистый, исчезнувший ещё до 1964 года. Здесь была замечательная площадка для отдыха водителей... Была... Строители нового моста так изуродовали прекрасное место... На этом месте росли громадные тополя, таких я не видел больше нигде, сюда мы приезжали на экскурсию с детским садом — на природу и с выпускниками восьмого класса в «Поход с ночёвкой». Палатки, костры, щенячий восторг «дикарей» и долгая счастливая память Юности... здесь же вдоль реки неоглядные берёзовые рощи...

Поворот на Белово... Это часто звучало в разговорах, здесь водились Белые Грибы, сюда стекались любители этой редкости, отсюда шла дорога на рудник им Белова. Красивый аккуратный посёлок, шахты и обогатительная фабрика... Теперь туда ведёт разбитая дорога, оттуда течёт неиссякаемый ручей Игуменовский, это в нём на моей памяти нашли самородочек на 15 кг... Было время...

А ещё у самого слияния Теньки и Игуменовского, недоступная для непосвящённых, цвела и пахла небольшая черёмуховая роща — большая редкость в наших краях. Мне показал её Юра Соколов, большой специалист-электроинженер и активист ДОСААФ прииска им. Гастелло... На выпускном вечере каждый ученик восьмого и десятого класса получали по соцветию цветущей черёмухи. Это было так здорово...

Поворот на Пионер... Сюда мы возили на автобусах рабочую смену: 7:00 выход с Нагорного — 8:00 прибытие на Пионер... Мне вспоминается колоритная фигура токаря Лаврухи с Нагорного: высочайшая квалификация и оригинальное мышление...

От Пионера вдоль трассы идут свежие разработки, указатель предлагает посетить новых старателей, но до них далеко...

На Нелькобе тоже новый мост и полная разруха всех строений.

Бутыгычаг кажется совсем близко, но я даже не нахожу съезда с трассы в его сторону. Скоро, видимо, и к нему не проехать. Дорога радует хорошим качеством, видимо, заботятся дорожники. В 1938 году здесь была лучшая дорога от Бутыгычага до перевала, называлась Комсомольский участок. Яков Арсеньев проходил здесь первым рейсом на Бутыгычаг из Палатки. Потом он был начальником Нелькобинского Ремпункта. Интересно рассказывал автомобильную историю Теньки, частью которой он был...

Дорога на Перевал расширена, перевал значительно «разобран» на подсыпку Трассы. Отсюда хорошо просматривается пройденный путь, продолжение трассы на Магадан и перевал Подумай — ещё один путь на Вакханку, фабрику им. Чапаева и прииск Ветренный, кроме главного — непосредственно через рудник. Однажды мы семьёй на Козлике проехали этой дорогой к ручью Вакханка и выехали по другому перевалу обратно на Тенькинскую трассу, вокруг горного массива, который и есть Бутыгычаг.

Небольшой пробег с Перевала и уже видно место пионерского лагеря «Таёжный», только намёком, выросший лес закрывает от посторонних наши памятные места...

На подъезде к мосту через Омчуг всё изрыто золотодобытчиками, на бывших Полигонах вырастает новая жизнь, словно новый лес реликтовой Чозении на рекультивированных Полигонах...

Автозаправка в Усть-Омчуге заметно благоустроилась и расширилась, даже ещё пытаются добавить пистолетов. Вот стоимость топлива сбавить точно не помешало бы. Я не останавливаюсь здесь надолго, только съедаю свежеиспечённый чебурек с чёрным чаем. Никаких фантазий, хотя хозяйка и предлагает большой выбор...

Ещё Мост — через Детрин, мимо заброшенных строений частного сектора и Базы геологов...

Козлик вырывается на оперативный простор, впереди 180 километров непростого пути. Однажды на спор этот путь мы проделали за 180 минут от Палатки до Усть-Омчуга, и за 176 минут обратно с небольшим с грузом. На ГАЗ-51... Я еду не торопясь, разглядываю природу, изменения в дороге, перебираю прошлое по «капочке», словно перебираю узелки на шнурке. Думаю, как мудро люди это придумали, с узелками...

До 142 км — бывшей дистанции не осталось ничего жилого, а здесь и дома, и гаражи сохранились почти целыми, но, видно, ненадолго — разбирают... До перевала на 130-м, хорошая дорога, она всегда была хорошей... Местами трасса чуть расширена, чуть спрямлена, но абсолютно узнаваема. С вершины перевала пытаюсь рассмотреть округу, но погода пасмурная и видимость ограничена, не видно вершин гор. На одной из них стоял ретранслятор, другой был в Усть-Омчуге на горе Геркулес. Туман скрывает вершины, и я не знаю, есть ли там что-то, но помню те времена, когда на эту гору заползал МАЗ с дизтопливом, а люди смотрели телевизор на Золотой Теньке...

На 118-м останавливаюсь, пытаюсь отыскать давний ориентир романтиков, несколько лет здесь кто-то одевал деревянную фигуру. Здесь был и пожарный, и инспектор ГАИ, и ещё, и ещё. Я несколько раз фотографировал эти произведения искусства. И вот не нахожу давнего знакомого... Грустно...

Встречаю давнего «друга», вернее «подругу», я называл её Лирой. Теперь она снова рядом, но в зелени её трудно узнать.

Река Иганджа, один из притоков Армани, сюда заходит горбуша из Охотского моря. Здесь БЫЛ один из красивейших мостов Колымы. Так говорили знающие дорожники. Именно его фото было в книге Виктора Урина — «К Полюсу Холода на автомобиле».

За Иганджой трудный перевал 89-го километра. Крутой подъём и долгий спуск в долину реки Армань. Арманский мост и вот уже дорожная Столица Теньки — Мадаун. Увы, Мадаун постепенно разрушается, расселяется, исчезает... А какой был посёлок, какие ЛЮДИ... Я заезжаю в посёлок, трасса обходит Мадаун стороной. Я ищу строго боевого товарища, мы вместе служили в пожарной части посёлка им. Гастелло, хорошо служили... По программе расселения нашего посёлка Пётр Коровянский получил жильё в Мадауне, я заехал на минутку — найти друга и встречусь с ним на обратном пути. Петя не изменился: тот же спокойный внимательный взгляд, разве что годы прибавили седины и морщин...

За Мадауном меня догоняет иномарка, просят остановиться... Останавливаюсь... Земляки колымчане прочитали на Козлике картинки и желают посоветоваться... Не возражаю...

Семейная пара из Магадана заканчивает путешествие по Золотому Кольцу. Это прощальная поездка: семья выезжает на Материк, а тут человек с Материка, ещё тёпленький, сам проехал. Информация из первых рук, как её пропустить. Долгий и обстоятельный разговор, абсолютно конкретный, живой, интересный... На прощание они дарят мне подарочный фолиант о Золотом Сусумане, с дарственной надписью... И улетают в сторону Магадана, я ползу следом за ними...

Трасса уходит по знакомым местам в сторону перевала им. Гусакова. Грейдерист с перевала 42-й километр трагически погиб при сходе гигантской лавины, он работал на трассе. Дорожная дистанция перестала существовать как жилое место. Её просто нет...

Ещё один непростой перевал — 19-й километр, до Палатки осталось 20 км. Новая Палатка, река Хасын и новое на трассе: таможенный пост. И вот она родная Палатка... В 1963-м году начинала наша семья свою Колымскую жизнь с этого посёлка. Здесь встретили мы добрых и отзывчивых людей, здесь росли и мужали, познавали жизнь...

Палатка не производит впечатления пропадающего посёлка, в отличие от других, которые мне довелось увидеть на Колыме. Колю Ярового я нашёл быстро, хотя он и поменял место жительства. Смешливо-ироничный, как в годы нашей совместной работы на Палатке... Говорим, говорим... роскошь человеческого общения, ощутимо чувствую себя Дома...

От Палатки лечу уже по асфальту, примечаю новые постройки в поселке, новый мост и участок трассы, по правой стороне проплывает Стекольный уже в редких огоньках. Почти незамеченным остаётся аэропорт Сокол, 47-й км, 13-й, Дукча... Останавливаюсь у стелы «Магадан». Погода дождливая, видимость практически никакая. Спускаюсь до объездной дороги на Весёлую.

Пытаюсь сделать фото ночного Магадана. Но что можно снять в дождь? Зато я всегда могу посмотреть, каким я видел МАГАДАН спустя 20 лет...

Начинаю соображать о ночлеге, ночь на дворе, все связи нарушены, будить знакомых в такое время — не для меня. Отправляюсь на давнее знакомое место — автодром ДОСААФ. За двадцать лет вокруг автодрома вырос лес. По старой памяти подъезжаю с «чёрного хода».

Здесь всё изменилось до неузнаваемости: вся сопка поделена на участки, везде заборы и постройки, заросшие лесом. Пробираюсь практически оленьей тропой в глубь застройки... Нахожу удобное место на чистой от зарослей площадке и ложусь спать, спокойно, как Дома. Приехал... В Новосибирске уже 20:02.