Автопутешествие в Пермский край (июнь 2022 года)

13.12.2023 | 6832 просмотра

Маршрут: г. Екатеринбург — г. Горнозаводск — Каменный город — г. Соликамск — г. Усолье — г. Березники — Этнопарк истории реки Чусовой — г. Екатеринбург

Автор карты, участник путешествия — Александр.

Как хорошо, что у нас есть три дня выходных, приуроченных празднику — День России. Самое время изучать родной край. И единомышленники нашлись: наши друзья — две семейные пары: Надежда с Александром, Наталья с Сергеем — любители путешествий! Едем (на двух автомобилях) в соседнюю область, точнее в Пермский край, тем более что в нашей компании есть два человека, родившиеся в Прикамье.

10 июня 2022 год г. Екатеринбург — г. Горнозаводск 316 км

Ехать можно разными путями, мы выбираем живописную, горную с интересными достопримечательностями дорогу.

Дорога через Уральский хребет.

Продолжаем движение к самому восточному городу Пермского края — Горнозаводску.

Этот небольшой городок знаменит масштабным цементным производством и добычей алмазов — одним из самых ценных драгоценных камней.

По историческим меркам город совсем молодой: ему всего 42 года. Это даже не юность, а младенчество. Но у этого «малыша» очень родовитые предки. Заводы Кусье-Александровский, Бисерский, Архангело-Пашийский, Теплогорский, а также Крестовоздвиженские промыслы дали жизнь поселкам, которые расположены теперь в границах района. Все предприятия входили когда-то в промышленные комплексы Голицыных и Шаховских, которые, в свою очередь, взяли начало от строгановских вотчин.

В этих местах, на реке Усть-Койва, был найден первый в России алмаз. Этому способствовало стечение совершенно случайных обстоятельств. По праздному, в сущности, любопытству и желанию иметь у себя нечто особенное из цветных камней граф Полье указал смотрителям приисков собирать все интересные каменья.

Герб Горнозаводска.
Алмаз украшает герб города, что является предметом законной гордости для жителей всего района.

Крепостной подручный промывальщика 14-летний Павка Попов из деревни Калино в жаркий полдень 1829 года, заметив в лотке красивый прозрачный камешек, вспомнил сердитые слова смотрителя Горбунова: «Смотри у меня, увидишь блестящую бусинку или цветной минерал — бегом ко мне!»

Но Павкин камень не вызвал у смотрителя интереса. «Тяжеловесный топаз», — безразлично сказал он и бросил его в ларец. Через пять дней на россыпях появился сам граф Полье. Его сопровождал немецкий минералог Ф. Ф. Шмидт. Опытным глазом он сразу же определил, что «топазы», принесенные Павкой и его товарищем Ваней Соколовым, это самые настоящие алмазы. Первые в России!

Но мы не из-за алмазов приехали сюда. Нас привел интерес в краеведческий музей, о котором нам поведал наш друг, побывавший здесь раньше в командировке и случайно обнаруживший здесь уникальный музей.

Краеведческий музей Горнозаводска.

Если не знаешь, где находится музей, ни за что не догадаешься, что он в здании, где сейчас библиотека (ул. Свердлова, 59). Мы, даже зная адрес, не сразу его нашли. Но с первых шагов по залам музея стало понятно, какой он уникальный. Фонды Горнозаводского краеведческого музея обладают целым рядом превосходных коллекций, среди которых лучшая в Пермском крае геолого-минералогическая, конхиологическая (более 1670 видов раковин морских, речных и сухопутных), нумизматическая (охватывает шесть веков мировой истории), фалеристика, коллекции живописи, графики и декоративно-прикладного искусства (изделия из камня, чугунное художественное литье, лаковая роспись по металлу, дереву, керамике) и др. Своеобразной исторической и географической предпосылкой формирования геолого-минералогической коллекции в музее явилось то обстоятельство, что на территории Горнозаводского района находится одна из кладовых Урала — Сарановское месторождение хромитовой руды (равнозначное со знаменитой Мурзинкой, Изумрудными копями, Прибайкальем и Ильменским заповедником), в котором геологи обнаружили более 140 различных минералов, самым редкий и ценный среди которых — изумрудно-зеленый гранат — уваровит.

Совершенство природы, воплощенное в камне.

Особенно поразил «Музей моря» в Горнозаводске. Откуда в уральской глубинке такая богатая коллекция морских обитателей? Оказывается, уникальная коллекция принадлежала ранее удивительному человеку, который собирал её на протяжении многих лет, с конца 1950-х. Работая на китобойном судне, он исходил все моря, 18 раз пересекал экватор, совершил 9 рейсов в Антарктиду, побывал в сотнях портов разных стран. В своё время, ещё в СССР, эта коллекция в табеле ранжирования занимала 3 место. Она насчитывает 6 тыс. единиц. Включает в себя 1670 видов раковин. Это практически все виды, существующие в мире.

Горнозаводский музей — обладатель единственной в музейном пространстве Уральского региона уникальной конхиологической коллекции (морских, речных и сухопутных раковин) и морских обитателей (кораллы, морские звезды и морские ежи, рифовые рыбки, акулы, крабы, рыбы-иглы и т.п.). В ней представлены царства умеренных и холодных морей Южного и Северного полушарий, а также обитатели теплых тропических морей. Кроме того, в коллекции музея есть и «экзотические штучки»: фрагменты морских обитателей: клешня крупного омара, зуб касатки, китовый ус, чучело пингвина, челюсть и шкурка акулы, нос рыбы-пилы, нос рыбы-меч и т.д. Эта необычная для здешних мест коллекция вызывает неподдельный интерес и восхищение у каждого, кто ее видит.

Каждая раковина — уникальное творение природы.

Экскурсовод окунула нас в мир красоты и гармонии, совершенных линий и чистых цветов водной стихии.

Пора проехать по улицам городка.

Дом культуры имени Л.И. Бэра.

Факт того, что здесь велась добыча алмазов, есть, но на облике города это не отразилось. Типичный провинциальный городок со странными скульптурами. Ведущую роль в структуре хозяйства города играет АО «Горнозаводскцемент», производящее портландцемент и стройматериалы.

Мы переночевали в гостинице «Урал», в которой, кстати, было много командировочных, которые приехали на цементный завод. С одним из них мы разговорились, он оказался из Карелии. И когда мы в августе поехали в путешествие по северо-востоку страны, его советы нам очень пригодились.

11 июня 2022 год г. Горнозаводск — Каменный город — г. Соликамск 215 км

Погода отличная, как и настроение. Расстояние в 215 километров преодолели довольно быстро. Остановились на «Белых камнях» для осмотра с высоты бескрайней тайги.

Заезжаем побродить по причудливым улочкам и площадям Каменного города.

Главной скалой Каменного Города считается Большая Черепаха. Неспроста по ней называют это место жители близлежащих посёлков. Причудливый скальный останец очень похож на черепаху, которая высунула голову из-под панциря. Это самая красивая скала Каменного Города.

Не спеша погуляли по улицам Каменного Города, взбирались на скалы и любовались шикарными видами.

В 2019 году тут снимали сцены фильма по роману Алексея Иванова «Сердце Пармы», который вышел в прокат в 2022 году. По сюжету тут было вогульское капище. Также это место можно увидеть в фильме «Последний богатырь. Корень зла» и в сериале «Территория».

На 15 часов мы заранее заказали экскурсию в музей истории соли под открытым небом. Этот музей находится в северной части Соликамска, где и сохранился комплекс Усть-Боровского солеваренного завода XIX-XX веков.. Гулять по Каменному городу можно еще очень долго, но нам пора в дорогу.

Музей-заповедник “Сользавод” — единственный в мире музей деревянного промышленного зодчества XIX века под открытым небом, демонстрирующий технологическую цепочку солеварения в России XVII-XX вв. Только здесь можно увидеть механизмы, с помощью которых работали наши прадеды, прикоснуться к столетним стенам башен, серебристым от соли, окунуться в атмосферу того времени.

Основные экспозиции музея расположены в бывшей двухэтажной конторе сользавода, построенной в 1884 году. Она же являлась загородной усадьбой Рязанцевых. Заводоуправление располагалось на первом этаже, а жилые апартаменты Рязанцевых — на втором. Дом украшен деревянной резьбой.

Экспозиции музея рассказывают о самой соли и ее особенностях, об истории соляных промыслов, о солепромышленниках Рязанцевых и т.д.

Здесь нам рассказали и показали всю технологическую цепочку по производству соли.

На территории Музея истории соли сохранилось 10 объектов культурного наследия — памятников федерального значения деревянной промышленной архитектуры XIX века: две рассолоподъемные башни, два ларя, три варницы, амбар, изба и контора. Завод не имеет аналогов в России.

Готовую к продаже соль насыпали в мешки и относили в амбары, стоящие на берегу реки Камы. Носили мешки на своих плечах и мужчины, и женщины. Из-за этого соль оседала на ушах, отчего возникла поговорка «Пермяк — соленые уши». Лишь в 1907 году для доставки соли в амбары построили солекатные дорожки.

Цырены —противни для вываривания соли.

В музее мы узнали, что в прошлом соль ценилась куда больше, чем в настоящее время. Кое-где она даже служила заменой денег. В истории известны случаи соляных бунтов при повышении налогов на соль.

Сользавод имеет статус памятника промышленного зодчества XIX века федерального значения.

На реке Кама (отсюда вывозили соль).

Экскурсия нам понравилась, советуем приехать сюда и все наглядно увидеть.

Вечер мы провели в гостинице «Пингвин» в Соликамске, где было уютно, комфортно и сытно.

12 июня г. Соликамск — Усолье — г. Березники 50 км

Погода испортилась. Лето, а такая холодина в Пермском крае. Утепляемся и едем в Соликамский краеведческий музей. Это один из крупнейших музеев в Пермском крае, основан в 1929 году. Располагается в 7 зданиях, 6 из которых — памятники архитектуры XVII-XIX веков федерального и регионального значения.

Экскурсию мы заказывали заранее. Начали осмотр с Дома воеводы.

Дом воеводы.

При входе в Дом воеводы воссоздана картина конца XVII века, когда здесь размещалась канцелярия воеводы.

На первом этаже дома рассказывается о жизни города с момента основания до XIX века. Здесь представлены действительно уникальные экспонаты: крепостная пушка, отлитая на Каменском заводе в 1733 году, уникальное собрание медной посуды, отлитой в XVIII веке (на соликамской фабрике Турчанинова), модель печи с изразцами. Также в экспозиции представлено ряд моделей и схематических изображений: дороги Артемия Бабинова, схема Соликамска XVIII века, древнейшая модель Соликамской крепости.

Схема Бабиновской дороги.

На втором этаже дома воеводы находится экспозиция, знакомящая нас с бытом Соликамска XIX-XX веков. Наверх можно подняться по необычной лестнице. Интересно перемещение по внутристеновым ходам, возраст которых насчитывает более 3 веков.

В первом зале второго этажа знакомят с бытом крестьян и мещан XIX - начала XX века. Здесь представлены экспонаты, найденные как в самом Соликамске, так и окрестных деревнях.

Во второй комнате находится экспозиция «Советский Соликамск», в которой можно окунуться в быт советских времен.

Наш экскурсовод — научный сотрудник музея с такими глубокими знаниями своего края, слушать его было одно удовольствие!

Рядом с Домом воеводы находится симпатичный дом, в котором есть магазин народных промыслов и сувениров. Очень рекомендуем, есть что приобрести. Мы даже приехали на следующий год специально кое-что докупить.

Рядом с Домом воеводы расположена Богоявленская церковь, которая считается одним из самых красивых храмов Соликамска.

Богоявленская церковь.

Экспозиция музея состоит из большого количество икон, большинство из которых датированы XVIII-XIX веком. Жемчужина музея — икона Николая Чудотворца, по преданию подаренная городу Иваном Грозным в середине XVI века.

Здесь же представлена пермская деревянная скульптура.

«Пермские боги».

Пермская деревянная скульптура — храмовая скульптура, получившая распространение на территории пермского края в XVII-XIX веках. Она уникальна тем, что, являясь по сути искусством восточно-христианским, сохранила отчетливые черты языческой культуры, вдобавок испытав влияние западно-европейского барокко.

В советское время в храме размещался филиал городского музея, благодаря чему здание сохранилось сравнительно хорошо. Уцелел иконостас церкви и её роспись.

Соборная колокольня.

На колокольню не стали подниматься, очень холодно.

Тут же расположен Троицкий Собор — недействующий православный храм, наиболее значительный в городе памятник церковной архитектуры конца XVII века. С 1929 года храм используют под выставочный зал краеведческого музея.

Троицкий Собор.

Людмилинская соляная скважина.

Место, где располагается Людмилинская скважина, в XIX - начале XX века находилось на территории Троицкого солеваренного завода И. В. Рязанцева. Работнику завода — Николаю Рязанцеву — было поручено пробурить скважину с целью определения расположения солевых пластов. Работы проводились в 1906 г. На глубине 98 метров была обнаружена жёлтая соль с красными прожилками. Она была горькой на вкус и была непригодной для выварки. Н. П. Рязанцев отправил соль на анализ. В 1910 г. провизор А. Власов сообщил, что соль содержит большое количество хлорида калия с примесью железа. Образцы для подтверждения анализов отправили в Петербургский геологический комитет.

В 1910 г. на скважине были завершены буровые работы, её оборудовали насосом, и 30 августа 1910 г. она уже действовала, выдавая рассол крепостью в 24 градуса. В честь жены И. В. Рязанцева скважина получила название Людмилинской. Стоимость скважины была оценена в 6 тысяч рублей — по 250 рублей за каждый градус крепости.

Скважина проработала до 1923 года, когда трест «Пермсоль», будучи не в состоянии восстановить после гражданской войны все солеваренные заводы, закрыл также и Троицкий (Соликамский) завод.

Однако Людмилинская скважина не была забыта: обнаружение калийных солей дало начало образованию в Соликамске отрасли калийных удобрений, когда 5 октября 1925 года геологической экспедицией профессора Пермского университета Павла Преображенского из скважины были извлечены образцы, содержащие сильвинит. Обнаружение сильвинита позволило открыть крупнейшее в мире Верхнекамское месторождение калийных солей.

Ныне скважина является действующей — из неё на поверхность земли поступает вода. В начале 2010 г. по программе «Соликамск — соляная столица России» по проекту фирмы «Арх-идея» место вокруг скважины было облагорожено для пешеходного туризма.

Познакомившись с историческим центром Соликамска, выдвигаемся в Усолье.

Мой муж Игорь родился в г. Березники, и мы каждое лето в течение 20 лет приезжали к его родителям. Частенько на велосипедах мы приезжали в Усолье и бродили вокруг этих старинных особняков. Мечтали о том, чтобы нашлись деньги у государства отремонтировать эти заброшенные строения.

И вот случилось чудо. После длительной реконструкции, с 2002 года, здание палат постепенно обретает вид, который оно имело когда-то. Почти полвека дом был полностью заброшен, и краткосрочные ремонты, закладки окон и дверей не спасали его от разрушений.

Дом-дворец теперь не узнать. Он настолько красив, гармоничен и так вписывается в окружающее пространство, что и фасад этот с массивным крыльцом, с группами окон, изысканным узором наличников, контрастом цвета стен и декора виден издалека.

С начала работы музея в здании палат ведутся не только регулярные ремонтно-восстановительные работы, но и реконструируются его утраченные элементы. В палатах появились изразцовые печи во всем их прежнем великолепии, кованые наличники и двери, ажурные оконные решетки.

Строгановские палаты — здание, построенное в традициях построек «палаты на подклетах», типичных для московского зодчества конца XVII - начала XVIII века.

Нижний этаж дома состоит из нескольких палат хозяйственного назначения с отдельными входами с улицы. Внешний декор подклетного этажа прост и зрительно несколько «тяжел». Парадный этаж, в отличие от подклета, декорирован четко прорисованными деталями оконных наличников, карнизов, портала. Окна главного восточного фасада, ориентированного на реку Каму, сгруппированы по три-четыре и представляют непрерывную декоративную линию. Тогда как противоположный фасад, обращенный в узкую улочку, имеет только по одному окну в каждой палате и выглядит строго.

Строгановские палаты являются одним из высочайших образцов гражданских построек московского барокко конца XVII - начала XVIII века и неотъемлемой составляющей берегового ансамбля Усольского архитектурного комплекса.

Музей располагается в историческом здании, где находилась резиденция Строгановых, в центре Пермских вотчин. Роскошный дворцовый фасад выгодно отличает здание от рядом расположенных построек, вместе с тем оно органически входит в ансамбль с церковью и колокольней, построенными в начале XVIII века в традициях стиля «московского» барокко, — период, когда в столице уже внедрялся новый европейский стиль — классицизм.

Мир Строгановых XVII-XVIII в. — патриархальный, консервативный, жёсткий до жестокости. Самые богатые люди в России — богаче государей, судившие своих людей своим судом, не общероссийским. Любители искусства и духовности, сыгравшие свою роль в архитектуре, иконописи, живописи, театре и построившие немало церквей по всей России. Одна из строгановских жемчужин — Усолье, Венеция на Каме.

Никольская церковь в Усолье.

Познакомившись со Строгановскими палатами и окрестностями, по пути подъехали к Никольской церкви.

Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца была заложена в 1813 году, а освящена спустя семь лет — в 1820 году. Ее построили в память об Отечественной войне 1812 года. Об этом сохранилась запись на бронзовой доске, установленной в алтаре церкви. Историки считают, что автором проекта церкви стал известный архитектор А. Н. Воронихин.

На мемориальном кладбище около церкви находится захоронение строгановского архивариуса, автора «Родословной Строгановых» и «Усольской летописи» Ф. А. Волегова. Никольская церковь частично отреставрирована. Имеет статус памятника архитектуры федерального значения.

Впечатлений на сегодня уже хватило. Пора и о ночлеге подумать. Заранее был забронирован мини-отель в г. Березники. Туда мы и отвезли наших друзей. Отель оказался очень милым. Мы оставили своих друзей вечеровать на уютной кухоньке, а сами уехали к родственникам, которые нас уже заждались.

13 июня 2022 год г. Березники — Чусовой — г. Екатеринбург (547 км)

Утром мы заехали за нашими друзьями. Игорь провел небольшую экскурсию по своему родному городу.

Первые поселения на территории Березников возникли в XVI - XVII веках на базе соляных промыслов графов Строгановых. Свое же название город получил от рабочего поселка «Березовый остров» при Березниковском содовом заводе, построенном в 1883 году пермским купцом Любимовым и бельгийским предпринимателем Сольве.

Причиной образования современных Березников послужило открытие уникального (одного из богатейших в мире) Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей. Непосредственно на территории города находятся Березниковский и Дурыманский участки месторождения с балансовыми запасами калийных солей 2,4 млрд тонн.

Уникальное сочетание индустриальной мощи современного города и богатого культурно-исторического наследия усольской земли привлекает туристов все больше и больше. В Березниках есть музеи, арт-объекты, театры, выставочные площадки, парки.

Краеведческий музей в г. Березники.

г. Березники.

Впереди у нас посещение этнографического музея — Парк истории реки Чусовой. А потому мы покидаем родные пенаты Игоря и спешим в город Чусовой. Ехать 186 км. Нам надо успеть к 15 часам, там заранее заказана экскурсия.

В окрестностях города Чусового, в живописном месте на берегу речки Архиповки действует музей под открытым небом — этнопарк истории реки Чусовой. Он создан благодаря энергии одного выдающегося человека — Леонарда Дмитриевича Постникова.

Парк возник около Арининой горы, на которой еще в 1954 году Постниковым была основана школа олимпийского резерва «Огонек». Здесь тренируются спортсмены, занимающиеся фристайлом, горнолыжным и санным спортом, а также проводятся соревнования. Среди воспитанников школы под руководством Постникова выросло немало чемпионов, в том числе победителей Олимпийских игр. Постников возглавлял школу с 1954 по 1995 год. Для воспитания чувства любви к малой родине и укрепления спортивного духа в 1981 году Леонард Постников на другом берегу речки Архиповки создал музей. Постепенно он вырос в обширный этнографический парк. В наши дни этнопарк реки Чусовой — главная туристическая достопримечательность города Чусового.

Осенью 1981 года сюда была перевезена часовня из деревни Махнутино. В ней открылся Музей истории похода Ермака. Позже были перевезены кузница, сельская лавка и пожарная из деревни Антабары, две крестьянские избы из деревни Мульково и Заречка, трапезная и церковь из деревни Махнутино. Постепенно выросла целая деревенская улица в стиле XIX века. Были созданы тематические экспозиции, а также памятные знаки людям и событиям, значимым для этих мест. В этнопарке содержится небольшое хозяйство: курицы, утки, гуси, кролики. Летом птицы гуляют на улице, благодаря чему создается колорит старой русской деревни.

У входа в этнопарк, перед въездным знаком, гостей встречает экспозиция истории Чусовского металлургического завода (ЧМЗ), основанного в 1879 году. Под открытым небом можно увидеть заслонку мартеновской печи, воздушный прибор с доменной печи № 1, литейный ковш, опоку с мартена, коксовый электровоз с бадьей, рессору, фрагмент бункерной эстакады, старые демидовские рельсы. Все это ушло бы в металлолом, если бы не Леонард Постников. Можно посмотреть и старые фотографии. Есть тут даже памятник Ленину, который раньше стоял на территории завода.

Далее на той же стороне стоит крестьянская изба XIX века. Сруб был перевезен из деревни Мульково Чусовского района. Это дом-пятистенок, тут есть летняя и зимняя комнаты, соединенные сенями, кухня. Сени выходят во внутренний двор. Внутри представлены различные предметы быта и прочие экспонаты. Можно получить представление о том, как жили наши предки в прошлые века.

Поблизости, близ тоннеля, по которому речка Архиповка протекает под железной дорогой, стоит памятник писателю-романтику Александру Грину. В 1988 году его выполнил из гранитной глыбы пермяк Радик Мустафин по проекту чусовского скульптора Виктора Бокарева.

Небольшой домик справа от главной улицы парка — это кузница. Ее перевезли из деревни Антыбары, родины Героя Советского Союза, руководителя спецподразделения «Альфа» генерала Г.Н. Зайцева. Кузницу относят к концу XIX века. Внутри — наковальня, кузнечные инструменты. Есть тут и старинный горн с мехами. Найти их для музея было непросто. Несмотря на солидный возраст, они все еще работают. Здесь же можно увидеть старые выкованные металлические изделия, найденные в разных частях Чусовского района.

Невозможно пройти мимо сельской лавки, которая была перевезена из деревни Антыбары. Она работала там с 1870-х годов как кооперативное торговое заведение. Здесь приобретали товары как местные жители, так и соседи из окрестных деревень.

На входе гостей встречает фигура купца. Внутри воссоздан интерьер торговой лавки. Можно прицениться, познакомившись с ценами и зарплатами XIX века.

У входа в лавку стоят различные виды русских саней.

Справа к лавке примыкает музей деревянной игрушки «Балаган». Этот красиво украшенный домик сразу привлекает внимание. Над входом установлен большой металлический петух. Изба XIX века, в которой разместился «балаган», была перевезена из деревни Заречка Верхнекалинского сельсовета, ее хозяином был Василий Иванович Третьяков.

Внутри стоит множество различных игрушек. Основная экспозиция — богородская деревянная игрушка. На стене висит призыв: «Руками трогать обязательно». Дети будут в восторге! Да и взрослым тут нравится.

Напротив стоит здание пожарной части с каланчой. Оно было перевезено из деревни Антыбары и восстановлено. В прошлом пожары были настоящим бедствием. Порой они уничтожали целые населенные пункты. Пожарные команды были в основном лишь в городах. А жителям Антыбар повезло — у них была своя пожарная станция.

На пожарной каланче стоит макет дозорного. Внутри можно увидеть различное пожарное оборудование, макет пожарного и лошади, музыкальные инструменты. Помимо прямых обязанностей по тушению возгораний, пожарные играли на духовых инструментах, выступали на праздниках.

Мы приблизились к ключевому объекту этнопарка — музею истории похода Ермака. Именно отсюда началась история этнографического парка, это его сердце. Музей размещается в часовне со звонницей, перевезенной сюда в 1981 году из села Махнутино Чусовского района. Надзирающие советские органы требовали спилить крест, но Постников настоял на своем.

Как известно, Ермак со своей казачьей дружиной отправился в поход на покорение Сибири из Нижне-Чусовских городков, которые расположены в 50 км от города Чусового. Они поднимались вверх по реке Чусовой.

У входа в музей в 1991 году установлен памятник походу Ермака. В основании памятника заложена земля из Нижне-Чусовских городков, откуда начинался военный поход, и земля из Тобольска, в окрестностях которого Ермак погиб. Поблизости есть еще один памятный знак Ермаку. За музеем Ермака, в похожей деревянной часовне, располагается трапезная.

Музей Ермака.

Имеется в этнопарке и памятник известной песне «Уральская рябинушка». Ее автор, Евгений Родыгин, родился в 1925 году в Чусовом.

Конечно, помнят в этнопарке и великого русского писателя Виктора Астафьева. Долгое время В.П. Астафьев жил в городе Чусовом. Именно здесь он начал заниматься литературой. Позже Астафьев приезжал в этнопарк и гостил у Леонарда Постникова. В этнопарке можно увидеть арт-объект «Царь-рыба», связанный с одним из известных произведений Астафьева. Тут же, на небольшом озерке, красуется деревянный струг с парусом.

Этнопарк истории реки Чусовой давно стал брендом Урала и Пермского края, привлекая туристов со всей страны, а порой и из-за рубежа. Здесь побывали многие известные люди: актеры Зиновий Гердт и Евгений Леонов, поэт Евгений Евтушенко, гармонист Геннадий Заволокин, композитор Евгений Родыгин, писатель Виктор Астафьев и многие другие. В это место, в которое вложена душа его создателей, хочется вернуться еще не раз.

Наше путешествие подошло к концу. Мы за эти три дня узнали и увидели так много нового, захватывающего и необычного. Еще раз убедились в том, что один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома.