|
Перед тем как отправиться дальше на восток через Уральские горы в сторону Сибири, нужно было обслужить наш Москвич, исправить все поломки и утеплить его перед долгой дорогой и надвигающимися холодами.
В прошлом году перед поездкой на Ямал мы укрывали поддон брезентом, в Архангельске его не нашли, поэтому заменили на промышленный вспененный ковролин. Сразу скажу, что здорово помогло.
В своих путешествиях мы всегда стараемся по возможности миновать федеральные трассы и поехать региональными дорогами, где можно увидеть много чего нового и интересного.
Поэтому дальше поехали через Холмогоры,
а в Березнике свернули на Рочегду, Верхнюю Тойму, Котлас, пересекли Республику Коми и заехали в Пермский край.
Мне часто говорят, что я все проехал в России и ничего нового, пожалуй, уже не увижу. На что я отвечаю, что Россия настолько огромная и интересная и я в каждом путешествии открываю для себя что-то, о чем даже не слышал раньше. И эта поездка не была исключением, т.к. мы проехались по новым дорогам и городам.
Впервые заехали в Усолье, город находится всего в 180 км к северу от Перми. Он был основан Строгановыми в 1606 году у месторождений соли. Сегодня это практически Венеция — большая часть старого Усолья оказалась затоплена Камским водохранилищем — уцелела лишь усадьба Строгановых, оказавшаяся на острове, которая прекрасно сохранилась и является ныне, пожалуй, самой интересной усадьбой Дальней России.
Именно солеварение предопределило всю последующую историю этого края. Строгановы быстро стали не только сильнейшей «соляной династией» Прикамья, но и богатейшими людьми России вообще. Именно Строгановы снарядили в поход дружину Ермака, что и положило начало русскому покорению Сибири.
После Усолья через Березники едем в Соликамск. Известен он уже с XV века, и здесь также добывалась соль. Благодаря богатым залежам соляных растворов Усолье Камское — будущий Соликамск на многие годы стал «главной солонкой» России, здесь производилось свыше половины добываемой в России соли. Город сыграл выдающуюся роль в становлении уральской горнозаводской промышленности и расширении границ русского государства на восток.
В 1597 году через Соликамск прошла Бабиновская дорога, и город на полтора столетия стал воротами в Сибирь. Строили ее 2 года. Благодаря огромному торговому значению Соликамск обзавёлся великолепным архитектурным ансамблем, поставившем его вровень со старинными городами Русского Севера.
История дороги такова: Крестьянин деревни Верхняя Усолка Соликамского уезда Артемий Бабинов разведал новую прямую сухопутную дорогу через Урал и сообщил в Москву. Был создан отряд из 40 человек, и за 2 года они построили дорогу в 260 верст, в 7 раз короче прежней. И стала она называться Бабиновская государева дорога.
Вначале Бабиновская дорога могла использоваться только зимой, когда замерзали болота, реки. Но позднее продолжили расчистку от пней и кореньев, расширили, построили мосты. Движение стало круглый год, а за проезд взималась плата. Получается, что это русская платная дорога 17-го века.
Бабиновская дорога 200 лет прослужила главным путем между Европой и Азией. По этой дороге шли русские землепроходцы. Она открыла не только путь в сибирские просторы, но и новую эпоху в истории Русского государства. Только в 1735 году была построена дорога на Екатеринбург и Бабиновский тракт утратил свое значение. А в 1763 году ее и вовсе закрыли.
Бабиновский тракт заканчивается выходом к реке Туре, где был основан новый населенный пункт – город Верхотурье, там была устроена таможня и построены склады для завозимых товаров.
Сюда-то мы и приехали, и тоже впервые. Верхотурье — самый старый город Свердловской области, его еще называют духовной столицей Урала.
После открытия Бабиновской дороги здесь сначала построили деревянную крепость, которая стала воротами в Сибирь. Время от времени город страдал от пожаров, поэтому начали внедрять каменное строительство. В 1699 году, по указу Петра I, на Троицком камне началось строительство каменного Верхотурского кремля.
В 1840-х годах часть западных стен кремля, стоявших на уклоне, постепенно наклонялась и затем рухнула. Во избежание несчастий власти решили сломать самую красивую часть западной стены, вместе с башнями…
В 2010-х годах было принято решение восстановить утраченное. Сейчас Верхотурский кремль – самый маленький по площади из всех русских кремлей, дошедших до нашего времени, и единственный на Урале.
Чтобы оценить вид на город, здесь можно забраться на колокольню Троицкого собора.
Дальнейший путь от Верхотурья в Сибирь проходил по реке Туре к Тюмени и далее к сибирскому стольному граду Тобольску. Часть Бабиновского тракта на участке Тюмень — Ирбит и по сей день называют Ирбитским трактом. А по старинному участку Тюмень — Тобольск проложена современная автострада.
Но перед тем, как продолжить путь на восток, мы решили заехать еще в одно интересное место на Урале — сверхглубокую скважину. В летних сериях мы показывали вам фильм о Тюменской сверхглубокой СГ-6 на Ямале, которая полностью сохранилась.
Уральской сверхглубокой СГ-4 повезло меньше. После закрытия разведки территорию отдали частным лицам под лесопилку. Каркас 72-метровой буровой вышки сдан в металлолом. Сейчас тут располагается цех по сращиванию клееного бруса.
В Тюмени заехали в гости к Диме Кулику. Именно с ним Саша Еликов в 2013 году на двух ГАЗонах доехал до мыса Челюскин, а потом еще на красном Запорожце рассекал по зимникам Заполярья и ездил на перевал Дятлова.
Москвич оставили в Омске у знакомых на небольшое техобслуживание, а сами улетели на Новый год по домам, чтобы потом вернуться и продолжить путь через всю Сибирь в Якутию.
Наш сериал о путешествии на Москвиче в видеоформате можете посмотреть на канале YouTube.
Алексей Жирухин и Александр Еликов