А не съездить ли нам в «Уральскую Швейцарию»?

16.08.2023 | 5676 просмотров

июль 2023

В прошлом веке и речи не было про сравнение Михайловска со Швейцарией. Этот город мы знали как соседа парка «Оленьи ручьи» и что недалеко находится пещера Сказ. Тогда же, работая в школе, мы возили сюда своих учеников. Но добирались совсем другим путем.

Сначала на электричке до станции Михайловский завод. Там всю ночь (сидя на лавках) ожидали утреннего одновагонного поезда, который идет до станции Сказ.

1998 год веду школьников в пещеру.

Позже уже на машинах привозили в пещеру Сказ детей и внучку (2014 год).

Внучка Лизонька у входа в пещеру (2014 год).

Пришло время показать пещеру нашим друзьям.

Женский день 8 марта 2023 года решили провести в сказочной красоте — в пещере Сказ. Это самая известная пещера около поселка с одноименным названием. Также в литературе встречается название Насиб-Таш (так ее называли местные жители). Спелеологи ее называют пещерой Шемахинской-1. В зимнее время это одна из самых популярных пещер Челябинской области среди туристов и спелеологов. Представляет собой пещеру горизонтального коридорного типа, состоит из лабиринта местами обводненных ходов с сифонами, является руслом подземной реки.

Выехали ранним утром по Новомосковскому тракту до пос. Дружинино, затем повернули на г. Нижние Серги до г. Михайловска. Не заезжая в город далее по трассе повернули налево и примерно 50 км до пос. Сказ. Расстояние от Екатеринбурга до пос. Сказ — 188 км. Оставляем машины на импровизированной стоянке и пешком по тропе (кто-то приехал раньше нас) 2,5 километра. Мы, и правда, попали в сказку. Кругом ослепительной белизны снег, зимний лес и голубое небо!

У входа в пещеру.

Эту пещеру невозможно посещать летом, так как она заполнена водой. В зимнее время года пещера превращается в настоящий сказочный зимний замок: ледяной пол, наледь на стенах и потолке, ледяные сосульки, растущие в каменных комнатах и закоулках.

Передвигались мы на четвереньках, разглядывая причудливые узоры подледной застывшей реки. Но в некоторых местах можно и в полный рост пройти.

Ледяной пол пещеры.

Ледяные друзы как кварцевые наросты.

Пещера Сказ – крупная пещера карстового происхождения в Челябинской области. Одна из крупнейших пещер не только области, но и Урала, находится в Шемахинском карстовом поле. Возможно, образует единую систему ходов с пещерой Шемахинская-2. Вход в Шемахинскую-2 находится примерно в 600 метрах от первой Шемахинской. Но мы туда не пошли, так как для ее посещения требуется специальное оборудование и без сопровождения там не обойтись.

На дорогу до пещеры от поселка Сказ, ее осмотр и обратно у нас ушло примерно три часа. Послеобеденное время мы решили провести в г. Михайловске.

Интерес к Михайловску возник после просмотра видеофильма «Уральская Швейцария» ведущего программы «Орел и решка» Антона Зайцева. Захотелось поближе познакомиться с этим удивительным городком.

На центральной площади города находится Собор Вознесения Господня, построенный в далеком 1892 году.

Самое раннее упоминание о Михайловской Вознесенской церкви относится к 1835 году. Она являлась одной из красивейших в области. Это была старая деревянная церковь на каменном фундаменте, штукатуренная изнутри и снаружи, крытая железом, выкрашенным малахитовой краской.

Построена она на пожертвования прихожан, заводоуправителей. Церковь была в один этаж и имела форму креста и три придела. Первый — главный — в честь Вознесения Господня, второй — Сретения Господня и третий — Рождества Пресвятыя Богородицы. На главном храме был полукруглый купол, на котором находился фонарь, увенчанный железной позолоченной главой с золоченым крестом. Колокольня выдерживала вес колоколов порядка 4154 кг!

В конце XIX века это уникальное сооружение постиг большой пожар. От деревянной конструкции осталась лишь каменная колокольня, которую, по предположению нынешнего настоятеля, отца Василия, реконструировали при строительстве новой каменной церкви. Новый храм строили подобно старому деревянному, строительством руководил красноуфимский мещанин Фаддей Николаевич Мельков. Строительство храма велось в две очереди. Первоначально восточная часть (сам храм), затем приделы Северный и Восточный, которые объединяли колокольню с храмом.

Церковь имела 9 глав, 3 алтаря и одну колокольню. Церковь посещало 4650 прихожан. Первым церковным старостой был Филипп Григорьевич Захаров, потом — Петр Иванович Скачков. После Октябрьской революции и гражданской войны в истории Михайловской церкви произошли трагические перемены. Активное целенаправленное разорение храма началось с 1935 года, когда церковь по решению местной власти была закрыта. Очевидцы вспоминали, как целыми вагонами увозили церковную утварь, иконы и прочее имущество. 26 декабря 1935 года церковь была закрыта, под рев толпы прихожан с колокольни низвергнут большой колокол, затем все остальные, колокольня была разрушена, а сам храм переоборудован в клуб.

Нам навстречу выбежал молодой батюшка Кирилл, который, несмотря на нашу незапланированную встречу, посвятил нам почти два часа своего времени. Он рассказал нам о храме, показал нам в цокольном этаже старинную печь XIX века, в которую мы даже зашли внутрь. Собор до сих пор имеет печное отопление. Посетили восточную невосстановленную часть Собора, где ведутся реставрационные работы. Также батюшка кратко показал и рассказал о церковно-историческом музее, в который мы непременно приедем, предварительно заказав экскурсию. И в заключение мы поднялись на колокольню (самое высокое здание Михайловска), откуда смогли увидеть окружающий зимний пейзаж. И самое удивительное, что батюшка позволил нам позвонить в колокола и некоторые из нашей команды с удовольствием это сделали, наполнив колокольным звоном весь городок. Удивило еще и то, что все таинства проводятся за свободное пожертвование, так же, как и свечи в церковной лавке.

Печь XIX века.

Нас так впечатлил этот городок с его историей и окружающей красотой, что мы непременно запланировали приехать сюда летом. Заранее договорились об экскурсии в церковный музей и запланировали еще экскурсию на форелевое хозяйство.

В одну из жарких суббот июля мы снова приехали в Михайловск. В Соборе Вознесения нас встретила экскурсовод музея Валентина Ивановна. Сначала она провела обзорную экскурсию по Собору, потом мы поднялись на колокольню. Летом с высоты открывается великолепный вид на окрестности Михайловска.

Спустившись с колокольни, мы направились в церковно-исторический музей, в котором Валентина Ивановна (в прошлом преподаватель истории в школе) погрузила нас в историю Михайловска. В экспозиции музея представлены иконы, книги, фотографии, предметы прошлого, кресты, памятники меднолитой пластики, чугунные памятные плиты.

Валентина Ивановна великолепный рассказчик, мы, как школьники, сидели, извините, слушая её, раскрыв рот. Как важно приобщать людей к исторической и духовной памяти своего рода и места, где они живут.

В XIX веке при епархиях появились древнехранилища, куда свозились наиболее древние иконы, утварь, облачения. Но после революции собрания древностей, принадлежавшие Церкви, перешли к государству. Большинство храмов просто были разорены или разграблены, как и Михайловский Вознесенский храм, подвергшийся разгрому в 1935 году. Сокровища храмов оказались либо у частных лиц, либо у коллекционеров, либо были реквизированы и перешли в собственность государства.

Возрождение Вознесенского храма началось в 90-е годы XX века по инициативе церковной общины. Рабочие занимались возвращением его прежнего облика. В храм стали возвращаться уцелевшие иконы, церковные книги и церковная утварь. Музей был открыт в 2022 году в цокольной части собора в рамках реализации проекта «Духовная история Михайловска», ставшего победителем конкурса Президентских грантов в 2022 году.

Получили духовные знания, и нам предложили пройти на Михайловское подворье (кафе-магазин напротив Собора), где мы с удовольствием приобрели разнообразную вкуснейшую выпечку, выпили по чашечке ароматного кофе. На подворье чего только нет, это и фермерские продукты, сувенирная продукция, hand-made от жителей города.

Валентина Ивановна предложила проехать к Ольге, у которой знатный дворик вокруг дома с красивейшим ландшафтом. Ольга с удовольствием делится своими секретами по обустройству участка. Поскольку все мы садоводы-огородники, не стали отказываться от такого предложения.

На участке Ольги.

Милая Ольга удивила нас своим творением. На ее участке вокруг дома продумано все до мелочей: от травинок до кустов и деревьев. Ольга щедро поделилась опытом создания такого ландшафта.

Как здорово, что есть такие люди, которые готовы искренне делиться своими знаниями, опытом и гостеприимством.

Наше знакомство с Михайловскими достопримечательностями продолжилось в форелевом хозяйстве на реке Куба (ударение на букву а). Мы заранее созвонились с менеджерами, заказали столик и даже заранее выбрали из меню, чем будем угощаться. Это надо делать обязательно, так как кафе небольшое, а желающих в выходной день очень много.

Мы отведали самую вкусную уху на Урале, пельмени из форели и, конечно, форелевое мороженое! Все вкусное, свежее и необычное!

Сморреброд на булочке гриль.

Каждый час проходит экскурсия к садкам с форелью. Надеваем спасжилеты (это обязательное условие) и направляемся по понтонам к форели.

На реке Куба стоят садки, где выращивают фермерскую форель. Река эта очень чистая, наполнена холодными подземными источниками, из-за чего ее температура так подходит для холодолюбивой форели. Вверх по течению нет ни одного производства и поселения, там даже водится хариус, который может жить только в чистой воде. Экскурсовод Иван рассказал о том, как создавалось это хозяйство, раскрыл секреты разведения форели. Рыба очень требовательна, и для того, чтобы получить качественный и вкусный продукт, необходимо создать определенные условия. Прямо на наших глазах подлетела хищная птица и без зазрения совести схватила рыбу. Иван только успел крикнуть ей, чтобы не забыла перечислить денежку. Кроме таких птиц, воришками являются ещё и цапли. А еще раньше, в первые годы становления хозяйства повадилась рыбкой угощаться норка из ближайшего леса. Она же и выпустила в реку через дырку в сети форель, в результате чего появились дикие виды форели. Ситуацию спасли бобры, которые именно здесь решили строить свои хатки. Норка исчезла. Хозяйство, конечно, очень хлопотное, но благодаря заботливым и терпеливым хозяевам форель радует нас своими вкусовыми качествами.

В магазинчике прикупили свежую форель (уже потрошенную) и свежесоленую рыбку. Вкуснятина необыкновенная.

Но это еще не всё про Михайловск. Главной достопримечательностью города является Михайловский пруд, который образовался благодаря плотине. Плотина была построена в 1806 году и имеет три шлюза, которые открываются лишь в весенний сезон.

Михайловский пруд пересекает железнодорожная насыпь, по которой поезда раз в день с Михайловского завода перевозят продукцию на главную железнодорожную магистраль. ООО «Михайловский завод РТИ» специализируется на выпуске резинотехнических изделий и сырых резиновых смесей. И есть предприятие «Михалюм», выпускающий алюминиевую фольгу и сталь-антифрикционные алюминиевые сплавы для автотракторного машиностроения.

Завершаем наше знакомство с Михайловском на горе Воронина, куда легко заезжаем на машинах по грунтовой дороге.

Не зря — не зря называют эту местность Уральской Швейцарией. С вершины горы открывается потрясающий вид на слияние трёх рек: Уфа, Серга, Воронина.

Прекрасные пейзажи, богатая история, гостеприимные люди — вот чем покорил нас этот городок.

Свой рассказ хочется завершить словам Даниила Хармса: «Моё мнение о путешествиях кратко: путешествуя, не заезжай слишком далеко, а не то увидишь такое, что потом и забыть будет невозможно…»

Всем автолюбителям путешествий рекомендуем провести выходной день в этом замечательном городе.

Виталий
Бро одна равнина если и есть пригорки то вовсе не горы ))) какая ШвЭйЦрия ))))
Молодцы.
Немного кринжанул с фото. Понимаю желание Швейцарии, сам хочу, но зачем же так.
Сыгда
Проезжал пару раз эти места, да природа замечательная, особенно в октябре.

Вы дром с одноклассниками перепутали

Аахахахаа) Швейцария это несколько иное)
Мой отзыв: Opel Zafira 2014

Планета Земля
Это не Швейцария, а пещера которую законопатили 😂 Вместе с жителями оной.
Это всё хорошо, но Швейцария бывает только Швейцарская, Мальдивы только Мальдивские и т.д.

Лазить на коленках по пещере.. от одной мысли у меня приступ клаустрофобии :)

Виталий
Бро одна равнина если и есть пригорки то вовсе не горы ))) какая ШвЭйЦрия ))))
Есть же санкционный пармезан. А тут санкционная Швейцария.
сочувствующий

Всегда считал что это у жителей подмосковного Звенигорода мания величия считать свои холмы Швейцарией. Посмотрел инет, оказывается что Швейцарий у нас много - Уральская, Башкирская, Калининградская ... И все рядом не стояли с европейской.

В прошлом веке я и знать не знал про пещеру Сказ. Хорошо, что в 21м у нас появился интернет.
© Уральской Швейцарией называл Мамин-Сибиряк районы Оренбургской губернии – это удивительные места вокруг Златоуста и Миасса, Вишневые горы, озеро Уви(е)льды. «Русской Швейцарией» назвал свой очерк Петр Прохорович Падучев (1860 –1912) – педагог, публицист, краевед, писатель, издатель, уроженец Златоуста. И это название стало перекочевывать от одного автора к другому. И теперь, благодаря Мамину-Сибиряку и Падучеву, все знают, где находится наша Швейцария.
Мамин-Сибиряк сам сообщал о причинах, побудивших его поехать на Южный Урал. Об этом можно прочесть в его книге «По Зауралью»: «Съездить на Южный Урал было моим давнишним желанием, но все как-то не выпадал случай осуществить его. Нынешним летом этот вопрос был вырешен окончательно, потому что необходимо было пожить недели три на кумызе, а потом уже по пути объехать Зауралье, именно по тем местам, которые скоро захватит строящая линия ж/дороги Самара-Уфа-Златоуст».

И у меня есть подозрение, что ни тот, ни другой, в Швейцарии не были и сравнивать не могли. Но это не точно. Упоминаний их поездок туда не нашёл
egorlike
Есть же санкционный пармезан. А тут санкционная Швейцария.
Ну таки да )))

Новоуральск
Просто так назвали. И все прицепились к этой Швейцарии. А хоть как назови, но там красиво. А к словам не надо цепляться.
Новоуральск
Недавно провели там целый день, хотелось бы больше.
Почему то фото перевернулись?🙄

Масленица
Недавно провели там целый день, хотелось бы больше.
Вот эти фото ближе к альпийским.

У нас тоже неплохо

Сыгда
У автора небольшой косячок. Фото не передают рельеф и красоту природы (мне понравилось). Поэтому пейзажи плоские. Снято на телефон, а нужна зеркалочка.
Тугулым
Как думаете есть в Швейцарии место которое называют "Щвейцарский Урал"? Вообще считаю что каждое чем-то значимое место должно иметь уникальное название, так честнее чтоли.

А то что съездили конечно молодцы! Движение - жизнь!
Урал несколько отличается по природе в связи с широтной протяженностью в 2500 км, от степей до тундры. А вот альпийские формы рельефа - острые скальные пики - крайне редки. Они есть, но слабодоступны по логистике. В отличии от Швейцарии, где в горы можно на поезде поехать или на легковушке

Караганда
Сообщений: 1931
Надоела жара, хочу в «швейцарскую Уралию»
Ай инджой май кар!!!
-----------------------------

А то что съездили конечно молодцы! Движение - жизнь!
Скажите это американцам. У них есть и свой Багдад, и Ст. Петербург и Лондон и прочее

egorlike
Неудачный пример. Америка - страна эммигрантов и названия новым населенным пунктам они давали в честь старых, откуда эммигрировали. Вряд ли в уральской Швейцарии жил хоть один швейцарец.
Новоуральск
А почему только в этом случае возмущения? Мне вот не нравится, чтот у нас практически все магазины, кафе и рестораны, фирмы и долго можно перечислять всё не по русски. И написано так , что и не прочитаешь. А вы видели в Швейцарии магазин с названием по русски. А это название не автор придумала, а были статьи на сайте про Урал. Зато сразу понятно. Есть ещё Уральская Венеция , понятно, что с водой связано. А место уникальное. Рядом природный парк Оленьи ручьи, там пещера, большой карстовый провал, карстовый мост, целующиеся скалы и т д. И везде приложены дорожки, лестницы, тропки. Один минус- много народу. Но можно на неделе ехать. А главное не далеко. В Швейцарию хорошо, но тут за нас все решили.
Новоуральск
И пусть горы не высокие, за то красивые. Красота не зависит от высоты. Уральские горы старые , сравнивать не корректно. Вот тоже на Урале. Пусть не горы , но обалденно красиво.

Новоуральск
Часто ездим в Башкирию, там плюшевые горы, хотя скалы тоже есть
Joy Toy
Про "достопримечательности" даже комментировать не стану... Природа да, красота. Нулевой сервис и все прочее, это даже нет смысла обсуждать. Вероятно, мне после поездок в Лугано (Швейцария) есть с чем сравнить. Как же вам мало надо для счастья, неприхотливые вы. На Урале у них Швейцария, под Анапой Мальдивы. Да уж...
Joy Toy
Это поездка выходного дня. Вы на свои Мальдивы на выходной ездите? Я тоже хочу в Португалию или на Амальфитанское побережье, но в выходные это прекрасный вариант для отдыха. У нас здесь вообще много красивых мест. Но может и хорошо, что не все про них знают .

Дедушка Ленин называл шушенскую ссылку-Сибирской Швейцарией

У нас тоже неплохо
Альпийские луга?)
Но Самарская область,Девья гора и Молодецкий курган, виды на зависть....Жигулевский горы), парк "Самрская Лука", Сокские и Ширяевские штольни и т.д.

Нефтескважинск (Сургут :)
Самое забавное, что неподалеку от этого города в сторону Красноуфимск а, находится придорожное кафе Париж 😂

Нефтескважинск (Сургут :)
Вообще, если честно, то самая красота там это дорога от Н.Серги до Михайловска - подъемы, спуски, повороты, мостики,и все по красивым поросшим густым хвойным лесом сопкам. Ну и пруд в Михайловске. Вот парк Оленьи ручьи хотелось бы посетить,но всё никак не получалось, говорят там тоже здорово, несмотря на отсутствие сервиса