|
Итак, города, которые мы проехали (или объехали) по пути туда:
Алма-Ата – Балхаш – Астана – Кокчетав – Петропавловск – Курган – Тюмень –Екатеринбург – Челябинск – Самара – Пенза – Новомосковск (Тульская область) – Москва – Едец – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар;
и обратно:
Краснодар – Ростов-на-Дону – Волгоград – Камыщин – Саратов – Сызрань – Самара – Уфа – Челябинск – Курган – Петропавловск – Кокчетав – Астана – Караганда – Балхаш – Алма-Ата.
Коротко о себе. Ехали мы вдвоем с женой, нам по 24 года, подобного опыта поездок на дальние расстояния мы не имели, хотя права и машина у нас были уже год. По работе мы ездим за рулем мало, да и дороги даже в своей области знали весьма посредственно. Еще при покупке машины у нас была такая мысль махнуть на ней на море, я периодически читал чужие отчеты о поездках, просматривал маршруты, но мы сами себе говорили, что это сумасшествие. Однако, когда пришла пора отпуска, стало ясно, что если мы хотим повидать всех родственников, оформить документы, посмотреть Москву и попасть на море, то ни поезд, ни самолет нам не подходят (билеты летом, не зная точных дат выезда, купить нереально). И мы решились.
Подготовка к поездке
Прежде всего, мы купили атлас автомобильных дорог 2006 года издания, изданный в России и охватывающий Казахстан в твердом переплете (что очень удобно). Карты Казахстана там были не очень подробные и крупномасштабные, но, как оказалось, это не проблема.
Посоветовавшись с обитателями инета (спасибо всем огромное) мы взяли с собой следующие вещи:
2 запаски – не пригодились.
Фонарик – не особо пригодился.
Переноска – не пригодилась.
Скотч – пригодился.
Саперная лопатка – не пригодилась.
Топор – пригодился для шашлыка.
Компрессор – пригодился, проверяли давление.
Запасной ремень генератора, предохранители и лампочки для фар – не пригодились.
Тормозные колодки вкруг – не пригодились.
Топливный, воздушный и масляный фильтры – пригодились (лучше привезти, чем искать на месте).
CD-диски с музыкой – очень пригодились, так как радио по трассе практически нигде не ловит.
Купили набор ключей и забыли его дома – не пригодился.
Взяли подушку и пледы – пригодились.
Запас воды в большой бутыли – пригодилась.
Ну и все, что требует ПДД, у нас в машине и без того было.
Позже купили средство от комаров – очень нужная вещь в северном Казахстане и по России.
Взяли с собой надувной матрас – очень пригодился при ночевках у родственников и проживании на море.
Ну и пляжный зонтик.
Советую взять с собой побольше разной одежды, так как климат очень разный, нам пригодились осенние куртки.
Подготовка машины
Заменили перед выездом ремень генератора и масло в коробке, причем масло заменили по совету СТО, вроде как подтекало, позже выяснилось, что их масло подтекает еще сильнее, хотя проблем ни до, ни после не было. Заменили лампочки в фарах (раз уж купили новые). На СТО, посмотрев ходовку, сказали, что все нормально и ничего делать не надо (незадолго до этого были заменены на корейские дубликаты передние шаровые и сайлентблоки). На том подготовка и завершилась, и началась поездка.
Поездка
Сразу поясню, что мы старались не заезжать в крупные города, спали главным образом в машине и выезжали как можно раньше.
День 1
Выехали из Алма-Аты в 7 утра (долго грузились). Живем на окраине, поэтому сразу попали на трассу и поехали по указателям, заглядывая на карту. Без всяких затруднений проехали мелкие поселки, Курты и выехали на трассу, ведущую к Балхашу. На удивление дорога была хорошей, причем даже с разметкой (в Алма-Ате разметка есть далеко не везде и живет не долго). Приноровились к скорости и трассе, сильно не гнали и шли 100-120 км/час. Хотя, конечно же, при первой возможности я разогнался до максимума и посмотрел, где же на самом деле сработает ограничитель скорости (в городе я этого не делал и, разумеется, не собираюсь). На электронном табло замерла цифра 180, и при дальнейшем утапливании педали почувствовали небольшой толчок, стало ясно, что это предел. Первое время я очень опасался за наличие бензина по трассе и заправлялся при первом же случае по 20-15 литров до полного бака, но позже понял, что это совершенно ненужно, заправок много. Причем по Казахстану я ездил на привычном Гелиосе, а по России экспериментировал. По дороге до Балхаша на трассе было множество мелких птичек (типа воробьев), которые не всегда улетали при приближении к ним или не успевали этого сделать, было очень неприятно сбить нескольких из них и вытряхивать их потом из радиатора. Ущерба, конечно, никакого, но живность я люблю. Поэтому при приближении к особенно крупной стайке старались прогнать их сигналом. В Балхаше мы перекусили прихваченными из дома салатом и колбасой с хлебом. Остатки отдали местной собаченции, так как отравиться по дороге желания не было, а температура на улице достигала 39 градусов (судя по термометру машины). Полюбовавшись с трассы Балхашом, и сделав пару фоток, поехали дальше.
Было очень жарко, периодически включали кондиционер. Постоянно не оставляли, так как неясно было, сколько он сожрет бензина (позже оказалось что немного и стали оставлять подольше). Да и вообще, я не знал, сколько ест сама машина, так как мало езжу по городу. Позже стало ясно, что в среднем по трассе при скорости около 120 км/час машина ест около 10 литров бензина, что для нас было вполне приемлемо.
Караганду проехали через город без всяких проблем по указателям. Я был впервые и убедился в огромных пустых пространствах в городе и его растянутости, вызванными ранней добычей угля.
Вечером мы въехали в Астану, что характерно, до Астаны очень много указателей, в самом городе они внезапно кончились. Было темновато и голодно, и мы решили заночевать, как и планировали. Поужинали в местной пиццерии 1 200 тенге ~ 10$, спросили, как проехать в центр и поехали смотреть, что же там такого хорошего понастроили на высосанные из страны и народа деньги. Центр города действительно красив, застроен весьма грамотно, хотя, как позже стало ясно, многие архитектурные решения заимствованы у других городов. Мы вышли сфотографироваться и тут стало понятно, что несмотря на новизну и симпатичность города, жить в нем нам не хочется из-за отвратительного климата. Температура ночью была около 15 градусов, но больше всего нас напряг сильный ветер, от которого уже после 15 минут прогулки начинали ныть уши, а работающие фонтаны просто сдувались на тротуар. Замерзнув, но сфотографировавшись, мы начали искать ночлег, вернувшись на окраину с которой заехали в город.
Заночевали прямо в машине, пристроившись к длинной веренице припаркованных на ночь автомобилей. Ночью было холодновато, и мы слегка пожалели, что не взяли теплое одеяло, также выяснилось, что если один человек спит на заднем сиденье, то это неудобно обоим. Передний не откидывает кресло до конца, но все же мешает заднему, в дальнейшем мы оба спали на передних креслах отодвинув их и откинув спинки. Спали мы спокойно и без проблем проснулись по будильнику.
День 2
Рано утором (около 5) мы заехали на заправку, и попросили местного мужика на зеленой копейке рассказать, как выехать из города на трассу. Он набросал нам схему, но, видимо, поняв по лицам, что нам не все ясно, проводил нас поближе к выезду из города, за что ему большое спасибо. Выезд из города был несколько колдобистым из-за недостроенного участка дороги, но над ним уже трудились дорожники. На трассе сразу же начались указатели, и мы поехали на Кокчетав. Жители Астаны показались нам вполне нормальными людьми не испорченными столичным статусом. Движение по городу тоже вполне нормальное, но отсутствие указателей в самом городе просто угнетает.
Умываться с утра было негде, и мы умылись и позавтракали в небольшом кафе на берегу озера где-то на приличном расстоянии от Астаны.
Дорога на Кокчетав практически на всем протяжении ремонтируется и изобилует объездами, так как стоятся еще 2 полосы. Дорога вполне проезжая, объезды укатанные и не колдобистые, но так как мы ехали в дождь, то проезжавшие мимо фуры, окатив нас пару раз грязью, на нет испачкали машину.
Здесь по дороге нас уже начали донимать комары на остановках.
При подъезде к Кокчетаву нужно обратить ВНИМАНИЕ, и на развилке поехать не через железнодорожный переезд налево, а правее, тогда, не заезжая в город, направитесь на Петропавловск, но здесь, на этом участке, стоит быть осторожными, так как дорога весьма колдобистая, не стоит ехать больше 80, участок не очень длинный.
Петропавловск объехали без затруднений, дорога вполне приличная вплоть до границы. Совсем немного не доехав до границы, заправились на последней с казахской стороны заправке «Наройл» и перекусили в стоящем возле заправки кафе «Уют», которое, несмотря на свою непрезентабельность снаружи, оказалось вполне приличным. Бензин там тоже вполне приличный. Кстати, всего по маршруту мы насчитали не менее 10 кафе с названием «Уют».
Так мы и подъехали к границе.
Граница
На границе мы увидели длинную очередь из фур и, проехав вдоль нее, пристроились к уже стоявшим там легковушкам. Казахская граница и таможня представляет собой несколько киосков и вагончиков. В одном из них мы, заплатив около 800 рублей, оформили страховку на машину по России на месяц. В следующем получили маленький талончик, куда вписали марку и номер машины. Затем по очереди заехали на досмотр. Нас попросили открыть багажник и рассказать что в нем, проверили салон, моторный отсек, бардачок и многочисленные кармашки и отделения машины. После чего мы проехали дальше, на выезде из поста мы прошли паспортный контроль, ответили, куда и откуда едем, нас сняла видеокамера. Здесь нашу машину снова проверили и, забрав талончик, выданный вначале, отпустили.
Теперь мы подъехали к российской границе и пристроились в очередь. Российская граница представляла собой несколько зданий и навесов для досмотра. Зайдя внутрь, мы заполнили таможенную декларацию, прошли паспортный контроль, оформили документ на временный ввоз машины. ВНИМАНИЕ! На таможне нам сказали, что водить машину может только тот человек, на чье имя оформлен временный ввоз. Получалось, что вести всю дорогу должна была жена. Мы расстроились, но ждать 2 часа пересмены (дело было около 6 вечера) и переоформления бумажки не стали. Впоследствии гаишники лишь один раз в приграничной области проверили эту бумажку, причем за рулем был я, но придираться они не стали. Еще раз досмотрев машину, нас отпустили в Россию. Вся процедура заняла от 2 до 3 часов. Кстати, через границу НЕЛЬЗЯ провозить средства самообороны и газовое оружие.
Примерно через 180 км на стационарном посту нас остановили гайцы, проверили все документы, попросили открыть багажник, дыхнуть, задали дежурные вопросы и отпустили.
Далее мы проехали в объезд Кургана и направились в сторону Тюмени. Заночевать решили у родственников жены. Дорога до Тюмени и за ней не просто плохая, а отвратительная, колдобины и рытвины, сменяющиеся небольшими участками нормального асфальта. Мы заехали в Тюмень на окраине города купили торт, еще кое-какую мелочевку и поехали в поселок к родственникам. Немного поплутав по недавно построенным развязкам, мы нашли нужное направление и добрались до ночлега. Сходили в баню (не люблю баню, то ли моешься, то ли просто потеешь), поели и завалились спать на своем надувном матрасе.
День 3
Рано утром выехать не получилось, родственники давно не видели жену, поэтому на маршрут мы вышли лишь в 11 часов и направились в направлении Екатеринбурга, спокойно объехали и Челябинск. Где-то еще за Тюменью вдоль дороги продают землянику (200 р./банка), сдачи у продавцов не было и мы взяли аж 3 банки :).
Здесь нужно быть осторожными, так как за Челябинском начинаются Уральские горы, где асфальт не очень хороший, дорога изобилует крутыми поворотами, перевалами, серпантинами. Природа очень красивая, но стоит держать ухо востро и ни в коем случае не гарцевать и не обгонять на закрытых участках трассы.
Если ночь застанет вас в этих горах, в целях безопасности НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую перекусить и заночевать на одной из многочисленных стоянок фур, где есть кафешки и бойко идет торговля различными сувенирами и принадлежностями. Мы же проскочили горы и заночевали на одной из таких стоянок за горами – 50 р. Перекусили, и тут пошел сильный дождь. Под дождь приятно спать в машине.
На территории Башкирии нас остановили гайцы и радостно сообщили мне, что по трассе Дон нужно ехать 90 км/ч, хотя всю Россию я проехал под 120. Мне выписали штраф на 100 рублей. Самому интересно, дойдет ли он до Алма-Аты, но в дальнейшем я подстраховался и разводил на месте, так как по слухам за 3 нарушения в течение месяца прав в Алма-Ате лишают автоматически.
Гайцы стандартно стоят на одном и том же месте, в 35 км за Уфой есть несколько автобусных остановок с правой стороны по ходу движения, на одной из них они и стоят, то есть видишь остановку – езжай 90.
Дороги в Башкирии вполне приличные, но изобилуют множеством ремонтов и объездов с многочисленными временными знаками, запрещающими обгон и регламентирующими скорость. Практически за каждым знаком стоит гаишник, причем их стояло и по 3, и по 4 на очень коротком промежутке, даже в ночное время (на обратном пути тоже). Здесь гаишники любят прятаться за насыпями строящейся дороги и изгибами рельефа (не пугайтесь, увидев после холма одного из них, разглядывающего дорогу то ли в бинокль, то ли в измеритель скорости). Советую ехать по знакам. Внимательно смотрите на встречных, по России обычно моргают коротко, один, максимум 2 раза, причем не все.
Далее мы проехали по окраине Самары. Внимательно смотрите на указатели, кстати, на МОСТУ реверсивное движение по средней полосе, будьте внимательны.
Далее мы поехали в сторону Пензы. Номера Пензы 58, учтите, среди них встречаются идиоты, причем несколько чаще, чем среди других Россиян (не принимайте близко к сердцу). Дорога, как и везде, 2-х полосная и забитая. Однако возле поселка с названием Архангельское или чуть дальше есть поворот налево с очень хорошим асфальтом, без гаишников, фур и поселков, который выводит на объездную, по которой можно доехать до Трофимовки и вернуться на М5. Пенза будет по светофору направо, но ехать нужно прямо.
Далее, не доезжая до Рязани, видели весьма примечательное явление: вдоль дороги шла целая деревня, полностью состоящая из кафешек и столовешек с весьма разнообразными названиями и интерьером. Стараясь не терять времени, мы проехали мимо, надеялись дотянуть до Рязани, но примерно в 135 км окончательно выдохлись, заснуть за рулем не хотелось, и мы, наскоро перекусив в придорожном кафе, отрубились, стоя прямо на обочине между фур. ВНИМАНИЕ: никогда не останавливайтесь на ночлег прямо на обочине (особенно в Казахстане), только если за вами уже стоят фуры или какой-либо статический объект (знак, столб и т. п.). Заснувший за рулем может убить и себя, и вас.
Проехав совсем немного, мы попали в Тульскую область, г. Новомосковск, где живут родственники и где у нас были дела.
Оттуда мы съездили в Москву, посмотрели столицу. Дорога там, конечно идеальная, причем АВТОСТРАДА, то есть скорость движения 110 км/ч.
По Москве ездить приятно, но следует учесть, что скорость на МКАД 100 км/ч, по городу во многих местах 90 км/ч, причем город изобилует разделительными полосами и развязками, то есть без подробной карты там ездить невозможно, но БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ, трудно на 90 км/ч смотреть карту, а замедлять поток тоже не очень приятно. Учтите, что в Москве бензин дорого ~20 р., поэтому имеет смысл заправиться на подъезде к городу.
Вернулись в Новомосковск, оттуда направились через Елец на Воронеж. Где-то под Воронежом нас остановили гайцы (за рулем была жена). Гаишник начал нам рассказывать про запрещенный обгон, но мы совершенно уперлись и не признали того, чего не было. Тут подъехала другая белая Toyota, гаишник понял, что реально ошибся (видимо, ему дали ориентировку по рации) и, отпустив нас, пошел разбираться с ней. Далее мы двинулись на Ростов-на-Дону.
Не доезжая Ростова-на-Дону, нас остановил гаишник, радостно сообщив, что мы проехали около 100 км/ч там, где нужно ехать 40. Пришлось расстаться с 500 рублями. Под Ростовом мы заправились на ТНК (нам даже протерли стекла и заправили машину, что совсем не характерно для России) и пообедали в придорожном кафе. Далее мы направлялись в сторону Краснодара, но решили заночевать в станице Брюховецкой у моей бабушки. Это была не лучшая мысль, так как указатели на дороге указывали все, в том числе и мелкие населенные пункты, в то время как в атласе они обозначены не были. Пришлось долго петлять уже в темноте. Переночевав, спокойно добрались до Краснодара.
От Краснодара 120 км до моря. Мы были в бухте Инал в районе Джубги. Там очень классно, зелено. Пляжи каменистые, но зато прохладно. Мы жили в домике без удобств (с холодильником, общая, но приличная кухня, стоянка на территории) 200 р. с человека, 100 м от моря. Люкс там стоил 500 р. Прожили 8 дней, погода отменная. Загорели даже немного слишком. Питание достаточно дорогое, сразу предупреждаю. Ездили на экскурсию на дольмены.
Обратный путь
В Краснодаре мы заменили масло в двигателе, масляный, топливный и воздушный фильтры (все, кроме масла, везли с собой и, думаю, не зря). Спецы попались еще те (Самурай), но вроде справились. Обошлось дорого – 3 000 рублей. Вообще, по рекламе не могли долго найти нормальный сервис. В Краснодаре запутались на одном из колец и выехали на встречку, обошлось в 500 р.
День 1
Из Краснодара выехали уже часов в 11. Объехали Ростов-на-Дону. С удовольствием заехали в Волгоград. Прогулялись по городу. Нам очень нравится этот город. Пообедали в нашей любимой кафешке «Шуры-Муры», которая находится недалеко от набережной и речного порта. Там дороговато – 500 р., но это наше любимое кафе (терпеть не могу кафешки и практически никогда в них не хожу, но это исключение).
В Волгограде совсем не сложно сориентироваться, въехав в город, главное попасть на центральный проспект и повернуть направо, дорогу вполне можно спросить у местных. Если вы не видели Мамаев Курган, то ОЧЕНЬ рекомендую сходить туда. Будете покупать сувениры, думайте что покупаете. Не фотографируйтесь возле почетного караула и в главном зале, не уподобляйтесь баранам.
Далее мы объезжаем Камышин. Перед Саратовом ночуем на берегу водохранилища (50 р.), где было много комаров, в кафешке изобиловали тараканы и мухи, но неприятное впечатление скрашивали многочисленные котята, бегавшие по кафе.
День 2
Саратов объезжаем по указателям.
Въезжаем в Сызрань. Небольшой городок, но ВЕСЬМА запутанный, указатели завели нас на перекопанную в целях ремонта улицу, большинство местных послали нас туда же, но, прокатавшись около получаса, удалось выбраться на трассу. ВНИМАНИЕ: дорога за Сызранью очень колдобистая. Высокие наплывы типа лежачих полицейских по всему полотну на протяжении пары километров, НЕ нужно разгоняться.
За Сызранью (50 км) поглядывайте на знаки, там есть знак 70, за которым стоят гайцы. Мы проехали 116, удалось договориться за 100 р.
Далее проезжаем Самару и объезжаем Уфу. Где-то за Уфой останавливаемся на ночлег возле небольшой кафешки, стоянка 50 р., там же и поели, многие там ночуют.
Челябинск и Курган объезжаем без проблем.
Проходим таможню. 2 часа, если не попасть в пересменку (18.00). Если вы уже проезжали через этот пост недавно, то вы уже есть в компьютере, поэтому, заполнив декларацию, сразу идите туда. Было уже темно, машину бегло осмотрели, проверили паспорта (не забудьте проставить штампик о временной регистрации там, где вы прожили более 3 суток, на всякий случай стоит сохранять чеки с заправок, если находитесь в пути более 3 суток, чтобы избежать обвинений в нарушении правил пребывания и регистрации). За постом нас остановил парень на машине с Карагандинскими номерами. Оказалось, у него порвался ремень ГРМ, в машине жена и дочь. Попросил дотянуть до казахской таможни. Тянуть на машине с автоматом не рекомендуется, но бросать человека в беде не хотелось, мы дотянули его до поста, дальше ехать по ночи не было смысла. Пройдя казахскую таможню без проблем (только поинтересовались, зачем у меня под ногами лежит топорик :) ) мы доехали до заправки (тот же Наройл), где попросились переночевать. Было голодно, но в 20 метрах я заметил кафешку. Подошел к двери, увидел, что работает телик, и постучал. Открыли 2 мужика, оказалось это то же кафе «Уют», где мы уже были. Нас покормили и мы спокойно уснули в машине.
День 3
Далее мы объехали Петропавловск, Кокчетав по КОЛДОБИСТОЙ за городом дороге (участок примерно 20 км не больше 80 км/ч) добрались до Астаны. Днем в городе все так же красиво, но так же хреново ориентироваться. Есть пробки, попытались понять, куда едет большинство Алма-Атинцев за неимением указателей. Дохлый номер, все ехали в разные стороны. Поплутав, сориентировались по карте, компасу системы навигации (да, навигация показывает море, но компас показывает правильно!), выехали на трассу, ведущую на Темиртау, но по указателю «271 км» поняли, что это не та дорога, пришлось вернуться в город, и к своему удивлению в обратном направлении мы нашли несколько указателей и выскочили на трассу. Бензин был на исходе, ближайший Гелиос оказался без света, заправились на Синойле китайским бензином и рванули дальше. Зря. На скорости 105 км/ч нас сфотографировала автоматическая камера (ограничение 70), не знаю, придет ли штраф в Алма-Ату, но, думаю, придет.
В Караганде на въезде и на выезде у нас проверили документы, пожелали счастливого пути и отпустили. За Карагандой мы зацепились с бордовой бэхой с Карагандинскими номерами, позже нас догнали мерс и еще одна черная бэха (за всю жизнь не встречал ни одного нормального человека, ездящего на бэхе, и в этот раз тоже не повезло, ехали они опасно без причин). Все вместе мы под 180 долетели до Балхаша, где я был вынужден остановиться на заправку, так как бензин был на исходе. Примерно в 30 км за Балхашом был засыпанный гравием 10-километровый участок. Рядом стояли катки и есть надежда, что его скоро укатают. Долго ехали по темнякам, вдоль трассы горели небольшие костерки, и продавалась копченая рыба, мы несколько раз останавливались, искали жериха, нашли и купили. Усталость брала свое, и мы, добравшись до небольшой стоянки, заснули (если у вас слабые нервы, то после долгой ночной дороги я НЕ советовал бы останавливаться позади фуры. Когда я проснулся перед глазами был туман и все еще бежали белые полоски (наверное, они мне и снились) и вот, открыв глаза, я внезапно вижу перед собой задницу фуры и судорожно хватаюсь на руль:) ).
Рано утром мы продолжили свой путь, до Алма-Аты оставалось 185 км. Проехали без проблем и приключений.
Наблюдения
Выводы
Всем кто решится на дальнее путешествие, искренне желаю: Счастливого пути!
Виталик и Жанна Сёмочкины