БАСМАЧИ-2013. Из Москвы в Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан на Jeep Grand Cherokee WK2

25.06.2013 | 40486 просмотров

БАСМАЧИ-2013.

Маршрут: Москва—Волгоград—граница с Казахстаном—Атырау—граница с Узбекистаном—Аральское море—Муйнак—Нукус—Хива—Бухара—Самарканд—Ташкент—Чарвакское водохранилище—Яйпан—Коканд—граница с Кыргызстаном—Токтогульское водохранилище—полдороги на Сонкель—оз. Иссык-куль—граница с Казахстаном—Алматы—Чарынский каньон—Балхаш—Астана—Троицк—Башкирия—Новочебоксарск—Москва.

Всего порядка 10 000 км.

Даты: 19 апреля—12 мая 2013года.

Экипаж:

Водитель — Тимур aka Mumus (я).

Штурман — Дмитрий, пассажир — Лена (девушка Дмитрия).

Авто:

Маршрут был пройден на стандартном Jeep Grand Cherokee WK2: 2012 года выпуска, 3,6 л., 286л.с., пневмоподвеска, пробег на начало старта 27 000 км.

Из доп. оборудования:

• внедорожная резина Cooper Discoverer ST (вместо штатных 20-дюймовых дисков были поставлены 18-дюймовые).
  • Си-Би рация, которая перестала работать практически на старте, и ехали всю дорогу глухими и немыми :( (отремонтировать удалось только по возвращению, проблемы были хитрые с питанием)
  • автобокс на крыше Hapro Zenith 6.5 (390л.).

Навигация:

С учетом отсутствия детальных бумажных карт региона и наличия при этом участков бездорожья вопрос навигации представлялся очень важным. В итоге после долгих раздумий и опытов была сформирована следующая связка:

• основные точки маршрута — Навител, выпустивший отличные, кстати говоря, карты дорог республик Средней Азии — с второстепенными и грунтовыми в том числе. На планшете Samsung Galaxy 10.1. Плюс запасной планшет Samsung Galaxy Tab 2, ставший основным ввиду нестабильной работы программы на первом планшете (постоянные вылеты).
  • детальный маршрут, в т.ч. по бездорожью, прорисованный изначально в Google Earth, с отметками достопримечательностей, был перенесен и уточнен в SAS Planet. В итоге он был залит на два ноутбука (основной и запасной) и укрупненно (не удалось залить все масштабы) в основном планшете, где была установлена эта же программа под Andoroid. К ноутам, соотствественно, был прикуплен GPS-модуль. Реально помогало на бездорожье не отклоняться от маршрута.
  • распечатка на бумаге карт Генштаба по маршруту следования и спутниковых снимков районов, где предполагалось бездорожье (совсем запасной случай — не понадобилось);

Ответ на логичный вопрос — почему не пользовались Garmin-ом? — прост: отсутствие «машинки» и опыта пользования, в Европе и России без лазания в дебри хватало IGO + последнее время Навител-а.

Краткое резюме: Навитела вполне хватило комфортно перемещаться по дорогам общего пользования различных категорий и ориентироваться во всех городах; на бездорожье помогал SASPlanet на ноутбуке с проложенным маршрутом.

Топливо

По странам:

1. Казахстан — проблем ни с бензином (по опыту) до 95-го, ни с дизелем (по наблюдениям) не было ни в западном, ни в южном, ни в центральном Казахстане. С газом — аналогично. Расчет местной валютой либо пластиком — без проблем.
  2. Кыргызстан — аналогично, много заправок «Гасзпромнефть».
  3. Узбекистан — специально вынесен в конец абзаца. :).

Бензин практически без проблем есть только в Ташкенте (причем именно внутри города, в 5 км от него — уже дефицит) и даже по гос. цене.

В Ферганской долине — дизеля нет, по бензину есть легкий дефицит, но найти на заправках можно — как по гос. цене, так и по рыночной (в два раза дороже), в канистры не наливают.

В западном Узбекистане (от границы с Казахстаном через Бухару, Самарканд до Ташкента) — дизеля нет, бензина, можно сказать, тоже. Бензин завозят два раза в неделю (вторник, пятница), на заправках большие очереди, но зато продажа по гос. цене. Заправок (пустых) при этом множество, практически у каждой дежурит местный «бизнесмен», который отведет в укромные места, где бензин можно купить по рыночной цене. При этом сразу стоит уточнить, какой бензин у них есть — зачастую кроме 80-го плохого качества (на вид) альтернативы не будет. Расчет везде ТОЛЬКО ЗА НАЛИЧНЫЕ — на офиц. заправках только за местную валюту, у спекулянтов-бизнесменов — можно за рубли или прочую валюту.

Советы по Узбекистану (особенно для заезжающих со стороны Бейнеу):

1. иметь запас топлива из расчета «от границы с Казахстаном до Нукуса»;
  2. покупать топливо с рук только днем и искать все же 91-й, а не 80-й;
  3. на крайний случай иметь октан-корректор и двигатель все же должен быть готов сожрать не самое удобоваримое «пойло», т.е. топливо, — в нашем случае американский движок, в обычной жизни поедающий 92-й бензин с заправок BP, простил два раза шалости в виде коктейля « а-ля 80-й бензин+октан-корректор».
  4. иметь запас наличности;
  5. дизель — искать через TIR-парки и у дальнобойщиков, у местных — только если у «бизнесменов» и то проблема.
  6. в городах проще всего озадачить поиском топлива администратора гостиницы, где проживаете — везде нам помогали, ездили с нами по работающим заправкам либо секретным точкам розлива топлива (в одном случае это была даже чайхона, где сразу за входом был волшебный кран от подземного хранилища и розлив осуществлялся в обычные 5-литровые бутыли от воды).

С точки зрения стоимости топлива — лучше найти в инете текущую информацию, но в целом цена сопоставима с российской.

Валюта

Курс не привожу — см. в инете актуальный. В целом, основные неудобства приносила валюта Узбекистана — за 100 долл. США вы получаете реальный мешок денег. При этом теряется чувство реальности — потому как в рублях покупка стоит дешево, а в местной валюте — полмешка денег.

В Казахстане и Кыргызстане деньги обменивали на границе «на первое время», потом — снимали нужную сумму в банкомате либо расплачивались карточкой, можно также обменять валюту в банках.

В Узбекистане — «снова здорова!». Официально обменять валюту можно в банках, неофициально — запрещено, но на любом рынке можно — по существенно более выгодному курсу. Во избежание подстав (а по рассказам — такое бывает) все же для обмена использовали опять-таки местных ребят из отелей, которые подсказывали, где и у кого можно обменять деньги. В официальных местах расчет ТОЛЬКО МЕСТНОЙ ВАЛЮТОЙ. А теперь самое важное — В УЗБЕКИСТАНЕ НА ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТОЧКИ РАССЧИТЫВАТЬ НЕ СТОИТ. Совсем. Ни на какие. Расплатиться по ним вы не сможете практически нигде — и даже в гостиницах вам могут пообещать такую возможность, но по факту может «не работать связь» или «вам не так сказали». Снять деньги с карточки — вообще труба: банкоматов в стране практически нет, даже в аэропорту Ташкента (пробовали найти :)), а те, что есть — в 2-3 главных гостиницах Ташкента — ожидаемо пустые. В банках снять деньги — также проблема: если опустить подробности, то ищите филиалы (не опер.кассы) банков и лучше с неместными названиями. Мы в итоге для снятия денег с карточки использовали сеть одного банка в различных городах Узбекистана — «2Капиталбанка». И это было по карточкам Visa, возможности снять с Mastercard мы не нашли.

Границы

В целом, достаточно пройти одну границу для понимания, какие документы и процедуры вам понадобятся при следующих пересечениях: это загранпаспорт (лучше с ним — там штампы въезда-выезда будут с датами), рег. свидетельство на автомобиль, на месте заполняются два экземпляра таможенных деклараций, остальное — уже отдельные тонкости каждой границы. Дабы не заморачиваться — лично я каждый раз «прикидывался шлангом», выбирал понравившегося погранца/таможенника и после непродолжительной беседы за жизнь тот любезно рассказывал — в какие окошки надо зайти, какие бумаги подписать.

На российских, казахских и кыргызских таможнях в основном все достаточно цивилизованно и без лишней суеты (да, могут тщательно полазить в/под/на авто — но это их работа, вопросов нет), но у узбекских таможенников и, кстати, у казахов на одной из таможен есть свой прикол — это досмотр. Пассажиры везде проходят контроль отдельно от водителя, водителю же, согласно официальной процедуре, могут предложить (и предлагают) выгрузить полностью авто, вещи пронести через сканер, и потом загрузить в досмотренное пустое авто — все официально, жаловаться куда-то на произвол смысла нет. Основная хитрость в том, что сканер расположен в метрах 20-50 от машины в основном зале, где нехилый поток пересекающих границу людей и, естественно, гарантировать, что вы загрузите обратно столько же вещей сколько выгрузили, никто не может. Собственно, на этом моменте и вступали в действие помощники в лице портретов уважаемых отцов-основателей и президентов самой демократичной страны мира — Александра Гамильтона либо Эндрю Джексона — в зависимости от предпочтений мытарей.

А теперь собственно рассказ…

Пролог

Большая часть вопросов, касающихся данной поездки, от друзей, знакомых и просто встречных-поперечных сводилась к 2 основным:

Почему название автопробега — BasMaChe 2013?

Зачем вы туда поехали?

Поэтому имеет смысл, наверное, ответить на них сразу, хотя по законам жанра интригу стоило бы сохранить до конца рассказа. :)

BasMaChe 2013 — очень просто: Башкирия (моя Родина)—МААасква :)(местожительство участников пробега)—Чебоксары (Родина штурмана)… Поскольку уверенности в лояльном отношении местных жителей к движению басмачества не было — решено было написать название в английской транскрипции и с окончанием -е. Добавление на наклейку карты маршрута и картинок из кинофильма «Белое солнце пустыни» предполагало облегчение процесса налаживания контактов с местным населением и снятие части вопросов о маршруте. Однако, если карта реально помогала в объяснении пути нашего следования, то фотографии Саида, тов.Сухова и Абдуллы у официальных лиц любого возраста (даже «рожденных в СССР») в 90% вызывали вопросы о принадлежности указанных товарищей к афганским моджахедам и даже белая форма с красной звездой и пулемет товарища Сухова никого при этом не смущали — приходилось рассказывать/напоминать сюжет картины.

В качестве ответа на вопрос «зачем вы туда поехали?» можно было указать наличие родственников в Ферганской долине и светлые воспоминания из детства о поездке к ним в далеком 1987 году десятилетним ребенком, а также свербящие места на теле. Однако надо признаться, это был скорее повод и одного вечера ползания по карте в Google Earth хватило, чтобы раздвинуть сроки поездки до трех недель и включить в маршрут Аральское море, города Хорезма, Ферганскую долину, горы Кыргызстана, Иссык-куль, Алма-ату (ну не ложится на язык Алматы), Балхаш и Астану — прямо-таки калейдоскоп ярких воспоминаний из школьных уроков географии и истории. Кроме того, города Казахстана — Караганда, Кустанай и прочие, знакомые с детства по маршрутам поездов, на которых ездил в родную Башкирию, так и манили раскрыть тайны своих названий.

Надо отметить, что опыт автотуризма у меня до поездки был, однако, во-первых, это были всегда цивилизованные поездки с ночевками в гостиницах (в России и Европе), и, во-вторых, планировались они обычно по алгоритму «доезд до центральной точки-однодневные выезды от центральной точки в разные интересные места». По длительности автономной поездки (три недели) это также был первый опыт.

К чему этот комментарий? — к тому, что реально подготовка к поездке началась за полгода. Был составлен примерный маршрут в Google Earth, который дальше уточнялся в зависимости от расстояний, интересных мест, предполагаемых дорожных условий. Должен отметить, что Google Earth с ее возможностями осматривать места по фотографиям и прокладывать маршрут с учетом, в т.ч. перепадов высот (актуально в горах) для этих целей подходит идеально.

Параллельно был составлен список вещей, необходимых для подобного похода, и шести месяцев как раз хватило все это неспешно и по выгодным ценам закупить — от резины и обуви до канистр и мисок. Понятно, что для дальнейших походов этот список будет сильно меньше — только то, что не пережило предыдущую экспедицию либо не оправдало надежд (как например нож Mora, хотя есть подозрение что был ненастоящий — окислился через день, несмотря на должный уход).

В итоге после жестких трамбовок маршрут уместился в отведенные три недели поездки напряженным темпом с временными запасами на возможные потери, а багаж — в багажник (канистры (3х20л. под бензин+2х20л. под воду), газовый баллон, плитка, ящик запчастей, тросы, якорь RJO, компрессор, провизия, личные вещи) и бокс на крыше (палатка, шатер, спальники, матрацы, стол, стулья, тренога, ручная лебедка), остальное — фоторюкзаки, аптечка, огнетушители, монтировка и топор, а также собственно экипаж — уместилось в салоне. За бортом маршрута остался Таджикистан (еще бы недельку), за бортом автомобиля — бензопила (решили саксаул валить руками если что :)), телескоп штурмана, т.к. один бокс уже был на крыше был и второй, а именно так выглядело сие «орудие», приравнял бы авто к узбекским таксистам, перевозящим скарб трудовых мигрантов из России в Узбекистан (далее будет отдельное упоминание)), и даже, о боже, «икона стиля» — хай-джек (ну тут просто — в отсутствие крепежа на рейлинги крыши поперек салона инструмент не ложился, а в отсутствие силового обвеса тащить его только для сомнительного подъема за колеса также показалось излишеством, решено было просто в совсем уж экстрим стараться не влезать, а для легких тем использовать якорь с ручной лебедкой или тросы и буксир (не пришлось)).

Изначально предполагался вариант большего числа участников, однако, как нередко бывает, кандидаты постепенно выбывали и за две недели до поездки стало ясно, что едем одной машиной. В дальнейшем это сыграло на руку, так как одной машиной быстрее проходились официальные процедуры (границы, прежде всего) и не факт, что все места, куда в итоге удалось забраться, были бы также высоко оценены другими предполагаемыми участниками — ввиду тяжелых дорожных условий и проблем с дизельным топливом в отдельных регионах.

Рассказывать про все увиденные достопримечательности в наш век Википедии и Гугла было бы глупо, да и заняло бы немало времени и места, поэтому в рассказе будут фигурировать отдельные названия, а более детальную информацию читателю предлагается найти самому на просторах интернета.

День 1. 19 апреля 2013г. Москва—Волгоград

Ранним утром был взят старт с юга Москвы и дальше выезд на М-6. Весь день катили на юг, отмечая в природе изменения к лучшему (меньше снега-больше зелени). Поскольку план был до вечера доехать до Волгограда (порядка 1 000 км), то никаких интересных мест по пути следования посещено не было. Благодаря неплохому качеству дороги план удалось выполнить и к вечеру прибыть в Волгоград, в гостиницу «Сталинград», где также успели и поужинать в интересном стилизованном ресторане при гостинице.

Надо отдать должное Лене, девушке штурмана, на чьи хрупкие плечи легла почетная обязанность обеспечить экипаж гостиницами по пути следования — всю дорогу нас сопровождал список гостиниц для каждого приличного места ночевки и при приближении к ним путем обзвона выбиралось уже конкретное оптимальное место. В данном случае гостиница «Сталинград» была просто идеальным вариантом — помимо внутреннего колорита в виде предметов эпохи тов.Сталина и времен ВОВ выгодным было и само расположение гостиницы — прямо за монументом «Родина-мать».

День 2. 20 апреля 2013г. Волгоград (RUS)—Атырау (KZ)

Хороший завтрак, экскурсия по городу, дозакупка продуктов, Астрахань, граница, Атырау — таков был план второго дня поездки. С учетом расположения гостиницы экскурсия по сути началась сразу после хорошего завтрака. У монумента попали на парадное построение местных курсантов, что добавило торжественности моменту. В Волгограде я был первый раз и должен сказать, что Мамаев курган производит впечатление — мурашки по коже и тяжесть в груди от осознания «что же здесь было в те суровые времена». Обязательно приеду сюда с детьми, когда подрастут — это лучшее напоминание и назидание потомкам о том, что такое война. Дальше прогулка по городу до Дома Павлова, возврат в гостиницу и выезд в соседний молл — купить продукты, легкие кроссовки (треккинговые La sportiva оказались жаркими уже для климата Волгограда :)), sd-карточку в видеорегистратор взамен утерянной в гостинице и прочие мелочи. Там же и пообедали в закусочной у веселого американского клоуна.

Далее нудный выезд из Волгограда по причине полной убитости дорог в самом городе, его собственной огромной протяженности, а также чудесного алгоритма навигации Навитела, в попытках объезда пробок прокладывавшего очень экзотичные маршруты. Если говорить про свои ощущения от города, то, кроме мест исторической боевой славы, особо ничего не впечатлило и не удивило. Порадовал плакат на выезде из города, рекомендовавший в степи не останавливаться на ночь ввиду возможных грабежей — видимо, такие «профилактические» меры это все, чем местная полиция «борется с преступностью» — грустно.

Потом был комфортный перегон до Астрахани с видами на степь, казаков (целый отряд скакал — как выяснилось позже к очень пузатому атаману на «волге» — машине, не реке), Волгу — вот теперь реку. Сам город порадовал своей очаровательной провинциальностью (опять же, ощущения просто проезжающего сквозь город), чистотой и наличием зелени на деревьях. Честно говоря, я для себя Астрахань представлял несколько бОльшим городом.

После Астрахани был интересный переезд по понтонному мосту (платный, кстати, 100 руб.), прохождение затемно российско-казахской таможни за 40 минут без лишней волокиты и докапываний. На границе впечатлили автобусы с трудовыми мигрантами из Узбекистана — старые «мерседесы» реально битком набитые, на нейтральной полосе перед российской границей всех «пассажиров» высаживают и выстраивают в колонны по четыре человека, видимо, для контроля. В целом, вся эта картина чумазых людей, военной формы, убогих машин в свете прожекторов ОЧЕНЬ впечатляет и завораживает, жаль, снимать нельзя было. Также начинаешь осознавать масштабы этой «международной движухи» — трудовой миграции.

Выехав за границу, дружно выдохнули, купили страховку на авто и поменяли немного денег у местных, параллельно строя планы на ночную прогулку по Атырау. Однако жесткая реальность внесла свои коррективы: первые 150 км пути от границы представляли собой хорошо подготовленную полосу препятствий для автомобилей в виде разбитой, когда-то асфальтированной, дороги со следами (хотя, может, показалось) авианалетов в виде глубоких воронок. Передвижение в темное время суток и отсутствие населенных пунктов добавляло остроты ощущений. В итоге время прибытия в Атырау медленно, но верно отодвигалось в ночь. Однако дальше вторая половина пути до места ночевки оказалось вполне приличным асфальтированным участком дороги, что позволило-таки добраться до гостиницы «Алматы» в районе полуночи.

День 3. 21 апреля 2013г. Атырау (KZ)- граница «страны Оз» (UZB)

Наутро осмотр Атырау состоялся параллельно с поиском автомобильной и газовой заправок — надо было залить бак и все канистры, а также заправить пятилитровый газовый баллон для плитки. С учетом длительности перегона и необходимости пересечь в этот день границу с Узбекистаном решено было не медлить и выдвинуться максимально быстро, тем более опыт дорог предыдущего дня вызывал настороженность относительно их качества далее по маршруту. Однако от Атырау до Бейнеу проложена отличная дорога, с верблюдами и прочими красивыми видами вокруг. Последние 70 км от Бейнеу до границы, представлявшие собой «дорожное полотно», аналогичное первым 150 км по землям Казахстана, навели нас на мысль, что здесь явно какой-то злой умысел местного руководства, направленный на отбивание всякого желания у местного населения выезжать за границу, а у бедолаг-туристов, желающих въехать/выехать, — проезжать этой дорогой впредь. Худо-бедно, но к 19 часам вечера мы добрались до границы и первым делом попали на пересменку — час ждать. Ничего страшного — мы вторые в очереди и по всем понятиям должны успеть засветло проехать границу и встать на ночевку в степи. Хм… Через час за нами уже была очередь легковых и фур, а из ворот вышел сменившийся казахский погранец, к которому незамедлительно подошла группа узбеков из ожидавших своей очереди машин. После коротких и, видимо, успешных переговоров товарищ принялся «регулировать движение» и предложил нам откочевать подальше по очереди с формулировкой примерного содержания «не так стоим, не так свистим» и пропустить группу уважаемых узбекских товарищей на перегруженных всяким барахлом «Нексиях» и «Шевроле-Каптивах» — типа они группой и давно занимали. Наработанный до автоматизма боевой опыт перестроения на московских улицах в сопровождении короткого, но очень емкого и точного по содержанию посыла позволили пресечь попытки вышеуказанных товарищей порулить движением и пролезть без очереди. На площадке мы были вторые. Но это нам никак не помогло…

Сотрудники таможни не спешили делать свою работу и объяснили все просто: узбеки не впускают машины к себе. И вся нейтральная полоса уже забита желающими попасть в волшебную «страну Оз» — написание Узбекистана на местном выглядит как «Озбекистон». Таким неспешным образом мы за пару часов прошли казахскую границу и выбрались на нейтральную полосу, где как раз высвободилось местечко. При этом товарищи таксисты, имеющие явно больший опыт и веские аргументы для общения с таможней, все же оказались впереди в количестве 4 машин. Экскурсия вдоль колонны ожидающих и общение с узбекским пограничником на въезде в некотором смысле нас успокоило — ночевать где-то в степи нам не придется, заночуем прямо здесь — на нейтральной полосе. Мы были примерно 28-е в очереди, проезжало по четыре машины в два часа. Логично, что на таможню мы попадем через семь часов — т.е. утром. Однако дальнейшие события внесли свои коррективы — до утра прошло всего пара легковых машин. При этом фуры шли в нормальном режиме в обе стороны. Надо ли говорить, что на нейтральной полосе каких-то бытовых удобств нет в принципе, и на вопрос пограничнику от девушки «а где здесь туалет?» последовал логичный ответ «везде» и взмах руки в сторону степи — в окружающем коридор заборе с колючей проволокой были проходы. Бутерброды с консервами и ром с вишневым соком помогли приспособиться к новым условиям и заснуть в крайне необычном для нас месте. :)

День 4. 22 апреля 2013г. Граница «страны Оз»— плато Устюрт

Слава богу, погода на следующий день была нежаркой и начавшееся с утра медленное продвижение к узбекской границе не превратилось в изощренную пытку. При свете дня обнаружился еще один забавный факт — в импровизированную «санитарную зону» могли попасть люди как из потока, ожидающего на нейтральной территории въезд в Узбекистан, так и граждане, ожидающие выезд из Узбекистана. Т.е. теоретически пешеходам можно было обойти таможенный пост и выдвинуться в страну. Также было выяснено, что на выход из страны таможня работает также медленно и очередь с той стороны даже еще больше. Вынужденное безделье рождало разные идеи — долго дискутировали на предмет разбивки полноценного бивуака для приготовления обеда и продажи горячей еды прочим страдальцам, обсуждали текс послания президентам двух стран по вопросу границ, подружились со вчерашними таксистами (оказалось, что они из Бухары и промышляют тем, что перевозят скарб трудовых мигрантов, которые сами едут в забитых автобусах), ближе к границе я озадачился починкой неработающей рации — однако быстро свернул свои изыскания, представив удивление таможенников при виде развороченной обшивки салона (типа, мы уже подготовились к досмотру). В общем, к 17 часам мы, наконец, въехали на пост узбекской таможни.

Парадоксальным было то, что дальше пост мы прошли довольно быстро — выбранное нами «доверенное лицо» пограничной службы в итоге за 20 убитых енотов и возможность прокатиться за рулем машины помогло пройти формальности и избежать разгрузки для досмотра. Медлительность же их работы в целом была объяснена тем, что: а) просто смена до них была ленивая и б) год назад бОльшую часть сотрудников за взятки отправили на урановые рудники (сейчас не шутка) на 5-8 лет и теперь они взятки брать боятся и работают в основном согласно букве закона. И, глядя на набитые барахлом узбекские машины перевозчиков, понимаешь, что такую машину досматривать можно и пять минут (как раньше) и все два часа (как сейчас). К слову сказать, наши 20 убитых енотов были переданы в условиях строжайшей конспирации и после долгих уговоров — т.к. товарищ оказался ярым охотником — больше мечтал получить патроны, порох или что-нибудь охотничье (чего у нас не было), но при этом весьма порядочным человеком — от предложения забрать один из термосов отказался, мотивировав что нам самим понадобится в предстоящем долгом пути. В общем, спасибо тебе, дорогой друг! И еще одно спасибо за доставленную радость — когда боец решил проверить наш перцовый баллончик и просто брызнул его рядом со стоявшими поблизости коллегами — было весело!!! В итоге я на авто прошел границу быстрее моих пассажиров и до их прихода успел поменять опять же немного денег и купить автостраховку.

В процессе перегона по основной трассе недалеко от границы мы впервые столкнулись с местным постом ГАИ/Милиции/Госбезопасности: называлось это все YRX и состояло из группы людей в разной форме принадлежности вышеуказанных ведомств. Нас записали в разные талмуды, проверили документы и паспорта (видимо, прецеденты перехода границы через «санитарную зону» все же были в их практике) и отпустили восвояси.

Следующим насущным вопросом была необходимость определиться с местом ночевки — т.к. доехать до Аральского моря мы явно не успевали. В итоге решено было от маршрута не отклоняться и заночевать, отъехав в районе Жаслыка от дороги подальше в степь. Пропылив по степи около 30 км по разбегавшимся-сплетавшимся следам, мы наконец встали на ночевку — найти укромное место в виде холма или овражка не представлялось возможным, поэтому палатку и стол от постоянно дувшего ветра насколько это было возможно закрыли машиной, поужинали наконец-то нормальной горячей пищей, отметили свой боевой въезд в волшебную страну Оз и завалились спать.

Итогом событий этих двух дней для нас стала некоторая коррекция мироощущения: привыкшие к быстрому и четкому ритму деловой жизни в Москве, при столкновении с ситуацией неторопливого ритма жизни и большой доли неопределенности поначалу мы испытали дискомфорт и раздражение, сменившееся дальше нормальным, правда, давно забытым, философским восприятием жизни, когда время уходит не на вталкивание как можно большего количества дел в единицу времени, а на общение с людьми, созерцание природы и размышления собственно о смысле самой жизни. Мне в некотором смысле было легче — полугодовое штудирование отчетов и материалов по теме плюс собственный природный восточный менталитет давали представление о том, чего можно ждать в поездке и события лишь подтвердили ожидаемое. Для штурмана же и его девушки удар, как мне показалось, был жестче, но, к их чести, они его выдержали.

День 5. 23 апреля 2013г. плато Устюрт—Аральское море—Муйнак—Нукус

Утро началось с вкусного завтрака с кофе, приготовленного Димой, и веселого обсуждения ночевки. Коллеги убеждали меня, что всю ночь вокруг нас кто-то шастал, пищал, скрипел, тыкался снизу в матрацы и завывал — я же, видимо, уставший от общения с таможней и перегонов, спал как убитый и ничего не слышал. Хотя один раз все же проснулся, при этом почему-то показалось, что кто-то светит фонарем снаружи палатки — в итоге оказалось, что по голове монтировкой от меня и газовым баллончиком от Лены чуть не получил Дима, решивший в ночи что-то подсветить. Забавно, но утром он даже не смог объяснить, что же он там себе подсвечивал.

Факт въезда в Узбекистан позволил мне, как человеку местами суеверному, наконец достать наклейки и торжественно водрузить их на стекла автомобиля — на наклейках было указано название автопробега и показана карта маршрута — теперь уже было чем начинать гордиться. :)

Потом быстрые сборы и выдвижение на восток в сторону Комсомольска-на-Устюрте и далее на север вдоль чинка — к одному из редких спусков к Аральскому морю. Дороги как таковой до края чинка там нет, но есть следы от разной техники, позволявшие выдерживать направление и ехать чуть быстрее, нежели по голой степи — следить надо было только за тем, чтобы колея не становилась слишком глубокой, и не напороться на куски от распиленных труб проложенного газопровода (?). Дебаты о происхождении вызывали также куски оплавленного металла, воткнутые в землю — видимо, либо упавшие куски космического мусора, либо территория когда-то была полигоном. Во избежание эксцессов пневмоподвеску на этих буераках приподняли до 1 уровня, что дало прибавку в 3 см (почти до 25 см) и добавило уверенности.

Вдоль чинка дорога стала уже более накатанной, хотя соваться сюда на легковом авто я бы не рискнул. Открывшиеся виды, безусловно, восхищали. На одной из видовых точек нами был замечен джип TLC-78 с французскими номерами. Экипажем оказалась молодая пара французов, путешествующая из Парижа во Владик, с дальнейшим переплытием в Канаду. Ехали они уже 8 месяцев и впереди их ждали еще Казахстан и Монголия. А на этом месте они ждали местный трактор, который чудесным образом смогли отловить в степи (!!!) и теперь он должен был им привезти солярку для машины. Решили, что если их кинут, на обратном пути будем как-то помогать. К слову, дальше мы этот трактор встретили и он действительно вез им топливо, а сами французы после этого еще раз вернулись к Аральскому морю — видимо, уже для ночевки.

Спуск к морю с чинка был в указанном месте и выглядел достаточно крутым, чтобы испытать еще одну функцию автомобиля — помощь при спуске. Что сказать — на песочно-каменистом спуске помощь реально есть, хотя эффект был бы больше, если бы и спуск был круче. Соваться совсем к берегу моря нам настоятельно не советовали следы от предыдущих визитеров, явно указывавшие на засаживание авто в солончаки и бурную работу по их выдергиванию. Поэтому авто был оставлен на безопасном удалении, а сами мы наконец дошли до воды. Ну что сказать — я был счастлив! Первая из ключевых точек была взята, причем с достойными боями и без потерь, и оказалась при этом безумно красивым местом. Очень жаль, что задержка на границе не позволила осуществить первоначальную идею провести больше времени у моря: заночевать под шум прибоя, поснимать закаты и рассветы.

С учетом того, что большая часть маршрута еще была впереди, а сутки мы уже потеряли — решено было двигаться дальше и заночевать либо в Муйнаке, либо в Кунграде. Также пришлось скорректировать первоначальный план проезда в Муйнак вдоль Аральского моря без подъема обратно на плато — солончаки, переходящие в каменные горы, отметали такую возможность. Поэтому мы поднялись обратно на плато и двинулись вдоль чинка на юг.

Следующий спуск с плато был уже достаточно далеко от моря и солончаков, и решено было спускаться вниз и пробовать проехать напрямки в Муйнак. И вот здесь уже было обилие дорог, которые в итоге нас прилично попутали. При этом, как назло, инвертор, от которого питался ноутбук, замкнуло и мы через полчаса остались без ноутбучной навигации. Навител на планшете был бесполезен (этих дорог на нем уже не было), а масштаба карт на SAS4Android явно не хватало. Выбравшись в итоге к населенному пункту, оказавшемуся газовым месторождением, мы получили ц/у от местных по направлению движения к Муйнаку. Точнее — направлениям, потому что было указано общее направление и несколько дорог в нужную сторону. Движение по первой дороге, а потом по второй и третьей, приводили нас неизменно в непролазные лужи и водоемы, и мы вынуждены были возвращаться к исходной точке, чем, видимо, немало позабавили местных. За этими экспериментами стемнело, и наконец было решено ехать по совсем стремной дороге, которая, как казалась, вела обратно к Аральскому морю…

Решили, что если ночевке у моря суждено состояться — то так тому и быть (чувствуете изменение мироощущения?)… Однако постепенно стало ясно, что дорога просто проложена большим крюком и вывести должна к искомой цели. При этом она вела мимо, видимо, всех месторождений это территории и таким образом, мы получили полную информацию о способах и местах добычи газа на территории, некогда бывшей дном Аральского моря. Опасения вызывало подозрение, что в конце пути будет стоять шлагбаум и рота солдат, которые вежливо проводят нас в казематы «до выяснения обстоятельств» присутствия непонятных людей под видом туристов на вверенной им территории.

Однако все обошлось и в районе 22 часов мы заехали в Муйнак и начали поиски гостиницы. Далее была просто анекдотичная ситуация, когда все редко встречаемые местные говорили, что гостиница в городе есть, но показывали при этом в разных направлениях. В итоге три раза проехав городок в обоих направлениях, благо он оказался небольшим, и не найдя ничего похожего на гостиницу, мы решили двигаться дальше — до Кунграда, где, вроде бы, должен был быть приличный мотель на трассе.

Ночные катания по Муйнаку показали, что городок этот маленький и достопримечательностей в нем самом нет. Ценность для туристов могут представлять остовы кораблей недалеко от города, я про них читал в отчетах и видел фотографии других путешественников, однако сами мы в условиях темноты искать их не стали.

К Кунграду актуальной стала проблема бензина — катания по плато к морю и поиски Муйнака израсходовали запасы топлива, включая припасенные в канистрах 60 л. казахского бензина. Так получилось, что проблему топлива и жилья мы смогли решить в одном месте — у того самого пресловутого мотеля на трассе. Проблема жилья решилась просто — мотель: а) внушал трепет и страх своим видом и б) был закрыт «на реставрацию». Больше до Нукуса ночевать было негде.

Проблема топлива решилась более удачно: на встреченной за 5 километров до мотеля заправке топлива не было, барыги честно предложили 80-й плохого качества — отказались, в самом мотеле нам предложили опять таки 80-й, но типа хорошего качества и честно предупредили, что дальше ночью мы не найдем ничего. Остатки топлива в баке также явно намекали на ночевку у дороги. Скрепя сердцем, залили полбака предложенным «пойлом», разбавив его октан-корректором. Еще часть залили в одну канистру, на всякий случай. На радость нам, движок от предложенного коктейля кашлять не стал, и мы помчались в Нукус, надеясь по дороге максимально спалить залитое топливо.

В качестве отступления, про канистру мы как-то забыли дальше и вспомнили через две недели уже на обратной дороге, выезжая из Астаны, когда решено было подразгрузить авто, слив все запасы топлива. Открыв крышку канистры, запаха бензина мы не уловили. Пахло непонятно чем, но не бензином точно. После недолгого консилиума в споре с минимальным перевесом победила жаба и канистра была залита в бак — с добавлением опять же октан-корректора. В качестве оправдания кощунственному поступку был выдвинут аргумент, что полбака нормального топлива там было и разбавление его ЭТИМ большого урона не нанесет. Собственно, хвала Господу и Крайслеру, автомобиль повторно простил нам эту шалость.

Возвращаясь к рассказу о том, как мы мчались в Нукус, необходимо отметить отменное качество дороги — по две полосы в каждую сторону и разделитель посередине, что позволило поначалу даже набрать скорость для бреющего полета над землей. Однако дальнейшие события скорректировали крейсерскую скорость нашего лайнера, а также ускорили процесс пищеварения и вывода остатков продуктов из организмов экипажа. Если вкратце — то на скорости немногим больше 100 км/ч из темноты в свете фар вынырнули аккуратно разложенные поперек обеих полос бетонные бордюры, перед которыми были явные следы торможения не одной машины, куски пластика от бамперов машин, имевших недостаточно хорошие тормоза либо слабую реакцию водителей, а еще дальше виднелся опрокинутый видимо победителем теста «лучший тормоз на дороге» знак перестроения налево — т.е. на встречку. Ну что сказать, перед глазами жизнь не пролетала, но вот те бордюры до сих пор стоят перед глазами очень детально и убедительно, я бы сказал, особенно когда ночью появляется желание ехать быстро. В общем, чтобы там не писали и не снимали всякие шведские спецы (желающие могут найти соответствующие материалы на «Ты-трубе»), но экстремальное торможение+лосиный тест груженый под завязку Jeep проходит на 5 баллов — мы успешно выскочили на встречную. Дальше пришлось решать вопрос поиска обочины — очень хотелось…эээ… перевести дух. Во избежание повторных экспериментов дальнейший путь преодолевали с большей осторожностью — перестроения подобного плана встречались еще не раз. Кроме того, отсутствие знаков иногда напрягало еще и на предмет не понимания когда надо ехать по встречке, а когда встречка едет по твоей стороне, тем более периодически получалась ситуация, когда мы ехали слева, а встречные справа.

Глубоко в ночи мы наконец прибыли в Нукус. Список гостиниц города состоял из пяти позиций, однако повезло нам только в последней, «Жипек Жолы», остальные оказались полностью занятыми, что немало удивило.

Этот день был полон событий и приключений, неожиданностей и опасностей, красивых мест и разных людей — можно сказать эталонный для нашего приключения день.

День 6. 24 апреля 2013г. Нукус — Миздакхан — Хива

Утром мы смогли в полной мере насладиться вкусным завтраком и оценить самобытный интерьер этой семейной гостиницы. Приятным дополнением стало то, что рассчитаться мы смогли банковской карточкой, что в отсутствие местной валюты очень было кстати. В холле помимо прочего продавались сумочки и чехлы работ местных мастериц — в итоге у Лены появился очень самобытный и красивый чехол для планшета и еще пара предметов из этой же серии. Честно скажу, дальше подобных вещей не встречал и даже пожалел, что не приобрел что-нибудь на память.

Здесь же мы впервые столкнулись с удивительным радушием хозяев, что в дальнейшем нам сильно помогало в течение поездки. Нам надо было пополнить запасы топлива, отмыть машину от песка и грязи Устюрта и поменять валюту. Логично было, что первым делом мы обратились за советом к менеджеру на ресепшн гостиницы. Каково было наше удивление, когда он с легкостью согласился нам помочь и проехать вместе по необходимым нам местам, оставив рабочее место под присмотром других сотрудников. В итоге мы заправились у частников во дворе по приличной цене хорошим бензином (91-м), поменяли нужную сумму денег и были оставлены нашим сопровождающим на автомойке. Мыли машину 1,5 часа — везде и всюду, благо степная пыль была везде — и денег взяли за это аж… 150 руб. в нашей валюте.

Обедали мы там же, в гостинице, открыв для себя «недели плова». Кстати, надо иметь ввиду, что плов принято есть в обед и если вы знаете, где вы будете обедать — лучше заказать к определенному времени себе блюда. В противном случае плов может банально закончиться, а выбор оставшихся блюд будет не так богат. Также стоит учесть, что нормальному взрослому человеку вполне хватит половины порции, а целую съесть — уже реально подвиг. В итоге в дальнейшем на территории Узбекистана наш обед обычно состоял у каждого из овощного салата (что они туда еще добавляли, мы не поняли — но салат был чертовски вкусный, хотя может просто свежие овощи давали такой эффект), половины порции плова и зеленого чая со сладостями. Диссонанс вносил Дима, хотевший во чтобы-то не стало соблюсти православный пост до конца (5 мая). Когда он понял, что салатами он не наестся, а блюд без мяса тут практически нет — согласился брать плов, но мясо сгружал нам. Однако и этого было мало — и кушал он в итоге целую порцию плова, хотя и без мяса (в общем, как в том анекдоте «три ведра капусты, 3 батона хлеба»). Забегая вперед, скажу, что продержался он примерно до Самарканда — где глядя на наши яства махнул рукой и влился обратно в ряды мясоедов.

После обеда состоялась экскурсия в государственный музей искусств им. И.В.Савицкого, расположенный в пяти минутах ходьбы от гостиницы. Славен он, прежде всего, коллекцией картин русского авангардизма, второй в мире по значимости и объему, но интерес также представляет экспозиция, посвященная местной истории. Очень рекомендую к посещению и времени необходимо заложить порядка 3-4 часов, нам же пришлось уложиться в 1,5 — увы и ах.

Впереди предстоял путь в Хиву, по дороге планировалось заехать в Миздакхан. Дорога ничем примечательным не запомнилась, если не считать более глубокого знакомства с местными офиц. органами правопорядка.

Я уже отмечал в рассказе первую встречу с YRX, так вот возврат с плато Устюрт на основную трассу от Казахстана в сторону Ташкента сопровождался чередой новых встреч с этими товарищами — «урк-ами» как мы их про себя называли сначала и «урукхаями» — как прозвали в дальнейшем, когда они уже совсем достали. Так вот посты этих самых урукхаев расставлены по трассе с интервалом километров в 30, а также на границах областей — причем сначала выездной пост, а через километр — въездной. В общем, по количеству милиции на душу человека мы, наверное, на втором месте после волшебной страны Оз, которая лидирует с большим отрывом. Для сокращения рассказа надо сразу отметить несколько особенностей общения с местными урукхаями:

1. перед постом знак «стоп», который надо соблюдать,
  2. местные водители сами бегут к ним после остановки,
  3. к иностранным машинам они подходят сами, но очень медленно,
  4. с ними принято здороваться за руки,
  5. обычно их человек 5 дежурит,
  6. на постах основная их задача — записать вас в толстые «гроссбухи»: кто, откуда, куда,
  7. восточный менталитет не позволяет им перейти сразу к сути вопроса — сначала надо полчаса побеседовать за жизнь,
  8. их улыбка и внимание для вас ничего абсолютно не обещают — ни хорошего, ни плохого — как фишка ляжет,
  9. если инспектор представляется официально — это точно сулит проблемы,
  10. в Узбекистане запрещена любая тонировка («заводская, говоришь — на таможне должны были штамп поставить!» — вранье) и ближний свет фар («А не волнует, что у тебя это ходовые огни и они не выключаются» — просто не волнует и все тут).

На этих постулатах и строилось все типичное общение с урукхаями: тебя останавливают, здороваются за руку со словами «как дела, брат» (реально!), дальше либо представляются либо сразу переходят к беседе за жизнь: откуда, кто, что за машина, где был, чем занимаешься, а вот у меня в Москве есть…… Потом ты с основным удаляешься в будку для регистрации либо разводки тебя на деньги, в этом время остальные урукхаи обступают машину и в дело вступает штурман — объясняя работу навигатора и отдельные ТТХ автомобиля. Через полчаса ты наконец отъезжаешь от них, чтобы через полчаса-час попасть на следующий пост, и так далее. После второго поста мы стали шутить, что я на выезде из Узбекистана должен получить сертификат прошедшего тренинг по коммуникативным навыкам, а еще Дмитрий попросил рассказать подробней ТТХ автомобиля и предназначение отдельных рычагов и кнопок. Когда совсем становилось тяжко — с заднего сиденья выплывала Лена в топике «на босу грудь», типа размять косточки — это их как-то сразу смущало и беседа заканчивалась быстрее.

В общем, доезд от Нукуса до Хивы стоил нам 1 шоколадки и 1 пачки орешков на одном посту (когда попросили еще 200 руб. — были просто посланы под предлогом, что орешки и шоколадка уже рублей на 300 тянут (боже, за что мы торговались! :))) и 20 убитых енотов за тонировку задних стекол (разводка на штамп в декларацию) — на другом.

Вот с такими тренингами ближе к вечеру мы добрались до комплекса Миздакхан, расположенного неподалеку от города Ходжейли. Опять же описывать детально не стану — очень интересное место, особенно если повезет, как нам, дополнить собственные знания и осмотр рассказом местного дедушки — смотрителя. В общем, рекомендую к осмотру обязательно.

Далее наш путь лежал в Хиву. Ввиду позднего времени за бортом осталось посещение Чилпык калы. Навител нас опять не подвел и в самом городе четко вывел на нужный адрес — гостиницу «Малика Хива», расположенную у центральных ворот Ичан-калы.

Итогом этого дня стало получение первого глубокого представления о величии и древности среднеазиатской культуры, открытие для себя факта, что зороастризм зародился именно на этой земле…Ну и те самые коммуникативные навыки общения с современными представителями власти, YRX-ми — хотя наверное не одно из этих трех слов к ним не подходит.. урукхаи — самое верное определение.

День 7. 25 апреля 2013 г. Хива—Бухара

С утра нас ждал гид с экскурсией по Ичан-кале, которую мы заказали накануне вечером при въезде. Гидом был действующий научный сотрудник местного центра Фарух, поэтому экскурсия была увлекательной и очень интересной. Даже дождь, ветер и прохладная погода не смогли нам испортить впечатления от этого замечательного города. Из интересного, помимо самой экскурсии, можно отметить подъем на 56-метровый минарет по узкой лестнице — обзор Ичан-калы и Хивы, и посещение мастерской резьбы по дереву, прямо на территории крепости, где мастер рассказывает и показывает процесс работы. В процессе экскурсии я не удержался и приобрел таки себе мохнатую шапку и халат. Обедали в ресторане гостиницы заранее заказанным пловом, после чего, утеплившись, продолжили экскурсию.

К вечеру перед выездом в Бухару пришлось перепаковать вещи в боксе на крыше — езда по бездорожью Устюрта и подходам к Хиве не прошла даром, и крепления бокса немного ослабли, что привело к его перекосу на рейлингах. Пока переупаковывались — провели по наклейке на машине урок географии и истории группе немцев, ожидавших свой автобус. Вообще в Хиве и далее в городах Узбекистана и Кыргызстана мы для себя отметили интересную особенность — большое количество туристов из Европы (немцев, итальянцев, британцев, французов и т.д.), причем путешествующих как организованно группами, так и самостоятельно. Также присутствуют японцы (куда без них) и китайцы (им рядом, видимо). Гиды это наблюдение нам подтвердили, а интерес европейцев объяснили тем фактом, что в Европе очень положительно оценивают роль Тамерлана в истории — как человека, остановившего движение Чингисхана на запад. Правда, не совсем понятно, куда выпали 150 лет между временами правления Чингисхана и Тамерлана, но это, видимо, уже детали — легенда обеспечивает мощный потом туризма, что не может не оказывать влияния на рост внимания государства к историческим объектам и повышение культуры населения в целом.

Вечером мы переезжали в Бухару. Ввиду ремонта, а правильней даже сказать строительства, дорога представляла собой сменяющие друг друга участки разбитого напрочь грейдера и отличной автотрассы на бетонной (!) подушке. Строят, кстати, дорогу в основном китайцы и довольно быстро. Хочется верить, что через 3-5 лет дорога от Казахстана до Ташкента будет представлять собой отличный автобан, на котором не будет ни суточных ожиданий на границе, ни «урукхаев» — взяточников.

Седьмой день путешествия на примере Хивы показал нам, каким был хорезмский город в древности, а на примере встреченных местных людей — какими высокообразованным и интересным были и остаются хорезмийцы.

День 8. 26 апреля 2013 г. Бухара

Прибыв в Бухару накануне, мы остановились в бутик-отеле «Минзифа» в старой части города рядом с основными достопримечательностями. Очень колоритная гостиница с отличным персоналом, вкусной едой и набором услуг (собственно, здесь мы отдавали в стирку накопившиеся вещи за неделю вещи). Здесь же нам уже по традиции показали, где можно обменять валюту и заправить автомобиль.

С утра нас уже ждала гид — чудесная девушка по имени Малика. Весь день мы посвятили осмотру достопримечательностей Бухары. Погода на этот раз благоволила нам — светило солнышко, было не жарко, и мы с удовольствием прогуливались по улочкам древнего города, слушая рассказы об истории Бухары, в которых факты переплетались с легендами.

На обед мы попробовали местную разновидность плова, которая немного отличалась от съеденного ранее в Хиве. Пользуясь знаниями и отчасти служебным положением Малики, которая была старшим научным сотрудником, мы смогли посетить несколько интереснейших мест, куда обычным туристам вход заказан. Также мы посетили ковровую лавку, в которой помимо большого количества разнообразных ковров можно было понаблюдать за работой местных ткачих, прявших ковры. Если бы я имел с собой еще пару тысяч долларов — я бы, безусловно, вернулся домой с шикарным ковром, найти который в Москве просто невозможно. Поверьте, эти ковры стоят своих денег, и в любом другом месте они будут стоить на порядок дороже.

Также Малика помогла мне найти арт-салон и выбрать картину местного художника, с изображением Бухары в немного авангардистском стиле — на память об этом удивительно прекрасном и волшебном городе.

Вечером же мы посетили местное представление для туристов в Ляби-хаус, на котором под аккомпанемент музыкантов и певцов выступали танцовщицы и манекенщицы, представлявшие моду от древних времен до современности. Кто-то совместил зрелище и ужин, мы же предпочли после представления отправиться в другой ресторанчик, где чудесно поужинали… эээ.. рублей на 700 на троих, хотя в местной валюте отданные пачки денег выглядели солидно… :) После плотного ужина сил хватило только на то, чтобы доползти до отеля.

За этот день в Бухаре мы смогли буквально раствориться в древнем среднеазиатском городе, почувствовать его красоту, атмосферу и течение жизни. Может эти слова звучат банально — но это «есть факт, месье Дюк»(с) И огромное спасибо Малике, которая открыла нам эту красоту восточного мира! Для себя же я сделал вывод, что обязательно вернусь в волшебный город Бухару — одного дня мало, чтобы охватить все его тайны.

День 9. 27 апреля 2013г. Бухара—Самарканд

До переезда в Самарканд у нас в программе были запланированы посещения некрополя Чор-Бакр и летнего дворца хана Ситора-и Мохи-Хоса, расположенных в окрестностях Бухары. И должен сказать, что, включив их в маршрут, мы не ошиблись. Если первое место внушает спокойствие, успокаивает и наводит на философские мысли о бренности мира, то дворец, построенный в конце 19 века, являет собой отражение новой эпохи, в которой причудливым образом переплелись древние традиции Востока и современные (на тот момент) достижения различных, и прежде всего европейских, культур.

Пообедав в летнем дворце хана — правильно, пловом! — мы двинулись дальше. Впереди до Самарканда нас ждал Сармыш-сай. Урочище Сармыш-сай является одним из самых известных в Центральной Азии мест с наскальными изображениями и раполагается на южном склоне Каратау, в 30-40 км к северо-востоку от г. Навои. На сегодняшний день в Сармыш-сае найдено более 10 тысяч петроглифов. Неподалёку от петроглифов расположены могильные курганы и священные места. Возраст рисунков приблизительно 6 000-4 000 лет до н.э. — эпоха Бронзового века.

Хотя, некоторые исследователи утверждают, что самым древним из них — 10-15 тыс. лет. Посещение этого места входило в обязательную программу поездки, был даже проложен маршрут по местным тропам, позволяющий попасть на машине максимально близко к достопримечательностям — обычная дорога приводит к детскому лагерю, от которого надо еще прилично топать пешком. Однако сбыться этой мечте не было суждено. Как только мы свернули с основной трассы в сторону Сармыш-сая, на первом же посту «урукхай» расстроил нас, сообщив, что проезд туда закрыт ввиду масштабной подготовки к фестивалю традиционной культуры «Асрлар Садоси», состоявшемуся 4-5 мая. Позже я посмотрел репортажи с данного фестиваля — очень жаль, что по датам мы не совпали, событие было очень интересное и познавательное. Фестиваль этот ежегодный и в будущем, если звезды сойдутся, поездку в регион можно будет спланировать с учетом этого события.

Дорога дальше уже практически на всем своем протяжении была отличного качества, «урукхаи» продолжали свое темное дело с заклинаньями «тонировка, ближний свет, дай от души, брат». По пути мы первый из двух раз за всю поездку попались на скорости — причем аж на фоторадар, наверное, единственный во всей стране Оз. Благодаря разговорчивому лейтенанту, который вообще-то был кинологом и когда-то учился в Ростове-на-Дону, размер «подарка от души» за превышение скорости на 24 км/ч удалось скостить до 20 убитых енотов. Другим запоминающимся моментом был въезд в Самарканд — а именно: поперек дороги лежали бетонные столбы, и указателей объезда никаких не было. Посмеявшись, что, видимо, местные не очень хотят видеть гостей со стороны Бухары и хорошо бы перенять опыт Москве (въезжаете вы из своего ЗаМКАДья по Новой Риге — а вам, опа, и въезд закрыт: ежи, столбы, колючка и коренные мАсквичи с кольями и цепами), начали искать пути объезда, пристроившись за местными машинами. В итоге потренировав снова джип (через вариант с размытой каменно-глиняной канавой смогли пробраться только мы, максимально задрав подвеску и благодаря наличию зубастой резины), мы таки въехали в город.

Нашим пристанищем в Самарканде в отсутствие мест в прочих стала гостиница «Шер дор». Ужинать же мы отправились в ресторан «Керимбек». Гостиница оставила приятное впечатление, ресторан же — не очень, ввиду громкой музыки, толкучки и не самой вкусной еды, хотя по уверению местных — он один из лучших в городе…

В этот день мы… тосковали по Бухаре... :)

День 10. 28 апреля 2013 г. Самарканд

Весь день у нас был посвящен изучению исторических достопримечательностей города. Гида с автомобилем (с учетом разброса мест по городу) нашли все тем же способом — через гостиницу накануне вечером. Фархад, так звали нашего гида, оказался не менее интересным собеседником, глубоко знающим историю страны и города, хотя при этом в «прошлой жизни» он, как оказалось, профессионально занимался баскетболом. Надо сказать, что исторические места Самарканда в большинстве своем, скажем так, сильно реконструированы — однако ощущения новодела, как это часто, к сожалению, бывает в Москве, практически нигде не возникало и мы снова с удовольствием окунулись в древний мир, прежде всего, империи Тамерлана.

Ближе к вечеру, по совету коллег с форума land-cruiser.ru и опять же с помощью гида, мы посетили Самаркандский винзавод им. Ховренко. Пока группа немцев, к которой мы пристыковались, проходила основную экскурсию, мы в дегустационном зале изучали батарею выпускавшихся заводом еще в во времена СССР напитков — в силу детского на тот момент возраста помнили не вкусовые ощущения, а только этикетки. :) В процессе дегустации отличнейших, кстати, вин и коньяков очень порадовал представлявший напитки главный технолог завода — почтенный, но очень энергичный дедушка сначала спросил, на каком языке ему вести рассказ, чтобы поняли и немцы, и мы (мог на немецком, на английском, на французском, на русском) — после чего на отличном английском красочно и вдохновенно рассказывал о каждом дегустируемом образце. В итоге, конечно, наши запасы вина и коньяка прилично пополнились. Немцы также были очень впечатлены качеством вина.

Ужинали по рекомендации гида в ресторане «Самарканд». Этот ресторан нам понравился на порядок больше предыдущего — и по обслуживанию, и по качеству еды.

Делясь вечером ощущениями от дня, мы пришли к выводу, что Самарканд из трех посещенных нами городов — самый туристический, и в общем-то именно в нем есть ощущение столицы, да простят меня хозяева и жители других городов, государства. Это вовсе не значит, что он лучше Бухары или Хивы — их самобытность и спокойный уклад жизни на порядок лучше передают атмосферу древней истории, что делает их незабываемыми, в Самарканде же темп жизни и количество жителей и туристов несколько сглаживают ощущения от исторической составляющей, делая древние строения лишь фоном современного города, имеющего богатую историю.

День 11. 29 апреля 2013г. Самарканд — Ташкент

План следующего дня был многовариантным: предполагалось доехать до Ташкента, проехать через город, не останавливаясь, дальше к Чарвакскому водохранилищу и дальше либо заночевать где-то у воды, либо объехав вокруг вернуться в Ташкент, либо ехать дальше в ночь в Ферганскую долину, в Яйпан. Однако суровая правда жизни внесла свои коррективы.

Начало пути было вполне плановым и по дороге мы посетили мемориальный комплекс Имам-Аль-Бухари с мавзолеем этого святого человека — очень красивое место с большим количеством местных паломников и почти полным отсутствием иностранных туристов.

По дороге из Самарканда мы, конечно, не смогли избежать общения с «урукхаями». В первом случае нас нагло попытались развести на проезд на красный свет светофора — при том, что ехали спокойно в общем потоке на даже неморгающий зеленый — видимо, номера понравились российские на авто. Однако сидящий в теньке майор оказался более вменяемым, чем коллега-лейтенант, и после объяснения ситуации просто поинтересовался обстановкой в России и спокойно отпустил. Во втором случае был предложен «передовой» прибор проверки на алкоголь — свернутая в кулек бумажка, после чего состоялся недолгий спор «пил — не пил» с соответствующими покерфейсами с обеих сторон. За меня было то, что прибора, которым он грозился зафиксировать состояние опьянения, даже продемонстрировано не было, против меня — что накануне действительно была дегустация на винзаводе (о чем я, естественно, умолчал). В итоге цена консенсуса упала с заявленных 800 убитых енотов до 40, а потом и вовсе до имевшихся в кошельке (и для убедительности продемонстрированных прямо в нем) 30.

Дорога до Ташкента была уже отличного качества, и решено было заскочить в город, только чтобы пополнить запасы наличности (снять с банкомата) и топлива (в городе заправки работали без проблем). Сам Ташкент решено было не осматривать ввиду практически полного отсутствия исторических достопримечательностей. Воооот…. Ну, пожалуй, я опущу подробности наших метаний по городу, в целом же цепочка событий выглядела так: нужны деньги, в т.ч. на бензин (на заправках карты не принимают) — банки не работают (приехали после 16 ч.) — банкоматы есть в 2-3 крупных международных гостиницах (пустые, что логично) — в аэропорту всегда банкоматы есть (НЕТ ИХ ТАМ!!!) — сливаем последнюю канистру в бак — ищем гостиницу для ночевки, в которой можно расплатиться нашими нищебродскими Визами да Мастеркардами. В итоге остаемся на ночь в Ташкенте, чтобы утром пойти в банк и снять деньги.

Сам город не сильно впечатлил, удивило только количество «урукхаев» — они на КАЖДОМ перекрестке и активно собирают деньги, уже не знаю за что, с местных водил. Также удивили люди — после Хорезма, где всегда все рады были помочь, мы расслабились и уже по привычке спрашивали у местных дорогу либо местонахождение объектов — так вот в Ташкенте сложилось ощущение реально большой деревни, в которой жители дальше даже своего двора ничего не знают.

Кстати, здесь нужно упомянуть еще одно свойство местных людей, характерное, впрочем, не только для узбеков, но и остальных жителей Средней Азии — на вопросы они всегда достаточно уверенно отвечают, однако очень часто указанное направление оказывается неверным. Ощущение, что они стесняются признаться в незнании, но при этом искренне хотят помочь. Попавшись несколько раз, дальше мы проводили «заочную» ставку — уточняя маршрут у нескольких людей и дальше интуитивно выбирая вариант ответа.

Ужин в пиццерии во время наших метаний усугубил наше расстройство, когда получив счет, мы поняли, что пицца стоила как три шикарных ужина в ранее посещенных городах.

В общем, если в других городах перегибы власти (назовем это так) нивелируются предприимчивостью, хозяйственной мудростью и душевностью по отношению к гостям местных жителей, что помогает преодолеть искусственно созданные государством трудности, то в Ташкенте вся идиотская зарегулированность торчит отовсюду и сильно осложняет жизнь как местным людям, так и туристам. В итоге столица государства производит впечатление дремучей средневековой деревни.

День 12. 30 апреля 2013г. Ташкент—Чарвакское водохранилище—Яйпан

Накануне вечером при поисках банкоматов и гостиницы мы для себя отмечали места расположения банков, чтобы утром не терять времени и быстро обналичить деньги. Надо ли говорить, что и здесь нас ждала засада — банкоматов в банках не было, при этом большинство т.н. банков были либо операционными кассами, где операции с карточками не проводились, либо отделениями уж очень национальных банков — чем они занимаются даже я, как финансист, понять не смог. В итоге мы искали филиалы и отделения более традиционных банков, что выяснялось опытным путем, и в итоге нашли отделение того же банка, чьими услугами пользовались ранее в других городах — Капиталбанка, где наконец смогли снять денег с Visа. Возможности снять денег с Диминой Mastercard в Узбекистане мы не нашли. Единственный банкомат в центральной гостинице Ташкента работал, однако вместо выдачи денег издевательски предложил показать остаток средств на счете.

Далее мы решили, раз уж оказались в Ташкенте, посетить разрекламированный местный рынок — базар Чорсу, дабы докупить сувениры из волшебной страны Оз, потому как далее у нас оставалась только Ферганская долина, на которую больших надежд в плане подарков мы не возлагали. Древний базар представлял собой вполне современный (по времени, не по качеству) рынок, где продавалось все — от овощей до китайского ширпотреба. Найти на нем действительно хорошие сувениры и качественные изделия узбекских мастеров нам не удалось — поэтому практически все, что было привезено из Узбекистана, было куплено либо до Ташкента, либо после. Отсюда совет — не откладывать покупки на потом: в Хиве, Бухаре, Нукусе и других городах продаются как раз местные изделия, зачастую ручной работы, по очень даже демократичным ценам.

Дабы не продолжать череду разочарований Ташкентом, после рынка мы наконец-то заправились и выдвинулись в сторону Чарвакского водохранилища. Непосредственно перед плотиной остановивший нас «урукхай» за полученное вознаграждение (тонировка) подробно рассказал, где дальше можно останавливаться/снимать, а где нельзя — дабы не иметь проблем при выезде. Вкратце если — не стоило снимать саму плотину, а также ряд дач и резиденций на другом берегу. Пока я общался с «платной справочной», Дмитрий дошел до стоявшей неподалеку машины с вывеской «сдаем дачи» и выяснил, что можно спокойно снять дачу на любой срок (пока не сезон) и цена за сутки колеблется от 100 до 1000 долл. Решили, что сначала объедем водохранилище, а потом решим. До основных деревень, расположенных вдоль южного берега, вела нормальная асфальтированная дорога, а вот дальше на север уже был довольно разбитый грейдер, сменившийся вновь асфальтом как раз в районе тех самых сильно охраняемых дач и резиденций больших начальников на северо-западном берегу. Красивые пейзажи гор и водохранилища радовали наши взоры, слегка замылившиеся за последние дни от обилия видов старинных городов. Вместо Ташкента я бы рекомендовал больше внимания уделить именно этим местам. За бортом остался Чимган — местный горнолыжный курорт — как показывает опыт, летом без снега горнолыжные трассы совсем не так шикарны, как зимой.

Выехав обратно к началу дороги вокруг Чарвака и прикинув время, решили этим же днем доехать до Яйпана в Ферганскую долину. Минусом данного решения было то, что сами перевалы, ведущие в долину, мы проезжали уже затемно — и хотя останавливаться и фотографировать там строжайше запрещено — было жаль не увидеть этих горных красот. Сами перевалы охраняются очень серьезно, что неудивительно, учитывая их стратегическое положение — единственный выход в долину и общую неспокойность региона. Кстати, на сегодня сложилось так, что поезда в долину не ходят (во времена СССР ходили в обход через Казахстан), а автобусам запрещено возить людей через перевалы по соображениям безопасности движения. В итоге основной траффик составляют таксисты на «Нексиях» и караваны бензовозов — 8-10 длиномеров в сопровождении машин милиции.

В глубокой ночи мы добрались до Яйпана и с помощью местных нашли дом моих родственников. Кстати, следует иметь ввиду, что в Средней Азии практически нигде нет вывесок с адресами, даже в крупных городах, и местные люди также будут вас ориентировать по различным значимым объектам, типа рынка или больницы, про местоположение которых вы, понятное дело, также не имеете ни малейшего понятия. Короче, Навител вам в помощь — реально помогает.

День 13. 01 мая 2013г. Яйпан—Коканд—Яйпан

День был посвящен общению с моими родственниками, которых я не видел с 1987 года. Слава богу, все оказались живы-здоровы и смутные времена пережили без потерь. В процессе общения состоялся также выезд в Коканд с посещением дворца кокандского хана и местного рынка, где уже появилась свежая клубника и черешня. Домашняя шурпа и шашлык, приготовленные дядей, были божественны и подтвердили семейную легенду о его талантах кулинара. Вечер прошел в воспоминаниях и рассказах о жизни.

День 14. 02 мая 2013г. Яйпан (UZB)—Токтогульское водохранилище(KGZ)

Задачей этого дня было выехать из Узбекистана и доехать до Токтогульского водохранилища с ночевкой где-нибудь на берегу. При разработке маршрута были рассчитаны два варианта проезда, дополнительных к основному, — южный, через Ош и Джалалабад, и северный, через Чуст и Наманган. Ввиду потерь времени в предыдущие дни и опасений по срокам прохождения узбекско-кыргызской границы решено было не рисковать и ехать прямой дорогой. Однако прямая дорога в исполнении Навитела при выезде из Яйпана вывела в карьер, откуда мы выбирались с матюками в пыли от огромных грузовиков.

Здесь небольшая оговорка про работу Навитела. Первый раз его странную работу мы заметили в Волгограде, когда вместо основных магистралей он нас выводил всякими улочками, но тогда свалили все на то, что он учитывает пробки и пытается нас обвести вокруг них. При въезде в Среднюю Азию интернет отключили на планшете, но алгоритм расчета маршрута не изменился — навигатор упорно предпочитал выводить нас на точки окольными маршрутами, зачастую представлявшими из себя подворотни и пешеходные улочки (настройки на планшете, естественно, были под автомобиль и отключенным, когда не было нужды, режимом прокладки маршрута по грунтовым дорогам). Сложилось впечатление, что в картах просто нет индексации категорий дорог и навигатор реально считал самый быстрый и короткий маршрут. В общем, дальше мы учитывали эту странную особенность и, периодически в спорных моментах сверяясь с картой, ехали все же по главной дороге.

При подъезде к границе указателей никаких не было и, выскочив к пограничному посту, мы его, грешным делом, приняли за какие-то колхозные постройки с воротами. Однако на самих воротах таки висел нужный нам знак, а за ними маячил человек в форме и с автоматом. Да, это была граница! Причем ворота открыли специально для нас, малахольных, потому как местные на пост заезжают сбоку через дырку в заборе — милая местная особенность. Из разговора с таможенниками и пограничниками мы поняли, что этот пост не самый популярный (15-20 машин в месяц), потому что в Кыргызстане узбекам делать нечего, и мы с еще двумя попутными местными авто создали прямо-таки аншлаг.

Люди на посту работали душевные и за разговорами, бегло осмотрев машину, быстро выпустили нас восвояси. Проезжая километр по нейтральной полосе, мы повеселились на тему оффшорных полей вокруг — т.е. на нейтральной полосе вокруг дороги были возделанные поля, как позже выяснилось, узбекские. Вот такая плотность населения в Ферганской долине! :)

Первое знакомство с кыргызстанской границей было весьма колоритным и забавным. У пограничников мы интереса не вызвали — бокс на крыше они даже не смотрели, а на таможне я, можно сказать, облажался сам — на всякий случай, как и на узбекской границе, в декларацию внес все ценные вещи, что тут же обернулось боком — оживившийся таможенник тут же показал местные правила, по которым всякой техники должно быть по одной штуке на лицо (я внес в декларацию ноуты, планшеты, фототехнику всего экипажа). После недолгих дебатов консенсус был найден традиционным способом, после чего второй таможенник, видимо от того, что удача улыбнулась наконец и им, еще полчаса рассказывал нам про красоты Кыргызстана и душевность его народа в отличие от узбеков, звал в гости и в конце концов оставил нам номер своего сотового — между прочим, звание у него было ни много-ни мало майор. Забавно, но буквально этим же вечером, наблюдая по ТВ концерт национальной кыргызской музыки, в числе исполнителей мы дружно опознали этого же майора — очень похожий персонаж, правда, одет был уже как ковбой. В общем, как в старом анекдоте: «позвольте представиться, майор Чингачгук Карапетян»…:)

Кстати, в качестве ремарки, стоит отметить, что народы Средней Азии не слишком толерантны друг к другу и в каждой стране нам приходилось слушать нелицеприятные отзывы о соседях и осторожно делиться нашими собственными впечатлениями.

Между тем, пока «Аристарх (то бишь я) разбирался с таможней» мои попутчики «Петруха с Гюльчатай» в ходе прогулок вокруг поста обнаружили прямо за вагончиком погранцов отличную полянку… конопли… После этих событий мы решили, что в Кыргызстане в плане общения с официальными органами нам будет дышаться легче (во всех смыслах), чем в соседней стране Оз — что подтвердилось в дальнейшем на практике. Даже когда нас по дороге на Токтогул в одном из населенных пунктов второй и последний раз за поездку остановили за скорость, отдать 400 руб. было не жалко — настолько комично смотрелся пост: один гаишник стоял с радаром, зато второй чинно сидел на обочине за древней трибуной, служившей ему письменным столом, не хватало только микрофона и графина с водой. Жаль, сфотографировать не сообразили. Короче, посмеялись дружно и разошлись. В другом случае, еще через пару дней, ехавшая навстречу патрульная машина при проезде мимо нас мигнула проблесковыми. Я решил, что нас приветствуют, тем более это было один раз и без звука, помахал рукой и продолжил движение. Дальше в зеркало заметил, что патруль разворачивается, и на всякий случай снизил скорость. Километров десять патруль нас неспешно «догонял», при том, что наша скорость была 50 км/ч, после чего догнал и предложил остановиться. Уточнив, почему мы не остановились, и проверив документы, посоветовал качественные придорожные кафе дальше, пожелал счастливой дороги и отпустил восвояси.

По дороге заехали в небольшой городок, где пообедали и поменяли в банки валюту. Дальше был небольшой перевал, за которым собственно и начиналось Токтогульское водохранилище. На перевале мы купили и сразу же попробовали курут — белые шарики сухого творога или сыра из кобыльего (в данном случае) молока. Каждый затолкал за щеку по шарику… Первой не выдержала Лена — курут был соленый и очень сухой — выделяемую слюну он просто впитывал. Мы с Димой еще немного мужественно пытались его рассосать во рту, после чего сдались и стали запивать водой — только таким образом нам удалось разгрызть и съесть эти чудо-шарики. Зато через 5 минут оба осознали, что чувствуем себя чрезвычайно сытыми. В общем, оставшийся курут я привез домой и теперь планирую угощать гостей при рассказах о поездке — для пущего эффекта.

Конкретного места ночевки на Токтогульском водохранилище мы заранее не планировали — предполагалось либо найти гостиницу в самом Токтогуле, либо заночевать прямо у воды в палатках. Однако по дороге мы случайно увидели указатель на туристическую базу на берегу и решили узнать о ней подробней. На наше счастье, база работала и свободные места были — кроме нас в тот день на базе ночевала группа австралийских (!) туристов, организованно путешествующих на 2 автобусах из Китая в Туркменистан по маршруту «Шелковый путь». Более того, утром нас ждал завтрак, а расплатиться мы смогли карточкой.

Вообще, после узбекских проблем с топливом и банковскими карточками, мы еще пару недель подавляли в себе рефлекторное желание заправиться под завязку на всех встречаемых заправках и снять деньги во всех увиденных по дороге банкоматах. :)

Время шло к закату и мы с Димой, побросав вещи и захватив по банке пива, спустились к воде пофотографировать окружающие красоты в лучах уходящего солнца. Виды вокруг были просто фантастические: водная гладь в окружении зеленых и заснеженных гор!

Возможно, после давящего внимания представителей власти в Узбекистане, при въезде в Кыргызстан мы почувствовали себя значительно легче и свободней, но все же, думаю, и сама местная природа и люди располагают к отдыху и расслабленному состоянию души.

День 15. 03 мая 2013г. Токтогульское водохранилище—горы—Токтогульское водохранилище

Грустная страничка путешествия…. В следующие три дня наш маршрут предполагал проезд по горной дороге через Тулук и Чаек к озеру Сонкель с ночевкой у озера, далее окружными дорогами в Нарын с ночевкой в городе, и далее проезд на южный берег Иссык-куля с заездом на горячие источники Джил-суу. Дальнейший вариант проезда в Казахстан через Каракол-Кеген отпал еще до поездки — местные джиперы сообщили, что международный переход там в этом году еще точно закрыт. Это то, что было запланировано, но не состоялось — по разным причинам.

На следующее утро мы выдвинулись согласно плану и, не доезжая до Токтогула, свернули на грейдер. Подспустили колеса и неспешно попрыгали в горы. Сначала ехали вдоль бурной горной речки, по берегам которой периодически встречались пасеки с пчелами, постепенно дорога становилась уже и хуже, и начались затяжные горные серпантины. Выше в горах стали попадаться стойбища с колоритными юртами и пастбища преимущественно лошадей и овец. Мы наслаждались горными видами и неспешно продвигались вперед. Хорошим подспорьем на узкой каменистой дороге с обрывами была наша внедорожная резина, которая, кстати, в итоге прошла весь маршрут без потерь. Собственно, таким образом мы смогли проехать пару деревень и порядка 80 км бездорожья, пока на высоте 2 300 м дорога не уперлась в огромный сугроб снега. Дальше вела уже узкая тропа, проехать по которой можно было только на лошади. Для очистки совести (не копнуть ли нам сугроб лопатой) прошлись дальше пешком — однако там уже надо было не копать, а только если взрывать — снега было еще больше. Стало понятно, что этот кусок маршрута вычеркивается — мы слишком рано приехали в горы. С учетом того, что это расстояние (всего от базы порядка 150 км) мы шли практически полдня, было понятно, что ночевать нам придется снова на той же базе, и именно этим объяснялось довольное лицо нашей пассажирки — Лене очень понравилось на Токтогульском водохранилище. На обратном пути нас, вдобавок, застиг дождь, и внедорожная резина опять же пришлась к месту, когда дорога превратилась в песочно-глиняное скользкое месиво. Как и предполагалось, к вечеру мы вернулись на базу, по дороге поужинав в придорожном кафе отлично приготовленной форелью.

Конечно, было грустно осознать, что значительный кусок истории выпадает из путешествия, однако против природы не пойдешь. Да и, честно говоря, к этому моменту путешествия впечатлений набралась критическая масса, которая требовала хотя бы одного дня передыха в спокойном месте. Поэтому в итоге мы были рады, что, с одной стороны, получили представление о горах Кыргызстана, а с другой стороны — появился повод приехать сюда отдельно и посвятить стране куда больше времени, чем мы запланировали в этот раз.

День 16. 04 мая 2013г. Токтогульское водохранилище — Иссык-куль

С учетом полученного накануне опыта, решено было дальше не искать обходных путей, а двигаться на озеро Иссык-куль по основной магистрали через Бишкек. Кроме того, с утра также выяснили, что на южный берег ехать смысла нет — все базы там еще закрыты.

Отличная дорога, солнце, красивая природа — в прекрасном настроении духа мы постепенно забрались на перевал, оказавшийся в итоге самой высокой точкой маршрута — 3 389 м. На перевале была сделана остановка: фотосессия, снежки, мальчикам, конечно, пописать (все же типа с такой-то высоты). Кругом снег, ветер, температура плюс два градуса… С учетом того, что вчерашний маршрут предполагал в т.ч. выход на такие высоты, лишний раз убедились, что те дороги еще точно закрыты и вряд ли до середины лета будут проходимы для авто.

Спустившись с перевала, мы въехали в Чуйскую долину. Дорожный трафик нарастал по мере приближения к Бишкеку. Сам город решено было объехать, однако большого преимущества нам это не дало — дороги у города также были забиты. Дальше до Балыкчи вела отличная трасса, а потом двигаться надо было медленней и осторожней — на многих участках модернизация (расширение) дороги.

В качестве варианта размещения на Иссык-куле нам порекомендовали санаторий «Кыргызское взморье» за Чолпон-Ата. Однако когда мы его нашли, то решили все же поискать другие варианты — уж больно советским он показался. В процессе обратного движения выяснилось, что все увиденные ранее базы только готовятся к сезону и пока еще закрыты. В итоге место для отдыха мы нашли через интернет, ужиная в ресторане в Чолпан-Ата — центр отдыха «Карвен». Из предложенных вариантов мы выбрали коттедж, рассчитанный на 4 человек, за 208 долларов в сутки — при размещении в номерах отеля центра получалось бы даже чуть дороже. Машину запарковали на стоянке прямо у домика. Судя по машинам у других домов, позволить себе такой отдых могли небедные жители Кыргызстана и Казахстана. Нас же успокаивало, что такого качества отдых в Подмосковье стоит минимум в пять раз дороже.

Кстати, на примере Иссык-куля отчетливо видны отношения соседних республик — Казахстана и Кыргызстана: на озере есть личная резиденция президента Казахстана и неподалеку международный аэропорт, чье назначение, подозреваю, заключается в обслуживании перелетов туда именно президента соседней республики. На базе, где мы остановились, основное количество дорогих джипов отдыхающих имели казахские номера. Да и границу они пересекают примерно как русские и украинцы между собой — быстро и без лишней волокиты. В разговорах многие признавали, что считают Казахстан младшим братом России, а Кыргызстан — младшим братом Казахстана. А вот Узбекистан все считают слишком замороченным на собственной значимости и независимости и никто его не любит.

На вечернем совете было решено «гулять так гулять» и завтра никуда не ехать, а провести день здесь на месте — благо озеро под боком, а в самом центре нам обещали работающие бассейн, боулинг и прочие развлечения.

День 17. 05 мая 2013г. Иссык-Куль

После стольких дней непрерывных переездов и экскурсий кайф от осознания, что сегодня никуда не надо мчаться, усиливал все положительные впечатления раза в два. Неспешный завтрак и прогулка к Иссык-кулю с фотосессией на берегу, заказ на послеобеда хамама у крытого бассейна… До обеда все же пришлось сесть за руль и съездить в Чолпон-Ата, где мы купили немного продуктов и сувениров, заправились, а Дима смог наконец «распечатать» свою Mastercard. На обратном пути в придорожной лавке купили от жадности аж две копченые форели огромных размеров. Решено было на ужин никуда не ходить, а приготовить еду в коттедже.

В коттедже выяснилось, правда, что, несмотря на наличие кухни, плиты для готовки нет никакой (кстати, как и стиральной машинки). Однако поскольку у нас «с собой было» — мы просто тихо притащили из машины походную плитку с газовым баллоном и после приготовления пищи также аккуратно ее убрали. После легкого обеда у нас в программе был хамам и бассейн — где мы и провели вторую половину дня. Вечером состоялась еще одна фотосессия на озере и шикарный ужин из салата, картошки и форели под немецкое и местное пиво… В итоге мы втроем объелись одной рыбиной. :)

Также на вечернем совете было принято решение попробовать отправить нашу героическую девушку Лену на следующий день из Бишкека домой в Москву — впереди оставались преимущественно долгие ежедневные перегоны и пересечение ряда границ, а у нее уже поджимали сроки на работе.

Пожалуй, главным выводом этого дня, помимо оценки красоты Иссык-куля, стало понимание на будущее, что подобные разгрузочные дневки должны быть при таких поездках примерно раз в пять дней — это не делает отдых подозрительно похожим на труд и позволяет новым впечатлениям и ощущениям лучше уложиться в головах путешественников.

День 18. 06 мая 2013г. Иссык-Куль (KGZ)—Алматы (KZ)

В соответствие с принятыми накануне решениями «партии и правительства» после старта из «Карвена» первым делом мы озадачились отправкой Лены в Москву. Видимо, Лена очень хотела домой, потому что именно она увидела в Чолпон-Ата из окна авто вывеску «авиабилеты», хотя изначально мы планировали купить билет прямо в аэропорту Манас. Девушка в конторе нашла было нам один билет на вечерний рейс на этот день, однако, пока вводила данные пассажира, билет ушел. После короткого совещания решено было ехать всем экипажем до Алматы и пробовать отправить ее уже оттуда на следующий день.

Дорога до границы ничем примечательным отмечена не была, первые два встреченных перехода оказались двусторонними, порадовала закрытая заправка, оказавшаяся волею судеб политиков прямо на нейтральной полосе, проходившей вдоль дороги. Поэтому когда мы доехали наконец до международного перехода, то несколько удивились стоявшим в очереди местным машинам — те два перехода в 10 км отсюда были совершенно пустыми. Благо, очередь двигалась быстро и вскоре мы уже были на кыргызской таможне. Первый подошедший таможенник быстро все оглядел и ушел, зато его коллеге мы чем-то не понравились, и дальше было небольшое шоу «а где же у вас травка?». Будучи практически убежденным, что мы просто обязаны везти травку («а зачем тогда в Кыргызстан заезжали?») он долго и нудно осматривал вещи, бардачки и кармашки в машине, притащил какую-то болонку, видимо, наркоманскую, и наконец достал из закромов сильно запылившееся зеркальце и осмотрел снизу все полости машины. Честно говоря, на последнем действии я шел рядом и также смотрел в его зеркальце — с сугубо практической целью убедиться, что у машины все нормально с подвеской после пройденного маршурта. :)

Финалом стали найденный в боксе-подлокотнике коробок спичек — как он расстроился, когда увидел, что там именно спички, и допрос на тему найденной шоколадки с орехами «Риттер-спорт»: «Это что?» — «Шоколад… с орехами…» — «Энергетический что ли? (явно звучало — наркотический)» — «Да нет, обычный…» — «Ну-ну, странный он у вас какой-то». Впрочем, после узбекских «акробатов», это шоу воспринималось скорее как клоунада — мы с Димой пытались делать серьезные покерфейсы, Лена же тихо тряслась на заднем сиденье в приступах смеха, периодически не выдерживая и издавая неприличные стоны. Надо отдать должное этому товарищу — разгружать машину он нас не заставлял. Зато когда мы дальше через 10 метров остановились у пограничников и они предложили достать все вещи из машины — мы совершенно искренне возмутились и они, узнав причину, резко от нас отстали.

На казахскую границу было решено въезжать с серьезными выражениями лиц, дабы нас не заподозрили в употреблении травы, — для чего пришлось отсмеяться после «веселого таможенника» прямо на нейтральной территории. Впрочем, это нам не сильно помогло — казахи просто отправили меня с машиной в зону досмотра авто, а там логично предложили перетаскать вещи из машины обратно за 100 метров на пункт прохождения границы — до этого этим «сравнительно честным способом отъема денег» баловались только узбекские пограничные службы. В итоге вопрос решился «как обычно».

Дальше нас ждали традиционно убитая «последняя миля» от границы Казахстана вглубь страны, в этот раз продолжавшаяся каких-то 20 км и далее короткий пробег до Алматы. Сразу за границей порадовали маковые поля — холмы настолько густо ими усеяны, что кажутся красными. На фоне голубого неба и просторов зрелище — фантастическое.

По дороге Лена забронировала нам места в гостинице «Зылиха» в центре города и мы решили сначала заехать в аэропорт. Трафик в городе очень жесткий, и был как раз вечер — поэтому добирались мы довольно долго. Зато в аэропорту нас ждало приятное известие — билеты на Москву были, причем на утренний рейс. Таким образом, мы отправляли Лену рано утром и могли двигаться дальше, не опасаясь за ее судьбу. После аэропорта мы вернулись в город и нашли нашу гостиницу, где в соседнем ресторане заодно и поужинали.

Именно в этот день у нас появилось ощущение, что мы начали движение домой. И хотя впереди еще были интересные места и впечатления, на душе уже было немножко грустно, что поездка неумолимо движется к завершению. Тем более, нас покидал один из членов экипажа (Лена), который делал другого моего попутчика (Диму) на порядок более собранным и даже немного занудным, что в обычной ситуации больше свойственно мне. :)

День 19. 07 мая 2013г. Алматы—Чимбулак—Чарынский каньон—Алматы

Поскольку вылет у Лены был в 6 утра, мы «благородно» решили отправить ее в аэропорт на такси. И пока я мирно спал, Дима, отправив любимую, маялся от скуки — в результате чего шастал в пять утра по улице, встречая рассвет на разделительной полосе шоссе, и разбудил меня ни свет ни заря. Из всех возможных достопримечательностей Алматы мне удалось «продать» Диме Медео с Чимбулаком и Чарынский каньон (тут, надо признать, я слукавил с расстоянием до него). В итоге в 9 утра мы уже были перед подъемниками на Чимбулак, но первый раз подниматься туда пришлось на авто — канатка работала с 10 часов. На авто подниматься было тяжело — даже с понижайкой машинка начинала греться (как местные лазят на обычных пузотерках туда-сюда, я не понял). Наверху мы во второй раз почувствовали отчетливый запах газа в салоне (первый раз было на перевале перед Бишкеком) и только тут сообразили, что подъемы даже на такую высоту оказывают влияние на газовый баллон в багажнике и он, видимо, начинает тупо травить. Порадовало количество горожан, которые в этот выходной день довольно массово с утра пораньше устремились в горы: кто-то ехал на велосипеде снизу, кто-то шел пешком, а кто-то, поднявшись на авто, переодевался и шел дальше в горы с рюкзаками и треккинговыми палками.

Спустившись на машине вниз, мы снова поехали наверх — теперь уже в кабинке канатной дороги, что дало возможность мне поснимать Медео и окружающие виды на фото и видеокамеру. Ведущая еще выше канатная дорога, к сожалению, не работала, поэтому, выпив кофе, мы спустились обратно вниз.

Дальше в плане был Чарынский каньон. Проблема была в том, что я примерно знал район, где он находится, однако ломиться напрямки через степь не хотелось — место довольно популярное у местных жителей и по идее туда должны были быть дороги. Кроме того, я проанонсировал 50 км шикарного хайвея до места назначения, а, как назло, практически сразу по выезду из города пошла разбитая проселочная дорога. Логично, что когда мы проехали почти 200 км до реликтовой ясеневой рощи — настроение у моего штурмана подпортилось. :) Роща нас не впечатлила, и мы двинулись на поиски каньона. В итоге выяснилось, что мы проскочили указатель, и дальше мы, вернувшись и съехав с основной дороги, попылили 20 км по грунтовке. Поскольку мы не обедали, а уже вечерело, по дороге возле группы живописных камней мы таки раздербанили вторую рыбину (копченую форель) с Иссык-куля под свежие овощи и лепешку. Дальше дорога приводила к вагончику посреди степи, который оказался въездным КПП в национальный парк, где и находился Чарынский каньон. Справа от нашей к КПП подходила еще одна дорога, по которой мы позже обратно и выезжали — по ней до основной, асфальтированной, дороги было ближе.

Заплатив за въезд, мы двинулись дальше и вскоре нашим глазам открылись шикарные виды каньона. Кроме нас, на парковке там было еще несколько машин. Одна, «Митцубиси-Аутлендер», была даже с е-бургскими номерами. Несколько машин съехали по дороге вниз каньона и встали там с ночевкой. Если бы у нас было время, остановиться на ночь здесь имело бы смысл — съемки на восходе могли получиться очень удачными. Нам же пришлось довольствоваться съемками на закате, что также дало хороший свет, но восточная часть каньона осталась по сути за кадром. Масштабы фантазии и возможностей природы в этом месте поражают и восхищают. Увлеченно лазая по уступам и выступам вверх и вниз, к концу своего похода я еле волочил ноги, зато увиденным и запечатленным был доволен как слон.

Обратная дорога запомнилась больше Диме, потому что в ту сторону он основную часть пути проспал, т.е. «сидел просто, закрыв глаза, и медитируя», а вот обратно как раз смотрел вокруг. В итоге вечером мы вернулись в ту же гостиницу в Алматы, правда теперь уже у нас был один номер на двоих — Лена улетела и экономить стало проще.

Кстати, опять же на заметку, мне одному проживание в гостиницах Средней Азии стоило, как правило, столько же, сколько Диме и Лене на двоих — просто практически нигде нет одноместных номеров и заселяться приходилось в стандартный двухместный. Так что ехать имеет смысл в паре. :)

Алматы мне очень понравился — он производит впечатление цельного, что ли, города — не старого и не ультрасовременного, с массой красивых мест внутри и вокруг, где можно с удовольствием проводить выходные, и замечательными и отзывчивыми людьми.

День 20. 08 мая 2013г. Алматы — Балхаш

На этот день была простая задача — проехать порядка 700 км до озера Балхаш и найти место для ночевки. При выезде из Алматы мы снова немного поплутали — новой дороги не было даже на Навителе, а указатели резко начинались и заканчивались. В итоге, следуя указателями, мы попали… на кладбище, что, впрочем, сочли хорошей приметой. Дальше мы все же выбрались на трассу и взяли курс на Балхаш. Вскоре стало понятно, что можно смело ставить машину на круиз-контроль — дорога хорошего качества, машин не так много и едут все в пределах правил — 110 км/ч вполне комфортная скорость. Однако километров через 200 хорошая дорога кончилась, и следующие 300 километров приходилось держать ухо востро — были и просто убитые участки дороги, были и вроде бы ровные, но с внезапными ямами и колеями, где запросто можно было оставить подвеску. Заметить опасные участки заранее также можно было по жирным черным следам от оттормаживавшихся ранее автомобилей. Постов ГАИ и засад на трассе практически нет, заправки встречаются довольно часто. Обед в придорожном кафе примерно посередине пути стоил копейки, но был очень вкусным.

Ближе к вечеру справа показалось озеро Балхаш. Попытки найти цивилизованное место отдыха на озере успехом не увенчались — все базы еще были закрыты и только готовились к сезону. А искать укромное место под палатку было сложно ввиду ровной территории и наличия жилых домов в местах возможного подъезда к озеру. На всякий случай решили попробовать поискать места ночевки в самом городе Балхаше, расположенном неподалеку, тем более необходимо было пополнить запасы наличности из банкомата. В итоге была найден шикарный вариант — в центральной гостинице города был номер люкс на двоих (с раздельными кроватями — что вообще редкость в этих местах) за очень смешные деньги.

Там же мы смогли и поужинать, причем это, видимо, был также центральный ресторан города, потому что в двух из трех выгороженных в огромном зале кабинетах разные компании отмечали какие-то события, а еще один банкет только собирался в основном зале. В одном из кабинетов было что-то типа караоке — люди пели в микрофон разные песни, звук шел через колонки на весь зал, но табло-подсказчика у них не было. Один пожилой мужчина пел очень красиво и душевно национальные народные песни — мы были впечатлены. Потом были общие для всех танцы от местного ди-джея и мы, находясь за своим столиком практически посередине этого праздника жизни, смогли оценить достижения казахской эстрады и танцев, впрочем, половину репертуара составляли русские песни. После ужина мы, опять же не покидая гостиницы, спустились в бильярдный зал и сыграли там пару партий на сон грядущий, развлекаясь наблюдениями за местной молодежью за соседними столами — определенные различия в традициях у нас все же есть, а в манере вести себя и одеваться они очень схожи … с китайцами.

Поскольку этот день не был особо насыщен событиями, позволю себе еще одну ремарку — касательно русского языка в странах Средней Азии. В каждой из стран есть требование, особенно к гос.служащим, о необходимости знания родного языка. Однако в повседневной жизни в Казахстане и Кыргызстане практически повсеместно используется русский язык и проблемы могли возникать только в совсем уж глухих кыргызских селах у молодежи. В Узбекистане сложнее с этим. Вообще я для себя эту страну разделил на 3 части: северную, включающую Каракалпакстан, северо-западную, включающую города бывшего Хорезма (Хива, Бухара, Самарканд), и юго-восточную, от Ташкента и дальше в Ферганскую долину. Достаточно быстро понимаешь, что это, как минимум, три разные культуры — история, языки, люди, традиции. И более сильной является как раз северо-западная часть, где история древности прослеживается четче, где больше высокообразованных и современных, «продвинутых», людей. Опять же — это мое субъективное мнение. В части знания русского языка это также видно — если в Хорезме проблем не было никаких, то в Каракалпакстане и Ферганской долине нас понимали далеко не всегда. В целом, сложилось впечатление, что именно в Узбекистане существует государственная политика постепенного выдавливания русского языка и именно здесь уже меньше всего музыки, каналов и прессы на русском языке.

День 21. 09 мая 2013г. Балхаш—Астана

Следующий день не сильно отличался от предыдущего — нам предстояло пройти еще 600 км до Астаны. Волнительным моментом был проезд «легендарной» Караганды. Дорога на всем протяжении пути была отличной и в Караганде мы были уже в обед. Прокатившись по городу, мы пообедали в местном ресторане, параллельно рассылая всем знакомым смс, что мы «где-где, в Караганде». Город нам понравился — светлый, широкий, спокойный, хотя и продуваемый степными ветрами.

Дальше от Караганды до Астаны вела так и вовсе практически автомагистраль. По дороге мы прямо таки ворвались во встречный грозовой фронт и проблема отмыть машину еще от кыргызской грязи отпала сама собой. Честно говоря, в такой дождь я попал впервые в жизни: ветер не позволял открыть двери в машине, дождь лил стеной, причем периодически практически горизонтально. С учетом степных условий проносящиеся облака на широком небе и вовсе смотрелись картинками из фильмов-ужасов. Температура за бортом также прилично упала. Как спасались люди от такой непогоды в прежние времена, до автомобилей, — представить сложно.

Наконец, согласно карте навигатора, мы уже вроде как въехали в Астану, а за окном между тем продолжалась бескрайняя степь… Через десяток километров началась деревня... И, наконец, вдали показались Нью-Васюки...эээ… т.е. высотки Астаны, уместившиеся в общем-то, в четыре квартала обычного города. Логично, что гостиницу мы нашли быстро. Дальше стоял вопрос поужинать, и поиски ресторана мы совместили с прогулкой по городу. Жаль, погода продолжала всячески готовить нас к возвращению домой — было холодно и шел дождь. Уровень цен и обслуживания в кафе и ресторанах практически соответствовал стандартному для любой столицы мира: первое было высоким, второе — низким. В связи с нелетной погодой решили попробовать более детально осмотреть и сфотографировать город утром, до отъезда — тем более, что подвозивший нас таксист-киргиз вызвался утром провезти нас по всем ключевым точкам.

Мне давно было любопытно посмотреть на столицу Казахстана — Астану, как-то внезапно для меня появившуюся и заслужившую самые разные отзывы от побывавших в ней. У меня она оставила несколько смешанное чувство. По сути, посреди степи на базе небольшой деревни возвели с нуля свой казахский «Москва-Сити» или Дубай — кому какое сравнение больше понравится — где практически нет своего стиля — большинство зданий представляют собой копии известных домов мира, есть даже аналог московской высотки. Прогулка по городу напоминает из-за этого поход в Дисней-ленд: вот тебе Париж, вот Англия, вот Эмираты. Все красиво, но как-то игрушечно. И ответа на вопрос «зачем это все надо было?» как-то не появляется — Казахстан активно развивается и это радует, но такие постройки обычно являются символом чего-то достигнутого, но никак не показателем того, куда вкладываются все с трудом зарабатываемые страной деньги. Та же Караганда в 200 км от Астаны вполне справилась бы с ролью столицы с меньшими затратами. А с другой стороны, казахи осуществили мечту всех жителей Москвы — всех чиновников и иже с ними вывезли в степь в золотой дворец — они там сами по себе варятся, чего-то решают, но главное — не мешают жить и работать всей остальной стране. :) Да и Алматы без этой суетливо-понтовой касты людей выглядит более душевным городом. Вот такое ощущение оставил у меня этот город.

День 22. 10 мая 2013г. Астана (KZ)—Троицк (RUS)

В 7:30 утра мы уже ждали нашего гида-таксиста у гостиницы, однако вскоре выяснили, что он проспал (или просто лень стало) и ездить нам предстоит самим. С учетом раннего времени город был почти пустой, и мы достаточно быстро проехались по достопримечательностям, к сожалению, утвердившись в своих вчерашних выводах. После чего взяли курс на Россию — в этот день надо было пройти порядка 900 км до границы, пройти ее в районе Троицка и найти место для ночевки.

Дорога была хорошего качества, но достопримечательностей по пути не содержала, из-за чего и не особо запомнилась — ехали себе и ехали. Вообще сложилось впечатление, что с учетом того, что большинство крупных городов Казахстана расположены вдоль границ государства, то основной трафик как раз между этими городами, а дорогой от Алматы через Астану ездят немногие.

Ближе к вечеру мы подъехали к границе — традиционно практически никак не отмеченной указателями, и нетрадиционно — с нормальными неразбитыми подъездными путями. Границу прошли быстро: казахский пограничник досмотрел вещи прямо в машине в процессе нашего рассказа о путешествии, наши также быстро выборочно покопались, и вскоре мы въехали на Родину.

В оставленном нам Леной списке гостиниц по маршруту были, в том числе, координаты отелей расположенного у границы Троицка. К тому же нам надо было пополнить запасы рублевой наличности, полностью израсходованной за время поездки. Наш скромный выбор пал на гостиницу «Центральная», где цены, несмотря на название, были вполне умеренными и нас, несмотря на поздний час, обещали даже покормить ужином в ресторане при гостинице. Гостиница оказалась шикарной и имела за плечами 100-летнюю историю. При этом в ней современные хозяева сохранили и воссоздали старинные интерьеры, и дух времени ощущался практически в каждом предмете: будь то старинные перила у лестницы или фотографии начала 20 века на стенах ресторана. Приветливая хозяйка ресторана свое обещание сдержала, и мы смогли очень вкусно поужинать блюдами, приготовленными по старинным рецептам. Администратор гостиницы также пошла нам навстречу, когда мне приспичило за 100 рублей купить новомодный магнитик на холодильник с тематикой челябинского метеорита — в отсутствие рублей я в итоге рассчитался оставшимися у меня казахскими деньгами, поменять которые на следующий день в приграничном городе, подозреваю, больших проблем не должно было вызвать. Еще раз большое спасибо администраторам гостиницы и ресторана за душевное отношение!

День 23. 11 мая 2013 г. Троицк—Новочебоксарск

Перед одним из самых долгих перегонов нашего маршрута нам надо было решить задачу поиска банкомата. Родные нам банкоматы Транскредитбанка в городе были, учитывая наличие железной дороги, — аж целых два, но оба были пустые. А с уличными банкоматами Сбербанка вышла незадача — наши чипованные кредитки они считывать отказывались. В итоге пришлось искать филиал Сбера и там снимать деньги в более современных аппаратах.

Доезд до М-5 благодаря навигатору не обошелся без приключений — благодаря хитрому расчету и учету пробок (функцию вновь подключили при въезде в РФ) мы поехали не напрямки, а местными дорогами. И если качество дорог вначале усыпило наши подозрения в отношении навигатора, то когда уже возвращаться было далеко — мы попали на 30-километровый кусок разбомбленной дороги. Ощущение было, что метеорит падал именно здесь и ровно над дорогой. Дальше мы выскочили на М-5 и сбылась еще одна моя детская мечта — я давно уже регулярно езжу на авто из Москвы до Башкортостана ввиду неодолимой тяги на историческую Родину и наличия большого количества родственников на ней, но никогда не ездил дальше Уфы — и вот теперь я наконец-то смог переехать Уральские горы. Перевал в непогоду проходили тяжело — местами туман практически полностью лишал видимости, а сменявший его дождь стеной заставлял всех быть очень осторожными.

Кстати, при планировании маршрута рассматривался еще заезд в Россию через другой пост и визит в Аркаим, однако жесткие временные ограничения отложили эту идею на будущие поездки.

Несмотря на непогоду, природа Уральских гор впечатлила и усилила давнее желание посетить не только родные предуральские степи южной Башкирии с небольшими холмами-отрогами, но и горы и леса национальных парков в остальных частях республики.

После такого путешествия и проезжая мимо родных мест, я не мог не заскочить к бабушке с дедушкой хотя бы на пару-тройку часов. Рассказав коротко за обедом о поездке и делах у родственников в Узбекистане, мы двинулись дальше — до ночи надо было попасть в Новочебоксарск к родителям Димы. Поскольку дальнейшую дорогу я знал уже назубок, а объезд М7 от Казани до Чебоксар, где из-за ремонта были большие пробки, знал мой штурман, то на точку мы прибыли даже с опережением планового времени — в районе 11 часов вечера. Это позволило нам еще и встретиться-посидеть с друзьями за кружкой чая с первыми рассказами о поездке.

День 24. 12 мая 2013г. Новочебоксарск—Москва

Поскольку последний день нашего путешествия пришелся на воскресенье, 12 мая, когда, по расчетам и традиции, все приличные дачники, путешественники и просто водители фур стройными рядами должны были забить все въезды в Москву, решено было не спешить и выезжать в обед с расчетом прибыть в Москву ночью, чтобы толкаться уже только с большегрузами.

Однако основные пробки были на подъезде к Нижнему Новгороду, причем, как обычно, из-за хитропопости, увы, многих, граждан — при плотном трафике они лезли по обочине и на подъемах по полосам обгона, что логично замедляло движение основного потока. Приобретенное за время поездки чувство душевного спокойствия и восточного восприятия мира — у арабов называемого «иншалла» — в этой ситуации сильно помогло не тратить нервы на всяких «п…в, студентов, ж…в, которым не понять красоты настоящего мира, где бродить только нам, мужикам!» (с).

Дотолкавшись до Нижнего, дальше мы сильно удивились — на Москву машин было много, но шли все быстро. В итоге, выехав из Чебкосар перед обедом, на МКАД мы вкатились в 23:30. Выгрузив на юге штурмана с остатками его шмурдяка, еще через 40 минут я подъезжал к дому. Все, путешествие закончилось — завтра, точнее уже сегодня, на работу!

Эпилог

Я уже отмечал в начале рассказа, что поездка такого масштаба была для меня и нашей команды впервые. И тщательная подготовка, растянувшаяся на полгода, в данном случае себя полностью оправдала — ни машина, ни взятые вещи, ни маршрут нам проблем не доставили. Точный расчет ежедневных пробегов с запасами времени позволил выдержать достаточно жесткий график, несмотря на потери почти суток вначале маршрута на границе. Запас запчастей на машину не понадобился, но внушал уверенность. Изученные отчеты о поездках помогли избежать серьезных ошибок и составить интересный маршрут, а собранные сведения о достопримечательностях заранее обогатили наши знания об этих странах и позволяли более детально общаться с нашими гидами. Т.е., как бы банально это не звучало, но хорошая подготовка — залог успешной поездки.

Что мне дало это путешествие?

Во-первых, новые знания о мире и людях — читать полезно, но личный опыт дает куда больше.

Во-вторых, новые знакомства — я не говорю, конечно, о ежечасном знакомстве с «урукхаями» в Узбекистане :), но те люди, с которыми мы общались в ходе поездки, были интересными собеседниками. Некоторые из них в итоге стали даже нашими друзьями. Кстати, уже в начале поездки я для себя с удивлением осознал, что соскучился по такому живому общению с обычными людьми на повседневные, зачастую ни к чем не обязывающие, темы — по работе мне много приходится общаться, но это обычно деловые и профессиональные переговоры, не дающие пищу для души.

В-третьих, такая поездка придает уверенности в себе. Ты бросаешь сам себе вызов, ставишь масштабную цель и идешь к ней. И если успех в деловых целях на работе измеряется, прежде всего, в размере вознаграждения, то успех в личном деле дает больше эмоций и ощущений — это был лично твой проект и ты его сделал.

В-четвертых, это большое дело и даже роскошь в наше стремительное время — провести столько времени в компании своих друзей и лучше узнать их. И тем приятней убеждаться каждый день, что друзья у тебя верные и надежные.

Ну и в-пятых, я понял, что такой отдых — для меня лучший. Он включает в себя все, что нужно: тут и экстремальные условия, и цивилизованные места отдыха, и экскурсии по городам, и красоты природы, перемещения и заслуженные «дневки» — что душа пожелает. В итоге это дает ощущение настоящей жизни от каждого прожитого дня, а само путешествие, кажется, что длилось не 3 недели, а 3 месяца — настолько оно богато впечатлениями.

На этом все… Пора начинать подготовку к новым путешествиям — тут, кстати, видел недавно отчет о поездке вокруг Каспийского моря... а еще в Африку люди зачастили… ;)