|
Предисловие, или Как мы собирались
Собирались мы давно, ещё в 2012 году. Копили деньги, думали, как и куда конкретно, поехать. Но по факту наступления лета оказалось, что денег мы накопили совсем мало и до моря их не хватит. Решено было далеко от дома не отъезжать, а покатать по Алтаю. В итоге проехали всё, что могли. Доехали до Монголии, побывали в Рубцовске (оз. Горькое), Колывани, Савушках, в Горный за сезон слетали пять раз. Посчитали деньги и решили, что на эти деньги легко могли опять съездить на Байкал, а кататься кругами по родному краю или уехать на дальняк по деньгам примерно одинаково. Поэтому в 2013 году мы спокойно строили планы, рисовали карты, готовили мотоцикл, мечтали... За неделю до выезда сходили в банк и ошилушили его на круглую сумму. Отчёт пишу для мотоциклистов, собирающихся на дальняк, может, мои заметки пригодятся в пути или помогут решиться на путешествие. Мотопробег посвящен десятилетию супружеской жизни.
Подготовка мотоцикла
Мотоцикл Honda CBR1100XX Super Blackbird 2000 года.
Грандиозных переделок и большой подготовки не велось.
Заменены колодки «в круг», свежее масло в двигателе, поставлен разъём прикуривателя на 12 вт. Получено благословление механиков на дальнюю дорогу. Куплена сумка на бак объёмом 25 литров (к имеющимся кофрам общим объёмом 70 л.) Куплен большой флакон Liqui Moly-смазки для цепи и второй для очистки (процедура чистки и смазки проводилась каждый день в пути).
В телефон загружены карты более 20 городов 2ГИС. Установлена бесплатная программа ЯндексКарты.
Про номера. Вся дорога пройдена на просроченных транзитах, лежащих в багажнике. Почему на мотоцикле нет номеров: в Алтайском крае транспортный налог 50 руб. за лошадь, платить его надо за год, а фактически мотоциклом пользуешься максимум полгода. Для автомобилистов он 10 руб. (мощ. до 100 л.с.) в соседнем Новосибирске мотоциклисты платят 10 руб. Почему я в Барнауле должен платить 50 руб.? Слова чиновников по поводу того, что мотоцикл — это роскошь и поэтому за него нужно платить налоги втридорога меня просто смешат. Мотоцикл стоит гораздо дешевле, чем машина, если это не BMW или Harley Davidson, а вы видели дешёвые машины BMW, я нет, так давайте не будем сравнивать по цене мотоциклы премиум-класса с тазиками типа «Лада». Можете считать отсутствие номеров моим социальным протестом.
1-ый день: Омск
Выехали в 7:00 в прохладе, погода +10, но без дождя, а это радует, так как последний месяц было не только холодно, но и шли дожди. Комфортная погода продлилась недолго, в Новосибирской области стало +5 и пошел дождь. Надели на себя все тёплые вещи и дождевики. Ехать, конечно, неудобно, но относительно тепло и сухо. За Новосибирском встретили замечательных людей из Красноярска — Регина и Саша, этот и следующий день ехали вместе, потом наши дороги разошлись, и встретились мы уже на море. Ещё дома было решено, что жить будем в палатке, но дождь и холод отняли последние силы и съезжать с асфальта в грязь на просёлочную дорогу уже было неохота. Остановились в дешёвом мотеле за 600 руб./номер, двери в номер не закрывались, душа не было, зато было тепло и сухо.
2-ой день: Екатеринбург
Не хотел писать про дороги, но молчать тоже не могу. Поехали через Екатеринбург, чтобы объехать участок плохой дороги от Ишима до Кургана, но, к сожалению, хрен редьки не слаще, дорога отвратительная, постоянный ремонт, ямы, участки хорошего свежего асфальта, которые неожиданным образом заканчиваются, когда ты уже успел расслабиться и набрать хорошую скорость. Когда ехал, то думал, что хуже дорог не бывает, как же я ошибался, впереди ещё вся Россия и незабываемые дороги Волгограда. Ночевали в палатке. Один из немногих дней, когда не было дождя ни днем, ни ночью. Есть свои плюсы по сравнению с гостиницей: красиво, отдых на природе, на свежем воздухе, но есть и свои нюансы: комаров тьма, пока жена готовила ужин, в кастрюлю успело залезть несколько штук, чтобы этот ужин съесть Таня пряталась от кровопивцев в палатке, я мыл и мазал цепь мотоцикла, а так как прятаться в палатку не хотелось, то я ужин ел на ходу, пытаясь убежать от насекомых. Спрей от комаров помогал, но как-то не очень. Если бы ночью пошёл дождь и пришлось утром по грязи выезжать на трассу, впечатление было бы испорчено, а так мы остались довольны хорошей ночёвкой.
3-ий день: Уфа
В Челябинске выяснилось, что не работает один из двух телефонов, поэтому пришлось заехать в город в поисках салона «Мегафон». Потратили часа два на покатушки по городу, но симку в телефоне оживить не удалось, а менеджеры в салонах для решения этой проблемы отправляли нас в родной город Барнаул. На ночь остановились в мотеле перед Уфой за 1 тыс. руб. с душем и туалетом в коридоре, но по сравнению с предыдущей гостиницей, где мы спали в своих спальниках (с целью гигиены), здесь были комфортные условия. Ночью был дождь.
4-ый день: Казань
И снова дождь. Прокололи колесо, быстрый ремонт жгутиком, едем дальше. Жили в мотеле перед Казанью. Остановились перед городом, потому что на следующий день запланирована большая экскурсия в Кремль.
5-ый день: Нижний Новгород
Утро началось с дождя, но мы уже не удивляемся, сразу выезжаем в дождевиках. Если вчера нас мочили хорошие ливни, но всего два раза, а между дождями нам удавалось увидеть чистое небо над головой, то в этот день дождь прекратился только во время экскурсии по Кремлю. Первая большая экскурсия и сразу понимаешь, что мототуризм и пешие экскурсии по городу — это или неудобно: надо где то оставить мотоцикл, куда-то деть шлема, сумку с бака с документами, камерами, кошельком и остальными дорогими вещами объёмом 25 литров и после всего этого ты остаешься в кожанном комбезе и мотоботах в июне месяце в +25 градусов, или очень дорого, если снимать жильё в городе и ходить на экскурсии пешком в сланцах и шортах. Экскурсия класс! Валим дальше. По дороге покупаем огромного сома горячего копчения на ужин, кстати, задёшево. Не доезжая до Н.Н. встаем на ночёвку в мотели за 700 руб.
6-7ой день: Москва
Быстренько добираемся до Н.Н., так как с парковкой опять сложности, в наглую подъезжаем к ГАИшнику на мотоцикле без номеров, общаемся, в итоге инспектор обещает присмотреть за дроздом и оставленными на нём шлемами. Здесь с экскурсией оказалось хуже, так как всё лучшее достаётся детям, нам экскурсовода не досталось и Кремль мы осматривали своими силами. Время обед, выезжаем из города и валим в сторону Москвы. По дороге встречаем паренька на CBR 600, решаем дальше ехать вместе. Ближе к Москве попали в пробку. Именно здесь я начел ощущать, что Москва уже рядом.
В Москве своим размахом и масштабом поражает всё, настоящий город контрастов, даже пробки там самые-самые. Мотоциклиста пробками не напугать, но когда она тянется километров 60 и ты уже объезжал её и по встречке и по тратуарам и между рядами, а ей конца нет — это впечатляет! Выбрались, подъезжаем к МКАДу — это просто жесть: стоит движение в четыре полосы и не объехать её ни по встречке, ни по обчине, только между рядами, боковые кофры того и гляди заденут стоящий сбоку «бентли». Спасибо парню, который нас через эту пробка протащил, благодаря своему напористому характеру и установленными на мото прямотоками.
Следующий день экскурсия по Москве, ночь, покатушки по ночному городу и, конечно, Воробьёвы горы.
8-ой день: Воронеж
Выехали из Москвы поздно, ближе к обеду. Дорога М-4 «Дон» просто класс. Да дорога возле Москвы загружена, да фуры летают больше сотни, да много дорогих и очень быстрых машин, которые валят на все деньги, но если самому не тормозить и ехать чуть быстрей потока, никто особо не мешает. Зато с удовольствием покатал со спортивной машинкой «Audi a5». Долго ехали вместе. Попрощались одобрительным жестом и «Audi» улетела вперёд. Остановились в мотели за Воронежем за 1 тыс. с туалетом и душем в номере.
9-ой день: Ростов-на-Дону
Впервые решили воспользоваться Хелп листом Синуса, нам нужно было поменять масло в двигателе и фильтр. Позвонили Серёге из FIRE MOTORS MC, нас встретили, свозили к механикам, накормили, покатали по городу... Огромное вам спасибо, парни, особое спасибо Белке за уют и увлекательную экскурсию, а так же компании «ТвойМото» за расходники и сервисное обслуживание.
10-ый день: Азовское море
Мы на море. Всё бы хорошо, но то ли я расслабился, что мы добрались до моря, то ли устал... Короче, рассказываю глупую историю, как я уронил мотоцикл. Заселились в авто кемпинг на берегу задёшево, 250 руб. поставили палатку, переоделись, самое время ехать за продуктами, конечно, налегке в джинсах и футболке. Возвращаюсь я из магазина с продуктами, еду по краю обочины и ищу знакомую вывеску нашего кемпинга, чтобы свернуть на гравийку, нахожу её взглядом, начинаю тормозить, и в следующий момент я уже лечу по гравийке, а мотоцикл лежит на боку... Судя по следам от падения переднее колесо во время торможения съехало на гравий. В итоге разбитое стекло, сломанный пластик на морде и царапанный бок, сломанный кофр. Но всё не так страшно: мотоцикл едет, пластик, стекло, и кофр мы склеили скотчем.
11-ый день: Тамань
Второй день на море и вторая глупая история, как я уронил мотоцикл. Начинается дождик, но надевать дождевики совсем неохота, так как пока едем, было всего 2-3 солнечных дня и дождевики тупо надоели. Дождь идёт всё сильней, а надежда, что он быстро закончится всё меньше. Едем тихо, около сотни, понимаю, что надо останавливаться и одеваться, жму на тормоз, и вот мы с женой летим в одну сторону, а мотоцикл — в другую. Встаю с асфальта в полном недоумении, что произошло, подхожу к Татьяне, всё, слава богу, нормально, проходим несколько метров назад, чтобы понять, что произошло. Издалека похоже на масляное пятно, но вблизи оказывается, что это свежий гудрон, смоченный дождём... Комментариев нет — одна обида и непонимание, как я так мог лопухнуться и его не заметить, ведь я же прекрасно знаю и про гудрон, и про дорожную разметку во время дождя...
Мотоцикл пострадал ещё больше. Лапка тормоза загнута буквой зю, разбит второй кофр, доломан пластик... Скотч уже не поможет, до дома 5 тыс. км. Делать нечего, склеиваем кусочки пластика, стекла и кофра суперклеем.
12-ый день: Геленджик
Экскурсия по городам Анапа, Новороссийск, Геленджик. Сильно удивил город Анапа, настоящий муравейник, пробки и практически на всех улицах одностороннее движение. Сначала мозг от этого одностороннего движения взорвался у навигатора и он в центре города стал прокладывать маршруты от точки А к точке Б не по дорогам, а по прямой (сквозь домов, парков и алей), потом не выдержали и мои нервы, и я начал ездить по улицам с односторонним движением против шерсти по полосе, выделенной для автобусов.
13-14-ый день: Palm Beach Party 2013
По дороге познакомились с Игорем из Новороссийска, весёлый и общительный парень, дальше на фест ехали вместе. Замечательное байк-шоу «Открытие пляжного мотосезона», оказалась на удивление домашним и уютным. Расположено на берегу моря, небольшое по количеству гостей, хорошая музыка — «Черный Обелиск» и замечательная кампания.
15-17ый: Солоники
Ехали в сторону Сочи, но понимая, что жилье там, ну, очень дорогое остановились на одну ночь в маленькой деревне Солоники. Номер просто замечательный, море видно с балкона, идти до него 5 минут и стоит это удовольствиё всего 500 руб. (естественно, туалет, душ и раковина не в номере) и мы в итоге остались там на три дня. Съездили в город Сочи, где купили новый кофр, взамен разбитому, отправили посылку с ракушками домой, так как ракушек было много, а увезти их на мотоцикле было нереально. В Сочи посетили замечательную пиццерию с антуражным оформлением, вкусной пиццей и, что нас сильно удивило, задёшево (290 руб.)
18-ый день: Небуг
Сам город не понравился, очень долго искали жильё. Вывесок «Сдам комнату» много, но люди там странные; или двери закрытые, или заламывают ценник от 1 200 руб., многие тупо отказывают, когда узнают, что мы приехали на один день, им типа нужны конкретные постояльцы, которые приехали отдыхать, как минимум, на неделю. Но мы люди не гордые, поехали к риэлторам, которых на дороге пруд пруди, но их мы тоже не заинтересовали, потому что поиметь с нас нечего, жильё мы ищем скромное на один день, а они работают с процента от сделки. Одну тетку удалось расстрогать, что мы путешественника с Алтая, едем давно и очень устали и она начала обзванивать гостиницы, но когда после слов «хорошая семейная пара» звучало «байкеры» нам сразу отказывали. Снова поехали искать жильё сами. В итоге потрачено около двух часов, заселились с большими сложностями за 800 руб. Сходили в аквапарк. Погуляли по набережной.
19-20-ый: Джубга
Перед дорогой домой решено было остаться ещё на два дня и поваляться на пляже без лишней суеты. Отдохнули хорошо. Жильё дешёвое — 600 руб., рядом с центральным пляжем, но народу тьма! На пляже настоящеё «лежбище тюленей», по пляжу постоянно ходят торгаши с пивом, водой, кукурузой… громко кричат, иногда в рупор, сильно напрягают.
Дорога домой:
1-ый день: Ростов-на-Дону
Перед дорогой домой обнаружили, что потекла вилка. Делать нечего, до дома с такой вилкой точно не доедим, снова звоним парням из FIRE MOTORS MC, нас встречают, проводят необходимое ТО для мотоцикла, оставляют у себя дома: ужин, кальян, бутылка хорошего коньяка и душевное общение с отзывчивыми людьми. Еще раз спасибо ребята, особое спасибо Диме «Маугли» за приём и помощь.
2-ой день: Волгоград
Подъезжая к городу, попадаем на плохую дорогу, особо не удивляюсь, плохими дорогами меня уже не удивить. Заезжаем в город, дороги всё хуже… Ладно, думаю, окраина города, нам же ехать через центр, там то должен быть хороший асфальт… Центральная улица города, дороги просто ужасные, такое ощущение, что после Сталинградской битвы их никто не ремонтировал, а оставили следы от бомбежек фашистов, как историческое наследие… И это город-герой с населением более миллиона человек, лицо и слава нашей Родины …
Всё, ни слова о дорогах. Съездили на Мамаев курган, посмотрели Родину-Мать. Вечер, устали ехать уже никуда неохота. Листаем хелп лист Синуса, звоним Юричу, просимся к ниму на байк-пост. И снова радушный приём, вкусный ужин, вечерние посиделки с замечательными людьми.
3-ий день: Саратов
И снова плохая дорога, дождь, прокололи колесо. Без лишней суеты ставим жгутик, просим стоявшего рядом автомобилиста накачать нам колесо и едем дальше. С учётом плохой погоды и отвратительного асфальта за день проезжаем всего 600 км. Останавливаемся в мотеле.
4-ый день: Самара
Плохая дорога заканчивается только ближе к Самаре. Заезжаем в город, чтобы ошелушить банкомат. Пытаясь выехать из города без навигатора, заблудились, достаем навигатор, по старой традиции нас опять мочит дождик. Больше всего от дождя страдает навигатор с сенсорным экраном, который в таких условиях отказывается адекватно работать. Не люблю я ездить на мотоцикле по чужим городам: огромная концентрация внимания на знаки, светофоры и дорогу отнимает очень много сил. Постоянно находятся какие-то мудаки которые тебя подрезают, обгоняют справа или недовольны тем, что ты едешь в пробке между рядами. Зато хорошая проверка на реакции и навыки владения мотоциклом.
5-ый день: Челябинск
Уфу проехали быстро. В Челябинске остановились посмотреть карту на навигаторе, подъезжает мужичок на машине и предлагает помочь проехать короткой дорогой через город. Мы, конечно, удивляемся, но от помощи не отказываемся. Спасибо! Побольше бы таких автомобилистов. Останавливаемся в мотеле.
6-ой день: Омск
Обратно решаем ехать через Курган—Ишим—Омск. В целом дорога не хуже, чем по всей России, но участок в 20 км. без асфальта (гравий), разбитый фурами, это жесть. Скорость 30 км/час, пыль, руки от вибрации и напряжения немеют, и остановиться страшно, так как тебя или собьют, не заметив в пыли, или ты наешься этой пыли от проезжающих фур на всю жизнь. Останавливаемся в мотеле за Омском. Искали хорошую гостиницу долго и безуспешно, в итоге заселились за 1 тыс. в скромный номер без нифига. Цены за Уралом на гостиницы ну очень высокие, да мы на море жили дешевле и комфортней. Очень часто за скромный номер просят 1 200 руб. и предлагают отдельно оплатить душ и стоянку для мотоцикла!
7-ой день: Барнаул
До дома всего 900 км. Выехали не спеша, около 9 утра, решено было перед дорогой выспаться.
До Новосибирска доехали быстро и на одном дыхании. Н-ск встретил нас огромной пробкой (пятница вечер) от Советского шоссе до Искитима. И даже на мотоцикле, нарушая все правила, с выездом на тротуары и встречку мы ехали почти два часа. В Искитиме нас всё-таки догнала тучка, и следующий час мы ехали под проливным дождём и с по-сибирски прохладной погодой. В 9 вечера мы уже были дома и с удовольствием поедали домашний плов, приготовленный для нас тёщей.
Итоги. 27 дней. С 2-го по 28-ое июня 2013 года. 11 000 км.
Можно ли ездить в путешествие по России на мотоцикле? Можно.
Нужно или нет, решает каждый сам для себя, ещё в дороге домой мы с Таней уже начали строить планы следующего путешествия.
Но по нашим дорогам лучше ездить на больших эндуро: bmw gs 1200 adventure, ktm 990 adventure, yamaha super tenere 1200.
Средняя скорость была 150 км/час. в дождь и холод 130 км/час, максималка 200 км/час, но это только на трассе М-4 «Дон». Средний пробег за день 700 км. максимум 900 км. минимальный 600 (Волгоградская область). Средний расход бензина 8 литров на сотню. Время дневного пробега не более 10 часов и никаких ночных перемещений.
К дождю в дороге надо быть готовым на все 100%, сухих дней в дороге на море и назад было от силы 4-5. Дождевик должен быть не только непромокаемым, но удобным и легко надеваться на экип.
Про ГАИ: на трассе требование инспекторов остановиться я игнорировал. В городе останавливался. В итоге общался с инспекторами четыре раза, без штрафов. Люди разные, но если вести себя нормально, все разговоры сводятся к банальным вопросам автомобилистов: сколько прёт, сколько жрёт, сколько стоит. На посту в сторону Сочи инспектора меня просто удивили: перекрыли для меня движение в попутном направлении и попросили: «газани!».
Навигатор: как такового не было, пользовались установленной в телефон программой ЯндексКарты. Абсолютно ей доволен, без неё было бы просто фиговато. Крепления для телефона не делал, штурманом была жена, которая держала телефон в руках.
Проживание в дороге: в палатке — одна ночь, гостиницы — девять ночей, у друзей — пять ночей.
Проживание на море: в палатке — три ночи, гостиницы — восемь ночей.
Расходы: