|
А дорога серою лентою вьется
Залито дождем смотровое стекло.
Пусть твой грузовик через бурю пробьется,
Я хочу, шофер, чтоб тебе повезло!!!
Новое свое описание пройденной дороги начну, пожалуй, следующим образом:
Для тех, кому буквы читать нет желания — выехал и вернулся, потратил немного, без поломок, без штрафов, красота природы и ее мощь повергает в трепет, обязательно поеду еще.
Для тех, кому интересно, как это было — милости прошу на страничку. Все началось в поездке 2012 года https://travel.drom.ru/20957/, воспоминания о проведенном времени на Енисее не изгладились и зерно, брошенное в почву странствий, проросло новым маршрутом.
Маршрут был составлен и утвержден семейным советом, на момент начала отпуска он выглядел так: Омск — Новосибирск — Кемерово — Мариинск — Красноярск — Дивногорск — Приморск — Новоселово — паромная переправа через Енисей — Тубинский залив — Минусинск — Шушенское — Майна — Саяногорск (Черемушки) — Абакан — Аскиз — Бискамжа — Балыкса — Ортон — Шерегеш — Таштагол — Турочак — Яйлю — Барнаул — Новосибирск — Омск.
Но по ходу поездки схема движения претерпела изменения и стала выглядеть так: Омск — Новосибирск — Кемерово — Мариинск — Красноярск — Дивногорск — Приморск — Новоселово — паромная переправа через Енисей — Тубинский залив — Минусинск — Шушенское — Майна — Черемушки — Абакан — Аскиз — Бискамжа — Балыкса — Ортон — Междуречинск — Таштагол — Шерегеш — Турочак — Артыбаш — Барнаул — Новосибирск — Омск.
Сборы в дорогу были проведены, скарб уложен, средство развлечений и экстренной эвакуации, а также дополнительный запас топлива закреплены на багажник. Машина прошла последнюю проверку перед маршрутом с заменой масел в узлах и шприцовкой трущихся деталей.
Выезд состоялся 17.07.2014 года рано утром по намеченному маршруту в уже известном составе (четыре человека: я (водитель и папа), моя супруга (хозяюшка и мама), сын (заложник ситуации, решивший вновь составить нам компанию), дочь (как в русских народных сказках — искательница приключений)), пятым членом экипажа стала подруга нашего сына, вызвавшаяся разделить все тяготы поездки с нами.
Уже ставший привычным маршрут до города Новосибирска накручивался на колеса машины, степь и болотца, прилегающие к дороге, убаюкивали невыспавшуюся еще компанию, а я в предвкушении красот природы и приключений рвался вперед и УАЗ, урча двигателем, поддерживал мое желание скорее добраться до намеченных далей.
В начале поездки выяснилась довольно интересная особенность УАЗа, на которую я раньше не обращал внимания — колеи на асфальте, продавленные большегрузами, чуть-чуть не совпадают по ширине с Уазовской, и мой автомобиль с полностью нагруженным кузовом вдруг приобрел на разгруженной передней оси способность к самостоятельному подруливанию и беганью от колеи к колее. Пришлось для исключения раскачивания кузова правое колесо пускать по самому краю асфальтового покрытия. Рулежка была значительно усложнена вот такой незамысловатой особенностью конструкции автомобиля. Желание установить рулевой демпфер стало №1 в числе выявленных доработок по возвращению в гараж.
Дорога тем временем, с нечастыми остановками, увела нас с М-51 на северный обход Новосибирска к М-53. По северному обходу мы вышли на окраину Новосибирска, и не доезжая до моста через Обь, на одном из организованных поворотов ушли направо в бор, чтобы размяться и перекусить запасенной впрок нашей хозяюшкой снедью.
При осмотре территории было обнаружено огромное количество комаров и мошек, странно растущих, от одного корня многими стволами, сосен, и нечаянно мы потревожили птенцов-коршунят, на их защиту незамедлительно прилетели родители и стали стеной у края своего дома.
Бор порадовал нас на десерт земляникой, поблагодарив место за прием и убрав за собой, продолжили путь в сторону Кемерово. Мы планировали встретиться в Кемерово с давней знакомой, но прямо перед поездкой выяснилось, что она с группой уехала на озеро Яровое и встреча в очередной раз не состоится. Дорогу укоротить не получится, ночевку надо искать в другом месте, потому принимаем решение, искать место привала, проехав Кемерово. Погода вносит свои коррективы — начинается дождь, разбить лагерь и встать с палаткой у дороги не представляется возможным, пытаемся уехать от дождя, но безрезультатно. На улице стало темнеть, пассажиры требуют отдыха — решаем, что встанем на ночлег в придорожной гостинице, но как назло, то есть стоянка с охраной, то гостиница без стоянки, и вот, не доезжая Мариинска, находим долгожданный оазис. Все! Первая ночевка в этом пути. Ужин довольно вкусный, но долго, персонал в лице одной служащей и на приеме заказов и на заселении и на готовке, тем не менее, СПАСИБО.
Проснулись раньше намеченного срока. Стали, позавтракав, собираться в дорогу. Погода оставалась пасмурной, и все время принимался накрапывать дождь. Настроение становилось похожим на погоду. При подъезде к Мариинску дождь прекратился на небольшой промежуток времени, позволив нам поздороваться с Мариинскими воротами.
Ах, какой изумительный бальзам производят в этом городке, только прикупить я его с нашим законодательством никак не могу, прошлый раз проезжал слишком поздно, а сегодня сильно рано, придется в тридорого дома покупать.
Остановившись и очередной раз перекусив, кое-кто решил проверить управление транспортом с другой позиции.
Кто-то там за облаками, насмотревшись на все это безобразие и решив, что дождя для нас уже хватит, остановил его прямо на подъезде к Красноярску. Видя такие перемены в условиях движения, решили непременно приготовить шашлык и заночевать на берегу Енисея в ожидании посещения основного пункта визита в Красноярск — Красноярского государственного заповедника «Столбы».
Заехали в магазинчик «Лента», прикупили все необходимое и направились к первой намеченной достопримечательности — «Царь рыбе» и ее смотровой площадке. На 23 километре Дивногорского шоссе располагается памятник единоборства человека и природы, и с места его установки открываются изумительные виды на Енисей. Только вот туристы, держа рыбу за усы на счастье, к несчастью, все эти усы и поотрывали.
Изрядно подуставшая компания, поздоровавшись с Енисеем, отправилась на поиски места для ночевки. Довольно быстро добравшись до Красноярской ГЭС, переправившись через Енисей, ушли направо с дороги и, выбравшись на берег, решили, что искать лучшее — тратить силы попусту. Лагерь был расположен прямо на берегу с видом на ГЭС и симпатичными окрестными пейзажами. Мясо удалось, а свежий воздух добавил сил и аппетита. Нагулявшись по берегу, накатавшись на велосипеде, вся честна компания увалилась спать.
Выспавшись, выполнив утренний моцион, позавтракали. Собрав лагерь и убрав за собой полянку, отправились на поиски обозначенного в нашем маршруте развлекательного комплекса «Бобровый лог». С этого места начинается наше посещение заповедника «Столбы». Поднявшись к столбам на подъемнике и дойдя до смотровой площадки, мы осознали, что наше посещение заповедника было запланировано не совсем верно по времени — для осмотра близлежащих останцев требуется далеко не день, а как минимум три-четыре дня. Дело чести посетить хоть часть тропы и вот мы уже в пути к Смотровке, ближе оказался Малый беркут, изменив план, мы добрались до «птицы» и поздоровались с заповедником.
Дети, устав бродяжить с нашей скоростью, вскоре бросили нас и ушли кушать в машину, а мы вернулись к подъемнику и решили, что пройдем еще немного в направлении других маршрутов, вышли к спуску тропы на гору Такмак, полюбовались видами заповедника и присоединились к нашей компании.
Молодежь реализовала напоследок прыжок на аттракционе «Зипрайдер» с вершины горы по тросу вниз, протяженностью 1000 метров со скоростью 100 км/час.
Долго ли коротко, а большей части дня как ни бывало. После посещения «Столбов» мы направились на «Красноярское море» в пропущенный при первой нашей поездке Приморск. Решили, что добравшись до места, определимся, где интереснее виды, Даурские или Приморские заливы, но случилось непредвиденное — мой автомобиль, выехав за Дивногорск на трассу, вдруг перестал тянуть и на подъеме просто встал и заглох… Вот, думаю, повезло так повезло — погода шепчет, вечереет. Словом, романтическая ночевка на трассе. Включаю зажигание и слышу надсадный вой бензонасоса, ага, значит, еще не совсем приехали, лезу под машину, ощупываю железяку — так и есть, в перегреве. Мои предварительно отошли на недосягаемое для могучих оборотов речи расстояние, и пьют холодную кока-колу, приобретенную в придорожном кафе. Выливаю остатки очистителя стекла из бутылки с распылителем, набираю в бутылку воды и лезу под машину — бензонасос и фильтр принимают душ. Ура, поехали! Еще 20 километров и снова после душевых процедур — Ура, поехали! Навигатор не знает такого населенного пункта. Успокаиваю себя: Приморск уже где-то рядом, вон за тем поворотом… Опять душ, опять — Ура, поехали! Память дала сбой, до поворота на Приморск от Дивногорска оказалось 150 километров. За время дороги голову сломал — насос менял в прошлом году, не мог он выйти из строя теоретически. Размышляя о том, как быть и что делать, как у себя на равнине принимаю на обочину вправо для остановки на очередной душ, беру за поворотом подальше от асфальта, чтоб не задавили, когда полезу под машину — края обочины ровные, стриженные, широкие… И вдруг машина валится набок и замирает под 45 градусов к плоскости дороги. Лихорадочно гоню всех из машины наверх, выходящие дети прищемляют руку жене… Сын, выбравшись, говорит: «Папа, там обрыв!» В этот момент из-под капота слышится шипение и начинает парить, открываю капот и вижу, как из расширителя давит тосол. Мыслей в голове рой. От — зачем я сюда приехал, до — только не паниковать. Выхожу на дорогу, поднимаю руку, первая же машина Nissan Patrol, белый как снег, с 19-ми номерами, останавливается, и тут же останавливается маленький японский грузовичок рефрижератор с 24-ми номерами, видя всю серьезность ситуации, помогают без лишних вопросов. Рефрижератор берет на стропу за среднюю стойку, Patrol берет за проушину тросом на фаркоп. Завожу, врубаю пониженную. Тянем связку — СПАСИБО родные, СПАСИБО ВАМ еще и еще раз. На мой вопрос о том, сколько должен, смеются и уезжают, оставив меня остывать от пережитого шока (уже потом я осознаю, что не спросил ни имен, не записал номеров, не сделал фото и т. п., так что, если вы слышали историю о спасении Омского УАЗа на М-54, передавайте СПАСИБО моим спасителям. На фото черный зигзаг — это мой след левых колес.).
Опыт горной дороги — как школа жизни, под ровно скошенной травой не всегда ровная поверхность.
Проверяю жидкости, доливаю тосол. Все хорошо. Насос перестает греться и машина везет нас без остановок.
В Приморск въехали уже около 00:00. Спуск к воде это отдельный рассказ, его пропущу по причине душещипательных подробностей, в свете фар из-за спины водителя при спуске не видно береговой линии, зато воду видно отлично. Когда УАЗ остановился внизу после спуска с холма, отдыхавшие соседи (прошу у них прощения) были подняты на ноги и не шумом мотора. Так бесславно закончился 3-й день нашего пути. Лагерь был разбит на скорую руку и после короткого перекуса все упали отсыпаться после тяжелой дороги.
Утреннее пробуждение подарило нам солнечную погоду и чудесные виды на Красноярское море. Пережитое вчера кофейным осадком растеклось по кружкам и было смыто с посуды. Море оказалось нежным и приветливым, девчонки убежали изучать окрест, а вскоре забрались в воду. Я последовал их примеру.
Выдвигаемся в дорогу, сегодня нам надо добраться до Минусинска, купить новый бензонасос и попасть на Тубинский залив. В плане маршрута гора Тепсей с ее писаницей. На улице жара, бензонасос продолжает греться, до парома на Новоселово добираемся более-менее нормально. Переправа — наслаждаемся прохладой и видами, вспоминаем, как в прошлый раз отдыхали здесь на берегу. Съехав с парома, рвем к первому магазину, докупить провиант и добрать водички.
Сегодня зерно нашей дороги выглядит так. Начинаем разматывать клубок нового пути — за указателем новая дорога.
В Анаше пополняем запасы провизии и воды. Продолжаем движение, вскоре асфальт сменяется грунтовой дорогой, под машину ныряю реже, чем на асфальте, но веселье продолжается. Виды за окном становятся другими, чувствуется, что машина забирается все выше и выше. На асфальт возвращаемся при повороте в сторону Минусинска близь поселка Беллык. Как я ни поспешал, так и не смог добраться до залива, в ущерб нашим планам принимаем решение: остановится у ближайшей реки недалеко от дороги (благо, таких мест множество). Основной посыл просто отдохнуть от движения и разбить лагерь засветло, а не как в прошлую ночь. Полностью с этим соглашаюсь и, не доехав до Минусинска около 100 километров, останавливаемся на реке с ночевкой, чтоб встать пораньше и по «холодку» добраться до города. Надо отметить, что место оказалось довольно живописным и при желании с выходом к Енисею, но для тех, кто пойдет этой дорогой, рекомендую проехать чуть дальше и посмотреть места для ночевки у реки Сыда.
Во время утренней прогулки на примыкающую к месту стоянки возвышенность, молодежь находит интересного представителя местной фауны, а только начав движение за первым поворотом нашему взору открывается целое поле менгиров, стоящих в степи.
Довольно быстро и без остановок добираемся до Минусинска, прямо на въезде в город заправка, обращаюсь к водителю стоявшей рядом Волги с вопросом о поиске бензонасоса. Сначала мне подробно объясняют, как проехать к магазину, видя мое непонимание, собеседник вызывается меня свозить туда и обратно. Насос фирмы «Bosch» приобретен и доставлен к УАЗу. СПАСИБО ВАМ, Денис, водитель Волги М792КО124, за оказанную помощь. Иначе бы поиск этой железяки был бы похож на увлекательный квест. После заправки мы посетили Минусинское представительство Совкомбанка, пополнили финансовые запасы и сразу же пошли их тратить на городской рынок. После пополнения всех товарных запасов возвращаемся из Минусинска на Тубинский залив. Не доезжая поворота на Листвягово, во время очередной остановки на душ, решаю заменить насос на новый. Через 20 километров, надо было видеть мое изумление, машина снова встала. Но мы были уже в шаге от залива, и разбираться с проблемой я решил на берегу вместо отдыха, а если не решу проблему, тогда все — возвращаемся домой. Перевалив через гору за поселком, мы ушли влево от дороги и спустились к небольшому заливчику со стороны реки Туба. Погода благоволила солнышко пекло за 30, голыми ногами ходить по песку было обжигающе жарко. Общим советом решено, остаемся здесь на пару дней. Разбили лагерь. Ближе к вечеру у нас появились соседи. Познакомились и провели великолепный вечер в новой компании. Купание, хождение по берегу и подъемы на окрестные горы заняли весь последующий день.
До Тепсея добираться моя группа отказалась вся в полном составе, петроглифы остались не осмотренными до следующего нашего посещения этих мест. С большинством спорить не стал и, собрав лагерь, направил машину к следующему пункту поездки. О ремонте бензонасоса скажу следующее — сын преподнес мне урок физики, сказав следующее: «Отец, вероятно от выхлопной трубы, проходящей ниже твоего насоса, происходит косвенный нагрев всей топливной магистрали, и чем сильнее ты крутишь движку, тем жарче становится бензину». После этих волшебных слов к бензонасосу двумя хомутами, между выхлопной трубой и им, был приторочен жестяной баллон от газа с малюсеньким отверстием, проделанным шилом, через которое в него была нацежена вода, а на подъемы я крутил двигатель до 2,5 т/оборотов. Поломка, возникшая в моей голове из-за стиля вождения, привитого равниной, просто исчезла. Забегая вперед — по причине перегрева бензонасоса мы больше не остановились ни одного раза. Желание №2 в числе выявленных доработок по возвращению в гараж — изменение схемы питания двигателя на два независимых контура, ведь бензонасоса у меня теперь 2.
Следующим пунктом нашей поездки значилось с. Шушенское, пионерская память заставляла соприкоснуться с легендой нашей с женой молодости — здесь находился в ссылке В. И. Ленин. Географически место было найдено довольно быстро и довольно недалеко от нашей стоянки. Удачно быстро нашли и музей, как добраться подсказал экипаж ГИБДД, дежуривший на въезде в городок. Посетить музей рекомендую всем проезжающим мимо — обзорная экскурсия по сохраненному селу занимает около 2-х часов, но дарит много нового и раскрывает устои и быт того времени. Для самых любознательных возможны и другие виды экскурсий, выступления актеров в стилизованных постановках. А для самых-самых заинтересованных возможно проживание в туристическом комплексе «Новая деревня», стилизованном как продолжение старой, сохраненной государством деревни — места ссылки Ленина.
Соприкосновение с историей возбудило фантазию и пробудило нешуточный аппетит. Забитая в навигатор новая точка прибытия Черемушки, говорила о скором прибытии к очередной точке нашего маршрута и потому решено было отобедать в кафе перед посещением Саяно-Шушенской ГЭС. По пути нашего следования мы добрались до переправы через Енисей по Майнской плотине, где и совершили рыбалку на серебряный крючок с великолепным уловом в две радужные форели, одну для нас выпотрошили и засолили, а вторую мы оставили на традиционную уху. Добравшись до Черемушек, мы съехали вправо вниз к выезду из поселка под мост и обнаружили там кафе, в котором нас приютили несмотря на закрытые двери. В тот момент я думал, что нам повезло. Приняли заказ и отравили нас пропавшим мясом в виде шашлыка. С голодухи почти все было съедено, симптомы отравления проявились спустя полчаса после сытной трапезы. Жена, поняв неладное, заставила выпить всех мезим и уголь. Теперь я знаю, что нам повезло, но позже обеда. «СПАСИБО» тебе шашлычная в Черемушках, хотя сок вишнево-яблочный там был охлажден и особенно хорош после жаркой дороги.
После «отличного» обеда мы двинулись на поиски ГЭС. Еще во время трапезы начал накрапывать дождь и на подъезде к Саяно-Шушенской ГЭС небо полностью затянуло тучами, и началась гроза. Фотосессия оказалась сорванной. Но уезжать без снимков самой большой ГЭС России было бы неправильно, находясь в шаговой доступности строения. Мы поехали искать место ночевки. Переехав Енисей по мосту, поднялись к водосбросу. Мест для остановки на берегу предостаточно, но все они отгорожены, обкопаны, или имеют непривлекательный вид. Переговорив с охраной перед въездом в национальный Саяно-Шушенский парк, решили попытать счастья и доехать до водохранилища. Миновав перевал, попали на рабочую дорогу, по которой вывозится топляк. Надо продать с самовывозом эту гору древесины ну хотя бы японцам или нашим новым друзьям китайцам, а не складировать это богатство огромными возвышенностями над рядом стоящими горами и тем более не сжигать. Затем по укатанной дороге, уворачиваясь от технологического транспорта, выехали на берег залива, где и закончилась дорога к морю.
Отдых бывает разным, кто-то едет в мото-автопутешествие, кто-то жарится на пляже у водоема, кому-то милей диван, кто-то идет пешком или пробирается по тропам на велосипеде, а здесь отдыхают те, кто любит охоту и рыбалку, при этом добраться до их мест отдыха можно только по воде. С этого места Вас могут забрать катером и забросить на базу, с последующим сопровождением по множеству проток и заливов, где на берег не ступала нога человека.
Пока мы катались по парку, погода наладилась, и выглянувшее солнце пригласило завершить запланированную фотосессию. Мы отправились к основанию ГЭС на смотровую площадку. Где и запечатлели себе на память вид строения, которым человек преградил путь могучей реке, померявшись силой с природой.
Решение вернуться к Майнской ГЭС, высказанное моей женой, было единогласно поддержано и мы отправились на ранее облюбованный съезд к воде за плотиной. Из событий вечера могу отметить просалившуюся за день форель и великолепную уху под рюмочку водочки. В этот вечер легли поздно, наговорились, наелись досыта и напились допьяна. Сегодняшний вечер в нашей поездке стал ее апогеем.
Нас утро встречает прохладой. Проснулись мы довольно рано. Воздух холодный и сырой. С гор сначала пришел туман, а потом начался дождь. Завтрак и сбор лагеря происходили в экстремальных условиях. Все получили на руки дождевики, но спасение они принесли только укрывшейся в машине молодой половине нашего экипажа. За время сбора лагеря мы с женой вымокли и продрогли. Но делать нечего, собравшись, едем к следующей точке маршрута — нас ждет Абакан. Закупить провиант и посмотреть на город. Горная дорога становится практически равнинной, только изредка встречаются долгие спуски и подъемы.
Добираемся до Абакана под догнавшим нас дождем, но только пересекаем границу города, дождливый день меняется на прекрасный солнечный. Подъехав к рынку, встаем уже на почти сухую стоянку. На въезде в Абакан заметил, что у меня не работает спидометр, показатели погасли, и стрелка замерла на 40 км/ч, поломка не критичная — не работает, пойдем по дублеру, навигатор пока в полном порядке.
Пока бегал по рынку в поисках местного пива (о каждом крае можно судить по нескольким вещам: чистоте его центрального города, состоянии дорог и по вкусу его пива), приспустило переднее левое, осмотр на наличие гвоздя результатов не дал, но только я взялся за штуцер камеры, так сразу и получил ответ, где спускает — штуцер остался у меня в руках. СПАСИБО работнику ГИБДД стоявшему неподалеку — быстро и четко сориентировал меня в направлении поиска шиномонтажа (чуть-чуть ошибившись в количестве светофоров), но я добрался после замены запаски до места без особых проблем. Рекомендую нуждающимся — быстро, вежливо и как для приезжего со скидкой. Адрес: улица Т. Шевченко, дом 134.
Что-то загостились мы у тебя Абакан, пора и честь знать. До свидания, столица. Едем в Аскиз. Виды степи начинают вновь меняться, к дороге все ближе и ближе подступают сначала холмы, а затем на горизонте вновь появляются очертания гор.
К сожалению, задержаться в Аскизе и его национальном парке невозможно, нас уже начинает подгонять упущенный день с незапланированной ночевкой. Идем к Бискамже. По пути встречаем тройку джипов с 55 регионом — привет, земляки. Они идут на слет джипперов, удачной вам дороги. Следом проходят два джипа с 22 регионом, и вам удачи — я скоро окажусь в ваших краях. А тем временем виды за окном становятся все интереснее, хоть на заставку виндовс. По дороге встречаем несколько пещер, у одной решаем сфотографироваться. Постепенно асфальт сменяется хорошо накатанной дорогой с улучшенным покрытием, а при повороте на Бискамжу и вовсе грунтовкой.
Я планировал пройти от Бискамжи до Балыксы по Томи, выясняется, что дорога непроходима, так как мосты сожгли туристы и для меня в одну машину дороги там нет. Местные жители отправляют меня в объезд на тейский рудник, иду по навигатору, тот уверенно ведет меня по хорошо отсыпанной дороге. Действительно можно сказать, что посреди тайги, почти четырехполосный автобан. Проходим перевал самый высокий на всем нашем маршруте — 1087 м (датчики навигатора не скинуты, так что удивляться расстоянию и скорости не стоит), отметок было очень много: 4 — с высотой 900, остальные с высотой в 800-500 остались неучтенными. Такая дорога заканчивается перед мостом через Балыксу и сменяется опять грунтовкой. Но это уже не страшно, мы практически добрались до моей личной мечты, вернуться в поселок, где я когда-то бывал в детстве. До места, где воздух можно пить как парное молоко или родниковую воду, а при желании можно потрогать руками как вату. На ночевку встали опять в сумерках, СПАСИБО местным жителям, подсказали, где лучше остановиться, поэтому бродить по окрестностям не пришлось. Ужин и спать.
Вторые сутки подряд утро начиналось с моросящего дождя, но радость прибытия к точке маршрута омрачить мелкий дождь не смог. Ожидания подышать свежим воздухом наполненным запахом горного разнотравья, напиться из родника чистой, кристальной воды было оправдано сполна. Таких ощущений испытать в запыленном и задымленном городе невозможно. Именно в таких местах понимаешь слова песни: А мы едем за туманом, за туманом и за запахом тайги.
После непродолжительной стоянки на Томи, одна ночь вместо двух запланированных, из-за сокращения нашего графика маршрута, мы собрали лагерь и, попрощавшись с рекой, выдвинулись на самую сложную часть нашего маршрута Балыкса — Ортон — Шерегеш. В тот момент мы еще не знали, что запланированные два дня стоянки на Томи придется реализовать, но к сожалению не совсем так, как мы себе это представляли. Не буду забегать вперед, обо всем по порядку.
Мое удивление первой машиной, которую я увидел при подъезде к Балыксе, а был это Nissan Skyline, было развеяно сразу же за развилкой дороги на Неожиданный, все-таки вот почему местные говорят, что дорог здесь нет. Сначала светлая, но уже не накатанная, вся в ручейках и лужах каменистая дорога, превратилась в одноколейную дорогу, замкнутую по обеим сторонам глухим смешанным лесом, с редкими прогалинами на подходах к ручьям и рекам. Повсеместно разливы речушек, русла которых не справляются с объемом воды после дождей, изобилием ям, заполненных глиняно-песчаным коктейлем. Практически полное отсутствие ровной насыпи, такое впечатление, что едешь по гигантской стиральной доске, и не в смысле трясет, а в том смысле, что ты меньше волны, и движение напоминает детские качели, то вверх то вниз (реально укачивает). 77 километров бесчисленных бродов и перевалов по берегу реки Федоровка. Форсирование двух полноводных рек опять же Федоровки и Ортона. Преодоление ряда небольших перевалов. В одном месте после брода через очередной ручей дорога ушла в лес по колее, продавленной тяжелой техникой в черном грунте, вода добавила красок в палитру, еле удерживая УАЗ, не пуская его в колею, прохожу полукругом около метров так 250, и на выходе из этого участка капот в капот упираюсь в завалившийся на борт, груженый ГАЗик… Немая сцена… Объехать его нет никакой возможности, слева обрыв в ручей, справа глухой лес, уходящий под уклон вниз. Спрашиваю водителя, как думает выбираться — отвечает, что товарищ ушел на пилораму за тягачом. Ждем некоторое время, из тайги приходит его напарник и сообщает, что пилорама на сегодня уже не работает, и ночевать будем, вероятно, здесь. Мне такая перспектива не улыбается. Лихорадочно начинаю искать пути обхода препятствия: спрыгнуть в ручей, значит перевернуть УАЗ — нет, за ручьем сухой прижим к горе, но завален валежником и стволами упавших деревьев, для проезда нужно вернуться каким-то чудом назад по этому объезду, а расчистка проезда займет часа три, следовательно, ночевка в тайге обеспечена. Из леса появляется мотоцикл с двумя седоками, один соскакивает около нас, второй по тропиночке перегоняет мотоцикл выше по ручью и тоже останавливается. Тот, что соскочил, держит запчасти для Нивы (мы видели оставленную под присмотром двух псов и видимо их хозяйки Ниву на подъезде к этому месту), выражает недоуменнее: а ты что стоишь, я, говорит, по ручью и туда и обратно хожу. Лезу ногами в ручей, иду до самого брода, камни высокие, вода не дает свободно переставлять ноги, быстра и холодна. Молюсь. Высаживаю пассажиров. Дочь наотрез отказывается выходить. Начинаю по лесной дороге пробовать развернуться — не получается, УАЗа скидывает в колею (и тут я понимаю, как здорово, что УАЗ чуть-чуть уже по оси, чем Кразы), машина как по рельсам переваливаясь с боку на бок, под чутким присмотром и направлением сына, едет назад, но на выходе в ручей я не увидел валун и прижался бампером и задней подножкой. Чертыхаюсь. Разворачиваю машину на воду… Смотрю в расширенные глаза дочери… Поехали. А кто сказал, что мы не на корабле. Выбравшись, спрашиваю про трос у мужиков, на меня машут рукой — ты груженый, сам себя еле везешь, не лезь в грязь, идите из тайги посветлу. Желаю удачи, продолжаем наш путь. И вот мы уже в Ортоне.
Такая дорога оказалась интересна мне и УАЗу, а вот после въезда в поселок Ортон сын выразился следующим образом: «Зипрайдер, по сравнению с этим участком пути, как бы сказать помягче, полное недоразумение». Хотел обойтись без отступлений по поводу участия человека в устройстве окружающего мира, не могу сдержаться. Все русла рек исхожены драгой, горы породы сброшено в отвал, вся эта прелесть огромными складками перерезает пространство, все живое вблизи этих куч камня погибло и еще долгое время не сможет восстановиться. Приходит на ум единственное — если бы все эти поднятые камни на ту дорогу, по которой я ехал, получился бы отличный автобан, сокративший путь из Казахстана и Алтая в Шорию и Хакасию, и далее в северо-восточные районы нашей Родины в тысячу километров. Но 77 километров тайги между двумя областями с дорогой только для 4WD еще долго будут радовать искателей приключений и следопытов.
В Ортоне, остановившись у одного из подворий, спрашиваю работающего у двора хозяина о дороге на Шерегеш. Он говорит, что в одну машину не советовал бы идти в том направлении, так как последний раз машина ходила той дорогой больше года назад, а по тропе только на квадриках в начале лета приходили туристы. Дорогу забросили из-за построенной и ухоженной дороги на Междуреченск. Как потом добавил еще один местный житель: да тут рядом совсем, два перевала и вы уже дома.
Рисковать я не стал — про участок от Балыксы до Ортона хоть сколько-то информации у меня было, а про Ортон — Шерегеш полный 0, кроме бумажного носителя, проиндексированной навигатором дороги и компаса. Уходим на Междуреченск (оставляю себе немного дороги, чтоб вернуться сюда еще раз).
Дорога грунтовая с улучшенным покрытием и прекрасными видами с перевалов, природа дикая, не потревоженная цивилизацией. В один момент супруга говорит: «Стой!» Не сразу понимаю, зачем, останавливаюсь… Обалдеть, мы только что переехали каменную реку. От вершины горы до подножия, на сколько хватает взгляда, протянулась через могучую тайгу каменная гладь реки, и где-то под этими валунами тихо журчит ручей. Великолепие, нарушаемое только звоном мошки и перекличками птиц.
Сожалею, но в это великолепие я добавил пару нецензурных оборотов — опять переднее левое, как вовремя остановились, поймал свой же саморез из подкрылка. От тряски по ухабам кем-то ранее приклеенная декоративная пластиковая накладка бампера оторвалась и вкрученные в нее саморезы начали лезть из подкрылка. После непродолжительной стоянки на замену запаски — продолжили движение и в сумерках въехали в Междуреченск. Так мы, попрощавшись с Томью, вновь приехали ночевать к Томи.
Междуреченск вечером довольно оживленный город, огромное количество отдыхающих, местные жители все наслаждаются выпавшим отличным вечером. В диалог вступают охотно и на вопросы отвечают с явным желание помочь, так я нашел магазин с газетами, который работал в ночное время. По приобретенному журналу «Частник» начинаем искать квартиру на сутки, оказывается, не так просто в разгар сезона найти свободное жилье. В самом начале поиска сделал ошибочный звонок риэлтору, девушка сказала, что занимается продажей и наймом на длительный срок, я извинился и стал обзванивать только целевые объявлении. Порядка 10 телефонных номеров отзываются отказом и вот, когда я уже опустил было руки, мой телефон разразился входящим звонком. Звонил риэлтор, умничка, подключилась в работу, параллельно со мной ища для меня жилье, даже не предупредив, по своей инициативе. ЕЕ старания были успешнее моих — и вот мы на пороге двухкомнатной квартиры, которая стала нашим домом до завтрашнего дня. Ванна, плита, посуда, кровати, белье, телевизор и электричество. После тайги мои попутчики осознавали ценности цивилизации. СПАСИБО ВАМ, ЮЛЯ. Вот номер телефона человека, который действительно специалист своего дела 8-905-06-78-116 (телефон привожу с согласия абонента), думаю, вы в состоянии помочь не только мне.
Прощаемся с Междуреченском и пытаемся вернуться на маршрут. Становится уже окончательно понятно, что полностью план поездки закончить не удается. Ночевка на реке и ночь в Междуреченске исключили часть маршрута. Но границы ключ переломлен пополам: назад дороги нет, и цель определить возможность транспортного перехода Хакасия — Шория выполнена. Остается засвидетельствовать свое почтение «Золотой Шории», сказать спасибо за прием и обзорную поездку по ее краю, для этого направляемся в Таштагол. Дорогу заранее не рассматривал, забирая машину со стоянки переговорил со смотрителем, он, как бывший водитель, рекомендовал ехать в направлении Новокузнецка и, не доезжая его, на Атамановском кольце уходить налево через переезд и потом по прямой до Таштагола. Приняв все это к сведенью, выехали и именно таким маршрутом довольно скоро оказались у подножия холма «Золотой Шории».
СПАСИБО тебе, Шория, за прием, просим у тебя еще одни сутки тепла и доброты — едем в край Йети — Шерегеш. Правда, снега нет, но да ладно. Гора зеленая — красавица. Даже без снега манит подняться на ее вершину, решаем переночевать на природе и пионерским костром проводить дух похода на покой. Приготовить шашлык и попеть песни. Ведь начиная с завтрашнего дня будем возвращаться назад к цивилизации.
Отдыхающих в поселке, не взирая на лето, довольно много, попробовали поискать свободную баньку с возможностью бросить на территории машину, не получилось, все уже заказано и везде веселятся и наслаждаются отдыхом местные и туристы. Поездив по территории поселка, переговорив с местными жителями, получаем совет подняться к неработающим сейчас подъемникам у подножия горы, и вид на поселок хороший и место спокойное. Так и поступаем.
Хорошенько выспавшись, собираем лагерь, убираемся за собой и едем к работающему подъемнику на гору. К сожалению, нам не повезло, кресельный подъемник, как выяснилось утром, вопреки вечерним заверениям охраны, не работает. Не работает уже 3 дня — не слушайте заинтересованных предпринимателей, заезжайте в информаторий на подъезде к горе около сувенирной лавки или заходите к ним на сайт, сможете сэкономить свое время. Подняться на гору оказывается можно даже и при неработающих подъемниках, квадроциклы и пешие экскурсии доступны всем желающим, но это не входит в наши планы. Уезжаем в Алтай, время уже подгоняет, не позволяя задерживаться ни на минуту. На выезде нас провожают Йети «Газпрома». До свидания, Алатау. Теперь у нас есть повод вернуться к тебе гостеприимная Шория.
По прямому маршруту идем на перевал между Таштаголом и Турочаком, дорога, конечно, без асфальтового покрытия, но с довольно интенсивным движением. Оно и понятно, по прямой между этими населенными пунктами 100 километров, а в объезд 400. Преодолеваем последний в этой поездке перевал в 900 метров. Здравствуй, Алтай! Бывали мы у тебя в гостях, поэтому для молодежи только ознакомительный проезд через исток Бии, засвидетельствовать наше почтение Телецкому озеру. Показать молодежи озеро, сын пропустил поездку на Телецкое, которая состоялась ранее. Фотография у Алтын Кёль (Золотого озера). Если пожелаете — вернетесь сюда сами. Яйлю, к великому моему сожалению, в эту поездку посетить не удалось.
Перекусили у Бии и двинулись по уже знакомой дороге через Горно-Алтайск в гости к племяннице в Барнаул. На подъезде к Барнаулу случилась небольшая поломка, опять же не могу ее отнести на счет машины, выпаялись силовые контакты в блоке предохранителей. Вскрытие показало корявый ремонт блока на скорую руку, видимо, перед продажей авто. Ремонт на коленке с замыканием контактов, и снова в путь. Время в предвкушении встречи летит незаметно, вот уже ночь накрывает землю своим покрывалом, и мы, добравшись до гостеприимного дома, усаживаемся за стол ужинать. Отдых от долгой дороги и радушный прием дает заряд новых сил и на следующий день мы выезжаем в направлении Омска, к утру двенадцатого дня вся наша группа без потерь валится отсыпаться и приходить в себя после дороги. И только слова подруги сына, сказанные в Шерегеше, звучат лейтмотивом нового пути: «Как жаль. Уже домой!»
Подводя итоги:
Бюджет поездки составил ориентировочно 60 000 рублей, с учетом приобретения химии и дополнительного оборудования и восстановлением ранее утраченного.
Статистика поездки:
За время пути нарушения не зафиксированы, ГИБДД мы не заинтересовали ни разу, остановки только по требованию пассажиров и для «обучения водителя».
Машина дорогу выдержала без поломок (даже спидометр при пересечении границы Омской области сам починился и больше не отказывает по нынешний момент, видимо, функция саморемонта уже не фантастика, а опция реализованная в УАЗе). Определены доработки необходимые для дальнейшей эксплуатации ТС: рулевой демпфер, две независимые линии питания двигателя, установка 4-листовых рессор (при полной загрузке УАЗ просел практически до подкрылков), замена пластиковых деталей бампера на более серьезный материал (отклеившиеся крепления передней накладки, раздавленная задняя), изменение конструкции задней ступеньки (выбрасывать нужную вещь, как это сделал завод на Патриоте, не собираюсь).
Ошибками в плане маршрута движения явились (маршрут составлялся из учета 14 дней, допускались изменения мест и времени стоянок):
Результат: потерянный по ходу движения пункт — поселок Яйлю на Телецком озере (из 14 дней дорога свернулась в 11).
В результате отсутствия информации, дополнительный пробег около 300 километров, участок до тейского рудника и переход в Шерегеш через Междуреченск.
Вывод: На будущее лично для себя я определил, что при любом темпе движения остановки в ключевых точках должны быть рассчитаны минимум на две ночи, за исключением марш-бросков до первых позиций поездки. Это как минимум нивелирует возникающие провисы по переезду от места до места и позволит более комфортно вести отдых.
На этом точка в этой поездке поставлена.
На старом чайнике накипь, копоть, гарь,
Но лучший чай получается только в нём.
Приезжай — посидим, заварим, попьём.
В Париж не пустят. В Греции делать нечего.
Остаёмся? Ну конечно!