|
Ford Explorer — экипаж два человека.
Toyota Sprinter Carib — экипаж три человека.
Планировалось выехать из Красноярска в западном направлении, а вернуться по южной дороге, совершив маленькое «кругосветное» путешествие по Хакасии, при этом выполнять «радиалки» к самым интересным местам.
Несмотря на то, что от Красноярска до Хакасии чуть больше 300 километров, первый день был отдан дороге. Ехали через Ачинск по очень неплохому асфальту. Да и в Хакасии дороги в основном хорошие. Первая ночёвка была запланирована в месте, открытом нами ещё в прошлую поездку. Переехали через Чулым, и, наконец, километров через 10-12, спустившись с холма, справа от дороги увидели Белый Июс. Сразу же свернули на грунтовую дорогу и метров через 700 оказались на берегу. Но место оказалось опять занято: в прошлый раз за палатками всю ночь ходила коростель и громко ворчала на нас за нежеланное соседство, а в этот раз поляну облюбовала колония майских жуков. Перед сном они устроили променад около своих норок, летали невысоко, около метра над землёй, при этом весьма чувствительно тыкались во всё, что оказывалось у них на пути. Мы не торопясь обустроили лагерь, и ещё долго стояли и смотрели, как блестит и сверкает от их движения вся поляна. И только когда солнце село, мы приготовили ужин, а потом лежали у костра, слушали крики ночных птиц и стук колёс редких поездов на другом берегу.
На следующий день мы вернулись назад, к мосту через Чулым и повернули в сторону пос. Сарала. Первая остановка — Сулекская писаница. Она находится в 18 километрах от пос. Копьёво. Ориентиры: сначала слева начнётся могильная степь, затем справа немного вдалеке от дороги — два сульфатных озера с берегами, покрытыми белой пеной. Сразу же за одиноко стоящей остановкой нужно повернуть направо и по грунтовой дороге подняться метров 200 к одинокому скальнику. Это и есть Пичиктиг-Таг (писаная гора) — знаменитая Сулекская писаница.
Мы долго фотографировали рисунки, выбитые художниками тысячи лет назад, потом прошли по просёлочной дороге немного дальше, перешли через лог и поднялись на соседнюю гору. Там, на вершине, нашли остатки древнего фортификационного сооружения (стена, сложенная из плоских камней, небольшая, высотой не больше метра, местами разрушенная), но самое главное — впечатляющий вид на озёра, горы, степь.
Асфальт закончился где-то в районе Саралы, дальше началась грунтовая дорога, но ровная, с хорошим покрытием. Сразу за Саралой мы первый раз увидели белки на дальних горах, там, куда и планировали доехать в этот день.
От пос. Копьёво до Приискового — 100 километров. За пос. Приисковым дорога стала похуже, несколько раз пришлось форсировать неглубокие ручьи. Приблизительно через два километра после посёлка доехали до развилки, и левая дорога привела нас к лагерю сноубордистов и горнолыжников. Там мы оставили машины и пошли по дороге дальше, туда, где из Ивановских озёр берёт своё начало река Сарала.
Сначала поднялись ко второму Ивановскому озеру,
потом по тропинке подошли к началу водопада,
по камням вдоль снежника забрались метров на 200 выше,
продрались сквозь ерник — заросли карликовой берёзы,
и, наконец, увидели верхнее Ивановское озеро.
От лагеря сноубордистов до Ивановского озера около 3 километров. Мы шли, не торопясь, минут сорок.
Чтобы найти место для стоянки, мы вернулись к развилке и поехали по правой дороге. Метров через 500 поставили лагерь на берегу ручейка. Весь день мы наслаждались отсутствием комаров, но к вечеру эти кровососущие твари заявили о себе во весь свой отвратительный писк. Ужинали быстро, прижимаясь к дыму костра.
Ночью проснулись от яркого света, казалось, кто-то осветил нашу палатку фарами машины. Но оказалось, что где-то в горах началась гроза. Молнии полыхали всё чаще и чаще, раскаты грома приближались. Как-то не спалось. Были мысли собрать вещи и перенести палатки подальше от ручья, который, чудилось, плещется уже почти у самых спальников. Часа через два гроза ушла. Утром нас встретили проголодавшиеся за ночь комары. Они-то и убедили нас не оставаться здесь на ещё одну ночь (вчера мы думали, что стоит подняться на гору Бобровая).
Мы снова вернулись к пос. Копьёво, опять переехали через Чулым, миновали место нашей первой стоянки и поехали вдоль Белого Июса в сторону пос. Шира. В районе пос. Солёноозёрное повернули налево, к озеру Тус. Километра два ехали по степи, пока не увидели небольшое озеро, пахнущее сероводородом, а вокруг него — несколько рядов страждущих, желающих получить молодость и здоровье.
Грязи в этом озере считаются полезными.
А вот купаться в нём нам не понравилось: заходишь по пояс и из-за большой концентрации соли тебя выталкивает из воды. А когда выходишь, сразу же покрываешься белым налётом. Нам очень пригодился запас воды — ни один душ на берегу не работал.
Смыв с себя налёт соли и истратив на это почти весь запас питьевой воды, мы вернулись на трассу. Не заезжая в Целинное, повернули направо и двинулись в сторону пос. Ефремкино. Сразу за посёлком, прямо у моста через Белый Июс влево вверх по склону в сторону скального массива Тогыз-Аз (Девять ртов) идёт просёлочная дорога. Метров через 500 мы выехали на организованную стоянку со столиками и местом для костра, откуда начинается Тропа шамана. Сначала мы зашли в грот Проскурякова, расположенный здесь же, на берегу реки,
потом стали подниматься, рассчитывая посмотреть остальные пещеры. Но мы себя переоценили. Как оказалось, самым натренированным местом у большинства членов команды оказалось седалище, и вчерашняя прогулка по Кузнецкому Алатау дала о себе знать. Наверх мы поднялись, а вот идти дальше по беспощадно палящему солнцу уже не хотелось. Но и спускаться не хотелось, вид был просто потрясающий.
Приближался вечер. На следующий день мы планировали пораньше, пока не приехали туристы, подняться на Первый Сундук, и сегодня хотели подъехать к нему поближе. По трассе повернули в сторону Чёрного озера. За железобетонным мостом через Белый Июс нашли второй поворот направо и по просёлочной дороге поехали вдоль отрогов Хызыл-Хая, мимо могильников, к Пятому Сундуку, а потом вдоль оросительного канала до места, где дорога поворачивает и уходит за горную гряду. Здесь, на берегу канала, прямо у дороги, мы и поставили лагерь, надеясь завтра встать пораньше и в тишине побродить по священному месту.
Но, конечно же, мы проспали. Первые два автобуса проехали мимо, когда мы уже заканчивали собирать лагерь. Когда мы приехали, наверху, в тени у подножья скального останца уже было немного шумно, суетливо, но мы всё же постояли, посмотрели, как изгибы русла Белого Июса контрастируют с ровными рядами древних оросительных каналов.
Потом мы вновь вернулись на асфальтовую дорогу и двинулись к Шира. В посёлке миновали железнодорожную станцию и поехали вдоль железной дороги на юг, посмотреть Туимский Провал. На восьмом километре от Шира мы остановились у знака «крутой поворот», чтобы посмотреть остатки древней обсерватории. Считается, что это место по значению сравнимо с английским Стоунхенджем. По значению может быть, а вот в размерах уступает значительно.
Провал — самый первый в Хакасии результат техногенной катастрофы. Ещё в тридцатые годы при добыче кобальта и меди гору настолько изрезали штольнями, что её середина обрушилась. Получился кратер шириной метров 80 с отвесными стенами, уходящими в глубину озера, расположенного внизу метрах в 100 от поверхности горы. Ещё до пос. Туим на дороге стали появляться группы мальчишек с табличками «Покажу дорогу к Туимскому провалу», но мы уже знали, что нужно проехать посёлок, свернуть к развалинам обогатительной фабрики, и дальше по дороге. Машину мы оставили внизу, отказались от предложения побродить по старым полуразвалившимся, частью полузатопленным штольням — местные ребята снабжают туристов резиновыми сапогами и выводят прямо к кромке воды озера, расположенного внутри горы. Вершина горы, вернее, то, что от неё осталось, огорожена, за вход взымается плата, построена смотровая площадка, продаются пирожки-булочки-соки, разные поделки и образцы минералов, а за небольшую плату можно договориться с ребятами, и они сбросят вниз в воду с противоположной стороны Провала камень. Звук, словно из пушки выстрелили.
На обратном пути мы, не доехав до Шира, свернули в сторону посёлка Беренжак и поехали искать «Ширинские столбы» или «Парк каменных фигур» — через 30 километров от поворота, в районе селенья Усть-Тугунжуль, справа в лиственничном лесу расположены необычные камни, принесённые сюда ещё древним ледником. Ветры и вода выточили из них причудливые фигуры.
Мы увлеклись поиском необычных фигур, и забыли о том, что собирались проехать дальше к реке. Так что не увидели то ущелье, по которому проложил свой путь в этом месте Белый Июс.
На стоянку отправились в пос. Жемчужный, расположенный в 11 километрах от Шира. Искать место на базе отдыха не стали, а поставили палатки в кемпинге, на берегу пресного озера Иткуль.
На следующий день нам предстоял самый длинный перегон. В районе пос. Троицкое выехали на трассу и поехали в сторону Абакана. Не доезжая до Усть-Абакана перед поворотом на Сорск сделали остановку на горе Узунхыр (расположена слева по ходу движения). Это место ждёт своих археологов, а пока над землёй еле возвышаются камни, выстроенные в круги, квадраты, прямоугольники.
Есть предположение, что здесь построили свой город-храм представители афанасьевской культуры ещё в III тысячелетии до нашей эры.
Следующий наш поворот — на Сорск (вправо, если ехать в Абакан). Мы ориентировались на название «раскопки у села Московское», поэтому указатель «Барсучий Лог» проехали, не останавливаясь, а зря. В селе Московское зашли в сельсовет, расспросили дорогу, вернулись к развилке у въезда в село и свернули на просёлочную дорогу, покрытую красноватой глиной. Дорога вела нас между холмами, мимо пасущихся лошадей, овец и коров.
Около домиков, построенных в степи, остановились уточнить направление. Нам подтвердили, что движемся мы правильно и посоветовали не задерживаться, кивнув на черную тучу: «Если не успеете до дождя, дорогу размоет, обратно не выберетесь». Пришлось торопиться, поэтому к курганам, расположенным недалеко от дороги подъезжать не стали, фотографировали на ходу.
Курган в Барсучьем Логу был раскопан в 2004-2005 году и относится к тагарской культуре (около V века до н.э.). А ограда кургана сложена из камней, позаимствованных из построек более ранних эпох. У каждого времени свои вандалы.
Несмотря на приближающуюся тучу, мы долго бродили, рассматривая петроглифы, выбитые на камнях, и только когда уже в воздухе запахло дождём, поспешили обратно на асфальт. Мы благополучно вернулись на дорогу, снова проехали Московское и за указателем 33 километр на первом знаке перекрёстка повернули налево. По грунтовой дороге пересекли балку, от развалин фермы повернули налево и вдалеке увидели два Менгира — Салбыкские ворота- камни, олицетворяющие Ворота между землёй и космосом.
Вот они, далеко на горизонте.
Возле них — жертвенное место с ленточками, мелочью, конфетами и печеньем.
Вернувшись к повороту у разрушенной фермы, мы поехали дальше, в направлении к уже действующей ферме, рядом с которой вдоль дороги паслись стада гусей.
Здесь случилась первая неприятность — наш спутник «Ford» пробил колесо, и пока мужская часть команды занималась ремонтом, женская часть готовила обед, посматривая на знакомую тучу, от которой мы убежали в Барсучьем Логу.
Снова запахло дождём, казалось, мы уже слышали шум капель, но вдруг туча остановилась и двинулась в другую сторону.
Ехать после обеда всегда веселее. Дорога шла по Долине царей, где на площади в несколько десятков километров расположено более 50 больших курганов. Мы двигались к Салбыкскому кургану. К моменту раскопок в 1954 году это был земляной холм высотой 11 метров и диаметром 120 м. Курган построен из каменных плит весом от 20 до 60 тонн в IV веке до н.э. Грандиозное зрелище!
От Салбыкского кургана мы продолжили движение по просёлочной дороге и минут через 10 выехали на трассу рядом с одиноким домиком с надписью «Молоко, творог», написанной прямо на воротах. Этот домик служит ориентиром для тех, кто ищет дорогу с трассы прямо к кургану.
Последнее место, которое мы планировали увидеть в этот день и где хотели поставить лагерь — гора Куня с крепостью и петроглифами. Но, увы, мы ошиблись поворотом, поехали куда-то не туда, за дачи, между картофельных полей, долго петляли по просёлкам, а когда забрались на гору, дорога закончилась у обрыва, а внизу, далеко на горизонте на берегу Красноярского водохранилища, увидели нашу потерянную гору. Но было уже поздно, мы не стали спускаться и устроили лагерь в седловине между двумя вершинами. Лёгкий ветерок отгонял комаров, и только змеи шуршали в траве, но мы благоразумно не отходили далеко от лагеря.
Утром на общем совете было решено отказаться от поиска дороги к горе, а двигаться в сторону Абакана, искать шиномонтажную мастерскую. На въезде в город сразу на кольце заехали в первую же, где нам и отремонтировали колесо. Абакан — очень симпатичный, зелёный город. Жаль, только, краеведческий музей закрыли на ремонт.
Но на первом этаже у приятной продавщицы, одетой в национальный костюм, мы накупили различных сувениров и, самое главное, книг по истории Хакасии.
Немного покатавшись по городу, мы двинулись дальше на юг. Уже почти подъехали к пос. Ханкуль, как обнаружили, что колесо у «Форда» опять спущено. Пришлось снова останавливаться, доставать запасное. В Ханкуле хотели попробовать минеральную воду «свежей», в своём натуральном виде, но к источнику нас не пустили, посоветовали набрать воды из колодца «Ну точно такая же», что мы и сделали.
Потом, когда оказалось, что обыкновенная, не минеральная вода закончилась, мы попробовали приготовить на «Ханкульской» обед. Ну, суп с тушенкой ещё ничего, а вот чай пить не смогли. Но это потом, а пока нужно было снова искать шиномонтажку. Это оказалось непросто, и отремонтировать колесо удалось только в районе Аскиза. Пока «Ford» занимался ремонтом, вторую машину отправили готовить обед. Чтобы не уезжать далеко, мы поднялись на перевал, заехали за сопку и остановились на поляне, по которой бродили красивые, очень рогатые козлы.
Мы уже закончили обед и предавались лености и дрёме, когда случились два события.
1. У белохвостого орлана (мы не орнитологи, но, кажется, это был он), уже давно кружившего над нами не выдержали нервы и он камнем бросился на кусочек тушенки, отложенный в сторону. При этом едва не задел крыльями за голову одного из водителей.
2. Самые любопытные из команды поднялись на небольшой холм и увидели, что наша поляна находится на одном уровне с окнами пятиэтажных домов, расположенных внизу, метрах в 200 от нас. А сразу рядом с домами проходит железнодорожная ветка, по которой маневрировал паровоз. Так что лагерь мы поставили почти в черте посёлка.
Останавливаться на ночёвку в этом месте мы не стали, и поехали дальше, в музей-заповедник Казановка. И тут нас накрыл дождь. Туча незаметно выскочила откуда-то из-за гор и обрушилась со всей силой. Дождь в дороге во второй половине дня действует на нас несколько угнетающе, а тут ещё новое приключение. Дождь закончился. Мы уже подъехали к деревне Казановка, за которой был поворот на просёлочную дорогу, ведущую к музею, как у дороги перед мостом увидели человека, машущего нам рукой, а впереди что-то, лежащее на земле. «Авария!» — подумали мы и нажали на тормоза. Мужчина наклонился к окну машины: «Слушай, — дохнул он перегаром, — отвези мою бабу в деревню». И тут из лужи поднялись два тела и с грацией зомби направились в нашу сторону. Как потом сказали наши спутники, увидев ЭТО, они нажали на кнопку замка машины. Мы, не отрывая глаз от приближающихся тел, хором ответили: «Извини, в музей поворачиваем» и дали газу.
Сразу за мостом, следуя указателю, повернули направо. Дорога шла за огородами, после дождя была мокрая и скользкая. Мы остановились около юртового комплекса «Кюг», но никто к нам не вышел и мы поехали дальше.
Дорога стала хуже и невысокому «Карибу» иногда было сложно форсировать глубокие лужи. Но мы всё же забрались на последнюю горку и увидели впереди большую поляну в окружении гор. Мы побродили по поляне, рассматривая могильные камни и одиноко стоящие менгиры.
Подниматься в горы в поисках наскальных рисунков не стали, а повернули обратно, в сторону Аскиза. Что-то говорило нам, что пора поворачивать на север, домой.
Последней точкой нашего маршрута была Саяно-Шушенская ГЭС. От Аскиза мы проехали километров пять дальше, на юг и в районе улуса Апчинаев повернули налево, на дорогу, ведущую в Саяногорск. Решили ехать, пока не увидим место, где бы захотелось остановиться на ночь. Так, примеряя красивые места и надеясь найти ещё лучше, доехали до села Сабинка. В районе остановки перед селом свернули к Чёрному озеру. В Хакасии несколько Чёрных озёр, к этому вела грунтовая дорога. К сожалению, её давно не подправляли и довольно большие промоины приходилось объезжать прямо по руслу ручейков. Мы отъехали подальше, где было поменьше машин, поставили палатки и сразу спать.
Утро было солнечным. Мы искупались (озеро горько-солёное), позавтракали, погуляли по берегу, насобирали множество мелких камешков, похожих на сердолик. До Саяногорска оставалось меньше двадцати километров. Доехали до Енисея, остановились посмотреть Майнскую ГЭС, потом вдоль берега поехали в Черёмушки, к Саяно-Шушенской ГЭС, конечной точке нашего путешествия.
Всё, пора домой. По Майнской ГЭС мы переправились на правый берег Енисея, в Красноярский край.
Напротив Майны находится деревня Сизая, в которой родился Иван Ярыгин — двукратный олимпийский чемпион по вольной борьбе. В память о своей матери спортсмен построил красивейшую церковь из белого мрамора с голубым куполом. Она настолько красиво смотрелась на форе зелёных гор, голубого Енисея и белых облаков, что не подъехать было невозможно.
Так по правому берегу мы поехали вниз по течению Енисея в Шушенское. Чтобы пройти на территорию историко-этнографического музея-заповедника нужно было ждать около часа — пропускают только группы и только с экскурсоводом. Но мы люди вольные, поэтому посмотрели через забор и поехали в Минусинск. Минусинский музей был открыт!
День клонился к вечеру и мы решили, как и вчера, ехать, пока не захочется остановиться на ночь. Но за Курагино дорогу со всех сторон обступили горы, стало темно и прохладно и мы ехали всё дальше и дальше. В районе Артёмовска мимо нас проехали величественные БЕЛАЗы. Наш славный «Ford» рядом с этими гигантами — Моська под ногами у слона. Дорога — пыльная узкая грунтовка с крутыми поворотами шла по удивительно красивым местам — то с обеих сторон к ней подступят высокие горы, то слева или справа далеко внизу блеснёт речка, то где-то высоко над ней по подвесному мосту простучит колёсами поезд. А перевалы какие! Высота больше 1000 метров. Так в начале одиннадцатого мы оказались в Нарве, а ближе к двенадцати впереди заблестел огнями Красноярск. Всё, путешествие закончилось, круг замкнулся.
Что мы сделаем в следующую поездку:
И под конец несколько фотографий:
Navigator