|
Небольшое предисловие
Количество путешественников: двое — я и мой отец. Автомобиль — Toyota FunCargo 2003 года, красный, двигатель 2NZ-FE 1,3.
Цель путешествия — повидать родственников и Мамаев курган. Дело в том, что в Самаре у меня живут много родственников по отцовской линии, которых я за 32 года своей жизни еще ни разу не видел вживую и с которыми хотел познакомиться. Тут появилась возможность: дали отпуск почти на весь июль, под боком была машина, да и отец-пенсионер был не против. А Мамаев курган просто хотелось увидеть, т.к. Волгоград от Самары сравнительно недалеко, а на Мамаевом кургане я хотел побывать с раннего детства. Раньше я на машине ездил не дальше Байкала, поэтому небольшой предстартовый мандраж был, но он с лихвой перекрывался интересом к путешествию.
Что взял в дорогу:
Из всех вышеперечисленных вещей основная масса бралась «на всякий случай». Пригодились только жидкость для стекол, матрас, мобильник с навигатором, фонарик, фотоаппарат с камерой, карта Самары, и, естественно, одежда. Еще хотел купить атлас дорог России, но их в продаже почему-то не было — только Европа и несколько областей Сибири по отдельности. Решил, что обойдусь мобильником, своим чутьем (помогало не раз) да дорожными указателями.
Мы с отцом люди неприхотливые, поэтому ночевать собирались в машине, благо FunCargo это позволяет, да и матрас есть. Сколько же денег на гостиницах сэкономила нам эта замечательная машина!
Я сразу предупредил отца, что потом это путешествие буду описывать на Drom.ru, поэтому одна из его штурманских задач — фиксировать все, достойное внимания с указанием времени, что он всю дорогу и делал.
Также сразу предупреждаю читателей, что я — типичная сова и для меня вести машину поздно вечером и ночью в темноте гораздо удобнее, чем с утра при свете. Поэтому я могу себе позволить езду до поздней ночи, когда многие уже не могут без сна (чтобы не упрекали).
Перед путешествием провел небольшое обслуживание машины: замена моторного масла, проверка работы всех систем, проверка наличия и состояния всех жидкостей, прикручивание брызговиков (у нас на них внимания не обращают, но не хотелось бы поиметь возможные проблемы в дороге из-за такой мелочи). Мыть машину смысла не имело, т.к. накануне был дождь.
Братск — Самара, 03 — 07.07.2010
День первый 03.07.2010
Пробег на одометре на момент выезда 41 626 км.
С утра нужно было отвезти маму с дачи домой, поэтому пораньше выехать не получилось. Выехали в 11:55 (здесь и далее по тексту время иркутское, т.к. некогда было часы переводить. Погода к тому времени разошлась, и стало припекать. В 14:40 встали в поселке Гуран переодеться и перекусить. Немного прогулялись, поразмяли ноги.
Здесь сделаю небольшое отступление. FunCargo — машина типично городская, поэтому посадка в сиденьях более вертикальная, чем в обычных седанах. Из-за этого при долгой езде начинает затекать пятая точка и поясница, если долго не останавливаться, то при выходе из машины ноги подкашиваются (довольно неприятное ощущение). Поэтому, по возможности, лучше останавливаться почаще: стекло, к примеру, протереть, насекомых собой покормить...
В 15:10 проехали Тулун. В сторону Красноярска Тулун проезжать намного проще и удобнее, чем в сторону Иркутска — буквально цепляешь Тулун с краю. По окраине города едешь не больше 10 минут. Почти сразу за Тулуном поселок Булюшка, а с него начинается печально известный участок трассы М-53, который видел асфальт только в самых сладких снах. Куски твердого покрытия иногда встречаются, но они совсем маленькие, метров по 20-50. Ограничение скорости 50, бывает и 70, а фактически едешь от силы 20 (дорожники — шутники!).
Это ограничение выглядит как издевательство — реальная скорость 20 км/ч.
Незадолго до ж/д переезда появляется асфальт через поселок, а после переезда — опять грунтовка до Будаково. Встречается асфальт с выбоинами (кусочками). При проезде через деревню Шеберта обрадовались сносному асфальту, но как только кончилась деревня — кончился и асфальт.
В 17:25 проезжали Нижнеудинск, унылый город без асфальта. Есть кусок старого асфальта длиной метров 100 и все — везде грунтовка и щебенка. Как издевательство стоит знак ограничения скорости «40». По факту все ползут 10, отчаянные местные обгоняют на скорости 20. Пока проезжали — думали, бывают ли здесь аварии со смертельным исходом? Если нет, или их мало, то неплохая получается закономерность: нет дорог — нет аварий — хорошая статистика ГИБДД. Вывод: чем хуже дороги, тем лучше людям (меньше гибнут/калечатся)!
На реке Мартыновка выехали на нормальную дорогу, которая быстро кончилась.
Иркутская область: начало хорошей дороги.
Перед Замзором начался участок совсем плохой грунтовки продолжительностью 10-15 км. Дорога — острый скальник с попадающимися большими камнями, которые приходится обруливать. Скорость — 10-15 км/ч. По пути попался «Крузак» 80-й, стоящий посреди дороги в неестественной позе. Подъехав поближе увидели, что у него вырван передний мост вместе с колесами и выворочена морда с крылом. Метрах в пяти на дороге лежал большой камень высотой сантиметров 70-80, на который этот «Крузак» налетел.
В 19:45 остановились на ужин у знаменитого мотеля «У Петра». Честно говоря, сначала увидели кафе «Паллада», но я точно помнил слова своего коллеги, который часто по этому маршруту ездит, о том, что в «Палладе» дешевле, а «У Петра» — лучше и как-то по-домашнему. Так и оказалось. К слову, мотель «У Петра» — один из лучших из тех, которые мы вообще видели. Кухня, действительно, домашняя, еда вкусная и недорогая. Тут же санузел, гостиница, все удобства. Мотель настолько популярен, что на двери в кафе надпись (не дословно): «Обслуживаются только дальнобойщики и автомобилисты. Строители и жители Алзамая не обслуживаются!» Алзамай — поселок недалеко от мотеля.
Частичка мотеля «У Петра» по Алзамаем.
Как выехали из мотеля — позвонила сестра и спросила, не идет ли у нас дождь. Мы сказали, что никакого дождя нет и не было. Через несколько минут пошел дождь. Накаркала. Проехали через деревню Облепиха. Смешное название. Смешнее только название реки Верблюд на границе Иркутской области и Красноярского края. Забавно: в Сибири — и река Верблюд!
Далее в районе Алзамая пошел сносный асфальт, но с сюрпризами — посреди ровного асфальта своеобразные асфальтовые кочки, встречаются провалы, поэтому лучше хорошую скорость не развивать — оптимально 40. Такие вот естественные «лежачие полицейские».
Начали попадаться автовозы. К слову, чем дальше мы ехали, тем чаще они попадались. Сначала на каждый автовоз обращали внимание, потом устали считать. Про один из первых автовозов, увиденных нами («Скания» везла ГАЗы), возникла интересная фраза: «У Скании ГАЗы».
В 21:40 пересекли реку Бирюса, в 22:00 — реку Верблюд. Мы в Красноярском крае!
В отзывах многие пугают Нижним Ингашем и ужасной дорогой до него. Мы тоже сначала боялись, но когда подъехали увидели знак объезда. Прямо все, кому не лень, в объезд — только легковые. Посмотрели на дорогу, на ее состояние, посовещались и решили — едем прямо! Так как недавно был небольшой дождичек, дорога была немножко скользковата из-за глинистой почвы — машину время от времени уводило в сторону. Но проехали без проблем. В самом Нижнем Ингаше дорога была хорошая. А до него — строители активно строят недостающий участок.
00:40 — река Кан — мы выбрались из Канска! Ура! Унылее Канска только Нижнеудинск. Я в одном из отзывов читал, что вокруг Канска есть объездная, но организация проезда настолько ужасная, что где эта объездная, я так и не понял (и не я один). Многие водители плутают по Канску! Сначала, вроде нормальный асфальт, потом, следуя указателям, попадаешь в какой-то промышленный район, плутаешь по узкой двухполоске, в итоге выезжаешь на нерегулируемый ж/д переезд, за которым асфальт вообще заканчивается и начинается лесная грунтовка, вся в ямах. У меня на дачу дорога в разы лучше! Я сначала не хотел туда ехать, думал, что это какая-то заштатная дорожка на какую-нибудь свалку, а оказалось — федеральная трасса М-53! Увидели одного попутчика, который от нас отстал незадолго до этого, и поехали за ним. Сначала сомневались, но когда увидели «Фрейтлайнер», виляющий между ям и указатель с голубой табличкой «М-53», поняли, что это — правда, и правда горькая. У «ФанКарго» хорошая управляемость, и мы на этой дороге проверили ее в полной мере, виляя между ям. Удивляюсь, как это мы там днищем нигде ничего не зацепили… Далее следовал разворот почти на 180 градусов и начался сносный асфальт до самого Кана.
В 01:00 поняли, что все равно до Самары сегодня не доедем и решили встать на ночевку около придорожного ресторана «Старая крепость». Разложили задние сиденья, перекинули вещи на передние, расстелили и надули матрас и упали спать. Непривычно, но очень удобно!
За день пройдено 638 км.
День второй 04.07.2010
Подъем в 8:30. Решили, что будильники заводить не станем и будем спать столько, сколько спится. Провели утренний моцион: туалет, умывание, перекидывание вещей (задние сиденья решили не поднимать), обслуживание машины (масла, жидкости, шины, стекла). Проблемой стал конденсат на внутренней стороне стекол — надышали! Помогла «супертряпка» — желтая тряпка, по ощущениям как резиновая, но отменно впитывающая влагу и быстро отмывающаяся от грязи.
Утром, проснувшись, увидели это.
Здесь мы ночевали: ресторан «Старая крепость» за Канском.
9:15 — в путь! Забавные названия продолжаются: река Уря, деревня Большая Уря.
На одном участке дороги произошел небольшой инцидент. Так как отец у меня штурман, он одновременно и впередсмотрящий. Обгон дается по его команде по следующей схеме: когда нужно обогнать, спрашиваю: «Встречка есть?» Если есть — еду, если нет — обгоняю. Так вот, отец, выпив пива, повеселел. Нужно обогнать.
— Встречка есть? (еду).
— Нет… (иду на обгон).
— Или все-таки есть…
Я уже обгоняю и вижу «Жигули», несущиеся навстречу. Оттормаживаться поздно. Да и опасно — справа фура колесами молотит. Пришлось под вой клаксона «Жигулей» уйти на скорости на ровную обочину встречки и потом вернуться и завершить обгон. Испугаться во время маневра просто не успел, основной страх пришел уже позже (не дай бог, «Жигули» тоже на обочину пошли бы — это было логично, и валялись бы мы сейчас где-нибудь в кювете в груде металлолома). И тогда я не сдержался и высказал отцу про его наплевательское отношение к высматриванию встречки, ведь от этого зависели наши с ним (и чужие тоже) жизни! Надо сказать, что речь возымела действие и после этого отец всегда перестраховывался, и если была даже малейшая вероятность того, что мы можем не успеть обогнать — он говорил, что встречка есть.
В Ачинске остановились на заправке. Бензина было еще много, поэтому решили, подзаправиться сами. На заправке стояла часовенка, а возле магазина при заправке был забавный робот.
Прикольный робот на заправке на выезде из Ачинска.
Красноярск проехали по объездной — шикарнейшая дорога! Множество понятных развязок, развитая инфраструктура, хороший асфальт (120 едешь — как стоишь), но ГИБДД не дремлет! Пару раз хороший асфальт омрачали небольшие провалы (плавные асфальтированные ямки), но особого дискомфорта они не доставили.
11:45 — мост через Енисей.
15:35 — въехали в Кемеровскую область.
16:45 — проехали Мариинск. На въезде в Мариинск со стороны Европы по левой стороне находится мемориал памяти узников СибЛага. Красивое место с мрачными экспонатами (расстрельная стена, набат, барак, огромная тачка с киркой и т.д.) и красивой колокольней. Со временем это место превратится в красивый парк, т.к. в разных направлениях — приятные аллеи со скамейками, только деревья еще маленькие — не выросли.
Указатель мемориала жертвам СибЛага в Мариинске.
Часовенка мемориала жертвам СибЛага.
19:45 — въехали в Кемерово. Объездной у города нет, так что приходится ехать через город. Хорошо помог телефон. Город похож на другие областные центры — дороги среднего качества, оживленное движение, трамвайные рельсы и т.д. Хотя, немного поразили своеобразные «кочки», подобного я ни в одном городе не видел. Описание «кочек»: едешь по дороге и видишь перед собой большой асфальтовый наплыв а-ля гигантский «лежачий полицейский» на вершине которого — трамвайные рельсы. Проезжается нормально, без потерь, но скорость при этом надо сбрасывать. Представляю, каким трамплином эти «кочки» являются для любителей погонять!
21:30 — въехали в Новосибирскую область. Дороги нормальные.
22:03 — какая-то мелкая птичка низко перелетала дорогу и стукнулась о верхнюю часть стекла. Скорее всего, погибла. Кстати, обратил внимание, что практически на всем протяжении дороги на обочинах дежурят стаи ворон. Наверное, еды много, раз они там дежурят.
23:20 — не доезжая Новосибирска по объездной свернули на Омск. Вышли протереть стекло от налепившейся мошкары и пожалели. Кое-как протерев стекло, убежали в салон — вокруг летают тучи мошкары!
23:30 — мост через реку Обь. Мост поражает воображение, но не какой-то изысканной архитектурой, а протяженностью: на пути следования это — самый длинный мост. Сначала пересекаешь Обь, потом приток Оби, потом три озера. Все это время мост не кончается. По мосту ехали довольно долго. После моста — хорошая прямая дорога через сосновый лес. Обратили внимание, что метрах в 20 от дороги перед лесом — ограждение. Много мыслей по поводу этого передумали (частный лес, модельный лес, питомник и т.д.). Пришли к выводу, что лес скрывает какое-то секретное предприятие, Новосибирск все-таки…
01:50 — сильно захотелось спать, поэтому остановились возле какого-то кафе «Лада» (где-то возле реки Чулым). Лучше бы мы этого не делали! Возле этого кафе — озеро с высокой травой, поэтому там просто тучи комаров. Это кафе давно надо переименовать в «Комариный рай»! Перед сном решили подкрепиться и зашли в это кафе. Обычная забегаловка, внутри которой много комаров! Встали на ночлег, пока перекидывали вещи и надували матрас в машину налетели комары. Стали засыпать — вокруг писк. Стали воевать с комарами. Отец по принципу зенитчиков времен Великой Отечественной войны высвечивал фонариком комаров, а я их «сбивал». Сложностью было то, что по потолку комаров размазывать было нельзя (потом не отстирать), поэтому приходилось их бить на взлете. Перед сном перебили в машине около 25 комаров, когда писк стих — упали спать.
За день пройдено 1 106 км.
День третий 05.07.2010
9:30 — проснулся от того, что отец опять воюет с комарами. Не всех врагов вчера перебили! Продолжили войну с комарами. Убили еще штук 10. Я отцу сказал, что выходить из машины не будем, и мы перетаскали вещи, сдули матрас, передвинули сиденья, сели по местам, протерли стекла, не вылезая из машины (вот они, плюсы «Фан Карго»!). Я на выезде выскочил, чтобы сделать несколько снимков этого злополучного места. Выехали в 9:55.
Закусочная «Лада» — комариный рай!
Так вот откуда эти твари кровососущие берутся!
10:35 — встали на утренний моцион возле кафе «Хуторок». Кафе — это мягко сказано! Наряду с «У Петра» это — один из лучших представителей увиденных нами образцов придорожного сервиса. Сходили с комфортом в туалет, умылись, привели себя в порядок, покушали в кафе, обставленном со вкусом в стиле старого трактира, полюбовались на фонтан во дворе, небольшую часовенку. Недоумение вызвал только «самоплат» в кафе — настолько нелепо он смотрится среди чучел птиц, патефона, гармони, старой мебели! Выехали в 11:00, наевшись от пуза, и в прекрасном настроении. Вот где надо было ночевать!
Комплекс «Хуторок» — всем советую!
Часовенка «Хуторка» — она хоть и маленькая, но сильно заметная.
13:55 — встали на обочине: кончился бензин. Пренебрегли золотым правилом: бензина меньше полбака — заправься! Сначала недосмотрел, потом куда-то пропали все заправки, потом была одна хорошая заправка, но напротив нее — сплошная, решили не рисковать. После этого была еще одна заправка, но на ней был только 80-й. В итоге встали. Кстати, заправок в той местности реально мало! В лучшем случае одна километров на 70-80 и не факт, что нормальная. Танцевали у машины минут 15. Спасибо двум парням на «Импрезе» — остановились, спросили, предложили подбросить до ближайшей заправки. У меня из тары — только двухлитровая бутылка от минералки. Оказалось, заправка от того места, где мы встали — всего в пяти километрах. Поблагодарил парней, хотел денег дать — отказались. Пошел к заправщице — бензина нет, будет где-то через час. Походил расстроенный, подошел еще раз, объяснил ситуацию. Заправщица, милая женщина, поспрашивала у знакомых, которые там тусовались, канистру, но канистры не было. Тогда она, в виде исключения, включила колонку и нацедила мне два литра в бутылку из-под минералки. Даже чек на два литра выбила! В этот день я неоднократно убедился, что наш мир — не без добрых людей! В хорошем настроении я пошел до машины (хотелось размяться, да и настроение было «гулятельное»), по пути полюбовался окружающей природой. Пару раз за мной пытались увязаться оводы, но отстали. Залив бензин в машину, поехали на заправку. Одновременно с нами к заправке подъехал бензовоз, но заправщица сказала, что пока перельет бензин, пока он отстоится — еще минимум час, но в семи километрах отсюда в поселке Чаны есть заправка и там бензин точно есть. Делать нечего, поехали на поселковую заправку, с дурными мыслями о колонках времен Хрущева и «паленом» бензине. Однако не разочаровались — возле поселка стоял новый комплекс «Газпромнефть» с хорошим бензином. Заправились в 16:00. Итого из-за проблемы с бензином потеряли больше двух часов. Со спокойной душой поехали дальше.
17:05 — въехали в Омскую область. Сразу на въезде — две хороших заправки по обе стороны от дороги, чуть дальше — еще заправки. Обратили внимание на резкое уменьшение количества праворульных машин и небольшой, но заметный рост трафика. Во время поездки недалеко от Омска увидели в небе сразу три вертолета — наверное, учения какие-нибудь…
17:40 — решили заехать на мойку. Недалеко от Омска есть участок дороги между двух колец. Там стоит хороший комплекс по обслуживанию техники с мотелем, рестораном и гостиницей. Но нам нужно было только помыть машину, т.к. на ней была грязь еще из Братска. Пока нам мыли машину, мы обратили внимание, что в ремзоне живут ласточки, свили 4-5 гнезд. Разговорились со старшим механиком, он сказал, что к ним давно пора орнитологов приглашать. Ласточки летают по всей ремзоне, на охоту вылетают через дверь на улицу. Выглядит это забавно: сначала ласточка пролетает мимо, по пути глядит, не идет ли кто. Потом делает петлю и вылетает в дверь. Кода жарко — в ремзоне открывают ворота и ласточкам еще проще вылетать. Очевидный плюс — в ремзоне нет насекомых вообще! После мойки решил наполировать машину. Как только закончил полировку — по закону подлости пошел дождь.
На пути к Омску: только привели машину в порядок, как пошел дождь.
20:00 — пересекли мост через Иртыш.
20:05 — подумали, что едем не туда, решили воспользоваться навигатором. Оказалось — действительно едем не туда (на кольце в Омске не туда свернули), навигатор вывел на верный путь. Сразу обратили внимание на резко возросший трафик. Обогнать — уже проблема. Движение усугубляет дождь, то начинающийся, то прекращающийся.
22:45 — проехали Тюкалинск, возле города свернули налево, едем в сторону Тюмени. Дождь усилился, дворники работают постоянно. После 23:00 дождь закончился.
23:45 — въехали в Тюменскую область. После реки Ишим — 5 км плохой дороги (гнутый асфальт, перемежающийся грунтовыми участками), в одном месте — вообще грунтовка, причем хуже, чем под Нижнеудинском. Вроде в Тюмени нефть добывают, регион богатый, а дороги сделать не могут!
01:55 — навигатор сыграл с нами злую шутку. Мы ставили пункт назначения «город Ишим», он нас и вывел к зданию администрации Ишима (на обратном пути мы обнаружили, что вокруг Ишима — отличная объездная). Город Ишим — небольшой, аккуратный, с большим частным сектором, хорошими дорогами и ограничением везде в 40. Проехав город поняли, что опять едем куда-то не туда. Попытались настроить навигатор, но он никак не мог связаться с сервером. Пришлось вернуться обратно, задействовать запасной вариант: увидели «стакан», в котором сидел милиционер, он нам и объяснил дорогу. К слову, дороги в Ишиме хорошие, но путаные: много дорог с односторонним движением, попав, можно заплутать.
Выехав в указанном направлении, попали на шикарную новую трассу, по которой поехали в сторону Бердюжья. Ехали 120, как стояли, трасса почти пустая. К тому моменту уже стемнело, и я ориентировался только по разметке. Увидев через минут 30 знак ограничения скорости, подумал, что долго хорошо не бывает, и сбросил скорость. Как оказалось, вовремя, т.к. почти сразу посреди дороги возникла куча гравия высотой с 1,5 наши машины. Хорошая дорога кончилась, началось дорожное строительство: плохая грунтовка с проезжающими туда-сюда самосвалами, скоростью в 5 км/ч и почти нулевой видимостью (ориентирование только на огни впереди идущей машины). Через некоторое время грунтовка закончилась, и начался гнутый асфальт, как в районе моста через Ишим. Затем увидели цивилизацию в виде заправки, мотеля, кафе и т.д. Решили заночевать.
3:30 — отбой.
За день пройдено 933 км.
День четвертый 06.07.2010
9:30 — проснулись, стуча зубами от холода. Быстро стали одеваться, про утренний моцион забыли. В мыслях было одно: поскорее ехать в сторону Кургана из этого холодного места. Поехали. До первого ГИБДДшника, который стоял метров через 30. Как оказалось, мы поехали по кольцу против движения! А теперь подробнее: мы выехали, как оказалось, к кольцу, на котором совершенно не было транспорта, а знак «круговое движение» был повешен на здание ГИБДД за угол, поэтому его было видно сбоку в самый последний момент. Разметка на кольце была частично присыпана чем-то пескоподобным, а точно напротив того места, куда мы въезжали стоял указатель на Курган, который, по идее, должен был стоять на съезде с кольца. Этот указатель нас и ввел в заблуждение. Мы так хотели в Курган, что на указатель направления движения под этим указателем просто не обратили внимания. Итог: изъятие прав, заполнение целой кипы документов. Я в шоке, т.к. еще толком не проснулся, и уже забрали права! Я себя отношу к аккуратным водителям, у меня за последние года полтора-два вообще ни одного штрафа не было, а тут — изъятие. Выдали времянку, и я в 10:30 поехал дальше с испорченным на весь день настроением.
Злополучное кольцо у Бердюжья.
10:50 — въехали в Курганскую область.
12:00 — остановились в придорожной кафешке на утренний моцион и перекус. На улице прохладно, пасмурно.
13:45 — мост через реку Тобол. Вокруг Кургана объездная, идущая вдоль каких-то дачных поселков, теплиц и т.д. Проехали Курган в 14:05.
16:35 — въехали в Челябинскую область.
17:00 — огибаем Челябинск по объездной. Дорога хорошая. Начинаются Уральские горы. Так как это — южная часть Уральских гор, то гор, как таковых, и нет, так — холмы. Я такие у нас каждый день вижу.
19:00 — проехали своротку на Миасс. Рядом с перекрестком кафешка, возле которой стояли несколько новеньких «Уралов» с синими кабинами — как своеобразное напоминание о том, где их делают. Движение на Урале своеобразное — едешь пару минут, пока не догоняешь колонну, которая уперлась в какого-нибудь тихохода, тащишься, обгоняешь и все повторяется снова. Время от времени возле дороги появляются площадки, заставленные ларьками с продающимся в них одинаковым ассортиментом: надувные матрасы, бассейны, ножи, рации, атласы. Предложение такое, что спрос за ним явно не поспевает. Еще промелькнула в голове мысль: «Так вот, почему у нас в городе атлас автодорог страны купить проблема — эти торговцы все атласы скупили!».
19:50 — ГИБДД устроили пробку: самосвал с песком опрокинулся в кювет и его решили сначала ставить на колеса, а потом выдергивать другим грузовиком. В промежутки между дерганьями пропускали по нескольку машин с одной и с другой стороны.
В этом месте получилась пробка из-за вытаскивания самосвала из кювета.
22:35 — подъехали к Симу. Мост там еще не отремонтировали, хоть он и не сильно большой. Я забрался на горку, чтобы сфотографировать Сим и окрестности — очень красиво! Десять минут простояли в пробке через мост. Чтобы регулировать потоки, на мосту уже поставили светофор, но он не справлялся, и при нас на мост приехал ГИБДДшник и начал регулировать потоки вручную.
23:15 — въехали в Башкортостан. Я, помня про доблестных башкирских ГИБДДшников, спокойно ехал и даже не пытался обгонять, благо, фура впереди ехала с нормальной скоростью 90 км/ч, а торопиться нам было особо некуда.
24:00 — проехали поворот на Уфу и поехали по объездной в сторону Самары. Указатели на русском языке везде дублировались надписями на башкирском, некоторые надписи выглядели очень забавно, поэтому настроение было приподнятое. Отец все пытался выговорить пожелание счастливого пути по-башкирски, т.к. оно везде было написано и выглядело примерно так: «Хэйерлэ Юл!»
01:30 — дорогу перед машиной переходила корова, которая прямо на ходу решила демонстративно сделать свое грязное дело. И сделала его прямо от обочины до обочины. Я еле смог проехать между лепешками. Настроение еще поднялось: отец начал рассуждать, к добру или к неприятностям корова обкакала нам дорогу.
02:50 — уже почти в темноте въехали в Татарстан. Дорога сразу ухудшилась, и встречники сразу начали мигать — впереди ГИБДД! Сразу за машиной ГИБДД нам показалось, что мы попали в некоторое подобие Лас-Вегаса — столько неоновых огней горело! Оказалось — это придорожный комплекс «Пять звезд». В комплекс заезжать не стали, но обратили внимание на оформление и на то, что возле гостиницы на улице в стеклянных кубах стояли раритетные машины. В темноте по обе стороны от дороги можно было разглядеть работающие нефтяные качалки. И бензин здесь гораздо дешевле, чем у нас — в районе 19 рублей за литр 92-го.
03:20 — въехали в Оренбургскую область. Забавно, но на въезде в область никаких монументальных стел, какие обычно на этих местах стоят, не было — только обычный дорожный указатель синего цвета: Оренбургская область, район такой-то. Состояние было нормальное, поэтому решили ехать до тех пор, пока не въедем в Самарскую область. Дорога прямая, повороты очень редко, гораздо чаще едешь в горку-с горки. Ехали до последнего, пока реально не захотел спать. Встали на ночевку возле какой-то забегаловки, надули матрас и почти сразу отключились. Запомнился только шум какого-то агрегата и неприятный горьковатый запах в воздухе. Отбой в 05:10.
За день пройдено 1 198 км.
День пятый 07.07.2010
11:20 — подъем. Раскачались, провели утренний моцион, проверили машину, протерли стекла. Отец сходил в забегаловку, купил пива и ледяного кваса для меня. Спросил, далеко ли до Самарской области, продавщица спросонья его не поняла и сказала, что километров 50. Как оказалось, мы уже в Самарской области и до самой Самары осталось километров 50!
Мы уже в Самарской области: здесь мы ночевали.
12:00 — выезжаем на трассу.
13:20 — остановились возле кафешки, сделали заказ. Готовили довольно долго, да и неприятно удивила цена — 500 рублей. Кафешку держат какие-то кавказцы. Конечно, порции были внушительные и вкусные, и отец даже не все смог съесть, но еще раз туда я бы не поехал — дорого!
15:20 — остановились возле еще одного пункта придорожного сервиса. В очередной раз пожалел, что не потерпел с едой и не проехал чуть дальше, т.к. эта кафешка была намного лучше и на двери у нее висела вывеска в стиле: «Лучший пункт придорожного сервиса Самарской области — 2009». Приняли в этом «Лучшем пункте» душ — как заново родились!
Кафе возле Самары, где мы принимали душ.
16:00 — выехали в сторону Самары.
16:30 — прибыли на место. На въезде в город включили в мобильнике навигатор и задали один из адресов родственников. Без проблем проехали через полгорода и буквально уткнулись в нужный нам дом. Приехали!
За все время пройдено 4 015 км.
Т.к. местное время было 11:30, то все родственники были на работе. Поехали изучать город, да и на Волгу посмотреть хотелось. Мобильник нам в этом помог. Немного поразили расстояния, нередко после очередного поворота от мобильника слышалась фраза, к примеру: «Теперь езжайте прямо 7 км». У нас весь центр Братска в поперечнике километров 5:6!
Но сильно разочаровали дороги — состояние асфальта на одной из центральных улиц — проспекте Кирова (ул. Победа, ул. Физкультурная — список можно продолжать долго) хуже, чем у нас по дороге на БЛПК (одна из худших дорог в Братске) В хорошем состоянии асфальт только на Московском проспекте, на набережной и еще на паре улиц.
А еще просто убил трафик в Самаре и привычка водителей парковаться где угодно. Тот же проспект Кирова в ширину как наша улица Комсомольская — две полосы движения в каждую сторону без разделителя. Но у нас на Комсомольской никто не паркуется у обочины — всегда куда-нибудь заезжают. На самарском проспекте Кирова же зачастую обочины из-за припаркованных машин не видно! Из-за этого из двух полос для движения остается полторы, но водители умудряются их использовать как две, поэтому машины движутся чуть-чуть не касаясь друг друга бортами! Здесь в лучшей мере проявилось одно из замечательных свойств моей машины — юркость. Здесь я в полной мере осознал, что значит «машина для города»!
Что понравилось в Самаре:
2) Набережная, пляж — шикарно, прямо в центре города!
3) Много новых, красивых домов и красивых мест.
4) Много мест, где можно хорошо погулять (Парк им. Гагарина — красота, а проспект Юных пионеров, заканчивающийся (или начинающийся) озером с лебедями и утками — вообще супер!).
Озеро на проспекте Юных пионеров.
5) Отдельно стоит отметить местный «Бродвей» — ул. Ленинградскую.
Самарский «Бродвей» — ул. Ленинградская.
6) Оригинально придуманы выставки, посвященные Великой Отечественной войне, расположенные под открытым небом на площади Куйбышева и возле обладминистрации.
7) Много красивых и оригинальных памятников — памятник Чапаеву, Ракета, Ладья, Крылья Победы, памятник В. Высоцкому и др.
8) Отец сказал, что в Самаре хорошее «Жигулевское» пиво. Т.к. я не пью, слова его подтвердить не могу.
Но самое первое — это самарские девушки! Столько красивых девушек на единицу площади я никогда нигде не видел! Каждый день по нескольку раз чуть шею не сворачивал! До этого пальму первенства держал Иркутск, но он был побит!
И еще немного фото из Самары.
Раритет на одной из улиц Самары.
Памятник Кирову на площади Кирова.
Первому радиатору отопления посвящается...
Не мы одни из Иркутской области в Самаре...
Каких только» Лад» нет в Самаре!
Фонтан недалеко от речного вокзала.
Половина дома настоящая, половина — нарисованная.
Ну ладно, это было небольшое отступление, а сейчас — едем дальше.
Самара — Волгоград — Самара, 15 — 16.07.2010
11:40 — выехали из Самары. На одометре (с Братска) 4 208 км (около 200 км намотали по Самаре). Дорога сначала совсем хорошая, потом просто нормальная.
13:40 — въехали в Саратовскую область. Дороги в Саратовской области хреновые, за исключением, естественно, объездной вокруг Саратова. В остальных местах — обычная двухполоска с очень часто встречающейся колеей, местами просто жуткой — приходится ехать аккуратно, чтобы не попасть в струю выдавленного фурами асфальта, а то по краям колеи асфальт бывает настолько сильно вздыблен, что создается ощущение, что можно в любой момент об асфальтовую кочку днищем звездануться. Также в Саратовской области самые частые и наглые ГИБДДшники. Столько представителей этого племени на километр на всем протяжении пути не видел. В одном месте попался на «встречке» — начал обгонять по прерывистой, а закончил через сплошную. Аварийной ситуацией и не пахло, но разве саратовского ГИБДДшника убедишь, когда он так и чует запах денег! Так нагло у меня нигде еще взятку не вымогали! Откупился двумя бумажками с изображением достопримечательностей Ярославля.
Убили названия городов: Маркс, Энгельс. Ждали, что за следующим поворотом будет город Ленин, но такового не оказалось. Интересно, как жители этих городов себя называют?
17:45 — пересекли мост через Волгу в районе Саратова.
Искусственный водопад по пути в Волгоград.
20:10 — въехали в Волгоградскую область. Дороги стали получше. Во всех населенных пунктах местные предлагали всевозможные товары и услуги — ночлег, мед. В одном городке народ торгует сгущенкой на разлив и в пластиковых бутылках — оригинально!
20:55 — въехали в Камышин. В детстве у меня была очень интересная книжка Льва Кассиля «Три страны, которых нет на карте». Так вот, действие в одной из повестей этой книги разворачивалось как раз в Камышине во время Великой Отечественной войны. Проезд через этот город родил массу приятных воспоминаний.
23:35 — въехали в Волгоград. На въезде в город стоит большая наклонная стела, к верхушке которой приделана гигантская Звезда Героя Советского Союза, свисающая до самой земли. На въезде, чтобы не плутать, сразу включили в мобильнике навигатор, на котором установили Мамаев курган. Навигатор хотел нас подвезти к подножью кургана, но по пути следования дорога была перегорожена, и мы поехали другим путем. В итоге, въехали на Мамаев курган с другой стороны, и попали на стоянку рядом с местным телецентром. Вообще-то положено на Мамаев курган подниматься от подножья, а мы просто спустились с него и потом поднялись вновь, сделав по пути массу фото- и видеокадров. Был один минус: солнце садилось, поэтому мешало качественной фотосъемке и затеняло статую Родины-Матери.
Погуляв по Мамаеву кургану до того, как стемнело, решили подкрепиться и ложиться спать. Еще со спуска с Мамаева кургана увидели внизу гипермаркет и решили прокатиться до него. Там подзатарились едой, питьем, прессой, не придумали ничего лучше, как ночевать прямо на Мамаевом кургане, на стоянке. А что, нам не привыкать!
С утра на одометре было с момента выезда 781 км. Осмотрели машину, заметили, что заднее левое колесо подспустило наполовину (сказалась старая заплатка). Решили ехать искать шиномонтаж, который и нашли буквально в паре сотен метров от Мамаева кургана. Но т.к. было утро (8:50 по-местному), шиномонтажка еще не работала. Парень на близлежащей заправке сказал, что рядом есть еще один шиномонтаж — за танком. Проехал и действительно, за танком нашел шиномонтаж. Пока парни делали колесо — сбегал до танка посмотреть, что это такое. Оказалось — танк знаменитый, т.к. на этом месте наши войска встретились во время окружения остатков войск Паулюса.
Помимо Мамаева кургана хотелось побывать в музее Сталинградской битвы и возле Дома Павлова. Никто из нас (даже навигатор) не знал, где это. Поэтому поехали искать газетный ларек, чтобы купить путеводитель. Поиски газетного ларька в Волгограде — целая проблема! У нас в Братске они через каждые 100 метров стоят, на каждой остановке и не только. А здесь мы проехали более километра, прежде чем увидели газетный ларек на одной из трамвайных остановок. Может мы не там ехали, но факт остается фактом!
В ларьке у продавца спросили путеводитель, оказалось, что у нее их нет. Посоветовала проехаться до соседнего ларька на следующую трамвайную остановку. Проехались. Путеводители были, но в них не было указано ни одной достопримечательности. Решили поступить методом тыка: нашли на путеводителе улицу Ленина и, справедливо полагая, что там что-то должно быть, ввели ее в мобильник и поехали.
Стоило нам выехать на улицу Ленина, как буквально через минуту увидели указатель «Музей Сталинградская битва». Припарковались и пошли искать.
Увидел монументальное здание с мощными колоннами, подошел посмотреть, что это такое. Оказалось — колледж! У нас в Братске колледжи внешне не сильно от школ отличаются, а тут — такое!
Иду дальше — на постаменте башня танка. Подошел посмотреть — оказалось по этому месту проходила линия, до которой фашисты «додавили» наши войска к Волге. К слову, от этой башни до Волги — метров 200:300 от силы.
Здесь проходил передний край обороны.
Дальше увидели знаменитую мельницу и музей Сталинградская битва, который с разных сторон окружали различные образцы военной техники: пушки, танки, самолеты…
Про музей писать не буду, т.к. это сооружение и его содержимое достойно отдельного рассказа, но скажу лишь, что мы были под сильнейшим впечатлением от увиденного.
Снайперская винтовка Василия Зайцева.
Фрагмент панорамы музея «Сталинградская битва».
17:40 — выйдя из музея Сталинградская битва попадаем в «бетонный мешок», в котором очень сильно ощущается жара, солнце палит и отражается со всех сторон, будто в духовке. Буквально добежали до машины и включили на полную кондиционер. Направились к выезду из города — задача-минимум по посещению Волгограда выполнена!
18:40 — выехали из Волгограда, потеряв много времени на заправке.
21:15 — проехали Камышин.
22:00 — въехали в Саратовскую область. Дороги, как ни странно, совсем не улучшились:).
00:40 — проехали мост через Волгу в районе Саратова.
03:45 — проехали гостеприимный город Пугачев. Дело в том, что на момент проезда было уже темно и местные жительницы вдоль дороги активно зазывали проезжающих водителей к себе в гости. В одном месте уткнулись фарами в целую группу женщин (человек 8-10) у каждой была картонка со словами «ночлег». После Пугачева ехали «по приборам», т.к. было совсем темно.
04:45 — въехали в Самарскую область. Продолжаем двигаться «по приборам». Въехав в Самару, сразу включили навигатор, который какими-то объездными путями вывел нас к дому с совершенно неожиданной стороны города.
06:30 — прибыли на место. Дошли до дома и — спать!
Самара — Братск, 21 — 24.07.2010.
День первый 21.07.2010
Обратно всегда ехать проще и легче, чем туда — помогает знание пути, точнее того, что тебя ждет. Нет пугающей неизвестности. В Самаре наотдыхались (спасибо ей за это) и уже сильно хотелось домой, в родной Братск.
13:15 — выехали в обратный путь. На одометре 47 827 км. С момента выезда из Братска пройдено 6 200 км. На кольце с самолетом свернули не на ту улицу и поняли, что в очередной раз едем не туда. Опять выручил мобильник — обвел нас вокруг квартала на нужную улицу.
Такие штурмовики во время войны в Самаре делали сотнями.
14:00 — выехали из Самары. Хорошая дорога и погода (да и желание поскорее оказаться дома) постегивали к максимальному ежесуточному пробегу, поэтому остановок делали минимум.
16:20 — въехали в Оренбургскую область. Поняли, почему в прошлый раз мы не увидели границу областей — обозначение въезда в область расположено на штанге над дорогой (никакой стелы нет), поэтому в темноте мы ее и не увидели — фары-то светят вниз… В прошлый раз по Оренбургской области ехали в темноте, а в этот раз — днем. Но ничего особенного по сторонам так и не увидели — ни красивых пейзажей, ни достопримечательностей, просто степь с попадающимся качалками да небольшие лесочки.
17:02 — въехали в Татарстан. Пейзаж за окном почти не изменился — только лесочков стало еще меньше.
17:15 — длинный кривой спуск. Ночью мы его не заметили, а сейчас — вполне, к тому же попали в небольшую пробку. Проезжая мимо шикарного (в темноте) отеля «Пять звезд» обратили внимание, что не такой уж он и шикарный — обычный кирпичный комплекс. Ночью в огнях он смотрится не в пример выигрышнее.
Отель «Пять звезд» в Татарстане.
18:35 — въехали в Башкортостан. В районе Уфы приколола дорога: две полосы в каждую сторону с разделительным газоном посередине и своеобразными расхождениями этих полос через каждый километр. Дорога хорошая, а прикольного в ней то, что в этих расширениях находятся места для разворотов и рядом с каждым местом знак: Самара — столько-то километров (трехзначное число). Будто кто-то будет переться в Уфу, чтобы тут развернуться и ехать в Самару :). Кроме того, в очередной раз видели почему-то неработающие ветряки на склоне горы. Они не работали, когда мы ехали в Самару, не работали и сейчас. Такое ощущение, что их построили просто так, для красоты.
Неработающие ветряки в Башкортостане.
21:10 — въехали в Челябинскую область.
22:10 — снова пробка через реку Сим.
Пробка у вечно ремонтирующегося моста через Сим.
00:42 — проезжая мимо одной площадки с кафе, обратил внимание на небольшую стелу с надписью «Азия», стоящую на этой площадке. Сильно хотелось домой, поэтому останавливаться не стал.
02:20 — возле Челябинска свернули в темноте куда-то не туда и поняли, что заблудились. Опять включили навигатор. Он вывел нас на верную дорогу, но почти через центр города. Посмотрели ночной Челябинск. В одном месте приколол участок дороги: мы шли по главной, а на нее выходили второстепенные, причем много (дорожек 10-12) и часто (метров через 20). А прикол в том, что перед каждой дорожкой стоял знак «Главная дорога». Такого частокола этих знаков в одном месте я никогда еще не видел!
02:50 — выехали из Челябинска в сторону Кургана.
05:30 — под Курганом остановились на ночлег. Отключились, не разбирая сиденья и не раскладывая матрас.
За день пройдено 1 051 км
День второй 22.07.2010
10:45 — проснулись и сразу поехали. Моцион провели на заправке — купили минералки, сходили в туалет… Минералка оказалась жутко соленой, но для полоскания рта и умывания пойдет…
14:50 — въехали в Тюменскую область. Со стороны Кургана кольцо у Бердюжья не в пример заметнее. После кольца начинается гнутый разбитый асфальт, а потом — строительство дороги, на которое мы напоролись в темноте, когда ехали в Самару. Днем строящаяся дорога была еще ужасней: чтобы строителям не мешали, они отсыпали две полосы для объезда по будущей обочине. Результат — кочки, пыль, плохая видимость из-за большегрузов.
16:05 — по объездной проехали Ишим. Дорога оказалась не сильно широкой, но асфальт очень хороший! Если бы в прошлый раз навигатор не завел нас в сам Ишим, мы, наверное, по этой объездной бы и проехали.
17:15 — въехали в Омскую область.
18:35 — быстро проскочили Тюкалинск, попав по пути на участки совсем хреновой дороги.
20:15 — вышли на объездную вокруг Омска.
20:40 — пересекли по мосту реку Иртыш и поехали в сторону от Омска.
22:50 — 23:00 — решили остановиться поужинать в довольно живописном месте, но сделали это очень быстро, так как начали допекать комары.
Остановились у обочины на пикник.
Где-то в районе этого ужина я получил скол на лобовое стекло от булыжника, вылетевшего из-под колеса встречного КамАЗа. Настроение испорчено, причем настолько, что совсем перестали смотреть по сторонам, и не заметили, как въехали в Новосибирскую область.
04:00 — отбой где-то недалеко от Новосибирска.
За день пройдено 1 260 км.
День третий 23.07.2010
8:00 — подъем — и в путь.
9:05 — 9:12 — засекли время прохождения супер-моста через Обь со скоростью 100-120 км/ч.
11:25 — въехали в Кемеровскую область.
12:08 — сбили ворону. Взлетала от машины, но не успела набрать высоту, и мы ее долбанули капотом прямо в хвост. На капоте — ни царапины. Вороны только внешне большие, на самом деле они легкие.
12:40 — въехали в Кемерово. На всякий пожарный включили навигатор в мобильнике.
13:20 — выехали из Кемерово и сразу попали в сплошной дождь, который становился то сильнее, то слабее.
15:05 — дождь кончился.
15:10 — въехали в Мариинск.
15:15 — снова пошел дождь.
16:45 — въехали в Красноярский край.
17:45 — въехали в Ачинск. Остановились заправиться на заправке с часовенкой и роботом у магазина.
Отвалы Ачинского глиноземного комбината.
18:30 — выехали из Ачинска.
20:30 — едем по объездной вокруг Красноярска, в очередной раз радуясь хорошей дороге. Проезжаем мост через Енисей.
20:45 — после Красноярска пошли холмы, с низкой облачностью. Временами создавалось ощущение, что мы въезжаем в облака. В этих-то облаках от встречной машины отскочил камень и оставил второй скол на лобовом стекле.
23:00 — въехали в Канск.
23:20 — 23:45 — засекли время прохождения ужасного участка дороги в Канске. Как издевательство рядом с этой убитой грунтовкой в ямах стоял знак с надписью М-53.
23:50 — с облегчением выехали из Канска.
02:00 — въехали в Иркутскую область (река Верблюд). Плохой участок дороги прошли в темноте, чтобы сильно не пугаться. Грунтовка после Нижних Ингашей показалась вполне сносной. Потом начался асфальт. Хороший асфальт, свежеуложенный, но абсолютно без разметки. Вот это езда по приборам! Если в темноте обычно ориентируешься по разметке, то тут я видел перед собой лишь черноту, по отражению света от фар догадываясь, что еду по асфальту. Еду, смотрю — знак «Ограничение скорости». Не придал значения и вдруг — посреди дороги большущая выбоина! Торможу в пол и все равно попадаю в выбоину. Остановился, включил аварийку, вышел посмотреть — все ли в порядке. Посмотрел. Бампер снизу поцарапан, больше потерь нет. Пошел посмотреть, что за выбоина, большая ли… Только подошел к выбоине — едет машина и так же как я — бабах через выбоину! Тоже остановился, посмотрел, поехал дальше. После этого началась дорога с сюрпризами в виде асфальтовых кочек. Видел пару машин, которые чинились прямо на обочине при свете фонариков — наверное, налетели на эти кочки.
04:30 — увидел вывеску «У Петра», обрадовался ей как родной. Отбой у мотеля.
За день пройдено 1 316 км.
День четвертый 24.07.2010
10:30 — подъем, утренний моцион, благо в «У Петра» все для этого есть, заправка желудков, заправка бака — и в путь в 12:00, уже по местному времени.
Очередной ограничитель. Больше всего убил знак «Обгон запрещен». И где разметка?
13:30 — въехали в страшный город Нижнеудинск, пятнадцать минут езды по нему — и мы не воле! Перед Шеберта и в ней — вздувшийся асфальт, но он все-таки лучше грунтовки Нижнеудинска.
Очередной участок «хорошей» дороги. Фотоаппарат настолько его испугался, что даже шторки объектива полностью не открылись!
15:25 — 15:30 — Тулун.
16:08 — въехали в Братский район. Асфальт сразу стал корявее.
16:52 — 17:12 — засекли время проезда по дороге из ж/б плит. Скорость хорошая, дорога ровная, только усыпляет (ощущение езды на поезде: тук-тук, тук-тук).
17:43 — проехали мимо стелы «Братск». Дорога сразу улучшилась.
18:00 — подъехали к дому. Все, приехали!
Что хотелось бы сказать про путешествие на автомобиле, конкретно на «FunCargo». Это — городская машина. Возможно, с двигателем 1,5 она и более резвая, но у нас 1,3, поэтому обгоны на трассе — целое событие. Еще минус — от долгой езды затекает пятая точка и частично поясница (из-за вертикальной посадки). Плюсы — минимальный расход топлива. На всю дорогу (по чекам) израсходовано 691,5 литр бензина Аи-92, стоимость которого (15 076 рублей) до последней копейки была возмещена организацией. Получается, в среднем цена литра бензина по дороге — 21,8.
В крупных городах «FunCargo», благодаря своей юркости, позволяла спокойно ездить и перестраиваться, где угодно. Ну, и спать в этой машине — одно удовольствие!
На обратном пути отмечали юбилей машины (см. фото). Папа — пивом, я — энергетиком.
Ну и напоследок — путешествовать на машине так понравилось, что еще хочется! Да и машина постоянно в готовности №1. На следующее лето история с путешествиями, надеюсь, продолжится.
Всем спасибо за внимание! И ни гвоздя Вам, ни жезла в пути!