Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
На Кайроне в Беларусь. Могилев — Гомель — Минск

На Кайроне в Беларусь. Могилев — Гомель — Минск

16.07.2023 | 6271 просмотр

Нитка маршрута: Подмосковье — Могилев — Гомель — Красный Берег — Бобруйск — Минск — Раков — Ивенец — Рубежевичи — Мир — Полонечка — Несвиж — Телядовичи — Минск — Подмосковье.

День 1.

Подмосковье — Могилев.

Есть романтика в том, чтобы уехать в путешествие рано утром. На улице холодно в начале мая, город спит. Пустые дороги и перекрестки, пустые тротуары. Спят люди, и спят здания. Редкие автомобили выезжают из переулков в ранний час. Солнце встало — скоро оно согреет замерзший за ночь город.

Мы встали немного раньше солнца, а выехали немного позже его пробуждения, когда оно взбежало на небосклон. Пять часов утра, мы пускаемся в путь на запад, и желтая звезда на небе — единственный свидетель нашего слегка взбудораженного состояния, типичного для людей, вырвавшихся из лап рабочих будней в путешествие за непознанным. Романтичнее только выезжать прямо с рассветом, но уж больно он рано, поэтому позволили себе стартовать со вторыми лучами солнца.

Куда едем? В Беларусь.

На чем едем? На дизельном Ssang Yong Kyron'e, который недавно перешагнул границу детства и юности, перевалив одометр за 200 тысяч километров. Он у нас несовершеннолетний — ему 13 годиков, он молодой и легкий на подъем, даже в 5 часов утра.

Ранним утром выходного дня складывается впечатление, что весь мир и все дороги открыты только для нас — в этом и есть магия ранних стартов.

Из своего подмосковного города мы выбрались на трассу М-1 и помчались по этой отличной четырехполосной дороге. В стороне мелькнул город Гагарин, затем — Вязьма, а потом и Смоленск. На объездной Смоленска заехали на АЗС Лукойл и залили полный бак — топливо в Беларуси дороже, чем в России, есть смысл заправиться «под пробку» перед границей. На той же заправке купили страховку-гринкарту для поездки по Беларуси. Она необходима, хотя нигде в дальнейшем ее ни разу не проверили, даже на границе.

Границу прошли быстро, это заняло минут десять-пятнадцать с учетом проезда по недлинной нейтральной полосе. Пограничники глянули паспорта, быстро заглянули в багажник и салон.

— А где оплачивать платные дороги? — заодно поинтересовалась я, потому что забыла изучить перед поездкой нюансы автодорожного движения в Беларуси. Я ездила туда в 2014-м году и запомнила, что в ПДД не было ничего особенного и сильно отличающегося от России, поэтому и не стала дополнительно гуглить. А тут вдруг задумалась.
— Россиянам бесплатно, — ответил пограничник и убежал к следующему автомобилю.

А мы прибыли на территорию Беларуси и с упоением стали смотреть по сторонам. Что-то неуловимо изменилось — то ли в окружающем пейзаже, то ли в нашем восприятии и обостренных чувствах, которые соскучились по большим расстояниям и новым впечатлениям.

По отличной четырехполосной трассе долетели до города Орша, где свернули на развязке в сторону Могилева. Трасса стала двухполосной, асфальт остался такого же хорошего качества. В дальнейшем у меня не возникло ни единой претензии к дорогам Беларуси. На четырехполосных крупных магистралях ограничение скорости было 120 км/ч для легковых автомобилей, иногда 100 км/ч, была сделана разделительная полоса в виде небольшого газона с отбойником посередине. Перед камерами обязательно висели предупреждающие таблички «фота кантроль» и указание разрешенной скорости. Я не знала, есть ли в Беларуси нештрафуемый «лимит», как в России, поэтому скорость сбрасывала непосредственно до указанной либо ориентировалась на местных. Мне показалось, что камер в Беларуси немного, стояли они в деревнях, на пешеходных переходах. Асфальт везде был хорошим, изредка попадались участки с ямами и кочками, но ямы были неглубокими, кочки — невысокими, да и случались такие участки на дорогах между деревнями, когда мы уехали с основных трасс между городами. Трафик был небольшим во все дни, а водители вокруг ехали спокойно и размеренно. Неторопливая, спокойная страна...

Мы держали путь в Могилев.

Типичная двухполосная дорога в Беларуси: почти везде — прерывистая линия разметки; широкие обочины, иногда отделенные неширокой дополнительной полосой, как будто для велосипедистов; зеленые просторы вокруг.

В природе вокруг не было никаких отличий — только на первый взгляд. Типичная картина для Беларуси: бесконечные возделанные поля и огромные просторы, до самого горизонта, с полным отсутствием заборов. И еще — чистота. Беларусь теперь в моем списке самых чистых территорий находится на первом месте. Очень редко в этой стране можно было увидеть валяющийся окурок или бумажку. Даже леса здесь чистят от поваленных деревьев! Рассматривая лес вдоль обочин, мы размышляли, почему он такой же, как в России, но всё-таки другой. Потом поняли: на всем протяжении лесной полосы был прорыт противопожарный ров, а чаща как будто чащей и не была, подлесок был вычищен от сухостоя и завалов. Опрятная, ухоженная страна...

Ближе к Могилеву встретились величавые исполины — ветряки.

А вскоре сбоку проплыла въездная стела Могилева.

В половине первого мы припарковали Кайрона возле вокзала Могилева. Итого — около 7,5 часов за рулем из западного Подмосковья.

На вокзале мы хотели поменять наличных денег. Пройдясь по территории вокзала, отметили необычное для нас явление: здесь нигде не было ни охраны, ни рамок-металлоискателей. Люди спокойно входили и выходили, никто никого не пытался досмотреть, напугать и найти, до чего бы докопаться. Размеренная, спокойно текущая жизнь, без страха и подозрений. Добрая, открытая страна.

Нашли обменный пункт, обалдели от предлагаемого курса — около 36 российских рублей за 1 белорусский. Решили, что будем пользоваться картой — и правильно сделали. В дальнейшем мы везде (гостиницы, магазины, музеи, кафе) расплачивались российской картой Мир, в нашей поездке не нашли ни одного места, где бы карты не принимали. Так что наличные деньги не потребовались ни разу. По карте Мир курс был намного приятнее — около 28 российских рублей за 1 белорусский.

Там же задумались, нужна ли нам местная сим-карта. Решили пока не покупать, а она в дальнейшем и не пригодилась — на российском операторе Теле-2 входящие звонки из России оказались бесплатными, исходящие нам не были нужны, а в интернет мы ходили через вай-фай, в обилии присутствовавший в кафешках и гостиницах.

Доехали до местного ТЦ «Атриум» и стали искать парковку. Я пребывала в некоторой панике: памятуя свои поездки по Дагестану, Монголии, Грузии, я ожидала чего-нибудь безумного в части вождения. Однако безумия не было. Не было ничего, что могло бы превысить на малейший градус белорусское спокойствие вокруг. Как сейчас, так и в дальнейшем мне было ездить по Беларуси максимально комфортно — иногда мне даже казалось, что это я слишком агрессивна на фоне окружающих водителей. Никто никогда ни на кого не бибикал, никто никого не подрезал, никто не играл в «шашечки», никто не носился в дорожном угаре. Все всегда спокойно ездили. По правилам дорожного движения. И всегда включали поворотники. Ей-богу, сказочная идеальная страна!

Где парковаться, я понятия не имела, поэтому поехала за местным — местный знает, местный выведет! В закоулочных переулках водители вежливо разъезжались, вежливо уступали друг другу дорогу, а когда кто-то вежливо тупил, задумываясь, куда поехать, остальные вежливо ждали. За местным я приехала на уютную парковку, где все аккуратно стояли так, чтобы не мешать друг другу и чтобы другим можно было оставить парковочное место. Я обалдела, аккуратно припарковалась, посмотрела, что я действительно встала аккуратно и никому не мешаю, и задумалась, в реальности ли происходит всё вокруг, неужели мой идеальный мир существует?

От парковки дошли до торгового центра — там нас интересовало кафе «Васильки», о котором я прочитала очень позитивные отзывы в интернете, так что вопросов «где будем обедать в поездке?» не осталось. «Васильки» — сеть кафе с национальной кухней, следующие два дня в других городах мы ходили тоже в них, и каждый раз выкатывались оттуда совершенно довольными кругляшами. Вряд ли я смогла бы питаться так каждый день, не привыкла к столь жирной пище, но те несколько дней зашли на «ура» — очень вкусно! Средний чек на двоих выходил примерно в 50 BYN.

— Ну как?!
— Это картошка.
— Ничего ты не понял! Это — ВКУСНАЯ картошка!

В тот обед я с удовольствием уплетала драники с грибами и беконом, отметив для себя, какие драники я буду пробовать в следующий раз.

После обеда отправились на прогулку по Могилеву.

Пешеходная улица города.

С погодой повезло. Классная солнечная погода, теплая, без дождя, с высоким голубым небом и ярким солнцем сопровождала нас всю короткую поездку.

Чем запомнился Могилев в первую очередь? Первое впечатление в дальнейшем стало актуальным и для других посещенных городов Беларуси. На следующий день мы поехали в Гомель, потом приехали в Минск — и там увидели то же самое. Во-первых, в Могилеве было невероятно чисто. Я говорила, чистота — это визитная карточка Беларуси. Во-вторых, Могилев был неспешным, спокойным, размеренным, никто никуда не бежал, не торопился. Люди на улицах были такими же спокойными, как и водители на дорогах. В-третьих, здесь были широченные тротуары. В-четвертых, классная архитектура, ухоженные дома. Позже я читала про Минск, что он отстраивался из руин после Великой Отечественной Войны по плану застройки, предполагавшем здания в стиле сталинского ампира и широкие тротуары, — вероятно, так же было и с Могилевым. В-пятых, здесь было полно зелени — деревьев и цветов. Уютная, красивая страна. Беларусь любит города, где красивая архитектура сочетается с ярким цветом природной красоты.

Здание Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова.

Гуляя по пешеходной улице, нашли музей Бялыницкого-Бирули.

Об этом художнике я узнала, когда мы ездили позапрошлым летом в Тверскую область в район города Удомли, где расположился музей «Дача Чайка», где в свое время пребывала плеяда художников, в том числе Бялыницкий-Бируля, это была его дача, но про него нам рассказывали мало, всё больше про Левитана. Там же нам рассказали, что Бялыницкий-Бируля был родом из Могилева и в Могилеве существует музей, посвященный его творчеству. Так что желание посетить музей Бялыницкого-Бирули в Могилеве было обусловлено желанием наконец увидеть, что же он рисовал. К тому же, мне было интересно связать воедино два разрозненных впечатления — Удомлю и Могилев, дачу Чайка и могилевский музей.

Музей Бялыницкого-Бирули небольшой, входная плата — 8 BYN (белорусских рублей, в конце рассказа приведу общие траты с переводом в российские рубли), состоит из трех этажей. На первом и третьем этажах — меняющиеся выставки, на втором — постоянная экспозиция картин Бялыницкого-Бирули. Не могу сказать, что музей сильно меня впечатлил, прошли его довольно быстро, однако было несколько вещей, которые очень понравились. Например, шикарная деревянная лестница с высоченными и крутыми ступенями.

На первом этаже — вот такая интересная картина «Свидетели».

На втором этаже увидела связующее звено Могилева и Удомли — картину «Час тишины. Озеро Удомля» Бялыницкий-Бируля рисовал в тех местах Удомли, куда мы ездили. Очень интересно складывать исторический пазл у себя в голове, находить переплетения историй в разных локациях разных стран.

В музее были не только картины, но и интерьерные исторические вещи, это вносит разнообразие.

Не менее интересно было увидеть картины Заполярья. Не могу сказать, что меня сильно впечатлили эти картины, скорее, тут вопрос в созерцании природы. Заполярье, Кольский полуостров, тундра отдаются радостью в сердце — посетив один раз, почти 10 лет назад, Кольский полуостров, я влюбилась в тундру, и сейчас с большой теплотой вспоминаю ту поездку: безумные экипажи УАЗика и ШевиНивы, гонки по берегу Баренцева моря, бесконечные камни и суровые скалы, точка окончания пути возле водопада за Териберкой, головокружительные пейзажи — прошло много лет, а воспоминания до сих пор вызывают чувство восторга. Современная фотография во многом заменила живопись и картины, цифровые пиксели пришли на смену мазкам краски, а восторг от заполярной природы остался таким же. Что знаменитый художник прошлого столетия, что мы, современные подмосковные жители, восхищаемся красотой тундры как будто одинаково — и сквозь картины я вижу собственное тогдашнее летнее путешествие на Край Земли.

Бялыницкий-Бируля, судя по всему, любил посещать отдаленные, глубинные места России. Неожиданно увидела картину деревни Зачачье в Архангельской области — я там была! Мы ездили по Архангельской области зимой, встречали рассветы и провожали закаты, гонялись за деревянной архитектурой — я помню эту церковь! Картина, которая вдруг сделала незначительным время, между мной и этой картиной — больше 70 лет, а кажется, что она нарисована пасмурной осенью, предваряющей зиму, в которую я приехала в это самое Зачачье.

Выставка на третьем этаже музея не впечатлила совершенно — как будто посмотрели чьи-то фотографии, которые тут же вылетели из головы. Для себя сфотографировала только одну картину — ту самую дачу Чайка, куда ездила сама.

После музея продолжили прогулку по городу. В тот день мы прошли около 16 тысяч шагов, в этом коротком путешествии мы старались больше ходить (чтобы больше познать), поэтому ежедневные прогулки у нас выходили как раз в 16-20 тысяч шагов.

Котики города Могилева.

К слову, за время нашего путешествия мы не встретили на улицах ни одной бездомной собаки. Котики встречались, собаки — ни разу. Наверное, проблему бездомных собак в Беларуси каким-то образом решили...

А это граффити города Могилева.

Про граффити в Беларуси тоже хочется сделать ремарку. Их много, они отличные. Путешествуя по России, я задумалась над идеей о том, что было бы здорово скучные и неказистые здания и строения украшать гармоничными граффити — чтобы не было так скучно. В России в разных городах я иногда встречала классные рисунки на трансформаторных будках или подобных технических строениях, и это смотрелось классно, разукрашивало серый и унылый пейзаж. В Беларуси пошли дальше и реализовали полностью эту идею. Граффити на технических постройках или многоквартирных домах — здесь частое явление. И это вправду смотрится классно и красиво, добавляет цвета и делает городской пейзаж более привлекательным.

Дошли до монументального здания областного драматического театра.

Оттуда вышли в район городской ратуши, на прогулочную улицу, с которой открылся шикарный вид на город и парк.

Примерно в этот момент мы полюбили всей душой Беларусь. Бесконечные закоулки сердца: ездишь по своей стране и в другие страны и продолжаешь регулярно влюбляться в новые города, страны и природу. Но Беларусь же невозможно не любить! Здесь нет изысков, но есть ухоженность, чистота и спокойствие. Просто — для жизни.

Те самые ветряки вдали видны.

В пейзаже до горизонта с помощью зума на фотоаппарате рассматривали разные любопытные детали — нашли граффити на насосной станции.

Дальше у нас случился очередной разрыв шаблона — мы дошли до подземного перехода. Я привыкла, что подземные переходы грязные, вонючие и темные. В сказочном городе сказочной страны в чистейшем, вылизанном светлом переходе висели плакаты с историческими фотографиями города и указанием достопримечательностей. Так бывает? Так правда можно сделать? Просто взять и сделать уютный и симпатичный подземный пешеходный переход, по которому приятно ходить?!

Поднялись к городской ратуше, откуда открылся следующий чудесный вид на город. Кстати, про дорожную разметку на трассах: она есть, она яркая, она понятная, всё четко. Встречались участки в городах, где не было разметки, — но это, скорее, исключение из правил. Ездить по дорогам Беларуси — это кайф.

Здание городской ратуши.

Красивый, солнечный, яркий, украшенный город. Может быть, он не вызовет дикого восторга и зашкаливающих эмоций, но он даст чувство умиротворения и понимание, что здесь всё правильно, всё так, как должно быть. За безумием мы поедем в Монголию, за сногсшибательными впечатлениями — в горы, но за спокойствием и отдыхом от несовершенства мира — пожалуй, в Беларусь.

По пути обратно к парковке возле торгового центра, где мы оставили Кайрона, наткнулись на информационную табличку о когда-то существовавшем здесь соборе. Осознала, что прочитать текст мне проще на английском, чем на белорусском.

От прочитанного я обалдела — это же Львов! Тот самый! Он и здесь побывал, я впервые познакомилась с его архитектурным творчеством в Тверской области и после этого регулярно натыкаюсь на него то тут, то там, и каждый раз с удивлением понимаю, что это снова он: попытка воссоздать кусочек Италии, игра с классицизмом, чтобы сделать его не классическим, а красивым и уникальным. Вот и в Могилеве его встретила.

Позже наткнулись на образец, вероятно, советского конструктивизма. Сколько любопытного можно найти в одном городе во время одной прогулки!

Мы обошли далеко не весь город. По Могилеву можно гулять бесконечно, внимательно рассматривая каждое здание на каждой улице, а их очень много.

В завершение прогулки полюбовались на здание Могилевского областного художественного музея.

Забрав Кайрона с парковки, доехали до гостиницы «Могилев», где у нас была бронь. Перед поездкой я бронировала гостиницы по маршруту в трех разных городах. Букинг в Беларуси не работает, поэтому я пользовалась другими сайтами по поиску гостиниц, где смотрела список свободных на нужные даты гостиниц, там же читала отзывы. Даты были майские, поэтому гостиницы присутствовали не в изобилии, а, может быть, их там самих по себе мало. Бронь делала на сайтах непосредственно гостиниц. Модуль для брони на этих сайтах был абсолютно одинаков, как под копирку. Главное, что он отлично работал, по каждой брони на почту мне прилетели подтверждения, дополнительно я написала каждой из трех гостиниц по Вацапу, получили ли они мои брони — этого можно было не делать, все брони имелись и в дальнейшем никаких нюансов не возникло.

Быстро заселились и убежали в номер на 13-м этаже. Номер напомнил приключения спортивной молодости, когда мы жили в общаге на провисающих кроватях-гамаках, вывешивали пельмени в форточку, чтобы не разморозились... Ощущение, что мы пришли не в номер гостиницы, а в музей советского ремонта — разноцветные квадратики маленькой плитки в санузле, исторические аутентичные выключатели, паркетная доска на полу... Но! К гостинице претензий никаких — я видела на сайте, что бронирую, и знала, что номер будет такой. Потому что все остальные номера в гостинице «Могилев» были заняты, остались только такие двухместные за смешную сумму — 52 BYN. Судя по сайту, в гостинице много хороших номеров с нормальным ремонтом, естественно, более дорогих, но я, как всегда, делала брони за неделю до выезда, а не заранее. Ну а поскольку мы не шибко привередливые, можем жить и в шикарных апартаментах, и в машине, и в палатках, то нам было нормально. Тем более, что страшным в номере был только ремонт — видимо, гостиница не добралась до этого этажа с реконструкцией, — остальное было в порядке: чистота, отличный матрас на кровати, холодильник, одноразовые шампуньки, балкончик с шикарным видом на город с 13 этажа.

Так что гостиницу я рекомендую, просто если вы впечатлительны, то берите номер подороже.

Вечером решили, что обязательно нужно радовать себя вкусняшками, и отправились на поиск классных могилевских кофеен-кондитерских. Таковая нашлась методом опроса местных жителей — называлась Bakehouse, там подавался прекрасный ягодный чай и были чудеснейшие тортики, так что я задумалась, зачем мне остальные города, архитектура какая-то, замки, усадьбы, костелы — зачем всё это, если можно остаться в Могилеве и каждый день ходить в эту прекрасную кофейню за новым тортиком?

Победила сила воли. Хотя тортики были к победе тоже очень близки.

День 2.

Могилев — Гомель — Бобруйск.

Наступило утро. Я размышляла, сколько денег я заплачу за дистанционный запуск предпускового подогревателя Кайрона через SMS, и решила, что будет быстрее спуститься и самой запустить двигатель, чем гуглить условия роуминга у разных сотовых операторов. Не так уж и холодно на улице, в конце концов.

— А что за парковка за оградой?
— Охраняемая гостиничная.
— А почему мы стоим на этой? Чем она отличается?
— Она неохраняемая.
— Но у них отличие только в заборе высотой 30 см. А, стоп, я поняла. Здесь не только забор — здесь еще газон вокруг него. А беларусы — очень воспитанные люди. И не будут ходить по газонам. Поэтому никто не сможет пройти на охраняемую парковку незамеченным — обходя газон, придется идти мимо охранника.
— Точно.

Кайрон и гостиница Могилев.

Мы выехали пораньше — сегодня наш путь лежал сначала в Гомель, затем в Бобруйск. Покинули сонный, постепенно просыпающийся город и выехали на пустые загородные трассы.

Дорога между Могилевым и Гомелем.

Граница Могилевской и Гомельской областей.

От Могилева до Гомеля доехали за 2 с лишним часа. Нашли парковку ближе к центру города — с парковками в этой поездке проблем не было. Встречали и платные парковки, но всегда находили бесплатные, причем большие, удобные. На парковке я окончательно поняла, что попала в свой идеальный мир, я нашла его в реальности: все поголовно автомобили стояли строго по разметке. Никто не раскорячился на два или три парковочных места, никто не наехал на разметку, притулившись бочком на соседнее парковочное место, никто не стоял по диагонали, поперек и черт знает как еще. Все стояли строго по линиям разметки.

— Это мой идеальный мир, — говорила я, продолжая размышлять, не сон ли это. — Все стоят по полосочкам. Все. Абсолютно.
— Да нет же, вот один встал не по полосочкам.
— Так здесь вообще нет полосочек, а он аккуратно и скромно притулился сбоку, никому не мешая.

Ей-богу, мне этого очень не хватает в России: чтобы выкидывали мусор всегда в мусорку, чтобы на парковке парковались всегда по разметке, чтобы эта разметка была, чтобы пешеходы ходили по пешеходным переходам... Кстати, пешеходы! В Беларуси мы очень редко видели людей, кто переходил бы улицу в неположенном месте. Даже если человеку явно было не очень удобно идти до перехода, он всё равно шел до него, стоял на красный сигнал пешеходного светофора, переходил на зеленый. Такие простые, базовые вещи — а в чем сложность делать так же у нас в стране?

От парковки дошли до дворца Румянцевых и Паскевичей — ради него мы и приехали в Гомель.

Дворец понравился. На его осмотр ушло около двух часов, но можно бродить и дольше из-за обилия любопытных элементов и деталей.

В музее — не только интерьеры, но и выставки и отдельные предметы старины. Входной билет на двоих — 20 BYN.

На первом этаже была небольшая выставка археологии.

Затем мы отправились гулять по залам дворца на нескольких этажах, в планировке я быстро заблудилась, но не сбиться с пути нам помогали смотрительницы в залах и указатели.

В части интерьеров дворца здесь реализовали интересную штуку: почти в каждой комнате висела старая фотография, как комната выглядела в давние времена, поэтому можно было сравнить «было/стало». Увы, нынешняя реставрация, как бы хорошо она ни делалась, не дотягивает до интерьера, каким он был раньше. Фотографии впечатляют больше, чем то, что видишь вокруг. Но меня порадовала честность: да, не смогли сделать так же, но хотя бы на фото посмотрите. В реальных залах вокруг — приближенная копия. Зато такое сравнение тренирует навык определения «оригинал/копия», потом в других усадьбах легче определять аутентичные вещи.

В музее можно взять аудиогид, мы обходились информационными табличками и текстами, висевшими в каждой комнате.

Для оформления интерьеров здесь часто используются современные картины и скульптуры, некоторые из них — копии старых полотен и изваяний. Если внимательно присмотреться, можно и без подсказки на поясняющей табличке научиться определять, где — современная поделка, а где — историческая вещь.

Фотография столовой (зала торжественных приемов) середины 19 века. На воссозданный интерьер после этого смотреть грустно, он — очень условное подобие. Особенно впечатляет потолок, но его совсем не смогли воспроизвести.

Некоторые комнаты воспроизведены лучше, некоторые совсем не похожи на оригинал. В любом случае, прогуляться невероятно интересно и приятно. Дворец пережил события после 1917 года, был сильно разрушен в период ВОВ, а после из него сделали Дом пионеров — сложно при таких вводных сохранить что-то оригинальное. Поэтому восстановили, что смогли, за что реставраторам и всем задействованным в этом людям большое спасибо. Мы теперь имеем возможность хотя бы чуть-чуть, одной ногой забраться в салон машины времени и заглянуть за шторку, вывешенную ушедшими столетиями.

Одна из галерей дворца.

Еще одна галерея.

Колонный зал — как нынче выглядит вживую.

Для сравнения — фотография колонного зала, каким он был раньше.

Кажется, это была спальня княгини. С учетом того, что здание переделывали в Дом пионеров, это, скорее, реконструкция советского периода, а не периода 19 века, ну оно очевидно.

В одном из залов, где я вздыхала «тут такой крутой камин со скульптурой не сохранился!», нашим вниманием завладела смотрительница и рассказала несколько любопытных фактов, с удовольствием послушали.

Людей в музее было не очень много, несмотря на выходной день. Иногда мимо проносилась стайка школьников, фоткающих всё подряд на смартфоны, — мы видели их в колонном зале и одной из галерей, где им пытались читать текст экскурсионной программы, но экскурсовод то ли понял, что это бесполезно, то ли постарался максимально сократить рассказ, после чего отправил детей на свободный выгул, и тут уж дети развернулись по полной программе. Они не мешали — детское нашествие необходимо было переждать в одном из залов в течение пары минут, после чего они убежали заполонять пространство и пугать посетителей в следующей комнате, а мы неспешно пошли следом.

В музее попадается много любопытных экспонатов, некоторые цепляют особенно сильно. Это китайские чаши из дерева 17-18 веков.

Красивый декоративный столик с перламутром. Рядом расположилась шахматная доска из такого же материала, но столик зацепил больше.

Комната во дворце, покорившая меня больше всего, — библиотека. Я про такое только в книгах читала да в фильмах видела: когда заходишь в зал, а там сплошные книги, книги и снова книги в шкафах до потолка. Ходишь, задрав голову, и обалдеваешь — взять бы их всех и... прочитать! Храм науки, обитель знаний — здесь концентрация познания максимальна, буквы плотно собраны на ограниченных квадратных метрах площади. Зашел в комнату — и уже поумнел.

А какие тут книги! Огромные шкафы и полки исторических книг! За стеклом лежат некоторые раскрытые книги, чтобы можно было прочитать старый текст, а до потолка высятся полки с закрытыми книгами — вот это коллекция!

Информационная табличка сообщила, что здесь хранится около 1200 книг и журналов 19 века и первой половины 20 века.

Здесь можно прочитать про Монголию. Раздел так и называется — «Северная Монголия и Гоби».

Чтобы попасть в библиотеку, нужно подняться несколько пролетов по лестнице (может, она в башне расположена? Я реально запуталась в планировке) — место удачное и правильное, именно здесь и должна быть библиотека: вдали от основных шумных залов, повыше, чтобы можно было убежать и спрятаться среди букв.

В дворце, следуя указателям, можно выйти и на балкончики колонного зала.

Под конец осмотра мы наткнулись на выставку древнего мира (предметы мезолита, неолита, бронзового века и т.д.) и выставку современного искусства, вторая нам не очень понравилась и ничем не зацепила — слишком много яркости и красок, как будто попытка привлечь внимание не сутью, а кричащей внешностью. Нашли интересную выставку измерительных приборов.

К концу осмотра от познания мы несколько устали, а потому вышли на улицу, чтобы прогуляться вокруг дворца. На входе толпилось приличное количество людей — видимо, мы удачно сюда приехали в первый рабочий час дворца, к полудню посетителей стало намного больше.

Вокруг дворца разбит приусадебный парк с кучей зелени и цветами — приятно прогулялись.

В стоимость билета у нас так же входило посещение смотровой башни, зимнего сада и выставки животных Zooterra, на последнюю не пошли, а до башни прогулялись через парк. Вход в башню — по живой очереди, смотрительница на входе контролирует процесс, чтобы на узкой лестнице и небольшой смотровой площадке наверху не собиралась толпа. Подождали минут 15 и сбегали наверх.

— Посчитала ступеньки?
— Нет, а надо было?
— Ну твое предположение — сколько?
— Предположим, 200.
— Почти угадала — 190.

Лестница в башне очень узкая, винтовая, как в старинной башне старинного замка (или колокольни в какой-нибудь заброшенной церкви), ступеньки не аутентичные, а современные железные. Если забегать наверх слишком быстро, то легко может закружиться голова. Эта башня — отличная проверка вестибулярного аппарата. В одну сторону кружишься, взбегая вверх, в другую сторону — вниз.

Со смотровой площадки открылся чудесный вид на Гомель и дворец Румянцевых-Паскевичей. Перила на площадке сделаны так, что, с одной стороны, пребывание на башне полностью безопасно, с другой стороны, виды вокруг не перегорожены сеткой, забором, сплошной стеной и подобным. Беларусь не любит заборы и не видит в них смысла.

Здание дворца живописно возвышается над парком, частично спрятавшись в зелени деревьев.

Один из видов на Гомель.

Сбежали вниз мы так же быстро, как и забежали, дотопали до соседнего зимнего сада — памятника архитектуры 19 века. На узких дорожках между растениями бродили люди, все вежливо друг о друга спотыкались и вежливо друг друга обходили. По клетке носились цветастые попугаи, в другой клетке сидел павлин, сложивший хвост, в аквариуме плавали рыбки, жевали траву декоративные кролики, по узкому и маленькому аквариуму шла грустная черепаха, ее размер был всего в два раза меньше размера аквариума, и на ее мордахе читалась бренность такого существования. Другая черепаха, находящаяся в аквариуме побольше, с улыбкой на морде плавала вправо и влево, высунув голову над водой. Еще там была куча растений, наползавших друг на друга, этакие джунгли, созданные на небольшом клочке земли и стремившиеся заполонить собой как горизонтальные и вертикальные поверхности, так и непосредственно объем. Не успела понять, понравилось ли мне здесь. В целом, мило и приятно.

Обретение новых знаний и впечатлений сожрало приличную часть припасенной организмом энергии, поэтому мы направились в сторону кафе — выбор был очевиден, снова Васильки. Они расположились в паре километров от дворца, так что заодно посмотрели на город.

Своей сутью, своими идеями Гомель оказался очень похож на Могилев: замечательная архитектура советской эпохи второй половины 20 века, широченные тротуары, широкие автомобильные проспекты, деревья и клумбы. Городская среда, удобная как для пешеходов, так и для автомобилей. Иногда — граффити. Наверное, граффити — это замена советской мозаики, другое направление творчества, а идея та же.

По городу, как и в Могилеве, снуют автобусы и троллейбусы. Мотоциклистов, кстати, в Беларуси встречали очень мало.

Архитектура Гомеля. Практически каждое здание, как и в Могилеве, можно внимательно рассматривать. Эти города — раздолье для любителей и ценителей советской застройки.

Оцените ширину тротуаров — круто же! Здесь всем хватит места.

В Васильках я с удовольствием уплетала драники с говяжьим гуляшом. От кафе вернулись к Кайрону, нагуляв еще пару километров по городу. Парковка была заполнена, но я с радостью отметила, что все так же стоят по разметке.

Мы покинули Гомель и поехали в следующий город — Бобруйск, дорога заняла пару часов. Трасса ничем не отличалась от утренней — та же двухполоска, хороший асфальт, зелень по обочинам и поля до горизонта. Или там была четырехполоска? Черт, не помню. Дороги Беларуси настолько уютны и имеют столь малый трафик, что не замечаешь существенной разницы между двухполосными и четырехполосными шоссе — и по первым, и по вторым ехать комфортно. Но где-то там точно была четырехполоска, потому что за Жлобиным, чтобы попасть в населенный пункт Красный Берег, мы искали место-разрыв в отбойнике для разворота, т.к. деревня была на другой стороне дороги. Разворот порадовал — для него была сделана специальная разгонная полоса справа, на которую удобно выезжаешь.

В деревне Красный Берег нас интересовал дворцово-парковый ансамбль Козелл-Поклевских, относящийся к 19 веку. Он находится на территории аграрного колледжа, рядом парковка.

Скорее всего, можно попасть и внутрь усадьбы, но мы приехали поздно, она была закрыта.

Поэтому прогулялись вокруг здания снаружи.

Дом выглядит нарядно, хотя я немного погудела по части стеклопакетов в окнах. Гудеть по этому поводу меня научили люди, которые увлекаются архитектурой и реставрацией намного больше и круче и с которыми я имела неосторожность покататься в поездки за реставрированной и заброшенной архитектурой, теперь тоже страдаю и начинаю гудеть.

Впрочем, мне усадьба понравилась.

Местный котик.

Другой местный котик грозно шагал по территории дворцово-паркового ансамбля и громко мяукал, совершая вечерний проверочный обход своей территории. Выглядел котик по-боевому.

На двери соседнего здания прочитали объявление, что колледж реализует рассаду ранней капусты по 3 белорусских рубля за 10 штук. В голове родилась идея шутки про аутентичную рассаду, но не оформилась в конкретный текст.

Красивое дерево на выходе с территории колледжа.

Вскоре приехали в Бобруйск, где у нас была забронирована гостиница. Сделала фотографию Кайрона в Бобруйске, вспомнив очень давние времена, когда интернет был анонимным и в нем родилось целое направление сленговых мемов и шуток. Вздохнула не столько по канувшим в лету шуткам, сколько по анонимности. Как давно это было. А сейчас Бобруйск — это просто город.

В Бобруйске мы забронировали гостиницу «Амакс Бобруйск» на улице Советская. Парковка перед входом в гостиницу была маленькой и полностью занятой, но рядом на кругу и сбоку здания расположилась парковка побольше, куда я и поставила Кайрона. Гостиница оказалась отличной, номер — прекрасным, на рецепции нас быстро заселили, традиционно дали коды к вай-фаю. Закинув в номер вещи, отправились гулять по городу, пока не стемнело.

Бобруйск впечатляет не так, как Могилев и Гомель, это более провинциальный городок, в нем нет таких же бесконечных улиц с крутой советской архитектурой 1950-х годов, застройка более скромная, хотя улицы такие же комфортные как для прогулок, так и для вождения. Прошлись до конкретных точек, которые я заранее отметила на карте.

Первая точка — костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Пример грубейшего насилия над архитектурой.

Предположительно, труба отопления. Прикреплена к зданию, чтобы не грохнулась. Может, это здание держится за трубу, потому что не в силах больше пребывать в таком изуродованном виде?

Насилие над архитектурой заключается в этом.

От костела осталась малая его часть, башня и фасад были разрушены, на их месте построена многоэтажка, прикрепленная к костелу. В советское время этот монстр чем только ни был — музеем, спортивной школой, хозяйственно-складским помещением. Цельный образ здания, архитектурная гармония безвозвратно уничтожены, сейчас смотришь на кусок неоготики и видишь перед собой вовсе не остатки былого величия, а обрубок, незаконченный кусок, ампутированную часть когда-то существовавшего единого организма. Даже думается, не проще было бы окончательно добить, чтобы отрезанный кусок так не мучился.

Здание похоже на умирающего больного в реанимации, истыканного капельницами и трубками. Очень жаль.

Вторая точка — дом купчихи Кацнельсон на соседней от костела улице. Здесь всё хорошо и не жутко — красивая деревянная архитектура с классным круглым окном. Здание относится к началу 20 века.

Третья точка, которую мы посетили, — бобруйская крепость. До нее пришлось идти через весь город, заодно посмотрели на жизнь более простого, нежели чем Гомель и Могилев, поселения. Крепость находится на задворках города, прошли через частный сектор, мимо гаражей, вышли на огромное поле с руинами.

— Что мы тут пытаемся найти?
— Крепость.
— Где?
— Ну смотри же, вот там расположен редюит с капониром в горже равелина. А вот — редюит правого входящего плацдарма равелина.
— Откуда ты знаешь?
— Я на карте смотрю, тут написано.
— А словарик к карте не прилагается?

Словарик не прилагался, и чтобы понять, что такое редюит, да еще не абы какой, а в горже равелина, да и сам равелин, мы отправились лазить по руинам. После реконструированного дворца Румянцевых-Паскевичей и красивой архитектуры Могилева и Гомеля кирпичные заброшенные руины в Бобруйске смотрелись жалко, но мы переключили в мозгах тумблер на «оригинальное заброшенное» и стало легче. Когда только заходишь на предположительную территорию крепости, впадаешь в легкое разочарование. Крепость имеет долгую и мощную историю — и что видишь сейчас? Мелкие руинки посреди пустой площади. Но когда присматриваешься внимательнее, эту самую мощь и историю можно почувствовать.

Крепость действительно была очень мощной, имела множество строений, рвов, подземных ходов. В процессе лазания по одному из ДОТов (или редюиту?) поняли и восхитились некоторыми военными инженерными решениями того времени.

В этих заброшенных строениях было не сильно много мусора, что нетипично для заброшек, но вполне нормально для Беларуси. Потому что тут живут действительно очень воспитанные люди.

Крепость была построена в начале 19 века в процессе подготовки к возможной войне с Наполеоном. В исторической справке, вычитанной в интернете, меня поразило, что для строительства крепости пришлось снести и уничтожить всю историческую часть города, переселив всех оттуда, причем под уничтожение попали не только жилые дома, но и церкви, дворцы, ратуша — в общем, все городские строения. Территорию крепость занимала огромную, гарнизон насчитывал около 4 тысяч человек. История у крепости разнообразная — она использовалась и в дальнейшем, и в период ВОВ, причем не только как крепость, и есть у нее очень печальные страницы повести ее жизни. Наверное, развалины крепости сами по себе не очень интересны, а вот в сочетании с исторической справкой — более чем. Интерес вызывает и вдумчивое лазание по развалинам с человеком, который более-менее понимает в оборонительных укреплениях. Можно предполагать, как и что здесь было реализовано ранее.

Это строение крепости похоже на форт Боярд из старой телепередачи.

День клонился к вечеру, много полазить не успели. Дошли обратно до гостиницы. На рецепции нам подсказали классную кофейню под названием «Любимое Место», расположившуюся за автомобильным кругом от отеля. Там мы нашли вкуснейшие тортики и пирожные, приятно завершив вечер второго путешественного насыщенного дня.

День 3.

Бобруйск — Минск.

В этот день мы стартовали в дорогу позже, дав себе возможность поспать подольше. Сегодня у нас был небольшой автомобильный перегон: из Бобруйска мы наконец приезжали в столицу Беларуси — в Минск. Это максимум пара часов пути.

Трасса от Бобруйска до Минска представляла собой отличную четырехполоску.

Фотофиксация Кайрона на въезде в Минскую область.

Мы приехали в Минск и стали с любопытством приглядываться к городу. Что нас ждет в столице? Так интересно изучать и познавать столицы и самые разные города и своей страны, и других стран. Прокатились по МКАДу — у Минска есть свой МКАД. У Могилева, кстати, тоже — видели название на одном из указателей на подъезде к Могилеву.

Минск встретил не промзоной, не страшными задворками или закольцевыми выселками, а полноценной городской средой. Ты едешь в город — и ты приезжаешь действительно в город, где его дороги являются продолжением отличной межгородской трассы, а вокруг высятся ухоженные дома. Автомобильное движение в Минске не было напряженным, а оставалось таким же размеренным и спокойным, как и в остальной части Беларуси, по которой мы успели прокатиться.

Мне показалось из салона автомобиля, что Минск — это концентрация тех основных вещей Беларуси, которые мы заприметили в других городах. Дальнейшая прогулка по городу подтвердила такое предположение. Город чистый, удобный и комфортный. По-своему красивый.

Доехали до гостиницы «Спутник» на улице Брилевской, оставили Кайрона на гостиничной парковке. На ней заприметили два отдельно выделенных места для зарядки электроавтомобилей, о чем сообщала соответствующая табличка и зарядный столбик.

Поскольку заселяться было рано, отправились на прогулку по городу.

Автомобильный Минск — широкие проспекты, яркая разметка, информативные дорожные указатели и знаки, всё на своих местах.

Мы шли по Московской улице и заприметили с моста шикарные башни-строения. Позже поняла, что это въездные ворота Минска, расположенные возле вокзала. К ним мы и держали путь.

Я упоминала, что Минск был отстроен фактически заново после ВОВ. Въездные ворота и вправду смотрятся шикарно: выходишь с вокзала и тебя встречают два мощных, монументальных здания, за которыми тянутся улицы построек в стиле сталинского ампира. Ворота — лицо города. И ты идешь по огромным тротуарам неспешно гулять, особо не строя маршрут, потому что на какую улицу в центре не приди, они все будут красивыми. И всю прогулку тебя сопровождает чувство ровного, спокойного восторга — такого же спокойного, как и жизнь здесь.

От ворот прогулялись к костелу Святого Симеона и Святой Елены — архитектуре начала 20 века.

Внутрь попасть не удалось — костел опечатан и закрыт.

С точки зрения архитектуры мне очень интересны католические церкви, однако в России я видела их мало. Православных действующих и заброшенных церквей я посетила много, а вот костелы для меня пока что в диковинку. Однако с костелами в этой поездке не задалось — за сегодняшний и следующий дни мы посетили их не один и не два, но только в один-единственный удалось зайти внутрь, еще в двух получилось посмотреть внутрь из-за решетки на входе. В этом смысле, конечно, мой интерес к внутренним интерьерам костелов не очень удовлетворен. С теплотой вспомнила Армению — там можно было приехать в любую церковь или монастырь в любое время, и они всегда были открыты. В тот же Нораванк мы приехали в 7 часов утра — двери были открыты, мы могли спокойно ходить по территории и заходить внутрь строений. С костелами в Беларуси не так. Как правило, они всегда были закрыты, причем и днем тоже. Сложно предположить, в какое время и какие дни можно всё-таки попасть внутрь.

От костела отправились бродить по улицам Минска.

Однозначно — мне понравился этот город. Как и Гомель, как и Могилев. Минск — столица, а Могилев и Гомель — его младшие братья.

Пешеходный Минск — широкие тротуары, радующая взгляд архитектура, удобные пешеходные переходы и приятные люди вокруг.

Архикафедральный собор имени Пресвятой Девы Марии — единственный костел, в который удалось попасть внутрь, он был открыт. Собор ведет свою историю с начала 18 века.

Верхний город — историческая часть Минска.

Экая необычная многоэтажка, архитектор развернулся от души.

Набережная города. Прогулялись по ней.

Еще один пример граффити Беларуси. Это классно — симпатично разрисовать все эти скучные серые технические строения. Такую бы практику и у нас в стране применять... Среда вокруг действительно стала бы намного приятнее.

Литературный музей Янки Купалы в парке Янки Купалы.

Даже электрический щиток симпатичным рисунком наградили!

Белорусский цирк в Минске.

Большое и мощное строение города — Дом офицеров.

На обед мы вновь отправились в «Васильки» — если в Могилеве и Гомеле это кафе находится только по одному адресу, то в Минске их несколько заведений в разных частях города. Мы дошли до «Васильков», расположенных практически в центре, там оказалось много народу — неудивительно в праздничный день. Поэтому дошли до тех, которые находились возле вокзала. В этот раз я с удовольствием вкушала драники с яичницей, колбасками и шкварками.

После обеда прошлись до гостиницы задворками. Центр в городах почти всегда красив, а вот что покажут белорусские задворки? Особенно вокзальные?

Оказалось, что и там всё хорошо: чисто, ухоженно, зелено.

К слову, регулярно восхищались в Беларуси тюльпанами, высаженными и на городских клумбах, и в приусадебных парках. Они какого-то огромного сорта. И крутые.

Вернулись в отель «Спутник», заселились.

— Это коды от вай-фая.
— Эээ, аа, ммм. А, поняла! Это не один код, это четыре разных кода под каждое устройство, ясно.
— Конечно! Мы бы не стали так издеваться над постояльцами, чтобы заставлять вас вводить код длиной в четыре строчки.
— Ну почему же, отличная идея — до интернета доберутся только сильнейшие.

Гостиница порадовала, номер был отличным. Сюда мы заселялись на две ночи.

Вечером традиционно сходили в кофейню за пирожными, в этот раз разведали кофейню-кондитерскую «Файны Лис» на ул. Аэродромной возле старого аэропорта. Пирожные оказались вкусными, а город не в центральной его части — уютным. Заодно зашли в местный супермаркет за едой на завтрак. В части продуктов местные супермаркеты, кстати, мне не очень понравились — сложно оказалось найти продукты с составом без химии и консервантов, а цельное молоко было, скорее, исключением, чем правилом.

День 4.

Минск — Мир — Несвиж — Минск.

Сегодня у нас был насыщенный маршрут по интересным достопримечательностям белорусских деревень с заездом в два знаменитых места — в замки Мир и Несвиж. Потому что просто съездить в эти замки было бы слишком скучно и типично. И я нарисовала на карте кривую дорожку, чтобы познать не только популярные туристические места, но и менее известные интересности. Чтобы везде успеть, выехали рано, часов в 7 утра.

Недалеко от гостиницы расположилась заправка Лукойл, куда мы заехали залить Кайрону полный бак. Утренний Минск принес очередное симпатичное граффити на одном из домов, мимо которого мы проезжали, ненапряжный траффик, хотя случился будний день, и легкий выезд из города в западном направлении. С отличной трассы свернули в город Раков, где осмотрели костел Богоматери Руженцовой и святого Доминика. Снаружи, естественно. На то, что костел будет открыт в 8 утра, мы не рассчитывали.

Постройка относится к началу 20 века. Витражи костела.

Обошли здание кругом.

Кайрон готов мчать дальше в путь.

От Ракова мы направились в сторону Мира, но не по скоростному шоссе, а по местным второстепенным дорогам между деревнями. На этом маршруте грунтовок ни разу не встретили, везде был асфальт разного качества, но совсем убитый не попался ни разу. Дорожки везде были двухполосными, за пределами автомобиля светило солнце с высокого голубого неба, и вокруг была зеленая яркая природа — поля, холмы, деревья, аллеи. Природа Беларуси тоже спокойная и приятная. Без безумного, зашкаливающего восторга, но она размеренно красивая и радует взгляд. Здесь и вправду отдыхаешь душой.

От Ракова местными дорожками доехали до поселка Ивенец. Сначала осмотрели костел Святого Алексея.

Неоготика, построен в начале 20 века.

Затем в этом же поселке доехали до костела Святого Архангела Михаила (здесь как раз удалось посмотреть внутрь через решетку). Это здание более нарядное, построено в 18 веке в стиле виленского барокко.

Немного внутреннего убранства.

Из поселка Ивенец помчались в поселок Рубежевичи. По пути случайно заехали, а затем покинули Литву — сами не поняли, как так получилось, но табличка утверждала, что это Литва, нельзя не верить табличке!

Кайрон в Рубежевичах.

Всю дорогу нас переполняли чувства безмятежности и простора. Так и в этом очередном поселении: умиротворение раскинулось на весь окружающий простор, который, в свою очередь, простирается не только вдаль до горизонта, вдоль земли, но и взмывает до высокого голубого неба. Беларусь в этой поездке я запомнила именно такой — безграничной, бесконечной, светлой и расслабленной. С аистами, летающими сквозь эти просторы под бесконечным небосводом.

В Рубежевичах — снова костел (костел Святого Иосифа).

Можно легко догадаться, что тоже неоготика и тоже начало 20 века.

От Рубежевичей мы сначала проехали местными дорожками и лишь затем выбрались на главную трассу, ведущую в Барановичи, с которой съехали в Мир. По пути, где-то между поселками, остановились на обочине. Беларусь — это страна ярких цветов. Сейчас, в мае, здесь превалировали два цвета — зеленый и желтый. Насыщенный зеленый цвет, как на компьютерной заставке, перемежался полями горчицы, имевшей еще более яркий желтый цвет. Эти огромные желтые поля сопровождали нас всю дорогу по Беларуси.

Вскоре прибыли к Мирскому замку. Оставили Кайрона на парковке и отправились в музей.

Хорошо, что мы приехали в будний день. Людей было не особо много, ну так, они присутствовали, то есть сделать фотографии, чтобы в кадр не попадали люди, было, в целом, возможно, и я очень рада, что мы поехали сюда именно в рабочие будни. Изначально я планировала маршрут так, что из Бобруйска мы сначала поедем в Несвиж и Мир, кривой дорожкой от деревни к деревне проедемся по костелам и лишь затем прибудем в Минск. Но прикинув праздничные и рабочие дни, развернули маршрут в обратном направлении: сначала поехали в Минск в праздничный день, а сегодня, в будний, помчались в популярные замки. Это было не совсем логично с точки зрения построения маршрута, но совершенно правильно с точки зрения атаки посетителями замков.

Непосредственно Мирский замок.

Красивый, нарядный, гармонично вписанный в пейзаж, немного... Хм... Немного новодельный? Пожалуй, стоило остановиться на парковке, сделать несколько красивых кадров с этого ракурса, развернуться и уехать дальше, тогда впечатление о замке осталось бы исключительно позитивное.

Но мы пошли внутрь — интересно же. Замок же. Исторический же.

К тому же, с громадной историей, которую я потом зачитывала вслух в машине, переместившись из-за руля на штурманское место. В основном, история состояла из рассказов о том, как замок уничтожали и грабили, потом восстанавливали, потом снова грабили и уничтожали, потом опять восстанавливали... А, стоп, это же про замок в Несвиже. В любом случае, судьба такая у замков, играющих, в том числе, роль оборонительных сооружений — быть захваченными, разворованными, а затем вновь восстановленными, чтобы затем кто-нибудь опять пришел и их разрушил и разворовал, чтобы потом их можно было восстановить.

Род Радзивиллей, их споры и суды с Витгенштейнами, затем — история Святополк-Мирских. И это всё можно почувствовать, увидеть собственными глазами историю, здание, которое помнит столетия, хоть и молчит! Всё бы ничего, но постепенно появилось ощущение, что нас где-то того. Обманули.

К реставрации этого замка у меня осталось очень много вопросов, и один из них — извечный. Что лучше: провести карательную реставрацию и получить более-менее цельный, пусть и не аутентичный, образ здания или законсервировать руины, полностью сохранив историческую аутентичность, но иметь, в итоге, лишь эти самые руины? Мирский замок пошел по первому пути. Мне сложно назвать этот замок историческим, мне он показался аттракционом и современными декорациями, вариацией на тему «мы придумали, что, наверное, это было так» и подсовыванием посетителям за деньги обертки, не имеющей правильной начинки.

Стоимость входа для двоих — 28 BYN.

Внутри в помещениях я не увидела какой-либо системности. Про интерьеры не говорю, их там практически нет. Какие-то выставки, какие-то экспозиции, половина — новодел, другая половина непонятно, каким боком относится к замку. Встречались интересные вещи, но я, по большей части, гудела, как трансформаторная будка, чувствуя явный обман во всем окружающем.

Несчастный кусок исторического кирпича, который, видимо, специально не стали реставрировать, чтобы люди могли прикоснуться к аутентичности и старине. Восхититься, так сказать.

Нуууууу... Человек, который излазил десятки заброшек без какой-либо реконструкции, вряд ли впечатлится. Кто никогда не лазил — наверное, в кайф будет. Кирпич же, исторический же. Зато можно не обращать внимания, что все остальные стены закатаны в белую штукатурку, на потолках висят светодиодные лампы, другие светодиодные лампы встроены в стены без стеснения и прикрытия, пол выложен современным керамогранитом, про стеклопакеты молчу. Заходя в замок, попадаешь в современное помещение, а не историческую постройку. Для музейных экспозиций с таким же успехом можно было использовать любое другое здание — внутри не отличишь, где ты находишься.

Из действительно любопытного в музее — старые фотографии, как замок выглядел в конце 19 века. Ему, оказывается, уже тогда было очень плохо и грустненько.

Получается, что стены уже тогда представляли собой остов? Сколько же нового кирпича было использовано для реставрации? А что тогда вообще осталось от оригинала?

Печь в одной из комнат. В какой комнате, почему отреставрировали именно эту печь, что там по интерьерам, что было в этой комнате — понятия не имею. Просто взяли и точечно сделали печь.

Кое-где встречались информационные таблички с пояснениями, что это была за комната, но интерьеры всё равно вызывали вопросы и гудение по теме карательной реставрации.

Ощущение, что интерьер здесь пытались воссоздать по принципу «дорого-богато», а не в попытке найти тот стиль, который наверняка тут когда-то был. В основном, комнаты выглядят недоделанными. Всё это хорошо ощутилось и позже, на контрасте с замком в Несвиже.

Попытка воспроизвести старинные ступени. В принципе, более-менее получилось. Но это отдельные приятные элементы в общей атмосфере новодела.

Экспонаты попадаются то тут, то там, внезапно — комната с интерьером, внезапно — комната с экспонатами. В стеклянную колбу свалены печные изразцы, видимо. Жестоко с ними обошлись.

Вероятно, образец исторического кирпича.

Вероятно, образцы исторических изразцов. Попались внезапно. Экспонаты представлены бессистемно и перемешаны исторические и новодел. Кстати, «изразец» по-белорусски имеет занимательное и точное звучание — кафля.

Потом мы спустились в комнату, где были представлены кадры из разных фильмов, съемки которых проходили в Мирском замке. Долго же он простоял в развалинах. Пока мы туда спускались, мое гудение достигло максимальных значений, потому что спускались мы по современным ступеням среди светодиодного освещения и на выходе нас ждала типичная офисная пластиковая дверь белого цвета. Пластик возмутил меня так, что я аж гудеть перестала.

Кажется, исторический винный погреб, но что тут есть исторического, я не знаю.

Лучший вариант реставрации. Зачем заморачиваться кирпичом, кладкой, что-то там делать, восстанавливаться? Распечатал полотно и поставил вместо стены, идеально же. Никто не заметит, зуб даю.

Посетили тюремный подвал, сырой и холодный. Интересная и подразрушенная лестница в одной из стен была закрыта крупноячеистой сеткой. Блин, самое интересное даже не посмотреть толком. Зато в качестве аттракциона здесь лежали кандалы и стояла гильотина.

Отдельно побегали вверх-вниз по крутым лестницам башни.

Это было занимательно, но не восторженно, потому что, опять же, сложно удивить человека, который лазил в заброшках по лестницам, которые сыпятся, и непонятно, выдержат ступеньки один подъем или ты станешь последним, кто поднялся по ним. Не говорю про опасные лестницы в реставрируемой церкви, на которые я полезла только потому, что реставраторы заверили, что они безопасны, и лезли первыми. А тут — безопасная и отремонтированная лестница в башне, весь интерес которой только в том, что она узкая и крутая. Но когда ты успел расстроиться по части аутентичности здания, лестница в замке вряд ли спасет общее впечатление.

Вид на внутренний двор замка с одной из стен.

Если присмотреться, можно понять, где кирпич новый, а где — вероятно, старый, но не факт.

Здание похоже на кусок, отколовшийся от Мирского замка. Наверное, сказал, что он не может это больше терпеть и уходит жить отдельно.

Парк вокруг замка тоже походил на современную зеленую зону, а не исторический парк. Дошли до усыпальницы и вновь не увидели для себя чего-либо особо интересного. По пути от замка к парковке встретили аиста. Аист крутой и аутентичный для Беларуси.

Чтобы вернуть равновесие и умиротворение волнующейся, раздраенной душе, ушедшей в обморочную перезагрузку, взяли курс в деревню Полонечка, вновь ступив колесами Кайрона на местные двухполосные дорожки между маленькими поселениями. В Полонечке расположился заброшенный дворец Радзивиллов. Заброшки нужны для того, чтобы приводить себя в чувство после знакомства с очередным образцом карательной реставрации.

По пути проехали границу Брестской области. Фотофиксация Кайрона.

Приехали в Полонечку. Отдельно хочется сказать про деревни Беларуси — они все живые и ухоженные. В этот день мы проехали много деревень, поселков, сел, и ни в одном населенном пункте не было ощущения брошенности и запустения. Даже маленькие деревеньки Беларуси выглядят живыми. Нет брошенных деревянных домов, стоят небольшие заборчики. Очень часто между домами и автомобильной дорогой сделана широченная буферная зона, то есть дома не стоят вплотную к дороге. На домах — очень мало спутниковых тарелок. Вероятно, это всё связано с развитием сельского хозяйства и постоянной деятельностью жителей Беларуси.

В какую бы деревню ни приехал — везде идет размеренная жизнь и работа.

В Полонечке осмотрели дворец Радзивиллов. Заброшенный, но заколоченный и закрытый.

Обошли здание кругом.

Как так получается? Ведь не первый раз. Приезжаешь к заброшке, лазаешь, смотришь, и тут, откуда ни возьмись, материализуется человек, который спрашивает — может, вам дверь открыть? Внутри хотите посмотреть? Иногда мне кажется, что эти замечательные люди специально там сидят и ждут интересующихся!

Нам повезло — такой классный человек оказался и возле этого дворца Радзивиллов. Он любезно открыл нам здание, чтобы мы могли осмотреться внутри.

Внутри, увы, практически ничего не осталось. Мужчина, отвечающий, видимо, за сохранность и реконструкцию здания, посетовал, что в советское время здесь была школа и много усадебной красоты было утрачено в процессе перестроек и переделок строения под нужды школы. Из исторического здесь осталась только плитка на полу коридора первого этажа (мужчина указал нам на клейма). Сильно разворовали усадьбу после того, как школа отсюда съехала и здание осталось стоять открытым и неприкаянным.

— Чугун выносили только в путь, — грустно вздыхал и говорил реставратор. — А здесь же и перила были чугунными. Всё вынесли подчистую. Плитка вот только осталась. Раньше от входа наверх шла парадная лестница. Это школа переделала. Как видите, никакой лестницы больше нет, зато над холлом появился второй этаж. Лестницы по бокам коридора — это современные, надо же как-то наверх подниматься.

Мы прошлись по второму этажу, там ничего не осталось — пустота.

— Будьте аккуратнее, — крикнул снизу реставратор и хранитель истории, — там у нас рой сторожевых пчел.

Пчелы и вправду гудели. Но они гудели не по части карательной реставрации, а по части отсутствия таковой.

Одна из старых фотографий усадьбы, находящихся на входе в помещение.

Поблагодарили мужчину, что пустил нас внутрь, и вернулись к Кайрону. Извечный и сложный вопрос — реставрация или консервация...

В этой же деревне заехали к костелу Святого Юрия. Впервые увидела деревянную католическую церковь, очень необычно!

Это здание — перестройка в конце 19 века более старого здания, тоже деревянного. Стиль — неоготика с элементами модерна.

Из Полонечки выехали на трассу Минск-Барановичи, проехали немного в обратном направлении (в сторону Минска) и свернули в Несвиж. Перед посещением замка заехали в местную столовую и отлично покушали на 15 белорусских рублей на двоих. По ценнику чувствуется, что не «Васильки». Но было просто и вкусно, обычная такая, добротная столовая.

Кайрона припарковали возле входа в приусадебный парк, где стояла длинная цепочка других автомобилей. Еще раз порадовалась, что мы сюда приехали в будний день — а что же тут творится в выходные и праздники?

До Несвижского замка прогулялись по парку, который больше был похож на лес. Высоченные деревья, начинающие закрывать небо, грунтовые дорожки, насыщенная зелень, иногда — яркие ковры цветов... Из-за дерева вдруг выглянет памятный камень или скульптура. Парк замечательный. Не знаю, сколько в нем истории, не прочувствовала, но для прогулки и созерцания природы — шикарно.

 

Дошли до замка, где сновали маленькие толпы людей, автомобили стояли в очереди на оплату парковки (на территории замка можно припарковаться за деньги, возле входа в парк — бесплатно), строители то ли перестраивали, то ли доделывали, то ли реконструировали один из входов, на углу высилась явно свежая маленькая башенка. Замок выглядел ярким и игрушечным.

Во внутреннем дворе я опять начала гудеть, что всё это больше похоже на декорации. Вона, даже отель тут устроили.

Входной билет на двоих человек в замок — 32 BYN. Пробираясь к первому залу в начало осмотра, прошли по бетонным ступенькам и вышли в коридор, потолок которого был выложен офисными панелями со встроенными светодиодными светильниками. Тут уж я загудела не как трансформаторная будка, а как рой сторожевых пчел из дворца Радзивиллей в Полонечке. Но примерно ко второму-третьему залу мое гудение стихло. Несвижский замок определенно мне понравился.

Не, тут тоже было, на что погудеть, например, на неаутентичные ковры на паркете, которые лучше было бы убрать, чтобы был виден паркет (местами очень неплохо подобранный), на декоры в виде наклеек с орнаментами на потолках в паре комнат. Но здесь всё-таки чувствовалось, что действительно пытались сделать хорошо и возродить интерьеры в их правильном виде, чтобы чувствовалась история, чтобы можно было погрузиться в историю. Здесь более грамотно, чем в Мирском замке, были подобраны предметы старины, мебель. Об интерьерах реально задумывались — и старались сделать их такими, какими они были (во многих комнатах на информационных табличках красовались старые фотографии — легко сравнить). Здесь сумели гармонично подобрать многие детали, которые сразу не бросаются в глаза. Много предметов оказались не новодельными, а историческими. Мое мнение, если выбирать между Мирским замком и Несвижским, нужно определенно ехать в Несвиж. Здесь реставрация намного лучше. Здесь больше истории, а не аттракциона. Здесь интереснее.

Для знакомства с исторической информацией можно брать аудиогид, можно читать информационные таблички. Мы предпочли второй вариант.

Как здорово — сумели воспроизвести звезду на потолке одной из комнат.

Очень крутая комната — и здесь чувствуется стиль давней эпохи, а не нечто из серии «дорого-богато-ну-налепим-больше-экспонатов-и-будет-похоже-авось-сойдет».

Многие зеркала в Несвижском замке старые, можно определить по искажениям стекла. Много предметов 17-19 веков. Вазы, например. В отдельной комнате есть выставка старинных изделий из стекла.

Еще одна крутая комната.

В правой части фотографии видна оригинально сделанная круглая печь.

В одной из комнат была небольшая выставка камней. Мне понравилась, камушки я люблю, хоть и избалована Музеем естественной истории Татарстана в Казани. Но и здесь были симпатичные образцы, некоторые из которых оказались мне знакомы.

Копия пушки, изготовленной в несвижской литейной мастерской в 1600 году.

Несвижский замок несколько раз в течение своей истории длиной в несколько столетий подвергался разрушениям, а потом переделкам и восстановлениям, можно запутаться, какую из эпох возродили сегодня в той или иной комнате. Задуматься только — замок настолько насыщен историей и столько пережил, что масштабные восстановительные работы пришлось проводить уже в 18 веке. Потом, правда, его опять разрушили и реконструировали пару раз...

Атмосферно оформленная плита. Стоит в конце темного коридора. На стенах в нем висят электрические лампы а-ля свечи в подсвечниках, но, видимо, настоящие свечи и факелы запретили вешать по требованиям пожарной безопасности =)

Часовня (каплица) Несвижского замка. Мы задумались: оформление стен — это случайно не попытка показать, какую раньше архитектуру имело помещение? Могло так быть, что нарисованная ныне лепнина была реальной, а вместо стен высились колонны? Очень похоже, тогда можно примерно представить, какое было тут создано великолепие.

Рог для питья? Нет, это пороховница.

Одна из комнат в женской части замка.

Там же, соседняя комната с печью с гербом, в начале экспозиции есть еще более крутая печь с масштабным гербом — не сфоткала.

Парадная лестница. Огорожена — пройти туда нельзя, только посмотреть.

Если Мирский замок нас разочаровал, то Несвижский впечатлил. Начинали мы осмотр с недоверием и без особого вдохновения, но вышли из замка, в итоге, радостные и довольные.

Кайрон ждал возле парка.

Время бежало к вечеру, на сегодня у нас оставалась еще одна точка для посещения. От Несвижа мы выехали не на основную трассу в Минск, а опять ушли на местную дорожку, по которой можно добраться до Бобруйска. Проехали по ней и свернули в деревню Телядовичи.

В этой поездке мы видели много костелов. Видели деревянный костел. Видели православный храм, имеющий архитектуру костела (в Минске в Верхнем Городе). А теперь объединим: деревянный православный храм, бывший когда-то католическим костелом!

Именно такой вариант архитектуры мы увидели в Телядовичах.

Внутрь традиционно попасть не получилось, но снаружи осмотрели полностью. Особенно понравились окна — стекло местами новое, а местами явно старое.

И от Телядовичей мы наконец взяли курс на Минск. Проехали двухполосной дорогой через Узду.

Выбрались на четырехполоску из Барановичей в Минск, вскоре вернулись в столицу в гостиницу. Сбегали до кофейни за пирожными, добивая нужное ежедневное количество шагов до 16 тысяч, и отправились в номер переваривать впечатления — день получился слишком насыщенным, уж очень много всего уложили в промежуток с раннего утра до вечера. Но, на удивление, не так уж и поздно вернулись, часов в 18.

День 5.

Минск — Подмосковье.

В этот день мы не ездили за достопримечательностями, а быстренько вернулись домой. Дорога из Минска до запада Подмосковья заняла около 9 часов. Выехали из Минска в 7 часов утра. Дорога — трасса М-1, отлично сделанная, едешь себе и едешь.

Границу прошли очень быстро, на белорусской стороне нас не останавливали, на российской мельком и быстро глянули паспорта и махнули — проезжайте! Прохождение границы заняло пару минут.

В России после границы появился мобильный интернет, так что полезли читать исторические справки по всем возникшим вопросам: истории Мирского и Несвижского замков, о роде Радзивиллей, про белорусские костелы, про послевоенную историю посещенных городов. За Смоленском заехали на заправку долить Кайрону солярки.

Дома были часов в 16.

Итоги.

1. Маршрут.

Всего пробег из Подмосковья составил чуть больше 2000 км. В Беларуси пользовались, в основном, навигацией maps.me. Маршрут по Беларуси был такой:

2. Финансы.

В Беларуси мы не меняли наличные деньги, везде расплачивались российской картой Мир — без проблем. Курс был около 28 российских рублей за 1 белорусский (актуально на май 2023 года, когда и случилась поездка).

Всего на двоих за эту пятидневную поездку мы потратили 34500 руб. (все цифры привожу в российских рублях), из них:

— жилье (Могилев, Бобруйск, Минск) — 10900 руб.;

— топливо на автомобиль — 11200 руб. В Беларуси стоимость дизеля составляла около 66 рублей за литр;

— страховка на автомобиль — 1050 руб.;

— еда (обеды в кафе, пирожные в кофейнях, на завтраки закупались в супермаркетах) — 8900 руб.;

— входные билеты в музеи, замки — 2450 руб.

3. Связь.

Мы не покупали местную симку — пользовались интернетом через wi-fi, который присутствовал в кафешках и гостиницах. Для пользования вай-фаем в Беларуси нужно в каждой сети производить регистрацию, это делается посредством специальных кодов либо через SMS на номер телефона. В гостиницах на рецепции нам давали эти коды на бумажке. В кафешках делали регистрацию через российский номер телефона (приходила смс-ка с кодом) — всё окей.

4. Гостиницы.

В Могилеве мы жили в гостинице «Могилев», в Бобруйске — в отеле «Амакс Бобруйск», в Минске — в гостинице «Спутник». В Могилеве номер был страшненьким и дешевым, потому что ничего другого я не нашла в тот момент. В остальном, все гостиницы отличные, чистые, с парковками в доступности, хорошими матрасами на кроватях. Везде в номере был холодильник и полотенца с одноразовыми шампунями. И номера были просторными, со всей необходимой мебелью. Персонал на рецепции замечательный, всё быстро и по делу. У каждой гостиницы есть свой сайт, и бронь можно осуществить непосредственно через модуль бронирования на сайте, выбрав номер подешевле или подороже, а в случае необходимости связаться с каждой из них по Вацапу.

5. Цены.

Ценники, как мне показалось, в Беларуси сравнимы с Россией, ничего особенного или мега-дешевого. Жилье, скорее, дороже. И ощутимо дороже топливо — дизель стоил около 66 рублей за литр. При этом стоимость топлива на всех заправках Беларуси одинакова.

6. Кафе.

Из посещенных нами:

— в трех городах обедали в кафе «Васильки» (сеть кафе национальной кухни);

— ужинали сладкими вкусняшками в кофейнях: в Минске — «Файны Лис», в Бобруйске — «Любимое место», в Могилеве — «Bakehouse».

Везде было отлично и вкусно, рекомендую. В Несвиже нашли столовую на дороге, ведущей к замку со стороны парка (вроде улица Озерная), и там тоже было всё хорошо.

7. Понравилось?

Да =) Пожалуй, я бы вернулась в Беларусь еще раз и проехалась за архитектурой западной части страны. И поискала бы природные достопримечательности. Беларусь — приятная, спокойная и работящая страна, в которой перестаешь торопиться и отдыхаешь от безумств и напряжения не только текущей жизни, но и безумств других поездок. Место, где можно дать передышку эмоциям и набраться сил для последующей деятельности.


Дром

Комментарии

8512740
Краснодар
Ништяк 💪💪💪👍🔥
27
5
Ответить
Сергей
Севастополь
Отличный рассказ об отличном путешествии!
Тоже замечал спокойствие и аккуратность белорусских водителей.
32
3
Ответить
АМК
Страна называется Белоруссия. Что-то не видел здесь отчетов как кто-то ездил путешествовать в Дойчлянд, Суоми, Эспанью, Франсе или Хунгари.
12
64
Ответить
Алексей
А как Кайрон себя зарекомендовал на дальняк, да и как в целом?
12
1
Ответить
Алексей
АМК
Страна называется Белоруссия. Что-то не видел здесь отчетов как кто-то ездил путешествовать в Дойчлянд, Суоми, Эспанью, Франсе или Хунгари.
Возможно поэтому, что отчёты тут пишут на русском языке, а не на немецком, финском, испанском, французском и венгерском(мадьярском).
А название страны, в котором побывала автор на русском языке-Республика Беларусь. Не благодарите.
46
8
Ответить
 
Тула
Сообщений: 163
Великолепная поездка. Молодцы! В Красном береге находится еще одно колоритное место- Мемориал детям- жертвам войны (Детская Хатынь). А дворец у них работает аж с 8 утра, но до 17-00.
14
5
Ответить
 
автор
Сообщений: 187
Алексей
А как Кайрон себя зарекомендовал на дальняк, да и как в целом?
Кайрон - замечательно)) Я езжу на нем уже 8 лет, катались на нем по Приэльбрусью, Дагестану, Армении, ездили в Архангельск летом и зимой, два раза в Псков, еще в Ижевск и Глазов, Сыктывкар и Ухту, Пермь, Пензу, Саранск и т.д. Меня полностью устраивает этот автомобиль. На дальняк очень комфортный: хорошо идет по трассе, как корабль (да, задний мост сказывается на управлении, но не так, как на УАЗе, я давно не чувствую его, а вот ощущение большого вальяжного корабля присутствует); тихий; на дизеле экономичный расход (7-9 л по трассе, в горах в жару с кондиционером до 11 с лишним доходило); большой и вместительный (когда ездим вдвоем с мужем, складываем задние сиденья и делаем удобное спальное место); турбодизель с прошивкой - очень резвый. При этом на нем не страшно съехать с асфальта, я изъездила огромное количество грунтовок на том же Кавказе по горам.
В целом - ну, когда я его покупала 8 лет назад, мне сказали, что это совершенно ненадежный агрегат и я буду его постоянно ремонтировать. По факту - я сразу сделала несколько важных доработок (с модуляторами, кронштейном натяжителя, креплением переднего моста и т.д.) и вот уже 200 тысяч км, как езжу и радуюсь. Обслуживание текущее, запланированное и по пробегу. Не могу сказать, что меняю только масло и фильтра, нет, конечно, так не бывает, и в подвеске уже два верхних рычага поменяла, нижние шаровые - этакий расходник (каждые 50-80 тыс.) радиатор охлаждения два раза (второй раз, по ходу, просто некачественный попался, т.к. ставила неоригинальный), выхлопную магистраль (сгнила), последние 30 тысяч интеркулер просится в замену, сцепление, думаю, на подходе (оно еще родное). Но это нормально для авто с таким пробегом и не совсем асфальтовой эксплуатацией.
Я про него пишу на сайте drive2, если интересны все подробности: https://www.drive2.ru/r/ssangy...
28
1
Ответить
АМК
Страна называется Белоруссия. Что-то не видел здесь отчетов как кто-то ездил путешествовать в Дойчлянд, Суоми, Эспанью, Франсе или Хунгари.
Единственный союзник России, чьи граждане обижаются, когда название их страны называешь иначе чем Беларусь. По-моему, самое меньшее, в уважение их пожеланий, это называть так, как они хотят. При произношении "Беларусь", нам не приходится выговаривать с трудом. Белорусы обижаются, когда их страну называют Белоруссией.
12
5
Ответить
     
Екатеринбург
Сообщений: 104
Ура, дождался! А то на драйве из 8 частей сложнее читать. Надеюсь, постоянные читатели уже узнают вас по машине на заглавном фото. Спасибо за труды!
Мой отзыв: Volvo 940 1993
14
2
Ответить
  
Анапа
Сообщений: 11209
Спасибо !
держу хвост пистолетом
8
3
Ответить
Greds
Хабаровск
Атлична-атлична!
3
 
Ответить
  
Самара
Сообщений: 334
Спасибо. Читал взахлеб.
12
 
Ответить
Savik
Верный Вилли
Спасибо. Читал взахлеб.
ввиду занятости и длинного обширного текста , читал почти весь день ) В браузере не закрывал страницу , появится пять минут , посмотрю-почитаю , и через часик еще пять минут )
6
 
Ответить
     
Кодинск
Сообщений: 82
Как и всегда - познавательно, красочно и очень позитивно! Большое спасибо! Сразу захотелось посетить Белоруссию.👍
7
1
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1579
Как всегда - отлично! Хорошая, достойная, чистая страна. Не так много достопримечательностей, как в Италии, но, если вспомнить, что сделала с Белоруссией война...((. Кстати, вот тогда это была именно Белоруссия, как одна из республик СССР. А сейчас, наверное, правильно - Беларусь. Да и привычнее это стало, мне кажется. А вообще-то лучше не цепляться к таким вещам.
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
8
1
Ответить
Роберт Галишанов
Так хорошо пишет автор и так мало комментариев 😒
7
 
Ответить
  
Орел
Сообщений: 496
Senat03
Великолепная поездка. Молодцы! В Красном береге находится еще одно колоритное место- Мемориал детям- жертвам войны (Детская Хатынь). А дворец у них работает аж с 8 утра, но до 17-00.
Были в мае проездом с заездом.
4
 
Ответить
  
Орел
Сообщений: 496
Цитата автора............. -
7. Понравилось?

Да =) Пожалуй, я бы вернулась в Беларусь еще раз и проехалась за архитектурой западной части страны. И поискала бы природные достопримечательности. Беларусь — приятная, спокойная и работящая страна, в которой перестаешь торопиться и отдыхаешь от безумств и напряжения не только текущей жизни, но и безумств других поездок. Место, где можно дать передышку эмоциям и набраться сил для последующей деятельности.
______________
Замечательно сказано!
9
 
Ответить
    
Северск
Сообщений: 59
Спасибо за отзыв! На майские праздники опять еду в Беларусь, которую также очень полюбила за ее, верно сказано, размеренность, и естественно, за ее чистоту!
Хочу отметить, автор, возможно, не заметил, но в Беларуси очень чтут славянские традиции и знаки (орнаменты), которые встречаются везде, даже на флаге Беларуси. На асфальте, на любой сувенирной продукции!
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром